Конституцию ссср 1977 г называют. Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

КОНСТИТУЦИЯ

(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

(с изм. и доп., внесенными Законами СССР

от 24.06.1981 - Ведомости ВС СССР, 1981, N 26, ст. 838;

от 01.12.1988 - Ведомости ВС СССР, 1988, N 49, ст. 727;

от 20.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 28, ст. 538;

от 20.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 28, ст. 540;

от 23.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 29, ст. 574;

от 14.03.1990 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, N 12, ст. 189)

Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создала Советское государство - государство нового типа, основное орудие защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма. Начался всемирно - исторический поворот человечества от капитализма к социализму.

Одержав победу в гражданской войне, отразив империалистическую интервенцию, Советская власть осуществила глубочайшие социально - экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой. Объединение советских республик в Союз ССР преумножило силы и возможности народов страны в строительстве социализма. Утвердились общественная собственность на средства производства, подлинная демократия для трудящихся масс. Впервые в истории человечества было создано социалистическое общество.

Ярким проявлением силы социализма стал немеркнущий подвиг советского народа, его Вооруженных Сил, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне. Эта победа укрепила авторитет и международные позиции СССР, открыла новые благоприятные возможности для роста сил социализма, национального освобождения, демократии и мира во всем мире.

Продолжая свою созидательную деятельность, трудящиеся Советского Союза обеспечили быстрое и всестороннее развитие страны, совершенствование социалистического строя. Упрочились союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, дружба наций и народностей СССР. Сложилось социально - политическое и идейное единство советского общества, ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным.

В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ.

Это - общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.

Развитое социалистическое общество - закономерный этап на пути к коммунизму.

Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально - технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ »

ИНСТИТУТ ЮСТИЦИИ

Кафедра Конституционного и международного права.

Учебная дисциплина Конституционное право.

Реферат на тему:

«Конституция СССР 1977год»

Выполнила:

студентка 135 группы

Институт Юстиции

Дакирова Айм.

Саратов 2015год

Конституция СССР 1977 года - конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма.

История

Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году, когда25 апрелятого года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначенН. С. Хрущёв.

15 июня1962 года на заседании Конституционной комиссии были обсуждены основные задачи по подготовке проекта новой Конституции и образовано 9 подкомиссий.

В августе1964 годаКонституционная комиссия завершила разработкупроекта Конституции СССРи пояснительной записки к нему. Этот проект состоял из 276 статей. Однако в дальнейшем он подвергся серьёзной переработке и в первоначальном виде утверждён не был.

19 декабря1966 годасогласно постановлению Верховного Совета, в состав Конституционной комиссии вошли 33 новых депутата взамен выбывших.

Рабочую группу по подготовке проекта Конституции возглавляли: с 1962 года Л. Ф. Ильичёв, с1968 года-А. Н. Яковлев, с1973 года-Б. Н. Пономарёв.

4-6 октября1977 годасостоялось слушание Конституции на заседаниях палат Верховного Совета.7 октябрясостоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, где вначале по разделам, а затем в целом Конституция была принята. В тот же день Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам принял Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР, Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

Структура Конституции

    Преамбула

    Раздел 1. Основы общественного строя и политики СССР:

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешняя политика

Глава 5. Защита социалистического Отечества

    Раздел 2. Государство и личность

Глава 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

    Раздел 3. Национально-государственное устройство СССР:

Глава 8. СССР - союзное государство

Глава 9. Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11. Автономная область и автономный округ

    Раздел 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания:

Глава 12. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13. Избирательная система

Глава 14. Народный депутат

    Раздел 5. Высшие органы государственной власти и управления СССР:

Глава 15. Верховный Совет СССР

Глава 16. Совет Министров СССР

    Раздел 6. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках:

Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Глава 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 19. Местные органы государственной власти и управления

    Раздел 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор:

Глава 20. Суд и арбитраж

Глава 21. Прокуратура

    Раздел 8. Герб, флаг, гимн и столица СССР

    Раздел 9. Действие конституции СССР и порядок её изменения

Преамбула

В преамбуле Конституции в общем виде был оценён исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Была дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Также в преамбуле сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.

Текст преамбулы в Конституции 1977 года примерно в 20 раз больше, чем в Конституции РФ 1993 года.15 марта 1990 года из преамбулы было исключено упоминание о том, что в процессе развития общества возросла «руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа», что было связано с легализацией многопартийной системы и фактическим отказом страны от социалистического пути развития.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую рольКПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: вКонституции 1936 годаВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а вКонституции 1924 годане упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией

Экономическая система

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная(общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов.

Органы власти

В новой Конституции был введён новый Раздел IV - «Советы народных депутатови порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов - 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного,прямого избирательного правапритайном голосовании. При этом, согласностатье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР - до 21 года (ранее - 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти -Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выходиз состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль враспаде СССР в 1991 году.

Прекращение действия

8 декабря1991 годавВискуляхподБрестом(Республика Беларусь) президентами РСФСР иУкраиныБорисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного СоветаБелоруссииСтаниславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное вСМИкакБеловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъектмеждународного праваи геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образованииСодружества Независимых Государств.

12 декабрясоглашение было ратифицированоВерховным Советом РСФСР . Законность данной ратификации вызвало сомнение у некоторых членов российского парламента, так как по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 годарассмотрение данного документа находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку он затрагивал государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влек за собой изменения в российскую конституцию.

21 декабря1991 годана встрече глав республик вАлма-Ате(Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик:Азербайджан,Армения,Казахстан,Киргизия,Молдавия,Таджикистан,Туркмения,Узбекистан, были подписаныАлма-Атинская декларацияи протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ.

23 декабря Верховный Совет Казахской ССРратифицировал беловежское соглашение вместе с алма-атинским протоколом ] .

25 декабряМихаил Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. В тот же день соглашение о создании СНГ было ратифицированоВерховным Советом Таджикистана.

26 декабря1991 годаСовет Республик Верховного Совета СССР(образованный Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренный Конституцией СССР) принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Cъезда народных депутатов с президентом Ельциными в дальнейшем привело кразгону Съезда в октябре 1993 года. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4, 102 и 147 Конституции Российской Федерации - России (РСФСР) 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая всенародным голосованиемКонституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР.

19 июня 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал закон о полном исключении упоминаний об СССР (в том числе и о Конституции СССР) из конституции Украины1978 года.

Интересные факты

Принятие Брежневской Конституции в день 7 октября1977 года, который пришелся напятницу, лишило трудящихся СССР одноговыходного дняв течение трёх лет подряд -1977,1978и1979гг. До1976 годаДень Конституции СССР отмечался 5 декабря - в день принятияКонституции СССР 1936 года, и являлся нерабочим днём. С 1977 года, естественно, 5 декабря перестало быть днёмгосударственного праздникаи, будучи понедельником, стало рабочим днём. Вместо него Днём Конституции СССР, и следовательно, нерабочим днём, было объявлено 7 октября. Но в 1977 году 7 октября еще не успело стать выходным, а в1978и в 1979 году этот праздник пришелся на субботу и воскресенье. При этом трудовое законодательство СССР не предусматривало переносов выходных дней в случае совпадения выходного с праздничным днем на ближайший рабочий день. Таким образом, было отнято еще два выходных дня.

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей - советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы" Далее в этой статье говорилось, что, "вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма".

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных "мерседесов-бенц", выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г.

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года "партия" упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет. В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом. То был еще один способ "успокаивать" реформаторов - давать посты, втягивать их в свой "меловой круг".

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить. С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.

Конституция СССР 1977 года — конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.

Первая редакция существенно не изменила государственного строя. Конституция 1977 г. - вошла в историю как "Конституция развитого социализма".

Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство, как государство рабочих и крестьян. Основной закон 1977 года включает в эту формулу интеллигенцию.

Конституция 1977 года состояла из преамбулы (введения), 9-ти разделов, 21 главы, 174 статей.

В преамбуле в обобщенном виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после победы Октябрьской революции, дана характеристика советского общества как "развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму".

В разделе I "Основы общественного строя и политики СССР" были закреплены общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. В разделе I в первой главе "Политическая система" зафиксировано, что СССР "есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны".

В статье 6 раздела I законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитого социалистического общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе общества профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией.

В главе второй "Экономическая система" было зафиксировано, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

В третьей главе "Социальное развитие и культура" определялось, что социальной основой СССР является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

В разделе II Конституции "Государство и личность" содержались права и свободы граждан. Полностью сохранив права и свободы, гарантированные советскому народу Конституцией 1936 г., новая Конституция расширила перечень прав и свобод советских граждан. В частности к числу политических прав и свобод были добавлены: право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; право вносить в государственные органы и общественные организациипредложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе; право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество и др.

Раздел III Конституции был посвящен национально-государственному устройству СССР. В нем были сохранены принципы федеративного устройства СССР. Новая Конституция усиливала гарантию прав суверенных республик. Конституция закрепила широкие права за депутатами Советов, являвшихся "полномочными представителями народа в Советах народных депутатов".Конституция СССР 1977 г. исходила из принципа преемственности в регулировании вопросов национально-государственного устройства СССР.

В структуре высших государственных органов существенных изменений не произошло. Высшим государственным органом, как и по Консти-туции 1936 года, являлся Верховный Совет СССР. Был лишь увеличен срок его полномочий - с 4 до 5 лет. Верховный Совет по-прежнему со-стоял из двух равнозначных палат: Совета Союза и Совета Национально-стей, насчитывающих по 750 депутатов. Принцип его формирования не изменился. Не изменился и сессионный характер работы. Между сессия-ми Верховного Совета его функции выполнял постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет министров СССР, подотчетный Верхов-ному Совету и его Президиуму. Структура республиканских высших ор-ганов власти и управления повторяла федеральную.

Редакция конституции от 1988 года заменила Верховный Совет СССР Съездом Народных Депутатов, число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться; между съездами народных депутатов действовал орган, который получал название "Верховный Совет СССР" и состоял из двух палат - Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий Прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Местные Исполнительные Комитеты упразднялись, а полномочия их переходили к председателям местных советов народных депутатов, при совете народных депутатов можно было образовывать малые советы. Этими же поправками создавался Комитет Конституционного Надзора СССР. Редакция 1990 года вводила должности Президента СССР и глав местных администраций.

12 апреля 1978 г. была принята Конституция РСФСР, которая текстуально повторяла основные положения Конституции СССР, но более детально регламентировала административно-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР.

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст. 4) как один из принципов политической системы общества. Появилась ст. 57, говорящая о том, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц».

Значение Конституции СССР 1977 г. в развитии государственного (конституционного) права России и его источников очень велико. Ее принятие стало важнейшим стимулом и точкой отсчета целого периода развития законодательства об общественном и государственном строе. Тщательный анализ источников государственного права советского периода позволяет сделать вывод о первостепенном месте в целом этапе развития конституционного законодательства, которое связано именно с принятием и вступлением в действие Конституции СССР 1977 г., с ее дальнейшей судьбой. Конституция СССР 1977 г. в контексте всей правовой инфраструктуры закладывала многие гуманитарные и демократические начала, которые пусть трудно и не сразу, но неодолимо разворачивались и в застойные времена.

Конституция была рассчитана на конкретизацию многих своих положений в текущем законодательстве. Ведь большинство конституций обладают прямым воздействием на общественные отношения лишь в определенной части устройства госу-дарства, государственной власти. Во всем остальном они играют роль юридической первоосновы с опосредованным действием. И как только оковы застоя были сняты с законодателя, юридический потенциал Конституции начал реализовываться.

Самое невероятное (для периода конца 70-х), что сделала Конституция, - это то, что она зало-жила первую юридическую “бомбу” под административно-командную систему управления. Этот “снаряд”, которому не хватило запала, действие которого было замедлено историей, состоял в перераспределении полномочий между высшими органами государственной власти и управления. А ведь именно традиционное превалирование вторых над первыми и есть один из атлантов, на плечах коего держится российская бюрократия. Если в ст. 31 Конституции СССР 1936 г. было сказано, что Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, поскольку они не входят в компетенцию подотчетных ему органов (т.е. компетенция высшего представительного органа была “ограничена” снизу компетенцией исполнительных органов), то ст. 108, 130 и 131 Конституции СССР 1977 г. закреплялось право Верховного Совета СССР решать все без исключения вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, а полномочия союзного правительства были ограничены полномочиями высшего органа власти.

Конституция установила курс на развитие форм народовластия, впервые был введен в законодательный оборот термин “политическая сис-тема”, зафиксировано право общественных орга-низаций участвовать в управлении государствен-ными и общественными делами. И хотя в течение целого десятилетия мало, что было реализовано, но даже этот отрицательный результат сыграл в последствии позитивную роль: расхождения между положениями Конституции и реальным состоянием дел наиболее ярко высветили накопившиеся проблемы, что способствовало скорейшему осмыслению и оценке в первые годы перестройки происшедших в политической системе деформаций.

Конституция СССР 1977 г., как и прежние Советские конституции, была традиционно российской, т.е. преимущественно коллективистской во многом ставила интересы общества вперед интересов отдельного человека. Но уже одно то, что в структуре Основного Закона раздел о взаимоотношениях государства и личности был восстановлен на соответствующем ему втором месте после основ общественного строя и политики, а содержание самого раздела было значительно расширено, является существенным шагом вперед.

Со времени принятия Конституции СССР 1936 года произошли изменения в социально-экономической и политической жизни страны, в международных отношениях и т.д. Вместе с тем произошли изменения и во взглядах на перспективы построения коммунистического общества. Тем­пы экономического развития страны в этот период замедлились. Стало ясно, что о близком построении коммунизма не может быть и речи. По­этому была разработана доктрина «развитого социализма». В этой стадии, по замыслу разработчиков, и находился СССР. Как следствие возникла необходимость изменения Конституции СССР. Проект нового Основного зако­на был подготовлен к концу мая 1977 года. В начале июня проект Кон­ституции был опубликован в газетах, началось его всенародное обсуждение.

7 октября 1977 года новая Конституция была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР.


Конституция состояла из преамбулы, которая содержала общие положения, 9 разделов, 21 главы и 174 статей. Она отличалась высоким уровнем юридической техники и хорошо продуманным построением. Впервые в Конституции появился специальный раздел об основах общественного строя и политики СССР. В своей основе Конституция имела доктрину «общенародного государства». В отличие от Конституции 1936 года, объ­являвшей СССР социалистическим государством рабочих и крестьян, Конституция 1977 года определяла СССР как социалистическое общена­родное государство. Подчеркивалось, что вся власть в стране принадле­жит народу. Политической основой советского общества признавались Советы народных депутатов, через которые народ осуществляет государ­ственную власть. Изменение названия Советов отразило достигнутую социальную однородность советского общества.

Особенностями Конституции СССР 1977 года было то, что основой построения государственности провозглашался принцип демократического централизма, особое внимание уделялось соблюдению «социалистической законности». Важно отметить, что статья 6 провозглашала руково­дящую роль КПСС в государстве как ядра политической системы, руко­водящей и направляющей силы общества. Впервые Конституция гаран­тировала новые права советских граждан, такие как право на пользование достижениями культуры, право на охрану здоровья, право на жилище.

Устанавливалось, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственно­сти. Социалистическая собственность не могла использоваться в корыст­ных целях. Основной формой социалистической собственности призна­валась государственная собственность. Государству принадлежали основ­ные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организован­ных государством предприятий.

Собственностью колхозов и других кооперативных организаций являются средства производства и имущество, необходимое для осуществления уставных задач. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Конституция признавала и личную собственность граждан, основу которой составляли трудовые доходы. В личной собственности могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Мелкое част­ное хозяйство кустарей и крестьян-единоличников уже не допускалось. Личная собственность не могла использоваться для получения нетрудо­вых доходов.

В структуре высших государственных органов существенных изменений не произошло. Высшим государственным органом, как и по Консти­туции 1936 года, являлся Верховный Совет СССР. Был лишь увеличен срок его полномочий - с 4 до 5 лет. Верховный Совет по-прежнему со­стоял из двух равнозначных палат: Совета Союза и Совета Национально­стей, насчитывающих по 750 депутатов. Принцип его формирования не изменился. Не изменился и сессионный характер работы. Между сессия­ми Верховного Совета его функции выполнял постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет министров СССР, подотчетный Верхов­ному Совету и его Президиуму. Структура республиканских высших ор­ганов власти и управления повторяла федеральную. Устанавливалось равенство граждан СССР независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и националь­ной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др. Более развернутой по сравнению с Конституцией 1936 года стала характеристика основных прав и обязанностей граждан. Впервые конституционно закреплялись права граждан СССР на труд, на отдых, на охрану здоровья, на матери­альное обеспечение в старости, на жилье, на образование, на участие в управлении делами государства.

На деле между провозглашенными конституционными нормами и реальностью имелся колоссальный разрыв. Государство просто не обладало необходимой материально-технической базой для обеспечения провозглашенных прав. Государственный строй того периода являлся лжепарламентаризмом, который прикрывал абсолютную власть партийно-государственной бюрократии. Конституция предоставляла каждой рес­публике право свободного выхода из состава СССР, но этот принцип федерализма не мог быть реализован на практике, что было подтвержде­но реальными событиями 80-х - 90-х гг. Конституция 1977 года, как и все предыдущие, не являлась действующим законом, поскольку реально государство управлялось высшими партийными органами. В ней не было особой нужды, поэтому не случайно, что на разработку проекта Консти­туции ушло почти 15 лет.

12 апреля 1978 г. была принята Конституция РСФСР, которая текстуально повторяла основные положения Конституции СССР, но более детально регламентировала административно-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР.

Похожие публикации