Практика гештальттерапии Перевод м.П.Папуша. Гештальт-терапия в профилактике психических расстройств

Гештальт-терапия – это направление в практической психологии, которое ориентируется на осознание пациентами своих подавленных чувств, переживаемых травм и незавершенных жизненных сценариев. Такая терапия проводится с целью избавления от невротического состояния и обретения гармонии с самим собой.

Гештальт в переводе с немецкого языка дословно означает форму, но по своему смыслу слово означает целостность, собранность, структуру.

Гештальт появился как термин в конце XIX века, но его активное развитие пришлось на начало 20 столетия, когда ученые на примере произведений искусства сформировали идею гештальта: когда человек смотрит на картину, он воспринимает ее как целостный объект, несводимый к свойствам отдельных его элементов, то есть человек воспринимает произведение искусства как совокупность факторов.

Позже термин стал использоваться в психологии, а через некоторое время стал неотъемлемой частью психотерапии благодаря исследованию Эдгара Рубина. Ученый утверждал, что человеческая реальность является неким фоном, а отдельные ее элементы, на которых заостряется внимание личности – фигурой.

Таким образом, при возникновении потребностей человек способен выносить фигуры из фона, и по завершении взаимодействия позволять им растворяться в нем снова. Этот процесс можно сравнить с потребностью в еде, когда голодный человек акцентирует внимание на желании, а удовлетворив его, забывает о едена какое-то время.

Вместе с созданием гештальт-терапии с фигурой стали ассоциировать любой процесс жизнедеятельности – увлечения, отношения, начатое дело.

Основная особенность гештальт-терапии заключается в напряжении, позволяющее здоровому человеку не забывать о своих потребностях. Совершенно нормально выделять из фона определенные процессы и чувствовать тревожность до тех пор, пока они не будут завершены.

Но зачастую напряжение возникает в человеческой психике из-за множества незавершенных в прошлом гештальтов, которые на протяжении долгого времени заставляют людей «переигрывать» незаконченные сценарии снова и снова, так и не доводя их до логического завершения.

Можно сделать вывод, что гештальт-терапия направлена на избавление от незавершенных гештальтов , которые не позволяют пациентам строить здоровые отношения с людьми и жить сегодняшним днем без постоянного ощущения тревоги.

Где применяется гештальт-терапия

Гештальт-терапия – это совокупность техник и методов работы с психикой, которая помогает пациенту вылечить неврозы, избавиться от внутренних страхов, перебороть панические атаки и обрести уверенность в своих силах.

Такой подход психотерапии может быть применим в разных общественных сферах:

  • работа с семейными проблемами;
  • педагогическая деятельность;
  • клиническая психотерапия;
  • профессиональные тренинги;
  • консультирование организаций;
  • тренинги для улучшения общественных отношений, личностного роста.

Цели и задачи гештальт-терапии

Основополагающая цель гештальт-терапии – это создание и укрепление целостного образа личности клиента, а также избавление его от невроза, включающего в себя такие симптомы как неуверенность в себе, нарушение коммуникабельности, проблемы в личной жизни, неумение определять цели и жизненные приоритеты.

Чтобы помочь избавиться от невротического состояния, специалисту необходимо найти источники незавершенных гештальтов и только потом начинать гештальт-терапию.

Задачи данной деятельности включают в себя:

  1. Работу с чувствами и эмоциями . Лучше всего для такой работы подходит групповая терапия, где человек может открыться другим людям, работать над своими чувствами и умением их выражать.
  2. Анализ своего состояния . Самоанализ необходим для того, чтобы знать источник собственных чувств и эмоций. Понимание корня проблемы уже является большим шагом для ее решения.
  3. Внимание к своему телу . Гештальт-терапия предполагает осознанное отношение к телу, движениям, понимание физических ощущений, которые ранее игнорировались пациентом. Все это в совокупности с психоанализом помогает установить связь телесную и духовную, достигнуть самосознания.
  4. Разграничение прошлого и настоящего . Терапия говорит об умении отличать прошлое от настоящего, не скрывать свои переживания и жить «здесь и сейчас».

Достоинства и недостатки гештальт-терапии

Достоинства гештальт-терапии Недостатки гештальт-терапии
Достаточно глубокий анализ, способный раскрыть скрытые мотивы, травмы, причины невроза и тревоги клиента Терапия предусматривает самостоятельность. Врач не дает советов, ответственность за свой выбор лежит на пациенте
Возможность работать с разными уровнями сложности психологических проблем Предусматривает достаточно длительную работу (от 3 сеансов)
Подход терапии ориентирован на человека, методология имеет второстепенное значение Требует достаточного уровня интеллекта, не подходит для детей
Ориентация терапии на процесс, к результату пациент приходит самостоятельно Необходимо использовать чувства, эмоции и переживания, так как они играют важную роль в терапии

Кому подходит гештальт-терапия

Гештальт-терапия – это такое направление психотерапевтической деятельности, которое ориентировано на чувства, эмоции и переживания пациента. Поэтому данная методика подойдет далеко не всем людям.

Обычно гештальт-терапия популярна среди женщин, что связано с их большей открытостью касательно своих чувств.

Но это не значит, что мужчины не смогут получить пользу от прохождения гештальт-терапии, результаты от сеансов зависят исключительно от открытости клиента и отсутствия у него стеснения своих чувств и эмоций.

Основные понятия гештальт-терапии

Список понятий:


Принципы

Принципы гештальт-терапии отличаются от принципов других методик психоанализа тем, что в рассматриваемой терапии не существует четких и жестких указаний, которые обязательны к выполнению.

Система принципов гештальт-терапии достаточно гибка и задает направление развития работы с пациентом:

  1. Принцип «здесь и сейчас» — один из основных в гештальт-терапии. Он говорит о концентрации на текущем моменте своей жизни, внимании к чувствам по отношению к окружению, событиям, происходящим в данную минуту. Принцип помогает пациенту отстраниться от частого погружения в прошлое или мечты о будущем и почувствовать свою жизнь в настоящем.
  2. Принцип «я и ты» играет немаловажную роль, так как говорит об открытом контакте человека с окружающими. Чаще всего пациенту тяжело даются общение с людьми, поэтому во время терапии врач обращает внимание на его взаимоотношения с другими участниками группы путем выполнения вербальных и невербальных упражнений.
  3. Принцип субъективизации важен в терапии, так как он позволяет наладить осознанность человека, выработать у него понимание собственных проблем и неудач. Принцип заключается в формулировке своего состояния, например, психотерапевт может попросить пациента выражать свои мысли в форме «я не могу этого сделать», а не «мне это мешает».
  4. Принцип непрерывности осознания . Осознание как одно из основных понятий терапевтической деятельности во многом влияет на прогресс работы с пациентом, так как помогает отслеживать поток переживаний и чувств, ориентироваться в собственном состоянии, выявлять причинно-следственные связи мыслительных процессов. Осознание акцентирует внимание на вопросах «что» и «как», а не «почему» и «для чего».

В чем заключается роль гештальт-терапевта

Гештальт-терапия – это такое направление работы с пациентом, когда терапевт играет важнейшую роль в процессе сеанса:


Таким образом, личные качества врача играют важную роль в результативности терапии. Одним из основных понятий данного направления работы с пациентом является диалог, поэтому без надлежащих качеств врача-терапевта построение максимально комфортного общения с клиентом невозможно.

Виды

Виды гештальт-терапии подразделяются на «проективные» и «диалоговые». «Проективный» вид терапии основан на анализе чувств и эмоций пациента, предусматривает работу со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и внутренними персонажами, проекциями. Вторая техника представляет собой непосредственный контакт терапевта с клиентом, их взаимоотношения, диалог.

Здесь очень важен фактор доверия пациента и в целом роль каждого участника гештальт-терапии. Необходимо, чтобы во время сеанса врач и пациент чувствовали себя равноправными партнерами. Ответственность за принятие решений пациент несет самостоятельно, что является важной составляющей рабочего процесса.

Стоит отметить, что обе техники редко используются по отдельности, для наиболее полного анализа состояния пациента необходимо сначала провести работу с его чувствами, эмоциями и сновидениями, а позже обсудить с ним выявленные в процессе «проективной» техники важные факторы в уже «диалоговом» виде терапии.

Проведение гештальт-терапии

Гештальт-терапия по своей форме может проводиться в виде групповой и индивидуальной работе с клиентами. Групповая терапия нацелена на контакт пациента с другими ее участниками. Здесь клиент анализирует поведение других людей, проецирует на них свои чувства и эмоции и тем самым становится ближе к самосознанию.


Гештальт терапия может быть как индивидуальной, так и коллективной.

Работа в группе помогает почувствовать себя в небольшом обществе, где пациент – его часть, которая может реализовывать роли, проявлять гибкость и вариативность поведения, раскрыться с разных сторон и найти источник ресурсов. Индивидуальная работа предполагает личностный подход, основанный на выявлении здорового и невротического в клиенте.

Здесь терапевт играет роль собеседника и партнера, который помогает понять внутренние процессы, чувства, эмоции и источник тревожности пациента.

Главная особенность проведения гештальт-терапии – построение уникальных отношений с каждым пациентом, пробуждение у них осознания собственных взаимоотношений с окружающей средой, понимания своих эмоций и чувств.

Также отличительной особенностью сеансов является внимательность клиента к собственным ощущениям, его умение разделять свои чувства от реакций на них, то есть важную роль играет самостоятельность каждого участника терапии, в независимости от того, является ли сеанс групповым или индивидуальным.

В любом случае пациенты учатся самостоятельно отслеживать свое состояние, нести ответственность за него, отличать прошлое и будущее от настоящего и уметь делать акцент на самом процессе переживании проблемы, а не поиске ее причины.

Основные техники и приемы гештальт-терапии

Гештальт-терапия – это такое направление работы с пациентом, которое не требует четкого соблюдения особых техник и приемов. В процессе сеанса главную роль играет контакт врача и клиента, поэтому существуют особые рекомендации, нацеленные на построение наиболее продуктивного и грамотного диалога с пациентом для эффективного решения его проблемы.

Они следующие:


Данные техники направлены на установление доверительных отношений врача и клиента и отличаются своей диалогической и обще гуманистической направленностью.

Упражнения

Гештальт-терапия отличается проведением особых упражнений, направленных на концентрацию внимания к чувствам, самосознанию, высвобождению сдерживающихся эмоций. Упражнения терапии делятся на несколько групп в зависимости от своей направленности и метода осуществления.

Осознание собственных ощущений

Список:

  1. Упражнение 1 . Пациенту необходимо фокусировать внимание на внешних факторах (что находится в пределах видимости, слышимости), а после сконцентрироваться на своих внутренних ощущениях (образы, мысли, эмоции, мышечное напряжение). Постепенно необходимо сосредоточиться на каждом внутреннем процессе, попытаться проникнуть к его истокам и отслеживать возникающие при этом эмоции, желания и действия.
  2. Упражнение 2 . Клиенту необходимо сосредоточиться на телесных ощущениях, проговаривать, в какой степени и ясности он видит свое тело. Пациент должен отметить боли и зажимы, на которые он раньше не обращал внимание, прочувствовать их. Также важно спросить клиента о том, чувствует ли он свое тело как единое целое, видит ли он связь между частями тела, чувствами и физическими ощущениями.

Интеграция полярностей

Список:


Работа со сновидениями

Список:

  1. Упражнение 1 . Клиенту необходимо рассказать свой сон от первого лица в настоящем времени, выбрать его наиболее эмоциональные моменты и воспроизвести их. Далее нужно попытаться проговорить диалог между героями или элементами сновидения, сопоставить выявленные переживания с собственными жизненными проблемами.
  2. Упражнение 2 . Данное упражнение подходит для групповой терапии. Один участник группы рассказывает сон, а другие пациенты выбирают один его объект и зарисовывают его. Далее проходит игра выбранных ролей между участниками терапии, в результате которой необходимо отметить собственные чувства, которые отражаются в данном сне.

Преодоление сопротивления

Список:

  1. Упражнение 1 . Пациенту необходимо отметить свои привычки. Если они кажутся ему не эффективными или мешающими жить, предлагается представить изменение привычных действий на что-то новое. Клиенту важно рассказать, что он будет чувствовать при изменении привычек, получит ли он удовольствие от занятий чем-то другим, будет ли он ощущать сильное сопротивление и как сможет преодолеть его.
  2. Упражнение 2 . Клиенту предлагается каждое утро думать о том, чтобы чувствовать себя и действовать в предстоящий день как-то иначе. От человека не требуется принимать решений, обязательных к выполнению. Пациенту необходимо визуализировать свой день с небольшими переменами в простых вещах, которые легко изменить.

Длительность курса гештальт-терапии

Гештальт-терапия – это такое направление психотерапевтической деятельности, в рамках которого длительность терапии зависит от многих факторов, зависящих от запроса пациента и его личностных особенностей.

Например, проблемы клиента можно разделить на ситуативные и экзистенциональные, то есть связанные с определенными жизненными ситуациями или с глобальными личностными проблемами, беспокоящих человека долгое время.

Гештальт-терапия может быть построена в консультативном и глубинном режиме.

Первый способ работы предполагает несколько встреч с терапевтом, в результате которых решаются поставленные задачи. Второй вид терапии отличается глубинной направленностью и продолжительностью от года до нескольких лет. В любом случае гештальт-терапия ориентируется на запросы пациента, поэтому длительность работы зависит исключительно от его индивидуальных особенностей.

Гештальт-терапия - это метод практической психологии, направленный на осознание и анализ пациентами всего невысказанного, подавленного и незавершенного в жизни, с целью избавления от проблем и гармонизации личности.

Гештальт-подход основан на собственных теоретических тезисах, постулатах психоанализа, элементах психодрамы и биоэнергетики.

Основателем данного направления является немецкий ученый - Фриц Перлз , он использовал для его развития теорию психоанализа, которую постоянно дополнял собственными умозаключениями. Холистический подход (единство души и тела, чувств и эмоций) в гештальт-терапии появился благодаря трудам психологов Вертгеймера, Келера, Курта Гольдштейна . Развитие телесных ощущений позиционировал исследователь Райх , а элементы психодрамы ввел Якоб Морено .

Пройдя гештальт-терапию, человек начинает видеть, ощущать и понимать собственную личность не как набор отдельных черт характера, качеств, желаний, запретов и способностей, а целиком как единый организм, которым он может управлять. В процессе лечения терапевт помогает пациенту “извлечь” из подсознания “болезненные” воспоминания, образы, мысли, чувства и “поработать” над ними.

В итоге должен получиться гештальт (внутренний образ проблемы и преграды к выражению эмоций). Его пошаговый анализ позволяет людям выстраивать гармоничные отношения с собой, близкими людьми и окружающим миром так, чтобы получать при этом удовольствие и положительные эмоции.

Изменение привычного восприятия себя, своего поведения, возрождение искренности и умения радоваться, переосмысление поступков и взаимоотношений - вот что такое гештальт-терапия простым языком.

На своих консультациях или групповых тренингах гештальт-терапевты учат пациентов:

  • всегда опираться на свои желания и потребности, с учетом реальности и обстоятельств;
  • не подавлять своих чувств и не накапливать негатива;
  • выражать себя в общении, творчестве, деятельности.

Основные положения гештальт-подхода - это:

  • развитие внимательного отношения и быстрого отклика на любые собственные эмоции;
  • обогащение, увеличение и сохранение внутренней энергетики;
  • раскрепощенность проявления телесных реакций;
  • стремление у аутентичности (выстраиванию гармоничных отношений со своим организмом).

Цикл действий в такой терапии

Гештальт-терапия наиболее эффективна для женщин (из-за их эмоциональности), мужчинам такое длительное внимание и тщательный разбор чувств может показаться преувеличением, они обычно руководствуются доводами разума и с легкостью игнорируют свои желания и потребности в угоду достижениям и успехам.

Кроме того, в обществе слишком эмоциональный мужчина считается слабым, поэтому говорить о своих проблемах многим представителям сильного пола непросто даже при встрече с психотерапевтом.

Основные методы и техники

В гештальт-подходе используются:

  • работа с чувствами;
  • упражнения на выражение своего состояния движениями тела;
  • анализ снов и воспоминаний;
  • работа с вымышленными персонажами (обыгрывание ситуаций и чувств).

Процесс терапии считается эффективным:

  • если он длится не больше 2-х лет;
  • показывает пациентам сильные черты их личности;
  • способствует позитивному восприятию себя в мире.

Этапы гештальт-терапии:

  • поиск проблем, явного и “замаскированного” негатива у клиентов, слабых сторон их личности;
  • анализ и “отпускание” обнаруженных препятствий;
  • формирование доверия к собственной сфере чувств и обучение свободному выражению эмоций (с учетом социальных норм и правил).

Главная роль в любых гештальт-методиках отводится эмоциям , движения же разума считаются вторичными, их учитывают, если они не подавляют сферу чувств.


Базовые 5 эмоций в гештальт-терапии

Задача гештальт-терапевта помочь пациенту увидеть каким образом он “препятствует” удовлетворению своих потребностей, какие психологические блоки он выставляет и вместе найти приемлемые способы их удовлетворения.

Задача клиента - рефлексия (осознание и выражение) своих чувств и связанных с ними поступков.
Основная стратегия гештальт-терапии - это развитие желания принятия себя (техники изменения личности в ней практически не используются).

Терапевты гештальт-подхода в своей работе оперируют специальными терминами:

1. Интерпроекция. Подмена реальных потребностей людей навязанными (обществом, традициями, значимыми людьми).

2. Конфлюэнция (отсутствие границ между внешней средой и организмом).Слияние чувств и поступков с целью получения максимального удовлетворения от жизни.

3. Ретрофлексия. “Замораживание” в подсознании своих потребностей и желаний.

4. Цикл-контакт. Процесс формирования в сознании клиента образа препятствия, выражения чувств относительно проблемы, разрушения гештальта.

5. Преконтакт. Стадия формирования гештальта с преобладанием ощущений его фона (на основе телесных ощущений возникает образ главенствующего чувства).

6. Контактинг. Свободное выражение чувств и преодоления эмоциональных ” зажимов”.

7. Финальный контакт. Отождествление себя с гештальт-образом, осознание единства чувств и действий.

8. Эготизм. Самопрерывание цепочки гештальт-терапии. Уход от осознания потребности, предотвращение перехода в финальный контакт и застревание на контактинге.

9. Постконтакт. Растворение фигуры гештальта в фоне. Получение и закрепление опыта эмоционального и телесного выражения чувств.

Таким образом, весь процесс традиционной гештальт-терапии представляет собой формирование в сознании пациентов фигуры и фона и поэтапное отражение их внутренней работы над психологическими проблемами.

А вот что это такое простыми словами:

  • осознание своих эмоций в состоянии покоя;
  • анализ чувств и желаний при возникновении раздражителя;
  • формирование целостного образа (гештальта) провоцирующего фактора и реакции на него;
  • эмоциональное реагирование на него;
  • катарсис (снятие напряжения и возникновение удовлетворения);
  • возвращение к гармоничному состоянию

Упражнения

Индивидуальные или групповые занятия с гештальт-терапевтом позволяют
шаг за шагом “обнажить” эмоциональные “шлаки” в подсознании клиентов, привести их к осознанию проблемной ситуации, научить проявлять себя согласно внутренним порывам и жить в гармонии со своим организмом.

В начале терапии используются упражнения, направленные на фокусировку чувств и их рефлексию, затем используются техники высвобождения негативных эмоций. Врач осуществляет общее руководство процессом формирования гештальта, он заостряет внимание пациентов на проблемных моментах, поощряя осознание необходимости свободного выражения своих эмоций.

Примеры упражнений:

1. “Горячий стул”. Клиент садиться в центр группы (на тренингах обычно участники сидят по кругу) и ему предлагается рассказать о том, что его беспокоит. После диалога с пациентом на “горячем стуле” тренер просит выразить чувства и ощущения других участников. Все они должны побывать в центре круга.

2. Осознание. Здесь пациенты рассказывают об ощущениях и мыслях в настоящий момент.

3. Усиление телесных проявлений во время занятий. Любые невербальные жесты участников тренинга терапевт просит утрировать, например, постукивание пальцев превратить в “барабанную” дробь.

4. Челночное движение. Нагнетание фона к фигуре. Если клиент сообщает об одиночестве, терапевт старается максимально негативно “окрасить” фон, т.е. делает акцент на телесных проявлениях (дрожи, сжимании рук или ног и т.д.).

5. “Пустой стул”. В этом упражнении на стуле в центре пациенты ведут диалог не с реальным человеком, а с воображаемым, умершим или самим собой.

6. Совершение кругов. Все члены группы по кругу высказываются друг друге.

  • Здоровый и гармоничный человек способен удовлетворять свои потребности, но это невозможно без контакта со средой.
  • Если потребность не удовлетворяется, задача гештальт-терапевта – понять, почему и что с этим делать.

В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.

Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта.

Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.

Здоровье в гештальт-терапии – это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции, как в физическом, так и психологическом аспектах.

Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться.
Если нам жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела.
Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать.

Саморегулирующая система невозможна без контакта с внешней средой.

Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с внешней средой.
Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.

Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты . Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение – то, что известно как «незавершенные гештальты» .

Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:

Формирование и осознавание.

Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.

Удовлетворение потребности.

Осмысление полученного опыта.

На любой из этих стадий наш контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.

1. Проекция

Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.

Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди могут оказаться агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.

Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.

Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он прерывает ее удовлетворение, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения

Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.

Ревность в данном случае – проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».

2. Интроекция

Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» – эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» – значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.

Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.

Интроекция – это механизм, при котором мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но она не присвоена и не переварена нами. Именно поэтому мы не можем ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем наш ответ как-либо обосновать.

Если мы «интроецированы» какими-либо установками, правилами и знаниями, это не означает, они неверны или верны. Это значит только то, что мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, и это может негативно влиять на удовлетворение наших потребностей.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные

При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены – он проверит.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.

Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.

Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки – или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.

Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на некое идеальное представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.

3. Конфлюэнция (слияние)

Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.

Такая совместность приносит обоим партнерам удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.

Еще один пример – новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает осознавать свои потребности, учится самостоятельно их удовлетворять.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться

Еще один пример – созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.

При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.

4. Ретрофлексия

Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но по тем или иным причинам сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.

Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.


Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится

У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.

Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.

Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «режима автономности» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.

***

Наличие всех этих механизмов прерывания – необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними – он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность организма к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.

Надеюсь, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.


Об эксперте

– психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа .

В гештальт-терапии существуют общие принципы построения психотерапевтического процесса. Они касаются, прежде всего, определенных речевых конструкций. Некоторые из них приводятся ниже.
1. Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они».
2. Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «предпочитаю».
3. Выяснение того, что стоит за словом «это».
4. Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.
5. Замена вопроса «почему» на вопрос «как», что не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.
6. Замена вопроса на утверждение.

Такие конструкции основаны на базовой идее гешталь-терапии, что язык создает разрыв между мыслями и чувствами, человеком и средой. В языке фиксируется человеческий опыт, но, в то же время он дает возможность передавать интроекты. В процессе взаимодействия с социумом, человек все более отдаляется от своих чувств. Особый интерес для работы представляет вербальная конструкция «должен». Причем то, что «должен» человек, оценивается как хорошее, а то чего он хочет, соответственно, как плохое. Таким образом, люди учатся действовать в соответствии с нормами, оценивать свои переживания на основе стандартов, неких табу, устоявшихся в обществе.

В качестве примера мы приводим одну из техник работы с речью, которая называется «Сила речи». Сядьте лицом к лицу с партнером, и, глядя ему в глаза, обратитесь к нему с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен…». Теперь вернитесь к исходным заявлениям, начинающимся со слов «Я должен…», заменив на слова «Я решил…», оставив вторую часть каждого предложения прежней. Обратите внимание на ваши чувства при произнесении этих фраз. Теперь выслушайте, как ваш партнер произносит эти фразы, начиная их словами «Я решил…». Дайте время обменяться впечатлениями.

После этого вместе по очереди начинайте фразы со слов «Я не могу…». Выслушайте партнера, когда он говорит о том, чего он не может. Потом вспомните ваши заявления и повторите их, начиная словами «Я не хочу…», оставляя вторую часть фразы без изменения. Выслушайте вашего партнера, когда он делает свои заявления, начиная словами «Я не хочу…». Поделитесь своими впечатлениями и проверьте, осознали ли вы свою способность давать решительный отказ, заменивший собою нерешительность и бессилие в ситуациях, которые требуют определенности.

После этого по очереди произнесите по три предложения, начинающихся со слов «Мне нужно…». Потом повторите эти фразы, но начиная их со слов «Я хочу…». Вновь поделитесь впечатлениями и проверьте, не привела ли замена «нужно» на «хочу» к чувству облегчения и свободы. Спросите себя, действительно ли то, о чем у вас шла речь, необходимо для жизни или без этого, хотя оно и кажется полезным, можно обойтись.

Наконец, обменяйтесь репликами, начинающимися со слов «Я боюсь…», заменив на «Мне хотелось бы…», оставив вторую часть каждой фразы без изменений. Поделитесь впечатлениями с партнером.

Выражения типа «Я обязан…», «Я не могу…», «Мне не нужно…» и «Я боюсь…» лишают вас сил, способности действовать и ответственности. Есть много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как вам хочется. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства, действия.

Другая языковая конструкция, используемая в гештальт-терапии – это нахождение причинно-следственных связей для оправдания самого себя. «Я в детстве жил в глуши, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт и знакомиться с людьми», – говорит клиент. Он создал для себя некий закон и в каждой ситуации бессознательно стремится ему следовать. Все остальные аспекты ситуации, прежде всего чувства, желания, ощущения, им просто игнорируются.

В гештальт-терапии весьма популярна так называемая челночная техника. В ответ на рассказ клиента психотерапевт произносит: «Вы осознаете это предложение?». Таким образом, клиент переходит от говорения к слушанию, от описания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему, от неопределенных чувств к реальной, присущей в настоящем эмоции. Обеспечивая поочередные переводы, психотерапевт направляет внимание на текущие ощущения, создает условия для улучшения контакта с реальностью.

Хождение по кругу («рондо» создает условие для выражения определенного отношения или чувства непосредственно каждому участнику процесса, что зачастую позволяет более дифференцированно определять собственные переживания и связи с окружающими. Многократное повторение фразы, выражающей глубоко укоренившееся убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для пациента. Совершение таких «раундов» в группе может включать также и невербальные действия (мимика, жесты, локомоции).

«Незаконченное дело» как правило, применяется в самом начале работы с клиентом. Оно предназначено для завершения разного рода ситуаций и действий, начатых в прошлом. У большинства людей есть немало таких незаконченных вопросов, связанных с интерперсональными отношениями с родителями, родственниками, друзьями, коллегами и т. д. По мнению Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из области отношений – это невысказанные когда-либо жалобы и претензии. Такие незаконченные дела требуют концентрации внимания и непродуктивно поглощают энергию пациента, поскольку он к ним постоянно возвращается.

В этой игре пациенту предлагается завершить какое-либо дело, которое до этого было незавершенным. Например, если суть дела в невыраженном чувстве по отношению к члену терапевтической группы, то пациенту предлагают выразить его напрямую. Если речь идет о чувстве обиды, то предлагается игра, в которой коммуникация ограничена заявлениями, начинающимися словами: «Я обижен…».

«У меня есть тайна». В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Терапевт просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе». Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то значимому для них.

«Репетиция». Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к встрече с этими ситуациями. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства и даже деструктивного поведения. Репетиция поведения вслух в психотерапевтической группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и пути их эффективного решения.

«Проверка готового мнения». Иногда, в словах улавливается какое-то туманное неопределенное сообщение, некая недоговоренность. Тогда можно воспользоваться следующей формулой: «Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить его вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если ты согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы».

В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения пациента, но терапевт не старается сообщить свою интерпретацию пациенту, он только предоставляет ему возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, пациент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

«Направление поведения». В ряде ситуаций через инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент, пациенту предлагается выполнить определенные действия. Такие инструкции, конечно же, не определяют того, как пациенту следует поступать в жизни, они лишь указывают направление конкретного поведения во время терапевтической работы. Такой эксперимент вызывает определенные переживания, способные изменить точку зрения пациента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.

Домашняя работа. Действия пациента и терапевта во время очередных занятий не создают полных условий, необходимых для глубоких терапевтических перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения. Однако они требуют продолжения и развития в условиях повседневной жизни. Поэтому гештальт-терапевт продолжает сотрудничество с пациентом за пределами терапевтического кабинета. Домашняя работа пациента должна быть направлена на решение его проблемы.

Похожие публикации