Во время уразы можно глотать слюни. Можно ли глотать слюну во время уразы-байрам. Проглатывание слюны ещё со рта

1. Нарушает ли пост рвота?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини по поводу этого вопроса в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет так: «Преднамеренно вызванная рвота пост нарушает, а рвота, выходящая непроизвольно, не нарушает». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Ибн Хаббаном, говорится:

«Тому, у кого рвота появилась непроизвольно, этот пост возмещать не нужно (т. е. пост не нарушается). А если кто-то преднамеренно вызвал рвоту, то пусть возместит этот пост » (см. Сунану Аби Давуд, 2/283).

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ

От преднамеренно вызванной рвоты пост нарушается её выходом, даже если обратно не проглотить. А при рвоте, которая появилась сама, непроизвольно, необходимо быть осторожным и стараться не глотнуть из вырванного что-либо обратно» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 128–129, издательство «Даруль Файха»).

2. Нарушается ли пост от уколов?

Нет, от уколов пост не нарушается. Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет: «Для того, чтобы вещество, проникающее внутрь, нарушало пост, необходимо, чтобы оно проникало через внешние отверстия (ухо, нос, рот и т. д.). Поэтому если масло впитается в тело человека через кожные поры, пост не нарушается» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 173, издательство «Даруль Файха»).

3. Можно ли во время поста глотать слюну?

В книге «Мугниль Мухтадж» есть следующее шариатское заключение относительно поста: «Проглоченная слюна пост не нарушает, если её проглотили с полости рта. Если же слюна вышла с полости рта наружу, к примеру на губу, то её глотать нельзя, так как после того, как слюна вышла с полости рта, она стала чужеродным веществом, нарушающим пост (если слюна будет на высунутом языке, то её проглатывание не нарушает пост, так как язык, даже если его высунули изо рта, считается полостью рта). Так же, если намочить нить своей слюной и вернуть её в рот, то проглоченная от этой нити слюна нарушает пост. Нарушает пост и слюна, смешанная с другим веществом, будь это вещество чистым (к примеру, цвет слюны изменился от покрашенной нити) или наджасом (к примеру, цвет слюны изменился от крови с дёсен)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 174–175, издательство «Даруль Файха»).

4. Портится ли пост, если покушать по забывчивости?

В книге «Мугниль Мухтадж» говорится: «Пост не нарушается, если покушать по забывчивости». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Бухари и Муслимом, говорится:

«Тот, кто забыв о том, что он держит пост, покушает или выпьет, то пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Всевышний Аллах » (см. «Сахихуль Бухари», № 1831, «Сахихуль Муслим», № 2716).

مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ

В сборнике хадисов Ибн Хаббана говорится: «[и за то, что он покушал по забывчивости] на него не возлагается возмещение этого поста и выплачивание штрафа» (см. «Сахиху Ибни Хаббан», № 3512).

ولا قضاء عليه ولا كفارة

(см. Мугниль Мухтадж, 2-й том, стр. 177–178, издательство «Даруль Файха»).

5. Можно ли беременной и кормящей грудью матери держать пост?

В книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Держать пост беременной и кормящей грудью матери можно, и их пост будет считаться действительным. Но они имеют право не поститься, если боятся за своё здоровье или здоровье ребёнка (или зародыша), но потом обязаны этот пост возместить. И ещё: если мать не держала пост, боясь за ребёнка, а не за себя, то, помимо возмещения, необходимо выплатить каффарат (штраф) в размере одного мудда» (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 63, издательство «Дару Ибни Хазм»).

6. Я занимаюсь продажей шаурмы на территории, где большая часть населения неверующие. В месяц Рамазан я не могу продавать её мусульманину, а неверующему можно?

Даже если неверующие и не признают нашего Пророка (мир ему и благословение), всё же законы Шариата распространены и на них. И даже если на этом свете с них нет спроса за неисполнение решений Шариата, то на том свете они будут спрошены. Поэтому запрещено (харам) помогать неверующему в тех делах, которые не позволительно делать нам сами – верующим, к примеру, давать им кушать и пить в светлое время суток во время поста (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 9, издательство «Дару Ибни Хазм»).

7. На кого возложен пост в месяц Рамазан?

Учёный-богослов Мухаммад Тахир аль-Крахи в своей книге «Шархуль Мафруз» приводит следующие условия, наличие которых делает обязательным пост в месяц Рамазан:

1. Быть мусульманином. Неверующего не обязуют на этом свете поститься, но ему будет наказание за его оставление на том свете, так как законы Шариата распространяются и на неверующих.

2. Совершеннолетие и разум.

3. Наличие силы держать пост.

4. Чистота от менструации и послеродовых выделений.

5. Не быть в пути, при котором дозволяется сокращать намазы. Если человек находится в пути, при котором дозволяется сокращать намазы, то он может не держать пост, но потом обязан их возместить. Но, если человек отправился в путь постясь, то ему не позволительно отпускать уразу, этот день он должен продержать пост до конца.

(см. «Шархуль Мафруз», стр. 603–604, издательство «Даруль Марифати»)

8. Если на сухур (предрассветная еда) покушать мясное блюдо и в зубах останутся остатки, то портится ли пост, если в течение светового дня они останутся в зубах, и через них будет проходить слюна, которую я глотаю?

В книге «Ианату Талибин» по поводу этого вопроса есть следующее пояснение: «Если останется пища между зубами и через неё сама по себе проходит слюна, то глотание этой слюны пост не нарушает (если человек не глотает её, помня о посте; иначе пост нарушается), если сложно вывести эти остатки и выплюнуть. Но во избежание этого желательно перед рассветом тщательно почистить зубы, чтобы не подвергать пост риску нарушения. Что же касается того, когда человек может отделить остатки пищи и выплюнуть, или глотает слюну, прошедшую через остатки пищи в зубах (и пищу он не может вывести из зубов), помня о посте, то пост нарушается » (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 451–452, издательство «Даруль Файха»).

9. Слышал, что если пропущенные в месяц Рамазан посты не возместить до наступления следующего, то помимо возмещения необходимо выплатить штраф за откладывание. Так ли это?

Да, это так, за каждый не возмещённый пост месяца Рамазан с прохождением года возлагается штраф в размере одного мудда (мудд – это мера измерения сыпучих тел, равная 675 граммам) за каждый день поста. И этот штраф увеличивается по прохождении каждого года, пока не возместят пост. Но штраф налагается в том случае, когда в течение года была возможность возместить пост и не возместили. Если же возможность для возмещения не имелась (к примеру, человек весь год болел, находился в пути, мать кормила грудью ребёнка), то штраф за откладывание возмещения не налагается, необходимо просто возместить пост. Если человек отложил возмещение Рамазана, имея возможность его возместить до наступления следующего Рамазана, и умер, то за каждый пропущенный день выплачивают два мудда штрафа – один мудд за пропуск дня поста, другой – за откладывание. Если же за умершего пропущенные посты месяца Рамазан держал его родственник или тот, кому разрешили родственники, то необходимо выплатить один мудд – мудд за откладывание возмещения (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 468–470, издательство «Даруль Файха»).

10. Что делать моему отцу. Он уже стар, и не в состоянии поститься?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Люди, которые не могут поститься из-за своей старости, обязаны за каждый день поста месяца Рамазан выплачивать мудд. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл):

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

В этом аяте, перед словосочетанием «имеют возможность» предполагается частица «ля», что придаёт предложению смысл отрицания и поэтому смысл этого аята следующий:

«И те, которые не могут поститься (из-за старости), должны выплачивать штраф мискинам (нуждающимся) » (сура «Аль-Бакара», аят 184)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 206, издательство «Даруль Файха»).

https://youtu.be/7G0AQnE9V3k

Если человек проглотил «нухаму». Нухама – это та слизь, которая собирается в носу человека или в том месте, которая между носом и горлом. И затем проглатывает ее. То есть, воздух в нос засасывает и затем эта слизь отходит, и он ее проглатывает. Такое деяние портит уразу или нет?

Говорит: - Здесь может быть две ситуации. Первая ситуация , если эта слизь не попала в рот, но сразу попала в горло с того места, где она образуется, со стороны мозгов, и сама по себе проникает внутрь организма человека, тогда это не портит уразу. Сказал ан-Навави: - Сказали Шафииты: - Если данная слизь, (которая собирается в носе чловека и слюни) не попадает в рот, то есть, попадает сразу в горло без участия рта, тогда это не вредит уразе по единогласному мнению. Имеется в виду единогласное мнение Шафиитов. И второй случай – если сначала эта слизь попадает в рот, а потом он уже ее глотает ртом, относительно этого уже есть два мнения у ученых. То есть, здесь уже единогласия нет. Первое мнение – известное мнение у Ханбалитов и это мазхаб Шафиитов, то, что такое действие портит уразу человека. И это мнение выбрал шейх ибн Баз, когда он сказал: - Не разрешено держащему уразу, проглатывать эту слизь изо рта потому, что человек способен ее выплюнуть и она не подобна слюне. Второе мнение из этих двух – это мнение Маликитов и Ханифитов, которое было одним из ривайятов от имама Ахмада, которую поддержал ибн Акыль аль ханбали. И это слабое мнение у Шафиитов, то, что такое действие не портит уразу. Что значит слабое мнение у Шафиитов? То есть, то мнение присутствует в Шафиитском мазхабе, но сами Шафииты считают его за слабое мнение. И это мнение выбрал шейх ибн Мукбиль, а так же шейх ибн Усеймин. Потому, что человек не выводит ее изо рта, а затем берет в рот, но она, то есть эта слизь вообще не выходит из организма человека, не подобна воде или еде, которую человек принимает извне, но она образуется внутри организма и переходит изнутри внутрь, не выходит наружу. Поэтому она больше подобна слюне. Мы говорили, что если человек глотает слюну, уразу не портит. Говорим: - Никакой разницы между этим и этим нет, в вопросе портит это уразу или нет. И никто не называет проглатывание этой слизи употреблением пищи или жидкости. И это мнение является более правильным, Единый Аллах лучше знает, потому, что основа – ураза человека остается действительной. И нельзя выносить постановление, то, что ураза испортилась, кроме как есть на это явный, достоверный довод.



[Примечание редактора стенограммы]: Что же касается глотания мокроты или чего-либо из носоглотки, то относительно дозволенности глотания этого, мнения ученых разошлись. Имамы Ахмад и аш-Шафи’и считали, что глотание мокроты не нарушают пост. См. “Раддуль-махтар” 2/101, “аль-Мугъни” 2/43.

Относительно слизи, выходящей из головы (носа и гайморовой полости) и мокроты выходящей из груди от кашля и прочищения горла, если она проглочена перед тем как дойти до рта, это не нарушает пост, потому что это проблема, с которой сталкиваются все люди; но если она проглатывается после достижения рта, это нарушает пост. Однако, если она проглатывается ненамеренно, это не нарушает пост. (Фатава аль-Ладжна аль-Даима,10/276).

Мнение о том, что глотание мокроты нарушает пост, является затруднительным для мусульман, а цель шариата состоит в облегчении положения мусульман, а не затруднении, тем более учитывая то, что на счет этого нет никаких запретов ни в Коране, ни в Сунне и нет в этом вопросе единогласного мнения ученых (иджма’). См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/117.



Также этому мнению отдал предпочтение и шейх аль-Альбани, и на вопрос: “Нарушает ли глотание мокроты пост?”, ответил: “Нет, это пост не нарушает”. Сл. “Сильсиляту худа уа-ннур” № 52.

Однако, если человек извлек мокроту из носа или горла в рот, то не следует ее глотать, а следует выплюнуть. См. “Раудату-тталибин” 2/360. [Конец примечания].

______________________________________________________________

Урок. Вопросы 1851-1859.

https://youtu.be/07oRos_dgx4

Рассматриваемые вопросы в уроке:

· 1851 Если человек полоскал рот или нос, и вода попала внутрь

· 1852 Портит ли уразу использование уколов в вену или в мышцу

· 1853 Портит ли уразу проглатывание слизи, подошедшей ко рту в результате отрыжки

· 1854 Является ли необходимым высушивать рот полотенцем после полоскания рта

· 1855 Если человек почистил зубы свежим сиваком так, что проглотил его отделившийся сок

· 1856 Каково постановление использования сивака для постящегося

· 1857 Можно ли постящемуся пользоваться зубной пастой

· 1858 Портит ли уразу курение сигарет или кальяна

· 1859 Каково постановление использования аэрозоля против бронхиальной астмы при уразе

https://youtu.be/Lk5jtr3YU8Q

Ответ: Если это проглатывание является проглатыванием обычным, то есть то проглатывание, каким занимается человек в течении дня, обычно проглатывает слюну, которая накопилась у него во рту, то это не является тем, что аннулирует уразу, по единогласному мнению. Единогласное мнение об этом передал ан-Навави. Это потому, что тяжело освободиться от этого, человек не способен постоянно выплевывать слюну, которая есть у него во рту, а так же потому, что это касается всех людей, если бы это нарушало уразу человека, то посланник Аллаха, саля Ллаху аляйхи ва саллям, разъяснил бы это. И сказал бы: «Слюну во время уразы не глотайте и постоянно ее выплевывайте».

Вопрос: Если же человек накопил много слюны во рту, а затем проглотил её, портит ли это пост?

Ответ: В этом вопросе есть два мнения, Шафиитов и Ханбалитов. И более правильное мнение из этих двух мазхабов, то, что это не портит уразу потому, что нет довода на то, что проглатывание слюны, таким образом, портит уразу. Это мнение выбрал ибн Кудама. - Потому, что мы ранее сказали то, что если человек не копит слюну, а просто проглотил то, что образуется во рту, это не портит его уразу, даже если он проглатывает ее намеренно, то же самое можно сказать и здесь, нет какой-то очевидной разницы между этими двумя моментами. И это мнение выбрал шейх ибн Баз, а так же шейх ибн Усеймин, рахматуЛлахи алейхима.

Итог: если человек глотает свою собственную слюну, много он ее проглотил или мало проглотил, копил он ее намеренно или просто проглотил то, что образовалось во рту, в любом случае данное деяние не портит уразу, из-за отсутствия довода на то, что это портит уразу.

[Примечание редактора стенограммы]:

Что касается слюны, то в данном вопросе есть несколько разных картин в которых есть разграничения у ученых.

1. Первый случай – у кого была слюна во рту, и он ее проглотил, без того, чтобы специально собирать её.
В таком случае, учёные единогласны что его пост не нарушен и это является дозволенным без нежелательности

Сказал имам Бурхану Ддин Ибн Муфлих : «Если постящийся просто проглотит слюну, без того, чтобы специально копить её, то это не является нежелательным без разногласий ».

Источник: «Аль-Мубди», 3/36.

И это потому, что от этого невозможно уберечься человеку

Сказал Ан-Навави : «Проглатывание слюны не нарушает пост по иджма , если это было обычным образом. И это потому, что трудно уберечься от этого». Источник: «Аль-Маджму», 1/62.



2. Второй случай : если во рту у постящегося собралось большое количество слюны, однако ненамеренно, по причине увлеченности разговором, и т.д., и он проглотил её

В таком случае пост не портится также, по тем же причинам что и в первом случае.

Сказал имам аль-Имрани аш Шафии : «Если собралось много слюны во рту постящегося не специально, как например затянулся разговор, и по этой причине собралась слюна, и он проглотил ее, или подступила мокрота и слизь и он не мог ее сплюнуть – то его пост не нарушается по причине этого, так как он не мог уберечься от этого». Источник: «Аль-Баян», 3/505.

3. Третий случай – если человек собрал слюну во рту специально, и проглотил.

В этом разногласят учёные, и в этом вопросе 2 мнения как у ханбалитов, так и у шафиитов и маликитов.

И те, кто сказали, что портит, мотивировали тем, что проглатывания этого можно избежать.

А те, кто сказали, что не портит, исключили слюну из этого правила, так как она из внутренних жидкостей организма, и ее пребывание во рту и проглатывание привычное и обычное дело.

Сказал имам Ибн Кудама :

«То, чего невозможно избежать попадания в желудок - и это подобно проглатыванию слюны – не портит пост постящегося, потому что уберечься от этого затруднительно, и это похоже на пыль дороги, или то пыль от просеивания муки.

А если постящийся намеренно собрал слюну во рту, а затем намеренно проглотил её – то это не нарушило его пост, так как слюна появилась внутри него из желудка, и нет разницы между этим случаем, и между тем, кто не собирал слюну (так как в обоих случаях эта жидкость из его организма)

И в этом вопросе есть и другое мнение, а это то, что это нарушает пост, так как постящийся мог избежать этого, и это похоже на то, как если бы он. И первое более достоверно»



  • Что об этом нужно знать
  • Несколько важных моментов
  • Что говорят ученые

Что об этом нужно знать

По правилам Ураза-Байрам мусульмане не должны в дневное время употреблять еду и пить воду. Считается, что если в этот период хоть что-то попадет в желудок, то будет нарушено священное таинство.

Это серьезное испытание для каждого человека. Но со временем люди привыкают и без особого труда дожидаются вечера, чтобы поесть. К тому же, в правилах всегда есть небольшое послабление и это касается того, можно ли глотать слюну во время поста Рамадан в 2019 году.




Выделение слюны – это естественный процесс в организме, на который люди никак не могут повлиять. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы ее проглотить. В этой ситуации верующий должен продолжить держать пост и молиться 5 раз в день.

Обратите внимание!
Нет необходимости в том, чтобы выплевывать секрет. Более того, такое поведение может вызвать недовольство других людей и репутация человека будет испорчена.

Несколько важных моментов

За все века, на протяжении которых существует Рамадан, многие задавались вопросом, почему нельзя глотать слюну во время поста. Этот запрет касается не всех жизненных ситуаций и его нельзя назвать строгим.




Нарушение правил поста происходит только в том случае, если верующий проглотил слюну с изменившимся вкусом. Такое бывает утром, когда человек только проснулся.

В таком случае мусульманину необходимо:

Пойти в ванную перед утренним азаном;
тщательно прополоскать рот обычной водой, пока привкус не исчезнет;
стараться, чтобы даже капля не попала в желудок, ведь на это тоже стоит запрет.

Важно!
Полоскать ротовую полость стоит каждый раз, когда появляется неприятный привкус. Также это повод проконсультироваться с лечащим врачом (желательно тем, который держит пост).




После всех проделанных манипуляций глотать слюну во время поста Рамадан не запрещается. Так как человек не может контролировать этот естественный процесс в организме.

Что говорят ученые

Не только имамы изучают религию, читают священные писания и доносят волю Аллаха людям. Многие ученые и врачи интересуются тем, а можно ли глотать слюну во время поста Рамадан.




И интересный факт в том, что по Ханафитскому мазхабу проглатывание секрета не наказуемо, но и разрешения на это нет. Так что истинным верующим, которые хотят сделать все правильно и имеют такую возможность по медицинским показаниям, лучше избавляться от выделений во рту, а не «скапливать их в желудке».

Важно!
Ученые, в то же время, пришли к выводу, что правила поста нарушаются, если человек проглотил жидкость или пищу, когда имел возможность этого избежать. Но когда слюна проглатывается неосознанно, то такие случаи не берутся во внимание.




Поэтому каждый мусульманин может сам для себя решать – глотать слюну в священный месяц Рамадан или нет. Главное, чтобы она была безвкусная и не сплевывалась во время молитвы.

Для того, чтобы глотание слюны не нарушило пост нужно соблюдать три условия.

1. Проглатывание слюны ещё со рта.

Если слюна покидала рот (к примеру, вывел слюну на губы) и затем была проглочена, пост нарушается, если даже была возвращена, касаясь губ. Если слюной намочить нитку или сивак , и затем эту влагу, которая имеется на ней, проглотить, пост нарушается, а если не было мокроты, которая не может отделиться, пост не нарушается.

Те, кто занят шитьём или пользуется сиваком , должны быть очень осторожны в этих случаях.

От проглатывания слюны, собравшейся во рту, пост не нарушается. Если человек соберёт во рту слюну и затем проглотит её, то, по достоверному слову, пост не нарушается, но есть и те, которые утверждают о нарушении.

2. Слюна должна быть чистой.

От проглоченной нечистой слюны пост нарушается , если даже в слюне будет кровь, выделяющаяся из десен.

Рамали в «Нихаяте» пишет: «Если у человека большинство времени или всё время дёсны кровоточат, то поскольку ему трудно уберечься от крови, делается снисхождение. Ему достаточно выплюнуть слюну».

3. Слюна не должна быть смешана с чем-либо

От глотания слюны, с которой что-то смешано, пост нарушается. К примеру, если проглотить слюну с изменившимся цветом от того, что вы намочили крашеную нитку, или от намоченного водой сивака проглотить воду со слюной, пост нарушается. Не вредит слюна, проглоченная после полоскания рта, т. к. трудно от неё защититься.

Тот, кто без цели набрал в рот воды , затем позабыл о посте и проглотил, его пост не нарушается. Если вода проникнет внутрь от того, что в воде постящийся открыл рот, пост нарушается.

Если постящемуся в рот попадет муха, комар или дорожная пыль и он это проглотит, пост его не нарушается, если даже у него была возможность закрыть рот и уберечься от этого. Это потому, что трудно постоянно от них защититься.

Более того, если эти предметы попадут внутрь от того, что мы будем держать рот открытым, пост наш не нарушается. Но если мы при открытии рта что-то добровольно втянем внутрь, от этого пост нарушается. Если нарочно держать рот открытым и этим пустить в рот пыль, нужно промыть рот, также нужно промывать рот, если мы, имея возможность защититься от пыли, но не сделав этого, набрали грязную пыль.

Фото: shutterstock.com

О глотании слюны во время поста в Рамадан

Дуа перед началом Рамадана

Дуа в ночь Ляйлят-уль-Кадр

5 шагов к Рамадану

Можно ли совершить таравихи, если есть пропущенные намазы-фарз?

5 наград за пост

Топ 5 – фрукты против жажды в Рамадан

Закят уль фитр – закят в Рамадан

Похожие публикации