Факторов оказывающих влияние на образ жизни школьника. Влияние компьютера на здоровье школьников

Елена Аниськова, Алёна Силакова

Научно-исследовательская работа по валеологии.

Цель работы: изучить состояние здоровья учащихся МОУ СОШ №2 и факторы, влияющие на него, выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья.

Работа построена в соответствии с задачами, которые автор перед собой ставит

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме: состояние здоровья школьников в России, в Амурской области
  2. Проконсультироваться с врачом ЦРБ о состоянии здоровья школьников в Октябрьском районе
  3. Проанализировать результаты диспансеризации учащихся МОУ СОШ №2
  4. Проконсультироваться с медицинской сестрой школы о состоянии здоровья учащихся школы
  5. Выявить возможные причины ухудшения здоровья школьников
  6. Исследовать факторы, влияющие на здоровье учащихся
  7. Провести анкетирование среди учащихся на выявление самооценки факторов влияющих на здоровье
  8. На основе полученных результатов сделать выводы и выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников

Гипотеза: Образовательная деятельность представляет опасность для здоровья школьников. Ученики в школе не только получают знания, но и ряд болезней, связанных с физическим и психологическим состоянием детского организма.

Основополагающий вопрос: Вредит ли наша школа здоровью учащихся?

Методы работы

  1. Опрос
  2. Анкетирование
  3. Статистическая обработка
  4. Анализ результатов

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

С. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА»

Состояние здоровья школьников МОУ СОШ №2

И факторы, влияющие на него

Исследовательская работа по валеологии

Выполнил:

Аниськова Елена Николаевна,

Силакова Алёна Сергеевна

учащияся 11Б класса

Руководитель:

Мешкова Евгения Александровна

2010 -2011 год

  1. Введение
  1. Заболевания школьников Амурской области, Октябрьского района, учеников МОУ СОШ №2
  1. Влияние социально-экономических факторов на состояние здоровья учащихся
  2. Влияние организационно-педагогических факторов на состояние здоровья школьников
  1. Заключение
  1. Введение

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. все дети обязательно ходят или будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если не позаботиться об этом сейчас, болезни, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация ясна: с каждым годом здоровье учеников становится все хуже и хуже.

Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист).

Возможно, поэтому школа по сегодняшний день продолжает возлагать на плечи учеников определённый круг обязанностей, ожидая жизнерадостное и охотное их выполнение. А в ответ мы видим, что мотивация к учению у современных школьников с каждым годом снижается. Не потому ли это, что физическому здоровью школьника уделяется слишком мало внимания.

Несмотря на некоторые попытки улучшить сложившуюся ситуацию, в целом по России обстановка не улучшается. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел исследования: какие заболевания наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития.
Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты?
От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно-двигательного аппарата.
Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.

Чтобы выяснить, какова ситуация с состоянием здоровья учащихся нашей школы, каковы возможные причины возникновения заболеваний и как улучшить сложившуюся ситуацию, мы провели исследовательскую работу.

Цель работы: изучить состояние здоровья учащихся МОУ СОШ №2 и факторы, влияющие на него, выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья.

Работа построена в соответствии с задачами, которые автор перед собой ставит

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме: состояние здоровья школьников в России, в Амурской области
  2. Проконсультироваться с врачом ЦРБ о состоянии здоровья школьников в Октябрьском районе
  3. Проанализировать результаты диспансеризации учащихся МОУ СОШ №2
  4. Проконсультироваться с медицинской сестрой школы о состоянии здоровья учащихся школы
  5. Выявить возможные причины ухудшения здоровья школьников
  6. Исследовать факторы, влияющие на здоровье учащихся
  7. Провести анкетирование среди учащихся на выявление самооценки факторов влияющих на здоровье
  8. На основе полученных результатов сделать выводы и выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников

Гипотеза: Образовательная деятельность представляет опасность для здоровья школьников. Ученики в школе не только получают знания, но и ряд болезней, связанных с физическим и психологическим состоянием детского организма.

Основополагающий вопрос: Вредит ли наша школа здоровью учащихся?

Методы работы

  1. Опрос
  2. Анкетирование
  3. Статистическая обработка
  4. Анализ результатов
  1. Заболевания школьников Амурской области и Октябрьского района

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. Как показывают исследования по Амурской области, перечень заболеваний, которые приобретаются ребенком уже на момент окончания только начальной школы, выглядит так: на первом месте увеличение щитовидной железы, это способствует повышению утомляемости ребенка, его раздражительности; на втором - кариес, на третьем - снижение остроты зрения (близорукость), на четвертом месте – нарушение осанки ребенка.

Проконсультировавшись с врачом детской ЦРБ Абрамич С.А., нам удалось выяснить, что среди наиболее распространённых заболеваний школьников, выявленных в результате медицинских осмотров и амбулаторных приёмов, следующие:

  1. увеличение щитовидной железы
  2. кариес
  3. нарушение осанки, плоскостопие
  4. снижение остроты зрения
  5. ОРВИ (сезонно)
  1. Результаты медицинского осмотра в МОУ СОШ №2

Медицинский осмотр учащихся МОУ СОШ №2 (13.10.2010-21.10.2010 года), проводился следующими врачами: хирургом, окулистом, ЛОР, невропатологом, врачом-психиатром.

Наиболее распространёнными заболеваниями учащихся МОУ СОШ №2 по результатам медицинского осмотра являются: увеличение щитовидной железы 298 учащихся, 82% от общего количества учащихся, кариес 142 ученика, 39%; ОРВИ 56 учеников, 15%; избыток веса 14 учеников, 4% .

По сравнению с результатами диспансеризации прошлого года появились новые заболевания:

  1. киста яичника
  2. укорочение ноги
  3. хронический остеомиелит

У 14 человек нехватка веса;

14 человек - избыток веса;

9 человек страдают ожирением;

Увеличилось количество учащихся, страдающих заболеваниями:

  1. увеличение щитовидной железы – на 129 человек
  2. кариес – на 44 человека
  3. ОРВИ – на 40 человек
  4. ожирение – на 5 человек
  5. плоскостопие – на 7 человек
  6. гайморит – на 5 человек

Уменьшилось количество больных энурезом на 2 человека.

  1. Результаты анализа медицинских карт учащихся

По данным медицинских карт учащихся, предоставленным медицинской сестрой школы, ученики имеют следующие хронические заболевания.

Таб.№1

Класс

количество и ФИО учеников

заболевания сердечно-сосудистой системы

опорно-двигательного аппарата

заболевания нервной системы

дыхательной системы

органов слуха

зрения

аллергия

Болезни почек

11А

11Б

11В

Всего уч-ся

Из таблицы видно, что наиболее распространёнными хроническими заболеваниями являются: заболевания дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и органов зрения.

Таб.№2

класс

Группа здоровья

11А

11Б

11В

Всего уч-ся

Здоровые ученики школы составляют всего 6 % от общего количества учащихся школы (1 группа здоровья), 88% относятся ко 2 группе здоровья, 5% учеников имеют 3 группу здоровья.

  1. Возможные причины возникновения заболеваний школьников

Среди возможных причин возникновения заболеваний школьников в «Учительской газете» освещаются следующие.

Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья детей не дает никаких оснований для успокоения.

Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.

В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования - это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.

В своей работе мы исследовали нижеуказанные факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся.

1. Влияние социально-экономических факторов на состояние здоровья учащихся

Результатом возникновения тех или иных заболеваний является деятельное неблагоприятное воздействие социально-экономических факторов проживания в семье.

Изучив социальный паспорт школы, мы подсчитали количество учеников с неблагоприятными социально-экономическими условиями жизни и проконсультировались с медсестрой МОУ СОШ №2, которая предоставила данные из карт о состоянии здоровья этих учащихся. Результаты получились следующие.

Таб. №3

Социально-экономические условия в семье

Количество учащихся по школе

Из них здоровые

Из неполных семей

Из многодетных семей

Из неблагополучных социально-опасных семей

Детей из «группы риска»

Стоящих на учёте в ПДН

Стоящих на учёте в КДН

Находящиеся под опекой, на попечительстве

Таким образом, определённое количество учащихся приходят в школу уже с имеющимся риском возникновения тех или иных заболеваний.

2. Влияние организационно-педагогических факторов на состояние здоровья школьников

Согласно обзору изученных нами источников, плачевное состояние здоровья детей - результат целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:

Несоблюдение условий организации учебного процесса - состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся;

Несоответствие технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

Чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

Недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;

Недостаточная физическая активность школьников;

2.1. Условия организации учебного процесса

Еще в начале 19в. в результате первых исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и условиями в школе.

Здоровье человека в значительной степени определяется состояни ем условий обучения, микроклимата и интерьера мест его нахождения. Оптимизация этой среды достигается за счет светового, цветового комфорта, воздушного режима и т.д.

В результате опроса учащихся и учителей о степени освещенности, соблюдении воздушного режима, санитарно-гигиенических норм, соответ ствии школьной мебели возрасту учащихся, визуальной комфортности в классах были сделаны следующие выводы.

По мнению учащихся и учителей школы в школе соблюдаются санитарно – гигиенические нормы, проводится ежедневная двухразовая влажная уборка школьных помещений каждую смену, генеральные уборки не реже двух раз в месяц.

Во время отопительного сезона отмечается нарушение воздушного режима. В кабинетах №16, 5,6,7,8,10,11,12 очень душно, все кабинеты проветриваются во время перемены и уроков. Возможно это одна из причин частых ОРВИ у учащихся школы.

Школьная мебель в кабинетах соответствует возрасту учащихся. Но в связи с недостаточным количеством кабинетов, некоторые уроки в классах среднего и старшего звена проводятся в кабинетах для начальной школы.

Хуже освещенными по сравнению со всеми называют кабинеты № 3, 9, 14.

Все кабинеты ученики и учителя школы считают визуально комфортными.

Можно сделать вывод, что условия обучения не идеальны и их недостатки обуславливают развитие наиболее распространённых заболеваний в МОУ СОШ №2, таких как нарушение осанки, близорукость, частые ОРВИ.

Сколько весит ранец?

Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклассников, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен весить не более 1,5 кг. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного. Шестиклассники носят учебники на 6,4 кг – гораздо больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки налегке – с 1-2 кг учебного груза.

Это ведёт к проблеме с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Как питается российский школьник?

Эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных классов, обеды которых оплачиваются из местного бюджета. Дети постарше голодными не остаются – питаются в буфете, но горячее питание, так необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников.
Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейших аминокислот, микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не должно быть продуктов, содержащих пустые калории.

2.2. Интенсификация учебного процесса

Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся на здоровье детей, проявляется в следующем: отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения учебным материалом.

Однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца и др.);

Требования, которые предъявляют многие школы к поступающему, заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что заставляет родителей нанимать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний;

Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам, к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое заболевание - стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний.

Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом перемен: появились лицеи, гимназии, профильные классы, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше вводится новых, нужных и интересных предметов. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам – еще одной школьной болезни.

Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи.
Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от школьной среды.

По результатам анкетирования учащихся МОУ СОШ№2 на выявление признаков заболеваний нервной системы наблюдается рост от начальной школы до старших классов.

Таб.№4

Проявляются признаки заболеваний нервной системы.

Начальная школа

Среднее звено

Старшие классы (9А,Б,В,

11А,Б,В)

  1. Беспричинные головные боли, при волнении, после посещения школы.
  1. Слабость, утомлённость после занятий.
  1. Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела
  1. Навязчивые движения (теребит одежду, грызёт ногти, заикается и т.д.)

2.3. Недостаточная физическая активность школьников

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Двигательный режим школьника МО СОШ №2 складывается в основном из подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, из прогулок перед сном и активного отдыха в выходные дни.

Ученики нашей школы недостаточно физически активны. Их физические нагрузки сводятся в основном к 2 часам занятий физической культурой в школе.

В среднем по школе лишь 23 % учащихся занимаются спортом дополнительно, посещают секции, спортивные клубы и танцевальные кружки.

1А класс – 8% учащихся; 1Б – 47%; 2А – 34%; 2Б – 0%; 3А – 21%; 3Б – 8%; 4А – 43%; 4Б – 13%; 5А – 0%; 5Б – 42%; 5В – 32%; 6А – 37%; 6Б – 8%; 7А – 28%; 7Б – 48%; 8А – 40%; 8Б - 4%; 9А – 21%; 9Б – 40%; 9В – 25%; 11А – 31%; 11Б – 13%; 11В – 12%;

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно–сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

V. Самооценка школьниками факторов риска ухудшения здоровья

Среди учащихся 4-11 классов нами был проведен тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья по методике Н.К. Смирнова. Анализ анкеты показал следующие результаты.

С 1-3 вопросы описывают привычки, связанные с риском возникновением болезней опорно-двигательного аппарата: 42.5%учащихся подвержены риску; 54% не подвержены.

С 4-6 вопросы касаются риска, связанного с недостаточной или избыточной двигательной активностью: 25% учащихся подвержены риску; 75% не подвержены.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь. а) да-44ч.(20%); б) нет-191ч.(80%);

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях). а) да-66ч.(39%); б) нет-136ч.(61%);

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой / мне приходится поднимать тяжести.

а) да-78ч.(33%); б) нет-150ч.(67%);

7вопрос относится к риску, связанному с неправильным питанием.

7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как. а) да.(37%); б) нет(63%);

8 вопрос относится к риску, связанному с ухудшением зрения: 33% учащихся подвержены риску; 67% - нет.

На 9 вопрос анкеты 77%учащихся ответили, что они заботятся о своём здоровье, 23% нет.

По 10 вопросу результаты следующие: 28% имеют вредные привычки; 80% - не имеют.

С 11-12 вопросы освещают влияние школы на здоровье детей.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?

А) да-98ч.(43%); б) нет29%); в) затрудняюсь ответить-60ч.(27%).

12. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье-55ч.(25%); б) наносят здоровью вред методами сво его преподавания-25ч.(13%); в) подают хороший пример-44ч.(23%); г) подают плохой пример-3ч.(1%); д) учат, как беречь здоровье-51ч.(24%); е) им безразлично мое здоровье-30ч.(14%).

13 вопрос касается интенсификации учебного процесса на уроке.

13. Какие состояния для тебя наиболее типичны на уроках?

а) безразличие-11ч.(5%); б) заинтересованность-101ч.(45%); в) усталость-40ч.(18%); г) сосредоточен ность-29ч.(13%); д) волнение; беспокойство-21ч.(9%); е) что-то другое-19ч.(8%).

  1. Заключение

По итогам проделанной нами работы можно сделать следующие выводы.

Как мы и предполагали, образовательная деятельность действительно представляет опасность для здоровья. Это доказывают перечисленные выше организационно-педагогические факторы, отрицательно влияющие на здоровье, которые имеют место в нашей школе.

Но многие ученики считают школу и учителя своим союзником, который помогает им заботиться о здоровье, большинство учеников, по их мнению, заботятся о своём здоровье, хотя некоторые факты этому противоречат. Такие как отказ от горячего питания, дополнительных занятий физической культурой. Условия обучения в школе так же имеют некоторые недостатки, такие как двухсменка, нарушение воздушного режима и другие.

Таким образом, ответ на основополагающий вопрос следующий: современная школа всё ещё вредит здоровью ребёнка, но в то же время её беспокоят проблемы здоровьесохранения. Многие ученики отмечают тот факт, что школа и учителя помогают им заботиться о своём здоровье.

Изучив состояние здоровья учащихся нашей школы, возможные причины возникновения заболеваний мы предлагаем рекомендации по улучшению сложившейся ситуации.

К сожалению, знание нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников.

Таким образом, целью должна быть не констатация фактов, а поиск возможных путей решения проблемы.

Мы предлагаем следующие пути изменения сложившейся ситуации

1. Разгрузка учащихся современной российской школы должна быть связана не только с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологий учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей. Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Включение каждого обучаемого в деятельность, соответствующей его зоне ближайшего развития.

Именно поэтому важной является научная разработка и использование в практике каждой школой нашего района здоровьесохраняющих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей и учёта образовательных потребностей каждого школьника.

Каждому учителю необходимо учитывать индивидуальный темп обучения, создавать условия, обеспечивающие психологическое благополучие и успешность каждого ребенка.

Сегодня учитель заставляет школьников заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.).
Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы и т.п.

  1. Школа не может и не должна решать проблему здоровьесбережения школьников в одиночку, хотя и может сделать многое.

Центральной районной больнице необходимо проводить просветительскую работу в сотрудничестве со школами района. Проводить лекции для родителей и детей на родительских собраниях и классных часах о методах профилактики наиболее распространённых заболеваний учащихся школы.

3. Необходимо в каждой школе создать группу, в которую входили бы учителя, ученики и родители и которая бы проводила ежегодную проверку, ограничивала бы непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений», которые регламентируют учебную нагрузку.

3. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.

Необходимо продолжать работу по вовлечению учащихся в спортивные секции. Организовать работу секций в каждой школе района.

Учителям физической культуры разработать систему упражнений лечебной физкультуры для профилактики развития наиболее распространённых заболеваний у учащихся. Организовать секцию ЛФК.

Во избежании проблемы нарушения осанки мы советуем принять меры по снижению веса портфеля школьника. Для этого школам района закупить второй комплект учебников для занятий в школе или разрешить ученикам носить один учебник на парту. Ежегодно проводится экспертиза учебников на всероссийском сайте. Необходимо выйти на сайт с рекомендациями изготавливать учебники с гибкими обложками, большие издания делить на несколько томов, чтобы снизить вес учебника.

На уровне района необходимо проводить работу по улучшению социально-экономических условий проживания в семье. Создавать рабочие места для малообеспеченных родителей.

В заключении вспомним о том, что определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов».

Исходя из определения, можно сделать следующие выводы: школа не в силах устранить те или иные заболевания школьников или их физические дефекты. Но школа и общество должно обеспечивать физическое, душевное и социальное благополучие детей.

«Школа – второй дом! Дети должны с радостью ходить в школу (и не только потому, что там им знания дают)! Они должны чувствовать себя, как дома!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бобырь. А. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.17
  2. Давиденко.Д., Петленко. В.и др. Основы здорового образа. // «ОБЖ» № 3, с.56
  3. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. / Сост.: Н.В.

Анисимов, Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

  1. Егоров. Д. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу. //

Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.-

Выпуск № 2, с.15

  1. Масликова. Т. В состоянии цейтнота// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15
  2. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. Кучма В.Р.,

Сухарева Л.М. и др.-М., 2002

  1. Безруких. М.Здоровье детей и школьные факторы риска. – www.ruscenter.ru
  2. Николаев. Н.Содержание и технологии школьного обучения и здоровье учащихся. – www.ruscenter.ru
  3. www.breath.ru/education.html
  4. www.sport.iatp.org.ua/

Гришина Дарья

Исследовательская работа "Влиянние компьютера на здоровье школьников".Выбор данной темы является не случайной,при изучении на уроках биологии зрительного анализатора, мне пришла идея изучить влияние ПК на зрение, но в ходе работы я решила расширить тему «Влияние компьютера на здоровье школьника»

Выбранная тема является актуальной, потому что мы живем в веке новых технологий и развития компьютеров. В наше время в каждой пятой семье имеется компьютер. И поэтому необходимо знать, как правильно пользоваться компьютером, чтобы не навредить здоровью.

Проект поможет осознать, что при постоянном злоупотреблении компьютером, он может нанести неоценимый вред здоровью и психике человека, а так же развить зависимость. Необходимо знать и соблюдать общие санитарные нормы при работе за компьютером.

Скачать:

Предварительный просмотр:

III Районный Фестиваль науки

Секция: Биология, химия, экология, география

« Влияние компьютера на здоровье школьника »

Гришина Дарья Валерьевна

Ученица 8 класса

МБОУ Рождественская средняя

Общеобразовательная школа

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

Научный руководитель:

Марьина Наталья Николаевна

Учитель: Биологии,Химии.

Лаишево 2013 год

  1. Введение……………………………………………………………… 3
  2. Основная часть……………………………………………………….. 5

    1. Факторы, связанные с длительной работой на компьютере…… 5
    2. Результаты исследования и обсуждения ……….. …………… 6
    3. Организация учебной и досуговой деятельности дома…………. 8

  3. Заключение…………………………………………………………… 11
  4. Список литературы………………………………………………….. 12
  5. Приложения………………………………………………………….. 13
  1. Введение.

Актуальность темы.

Выбранная тема является актуальной, потому что мы живем в веке новых технологий и развития компьютеров. В наше время в каждой пятой семье имеется компьютер. И поэтому необходимо знать, как правильно пользоваться компьютером, чтобы не навредить здоровью.

Проект поможет осознать, что при постоянном злоупотреблении компьютером, он может нанести неоценимый вред здоровью и психике человека, а так же развить зависимость. Необходимо знать и соблюдать общие санитарные нормы при работе за компьютером.

Охрана здоровья школьника – проблема многогранная, которая может быть решена на основе комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, правовых, технических, организационных. Однако, несмотря на то, что этим вопросом занимаются многие специалисты, эта работа пока еще мало эффективна. По данным Федеральной службы государственной статистики с 2005 по 2008 гг. выросло количество детей с заболеваниями зрения, нервной системы, органов пищеварения.

Список литературы

  1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02)
  2. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03).
  3. Фадеева С.В. Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков// Воспитание школьников.– 2009. – № 10 – С. 23-25
  4. Концевой М.П. Здоровье и компьютер// Информатика и образование.– 2000.– № 1– С.88-91

Интернет-ресурсы:

4.Какую роль играет ПК В вашей жизни?(+,-)

5.Используйте ли вы компьютер при подготовке к урокам?

6.При подготовке к каким урокам чаще всего требуется компьютер?

7.Как вы думаете влияет ли компьютер на ваше здоровье?

8.В норме ли ваше зрение?

9.Вы зависите от компьютера?

10.Чаще всего для каких целей вы используйте компьютер?

А) Игры

Б) Общение

В) Поиск информации

11. Знаете ли вы правила пользования компьютером.(Гимнастика для глаз, перерывы, осанка)

12. Соблюдаете ли вы их?

13. Как вы думаете, кто должен следить за тем сколько времени вы проводите за компьютером? (вы сами, родители, учителя)

Анкета для родителей.

1.Есть ли у Вас ПК (компьютер)?

2. Сколько времени проводит Ваш ребёнок около компьютера?

3.Какую роль играет ПК в Вашей жизни?(+,-)

4.Используйте ли ваш ребёнок компьютер при подготовке к урокам?

5.Как вы думаете, влияет ли компьютер на здоровье ваших детей?

6. Ограничиваете ли Вы время проведения за компьютером ребёнком? Случаются ли у Вас в связи с этим конфликты.

7.Вы зависите от компьютера?

8.Чаще всего для каких целей Вы используйте компьютер?

А) Игры

Б) Общение

В) Поиск информации

Г) просмотр мультфильмов и художественных фильмов.

9. Знаете ли вы правила пользования компьютером. (напишите какие?)

10. Соблюдаете ли вы их?

11. Как вы думаете, кто должен следить за тем, сколько времени ваш ребёнок проводит за компьютером? (вы сами, сами дети, учителя)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей.

Ценностные ориентации на здоровый образ жизни, устойчивые потребности в сохранении и совершенствовании здоровья, в использовании эффективных средств оздоровления, организации рационального режима труда и активного отдыха, занятии физкультурой и спортом формируются при обеспечении условий управления здоровьесберегающим образованием.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Это и определило тему моей курсовой работы.

За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 - 2 раза, нервными болезнями - в 2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с близорукостью - в 5 раз.

Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов и др.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.

1. Исторический обзор проблемы здоровьесбережения в школьном образовании

Современное состояние общества, экологии и экономики неблагоприятно отражается на здоровье человека, вследствие чего растёт число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, а также щадящая здоровье организация образовательного процесса.

Проблема разработки здоровьесберегающих педагогических технологий существует с древних времен. Самое раннее упоминание о системе воспитания мы находим в трудах греческих педагогов и философов.

Классики эпохи Возрождения (Томмадо, Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень) уделяли в своих работах большое внимание формированию здорового образа жизни у детей младшего и среднего школьного возраста.

Основным принципом в педагогике XVII века считался принцип полезности. Педагоги средневековья придавали большое значение укреплению здоровья детей.

Джоном Локком были разработаны приёмы закаливания ребёнка, обосновано значение строгого режима для здоровья детей, даны рекомендации об одежде, пище, прогулках и занятиях спортом.

Российский просветитель Епифаний Славинецкий был одним из первых, кто попытался составить правила, необходимые детям в их поведении.

Известные российские общественные деятели И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович также занимались вопросами воспитания и формирования здорового образа жизни у детей.

Н.Г. Чернышевский считал, что школа должна заботиться не только о физическом развитии ребёнка, но и стремиться к укреплению его здоровья. Большое внимание физическому воспитанию детей уделял в своих трудах В.Г. Белинский. Им были разработаны задачи физического воспитания школьников: охрана здоровья детей, развитие их физических сил, правильный образ жизни, организация игр и гимнастических упражнений, соблюдение правил личной и общественной гигиены, усвоение естественнонаучных знаний о человеке, связь физического воспитания с нравственным.

Занимавшиеся вопросами начального образования Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков придавали большое значение соблюдению санитарно-гигиенических правил в детских учреждениях.

В конце XVIII века появляется уже достаточно большое количество периодических изданий, которые занимаются популяризацией знаний, касающихся поддержания здоровья населения России. К ним относятся, «Санкт-петербургское еженедельное сочинение», «Санкт-петербургский вестник», «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная и увеселительная, в пользу и удовольствие всякого звания читателя» (Тобольск), «Московские ведомости», «Прибавление к Московским ведомостям» и т.д. Ряд статей в этих изданиях посвящен физическому воспитанию и гигиене детей.

Таким образом, уже в XVIII столетии в России имело место распространение естественнонаучных знаний, касающихся пропаганды гигиенических аспектов, здорового образа жизни и укрепления здоровья населения России.

Современные основы концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904 г., когда съезд российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся.

Основоположником советской системы гигиенического воспитания школьников был И.И. Мильман. В 1920 году им была разработана система уроков здоровья, получившая своё развитие в середине XX века.

Советскими педагогами Н.А. Бернштейном В.А. Воскресенским, В.И. Загвязинским и др. были проведены исследования в области гигиенического воспитания детей, охраны их здоровья.

В XXI веке несколько изменилось направление исследований данной проблемы, изменились её количественные и качественные параметры.

В научных работах всё чаще идёт речь о сохранении психического здоровья детей, о методах коррекции психофизических отклонений, об устойчивости психики и нервной системы детей.

В 70-80-е годы XX века знаниево-ориентированная парадигма образования в условиях усиления информационного потока столкнулась на фоне общей тенденции акселерации детей с резким увеличением заболеваний учащихся. Это привело к быстрому росту числа исследований по вопросам гигиенического воспитания (Н.А. Берштейн, 1966, Г.А. Якимова, 1983), охране здоровья обучающихся (Е.Н. Кудрявцев, П.Д. Тищенко, 1989), самое серьезное внимание уделяется соблюдению гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса, сохранению психического здоровья, методам коррекции психофизических отклонений.

В последние годы появился ряд исследований по реализации здоровьесберегающих технологий.

Современная педагогика, используя опыт предыдущих поколений, стремится создать эффективные здоровьесберегающие технологии, способствующие не только сохранению здоровья ребёнка в школьных условиях, но и его гармоничному физическому развитию.

2. Состояние здоровья современных школьников

В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь. Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс, в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания».

Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5 %. За последние десятилетия число здоровых детей и подростков, а также имеющих только функциональные отклонения в стране уменьшилось почти в 1,5 раза, а количество хронически больных школьников возросло до 60 % от общего числа учащихся общеобразовательных школ.

В последнее время резко ухудшилось состояние здоровья детей. Число здоровых сократилось с 15-16 до 6-4%, а первоклассников, имеющих морфологические и функциональные нарушения, - с 40,3 до 23,6 %. Соответственно увеличилась доля детей с хроническими болезнями - с 44,6 до 70 %. Среди детей младшего школьного возраста у 19,5% выявлены отклонения в физическом развитии, в том числе обусловленные дефицитом массы тела - 14,5%. Кроме того, у 2,3 % детей отмечена общая задержка физического развития.

Практика показывает, что в течение первого полугодия, в первом классе, ухудшение нервно - психологического состояния детей наиболее выражено. За тот период число учащихся, имеющие отклонения в данной сфере возрастает примерно на 14 - 16 %, а концу учебного года примерно на 20% таких детей. Все эти внешние проявления неадекватного поведения чаще всего связаны с нарушением функционального состояния центральной нервной системы, требующим коррекции, а иногда - с заболеванием, требующим лечение.

Правда, в школу уже поступают 10 % детей с различными нарушениями зрения (близорукость, дальнозоркостью, астигматизмом, косоглазием).

Здоровье наших детей-школьников каждый день подвергается нешуточным нагрузкам. Помимо повседневных школьных занятий, требующих усидчивости и внимательности, ребенок часто испытывает стрессы и чрезмерные нагрузки. К таким стрессовым ситуациям можно отнести переход в новую школу, занятия в спортивных кружках, секциях и студиях… Детский мозг, с трудом выдерживает огромные нагрузки, он быстро истощается в результате перегрузок. Кроме того, клетки мозга ощущают недостаток энергии. Ребенку тяжело сосредоточиться, его внимание рассеянно, а родители и учителя ругают его за невнимательность.

Следовательно, лишь совместными усилиями медицинских работников и педагогов при заинтересованности родителей возможна минимизация воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье детей. Особое место в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, прежде всего за счет широкого внедрения в деятельность образовательных учреждений, так называемых здоровьесберегающих технологий.

Изучение здоровьесберегающей работы общеобразовательных учреждений показывает, что многими школами накоплен определенный опыт в этом направлении. В частности, во многих образовательных учреждениях различных регионов России есть опыт использования таких мероприятий как специальная система профилактики нарушений осанки, зрения, дополнительная витаминизация, комплекс физиотерапевтических процедур, закаливание и т.п. В то же время, необходимо отметить, что в большинстве школ системный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся практически отсутствует, ограничиваясь разовыми, кратковременными либо узкоспециализированными мероприятиями.

3. Здоровье школьников и школьные факторы риска

Итак, какие факторы влияют на физическое и психическое здоровье детей. Хочется отметить, что вообще понятие здоровье по характеристики ВОЗ, это ведь не только физическое здоровье, это и психологическое здоровье и социальная адаптация в жизненной ситуации. Для ребенка - это благоприятная психологическая ситуация в школе и дома. Но всегда ли это так? К сожалению, нет. В школе мы имеем школьные факторы риска, занимает очень большой комплекс, мы его сейчас рассмотрим. В семье, мы имеет факторы семейного риска, и мы тоже их сейчас рассмотрим. В результате, как правило, давление школы и семьи - это совместное давление, и школьные факторы риска во многом определяют семейного фактора риска. А факторы семейного риска просто усиливают те факторы риска, которые действуют в школе. К чему это всё приводит? Это приводит и к поведенческим расстройствам и трудностям в обучении, и к ухудшению физического здоровья, к нарушениям психического здоровья, конфликтам, девиатному поведению.

Рассмотрим, какие школьные факторы риска оказывают негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Следует отметить, что школьные факторы риска подробно изучаются в последние 25 лет и теперь знаем не только, каковы эти факторы, но и знаем силу влияния каждого из этих факторов.

Первое, это не правильные требования и методика дошкольной подготовки. И нужно сказать, что влияние этого фактора в последние годы выходит на первый план. Если мы раньше говорили о стрессовой тактики педагогических воздействий в школе, то сегодня мы говорим о том, что ребенок приходит с «убитой мотивацией». До 80 % не хотят просто идти в школу, они боятся, они знают что такое «неудача», что такое недовольство взрослых (и воспитателей, и родителей), они знают, что такое неудовлетворительная оценка, они знают, что такое «не смогу», а это главное препятствие на пути обучения.

Следующий фактор - это стрессовая тактика педагогических воздействий. Здесь есть особенность - межличностное отношение учителя и ребенка, учителей и родителей, детей между собой, но хочется подчеркнуть, что самый стрессовый фактор, который негативно действует на физическое и психическое здоровья ребенка, это стресс «ограничения времени». Это один из самых сильных физиологических и сильнодействующих стрессовых факторов. Ситуация «ограничения времени», когда «нужно и не успеваю», приводит к резкому ухудшению физического и психического здоровья. Ребенок живет в этой ситуации ни день, ни два, а долгие годы и живет ежедневно. Мы знаем, что ежедневные микро стрессы по своему кумулятивному эффекту гораздо сильнее, чем какой - то сильный, однажды действующий стресс. И вот как раз ситуация «ограничения времени» является постоянно действующим микро стрессом. Это связанно и с технологиями методиками обучения, и с бесконечной интенсификацией учебного процесса, и с нерациональной организацией учебного процесса.

Третий фактор - это несоответствие методик, нерациональное организация учебного процесса, конфликты с педагогами и сверстниками, отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения. В школе есть психолог, есть логопед, социальные работники, бывает, что в школе есть психологическая служба, однако психолог делает свою работу, логопед свою работу, педагог группы продленного дня делает свою, не согласуя с психологом, логопедом и другими работниками. «Нам же нужна система работы. Вот что должно дать эффект, в противном случае, каждый дает массу усилий, но эффект не значителен».

Усиливают и усложняют школьные факторы риска низкая квалификация педагогов. Современные учителя должны знать и системы и методики.

И пятый фактор школьного риска - это неэффективное взаимодействие педагогов с родителями. Они усиливаю все проблемы.

Можно назвать и дополнительные школьные факторы риска: несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям; снижение уровня медицинского контроля, за здоровьем школьников; плохая организация питания; в ряде мест отсутствие спортивных залов и квалифицированных преподавателей физвоспитания; низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Переходим к семейным факторам риска.

1. Антисоциальное поведение родителей. Скажу несколько слов о социальной проблеме. Мы привыкли считать трудной семью алкоголика, наркомана, неполную семью, где мама одна воспитывает детей. В последние десятилетия мы наблюдаем иную картину: «неблагополучной» становится семья, где оба молодых родителя - кандидаты наук, и это оказывается еще тяжелее для маленького человека, чем семья неполная. В такой семье ребенок испытывает жесточайшее давление со стороны родителей, и на это нужно обратить особое внимание.

2. Конфликты между родителями, проблемы детско-родительских отношений, не адекватные требования, не эффективные меры воспитания. Система просвещения родителей, она не просто необходима, но возможно, поспособствует решению проблем из семейных факторов риска. Конечно, не адекватные требования и перегрузки не маловажный фактор. Он тоже требует просвещения. Родителям нужно объяснять, что «лучший враг, хорошего». Не эффективные меры воспитания, когда родитель приходит в школу и начинает решать проблемы ребенка. Надо учить родителей работать с учителем, а учителя - с родителями. Это отдельная задача. Это серьезнейшая проблема. Нужно просто учить взаимодействию.

Усиливают и усложняют эти факторы риска низкий уровень знаний, недоступность консультативной помощи и не эффективное взаимодействие и отсутствие системы широкого просвещения. Безграмотные родители - это бич нашего общества: они без меры загружают своих детей; в наших силах что-то сделать, чтобы поднять уровень образования родителей (например, по телевидению можно организовать цикл передач, касающихся организации здоровья школьника, силами издательств и Министерства образования и Министерства здравоохранения можно выпустить брошюры для родителей, издать библиотеку для родителей, в которой они могли бы получить ответы на самые разные вопросы, касающиеся здоровья и образования детей и др.). Только в этом случае родители станут нашими союзниками.

Хотелось бы, что все выше перечисленное было комплексом мер. Все же сегодня мы можем сказать, что является фактором риска и объяснить это. Это может привести к повышению эффективности помощи детям, усилить взаимодействие, но и в результате может быть это даст возможность организовать системную и комплексную помощь детям с поведенческими расстройствами и школьными трудностями.

школьник здоровье педагогический

4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в современной школе

Концепция модернизации российского образования, ФГОС НОО важной задачей перспективного развития школы определили сохранение и поддержание здоровья учащихся.

Образовательное учреждение должно вести работу с учащимися по вопросам защиты от вредных факторов природной среды, формировать экологическую культуру школьников, повышать уровень возможностей организма для противостояния отрицательному воздействию.

В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении «физического благополучия» учащихся, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих СанПи­Нам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом психическому и социальному благополучию уделяется крайне мало внимания. Поэтому при организации учебного процесса необходимо применения здоровьесберегающих педагогических технологий для сохранения всех аспектов здоровья школьников.

Один из важнейших факторов среды, оказывающий влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется. А поскольку в настоящее время наблюдается рост числа детей с аллергиями, то внимание к воздушно-тепловому режиму должно быть также пристальным.

Постоянные отклонения от комфортных показателей неблагоприятно отражаются на состоянии учащихся и повышают риск нарушения их здоровья. Состояние воздушной среды характеризуют показатели температуры, влажности, подвижности и т.д. Любой показатель изменяется в различных пределах. В зависимости от диапазона изменений выделяют:

* оптимальные параметры - это изменение показателя в узких пределах. Они определяют зону комфорта, в которой возможна максимальная работоспособность учащихся;

* допустимые пределы - это изменение показателя в широких пределах, за верхней и нижней границами которых говорят о нарушении санитарно-гигиенических норм по данному показателю.

Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от его назначения и климатических условий и должна составлять:

* в классных помещениях, учебных кабинетах 18 - 20°C при их обычном остеклении и 19 - 21°C - при ленточном остеклении;

* в актовом зале, классе пения и музыки - 18 - 20°C;

* в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15 - 17°C;

* в библиотеке - 17 - 21°C,

* в вестибюле и гардеробе - 16 - 19°C.

Для поддержания оптимальных условий воздушной среды необходимо, чтобы:

* численность школьников соответствовала гигиенической норме вместимости;

* выполнялся гигиенический режим проветривания;

* проводилась ежедневная влажная уборка классов после занятий и во время большой перемены;

* занятия с физической нагрузкой проходили в специальных помещениях.

Рассмотрим искусственное и естественное освещенность класса и его влияния на здоровье и работоспособность учащихся. Недостаточная и неправильная освещённость приводит к прогрессирующему ухудшению здоровья, снижению работоспособности, повышению нервно-психологического напряжения, утомляемости.

Особенно стимулирует работу мозга дневной свет. И если его достаточно, то нужно включение дополнительного освещения исключить.

Солнечный свет оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создает условия, необходимые для нормального роста и развития детей и подростков.

В школах должно быть обеспечено естественное и искусственное освещение, отвечающее современным нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности, предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения.

Расположение дневного освещения идёт слева на расположенные внутри классной комнаты парты.

Искусственная освещенность может осуществляться люминесцентными лампами и лампами накаливания. Искусственное освещение идет сверху. Учитель должен следить за тем, чтобы горели все лампы.

При несоблюдении требований к освещению развивается утомление зрения, понижается общая работоспособность и производительность труда.

Мебель и другое оборудование должны способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела. Занятия в школе связаны со статическим напряжением мышц спины, живота, конечностей. Грамотный подбор мебели для школы необходим для:

* обеспечения правильного положения тела и длительной работоспособности;

* нормального физического развития;

* профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Школьная мебель стандартизирована, и ведущим критерием в определении группы мебели является рост учащегося. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха.

Учителю также необходимо постоянно напоминать о правильной позе учащемуся во время занятий. По данным Научного Центра здоровья детей РАМН правильная поза для учащихся должна соответствовать различным параметрам тела ребёнка и должна меняться при выполнении им различных учебных действий: при письме, при чтении, стоя у доски или за партой.

Неотъемлемой частью здоровьесбережения школьника является организация правильного питания школьников. Интенсивная учебная деятельность связана с умственными и физическими нагрузками, затратами энергии, выполнить которую можно с получением пищи.

Для растущего организма чрезвычайно важно рациональное питание. Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо питание, обеспечивающее энергозатраты, достаточное по количественному составу и учитывающее сложные взаимоотношения между питательными веществами, витаминами, минеральными веществами.

Одним из важных принципов рационального питания является правильно организованный режим ученика. Это понятие включает:

* строгое соблюдение времени приема пищи и интервалов между ними;

* правильное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы и сочетаемость пищевых компонентов;

* санитарно-гигиенические условия приема пищи и поведение ребенка во время еды (культура поведения за столом).

Белок животного происхождения в рационе должен составлять 50% от общего белка, а при большой нагрузке - 60%. При чём, для каждого ребёнка рацион должен быть индивидуальным и учитывать пол, возраст, рост, вес, интенсивность учебной нагрузки, продолжительность занятий, особенность занятий, секции.

Обязательно учитывать территории, где живёт ребёнок, времена года (весна и осень не для каш, макарон и мяса, нужно больше витаминов).

Необходим режим питания, витаминопрофилактика, использование в питании различных добавок, качественной воды, йодированной соли и т.д.

Нарушения питания остаются наиболее распространёнными факторами, наносящими вред нервной системе. Наблюдаемые проблемы среди детей, имеющих недостаточное питание, состоят в дисфункции внимания и побуждений, сниженной способности к адаптации в стрессовой ситуации, чувствительности к эмоциональным нарушениям, таким как обеспокоенность, сниженной заинтересованности и познавательной деятельности. Всё это приводит к снижению школьной подготовки, социального и эмоционального развития.

Что касается расписания, то тут необходимо вводить такие предметы, как хореография, ритмика, физкультура на свежем воздухе, физкультминутки на уроках. Применять упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, комплекс упражнений гимнастики, также как упражнения для формирования правильной осанки.

Большой объем подлежащего усвоению учебного материала отодвигает на задний план труд, гимнастику, спорт, игры.

В случае перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем, а те, кто из-за своих природных возможностей не в силах освоить весь учебный материал - нравственным здоровьем.

Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологических принципов изменения работоспособности ребенка.

Профилактику нарушений нервно-психического здоровья на базе школ следует осуществлять через групповые психогимнастические упражнения, которым надо обучать учителей, психологов, а также на индивидуальных консультациях.

Первые два места в школьном списке болезней занимают болезни, о которых большинство ребят даже не догадывается- нарушения опорно-двигательного аппарата, психические расстройства. Поэтому учитель должен тонко чувствовать состояние и настроение ребенка. И по возможности на уроках делать динамические паузы. Перед их выполнением надо обязательно проветрить кабинет.

Здоровьесберегающие технологии, т.е. система мер по укреплению и сохранению здоровья, должны соответствовать природным закономерностям развития ребенка. Речь, следовательно, идет о необходимости проектирования такой образовательной среды, которая способствовала бы раскрытию природных способностей ребенка глубокому самоанализу и разносторонней самореализации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обоснование необходимости создания и развития здровьесохраняющей воспитательно-образовательной среды. Изучение факторов школьной среды, влияющих на здоровье учеников. Педагогические условия и модель организации здоровьесохраняющей деятельности в школе.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2011

    Учебно-воспитательный процесс в первые дни обучения ребенка в школе. Условия, факторы, методы и приемы педагогического взаимодействия, способствующие адаптации ребенка к школе. Развитие педагогической направленности и профессиональных качеств учителя.

    отчет по практике , добавлен 23.09.2013

    Понятие, сущность и особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками. Введение физического воспитания в школе с целью усовершенствования качества образования, укрепления здоровья ребенка, повышение престижа обучения.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2011

    Анализ современных научных представлений о здоровье развивающегося ребенка и особенностей его сохранения психолого-педагогическими средствами. Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физического воспитания и в театрализованных играх.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Проблема адаптации ребенка к школе: психологический и физиологический аспекты. Влияние семейных условий на формирование личности ребенка. Праздник как возможность проявления личностных качеств. Влияние праздника на статусное положение ребенка в группе.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

    Основные современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе. Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению. Методические рекомендации по организации и содержанию работы обучающего кружка.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2010

    Определение понятия готовности детей к обучению в школе. Рассмотрение основных методов диагностики школьной зрелости ребенка. Выявление позитивного влияния посещения групп дошкольной подготовки на социальное, личностное, познавательное развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2015

    Требования к физической подготовке подрастающего поколения. Значение физического воспитания детей для успешного обучения их в школе. Характеристика средств физического воспитания для всестороннего развития ребенка, необходимость соблюдения режима дня.

    реферат , добавлен 18.12.2012

    Теоретические основы особенностей создания иноязычной креативной дидактической среды на средней ступени обучения общеобразовательной школе. Анализ учебников иностранного языка средней ступени обучения в школе с точки зрения создания иноязычной среды.

    дипломная работа , добавлен 30.07.2017

    Построение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе без учета индивидуальности ребенка. Жизнь одаренных детей в школе и проблемы их социализации. Опытно-экспериментальная работа по организации воспитательной работы с одаренными детьми.

Учитель информатики МБОУ СОШ №18

Овчаренко Ирина Владимировна

Уроки информатики и здоровье

Введение.

Главное богатство человека - это здоровье. Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. Официальная статистика пугает своей неотвратимостью. Только 10 % детей сохраняют к концу школьного обучения здоровье. Задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. Психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Изучение предмета информатика предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. С применением современных информационно-коммуникативных технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения.

Вредные факторы, оказывающие влияние на здоровье школьников на уроках информатики.

Первый и самый главный фактор - это нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у учеников возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть существенно снижена.

Во-первых, вредны подергивания изображения из-за низкой частоты вертикального обновления или из-за низкого качества pазвеpтки монитора.

Второй по значимости фактор утомляемости глаз – это содержание изображения . Перечислим варианты изображений по восходящей от наименее вредных до наиболее вредных:

    Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Поэтому, для глаза ребенка или взрослого достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.

    Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняет глаз.

    Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет - штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать, и читать быстро.

    Настоящие убийцы глаза - это движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро.

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье при работе с компьютером, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ученик должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:

    Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.

    Боли в мышцах спины, шеи и головные боли . Человеческое тело не приспособлено для того, чтобы проводить долгие часы в фиксированном положении. Длительные периоды неподвижности снижают приток крови к мышцам, что приводит к накоплению продуктов метаболизма, раздражающих нервы задействованных мышц. Если этот застой случается в мышцах плеч, спины или шеи, может возникнуть головная боль, поскольку мышцы передают «сигналы дискомфорта» нервам чувствительных тканей лица, головы и кожи черепа.

    Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Иногда возникает искривление позвоночника.

    Заболевания суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне - операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.

Чтобы уменьшить вредное влияние стесненной позы, с ледует сидеть в максимально удобном положении в максимально удобном кресле. Ваша спина должна сохранять ровное положение, ноги должны прочно опираться на пол, а голову следует держать ровно, а не выпячивать вперед, подобно черепахе, выглядывающей из своего панциря. Кроме того, ваше кресло должно быть твердым, но обеспечивать достаточную опору в области поясницы. Поэтому, самое важное в уменьшении нагрузки - это правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированны, причем подобраны именно для детей.

Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это так же снимает утомление.

Стол должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда школьник пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования, и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу.

Проекционное оборудование на уроке - тоже не блажь. Если при работе на уроке давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование демонстрационного проектора или телевизора нагрузку снижает.

Третий по важности фактор - это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересая работа требует огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно.

Дети быстро приспосабливаются к миру компьютеров, и это отражается на эмоциональной сфере, возникает повышенная агрессия. Ученики перестают фантазировать, становятся неспособными создавать свои образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, проявляется безответственность.

И все же можно психическую нагрузку уменьшить.

Во-первых, в работе следует делать перерывы . На уроке за этим должен следить учитель. Каждые 30 минут - перерыв на 15 минут. Во время перерыва необходимо делать упражнения для зрения и на расслабление.

Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной работ , которые выполняет школьник, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает. Хотя в общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере - это излучения, на самом деле воздействие на психику ребенка может оказаться намного серьезнее.

Радиация от компьютерного монитора - это вечное пугало. У современных мониторов приняты выдающиеся меры по обеспечению безопасности. В частности, того излучения, которое собственно называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны) монитор практически не производит. В нем нет устройств со столь высокой энергией. Так же практически ничего не излучает системный блок. От монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение (ионизирующее излучение), которое в 2-3 раза меньше естественного радиационного фона. При таком уровне излучения видеодисплейный терминал (монитор) не представляет какой-либо опасности для здоровья человека

Вредными для человека являются другие виды излучений:

    Постоянное электростатическое поле высокой напряженности . На электронно-лучевой трубке кинескопа имеется потенциал около 20 000 вольт (в 100 раз выше напряжения в сети). Создаваемое потенциалом постоянное электростатическое поле действует на расстоянии до полуметра от экрана (а там и находится пользователь). Сам по себе потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном дисплея и лицом оператора, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном. Это постоянное электростатическое поле может быть вредно пpи заболеваниях глаз и кожи. Реально постоянное электростатическое поле можно определить, если к экрану монитора поднести кусочек тонкой бумаги или волос и они будут притягиваться к экрану.

Для защиты от постоянного электростатического поля (от других полей он не защищает) ранее использовались фильтры в виде дополнительного экрана, прикрепляемые к экрану монитора. Дешевые китайские фильтры неэффективны - они могут даже усиливать излучения. Фильтр срабатывает - если только он заземлен - чтобы «стекали» заряды статического электричества. Если кусочек тонкой бумаги или волос притягиваются к поверхности фильтра, значит, он вас не защищает. Чаще всего так и бывает, так как правильное заземление фильтра обеспечить сложно. Если у вас современный монитор, то и не думайте об установке фильтра. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке, а применение защитного фильтра нивелирует это их преимущество. От фильтра при современном мониторе будет больше вреда, чем пользы.

Если на мониторе компьютера есть маркировка LR (Low Radiation) - она должна свидетельствовать о пониженном напряжении на аноде. Эта маркировка не касается снижения вредности других излучений. Кроме того она может быть подделкой, особенно если наклеена на панель, а не нанесена гравировкой или качественной краской.

Бороться с этим фактором можно снижением количества пыли в помещении. В частности, в компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица детей путем разгона статическими полями. Обратите внимание - хороший компьютерный класс оборудован маркерной доской, кондиционером. Эти устройства снижают количество пыли в помещении. А также проветривание на переменах и влажная уборка в конце учебного дня. Самый простой способ борьбы - после занятий на компьютере умыться холодной водой.

Высокочастотные электромагнитные поля, и х воздействие сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются. Основной их источник - отклоняющая электромагнитная система кинескопа. В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад. Вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют вдоль стен таким образом, чтобы ученики не могли находиться возле их задних стенок. А вот наклоняться над монитором, чтобы поглядеть на него сверху, не рекомендуется.

Низкочастотные электромагнитные излучения до сих пор не считались вредными, поскольку от компьютера они ниже, чем, скажем, от электрического утюга. Однако по данным PC Week следует, что взаимодействие собственных полей монитора и внешних электромагнитных полей может вызывать интерференцию, из-за которой изображение на экране начинает мерцать, вызывая ухудшение зрения и головную боль. Радикальные способы борьбы с этим явлением пока не найдены.

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.

Целью здоровьесбережение на уроке информатики является: создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических условий, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся, а также создание содержательного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко, рассмотрим организацию рабочего места ученика, а также способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.

В первую очередь это условия работы и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики.

1. Микроклимат в кабинете ИКТ должен соответствовать следующим параметрам:

Температура 0 С

Относительная влажность

Абсолютная влажность

19 0 С

20 0 С

21 0 С

Компьютерные классы необходимо часто проветривать, Поэтому у меня класс проветривается 3 раза в день: в 7 40 , 10 25 и 13 50 .

2 Посажены комнатные растения с широкими листьями, которые в большей степени поглощают углекислый газ.

3 На одно рабочее место с компьютером приходится 6 м 2 площади класса.

4 Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики обеспечивают электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту.

5 Освещение яркое, но без бликов. На окнах жалюзи. (Норма освещенности для кабинета информатики 300-500лк)

6 На занятиях с использованием компьютеров используются специальные рабочие стулья.

7. Рабочее место для работы на ПК соответствует нормам:

двухуровневая поверхность рабочего стола (ширина 520-760мм – первая, и 550 мм в глубину – вторая), без ящиков.

8. Продолжительность непрерывного применения технических средств на уроке информатики следующая:

классы

Просмотр на доску

Динамические изображения

Прослушивание аудиозаписи

Работа на ПК и клавиатуре

1-2

3-4

5-7

8-11

Таким образом, строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.

Во-вторых, для снятия зрительной нагрузки во время работы за компьютером учащимся рекомендуются при первых симптомах усталости глаз сделать гимнастику для глаз. На каждой парте находится инструкция и схема по снятию утомления глаз. А для снятия нагрузки на позвоночник используются физкультминутки. Использовать к омпьютерную подставку для рук, точнее предплечья, а также подлокотник для мыши.

Упражнения для глаз.

Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться. Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

Моргать в течении 1-2 мин.

С напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.

В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться.

В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.

Упражнения для рук.

В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они «посмотрели» друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз. Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях.

В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз. Эффект: избавление от усталости рук.

Упражнение для туловища.

Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз. Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.

Физкультминутка в игровой форме.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Похожие публикации