Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей). Гипнопедия

Искусственные методы, расширяющие возможности памяти (гипнопедия, фармакологические средства)

В данном разделе не ставиться цель дать какие-либо рекомендации по применению описываемых методов, так как они достаточно сложны, а кроме того непосредственно касаются соматической составляющей человека, а потому при неправильном использовании могут навредить здоровью. Так что приведенная ниже информация носит исключительно ознакомительный характер, а более детальная информация об описываемых техниках может быть найдена в специальной литературе.

Гипнопедия

Гипнопедия (от греч. ‘ύπνος – сон и παιδέα – обучение) – метод обучения во время естественного сна. Предполагается, что он использовался еще в храмах Древней Индии, когда буддийские монахи нашептывали тексты старинных священных книг своим ученикам. Возрождение метода произошло в первой половине ХХ века. В 1936 году советский ученый А. М. Свядош доказал, что во время сна человек может воспринимать и запоминать информацию, а она при этом не искажается и, что важнее всего, может быть воспроизведена после пробуждения. Большой вклад в возрождение метода внес профессор Л. А. Близниченко, который провел большое количество опытов по изучению особенностей гипнопедической речи. Гипнопедию используют, главным образом, при обучении иностранным языкам, хотя это не единственная область ее применения.

Приведем основные принципы гипнопедического метода:

2. Громкость речи. Обычная разговорная речь не подходит, гораздо лучше шепот. Перед засыпанием речь должна быть громкой, затем через пять минут после засыпания громкость снижается и речь едва слышна, а перед прекращением сеанса громкость увеличивается (мы, вероятно, еще помним одно из положений по организации процесса запоминания о том, что на начало и конец должно приходиться большее число повторений, чем на середину; здесь число повторений заменяется увеличением громкости звука).

3. Скорость речи. Скорость произношения запоминаемого материала должна быть увеличена на 10-15% по сравнению с обычной скоростью речи, то есть скорость речи должна быть около 160-170 слов в минуту.

Что нужно для обучения?

1. Рабочее место, оснащенное специальной аппаратурой. Помещение должно быть изолированно от внешних шумов и иметь благоприятные условия для сна (кровать). Под аппаратурой подразумеваются приборы для контроля сна и устройство для воспроизведения звука.

2. Программированные материалы, то есть правильная запись учебного материала на магнитофон. Учебные материалы должным быть в двух вариантах: печатном и звучащем, между которыми не должно быть расхождений. Материал записывается на кольцевую ленту и, таким образом, будет постоянно повторяться.

3. Контроль за усвоением материала после занятий (утром).

4. Врачебный контроль за состоянием обучающегося до и после практики.

Днем происходит первичное осмысление материала, создается впечатление о нем, ночью происходит запоминание. Обучение во сне имеет четыре фазы:

Фаза I. Студент не спит, работает зрительная, слуховая, моторная память (читает, слышит, повторяет вслух). Длительность – 15 минут (кольцевая лента проходит 3-4 раза).

Фаза II. Студент только слышит материал, засыпает. Длительность – 45 минут (лента повторяется 7-8 раз).

Фаза III. Студент спит. Речь в динамике едва слышна (длительность – 15 минут (повторение ленты – 3-4 раза), затем магнитофон выключается и идет обычный ночной сон.

Фаза IV. Магнитофон включается за 30 минут до пробуждения. Сначала речь почти не слышна (5 минут), затем громкость постепенно увеличивается (лента повторяется 3-4 раза).

При правильном применении метода достигаются достаточно высокие результаты. Например, в течение семестра студенты, изучавшие иностранные языки при помощи описываемого метода в одном из московских ВУЗов, выучили на 30% больше иностранных слов, чем их однокурсники, не пользовавшиеся гипнопедией. Гипнопедия доказала свою эффективность. Однако некоторые ученые ставят под сомнение естественность сна, которым спит обучающийся во время сеанса. Они считают, что это скорее гипноз, а потому предостерегают от возможных пагубных последствий этого не до конца изученного феномена.

Фармакологические методы улучшения памяти

Все описанные выше методы требуют определенных усилий, фармакологические же методы усилий не требуют, именно поэтому так активно ведутся поиски «таблетки памяти» (кстати, одна такая недавно якобы была найдена в Индии. Ее производят из одного из местных растений. Она облегчает состояние даже у людей с болезнью Альцгеймера). Как правило, вещества, улучшающие память это некоторые химические соединения, стимулирующие активность нервных клеток. Среди таких средств можно назвать камфакинам – вещество, повышающее чувствительность нервных клеток к электрическим импульсам. По итогам исследования было отмечено улучшение кратковременной памяти (быстрота счета у молодых людей увеличивалась на 20%, а у пожилых – до 50%).

Отметим, кроме того, положительное влияние алкалоидов (таких как кофеин (в кофе) и теофилин (в чае)) на память. Они препятствуют преждевременному разрушению естественных источников клеточной энергии (молекул циклического аденозинмонофосфата (АМФ)), тем самым сохраняя клеткам энергию для активной работы. Кроме того, увеличивается количество всех медиаторов; за счет некоторых из них повышается настроение, что создает благоприятный фон для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации.

С химической точки зрения, важным фактором хорошей памяти является сбалансированное питание. Пища должна содержать в достаточных количествах: белки, витамины, магний, кальций, глютаминовую кислоту (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы).

Скажем также несколько слов о веществах, ухудшающих память. Ухудшают память так называемые холинолитические (антихолиноергические) средства. Они уменьшают количество важнейшего медиатора – ацетилхолина. К данной группе средств относятся атропин, сколопамин, метамизил и др. Они проявляют в виде ухудшения долговременной памяти. Также ухудшают память алкогольные напитки и курение.

Вообще с разного рода химическими веществами, могущими изменить метаболизм, нужно быть крайне осторожными. Мозг сам по себе является огромной химической лабораторией, вырабатывающей сотни различных веществ и всегда это происходит в самый подходящий момент. Это процессы, заложенные в человеке генетически и выверенные тысячелетиями филогенеза, и потому наверное не стоит вклиниваться в столь совершенную систему. С помощью различных химических средств «мы можем усилить пламя, но не можем добавить в костер топлива».

В предыдущих девятнадцати разделах мы попытались указать на различные способы з



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Гипнопедия - методика обучения во время естественного сна, заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи. Выводы некоторых ранних исследований дискредитировали эффективность методики, в то время как другие обнаруживали, что мозг действительно реагирует на раздражители и обрабатывает их, пока мы спим.

Обычно «сонную педагогику» (научное название — гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

По всей вероятности, во время медленного сна происходит консолидация следов, т. е. перевод их в долговременную память, а также освобождение емкостей оперативной памяти, во время быстрого сна «отреагирование» переживаний.

Гипнопедия (Обучение во сне). Вариант 1. Садятся у изголовья спящего. Прикасаются к его пальцу и слегка удерживают последний так, чтобы не разбудить спящего (при этом все же глубина сонного торможения у спящего уменьшается). Далее в течение 2-3 минут тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова «Спи-те глуб же, спи-те глуб-же», затем начинают то несколько замедлять ритм слов, то несколько ускорять его. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то ускоряться, то замедляться, контакт установлен и можно переходить к лечебным внушениям. До их производства целесообразно сказать спящему «Мой голос вас не будит, не пробуждает, .спите все глубже, глубже и глубже…». В случае, если при попытке установления раппорта спящий проснется, можно прибегнуть к описываемой ниже обычной технике гипнотизации -лучше всего легкими пассами и внушением наступления сна при помощи речи. Просить больного открыть глаза и фиксировать взглядом какой-нибудь предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния, если пробуждение от сна было неполным. Ориентировочная реакция проснувшегося и его недоумение по поводу происходящего делают погружение в гипнотический сон взрослых людей, заранее не предупрежденных об этом, весьма затруднительными.

Гипнопедия. Вариант 2. Больному днем разъясняют лечение внушением во время сна. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и начало его (первые 1-2 минуты) дают прослушать в бодрствующем состоянии, чтобы в дальнейшем ослабить ориентировочную реакцию (если больной настаивает, разрешают прослушать весь текст). Предлагается поставить на ночь магнитофон или динамик от него недалеко от изголовья спящего и включить, когда тот будет лежать в постели и захочет спать. Больной должен заснуть под звуки передачи (после ее окончания магнитофон отключается либо автоматически, либо лицом, проводящим лечение).

На ленте записывается текст примерно следующего содержания, во многом напоминающий формулы гипнотизации: «Засыпайте спокойным сном. Ни о чем постороннем не думайте. По счету 30 будете спать. Раз… два… три…» и т. д. считают до 30 медленным, монотонным голосом - полушепотом, с паузами в 3-4 секунды между словами. «Спите спокойно, не просыпайтесь… С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше…» и далее следуют формулы лечебного внушения. Они произносятся тихим голосом, но внушающим тоном. Формулы повторяются с паузами в 3-4 секунды 5-6 раз. После этого следуют слова: «Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше», далее вновь идет серия внушений и так 5-10 раз. В заключение говорится: «Спите спокойным глубоким сном. Наутро будете себя чувствовать бодрым, хорошо выспавшимся». Сеансы обучения во сне повторяются ряд ночей подряд.

Внушение может проводиться и непосредственно врачом без применения магнитофона или он может включаться и выключаться помощником врача. Наступающий естественный сон сочетается с элементами сна гипнотического. Поддерживаемый речевой контакт при засыпании облегчает восприятие речи.

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время сна учителя пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок – другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

Гипнопедия не может рассматриваться как замена другим методикам обучения, так как подходит для закрепления в памяти лишь некоторых типов информации (например, числовых таблиц, формул, иностранных слов, а также телеграфной азбуки, шифрованных кодов и другой узкоспециализированной информации). Успешность применения гипнопедии зависит от слишком большого количества факторов (типа информации, особенностей памяти и возраста обучаемого), чтобы говорить о массовом применении. В целях повышения эффективности варьируется количество и продолжительность сеансов обучения, интонация речи.

Для обучения в состоянии гипноза, а также искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), термин «гипнопедия» не применяется, так как в этом случае происходит гипнотическое или постгипнотическое внушение, имеющее другой механизм.

Наверное каждый студент или школьник мечтал ничего ночью не учить, лечь спать спокойно перед экзаменом, а наутро поразить преподавателей глубиной своих знаний. Вряд ли кому-то это удавалось, но такие попытки были точно. Некоторые учёные даже разрабатывали свои теории обучения во сне. Обобщённое название всех этих теорий — гипнопедия.

Сначала обратимся к этимологии термина гипнопедия. Это слово состоит из двух частей и обе они греческого происхождения. Гипнос — сон (так в древнегреческой мифологии именовали бога сна), и Педия — обучение. Суммарно получается обучение во сне. Кстати, гипнопедией считается исключительно обучение во время естественного сна, обучение во время гипнотического, медикаментозного или электрического сна к гипнопедии не относится.

Я с этим понятием впервые столкнулся в школьные годы во время изучения немецкого языка. Один из героев переводного текста так учил уроки. А всем жителям бывшего СССР прекрасно помнится попытка Евгения Леонова изучать во время сна историю в великолепном фильме «Большая перемена».


Фото: vokrug.tv.

В реальной же истории есть сведения, что обучением во сне занимались буддийские монахи, а также индийские факиры и йоги. Причём спящим монахам их учителя начитывали тексты из сложных манускриптов с целью заучивания последних наизусть. Точно так поступали и йоги. Факиры у своих учеников подобным образом разрабатывали внимание, память и наблюдательность.

Не обошла стороной эта практика и благородное дело сыска. Эфиопским сыщикам (лебашам) во время сна подробно описывали приметы преступника, полагая, что так они лучше фиксируются в памяти.

Попытки применять гипнопедию в эпоху современности на научном уровне с использованием звуковых носителей предпринял некий Д. А Финней. Этот человек в 1923 году занялся обучением курсантов морского училища в Пенсаколе азбуке Морзе, пока курсанты спали. Ему вроде бы удалось добиться неплохих результатов, но затем деятельность в этой области была свернута.

Однако существует альтернативная версия, что никаких экспериментов в морском училище Пенсаколы в принципе не было, а все дальнейшие публикации об этом событии просто-напросто списаны из новеллы патриарха современной фантастики Хьюго Гернсбека.

В Советском Союзе в 1936 году к изучению гипнопедии приступил Абрам Свядощ (известный учёный в области сексологии, психотерапии и психиатрии), посвятивший гипнопедии одну из глав своей книги.

Свядощу удалось доказать. что преподавание во сне способствует изучению иностранных языков, формул точных наук и технических текстов.

Фото: koob.ru.

Позже идеи Свядоща начал развивать филолог Л. А. Близниченко, который в Киеве в 60-е годы обучал студентов подобным образом иностранным языкам. Были оборудованы специальные кабинеты для обучения студентов во сне. Правда студенты усваивали только слова, а вот грамматику и устную речь приходилось изучать обычным способом.

Обобщая свой опыт, Близниченко издал монографию, посвящённую гипнопедии, где рассматривались её проблемы и перспективы развития.

Продолжение следует…

Наверное, любому из нас хотелось бы сэкономить время на обучении и переложить этот, часто утомительный процесс, на сон. Рекламные обещания ласкают слух, рассказывая о 25-ом кадре.

Можно ли учиться во сне, не затрачивая время и силы, или это всего лишь красивые сказки?

Феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos () и paideia (обучение).

Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.

Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории. Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.

Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.

Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.

По его теории, память человека наиболее восприимчива:

в последнюю четверть часа до ночного сна - это время построения планов на следующий день, принятия решений, оценки событий прошедшего дня.

в первые 60 минут после погружения в сон ,

в последние 30 минут сна до пробуждения утром .

Профессор Близниченко предлагает следующую методику:

Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.

Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты: 90% участников усвоили информацию.

Важный момент: этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.

Интересный факт: женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – же нский.

Некоторые специалисты сна воспринимают гипнопедию как рекламный трюк и также высказывают мнение о возможном вреде для здоровья от подобных занятий: А. Борбели, известный сомнолог, считает, что ночью мозг должен отдыхать, а не учиться.

Если отбросить опасения и рассмотреть гипнопедию, как дополнительный ресурс в усвоении новых знаний, то он, безусловно, эффективен. Это подтверждается экспериментальными исследованиями: скорость запоминания новой информации увеличивается на 30% . При этом подразумевается не простое прослушивание материала во время сна, а работа над ним в бодрствовании: многократное чтение и запоминание. Мудра народная пословица о рыбке, которую не выловить из пруда без труда.

Эффективность гипнопедии:

  • Организация ежедневной практики не может не дать положительных результатов:

По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».

  • Ежедневная практика подразумевает правильный режим сна и бодрствования: ложиться спать и просыпаться приходится в одно и то же время.
  • Позитивные эмоции: человек просыпается с сознанием того, что ночь прошла с пользой, с чувством удовлетворения от выполненной работы.

Какую роль играет в этом учебном процессе сон?

Чтобы понять это, следует вспомнить , согласно которой,

любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен. Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.

Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.

Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.

Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота: от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.

По утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.

Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов. Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.

Если человек сокращает свой и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения: организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.

По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому так много времени проводят во сне. Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.

Мэтью Уокер является ярым противником «отсыпания» в выходные дни, и назы вает это явление «булимией сна». Нельзя успешно учиться, заниматься спортом, создавать художественные шедевры, обкрадывая свой мозг, лишая его сна , - считает Мэтью.

Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.

Источники: «Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна» Л.А. Близниченко, журнал «Современная биология» (Current Biology).

Если Вы, мой уважаемый читатель, студент или друг (родственник) студента, то следующее видео будет для Вас весьма познавательным:


Елена Вальве для проекта Сонная кантата.

ГИПНОПЕДИЯ — явление ввода и закрепления в памяти информации во время естественного сна, а также метод обучения и воспитания во время сна, основанный на этом явлении. Особенно эффективен для закрепления однородной информации: иностранные слова, формулы, азбука Морзе и пр. Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. В наше время первая попытка практического применения гипнопедии осуществлена в США в 1923 г. В последующие годы гипнопедия использовалась и изучалась в разных странах. Ее самые распространенные теоретические концепции, как правило, ориентированы психоаналитически. Исследование, проведенные с применением энцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического сна.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ГИПНОПЕДИЯ (от греч hypnos - сон + paideia - обучение) - способ обучения, введение и закрепление в памяти человека информации во время естественного сна .

Практика Г. в Китае и Индии известна с давних времен. Исследование природы и методов Г. в нашей стране впервые было предпринято в 1930-х гг. (А. М. Свядощ, позже Л. А. Близнеченко); в 1960-х гг. интерес к Г. возобновился. Однако природа Г. до сих пор не раскрыта. Большинство ученых полагают, что гипнопедический сон ничем не отличается от нормального физиологического. Хотя данные электроэнцефалографии свидетельствуют об обратном. Кроме того, отмечено значительное утомление испытуемых после сеанса Г., чего не наблюдается после обычного сна. Большинство зарубежных гипнопедов (напр., Ч. Саймон) вообще оставляют вопрос о природе Г. открытым. Др. ученые (В. Райков, Д. Кэртис) отождествляют Г. с обучением в состоянии гипноза , ссылаясь при этом на сходство энцефалограмм.

А. М. Свядощ выдвинул компромиссную теорию. Он считал Г. естественным сном со сторожевым пунктом. Однако интеллектуальная работа, происходящая во время гипнопедического сеанса, не м. б. обеспечена сторожевым пунктом, а происходит только в зоне раппорта (специфического речевого динамического контакта). В. Н. Бирман (1925) обратил внимание на то, что сторожевой пункт лишь внешне напоминает раппорт. Видный отечественный гипнолог К. И. Платонов также указывал на существенные различия между раппортом и сторожевым пунктом: последний функционально и локализованно постоянен; дежурный пункт изолирован от др. корковых участков, а раппорт м. б. связан с любым из них, на его специфику влияют особенности личности экспериментатора. Эти и др. соображения побуждают к признанию Г. специфическим психофизиологическим состоянием, отличным как от гипнотического, так и от нормального сна. Это самостоятельный - гипнопедический вид сна (А. Т. Губко).

Дополнение ред.: Применение Г. ограничено: не заменяя обычного педагогического процесса, она м. б. эффективной для закрепления некоторых видов информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе и пр.), однако и это нуждается в тщательной проверке.

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Похожие публикации