Интервью с хирургом рехачевым. Интервью о профессии: хирург

Мы хотим знакомиться и знакомить читателей сайта с коллегами – представителями разных подходов и носителями разных терапевтических концепций, – которых объединяет профессионализм и вовлечённость в работу. Представляем вашему вниманию беседу с Фёдором Коноровым – о двух самых важных в терапии вещах, о том, как поддержать супервизанта, зачем нужны этические кодексы, что такое любовь и немного об инопланетянах.
Фёдор – психолог , гештальт-терапевт, супервизор; ассоциированный тренер программы Московского Гештальт-Института; член общества практикующих психологов “Гештальт-подход”; сооснователь психологической мастерской “Хорошие отношения”; преподаватель Института Психоанализа.

Фёдор, какие, как вы считаете, основные целительные факторы терапии?

Я думаю, что есть даже один фактор, а другие являются вспомогательными, второстепенными. Это осознавание. А если мы говорим про гештальт-терапию, то это можно сформулировать как осознавание в отношениях.

В отношениях с другим человеком?

Да, в данном случае в отношениях с терапевтом .

Осознавание – это что-то когнитивное?

Я как раз думаю, что когнитивное в осознавании – это только одна из частей. Жалко было бы сводить само понятие только к ней. Оно может быть и когнитивное, то есть я могу осознавать, как течёт моё мышление, какие мысли я думаю. Я могу осознавать чувства, тело. Мне кажется важным как раз не делать что-то из этого приоритетным. И если мы говорим про гештальт-подход, то одно время бывшее тенденцией превознесение чувств тоже является ошибочным.

Целостное осмысление?

В словах начинаются тонкости. Когда я говорю про осмысление, я больше подразумеваю интеллектуальный процесс. Для меня осознавание – это когда я в потоке своей жизни делаю некое усилие и могу вдруг обнаружить, что сейчас со мной происходит. И осмысление – не совсем верное название, ведь если я чувствую своё тело, я могу назвать это чувствованием, ощущением.

Это переводится в слова? В терапии важно проговаривать эти вещи? Например, «я чувствую себя напряжённо». Или достаточно это просто заметить? Нужно ли вербализовать?

Смотря для чего. Когда мы говорим о терапевтическом процессе, то, мне кажется, вербализация и помощь терапевта в этом процессе являются важными, потому что через вербализацию мы формируем или обучаем клиента некоему языку и тогда мы можем обращаться к разным частям опыта. Но, в принципе, это скорее то, что обслуживает процесс осознавания – называние не является целью.

Слова для контакта нужны?

Да. Это привычная модальность и я думаю, что в терапии проще опираться на привычную модальность. Это не значит, что она лучше, потому что есть, например, телесная терапия, которая больше работает через телесную модальность. Это не хуже и не лучше. Каким-то клиентам это сложно и не подходит, потому что это слишком чуждая, опасная модальность.

Мы знаем, что вы преподаёте, даёте супервизии, работаете с клиентами. А что вам нравится больше всего – преподавать, быть терапевтом для ваших клиентов или супервизировать?

Мне нравится и то, и другое, и третье. Мне точно важно сохранять в большем объёме терапевтическую практику, причём с клиентами не из обучающих программ, так как часть моих клиентов – те, кто учатся терапии, психологи . От этого я точно не готов отказаться в пользу чего-то другого. Процентов 70 сейчас у меня сейчас занимает такая работа, преподавание – 5-7 процентов времени. Я разделяю для себя преподавание на лекционное – в институте – и обучение гештальт-терапевтов, которое неотделимо от терапевтического процесса.

И последнее нравится больше?

Да, мне ближе такой формат. В нём больше азарта, интереса. Хотя лекционный формат кажется мне тоже очень важным – без теоретической части развиваться невозможно.

У вас прозвучало, что есть разница между клиентами, которые приходят по обязательству, то есть должны прийти на терапию по контракту и, условно говоря, клиентами «с улицы». То есть психологи-клиенты – это специфические клиенты?

Да, конечно.

А в чём специфика?

Это люди чаще более подготовленные, погружённые в процесс и в этом есть свои плюсы и свои сложности. Хорошее – то, что у них есть привычка к обращению внимания на себя, к осознаванию. Сложность в том, что часто на первичном этапе обучения психологии теряется непосредственность реакций, интерпретации и построения на какое-то время заменяют некий первичный отклик. Иногда приходится иметь дело с концепциями вместо осознавания непосредственного состояния.

Кто-то сказал, что клиент-психолог становится клиентом через год. Вы согласны?

Сложно сказать, потому что приходят люди на разных этапах подготовки – есть люди, которые уже посетили массу программ, а есть те, кто только начал заниматься.

Вы сказали, что вам больше всего нравится терапевтическая работа. Вы давно это делаете. Вы не устали? И если да, то что вы с этим делаете?

Нет, я не чувствую, что устал. Для меня важно, что терапевтический процесс очень сопряжён с моим личным развитием и в этом плане профессиональная и личная жизнь идут бок о бок. В моей жизни появляются темы, которые я пытаюсь понять через терапевтическую работу, личную терапию. Плюс у меня всегда есть какое-то обучение, курсы, циклы.

Первая часть ответа: они могут вредить так же, как другие люди. Вторая часть: я считаю, что если человек меня не бьёт, не отбирает имущество, то в принципе навредить он мне не может. То есть словами навредить нельзя. То есть можно, но кто тогда вредит? Как я использую слова, что они мне вредят?

Это очень радикальная позиция – получается, что мы не можем влиять друг на друга. И вся ответственность за то, что я сейчас с вами делаю, лежит на вас.

То, что происходит в контакте между нами, это нечто, что мы создаём вместе. В этом смысле мы стараемся учитывать состояние другого человека. Но в конечном счёте я же использую слова другого человека, чтобы мучиться от них. Мне это кажется очень важным. Терапевты любят друг друга пугать страшными фразами вроде: «Не делай так, а то клиент разрушится». Да, мы можем делать что-то, что невыносимо для клиентов, но это потому, что они так устроены, пришли из такого опыта. Здесь важным является способность терапевта сопереживать и сочувствовать клиенту и, исходя из этого, делать выбор НЕ говорить о чем-то, подбирать слова. Мне кажется лучше когда этот выбор делается так, а не в соответсвии с какими-то запретами и нормами.

Если только это не нарушает этические принципы?

Да. Эти вещи потому и записаны в этических кодексах, что они однозначно агрессивны. Но мне кажется, что этический кодекс написан о том, что не надо делать, чтобы терапия не разрушилась. Кодекс охраняет терапевтический процесс .

Как вы относитесь к сеттингу? Что в нём важно? Что терапевтично?

Есть два фактора, которые делают терапию терапией – это процесс осознавания и сеттинг. Мы договариваемся, что мы осознаём в рамках определённых условий. На мой взгляд, придерживаться сеттинга принципиально важно. Я к этому отношусь очень строго.

Есть мнение, что людям, которые выбирают нашу профессию, свойственна повышенная личная агрессивность. Что вы об этом думаете?

Не знаю, не слышал о таком мнении. Я думаю, людям терапевтической профессии свойственна депрессивность. И если придерживаться мнения, что депрессия – это подавленная агрессия, то, может быть, агрессивность не повышенная, а находится в свёрнутом, ретрофлексивном режиме. Я думаю, что депрессивность – это обращение своей энергии, которая изначально была направлена во вне, на себя. Постоянное погружение в себя – то, что неминуемо приводит людей либо в какие-то практики, либо в терапию. Это попытка обработать напряжение через внутреннюю работу, не через контакт со средой, а через контакт с собой.

Когда говорят, что у человека в депрессии нет никаких чувств – не похоже, что там какая-то работа происходит.

Я думаю, что там есть разная глубина – от совсем клинического варианта до субдепрессивного состояния, склонности к самоанализу, размышлению.

Как это приводит к выбору психотерапии?

Есть люди, которые считают, что решение проблем находится во вне. А есть те, кто считают, что внутри. На этапе прихода в психологию мотивация часто является проективной – люди часто идут ктерапевту , но ошибаются дверью. «Я хочу помогать себе, но не могу этого признать и вижу страдание в других». Как показывает статистика, процент людей, которые остаются практикующими терапевтами , составляет около 10%.

У тех, кто остались, мотивация меняется?

Чтобы удержаться в профессии, нужно быть достаточно раненным, чтобы находиться в программе подготовки терапевтов достаточное для освоения профессии время.

Вопрос о другой стороне вашей работы – супервизии. Есть ли какая-то динамика в отношениях между вами и супервизантом?

Я для себя супервизии разделяю на подвиды. Есть теоретическая супервизия, которая является больше процессом анализа. Есть условно терапевтическая супервизия, направленная на то, чтобы разобраться в переживаниях супервизанта. Я в супервизии пытаюсь удерживать фокус на профессиональном аспекте, а когда мы подходим к личностным точкам, я говорю супервизанту, что это для личной терапии. Я стараюсь воздерживаться от выхода на границу контакта в нашей работе, то есть не обсуждать наши отношения. Если возникает напряжение, мы можем его прояснить, но только для того, чтобы вернуться в русло понимания случая.

Как вы понимаете, что вы зашли на личное поле и как отделяете супервизионный материал от клиентского?

Например, терапевт замечает, что в терапии масса симпатичных молодых мужчин и трудно справляться с возбуждением. Может выясниться, что у неё есть сложности в отношениях с мужем, и тогда я могу сказать, что есть это напряжение в личной жизни. Когда мы обнаруживаем, что нечто в жизни терапевта оказывает влияние на работу, мы с этим не работаем, только обозначаем.

Даёте ли вы поддержку и в какой форме?

Я могу поддерживать, подбадривать, но важным мне кажется следующее: основной поддержкой является опора на реальность. Любая тревога терапевта всегда обусловлена отсутствием контакта с частью реальности. Потому что чего тревожиться-то? Если мы можем обнаружить реальность ситуации, она сама является поддержкой.

Я помню, что в начале практики у меня было много тревоги, связанной с идеей «я плохойтерапевт ». С этим чувством нужно помогать?

Да. Я обычно говорю – да, плохой.

В смысле делаете парадоксальная коннотацию?

Нет. Он правда работает хуже, чем более опытные терапевты . Мне кажется, этот стыд связан с непризнанием своего места, реального размера: «Да, я начинающий, но я стараюсь из этого выскочить».

Что вы думаете или чувствуете в связи с тем, что большинство ваших коллег женщины, и есть ли разница между терапевтами-мужчинами и женщинами?

Я думаю, что мужчинам, которые в этой профессии находятся, свойственна развитая феминность, идентификация больше с женской фигурой в детстве. Я знаю, что для многих мужчин-терапевтов задачей является как раз добирание мужской части. Изначально они могут быть чувствительными, сопереживающими, а мужские части им удаётся найти в своей личной терапии.

А когда мужчина терапевт добрал мужские части, чем-то он отличается от женщины-терапевта?

Я думаю, терапия с мужчиной или женщиной будет разной, хотя мы не можем провести эксперимент. Выбор пола терапевта связан с фигурой из детства, к которой человек мог обратиться.

А вы сами кому больше доверяете?

И тем, и тем.

Почему мужчин в терапии так мало? 50 лет назад, скажем, это была больше мужская профессия.

Есть определённые социальные стандарты, например, как будто говорить про чувства – это не мужское дело.

У нас есть философский вопрос. Что такое любовь?

Стыдно признаться, но у меня есть идея, что люди все друг друга любят. Любовь – это такое свойство, может быть, природное или биологическое. И в этом плане мне с какого момента стали понятны религиозные идеи – неважно, в какой традиции, православной или буддистской. Если раньше они мне казались фальшивыми, то после занятия терапией я обнаружил, что это правда, но правда не красивая, а просто реальность. Возможно, биологическая. Чувство любви возникает в группе людей, если не мешают какие-то препятствия. Злость, вражда возникают потому, что с этим чувством любви что-то происходит, оно искажается, напрягается. Слово любовь все понимают по своему, масса смыслов, но для меня это не что-то романтическое, а нечто, что просто есть между людьми в разных формах.

Любить как дышать. А что-то может этому мешать.

Мы занимаемся тем, что помогаем эту любовь обнаружить – к себе, другим. Проблематика часто связана с тем, что есть какое-то нарушение в этой способности. Интересно, что люди часто путают дефицит любви с избытком. Жалуется человек, что никто его не любит, а оказывается, что это он не может выразить свою любовь и кажется, что это его не любят. Здесь бывает масса предписаний, стереотипов, запретов – кого надо любить, как. Если их разобрать, можно, оказывается, того любить и этого любить.

Вопрос от анонима: есть ли инопланетяне среди нас?

Мне бы хотелось, чтобы были.

А почему?

Это перевернуло бы мою картину мира, а это для меня самый кайф.

Статья на тему про профессии (интервью)

Какую профессию выбрать? Этот вопрос беспокоит всех школьников от младших классов до выпускников. Каждому хочется выбрать работу, которая будет доставлять ему удовольствие, будет соответствовать его способностям и возможностям, приносить пользу обществу и государству, а также приносить хороший доход. Выбирая дело всей жизни, школьник теряется в вариантах, путается и не знает как сделать главный выбор. В этой рубрике постараемся разобраться в многообразии профессий, посмотреть на них с разных сторон, и помочь вам найти интересующее дело.

Сегодня мы рассмотрим профессию врача, и в этом нам поможет сам представитель этой профессии педиатр Маслов Иван Прокофьевич, который 40 лет отработал в Курской областной Детской больнице и сейчас находится на заслуженном отдыхе:
- Почему Вы выбрали именно докторское дело?

Я считаю, что врач-это самая благородная профессия. Человек может прожить без телевизора и компьютера, а вот без здоровья никак, поэтому хороший врач- это полезная и главная профессия в любом уголке мира.

С какими трудностями Вы сталкивались во время работы?

Работа врача требует больших знаний и опыта, к тому же, это громадная ответственность. Любой врач несет ответственность за свои решения, от которых зависит состояние, и даже жизнь пациента. Главная трудность во время работы состоит в том, что очень сложно оставаться равнодушным, не переживать за каждого пациента, стараться не зацикливаться на одном человеке, а просто выполнять свою работу, пытаться как можно быстрее и эффективнее помочь больному.

Почему Вы выбрали именно специальность «педиатр»?

Я очень люблю детей, и мне печально, когда они болеют, и я хочу приложить максимум усилий для того, что как можно больше деток были здоровыми и счастливыми, чтобы они чаще улыбались и никогда не испытывали боли и страха.

Что бы Вы посоветовали ученикам, которые задумываются над профессией врача?

Дорогие ученики! Это серьезная и нужная профессия, она требует длительного, но интересного обучения, постоянного самосовершенствования, повышения квалификации. Для того, чтобы стать врачом необходимы не только глубокие познания, но и терпение, мужество, большая ответственность. Любой доктор должен с любовью и вниманием относиться к своим пациентам, быть готовым к трудным стрессовым ситуациям. Сейчас очень сильно не хватает хороших врачей. Ребята, если вы твердо решили стать врачом, усердно учитесь, потому что от ваших знаний зависит будет жизнь человека, его будущее, а значит и будущее всей страны.

«Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это», — сказал замечательный земский врач Антон Павлович Чехов. Люди этой профессии действительно удивительны по своей натуре, ведь мало кто из нас способен с полной самоотдачей следовать своему делу. Порой в их сторону раздается много критики и недовольства, но все мы понимаем, что лишь врачи, каждый день стоя на страже нашего здоровья, идут на тот риск, который порой не подвластен ни обстоятельствам, ни даже законам жизни. И пусть эти слова нельзя посвятить всем и каждому доктору на планете, но их с уверенностью можно адресовать замечательному врачу-педиатру Першотравенской городской больницы Кибальниковой Людмиле Григорьевне. Получив самые что ни на есть прекрасные отзывы о ее работе, мы решили пообщаться с Людмилой Григорьевной и узнать, в чем же залог ее профессионального успеха.

— Путь к врачеванию. Как именно он у Вас начался?

— В 1994 году я окончила Днепропетровский мединститут, но уже после третьего курса работала медсестрой в инфекционной больнице, где проходила свою первую практику в детском гепатитном отделении. Потом – 2 года интернатуры в Павлоградской городской больнице №1. После прохождения всей необходимой практики в 1996 году устроилась на работу в Першотравенскую горбольницу, где и работаю по сей день.

— Нет ли сомнений, что нужно было выбрать другую дорогу в жизни?

— Детским врачом я проработала уже 20 лет, и нисколько об этом не жалею. Разное бывает настроение. Знаете, день на день не приходится, особенно у нас, у медиков. Бывают такие тяжелые приемные дни, что порой в запале и подумаешь про себя: мол, зачем меня сюда занесло… Но потом понимаешь, что это твое, это и есть твоя жизнь – и уже на следующий день снова торопишься на работу.

— Как известно, выпускники медицинских институтов уже давно не клянутся Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей – современные врачи дают клятву Гиппократа. Какие пункты этой клятвы наиболее значимы лично для Вас?

— О! Это интересный вопрос, конечно! Интересен он тем, что клятву мы эту не совсем так давали, как представляют себе многие. Дело в том, что заканчивала я медицинский в 90-х. Это сложный период жизни был, и в это непростое время наш институт проходил аккредитацию на приобретение статуса медакадемии. Началась возня с документами: оформления-переоформления, поэтому нам просто выдали наши дипломы – и на этом все. В самой клятве, которую, конечно же, знает любой врач, лично для меня самая основная заповедь – «не навреди!».

— Гиппократ как-то сказал: «Врач – философ, ведь нет большой разницы между мудростью и медициной». Что Вы можете сказать по этому поводу? Так ли это?

— Медицина – это, безусловно, большая мудрость. Здесь вообще всегда нужно не терять головы и обязательно придерживаться некой золотой середины во всем: в лечении, в общении с пациентами, в отношениях с коллегами. Как-то на киевских медицинских курсах наш преподаватель сказал: «Вы должны всегда вникать в глубь ситуации, а не смотреть только на поверхность. Да, очень важно правильно ставить диагнозы и назначать соответственное лечение, но также нужно иметь мудрый подход, вникать в суть. К примеру, у двух ваших пациенток один и тот же диагноз – желче-каменная болезнь. Но, одна дама, скажем, VIP: у нее салоны, правильное питание, дорогая жизнь, а вторая — обычная деревенская женщина с десятью коровами и мужем-алкоголиком. Станете ли вы им делать одинаковые назначения? Если даме с достатком написать список копеечных лекарств – она тут же потребует другого врача, а если обычной женщине назначить дорогие лекарства, то она, скорее всего, откажется от лечения». Этот пример иллюстрирует всю ту мудрость, которой должен обладать любой настоящий врач.

— Людмила Григорьевна, в таком случае скажите, какие же качества отличают настоящего врача от Бога и врача, как говорится, «не дай Бог»?

— Сложно сказать. Врачи разные бывают, и у каждого свой подход. Хороший врач должен обладать терпением, чтобы внимательно выслушать больного и ничего не упустить важного. Ну, а «врачи не дай Бог», мне кажется, долго в медицине и не задерживаются.

— Случалось ли Вам встречать коллег, которых Вы осуждали и не были согласны с их методами лечения?

— Вы знаете, я вообще не люблю осуждать людей. В моей практике такое не раз бывало, когда пациенты приходили и начинали осуждать методы лечения какого-нибудь моего коллеги, мол, лучше я у вас буду лечиться, чем у этого. И я тут же это пресекала, потому что, во-первых, это неприятно, а во-вторых, ну если человек при мне обсуждает и ругает другого врача, то где гарантия, что так же за спиной он не начнет ругать меня, если ему что-то не понравится? Поэтому, нет: у каждого свои методы и ситуации, и осуждать своих коллег я не в праве.

— Во время зимнего карантина в этом году мы все были наслышаны о больших очередях больных детей в Ваш кабинет. Сколько детей Вы тогда приняли? Это больше нормы? И как часто Вы принимаете такое количество пациентов за один прием?

— Есть трудные периоды, когда начинаются вспышки вирусных инфекций и простудных заболеваний у детей, и в этот период не только у меня одной большие очереди под кабинетом. Больше нормы принимают все мои коллеги. Я тогда принимала где-то по 50-60 больных за прием, тогда как норма врача составляет 18.

— Вы явно лукавите: как нам известно, в феврале этого года в период с пятницы по вторник Вы приняли 254 ребенка и 32-х больных детей посетили на дому. Вот небольшая статистика тех дней: 13 февраля на прием к вам обратилось 80 больных, еще 9 Вы посетили на дому; 16 февраля – 92 пациента и 11 по месту жительства, 17 февраля – 82 ребенка и 9 дома…

— От вас ничего не скроешь, но я сама никакой подобной статистики не веду – я просто исполняю свой долг.

— Скажите, с кем Вам легче работать: с маленькими детьми или с подростками?

— Работа педиатра – это в основном работа не с детьми, а с их родителями, а дети – они все дети. Разница только в том, что с маленькими детьми всегда приходят родители и все пристально контролируют, а подростки уже могут и сами прийти на прием, получить назначение и идти лечиться. В этом, наверное, с ними как-то проще, потому что эта возрастная категория уже намного самостоятельнее.

— Мы знаем, что все дети боятся людей в белых халатах. Есть ли Ваши собственные методы воздействия на подобную ситуацию?

— Как ни странно, у меня подобные случаи единичны. Если ребенок уже зашелся в истерике, то его очень сложно успокоить, потому что он не реагирует уже ни на игрушки, ни на уговоры. Успокоить легче, конечно же, родителям, но вот меня лично, хоть я и в белом халате, все дети воспринимают очень спокойно и не боятся.

— Знаете, у учителей, воспитателей и врачей-педиатров есть нечто общее. И это вовсе не то, что все они бюджетники. Скандальные родители – вот объединяющая проблема. Как часто возникают скандалы в Вашем кабинете и как Вы с этим справляетесь?

— Вы знаете, да. Вы очень точно подметили эту особенность. В основном скандалы начинаются в очередях между самими пациентами, и там же, в коридорах, они и заканчиваются. Но бывают и такие случаи, когда пациент начинает примерять на себя ношу врача и уже тебя учить, как правильно лечить ребенка. Бывает и такое, что я назначение сделала одно, а потом приходит недовольный родитель и начинает говорить, что в аптеке ему посоветовали другие лекарства – намного лучше. В такой ситуации главное не теряться и предложить такому родителю самому лечить ребенка, если он так хорошо все знает, или лечиться у фармацевта. Как правило, это срабатывает, потому что человек начинает уже отдавать себе отчет, что его ребенку лучше наблюдаться у дипломированного и опытного специалиста, нежели слушать или вычитывать всякие советы самостоятельно.

— В чем особенность детской медицины? Есть ли какая-то статистика наиболее распространенных заболеваний у детей?

— В основном у детей очень часто возникают вирусные инфекции и простуды. Это наиболее распространенные заболевания, с которыми мы сталкиваемся. Особенность детской медицины, скорее, в том, что к детям нужен особый подход, и любой педиатр должен быть особенно аккуратен в лечении, поскольку детский организм еще не окрепший, не сформированный. Поэтому дозировки, лекарственные препараты и методы лечения в целом должны быть четкими, чтобы ни в коем случае не вызвать ни аллергии, ни чего-то похуже. И если взрослый человек может в какой-то ситуации сказать врачу, что он принимал и что ему помогло, то ребенок тебе этого не скажет, а для некоторых малышей какие-то медицинские процедуры и препараты могут оказаться вообще первыми. Все это врач-педиатр должен учитывать, чтобы не навредить.

— Хотелось бы услышать от Вас как от специалиста какие-то советы для молодых родителей по поддержанию здоровья своих малышей.

— Это будут те советы, которые родители уже не раз слышали и сами на них выросли, но, тем не менее, повторение – мать учения. Поэтому еще раз говорю, чтобы детей не переохлаждали, не давали им продукты, которые могут вызвать аллергии, чтобы всегда вовремя обращались за помощью к профессиональному специалисту… А главный совет – пример здорового образа жизни должны подавать детям родители. А о каком же здоровье может идти речь, когда идет папа с коляской и дымит сигаретой прямо на ребенка, а потом удивляется, откуда у малыша кашель?

— Приближается . Как Вы отмечаете этот праздник? Есть ли какие-то определенные традиции его празднования?

— У нас все традиционно скромненько: после работы мы с коллегами собираемся за чашечкой чая и просто беседуем. Каких-то особенных традиций празднования этого дня у нас нет, но атмосфера всегда была добродушной и радостной. Есть хороший повод вспомнить свои студенческие годы, рассказать коллегам интересные случаи из практики, да и просто порассуждать о том, ради чего работаем — пусть не без юмора, зато честно.

— И напоследок: что бы Вы хотели пожелать тем, кто еще не ступил на этот путь, но уже решил посвятить себя медицине?

— Остается только им пожелать успеха. О каких-то страхах и наставлениях говорить, я думаю, не стоит, потому что решиться стать врачом – это уже отважный шаг в жизни, смогут на него пойти не все. Поэтому, раз уж решились эти люди на такой шаг – значит, они станут врачами. Думаю, что они уже знают, на что идут.

Беседовала Татьяна Комаринская

Здравствуйте. Конечно. Задавайте.

Расскажите о себе: кем работаете и как долго работаете по этой профессии?

Я работаю детским врачом уже пять лет. Мне очень приятно, что сейчас многие интересуются нашей профессией. Как и про каждого врача про себя могу сказать, что я внимательный человек, рассудительный, не делаю поспешных выводов и всегда всё проверяю, ведь в такой профессии как у меня нельзя ошибаться. С самого детства я мечтала стать врачом, ведь это так благородно помогать людям. Очень приятно помогать маленьким человечкам и разговаривать с ними.

Почему Вы выбрали эту профессию?

Професссия врача в любом обществе на особом счету. При этом врач - это не профессия, а образ жизни. Есть три профессии от Бога: судья, преподаватель и врач. Главная цель профессиональной деятельности врача - сохранение жизни человека и улучшение её качества путём медицинской помощи.

Сложно ли было освоить эту профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Не так уж и сложно. Нужно лишь получить медицинское образование.

Довольны ли Вы своим выбором?

Да, очень. Иначе и быть не может.

Нужны ли какие - то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Да, нужны. Человек, который решил стать врачом, должен быть трудолюбивым и должен любить детишек, которые приходят к нему.

С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей работе?

У меня нет таких особых трудностей. Если любить то, чем занимаетесь, то, по - моему, особых трудностей не будет.

Позволяет ли Ваша профессия творческие возможности, проявить себя?

Да, позволяет, и мне это очень нравится.

Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

Да, сбылась, и я этому несказанно рада.

Насколько твоя профессия полезна и важна для нашей страны?

Очень важна. По - моему, здоровье граждан самое главное для страны.

Приносит ли твоя профессия хороший доход?

Доход у детского врача средний, стабильный. Но моё мнение такое, что если человек любит свою профессию, то он будет выполнять её добровольно и внимательно, но не из - за заработка.

Чем Вы занимаетесь в свободное время?

Уделяю время своей семье, близким, друзьям. Путешествую, готовлю, собираю фигурки кошечек. Я всегда знаю чем занять себя.

О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Наверное, о том, что если вы не учились в школе, то вам будет очень трудно.

Как Вы видите свою профессию в будущем?

Наверное, будут новые аппараты и оборудование для тяжело больных, чья жизнь зависит от этих аппаратов и оборудования.

Что Вы можете сказать о продвижении к данной цели?

Так как я всегда мечтала стать врачом, то учеба мне давалась очень легко.

Что же является самым главным в вашей работе?

Я считаю, что ничего сложного в моей профессии нет. Самое главное надо лишь уметь находить общий язык с детьми. Единственное затруднение с грудничками, которые не умеют говорить.

Очень интересно можно ли людям с такой профессией иметь вредные привычки?

Я и большинство моих друзей не имеем вредных привычек. Неприятно, когда приводят своих детей к специалисту - врачу, а на этом месте оказывается какой - то непонятный человек, от которого пахнет сигаретами. Мне кажется, не стоит показывать свои вредные привычки, потому что многие берут с врача пример.

Скажите сложно ли получить профессию врача? И долго ли учиться?

Я не могу дать точный ответ, так как это индивидуально для каждого человека. Кому - то учеба дается тяжело, а кому - то легко.

Спасибо Вам за такую интересную и познавательную беседу. С Вами приятно было пообщаться .

Ученица 9 б класса Охлинской СОШ Адилханова Ашура

Как не заразиться от коллеги, почему при простуде нужно так много пить и какие препараты можно смело покупать в аптеке при первых симптомах - об этом и многом другом в интервью с врачом-терапевтом медицинского центра «АрсВалео».

Людмила Прудникова
врач-терапевт высшей квалиф. категории
медицинского центра «АрсВалео»


– Прежде всего, нужно помнить о том, что период от заражения вирусом гриппа до проявления первых симптомов может составлять от нескольких часов до 5-7 суток. В это время самочувствие кажется обыденным и ничего, казалось бы, не предвещает беды. Однако внутри нашего организма все протекает несколько иначе.

Если вирус не обладает достаточной патогенностью (способностью вызывать заболевание), то клинические симптомы будут невыраженными, и человек сможет обойтись полноценным питанием, обильным питьем, а при необходимости - жаропонижающими препаратами, и это поможет.

Если же вирус оказался высокопатогенным, в этом случае все гораздо сложнее. Его инкубационный период преимущественно составляет несколько дней. Такой вирус может оказаться атипичным - это значит, что обойтись «традиционными» методами лечения мы уже не сможем, придется применять специальные противовирусные препараты. Однако следует принимать лишь те из них, эффективность которых была доказана клиническими испытаниями. Не нужно сразу хватать хорошо «отрекламированное» средство, лучше всего проконсультироваться с врачом.

Самолечением заниматься не стоит: если прием противовирусных препаратов является необоснованным или же подобрана неверная дозировка, они могут нанести вред.

Если состояние ухудшается и вам не легче – бегом к доктору!

– Первая и самая главная профилактика осложнений вирусных инфекций - это домашний режим. С первых дней заболевания человек должен начать пить как можно больше теплой жидкости. Это могут быть различные морсы и чаи.

Не стоит забывать также о полоскании горла растворами хлоргексидина, ромашки, календулы - это точно не навредит.

И, конечно же, в эти дни стоит находиться дома (если, конечно, это позволяют ваши обстоятельства) и соблюдать постельный режим. Ведь нужно помнить о том, что вирус гриппа, перенесенный «на ногах», может стать причиной развития серьезных осложнений.

Если по прошествии 2-3 дней вы чувствуете, что вам стало легче, - смело идите на работу, не надо ничего бояться. К слову, само чувство страха обязательно вызывает угнетение иммунной системы.

Стоит сказать, что врачи всегда боятся осложнений, которые могут развиться у человека после самолечения.

Всегда отслеживайте свое состояние. Если вы с простудой способны, меняя салфетки, жить в ритме галопа и ходить на работу - то можете быть спокойны, ничего плохого с вами не произойдет. Однако если вы почувствовали, что вам трудно дышать, появилась отдышка, ломота в суставах, при этом нет высокой температуры, а состояние изменилось - это звоночек прийти к специалисту и сказать: «Я две недели сам себя лечу, но все равно какая-то «агульная млявасць». Тогда, обследовав вас, врач назначит соответствующие препараты.

Дело в том, что весьма часты случаи осложнений при запущенных состояниях. И тогда пациент не обходится лишь посещением терапевта, а уже после выздоровления вынужден проходить нефролога, кардиолога, пульмонолога и лор-врача. Согласитесь, лучше это предотвратить.

Об антибиотиках

– Самостоятельный и неоправданный прием антибиотиков может принести больше вреда для организма, чем пользы. Да, иногда опытные пациенты, которые имеют хронические заболевания легких, сердечно-сосудистой системы, знают, какие препараты им нужно принимать при развитии осложнений. Но выбор средства и момент начала его приема должны оставаться за врачом во избежание негативных последствий.

Сегодня бесконтрольное применение антибиотиков привело к развитию широкой антибиотикорезистентности (отсутствию чувствительности к терапии). Пожалуй, это одна из самых острых проблем, развившихся в стационарах нашей республики.

Чтобы предотвратить рост подобных случаев, назначать антибактериальную терапию всегда должен врач, а не родственник, знакомый или фармацевт. Также нужно знать, что антибиотикотерапия не оказывает положительного эффекта при вирусных заболеваниях.

Препараты, принимаемые часто и нерационально, формируют полную резистентность возбудителя к определенному виду антибиотика.

Если прервать применение препарата, это может негативно сказаться на результатах лечения. Вам необходимо либо дождаться от него должного эффекта, либо выждать время, в течение которого должен развиться или же не развиться эффект на терапию (как правило, этот период составляет около 3-4 дней). В противном случае возрастают шансы развития антибиотикорезистентности и ухудшения клиники вашего заболевания.

Это ведет к тому, что врачи вынуждены назначать все более и более высокий класс антибактериальных препаратов. Но когда-то эта ступенька заканчивается – и больше препарата нет, есть только лишь всевозможные комбинации старых. Поэтому антибиотик должен быть адекватен соответствующему заболеванию, стадии заболевания и соответствующим осложнениям.

Осторожнее! Витамин С

– Природная аскорбиновая кислота, которая в большом количестве содержится в продуктах (шиповник, капуста, яблоки, лимоны и проч.), не оказывает на организм негативного влияния. Однако при длительном использовании больших доз синтетического витамина С кровь имеет некоторую тенденцию к сгущению.

Это совсем не значит, что для профилактики вирусных осложнений ребенку нельзя давать малые дозы аскорбиновой кислоты – наоборот, можно и нужно. Главное – в разумных количествах. Просто это надо помнить и стараться применять аскорбиновую кислоту в ее естественном виде.

Если при простуде в аптеке перед вами выбор: купить порошок для устранения симптомов простуды или витамин С в пакетиках, лучше берите порошок: там все дозировано, подобран состав. К тому же количество принимаемого препарата вы можете изменять самостоятельно в зависимости от клинической симптоматики.

Почему при простуде нужно так много пить

– Врачи настаивают на обильном питье не потому, что оно спасает от простуды, а потому что оно уменьшает интоксикацию в организме, которая развивается в ответ на вторжение вируса. Если говорить проще - чем больше жидкости мы выпьем, тем меньше вируса придет к нашему сердцу, почкам, легким и к головному мозгу.

Если уже есть повышение температуры и человек принимает жаропонижающие средства, в результате чего обильно потеет, то он теряет порядка 1,5 литров жидкости. Это еще одна причина, по которой нужно много пить.

Если вы работаете в офисе, где кто-то болеет

Если ваш коллега покашливает, часто чихает или же у него насморк, то, чтобы не заболеть, нужно проводить основные профилактические меры:

  • проветривать помещение через каждый час-полтора;
  • мыть руки каждые 2-3 часа;
  • носить маску и менять ее каждые 3 часа. Если вы случайно дотронулись до маски, руки нужно непременно помыть;
  • проводить профилактику (полоскать горло растворами хлоргексидина, ромашки или календулы утром и вечером, смазывать слизистые поверхности носа оксолиновой мазью);
  • необходимо следить за чистотой кондиционеров, которые используются в офисах не только для охлаждения, но и для обогрева. Это также убережет вас от вероятного риска заражения.
Самый главный иммуномодулятор – свежий воздух

– Мы рождены с иммунной системой. Ее не может стать ни больше, ни меньше. Нужно четко понимать, что стимулировать иммунный ответ можно лишь в случае, когда это грамотно определено иммунологом. Если же вы самостоятельно купили иммуномодулирующий препарат и принимаете его не рационально, это также может негативно сказаться на вашей иммунной системе. Именно поэтому к иммунной системе нужно относиться очень трепетно.

Тем не менее, есть препараты, которые действительно служат верным способом повышения иммунитета. Но называть я их не буду, чтобы у читателей не было соблазна и дальнейшего неадекватного использования. Лучше давайте поговорим о естественных иммуномодуляторах, которые всем доступны.

Прежде всего, это свежий воздух. Нужно просто часто бывать на свежем воздухе и не забывать проветривать помещение, в котором вы работаете или живете. Также не стоит забывать о свежих овощах и фруктах. Питайтесь правильно, избегайте по возможности стрессовых ситуаций.

И хотелось бы обратить внимание, что не стоит верить всему, о чем пишут в интернете, а особенно рекламе препаратов, повышающих иммунитет. В вопросах вашего здоровья лучше проконсультируйтесь с терапевтом или иммунологом, а не с интернетом.

Берегите себя и будьте здоровы!

Фото: Дмитрий Рыщук
Похожие публикации