Физическая культура залог здорового образа жизни. «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка

Сегодня волнует практически всех. Самая популярная причина подобной заинтересованности - это то, что, как правило, мы не ведем в силу понятных всем причин. Хотя многим бы хотелось поменять свои привычки.

Правила здорового образа жизни

  • Отказ от навязчивых услуг цивилизации

Современность не может обойтись без чудес техники, механизации и компьютеризации. Облегчая нашу жизнь в плане экономии времени, техника, тем не менее, делает нас ленивыми. И как бы мы ни старались оправдать каждодневное многочасовое сиденье за компьютером необходимостями работы, наш организм в тайне от нас категорически не приемлет ту жесткую гиподинамию, на которую мы его обрекаем. Даже если у вас есть машина, ходите иногда пешком, советуют доктора. Итак, первое правило здоровья - это движение и физические нагрузки. Здоровый образ жизни начинается с движения.

Недостаток физической активности приводит к нарушению циркуляции крови и снижению мышечного тонуса. Отсюда болезни и преждевременная дряблость. Нужно находить время на пешие прогулки, хотя бы непродолжительные разминки, проводить выходные на природе или посещая бассейн.

  • Свежий воздух

Очень важно для поддержания здоровья научиться правильно дышать . Глубокое, спокойное циклическое дыхание практикуется йогами как средство от большинства болезней.

Проветривайте помещения, в которых живете и работаете. Если позволяют условия, оставляйте форточку отрытой на всю ночь - это необходимо и легким, и вашей коже.

  • Правильная осанка

Следствием неправильной осанки является не только несобранный внешний вид, но и быстро появляющаяся усталость. Ссутуленная спина оказывает влияние на положение легких, которые оказываются в зажатом состоянии. Из-за этого сокращается объем вдыхаемого воздуха. Мышцы, недополучая кислород, быстрее окисляются и устают.

За осанкой нужно следить не только во время ходьбы, но также сидя за столом . Не склоняйтесь слишком низко во время работы к столу, потому что это создает дополнительную нагрузку на спину. Перегруженный позвоночник способен негативно влиять на работу многих органов и приводить к возникновению головных болей.

  • Борьба со стрессом

Стресс - причина многих заболеваний. В нем кроются причины хронической усталости и плохого настроения.

Находите несколько минут в день, чтобы сбрасывать накопившуюся усталость . Для этого сядьте на стол, откиньте назад голову и закройте глаза. Постарайтесь расслабиться. Достаточно нескольких минут такого покоя, чтобы организм почувствовал облегчение и смог восстановить силы.

Можно расслабляться лежа на полу или жестком диване. Хорошо после этого принять душ - это стопроцентное средство, придающее силы и бодрость.

  • Полноценный сон

Нормальный сон - это 7-8 часов полного покоя. Недосыпание способствует накоплению в организме хронической усталости, которая приводит к быстрой утомляемости и снижению работоспособности. Точно так же плохо на организм влияет и переизбыток сна: он понижает тонус и замечательно способствует увеличению веса.

Несбалансированное питание приводит к тому, что организм не может правильно распределять поступающие нагрузки и распределять на них свои силы. Отсюда переутомление - синдром нашего времени. Нужно следить, чтобы организм получал необходимые ему вещества и элементы в требуемом количестве . Но при этом его вовсе не обязательно заваливать ненужными углеводами и жирами. Но и мучить себя диетами не рекомендуется. Лучше проконсультироваться с грамотным диетологом. Здоровый образ жизни - это их конек.

Важно пить в течение дня достаточное количество жидкости . Благодаря этому организм обновляется, что благоприятно сказывается и на внешности, и на состоянии здоровья всех органов.

  • Настрой на позитив

Подавленность, боязнь очередных трудностей оказывают такое же негативное влияние на организм, как неправильное питание или Не поддавайтесь депрессиям и состоянию апатии. Усилием воли вырывайте себя из тисков безысходности. Помните, что все трудности временны, а здоровье так легко потерять…

Чтобы ответить на вопрос, как вести здоровый образ жизни, не обязательно перечитать гору литературы - просто прислушайтесь к нескольким мудрым советам, которые так легко выполнить и будьте счастливы!

Ведение здорового образа жизни – залог крепкого здоровья.

Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
, МАОУ СОШ №45 Калининград

Цель:

Выявить связь между ведением здорового образа жизни и уровнем здоровья учащихся.

Задачи:

1.Определить составляющие здорового образа жизни;

2.Оценить состояние здоровья учащихся;

3.Выявить факторы, укрепляющие здоровье;

4.Способствовать укреплению здоровья учащихся, используя полученную информацию.

Методы: изучениетеоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Главное – здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.
Жизнь человека во многом зависит от состояния здоровья организма. Практически все стороны деятельности личности – производственно-трудовая, семейная, бытовая, духовная, учебная и другие – в конечном счете, определяются уровнем здоровья. Если рассматривать удельный вес условий, определяющих состояние здоровья, то оказывается, что здравоохранение, медицинская активность составляет -10%; внешняя среда, природно-климатические условия (экология)– 20%, генетика, биология человека(наследственность) – 10%, образ жизни – 60%.

Как видно из приведенных данных, ведущим фактором, влияющим на уровень здоровья, является организация здорового образа жизни человека. Основными факторами риска образа жизни выступают: вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стресс, гиподинамия, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков.

Понятие «здоровье» определяется как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересны и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей относительная ценность здоровья все больше возрастает.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический – изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный – здоровье как мера социальной активности деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) – здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления.

Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье), условия общественной жизни (социальное и природное), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации – продукты материального и духовного производства.

Ценностный подход требует учитывать мотивационно - личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей для людей важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

Основными элементами здорового образа жизни выступают:

Соблюдение режима труда и отдыха;

Соблюдение режима питания и сна;

Соблюдение гигиенических требований;

Организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности;

Отказ от вредных привычек;

Культура межличностного общения;

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности.

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы адаптации исчерпываются, человек начинает испытывать дискомфорт, утомляемость. поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству, предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и информационный потенциалы; движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки.

Образ жизни - это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения. В своей повседневной жизни человеку приходится выполнять значительную часть обязанностей и действий, направленных на решение целого ряда задач:Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела и пр.

Выполнение профессиональных обязанностей требует соблюдения целого ряда условий в организации работы (учебы), отдыха, в повышении квалификации, в физической и психологической реабилитации и т.п.

Поддержание социально-культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие и др.

Выполнение своих семейно-бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.

Забота о своем здоровье, в том числе необходимая двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек и пр. Исходя из необходимости решать в повседневной жизни указанные задачи, можно выделить следующие основные компоненты образа жизни.

Двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает человеку внешнюю привлекательность стройностью фигуры и атлетичностыо), но сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем. Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности при прочих равных условиях у человека выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее. Физическая тренировка способствует росту функциональных резервов организма, благодаря чему он оказывается более адаптированным к тем чрезмерным мышечным нагрузкам, которые ему приходится порой выполнять.

Обеспечение психического здоровья. Современному человеку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебной или производственной работой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации и т.д. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Такие нарушения часто приводят к развитию многих заболеваний, которыми страдают наши современники. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение, а если оно все-таки возникло, то выйти из подобных обстоятельств с наименьшим уроном для своих психики и здоровья.

Рациональное питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел. Но чтобы оно действительно и в полной мере выполняло эти функции, питание должно отвечать определенным требованиям, среди которых главными являются следующие условия: а) оно должно быть максимально натуральным; б) соответствовать анатомо-физиологическим особенностям данного человека и выполняемой им работе; в) не превращаться в культ, а оставаться прежде всего потребностью, а лишь затем - удовольствием. При несоблюдении указанных требований у человека нарушается деятельность не только пищеварительной системы, но страдают практически все функции организма. В результате снижается уровень здоровья, сопротивляемость инфекции, работоспособность; развиваются многие заболевания, в том числе и такие, как ожирение, диабет, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и многие другие.

Закаливание и тренировка иммунитета. В настоящее время большинство пропусков занятий школьниками и случаев заболеваемости у людей трудоспособного возраста связано с простудными и простудно-инфекционными заболеваниями. К сожалению, такое положение связано не с тем, что человек вообще от рождения столь чувствителен к низким температурам, а с тем, что в процессе жизни он не тренирует свою устойчивость к ним, а наоборот, стремится к температурному комфорту. С другой стороны, известно, что люди, систематически занимающиеся закаливанием, страдают простудными и простудно-инфекционными заболеваниями гораздо реже, а само заболевание у них протекает легче.

Четкий режим жизни. Все поведение человека, выполнение им своих обязанностей, как и досуг, сон должны подчиняться определенной закономерности, которая бы соответствовала требованиям:

любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма;

в режиме человека должны найти отражение все стороны его жизнедеятельности: учеба (работа) и сон, занятия своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку (выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями и т.п.

Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.

Психосексуальная жизнь является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Значение этого фактора образа жизни, восприятие его и отношение к нему в различные возрастные периоды меняется, тем не менее сказывается на всем протяжении жизни. В связи с этим умение вести рациональную психосексуальную жизнь (и речь идет не только непосредственно о половом акте, а о всем многообразии взаимоотношений женщины и мужчины) играет важную роль в обеспечении здоровья человека.

Отказ от вредных привычек, к которым относят регулярное употребление веществ и продуктов, наносящих вред здоровью человека. К таким веществам относят алкоголь, табак, наркотические продукты, токсические вещества и др. Каждое из них не только при систематическом, но порой и при однократном употреблении вызывает серьезные нарушения в деятельности организма, из-за чего они и получили название «вредных», а их постоянное употребление называют «вредными привычками».

Чаще всего употребление вредных веществ связано с их способностью затормаживать сознание человека, которому теперь кажется, что для него перестали существовать какие- то жизненные проблемы и неприятные обстоятельства. Но после окончания действия таких веществ, уже нанесших вред здоровью, проблемы по-прежнем}" остаются, а здоровье и время, которое можно было бы использовать для их разрешения, оказываются потерянными.

Выполнение гигиенических требований. Для обеспечения хорошего здоровья человеку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается не только кожных покровов, но и волос, ротовой полости, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые непосредственно контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, обучения, питания и др. Рекомендации, как следует поддерживать чистоту своего тела и такой окружающей обстановки, которая бы не вредила здоровью человека, дает наука гигиена.

Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Находясь в постоянном контакте с окружающей средой и с другими людьми, человек порой оказывается в таких ситуациях, которые грозят не только его здоровью, но и жизни. В быту, на улице, в транспорте, на природе, в отношениях с опасными людьми, животными мы испытываем на себе множество неблагоприятных воздействий. Поэтому очень важно каждому человеку знать, с одной стороны, как предупредить их возникновение, а с другой, если опасная ситуация возникла, то как себя вести в ней с наименьшим ущербом для здоровья.

«Самооценка состояния здоровья учащихся».

Цель: научиться оценивать функциональное состояние ор­ганизма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании анализа результатов наблюдений вы­явить зависимость состояния здоровья от особенностей психо­социальных условий жизни и режима дня.
Проводилась самооценка состояния здоровья в 7 классе еже­дневно, в течение 2 недель четко фиксировались результаты каждым учащимся в таб­лицу (см. приложение 1)
В выполнении практической работы №1были задействованы 24 учащихся 7 «Г» класса.

После обработки материалов был проведен анализ, на основании полу­ченных данных сделаны соответствующие выводы о характере зависимости состояния здоровья школьников от осо­бенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Оценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день. Результаты вносятся в табл. 1.(см. приложение 1) . Подсчитывается сумма баллов по пунктам 1-7 таблицы, делаются выводы о функциональном состоянии организма:
а) если сумма баллов равна (+7- +5)- высокий уровень здоровья;
б)если сумма баллов равна (+4 - +3) - средний уровень здо­ровья:
в) если сумма баллов равна +2 и менее - низкий уровень здо­ровья.

Оцениваются особенности психосоциальных условий жизни (бла­гоприятные/неблагоприятные) - пункт 8 таблицы.

Оценили соответствие режима дня гигиеническим требованиям к режиму дня школьника - пункт 9 таблицы.

«Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.

I. Проанализировать свой образ жизни. Для этого из предло­женных вариантов ответа выбрать наиболее характерный для вас и соответствующий балл внести в (см. приложение 2) В выполнении практической работы№2 приняли участие 24 учащихся 7 « Г » класса.
1. Особенности питания.

    Вы всегда придерживаетесь правил рационального пита­ния и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблю­дать их для сохранения здоровья(балл = +2).

    Вы считаете, что соблюдать правила рационального пита­ния очень важно, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их на­рушить, например во время праздников и т. п. (балл = + 1).

    Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживае­тесь. Можете позволить себе съесть лишнее, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (балл = -1).

    Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким-то образом по­влиять на здоровье

(балл = -2).

2. Особенности двигательной активности.
Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл = +2).

    Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл = 0).

    Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете любое другое занятие; например просмотр телепередач

(балл = -1).

3. Закаливание.

Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, при открытом окне в любую погоду и др. (балл = +2).

Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в:зависимости от настроения (балл =+1).

    Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете что это важно (балл = 0).

4. Особенности соблюдения режима дня, правил труда и
отдыха.

    Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = +2)

    Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т. д. (балл = +1).

    Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = -1).

5. Особенности эмоционального состояния.

    Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее (балл = +2).

    Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное со­стояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в дли­тельные депрессии и пессимистическое настроение (балл = 0).

    Разные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время вы можете находиться в раздраженном состоя­нии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете (балл = -2.)

6. Жизненная позиция.

    Если какое-то событие стало причиной сильного пережи­вания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас со­бытия, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятель­ность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать всё от вас за­висящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему

(балл = +2).

    Когда случаются серьёзные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим по­давленным состоянием (балл = -2).

    Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше, или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.

7. Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате
здоровья,
поэтому любая из них - курение, употребление

алкоголя и наркотиков - оценивается в -4 балла.

II, Определяли сумму баллов по таблице и оценивали влияние своего образа жизни на состояние здоровья:

Если сумма баллов от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья;

Если сумма набранных баллов от +6 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению;

Если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно за­думаться о своем будущем, поскольку такой образ жизни на­правлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Практическая работа № 1

а) Высокий уровень здоровья - 23% учащихся;

б) средний уровень здоровья - 56 %;

в) низкий уровень здоровья - 21 %.

Практическая работа № 2

а) Образ жизни, способствующий укреплению здоровья -
22 % учащихся;

б) образ жизни, направленный на поддержание имеющегося
уровня здоровья, но не способствующий его укреплению - 25 %
учащихся;

в) образ жизни, направленный на разрушение здоровья -53% учащихся;

Выводы.

Так как у 56 % учащихся средний уровень здоровья, а 53 % ведут образ жизни, направленный на разрушение здоровья, счи­таем необходимым усилить пропаганду здорового образа жизни. Способствовать укреплению здоровья учащихся, используя полученную информацию.

1.Ознакомить всех родителей и учащихся с результатами практических работ.

2.Подготовить выступления для родителей о влиянии –

Соблюдения режима питания и сна;

Культуры межличностного общения;

на укрепление здоровья детей.

3. Организовать ежедневное проведение утренней гимнастики.

4. Соблюдать режим питания.

5. Соблюдать гигиенические требования (проветривание, озеленение классных комнат и т. д.)

7.Обратиться к администрации школы с просьбой об органи­зации приёма кислородного коктейля учащимися в медицинском кабинете.

Литература

1.Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т Здоровье и окружающая среда. – М: НПЦ «Экология и образование», 1992.

2.Жданова, Ю. В. Формирование здорового образа жизни [Текст]: практические работы / Ю. В. Жданова // Биология в школе. - 2004. -№2. - С. 38-43.

3. Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст] / И. Д. Зверев. - М.: «Просвещение», 1983.

4.Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского орга­низма [Текст] /Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. - М: «Просве­щение», 1986.

5.Найк А. Я и моё тело.- М: «Олимп», «Астрель», «АСТ»,2000.

Приложение 1

Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день (п/р №1)

Исследуемые показатели

Результаты оценки

Оценка в баллах

1.Самочувствие

а) хорошее (ощущение бодрости, силы)

б) плохое (слабость, усталость, вялость, раздражительность)

2.Настроение

а) приподнятое

б) удовлетворительное

в) подавленное

3.Аппетит

а) хороший

б) плохой

4.Умственная работоспособность

а) высокая

б) средняя

в) низкая

5.Частота сердечных сокращений (ударов в минуту)

а) менее 75

б) от 75 до 85

в) более 85

а) дающий ощущение бодрости и отдыха

б) поверхностный, с ночным просыпанием, не приносящий ощущения отдыха.

7.Болевые ощущения

а) отсутствовали

б) присутствовали

Сумма баллов:

Высокий уровень здоровья – сумма баллов (+7 - +5)

Средний уровень здоровья – сумма баллов (+4 - +3)

Низкий уровень здоровья – сумма +2 и менее

8.Особенности психосоциальных условий жизни

а) были ли ссоры или конфликты с друзьями:

б) особенности психологического климата в семье:

Спокойный, благоприятный

Напряжённый, конфликтный

в) особенности эмоционального состояния:

Радость, положительные эмоции

Эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции

Сумма баллов:

Оценка психосоциальных условий:

Благоприятная - сумма баллов +2 и выше

Неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже

9. Особенности режима дня

а) продолжительность сна:

Более 8 ч

Менее 8 ч

б) утренняя зарядка:

Выполнялась

Не выполнялась

в) прогулки на свежем воздухе:

Имели место

не имели места

г) время затрачиваемое в течении дня на просмотр телепередач или игры на компьютере:

Менее 2 ч

Более 2 ч

д) занятия спортом, физическими упражнениями:

Выполнялись

Не не выполнялись

Сумма баллов:

Оценка режима дня:

Соответствует гигиеническим требованиям (+4,+3)

Не соответствует (+2 и менее)

Приложение 2.

Самооценка факторов образа жизни,

влияющих на здоровье(п/р№2)

Факторы образа жизни

Оценка в баллах

1.Особенности питания

2.Физическая активность

3.Закаливание

4.Режим дня, правила труда и отдыха

5.Особенности эмоционального состояния

6.Жизненная позиция

7.Вредные привычки

Употребление алкоголя

Употребление наркотиков

Сумма баллов:

Физминутки для различных групп мышц.

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Деловая игра с родителями: «Здоровый образ жизни - залог здоровья»

Тема : « Здоровый образ жизни - залог здоровья »

Цель : Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни , ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей , повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Участники : родители , воспитатели.

Предварительная работа.

1. Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье » .

2. Оформление выставки литературы и других материалов по теме

3. Выставка рисунков детей «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение»

4. Изготовление журнала здоровья (рецепты полезных блюд, игры с детьми, советы по ЗОЖ….)

5. Оформление родителями стенгазет «Секреты здоровья »

Ход занятия

Добрый день дорогие друзья и уважаемые гости! Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение.

Сегодня мы проводим встречу, которую посвящаем одной из важных тем наших дней - Здоровый образ жизни !

Здоровье человека-это главная ценность в жизни . Его не купишь ни за какие деньги!

Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты , не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач , не сможете полностью реализоваться в современном мире, а также не сможете воспитать своих детей здоровыми и жизнерадостными . Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом « Мы за здоровый образ жизни

Прежде всего, мы вспомним, что такое здоровье, его основные компоненты и факторы, влияющие на состояния здоровья.

Показ презентации «Компоненты здоровья»

Приглашаю вас сесть в круг. У меня в руках мяч, он будет для нас эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по очереди, после ответа. А предложение будет у нас одно для всех :

«Мой ребенок здоров , если я…» (Ответы родителей )

Очень хорошо! Здоровый образ жизни - образ жизни человека , направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья .

Не зря говорят в здоровом теле – здоровый дух ! Давайте и мы с вами укрепим свое тело. Я предлагаю вам сделать несколько упражнений, которые можно делать совместно с детьми.

Спасибо за ответы и рассказы, а сейчас я предлагаю вашего вниманию несколько здоровьесберегающих технологий. Встали все в круг.

Физкультминутка :

Вот проснулся глазик, а за ним другой.

Будем просыпаться всей семьей.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (Всем встать в круг, взяться за руки.)

Солнце встало за окошком,

Потяни к нему ладошки, (Потянуться руками наверх.)

Руки выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Опустить руки, повторить.)

Чтоб была красивой спинка,

Надо сделать нам разминку,

Руки в стороны по швам

И согнулись пополам. (Наклониться вниз.)

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так! (Наклоны вправо-влево.)

А теперь давайте вместе

Мы устроим бег на месте. (Бег на месте)

Вдох и выдох, наклонились.

Всем спасибо, потрудились!

А сейчас мы сделаем самомассаж по Уманской для детей в стихах

ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ.

Я здоровым стать хочу , сам себя теперь лечу.

Пальчик мой волшебным стал.

Я легонько им прижал

Точку первую, она – в центре грудки у меня.

Покрутил и отпустил, пальчик вверх переместил.

Здесь, в ложбинке притаилась точка два, в нее вместилась

Сила и иммунитет – удивительный дует.

Чтоб головка не болела, точку три найду я смело :

Где затылок, чуть пониже на спине есть бугорок,

Самый круглый позвонок.

Есть еще двойные точки.

Там где бровки, там, где щечки,

За ушами, где духами мама мажет по утрам,

И чуть ниже, с боку шеи, я найти ее сумею,

Если пальчик опущу и легонько покручу.

На руках их тоже две.

Ты найдешь их в глубине между пальчиком большим

И стоящим рядом с ним.

Я закончил процедуру, посмотрите на меня,

Как я весел и здоров , мне не нужно докторов!

Закаливающий массаж подошв «Поиграем с ножками»

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 мин, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом

Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина, Смазать их необходимо!

Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

Разминка тоже обязательна, Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся. И не отвлекайся.

По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они, Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй. Ну, активнее давай!

Вот работа, так работа, Палочку катать охота.

Веселее ты катай. Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить, Чтобы всем здоровым быть .

Скажем все : «Спасибо!» Ноженькам своим.

Будем их беречь мы. И всегда любить.

Теперь поиграем с вами в игру «Верю - не верю » (если согласны поднимаете две руки, если нет – хлопните по коленям 2 раза)

1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья ? (да)

2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

4. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

6. Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду?

Дыхательная гимнастика

«Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

-«Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет : «Ба-бо-бу» .

Закаливание. Босоножье - Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Заключительная часть

Наше занятие подходит к концу, завершим нашу встречу упражнением «Додумай историю» . Вам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами :

Я понял…

Я хочу сказать…

Я надеюсь….(Обсуждение)

Также, в заключении, хочу сказать, чтобы получить ожидаемый результат, самомассаж в детском саду и дома должен проводиться регулярно. Если данная процедура войдет в привычку, организму будет намного легче бороться с различными заболеваниями.

Родителям раздаются памятки «Кодекс здоровья»

Елена Рудакова
Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка

«Берегите здоровье смолоду - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью .

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка , а также его здоровье , закладываются в семье . То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни , отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих .

Даже в раннем школьном возрасте ребенок ребенка умений и навыков здоровья .

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования .

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда , когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи , в которой родился и воспитывался ребенок .

ЗОЖ служит укреплению всей семьи . Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека , роль ребенка в семье , освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи . Духовное здоровье - это та вершина , на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является : формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья . В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья .

Существует правило : "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести!".

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих . Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков , способствующих сохранению своего здоровья .

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т . д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка , но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном , которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка , семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения :

Знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др. ;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, садик, улица, дорога, лес) безопасна для жизни ;

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека ;

Умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции ;

Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья , хорошего самочувствия, успехов в учебе;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма ;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье , и правил их использования;

Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

Название лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ :

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка ;

Уменьшение заболеваемости;

Формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду .

Публикации по теме:

Здоровый образ жизни это залог счастья и здоровья. В настоящее время особое внимание в воспитании ребёнка уделяется формированию и укреплению.

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» Задачи: 1. Заботится о физическом и психическом благополучии детей. 2. Стараться донести до сознания родителей, детей, что правильная двигательная.

«Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка» Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников» «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр когда-то сказал: «Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни мы ведем». А ведь счастливым хочет быть каждый из нас. В последнее время понятие здоровый образ жизни становится все более актуальным, ведь изменение типа нагрузок («сидячий образ жизни»), увеличение рисков экологического, техногенного, политического, военного и психологического характера только провоцируют негативные сдвиги в состоянии нашего здоровья.

Исследования ученых показали, что если бы каждый человек придерживался 10 основных правил здорового образа жизни, то жили бы мы не менее 100 лет. Эти 10 советов, разработанные международной группой психологов, врачей и диетологов, следующие:

  • занимайся только приятной тебе работой;
  • всегда имей собственную точку зрения;
  • придерживайся правил рационального питания;
  • откажись от вредных привычек;
  • спи при температуре 17-18ºС;
  • относись ко всему с любовью и нежностью;
  • занимайся активным умственным трудом;
  • периодически употребляй сладости;
  • почаще давай своему организму эмоциональную разгрузку;
  • занимайся физическим трудом.

Вроде все просто, но мы любим крайности. Кто-то половину своей жизни просиживает с пультом на диване, кто-то до отвала наедается, а кто-то работает до изнеможения, даже в снах успевая просчитывать выгодность сделки. А потом от болезней его не может избавить даже совершенная современная медицина. На 50% здоровье человека определяется тем, насколько здоровый образ жизни он ведет, на 20% - генетический фактор и наследственность, еще 20% составляют условия жизни (экология, климат, место жительства), 10% - здравоохранение.

Не и один нормальный человек не хочет быть больным, каждый стремится прожить жизнь долго счастливо. Вспомните, как же вы стремитесь: еле встав с постели утром, за 10 минут собираетесь в школу или на работу, съедая на завтрак пару бутербродов, весь день нервничаете, ссоритесь с близкими, завидуете коллегам и знакомым, не успевая нормально пообедать, вечер проводите на диване у телевизора, на рекламе идя к холодильнику, ведь за ужином нужно наверстать то, что было упущено на завтрак и обед. Думаете, живя так, можно сохранить здоровье?

Немного истории.

Понятие «здоровый образ жизни» появилось в России. В 1989 году профессор-фармаколог Израиль Брехман, которому и приписывается авторство термина, выступил на конференции с докладом о внедрении научной концепции здорового образа жизни. В идеях Брехмана ничего сверхъестественного не было: сбалансированное питание, полноценный сон, свежий воздух и движение. Но среди медиков его доклады пользовались невероятной популярностью. И с 1991 года появляется наука валеология, основанная на брехмановских идеях. Курс «Валеология» входит в учебные планы ВУЗов и преподается в школе. Идеи здорового образа жизни начинают пользоваться успехом, поэтому появляется все больше авторских методик. Но уже в 2001 году Министерство образования РФ из учебных планов предмет «Валеология» исключает. И, когда россияне о понятии «здорового образа жизни» начинают забывать, на Западе его подхватывают и через несколько лет возвращают на родину, только уже под европейским лейблом.

Что русские понимают под термином «здоровый образ жизни»?

Социологические опросы показывают, что забота о здоровье для каждого пятого россиянина – это своевременное обращение к врачу. Галочку в графе «здоровье» они готовы поставить, всего лишь побывав на приеме у врача и закупив написанные им на листочке таблетки. Правда, 15% включили в заботу о здоровье двигательную активность, под которой они понимают посещение спортзалов и фитнес-центров, регулярное выполнение утренней зарядки, бег по парку летом и лыжные прогулки зимой. 9% россиян ведут здоровый образ жизни, периодически выгуливая собачку и пешком доходя до метро (в чьем-то понимании и это забота о здоровье). Еще 8% составляют противники вредных привычек.

Лозунг «Лучшая тактика – это профилактика» также к нам не относится. Около половины опрошенных ничего не делают для того, чтобы сохранить здоровье. 16% смотрят передачи, читают книги и журналы, изучая тем самым теоретическую сторону вопроса. 16% стараются правильно питаться, правда, консультацию с врачом-диетологом при этом они считают излишней. И лишь 11% регулярно проверяют состояние своего здоровья. А это примерно каждый десятый и не более того.

Еще один опрос показал, что только треть граждан России чувствуют личную ответственность за свое здоровье. Остальные ищут крайнего: врачи, государство, злые силы … Но очевидно одно: состояние нашего здоровья только в наших руках. Может пришло время вести здоровый образ жизни не ради галочки?

Что понимают под термином здоровый образ жизни в других странах?

Для шведов забота о здоровье – это, прежде всего, физическая активность. Они предпочитают ходить, гулять, быть активными, двигаться до самой старости, поэтому еле передвигающиеся (но зато передвигающиеся) старички там никого не удивляют. Неделя «спортивных каникул» также очень здоровая традиция. Ну а про двухколесного друга жители этой страны никогда не забывают.

Мировое лидерство по ожирению показательнее любого социологического опроса. Правда, между собой о здоровом образе жизни американцы говорят не реже, чем англичане о погоде. Показывает их стремление быть здоровыми и пропаганда курения, которую начинаю еще в детском садике.

В одном из докладов Министерства здравоохранения Китая прозвучали неутешительные цифры: оплатить медицинские услуги могут всего 25% городского и 10% сельского населения этой страны. Но древние традиции не дают китайцам вымирать: они много двигаются, едят мало вредных продуктов, умеют быстро расслабляться и практически повседневно практикуют массаж и иглоукалывание.

Японские социологи, собрав информацию об образе жизни и привычках долгожителей этой страны, вывели свои принципы здорового образа жизни: больше спать, меньше есть, уметь расслабляться, постоянно заставлять мозг работать, уметь смеяться, не одеваться слишком тепло, не пить и не курить. Все японцы хотят быть здоровыми, но, к сожалению, предпочитают двигательной активности чудодейственные препараты, которые постоянно рекламируют по телевизорую.

Что такое здоровый образ жизни?

Понятие «здоровый образ жизни» социологическое. Энциклопедия социологии разъясняет его так:

здоровый образ жизни представляет собой концепцию социальной политики, которая основывается на признании высокой значимости здоровья в социуме, ответственность за сохранения здоровья со стороны индивида, государства, общества и социальной группы и утверждающую необходимость принятия конкретных действий и мер, направленных на создание благоприятной и безопасной окружающей среды.

Если говорить проще, здоровый образ жизни – это то, что позволяет нам, живя в неблагоприятной экологии и стрессовых ситуациях большого города, хорошо себя чувствовать; это то, что позволяет нам сохранить крепкое здоровье и активность до глубокой старости.

Здоровый образ жизни и правильное питание.

Пища, которую мы едим, обеспечивает развитие тканей и клеток организма, постоянное их обновление, а также является источником энергии. Обмен веществ в нашем организме полностью зависит от характера питания. От того, что мы едим, зависит наша трудоспособность, заболеваемость, физическое развитие и рост, нервно-психологическое состояние, продолжительность жизни. Поэтому правильное питание и здоровый образ жизни неразделимы.

Все теории питания пытаются решить одну проблему: поступление в организм в правильных пропорциях достаточного количества углеводов, жиров, белков, витаминов, микроэлементов, минеральных веществ. Правильное питание основывается на соблюдении режима (оптимально четырехразовое питание с интервалом 4-5 часов между приемами пищи); соблюдении калорийности рациона (взрослому человеку в среднем необходимо 3 тыс. ккал); соотношении белков, жиров, углеводов (умственный труд – 1:0,8:3, физические нагрузки – 1:1:5, в среднем – 1:1:4); покрытии потребности организма в основных веществах (вода, микроэлементы, минеральные вещества, витамины, полиненасыщенные жирные кислоты, аминокислоты).

Здоровый образ жизни и спорт.

Движение – жизнь, а активное движение – здоровая жизнь. Ежедневные занятия спортом – залог красоты и здоровья. Важно, чтобы спорт кроме пользы доставлял удовольствие, а для этого необходимо выбрать подходящий вам вид спорта. Для женщины лучшим спортом является регулярное плавание, для тех, кто ведет сидячий образ жизни идеально подойдут пешие прогулки или туристические походы, бегом в равномерном ритме можно заниматься всей семьей, также как и ездой на велосипеде, зимой не стоит забывать про лыжи и коньки. Важно помнить, что любой спорт при неправильном к нему подходе является травмоопасным.

Чтобы определить, насколько здоровый образ жизни ведете вы, пройдите небольшой тест:

1) Часто ли вы едите свежие овощи и фрукты? (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

2) Стараетесь ли вы регулярно употреблять волокнистую пищу, хлеб из отрубей или густого помола? (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

3) Любите ли вы свою работу? (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

4) Ограничиваете ли вы употребление животных жиров? (да - 1 балл, нет - 0 баллов).

5) Ограничиваете ли вы употребление сахара? (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

6) Занимаетесь ли вы чем-нибудь помимо работы (хобби)? (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

7) Есть ли у вас человек, которого вы любите? (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

8) Часто ли вам бывает скучно? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

9) Занимаетесь ли вы видами спорта, опасными для здоровья? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

10) Вы курите? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

11) Вы употребляете алкоголь? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

12) Ваш вес в норме? (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

13) Часто ли вы волнуетесь или беспокоитесь по пустякам? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

14) Делаете ли вы каждое утро зарядку? (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

15) Употребляете ли вы снотворное перед сном? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

16) Часто ли вам приходится покупать лекарства? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

17) Часто ли вы проверяете артериальное давление? (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

18) Можете ли вы быстро расслабляться? (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

Результат:

Если вы набрали 17-18 баллов – вы ведете действительно здоровый образ жизни, при том не ради галочки. Если набрали меньше, вам есть над чем работать.

Похожие публикации