Причины и лечение болезней по аюрведе. Аюрведа лечение: аюрведические программы. История возникновения Аюрведы

Современная медицина направлена на лечение болезни (скажем так, то что находится на поверхности), а не больного и глубинного источника болезни - её первопричины. Аюрведа лечение , напротив, предполагает комплексный подход с учетом индивидуальных особенностей человека и состояния его психоэмоциональной сферы, она не ограничивается одной частью тела и лечит весь организм в целом. Вообще, Аюрведа - это гармония с природой в широком смысле этого слова (в т.ч. с истинной природой самого человека). Аюрведа также тесно связана с .

На фото - лечебный аюрведический массаж в Индии

Основные причины болезней

Причинами болезни могут быть различные факторы, связанные с :

  • негативными последствиями прошлых жизней;
  • отрицательными эмоциями и чувствами;
  • стрессами и неправильным образом жизни;
  • неправильным питанием (см. основы ).

Базовый Аюрведический принцип лечения гласит, что вылечить болезнь лишь на уровне только физического тела невозможно , основные рецепты аюрведы - это, прежде всего, работа с чувствами и эмоциями, её вызвавшими:

  1. Обидчивость и конфликтность приводят к заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
  2. Ненависть - болезни желчного пузыря;
  3. Приступы паники - отражается на кишечнике;
  4. Частые волнения приводят к болезням желудка;
  5. Тоска, апатия, грусть - к заболеваниям органов дыхания;
  6. Страх - вызывает болезни почек;
  7. Гнев приводит к болезням печени;
  8. Чувство вины - к хронической головной боли;
  9. Раздражительность - к частым приступам тошноты, от которой не помогают аптечные лекарства;
  10. Продолжительное чувство одиночества - артриты, снижение слуха, старческое слабоумие.

На заметку: в нашем напряженном и ритмичном современном мире невозможно избавиться от тех факторов, которые вызывают стресс и ухудшают эмоциональное состояние. Однако можно несколько нивелировать свое отношение к этим факторам, а также ослабить влияние уже возникших стрессов и гармонизировать эмоциональный фон за счет , что совместно с Аюрведа лечением даст еще больший оздоровительный эффект.

Полезно будет также немного узнать про , чтобы понять, каким образом эмоция отражается на ее состоянии. Ведь даже ученные уже подтверждают существование ауры, и она имеет тесную обратную связь с физическим телом .

Стадии развития болезни

Аюрведа рассматривает 6 стадий развития болезни. Лечение на первых трех стадиях проходит легко, на четвертой - болезнь еще излечима, на пятой - уже трудноизлечима, а на шестой уже не поддается лечению:

  1. ментальная;
  2. эфирная;
  3. нейроэндокринная;
  4. эндотоксическая;
  5. проявленная;
  6. терминальная.

Современная медицина из-за не совсем верного подхода, несовершенных методов диагностики начинает лечение на стадии проявления (5-я). Сказывается и медицинская неграмотность самого населения, ведь зная причины самих болезней можно просто не допускать их появления, ведя соответствующий образ жизни и питания.

Аюрведа лечение начинается на самых ранних стадиях, что дает большую гарантию исцеления.

Методы диагностики болезней по Аюрведе

Аюрведа предлагает очень простые способы диагностики, и при достаточном умении врача выявить болезнь и наметить пути лечения можно уже в ходе диагностики. Основным является «метод пяти зеркал »:

1. По состоянию пульса больного опытный врач может определить конституцию человека, дисбаланс доши аюрведа и заболевшие органы.

2. Налет на языке расскажет о внутренних заболеваниях.

4. Глаза тоже многое расскажут о состоянии здоровья пациента.

5. Затем тщательно изучается состояние кожных покровов (родинки, знаки на ладонях, стопах), состояние волос и ногтей, морщины, цвет и запах кожи и слизистых.

Лечение

В соответствии с поставленным диагнозом проводится лечение, направленное на освобождение организма от шлаков и восстановление баланса дош . Для этого используется , включающее специальную диету или голодовку, и специальные мероприятия по очистке организма: очищение крови, прием слабительных, искусственная рвота, прием лекарств через нос и масляная клизма с использованием особых аюрведических масел.

В мире есть множество способов исцеления, оздоровления и омоложения тела, и среди них одно из центральных мест занимает аюрведическое лечение. На протяжении многих веков аюрведические целители помогали восстановить здоровье даже при самых запущенных, хронических заболеваниях. Нередки случаи, когда с помощью аюрведы больным удавалось избавиться от недуга, с которым не могла справиться даже современная медицина.

Еще совсем недавно найти профессионального аюрведического мастера в России было не так просто. Компания «Аюрведа Тур» собрала более сорока предложений от лучших аюрведических отелей, чтобы сделать эффективную индийскую медицину более доступной.

На нашем сайте можно заказать туры с аюрведой к Океану. Это отличная возможность для оздоровительного отпуска, лечебного или романтического отдыха в живописных уголках Индии.

Что такое аюрведическое лечение

Индийская аюрведа - это наука не только о лечении всевозможных недугов, но и о возможностях прожить долгую, счастливую жизнь, без болезней. Здесь вы не получите моментального результата, поскольку вся терапия направлена не на устранение симптомов, а на избавление человека от источника проблемы. Именно так достигается долговременный эффект от лечения, который, при соблюдении рекомендаций аюрведического врача сохраняется на всю жизнь.

Аюрведические методы лечения сводятся к двум направлениям:

  1. Исцеление физического тела с помощью разных методик, в том числе комплекса «Панчакарма», избавляющего от накопившихся токсинов и шлаков.
  2. Очищение тела на энергетическом уровне, избавление от негативных энергий, достижение гармонии дош.

Согласно аюрведическим понятиям причинами всех болезней является неправильное или недостаточно правильное использование органов чувств, дисбаланс потоков внутренних энергий (дош), негативные мысли, агрессия, плохое отношение к миру, а также неправильное питание и образ жизни, сезонные или суточные изменения, оказывающие влияние на состояние организма. Цель аюрведы состоит в восстановлении гармонии, естественного состояния человека - здорового и счастливого, такого, каким его создала сама природа.

Еще одна особенность аюрведического лечения состоит в индивидуальном подходе. Здесь не существует универсальной панацеи. Для каждого пациента назначается свой курс процедур, персональный состав лекарственных средств, система диетического питания, режим отдыха и бодрствования. С каждым человеком, обратившимся к аюрведическому врачу, ведется индивидуальная работа, ежедневные консультации, контроль эффективности лечения на всех этапах. Так удается достигать устойчивых результатов в борьбе с любыми проблемами со здоровьем.

Аюрведические методы лечения

В аюрведическом лечении есть понятие о трех дошах - фундаментальных жизненных силах и энергиях, отвечающих за здоровье и гармонию тела на физическом и энергетическом уровне:

  1. Вата - отвечает за энергию воздуха и эфира. В переводе с санскрита название этой энергии значит «то, что движет». Именно Вата запускает остальные доши, способствует равновесию, энергетическому балансу, гармоничному дыхательному, чувственному, мыслительному и волевому восприятию реальности. Вате соответствует энергия желудка.
  2. Питта - отвечает за энергию воды и огня. На санскрите слово значит «то, что переваривает». Этот элемент отвечает за пищеварение, выработку ферментов и гормонов, течение обменных процессов в организме. Питта ответственна за мыслительную деятельность, преобразование сигналов и раздражителей внешнего мира в мысли. Этой силе соответствует энергия тонкого кишечника.
  3. Капха - отвечает за энергию земли и воды, а в переводе с санскрита значит «то, что связывает». Клетки, жидкости, ткани, суставы и прочие соединительные элементы - это все, функционирует благодаря энергии Капха. При ее недостатке происходит снижение концентрации внимания, возникают проблемы с желудком и дыхательными путями. Избыток энергии приводит к ожирению, сахарному диабету, опухолям, проблемам легких и прочим недугам. Капхе соответствует работа толстого кишечника.

В соответствии с состоянием дош определяется тип человека, применяются разные методы аюрведического лечения. В их числе внутреннее и внешнее промасливание, пропаривание, распитие слабительных чаев и отваров, лечебные клизмы, массажные процедуры, очищение крови с помощью терапевтического кровопускания.

Первостепенное место занимает Панчакарма в аюрведе. Это система очищения, за счет которой тело освобождается от физических загрязнений, при этом происходит одновременное восстановление баланса и на энергетическом уровне. Лучшие результаты и долговременный эффект достигается при одновременном соблюдении диетического питания, сеансах медитации и йоги.

Индийская аюрведа

Аюрведический тур в Индию- лучшее решение для тех, кто решил восстановить свои силы и здоровье с помощью древней науки о жизни. Именно в Индии, у самых истоков расцвета аюрведы практикуют профессиональные мастера, получившие свои знания от предыдущих поколений, хранящие традиции индийской медицины и в совершенстве владеющие искусством врачевания.

Индийская аюрведа эффективна еще и тем, что лечение проходит в идеальных климатических условиях, когда влажность и температура воздуха способствуют исцелению. Каждый аюрведический отель расположен в окружении живописной природы, вдали от городской суеты и шума. Атмосфера уединения и умиротворенности способствует полноценному отдыху, оздоровлению и омоложению, а обилие редких растений дает возможность готовить лучшие лечебные снадобья.

Аюрведа и йога

Йога и аюрведа - это два нераздельных искусства, дополняющих друг друга. Йога помогает сделать тело гибким, послушным, крепким и красивым. Аюрведа наполняет его здоровьем, силой и энергией. В индии аюрведу называют наукой о теле, тогда как йогу - духовной наукой. Аюрведическое учение направлено на уравновешивание энергетических потоков (дош), йога же приводит эти энергии в движение, избавляя тело от застоев приводящих к развитию того или иного заболевания.

Считается, что к изучению асан и принципов йоги следует подходить только после изучения аюрведы. При этом для определенного типа личности, ее конституции тела и прочих особенностей подходит и определенный комплекс. К примеру, продолжительная стойка на плечах для человека типа Питта нежелательна из-за риска появления ментальных нарушений, а для человека Вата такая асана - сильная и неблагоприятная нагрузка для седьмого шейного позвонка. Долго сидеть в позе лотоса не рекомендуется людям типа Капха, поскольку так для них оказывается сильное влияние на надпочечную железу.

Учесть все особенности тела конкретного пациента могут только истинные аюрведические мастера и врачи после аюрведической диагностики. Именно поэтому компания «Аюрведа Тур» рекомендует проходить курс аюрведы в индийских отелях, где каждому пациенту оказывается теплый прием, предоставляется профессиональное аюрведическое лечение на высшем уровне.

Псевдонаукой, обычным кликушеством, в лучшем случае паранаучным учением. ВОЗ относит её к народной медицине. Это учение затрагивает проблему, имеющую огромное значение для всего человечества. Она заложена в самом слове «аюрведа». С санскрита его можно перевести как науку о жизни. И не просто о жизни, а долгой жизни.

Основные принципы и цели аюрведы

Аюрведическая медицина предполагает ряд мер, направленных на укрепление здоровья. Они считаются альтернативным вариантом традиционной медицины и ориентированы не только на прямое воздействие на какой-либо патологический очаг, но и на достижение общей гармонии, включающей также душевную лёгкость, так называемое «непрерывное счастье».

«Чарака-Самхита», древний индуистский медицинский трактат по , рассматривает любого человекав виде части Вселенной. Связь с ней имеет мистический характер, при определённых условиях ведущий к возрождению телесного начала при помощи ума и души, которые способны корректировать органы восприятия и приостанавливать процессы старения и смерти.

Опираясь на эти воззрения, индийская медицина – аюрведа выработала целый комплекс мероприятий, призванных защитить организм от преждевременного разрушения. В сочетании непосредственно с лечебными средствами и здоровым образом жизни они включали в себя умственное и духовное развитие, без которых невозможны социальный комфорт и спокойное существование, потому что окружающая среда и есть основной источник разрушительных стрессов.

Практическая эффективность существующих медицинских методик данного учения не вполне очевидна. В научном мире это объясняется как недостатком фактического материала, свидетельствующего в пользу , так и наличием сомнительных данных, говорящих об искусной подтасовке позитивных результатов, нежели о действительном выздоровлении пациентов. Также целители часто используют при лечении аюрведой препараты, содержащие соли тяжёлых металлов, в больших дозах способные вызвать серьёзные заболевания почек и печени, а также аллергию.

Истина находится где-то посередине между позитивом и негативом. Рациональное зерно аюрведы, как и любого учения с оттенком религиозности, отталкивается от убеждения каждого человека в том, что существует возможность продления жизни, хотя бы потому, что есть такое желание. А желанием управляет разум. Остаётся только научить разум целенаправленно направлять желания в нужное русло. Что и является целью аюрведческой медицины.

История возникновения Аюрведы

Согласно легенде, возникшей в Индии и отмеченной в Ведах, составлявшихся на протяжении XVI-V веков до новой эры, Аюрведа как медицинская наука стала плодом размышлений семи мудрейших святых, которые сумели проникнуть в тайны Вселенной и обрести всеобъемлющие познания о жизни. Один из этих мудрецов, Бхарадваджа, получил свои знания через посредство бога войны Индры от Аршвинов, близнецов. Они стали великими врачевателями с помощью самого Брахмы, верховного бога, поведавшего тайны медицинской науки их покровителю, богу Дакше.

Основателем аюрведы, по преданиям, стал Дханвантари. Он упомянут в Ведах и в трактате Бхагавата-турана. Его вклад в медицину заключался не только в молитвах и в здоровье своих подопечных, хотя это считалось изначально важным. Дханвантари обладал еще и обширными познаниями в консервативных и оперативных способах лечения различных болезней, травм. Им впервые использовались в качестве антисептика хна, куркума, поваренная соль и травы.

Наиболее полные, уже относительно научные сведения, касающиеся медицины, встречаются в «Атхарваведе» – «Веде заклинаний», последней из четырех. Перед ней последовательно, следуя определённой логике, появлялись остальные:

  • «Веда гимнов» (Ригведа);
  • «Веда жертвенных формул» (Яджурведа);
  • «Веда песнопений» (Самаведа).

Атхарвана в отличие от гуморальной теории древних греков, где человеческое здоровье было зависимо от равновесия в теле человека 4 «гуморов» (жидкостей) – крови, флегмы, черной и желтой желчи, которым соответствовали 4 стихии: воздушная, водная, земная и огненная, не только указала на причины болезней, но и нашла конкретные лекарства для их устранения. Она сделала такую попытку.

«Атхарвану» дополнили «Сушруты», тоже медицинский трактат, но созданный несколько позже, в пураническую эпоху. Опираясь на достижения предшественников, авторы нового учения развили их опыт. Так они предположили, что причиной распространённой в те времена проказы являются не вода, воздух, огонь или земля,– стихии, на влияние которых обычно ссылались в древности, характеризуя здоровье, а маленькие, не заметные глазу существа – микробы. Для избавления от них предлагалась раджаниа ушадха – лишайник, имеющий свойства антибиотика.

Именно так на протяжении целых эпох вырабатывался основной принцип аюрведы: сначала находилась причина болезни, затем методом проб и ошибок определялись средства для её устранения. Одновременно изучались возможности внутренней жизненной энергии человека, которая отвечает за его физиологию и психическую деятельности. Эта энергия получила название «доша».

Научные источники Аюрведы

Базовой теоретической основой учения являются девять научных трудов:

  1. Аштанга-хридая-самхита;
  2. Бхава-пракаша-самхита;
  3. Бхела-самхита;
  4. Кашьяпа-самхита;
  5. Мадхава-нидана-самхита;
  6. Харита-самхита;
  7. Шарнгадхара-самхита;
  8. Сушрута-самхита;
  9. Чарака-самхита.

Особого внимания из них заслуживают два последних трактата и Аштанга-хридая-самхита, написанная в VI веке новой эры. Её автор, ШримадВагбхата, обобщает достижения предшественников.

Чарака-самхита создана в середине II века новой эры. Здесь даны описания консервативных методов лечения многих заболеваний внутренних органов, а также приведены сведения о соответствующих лекарственных снадобьях. Их более шестисот, и все только естественного происхождения – из животной, растительной и минеральной природы.

Свойства этих веществ и сферы, в которых их можно использовать, изложены в пяти специализированных разделах, включающих лечение:

  • открытых и закрытых ранений;
  • болей в голове, пороков зрения, осязания и слуха;
  • болезней внутренних органов;
  • психических расстройств;
  • детских заболеваний.

Также три раздела посвящены:

  1. средствам, препятствующим старению;
  2. противоядиям;
  3. эликсирам, повышающим мужскую потенцию.

Сушрута-самхита, появившаяся в середине IV века новой эры, посвящена преимущественно хирургии. Этот труд описывает свыше 300 методик оперативного исправления различных пороков, а также необходимые для этого инструментарий и лекарственные средства.

Учение в эволюционном развитии

Всплеск расцвета Аюрведы совпадает с периодом от 327 года до новой эры до 759 года уже нового времени. Это время было золотым веком индийского буддизма и связанного с ним естественнонаучного освоения жизни – анатомии. Исследователи подсчитали и изучили в человеческом теле все кости, сухожилия, мышцы, суставы, органы чувств, а также кровеносные сосуды и нервы. Было получено первое впечатление о потенциальных возможностях человека.

Физиологическое взаимодействие всех частей и систем организма, как считали древние врачеватели, происходит посредством:

  • ватта, олицетворяющей ветер, который объединяет пространство за счёт перемещения воздуха;
  • питта – желчной составляющей, ответственной за повышение и понижение температуры, как огонь и вода;
  • капха – органов выделения, в том числе слизи, необходимых за выведение из тела вредных веществ;
  • марман – чувствительных зон: области паха, ладоней, ступней ног, на которые спроецированы многие нервные окончания.

Сушрута, один из самых знаменитых целителей Аюрведы, уверял, что если врачеватель знаком со свойствами и силой воздействия трав, кореньев, огня, ножа, тяжёлых металлов, а также молитв, его можно сравнить с Богом.

В то же время в индийской медицине возникли две школы: Таксильская (западная), специализировавшаяся на консервативном лечении (терапии), и Кашинская (восточная), которая сосредоточила свои усилия на оперативном вмешательстве в ход течения болезни (хирургии).

Средние века, в период с VIII по XIII новой эры, характеризуются в Индии углублённым изучением медицинской тематики. В начале этого периода появилась Ругвинишчая – пособие по исследованию болезней. Его составил Мадхавакара, один из самых вдумчивых апологетов аюрведы. Им был впервые поставлен вопрос о правильной диагностике заболеваний и её роли в эффективном лечении патологий.

В последующем учёные и практикующие врачеватели обратили внимание на значение пульса для диагностики сердечно-сосудистых болезней и общего состояния пациента. Была выявлена показательная диагностическая роль и других симптомов.

XVIII-XIX века стали для индийской медицины эпохой упадка. Вследствие колонизации Индии Британской империей Аюрведа соприкоснулась с практикой европейских медиков. Их достижения оказались более совершенными и востребованными среди индусов.

На что способна Аюрведа в настоящее время

Приобретя независимость после Второй мировой войны, Индия, а с нею и местная медицина получили второе дыхание. Опыт общения с мировой наукой позволил Аюрведе сделать резкий технологический скачок, выделивший её из конкурентов в своей области. К концу XX столетия модернизированное учение древних индусов стали изучать в Европе, США, Израиле, России.

Благодаря этому в практику современной медицины вошли:

  1. диагностические процедуры, ориентированные на пульс и дыхание;
  2. комплексы лечебного питания, основанные на специальной диете;
  3. клизмы, очищающие желудочно-кишечный тракт;
  4. контрастный душ и принятие ванн, настоянных на лечебных минералах и травах;
  5. иглоукалывание, активирующее иммунитет и обмен веществ путём воздействия на энергетически важные точки кожи на мягких частях тела и позвоночнике;
  6. массаж;
  7. отдельные виды физиотерапии;
  8. щадящая хирургия.

Популярен у многих стал лечебный туризм, связанный с Аюрведой. Организуются специальные туры в Индию, дающие возможность полностью или частично избавиться от патологий, неподвластных традиционной медицине. Среди них:

  • некоторые формы артрита;
  • хронический варикоз вен нижних конечностей;
  • врождённая глаукома;
  • сахарный диабет;
  • обширный кандидоз;
  • псориаз.

Достаточно эффективно с помощью аюрвердических методик лечится гипертиреоз. При этой эндокринной патологии щитовидная железа теряет способность вырабатывать свой гормон тироксин, регулирующий обмен веществ, в необходимом количестве. Это приводит к ухудшению общего состояния, половому бессилию и утрате работоспособности.

По статистике ВОЗ, это заболевание поражает женский организм в 19 раз чаще, чем мужской, поэтому женщины, не нашедшие выхода в традиционных методах лечения своего недуга, склоняются к услугам туристической аюрведы особенно охотно.

Заключение

Можно по разному относиться к необыкновенным возможностям Аюрведы как медицины, но её огромнейшая историческая практика показала наглядно: иногда она становится более эффективной, чем традиционное лечение. Выбор каждый делает сам. Поэтому, предпринимая какой-то шаг, следует взвесить все за и против.

Для достижения собственных целей всем необходимо умственное и физическое здоровье. Действительно, человек, главным жизненным приоритетом которого является чувственное удовольствие, понимает важность хорошего здоровья. Ведь при его отсутствии, органы чувств функционируют не очень хорошо, а значит и наслаждения будет меньше. Также и трансценденталисту, посвятившему свою жизнь служению Богу, необходимо здоровое тело для успешного выполнения духовных практик. И первому, и второму поддержать собственное здоровье поможет аюверда. Это часть ведического знания, которое Бог передал людям ещё в незапамятные времена. В этой статье мы попытаемся ответить на вопрос: «Аюверда, что это такое?» и рассмотрим ключевые моменты Итак, приступим.

Определение

Слово «аюверда» переводится с санскрита как «наука о жизни». Её цель - научить людей поддерживать равновесие ума, баланс главных составляющих физического тела и гармоничные отношения с окружающим миром.

В современной жизни возникает много различных факторов, нарушающих наше естественное равновесие. Но чтобы следовать канонам аюверды, не обязательно жить на Вместо этого нужно использовать правила «науки о жизни» для обнаружения признаков нарушения равновесия в организме и принимать соответствующие меры для восстановления естественного баланса. И каждый может научиться выявлять эти признаки до появления самой болезни, которая будет причинять страдания и неудобства. Также правила науки жизни справедливы в отношении снижения веса. О том, как используется аюверда для похудения, мы поговорим ниже. А сейчас немного дополним определение.

Профилактический подход

Аюверда, отзывы о которой в основном положительные, делает упор на профилактику болезней и поддержание здоровья. Лечение появившихся заболеваний - это уже вторичная цель. В дополнение к гимнастике и диете аювердическая медицина даёт рекомендации по соблюдению рассматривает принципы образа жизни при разных сезонах года, лунных циклах и типах конституции. Также она рассказывает о правилах поведения человека в обществе. Всё вышеперечисленное помогает предупредить развитие болезней. Аюверда - это не пассивная форма терапии. Согласно её канонам, человек полностью принимает на себя ответственность за собственную жизнь.

Натуропатия

Частично мы ответили на вопрос: «Аюверда - что это такое?» Но есть ещё ряд важных моментов, которые необходимо рассмотреть. И одним из них является натуропатия. Аювердическая терапия предполагает использование только природных, натуральных средств - растений, минералов, металлов… В первую очередь в ход идут растения, произрастающие в естественных условиях, или те, которые культивируются по причине повышенного спроса или редкости, но выращиваются без использования искусственных удобрений. В Аюверде нет химически синтезированных лекарственных препаратов и витаминно-минеральных комплексов.

По своей структуре и составу натуральные продукты соответствуют тканям нашего организма, поэтому легко им перевариваются и хорошо усваиваются. Конечно, синтезированные лекарства помогают снизить температуру и снять боль, но так как у них много побочных эффектов, они наносят нашему организму непоправимый вред. Особенно при длительном использовании. Важно понимать, что фармакологические препараты способны только на подавление симптомов заболевания. Саму причину они не устраняют. А это ведёт к хроническому течению болезни. В аювердической терапии используются только натуральные компоненты. Они укрепляют внутренние органы, так как имеют сходную с ними структуру.

Пища как лекарство

Аюверда, отзывы о которой есть на тематических форумах, считает идентичными компоненты пищи и лекарственные ингредиенты. То есть лекарство может быть использовано как пища, и наоборот. Поэтому природные, не токсичные, естественные применяются в аювердической терапии, как для здоровых, так и для больных пациентов. У первых они укрепляют организм и повышают иммунитет, а для вторых - это средство для лечения болезни. Очень важно все, что предлагает препараты аюверда, использовать с соблюдением индивидуальных дозировок. В противном случае они принесут человеку вред и вызовут осложнения.

Организм как единая система

Современная медицинская система является узкоспециализированной, так как рассматривает каждый конкретный орган отдельно от других. Совсем по-другому подходит к этой проблеме аюверда: лечение осуществляется комплексно, с учётом взаимосвязи с остальными системами организма. Если заболевание сосредотачивается в каком-то определённом органе или области тела, то исследуют как эту, так и остальные части организма. Современные исследования подтверждают - 70% болезней имеют системный характер.

Лечить не болезнь, а пациента

В науке о жизни есть очень важный момент. Как гласит аюверда: лечение можно назначать лишь в том случае, если помимо симптомов болезни известны особенности самого пациента. Это размеры тела, режим питания, возраст, ментальная природа и др. То есть двум пациентам с одинаковым заболеванием могут быть назначены разные курсы лечения. Аюверда практикует индивидуальный подход к каждому больному.

Ликвидация причины заболевания

Согласно науке о жизни, болезнетворные микробы - это вторичная причина возникновения заболеваний. Первичный фактор - дисгармония трёх дош: капхи, питты и ваты (три интегральных принципа управления нейроэндокринной системой). Если почва достаточно плодородна, то попавшие в неё семена быстро прорастут и распространятся. Когда равновесие трёх дош нарушено, для микробов как раз и появляется такая плодородная почва. Они быстро размножаются в организме и ведут к появлению заболевания. Поэтому главная задача науки о жизни - поддержание равновесия трёх дош.

Методы диагностики

Раскроем ещё одну тему, которая поможет полнее ответить на вопрос: «Аюверда, что это такое?». И эта тема - методы диагностики. В западной медицине для этих целей используют сложные инструментальные и биохимические исследования. Но в аюверде совсем другой подход. Самое важное - это опыт, внимательность, интуиция и проницательность врача. Используемые им способы доступны, просты и не требуют значительных затрат. И главным их них является метод «пяти зеркал», когда диагностика осуществляется по кожным покровам, глазам, языку и пульсу.

Важность диетологии

Для полноценного лечения заболеваний питание по аюверде должно быть правильным. Эта тема детально раскрывается в древних трактатах, предписания из которых активно используют в своей практике вайдьи. Формула аюверды звучит так: «Если человек соблюдает необходимую диету, то ему не нужно лечение, если нет, то вряд ли что-то ему поможет». Болезни не возникают при правильном питании, а при неправильном - прогрессируют, несмотря на вмешательство докторов. Также как вода подтачивает камень, так и заболевания могут укреплять или разрушать тело. Наука о жизни учитывает не только энергоинформационное, но и биохимическое действие пищи. Многие спрашивают: «Как используется аюверда для похудения?». Ответ очевиден - с помощью соблюдения диеты, которая не является ограничением. Придерживаться диеты - это значит следовать своей естественной природе.

Аюверда косметика

Особое место в индийской культуре занимает уход за ногтями, зубами, волосами и кожей. Для этого есть средства, произведённые как в домашних условиях, так и промышленным способом. Аювердическая косметика существует несколько тысячелетий, и её рецепты описаны во многих древних трактатах. Так что она прошла серьёзное испытание временем. Главная особенность данной косметики - полное отсутствие синтетических компонентов.

Переселение души

Теперь вы знаете ответ на вопрос: «Аюверда, что это такое?» Осталось рассмотреть последний момент. Тема играет в аюверде важную роль. Плохие и хорошие поступки прошлой жизни влияют на условия рождения в нынешней. Последствия этих поступков формируют карму человека. Если в прошлой жизни он накопил плохую карму, то это может стать причиной многих болезней, связанных с воздействием негативных стереотипов. Такие патологии нельзя вылечить с помощью стандартных терапевтических средств. Кармические болезни лечатся путём осознания и искупления грехов, а также с помощью выполнения духовных практик и религиозных предписаний.

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

Похожие публикации