Инфекционные заболевания список у детей. Детские инфекционные заболевания: причины. Особенности течения детских болезней

При первом же недомогании малыша, родители начинают бить тревогу, и это понятно, ведь маленький организм очень подвержен инфекциям, а чтобы вылечить такое заболевание, необходима помощь врача.

Инфекции у детей вызывают достаточно сложные последствия, поэтому ранняя диагностика недуга очень важна.

Рассматривая ряд факторов, чаще всего провоцирующих инфекционные заболевания в раннем возрасте, можно отметить следующие – резкий рост и формирование организма, включая умственное развитие, наращивание скелетной и мышечной массы, . В этот период организм отдает все силы на развитие, поэтому внешние бактерии и инфекции легко проникают в организм, что нередко приводит к ослаблению иммунитета.

Виды инфекционных заболеваний

В России с целью своевременного выявления и лечения инфекционных болезней среди маленьких детей проводится всеобщая диспансеризация. Рассмотрим несколько часто встречающихся заболеваний и определим основные симптомы и методы борьбы с ними.

Инфекция мочевыводящих путей

Этот недуг встречается у маленьких детей дольно часто и уступает в первенстве разве только ОРВИ. В первые годы жизни заболеванию больше подвержены мальчики, а в возрасте от 7-8 лет инфекция чаще атакует девочек. Симптомы мочеполовой инфекции у детей следующие:

  • Во время мочеиспускания ребенок ощущает жжение, а на поздних стадиях – болевые ощущения;
  • Малыш просится в туалет чаще обычного, при этом испуская мочу небольшими дозами;
  • Возникают ситуации бесконтрольного мочеиспускания;
  • Моча имеет нехарактерный мутный цвет и неприятный запах;
  • Кроха ослаблен, капризен, позывы сопровождаются болевыми ощущениями в области поясницы, внизу живота.

Причинами возникновения инфекции мочевых путей у ребенка становятся бактерии, которые появляются и начинают активно размножаться в почках, мочеиспускательном канале и мочевом пузыре. Этому предшествует простуда, переохлаждение организма, несвоевременное питание или неверно подобранный рацион, включающий острую и соленую пищу.

Мочеполовая инфекция у детей у новорожденных иногда является следствием врожденной аномалии. В этих случаях родителям может быть предложено устранить патологию путем хирургического вмешательства.

Лечение инфекций мочевыводящих путей у детей проводится при помощи антибиотиков, причем необходимый для этого препарат подбирается только специалистом после обследования и сдачи анализов на индивидуальную чувствительность. Кроме того, ребенку может быть назначена диета и обильное питье. Если заболевание выявлено на начальной стадии, все мероприятия по лечению малыша могут быть проведены дома, однако если процесс запущен и инфекция достигла острой стадии, скорее всего вам предложат госпитализацию.

Пневмококковая инфекция у детей

Этому виду инфекционных заболеваний подвержены дети с ослабленными бронхами и легкими, склонными к простудным заболеваниям и пневмониям. Пневмококки – это патогенный организм, обитающий в микрофлоре легких каждого человека. Инфекция попадает в организм ребенка при контакте с носителем вируса или вследствие активного размножения собственных кокковых палочек. Болезнь может сопровождаться такими тяжелыми недугами, как менингит, сепсис и пневмония.

Основной защитой от этого заболевания служит прививка от пневмококковой инфекции детям. Причем, сама вакцина не содержит вирусов, возбуждающих болезнь в детском организме. Очищенные полисахариды вводятся малышу в виде инъекций Превенар, в зависимости от возраста.

Доктор Комаровский в своих видео консультациях дает развернутую картину причин инфицирования и необходимости вакцинации. Прививка от пневмококковой инфекции детям, по Комаровскому, крайне необходима хотя бы потому, что в России до сих пор отсутствует поголовная диагностика детей на все респираторные заболевании, связанные с воспалением органов дыхания.

Менингококковая инфекция у детей

Еще одно острое инфекционное заболевание, вызванное приобретенными диплококками от больного человека или носителя бактерии. Заболевание быстро распространяется воздушно-капельным путем, преимущественно в местах большого скопления детей. Признаками минингитовой инфекции у ребенка служит резкое повышение температура до 38-39С, головная боль, заложенность носоглотки, набухание шейных лимфоузлов.

К основным симптомам менингококковой инфекции у детей можно так же отнести и симптом Керинга, который проявляется при тяжелых формах болезни. Малыш не может распрямить согнутую руку или ногу, мышцы шеи и спины скованы. Такая симптоматика свидетельствует о том, что ребенка необходимо срочно госпитализировать.

Стафилококковая инфекция у детей

Этот вид заболевания характерен тем, что инфекция может поразить абсолютно каждый орган или ткань детского организма. Такие распространенные заболевания, как артрит, отит, ларингит – все это недуги, связанные с развитием в определенной части организма стафилококковой инфекции. И хоть болезни выделены в различные группы, все они имеют общую природу, патогенные связи и этиологическое начало. Перед лечением необходимо точно определить какой именно возбудитель стафилококка находится в организме, а уж затем приниматься за его устранение.

Стрептококковая инфекция у ребенка

Этот вид заболевания протекает в виде фарингитов, скарлатины или рожистых воспалений. У детей младшего возраста такой инфекционный недуг очень распространен. На фоне инфекционного заражения появляется повышение температуры, боль в очагах поражения органов бактериями, гнойный отит, абсцессы, пневмонии и менингит. Инфекционное заболевание у новорожденных ярко выражено в характерных кровоизлияниях и выделениях из носоглотки, увеличениях внутренних органов – селезенки, печени, легких.

Доктор Комаровский: об инфекциях

Какого бы рода инфекцию не приобрел ваш малыш, необходимо помнить о том, что без помощи специалиста не обойтись. В данном случае, бактериальная инфекция у детей или кокковая, промедление в правильно поставленном диагнозе и назначенном лечении недопустимо!

Инфекционные заболевания не проходят сами по себе, и это важно помнить. При малейшем недомогании срочно обращайтесь в клинику и начинайте проходить обследование. Только от вас зависит то, насколько быстро малыш поправится и обретет здоровье.

Инфекционные болезни составляют большую часть от всех детских заболеваний. В первую очередь это связано с тем, что иммунитет у малышей неокрепший.

Многие инфекционные заболевания имеют определенную сезонность и периодичность. Это объясняется наступлением более благоприятных условий для размножения микроорганизмов и развития болезни ( летом, ОРИ в период межсезонья) или увеличением неиммунизированной прослойки населения ( , столбняк).

информация Все возбудители имеют свою контагиозность - восприимчивость к ним человека.

Так, например, вирус кори имеет контагиозность, близкую к 100%, что означает, что при встрече с ним у непривитого и не болевшего человека заболевание возникнет с вероятностью практически 100%.

Основные виды

Среди всех инфекционных заболеваний можно выделить следующие группы, сходные по механизму заражения, клиническим проявлениям, локализации:

Также для характеристики каждой инфекции в детской практике используют деление конкретной инфекции по типу (типичное, атипичное), тяжести (легкое, среднетяжелое, тяжелое) и течению (острое, хроническое, затяжное; гладкое, негладкое).

Причины инфекционных заболеваний у детей

Для развития того или иного инфекционного заболевания необходимы две составляющие:

  • Возбудитель (болезнетворные вирусы, бактерии, грибы, простейшие и другие микроорганизмы). Вызовет ли он заболевание, зависит от его свойств: токсичности, способности проникнуть к человеку, вирулентности (необходимое количество частиц данного возбудителя), патогенности (способности заразить).
  • Человек, восприимчивый к данному возбудителю . Разовьется ли у него данная болезнь, зависит как от местных факторов защиты, так и от общих.

важно Чаще всего источником инфекции является больной человек или животное. Носитель часто даже не подозревает о том, что выделяет болезнетворные микроорганизмы. Ведущие механизмы заражения: капельный, фекально-оральный, контактный, гемо-контактный.

  • Для первого (капельного ) передача инфекции происходит при чихании, кашле, разговоре, плаче. Возбудитель попадает во внешнюю среду и может далеко распространяться и долго оставаться активным. Так чаще всего передаются острые респираторные заболевания (ОРЗ), некоторые детские инфекции (корь, и другие).
  • Кишечные инфекции передаются фекально-оральным механизмом . Микроорганизм выделяется с испражнениями. Далее с загрязненной водой, при переносе возбудителя мухами, через грязные руки и т.д. инфекция попадает к другому человеку.
  • Контактный путь передачи возможен при непосредственном контакте больного и здорового или через предметы обихода (игрушки, предметы личной гигиены). Основными путями передачи являются половой, при поцелуях, через кожу, а также контактно-бытовой. Таким способом происходит заражение ВИЧ-инфекцией, хламидиозом, гепатитом В, дифтерией, бруцеллезом, сальмонеллезом и проч.
  • Гемо-контактный путь передачи характерен для ВИЧ-инфекции, гепатита C и В, малярии. Здесь можно выделить гемотрансфузионный путь (при переливании крови), с нестерильными инструментами, трансмиссивный (при укусе насекомыми) и вертикальный (от матери к ребенку во время беременности, родов и кормления грудью) пути передачи.

Признаки

информация Для всех инфекционных заболеваний характерна определенная цикличность развития патологического процесса и выздоровления.

Выделяют следующие этапы распространения и развития инфекции:

  • Инкубационный период - время от проникновения возбудителя до появления первых симптомов болезни. В зависимости от конкретной инфекции инкубационный период может длиться от нескольких часов (ОРИ, пищевые инфекции) до нескольких месяцев (ВИЧ, ), а порой и лет (проказа, цитомегаловирусная инфекция).
  • Продромальный период - характерным является появление симптомов общей интоксикации (вялость, снижение аппетита, слабость, недомогание), повышение температуры тела, появляются изменения в тех местах, через которые возбудитель попал в организм. Продолжительность данного периода составляет от нескольких часов (пищевые инфекции) до нескольких дней (корь, ).
  • Период разгара – помимо общих изменений, появляются характерные для конкретного заболевания симптомы и синдромы (сыпь и , рвота и при , при и т.д.).
  • Период выздоровления - к этому времени происходит спад клинических проявлений, иммунная система вырабатывает специфические факторы защиты (иммуноглобулины), приходят в норму показатели крови и другие, характерные для данного заболевания, симптомы. В зависимости от конкретного заболевания этот период может длиться до нескольких месяцев.

Профилактика инфекционных заболеваний у ребенка

информация С развитием медицины все большее место в профилактике инфекционных заболеваний занимает вакцинация.

Прививки создаются против определенного возбудителя. При встрече с микроорганизмом, против которого человек вакцинирован, у него заболевание не развивается или проходит в легкой форме.

В каждой стране существует свой и ревакцинаций (повторной вакцинации для сохранения устойчивости против определенного возбудителя). Если ребенок здоровый, родился доношенным и не имеет противопоказаний, то он вакцинируется соответственно этому календарю. В противном случае для него составляется индивидуальный план проведения прививок.

Основные мероприятия для предотвращения заражения инфекционными заболеваниями, против которых не существует вакцины:

  • Изоляция больного проводится на дому или в медицинских учреждениях. Для контактных лиц вводится карантин. Его длительность определяется инкубационным периодом конкретной инфекции.
  • Дезинфекционные мероприятия делятся на текущие и заключительные. Текущие проводятся до выздоровления больного, а заключительные - после. Также важную роль в предупреждении развития инфекционных болезней играет профилактическая дезинфекция, которая должна проводиться регулярно, независимо от эпидемической обстановки (влажная уборка помещения с использованием специальных средств в местах общественного скопления). Не стоит забывать и о дератизации - борьбе с грызунами, и дезинсекции - борьбе с насекомыми.
  • Для профилактики развития болезни после контакта с заболевшим используют пассивную иммунизацию - введение специфических иммуноглобулинов.

Не стоит забывать и о правилах личной гигиены. Важно с самого раннего детства своим примером обучать этому детей. С подростками стоит беседовать об инфекциях, передаваемых половым путем. Рассказать, что это такое, как происходит заражение и как от них уберечься.

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Педиатрия – самостоятельная область медицины, изучающая возрастные особенности развития детей, детские болезни, а также вопросы организации ухода за здоровым и больным ребенком. Первоначально предметом рассмотрения педиатрии являлись исключительно детские болезни раннего возраста и их лечение. В современном понимании педиатрия охватывает различные аспекты, связанные с нормальным развитием и заболеваниями детей в различные возрастные периоды (от рождения до половой зрелости). Эти направления включают физиологию, гигиену, диететику, детские болезни, их лечение и профилактику.

В медицине детского возраста параллельно развиваются несколько направлений: профилактическое, клиническое и социальное. Профилактическое направление включает разработку и реализацию мер по предупреждению детских болезней; клиническое – непосредственное обследование и лечение заболевшего ребенка; социальное – поэтапную реабилитацию и интеграцию детей в социум. Анатомо-физиологические особенности растущего организма определяют своеобразие течения тех болезней, которые встречаются в детском возрасте.

В педиатрии принято выделять несколько возрастных периодов жизни ребенка: период новорожденности (первый месяц), грудного (от 1 мес. до 1 года), раннего детского (от 1 до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет), младшего школьного (от 7 до 11 лет), старшего школьного или подросткового (от 12 до 17-18 лет) возраста. В различные возрастные периоды развития ребенка преимущественно возникают те или иные детские болезни.

Так, в период новорожденности проявляются детские болезни, обусловленные нарушениями внутриутробного развития (асфиксия , гемолитическая болезнь плода , рахита

Наиболее частыми симптомами детских болезней служат сыпь, увеличение лимфатических узлов, гипертермия, насморк , кашель, рвота, боли в животе, судороги. При появлении этих и других признаков заболевания необходимо обязательно проконсультировать ребенка у педиатра. Каждый родитель должен быть знаком с основами педиатрии, знать основные детские болезни и их проявления с тем, чтобы уметь оценить серьезность состояния малыша, определить, представляет ли недомогание непосредственную угрозу для жизни.

Педиатрия не стоит на месте: появляются и внедряются новые методы диагностики и лечения детских болезней, развивается и углубляется понимание механизмов развития заболеваний у детей. Успехи современной педиатрии заставили отступить многие некогда смертельные детские болезни. Этому способствовало создание вакцин против ряда детских инфекционных болезней, разработка сбалансированных искусственных смесей, появление современных антибактериальных препаратов, повышение качества диагностики и лечения детей. Тем не менее, уровень детской заболеваемости остается высоким; значительно «помолодели» болезни, ранее считавшиеся исключительно уделом людей зрелого возраста. Среди детских болезней все чаще встречаются сердечно-сосудистые, эндокринные, неврологические заболевания, новообразования, патология опорно-двигательного аппарата.

Ребенок – это не просто маленькая копия взрослого человека. Детский организм находится в состоянии непрерывного развития, обладает рядом анатомо-физиологических особенностей, физической и эмоциональной незрелостью, что обусловливает специфику протекания детских болезней. Развитие детских болезней всегда непредсказуемо: даже банальный насморк у ребенка может стать фатальным, если вовремя не распознаны его причины, не подобрано правильное этиопатогенетическое лечение, не организовано наблюдение специалиста. Вместе с тем, благодаря высоким компенсаторным возможностям детского организма, многие болезни, которые у взрослых вызывают хроническую патологию или инвалидизацию, могут быть успешно излечены у детей.

Истоки многих взрослых заболеваний родом из детства. Поэтому состояние здоровья взрослого человека во многом определяется условиями роста и развития маленького человечка, заботой о его здоровье в самом начале жизни. Сегодня акценты в детской медицине смещаются в сторону профилактики болезней, которая включает антенатальную охрану плода, предупреждение родового травматизма, организацию тщательного ухода за новорожденным (обеспечение оптимального режима питания, сна и бодрствования, закаливания), своевременную вакцинацию детей согласно национальному календарю профилактических прививок, скрининг-программы по выявлению наследственной патологии, осуществление патронажа и диспансерного наблюдения. Забота о детском здоровье и профилактика детских болезней – приоритетная составляющая государственной политики.

Специализированная помощь в системе детского здравоохранения оказывается в детских поликлиниках и стационарах, педиатрических отделениях многопрофильных медицинских центров, частных детских клиниках. Невозможно и неэффективно лечить детские болезни «взрослыми» методами, поэтому в последние годы в педиатрии выделяются узкие детские направления: детская кардиохирургия, детская травматология и ортопедия, детская нейрохирургия, детская гематология и онкология, детская анестезиология и реаниматология и др. Важнейшими составляющими успеха в лечении детских болезней являются профессиональный подход, использование высокотехнологичных методов диагностики и лечения, доверительные отношения между врачом, родителями и ребенком.

Детские болезни вызывают закономерную тревогу у взрослых и естественное стремление родителей узнать как можно больше о причинах заболеваний и способах их лечения. Раздел детских болезней, размещенный на страницах Медицинского справочника , знакомит родителей с наиболее распространенной патологией у детей разного возраста, причинами и симптомами заболеваний, необходимыми медицинскими процедурами и мероприятиями по уходу за ребенком. На страницах сайта «Красота и медицина » вы сможете найти рекомендации детских специалистов и самую актуальную информацию о достижениях в области профилактики, диагностики и лечения детских болезней.

Дело в том, что детский организм встречается в течение первых же лет своего существования с огромным количеством патогенных организмов. В то время, как возбудители инфекционных заболеваний младшего возраста обладают высокой инфицирующей способностью (вирулентностью). Кроме того, после перенесения патологии вырабатывается стойкий иммунитет, исключающий повторное заражение.

Потому-то взрослые и не болеют в большинстве своем: заболевания настолько заразны, что все успевают переболеть ими в детские годы. О каких же болезнях идет речь?

Специфические детские инфекции

Ветрянка

– настоящий бич детей дошкольного возраста и раннего школьного периода. Возбудителем патологии выступает герпетический вирус третьего типа.

Вирус передается воздушно-капельным путем и отличается столь значительной вирулентностью, что одного только нахождения в помещении с больным достаточно, чтобы заразиться.

«Визитной карточкой» оспы выступают обильные высыпания по всему телу. Сыпь появляется на 7-21 день с момента проникновения вируса в кровь и вызывает нестерпимый зуд, жжение и желание расчесать пораженный участок.

Постепенно красные пятна трансформируются в папулы (прыщики), которые вскрываются и рубцуются. Помимо этого наблюдаются такие проявления, как:

  • повышение температуры тела,
  • ломота в костях,
  • появление прыщиков на слизистых оболочках.

Длительность течения патологии составляет от 5 до 12 дней при условии грамотной и комплексной терапии. Ветрянка – это типичное инфекционное заболевание кожи.

Корь

Не менее заразное заболевание. Наиболее часто им страдают пациенты в возрасте 3-6 лет. Инфекционный возбудитель, особый РНК-вирус, передается воздушно-капельным путем.


Фото: Основные симптомы кори

Первые проявления похожи по своему характеру на типичный бронхит или поражение верхних дыхательных путей. Наблюдаются:

  • подъем температуры до 36.5-38.5 градусов,
  • кашель,
  • покраснение слизистых оболочек и кожных покровов.

Спустя несколько дней на коже образуется сыпь. Признак, дающий возможность отграничить корь от других заболеваний – особые пятна Бельского-Филатова на слизистых рта (белые пятна, окруженные красной каймой).

Длительность течения заболевания – порядка недели-двух. Специализированных препаратов для лечения не существует. Применяются антисептики, противовоспалительные средства, антибиотики.

Краснуха

Типичное вирусное заболевание, которым болеют как грудные дети, так и подростки. Протекает в мягкой форме. Инкубационный период длится около 3 недель. Вирус передается воздушно-капельным путем.

В клинической картине преобладают очаговые проявления. Спустя 3-5 дней от момента окончания инкубационного периода, на коже лица развивается обильная сыпь, которая с течением времени экстенсивно распространяется, поражая кожные складки, преимущественно в области спины, живота, ягодиц, рук и ног.

Первыми же признаками болезни выступают:

  • повышение температуры тела,
  • головная боль,
  • чувство слабости и разбитости.

Отграничить краснуху можно посредством выявления лимфаденита (воспаления лимфоузлов).

Специального лечения не существует. Достаточно приема антибактериальных препаратов и жаропонижающих средств по необходимости. Болезнь разрешается спустя 5-7 дней.

Скарлатина

– острое инфекционное заболевание бактериального профиля (провоцируется стрептококком). Короткий инкубационный период (несколько дней) и выраженная клиническая картина делают это заболевания крайне опасным.


Фото: Основные симптомы скарлатины

Симптоматика выражена и характеризуется:

  • гипертермией,
  • образованием кожной сыпи,
  • возникновением вторичной ангины,
  • изменением текстуры языка: он становится малиново-красным, зернистым.

Заболевание отличается агрессивным течением. В тяжелых случаях показано стационарное лечение. В деле терапии предпочтение отдается антибиотикам.

Коклюш

Бактериальное поражение верхних и нижних дыхательных путей. Заболевание протекает с ярко выраженным кашлем, одышкой. При тяжелом течении болезни возможно развитие бронхоспазма, дыхательной недостаточности. В этом случае показано стационарное лечение. Основные симптомы проявляются на фоне выраженной гипертермии.

Терапия проходит под контролем врача-педиатра или инфекциониста. Прогноз болезни зависит от своевременности начала лечения.

Свинка

Она же паротит. Имеет весьма вариативные возрастные диапазоны. Передается воздушно-капельным путем. Характеризуется преимущественным поражением железистых тканей. Страдают слюнные железы, поджелудочная железа и др.

Процесс начинается с развития общих симптомов: головной боли, слабости, разбитости.

На 3-5 день болезни появляется выраженная опухлость слюнных желез. Наблюдается болевой синдром, который усиливается при разговоре, жевании, движениях головой. По окончании болезни формируется стойкий пожизненный иммунитет.

Полиомиелит

Опасная патология нервной системы. Вызывает поражение тканей спинного мозга. Как правило, протекает лишь с явлениями общей интоксикации. Спустя несколько недель и даже месяцев на фоне мнимого благополучия развиваются парезы и параличи конечностей.

В зависимости от высоты и локализации поражения возможно обездвиживание как рук, так и ног. С течением времени происходит атрофия соответствующих мышц и полная утрата функции пораженной конечности.

Пневмококковая инфекция

Как и следует из названия, развивается по причине инфицирования организма пневмококком. Возможно поражение легких, барабанных перепонок. Наиболее часто формируется пневмококковое воспаление легких. Отличить его от пневмонии обычной невозможно – требуется проведение анализа мокроты.

В большинстве своей лечится в условиях стационара. Вызывает:

  • интенсивный кашель,
  • одышку,
  • удушье,
  • повышение температуры до фебрильных значений.

Гемофильная инфекция

Строго говоря, детским заболеванием не является, поскольку редко оставляет стойкий иммунитет. Характеризуется различными формами, в зависимости от локализации поражения гемофильной бактерией.

Наиболее часто наблюдаются пневмония и менингит. Болезни сопровождаются типичными симптомами.

Особенности течения детских болезней

Особенности инфекционных заболеваний у детей включают в себя:

  • Более короткий инкубационный период.
  • Легкое течение. Особенности течения инфекционных заболеваний у детей характеризуются малой интенсивностью проявлений.
  • При этом, клиническая картина напротив наблюдается, так сказать, «во всей красе».

По окончании течения острого периода, болезнь не отступает полностью, но продолжает протекать в хронической, латентной форме. Иммунитет – единственное, что сдерживает повторное инфицирование.

Детские заболевания, которые могут проявиться во взрослом возрасте

Менингококковая инфекция

Не вызывает формирования стойкого иммунитета, потому заболевание может поражать человека несколько раз. Возбудителем является менингококк.

Заболевание начинается с типичных общих генерализованных явлений:

  • головной боли,
  • изменений со стороны носоглотки, нижних дыхательных путей.

Преимущественно страдает головной мозг и его оболочки. У детей болезнь протекает менее агрессивно. При нормальном функционировании иммунной системы менингококковая инфекция протекает с легкими катаральными явлениями.

Возможно лечение в домашних условиях. Применяются антибиотики широкого спектра действия. Показан строгий постельный режим. При тяжелом течении необходима срочная госпитализация.

Инфекционный мононуклеоз

Неспецифическое заболевание, вызываемое вирусом Эпштейна-Барр. Характеризуется генерализованным поражением всего организма.

  • Наблюдается лихорадка (с фебрильными значениями термометра),
  • изменения со стороны носоглотки, нижних дыхательных путей, селезенки, печени.

Несмотря на комплексный характер патологии, протекает она как в детском, так и во взрослом возрасте сравнительно мягко.

Острые респираторные заболевания

Устаревшее название. Актуальное наименование – острая респираторная вирусная инфекция. Своего рода «мусорный» диагноз, который врачи-терапевты и педиатры ставят во всех непонятных случаях. На деле же это целая группа заболеваний верхних и нижних дыхательных путей, вызванная вирусным возбудителем.

Заболевание протекает по классической «простудной» схеме. Специфический иммунитет не развивается.

Кишечные инфекции

Дизентерия, сальмонеллез, эшерихиоз, поражение ротавирусами, энтеровирусами и др. Не являются детскими болезнями. Наиболее часто встречаются у пациентов младшего возраста по причине пренебрежения правилами гигиены.

Кишечно-инфекционные патологии сопровождаются:

  • интенсивной гипертермией,
  • диспепсическими явлениями,
  • диареей,
  • тенезмами (ложными позывами опорожнить кишечник).

В течение всего периода течения болезни, испражнения больного считаются биологически опасными.

Гепатит А

В народе также известен как «желтуха». Провоцируется вирусным возбудителем. Инкубационный период составляет около месяца. В своем развитии болезнь проходит три фазы.

Первая фаза протекает с лихорадкой и развитием диспепсических явлений (болью в животе, тошнотой, рвотой), симптомами общей интоксикации.

Вторая фаза характеризуется пожелтением склер глаз и кожных покровов. Также изменением пигментации мочи, кала. Лихорадка и общие проявления отступают. Наблюдаются боли в правом подреберье.

В фазу разрешения все симптомы отступают, состояние больного нормализуется.

С учетом лечения, длительность болезни – порядка 2-3 недель. Гепатит А считается сравнительно легким заболеванием, поскольку редко дает осложнения. После лечения вирус остается в клетках печени носителя, продолжая существование в латентной форме.

Все описанные заболевания лишь условно называются детскими. Переносить их могут и взрослые, однако, в силу особенностей возбудителей подобных патологий, люди болеют с первых же лет жизни. Независимо от характера течения патологии, терапия должна проводиться только под контролем врача.

Похожие публикации