Развитие лидерских качеств. Какими качествами обладает настоящий лидер

Фраза «Лидерами, не рождаются, а ими становятся» известна всем, кто хотя бы раз в жизни оказывался в составе команды. Это не пустые слова, опытные психологи, имеющие стаж работы с людьми, разбирающиеся в человеческой психологи отмечают, что есть проверенные и весьма успешные методы воспитать в себе лидерские качества и командирские привычки. Но достаточно ли этого? Что еще должно быть заложено в психике человека для достижения поставленной цели – уметь управлять людьми, держать в своих кулаках общественное настроение, держать нос «по ветру»» и уметь создать благоприятную атмосферу. Причем не обязательно, чтобы человек, за которым идут, был «семи пядей во лбу». Просто нужно научиться ставить конкретные цели, определять приоритеты.

Важное и, пожалуй, главное качество лидера – это обостренная интуиция, умение предвидеть и коммуницировать с окружающими, особенно со своими коллегами, командой. Большинство приписывает вожакам массу определенных черт характера и качеств. Но это неправильно.

Лидеры – это не всегда герои, эрудиты, красавцы, силачи. Этот человек умеет действовать, порой идет ва-банк, реально и честно оценивает сложившуюся ситуацию, готов к поражениям и стойко их переносит и четко оценивает свои способности и возможности. Он не обманывает себя и не летает в облаках, вот почему качества лидера можно в себе воспитать каждому.

Как видим – это не инопланетное существо, которое с молоком матери впитало в себя поразительные качества, а обычный человек.

Важные качества для лидера

Рассмотрим ряд отличительных черт того, кто сможет обуздать толпу и повести за собой миллионы. Что-то из нижеперечисленных признаков может быть в крови человека, то есть передаться на генетическом уровне, некоторые черты воспитываются окружением, а что-то можно обрести самостоятельно, взяв волю «в кулак». Но будучи уже взрослым, многие утверждают, что перевоспитать себя невозможно. Что есть в характере, то и будет сопровождать до конца жизни. Но практика показывает совершенно другое. Все можно изменить, главное иметь желание – это самый важный «ингредиент» человеческой натуры. Если мы чего истинно хотим, то добиваемся этого, чего бы нам это ни стоило, не так ли?

Уважением к людям, коммуникабельность

Общество – весьма чувствительная категория. Не то что повести за собой, а хотя бы остановиться на уровне общения можно только тогда, когда проявляешь к своему визави уважение. Оскорбительное, хамское отношение, пренебрежение советами, неумение слушать, слышать, закрытость всегда вызывает у людей отторжение и ни о каком развитии не может быть и речи.

Необходимо «подкупить» сотоварища, причем в хорошем смысле. То есть проявить максимум понимания и дать понять – его мысль и мнение имеют колоссальное для вас значение. Также нужно научиться заинтересовать человека. Ведь никто из нас не откроет книгу, не просмотрит фильм, если не будет интереса. А что уж говорить о важных делах, например о новом проекте, поездке, отдыхе, если человека не удалось заинтересовать?

Заинтересованность в жизни команды

Нельзя быть в группе и не знать, кто и чем в ней дышит. Лидер попросту обязан быть в курсе событий в жизни своих сотоварищей. Его участие, банальное сочувствие или понимание уже первый шаг на пути к «вербовке». Также важно создать в коллективе здоровую, стимулирующую, а если хотите, и мотивирующую атмосферу. А это напрямую зависит от лидера. Он обязан со всеми общаться на равных, не выделять никого из толпы и не создавать себе любимчиков. В группе не должно быть ревности, зависти и обиды. Все члены команды в душе должны ощущать собственную значимость и понимать, что без него цепочка общего действия будет разорвана.


Требовательность к себе

Чтобы стать лидером, необходимо в первую очередь быть требовательным к себе. Давайте ответим на вопрос – пойдете ли вы за тем человеком, у которого есть проблемы с самодисциплиной? Нет, вряд ли найдется успешная компания, главой которой является алкоголик или наркоман. Во всяком случае, в начале пути он не отвлекался на глупости и поэтому за ним шли люди.

Итак, какие требования по отношению к себе должен выполнять лидер: вести . Больной, слабый человек, будь то женщина или мужчина не вызывают авторитета. Необходимо работать над своим здоровьем. Заниматься спортом или хотя бы посещать бассейн, фитнес-клуб, тренажерный зал.

Не может лидер то и дело пропадать в больницах по причине недомогания. Поэтому нужно сделать все, чтобы органы не давали сбой – есть , пить чистую воду.

Умственные способности

Глава команды обязан быть более эрудированным, чем члены его команды. Нужно быть готовым ко всяким вопросам и давать сотоварищам конкретный и проверенный ответ. Болтовня ни о чем, пустые обещания, скрытая ложь и другие негативные методы вербовки людей вылезут боком. Если кто-то и поверит в начале, то потом раскусит обманщика и хвастуна в два счета. Минимум уйдет, максимум «начистит» лицо за потерянное время и массу разочарований. Читайте книги, всегда следите за новостями, особенно в своей сфере.

  1. Не стыдитесь перенимать опыт у более опытных коллег. Особенно следите за деятельностью, чертами характера тех, кто сумел достигнуть в этой жизни большего и пользуется авторитетом, уважением окружения.
  2. Не бойтесь ошибок, они нас учат не совершать их в дальнейшем. Главное, не останавливаться из-за мелких огрехов и идти дальше. Но если есть возможность – все же учитесь не на своих, а на чужих ошибках. Проанализируйте их методы, опыт и применяйте в своей деятельности. Более того, банально попросите у опытного товарища совета, не стесняйтесь обратиться за помощью.
  3. Отлично помогают развивать интеллект новые знакомства, общение с друзьями. В процессе беседы мы всегда можем узнать что-то новое, пополнить запасы знаний в той или иной области. Полученная информация всегда пригодится.
  4. Мозг тоже должен «отдыхать». Периодические перерывы в работе, позитивный настрой, радость и веселье способны также освежить способности.

Будьте уверены в себе

Без этой черты характера никогда из вас не получится лидер. Чтобы достигнуть хоть чего-то – нужно верить в себя и делать ставку только на успех. Конечно, некоторая доля сомнений может быть, это нормально для каждого из нас.

Чтобы воспитать уверенность, необходимо фиксировать каждую победу, пусть даже маленькую, незначительную. Из таких кирпичиков можно будет водрузить огромное сооружение, которое станет мощным стержнем в характере лидера.

Одержав первый «выигрыш», продолжайте дальше. Будьте напористы, если попали в затруднительное положение, ищите другие варианты для преодоления пути. Не стоит относить трудности к негативу, это в какой-то степени плюс. Таким образом, оттачивается, утверждается характер.

Также важно проявляться уверенность в себе во время беседы. Мало кому из нас известно, что твердость характера в первую очередь проявляется при общении. И если преодолеть неуверенность, робость в разговоре, то дальше будет намного легче.

Поэтому общайтесь, ведите беседы с теми, кто старше и выше вас по статусу. Не бойтесь получать «удары», важно чтобы вы давали «отпор», то есть уметь парировать, отвечать. Со временем мастерство будет отточено, и разговор будет проходить в легкой и непринужденной обстановке, без ваших заиканий, препинаний, покраснений и т.д.


Умейте правильно общаться

Чтобы ощутить себя истинным лидером, не бойтесь выступать перед людьми. Ораторское искусство предусматривает не только влекущие слова и лозунги. Человек должен уметь «держаться» на людях, внушать уверенность в себе и тем, кто его слушает. Попробуйте прямо сейчас.

При общении и выступлениях, защите проектов нельзя давить на жалость. Запомните – любое дело, на которое вы пошли с командой, сопряжена с проблемами, которые нужно решать стойко и без соплей. При этом голос звучит твердо, говорите четко, убедительно, можно даже немного добавить «наглости», но в меру!

Будьте напористы и выносливы

Уверенным быть в себе поможет выносливость и напористость человека. Нельзя после первой же неудачи или трудности опускать руки. Команда пойдет именно за тем человеком, который не сдается и внушает своим товарищам уверенность, мотивирует свою решительность, стимулирует не только на словах, но и поведением. Здесь же проявится и ответственность человека. Ведь его товарищи глядят на него с надеждой на то, что он доведет их до успешного завершения дела. Вспомните великих личностей, которые сделали для мира величайшие открытия. Ведь им пришлось тренироваться годы, десятилетия, чтобы добиться своего. Не бывает легких побед, иначе она будет попросту неощутима.

Есть легкий способ укрепления своей выносливости. Поставьте перед собой задачу, которую вы на данный момент в любом случае не способны выполнить. Но идите к ней навстречу решительными шагами, преодолевая трудности и препятствия.

Работайте над своим характером

Что мы говорим о боссе, который то и дело на всех орет, бросается бумагами, ругает по причине и без? Конечно отвратительные слова. В таких компаниях как правило, большая текучка. Работники сменяют друг друга, из-за чего падает эффективность труда и, конечно же, прибыль. Даже если там предлагают большую зарплату, не хочется становиться объектом унижений и оскорблений. Поэтому запомните следующие правила:

  1. Контролировать свои эмоции и не выходить из себя.
  2. Не сплетничать ни с кем о сотоварище, пресекать злые разговоры в коллективе (доме, классе).
  3. Не нужно быть слишком мягкотелым, все позволять и все прощать, иначе о дисциплине не может быть и речи. И к тому же, настоящий лидер не должен быть «мямлей». Главное – быть справедливым, и в то же время не давать шансов на нарушение субординации, панибратство, амикошонство.
  4. Будьте позитивны, внушайте коллегам только положительные перспективы.

Лидер должен быть оптимистом и с уверенностью смотреть в будущее. Никаких разочарований, скандалов, конфликтов, разборок.

Будьте тверды

Как бы ни было тяжело – но с самого начала нужно научиться говорить «Нет!». Иначе сядут на голову и перестанут видеть в вас вожака стаи. Не бойтесь кого-то обидеть, ведь вы применяете это слово уместно, а не для того, чтобы сделать больно. Если не научитесь – вы не лидер, уходите с этого места и уступите его другому, более решительному и твердому человеку.

Что касается товарищей, то они не должны обижаться. Конечно, поначалу будут «непонятки», но это не значит, что вам нужно сдавать свои позиции. Важно уметь объяснять, почему «Нет!». Умный человек поймет, дурак возмутится. Если в вашей команде есть, лучше от него избавиться – пусть уходит и не нарушает дисциплину. Будете следовать нашим советам – все будет в порядке. Наступит момент, когда уверенные в вас коллеги не будут переспрашивать, почему вы дали негативный ответ.

  1. Никогда не угрожайте своему сотруднику – это не метод, к тому же выглядит подло. Не хочет работать или слушаться – дистанцируйтесь.
  2. Не нужно вызывать у команды жалость, вожак не имеет на это права. Категорически не раскрывайте мелкие детали личной жизни, все должны знать – у вас все в порядке. Душу изливать нужно только близкому другу или родственнику.
  3. Научитесь говорить слово «Нет» и себе. Пожалуй, это самое трудное для каждого человека. Но и у лидеров бывают свои слабости, и если он не научится отодвигать их на второй, еще лучше на третий план – пиши-пропало. И к тому же удовлетворять все свои желания, то организм полностью расслабится и избалуется.
  4. Откажитесь от всех . Сюда относится курение, спиртные напитки, азартные игры, обжорство и т.д. В вашей жизни должен быть полный порядок и никаких пагубных излишеств, а то не останется сил для управления людьми. Да и какой пример вы показываете окружающим? Команда хочет быть похожей на своего лидера, а здесь такое – непорядок!


Будьте решительны в решениях

При планировании каких-то вещей, обязательно составляйте список. Составьте схему, и шаг за шагом согласно плану подбирайтесь к решению. Если что-то получается не так, не раздражайтесь. Нужно успокоиться, оценить сложившуюся ситуацию и действовать дальше. В этом смысле отлично помогает йога. Простые и легкие в выполнении 7 чакр на каждый день недели позволят привести в порядок внутренний мир, от которого все и зависит.

При принятии решения нужно взвесить все «за» и «против», подумать о последствиях, причем в разных вариациях.

Стремитесь к своей цели невзирая ни на что

Если поставили цель – не забывайте о ней, ведь она ждет вас с нетерпением. Есть точка, к которой нужно стремиться, быстро или медленно, главное идти, а не стоять на месте. Нужно понимать, что не она к вам, а вы к ней должны идти, по-другому не бывает. И, пожалуйста, навсегда забудьте привычные отговорки типа «С понедельника начну», «Завтра это сделаю», «подожду, когда наступит лето» и т.д.

Внушайте себе, что все получится. Хотите получить хорошую должность – готовьтесь к ней мысленно и убеждайте себя в том, что лучше вас с ней никто не справится.

Будьте ответственны

Хотите командовать – тогда учитесь и отвечать за всех! И если что-то сделали не так – не стесняйтесь признавать ошибку. Лидер должен быть честным и открытым, и ни в коем случае нельзя перекладывать ответственность на плечи других. В лидерстве есть не только позитивные, но и отрицательные последствия. Глядя на вашу самоотверженность – команда получит наглядный пример и будет так же серьезно и ответственно относиться к своим обязанностям.

Ответственный человек умеет правильно распределять обязательства между сотоварищами. Для этого нужно знать способности и наклонности каждого из подчиненных. Таким образом, и группа не будет конфликтовать, и дело будет ладиться.

Учитесь быть организатором

Лидер без коллектива – не лидер. И если в команде возникает непонимание, разлад – считайте, что вы не оправдали своего звания. Научитесь организаторским способностям. Нужно внимательно следить за поведением каждого подчиненного, выслушивать, считаться, чувствовать настроение среди сотрудников. Перед главным в команде стоит тяжелая, но разрешимая задача. Нужно создать атмосферу, в которой все будут . Причем контролировать этот процесс придется все время.

Нужно уметь объединять, сплачивать людей вокруг идеи, дела, проекта, работы. А для этого нужна мотивация. Не ведите их к цели, которая не оправдает ожиданий. Как бы банально ни звучало, она должна принести моральное, физическое или финансовое удовольствие, или все вместе.

При преодолении трудностей, несите тяготы вместе со всеми, не обособляйтесь и не создавайте из себя «барина» с кучей прислуги. Каждый должен выполнять свою работу, но выполнять её честно, не сваливая на плечи другого.

Не забывайте о себе

Да, по пути к лидерству, характер человека претерпевает массу изменений. Но не нужно полностью переделывать себя, оставайтесь самим собой, разве что подточите свои качества и уберите все лишнее, ненужное, вредное.

При устранении негативных качеств, все записывайте в тетрадку. В конце дня сделайте анализ поступков и решений, продумайте еще раз, правильно ли вы поступили – никогда не поздно сделать выводы.

Советуйтесь с близким, родными, друзьями. Пусть они также выпишут все ваши недостатки на листок. Не нужно обижаться на критиков, ведь они желают вам только лучшего.

Проведите интересный и действенный ритуал. На листке бумаги выпишите все свои недостатки, препятствия, не позволяющие достигнуть желаемого. Не нужно долго думать – отражайте на листке все, что приходит на ум. Пусть вы даже будете повторяться – не беда. Главное ничего не скрывать и быть честным перед самим собой. Затем скомкайте и сожгите бумагу, вместе с огнем, уйдет все плохое и дорога к цели очистится.

И главное – не забывайте себя иногда баловать. Мы не говорим о том, что нужно вернуться к разгульной жизни, пагубным привычкам, приступам лени и т.д. Просто полюбите себя, не отказывайтесь от моментов, дарящих удовольствие. Например – отправьтесь на море или за город, отдохните в кругу семьи на даче, пожарьте шашлыки, половите рыбку, отправьтесь с друзьями на охоту. Женщинам лидерам нельзя забывать и о своей внешности. Она попросту обязана выглядеть сногсшибательно, и не имеет права на запущенность. Посетите спа-салон, ухаживайте за кожей, волосами, будьте красивы. Не стоит отказываться выбираться с друзьями в ресторан, на природу. Единственное условие – делайте это в свободное от работы время. В течение недели нужно трудиться вместе с командой, а отдыхать в заслуженные выходные. Причем отдыхать должны все без исключения. А если возник форс-мажор, завал на работе – то и включаться в дело нужно всем без исключения, особенно лидеру команды.

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.

MENSBY

4.6

Американский эксперт по вопросам лидерства Джон Максвелл, помогающей максимизировать личный и лидерский потенциал, определил 21 качество обязательное для настоящего лидера.

В книге «21 обязательное качество лидеров» проанализированы качества и черты характера, которыми обладают все великие лидеры.

1-ое качество лидера по Джону Максвеллу - будь твердым как скала

Характер определяет как действует лидер в трудных жизненных ситуациях, кризис не обязательно сформирует характер, но выявит и раскроет его. Беда свалившаяся на голову лидера - переломный момент, который заставляет человека сделать выбор: либо проявить характер, либо идти на компромисс. Последователи перестают доверять лидерам, если узнают, что у тех неустойчивый характер, и никогда больше не идут следом за ними.

2-ое качество лидера по Джону Максвеллу - стать харизматическим лидером

Чтобы стать харизматическим лидером, нужно обладать харизмой. Однако многие думают, что харизма дается или не дается человеку, если он обделен её, то ему не дано. Харизма - способность притягивать к себе людей, ее можно развить. Чтобы превратиться в человека, который притягивает к себе других, вы должны: Любить жизнь, Ставить каждому человеку пятерку, Дарить людям надежду, Делиться собой и своими достоинствами.

3-е качество лидера по Джону Максвеллу - преданность делу

Люди не идут за теми лидерами, у которых отсутствует преданность делу. Это качество может проявляться в самых разнообразных действиях: и в том, сколько времени вы посвящаете работе, и в усилиях, затрачиваемых вами на развитие своих способностей, и в тех личных жертвах, на которые вы идете ради коллег. Истинная приверженность долгу вдохновляет и притягивает окружающих. Она показывает им, что вы обладаете убежденностью. А ведь они будут верить в вас только в том случае, если вы сами верите в свое дело.

4-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение общаться

Эффективному лидеру абсолютно необходимо развивать у себя первоклассные навыки общения. Он способен уметь делиться с другими своими знаниями и идеями, а также внушать окружающим энтузиазм и ощущение безотлагательности каких бы то ни было действий. Если лидер не в состоянии - ясно довести до окружающих важную идею и мотивировать их к действиям, то факт наличия у него подобной идеи вообще не имеет значения.

Вы можете стать более эффективным коммуникатором, если будете придерживаться следующих четырех основных принципов: Упрощайте свою мысль, Умейте видеть конкретного человека, Демонстрируйте людям правду,Добивайтесь ответной реакции.

5-ое качество лидера по Джону Максвеллу - компетентность

Компетентность идет гораздо дальше слов. Она означает способность лидера сформулировать то, что нужно, спланировать то, что нужно, и сделать то, что нужно, причем таким образом, когда другим ясно, что вам известно, как надо поступать, и им ясно, что они хотят следовать за вами. Если вы хотите по-настоящему развить в себе данное качество, то должны делать следующее: Каждый день проявляйте свою компетентность,Не переставайте все время совершенствоваться, Всякое дело доводите до удачного конца,Делайте больше, чем от вас ожидают,Воодушевляйте других.

6-ое качество лидера по Джону Максвеллу - мужество

Когда в вашей жизни дело доходит до трудных решений, которые бросают вызов, необходимо помнить следующие истины, которые характеризуют мужество: Мужество начинается со сражения внутри вас, Мужество означает умение поступать правильно, а не просто ловко,Мужество, присущее лидеру, вдохновляет его последователей быть преданными делу,Ваша жизнь разворачивается вширь и вглубь пропорционально вашему мужеству.

7-ое качество лидера по Джону Максвеллу - проницательность

Проницательность представляет собой способность найти решение существующей проблемы. С помощью проницательности становится возможным достижение нескольких важных целей: Выявление корней возникающих проблем, совершенствование своего умения решать проблемы(Если вы в состоянии видеть корни стоящей перед вами проблемы, то, стало быть, в состоянии и решить ее),Оценка имеющихся вариантов с целью выбора максимально эффективного,Умножение своих возможностей (лидеры являются творцами собственного "везения", которое представляет собой результат их проницательности, означающей готовность использовать свой опыт и следовать за своими инстинктами).

8-ое качество лидера по Джону Максвеллу - сфокусированность

Сфокусированность необходима для того, чтобы стать эффективным лидером. Основное место занимают приоритеты и концентрация. Лидер, расставивший приоритеты, но не обладающий должной концентрацией, знает, что нужно сделать, но никогда не приступит к выполнению намеченного. Если же ситуация складывается наоборот - лидер располагает концентрацией, но не обладает приоритетами, то он будет топтаться на месте не продвигаясь вперед. Каким же образом нужно фокусировать свое время и энергию? Руководствуйтесь в этом деле нижеследующими принципами: Концентрируйте 70 % ресурсов на своих сильных сторонах, Концентрируйте 25 % ресурсов на новых вещах, Концентрируйте 5 % ресурсов на своих слабых сторонах.

9-ое качество лидера по Джону Максвеллу - щедрость

Ничто не взывает к окружающим громче и не убеждает их сильнее, чем щедрость и великодушие лидера. Разовое проявление этого качества нельзя назвать истинной щедростью. Она исходит от сердца и пронизывает каждый аспект жизни лидера, вплотную касаясь его времени, денег, талантов и имущества. Эффективные лидеры, действительно способные повести за собой, действуют, прежде всего в интересах других людей, а не исключительно в собственных целях. Взрастите в себе щедрость и культивируйте ее как неотъемлемый элемент своей жизни. Для этого необходимо: Быть благодарными за то, что у вас есть,Ставить на первое место своих людей,Не позволять, чтобы желание обладать управляло вами,Трактовать деньги как ресурс,Вырабатывать в себе привычку отдавать.

10-ое качество лидера по Джону Максвеллу - инициативность

Успех связан с конкретными действиями. Преуспевающие люди не перестают все время шевелиться. Они совершают ошибки, но никогда не выходят из игры. Какими свойствами должны обладать лидеры, чтобы по их воле и желанию происходили некие важные события? Свойства эффективного лидера: Лидеры знают, чего хотят, Лидеры мотивируют себя к действию.(Инициативные люди не ждут, пока кто-то другой вызовет в них мотивацию. Они сами знают, что на них и только на них лежит ответственность заставить себя покинуть привычную зону комфортности.), Лидеры готовы к большему риску, Лидеры совершают больше ошибок. Если вам недостает инициативности, первым делом осознайте, что истоки данной проблемы лежат внутри вас, а не в окружающих.

11-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение слушать

Хороший лидер поощряет приверженцев сообщать ему то, что он должен знать, а вовсе не то, что ему хотелось бы услышать. Обдумывая, каким образом использовать свое время, отведенное на выслушивание окружающих, имейте в виду, что, слушая людей, вы преследуете две цели: поддерживать с ними контакт и учиться. По этим причинам вы должны держать открытыми не только свои глаза, но и уши, когда перед вами оказываются следующие люди: Ваши последователи, Ваши клиенты, Ваши конкуренты, Ваши наставники (Никакой лидер не бывает настолько продвинутым или опытным, что может позволить себе обходиться без наставника). Не ограничивайтесь одним лишь улавливанием голых фактов. Начинайте вслушиваться не только в слова, но и в чувства, в затаенный смысл и подводные течения.

12-ое качество лидера по Джону Максвеллу - страсть

Рассмотрим 4 важных положения, которые касаются страсти, того, что она может дать вам как лидеру: Страсть - это первый шаг к достижениям(Всякому, чья жизнь выходит за рамки обычного, присуще некое большое желание),Страсть наращивает вашу силу воли(Если вы достаточно сильно жаждете чего-нибудь, то сможете найти в себе силу воли, чтобы добиться этого. Единственный путь обрести именно такое, по-настоящему горячее желание, состоит в том, чтобы выработать в себе страсть), Страсть изменит вас(Если вы следуете по пути, который диктует вам страсть, а не какие-то иные чувства и соображения, то наверняка станете более преданным делу и более продуктивным человеком. А это приведет к росту вашей способности влиять на других), Страсть делает невозможное возможным(Люди устроены таким образом, что всякий раз, когда что-нибудь воспламеняет их душу, слово "невозможно" для них исчезает. Огонь в сердце возвышает буквально все в вашей жизни).

13-ое качество лидера по Джону Максвеллу - позитивная установка

Преуспевающий человек - это тот, кто умеет сложить прочный фундамент из кирпичей, которые в него бросают. Если вы по-настоящему желаете стать эффективным лидером, то вам просто необходима позитивная жизненная установка. Она не только предопределяет ваш собственный уровень удовлетворенности как личности, но также оказывает существенное воздействие на то, каким образом взаимодействуют с вами другие люди. Чтобы лучше понять, что означает быть позитивно настроенным и как им стать, подумайте о следующих вещах: Ваша установка - это ваш собственный выбор, Ваша установка определяет ваши действия,Ваши люди - это зеркало вашей установки,Поддерживать хорошую установку легче, чем восстановить утраченную.

14-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение решать проблемы

Независимо от того в какой области действует лидер, ему предстоит столкнуться с проблемами. Они неизбежны по трем причинам. Во-первых, мы живем в мире, которому свойственны постоянно возрастающая сложность и многообразие. Во-вторых, мы взаимодействуем с людьми, причем с самыми разными. И в-третьих, мы не в состоянии управлять всеми ситуациями, с которыми нам приходится иметь дело. Лидеры, обладающие способностями хорошо решать проблемы, проявляют следующие 5 свойств: Они предвидят проблемы,Они принимают правду такой, какой она есть,Они видят полную картину,Они все делают по порядку,Они не отступают от главной цели, когда оказываются на спаде.


15-ое качество лидера по Джону Максвеллу - научиться ладить с людьми

Способность работать с людьми и укреплять взаимоотношения с ними абсолютно необходима эффективному лидеру. Люди действительно хотят идти рядом с теми, о ком они придерживаются высокого мнения и с кем им приятно иметь дело. Что может делать человек, являющийся лидером, чтобы укреплять и культивировать хорошие взаимоотношения с людьми: Нужно обладать головой лидера - понимать людей,Нужно обладать сердцем лидера - любить людей,Нужно протягивать людям руку лидера - помогать им.

16-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение нести ответственность

Крупный успех требует от вас брать ответственность на себя... В конечном счете единственное качество, которое присуще всем преуспевающим людям, - то умение и готовность брать ответственность на себя. Хорошие лидеры никогда не берут на вооружение менталитет жертвы. Они осознают следующее: за то, кем они являются и какое место в жизни занимают, несут ответственность они сами, а вовсе не их родители, супруги, дети, правительство, начальство или сослуживцы. Характеристики людей, которым присуще чувство ответственности: Они умеют делать дело, Они всегда готовы идти дальше, чем нужно, Их ведет вперед стремление к совершенству,Они добиваются результата независимо от ситуации.

17-ое качество лидера по Джону Максвеллу - уверенность

Неуверенные лидеры опасны - для себя, для последователей, которых они ведут за собой, и для организаций, которые они возглавляют, потому что лидерский пост усугубляет личные недостатки. Всякий отрицательный багаж, который тянется за вами по жизни, становится" еще тяжелее, когда вы пытаетесь стать во главе других. У неуверенных в себе лидеров имеется несколько общих черт: Они не дают другим ощущения уверенности и безопасности, Они берут от людей больше, чем дают,Они постоянно ограничивают возможности лучших из своих людей,Они постоянно ограничивают возможности своей организации.

18-ое качество лидера по Джону Максвеллу - самодисциплина

В самодисциплине таится мощь достижения поставленных целей. Без самодисциплины невозможно достичь успеха. Лидер сможет максимально развить заложенный в него талант, только обладая самодисциплиной Именно она позволяет лидеру дойти до самых высоких достижений и является ключом к долговременному лидерству. Если вы хотите принадлежать к числу тех, лидеров, одним из активов которых является самодисциплина, придерживайтесь следующей линии поведения: Установите для себя приоритеты и никогда не забывайте о них,Сделайте своей целью дисциплинированный образ жизни,Не поддавайтесь возможным самооправданиям,Не думайте о награде, пока работа не сделана, Оставайтесь сфокусированным на результатах.

19-ое качество лидера по Джону Максвеллу - готовность служить другим

Готовность служить связана не с общественным положением, занимаемым постом или уровнем умений. Она связана с психологической установкой. Вы, несомненно, встречали людей, кому по должности полагается служить другим, но их установка по отношению к этому сугубо негативна, - например, грубого сотрудника правительственного ведомства. Что значит воплощать в себе такое качество, как готовность служить другим? Лидер, по-настоящему стремящийся к служению людям: В списке своих приоритетов ставит других впереди себя, Обладает уверенностью в себе, позволяющей служить другим,. По собственной инициативе служит другим,Не фокусируется на занимаемом им положении,Служит по соображениям любви.

20-ое качество лидера по Джону Максвеллу - способность к самообучению

Перед лидерами всегда существует такая опасность, как удовлетворенность достигнутым результатом. В конце концов, если лидер уже располагает влиянием и пользуется уважением, то зачем ему продолжать заниматься собственным ростом? Ответ прост: Степень вашего роста определяет, кем вы являетесь№ То, кем вы являетесь, определяет, кого вы притягиваете к себе; То, кого вы притягиваете к себе, определяет меру успеха вашей организации; Если вы хотите, чтобы ваша организация продолжала расти, то должны сохранять в себе способность к обучению. пять руководящих принципов, которые обязательно помогут вам сохранять и развивать установку на постоянную готовность к обучению: Излечитесь от такой болезни как самодовольство,Преодолейте свой успех,Дайте зарок не ходить прямиком и не срезать углы.,Поступитесь своей гордостью (Готовность к обучению требует от нас мужества признать, что мы знаем далеко не все, из-за чего можем выглядеть не очень красиво),Никогда не расплачивайтесь дважды за одну и ту же ошибку.

21-ое качество лидера по Джону Максвеллу - Перспективное видение

Перспективное видение - это для лидера буквально всё. Оно абсолютно обязательно. Почему? Потому, что ведет за собой лидера, окрашивает цель в яркие тона: Перспективное видение исходит изнутри,Перспективное видение тянется из вашего прошлого,Перспективное видение лидера удовлетворяет потребности других людей,Перспективное видение помогает вам сконцентрировать все ресурсы.

«Частный Корреспондент»

Если вы решили стать настоящим лидером, то вам несомненно понадобиться огромная работа над собой. Ведь лидер обладает множественным набором психологических качеств и знаний для своей состоятельности.

Лидер (от англ. leader ) - первый, идущий впереди планеты всей 🙂 - человек, который в определенной группе людей пользуется признанием, авторитетом и обладает влиянием, которое определяется, как управленческая деятельность. Лидер принимает самые ответственные решения группы или организации и руководит всеми процессами в целом, при этом дает направление для дальнейших действий.

В данной статье мы будем говорить не о том , а о к ачествах лидера.

Качества лидера:

1) Уверенность в себе

2) Коммуникабельность

Без этого качества лидера трудно представить, умение налаживать контакты и быстро находить общий язык с коллективом важнейшее качество не только в этой стезе.

3) Умение постоянно учиться

Не для кого не секрет, что наш мир постоянно меняется все с большей и большей скоростью. Именно в связи с этим современным лидерам просто необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний и вносить инновации в своем деле. Это значительно повысит вашу конкурентоспособность.

4) Целеустремленность

Очень важное качество, которое отделяет лидера от остальных людей. Он всегда знает, чего он хочет и что для этого нужно сделать. Ведь согласитесь глупо вести толпу, когда сам не знаешь куда.

5) Ответственность

Умение отвечать за свои слова, действия, решения неотъемлемое качество лидера. Тут уже не сможешь сказать “кто виноват?”. Весь груз возможных неудач и провалов придется взять на себя, а вот успех делить со всеми.

6) Самодисциплина

Обычные люди легко позволяют себе все возможные слабости. Но лидер ни как не может позволить себе дать слабину и должен постоянно быть собранным и готовым к действию.

7) Умение общаться и слушать людей

Умение общаться и слушать людей одни из главных лидерских качеств. Именно с этого начинается лидерство. Вы должны не только общаться и убеждать людей на понятном языки, но и уметь выслушать и понять каждого человек, как отдельную личность.

8) Умения создать команду

Все мы понимаем, что без команды лидер перестает быть лидером. Поэтому умение создавать команду одна из ключевых качеств лидера. Дорого стоит притянуть и убедить людей идти под твоим знаменем.

9) Упорство

Лидер это тот человек, которые никогда не сдается и находится в постоянно активности. Он ищет ответы и решение до тех пор пока не найдет их.

10) Амбициозность

Лидер всегда стремиться к высоким целям и ярким результатам, при этом делает это осознанно не рисуя в воображении сказочных гор.

Разные культурные и исторические эпохи, набор политических, экономических, социальных условий и стандартов жизни общества подразумевают наличие лидеров с различными качествами характера, достаточными для решения насущных проблем деятельности группы, класса, организации. Спрос на таких людей в наше время особенно большой, а, значит, растет и предложение. Из этого следует развитие борьбы за место лидера, занять и удержать которое могут только те, кто владеет определенными лидерскими качествами.

2. Страсть. Когда человек всецело поглощен какой-либо идеей или работой, всего остального будто не существует вокруг. Страсть к тому, чем занимаешься - важное качество характера, ведь по-настоящему добиться успеха можно лишь занимаясь любимым делом.

3. Компетентность. Умение не только на словах демонстрировать свои знания в конкретной области, но и подтверждать их действиями, а главное - результатами, многого стоит.

4. Перспективное видение. Люди охотно следуют лишь за теми, кто имеет не сиюминутную идею, а глобальное представление, долгосрочный план по реализации задуманного.

В свою очередь, английский публицист Сирил Норткот Паркинсон выделяет следующие элементы лидерства, развить которые может каждый:

  • Воображение. Лидер должен четко представлять то, что получится в результате его деятельности и что будет в конце пути, по которому он пошел.
  • Знание. Запас знаний, необходимых, чтобы пройти ту дорогу, которую рисует воображение.
  • Талант. Каждый человек наделен талантом, нужно лишь осознать, каким. Мартен Роже, лауреат Нобелевской премии по литературе, считал: «Талант без труда - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается».
  • Решительность. Это качество, которое побуждает человека к действию, каждый день заставляет работать с целью достижения поставленного результата.
  • Жесткость. Иногда необходима, чтобы все организовать и заставить других работать так, как считает нужным лидер.
  • Притяжение. Одно из главных качеств характера лидера - умение быть магнитом для людей, притягивать их к себе, вести последователей за собой.

Развитие лидерских качеств

Самостоятельно составить программу развития лидерских качеств - задание нелегкое, но вполне реальное. Ставя перед собой подобную цель, вы должны быть максимально настроены на достижение поставленных задач, четко фокусироваться на практических шагах. Целеустремленность и настойчивость - важные качества лидера.

Первым делом нужно ясно понимать, что стать лидером за день, неделю, месяц невозможно. Исходя из этого, вы должны ставить перед собой конкретные цели: от краткосрочных (того, над чем нужно поработать в первую очередь) до долгосрочных (того, как вы видите свою жизнь через пару лет).

Упражнение 2.1. Классическое упражнение «Кто я?». Запишите на листе 10 ответов на этот вопрос. Каждый ответ должен начинаться с местоимения «я» и быть конкретным. Например, это может быть запись «я - студент».

После записи ваших ответов внимательно изучите их. Цель на данном этапе - определить то, что мешает стать вам лидером. Если среди ответов встречаются варианты по типу «я - плохой друг» или «я - тихоня», подумайте, как можно исправить недостатки и начинайте работать в этом направлении.

Упражнение 2.2 Лидера отличает четкое представление о целях своей деятельности. Запишите на листе бумаги под заглавием «Моя цель» все, чего хотели бы достичь в результате воспитания в себе лидера. Это могут быть недостающие, по вашему мнению, личные качества характера или желание занять определенную должность на работе. Будьте критичны и не думайте долго, составить подробный план время еще будет.

В результате вы получите материал для первичного анализа и установите то, над чем в первую очередь стоит поработать. Поймете, каким образом вы можете стать лучше, развить в себе недостающие качества и начать работать ежедневно над воспитанием в себе лидера.

Упражнение 2.3. Отмечайте свои успехи. Возьмите за привычку в конце каждого дня уделять несколько минут тому, чтобы записать на лист бумаги минимум 3 вещи, которые в этот день удались вам больше всего. Вам нужно сделать это, даже если был очень плохой день.

Это упражнение научит видеть позитив и отмечать его, а не выделять отрицательное, как делает большинство людей. Позитивное мышление - важный элемент характера лидера. Сосредоточившись на успешных сторонах своей деятельности, вы также получите дополнительную мотивацию.

Будьте проактивным человеком. Менять жизнь и меняться самому - это в вашей власти. Другими словами - ответственность за то, что с вами происходит полностью в ваших руках. Не устраивает то, что есть сейчас? Начните действовать и измените это.

Выход из зоны комфорта. Займитесь тем, чем никогда раньше не занимались, но о чем мечтали. Научитесь танцевать или рисовать, займитесь скалолазанием - делайте то, на что раньше не решались. Не ждите подходящего случая или того, кто согласится составить вам компанию. Это научит смотреть на вещи шире, воплощать свои идеи и быть самостоятельным в выборе.

Постоянный личностный рост. Все время самосовершенствуйтесь. Интересуйтесь последними разработками и инновациями в сфере вашей работы и в смежных областях, углубляйте свою компетенцию. Развивайте творческие способности и креативность . Это научит вас живому мышлению и нестандартным действиям.

Станьте лидером в жизни. Недостаточно быть лидером только в офисе. Будьте активными в нерабочих отношениях с другими людьми, семьей, друзьями, с которыми играете в футбол или теннис. Ставьте перед собой задачу быть лидером во всех сферах вашей жизни.

Самоуверенность. Именно вера в собственные силы, а не высокомерие и заносчивость является отличительной чертой характера лидера.

Умение общаться с людьми. Навыки успешного общения имеют для лидера огромное значение. О них мы поговорим в одном из следующих уроков.

Помня все вышеперечисленное и постоянно культивируя в себе качества характера лидера, вы сможете развить их и добиться положительных результатов.

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. На протяжении XXвека его изучение и развитие находилось в центре внимания многих зарубежных учёных, тогда как в отечественной психолого-педагогической науке всегда существовала некоторая нестабильность интереса исследователей к этому вопросу.Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» лишь с кон­ца 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия. До этого вре­мени, примерно с середины 30-х годов, проблематика лидер­ства в отечественной науке, равно как, впрочем, и другие аспекты социальной психологии, по причинам идеологичес­кого характера (нарастание в стране тоталитаризма, постепен­ная сталинизация общества) была закрыта.

В основном ученых интересовал дошкольный и школьный возраст (В. Ф. Ануфриева , Н. С. Жеребова, Р. Л. Кричевский, Т. Н. Мальковская, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский и др.). Вопрос о подростковом лидерстве долго не поднимался в отечественной науке, несмотря на большое количество психолого-педагогических исследований детского лидерства (конец 60-х гг. XX в.).

Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях (Е.И.Головаха, А.А.Кроник, Л.Г.Брылева, В.П.Лаврентьев, Г.Е. Минскер и др.). Довольно интересны современные акмеологические исследования (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, С.Е.Шишов и др.), направленные на изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.

Само понятие лидерства многогранно и рассматривается исследователями с разных позиций. В англоязычной литературе этот феномен рассматривается как сосредоточие групповых процессов, форма убеждения, характеристика личности и порождаемых ею эффектах, отношение к власти, форма группового дифференцирования и других.

Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.

В.Е. Хоккинг предположил, что лидерство - функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе.

В своих работах Т.О. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена лидерства: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности достижения цели.

Все эти определения показывают, насколько тесна связь лидера и группы, в которой он существует, что его деятельность напрямую зависит от потребностей и стремлений этой группы.

В среде отечественных исследователей так же можно выделить некоторые трактовки лидерства. Например, Г. М. Андреева подчеркивает, что лидерство есть психологическая ха­рактеристика поведения определенных членов группы.

М. Г. Ярошевский связывает понятия руководства и лидерства, говоря, что руководство может быть рассмотрено как официально санкционируемое лидерство.

Б. Д. Парыгин придерживается подхода к изучению лидерства, который основывается на взаимосвязи этого феномена с взаимодействием членов группы, говорит о том, что лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а само лидерство – стихийно возникающий процесс, социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности официального руководства в малой группе.

Лидерство как один из процессов организации и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом, в конечном счете, детерминированный по своему содержанию господствующими в данном обществе социальными отношениями. Так в своих исследованиях Н. С Жеребова рассматривает данный феномен.

А. С. Залужному представляется лидерство как персональная способность к руководству, доминированию одной личности, подчинению себе других в конкретных условиях. Феномен лидерства он связывает с решением задач и с организацией какой-либо деятельности, важной для группы.

Кричевский, в своих работах рассматривает лидерство как средство координации, организации отношений членов группы, средство управления ими.

По мнению А. Л. Уманского, лидерство это результат взаимодействия членов малой группы в конкретный временный промежуток, на который оказывает влияние как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся качеств в конкретной ситуации. В своём исследовании мы придерживаемся данной точки зрения, которая не умоляет значения других членов группы, а так же особенности конкретных ситуаций и условий, но говорит о том, насколько важны именно личностные качества для настоящего лидера.

Трактовка, принятая в отечественной со­циальной психологии, очень специфична, но затрагивает многие стороны этого феномена и выглядит так: лидерство это преимущественно психологический по своей природе феномен, стихийно возникающий и развертывающийся в системе не­формальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими. Основу лидерства (прежде всего в ма­лой группе) составляет процесс межличностного влияния, раз­ворачивающийся между лидером (наиболее активный, влия­тельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер.

По данным выше понятиям становится понятно, что лидерство это феномен группового руководства, способный направлять группу, при этом учитывая особенности всех её членов. В отношении того человека, кто является субъектом лидерства, так же имеются различные точки зрения, которые вылились в конкретные формулировки.

Лидер - это представитель малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов, или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентацийс групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей, такова точка зрения Н.С. Жеребовой.

В. И. Зацепин считает, что лидер - это вожак, это человек, который сознательно и активно ведет других к достижению определенной цели.

Мы же, в своём исследовании придерживаемся точки зрения А. Л. Уманского, который пишет, что лидер - человек, который от рождения получает определенные задатки, но это совсем не означает, что он обязательно станет лидером. Для этого он должен овладеть определенными культурными ценностями и находиться на определенном информационном уровне, уметь реализоватьимеющиеся у него возможности.

Все исследовали при изучении лидерства в целом придерживаются одной из существующих различных концепций: теории принятия ролей (Р. Бейлз, Ф. Слеттер, и др.) , системной теории (Г. Хоманс, и др.), ситуационной теории (Р. Стогдил, Ф. Фидлер, Э. Фромм, А.Портер, . М. Грегор, и др.), теории черт (М.Вебер Е. Богардус, Г. Оппорт, др.), поведенческой теории (П. Херси, К. Бланшар, и др.).

Наибольшее распространение и изучение получили три подхода к изучению феномена лидерства: личностных черт, поведенческий и ситуационный.

Ранние исследования лидерства ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Изучение лидерства именно с позиции личностных черт началось с исследования психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Он считал, что лидер обладает такими качествами, отличающими его от других, которые передаются по наследству и которые можно выделить. Согласно этой теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных черт. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт, выделенные Ф. Гальтоном - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Сторонники этой теории (Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался через призму ряда факторов. Во-первых, «способности» - умственные, вербальные т.д. Во-вторых, «достижения» - образование и спорт. В-третьих, «ответственность» - зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «участие» - активность, кооперация и т.д. В-пятых, «статус» - социально-экономическое положение, популярность. Наконец, в-шестых, «ситуативные черты» личности.

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

1) управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;

2) управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

3) управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

4) управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Составить точный перечень черт, которые присутствовали бы в характерах всех изучаемых лидеров, не удавалось. Впервые список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские», составил американский психолог К. Бэрд в 1940 г. Однако ни одна из черт этого списка не заняла прочного места в разных перечнях. К примеру, только 5% черт были названы в них четыре раза, 4% - три раза, 26% - дважды, 65% - один раз.

Однако говорить о том, что эта теория безосновательна, нельзя. Учёными был сделан вывод, что на чистоту результатов влияла личность исследования, его личные предпочтения в выборе черт в качестве лидерских. Подход к лидерству как к некоему личност­ному качеству или набору черт и умений, часто критикуемый академическими психологами, весьма популярен в наши дни среди отечественных и зарубежных практиков, имеющих дело с отбором, аттестацией и под­готовкой управленческого персонала.

Одним из важнейших исследователей данного вопроса является Ральф Мелвин Стогдилл, который в 1948 г. сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако так же выявил, что в различных ситуациях на первый план выходили различные черты личности.

На смену теории черт пришёл поведенческий подход к лидерству, согласно которому, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил своё внимание именно на поведении руководителя.

Благодаря исследователям, придерживающихся этого подхода, была заложена основа классификации стилей руководства. Стиль лидерства это совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления. Он отражает:степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал и привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.

В этом подходе различают два вида возможного поведения лидера: поведение, ориентированное на работу и поведение, ориентированное на человека.

Поведение, ориентированное на человеческие отношения включает в себя уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала, тогда как поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой имеет своей особенностью игнорирование потребностей и интересов подчиненных и недооценку необходимости развития персонала.

Не приуменьшая вклад исследований, использовавших данный подход, многие учёные говорят о том, что не существует оптимального стиля руководства, тогда как данный подход предполагает именно это. Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.

Тогда как подход с позиции личностных качеств и поведенческий подход сосредотачивают своё внимание на конкретных компонентах лидерства, ситуационный подход выдвигает на передний план то, что решающую роль в эффективном лидерстве играют ситуационные факторы, при этом не отвергая важность личностных и поведенческих характеристик.

Считается, что эффективность лидерства имеет ситуационный характер и зависит от предпочтений, личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы и возможности воздействовать на ситуацию. Лидерство обусловливают также черты личности самого руководителя, его интеллектуальные, личностные, деловые и профессиональные качества.

Результаты более поздних исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации. Настоящий лидер должен уметь вести себя по-разному в зависимости от конкретной ситуации.

В своём исследовании мы придерживаемся системного подхода, говоря о том, что для лидерства важны различные его составляющие: поведение лидера, взаимодействие с членами группы, конкретные особенности ситуаций, но в каждом человеке заложены определённые личностные качества, которые при должном развитии смогут сделать из любого человека настоящего лидера. Р. Стогдилл говорил: "человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств". Мы согласны с его словами, при этом осознавая, что этот набор личных свойств, качеств, важен для становления настоящего лидера. И именно на развитие этих качеств мы можем влиять.

Р. Стогдилл заключает, что "структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных". Поэтому важно воспитывать человека, который сможет влиять на других, учитывая их интересы.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог, один из основоположников социальной психологии Габриэль Тард полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм.

С этих же позиций личность лидера (вождя) характеризовал его соотечественник Густав Лебон, отмечая в ней, однако, иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы".

Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: 1) ум или интеллектуальные способности; 2) господство или преобладание над другими; 3) уверенность в себе; 4) активность и энергичность; 5) знание дела. . Позже Р. Стогдилл добавил к ним бдительность, популярность, красноречие.

Проанализировав литературу по выбранной теме исследования, мы выделили ряд лидерских качеств, которые по нашему мнению можно считать лидерскими и на развитие которых будет направлена разрабатываемая программа.

Были выбраны такие качества, как: социальная активность, самооценка и уверенность в себе, интеллект, а так же коммуникативные и организаторские склонности.

Понятие социальная активность является частным случаем понятия активность, которое используется во многих областях знаний. По мнению некоторых авторов - социальная активность это высшая форма человеческой активности, которая проявляется как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее.

Отечественные ученые (Л.П. Буева, О.И. Иванов, JI.H. Коган, В.Г. Мордкович и др.) определяют социальную активность как качество личности, способствующее преобразованию окружающей действительно и самого индивида. Социальную активность личности как динамическое качество личности, способствующее реализации социальной направленности личности и ее готовности проявлять себя в различных аспектах жизнедеятельности, в том числе культурно-досуговой деятельности, представляет в своей диссертации Леонова Е. И.

Развёрнутым и реализующим главный смысл социальной активности является определение, данное В. З. Коганом и именно его мы принимаем за основное. Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Он выделяет значение деятельности в развитии личности и говорит о том, что она является реальным проявлением социальной активности человека.

Дополняя его мнение, Н. П. Фетискин выделяет мотиваторы социально-психологической активности личности, отмечая, что знание молодыми людьми основных своих потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента, и, соответственно, существенный плюс для выстраивания своего собственного жизненного пути, карьеры.

Следующим качеством личности является интеллект. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение - интеллект (ум) - мыслительная способность, умственное начало у человека.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект - это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Штерн В. же полагал, что интеллект - это есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным усло­виям.

В нашей работе мы придерживаемся мнения Айзенка, который говорит о коэффициенте интеллекта (баллах IQ) - показателе способности человека узнавать что-то новое. Это степень, в которой человек может наблюдать и понимать происходящее.

Интеллект включает в себя несколько компонентов. Любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности. Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных ею взаимосвязей. Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи. Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Следующим, не менее важным качеством личности является самооценка.

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.

Бориснёв С. В. рассматривает самооценку как свойство человека оценивать себя, свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации.Мы придерживаемся точки зрения А.И.Липкиной, по мнению которой самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

В.В. Синявский и В.А. Федорошин говорят о таких качествах личности, как коммуникативные и организаторские склонности, направляя на их изучение свой диагностический материал.

Коммуникативные способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Они позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и др. виды деятельности, а так же определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.

Л.И. Уманский разделяет организаторские способности на три группы: организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевое воздействие, склонность к организаторской деятельности. Л.И. Уманский выделяет способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься.

Именно этот набор качеств личности диагностировались в ходе нашего констатирующего эксперимента, как лидерские. Те качества, которые при всех остальных объективных и субъективным условиях позволяют человеку стать лидером, настоящим руководителем той группы, в которой он существует.

Похожие публикации