Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования. Сюжетно-ролевая игра в детском саду

В последнее время родители часто озабочены вопросом раннего обучения детей. В большом почете дидактические игры, развивающие игрушки. Годовалого кроху знакомят с алфавитом, трехлетнего побуждают решать задачки и складывать слоги. При этом родители не учат своих малышей играть в магазин, "дочки-матери", больницу. Сюжетно-ролевые часто строятся по типу учебного занятия, что отбивает интерес к ним. Все это приводит к обеднению личности ребенка.

Определение

Детям свойственно желание поскорее вырасти и вместе со взрослыми принимать активное участие в общественной жизни. В силу возраста они пока не могут сами печь торты, нянчить малышей, водить машину или летать в космос. Противоречие разрешается через участие в детских сюжетно-ролевых играх.

В их центре - вымышленная ситуация. Сюжеты игр разнообразны: это и визит в салон красоты, и полет на Луну, и спасение мира Человеком-пауком. Ребенок берет на себя роль определенного персонажа и действует от его имени. Чаще всего малыши превращаются во взрослых или любимых героев. При этом игрокам приходится договариваться между собой, действовать в соответствии с ролями (мама и малыши, злодей и герой, доктор и пациент).

Развивающий фактор

Как мы видим, цель сюжетно-ролевой игры, которую неосознанно преследуют ребятишки, - моделирование социальных отношений. Вживаясь в роль, дети учатся регулировать свое поведение в соответствии с правилами общества, координировать действия с другими играющими. Все это понадобится им для дальнейшего обучения в школе. Ребенок ощущает себя активным лицом, которое может повлиять на окружающую действительность.

При этом бурно развивается воображение. Дети используют палочку вместо ложки, сооружают машину из стульев и сами сочиняют захватывающий сюжет. Игра позволяет выйти за рамки повседневности, творчески переработать полученный опыт. Для этого приходится задействовать имеющиеся знания, решать возникшие у персонажей проблемы, выражать словесно свое мнение, договариваться, переживать богатую палитру эмоций. Именно через такие игры происходит всестороннее развитие дошкольника.

Сюжетно-ролевые игры в ДОУ

Сегодня родители активно занимаются интеллектуальным развитием детей, уделяя мало времени анализу отношений между людьми. Поэтому игры современных ребятишек часто основаны на сюжетах мультфильмов или компьютерных игр. Они воспроизводят простой набор действий (например, драка черепашек-ниндзя или фей Винкс). Отношения между действующими персонажами примитивны. Жизнь взрослых в игре представлена небольшим набором ситуаций: "Больница", "Парикмахерская", "Магазин", "Семья".

Исправить это положение может воспитатель детского сада. Сюжетно-ролевым играм по ФГОС должно отводиться одно из ведущих мест в образовательном процессе. При этом важно соблюдать следующие принципы:

  • Воспитатель превращается в равноправного партнера по играм.
  • Эту роль он выполняет постоянно, по мере взросления детей усложняя сюжет, расширяя их представления об окружающем мире.
  • Необходимо с самого начала ориентировать ребятишек не только на воспроизведение действий, но и на смысл происходящего, отношения между персонажами.

Руководство игрой

Уже доказано, что умение играть не возникает у ребенка спонтанно. Поэтому так важна роль воспитателя при организации сюжетно-ролевых игр в детском саду.

Прежде всего, он должен познакомить ребятишек с окружающей действительностью. Игра в повара будет намного интереснее после экскурсии на кухню, поводом для игры в полярников может стать прочтение книг о Северном полюсе. Затем готовятся необходимые атрибуты, нередко с привлечением к этому самих детей.

Организуя игру в младших группах, педагог берет инициативу на себя. Он продумывает сюжет, распределяет роли между воспитанниками, сам превращается в одного из ключевых персонажей. Однако, если так происходит каждый раз, детская инициатива, свободное творчество гасятся.

Поэтому важно создать условия для возникновения самостоятельных игр. Чтобы способствовать этому, педагог через некоторое передает свою роль одному из воспитанников. Или предлагает проблемную ситуацию, найти выход из которой дети должны самостоятельно.

Классификация

В педагогике выделяют пять видов сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  1. Бытовые игры, воспроизводящие семейные отношения (приготовление обеда, день рождения ребенка, купание куклы).
  2. Общественные игры, связанные с профессиональной деятельностью людей (школа, полет на самолете, строительство дома).
  3. Патриотические игры, когда малыши представляют себя участниками войны или отважными космонавтами.
  4. Игры, в основу которых ложится сюжет сказки или мультфильма.
  5. Режиссерские игры, когда ребенок придумывает историю и разыгрывает несколько ролей одновременно при помощи игрушек.

Определяемся со сценарием

Выбор сюжета во многом зависит от склонностей и интересов детей. Педагог заранее готовится к игре, в этом ему поможет составление плана-конспекта. Обычно он имеет следующую структуру:

  • Выбранная тема, возраст дошкольников.
  • Цели и задачи, которые будут решены в процессе игры.
  • Необходимые атрибуты.
  • Роли и действия, связанные с ними. Например, посетители в кафе делают заказы, обедают, общаются, расплачиваются перед уходом. Администратор встречает и рассаживает их, руководит персоналом. Официант принимает заказы, передает их на кухню, разносит еду и собирает деньги. Повара готовят блюда, передают их официанту.
  • Возможные диалоги между персонажами. Важно, чтобы дети учились вежливо разговаривать, культурно вести себя в общественных местах.
  • Приблизительный план сюжетно-ролевой игры. Он должен быть интересен детям и допускать внесение изменений. Так, в кафе можно организовать игровую зону для посетителей с детьми, пригласить музыкантов.

Атрибуты

Доктору требуются инструменты и белый халат, повару - посуда, шоферу - автомобиль. Правильно организованная среда в группе способствует развитию детской игры. Воспитателю следует запастись атрибутами для сюжетно-ролевых игр:

  • Готовыми наборами врача, кассира, слесаря и т.д.
  • Бросовым материалом: сломанными приборами, коробками и банками от продуктов, пузырьками из-под лекарств, флаконами из-под кремов, масок, шампуней. Все это пригодится для игр в домик, аптеку, магазин, салон красоты.
  • Самодельными предметами. Микроволновая печь из коробок, пирожные из поролоновых губок, удочки из прутьев... Такие атрибуты для сюжетно-ролевых игр старшие дошкольники могут изготовить своими руками.
  • Костюмами продавцов, полицейских, парикмахеров и моряков. Их можно сделать из старых рубашек или выкроить накидки из подкладочной ткани. Окончательно прояснит принадлежность костюма соответствующая надпись или символическое изображение профессии.
  • Масками, настоящими и самодельными, коронами, головными уборами, платками.

Чем младше ребятишки, тем больше атрибутов им требуется для игры. Старшие дошкольники способны сами проявить фантазию и найти предметы-заместители.

Ясельная группа

Дети раннего возраста только учатся манипулировать игрушками. Организация сюжетно-ролевой игры пока невозможна, так как малыши не умеют взаимодействовать друг с другом. В течение первого полугодия воспитатель учит их производить простые игровые действия: качать куклу, катать машину, кормить мишку. При этом активно используются предметы-заместители: брусок вместо утюга, кусочки бумаги вместо каши. Игры предполагают задействование одного ребенка или группы малышей, каждый из которых выполняет одинаковое действие.

Со второго полугодия педагог учит выстраивать цепочки из двух-трех ситуаций: куклу надо покормить, а потом укачать и уложить в кроватку. Сначала он сам проигрывает сюжет на глазах детей. Затем, покормив куклу, просит одного из малышей укачать ее, а другого - отнести в постель и укрыть одеялом. Все действия должны быть хорошо знакомы ребятишкам из собственного опыта.

Младшая группа

Приблизительно с 2,5 лет появляются зачатки сюжетно-ролевой игры. Целью малыша становится воспроизведение действий определенного персонажа (мамы, доктора). При этом он еще не обозначает свою роль словесно. На этом этапе важна целенаправленная работа педагога.

Внимание ребятишек по привычке приковано к предметам: они увлеченно перевязывают больному руку, ставят градусник. Взрослый должен переориентировать их на взаимодействие с партнером по игре. С этой целью используется минимум игрушек, чтобы они не отвлекали внимание. Для вживания в нужную роль широко применяются специальные костюмы, маски. Взрослый первоначально сам становится партнером ребенка, побуждает его вступить в диалог, а затем уступает свое место другому малышу.

К четырем годам дети уже осознанно принимают на себя ту или иную роль, строят простейшие диалоги со сверстниками, выполняют специфические для своего персонажа действия. Сюжеты игр берутся из жизненного опыта малышей: поездка на машине, поход в гости, посещение врача, покупка продуктов в магазине.

Средняя группа

В возрасте 4-5 лет дети осваивают сюжетно-ролевые игры с несколькими персонажами, учатся ориентироваться в отношениях между ними. Желательно, чтобы сюжет предполагал наличие одного главного героя (например, ветеринара) и 2-3 второстепенных (медсестра, хозяева животных, аптекарь, продающий выписанные лекарства).

Отлично, если персонажей больше, чем детей. Тогда по ходу игры им придется менять свое поведение, изображая то матроса, то водолаза. В конце можно ввести еще одну роль, аналогичную основной. Так, если обыгрывается путешествие на корабле, можно организовать встречу с проплывающим мимо судном. Капитаны расскажут друг другу о своих приключениях, а дети глубже осознают взаимоотношения различных ролей.

Любимыми играми этого возраста остаются "Больница" и "Магазин". Однако педагог должен расширять опыт детей, знакомить их с новыми ситуациями: "Скорая помощь", визит в зоопарк, экскурсия по городу, посещение театра. Сюжет не продумывается воспитателем заранее, а развивается по законам импровизации.

Сюжетно-ролевая игра в старших группах

Согласно нормам, пятилетние дети должны сами выступать инициаторами игр на различные темы. Причем сюжеты берутся как из собственного опыта, так и из книг, фильмов. Дошкольники превращаются в пиратов, покоряют Марс, отправляются в кругосветное путешествие. Они глубоко вживаются в роль, испытывают те же эмоции, что и их персонажи. Перед игрой самостоятельно договариваются о сюжете, распределяют роли. В этом случае воспитатель должен превратиться в заинтересованного наблюдателя.

Однако современным детям трудно подняться на такой уровень игры. Часто они воспроизводят одни и те же знакомые схемы, позаимствованные из телевизионных передач. Сюжетно-ролевые игры в старших группах оторваны от реальности, содержат много агрессии. И здесь требуется планомерная работа воспитателя по обогащению детского опыта.

Действуем с умом

Если игры старших дошкольников бедны по содержанию, причин тут две: неразвитое воображение и недостаток знаний. Поэтому воспитателю необходимо расширять представления детей об окружающем мире через чтение книг, просмотр мультфильмов, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.

Чтобы дети быстрее включились в новую сюжетно-ролевую игру, вместе с ними подготавливается группа, создаются макеты корабля, дома, ракеты. Важно с самого начала задать тон, предложить детям интересную игровую ситуацию. Ключевые роли лучше раздать ребятишкам с богатой фантазией. Во время игр воспитатель не должен называть реальные имена детей, все указания и замечания делаются с учетом выбранного сюжета. Сам он вскоре выходит из игры, вмешиваясь в двух случаях:

  • При возникновении конфликта.
  • При угасании интереса к игре. В этом случае можно предложить неожиданный поворот сюжета (на корабль напал огромный спрут) или ввести нового персонажа (в парикмахерскую приходит Баба-яга).

Задача взрослых - не допустить исчезновения из жизни детей сюжетно-ролевой игры. Ведь именно через нее происходит социализации ребенка, развиваются воображение, умение регулировать свое поведение в соответствии с исполняемой ролью.

Участвуя в играх с бытовыми сюжетами, дети осваивают систему взаимоотношений в семье, учатся выполнять свои домашние обязанности, овладевают навыками самообслуживания.

Идем на прогулку

Цель : учить детей, собираясь на прогулку одеваться по погоде, подбирать удобную одежду и необходимые аксессуары; развивать словарный запас (названия предметов одежды); воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки эстетического созерцания.

Перед прогулкой воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришли новые друзья. Ребятам предлагается познакомиться с куклами. После этого воспитатель предлагает взять кукол с собой на прогулку, но для этого надо помочь им правильно выбрать одежду по погоде.

Дети делятся на группы, каждая из которых должна одеть одну куклу. Сначала им нужно правильно выбрать и назвать предметы одежды (в наборе должна быть представлена одежда для всех времен года). Желательно, чтобы дети объясняли свой выбор.

После того, как вся одежда собрана, нужно обсудить порядок одевания кукол и перейти к его выполнению. Особенное внимание следует уделить застегиванию одежды и завязыванию шнурков или ленточек.

Когда все группы справились с заданием — дети сами одеваются и идут на прогулку вместе с куклами. Вернувшись назад, они должны раздеть кукол, комментируя свои действия.

Дочки-матери

Цель : побуждать детей воспроизводить семейные отношения и творчески их интерпретировать; знакомить с широким спектром домашних обязанностей; раскрывать нравственный смысл поступков взрослых; воспитывать чувство взаимопонимания, заботы о ближних.

К участию в игре привлекаются и мальчики, и девочки. Обычно они выполняют роли родителей или бабушек, дедушек и других взрослых родственников. Роль детей отводится куклам.

Сначала все вместе должны воссоздать домашнюю обстановку: расставить мебель, разложить вещи. Также детям нужно договориться, кто какие роли будет выполнять. Воспитатель может лишь наблюдать за этим процессом и помогать решить конфликтные ситуации. Лучше всего не пускать игру на самотек, а предлагать детям «прожить» конкретные ситуации:

  • «Собираем детей в садик»;
  • «Выходной день»;
  • «Большая уборка»;
  • «Ремонтируем табурет»;
  • «За обеденным столом» и т.д.

Ход игры должен предполагать не только общение между детьми, но и содержать элементы труда. Перед игрой можно прочитать детям рассказ на семейную бытовую тему, а потом обсудить его и предложить продемонстрировать правильную модель поведения в описанной ситуации через игру.

В гостях у Мойдодыра

Цель : формировать у детей гигиенические навыки, расширить их знания о приемах пользования предметами гигиены; приучать ежедневно выполнять гигиенические процедуры; воспитывать чистоплотность, желание беречь свое здоровье.

В начале игры воспитатель сообщает детям о том, что к ним в группу принесли посылку от Мойдодыра. Если нужно, можно рассказать о том, кто это такой, показать мультфильм или прочитать одноименную книгу и рассмотреть ее иллюстрации.

Можно предложить ребятам разыграть сюжет утренних сборов в садик или вечернего туалета перед сном.

Встречаем гостей

Цель : научить детей готовиться к приему гостей, делать уборку, правильно сервировать стол; развивать навыки сотрудничества; прививать потребность постоянно поддерживать чистоту.

Воспитатель предупреждает детей, что к ним сегодня придут в гости ребята из другой группы. Поэтому нужно хорошо подготовиться к их приему.

Есть два варианта проведения игры:

  • дети делятся на группы, и каждая выполняет отдельное задание (убрать, накрыть стол, продумать, чем занять гостей);
  • дети действуют коллективно, и все задания выполняются поочередно.

После подготовки дети принимают гостей.

К этому типу игр еще относятся такие «У меня есть младший брат», «Маленькие питомцы», «Собираем урожай ».

Сюжетно-ролевые игры на производственные темы

Картотека сюжетно ролевых игр в старшей группе по ФГОС с целями включает сценарии на производственные темы. Даная группа игр направлена на ознакомление детей с профессиями, особенностями трудовой деятельности, основными производственными процессами.

Утро в детском саду

Цель : познакомить детей с обязанностями сотрудников детского сада; ; воспитывать уважение к труду, желание оказывать посильную помощь.

Для этой игры необходимо провести предварительную подготовку. Детям предлагается в течение нескольких дней понаблюдать за действиями персонала во время утреннего приема воспитанников, завтрака или каких-либо других событий, предназначенных для последующего воспроизведения.

Игра начинается с беседы о том, люди каких профессий работают в их детском саде. Можно кратко обсудить обязанности каждого из них. После этого следует провести распределение ролей, . Посетителями детского сада будут игрушки и куклы.

Для начала детям ставятся конкретные задания: смоделировать встречу воспитателем детей, приготовить завтрак и всех накормить, провести утреннюю гимнастику и т.д. Ведущий следит за взаимоотношениями между детьми, учит их вежливо общаться друг с другом, знакомит с устоявшимися формулировками приветствия, озвучивания команд.

Магазин

Цель : познакомить с особенностями профессиональной деятельности работников магазина; развивать диалогическую речь; формировать навыки согласовывать свои действия с другими сверстниками; воспитывать аккуратность, общительность, вежливость.

На подготовительном этапе рекомендуется совершить экскурсию в магазин и понаблюдать за разгрузкой товара, расстановкой его на полках, продажей и покупкой. Можно предложить ребятам рассказать о том, как они с родителями совершают покупки в магазине. Если у кого-то родители работают в магазине, нужно расспросить об их профессиональных обязанностях.

  • выбрать и купить нужный товар;
  • получить консультацию у менеджера;
  • правильно упаковать покупки;
  • вернуть некачественный товар.

Игру можно проводить несколько раз, предлагая детям посещать разные товарные отделы.

Больница

Цель : вызвать интерес к профессиям врача, медсестры; расширить знания детей об обязанностях медперсонала; развивать умения совершать опрос; воспитывать сопереживание, стремление заботиться о других, оказывать помощь.

Проведению игры может предшествовать посещение медицинского кабинета, слушание рассказов на соответствующую тему. Дети расскажут о своем опыте обращения к врачу.

Все участники игры распределяются по ролям и обсуждают их обязанности: доктор (проводить осмотр, выслушивает жалобы и назначает лечение), медсестра (оказывает первую помощь, проводит процедуры), пациенты (изображают симптомы болезни). Нужно не забывать об использовании спецодежды.

Можно разыгрывать такие сюжеты:

  • на осмотре у доктора;
  • заболело горло;
  • порезал палец;
  • идем на прививку и т.д.

В ходе игры следует обращать внимание детей на выражение сочувствия пациентам, проявление заботы о них.

Тематика подобных сюжетно-ролевых игр обширна. Детям очень нравятся игры «Школа», «Стройка», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Пиццерия», «Полиция», «Пожарники», «Космонавты» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры на общественные темы

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе включает сюжеты, в которых разыгрываются различные ситуации в общественных местах, компании друзей. Привлекая детей к играм этой группы можно сформировать у них навыки общественного поведения, коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

Зоопарк

Цель : учить правилам поведения в зоопарке; расширить знания о животных, их предпочтениях в пище и повадках; развивать словарный запас (названия животных); воспитывать любовь к животным.

Воспитатель объявляет детям, что они пойдут на экскурсию в зоопарк и выясняет, что они знают об этом месте. Далее ведущий знакомит ребят с порядком покупки билетов и предъявления их на входе. После объяснений такая ситуация разыгрывается детьми.

Основная часть игры — это знакомство с правилами поведения в зоопарке и беседы о животных, которых они там встретят. Особенно нужно обратить внимание детей на соблюдение техники безопасности при общении с хищниками.

День рожденья у Машеньки

Цель : познакомить детей с правила приема гостей; расширить знания о том, как нужно дарить и принимать подарки; учить сервировать праздничный стол; формировать коммуникативные навыки; воспитывать вежливость, внимательное отношение к товарищам.

Сюжет игры заключается в том, что Машенька собирается отмечать свой День рождения и приглашает всех ребят к себе в гости. Данную игру можно разделить на несколько частей:

  • собираемся в гости;
  • подбираем поздравления;
  • принимаем подарки;
  • угощаем гостей;
  • развлечения на Дне рождения.

В конце игры можно опросить детей, что им больше всего понравилось на празднике.

Улица

Цель : разучивать правила поведения на улице в качестве пешехода или водителя; учить распознавать знаки и сигналы светофора, реагировать на звуковые сигналы; развивать умения действовать по алгоритму, контролировать свое поведение; воспитывать чувство ответственности, толерантность.

Проведению игры предшествует большая подготовительная работа. В течение нескольких прогулок воспитатель знакомит детей с общим видом улицы, разновидностью зданий и их предназначением, различными машинами, которые ездят по улице (в том числе и специализированными автомобилями).

Поскольку уличное движение очень сложное, с большим количеством участников и правил, рекомендуется такую игру проводить в виде рассказа с иллюстрированием. После распределения ролей воспитатель начинает описывать «жизнь» улицы, а дети ее инсценируют. Таким образом получится объединить разрозненные события в единый сюжет.

Реплики могут быть следующими:

Сережа подошел к светофору. На светофоре загорелся красный свет. Что нужно сделать мальчику? Правильно, подождать. Мимо него проезжают машины.

Теперь загорелся зеленый свет светофора. Что делает Сережа? (Переходит) Как это правильно нужно сделать? (По пешеходному переходу).

Дети не просто отвечают на вопросы воспитателя, но и осуществляют озвученные действия. Лучше в этой игре выбирать два-три главных героя, которые должны выполнить конкретное задание: добраться в школу, проехать до больницы и т.д. Остальные исполняют роль массовки.

Также можно предложить детям такие игры «Идем в кафе», «Мы спортсмены», «Библиотека», «Цирк» .

Принимая участие в сюжетно-ролевых играх, дети расширяют свои знания об общественных отношениях, формируют навыки взаимодействия, учатся находить выходы в различных ситуациях. Благодаря такой игровой деятельности для ребят создается эффективная социальная обстановка, содействующая развитию личности каждого в соответствии с их индивидуальными особенностями и творческими склонностями.

Текст: Марина Гладко, Фото: Денисова Татьяна Владимировна, Болдышева Елена Сергеевна, учителя-логопеды, ГБДОУ Детский сад №74, г. Санкт-Петербург из статьи .

Конспект «сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

для старшей группы

Составила: воспитатель Резаева И.А.

Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Способствовать совместным играм детей и родителей в домашних условиях.

Задачи:

1.Дать элементарные знания о работе сотрудников детского сада.

2.Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации.

3.Развивать чувство коллективизма и интерес во время игры.

4.Расширять знания детей.

5.Воспитывать дружеские отношения, уважение к труду взрослых.

Предшествующая работа . Ежедневные режимные моменты в детском саду, дидактические игры с куклой. Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/сада. Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя (физ. рук.). Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача, беседы из личного опыта детей. Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни.

Игровой материал : куклы, игрушечная посуда, мебель, предметы - заместители, набор медсестры (градусник, шприц, вата, витаминки).

Игровые роли: повар, медсестра, воспитатель, музыкальный работник.

Ход игры:

Посмотрите, как много групп в нашем д/с, в них очень много детей. Кто же заботиться о том, чтобы детям жилось в д/с хорошо и весело? (ответы детей).

После экскурсии воспитатель предлагает поиграть в детский сад.

Сначала педагог сам показывает действия с предметами.

Например, играя роль медсестры, воспитатель подготавливает необходимые предметы: градусник, шприц, вата, витаминки, при этом, используя предметы- заместители. После этого предлагает одному из детей показать, какую работу выполняет медсестра (делает прививки, массаж, измеряет температуру…) так педагог может разыграть несколько ролей.

Дети распределяют роли между собой.

Алина: Я буду музыкантом, буду учить кукол петь песни и танцевать.

Воспитатель: А кем будет работать Вика?

Вика: Я буду медсестрой! (выбирает себе атрибуты).

Дети начинают действия с куклами, выполняя каждая свою роль. Воспитатель подсказывает детям, что куклам после занятия пора собираться на прогулку, а кукле Оле идти к медсестре на массаж и т. д

На протяжении игры педагог напоминает о режимных моментах детского сада и способствует объединению отдельных действий в единую сюжетную линию.

Итог игры:

Ребята, в какую игру мы играли?

Какие профессии людей работающих в детском саду вы знаете?

Кем вы сегодня были?

Вы теперь знаете, что все работы очень,важны.

Вам понравилось играть?

Давайте поменяемся ролями и снова поиграем.


Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников

Руководство сюжетно-ролевой игрой в старшей группе (картотека игр).

Игра «Детский сад».

Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей - стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад».

Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, няня, повар.

Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседуют с медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает знания, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д. Далее воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может выступить в игре как равноправный партнер, выполняя главную или второстепенную роль, косвенно влияя на изменение игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений. К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «заведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу». После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому дают рекомендации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада». После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д. По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.

Игра «Семья».

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.

Игровые роли. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

Ход игры. С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки). После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.

Игру «Когда мамы нет дома» можно организовать совместно с младшими детьми, предварительно объяснив цель совместной игры: научить малышей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом.

В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья , починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

В сюжеты любимых детских игр педагог должен вносить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, металлофон, бубен, трещетки , дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают стихи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует предварительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить кто и что будет делать на празднике.

Также педагог может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр, например: «Семья» и «Школа».

Игра «Школа».

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.

Игровой материал. Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия в школу. Беседа с учителем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми подготовительной группы.

Игровые роли. Учитель, ученики.

Ход игры. Перед тем как начать игру, воспитатель организует экскурсию в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с ними. Также необходимо провести ребят по всей школе: показать классы, столовую, мастерские, раздевалку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о школе. Потом для дальнейшего обогащения знаний о школе воспитатель читает детям произведение Л. Воронковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.). После этого следует беседа о том, что значит быть школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д. Также педагог помогает детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Совместно с детьми педагог может изготовить атрибуты для игры: журнал для учителя, повязки для дежурных и т. д. В процессе игры при постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество и сообразительность детей, поощряет сооружение взаимосвязанных построек (улица, школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в постройках вспомогательный материал (шнуры, колышки, дощечки, шишки, проволоку и др.). Приемы руководства данной игрой различны: исполнение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка школы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они действуют в соответствии со своими избирательными интересами (проводят уроки чтения, физкультуры, математики). Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, педагог должен косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Воспитатель также должен способствовать воспроизведению в играх бытового и общественно полезного труда взрослых. Закреплять знания Правил дорожного движения (дорога из дома в школу и обратно), объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр: «Семья» - «Школа» - «Дорога в школу» - «Путешествие по городу».

Игра «Путешествие».

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны.

Игровой материал. Строительный материал, технические игрушки: заводные машины, катера, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки», набор игрушечных животных и птиц, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия на речной вокзал, на теплоход. Беседа с милиционером, работниками флота, тружениками села. Чтение произведений М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, милиционер!»; М. Маркова «Про Топку-моряка»; Ф. Льва «Мы плывем на самоходке»; Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню»; П. Донченко «Петрусь и золотое яичко»; Г. Юрмина «Все работы хороши!»; С. Баруздина «Страна, где мы живем»; А. Членова «Как Алешка жил на Севере»; Б. Житкова «Что я видел?». Изготовление атрибутов для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок»; лепка из разноцветного пластилина судов с разными «огнями».

Игровые роли. Милиционер, начальник порта, кассир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, доярка, птичница, оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники, садоводы и т. д.

Ход игры. Игра «Путешествие» является одной из любимых детских игр. Ее можно реализовывать в различных вариантах, например: «Путешествие по городу», «Путешествие по реке», «Путешествие в деревню», «Мы отправляемся на Север», «Мы едем на юг» и др.

Начиная игру «Путешествие по городу», воспитатель прежде всего может провести экскурсию с целью ознакомления с достопримечательностями города, постройками, с работой милиционера и т. д. В группе обсудить виденное, обобщить знания, ответить на интересующие детей вопросы. Затем педагог может познакомить детей с произведениями М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, милиционер!». Обсудить нравственный смысл деятельности людей, характер их взаимоотношений. Совместно изготовить атрибуты для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок». Далее педагог может предложить детям соорудить постройки по представлению и образцу (рисунок, фотография, схема). При обыгрывании постройки использовать мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, предметы (электрический фонарик, насос). Во время самостоятельной игры детей педагог учит подбирать нужный игровой и рабочий материал, договариваться о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться игрушками, играть дружно, помогать товарищу.

В игре «Путешествие по реке (озеру, морю)» роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотношениях речников. В этой игре педагог подводит детей к возможности объединить несколько сюжетных линий. В ходе могут появляться «почта», «магазин», «медпункт» и др.

Подготовку к игре «Путешествие в деревню» педагог начинает с чтения произведений Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню», П. Донченко «Петрусь и золотое яичко», Г. Юрмина «Все работы хороши!», рассматривает с детьми иллюстративный материал, рассказывает на тему «Что я видела в деревне», проводит беседу «О труде работников села». С целью воплощения в игре положительного игрового поведения педагог может обсудить с детьми характеристику тружеников колхоза, например, доярка встает рано, чтобы успеть подготовить корм для коров и телят, поит их и моет, доит коров, помогает в работе своим товарищам и т. д.

Педагог предлагает детям примерные сюжеты игр:

«Уборка урожая в колхозе», «Наша животноводческая ферма», «Праздник урожая в колхозе», «В гостях у бабушки», «Экскурсия на птицеферму», «Концерт для тружеников села», помогает детям в составлении планов-сюжетов, в отборе эпизодов, которые можно включить в игру, в выделении действующих лиц (персонажей). После игры педагог совместно с детьми обсуждает поведение участников: средства передачи роли, ролевые отношения, умение выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений).

Для создания интереса к сюжету игры «Мы отправляемся на Север» ребятам воспитатель может прочитать «письмо» из Якутии с приглашением в гости, показать открытки с изображением жизни людей на Севере или кратко рассказать об отдельных якутских городах и селах, предложить ребятам «отправиться» в путешествие на Север, порекомендовать, чтобы они обсудили отдельные роли, раскрыть нравственный смысл труда взрослых людей (оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники и др.). В целях создания устойчивого интереса к теме игры педагог может предложить ребятам рассматривание иллюстративного материала, составить рассказ на тему «Что я видел?», чтение произведений, например, С. Баруздина «Страна, где мы живем», А. Членова «Как Алешка жил на Севере»), Б. Житкова «Что я видел?».

Вызвать интерес к сюжету игры «Мы едем на юг» можно чтением письма от детей-грузин и показать фотографии, открытки, игрушки.

Игра «Российская Армия».

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Игровой материал. Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсии к памятникам, к местам боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Составление альбома о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники.

Игровые роли. Танкист, солдат, медсестра, капитан, матрос.

Ход игры. Данная игра может быть представлена в различных вариантах: «Танкисты», «Боевая пехота», «Военные корабли» и т. д.

В первую очередь при подготовке к серии игр детей старшей группы необходимо познакомить с памятниками, которые увековечивают подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники-пушки, памятники-Танки, памятники-самолеты, памятники-корабли, установленные в честь освобождения родного края. С детьми педагог должен организовать экскурсии к местам боевой славы. После экскурсии воспитатель беседует с ребятами о Российской Армии, чтобы сформировать у них представление о том, что люди чтят память героев. Во время беседы педагог должен рассказать об улице родного города, которая носит имя героя-танкиста, героя-летчика, героя-матроса и др. Также воспитатель знакомит детей с изображением различных типов военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль и др. Затем педагог может прочитать детям рассказы Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Совместно с воспитателем и с родителями ребята могут составить альбом о воинах-героях. Также педагог предлагает детям нарисовать танк, самолет, военный корабль, боевую машину, бинокли, слепить танк или корабль. Затем воспитатель может предложить коллективную постройку по выбору: танк, военный корабль и др. Во время постройки он должен обращать внимание на зависимость формы постройки от его назначения, учить детей совместно обсуждать план сооружения и организацию предметно-игровой среды. Совместно с педагогом и детьми подготовительной группы ребята могут подготовить атрибуты для игры: пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы. Затем воспитатель может организовать военно-спортивные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков, моряков. Детям предлагается выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения педагог организует на участке детского сада. Воспитатель сначала берет на себя роль «Командира», он следит за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечает лучшее исполнение роли, поощряет достижения нерешительных детей. Повторяет упражнения с тем, чтобы добиться нужного результата. Исполнение ролей «солдат» требует от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» обязательно надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» нужно отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Мед-144 сестры» также должны быстро действовать, уметь выполнить задание. Перед каждой игрой воспитателю с детьми необходимо проводить разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. В таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, при этом важное значение имеет согласование их действий. Общение со взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняют. Чтобы придать игре целенаправленный характер, педагогу можно разработать карту-схему и с ней ознакомить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, где стоянка корабля, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте - штаб, госпиталь. Педагог выделяет на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница). Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге воинов в родном городе возникают сюжеты игр типа «Танкисты освобождают город», «Переправа через реку». Например, цель игры: «танкистам» и «пехотинцам» надо уничтожить вражеские танки. Педагог рассказывает, что путь труден и опасен. Бойцам надо перейти через речку по поваленному бревну, затем перепрыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк тогда считается уничтоженным, если есть попадание в мишень. «Раненым» солдатам оказывают помощь «медсестры». После победы «солдат» радостно встречает население освобожденных городов и сел. Игра может повторяться в разных вариантах и проходить не только на территории детского сада, но и на берегу реки, в парке, сквере. Это дает возможность шире использовать природный материал и естественные преграды. В этой игре обязательно должна быть взаимосвязь творческой и спортивной игр. При последующем проведении игры педагог может предложить следующие сюжеты: «Экипаж Н. Гастелло на задании», «Спасение челюскинцев», «Валерий Чкалов и его боевые друзья готовятся к перелету», «Шторм в море. У пассажирского судна потеряна связь с землей», «Аварийно-спасательный отряд Черноморского флота», «Военный корабль защищает город», «Авианосец «Смелый» на учении» и др. Всегда после окончания игры педагог должен поддерживать разговоры детей о прошедшей игре, при этом отмечая ролевое поведение отдельных участников игры, их игровое взаимодействие и взаимоотношения, а также использование средств игрового замещения.

Супермаркет.

Цели:

Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников,

менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания

об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Примерные игровые действия:

Приход в супермаркет;

Покупка необходимых товаров;

Консультации менеджеров;

Объявления о распродажах;

Оплата покупок;

Упаковка товара;

Решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.

касса;

наборы продуктов;

спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров;

сувениры;

чеки, сумки, кошельки, деньги;

наборы мелких игрушек;

журналы, газеты;

одежда, обувь, головные уборы и др.;

учетные книги, ценники, указатели, названия отделов;

телефоны, рации, микрофоны;

упаковка, тележки для продуктов.

Строительство.

Цели:

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли,

использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные

материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры.

Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение,

выразительность речи детей.

Примерные игровые действия :

выбор объекта строительства;

выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку;

строительство;

дизайн постройки;

сдача объекта.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

планы строительства;

различные строительные материалы;

инструменты;

униформа;

строительная техника;

каски;

образцы материалов;

журналы по дизайну.

Скорая помощь. Поликлиника. Больница.

Цели:

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по

окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость

медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять

правила поведения в общественных местах.

Примерные игровые действия :

приход в поликлинику, регистратура;

прием у врача;

выписка лекарства;

вызов «Скорой помощи»;

госпитализация, размещение в палате;

назначения лечения;

обследования;

посещение больных;

выписка.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

халаты, шапочки врачей;

карточки больных;

рецепты;

направления;

наборы «Маленький доктор»;

«лекарства»;

телефон;

компьютер; носилки

Телевидение .

Цели:

Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд -

коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли

телевидения в жизни людей.

Примерные игровые действия:

выбор программы, составление программы редакторами; составление текстов для

новостей, других программ; подготовка ведущих, зрителей; оформление студии;

работа осветителей и звукооператоров; показ программы.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

компьютеры;

рации;

микрофоны;

фотоаппараты;

«хлопушка»;

программы (тексты);

символика различных программ;

элементы костюмов;

грим, косметические наборы;

элементы интерьера, декорации;

сценарии, фотографии.

Водители. Гараж.

Цели:

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать

взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников,

пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники,

закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.

Примерные игровые действия:

диспетчер выдает путевые листы водителям;

водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину;

при необходимости механиком производятся ремонтные работы;

оказывает необходимую помощь товарищу; доставляет груз по назначению;

приводит машину в порядок;

возвращается в гараж.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

рули;

планы, карты, схемы дорог;

различные документы (права, технические паспорта автомобилей);

наборы инструментов для ремонта автомобилей;

дорожные знаки, светофор;

страховые карточки;

автомобильные аптечки;

телефоны.

Ателье. Дом мод.

Цели:

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании

заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение

к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный,

что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения

применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей.

Примерные игровые действия:

выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала;

закройщики снимают мерки, делают выкройку; приемщица оформляет заказ, определяет сроки

выполнения заказа;

швея выполняет заказ, проводит примерку изделия;

заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их

возникновении;

кассир получает деньги за выполненный заказ;

может действовать служба доставки.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

швейные машинки;

журнал мод;

швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.);

фурнитура;

выкройки;

бланки заказов;

«манекены».

ГИБДД.

Цели:

Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в

соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции

безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях

труда и взаимоотношениях «инспектор - водитель», «инспектор - пешеход».

Развивать диалогическую речь.

Примерные игровые действия:

определение места работы инспекторов, работа с планами;

инспектор - водитель;

инспектор - пешеход;

оформление документов на машину;

отчет инспекторов начальнику ГИБДД.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

жезлы;

свистки;

дорожные знаки;

светофоры;

водительские права.

Пираты.

Цели:

Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по

окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив, Учить создавать

необходимые постройки, пользоваться предметами-заместителями, понимать игровую ситуацию

И действовать в соответствии с ней. Отображать в игре впечатления от прочитанной литературы,

просмотренных мультфильмов, фильмов. Развивать творческое воображение, активизировать

речь детей.

Примерные игровые действия:

постройка пиратского корабля;

поиски сокровища;

встреча двух судов;

разрешение конфликта.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

флаг;

сундуки,

шкатулки;

«сокровища».

Модельное агентство.

Цели:

Научить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать

ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев,

Оценивать их поступки. Отображать в игре явления общественной жизни.

Примерные игровые действия:

поступление в модельное агентство;

обучение, сценическая речь, сценодвижение и др.;

выбор моделей для показа;

работа с модельерами;

работа с фотографами;

составление «портфолио»;

показ мод,

Предметно-игровая среда. Оборудование:

камера;

декорации;

косметические наборы.

Моряки. Рыбаки. Подводная лодка.

Цели:

Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними,

самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об

окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного

отношения в группе.

Примерные игровые действия:

постройка корабля, подводной лодки;

подготовка к плаванию, выбор маршрута;

плавание, выполнение ролевых действий;

ремонт судна;

работа водолазов;

подъем флага на корабле;

возвращение в порт (док).

флаги;

спасательные круги;

спасательные жилеты;

акваланги;

матросские воротники.

экран слежения; перископ.

Школа.

Цели:

Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу

социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему

возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель - ученик -

директор школы).

Примерные игровые действия:

поступление в школу;

подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей;

1 сентября, торжественная линейка;

Урок;

Перемена;

уход домой.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

школьные принадлежности;

доски;

журналы;

указки;

карты, атласы;

дневники.

Цирк.

Цели:

Научить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать

Дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры,

Правилах поведения в общественных местах, закреплять знания о цирке и его работниках.

Примерные игровые действия:

изготовление билетов, программок циркового представления;

подготовка костюмов;

покупка билетов; приход в цирк;

покупка атрибутов;

подготовка артистов к представлению, составление программы;

цирковое представление с антрактом;

фотографирование.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

афиши; билеты;

программки; элементы костюмов;

атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»;

гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.;

атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары,

булавы;

грим, косметические наборы;

спецодежда для билетеров, работников буфета и др.

Театр.

Цели:

Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать

доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях

Культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра,

работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать

выразительность речи.

Примерные игровые действия:

выбор театра;

изготовление афиши, билетов;

приход в театр зрителей;

подготовка к спектаклю актеров;

подготовка сцены к представлению работниками театра;

спектакль с антрактом.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

ширма;

различные виды театров;

афиши;

билеты;

программки;

элементы костюмов.

Исследователи.

Цели:

Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять

знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических

условиях труда. Учить моделировать игровой диалог.

Примерные игровые действия:

выбор объекта исследований;

создание лаборатории;

проведение опытной работы;

фотографирование, съемки промежуточных результатов;

занесение результатов исследований в журнал;

научный совет;

Предметно-игровая среда. Оборудование:

наборы для лаборатории;

микроскопы;

увеличительные стекла;

различные насекомые (пласт.);

природные материалы;

стаканчики, пробирки;

насос.

Почта.

Цели:

Научить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую

ситуацию и действовать в соответствии с ней. Продолжать ознакомление с трудом работников

связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд

Взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве

И счете, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о

выполняемых действиях.

Примерные игровые действия:

оформление почтового отделения с различными отделами;

работа отдела доставки;

работа отдела связи;

работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей;

телеграф.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

сумки почтальонов;

конверты;

открытки;

газеты, журналы;

посылки;

подписные листы;

бланки;

справочные журналы;

печати, штампы.

Редакция.

Пели:

Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд - коллективный,

от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять знания детей о

средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. Развивать речь детей.

Примерные игровые действия:

редакционная коллегия;

изготовление макета газеты, журнала;

распределение заданий и их выполнение;

фотографирование, написание статей;

использование рисунков, придумывание заголовков;

составление газеты (журнала).

Предметно-игровая среда. Оборудование:

фотоаппараты;

макеты журналов;

блокноты;

фотографии;

фотопленка;

пишущая машинка;

компьютер;

рисунки.

Корпорация «Билайн» .

Цели:

Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя

роли. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения

в общественных местах, корпоративную этику, формирование навыков речевого этикета,

учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные

для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки

сотрудничества.

Примерные игровые действия:

работа операторов связи;

работа менеджеров по продажам средств связи;

ремонтная мастерская;

оплата услуг;

справочная служба.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

сотовые телефоны;

компьютеры;

бланки счетов;

чеки;

предметы и пакеты с символикой «билайн»;

бейджики для сотрудников;

Зоопарк.

Цели:

Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании

заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления

детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор

зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых

процессах по обслуживанию животных.

Примерные игровые действия :

приобретение билетов в зоопарк;

изучение плана зоопарка,

выбор маршрута;

площадка молодняка,

работа проводников с молодняком;

экскурсия по зоопарку, наблюдение кормления животных, уборки вольеров;

площадка отдыха.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

билеты;

схема зоопарка;

указатели;

строительный материал;

элементы костюмов животных;

набор игрушек-животных.

Кафе. «Макдоналдс». Пиццерия.

Цели:

Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Примерные игровые действия:

выбор столика;

знакомство с меню;

прием заказа;

приготовление заказа;

прием пищи;

работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность);

оплата заказа;

уборка столика, мойка посуды.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

фартуки;

наборы посуды;

подносы;

меню;

скатерти;

полотенца;

салфетки;

наборы продуктов;

пиццерия.

Библиотека.

Цели:

Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу

игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость

библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения

в общественном месте. Развивать память, речь детей.

Примерные игровые действия:

оформление формуляров читателей;

прием заявок библиотекарем;

работа с. картотекой (использование компьютера);

выдача книг;

поиск необходимых книг в архиве; читальный зал.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

компьютер;

учетные карточки; книги; картотека.

Агентство недвижимости.

Цели:

Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно им.

Расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающем,

закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости, предоставлять ребенку

возможность занимать различные позиции взрослых (директор агентства - менеджер по

Примерные игровые действия :

выбор недвижимости;

обсуждение местонахождения недвижимости;

знакомство с особенностями планировки и оформления;

оформление сделки;

оплата покупки;

оформление документов.

Предметно-игровая среда. Оборудование :

планы квартир;

фотографии домов.

Исследователи космоса.

Цели:

Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и

действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области

космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой

диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители.

Развивать творческое воображение, связную речь детей.

Примерные игровые действия:

выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т. д.);

создание лаборатории;

работа в обсерватории;

проведение опытной работы;

изучение фотографий, видеосъемки из космоса;

использование космических научных станций;

ученый совет;

подведение итогов исследований.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

карта космического неба;

карта созвездий;

элементы космических кораблей;

бинокли, рации;

журнал наблюдений.

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

Телескоп.

Химчистка.

Цели:

Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей.

Использовать при необходимости предметы-заместители. Отражать в игре представления

о сфере обслуживании, закреплять знания детей о служащих химчистки. Развивать память,

активизировать речь детей.

Примерные игровые действия :

прием заказа; оформление заказа;

оплата заказа;

чистка одежды;

использование лаборатории для поиска новых средств;

выполнение заказа;

доставка заказа.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

бланки приема;

чехлы для одежды;

одежда;

набор для лаборатории;

стиральная машинка;

утюг.

Экологи.

Цели:

Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы

в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета. Расширять

представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для

сохранения природы, социальной значимости.

Примерные игровые действия:

выбор объекта, работа с картами, планами местности;

изучение экологических паспортов;

изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т. д.);

предъявление штрафных санкций;

работы по исправлению экологической ситуации;

фотографирование, съемка нарушений.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

планы, карты, схемы местности;

« Красная книга »;

халаты;

путеводители;

видеокамера;

паспорта различных животных и растений.

Служба спасения.

Цели:

Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться

на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия

снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной

направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных

ситуациях. Развивать речь детей.

Примерные игровые действия:

вызов по тревоге;

осмотр места происшествия, ориентировка на местности;,

распределение спасательных работ между разными группами;

использование техники специального назначения;

спасение пострадавших;

оказание первой медицинской помощи;

доставка необходимых предметов в район происшествия;

возвращение на базу.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

набор техники специального назначения;

рации, телефоны;

планы, карты;

символика службы спасения;

инструменты;

защитные каски, перчатки;

фонари;

использование атрибутов из других игр, например «Скорая помощь».

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

пульты управления,

Грузовой транспорт;

тросы (веревки).

Олимпиада..

Цели:

Формировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и

по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отобразить

события общественной жизни, интересующее детей, объединить детей вокруг одной цели,

способствовать преодолению эгоцентризма, формированию совместной деятельности, направлять

Внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

Примерные игровые действия:

зажжение олимпийского огня;

представление и шествие команд;

приветствие спортсменам руководителя страны или министра спорта;

открытие олимпиады и концерт;

спортивные выступления;

закрытие олимпиады.

Предметно-игровая среда. Оборудование :

олимпийская символика;

эмблемы команд;

судейские свистки, финишные ленты;

медали и др. награды;

секундомер, рулетка;

микрофоны, фотоаппараты.

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

фотографии столиц Олимпийских игр;

флаги, флажки для болельщиков;

стартовый пистолет;

имитация факела.

Первобытные люди.

Цели:

Выполнять различные роли в соответствии с развитием сюжета, использовать различные

строительные, бросовые материалы для изготовления необходимой атрибутики, формировать

умение планировать действия всех играющих. Отобразить в игре события прошлого. Развивать

творческое воображение, активизировать речь детей.

Примерные игровые действия :

устройство пещер, обустройство их;

изготовление орудий труда, посуды, оружия, украшений

охота, приготовление пищи;

воспитание детей и обучение их письму, счету;

рисование наскальной живописи, написание пиктограмм;

праздники древних людей.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

инструменты и орудия труда (предметы-заместители);

природный материал;

украшения;

следы животных;

лук, копье;

макеты костра, пещеры;

плоскостные изображения древних животных;

наскальная живопись.

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

элементы одежды первобытных людей;

сети, арканы.

Музей.

Цели:

Учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними.

Отображать в игре события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения

в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу.

Развивать речь детей, обогащать словарь детей.

Примерные игровые действия:

подготовка к посещению музея;

рассматривание путеводителей;

выбор музея;

оформление экспозиции;

экскурсия;

реставрационная мастерская.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

коллекции предметов декоративно-прикладного искусства;

фотографии, репродукции;

вывески;

альбомы по искусству;

путеводители по музеям различной направленности.

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

Паспорта на экспонаты;

Инструменты для реставраторов, спецодежда.

Банк.

Цели:

Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества.

Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в

общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

Примерные игровые действия:

посещение банка, выбор необходимых услуг;

работа кассы, пункта обмена валют;

оформление документов, прием коммунальных платежей;

работа с пластиковыми картами;

консультации с директором банка.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

бланки;

касса;

сберегательные книжки;

компьютер.

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

пластиковые карточки;

деньги разных стран;

аппарат для работы с пластиковыми карточками.

Дизайнерская студия.

Цели:

Учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык

Речевого Этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней

привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и

Партнеров по игре), учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об

окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.

Примерные игровые действия:

выбор объекта,

прием заказа;

конкурс макетов;

подбор материалов, измерение площади работ;

согласование с заказчиком;

оформление интерьера, сдача заказа;

дополнения декоративными деталями;

решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций;

оплата заказа.

Предметно-игровая среда. Оборудование :

альбомы для оформления интерьеров;

образцы тканей, обоев, краски и др.

планировка различных помещений;

декоративные украшения;

фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений;

сантиметр;

рулетка.

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

альбомы с образцами светильников;

альбомы по флористике.


Здравствуйте читатели блога на связи Татьяна Сухих! Я тут недавно перебирала свои бумаги по работе и наткнулась на материал по сюжетно — ролевым играм . До чего же интересно вспомнить, то время обучения в колледже. Нет ни опыта ни представления о том, что и как организовывать с детьми, какие цели и задачи мы должны решить при организации игры детям. Это сейчас просто спустя 13 лет, но были времена…

Вы знаете, посмотрев свои записи я решила написать статью о том, что я написала для зачёта по сюжетно — ролевой игре. Вопрос звучал так:

Какие сюжетно — ролевые игры используют в первой и второй младшей группе и каковы их цели?

В то время интернет ещё не так был распространён и мне пришлось бегать по городу Тюмени в поисках нужной литературы, к счастью есть прекрасные книжные магазины и потрясающая библиотека в центре города (прошу прощения у жителей города Тюмени я не помню названия библиотеки, если идти по Республике от остановки Холодильная в сторону Ж/Д, то она находится по правую руку от дороги.

Итак коротко о главном, всё нашла и вот, что у меня получилось:

Какие сюжетно — ролевые игры используют в первой и второй младшей группе и каковы их цели?

Машина

  • Цель: Дать понятие о профессии шофёра. Шофёр ведёт машину, в машине строительный материал. Познакомить детей с основными частями машины (кабина, кузов, руль, колёса).Прививать интерес и любознательность к профессии шофёра.

Строительство


  • Цель: Знакомить детей с названием частей строительного материал. Совместное взаимодействие, показ воспитателя, что можно строить из строительного материала (дома, горки, мосты, гаражи т.д.) Дать понятие того, что строители работают дружно и строят красиво. Развивать воображение и дружеские взаимоотношения детей.

Поликлиника

  • Дать детям представление о профессии врача. Врач осматривает детей, смотрит горло, язык, выписывает рецепт. Медсестра ставит градусник, делает укол. Воспитывать интерес к профессии врача. помочь в распределении ролей.

Дочки -матери №1


  • Развивать и обогащать сюжетную игру. Закреплять знания детей о том, что мама заботлива, кормит дочку и сына, купает их, катает на санках, мама и дети вместе смотрят рыбок в аквариуме. Воспитывать единство семейного благополучия и дружеские отношения между детьми.

Строители


  • Познакомить детей со строителем (игрушка кукла строитель) расширять словарный запас говоря о его одежде — рабочая форма. Закреплять названия строительного материала: кубики, кубик, брусок, дощечка. Дать понятия о том, что строят строители — дома, детские сады. Построить с детьми дом и посадить туда куклу, поиграть с ней.

Кукольный театр


  • Учить детей внимательно смотреть показ знакомых сказок. Развивать у детей творческое воображение. Воспитывать у детей умение слушать. Помочь детям играть самостоятельно, распределить роли.

Семья


  • Отображать в игре более широкий круг явлений окружающей жизни. Мама заботится о детях, кормит их, гуляет с ними, показывает книги, ходит в магазин. Дети благодарят маму. Воспитывать любовь к маме.

Магазин

  • Расширять знания детей о работе продавца. Продавец продуктового магазина продаёт молоко, конфеты, вежлив с покупателями. Развивать творческое воображение. Учить соблюдать этические нормы и правила поведения.

Дочки -матери №2


  • Возбуждать интерес к игре. Учить вежливости друг с другом. Воспитывать желание помогать маме: сходить с ней в магазин за продуктами, поиграть с дочкой, съездить по делам на такси, сходить с ней в кино.

Детский сад


  • Познакомить детей с работой воспитателя. Воспитатель учит детей играть, занимается с ними учебной деятельностью, учит рисовать, лепить, строить различные постройки. Воспитывать уважение к работе воспитателя.

Автобус


Похожие публикации