Шри-Ланка. Канди: храм Зуба Будды и кандийские танцоры. Храмы будды

March 28th, 2017 , 04:24 pm

Одна из главных культурных достопримечательностей Сингапура находится в самом сердце Чайнатауна. Изумительный буддистский храм, поражающий изяществом традиционной китайской архитектуры, хранит зуб последнего Будды, пришедшего на нашу землю - Шакьямуни, и посвящён Будде будущего - Майтрейе.

После дарования реликвии зуба Будды в 2002м году, настоятель буддийской общины города, досточтимый Shi Fa Zhao решил, что существующие на тот момент в Сингапуре храмы не соответствуют статусу святыни и не смогут обеспечить необходимые условия для всеобщего ей поклонения. Поиск архитектурных решений нового храма занял продолжительное время, пока после изысканий с привлечением как китайских, так и зарубежных архитекторов, не было утверждено выстроить здание согласно принципам буддийской мандалы, придерживаясь канонов архитектуры династии Тан.

Официальная церемония, знаменующая начало строительства, состоялась 13 марта 2005 года при участии политиков и множества паломников из Китая, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Кореи и Бутана. Распахнул свои двери храм зуба Будды 30 мая 2007 года, в день празднования Весака, неформального дня рождения Будда Шакьямуни; хотя в Весак почитают также обретение Буддой просветления и его отход в паринирвану.

Подлинность реликвии зуба Будды можно оспорить. По легенде, когда Будда ушёл в паринирвану в 543м году до н.э. близ индийского города Кушинагар, его тело сожгли на костре из сандалового дерева, а после в пепле обнаружили левый клык. Спустя не одно столетие и череду войн зуб заключили в святилище в городе Канди на Шри-Ланке, где он и покоится по сей день. "Сингапурский" зуб Будды якобы обнаружили в 1980м году в разрушенной статуе в Мьянме. Где хранится оригинал, а где одна из многочисленных реплик - остаётся только гадать.

Вход через главные ворота стерегут две вооружённые статуи-защитника, исполненные в японском стиле. Они являются манифестацией бодхисаттвы силы Махастхамапрапты, чьё изваяние, скажу, забегая вперёд, находится внутри храма. Воин сжимает в своей руки ваджры, пучок молний - символ силы.

Массивные двери, украшенные бронзовыми заклёпками и традиционными дверными молотками в виде львиных голов, создают впечатление, что Вы стоите на пороге крепости или замка, куда внутрь не так часто пускают посторонних. Однако на самом деле, всё абсолютно наоборот - попасть внутрь храма может любой желающий, надлежит только следовать элементарному дресс-коду и не надевать коротких шорт, юбок и чересчур открытых маек.

Сложно не заглядеться на вереницы китайских фонарей, украшающих наружные галереи храма.

Через внутренний дворик Вы попадаете в изумительный и захватывающий дух богатством и изысканностью своего убранства просторный зал, именуемый "Залом Сотни Драконов". На возвышении на троне восседает в окружении двух бодхисаттв будда будущего - Майтрейя , который спустится на землю с небес Тушита, чтобы спасти зашедшее в тупик в своём духовном развитии человечество. Случится сие радостное событие, увы, не на нашем веку.

Правая рука Майтрейи поднята в абхая-мудре - жесте, символизирующем благожелательность, мир, защиту и устранение всех страхов. Левая рука покоится на колене и держит золотой сосуд с амритой, божественным нектаром.

Из дальнего зала доносилось монотонное пение, поэтому мимо стен с тысячами статуэток будд мы направились в "Зал Вселенской Мудрости".

Шла служба или пуджа, не знаю, как в буддизме правильно называется сей ритуал пения мантр и поклонения буддам и бодхисаттвам. Монахи носят жёлтые одеяния с красными накидками, у монахинь одежда более скромного и незаметного коричневого цвета.

На лотосовом троне восседает шестирукая форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, именуемая Чинтаманичакра . За спиной бодхисаттвы - полотно с вышитой сутрой Сердца. "Бодхисаттва сострадания, пребывая в глубокой медитации, узрел пустотность всех пяти скандх (привязанностей) и разорвал цепи, служившие причиной страданий. Так, форма – ни что иное как пустотность, пустотность – ни что иное как форма, нет формы помимо пустотности, и нет пустотности помимо формы..."

Одна правая рука касается щеки, словно бодхисаттва глубоко задумался о том, как спасти больше живых существ от страданий. Вторая правая рука держит мифический камень Чинтамани, исполняющий желания; на большом пальце третьей правой руки висит мала (чётки). Одна из левых рук опирается на гору Меру, что в буддизме является центром мироздания. В двух других руках Авалокитешвара держит цветок лотоса, как символ чистоты, и колесо дхармы (учения).

Изумительные резные фонарики наполняют "Зал Вселенской мудрости" мягким и тёплым светом.

По периметру зала расположены статуи 8 божеств, зодиакальных защитников, покровительствующих 12 животным согласно китайскому календарю.

Манджушри - бодхисаттва мудрости, ученик Будды Шакьямуни. Восседая на мифическом льве-шиши, в левой руке он держит свиток с сутрой мудрости, а в правой - острый меч, которым разрубает иллюзии, чтобы пролить свет мудрости и знаний на умы непросветлённых существ. Манджушри покровительствует рождённым в год Кролика.

Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, воплощение с 1000 руками и 11 головами. В тибетском буддизме подобная форма Авалокитешвары именуется Махаруника, бодхисаттву обычно изображают стоячим, да и расположение голов отличается. В китайском буддизме распространены женские воплощения Авалокитешвары - богини Гуань Инь и Каннон.
Но легенда о происхождении сей тысячерукой формы остаётся неизменной. Однажды Авалокитешвара решил помочь всем живым существам избавиться от страданий, но осознав непосильность задачи настолько расстроился, что голова разлетелась на множество частей. Будда Амитабха дал бодхисаттве 1000 рук и поместил на них 1000 глаз, чтобы он мог дотянуться и помочь как можно большему количеству живых существа, а также помог собрать голову воедино. 10 голов поменьше служат символом 10 ступеней пути бодхисаттвы, которые предстоит пройти, чтобы обрести просветление и стать Буддой, а 11я, самая большая, голова олицетворяет Амитабху и состояние Будды, т.е. просветлённого существа.
В силу сложности скульпторы редко изображают все 1000 рук, у данной статуи я насчитал по фотографии 38. В руках бодхисаттва держит ритуальные предметы: скипетр, зеркало, ящичек с сутрами, скульптуру-эманацию Будды, ваджру, топор, цветок лотоса, лук, стрелу, виноград, колокольчик, чётки и др. Авалокитешвара покровительствует рождённым в год Крысы.

Акашагарбха , "чрево Эфира (Пространства)" - бодхисаттва, являющий бесконечные добродетели и мудрость. Бодхисаттва сидит на лотосовом троне и держит в правой руке меч, отсекающий беспокоящие эмоции, в левой - цветок лотоса. В короне на лбу находится главная буддийская драгоценность, "мыслящий камень" Чинтамани, исполняющий задуманное. Рождённым в годы Быка и Тигра надлежит выбрать Акашагарбху в качестве своего защитника.

Самантабхадра - бодхисаттва дхармы (учения), олицетворяющий полное сострадание и мудрость сущностной самости. Как и Манджушри, был одним из учеников Будды Шакьямуни. Восседающий на слоне и держащий в одной руке цветов лотоса, он символизирует искусные средства религиозной практики и является покровителем изучающих дхарму, а также покровителем рождённых в годы Дракона и Змеи.

Дзамбала (Вайшравана) - бог богатства; он не относится к числу зодиакальных протекторов, но явно покровительствует Сингапуру, раз уж с экономикой и благосостоянием в такой небольшой стране полный порядок. Дзамбала держит в руках мангуста, отрыгивающего драгоценности.

Махастхамапрапта - бодхисаттва, олицетворяющий силу мудрости, чьё имя можно перевести как "прибытие великой силы". В китайском буддизме обычно изображается в виде женщины с цветком лотоса в левой руке. Махастхамапрапта покровительствует рождённым в год Лошади.

Убаюкивающее и проникновенное пение монахов разливалось по залу, хотелось задержаться, постоять в уголке, не мешая потоку паломников и туристов.

Вайрочана - будда, трансформирующий неведение в подобную пространству (эфиру) всепронизывающую мудрость. Руки Вайрочаны сложены в жесте изложения дхармы, а покровительствует он рождённым в годы Обезьяны и Козы.

Ачала - гневное божество-защитник, один из "Королей мудрости". Мрачный Ачала с телом тёмно-синего цвета, объятым языками пламени, восседает на троне и в левой руке держит лассо, которым ловит демонов и вытягивает погрязших в неведении людей, а в правой руке - меч, поражающий демонов и отсекающий негативную карму. Зловещая ухмылка Ачалы с кривыми клыками вполне может отпугнуть, однако он защищает родившихся в год Петуха.

Амитабха - будда безграничного света и бесконечной жизни. В тибетском буддизме Будду бесконечной жизни зовут Амитаюс, но в Китае и Японии эти две формы отождествляются. Амитабха защищает рождённых в годы Свиньи и Собаки.

В насыщенном графике странствий по Сингапуру не удалось выделить больше времени и подняться в музей и другие залы, располагающиеся на верхних этажах храма. Однако увидеть вблизи зуб Будды всё равно разрешается только монахам высокого ранга.

Поэтому ограничились только первым этажом и двумя главными залами, а посмотреть экспозицию музея и подняться на крышу храма можно будет в следующие визиты в Сингапур.

От количества и многообразия подношений вкупе с золотым цветом рябит в глазах. А в центре в чаше с драконами можно снова увидеть бога богатства, Дзамбалу.

Красочные корзины с подношениями по случаю наступающего нового года, года Петуха, по китайскому календарю.

Храм открыт для посетителей с 7 утра до 7 вечера, в подвале также работает вегетарианский буфет, где можно недорого перекусить, если Вы уже не нашли себе по душе на соседних улочках кафешку, коих в Чайнатауне предостаточно.

Храм зуба Будды - островок тишины и умиротворения посреди хаоса Чайнатауна. В следующем посте от традиционной танской архитектуры перейдём к футуристической и отправимся к одной из главных визитных карточек Сингапура, комплексу садов "Gardens By The Bay". Keep it locked!

Другие посты о Сингапуре :

Этнические кварталы Сингапура

Потрясающий храм Зуба содержит, как полагают, левый верхний клык самого Будды. Эта драгоценная реликвия привлекает множество паломников, ежедневно несущих цветки белого лотоса и красного жасмина. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Согласно легенде, зуб был взят у Будды, когда он лежал на погребальном костре. В Шри-Ланку его доставили тайно в 313 году, спрятав в волосах принцессы Хемамали, бежавшей от индуистской армии, осаждающей царство ее отца в .

Реликвия сразу же стала объектом великого почтения. Зуб демонстрировали общественности по особым случаям, провозя по улице на спинах слонов, которые были священны для Будды. Во время таких церемоний неоднократно устраивались попытки захвата и уничтожения зуба.

Когда столицу Шри-Ланки перенесли в Канди в 1592 году, зуб Будды также доставили в этот город. В честь реликвии был построен храм в 1687-1707 годах, но позже он сильно пострадал во время колониальных войн с и . После войны оригинальные деревянные конструкции восстановили в камне.

В январе 1998 года индусы тамильских сепаратистов бомбили храм, повредив фасад и крышу. Восстановление началось сразу же после этого.

Что посмотреть

Белые с красными крышами группируются вокруг озера Канди (на острове по центру озера когда-то располагался гарем короля).

Весь комплекс окружен низкой белокаменной стеной, с деликатно вырезанными отверстиями, что придает филигранный эффект. Во время торжеств в отверстиях устанавливают свечи, освещающие всю террасу.

В поразительном отличии от простых фасадов, интерьеры храма богато украшены резьбой и инкрустацией по дереву и слоновой кости.

Зуб Будды хранится в двухэтажном здании с двумя большими слоновьими бивнями на фасаде. Реликвия лежит на золотом цветке лотоса в драгоценных шкатулках, возложенных на троне.

К храму примыкает восьмиугольная башня Паттирипува. Построенная в 1803 году башня первоначально являлась тюрьмой, но сейчас там находится коллекция рукописей на пальмовых листьях. На территории комплекса также располагается королевский дворец.

Фестиваль

Зуб Будды выносится из храма только раз в год, во время Эсала Перахера – 10 дневного факельного парада танцоров, барабанщиков и богато украшенных слонов. В настоящее время он является одним из наиболее известных фестивалей в , и вероятно, крупнейшим буддистским праздником в мире.

Традиция ритуального шествия началась в XVIII веке. Во время полнолуния в конце июля или начале августа королевский слон несет реликварий священного зуба, возглавляя процессию отлично подобранных небольших слонов.

Целая сотня слонов, одетых в сложные наряды, шагают в город в сопровождении танцоров с факелами. Первыми идут носильщики, расчищающие путь от толпы паломников, за ними следуют музыканты, жонглеры, акробаты и члены знатных семей в национальной цейлонской одежде.

В последнюю ночь процессия движется из города в храм, во главе со старейшинами в костюмах древних царей Канди.

Что еще посмотреть на Шри-Ланке: - древнейший дворец на вершине 200 метровой глыбы, - самый старый и самый большой католический собор на Шри-Ланке.

Храм Зуба Будды (Sri Dalada Maligawa, Temple of the Tooth) открыт ежедневно от рассвета до заката.
Стоимость: 1000 рупий (около 5.5 €), видеосъемка - 300 рупий, музей Буддизма - 500 рупий.
Следует соблюдать строгую одежду - плечи и колени закрыты, обувь снять у входа (хранение платно), головные уборы не одевать.
Как правило, храм чрезвычайно переполнен на Pooja, постарайтесь избежать этих часов: 5.30-6.30; 9.30-10.30; 17.30-19.30.

Как добраться: находится в центре Канди, на берегу озера. Добраться из Коломбо можно автобусом до станции Kandy Central Market (1 км), или поездом до станции Peradeniya (8 км), а далее на местном автобусе.
Официальный сайт: www.sridaladamaligawa.lk (автоперевод на рус.)

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым , приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.


Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.


Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.


Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.


На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.


Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Храм зуба Будды (Sri Dalada Maligawa) находится практически в центре города Канди. Сюда каждый день приезжает множество людей, чтобы своими глазами увидеть зуб священного Будды. история гласит, что примерно в 540 году до нашей эры после того как кремировали Будду, из костра достали его 4 зуба, которые были увезены в разные точки земного шара. На Шри-Ланку, того еще остров Цейлон, зуб Будды был привезен в прическе дочери правителя Калинги. Первоначально зуб хранился в городе Анурадхапура, далее его перевезли в город Полоннарува, а в начале 17 века зуб был перевезен в горд Канди, где находится и по сей день. Специально для него был возведен храм Далада Малигава. Много раз зуб Будды пытались уничтожить, так как если зуб будет уничтожен, то будет уничтожена буддийская вера Шри-Ланки. В 1988 году исламисты пытались взорвать храм с зубом Будды, им это удалось, храм был поврежден, но зуб Будды не пострадал. С тех пор для того, чтобы пройти на территорию храма, где хранится зуб Будды, вам нужно будет пройти через досмотр и металлоискатели. Женщины и мужчины проходят контроль отдельно.

Если вы едете из Коломбо, вы можете доехать на поезде или на автобусе , в направлении Коломбо-Канди часто ходит и тот и другой транспорт.

Поезд Коломбо-Канди, примерная стоимость билетов на человека: 1 класс — 500 рупий, 2 класс — 250 рупий, 3 класс — 100 рупий. Время поездки — 4 часа.

На автобусе вы доедете примерно за это же время.

Если вы едете с другой стороны, с юга Шри-Ланки вы также можете доехать до Канди на общественном транспорте.

Также до Канди вы можете добраться на такси практически из любой точки острова.

Хорошие отели в Канди на Booking:

В Канди мы остановились в прекрасном небольшом тихом отеле Linwood Bungalow на окраине города, так как мы путешествовали самостоятельно на мопеде. Отель небольшой, находится в очень живописном месте, а хозяин отеля очень добрый и отзывчивый человек. Мы останавливались здесь на 2 ночи и на утро получили в подарок завтрак на двоих от хозяина отеля.

Поэтому, если вы ищете недорогой и хороший вариант на пару-тройку ночей, могу вам его порекомендовать.

Итак, мы доехали до центра Канди, к тому самому прямоугольному озеру Bogambara lake, хотя оно не такое уж и прямоугольное, как оказалось 🙂 Здесь же поблизости находится и храм зуба Будды.


Наше посещение Храма Зуба Будды

Для девушек необходимо прикрыть плечи и колени, а на территории вас также попросят и обувь снять, да еще и заплатить за это! Но, начнем сначала. Мы подошли к огороженной территории храма зуба Будды. Здесь стояли 2 металлических прохода и проверяли абсолютно всех, а тех, кто был с рюкзаками или сумками — проверяли и их содержимое. Все серьезно, 2 кабинки — женщины и мужчины отдельно проходят осмотр. Мы без проблем прошли этот пункт досмотра и подошли к самому храму зуба Будды. Здесь нужно было снять обувь. Мы специально взяли с собой полупустой рюкзак, чтобы в него положить свою обувь, а не сдавать ее за деньги. Но! К нам подошла местная женщина и сказала, что обувь нужно обязательно сдать, хотя такого не было написано в правилах. Пришлось нам все-таки сдать обувь за 100 рупий — это с одной пары такая цена, нам сначала отказывались класть нашу обувь вместе и хотели заставить платить дважды, мы возмутились и в итоге ланкиец согласился положить их вместе. Честно говоря, мы привыкли, что везде в Шри-Ланке местные пытаются нас обмануть и заработать на этом. Конечно, не очень приятно, но что делать 🙂 Итак, мы сняли и сдали нашу обувь и прошли ко входу, вокруг нас было множество школьников, я уже как-то писала, что мы попали в местные школьные каникулы, поэтому по всем популярным местам нас сопровождали школьники.

Мы прошли на второй этаж, здесь местные кладут цветы лотоса, которые можно было купить у входа в храм. И оставить денюжку на нужды храма.

Там вдалеке, где деревянные постройки есть окно, где в коробочке находится зуб Будды. Его выносят ближе к верующим во время службы — пуджи трижды в день в 5.30-6.45, 9.30-11, 18.30-20.00. Выносят то его конечно выносят, но коробочку не открывают, поэтому так и непонятно есть там он на самом деле или нет. 🙂

Местные сидят на полу и что-то шепчут при этом кланяюсь.

Мы прошли весь второй этаж, стали спускаться по лестнице и в наших головах витали недопонимание ситуации. И это все? То, ради чего мы заплатили по 1000 рупий за вход с человека. Все были слишком маленьким, мы провели в храме минут 10-15. Но, спустившись, мы увидели, что местные идут куда-то вглубь территории храма зуба Будды. Мы решили пойти за ними и вошли в еще одно помещение. В центре сидел большой золотой Будда.

А в самом помещении по сверху под потолком висит несколько картин и что-то написано под ними.

Как оказалась там была написана история с самого рождения Будды и до его смерти и того, каким именно образом его зуб попал на остров Цейлон. Довольно-таки интересно, мы все прочитали. Написано по-английски.

На самом деле, здесь еще много различных помещений, но мы так и не поняли, можно ли туристам туда ходить, а если можно, то скорее всего за отдельную плату. Мы же не захотели больше никуда идти. Честно говоря, ожидали большего от этого знаменитого храма зуба Будды. Сама территория храма очень ухоженная и красивая. Мы обнаружили здесь также вот такой колокол.

Сам храм снаружи нам тоже понравился, по бокам он окружен водой.

Внутри же, если честно, не очень впечатлил. Если вы очень хотите посетить храм зуба Будды, то конечно же посещайте, если вы сомневаетесь идти или нет, и у вас есть другие варианты как провести время, то тогда лучше выберите другой вариант. Хотя я не жалею, что мы его посетили, так как у нас было свободное время и мы не знали куда недалеко и ненадолго сходить.

Не закончилось. После чашечки крепкого кофе, он решил лично отвезти нас в один из самых живописных городов Шри-Ланки — Канди, так сказать «передать лично в руки» своему брату, дабы у нас представилась возможность погулять по второму по величине городу страны и посмотреть известный многим туристам храм Зуба Будды в Канди.

Никогда не любила такие ситуации. Представляю себя на месте сингальца: сижу я так тихо-мирно дома, попиваю чай или строю планы на выходные, а тут заваливается ко мне двоюродный брат, да еще и двух неизвестных иностранцев просит приютить. В большинстве случаев многие отказывают, но есть и такие, которым не в тягость.

Правда, в этот раз получилась немного другая ситуация. Когда мы подъехали к дому брата Рована, того не оказалось на месте, что очень встревожило нашего друга. В итоге, он договорился с соседями, чтобы мы оставили у них вещи, пока будем гулять по достопримечательностям Канди. А по возвращении, когда брат уже будет дома, можем переночевать как минимум у него на веранде, на улице.

Сам дом располагался на холме, и прилегающий небольшой кусок территории тоже относился к частным владениям. Поэтому для нас даже ночевка «во дворе» была за счастье, почти как на даче и не жарко. Кстати, «холмистое» расположение жилых домов абсолютно нормальное явление для Канди, ведь сам город в переводе означает «гора» и располагается в горном массиве высотой 488м. над уровнем моря.

Как добраться до города Канди.

Ближайшим аэропортом к Канди является крупнейший международный аэропорт Шри-Ланки в Коломбо , расположенный в 110 км. от города.

Как читатель уже догадался, мы добирались до Канди автостопом с нашим новым хорошим другом Рованом. Для тех, кто еще не обзавелся друзьями на Шри-Ланке, мы расскажем несколько других способов проезда.

Автобусом.

Конечно же, автобусы еще никто не отменял, поэтому любой желающий может добраться до города Канди с автовокзалов , Негомбо, и других крупных городов Шри-Ланки . Конечной точкой которых будет автобусная станция, расположенная по соседству с Центральным железнодорожным вокзалом Канди.

Дорога из столицы в Канди представляет собой узкий извилистый серпантин с медленным утомительным трафиком. Автобусы, конечно, ходят каждые 15-20 минут, но очень уж напоминают переполненные по утрам вагоны московского метро. Да и стоимость почти такая же — около 150 рупий (40 руб.).

Поездом.

Самый быстрый и сравнительно недорогой способ добраться до Канди из других городов Шри-Ланки. От станции Коломбо-Форт до Центрального вокзала Канди (Maha Nuwara) дорога занимает около трех часов, а стоимость поездки составляет 260-360 рупий (в зависимости от типа вагона).

Кроме того, если ехать из столицы поездом, можно насладиться захватывающим дух видом холмистых районов Центральной Шри-Ланки, покрытыми зеленью тропических лесов и чайных плантаций.

В храм Зуба Будды бесплатно.

Итак, вещи мы сдали в небольшой магазинчик гаражного типа рядом с домом, и снова сели в микроавтобус Рована, который подкинул нас до центра города. Наш заботливый друг даже прогулялся немного за компанию с нами, беспокоясь, как бы мы не заблудились в этом большом городе. Смешной он, конечно, но милый.

Я ничуть не преувеличу, если назову город Канди самым красивым городом Шри-Ланки. Взять хотя бы архитектуру, которая сохранилась до наших дней практически в том виде, в котором появилась в дни правления короля Викрамбаху.

Но еще более красивое и живописное место – это, конечно, выкопанное в центре города искусственное озеро.

Вокруг него мы пройдемся, только чуть позже, потому что перед нашим взором начали показываться башенки буддийского храма Зуба Будды – самой знаменитой достопримечательности Канди.

Куда ни приедешь, везде эти храмы с зубами Будды, что в , что на Шри-Ланке. Невольно думается, что эти буддисты совсем помешанные. На самом деле в древности «священный зуб» всегда следовал за королями, а короли, как известно, обосновывались в столицах государств. Ведь вплоть до 19 века, когда в Канди пришли британцы, этот город считался столицей. Сейчас это все история, оставим ее для местных школьников, перед нами же очередной храм, куда неплохо бы найти «черный ход». Но, сначала пройдем на главный и узнаем, сколько стоит билет. А стоит он 1000 рупий, неплохо для очередного зуба…

Как известно в любом заборе, даже таком высоком, какой оказался вокруг храма Зуба Будды , есть дыра или незапертая дверь. Поэтому, не спеша прогуливаясь и хрустя зеленым шоколадом с яблочным вкусом, который случайным образом нашелся в одном из местных магазинов, мы направились в обход налево от главного входа.

Неожиданно забор закончился большими воротами, за которыми стояла пара местных в форме. Немного потоптавшись в нерешительности, мы уже думали двигаться в обратном направлении, как один из охранников улыбнулся и жестом пригласил пройти на территорию храма. Вот те раз!

Рано обрадовались, территория территорией, да только, чтобы дойти до самого храма, нужно еще как-то проскочить узкие двери более древнего ограждения, где к нам лицом сидела женщина в форме.

Медленно мы подошли поближе. Прогонят, так прогонят, терять все равно нечего. Но, женщина то ли нас не заметила, то ли решила, что мы отсюда и вышли. Короче говоря, мы с легкостью преодолели второй вход и оказались практически сразу перед храмом.

Снова загвоздка, чтобы прогуляться в 10 метрах от здания храма, нужно соблюсти «дресс код», то есть идти в юбке и без тапок. На сей раз, на разведку первой пошла я, на всякий случай, прихватив фотоаппарат. Я прицепилась к группе местных паломников, еле перенося боль от нагретых полуденным солнцем плит. Местные же шли так, будто и не чувствовали этого.

Я спокойно прошлась в одну сторону, потом в другую. Пофотографировала здание с разных ракурсов, прогулялась по парку. Как выяснилось, хоть на главном входе и платят за билет, но на самой территории не слишком его проверяют, а вот чтобы попасть внутрь храма, необходимо пройти по узкой (для одного человека) дорожке, в конце которой стоит человек, проверяющий наличие билета. Ну вот, опять облом, внутрь храма безбилетникам не попасть.

Я вернулась к Андрею и описала ему всю ситуацию. Тот тоже решил прогуляться, правда короткие шорты мешали ему осуществить эту задачу. Пришлось даровать со своего плеча платок, который он повязал, как порео. Смотрелось смешно, однако его пропустили.

Он тоже побродил вокруг храма и в парке, а когда вернулся, мы вместе нагло вышли через главный вход. Теперь можно было со спокойной душой изучить местность вокруг живописного озера на наличие прочих достопримечательностей Канди и поглазеть на местных смешных уток.

Прогулка по городу Канди.

Говорят, что на Канди нужно потратить не меньше двух дней. Не смотря на то, что город действительно живописен, я бы дала ему максимум сутки. Кроме храма Зуба Будды, озера и Королевского Ботанического сада, расположенного в нескольких километрах от Канди, вряд ли что-либо еще стоит внимания.

До сада мы не добрались по причине того, что нужно было возвращаться за рюкзаками, а потом искать ночлег неизвестно где, поэтому оставшееся время до вечера мы просто прогуливались по улицам города, заглядывали в небольшие парки и магазинчики.

Да, Канди считается вторым по величине после столицы, однако здесь нет той суеты, которая присуща многим большим шумным городам, особенно если они туристические. Поэтому даже от простой прогулки получаешь какое-то душевное удовольствие.

В одном из «маркетов» мы купили что-то молочное в горшочке (нечто среднее между йогуртом и сметаной) с лавашом, и устроились в сквере на скамейке, чтобы перекусить.

Только когда солнце начало опускаться к горизонту, мы оказались перед знакомым магазином, где стояли наши вещи. Поблагодарив хозяина, мы накинули рюкзаки на плечи и отправились к дому брата Рована. Хозяин уже был дома, и встретил нас у ворот.

Эту ночь спалось тихо и спокойно. Оно и к лучшему, мы еще не знали, каким невероятно тяжелым выдастся следующий, когда мы будем .

Похожие публикации