Профилактика вредные привычки у школьников. Материал по ЗОЖ (класс) на тему: Доклад Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

Вредные привычки – термин, характеризующий такой образ жизни, при котором человек осознанно наносит вред своему здоровью, занимаясь определёнными вещами, приносящими приятные ощущения. Особенно это характерно для подростков, которые ещё развиваются и не имеют чётко выработанных принципов. Профилактика вредных привычек – ряд мероприятий, которые должны проводиться в школе и других учебных заведениях, а также в семье. Ведь бороться с уже сложившимся образом жизни, даже если он несёт серьёзный вред, намного сложнее, чем предотвратить появление опасных влечений. Да и не все знают, насколько это вредно.

Разновидности вредных привычек

Специалисты выделяют множество видов вредных привычек. Какие-то из них пришли к нам из далекого прошлого, а что-то появилось лишь в последние годы. Самыми распространёнными и опасными сегодня считаются табакокурение, наркомания, токсикомания и алкоголизм. Но есть и другие. Давайте кратко охарактеризуем каждую из них.

Табакокурение – бич современности. К счастью, сегодня всё чаще ставится вопрос о том, как снизить количество людей, страдающих от этой вредной привычки. Правительство запрещает продажу сигарет несовершеннолетним, курение в публичных местах, увеличивает стоимость табачных изделий. И всё это приносит пользу, но не уберегает подростков и их друзей от пагубной привычки полностью.

Основная опасность табакокурения – быстрое привыкание и огромный вред для здоровья растущего организма. Профилактику курения лучше всего начинать с беседы подростков и их родителей. Даже если мама или папа курит, пусть поделится с сыном или дочерью, как пагубно воздействует привычка на организм и как сложно с ней расстаться. Нужно описать минусы курения, в том числе желтеющие зубы, одышку, неприятный запах изо рта, бессонницу, потливость.

Токсикомания

При токсикомании человек получает удовольствие от вдыхания паров тех или иных веществ. Справиться самостоятельно с этой проблемой очень сложно. Поэтому, если есть подозрения, что ребёнок страдает от токсикомании, следует немедленно обратиться за помощью к специалисту. Должны насторожить повышенная агрессивность, неадекватное поведение, таинственность и другие нехарактерные манеры поведения подростков. Причём внимание на эти симптомы появления вредной привычки могут обратить как их родители, так и учителя.

Алкоголизм

Основная опасность алкоголизма – незаметно вырастающая привязанность, которую сложно побороть. Так, сначала распитие спиртных напитков или пива происходит только по праздникам, потом чаще, а затем ни одна посиделка подростков или встреча с друзьями не обходится без бутылки. Здесь родителям также придётся начинать с себя. Если алкоголь – частый гость на столе, то вряд ли «душеспасительные» беседы принесут хоть какую-либо пользу.

Также важно следить, каков круг общения подростков. Если в него входят те, кто занимается спортом, имеет любимое дело, то можно не переживать. А вот неблагоприятная компания – повод насторожиться. Легче предотвратить возникновение, чем лечить человека от алкоголизма, токсикомании или наркомании.

При наркомании удовольствие получается от вдыхания, введения внутривенно, глотания или курения наркотических веществ. Подростков, имеющих такую вредную привычку, как и страдающих от токсикомании и алкоголизма, можно вычислить по неадекватному поведению. Обычно перемены замечают не только их родители, но и все окружающие. Кроме того, на руках могут появиться синяки от уколов, а глаза будут выглядеть неестественно и «стеклянно».


Даже если кажется, что подросток сможет справиться самостоятельно или употребляет «лёгкие» наркотики, от которых легко отказаться, не стоит надеяться на собственные силы. Лучше обратиться за помощью к специалистам. Ведь даже «лёгкие» наркотики вызывают привыкание и пагубно влияют не только на физическое, но и на психическое здоровье подростков. Тем более, что привыкание к наркомании в некоторых случаях может возникнуть уже после первых применений наркотического вещества.

Другие вредные привычки

К другим вредным привычкам можно отнести такие:

  • игроманию;
  • шопоголизм;
  • переедание;
  • обгрызание ногтей;
  • ковыряние в носу;
  • хруст пальцами;
  • отстукивание ритма руками или ногами и другие.

Все они опасны в разной степени. Например, ковыряние в носу и хруст пальцев приносят неудобства в большей степени окружающим людям. А игромания, хоть и отличается от алкоголизма, наркомании и токсикомании, всё равно представляет горе для всей семьи. Ведь человек, страдающий этой привычкой, может стать психически неуравновешенным или же даже потерять над собой контроль и причинить кому-то вред. К тому же человек, погружённый в компьютерный мир, перестаёт вести нормальный образ жизни, всё своё свободное время посвящает игре, тратит в ней деньги.

Влияние на здоровье человека

Очень сложно найти орган или систему в человеческом организме, которая бы не пострадала от вредной привычки, неважно, от наркомании, алкоголизма, табакокурения или другой. Тем не менее особенно опасно воздействие на состояние сердца, сосудов, головного и спинного мозга, костей и суставов, половой и дыхательной системы. Стоит помнить, что курильщик загрязняет не только свои лёгкие, но также значительно повышает риск развития атеросклероза сосудов.


Ещё более страшно влияние табакокурения, алкоголизма и наркомании на состояние здоровья будущих детей страдающей от одной из вредных привычек женщины. У таких малышей часто наблюдается отставание, проблемы с кровеносной, половой, дыхательной системой, неврологические заболевания.

Да и для окружающих человек с вредными привычками представляет немалую опасность: от пассивного курения до убийства с целью получения денег для покупки очередной дозы наркотика.

Способы борьбы с вредными привычками

В зависимости от того, какая вредная привычка нуждается в искоренении, а также насколько сам человек к ней привязан физически и психически, разнятся и методы борьбы. Например, чтобы справиться с табакокурением, алкоголизмом на начальных стадиях специалисты рекомендуют отвлечься и найти занятие, которое расслабит.

Помогает справиться с тягой к вредной привычке спорт. Неважно, что вы выберите: йогу или плаванье, бег на длинные дистанции или танцы, румбу или поднятие тяжестей. Помните, что интенсивность тренировок должна наращиваться постепенно. Лучше всего обратиться за помощью к опытному тренеру, рассказать ему о своей проблеме. Тогда занятия будут полезны и помогут достичь успеха в избавлении от сигареты или алкоголя.

Хороша работает методика откладывания сигареты на потом. К сожалению, этот метод работает лишь при начальной стадии зависимости. В случае с табакокурением после консультации со специалистом можно приобрести жевательные пастилки, леденцы, пластыри, помогающие справиться с никотиновой зависимостью. Сегодня модно также замена обычной сигареты на электронную.

Избавиться от наркомании, токсикомании и алкоголизма в запущенной стадии поможет только специализированная клиника. Комплексное воздействие психотерапии, лекарственных средств и других методик позволяет избавиться от вредных привычек навсегда. Но результат будет максимальным, только если сам человек хочет справиться с зависимостью.

Профилактические меры


Лучшая профилактика вредных привычек – здоровый и активный образ жизни. Вряд ли человек, увлекающийся танцами или греблей на байдарках, решит закурить или напиться. Поможет выплеснуть негатив, переключиться с проблем самый разный спорт.

Да и воспитание имеет огромное значение. Ребёнок, выросший в некурящей и непьющей семье, где с его малых лет ведутся беседы об опасности вредных привычек, не будет курить или увлекаться алкоголем. Но здесь огромное значение имеет ещё среда, в которой развивается подросток. Если все его сверстники пьют и курят, то против соблазна попробовать сложно устоять. Причём подростки редко осознают, как опасна та или иная привычка.

Именно поэтому так важно в школах и других учебных заведениях проводить различные мероприятия, призванные объяснить всю серьёзность проблемы, предотвратить её появление. Профилактика вредных привычек, особенно наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма, в школах и университетах может проводиться разными способами:

  • акции, концерты и другие мероприятия;
  • выступления людей, поборовших вредную привычку и вернувшихся к нормальному образу жизни;
  • плакаты, брошюры, газеты;
  • лекции и уроки, посвящённые определённой вредной привычке.

Кроме того, занятия любимым делом также послужат хорошей профилактикой. Шитьё, вышивание, бисероплетение, рисование, игра на различных музыкальных инструментах и многие другие. Прогулки и поездки в различные места, танцы, закаливание, ролики, велосипед или коньки – выбирайте, что по душе. Различные секции, кружки также займут подростка, отвлекут от пагубного влияния сверстников, сделают более выносливым, целеустремлённым.

Меры профилактики вредных привычек, включающие постоянно проводящиеся мероприятия в учебных заведениях, беседы родителей дома, а также другие меры – самый верный шаг, который поможет избежать многих бед и сохранить здоровье растущего организма. Помогите подростку найти себя в жизни, развить умения и желание познавать новое, заниматься любимым делом. И тогда вредные привычки никогда не станут проблемой для него и его близких.

о проведенных социальным педагогом и педагогом-психологом мероприятиях в рамках работы по профилактике вредных привычек и формированию навыков здорового образа жизни у учащихся КГКСКОУ СКШИ 8 вида 16 г. Николаевска –на - Амуре.

Проводя мониторинг употребления учащимися ПАВ, приходим к выводу, что количество курящих детей в школе не уменьшается. Практически в каждом из классов есть ребята, когда-либо попробовавшие и алкогольные напитки. С каждым годом возраст курящих и употребляющих алкоголь школьников молодеет.

Зачастую ребята поступают в школу уже с большим стажем курения сигарет, со сформированной зависимостью от табака. Данную ситуацию усугубляет асоциальный образ жизни родителей, которые зачастую, собственным примером формируют у своих детей неправильное отношение к психоактивным веществам.

В связи с выявленной тенденцией, а также исходя из специфики и направленности учреждения, социальным педагогом в 2011 г. была разработана программа «Подросток и закон» в которой большое внимание уделяется профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними. Ежегодно данная программа дополняется новыми методическими наработками (разработками профилактических занятий, различных заданий, тренингов и игр), а также цифровыми образовательными ресурсами (фильмами, мультфильмами, презентациями, видеороликами).

В рамках данной программы с учащимися проведен мониторинг с целью исследования характера преобладающих в их сознании представлений относительно социальных и медицинских последствий употребления ПАВ. На основе полученных результатов определяются мифические (искаженные) представления детей и подростков, нуждающиеся в коррекции. Данные результатов анкетирования «Знаешь ли ты, что такое ПАВ?» от 27.01 2015г. среди учащихся 7-9 классов приведены в таблице №1

Количество

учащихся (опрошено 57 чел.

Знаешь ли ты что такое ПАВ (психоактивные вещества)?

Да знаю, это: ______________________________________

Нет, не знаю, но хочу узнать

Мне это не интересно


ПАВ представляют угрозу для здоровья человека?

Да, конечно

Нет, это не опасно

Не знаю, но хочу узнать какую

Мне это не интересно




Употребляешь ли ты алкоголь?

Мое желание выпить зависит от настроения

Я выпиваю охотно

Я люблю выпить в веселой компании

К спиртному я испытываю отвращение

Я не употребляю алкоголь






Какие спиртные напитки тебе известны, напиши их названия:

47чел. знают названия

Какие марки сигарет тебе известны, напиши их названия:


46чел. перечислили названия сигарет

Какие спиртные напитки ты пробовал?


Какие сигареты ты пробовал?


Как часто ты куришь?



С какого возраста, по твоему, человеку можно:

Курить _______________

Употреблять спиртные напитки ________________

Наркотические вещества ______________________

это вредно в любом возрасте да / нет



С 18 лет - 8чел.

С 20 лет -6 чел.

8 чел. считают с -18 лет;

1чел. с 21 г.

Пробовал ли ты (да, нет)

Курить _________

Спиртные напитки __________

наркотические вещества, ПАВ __________


15 чел.-нет

42чел. –да

21чел. - нет

36 чел. – да

52чел. –нет

5 чел. - да

Как часто ты это делаешь?

Куришь постоянно, редко, никогда

Употребляешь спиртные напитки постоянно, редко, никогда

Наркотические вещества постоянно, редко, никогда



11ч., 20ч., 22 ч.

0 ч., 5ч., 40 ч.

0ч., 2ч., 52ч.

Как родители относятся к твоим привычкам?

Осуждают, ругают

Безразлично, им все равно



Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать, употреблять ПАВ?

Безразлично

Завидую

Осуждаю

Я сам это делаю


Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать, употреблять ПАВ?

Безразлично, мне все равно

Завидую, они выглядят по-взрослому

Осуждаю, это опасно для здоровья

У меня тоже есть вредные привычки

Согласно результатам анкетирования учащихся 7-9 классов 8, 7% школьников 13-16 лет хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. По данным анкеты учащихся 7 – у 49 % школьников сформировано крайне негативное отношение к употреблению ПАВ. Настораживает то, что 26, 3 % не задумывались над этим вопросом, 54 % школьников курят, а 8, 7% пробовали наркотические вещества. И считают что в нашей стране в целом курение, наркомания – это не самая важная проблема нашего общества и их личная проблема.

В процессе профилактической работы осуществляется коррекция выявленных искаженных представлений учащихся, а также формирование отношения к своему здоровью как к ценности. Данная работа осуществляется посредством проведения тренинговых занятий с учащимися. Занятия строятся таким образом, чтобы дать учащимся как можно больше достоверной информации о ПАВ и их влиянии на здоровье человека и жизнь в целом, а также сформировать способность к критическому мышлению, развить умение противостоять давлению окружающего их социума. Профилактические занятия посвящены обучению жизненно важным навыкам. «Профилактика употребления психоактивных веществ. Занятие – рассуждение «Как сохранить свое здоровье?». «Курение и здоровье» и «Почему люди употребляют наркотики?». Занятие « Правильно ли мы живем? Деловая игра « Я хозяин своей жизни». Занятие рассуждение « Как сохранить свое здоровье?». Беседа: Если друг оказался наркоманом.? Конкурс газет “Есть выбор – жизнь без наркотиков”.Как сказать наркотикам «НЕТ!».(Дать представление о различных формах принуждения под давлением которых подростки начинают пробовать, а затем и употреблять наркотики; научить способам отказа. Наркотики. Употребление и злоупотребление. (Показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека). Анкетирование (отношение к наркотикам). Просмотр видеороликов и документальных фильмов - проектов об употреблении ПАВ.

В соответствии с планом школы на 2014 – 2015 учебный год, годовым планом работы социального педагога, и , а также программы «подросток и закон» социальным педагогом, педагогом психологом были реализованы следующие мероприятия: В 1, 2 четверти 2014 – 2015 учебного года проведены профилактические занятия с учащимися 5 – 9 классов по следующим темам:

Мероприятие,


5 –е классы

7 - е классы

9 «а» класс

9 «б» класс

1. Профилактическое занятие. Здоровый образ жизни. «Курить – здоровью вредить!»

Цель: употребления табакокурения среди учащихся среднего звена

2.Профилактическое занятие “Вредным привычкам скажем: «Нет!» Круглый стол “Курить бросим – яд в папиросе».

Цель: профилактика употребления табакокурения среди учащихся старшего звена

3. Профилактическое занятие «Умей сказать НЕТ!» «Чем опасны алкогольные напитки?». Упражнение - групповая дискуссия.

Цель: способствовать выработке умения у учащихся 5 – 9 классов противостоять давлению среды в приобщении к вредным привычкам.

4. Просмотр документального фильма проекта «Чем опасны алкогольные напитки?». «Давайте выпьем!» (о вреде алкоголя) с последующим обсуждением. Упражнение «групповая дискуссия».

5.Просмотр видеофильма с последующим обсуждением «Сделай свой выбор!».

6. Беседа «Курение – дань моде, привычка или болезнь?»,

7.Час общения – обсуждение газетной статьи «Исповедь курящей девушки»

8. Просмотр документального фильма проекта «Общее дело» о вреде табакокурения, «Правда о табаке!» с последующим обсуждением

9. Просмотр документального фильма «10 причин, по которым не стоит пробовать наркотики» с последующим обсуждением

Всего занятий в каждом классе:

Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения и профилактики вредных привычек.

План работы социального педагога и педагога психолога по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включает следующие мероприятия: учащихся в кружки и секции учреждений и школьные; организация конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, в первую очередь из «группы риска»; и беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы рисунков и плакатов «Мы выбираем ЗОЖ», уроки - ролевые игры, творческие работы учащихся.

В кабинете социального педагога имеется подборка классных часов по правовому воспитанию учащихся, видеоматериалы по антинаркотической пропаганде, профилактике вредных привычек, ИКТ - презентации по профилактике и профилактике вредных привычек.

Следует отметить, что эффективность профилактической деятельности определяется тем, насколько у ребенка воспитана потребность в здоровом образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция. При организации профилактической работы содружество социального педагога и педагога психолога основывается на том, что чем больше у ребенка возможностей зарекомендовать себя как творческую личность, тем меньше у него проявится интерес к асоциальным явлениям.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по формированию у обучающихся потребности в ЗОЖ, профилактике табакокурения, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде в школе ведется удовлетворительно. Однако не у всех школьников сформировано негативное отношение к наркомании и алкоголизму, как к социальным проблемам нашего общества и не у всех учащихся сформирована потребность в ЗОЖ. В связи с этим, в совместной деятельности с рекомендуем:

1. Классным руководителям больше внимания уделять формированию у учащихся потребности в ЗОЖ. Ознакомить учащихся с памятками из цикла «Как бороться с вредными привычками», провести классные часы по теме « Воспитай себя сам», «Как воспитать у себя хорошие привычки», «Как избавиться от вредных привычек». Включить в план воспитательной работы на следующий учебный год и провести классные часы-тренинги по формированию устойчивого отношения к негативным проявлениям окружающей среды и воспитанию положительных привычек.

2. Социальному педагогу, педагогу психологу, разработать соответствующие памятки для учащихся.

3.Классным руководителям при проведении классных часов по формированию потребности в ЗОЖ и расширению их кругозора полнее использовать возможности библиотек и Интернета, привлекать к проведению мероприятий родителей, специалистов и общественность.

4.Включить в план работы на следующий учебный год и рассмотреть на заседаниях МО классных руководителей формы и методы воспитания у учащихся потребности в ЗОЖ, провести по обмену опытом.

Вредные привычки школьников - предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости.

Вредные привычки - проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь. Если раньше вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий момент это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые.

Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни - это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда. В чем же ценность здорового образа жизни?


На этот вопрос существует очень много вариантов ответов. Каждый человек находит в нем свои преимущества. Кто-то надеется на то, что такой образ жизни позволит продлить молодость и красоту, кого-то привлекает возможность оставаться стройным и подтянутым, прекрасно себя чувствовать.


К сожалению, не все современные подростки до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться такими же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации.

Раньше отношение школьников к вредным привычкам было в основном отрицательным. Этого удавалось достигнуть в том числе и благодаря тому, что советское министерство культуры следило за тем, о чем повествуют художественные фильмы, о чем говорится в средствах массовой информации. В те времена очень активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя.

Но пару десятков лет назад молодежь получила возможность смотреть совершенно другие фильмы, в которых главные герои представали перед зрителем с бутылкой пива и сигаретой в руке. В те времена очень активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя. В те времена американские кинокартины пользовались огромной популярностью. Школьники смотрели их и в подсознании откладывалась информация о том, что курить - это модно.

Ведь именно это демонстрируют на экране главные герои. Конечно, в формировании столь безответственного подхода к собственному здоровью виноваты не только фильмы, но и все общество в целом, и общественная идеология. Если раньше курить считалось чем-то очень постыдным, то в какое-то определенное время общество решило, что это модно. В настоящий момент уже становится очевидным, что проблемой вредных привычек, которыми страдают школьники, нужно заниматься очень серьезно. При этом важен именно комплексный подход.

Только так можно вырастить здоровое поколение, думающее о своем будущем. Итак, в чем же должны заключаться основные методы грамотного воспитания, основанного на принятии здорового образа жизни? Формирование правильных жизненных ценностей закладывается в семье. Школа, друзья и ближайшее окружение, несомненно, играют в жизни подростка немаловажную роль. Если родители хотят вырастить своего ребенка здоровым, надо заниматься его воспитанием с самых ранних лет.

Первое, о чем нужно помнить, это то, что родители должны стать для ребенка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своем примере показывать, насколько яркой и насыщенной может быть жизнь без вредных привычек. Если мама подрастающей дочери позволяет себе курить, то слова родительницы о вреде курения будут звучать достаточно комично. С самых ранних лет необходимо приучить ребенка к правильному питанию, правильному распорядку дня.

Важно показать ему, что только здоровый человек может радоваться жизни, так как плохое самочувствие отбивает всяческую охоту к веселью и развлечениям. Для того, чтобы ребенок услышал все то, что пытаются донести до него родители, они должны стать для него теми людьми, мнение которых абсолютно авторитетно. Можно подключить к этому также старших братьев, сестер и других родственников.

Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет слышал мнения всех членов семьи о здоровом образе жизни и о том, насколько он важен. Особенное внимание следует уделить подростку, вступающему в переходный возраст. В это время школьники, как никогда, склонны к самовыражению и очень восприимчивы к чужому влиянию. Лекции о вреде алкоголя, курения должны читать и учителя общеобразовательных школ.

При этом очень полезно привлекать психологов и других специалистов, которые смогут найти подход к подросткам. Пропаганда здорового образа жизни должна стать для педагогов одной из самых основных задач. Особое внимание следует уделять школьникам из так называемых неблагополучных семей. Для таких ребят педагоги порой становятся единственными воспитателями.

При разговоре с подростком очень важно делать акцент именно на том, что нужно школьнику, а не учителям, родителям. Проще говоря, не нужно описывать ему какие-то туманные перспективы того, что с ним будет через много лет, если он отдастся во власть вредных привычек, либо говорить о том, что его здоровый образ жизни нужен прежде всего семье, окружающим.

Для школьника важно осознать то, насколько ему самому нужен этот здоровый образ жизни, причем именно сейчас. К примеру, при разговоре с девочкой можно упомянуть о том, насколько непривлекательны курящие и пьющие женщины для лиц противоположного пола. Школьницы, находящиеся в переходном возрасте, уже, как правило, начинают интересоваться мальчиками. Они обязательно задумаются, насколько пагубные привычки отразятся на ее отношениях с ними.

Юной леди можно напомнить о том, что девушек, ведущих неправильный образ жизни, мальчики воспринимают скорее как «своего парня», нежели как хрупкое и беззащитное создание, которое нужно защищать и оберегать. Можно также сказать ей о том, насколько сильно стареет кожа курящих женщин. Все это нужно преподнести в достаточно ненавязчивой форме, чтобы дать возможность подростку все осознать. Чтобы завоевать доверие юной барышни и еще больше склонить ее к своей точке зрения, можно провести с ней импровизированный урок, посвященный красоте. К примеру, можно рассказать ей об уходе за кожей, о макияже. При этом обязательно нужно еще раз обозначить все те проблемы, которые могут начаться с кожей у курящей женщины. Мальчикам-подросткам можно рассказать о том, насколько вредные привычки пагубно влияют на его физическую форму.

В некоторых школах принято приглашать на подобные лекции мужчин, которые пользуются авторитетом у школьников. К примеру, это может быть известный актер или певец. Многие знаменитости соглашаются провести такие беседы абсолютно безвозмездно. Таким образом они вносят свой вклад в развитие здоровой нации. В процессе беседы с подростками важно упомянуть про свое собственное отношение к алкоголю, курению.

Можно подчеркнуть, что всего того, чего тому или иному известному мужчине удалось добиться в жизни, ему удалось осуществить после категорического отказа от алкоголя, курения. Родителям подростков следует помнить, что на их детей очень сильное влияние оказывает окружение. Важно всегда быть в курсе того, с кем ребенок общается, в каком обществе он предпочитает проводить свободное время. Если школьник связался с плохой компанией - пора бить тревогу.

В этом случае важно сделать все для того, чтобы переключить подростка на более полезное времяпрепровождение. Необходимо понимать, что все пагубные привычки человек приобретает от безделья. Когда подросток занят, ему некогда думать о вредных пристрастиях. Перед ним стоят совершенно другие цели. Именно поэтому важно рационально организовать досуг ребенка. Лучше всего отдать его в какой-нибудь кружок, либо предложить ходить на занятия, которые проводят в школе. Очень хорошей профилактикой вредных привычек служат занятия в спортивных школах. Там, как правило, собираются люди, ведущие здоровый образ жизни. Вращаясь в такой среде, подростку не захочется выделяться на фоне других спортсменов и он раз и навсегда выберет здоровый образ жизни. Любое занятие или хобби само по себе является хорошей профилактикой от вредных привычек. Школьник, увлеченный каким-либо занятием, будет тратить свободное время исключительно на него.

У него уже не возникнет желания бесцельно болтаться по улицам с сигаретой и пивом в руках. В борьбе за правильный образ жизни и учителя и родители школьников должны действовать согласованно и слаженно. Лучше объединить свои усилия. Именно так удастся достигнуть желаемой цели гораздо быстрее. Кроме того, родители всегда должны поддерживать связь с учителем, узнавать у него обо всем, что связано с их ребенком. Именно это является одним из правил достойного воспитания.

Профилактика вредных привычек у школьников - задача, которая должна стоять как перед учителями, так и перед родителями учеников. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы....

Профилактика здоровья школьника

2.4 Профилактика вредных привычек школьников

Курение - одна из самых распространенных вредных привычек у школьников, и педагог должен быть знаком с начальными проявлениями и динамикой ее развития. В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослым и чувствовать себя взрослым. Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремится подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребенок начинает курить тайком в компании сверстников, в дали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. Чтобы купить сигареты, подросток начинает "выкраивать" деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. И у большинства подростков на первых этапах курение вызывает неприятные ощущения (кашель, першение в горле, головокружение, тошноту). Подростки, часто прибегающие к курению плохо учатся, часто болеют простудными заболеваниями, у них нарушается аппетит, они становятся раздражительными и конфликтными.

Причины привыкания к курению различны. На первых порах это, как правило, подражание, затем в процессе курения вырабатывается стойкий условный рефлекс, и, наконец, главная причина - развитие при длительном табакокурении пристрастие к никотину - одной из разновидностей наркомании. При никотиномании развивается характерная наркоманическая зависимость от табакокурении, имеющая определенные стадии.

Первая стадия. Исчезновении даже при частом курении различных неприятных ощущений в организме и появления навязчивого труднопреодолимого желания курить. Переносимость никотина на этой стадии высокая и доходит до 10-15 сигарет в день. У курильщика появляется чувство якобы повышающейся при курении работоспособности, улучшения самочувствия.

Вторая стадия. Влечение к курению принимает навязчивый характер. При перерыве в курении появляются чувство психического дискомфорта, внутренняя неудовлетворенность. Выносливость к никотину повышается, и подросток может выкурить до 20-25 сигарет в день. На этой стадии появляются признаки болезненных нарушений внутренних органов: бронхиты, изменения пульса, колебания артериального давления. Появляется расстройство центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности.

Третья стадия более тяжелая стадия никотиномании. Однако на этом этапе бросить курить уже довольно трудно. Многие пытаются бросить, но вскоре возобновляют курение под влиянием различных причин: уговоры курящей компании, неприятности.

Борьбу с курением и пропаганду о вреде курения необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого средства (беседы, лекции, кинофильмы, плакаты), чтобы выработать у школьника отрицательное отношение к курению. К этой работе необходимо привлекать родителей и общественные организации.

Качества мужчины проявляются не в умении курить, но в умении рационально организовывать свою жизнь и жизнь своей семьи.

Девушки курят, по их словам, потому, что "это нравится мальчикам". На вопрос юношам, как они относятся к курению девушек, большинство положительно оценили курение девушек и лишь немногие осуждали. Когда же у юношей спросили, допускают ли они, чтобы их жена курила, почти все категорически ответили "нет". Девушкам нужно тактично объяснять, что только в случае, когда девушка для юноши просто знакомая, с которой приятно проводить время, против ее курения не возражают. Будущей жене и матери своих детей юноша не простит курения.

Когда родители и учитель убедились в том, что юноша или девушка начал курить, совершено, неуместны запреты, окрики, наказания. Чаще они не приводят к желаемому результату и срабатывают по принципу бумеранга - подросток будет курить "назло" учителю или родителям, к которым он негативно настроен.

Увлечение курением, как и другими вредными привычками и занятиями, ослабевает, если у школьника правильно организован досуг, исключено безделье, он увлекается искусством, наукой, спортом и постоянно обогащается духовно, интеллектуально, физически.

Немаловажное влияние на формирование отношение школьника к курению оказывает круг интересов и характер установок того нормального коллектива, в котором он проводит свой досуг.

Вирус чумы плотоядных

Возбудитель стахиботриотоксикоза

Своевременное обнаружение больных и исключение из рациона кормов, пораженных грибом Stachibotrys alternans, в большинстве случаев приводит к выздоровлению больных животных. Для предупреждения проводят скирдование только сухой соломы...

Болезни голосового аппарата, связанные с нарушения голосовой функции, имеют различные причины. Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей...

Здоровье человека и окружающая среда. Гигиеническая оценка вредных факторов окружающей среды

Сохранение и укрепление здоровья населения в современных условиях предполагает поиск эффективных методов и средств обеспечения его «качества жизни» Тайрова М.Р., Мельникова Н.А., Лукьянова В.Н...

Научить школьника беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей, школы и образовательных учреждений. Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей...

Здоровье школьников: проблемы и пути решения

Тревожась по поводу малейшего насморка или кашля ребенка, многие родители оставляют без внимания его неуравновешенность, дурные привычки, капризы, постоянное плохое настроение, иными словами -- состояние его нервной системы...

Кровь и ее значение

Малокровие - резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов. Различного рода заболевания и особенно неблагоприятные условия жизни детей и подростков приводят к малокровию. Малокровие сопровождается головными болями...

Лесные пожары

Главное в борьбе с пожарами вовремя обнаружить и особенно вовремя начать тушить. Выбор способов и технических средств для тушения пожаров зависит от вида, силы и скорости распространения пожара, природной обстановки...

Обмен веществ как основная функция организма человека

Нарушения обмена веществ лежат в основе всех функциональных и органических повреждений органов и тканей, ведущих к возникновению болезней...

Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика

Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности...

Профилактика здоровья школьника

Школьная гигиена - наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения. Гигиена - область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья...

Большинство ядов грибов при термической обработке или длительном хранении разрушаются. Однако токсины некоторых смертельно ядовитых грибов (например, бледной поганки) проявляют стойкость при нагревании или высушивании...

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №13»

Доклад

" Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек"

Составитель:

Недопасенко О.В.,

Классный руководитель

8 "Б" класса

Юрга 2015

Из опыта работы классного руководителя по профилактике вредных привычек»

«Поступки – плоды помыслов.

Будут разумны помыслы – будут хорошие поступки»

Грасиан-и-Моралес Бальтасар,

Испанский писатель

Вредные привычки школьников – предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережёт их от пагубной зависимости.

Если раньше вредными привычками страдали подростки-старшеклассники, то в настоящий момент это характерно для учеников средних классов. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые.

Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни – это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда.

Но не все современные подростки до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться такими же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации.

Раньше отношение школьников к вредным привычкам было в основном отрицательным. Советское министерство культуры следило за тем, о чём повествуют художественные фильмы, о чём говорится в средствах массовой информации; в те времена очень активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя.

Но пару десятков лет назад молодёжь получила возможность смотреть совершенно другие фильмы, в которых главные герои представали перед зрителем с бутылкой пива и сигаретой в руке. В те времена американские кинокартины пользовались огромной популярностью. Школьники смотрели их, и в подсознании откладывалась информация о том, что курить – это модно.

Конечно, в формировании столь безответственного подхода к собственному здоровью виноваты не только фильмы, но и всё общество в целом, и общественная идеология. В настоящий момент уже стало очевидным, что проблемой вредных привычек, которыми страдают школьники, нужно заниматься очень серьёзно.

Семья, родители, школа, друзья и ближайшее окружение, несомненно, играют в жизни подростка немаловажную роль. Мама и папа должны стать для ребёнка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своём примере показывать, насколько яркой и насыщенной может быть жизнь без вредных привычек. Важно показать ему, что только здоровый человек может радоваться жизни, так как плохое самочувствие отбивает всяческую охоту к веселью и развлечениям. Для того, чтобы ребёнок услышал всё то, что пытаются донести до него родители, они должны стать для него теми людьми, мнение которых абсолютно авторитетно. Но много ли таких родителей, которые сами не страдают вредными привычками? Вот в чём вопрос. В нашей школе нам часто приходится общаться с такими родителями.

Для наших детей педагоги являются воспитателями с раннего возраста. Поэтому формирование негативного отношения к употреблению табака и алкоголя, воспитание уважения к себе и своему здоровью, повышение интереса к здоровому образу жизни – задача, которая является обязательным элементом воспитательной работы.

Предлагаю вашему вниманию примерную разработку классного часа по профилактике вредных привычек.

КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Цели и задачи:

коррекционно-образовательная: формировать негативное отношение к табакокурению и повышать интерес к ЗОЖ;

коррекционно-развивающая: развивать познавательный интерес; расширять знания о вреде курения и о здоровом образе жизни, умение сравнивать, обобщать, правильно излагать свои мысли;

коррекционно-воспитательная: воспитывать уважение к себе и своему здоровью, чувство собственного достоинства; активные жизненные позиции негативного отношения к курению;

здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки.

Тип занятия: освоение нового материала.

Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, игра, самостоятельная работа, моделирование ситуации.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация; иллюстрации, карточки, круги из белой бумаги.

Термины и понятия: табак, никотин, пассивные курильщики.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Упражнение «Книга».

Встаньте, пожалуйста. Чтобы вам было легче работать и думать на уроке, сделаем упражнение, которое улучшит мозговое кровообращение.

Наклониться вниз, не сгибая ног в коленях, и постараться дотронуться кончиками пальцев рук до пола, задержаться в таком положении до 20 секунд.

(ученики выполняют упражнения по указанию учителя)

II. Актуализация знаний.

Вводная беседа.

Для чего человеку нужно соблюдать правила личной гигиены?

(ученики отвечают на вопросы)

Игра «Да-нет».

На доске прикреплены рисунки. Рассмотрите их, пусть девочки выберут те, где показаны правильные действия, а мальчики – неправильные. Объясните свой выбор. (Мальчик занимается спортом, девочка ест, мальчик курит, дети в позднее время смотрят ТВ, мальчик чистит зубы, девочка не причёсана, девочка причёсывается и пр.)

(ученики подходят к доске, выбирают иллюстрации и объясняют свой выбор)

III. Целеполагание, планирование деятельности на уроке.

1. Чтение рассказа «Что выбрать»

- Послушайте рассказ.

(может рассказывать подготовленный ученик)

Что выбрать

У меня есть два друга: Вадим и Толя. Вадим очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Вадим с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Вадим, или спортом заниматься, как Толя?

(ученики слушают, отвечают на вопросы)

Где место нашего героя: рядом с Вадимом или Толей?

Какое место выберете вы?

Какая же тема классного часа? («Курение и здоровье»)

Сегодня мы должны выяснить: почему же считается, что курение вредит здоровью, чем оно опасно, почему люди начинают курить и почему с этой привычкой – курением – так нелегко справиться.

IV. Освоение нового материала.

1. Причины, по которым люди начинают курить.

Почему дети начинают курить?

Некоторые дети хотят стать взрослыми раньше, чем наступает этот период. Поэтому они начинают курить, употребляют спиртное.

Курение – одна из наиболее распространённых вредных привычек.

Поднимите руку, у кого в семье курят?

Кто курит из вас?

Что вы ощущаете, находясь в одной комнате с курящими?

(Кашель, тошноту, головокружение)

2. Рассказ о вреде табака.

И это неспроста, так как в сигарете находится измельчённая трава – табак. В табаке содержится яд, и название ему – никотин. Это один из самых опасных ядов растительного происхождения.

Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли, а собака – от ½. Для человека смертельная доза составляет 2-3 капли. Посмотрите: капля воды – это много или мало?

(учитель наносит каплю воды пипеткой на стекло)

½ - это половина, ¼ - четвёртая часть этой капли. А если перевести всё это на сигареты, то для взрослого человека смертельна одна пачка сигарет, выкуренная за раз, а для ребёнка – полпачки. Это было доказано множеством фактов.

Однажды во Франции проводился чудовищный конкурс «Кто больше выкурит». В результате двое горе-победителей умерли, выкурив по 60 сигарет, а остальные конкурсанты в тяжёлом состоянии попали в больницу. Таких примеров можно привести множество. Смерть может наступить и от одной сигареты, если она выкурена впервые.

Поднимите руку, кто пробовал курить?

А кто курит сейчас?

Расскажите о своих впечатлениях, о вашем состоянии, когда вы пробовали курить первый раз.

(Высказывания учащихся по желанию)

При первом курении у человека першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту – противный вкус, темнеет в глазах, кружится голова, тошнит. Так организм борется с ядом и «говорит» хозяину: «Не губи себя! Никогда больше не пробуй!»

А если за первой сигаретой последует другая, то организм перестаёт сопротивляться, человек привыкает к курению, а потом бросить уже трудно. А отвыкать нужно! Почему?

3. Влияние курения на организм человека.

Прочитайте статью.

Влияние курения на организм человека.

Курение способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Наиболее чувствительной к табаку является нервная система, которая очень быстро «отвечает» на воздействие ядов табачного дыма. Курящие могут жаловаться на быструю утомляемость, раздражительность, головокружение, нервозность, головные боли. Неблагоприятно действует курение на органы чувств. Никотин притупляет вкусовое восприятие. Если вы курите много лет, может ухудшиться зрение и слух. Органы дыхания принимают на себя первый удар. Под влиянием табака разрушаются зубы, наблюдается обильное слюноотделение, ухудшается пищеварение, снижается аппетит. Развивается язва желудка. Пагубно влияет курение на печень, способствует развитию заболеваний гортани, глотки, пищевода, полости рта. Голос становится грубым, хриплым.

Назовите, какие органы человека страдают от курения.

Вывод: учёные и врачи доказали, что курящий человек сокращает себе жизнь, раньше умирает, чаще болеет, да и выглядит неважно: жёлтые кожа-зубы-пальцы, кашель, сиплый голос, постоянный неприятный запах табака.

4. Беседа «Пассивное курение».

А что же происходит с людьми, которые не курят, но находятся рядом с курящими людьми? (ответы детей)

Почему это происходит?

Оказывается, мы с вами становимся пассивными курильщиками. Табачный дым нам вреден не меньше, чем самому курильщику. Если курильщик несколько раз наберёт в рот дым от сигареты и выдохнет его на салфетку, то останется коричневое пятно. Это табачный дёготь – яд, который содержится в дыме. Если этим дёгтем помазать уши кролику, он заболеет и умрёт.

Что вам нужно делать, если рядом оказался курящий человек?

(Отойти, попросить не курить.)

Курят ли у вас дома, в квартире? Что вы должны сделать?

(Проветривать помещение, не находиться в этом помещении)

Оказывается, у детей из семей, где курят дома, чаще возникают простудные заболевания, бронхит и пневмония. Эти дети чаще болеют в раннем детстве, чаще пропускают школу и вообще получают меньший запас здоровья на будущую жизнь .

Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

1. Заучивание стихотворных строк.

Дым вокруг от сигарет,

Мне в том доме места нет…

2. Беседа «Борьба с курением».

Везде ли можно курить?

Во всём мире идёт борьба с табаком. Во многих странах запрещено курить на рабочем месте. Серьёзный работодатель может отказать в приёме на работу или уволить курящего.

Мы живём в России, где ещё до сих пор люди не осознали, какой вред приносит курение самому курильщику, его родным, окружающим его детям.

3. Рисование запрещающего знака.

Давайте выразим свой протест курению, - нарисуйте знак, запрещающий курение.

(Учащиеся получают круги из белой бумаги, рисуют знак.)

Самый лучший знак повесим в нашем классе, а остальные развесим по школе.

4. Моделирование ситуации.

Посмотрим сценку:

Ваня. Ура! Все наши взрослые ушли! Аня, давай попробуем что-либо интересное! Давай попробуем научиться курить.

Аня. Нет! Что ты! Это же нехорошо!

Ваня. Мне мой друг Толик говорил, что это нетрудно. Зато класс! Сидишь… Куришь… Как взрослый! Давай, Аня! Родители всё равно не узнают. А от одного раза ничего не будет!

(Смотрят сценку, предлагают свои варианты ответов)

Что бы вы ответили Ване? Объясните свой отказ.

Сейчас вы научились говорить «нет»; надеюсь, что это умение вам пригодится в дальнейшей жизни.

5. «Как бросить курить?»

А как быть тем, кто уже курит? У кого появилось желание бросить курить?

Легко ли это сделать? Некоторым, чтобы бросить курить, требуется от4 до 10 попыток. И чем меньше опыт, тем легче это сделать.

(слушают выступление, отвечают на вопросы)

6. Самостоятельная работа в парах «Лестница советов».

Составьте лестницу советов. У вас лежат карточки с советами: с чего нужно начать? Разложите в порядке выполнения действий.

Лестница советов:

Принять решение (увидеть себя без сигареты).

Купить вместо сигарет семечки, конфеты и т.д.

Сказать «нет» себе (принять решение).

Сказать «нет» друзьям, окружающим.

Выработать мотивацию (для чего я бросаю курить).

Отблагодарить себя.

(Работают в парах. Выступают с отчётом о проделанной работе)

VI. Итог урока.

1. Обобщающая беседа.

Понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Какой вывод для себя сделали?

О чём расскажете своим друзьям?

2. Акция «Меняю сигаретку на конфетку».

Предлагаю провести акцию «Меняю сигаретку на конфетку» в нашем классе.

Конфеты в награду получат и те дети, кто не курит.


Похожие публикации