Какие есть плюсы и минусы вакцинации. Плюсы и минусы вакцинации (прививок)

  • 16. Морфология простейших.
  • 20. Ферменты бактерий. Использование ферментативной активности бак­терий при их идентификации
  • 27. Питательные среды и их классификация.
  • 28. Требования, предъявляемые к питательным средам.
  • 23. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.
  • 29. Особенности биологии вирусов.
  • 30. Типы взаимодействия вируса с клеткой. Репродукция вирусов. Вирогения.
  • 31. Бактериофаги. Типы взаимодействия фага с бактериальной клеткой. Умеренные и вирулентные бактериофага. Лизогения.
  • 36. Плазмиды бактерий и их значение.
  • 34. Изменчивость бактерий. Генотип. Фенотип.
  • 40. Нормальная микрофлора организма человека и ее значение. Дисбиозы. Дисбактериозы.
  • 41. Препараты, применяемые для восстановления нормальной микро­флоры (пробиотики, эубиотики).
  • 42. Микрофлора воды. Санитарно-бактериологическое исследование во­ды: определение микробного числа, коли-индекса. 43. Микрофлора воздуха.
  • 55-58 Антибиотики
  • 60. Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного про­цесса.
  • 62. Токсины бактерий, их свойства.
  • 63. Получение эндотоксинов и экзотоксинов.
  • 102. Характеристика возбудителей дизентерии. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфического лечения и профилак­тика.
  • 103. Характеристика возбудителя холеры. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 104. Характеристика возбудителей брюшного тифа и паратифов. Прин­ципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 107. Характеристика возбудителя ботулизма. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 120. Характеристика возбудителя столбняка. Принципы микробиологи­ческой диагностики столбняка. Распространение в окружающей сре­де. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 121. Характеристика возбудителей газовой гангрены. Принципы лабора­торной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 111. Характеристика возбудителя дифтерии. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Выявление антитоксического иммунитета. Спе­цифическая профилактика и лечение.
  • 112. Характеристика возбудителя коклюша. Принципы микробиологичес­кой диагностики. Препараты для специфической профилактики и ле­чения.
  • 110. Характеристика возбудителей туберкулеза. Принципы микробиологической диагностики туберкулеза. Туберкулин и его использование. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 105. Кишечная палочка и ее значение для микроорганизма. Принципы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых кишеч­ной палочкой.
  • 122. Характеристика возбудителя сибирской язвы. Принципы лаборатор­ной диагностики сибирской язвы. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 108. Характеристика возбудителей бруцеллеза. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лече­ния.
  • 115. Характеристика возбудителя чумы. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 117. Характеристика возбудителя сифилиса. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для лечения сифилиса.
  • 123. Возбудители хламидиоза. Принципы лабораторной диагностики. Профилактика и лечения.
  • 131. Характеристика вирусов гриппа. Принципы лабораторной диагнос­тики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 132. Характеристика возбудителя кори. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 130. Характеристика возбудителя полиомиелита. Принципы лаборатор­ной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
  • 129. Характеристика возбудителя вирусного гепатита а, е. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики.
  • 138. Характеристика возбудителей гепатитов в, с, d. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для профилактики.
  • 137. Характеристика возбудителя вич-инфекции. Принципы лаборатор­ной диагностики. Препарата для лечения.
  • 135. Характеристика возбудителя краснухи. Осложнения при краснухе. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфичес­кой профилактики и лечения.
  • 127. Характеристика грибов возбудителей микозов человека. Микотоксикозы.
  • 128. Кандидозы, условия их возникновения. Профилактика. Специфичес­кое лечение кандидозов.
  • 136. Характеристика возбудителя клещевого энцефалита. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилак­тики и лечения.
  • 139. Характеристика возбудителя бешенства. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики.
  • 114. Характеристика возбудителей.Эпидемического сыпного тифа. Бо­лезнь Брилля-Цинссера. Принципы микробиологической диагности­ки. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 69. Антигены. Свойства. Антигенная структура бактериальной клетки.
  • 71. Иммуноглобулины, структура, свойства.
  • 72. Классы иммуноглобулинов, их характеристика.
  • 73. Динамика антителообразования. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.
  • 75. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов.
  • 85. Диагностикумы (бактериальные, вирусные, эритроцитарные), полу­чение и использование.
  • 88. Вакцины. Определение. Классификация. Требования, предъявляе­мые к вакцинным препаратам.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.
  • 90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.
  • 91. Химические (субклеточные) вакцины. Получение. Преимущества. Применение. Роль адъювантов.
  • 92. Анатоксины, их получение, титрование и практическое применение.
  • 94. Антимикробные сыворотки (иммуноглобулины). Получение, приме­нение.
  • 95. Антитоксические сыворотки. Получение, очистка, титрование, при­менение.
  • 54. Понятие о химиотерапии и химиотерапевтических препаратах. Синтетические противомикробные химиопрепараты.
  • 97. Методы микробиологической диагностики инфекционных заболева­ний.
  • 78. Иммунологическая толерантность.
  • 22. Дыхание бактерий. Типы дыхания бактерий.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.

    Живые вакцины представляют собой мутанты, то есть вакцинные штаммы микроорганизмов с остаточной вирулентностью, не способные вызывать специфические заболевания, но сохранившие способность размножаться и находиться в организме, приводя к развитию бессимптомной вакцинной инфекции. Вакцинные штаммы для приготовления живых вакцин были получены различными путями: методом отбора (селекции)мутантов с ослабленной вирулентностью, методом экспериментального направленного изменения вирулентных свойств озбудителя, длительным пассированием в организме животных, методом генетического скрещивания (получения рекомбинантов). В последние годы был применен еще один метод для получения вакцинных штаммов, основанный на использовании генетических скрещиваний, результатом которых являются рекомбинанты со сниженной вирулентностью. Так был получен акцинный штамм вируса гриппа А при взаимодействии авирулентного исходного штамма (содержащего гемагглютинин Н? и нейраминидазу N2) и вирулентного штамма Гонконг H3N2). Рекомбинант содержал гемагглютинин Н3 вирулентного вируса Гонконг и сохранил авирулентность исходного вакцинного штамма.Живые вакцины имеют целый ряд преимуществ в сравнении с другими видами вакцин, и связано это свойство с тем, что пребывание и размножение в организме человека и животных аттенуированных вакцинных штаммов приводит к развитию вакцинной инфекции (специфического инфекционного заболевания без выраженных клинических симптомов).Вакцинная инфекция, проявляясь ли в виде местного воспалительного процесса или сопровождаемая общей реакцией организма, всегда влечет за собой перестройку иммунобиологических свойств организма и выражается в выработке специфического иммунитета. Живые вакцины, как правило, вводятся однократно и более простыми способами (перорально, интраназально, накожно, реже подкожно). Способность вакцинного штамма размножаться и присутствие в организме постоянного антигенного раздражителя обеспечивает напряженный, прочный и довольно длительный иммунитет.К вакцинным штаммам предъявляются следующие основные требования:а) наличие остаточной вирулентности;б) достаточная иммуногенность;в) отсутствие возможности реверсии к исходным свойствам.Таким образом, вакцинные штаммы должны обладать стойкими, наследственно закрепленными аттенуированными свойствами. Для сохранения жизнеспособности и стабильности свойств

    большинство живых вакцин выпускают в сухом виде, что достигается методом лиофилизации - высушивание из-за мороженного состояния под глубоким вакуумом. Сухие вакцины могут сохраняться в течение года и более при температуре холодильника (не выше 4°-8°С).

    90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.

    Убитые - корпускулярные вакцины содержат взвеси бактерий, вирусов или риккетсий, инактивированных повышенной температурой или различными химическими веществами. Убитые вакцины применяются для профилактики инфекционных заболеваний, а также с лечебной целью (для стимуляции защитных свойств организма при хронических процессах). Для получения убитых вакцин используют высокопатогенные штаммы, полноценные в отношении вирулентности и антигенного строения, отобранные после тщательного изучения. Бактериальные культуры при приготовлении вакцин выращивают в специальных реакторах с жидкой питательной средой, позволяющих получать одновременно сотни литров бактериальной взвеси. Инактивация бактериальной массы проводится так, чтобы надежно убить бактерии с минимальным повреждением антигенных свойств. Так, гретые вакцины получают при прогревании бактерийной взвеси при 56°С, не более. При воздействии химических веществ соответственно готовят формалиновые, феноловые, спиртовые, ацетоновые вакцины. Преимуществом убитых вакцин является относительная простота их получения, не требующая длительного выделения и изучения штаммов, большая устойчивость при хранении и более длительный срок пригодности. К недостаткам вакцин из убитых бактерий следует отнести их меньшую иммуногенность и необходимость двух или трехкратных прививок. А такие вакцины как формалинизнрованные еще и достаточно реактогенны, вызывая местную реакцию (боль, чувство жжения на месте введения) и общие явления с повышением температуры тела. Иммунитет после введения убитых вакцин менее продолжителен в сравнении с иммунитетом, развивающимся после вакцинации живыми вакцинами. Вакцины из убитых бактерий с успехом применяются и для лечения инфекционных заболеваний, имеющих характер хронического процесса (бруцеллез, хроническая дизентерия, хроническая гонорея, стафилококковые инфекции). Вакцины из убитых бактерий вводятся при недостаточной эффективности лекарственных препаратов, часто связанной со снижением антибиотикочувствительности возбудителен. Действующим началом таких вакцин является микробная клетка с входящими в ее состав антигенами, которые стимулируют иммуногенез. При лечении убитыми вакцинами активируются фагоцитарные свойства лейкоцитов и клеток макрофагальной системы, усиливается иммуногенез. Действие вакцин строго специфично, применение индивидуально. Это связано с тем, что вакцинотерапия вызывает у больных,

    как правило, обострение инфекционного процесса.

    Теперь вы будете знать, какие опасности и преимущества у детской обязательной вакцинации.

    От разных инфекционных заболеваний для детей является плотным графиком в первый год жизни. Многие родители отказываются прививать малышей из-за растущей смертности после вакцинации. Министерство здравоохранения предупреждает отказников о том, что это может быть опасно для жизни их детей в будущем, но статистика негативных последствий шокирует и поэтому родители продолжают ограничивать своих детей от обязательных прививок.

    На самом деле, министры утверждают, что причина смертей и других неприятных симптомов у ребенка после ввода вакцины кроется совершенно не в самой прививке, а в том, что родители неправильно подготавливают малышей к вакцинации из-за неосведомленности. Лаконичную информацию о том, как правильно подготовить ребенка к прививке участковые врачи раскрывают не полностью. Например, некоторые медики не настаивают на том, чтобы перед вакцинацией все дети проходили тщательный осмотр у педиатра, сдавали анализы крови и мочи, принимали антигистаминные препараты и жаропонижающие средства, не гуляли на улице после прививки и так далее.

    Всем, кто озадачен вопросом делать ребенку прививку или нет, эксперты составили перечень из плюсов и минусов обязательной вакцинации:

    1. «Живые» вакцины напрочь убивают иммунитет растущего организма, который и без того еще не полностью сформирован - это безусловный минус, но в нем же кроется и плюс, потому как в иммунной системе человека априори не существует клеток, борющихся с тяжелыми инфекциями, и в таком случае обязательная вакцинация жизненно необходима ребенку. Да, на некоторое время вакцина действительно разрушает иммунные клетки, но уже через 7-10 дней иммунитет станет вдвое сильнее и сможет действительно защищать ребенка от таких инфекций, как , корь, паротит, и так далее.
    2. Ни одна из вакцин не даст 100% гарантии в том, что ребенок не подхватит ту инфекцию от которой его прививали. Это действительно так, но медики уверенны, что лучше защитит ребенка прививкой и уменьшить влияние инфекции на организм, чем он вообще не будет защищен. То есть, когда иммунные клетки наполнены вакциной, к примеру, от , тогда если ребенок и подхватит его, то у него будет шанс быстрее выздороветь и не умереть от данной инфекции.
    3. На самом деле, вакцинация от различных инфекций, например, кори, многими родителями считается необязательной и они думают, что ребенок и сам справиться с болезнью в случае заражения. Медики не согласны с этим, потому как в детстве ребенок может и не заболеть, а вот если он подхватит корь или краснуху во взрослом возрасте, то перечень осложнений в несколько раз увеличивается. Например, краснуха для женщины в интересном положении - это опасность развития внутриутробных патологий, таких как уродство плода.
    4. Многие родители считают, что обязательную вакцинацию не нужно делать тем детям, которых мамы кормят грудью. Это неправильно и небезопасно, потому как грудное молоко хоть и защищает малыша от болезней, но совсем на мизерную часть, то есть тяжелые инфекции в любом случае могут одолеть младенца и принести ему массу вреда.
    5. Все вакцины считаются опасными для жизни и здоровья детей - это факт, но ученые говорят о том, что отказ от обязательной вакцинации и заражение той или иной инфекцией намного чаще приводит к смерти и тяжелым последствиям.

    Валерия Янобекова

    Мы живем во время парадоксов. Несмотря на то, что современная наука и медицина сделали большой рывок вперед, все чаще стали появляться движения, отрицающие достижения человечества и пропагандирующие возвращение к средневековью. Например, большое распространение получает явление так называемого , при котором группа людей отрицает существование ВИЧ и призывает к этому остальных. Отрицание очевидного приводит к тому, что слабохарактерные люди оказываются втянуты в западню, из которой без последствий для себя и близких выбраться удается весьма редко.

    Еще один бич современности – так называемое движение антивакцинаторства, или просто противников против прививок для детей, а также взрослых. Как и в случае со СПИДом, большинство аргументов сторонников антивакцинаторства не имеют под собой научных оснований, и пропаганда подобного движения становится в ряд с гомеопатией и зарядкой воды через экраны телевизоров.

    Ежегодно от инфекционных заболеваний в мире умирают сотни тысяч детей. Столбняк, коклюш и корь не щадят жизни новорожденных, и ограничить количество погибших удается только с помощью вакцинации. Несмотря на то, что многие видят в прививках исключительное зло, они помогли победить оспу, тиф, некоторые виды гепатита и другие болезни, которые до изобретения вакцины уносили бесчисленное множество жизней на протяжении столетий.

    Сможем ли мы когда-нибудь получить идеальную вакцину от всех болезней? История убеждает нас, что вакцинации бояться не стоит.

    Невидимые убийцы

    Самая большая угроза для человека всегда таилась в микроорганизмах, вызывающих инфекционные заболевания. Опасность эпидемии сопоставима с падением метеорита на Землю. Тема распространения вирусов невероятно популярна у голливудских режиссеров, ведь она вызывает страх и благоговение перед неотвратимостью конца. Сценаристы изящно спекулируют на страхах людей, и у этого есть исторические основания.

    История знает много случаев , которые уносили тысячи и миллионы человеческих жизней. Упоминание самых опасных из них вызывает неприятный холодок на спине даже сейчас.

    В повседневной жизни человек окружен невидимыми для невооруженного глаза микроорганизмами. Мы постоянно с ними контактируем, не всегда без последствий, но активное сопротивление развитию микробов в организме оказывает уникальный механизм защиты, которым нас наделила природа – иммунитет. И врожденный, и адаптивный иммунитет ежедневно отсекают тысячи контактов с микроорганизмами, которые, в случае его отсутствия, могли бы привести к печальным последствиям.

    Иммунитет – это способность организма противостоять воздействию различных веществ и микроорганизмов, которые каким-либо образом влияют на его ткани и клетки. Это настоящий интеллектуальный механизм, который способен вычислять чужеродные организмы в теле человека и вырабатывать к ним антитела, уничтожающие их.
    Иммунитет бывает врожденным, который человек получает от матери, и приобретенным (адаптивным), когда защита от инфекций вырабатывается в ходе заболевания или вакцинации .

    Первые пробы вакцинации и первые победы

    Первые случаи попыток «игр» с иммунитетом упоминаются еще в древних летописях из Индии и Китая. Аптекари и лекари тех времен активно практиковали процедуру инокуляции – прививали своим пациентам легкую форму оспы с помощью особой жидкости, которую собирали с больных. Впрочем, такой способ мог привести и к смертельному исходу, ведь процесс не контролировался и прививка шла «на глаз».

    Чуть позже в Англии заметили интересный факт: доярки, которые переболели коровьей оспой, не являющейся смертельной для человека, после этого никогда не заболевали натуральной оспой. Этим наблюдением решил воспользоваться английский аптекарь и врач Эдвард Энтони Дженнер в 1796 году. Он собрал жидкость из гнойных пузырьков с руки доярки, которая болела коровьей оспой, и ввел ее 8-летнему мальчику по имени Джеймс Фипс. Звучит жутко, но когда Дженнер, спустя полтора месяца, ввел мальчику вирус натуральной человеческой оспы, его догадки полностью подтвердились – мальчик не заболел.

    Новости о новом способе избавления от смертельного на тот момент заболевания быстро разлетелись по Европе. В 1801 году в России прогрессивная императрица Екатерина II ввела указ, согласно которому все жители страны обязаны привиться от оспы по эффективному методу доктора Дженнера. Такое решение вызвало массу недовольства у населения, которое не блистало образованностью в те времена, поэтому люди просто не понимали, как фактически смертельная болезнь может защитить здорового человека от заражения в будущем. Люди «косили» от прививок активнее, чем сейчас это делает молодежь от армии. Глядя на творящийся в стране хаос, Екатерина пошла на беспрецедентный шаг: она сама публично привилась от оспы на глазах у своих подданных, однако и это не помогло. Согласно указу, стражам правопорядка приходилось насильно тащить в пункты прививания толпы людей, которые считали, что их просто хотят убить.

    Несмотря на трудности, прививание оспы на территории России шло относительно успешно, и в ближайшие несколько лет эта процедура распространилась в ближайших странах, однако смертность от оспы была по-прежнему высока. Это было обусловлено невозможностью привить всех по физическим и территориальным причинам, а также недостаточной эффективностью и опасностью самой вакцины. К началу двадцатого века оспа продолжала уничтожать людей. Некоторые источники утверждают, что за первые несколько десятилетий в 20 веке от оспы умерло более трехсот миллионов человек.

    После открытия метода ослабления прививаемой болезни, оспопрививание возобновилось с новыми силами. В СССР всеобщая вакцинация возобновилась в 1919 году, и всего через 17 лет оспу признали побежденной на территории Советской России. Несмотря на это, прививки от оспы продолжали делать на протяжении нескольких десятков лет.

    Решение о всеобщей вакцинации мирового населения ВОЗ приняла в 1967 году. Столь глобальный шаг привел к тому, что к 1980 году натуральная оспа была признана полностью уничтоженной. Об этом заявили медики на докладе в Женеве на Всемирной Ассамблее Здравоохранения. Несмотря на это, в холодильниках биологических лабораторий до сих пор хранятся опасные штаммы оспы и других заболеваний, которые могут когда-нибудь попасть не в те руки. Оспа стала первым полностью побежденным заболеванием с помощью метода вакцинации.

    К сожалению, такими громкими успехами относительно других болезней похвастаться медикам не удалось. Еще одно заболевание, которое удалось уничтожить с помощью прививок – чума крупного рогатого скота. После этого потенциал медиков иссяк, и в наших реалиях с помощью прививок мы можем лишь уберечь человека от заболевания, но не стереть саму болезнь с лица земли.

    Идея искусственных прививок пришла в голову химику из Франции Луи Пастеру в 1872 году. Согласно истории, Пастер торопился уехать в отпуск и второпях забыл на столе колбу с куриной холерой. По возвращению, химик с удивлением обнаружил, что бактерии в колбе совсем ослабли, но при этом сохранили свою способность прививать иммунитет. Метод Пастера стал революционным в борьбе с заболеваниями, а также позволил значительно снизить риски серьезных осложнений при введении вакцины пациенту. Спустя несколько лет, Луи Пастер смог синтезировать еще две вакцины на основе ослабленных бактерий – против бешенства и сибирской язвы. К слову, процесс пастеризации был создан именно этим ученым, за что и получил название в честь своего первооткрывателя.

    Развитие вакцинации и борьба с бешенством

    Убедившись в эффективности прививания оспы, врачи 19 века продолжили исследования ослабленных бактерий основываясь на методе Пастера. Следующей болезнью, которую медики решили массово прививать, стало бешенство. В 1886 году в Одессе была открыта лаборатория, в которой начали делать вакцинацию от этого недуга. Желающих было не много, однако страх у укушенных дикими животными превозмогал опаску перед прививкой.

    Метод Пастера использовался на протяжении достаточно длительного времени и лишь к восьмидесятым годам 20 века биологи разделили способы вакцинации на три вида: живыми вакцинами, «мертвыми» и химически активными.

    Живая вакцина основана на методе Пастера, когда микроорганизмы искусственно ослабляют, чтобы они не несли значимой опасности для организма пациента.

    «Мертвые» вакцины изготавливают из «деактивированных» микроорганизмов, которые убивают с помощью температурной обработки, радиоактивным или ультрафиолетовым излучением и т.д. При этом вакцина сохраняет свои свойства и может быть использована в качестве полноценной прививки против болезни.

    Сложнее всего дела обстоят с химически активными вакцинами. Их получают искусственным путем на клеточном уровне с помощью сложных манипуляций. Фактически они создаются не из микробов, а из отдельных элементов, называемых антигенами.

    Наибольшее внимание в современной медицине уделяется вакцинации новорожденных детей. Организм младенца при рождении подвергается резкой атаке различных инфекций и вирусов, многие из которых смертельны. Укреплению иммунитета новорожденного способствует много факторов, среди которых и кормление грудью, ведь с молоком матери ребенок получает необходимые антигены, помогающие бороться с болезнями. Но иногда случается так, что кормление невозможно, или мать не совсем здорова. В таких случаях очень важно довериться лечащему врачу и рассмотреть необходимость вакцинации.

    Решение о массовой вакцинации новорожденных в СССР было принято лишь в 1962 году, но, к счастью, стало распространенной практикой и, на данный момент, принято на законодательном уровне.

    Лечение туберкулеза

    С древних времени туберкулез уносил миллионы человеческих жизней. Чахотки боялись не меньше, чем тифа и чумы. Больные туберкулезом считались обреченными и такой диагноз был равносилен смертному приговору. Глядя на успех в борьбе с другими болезнями с помощью вакцинации, врачи решили попробовать выделить вакцину из крови больного туберкулезом человека.

    Живой и ослабленный штамм туберкулезной палочки был получен в 1921 году учеными из института Пастера биологами Альбером Шарлем Кальметтом и Камилем Герреном. Новый штамм получил название в честь своих первооткрывателей – BCG (Bacillus Calmette–Guérin). Первые испытания прошли в этом же году. Пациенткой стала новорожденная девочка, чья мать скончалась при родах от осложнений, вызванных туберкулезом. У ребенка были все шансы умереть, однако прививка спасла ему жизнь.

    Спустя несколько лет, Альбер Кальметт отправил образец своей ослабленной бактерии в Россию, в институт народного здравоохранения имени Пастера. Наши врачи не торопились распространять вакцину среди новорожденных, решив заняться предварительными исследованиями. Лишь в 1925 году российские иммунологи разрешили использовать прививку. В первую очередь ее применение было рекомендовано в регионах, где происходили вспышки эпидемии туберкулеза.

    Стоит отметить, что эта вакцина не является стопроцентной гарантией для пациента, что он не заразится при контакте с какими-либо формами туберкулеза. Чтобы такая прививка давала стопроцентный эффект и надежно укрепляла иммунитет, нужно вмешиваться в строение бактерии на таких микроуровнях, которые не доступны человеку на данном этапе развития технологий. Впрочем, на безрыбье и рак рыба. Лучше лишний раз перестраховаться и сделать прививку, чтобы оградить себя хотя бы частично.

    Борьба с полиомиелитом

    Немного лучше складывалась борьба врачей с полиомиелитом – чрезвычайно опасным инфекционным заболеванием, которое поражает спинной мозг, отчего ребенок становится инвалидом или погибает. Угроза полиомиелита всерьез озаботила врачей в первой половине 20 века, что спровоцировало срочную разработку вакцины против этого недуга, который поражал детей.

    Учитывая заразность и опасность полиомиелита, врачи приняли решение использовать «мертвый» вид вакцины. В 1954 году американский врач Джонас Солк придумал способ, при котором бактерии полиомиелита убиваются формалином – водным раствором формальдегида, повсеместно распространенного химиката, использующегося в медицине и промышленности. Ученый испытал прививку на своем сыне, однако, когда вакцина поступила в клинические заведения, в лабораторию начали поступать сведения о тяжелых осложнениях и даже случаях смерти, поэтому «мертвая» вакцина от этой болезни была признана несостоятельной.

    Вторую попытку победить опасную болезнь сделал американец Альберт Сэйбин в 1957 году. В отличие от своего коллеги Солка, Сэйбин решил использовать метод Пастера и изготовить живую вакцину. Она оказалась эффективнее, и ученый решился испытать ее на своих детях. Несмотря на положительный результат, департамент здравоохранения США отверг этот вид вакцины, помня о неудачной попытке экспериментов с «мертвым» вирусом полиомиелита. Альберт Сэйбин оказался подавлен бюрократией, и чтобы спасти результаты своих исследований, он передал их в СССР для дальнейших исследований.

    Работу Сэйбина принял советский микробиолог Михаил Чумаков, который придумал совершенно новый вид вакцинации пациентов – оральный. Чумаков вместе со своим коллегой, доктором Анатолием Смородинцевым, изобрели самые настоящие конфеты с ослабленным вирусом, которые дети с удовольствием принимали как обычные леденцы. Как и их американские коллеги, Чумаков и Смородинцев испытали вакцину на своих внуках, и она позитивный результат.

    Успех Чумакова был одобрен в верхушке советской власти, и профессору дали разрешение на массовое производство вакцины в драже. Эффективность такого метода была столь высока, что всего за пару лет в СССР удалось почти полностью уничтожить полиомиелит. К сожалению, успех на этом ограничился, и стереть болезнь с лица земли не удалось.

    Ежегодно в малоимущих странах тысячи детей заболевают полиомиелитом. ВОЗ прилагает все усилия, чтобы остановить заражение, однако антисанитарные условия жизни и нищета стран третьего мира одерживает верх.

    Профилактика гепатита

    Одно из самых коварных заболеваний на сегодняшний день – гепатит. Как известно, гепатит бывает нескольких видов, и один из них – вид С – плохо поддается лечению. Однако Гепатит А и В были побеждены с помощью вакцин.

    Разработка вакцины от гепатита В стала возможной благодаря развитию генной инженерии. Чтобы получить ослабленный вирус, ученым уже недостаточно просто поставить его в некомфортные условия. Лишь при определенных манипуляциях с ДНК вируса ученым удалось сформировать его молекулы, которые не оказывают патогенного влияния на организм пациента, при этом укрепляя его иммунитет. Разработка такой вакцины обходится невероятно дорого, однако ее преимущества затмевают все плюсы живых и мертвых вакцин.

    В 1986 году профессор биохимии Пабло Валенсуэла из Калифорнийского университета смог создать уникальную вакцину против гепатита В в виде обычных драже, как это, в свое время, сделали Чумаков и Смородинцев для победы над полиомиелитом. Безопасность генно-модифицированной вакцины была сразу же отмечена ВОЗ. Чуть позже ученые научились культивировать подобные вакцины с высокой эффективность, что снизило их стоимость в разы.

    Спустя некоторое время выяснился один из «побочных» эффектов вакцины от гепатита В – она косвенно снижала риск заболевания раком печени. Таким образом, на сегодняшний день угрозой для человека является вирус гепатита С, однако все чаще в научной литературе появляются статьи, которые позволяют поверить в то, что изобретение вакцины от этого вида гепатита произойдет в ближайшие годы.

    Профилактика гриппа

    Грипп – одно из самых распространенных сезонных заболеваний, которое не щадит никого. По статистике, ежегодно этот вирус переносят с разного вида последствиями около 1/7 населения земного шара. У многих пациентов грипп вызывает столь сильные осложнения, что организм человека не в состоянии справиться с болезнью, что приводит к смерти больного.

    Самой страшной пандемией для человечества стала вспышка «испанки» в начале 20 века. По некоторым данным, испанский грипп убил 5% населения планеты всего за полтора года. Эпидемия унесла больше жизней, чем Первая мировая война, которая шла в эти же годы.

    В наше время с экранов телевизоров также появляются сообщения о вспышках гриппа разных видов, который всегда идет на шаг впереди вирусологов. В плане изготовления вакцин, вирусы гораздо сложнее, нежели микробы. Они постоянно мутируют и только у одного гриппа насчитывается до двух тысяч разных штаммов. Поскольку для каждого из них изготовить вакцину нереально, вирусологам приходится предугадывать, какой из штаммов поразит людей в предстоящем году, после чего прививки распространяются по клиникам для всех желающих.

    Болезнь известна миру достаточно давно. Первое упоминание этой болезни представляется в виде изображения человека, у которого одна нога короче другой и свисает ступня – это последствия паралича после перенесённого полиомиелита. Гиппократ описывал случаи болезни полиомиелитом. Долго заболеваемость этой инфекцией была в небольших количествах, и общество не заостряло на ней своего внимания.

    Ситуация начиная с XIX века изменилась. Количество детей заболевавших паралитической формой росло, дети, переболевшие полиомиелитом, становились инвалидами до конца жизни. Учёные выяснили, что источник заболевания - вирус, и начали разрабатывать вакцину против этого заболевания. Исследования продвигались долго, в качества образца исследования были лишь обезьяны, которых было мало, и получить больше было сложно. В это время болезнь разрасталась, речь уже шла об эпидемии.

    В начале XX века человечеству уже было известно, что полиомиелитом болеют только раз в жизни, повторно никто не заражается. А это значит, что инфекция вырабатывала в организме иммунитет, поэтому вакцинация и ревакцинация являются самым лучшим способом борьбы против болезни.

    В XX веке была создана живая ослабленная вакцина для орального способа введения. Частицы вируса размножались после попадания в организм, это приводило к тому, что иммунная система реагировала и вырабатывала антитела способные защитить человека от заражения. Однако есть риск осложнений, которые выражаются в поствакцинальном вялом параличе, это один из видов заболевания.

    Применяются 2 разновидности вакцин от полиомиелита:

    • инактивированная для введения под кожу;
    • жидкая в каплях, которые вводятся орально.

    Описание препаратов для прививки

    Описание
    Оральная Каждый год вызывает случаи вялого паралича в РФ; Состоит из ослабленного полиовируса; Вводится орально, в полость рта;Разрешается применение для второй и третьей вакцины; Пациентом с дефицитом иммунной системы противопоказана; Для пациентов с повышенным риском заболеть полиомиелитом; Для прививания здоровых детей; В иных случаях вакцину используют для ревакцинации.
    Инактивированная Редко происходят осложнения; Состоит из убитого полиовируса; Вводят внутримышечно, либо подкожно; Можно прививать детей до года и пациентов со слабым иммунитетом; Если есть чувствительность к полимиксину В, неомицину и стрептомицину, то противопоказана;

    Когда делать прививку?

    Каждая отдельная страна делает прививки от полиомиелита по своему графику. Это связано с тем, что в каждой стране свой риск заболеть с рождения. Там, где до сих пор регулярно случаются случаи инфицирования, прививку делают в первые дни после рождения. В нашей стране вакцинация происходит следующим образом:

    • вакцина от полиомиелита вводится в 3,4,5 и 6 месяцев
    • ревакцинация в полтора года
    • ревакцинация в 20 месяцев
    • последняя ревакцинация - в 14 лет.

    В РФ часто вакцинацию проводят по следующей схеме: первое введение в 3 месяца, второе - в 4,5 месяца осуществляется методом ИПВ, а следующие прививки - с ОПВ. Важно также сделать ревакцинацию от полиомиелита.

    Тип прививки, сроки проведения вакцинации могут быть и другими, это зависит в первую очередь от состояния здоровья маленького пациента.

    Эти изменения вправе вносить участковый врач педиатр, основываясь на различных данных, в том числе на результатах анализов.

    Побочные действия после прививки:

    Существует опасность неспецифических осложнений после вакцинации от полиомиелита в различных формах, а именно:

    • отёк - местная реакция, место прививки может покраснеть и быть болезненным, но продолжаются эти ощущения максимум 2 дня;
    • увеличение лимфоузлов;
    • на коже появляется зудящая сыпь, называемая крапивницей;
    • анафилактический шок;
    • отёк Квинке;
    • температура тела выше нормы;
    • болезненные мышцы;
    • судороги во время лихорадки;
    • в течение 14 дней повышенная активность.

    Перечисленные выше реакции появляются редко и причиной, как правило, является несоблюдение правил вакцинации: вакцину вводят человеку с низким иммунитетом либо сразу после болезни.

    Когда нельзя вакцинировать

    Вакцинация ребёнка - это серьёзная задача и вся ответственность главным образом лежит на маме и папе. Перед прививанием у педиатра необходимо взять направление на сдачу анализов крови и мочи, так как результаты помогут участковому врачу дать заключение о состоянии здоровья ребёнка и сказать, можно ли ему в ближайшее время делать прививку. Такие же требования необходимо соблюдать и при ревакцинации полиомиелита.

    Нельзя делать прививку, если у ребёнка:

    Если ребёнок переболел инфекцией, то делать прививку от полиомиелита можно не раньше чем через 14 дней после выздоровления , при условии, что анализ крови хороший. Также нельзя делать прививку, если малыш полностью здоров, но дома из окружающих ребёнка кто-то болен инфекционным заболеванием. Если ребёнку предстоит вакцинация, то за неделю до неё нельзя начинать давать новые продукты.

    Описание полиомиелита

    Полиомиелит – это инфекция, передающаяся орально либо фекально. Поэтому в народе её называют не иначе как «болезнь грязных рук». Часто болезнь происходит без симптомов или проявляется как острая респираторная вирусная инфекция, инфекция в кишечнике. Если же вирус проникает в центральную нервную систему , то заболевание протекает в тяжёлой форме, болезнь поражает спинной мозг. Человек больной любой формой этой инфекции - заразен.

    Вирус проникает в окружающую среду с фекалиями, слизью из ротовой полости и воздушным путём. Полиомиелит - болезнь, приводящая к летальному исходу, от неё нет лекарства и прививание - это единственный метод защиты.

    Заражение полиомиелитом происходит:

    • при несоблюдении правил личной гигиены;
    • при употреблении заражённой некипячёной воды;
    • при употреблении грязных продуктов.

    Протекание инфекции может быть разнообразным, это зависит от формы полиомиелита . Первая стадия, как правило, характеризуется повышенной температурой тела, слабостью, головной болью, расстройством желудочно-кишечного тракта и судорогами. При переходе начальной стадии во вторую у непривитых больных симптомы проходят, но возникают паралич нижних конечностей, парезы, паралич дельтовидной мышцы, мышц лица, туловища или шеи.

    Нужно ли делать прививку от полиомиелита ребёнку?

    Прививку от полиомиелита следует впервые делать в 3 месяца, это связано с тем, что организм ребёнка неустойчив и не способен защитить себя, иммуноглобулины, полученные от матери при грудном вскармливании, к этому периоду заканчиваются. Нет однозначных научных результатов о том, что прививка эффективна и побочные явления могут принести меньше вреда, чем последствия от перенесённой болезни.

    Если ребёнок не прививался, то первая стадия скоро переходит во вторую. В России эта вакцина есть в списке обязательных прививок в первые годы жизни ребёнка. Каждый родитель чтобы сделать выбор между вакцинацией и отказом от неё должен подумать: видел ли он вспышки полиомиелита, кори или оспы среди своих знакомых, близких? Введение повсюду в практику профилактической вакцинации позволило обезопасить жизнь и здоровье детей в современном мире.

    Очаги этой инфекции до сих пор сохраняются в странах Африки и Ближнего Востока, это связано с плохим уровнем жизни и низким уровнем медицины, в том числе и вакцинации. Туризм в вышеперечисленные страны развивается, это способствует проникновению инфекции в нашу страну. Поэтому как можно больше детей, проживающих на территории РФ должны сделать прививку от полиомиелита в профилактических целях .

    В нашей стране прививка от полиомиелита делается вместе с АКДС.

    Прежде чем вы примете решение делать прививку от полиомиелита или не делать, убедитесь в том, что хорошо осведомлены об этой болезни, о самой вакцинации, её последствиях, плюсах и минусах.

    Побочное явление свободы слова сегодня порождает огромный объем псевдонаучной информации. Так любой, у кого есть доступ в интернет, может высказаться по поводу темы, в которой мало что понимает. Давайте разберемся в вопросе, который сегодня часто вызывает активные дискуссии. А именно: плюсы и минусы современной вакцинопрофилактики и так ли нужна прививка от гриппа.

    «Антипрививочную моду» зародила Червонская Галина Петровна, которая в газете «Комсомольская Правда» в 1988г., в статье «Подумаешь укол» заявила, что в состав вакцины против дифтерии входит токсичная ртуть. Увы, в чем заключается токсичность ртути для организма человека, Червонская, не являясь по образованию врачом, не разобралась. А когда в газете вышла статья - опровержение было уже поздно, механизм был запущен. Любопытно, но Червонская, которая является негласным лидером противников вакцинации, на своем сайте и в своих книгах не призывает к полному отказу от прививок, а призывает к разумной вакцинации, индивидуальному подходу. Таким подходом сегодня руководствуется любой разумный врач.

    С момента первой успешной вакцинации английским врачом Дженнером в 1796 г. коровьей оспой, прошло много времени. За это время медицина шагнула далеко вперед, и сегодня на рынке представлены современные, высокотехнологичные, очищенные вакцины, которые могут в своем составе нести мельчайшие расщепленные частицы белка вирусов или бактерий, вызывающих конкретное заболевание, так называемые сплит вакцины. Следовательно, самого возбудителя инфекции в данных вакцинах нет. Это значит, что заболеть данной инфекцией невозможно.

    Суть вакцинации, если перевести на простой язык, заключается в том, чтобы иммунная система «познакомилась» с возбудителем, «переписала его паспортные данные и особые приметы», а затем на «границе», когда микроб попробует проникнуть в наш организм, распознать его посредством специально обученных «офицеров», клеток памяти иммунной системы. Предупрежден - значит вооружен. Когда организм знаком с потенциальным «преступником-микробом», реакция ответа будет быстрой и точной, «преступник» будет окружен и обезврежен. Болезнь не разовьется вовсе или разовьется в легкой форме.

    Многие в отказах от прививок руководствуются следующими убеждениями:

    - «Поднялась температура в первые сутки после вакцинации - значит заболели тем, чем привились». Это не верно.

    Во-первых, как мы уже разобрались, самого возбудителя там нет, значит, заболеть данной инфекцией от прививки нельзя.

    Во-вторых, так ваш организм реагирует на введение чужеродного материала, это даже хорошо, что температура немного поднялась. Это говорит о том, что у вас нормальный иммунитет, который адекватно отвечает на вводимый антиген.

    - «Мы привились, а потом все равно заболели»… Так часто говорят, после прививки от гриппа.

    Во-первых, заболели вы, скорее всего, другой вирусной инфекцией. Вирусов, которые вызывают поражение респираторного тракта, огромное множество. А во-вторых, если вы действительно заболели гриппом, течение его однозначно было легче, чем если бы вы не прививались. Ведь вакцинация не исключает на 100%, что вы не заболеете, она защищает от генерализованных форм, от тяжелого течения, которое может привести к летальному исходу. Многие жалуются на то, что во время эпидемии у них был насморк, кашель и, например, два дня лихорадка, при этом забывают, что от гриппа в мире умирает ежегодно полмиллиона человек.

    - «У меня (взрослого человека) хороший иммунитет, я очень редко болею…» Это отличная новость. Однако, возможно, у вас есть дети, пожилые родители. Вы перенесете болезнь в легкой форме, но есть вероятность передать вирус своим близким, которым меньше повезло, в силу возраста или других обстоятельств, например, фоновых заболеваний.

    Эффективность вакцинации от гриппа составляет 70-90% по научным данным, это значит, что привитые болеют в 7-9 раз реже не привитых.

    - «Мы прочитали статьи про осложнения, посмотрели видео и т.д. и испугались». Тогда сделайте следующий шаг, прочитайте статьи, посмотрите видео про болезни, от которых можно сделать прививку. Поинтересуйтесь, какая была смертность от инфекционных заболеваний, когда от них не было прививок и сравните цифры. Сравните цифры смертности от этих заболеваний и вероятности осложнений от прививок.

    - «Заболевания, против которых прививают сегодня, уже давно не встречаются или встречаются крайне редко». Эврика! Это прямое доказательство, что прививки работают, ведь снизилась заболеваемость, а некоторых болезни и пропали именно после введения обязательной вакцинации.

    - «Смертность от инфекционных заболеваний стала падать в развитых странах до того, как ввели календари прививок». Снижение смертности на графиках развитых стран в начале и середине ХХ века связано с развитием медицины, открытием антибиотиков, увеличения уровня социальной культуры, перехода к системе центрального водоснабжения, канализации, очистки питьевой воды, других методов профилактики.

    Вакцинацию от гриппа я бы сравнил с ремнем безопасности в автомобиле. Если вы пристегнулись, то это не значит, что вы не уязвимы. Однако глупо спорить с тем, что так безопасней. Ваше личное решение «пристегнетесь» вы от гриппа в этом году или нет, но мы вам настоятельно рекомендуем, ведь ни для кого не секрет, что предупредить легче, чем лечить.

    Дечко Андрей Александрович, врач - педиатр.

    Похожие публикации