Реактивное расстройство привязанности лечение. Нарушения привязанности. Терапия у взрослых

– это чувство близости, которое в норме формируется у младенца по отношению сначала к матери, а затем к другим значимым взрослым, в первую очередь как привычка, как результат длящегося контакта, повторения значимых переживаний. Именно близость с матерью помогает ребенку строить отношения с другими людьми в дальнейшей жизни. Но как формируется чувство привязанности у детей, оказавшихся в приёмных семьях? Давайте разбираться вместе.

В ребёнок пока ещё не осознаёт себя отдельной личностью, а воспринимает себя частью матери. Только с прохождением кризиса 1-го года малыш начинает чувствовать себя отдельным человеком. Безусловно, в ситуации, когда малыш с самого рождения не имел контакта с родной матерью, у него возникают определённые проблемы с формированием чувства привязанности.

Бывают ситуации, когда ребёнок родился и жил в родной семье, но потом по каким-то причинам её лишился. Если эта семья была неблагополучной – родители жестоко обращались с малышом, были алкоголиками, не ухаживали за ребёнком, то чувство привязанности могло и не сформироваться вовсе. Такие дети отличаются агрессивностью по отношению к тем, кто слабее их, а в общении со взрослыми людьми обычно заискивают.

Если же ребёнок жил в благополучной семье, то , но с потерей родителей оно претерпело некоторые изменения. Последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую (устройство ребенка в семью). Если ребенка помещают в приют или детский дом с «обезличенным» типом воспитания, то это только усиливает отрицательные последствия. На нарушение привязанности также может повлиять частая смена взрослых, ухаживающих за ребенком (воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое). Есть еще вариант развития событий: боясь испытать боль потери снова, ребёнок общается со взрослыми осторожно и не допускает близости.

В зависимости от возраста ребёнка, в котором он попадает в приёмную семью, специфики нахождения его в предыдущих местах пребывания (родная семья, детский дом, интернат), личностных особенностей и многих других факторов, формирование может протекать по-разному.

Особенностью всех приёмных детей является настороженность по отношению к новым родителям: дети не доверяют взрослым, боясь нового предательства. Часто родители жалуются на вызывающее и провоцирующее поведение ребёнка, говорят о том, что малыш не ценит их усилий, не относится к ним с благодарностью, а только шкодит и хулиганит. Такое поведение ребёнка объясняется тем, что он проверяет новых родителей на прочность – смогут ли они выдержать, а любят ли они его любого, не предадут ли?

Приемный ребенок, попав в семью, в лучшем случае будет проявлять беспокойство при отсутствии новых родителей или их попытках отлучиться из дома. Но это не значит, что привязанность нельзя сформировать. Для этого приемным родителям важно хорошо понимать истоки нарушения привязанности, а также владеть методами «терапевтического воспитания». Подобные методы есть у педагога-психолога КГАОУ ЦПМСС г. Чайковского (Пермский край) Шамардановой Е.А.

Основные принципы "терапевтического воспитания":

    Главное правило «терапевтического воспитания» для родителей - сначала позаботьтесь о себе!

    Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

    Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

    Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

    Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте "естественные последствия". Но когда такие последствия "наступают", проявите сочувствие к вашему ребенку.

    Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

    Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

    Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

    Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

    Будьте последовательны.

    Избегайте споров с ребенком о том, «кто главнее».

    Не теряйте чувства юмора.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Екатерина Сафонова

Пессимизм, жалость к себе и отсутствие веры может быть симптомами состояния, которое называется расстройство привязанности. Оно начинается в детстве и становится частью своей личности в зрелом возрасте, если не избавиться от этого.

Реактивное расстройство привязанности у взрослых является проблемой, которое начинается в самые впечатлительные годы детства и проявляется в течение долгого времени взрослой жизни, в гораздо тяжелой форме. Причиной этого может быть пренебрежение родителями, отделение от родителей из-за смерти или развода, или физическое или сексуальное насилие в детстве. Из-за этих обстоятельств, у детей постепенно развивается чувство отрешенности.

Они не в состоянии сформировать длинные и прочные отношения и найти доверие даже среди близких. Если не устранить в нужное время, это будет продолжаться в зрелом возрасте, и в конечном итоге станет серьезным психологическим расстройством. К счастью, лечение возможно в определенной степени посредством консультирования и является чрезвычайно важным, просто потому, что это отношения, которые формируют важные связи в жизни.

Кроме того, симптомы этого расстройства могут стать достаточно серьезным в будущем, чтобы привести к опасному, самоубийственному поведению. Наличие всего одного симптома или симптома в течение короткого периода времени, не может быть достаточным доказательством на наличие этого условия.

Импульсивность: взрослые с расстройством привязанности предаются импульсивному поведению, о котором они могут сожалеть позже.

Отрицательное и провокационное поведение: это условие создает общий негативный настрой и приводит к провокационному поведению, что злит других вместе с собой.

Желание по контролю: лица имеют сильное желание контролировать свое окружение и манипулировать людьми и событиями вокруг себя. Они могут использовать средства, такие как ложь, обман, и даже кражу, чтобы контролировать.

Устойчивость к любви и руководству: естественный симптом расстройства привязанности является отсутствие возможности сопереживания или сочувствия к кому-либо. Люди, которые страдают от этого расстройства, также сталкиваются с трудностями в предоставлении и получении любви и привязанности от других. Они не в состоянии развивать чувства близости. Они также отказываются принимать общие советы и рекомендации от других.

Отсутствие доверия: наряду с отсутствием способности сопереживать, такие лица не в состоянии развить доверительные отношения с другими, независимо от их близости с человеком.

Гнев и агитации: взрослые, страдающие расстройством привязанности глубоко печальные и подавленные в течение какого-то времени и чувствуют себя изолированными. Они скрывают эти черты показывая гнев открыто или тайно. Гнев отображается через разрушительное, жестокое и враждебное поведение, и такие лица могут часто спорить с теми, кто не согласен с ними.

Поверхностные

Положительные черты: другая сторона медали в том, что, несмотря на вышеуказанные симптомы, с людьми, которые страдают от этого расстройства, можно интересно и занимательно поговорить.

Наркомания: взрослые, страдающие расстройством привязанности, могут баловаться токсикоманией — алкоголь и наркомания; они могут также страдать от пристрастия к азартным играм.

Беспомощность: из-за симптомов изоляции и депрессии, лица, чувствуют себя беспомощными.

Отсутствие ответственности: это означает, что они отказываются принимать на себя ответственность за их негативные действия и не в состоянии справиться с конфликтом.
Путаница: такие люди всегда путают, недоумевают и одержимы найти ответы на свои вопросы. Эта путаница приводит к общей нехватки концентрации.

Взрослые, которые страдают от расстройств крепления наиболее часто испытывают страх и печаль. Они глубоко желают любви и привязанности, но не в состоянии эффективно изобразить эти желания. Негативный опыт в детстве приводит их в отрицание, и они не в состоянии понять эмоции, такие как любовь и привязанность. Такие люди требуют передовых терапевтических методов.

Потребность любить и быть любимым заложена в каждом человеке. Но ни одно живое существо на свете не нуждается так в любви – как ребенок!

Что такое реактивное расстройство привязанности у детей?

РРП или реактивное расстройство привязанности – это отсутствие у ребенка эмоциональной привязанности к своим родителям. Как правило, данное патологическое состояние проявляется у детей вследствие недостаточного внимания со стороны родителей, их пренебрежительного или жестокого отношения к ребенку. Часто данная патология встречается у детей-сирот. РРП приводит к негативным поведенческим проявлениям, к психологическим и социальным расстройствам. РРП – это целый комплекс психических отклонений.

Классификация РРП

В медицине существует 2 типа классификации данного расстройства. В первом случае РРП классифицируется в соответствии с особенностями клинической картины, на основе которых выделяются два вида расстройств.

  1. Расторможенное или дезингибированное расстройство . Данное расстройство выражается в отсутствии избирательности при установлении контактов. Маленькие детишки одинаково идут на контакт, как с родителями, так и с совершенно незнакомыми людьми. Посторонние люди не вызывают у них настороженности. В сознательном возрасте такие дети неразборчивы при выборе друзей. Врачи считают, что главной причиной данного расстройства является частая смена близкого окружения ребенка. То есть смена родителей, опекунов или воспитателей.
  2. Ингибированное расстройство – заторможенное, подавленное состояние. Симптомы при этом виде расстройства слабовыраженные. Одним из признаков данного расстройства считается устойчивая амбивалентность. То есть дети могут к одному и тому же человеку испытывать одновременно и ненависть, и любовь. Их поведение отличается агрессивной реакцией на любое страдание (свое или чужое). Большинство ученых считают, что данный тип расстройства является результатом жестокого обращения родителей с маленькими детьми. Однако это утверждение по сей день считается спорным.

Более подробной и точной считается вторая классификация, по которой данное расстройство подразделяется на четыре типа. Данная классификация учитывает не только клинические проявления, но и этиологический фактор, а также поведенческую направленность.

  1. Негативная привязанность. Ребенок специально провоцирует негативное отношение к себе, вызывая у взрослых раздражение. Как правило, такое поведение вынуждает родителей наказывать ребенка. Основными причинами данного нарушения становятся излишняя опека или, наоборот, равнодушие и пренебрежение со стороны родителей.
  2. Амбивалентная привязанность . К данному нарушению приводит непоследовательность в поступках взрослых, истерические реакции на поведенческие проявления ребенка. Детям с таким нарушением свойственна категоричность, ярко выраженная двойственность. Агрессивность может в считанные секунды перейти в доброту, ласка – в агрессию.
  3. Избегающая привязанность. Дети с этим типом нарушения отличаются замкнутостью. Они недоверчивы и угрюмы. Как правило, причиной данного расстройства становится разрыв отношений с одним из родителей, опекуном. Развод, возвращение опекуном ребенка в детдом, смена опекунов.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с дезорганизованной привязанностью не идут на контакт, часто проявляют жестокость и агрессию. Как правило, причиной данного типа расстройства становится насилие или жестокое обращение с ребенком.

Почему возникает РРП у детей - основные причины

Чувство эмоциональной близости принято называть привязанностью. Привязанность ребенка к родителям основывается на любви и симпатии. Основными причинами отсутствия привязанностями и патологических поведенческих реакций считаются:

  • Отсутствие или неполноценный контакт с матерью. РРП часто развивается у детей, матери которых страдают психическими расстройствами, длительной послеродовой депрессией, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, считают рождение ребенка досадным недоразумением. Такие матери, как правило, применяют к детям насилие, отказываются от близкого общения с ними, унижают и игнорируют собственных детей.
  • Длительное отсутствие родителей. Развитие РРП может быть спровоцировано ранней разлукой с родителями. Например, ребенка отрывают от матери по объективной необходимости. Например, малыша помещают на длительное время в стационар или от ребенка отказываются опекуны и он вынужден менять место проживания и т.д. Чаще всего РРП страдают дети-детдомовцы и дети, по тем или иным причинам, изъятые из семьи.
  • Наличие в семье большого количества детей. В данном случае у многодетной матери попросту не хватает времени и на долю одного из детей приходится недостаточно заботы и внимания. Он начинает чувствовать себя изгоем, брошенным и не любимым.

Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка?

Симптомы у детей до 5 лет

Как правило, первые симптомы данного расстройства наблюдаются уже в младенческом возрасте и до пяти лет. Ребенок становится вялым, избегает любого общения, замыкается, уходит «в себя», «самоизолируется». Малыш не просится на ручки, его не интересуют игрушки, он избегает смотреть в глаза взрослым, редко улыбается, ударившись, не ищет утешения. Он апатичен.

Признаки РРП у детей после 5 лет

После пяти лет (по мере взросления ребенка) симптомы прогрессируют и проявляются двумя типами поведения – заторможенным и расторможенным.

Заторможенный тип поведения характеризуется следующими симптомами:

  1. Ребенок всячески избегает близкого общения.
  2. Он замкнут, отказывается от любой помощи.
  3. Никак не реагирует на замечания.
  4. Постоянно грустит и предпочитает проводить время в одиночестве.

Расторможенный тип поведения – симптомы:

  1. Ребенок становится агрессивным, капризным.
  2. Он постоянно пристает к взрослым (даже к посторонним людям).
  3. Совершает непредсказуемые поступки. Например, может среди ночи приходить в спальню к родителям и ложиться к ним в кровать. На самое незначительное замечание может неадекватно и агрессивно реагировать.
  4. Ребенок любыми способами пытается привлечь к себе внимание.

В переходном возрасте такие дети относятся к группе риска. Они зачастую злоупотребляют алкоголем, и «подсаживаются» на наркотики.

В некоторых случаях РРП может проявляться одновременно двумя типами поведения. То есть у ребенка попеременно наблюдаются то расторможенный тип поведения, то заторможенный.

Дети, страдающие РРП, часто ведут себя неадекватно или слишком импульсивно, они нередко попадаются на воровстве, проявляют неоправданную агрессивность к животным. Им незнакомо чувство раскаяния и сожаления.

Последствия РРП

РРП довольно сложно диагностировать, так как некоторые симптомы проявляются и при других заболеваниях. Например, при , при , при стрессах, при тревожном расстройстве и т.д. Для постановки верного диагноза необходимо комплексное обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка в разных ситуациях. Именно поэтому, своевременное обращение к специалистам в данном случае имеет огромное значение. Чем раньше будет начато комплексное лечение, тем более благоприятным будет прогноз.

Последствия запущенной формы РРП могут носить очень серьезный характер. Наиболее частым осложнением становится задержка психического и интеллектуального развития. У детей с РРП наблюдается социальная дезадаптация, задержка в развитии, отставание в мышлении. Дети с РРП позже начинают ползать, ходить, говорить. У них отсутствует стремление к речевому контакту, они не могут ни на чем сконцентрировать свое внимание. Если диагноз вовремя не был поставлен и ребенок не получил своевременного лечения, то в подростковом возрасте у него может развиться психопатия, невроз. Таким детям свойственны девиантные формы поведения.

Лечение РРП

Лечение данного расстройства включает в себя целый комплекс психотерапевтических мероприятий. А именно: детскую психотерапию, семейную психотерапию, индивидуальные консультации у психолога и психотерапевта.

  • Основная цель психотерапевтических сеансов с детьми заключается в снижение их эмоциональной напряженности. Психотерапевты в форме игры пытаются расслабить ребенка, избавить его от страхов и недоверия.
  • Целью семейных сеансов является восстановление эмоционального контакта между родителями и ребенком. Психотерапевтические упражнения позволяют устранить отчужденность, возродить телесный и вербальный контакт в семье.
  • Во время консультации опытные специалисты учат родителей правильно выстраивать внутрисемейные отношения, дают полезные рекомендации, разбирают конфликтные ситуации.

С целью коррекции имеющихся уже отклонений в некоторых случаях назначается медикаментозная терапия.

Младенцы и детишки раннего возраста легче поддаются коррекции, для этого всего лишь необходимо восстановить любящие отношения в семье. Любовь, забота, внимание, участие – главные «лекарства» в этом возрасте. Лечение реактивного расстройства привязанности у детей дошкольного и школьного возраста требует вмешательства специалистов. Только совместные усилия психотерапевта и родителей смогут избавить ребенка от этого недуга.

К каким врачам следует обращаться при первых симптомах РРП?

Лечением данного расстройства занимаются: психиатры, психологи и психотерапевты.

Профилактика РРП

Ребенку необходима стабильная и любящая семья. Зрелое поведение матери и психологический комфорт в доме являются основами психического здоровья любого ребенка.

К новой семье© проект

Реактивное расстройство привязанности (RAD) - это нарушение способности формировать близкие и доверительные взаимоотношения.

Дети с таким диагнозом страдают от неспособности любить и быть любимыми. Они могут так сильно отравлять отношения в нормальной, здоровой семье, что страдают все ее члены. Они прекрасные манипуляторы, причем их воздействие тонко и умно направлено на каждого члена семьи. Посторонним чрезвычайно трудно понять боль и гнев родителей, жалующихся на поведение ребенка, поскольку на людях такие дети - само очарование.

Недостаток связи с окружающими проявляется в форме жестокости по отношению к другим людям и животным, в которую бывает даже трудно поверить.
Кроме того, дети с нарушением привязанности избегают зрительного контакта, если не лгут; враждебно настроены к окружающим; обвиняют других в собственных ошибках или проблемах; испытывают недостаток доверия, жалости и совестливости; у них нарушено речевое развитие и часто возникают проблемы с учебой, свидетельствующие об общем отставании в развитии; они воруют, идентифицируют себя с отрицательными персонажами и темной стороной жизни в целом; могут наносить себе раны и зачастую обладают высоким болевым порогом. Они избегают тактильных контактов; занимают защитную позицию; расположены к несчастным случаям; их тянет к огню и крови; они стремятся все контролировать; стараются привлечь к себе внимание; проявляют повышенный интерес к сексуальной сфере жизни; страдают энурезом и энкопрезом. Для того чтобы ребенку был поставлен диагноз «реактивное расстройство привязанности», у него не обязательно должны присутствовать все перечисленные выше формы поведения. Также некоторые симптомы наблюдаются у детей, имеющих проблемы с привязанностью, но не страдающих RAD. Способность формировать привязанность, устанавливать здоровые взаимоотношения с другими людьми и существование во взаимных связях с окружающими делает каждого человека частью сообщества людей.

Симптомы проблем с привязанностью, как правило, становятся очевидными в возрасте до пяти лет. Привязанность к матери (главному опекуну) зарождается в ее чреве и происходит на неврологическом, психологическом и эмоциональном уровне. Это время, когда мать - единственный человек, который изо дня в день заботится об удовлетворении потребностей малыша в пище, комфорте, любви и утешении. Когда у ребенка обнаруживаются описанные выше формы поведения, необходимо обратить внимание на возможные «провалы» в ранней истории формирования связи между матерью и младенцем. Имеется в виду, например, расставание с матерью вследствие усыновления, смерть матери; госпитализация ребенка или матери; частые перемещения ребенка или часто меняющиеся опекуны; эмоциональная холодность опекуна во время психической или физической болезни ребенка; хроническая боль, например, колики или инфекции уха; плохое обращение или заброшенность; пренатальная наркотическая зависимость; жестокое отношение родителей после рождения; или жестокая обстановка дома. Обычно присутствует комбинация факторов, которые заставляют ребенка с недоверием относиться к другим людям, особенно взрослым - авторитетным фигурам, какими являются родители.

В агентствах по усыновлениям будущим родителям часто задают вопрос: «Сможете ли вы любить ребенка, который не будет отвечать вам взаимностью?» Дети с расстройством привязанности не могут отвечать на любовь любовью без предварительного специального ухода и терапевтического вмешательства.

Решиться усыновить ребенка старшего возраста, пережившего провалы в развитии привязанности в течение первых трех лет жизни, значит заглянуть в себя и спросить: «Смогу ли я, прежде всего, быть такой матерью, в которой нуждается мой ребенок, и только потом такой матерью, которой хочу быть я сама? Готова ли я учиться, осваивая терапевтические стратегии, которые помогут мне приблизить к себе моего ребенка? Готова ли я просить о помощи?»

Иногда глубина проблем с привязанностью остается скрытой от родителей до тех пор, пока они не попытаются наладить с сыном или дочерью те близкие отношения, на которые они рассчитывали, усыновляя его или ее. Жизнь с ребенком, воспринимающим в штыки каждый контакт, может истощить силы родителей очень быстро. Гнев и депрессия - обычные явления, в результате которых усыновители, в конце концов, обращаются за помощью. Однако взрослых можно научить, как сблизиться с детьми, которым нужно научиться любить. И эти дети способны понять, что любовь необязательно приносит боль. Только все это потребует времени.

Родители, четко оценивающие реальные возможности своего ребенка, имеют наибольшие шансы на успех при установлении с ним близких отношений. Разумные ожидания и чувство юмора - отличные помощники в попытках помочь ребенку установить связь с взрослыми. Дети с расстройством привязанности уже любили однажды, но не получили ответной любви, на которую надеялись. Их потребности не находили удовлетворения в первые годы их жизни. Они привыкли сами контролировать свою жизнь, то есть привыкли делать то, к чему большинство из нас приходит к 18-22 годам. Зависеть от кого-то, устанавливать с кем-то контакт и кого-то любить, по мнению этих детей, значит умереть. Отрицание любви заботливых приемных родителей - единственный способ выжить.

Если вы хотите усыновить ребенка старшего возраста, вы должны знать о здоровом развитии привязанности, тогда ее расстройство будет выявлено вовремя и ребенок получит подходящее лечение с применением терапевтических родительских тренингов.

Перевод Натальи Ран
(What is Reactive Attachment Disorder?) М.Лайза Райли (M. Lisa Riley)

Большинство межличностных отношений строится на основе доверия. Когда у младенца или маленького ребенка возникает физическая потребность (при голоде или каком-то дискомфорте) или эмоциональная потребность (в нежной заботе, улыбке, объятиях, поцелуях), которая не выполняется, то ребенок начинает терять доверие к тем, кто за ним ухаживает. Без доверия он не в состоянии построить здоровые, позитивные и двухсторонние взаимоотношения с теми, кто за ним следит и это создает условия для формирования реактивного расстройства привязанности (РРП). Последствия этого могут быть многочисленными. Начните читать с шага 1 ниже, если вы знаете ребенка, который, возможно, страдает от этого расстройства.

Шаги

Часть 1

Диагностирование РРП у младенцев
  1. Посмотрите, как ребенок развивается. Если говорить откровенно, дети с РРП не будут - физиологически, эмоционально или умственно развиваться нормально. Когда они не развиваются должным образом, это выражается по-разному:

    • Физически. Они не набирают достаточно веса из-за плохого питания.
    • Эмоционально. Даже когда они расстроены, они не могут успокоиться, так как считают, что нет человека, у которого они могли бы получить помощь, поддержку и тепло.
    • Умственно. Исходя из предыдущего опыта, им удается сформировать довольно четкие представления о том, как их мать/основной опекун будут реагировать на них и их потребности.
  2. Посмотрите, как они участвуют в игре. Стоит повторить, что дети с РРП не участвуют в активных играх и других видах деятельности. Как правило, они выглядят как "хорошие дети", за которыми не трудно следить и которые не нуждаются в серьезном контроле и мониторинге. Они вообще не много что делают.

    • Как правило, такие дети проявляют заторможенность и вялость в физических движениях, а также мало играют с игрушками или не хотят исследовать мир вокруг них. Младенцы по своей природе любознательны, но дети с этим расстройством не такие.
  3. Обратите внимание, если ребенок не чувствует близости с матерью/основным опекуном. Дети с этим расстройством не делают различий между их основным опекуном и незнакомыми людьми. Они не проявляют привязанность к своей матери и на самом деле чаще ищут понимания и близости от незнакомых взрослых людей. Это отличается от того, как ведут себя здоровые дети, которые стремятся найти успокоение и поддержку у тех, кому они доверяют и любят.

    • Вы можете понять, к каким проблемам это приведет в дальнейшей жизни. Если ребенок или подросток ищет поддержки у незнакомых людей, готовьтесь к проблемам. Это проявление РРП приводит к импульсивному, радикальному поведению в дальнейшей жизни.
  4. Посмотрите на отношения между матерью/основным опекуном и ребенком. Правильные отношения между ребенком и тем, кто заботится о ребенке держатся на чувстве привязанности и общности. Это помогает малышу развить такие качества как сопереживание, социальные навыки и навыки, помогающие владеть своими эмоциями. Если отношения не такие, эти навыки не будут воспитаны в ребенке. Как воспитатель обращается с ребенком? Когда ребенок плачет, приходит ли он к нему? Положительный ли настрой царит в отношениях?

    • Вот, что сказал Фрейд об отношениях между ребенком и его матерью: "Отношения между матерью и ребенком являются прототипом для всех будущих отношений». В случаях с этим расстройством, он не ошибся. Эти отношения, скорее всего, определят все остальные взаимоотношения ребенка с другими людьми на протяжении всей его жизни.

    Часть 2

    Диагностирование РРП у детей и подростков
    1. Знайте, как проявляет себя "заторможенный" РРП. Дети с этим видом РРП не в состоянии инициировать, а также адекватно реагировать на социальные взаимодействия и склонны избегать социальных контактов.

      • Когда потребности ребенка не удовлетворяются, он чувствует, что лишен любви и привязанности и это заставляет его воспринимать себя как нелюбимого и недостойного того, чтобы получать надлежащий уход, внимание и любовь, когда ему это нужно. Это приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя неуверенно и небезопасно, а когда вы не чувствуете себя в безопасности, вы не уверены в общении с другими. Это проецируется на самооценку, которая влияет на все сферы жизни человека.
    2. Знайте, как проявляет себя "раскованный" РРП. Тем не менее, некоторые дети с РРП чрезмерно и явно проявляют свою готовность к социализации и общению. Они пытаются искать комфорт, поддержку и любовь от практически всех взрослых независимо от того, знают они их или нет. Такое поведение в основном считается неразборчивым и может привести на неправильную дорогу в жизни.

      • Это тот тип ребенка, который научился не полагаться на тех, кому он по идее должен доверять, а вместо этого искать помощи и поддержки у незнакомых людей. Часто различия между заторможенным и раскованным РРП не станет ясно, пока ребенок не вырастет.
    3. Ищите признаки поведения, которые указывают на отсутствие самоконтроля и агрессию. Похожее поведение может быть ошибочно принято за СДВГ (синдром дефицита внимания). Тем не менее, при РРП будут наблюдаться следующие симптомы:

      • Неконтролируемая ложь и воровство
      • Неизбирательное стремление к вовлечению в общение с незнакомыми людьми и неуместное и рискованное сексуальное поведение
        • Важно отметить, что это не поведенческие проблемы, как может вначале показаться, а результат неправильного развития мозга вследствие пренебрежения и жестокого обращения в первые месяцы и годы жизни.
    4. Посмотрите на то, как ребенок учится в школе. Когда у малыша на первом этапе развития не происходит установление связи с человеком, заботящимся о нем, мозг - вместо того чтобы сосредоточиться на интеллектуальных аспектах роста - начинает концентрироваться на развитии навыков и стратегии выживания. Это объясняет, почему такие дети плохо учатся в школе. Мозг не в состоянии развиваться надлежащим образом во всех аспектах. И как следствие этого возникают проблемы с обучением.

      • Это медленное развитие мозга объясняет, почему ребенок с РРП проявляет такое поведение, как агрессия, манипуляции, неконтролируемую ложь, контроль и уход в себя. Это объясняет, почему такие дети агрессивны и плохо управляют своим гневом. Они прибегают к деструктивному поведению и даже не проявляют никаких угрызений совести за свое поведение, потому что они просто не знают, как нужно вести себя иначе.
    5. Посмотрите, как ребенок формирует дружеские отношения. По мере роста, у ребенка развивается острое чувство отрешенности и заброшенности и он также теряет все навыки доверия к самому себе и другим. Это приводит к его неспособности заводить друзей и строить длительные отношения. Чувство неполноценности, ощущение своей нежеланности и ощущение того, что он недостоин любви и заботы, которые начались с того момента, когда его физические и эмоциональные потребности были проигнорированы, продолжают расти и отражаются на его самооценке. Это огромный, порочный круг, который он не может остановить.

      • Так как его самооценка очень низкая, он не понимает, почему кто-то будет дружить с ним и ведет себя так, как будто он и не нужен никому. Такое поведение отдаляет от него людей и мешает завести дружеские отношения. Чтобы заполнить пустоту, одиночество, снять депрессию и успокоить свои нервы, такие люди часто обращаются к алкоголю и наркотикам.
    6. Обратите внимание, насколько ребенок агрессивен. Эти дети склонны к контролирующему, манипулятивному и агрессивному поведению. Их мозг постоянно занят разработкой тактики и стратегии выживания, поэтому они теряют способность учиться, как разрешать конфликты без борьбы и использовать положительные взаимодействия для того, чтобы получить желаемое.

      • Этот ребенок не доверяет другим и их намерениям и считает, что поскольку договориться не получится, лучший способ получить то, что он хочет от других- быть агрессивным, манипулятивным и прибегать к шантажу. Они не знакомы с поведением, основанном на положительном подкреплении.
    7. Посмотрите на то, как ребенок контролирует свои импульсы. У ребенка будут наблюдаться симптомы синдрома дефицита внимания (СДВГ), что указывает на низкий контроль импульсов. Он, не колеблясь, делает вещи, которые обычно другие дети не делают (или, по крайней мере, серьезно подумают, прежде чем это сделать) и даже не думает о том, какие последствия такое поведение может иметь для него и для других.

      • Обратите внимание на недопустимое и рискованное сексуальное поведение. Дети с РРП иногда ведут себя распущенно. Их привлекают сексуальные отношения с незнакомыми людьми, часто с несколькими людьми одновременно.
    8. Обратите внимание на неспособность ребенка устанавливать зрительный контакт. Нормальный ребенок устанавливает зрительный контакт с первых дней жизни. Он учится этому у своей матери/опекуна, которые смотрят ему в глаза, выражая свою привязанность и любовь. Так как никто не вел себя с ним так, как нужно, он не понимает значимость поддержания зрительного контакта, который доставляет ему дискомфорт и приводит к перевозбуждению.

      • Все это переплетается с отсутствием социальных навыков и стремлением не развивать близкие отношения. Все, начиная от их мыслей и слов до маленьких непроизвольных привычек, будет указывать на то, что в их мире люди просто не заслуживают доверия.

    Часть 3

    Что из себя представляет это расстройство и что делать
    1. Поймите определение РРП. Реактивное расстройство привязанности наблюдается у младенцев и маленьких детей. Оно характеризуется текущими и постоянными нарушениями в социальных отношениях ребенка, которые связаны с эмоциональными расстройствами и изменениями в условиях окружающей среды. Дети с этим расстройством не показывают типичные для детского возраста ответы стимулы. Например:

      • Они часто отвечают на утешение страхом и гипербдительностью.
      • Дети часто могут проявлять интерес к взаимодействиям со сверстниками, но негативные эмоциональные реакции мешают любыми формами социальной активности.
      • Эмоциональное расстройство может проявляться отсутствием эмоциональной реакции, реакцией самоустранения или агрессии в ответ на негативное событие, участником или свидетелем которого стал ребенок.
      • Крайняя форма нежелания принимать или инициировать близкие отношения или привязанности, особенно при проблемных ситуациях, или чрезмерные и неизбирательные попытки получить любовь и утешение от любого взрослого, включая незнакомцев.
    2. Исключите глубокие нарушения развития. Так как реактивное расстройство привязанности является ответом на несоответствующую среду, в которой происходит развитие ребенка, такие дети на самом деле обладают нормальной способностью демонстрировать правильную социальную реакцию, в то время как дети с глубокими расстройствами развития этого не могут.

      • В то время как ненормальные модели социального реагирования являются ключевой особенностью реактивного расстройства привязанности, эти симптомы проходят, если в течение долгого времени ребенок находится в среде, где воспитатель последовательно правильно реагирует на ребенка. Такие улучшения не происходят при нарушениях развития.
      • Дети с реактивным расстройством привязанности могут проявлять языковые нарушения, однако это не означает, что они проявляют характеристики аномальных коммуникативных взаимодействий, как при аутизме.
      • Реакция детей с реактивным расстройством привязанности на изменения окружающей среды и симптомы не являются следствием постоянных и тяжелых когнитивных дефектов. При реактивном расстройстве привязанности нет стойких повторяющихся и стереотипных моделей поведения /деятельности /интересов (которые можно наблюдать при аутизме).
    3. Узнайте, как человек, заботящийся о вашем ребенке (воспитатель, няня, бабушка и т. д.) отзывались на его нужды. Хорошее понимание того, как воспитатель проявлял ответную реакцию, когда ребенок рос и развивался не требуется для диагностики реактивного расстройства привязанности, но рекомендуется, так как поможет врачам сделать обоснованные выводы.

      • Реактивное расстройство привязанности почти всегда возникает в ответ на экстремально недостаточное проявление заботы о детях. Оно может возникнуть из-за любой из перечисленных ниже причин или их комбинации, если они являлись постоянными спутниками процесса воспитания ребенка: #**Резкое разлучение ребенка с тем, кто о нем заботился, как правило, от шести месяцев до трех лет
        • Частая смена воспитателей
        • Отсутствие реакции воспитателя на коммуникационные усилия ребенка
        • Тяжелые формы пренебрежительного и жестокого обращения
        • Чрезвычайно неумелое воспитание
        • Постоянное игнорирование основных физических потребностей ребенка.
    4. Знайте что может привести к РРП. Это правда, что дети, как правило, устойчивы к любым изменениям условий и окружающей среды. У них довольно гибкий подход и они сделают все возможное, чтобы привыкнуть к изменившимся условиям и ситуациям. Однако следующие ситуации могут привести к РРП:

      • Если ребенок в течение значительного периода проживал в детском доме или приемной семье
      • Если ребенок вырос в доме, в которой придерживались невероятно строгих и жестких принципов и правил
      • Если он вырос вдали от родителей и других близких в общежитиях и интернатах
      • Если родители были слишком заняты, чтобы заботиться о своем ребенке, и он оставался на попечении воспитателей
      • Если ребенок жил/вырос/провел значительное время под присмотром воспитателя, который выступал в качестве основного опекуна и с кем ребенок очень сроднился, но с которым потом в силу различных причин ребенок был разлучен
      • Если ребенок являлся свидетелем многих ссор, драк и споров, происходящих между родителями
      • Если у родителей были проблемы с управлением гневом, если они страдали от стресса, депрессии, злоупотребляли алкоголем и наркотиками или страдали любым другим расстройством личности
      • Если в семье было физическое, сексуальное и эмоциональное насилие
        • Опять же, все это гипотетические ситуации. Нельзя с уверенностью сказать, что у ребенка в этих условиях разовьется РРП.
    5. Знайте, что делать, если вы думаете, что у ребенка есть РРП. Имейте в виду, что знание истории воспитания ребенка важно для постановки ребенку правильного диагноза и только потому, что ребенок испытал любую комбинацию из перечисленных выше жизненных ситуаций не означает, что у него будет реактивное расстройство привязанности. Если у вашего ребенка есть любой из вышеперечисленных симптомов, это также не означает, что он страдает этим расстройством.

      • Изо всех сил старайтесь не спешить с выводами. Если вы волнуетесь, лучше отведите ребенка к врачу, детскому и подростковому психологу или педиатру, который может лучше проинформировать вас об этом заболевании и вынести экспертное мнение, основанное на клинических данных. Ребенок может начать лечение и скоро будет на пути к здоровому, адаптивному поведению.
    • РРП обычно развивается у детей в возрасте до 5 лет и может продолжаться до подросткового и взрослого возраста.
    • Для справки, симптомы и поведение РРП похожи на другие расстройства, характерные для детей, такие как аутизм, СДВГ, тревожные расстройства, социальные фобии и посттравматические стрессовые расстройства. Будьте полностью уверены, прежде чем ставить какие-либо диагнозы.
Похожие публикации