Что делать, если твой друг аутист. Как правильно объяснить ребёнку, что у него синдром Аспергера

5 методик:

Если вы или кто-то из ваших близких страдает аутизмом, время от времени вам приходится объяснять окружающим, что представляет собой это заболевание. Чтобы научиться доходчиво и понятно рассказывать людям об аутизме, вам самому нужно узнать как можно больше об этом состоянии. Тогда вы научитесь объяснять людям, как аутизм влияет на поведение, на умение людей взаимодействовать с окружающими и сопереживать чувствам других.

Метод 1 из 5: Если вы сами поймете, что такое аутизм, вы сможете объяснить другим

Узнайте общее определение аутизма. Аутизм — это нарушение развития, которое обычно приводит к тому, что человек испытывает трудности в общении с окружающими и имеет нарушение социальных навыков. Это заболевание нервной системы, которое приводит к нарушению нормальной работы головного мозга.

Вы должны знать, что аутизм — это группа заболеваний. Это означает, что симптомы заболевания у разных людей могут сильно отличаться. Не существует двух людей, страдающих этим заболевание, чьи симптомы были бы абсолютно одинаковы. У некоторых людей симптомы аутизма выражены в очень серьезной форме, другие люди страдают весьма умеренной формой этого заболевания. Из-за того. что проявления аутизма весьма разнообразны, трудно дать точное определение этого расстройства.
Всегда помните об этом. когда пытаетесь объяснить аутизм другим людям. Очень важно донести, что способ общения с окружающими, который демонстрирует один аутист, может абсолютно отличаться от поведения другого человека с таким же диагнозом. Вы можете сказать, что каждый человек, независимо от того, страдает он аутизмом или нет, имеет свой собственный способ общения с окружающими.

Вы должны знать, как аутизм влияет на умение человека общаться с окружающими. Это состояние может привести к тому, что для аутиста общение с окружающим становится сложным делом. Хотя трудности, которые испытывают люди с аутизмом в общении с окружающими, подробно изложены в Методе 2, здесь мы приводим типичные проблемы, которые связаны с этим заболеванием:

  • Человек может разговаривать в необычном тоне, что выражается в странном ритме или интонации.
  • Человек, отвечая на вопрос, просто повторяет его.
  • Человеку может быть трудно объяснить свои потребности и желания.
  • Человека может привести в недоумение простое указание.
  • Человек неправильно употребляет некоторые выражения и воспринимает фразы буквально (не может понять иронии или сарказма).

Понимание того, как люди с аутизмов воспринимают окружающих и мир вокруг них . Когда вы общаетесь с таким человеком, вы можете сомневаться, обращает ли он на вас внимание, да и вообще, есть ли ему до вас дело. Не принимайте это на свой счет и не обижайтесь. Аутисты могут испытывать трудности в понимании чувств окружающих, что более подробно описанные в Методе 3. Имейте в виду, что:


Известно, что люди с аутизмом придерживаются определенных ритуалов. Кроме того, аутизм часто приводит к тому, что люди начинают выполнять определенные действия снова и снова. Такое поведение и приверженность к постоянному распорядку дел могут очень сильно отличаться от поведения обычных людей. Причина этого заключается в том. что аутичные люди могут испытывать очень сильное беспокойство от неожиданных раздражающих факторов. поэтому им проще строго придерживаться определенных правил и распорядка дня. Более подробно это описано в Методе 4.

  • Человек с аутизмом может очень строго придерживаться определенного порядка выполнения дел.
  • Аутистам очень сложно приспосабливаться к изменениям (например, смене школы).
  • Они могут испытывать сильную привязанность к каким-то вещам.
  • Они могут иметь очень узкие интересы (часто включающие в себя запоминание чисел или символов).
  • Они могут располагать вещи в строго определенном порядке (например, выстраивать игрушки в линию в определенном порядке).

Метод 2 из 5: Как объяснить социальные навыки аутиста взрослому человеку

Попробуйте объяснить, что аутисты не общаются с окружающими людьми так, как это делают обычные люди. Люди с аутизмом часто взаимодействуют с окружающими людьми совершенно особенным, только им присущим способом. Так уже говорилось выше, аутизм может проявляться как в очень сильной степени, так и довольно умеренно.


Не забудьте упомянуть, что аутистам очень сложно смотреть в глаза собеседнику. Объясните, что умение смотреть в глаза собеседнику, это важная составляющая умения общаться. Людям с аутизмом очень сложно поддерживать глазной контакт, потому что эта область социальных навыков у них не развита.

  • Тем не менее, умение смотреть в глаза — это навык, который можно выработать специально, особенно, когда человек проходит специальный терапевтический курс, во время которого его учат, насколько важно смотреть в глаза, когда разговариваешь с человеком. Таким образом, объясните, что не для всех аутистов, вне зависимости от степени заболевания, представляет сложность смотреть человеку в глаза во время разговора.

Постарайтесь объяснить, что человек с аутизмом не старается намеренно игнорировать окружающих. Некоторые люди могут думать, что аутисты намеренно игнорируют их или притворяются, что не слышат, если с ними разговаривают. Необходимо объяснить, что это делается не намеренно. Постарайтесь помочь людям понять, что аутисты иногда даже не знают, что кто-то пытается поговорить с ними.

  • Не забывайте напоминать о том, что люди с аутизмом могут испытывать значительные трудности, когда им нужно тесно общаться с людьми. Аутисты не игнорируют других людей, им, вообще, очень сложно взаимодействовать с окружающими.

Убедитесь, что человек понимает то обстоятельство, что люди, страдающие тяжелыми формами аутизма очень редко могут разговаривать. Если говорить о речи, то некоторые аутисты, вообще, не умеют разговаривать. Чем сильнее проявляется заболевание, тем большле вероятность, что речь у человека не сохранна. Не так уж редко можно слышать, как человек с аутизмом просто повторяет услышанную им фразу.

  • Тон речи у аутичных людей часто необычен, и для окружающих это звучит очень странно. Обязательно поясните человеку, которому вы рассказываете про аутизм, что луди с аутизмом общаются абсолютно по-другому, чем обычные люди.

Помогите людям понять. что для аутистов очень сложно понимать сарказм и общее настроение разговора. Люди, страдающие аутизмом, часто испытывают трудности с пониманием любого сарказма или юмора. Им очень трудно понять интонации речи, особенно если интонации не соответствуют выражению лица собеседника.

  • Когда вы объясняете этот аспект, уместно будет прояснить свою мысль, приведя пример использования значков для выражения эмоций, которые добавляют в СМС-сообщения. Когда вы получаете сообщение: «Это прекрасно!», то можете предположить, что человек употребляет это выражение в прямом смысле. Однако если человек добавит к своему сообщению значок “:-P”, то можете предположить, что сообщение носит саркастический характер.

Метод 3 из 5: Как объяснить взрослому человеку проблемы аутичных людей в области сопереживания

Помогите людям понять, что аутисты не пытаются специально показать всем, что им совершенно наплевать на чувства других людей. Объясните человеку, что на первый взгляд можно подумать, что аутичный человек — бесчувственный и совершенно равнодушный к чужим переживаниям. Напомните своему собеседнику, что у многих аутистов отсутствует умение понимать чужие эмоции, поэтому они кажутся бесчувственными, хотя на самом деле они просто не способны понять, что именно чувствуют другие люди.

  • Расскажите людям, которым вы объясняете аутизм, что некоторые аутичные люди могут улучшить свои навыки сопереживания другим, если им напоминать, что необходимо заботиться о чувствах других. Например, если вы скажете своему другу-аутисту. что вы счастливы из-за чего-то, что он сделал для вас, сначала он может оставить это без внимания. Если же вы напомните ему о своих эмоциях и объяснить, почему именно вы счастливы. он, возможно, поймет вас гораздо лучше.

Расскажите о том . как аутичные люди воспринимают общение с другими. Очень часто создается впечатление, что аутичный человек больше нуждается в слушателе, а не в собеседники. Аутичный человек может много говорить об очень специфических вещах, но настоящего обмена идеями и мыслями при таком разговоре не происходит. Это происходит потому, что многие люди с аутизмом имеют очень узкие, специфическиe интересы, и хотят говорить только о них. Если тема разговора выходит за сферу их узкого интереса, может показаться, что человек полностью утратил интерес к беседе.

  • Для обыкновенных людей такое поведение кажется грубым, но обычно аутичные люди вовсе не хотят показывать пренебрежение к мыслям и чувствам других, они просто предпочитают придерживаться определенных, понятных им, тем разговора.

Объясните людям . что аутисты часто говорят о себе, не обращая внимания. насколько это интересует окружающих. Конечно, это вполне нормально любить рассказывать о себе, но для аутичных людей это может стать единственным предметом разговора. Они предпочитают всегда говорить только о себе и вещах, которые их интересуют.

  • Помогите людям понять, что такое поведение никак не отражает отношение аутичного человека к своему собеседнику. У людей с аутизмом взаимодействие с окружающим миром весьма ограничено, поэтому их собственные мысли и интересы — это именно то, что они понимают лучше всего и могут объяснить более понятно.

Помогите людям понять, что аутичные люди тоже имеют собственные чувства. Очень важно, чтобы человек понял, что аутичные люди тоже могут чувствовать любовь, счастье и боль, так же, как и обычные люди. То, что такие люди не проявляют своих чувств, вовсе не означает, что этих чувств нет. Это распространенный миф, и вы обязаны его разрушить, когда говорите об аутизме с людьми.

Метод 4 из 5: Как объяснить взрослому человеку особенности поведения аутистов

ОбъяснитЕ. что люди с аутистом часто не любят, когда до них дотрагиваются. Когда вы объясняете особенности аутизма человеку, который до этого не встречал аутичных людей, необходимо объяснить. что аутичные люди не любят, когда до них дотрагиваются. особенно это касается незнакомых им людей.

  • Конечно, всегда надо помнить. что есть люди, которые не любят, когда до них дотрагиваются — все зависит от конкретного человека. Именно поэтому всегда лучше спросить разрешения. прежде чем обнять человека. Многие аутисты любят, когда их обнимают близкие люди.

Объясните людям, что аутисты могут испытывать сильный дискомфорт из-за определенных раздражителей. Некоторые аутичные люди будут негативно реагировать на такие вещи, как громкий звук или включение яркого света. По этой причине, необходимо напомнить, что, общаясь с аутистами, всегда нужно иметь в виду возможность такой реакции.

  • Например, внезапные резкие звуки могут быть очень неприятны аутичному человеку. То же самое можно сказать о других неожиданных изменениях в обстановке, например, если кто-то включает яркий свет или в комнате возникает какой-то запах. Это может создать сильный дискомфорт для человека с аутизмом.

Объясните, что аутисты могут нормально воспринимать смену раздражителей, если они заранее готовы к этому . Как и в случае с телесным контактом, аутисты лучше переносят раздражающие факторы, если они заранее готовы к ним. В целом, люди с аутизмом справляются с ситуацией лучше, если они заранее знают, чего именно ожидать. Таким образом, постарайтесь донести до человека, которому вы рассказываете об аутизме, что он должен спрашивать, прежде чем сделать что-то, что может обеспокоить аутичного человека.

Не забудьте упомянуть, что аутичный человек может вести себя несколько необычно. Хотя многие вещи, описанные здесь, — это физические реакции, которые приводят к определенному эмоциональному ответу, аутисты иногда проявляют необычное поведение, выраженное в физических действиях. Для окружающих это может показаться странным, но многие проявления являются частью обычной жизни людей с аутизмом. Такое поведение может выражаться в следующем:


Помогите людям понять, что стабильный распорядок дел — это важная часть жизни аутиста. Как мы уже упоминали, аутичные люди чувствуют себя наиболее спокойно, когда они могут предположить сценарий развития событий. Именно поэтому стабильный распорядок — это важная часть жизни аутиста. Это распространяется и на каждодневную деятельность. и на поведение. которое описано в предыдущем шаге. Например, аутичный человек может подпрыгивать. когда стоит на определенном месте. Они могут включать одну и ту же песню снова и снова, или рисовать многократно одну и ту же картинку. Постоянное повторение одних и тех же действий позволяет им чувствовать себя спокойнее.

  • Если вы пытаетесь объяснить своему другу поведение вашего аутичного ребенка, можно сравнить, как ваши дети относятся к утреннему режиму дня перед школой. Есть стандартный распорядок дня утром, перед тем, как идти в школу: ребенок завтракает, чистит зубы, одевается, складывает вещи в портфель и так далее. Хотя одни и те же действия необходима делать каждое утро, их порядок может меняться. Обычный ребенок может даже не заметить различий. Для них совершенно неважно, если сегодня им нужно было одеться до того, как пойти завтракать, хотя это и отличается от их обычного распорядка дня. В случае аутичного ребенка, такое изменение может вызвать огорчение. Если они привыкли к определенному ритуалу по утрам, то им предпочтительнее следовать ему.

Метод 5 из 5: Как объяснить ребенку, что такое аутизм

Убедитесь, что ваш ребенок готов к такому разговору. Очень важно быть честным с ребенком, особенно, если у него самого диагностирована какая-то форма аутичного расстройства или он задает вопросы о своем другу, у которого аутизм проявляется в умеренной степени. Кроме того, очень важно убедиться, что ребенок достаточно взрослый, чтобы понять то, что вы ему объясняете. Если ребенок еще не готов к подобной информации, ваши объяснения только огорчат его и еще больше запутают ситуацию. Все дети разные, поэтому мы не можем назвать определенный возраст, когда придет время поговорит с ним о его диагнозе или об психологических особенностях его друга. Именно вам решать, когда состоится такой разговор.

Объясните ребенку, что аутизм — это не повод впадать в уныние. Объясните ребенку, что это никак не связано с его действиями, и не стоит из-за этого печалиться. Вы можете сказать ему, что никто не может сказать определенно, в чем причина аутизма, и этот диагноз лишь означает, что его мозг развивается по-другому, чем у остальных людей.

  • Помогите ребенку понять, что эти отличия делают его уникальным и особенным. Вы можете прямо сказать ребенку, что он — особенный, или объяснить это какими-то другими словами.

Воодушевите своего ребенка. Убедитесь, что вы воодушевили своего ребенка, сказав ему, что такой диагноз не означает, что его жизнь будет другой. Люди с аутизмом могут успешно учиться в школе и принимать участие в обычной жизни семьи.

Постарайтесь показать ребенку свою любовь. Всегда говорите ребенку, как сильно вы его любите и заботитесь о нем. Для человека очень важно, чтобы его поддерживали близкие, особенно, если он сталкивается с таким диагнозом. С вашей поддержкой ребенок сможет жить счастливой, насыщенной жизнью.

В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается не само заболевание, а предрасположенность нему. Речь пойдет об аутизме.

Понятие аутизма

Аутизм - это особое расстройство психики, которое возникает, вероятнее всего, из-за нарушений в головном мозге и выражается в остром дефиците внимания и общения. Аутист ребенок социально плохо адаптируется, практически не идет на контакт.

Это заболевание связано с нарушениями в генах. В некоторых случаях такое состояние связано с одним геном или В любом случае ребенок появляется на свет с уже имеющейся патологией в психическом развитии.

Причины развития аутизма

Если рассматривать генетические аспекты данного заболевания, то они настолько сложные, что порой совсем не понятно, вызвано оно взаимодействием нескольких генов или это мутация в одном гене.

Все-таки ученые-генетики выделяют некоторые провоцирующие факторы, которые могут привести к тому, что на свет появляется аутист ребенок:

  1. Пожилой возраст отца.
  2. Страна, в которой родился малыш.
  3. Маленький вес при рождении.
  4. Недостаток кислорода во время родов.
  5. Недоношенность.
  6. Некоторые родители считают, что на развитие заболевания могут повлиять прививки, но этот факт не доказан. Возможно, просто совпадение сроков вакцинации и проявления заболевания.
  7. Считают, что мальчики чаще страдают от этого заболевания.
  8. Влияние веществ, которые вызывают врожденные патологии, которые часто связывают с аутизмом.
  9. Отягощающее воздействие могут оказывать: растворители, тяжелые металлы, фенолы, пестициды.
  10. Перенесенные во время беременности инфекционные заболевания также могут спровоцировать развитие аутизма.
  11. Курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как во время беременности, так и до нее, что ведет к повреждению половых гамет.

Дети аутисты рождаются по разным причинам. И, как видно, их огромное множество. Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно. Тем более, есть вероятность, что предрасположенность к этому заболеванию может и не реализоваться. Только как гарантировать это со 100% уверенностью, никто не знает.

Формы проявления аутизма

Несмотря на то, что большинство детей с таким диагнозом имеют много общего, но аутизм может проявляться по-разному. Эти дети различным способом контактируют с внешним миром. В зависимости от этого выделяют следующие формы аутизма:

Большинство врачей считают, что самые тяжелые формы аутизма встречаются достаточно редко, чаще всего мы имеем дело с аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять занятиям с ними достаточно времени, то развитие ребенка аутиста будет максимально приближено к сверстникам.

Проявления заболевания

Признаки заболевания проявляются тогда, когда начинаются изменения в участках мозга. Когда и как это происходит - до сих пор не ясно, но большинство родителей замечают, если у них есть дети аутисты, признаки уже в самом раннем детстве. Если при их проявлении принять срочные меры, то вполне возможно привить малышу навыки общения и самопомощи.

В настоящее время еще не найдены методы полного излечения от этого заболевания. Малая часть детей вступает во взрослую жизнь самостоятельно, хотя некоторые из них добиваются даже определенных успехов.

Даже врачи разделились на две категории: одни считают, что надо продолжать поиски адекватного и эффективного лечения, а вторые убеждены, что аутизм - это намного шире и больше, чем простое заболевание.

Опросы родителей показали, что у таких детей часто можно наблюдать:


Эти качества чаще всего проявляли старшие дети аутисты. Признаки, которые еще часто встречаются у таких детей - это определенные формы повторяющегося поведения, которое врачи делят на несколько категорий:

  • Стереотипия. Проявляется в раскачивании туловища, вращении головой, постоянном покачивании всем телом.
  • Сильная потребность в однообразии. Такие дети обычно начинают протестовать даже в том случае, когда родители решают переставить мебель в их комнате.
  • Компульсивное поведение. Примером является вкладывание объектов и предметов определенным образом.
  • Аутоагрессия. Такие проявления направлены на самого себя и могут приводить к различным травмам.
  • Ритуальное поведение. Для таких детей все действия как ритуал, постоянный и каждодневный.
  • Ограниченное поведение. например, направлен только на одну книжку или одну игрушку, а другие он не воспринимает.

Еще одним проявлением аутизма является избегание зрительного контакта, они никогда не смотрят в глаза собеседнику.

Симптомы аутизма

Данное расстройство затрагивает нервную систему, поэтому проявляется, прежде всего, отклонениями в развитии. Обычно они заметны уже в раннем возрасте. Физиологически аутизм может никак не проявляться, внешне такие детки вполне нормально выглядят, имеют такое же телосложение, как и их сверстники, но при внимательном их изучении можно увидеть отклонения в психическом развитии и поведении.

К основным симптомам можно отнести:

  • Недостаточная обучаемость, хотя при этом интеллект может быть вполне нормальным.
  • Припадки, которые чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте.
  • Неумение концентрировать свое внимание.
  • Гиперактивность, которая может проявляться, когда родитель или воспитатель пытается дать определенное задание.
  • Гнев, особенно в тех случаях, когда аутист ребенок не может сформулировать, что он хочет, или посторонние вмешиваются в его ритуальные действия и нарушают привычный распорядок.
  • В редких случаях синдром Саванта, когда ребенок обладает некими феноменальными способностями, например, отличная память, музыкальная одаренность, способность к рисованию и другие. Таких детей встречается очень маленький процент.

Портрет аутичного ребенка

Если родители внимательно наблюдают за своим малышом, то они сразу заметят отклонения в его развитии. Они может и не смогут объяснить, что их тревожит, но то, что их ребенок отличается от других детей, они скажут с большой точностью.

От обычных и здоровых детей существенно отличаются дети аутисты. Фото это ясно демонстрируют. Уже в синдром оживления нарушается, они слабо реагируют на любые раздражители, например на звук погремушки.

Даже самого родного человека - маму такие дети начинают узнавать гораздо позже своих сверстников. Даже узнавая, они никогда не тянут свои ручки, не улыбаются и никак не реагируют на все ее попытки пообщаться с ними.

Такие дети часами могут лежать и смотреть на игрушку или картину на стене, а могут неожиданно испугаться собственных рук. Если посмотреть на то, как ведут себя дети аутисты, то можно заметить их частые раскачивания в коляске или кроватке, однообразные движения руками.

Становясь старше, такие дети не выглядят более живыми, они, наоборот, резко отличаются от сверстников своей отрешенностью, безразличием ко всему, происходящему вокруг. Чаще всего они при общении не смотрят в глаза, а если и смотрят на человека, то разглядывают одежду или черты лица.

Играть в коллективные игры они не умеют и предпочитают одиночество. Может наблюдаться заинтересованность в течение длительного времени одной игрушкой или действиями.

Характеристика ребенка аутиста может выглядеть таким образом:

  1. Замкнутые.
  2. Отрешенные.
  3. Необщительные.
  4. Отстраненные.
  5. Безразличные.
  6. Не умеющие идти на контакт с окружающими.
  7. Постоянно совершающие стереотипные механические движения.
  8. Бедный словарный запас. В речи никогда не употребляют местоимение «Я». О себе они всегда говорят во втором или третьем лице.

В детском коллективе от обычных детей сильно отличаются дети аутисты, фото это только подтверждают.

Мир глазами аутиста

Если больные данным заболеванием дети обладают навыками речи и построения предложений, то они рассказывают, что мир для них - это сплошной хаос из людей и событий, который им совершенно непонятен. Это связано не только с психическими отклонениями, но и восприятия.

Те раздражители внешнего мира, которые для нас вполне привычны, аутист ребенок воспринимает негативно. Так как им трудно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, то это вызывает у них повышенную тревожность.

Когда родителям надо насторожиться?

От природы все дети разные, даже вполне здоровые отличаются своей общительностью, темпами развития, способностью воспринимать новую информацию. Но есть некоторые моменты, которые должны вас насторожить:


Если вы заметили у своего ребенка хотя бы некоторые признаки из перечисленных, то стоит показать его врачу. Психолог даст правильные рекомендации по общению и занятиям с малышом. Поможет определить, насколько сильно проявляются симптомы аутизма.

Лечение аутизма

Практически полностью избавиться от симптомов заболевания не получится, но, если приложить максимум усилий родителям и психологам, то вполне возможно, что приобретут навыки общения и самопомощи дети аутисты. Лечение должно быть своевременным и всесторонним.

Главной его целью должно быть:

  • Снизить напряжение в семье.
  • Повысить функциональную независимость.
  • Улучшить качество жизни.

Любая терапия подбирается для каждого ребенка индивидуально. Те методы, которые дают отличные результаты с одним ребенком, могут совершенно не работать с другим. После использования методик психосоциальной помощи наблюдаются улучшения, это говорит о том, что любое лечение лучше, чем его отсутствие.

Имеются специальные программы, которые помогают малышу осваивать навыки общения, самопомощи, обретать рабочие навыки, уменьшают проявления симптомов заболевания. В лечении могут использоваться следующие методы:


Кроме таких программ используют обычно и медикаментозное лечение. Назначают препараты, снижающие тревожность, например антидепрессанты, психотропы и другие. Нельзя использовать такие лекарства без назначения врача.

Изменениям должен подвергнуться и рацион ребенка, необходимо исключить продукты, возбуждающе воздействующие на нервную систему. В организм должно поступать достаточное количество витаминов и минералов.

Шпаргалка для родителей аутистов

При общении родители обязательно должны учитывать особенности детей аутистов. Можно дать краткие рекомендации, которые помогут вам наладить контакт со своим ребенком:

  1. Вы должны любить своего малыша таким, какой он есть.
  2. Всегда учитывайте интересы ребенка.
  3. Строго соблюдайте и ритм жизни.
  4. Старайтесь выработать и соблюдать определенные ритуалы, которые будут повторяться каждый день.
  5. Чаще посещайте группу или класс, где обучается ваш ребенок.
  6. Разговаривайте с малышом, даже, если он вам не отвечает.
  7. Старайтесь создавать комфортную обстановку для игр и обучения.
  8. Всегда терпеливо объясняйте малышу этапы деятельности, желательно подкрепляя это картинками.
  9. Не допускайте переутомления.

Если вашему малышу поставили такой диагноз, как аутизм, то не стоит отчаиваться. Главное любить его и принимать таким, какой он есть, а также постоянно заниматься, посещать психолога. Кто знает, может у вас растет будущий гений.

Наш ребенок в школьном лагере попал в одну группу с мальчиком-аутистом. Я узнала об этом случайно, когда малой начал жаловаться на то, что один из мальчиков в его группе бросается камнями и вообще ведет себя агрессивно. Возможно, я постаралась бы спустить ситуацию на тормозах (в конце концов, мое чадо тоже не образец идеального ребенка), но кроме прочего, сын показал след от укуса, и я пошла разбираться.

Вожатый-аниматор отвел меня в сторонку и сказал: "Ну, Вы понимаете, этот агрессивный мальчик - аутист. Мы не успеваем за ним следить, войдите в положение".

"Я не имею ничего против аутистов," - ответила я. - "Но Вы отвечаете за безопасность и комфорт всех детей в группе".

После чего, оставив взрослых решать проблему на своем уровне, я задумалась о том, что я могу рассказать своему сыну для того, чтобы максимально сгладить его общение с особым ребенком.

Я очень благодарна мамам особых детей, которые отозвались на мою просьбу и помогли мне советами. Подытоживая эти советы, я составила что-то вроде инструкции для обычного ребенка как вести себя при контактах с аутистом.

Либо позвоните на номер 8-950-808-48-18, детский врач-психиатр, Свиридов Павел Николаевич.

К сожалению, в нашем случае первый опыт общения был отрицательным, так как взрослые, приведя особого ребенка в группу, понадеялись на «авось» и не объяснили остальным детям как себя вести. Столкнувшись с непредсказуемым поведением аутиста, у обычного ребенка может возникнуть желание объявить всех аутистов неадекватами, дураками и дальше по тексту.
ВАЖНО. Я считаю, что первое, что надо сделать - сбить этот мерзкий шаблон.

В моем случае оказалось достаточно заявления о том, что многие известные ученые были аутистами (хотя положа руку на сердце, навскидку я бы назвала только Тьюринга). К счастью, вместо выяснения биографических подробностей, сыну важнее оказался ответ на вопрос: "Почему?"

Ответ: «У нас разные части мозга отвечают за разные навыки. Если один из навыков (а у аутистов это навык общения с окружающими) ослаблен, это место в мозгу используется для других целей. Например, для научных открытий» (да, примитивно, и где-то не совсем корректно, но для уровня десятилетки сойдет)

Ребенок: «Ух, ты! Значит, у них просто другая прошивка! »

Я: «Да, что-то вроде того».

Что мы получили? Снят негатив. Ребенок вместо злости в адрес аутиста, который уже успел нечаянно чем-то обидеть, открыт для восприятия новой информации.

Теперь можно подавать следующий тезис: "Многие из аутистов при соответствующей помощи могут научиться более-менее нормально общаться."

Желательно привести пример какого-то действия, которое похоже на обычное, но Вашему ребенку дается с усилием. Я приводила в пример разговор на родном языке и на английском. Говорить на английском можно, но приходится прикладывать существенно больше усилий . Аутистам же приходится прикладывать существенно больше усилий, чтобы выполнять те естественные для нас действия, которые необходимы, чтобы поддерживать общение.

После этого у нас с малым было лирическое отступление об этапах взросления социума в целом, о том, как постепенно человечество приходило к мысли о том, что те, кто "не как все", тоже заслуживают возможности быть полноправными членами общества. И как общество может им, особым людям, в этом помогать. (Тут мы вспомнили пандусы и говорящие светофоры, благо примеры как раз оказались перед глазами). И что каждый из нас может приложить в этом месте немного усилий, чтобы сделать мир лучше.

После всего этого ребенок окончательно переключился в режим: "Я готов помочь".

Теперь можно выдавать советы по тому, как вести себя с аутистом:

1. Проговаривать любое действие, касающееся особого ребенка ДО того, как ты что-то сделаешь. И давать аутисту возможность отказаться.

Т.е. не взять за руку, а сказать: «Я сейчас возьму тебя за руку. Можно?» Не кинуть мячик, а сказать: «Я сейчас кину мячик, а ты его лови, а потом кидай обратно. Хочешь? Хочешь, мы так покидаем мячик несколько раз?»

2. Четко объяснять правила игры и не менять их в процессе. Таким детям легче играть в игры с четкими правилами, и в разы сложнее играть в игры, где правила меняются по ходу.

3. Такие дети часто более спокойно чувствуют себя в повторяющейся обстановке: сидеть на одном и том же месте в столовой, раскладывать принадлежности одним и тем же образом. Тут просто не мешай. Можно запомнить, какое место выбрал этот ребенок, и стараться не занимать его, пока он не сел.


4. Такие дети часто болезненно воспринимают вторжение в личное пространство. Эта формулировка, конечно, требует, чтобы Ваш ребенок понимал, что такое личное пространство. В принципе пункт №1 отчасти как раз про это, и для младшешкольников я бы им (пунктом №1) и ограничилась. У нас в семье есть понятие "бульбашка" (аналог «домика»), которое как раз описывает границы личного пространства, так что мне было на что опереться в разговоре с ребенком. Поэтому, тут был совет начинать разговор с аутистом на бОльшем расстоянии, чем с обычным ребенком и помнить про "бульбашку".

5. Помнить, что этим детям приходится прикладывать больше усилий для общения, значит и уставать от общения они могут намного быстрее. Детям постарше можно рассказать про признаки того, что аутисту нужна пауза, и как ему с этим помочь.

6. Важно так же предупредить своего ребенка, что соблюдение этих правил общения не гарантирует мгновенного изменения в отношениях с аутистом. Тут можно вспомнить кого-то, с кем у Вашего ребенка достаточно долгий конфликт (наверняка в классе или во дворе есть кто-то, с кем ребенок не дружит) и попросить ребенка ответить на вопрос: "Если бы тот, с кем ты в долгой ссоре внезапно стал вести себя как лучший друг, ты бы сразу ему поверил? Или подождал, вдруг это хитрая ловушка?" и добавить, что аутисту намного сложнее изменить свое впечатление об окружающих.

Не скажу, что после всех этих инструкций общение моего ребенка с ребенком-аутистом пошло как по маслу. Ну, в общем-то, никто этого и не ожидал (см. пункт №6). Но, по крайней мере, до конца смены в лагере они добрались без серьезных конфликтов. По словам сына, в какой-то из дней у них даже получилось что-то вроде приятельского общения.

Очень важно, чтобы дети с расстройством поведения аутического спектра своевременно учились понимать, что такое аутизм и синдром Аспергера , как это сказывается на них; их сильные стороны, и трудности с которыми им предстоит столкнуться. Важно, чтобы дети поняли, чем они отличаются от других детей, не только в плане того, как они воспринимают мир, но и того, как мир воспринимаем мы. Жизнь всегда будет борьбой для них, так как мир опирается на наш способ переработки информации и не соответствует их опыту. То, что они узнают от нас об их отличиях, поможет им лучше адаптироваться и отстаивать себя.

Для большинства людей с аутическими расстройствами поведения повседневная жизнь является постоянной борьбой, так как они пытаются прокладывать свой путь в мире, не очень-то подходящем для них. Эта борьба может стать эффективнее, когда человек начинает понимать, какой вклад в трудности вносят его отличия. Понимание своих особенностей складывается из двух этапов. Сначала они должны понять, как они обрабатывают информацию, а потом - как обрабатываем информацию мы, чтобы понять различия. Это поможет им понять, почему мир часто так сложен, и лучше адаптироваться к нему. Это знание позволит им развить свои сильные стороны и компенсировать отличия.

Например можно разделить эти отличия на сенсорные, когнитивные, социальные и эмоциональные . Как только человек начинает понимать, в чем он отличается, его трудности приобретают для него смысл. Теперь он может формировать приспособления для минимизации стрессов, развивать различные стратегии для стрессов, избежать которых он не может, и учиться регулировать свою нервную систему, чтобы предотвращать перегрузки. Он может определить, какие физические, социальные или эмоциональные моменты являются для его нервной системы слишком затратными, и выстроить все возможные способы избежать их или свести к минимуму их негативное воздействие. Он сможет выработать для себя способы адаптации на рабочем месте, сориентироваться в социальных вопросах, независимо соблюдать свой распорядок дня и создать себе такую домашнюю обстановку, в которой можно укрыться от сложного мира, восстановиться и подготовиться к следующему дню. Человек может сделать "аутопсию" каждой ситуации/события в течение дня (работа, школа, семья, развлечения и т.д.), чтобы выявить возможные стрессоры и выстроить способы адаптации и приспособления для минимизации их и максимальной собственной независимости и эмоционального благополучия. Он начинает понимать, как много из его преимуществ можно использовать для достижения наибольшего успеха и как выстроить свои предпочтения, чтобы улучшить качество своей жизни. Так что как можно раньше, но уж определенно в подростковом возрасте, попытайтесь сделать так, чтобы человек понял свои особенности и способы разработки стратегий, направленных на максимальное развитие способности приспосабливаться к ситуациям.

Важно, чтобы мы были родителями и учителями, подчеркивающими сильные стороны ребенка. Как только человек понял, какие у него сенсорные, эмоциональные, социальные потребности, он вынужден принять в себе эти потребности и находить пути для их удовлетворения, учиться, как изменить, приспособить, адаптировать своё окружение и повседневную жизнь, чтобы они лучше соответствовали его потребностям. Важно, чтобы человек не чувствовал, что он вынужден "закреплять" или "менять" свои потребности; он должен использовать свои сильные стороны для того, чтобы его нужды лучше удовлетворялись.

В каком возрасте начинать? Чем раньше, тем лучше. Оптимально начинать это в возрасте- около 8 - 9 лет, то есть в том возрасте, когда дети начинают замечать различия. Надо поймать тот момент, когда ребёнок только впервые заметил разницу и еще не успел выстроить защиту, которую потом будет трудно пробить. Часто к годам тринадцати, если это так и не обсуждалось, дети начинают отрицать своё особенное состояние и отказываются это признавать. Обязательно обсуждайте все особенности ребенка, его сильные и слабые стороны, интересы и личностные черты, и аутизм как малую часть всего этого. На самом деле, со всеми детьми полезно проводить такие обсуждения. У нас у всех должен быть высокий уровень самоосознания, с признанием сильных и слабых сторон и пониманием, как сильные стороны могут поддержать какую бы ни было слабость.

Если кто-то из ваших близких людей или вы сами страдаете аутизмом, то время от времени может потребоваться объяснять людям суть проблемы. Следует как можно лучше изучить вопрос, чтобы правильно объяснять характер расстройства. Узнайте, как аутизм влияет на поступки, социальные навыки и способность сопереживать.

Шаги

Как разобраться в вопросе

    Узнайте общее определение аутизма. Аутизм - это расстройство развития, при котором обычно возникают отличия в характере общения и социальных навыках. Такие неврологические отличия могут создавать трудности, но иметь свои преимущества.

    Узнайте, что говорят об аутизме люди с таким расстройством. Лица с аутизмом ежедневно имеют дело с такими различиями и потребностями, поэтому они могут значительно расширить ваши представления об аутизме. Их взгляд позволит получить сведения “из первых рук” по сравнению с информацией родительских организаций.

    • Не используйте сведения различных сомнительных организаций.
  1. Каждый человек с аутизмом уникален. Такие люди невероятно разные, поэтому два человека с аутизмом могут в корне отличаться друг от друга. У одного могут быть значительные проблемы с чувственными ощущениями, но развитые навыки общения и самоорганизации, тогда как другой не будет иметь сенсорных трудностей, но слабо развитые навыки социального взаимодействия. Не нужно строить обобщенных предположений.

    • Учитывайте этот факт, когда будете объяснять суть расстройства. Важно донести до человека, что не все люди с аутизмом ведут себя одинаково, как и обычные люди без расстройств.
    • Среди отличительных особенностей следует подчеркнуть уникальные потребности, достоинства и различия.
  2. Отличия в общении. Некоторым людям с аутизмом сложно общаться с другими. Так, некоторые трудности легко заметить, но иногда они не столь явные. Примеры:

    • монотонный и невыразительный голос, необычные ритмы и колебания высоты речи;
    • необходимость повторять вопросы или фразы (эхолалия);
    • сложности при попытке выразить свои потребности и желания;
    • потребность дольше обдумывать устную речь, долгая реакция на указания, замешательство при большом количестве слов и быстрой речи собеседника.
    • буквальное восприятие слов (неспособность различать сарказм, иронию и фигуры речи).
  3. Отличия при взаимодействии с окружающим миром. При обращении к человеку с аутизмом вам может показаться, что он не обращает на вас внимания или ему нет дела до ваших слов. Не нужно беспокоиться. Следует помнить:

    • Иногда кажется, что человек "потерялся в собственном мире", когда он занят своими мыслями.
    • Люди с аутизмом могут слушать иначе. Совершенно нормально, если они избегают зрительного контакта и суетятся. Это помогает им сосредоточиться. Внешняя невнимательность на самом деле нужна для того, чтобы приспособиться и внимательно слушать.
    • При разговоре человек может быстро утомиться и выглядеть растерянным. Возможно, он просто отвлекается или беседа происходит слишком быстро. Предложите перейти в более спокойное место и разделяйте свои фразы паузами, чтобы у него было время подумать.
    • Детям с аутизмом нередко трудно играть с другими из-за необходимости соблюдать сложные социальные правила и утомительного чувственного опыта. Часто им проще в одиночестве.
  4. Большинство людей с аутизмом любят порядок. Они способны создавать высокоорганизованный порядок действий на день. Человека с аутизмом легко встревожить неизвестным раздражителем, а точный порядок дарит им чувство комфорта. Люди с аутизмом:

    • следуют строгому распорядку;
    • тревожатся в случае непредвиденных изменений (например, обстановка в школе);
    • используют особые предметы, чтобы справиться со стрессом;
    • приводят вещи в строгий порядок (например, раскладывают игрушки по цвету и размеру).
    • Чтобы объяснить характер аутизма вашего ребенка другу, расскажите о том, как дети обычно собираются в школу. Существует примерный порядок: позавтракать, почистить зубы, одеться и сложить рюкзак. Набор действий всегда одинаков, но порядок выполнения может меняться. Так, нейротипичный ребенок без проблем может одеться до завтрака, что не соответствует принятому порядку. Ребенка с аутизмом такие изменения сильно сбивают с толку. Если он привык к четкому порядку, то лучше неукоснительно соблюдать последовательность.

    Социальные отличия

    1. Люди с аутизмом могут вести себя немного иначе , что совершенно нормально. Они имеют дело с преградами и факторами стресса, которые незнакомы нейротипичным людям, поэтому их поступки могут казаться необычными или странными. Все зависит от личных потребностей и особенностей.

      • Лица с развитыми навыками общения просто кажутся слегка неуклюжими и робкими. Им нередко трудно понять, чего от них ждут. Этим и обусловлены неожиданные для собеседника поступки.
      • Некоторые люди с аутизмом испытывают невероятные трудности при общении и не в состоянии поддерживать обычную беседу.
    2. Люди с аутизмом часто не любят зрительный контакт. Зрительный контакт невероятно пугает и утомляет, поэтому они не могут смотреть в глаза и слушать одновременно. Объясните, что люди с аутизмом смотрят в сторону не потому, что они невнимательны.

    3. Люди с аутизмом просто другие, но необязательно безразличные. Объясните, что человеку с аутизмом иногда требуется суетиться или уйти от зрительного контакта, чтобы сосредоточиться. Такой человек может смотреть на рот, руки, ноги собеседника или даже в сторону. Старайтесь не злиться, иначе он просто будет вас избегать.

      • Людям с аутизмом нередко сложно сосредоточиться на разговоре из-за различий в чувственном восприятии и особенностей внимания. Скорее всего, они пытаются включиться в беседу, а вовсе не игнорируют собеседника.
      • Объясните человеку, что нужно четко проявить свои намерения вступить в беседу. Необходимо подойти к собеседнику, назвать человека с аутизмом по имени и желательно находиться на линии взгляда. Если при обращении реакции не последовало, то попробуйте снова, так как он мог вас не заметить.
    4. Объясните, что некоторые люди с аутизмом не разговаривают. Они могут общаться посредством жестов, картинок, письменной речи, языка тела или поступков. Если человек не говорит, это вовсе не значит, что он не понимает речь или ему нечего сказать.

      • Иногда люди так отзываются о молчащем человеке с аутизмом, будто его нет в комнате, однако он почти наверняка слушает вас и запомнит все услышанное.
      • Напомните, что говорить о других свысока некрасиво. Относитесь к неразговаривающим людям с аутизмом как ко всем остальным ровесникам.
      • Познакомьте человека с известными работами молчаливых людей вроде Эми Секвензии, Идо Кедара и Эммы Зурчер-Лонг.
    5. Подчеркните, что люди с аутизмом могут не различать сарказма, юмора и тона речи. Им достаточно трудно уловить тон речи, особенно когда мимика собеседника идет вразрез со словами.

      • Сравните такую особенность с использованием смайликов в тексте. Если человек напишет вам “Это замечательно”, то можно считать такие слова искренними, но если добавить к тексту смайлик “:-P” (высунутый язык), то фраза получит оттенок сарказма.
      • Люди с аутизмом могут научиться понимать фигуры речи. Некоторые из них достаточно хорошо различают сарказм и юмор.

    Отличия в общении

    1. Помогите человеку понять, что лица с аутизмом могут выражать сочувствие иначе. Это не значит, что они лишены сочувствия или доброжелательности. Обычно люди с аутизмом очень заботливы, но им трудно угадывать мысли других. Объясните, что они часто выражают сочувствие иначе, из-за чего могут казаться равнодушными, когда в действительности они просто не могут понять ваши эмоции.

      • Объясните, что лучше выражать свои чувства прямо. Например, человек с аутизмом может не понимать, почему вы потупили взор, но если сказать, что вам грустно из-за ссоры с отцом, то он лучше поймет, что нужно ответить.
    2. Расскажите о сильном энтузиазме людей с аутизмом. Многие из них сильно увлекаются рядом тем и способны часами обсуждать предмет своего увлечения.

      • Разговор об интересах человека с аутизмом поможет вам найти общий язык.
      • Кому-то это может показаться грубым, однако людям с аутизмом трудно предугадывать чужие мысли, поэтому они могут не понимать, что человеку скучно.
      • Некоторые люди с аутизмом опасаются рассказывать о своих интересах, чтобы не показаться грубыми и навязчивыми. В таком случае следует заверить, что время от времени рассказывать о своих интересах вполне нормально, особенно при встречных вопросах собеседника.
    3. Объясните, что люди с аутизмом не всегда замечают отсутствие интереса у собеседника. Если вы хотите сменить тему или завершить разговор, то человек может не понимать ваших намеков. Лучше сказать об этом прямо.

      • Совершенно нормально сказать: "Я устал от разговора о режимах погоды. Давай лучше обсудим ____", - или: "Мне пора уходить. Увидимся позже!"
      • Если человек настойчив, то попробуйте назвать четкую причину для ухода вроде: "Мне нужно уходить, чтобы не опоздать на автобус", - или: "Я устала и хочу отдохнуть" (ваши слова должны быть понятными человеку с аутизмом).
    4. Помогите человеку понять, что люди с аутизмом испытывают всем знакомые чувства. Следует понимать, что люди с аутизмом способны любить, радоваться и чувствовать боль. Периодическая внешняя отрешенность не значит, что они лишены чувств. На самом деле многие люди с аутизмом испытывают глубокие эмоции.

      • Если человеку сложно понять неожиданные или плохие новости, то постарайтесь сообщить их мягко, а затем утешить его подходящим способом.

    Физические действия

    1. Некоторые люди с аутизмом не любят, когда к ним прикасаются. Это также вызвано сенсорными проблемами. У каждого разный уровень чувствительности. Лучше всегда спрашивать, чтобы не расстроить человека.

      • Некоторым из них нравятся физические прикосновения. Они с удовольствием обнимают близких друзей и родных.
      • В случае сомнений всегда спрашивайте. Спросите: "Можно тебя обнять?" - или всегда двигайтесь медленно, чтобы человек с аутизмом мог видеть вас и имел возможность пресечь нежелательное действие. Никогда не подходите сзади, иначе можно спровоцировать панику.
      • Не стоит считать, что их чувства остаются неизменными. Например, в хорошем настроении ваш друг с радостью обнимается, но не любит прикосновений, когда он занят или устал. Спрашивайте.
    2. Многие люди с аутизмом страдают от сильной сенсорной чувствительности, которая может даже причинять боль. Яркий свет может спровоцировать головную боль. Человек может вдруг начать прыгать и плакать, если на пол упадет тарелка. Важно всегда помнить о чувствительности, чтобы не причинять боли.

      • Объясните, что человека с аутизмом необходимо спрашивать о потребностях, чтобы иметь возможность приспособиться. Например: "Здесь слишком шумно? Может пойти в другую комнату?"
      • Никогда не нужно дразнить человека с острой чувствительностью (например, громко хлопать дверьми, чтобы он подпрыгнул). Такое поведение провоцирует сильную боль , страх или даже приступы паники и считается травлей.
    3. Объясните, что человеку с аутизмом проще справиться с раздражителем, если его предупредить об этом. Как правило, люди с аутизмом способны лучше справиться с ситуацией, если она в достаточной мере предсказуема, поэтом их лучше предупреждать о своих действиях, которые могут стать причиной испуга.

      • Например: "Сейчас я закрою дверь в гараж. Можешь отойти или закрыть уши".
Похожие публикации