Реформы здравоохранения. Реформа здравоохранения в россии направлена на полное его уничтожение

В столице начался второй этап реорганизации городского здравоохранения, который продолжится в будущем году. На первом происходило слияние медучреждений, на втором идет ликвидация новоиспеченных филиалов с освобождением земли и зданий и передачей оборудования в другие медицинские учреждения. Последним пунктом в плане реорганизации каждого учреждения значится пункт об отказе правительства от оперативного управления комплексом зданий, в которых расположены больницы.

Накануне редакция Российского медицинского сервера опубликовала план-график реализации преобразований сети государственных медицинских организаций столицы в части высвобождения имущества. Согласно документу, 5 тыс. сотрудников 28 медучреждений, включая 15 больниц, будут сокращены, а оборудование будет передано другим организациям.

В мэрии существование документа признали, но назвали его всего лишь предложениями экспертов, проводивших исследование эффективности городских больниц.

Как пояснил «Газете.Ru» заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, речь в документе идет не о сокращениях, а о реструктуризации и повышении эффективности медицинских учреждений города.

«В течение двух лет департамент здравоохранения проводил глубокое исследование состояния здравоохранения в Москве, для чего нанял несколько независимых экспертных компаний, — сказал вице-мэр. — Достоянием публики стал самый мягкий, обращаю внимание, формат рекомендаций, предложенных экспертами. Есть исследования, которые сравнивали наше здравоохранение с западноевропейским».

«Подчеркиваю, это не план департамента, а заключение экспертов с предложениями, — заверил Печатников. — Задача, которую мы ставили перед экспертами: как, по их мнению, необходимо изменить структуру московского здравоохранения в свете проведенной модернизации, с учетом того, что многие процессы оптимизировались. Что под этим подразумевается? Поставлено большое количество высокотехнологичной техники, теперь надо менять структуру здравоохранения».

По словам чиновника, исследование также помогло прояснить истинную картину с заработной платой медиков.

«Я даже рад, что рекомендации экспертов оказались в публичной сфере, потому что в них есть рейтинг больниц. И из него видно, что в некоторых больницах средняя зарплата — 13 тыс. руб., а средний оборот койки — девять человек. Это означает, что за год здесь пролежало всего девять человек. Соответственно, непонятно тогда, откуда могут быть средства на нормальную зарплату и качество услуг? Но отсюда возникает другой вопрос: почему люди не уходят и не митингуют? Это значит, что у них, очевидно, есть другой источник существования. А таковым могут быть лишь сборы с больных. И тогда становится понятно, откуда все эти возмущения о поборах с больных».

Кроме того, по словам вице-мэра, говорить о сокращении количества коек в больницах Москвы некорректно. Поскольку за счет сокращения числа маленьких, маломощных и неэффективных больниц появятся крупные многопрофильные стационары.

«Какими будут финальные решения департамента? Где-то они будут более жесткие, где-то менее. К примеру, часть больниц, как рекомендовано, закрываться не будет, а будет переведена в социальный фонд, в койки по уходу. Есть люди с хроническими заболеваниями, которым негде лежать и за которыми некому ухаживать. Мы выведем эти койки из структуры здравоохранения, но не ликвидируем, а переведем в другое качество, когда, скажем, нужно меньше врачей, но больше медсестер».

О ходе реорганизация городского здравоохранения «Газете.Ru» рассказала экс-заведующая сокращенного гинекологического отделения бюджетной гинекологической больницы №72 в столичном Кунцеве Ирина Широких. В этой больнице, по ее словам, ежегодно лечились более 9 тыс. женщин.

В ходе первого этапа реорганизации приказом от 25 ноября 2013 года больница стала филиалом №1 ГКБ №31. По словам Широких, с февраля 2014-го были прекращены закупки лекарств и расходных материалов, а с 1 марта вступил в действие приказ №112 «О внесении изменений в структуру коечного фонда ГКБ №31 Департамента здравоохранения Москвы», по которому более чем на 65% сократилось количество коек: 130 гинекологических и 50 терапевтических. В итоге осталось одно отделение на 100 коек и находящийся на реконструкции роддом — филиал №2. А в поступившем летом в больницу штатном расписании из 1,2 тыс. ставок оставалось 445, остальные сотрудники получили уведомления о сокращении, рассказала Ирина Широких.

Согласно второму этапу по «плану-графику», который на этой неделе «утек» в интернет, должно произойти полное «высвобождение» помещений больницы. Это 14 строений общей площадью 22 843 кв. м на земельном участке в 69 512 кв. м. На выходное пособие медикам выделяется 141 млн руб. А оборудование стоимостью в 83,6 млн руб. будет перераспределено по другим больницам. Отказаться может департамент здравоохранения и от филиала больницы, находящегося на реконструкции роддома. Это пять строений общей площадью 4435 кв. м на участке в 14 271 кв. м.

Сотрудникам же, которые попадают под сокращение, в том числе кандидатам и докторам наук, предлагают должности дежурантов, работников кухни, истопников и санитаров.

Многие от предложений перейти на другую должность отказываются и уходят «по собственному желанию», уверяют сотрудники медучреждений.

Ирина Широких сейчас работает дежурантом в 12-й городской больнице, гинекологическое отделение которой, по ее словам, переполнено. Невролог и физиотерапевт объединенной с ГКБ №24 11-й больницы кандидат медицинских наук Семен Гальперин рассказал «Газете.Ru», что все-таки решил принять предложение и начать с декабря работать санитаром за 11 тыс. руб. в месяц.

«На профсоюзном собрании я говорил о необходимости участия профкома в принятии решения о сокращениях и слияниях. На следующий же день мне, а также одному из замов главврача предложили должность санитара», — рассказал медик.

«Газета.Ru» продолжит следить за развитием ситуации вокруг столичных медучреждений.

В.А. Жогов

Не могу без содрогания смотреть на то, что делают и что уже сделали со здравоохранением наши реформаторы сейчас, сегодня. За что население стало смотреть на медиков с ненавистью?

Я вспоминаю, как 12 февраля 2004 года, выступая перед доверенными лицами, В.В. Путин, отвечая на вопрос о своем видении дальнейшего развития российского здравоохранения, сказал, что ему хотелось бы, чтобы медицинские учреждения получали деньги не за сам факт своего существования в природе, в городе или на селе, а за качество и количество оказываемых услуг.В этом В.В. Путин видел решение проблем здравоохранения.

Казалось бы все правильно.

Однако эта правильность оказалась глубоко ошибочной Сразу же были организованы плановые задания как для медучреждений, так и для каждого врача.

И как только медикам стали платить за качество и количество оказываемых услуг, то – есть как только медицина была переведена на сдельную оплату труда, так тотчас она из хронически больной превратилась в падающую в тартарары.

Да, да, да.

Во – первых, сейчас врачи стремятся обслуживать больных, требующих минимального внимания, минимальной затраты времени, но всегда с хорошими результатами. Поэтому появились случаи отказа от обслуживания тяжело больных, больных с неясным диагнозом, с сомнительным прогнозом или требующих длительного лечения.

Во – вторых, это привело к появлению приписок к выполненным медицинским услугам, что извращает показатели заболеваемости, болезненности населения. Появились пациенты с ложными диагнозами, непоказанными им лабораторными, инструментальными обследованиями, оперативными вмешательствами и т. д. и т. п. и все это ради показателей.

Появился лозунг: главное заплати – а болезнь мы придумаем!

Страховая медицина!

Ее введение во времена Горбачевской перестройки задумывалось, как способ дополнительного увеличения оплаты труда медработникам, как бы добавка к бюджетной статье «зарплата» за счет предприятий, учреждений, где работают заболевшие.

А что получилось?

Во – первых, появился весьма многочисленный, очень дорогой, далеко не безвредный и совершенно ненужный посредник в здравоохранении. - Во – вторых, это она, страховая медицина, введя в начале своей деятельности так называемые субсидии, перечисляя их каждому лечебному учреждению, вольно или невольно привела к ссоре при дележе этих субсидий между отделениями внутри больницы. И как результат ссоры – распад когда – то цельных районных, городских больниц на отдельные мелкие и мельчайшие но самостоятельные учреждения со своим бюджетом, главными врачами, их замами, бухгалтерией. В результате вместо единой районной больницы появились такие медучреждения как стационар, поликлиника, детская больница, роддом, скорая медпомощь и т.д. А то, что не смогли разделить (пищеблок, гараж, кочегарку) сделали хозрасчетными предприятиями.

В – третьих, введя так называемый страховой полис, она разделила все население страны на имеющих этот полис и пользующихся (?) правом получать «бесплатную» медпомощь и не имеющих этого полиса и потому обязанных оплачивать медицинские услуги.

В – четвертых, она полностью подменила своей деятельностью властные органы здравоохранения на местах, взяв на себя функции финансирования медучреждений по зарплате, приобретению медикаментов, оборудования, по контролю и инспекторской проверке работы медучреждений, широко используя в качестве наказания штрафы, недофинансирование и т. д..

Конечно, и во времена СССР в работе органов здравоохранения было немало недостатков, изъянов, но и тогда она была лучшей на планете, хотя и требовала определенной реорганизации.

Сегодняшние же преобразования в медицине заменяют борьбу за здоровье человека на борьбу за получение прибыли от лечения.

Вот недавно прибавили врачам общей практики (участковым терапевтам) определенную надбавку к зарплате. Казалось бы, что это хорошо. А так ли это на самом деле?

Во – первых, этих врачей сразу же привязали (закабалили) деньгами к этой должности на многие времена. Но они же обычные врачи и чаще всего не очень преуспевающие в медицине. Им необходима постоянная глубокая практика, которой нет и никогда не будет на участке.

Во – вторых, участковому врачу в его повседневной работе постоянно нужна консультация рядом работающих врачей: хирурга, невропатолога, кардиолога, ЛОР и т.д. но они то государством обделены (Вспомните выступление Зурабова о том, что участковый врач свободно заменит и окулиста, измеряя ему глазное давление, и хирурга, сделав необходимую перевязку) А ведь это серьезнейший конфликт во врачебном коллективе.

Нет! Прибавка к зарплате участковым терапевтам не приближает медицинскую помощь к населению и не только не улучшает, а, наоборот, снижает качество оказания этой медпомощи.

Что же надо сделать, чтобы вывести здравоохранение из этого чрезвычайного положения?

Конечно же ему необходимо, в первую очередь, компетентное руководство, но не академиками, а медицинскими работниками, знающими практическое здравоохранение и не в столице, не в крупных городах, а на глухой периферии, где больному трудно прийти на прием к врачу, а врачу сложно посетить больного на дому.

Это во- первых.

Во – вторых, лечение больного – это единый неразрывный процесс, состоящий из диагностики, лечения, реабилитации и должен осуществляться в едином лечебном учреждении, поэтому рассыпавшиеся на части.районные, городские больницы должны быть воссоединены.

В – третьих, обязательное медицинское страхование, как дорогой и небезвредный посредник, должно быть упразднено.

В – четвертых, при проведении реорганизации здравоохранения необходимо определиться в следующих вопросах:

а) какие должности в медицине являются ведущими, главными;

б)какие лечебно – диагностические учреждения наиболее близки к населению, несут наибольшую нагрузку по оказанию лечебной помощи;

в)какие принципы должны быть положены в основу организации работы органов здравоохранения.

Уверен, что ни у кого не вызовет возражения то, что ведущими, главными должностями в медицине являются обычный рядовой врач и его заведующий отделением в каком бы лечебном учреждении они ни работали.

Именно от их знаний, умения, компетенции, желания, наконец, зависят уровень качества и своевременность оказания медицинской помощи каждому больному.

Не главный врач, не его заместители играют в этом вопросе главную роль.

В нашем здравоохранении целой серией приказов, инструкций, методических писем регламентировано что, где, когда, кому, как надо поступать в тех или иных случаях, что разрешено, а что запрещено производить из лечебно – диагностических мероприятий в участковой, районной, городской, областной и т.д. больницах.

Врач через определенные промежутки времени обязан проходить квалификационные барьеры:

аттестации, защищать лицензии, чтобы получать ту или иную зарплату.

И кому это во благо?

Регламентирующие рамки вредны и медицинским работникам. и населению (да и вся эта регламентирующая процедура, не успев появиться, превратилась в обычную грязную кормушку).

Если врач в лечебном учреждении ограничен в своей деятельности определенными рамками запрета, то он лишен в этом учреждении возможности расти и совершенствоваться как специалист, что никак не повышает уровень и качество медицинской помощи населению и никак не способствует закреплению медицинских кадров на местах. По закону, врач, окончивший высшее учебное заведение и получивший диплом, юридически приобретает право на полноценную, а не регламентированную врачебную деятельность.

Наше правительство, наконец, начинает понимать, что основная масса населения в нашей стране живет в селах, поселках, районных центрах, небольших периферийных городах. Поэтому именно в этих регионах наиболее приближены к населению сельские участковые, районные, городские больницы,. в отделениях которых больные и получают медицинскую помощь.

Выбраться больному на консультацию и лечение в областной и республиканский центры крайне трудно, сложно, а для многих просто невозможно. Здесь играют роль и материальные возможности больных, и дорожно – транспортные проблемы в глубинке, и невозможность родных и близких организовать дополнительный уход за больным пока он находится в областной или республиканской больнице.

Да и сама жизнь, практика показывают, что не областные, не республиканские, не столичные лечебные учреждения делают погоду в медицине.

Как бы их ни укрепляли кадрами, финансами, дорогостоящими аппаратами, лабораториями, но они никогда не смогут решить главную задачу здравоохранения – сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения страны в целом.

Вот сейчас, в который раз правительство организовывает центры по оказанию высоко технологичной медицинской помощи населению, размещая их в крупных административных центрах. А ведь подобные примеры у нас уже были и не так давно, когда министр здравоохранения Е. Чазов, получив от правительства 19 млрд рублей, открывал крупные диагностические центры, чтобы качественно улучшить диагностику заболеваний. Эти центры также были размещены в крупных административных городах. К сожалению, работа этих центров никак не повлияла на состояние медицины в стране.

Высоко технологичная медицинская помощь населению, конечно, нужна.

Но ведь сегодня в каждом областном, краевом, республиканском центрах работают медицинские институты, академии, имеющие по 2 – 3 и более факультетов, где каждый из них имеет целую серию функционирующих клиник различного профиля и все эти клиники укомплектованы высоко квалифицированными кадрами и оснащены новейшей аппаратурой.

Разве этого недостаточно, по крайней мере на сегодняшний день, когда в ближайших селах, поселках, не говоря уже о далекой глубинке медицинская помощь в лучшем случае оказывается на уровне 50 –х годов прошлого века?.

Каковы же принципы здравоохранения?

На мой взгляд их три:. Доступность, качество, ответственность.

Доступной медицинская помощь может быть лишь тогда, когда она максимально приближена к населению и была бы бесплатной. Во времена СССР в стране существовал лозунг:

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА – ДОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВА!

Сегодня же мы живем под девизом: ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ПРОБЛЕМА САМОГО ЧЕЛОВЕКА!

Улучшить качество оказания медицинской помощи населению вообще и каждому больному человеку в частности в настоящее время очень сложно, а то и просто невозможно.

Попытаюсь объяснить почему.

Вне всякого сомнения качество оказания медицинской помощи зависит от знаний, умения, компетенции, желания, наконец, врачебного персонала Но этого мало.

Дело в том, что давно пришло время разобраться с таким вопросом как роль поликлиники и стационара в диагностике, лечении.реабилитации больных.

До сих пор ведущую, главную роль отводили поликлинике (амбулатории). Так. было во времена СССР, в эпоху социализма, так же остается и в эпоху рыночной экономики, после распада СССР.

Да, действительно, амбулаторное обслуживание больного государству обходится намного дешевле, чем его лечение в условиях стационара.

Однако, давным давно признано, что обследование больных в поликлинике неполное, дает не совсем точный диагноз, лечение же в своем большинстве является симптоматическим, блокирующим симптомы заболевания: боль, кашель, температуру тела и проводится до улучшения общего состояния больного, а не до его выздоровления.

Поликлиническое обследование и лечение для действительно больных людей мучительно, а для лиц пожилого возраста порой непереносимо. (Очереди на прием к врачу, в лабораторию, какой – либо диагностический кабинет, на процедуры и все это в городах и поселках. где не решены дорожно – транспортные проблемы и т.д.)

Не даром говорят в народе: чтобы лечиться амбулаторно, надо иметь железное здоровье.

Именно поэтому многие больные и не выдерживают ни полного обследования, ни полноценного лечения в поликлинических условиях.

Именно поликлиника является главным виновником растущей болезненности населения, главным творцом хронических болезненных процессов.

Здесь не лишне будет подчеркнуть, что хронический вяло текущий воспалительный процесс в каком – либо органе или ткани человеческого организма является ОНКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ, в котором может развиться раковая опухоль.

Именно поэтому давно назрела необходимость, чтобы всех первичных больных обследовать и лечить в условиях стационара.

Только такая тактика позволит резко сократить и ошибки в диагностике, и доводить больного до выздоровления. Поликлиника (амбулатория) должна заниматься вопросами реабилитации больных, диспансеризацией населения.

И еще о качестве.

Его мы никогда не поднимем, если не вытащим из тлена сельские, районные, городские больницы.

Только они способны нести ответственность за здоровье каждого человека, за здоровье населения страны в целом.

За областными, краевыми, столичными медицинскими учреждениями можно закрепить лишь функции организационно - методических центров и не более того. Диктата здесь не должно быть никакого.

И еще, врачи, медики лечат, ремонтируют ГЛАВНУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ ОБЩЕСТВА – ЧЕЛОВЕКА, КАДРЫ и потому оплата их труда должна быть на порядок выше оплаты любого чиновника.

Наконец последнее. Руководящая, финансовая и контролирующая функции должны быть возвращены органам здравоохранения властных структур на местах.

Организация здравоохранения остается наиболее дискуссионной темой, как в теории, так и в экономической политике. В мире нет такой страны, где модель организации здравоохранения считалась бы среди экономистов и медиков образцовой.

Как известно, существуют три основные модели организации здравоохранения: «государственная», «частная», «страховая». В мировой практике система здравоохранения страны, как правило, строится на сочетании различных моделей, но в разных пропорциях. Каждая модель дополняет другую.

Государственное финансирование здравоохранения основано на принципе социальной солидарности общества, распределения медицинских услуг, как общественных благ. Такая модель главенствует в Великобритании, Ирландии, Дании и др.

Частная модель здравоохранения предполагает, что медицинские услуги - продукты частных компаний, распределяемые в условиях рыночный конкуренции. Классический пример построения «частного» здравоохранения - США.

Третья модель - страховая существует в условиях социально-ориентированной смешанной экономики, обеспечивает необходимое стимулирование медицинских организаций, гибкость организационной структуры здравоохранения. Государство - выступает гарантом обеспечения всех граждан или их большинства социальными благами. Данная модель здравоохранения преобладает в Германии, Австрии, Канаде и др.

В 2013 году в России начался новый этап реформ здравоохранения. государственным медицинским организациям были предоставлены права оказания гражданам платных медицинских услуг.

В 2014 году реформа была продолжена. Была произведена реорганизация отрасли. Поликлиники были объединены в крупные медицинские организации. В мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано, а 330 потеряли свою самостоятельность.

Финансирование медицинских организаций стало осуществляться на основе устанавливаемых субъектами РФ нормативов объема медицинской помощи на 1 жителя региона по каждому виду медицинской помощи в соответствии с территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи каждого региона.

Основным каналом финансирования медицинских организаций стала система ОМС, включающая ФФОМС, территориальные ФОМС, страховые компании.

Финансирование медицинских организаций через систему ОМС дополняется бюджетным финансированием субъектами РФ и федеральным бюджетом. (Подробно см. 323-ФЗ, 326-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 932).

Кроме того, активно развивается частная медицина. Если в 2010 году число негосударственных медицинских организаций составляло 8%, общего числа медорганизаций, то в 2015 году - уже 22%. Доля включенных в территориальные программы ОМС частных клиник в 2014 г. выросла до 19% по сравнению с 8% в 2013 г .

Таким образом, Россия развивает наиболее распространенную в мире страховую модель здравоохранения с развитой системой государственного финансирования и социальных гарантий.

В условиях экономического кризиса россияне, стали более остро осознавать ценность бесплатных социальных благ, высокое качество организации отлаженных во времена СССР систем здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Неслучайно в 2014 - 2015 годах по стране прокатилась волна митингов и протестов против сокращения количества медицинских учреждений, медицинского персонала, объема бесплатных медицинских услуг. По данным Росстата, число медработников снизилось за 2014 год на 90 тыс. человек при сохранении уровня совместительства в 140% .

Счетной Палатой РФ в 2014 г. был отмечен рост объема платных медицинских услуг на 24,2% по сравнению с 2013 г. Рост платных медицинских услуг свидетельствует о замещении бесплатной медицинской помощи платной, снижении доступности медпомощи для населения.

В начале марта 2016 года президент РФ заслушал доклад министра здравоохранения о предварительных итогах развития здравоохранения в 2015 году. Г-жа В. Скворцова сообщила, что в 2015 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигла 71,2 года .

Однако, нельзя забывать о том, что по этому показателю Россия вместе с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном занимает лишь 10-13 места среди стран-бывших республик СССР, обгоняя только Казахстан и Туркмению.

Многие экономисты и медики обратили внимание на то, что в январе-ноябре 2015 г. смертность в России на 100 000 жителей выросла на 0,1% по сравнению с 2014 г., достигнув в2015 г. 1306 человек .

Проблема роста смертности вызывает особое беспокойство на фоне того, что Россия среди стран - бывших республик СССР уступает по уровню смертности на 1000 жителей только Украине, Латвии, Литве.

В этих условиях удивительно то, что, несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность медицинских учреждений, отсутствует проработанное законодательство, определяющее условия и механизмы развития частной медицинской практики.

Успех развития страны напрямую связан с величиной государственных инвестиций в человека, т.е. в здравоохранение, образование, науку, культуру.

В начале марта 2016 г. разные ведомства и экономисты «давали» противоречивые сведения о величине кассового исполнения государственных расходов на здравоохранение и их фактической доле в ВВП.

Тем не менее, даже запланированная на 2015 г. доля государственного финансирования здравоохранения России представляется заниженной, особенно в условиях кризиса. Этот показатель ниже, чем в Молдавии, Эстонии, Литве, Киргизии, Украине, не говоря уже о среднем уровне государственных расходов на здравоохранение в странах ЕС, где он составляет 6,5% от ВВП.

В то же время доля военных расходов в ВВП России, на мой взгляд, завышена, особенно в условиях экономического кризиса. По данным SIPRI она составляет 4,5% ВВП .

По этому показателю Россия занимает второе место среди стран - бывших республик СССР, незначительно уступая лишь Азербайджану.

Наиболее высокую долю военных расходов в странах ЕС имеют Франция и Великобритания - 2,2% ВВП. В США этот показатель составляет 3,5 % ВВП.

В качестве положительных моментов реформирования здравоохранения в России можно отметить то, что: реформа проводится постепенно и достаточно аккуратно; сохраняется преемственность с хорошо отлаженной советской системой управления здравоохранением; обеспечиваются государственные гарантии получения всеми гражданами бесплатных медицинских услуг удовлетворительного качества.

Для успешного проведения реформы здравоохранения целесообразно целесообразно сравнить свои достижения с опытом передовых зарубежных стран.

По мнению ряда специалистов одна из наиболее удачных медицинских реформ среди постсоветских стран была реализована в Эстонии.

Даже среди 35 европейских стран Эстония занимает почетное 17 место по качеству и эффективности здравоохранения , опережая Испанию, Италию, Ирландию.

По заключению экспертов Health Consumer Powerhouse (HCP), проанализировавших состояние медицинской отрасли в 27 странах Евросоюза, а также в Швейцарии, Норвегии, Хорватии и Македонии система здравоохранения Эстонии принадлежит к ряду лучших в Европе.

Среди стран - бывших республик СССР ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Эстонии - самая высокая - 77 лет, смертность на 1000 жителей достаточно низка - 8,1% (9 место из 15 бывших советских республик; В России - 13,1 % на 1000 жителей).

Доля государственных расходов на здравоохранение в Эстонии - 4, 64 % ВВП (2-е место после Литвы) при 2,0 % -ой доле военных расходов к ВВП (7 место среди бывших советских республик).

По подобию стран Северной Европы ключевым звеном медицины в Эстонии являются "семейные врачи". Все жители территориально приписаны к "своему"

"семейному врачу", который обязан принять больного и при необходимости - направить его на обследование к специалистам.

Эстонское здравоохранение характеризуется квалифицированностью специалистов и современным оборудованием большинства больниц и клиник страны.

Ответственность за управление здравоохранением лежит на Министерстве социального обеспечения, образованное слиянием трех министерств - здравоохранения, социального обеспечения, труда.

Источник финансирования медицинского страхования - социальный налог, которым облагается каждый работающий в стране гражданин. Размер налога составляет 33 %, 13 % которого уходит в ЭФМС, а 20 % - в бюджет государственного пенсионного страхования.

Медицинское страхование в Эстонии организует Больничная касса, основной задачей которой является обеспечение всех жителей Эстонии компенсацией медицинских услуг и покупки лекарств.

Ключевым средством контроля качества медицинской помощи стало проведение клинических аудитов, организуемых ЭФМС.

Темой одной из последних коллегий Следственного комитета РФ стали врачебные ошибки. Как сообщил глава комитета Александр Бастрыкин, в 2015 году в России от ошибок медиков погибли 712 человек. В результате правоохранители предложили внести в Кодекс административных правонарушений статью, которая предусматривала бы ответственность за качество проведённых медицинских обследований.

У нас принято в любой ситуации всё списывать на недостаточное финансирование здравоохранения. Но только ли в этом причина низкой эффективности российской медицины?

Эту статью меня побудили написать личные мотивы. Сейчас я лежу в больнице с дочерью, которой поставили диагноз «обширная пневмония». До этого три врача районной поликлиники не смогли прослушать в лёгких ребёнка ровным счётом ничего, прописывая какие-то капли. Только пожилой врач с неотложки написала направление на рентген. К этому времени уже несколько сегментов левого лёгкого ребёнка оказались поражены. Что это – недостаток квалификации медиков или убийственное равнодушие к пациенту?

Бывают случаи и пострашнее. Недавно социальные сети потряс ролик, снятый журналистом одного из федеральных телеканалов. Мужчина нечаянно стал свидетелем того, как санитары ГКБ им. Давыдовского выкатили на коляске из больницы мужчину, выкинув его на обочину. Сами санитары сказали, что просто удалили из больницы бомжа. Хотя было видно, что несчастный мужчина опрятно одет. После того как вмешалась полиция, выяснилось, что выброшенный из больницы человек перенёс инсульт. Говорить он не мог, ничего не помнил, у него отказали ноги. Сейчас инцидент расследует специальная комиссия. Чиновники, ответственные за надзор и контроль в сфере здравоохранения, уже поспешили сообщить о мерах по усилению дисциплины и вынесенных взысканиях. Однако куда чаще возникают ситуации, когда и законы вроде бы не нарушаются, а человек фактически остаётся без жизненно важной для него медицинской помощи.

За 2013–2015 годы в России сокращено более 100 тыс. коек, преимущественно специализированных и располагавшихся в районных больницах.

На минувшей неделе в городе Дальнегорске Приморского края из больницы был уволен врач, который предложил девушке, пострадавшей от укуса собаки, сходить в церковь. Причина оказалась банальной: в клинике не было вакцины от бешенства. Новость получила огласку, администрация региона вынуждена была давать объяснения. По словам вице-губернатора Приморья Павла Серебрякова, в дальнегорской больнице этой вакцины не оказалось из-за необъяснимого сбоя в закупках.

Не секрет, что бюджет фонда ОМС не покрывает всех расходов, а региональные власти экономят на медицине как могут. В этой связи посылать «лечиться» при помощи церковных обрядов из медучреждений в ближайшее время, видимо, будут всё чаще. Минфин предложил в будущем году сократить расходы на здравоохранение ещё на 28,6 млрд рублей. При этом бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, как известно, не покрывает даже расходы на выполнение «майских указов» в части повышения зарплаты медицинским работникам. Вот только решит ли увеличение зарплат все проблемы отечественной медицины? Ведь на сегодня в России смертность только от болезней органов кровообращения в 6 раз выше, чем в Канаде, Германии, Испании и Португалии. Даже граждане Афганистана и Албании умирают от сердечно-сосудистых заболеваний гораздо реже, чем мы. Также, согласно данным Международного агентства по исследованию рака, Россия занимает 5-е место в мире по числу смертей онкологических больных. Причина – низкий процент диагностики рака на ранних стадиях.

Кто сокращает жизнь россиян?

В рейтинге эффективности национальных систем здравоохранения, опубликованном не так давно агентством Bloomberg, Россия оказалась на предпоследнем месте. Всего в рейтинге фигурирует более 50 стран. В первой десятке – Гонконг, Италия, Япония, Южная Корея, Австралия, Израиль, Франция, ОАЭ и Великобритания, граждане которых живут дольше всех в мире. Если верить Росстату, средняя продолжительность жизни в России в 2015 году составила 71,39 года. Это ниже, чем запланировано госпрограммой развития здравоохранения – 72,02 года, и на 8–10 лет меньше, чем в странах Европы.

Россия уже давно не фаворит международных рейтингов здравоохранения. Недавно авторитетный британский медицинский журнал The Lancet опубликовал рейтинг стран по уровню здоровья населения: Россия там на 119-м месте, рядом с Сирией и Украиной. Впрочем, и отечественная статистика тоже не прибавляет оптимизма: за 2013–2015 годы в России сокращено более 100 тыс. коек, преимущественно специализированных и располагавшихся в районных больницах. Неудивительно, что по итогам 2015 года объём платных медицинских услуг превысил 500 млрд рублей, что почти в 5 раз выше уровня 2013 года, то есть граждане всё чаще вынуждены платить за приём у врача.

Справка

По данным Росстата, с 2015 года число средних медицинских работников сократилось в России на 22,4 тыс. человек. До этого были сокращены около 90 тыс. медработников. Число коек в стационарах уменьшилось за последние три года на 100 тысяч.

Тревогу уже забили демографы, чьи данные указывают на повышение смертности у молодых людей в возрасте от 30 до 45 лет. При этом рост числа умерших россиян происходит на фоне сокращения числа родившихся. Министр здравоохранения уже попыталась объяснить всё это пристрастием населения к алкоголю: «При вскрытии погибших пациентов в 70% случаев выявляется алкоголь в крови. Впервые за последние годы увеличилось количество суицидов, алкогольных отравлений, не поставленных при жизни диагнозов пневмонии у асоциальных групп населения. Мы выхаживаем 500-граммовых младенцев, а в 40% смертей детей в возрасте до 1 года виноваты пьяные мамы, которые придавливают их собой», – заявила Вероника Скворцова. Однако в докладе правительству о здоровье населения за 2014 год, подготовленном самим Минздравом, говорилось о существенном снижении потребления алкоголя и смертности от случайных отравлений. Возникает резонный вопрос: эти оценки были преждевременны или необъективны? Что касается новорождённых, «придавленных» пьяными мамами, то, по данным Росстата за 2015 год, из 6,4 тыс. детей, умерших до года от внешних причин, куда относятся и несчастные случаи во время совместного сна с матерью, умерли всего 300 младенцев. Похоже, что нам опять соврали.

Перспектива – самолечение

Требования увеличить бюджет здравоохранения звучат сейчас с разных сторон. На самом деле было бы куда эффективнее уменьшить растраты и неэффективные расходы. Больницы оснащают хорошим оборудованием, но из-за коррупции стоит оно в разы больше, чем в реальности. Закупают для сельских больниц сложную медицинскую технику, однако там не умеют ею пользоваться. Повышают зарплаты участковым врачам, но это приводит к тому, что кардиологи, офтальмологи, онкологи и другие специалисты массово «переквалифицируются» в участ­ковых. Итог – невозможность получить нужную медицинскую помощь в нужное время. Сложности в записи к нужному специалисту и необходимом обследовании во время острого периода болезни – самая распространённая проблема городских поликлиник. Анализы, которые необходимы здесь и сейчас, в государственных клиниках бывают готовы, как правило, только через несколько недель. Зато частные лаборатории, которые наживаются на этой ситуации, как грибы после дождя возникают в шаговой доступности от городских поликлиник. Президент фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов рассказывает: «По нашим данным, полученным при опросе пациентов в регионах, реальные сроки ожидания приёма у врача или диагностики сегодня в 2−3 раза превышают нормативные. Особенно остро проблема стоит на селе, где обеспеченность врачами в 3−4 раза ниже, чем в городе, а смертность на 14% выше».

Есть и более вопиющие примеры неэффективных трат. Например, Минздрав России заплатил подрядчикам 15,5 млн рублей за якобы выполненную и принятую работу по модернизации своего сайта, а также за сопровождение обновлённых разделов. Однако спустя почти год проект так и не заработал. Медицинские чиновники говорят о недофинансировании, а тем временем в фондах ОМС оседают миллиарды рублей. Так, по результатам проверок выяснилось, что страховые компании удержали с медицинских организаций в результате штрафов около 50 млрд рублей – почти 4% средств годового бюджета федерального фонда ОМС. Существенная часть этих средств «осела» в самих компаниях. При этом страховщики никак не отстаивают права пациентов, а сосредоточены «на выявлении бумажных огрехов в работе врачей». Эксперты подсчитали: этих 50 млрд вполне хватило бы, чтобы повысить зарплату каждому врачу на несколько тысяч рублей.

Что же делать и каков прогноз? Вот как комментирует перспективы российского здравоохранения руководитель фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов: «Если тарифная политика останется той же, что и последние четыре года, то объёмы платной медпомощи увеличатся, медицинские работники так и не увидят повышения зарплат, а граждане будут всё чаще заниматься самолечением. Всё это отразится на заболеваемости и смертности населения». А вот прогноз нарколога, члена Общественной палаты РФ Олега Зыкова: «Думаю, в будущем году платная часть медицинских услуг увеличится. Это коснётся в особенности стоматологии, физиотерапии. Эта часть мед­обслуживания в перспективе вообще уйдёт в Добровольное медицинское страхование, я думаю. Качество обслуживания в системе ОМС будет ухудшаться. Увеличится только один показатель – качество обработки бумаг и отчётов».

Тем временем

В начале октября Нобелевская ассамблея Каролинского института в Стокгольме назвала имя лауреата за 2016 года по физиологии и медицине. Им стал профессор из Токио Ёсинори Осуми, получивший награду за исследования, которые могут дать ключ к пониманию причин возникновения злокачественных опухолей и болезней нервной системы. Начиная с 1901 года, когда Нобелевский комитет начал присуждать премию за достижения в области физиологии и медицины, представители России получали её всего дважды. В 1904 году этой премии был удостоен знаменитый русский физиолог Иван Павлов, а в 1908 году – один из основоположников иммунологии Илья Мечников. После этого никто из российских учёных не был отмечен за фундаментальные исследования мирового масштаба в области медицины. Почему?

Этот вопрос я задала известному российскому наркологу, кандидату медицинских наук, члену комиссии по здравоохранению Общественной палаты Олегу Зыкову. «Нынешнее российское медицинское образование – номинальное, – пояснил он. – Оно не воспитывает врача и учёного. Всего один пример: существовал в России Центр наркологии. Его объединили с Центром психиатрии. В результате Центр наркологии перестал существовать. Зачем это сделали? Это же не поликлиника, которую можно слить с соседней. Точно так же, бездумно, происходит слияние институтов в результате реформы РАН. Уничтожаются целые научные направления и школы. При этом вопрос экономии более чем сомнителен». Уместно вспомнить, что процесс объединения институтов при реформе РАН инициирован «сверху»: его курировала лично вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец.

Потому о каких глобальных научных достижениях в медицине может идти речь, когда даже принято решение ликвидировать интернатуру? По мнению многих специалистов, в результате этой реформы мы рискуем в ближайшем будущем остаться вообще без врачей-специалистов. Судите сами: выпускник медицинского вуза после получения диплома сразу, не проходя интернатуру и не сдавая профессионального экзамена, отправится работать терапевтом или педиатром в поликлинику, где будет лечить больных не менее трёх лет. Только после этого у него появится право поступить в ординатуру для получения узкой специальности. То есть после 25 лет, когда у большинства уже есть семья и дети, медик должен будет снова уйти на оклад в 20 тыс. рублей. Всякий ли сможет себе это позволить? Вот как комментирует это нововведение онколог, врач высшей категории, доктор медицинских наук Александр Коган: «Отмена интернатуры сопровождается сокращением в вузах часов по микробиологии, биохимии, физиологии и прочим дисциплинам, то есть будущим терапевтам и педиатрам будет недоставать не только практической, но и теоретической подготовки. Будущие офтальмологи, хирурги, неврологи, онкологи рискуют позабыть всё, чему их учили предыдущие шесть лет. Когда они наконец-то получат право работать по специальности, им придётся долго восстанавливать багаж знаний. Единственно, кто выиграет от отмены интернатуры, это частные клиники: поток выпускников хлынет именно туда».

Реорганизация московской системы здравоохранения обернется ликвидацией ряда больниц, роддомов и других медицинских учреждений. План-график столичных властей опубликован на сайте rusmedserver.com. Из документа следует, что сотрудники 28 учреждений, включая 15 больниц, будут уволены, помещения высвобождены, а оборудование передано другим учреждениям

Подлинность документа РБК подтвердил источник, близкий к московскому правительству, и источник в одной из ликвидируемых больниц.

Сокращения предполагается проводить в два этапа: сначала путем присоединение больницы к другому учреждению и превращения в филиал, затем должна быть произведена ликвидация. Например, больницу №59 присоединят к Боткинской больнице, но, согласно плану, ее фактически ожидает ликвидация. В регистратуре 59-й больницы РБК подтвердили, что персонал ожидает реорганизации, но пока этого не произошло.

Сейчас в этой больнице 574 работника. На выплату медперсоналу выходных пособий предусмотрено 163,5 млн руб. Если исходить из того, что пособия сокращенным сотрудникам положены в размере средней зарплаты за два месяца, то эта сумма с лихвой перекрывает увольнение всех сотрудников. О сокращении, согласно плану, их предполагается уведомить до 1 февраля, а фактически уволить - до 1 июня следующего года.

Выходные пособия предусмотрены для 25 из 28 медицинских учреждений из списка. Самая большая сумма выходного пособия (218,8 млн руб.) предусмотрена для ГКБ №53, которую планируется присоединить с ГКБ №13. Штатная численность персонала в этой больнице составляет 720 человек. Всего московские власти планируют потратить на выходные пособия 2,384 млрд руб.

Последним пунктом в плане реорганизации каждого учреждения значится пункт об отказе правительства от оперативного управления комплексом зданий, в которых расположены больницы. Что планируется делать с ними дальше, в документе не сказано.

Сокращением больниц, согласно документу, занимается руководство столичного департамента здравоохранения, почти в полном составе: среди исполнителей указан новый глава департамента Алексей Хрипун, назначенный с 10 октября вместо уволившегося Георгия Голухова, а также два его первых заместителя Николай Потекаев и Татьяна Мухтасарова и еще два заместителя - Валерий Павлов и Юлия Антипова. РБК пока не получил комментарий от представителя департамента.

Представитель вице-премьера федерального правительства Ольги Голодец отказался от официальных комментариев, сославшись на то, что оптимизация московских больниц - дело властей столицы. Источник в федеральном правительстве отметил, что ликвидация больниц находится в русле процесса оптимизации коечного фонда и предполагает перевод пациентов на амбулаторное лечение современными методами.

Чиновники, например, к 15 октября должны были издать приказ о присоединении горбольницы №61 к больнице имени Н.Н.Пирогова, до конца года согласовать новое штатное расписание. Сотрудники 61-й больницы должны получить уведомления о сокращении до 1 февраля 2015 года, до 1 июня должно пройти их увольнение. Помещения больницы по плану высвободятся к августу, а к сентябрю по плану будет готово обращение в департамент имущества об отказе от оперативного управления комплексом зданий.

Пациентов больниц, которые предполагается ликвидировать, столичные власти планируют распределять по другим больницам. Большую их часть по плану «маршрутизируют» в Боткинскую, больницу им.Баумана, НИИ Склифосовского, другие больницы. В самой Боткинской, между тем, идет внутренняя организация. На неофициальной странице больнице в Facebook 29 сентября было размещено объявление о ликвидации одной из трех неврологий.

«Вот и почти свершилось сокращение неврологических отделений в нашей больнице - скоро не станет 44-го неврологического отделения, куда стремились положить своих почти все сотрудники и почти все «знающие» пациенты», - говорится в сообщении. Источник РБК в больнице подтвердил, что персоналу неврологического отделения объявили о его ликвидации.

В некоторых больницах, указанных в плане-графике, сотрудников уже полностью сократили: не осталось сотрудников в филиале №2 ГКБ №31, а также в филиале ГКБ №4. Врачи, которые работают в филиалах больниц и с которыми РБК удалось поговорить, ожидают, что их ждет такая же участь. Ранее эти больницы прошли процедуру укрупнения и присоединения к другим учреждениям, прежде чем их сотрудники были сокращены.

Большинство больниц из списка ликвидируют в сжатые сроки. Основную часть закроют к апрелю следующего года. Но бывшую ГКБ №11 планируют закрыть еще раньше - к 1 декабря 2014 года. К этому же сроку закроют бывший роддом №2 и бывшую медсанчасть №32. Врачей в нем уже не осталось, в плане стоит переоценка имущества, передача оборудования 24-й больнице и снятие зданий с баланса. Некоторые больницы, наоборот, закроют позже: филиал №1 больницы № 56 - к апрелю 2016 года, а первый филиал Боткинской больницы - к апрелю 2017 года.

Как ранее РБК, цель реформы системы московских больниц - максимально коммерциализировать работу медучреждений. «Есть закон, который всю медицину, уже с 2015 года окончательно, переводит в систему ОМС», - пояснял РБК вице-мэр Москвы Леонид Печатников, отвечающий за сферу социального развития. Теперь больницы будут жить только на то, что они заработали. В ведении бюджета останутся только капремонты, строительство и закупки техники стоимостью свыше 100 тыс. руб.

Другая причина сокращений - необходимость выполнить «майские указы» президента по повышению зарплат в сфере здравоохранения. Столичные власти озабочены выполнением 597-го указа, который предписывает повышение зарплат врачей до двух средних зарплат по региону, рассказывал источник РБК, близкий к московскому правительству. «Эксперты по заказу мэрии предлагали разные варианты, как это сделать при имеющемся бюджете», - говорил он.

Чиновникам было предложено несколько вариантов: вывести часть персонала за штат, сложить несколько ставок вместе и не повышать зарплату, сделать упор на специализацию больниц: сердечников везти в одну, а неврологических пациентов - в другую и так далее. Другая идея - усилить поликлиники, которым сейчас выгоднее отправлять пациентов в больницы, чем лечить самим.

Похожие публикации