Как легко отличить винительный падеж от родительного. Отличие винительного падежа от именительного

Изменение окончаний частей речи, которые имеют категорию падежа, дает возможность использовать необходимые формы слов для связи в предложении. От умения правильно употреблять слова в нужном падеже зависит точность и грамотность речи. Отличить родительный падеж от винительного несложно, если знать, для чего служит каждый из них.

Родительный падеж:

  • указывает на принадлежность субъекта речи кому-либо или чему-либо (гнездо иволги; совет друга; улицы города);
  • отражает соотношение части и целого (чашка чаю; ломоть хлеба; прядь волос);
  • употребляется, если есть сравнение без указания на предмет сравнения (тверже стали, нежнее шелка, холоднее льда);
  • указывает на связь с глаголом, который употреблен с частицей не (не бояться темноты; не видеть горизонта, не любить соседа);
  • указывает на связь с глаголом, обозначающим желание или намерение (хотеть добра; желать удачи, уклониться от ответственности).

В каждом из этих случаев существительные, употребленные в родительном падеже, являются зависимыми словами. От главных к ним можно поставить вопросы: нет кого? или нет чего?

Винительный падеж обозначает:

  • действие, направленное на предмет речи (читать книгу; гладить собаку, съесть бутерброд);
  • пространственные и временные отношения (преодолеть препятствие; взять барьер; работать неделю).

От главного слова к существительному в винительном падеже можно поставить вопросы: вижу кого? или вижу что?

Выводы сайт

  1. Неодушевленные существительные имеют разные окончания и отвечают на вопрос (нет) чего? в родительном падеже, (вижу) что? в винительном падеже.
    Например:
    Обойдусь без (чего?) зонтика. (Р. п.)
    Посажу (что?) дерево. (В. п.)
  2. Окончания одушевленных существительных в родительном и винительном падежах могут совпадать. Различать падежи в этом случае следует по смыслу предложения.
    Например:
    Я не обойдусь без помощи отца. (кого? вспомогательный вопрос: нет кого? – Р. П.)
    Мы запомнили отца молодым и энергичным. (кого? вспомогательный вопрос вижу кого? – В. П.)
  3. Падеж неизменяемых существительных также определяют по контексту.
    Например:
    Хочу купить новое пальто. (кого? что?- В.П.)
    Клетка оказалась без кенгуру. (кого? чего? – Р. П.)

    Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

    а винительный падеж отвечает на вопросы кого? что?

    Путаница возникает, так как одушевленные существительные отвечают и в том, и том падеже на одинаковый вопрос кого?.

    Для того, чтобы правильно определить падеж или окончание в падеже, учимся различать с помощью вспомогательных слов.

    Для родительного падежа это нет кого, чего ? нет сына, дома, семьи, снегурочки,

    для винительного падежа это вижу кого, что? вижу сына, дом, семью, снегурочку.

    Если будете подставлять эти слова-помощники при склонении слова или определении падежа, то все будет легко и правильно.

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно написать!

    В нашем случает потребитель - это существительное неодушевленное.

    1 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребители.

    2 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребители напряжения.

    3 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребителей.

    4 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребителей напряжения.

    Какие из вариантов правильные?

    Сравниваю с предложением:

    Жесткий диск имеет уплотнители.

    Тут вроде как все однозначно.

    Вернуться к началу

    Наверное, здесь надо уметь отличать действие или форму происходящего. Путают в большинстве своем вопрос Кого?, который есть и в именительном и в винительном падежах.

    Так вот родительный вопрос Кого? отличается от винительного Кого? вспомогательным словом, которое рекомендовано запомнить.

    Для родительного падежа есть слово нет, а для винительного есть слово что. Задавая вопрос со вспомогательным словом мы получаем существительное еще и с разным окончанием. Пример - нет сестры, хомяка, ржи - родительный падеж. Вижу сестру, хомяка, рожь - винительный падеж.

    Вот таблица со вспомогательными словами к каждому падежу, которые облегчают определение падежа.

    Для того, чтобы определить, винительный или родительный падеж , нужно для начала определить, является ли данное существительное одушевлнным. Дело в том, что одушевлнные имена существительные как в родительном, так и в винительном падеже отвечают на вопрос кого?. Если существительное неодушевлнное, оно отвечает в родительном падеже на чего?, но зато в винительном на что? - вопрос, который совпадает с вопросительным словом именительного падежа.

    Существительное нужно проверить - сочетается ли оно в родительном падеже со словом нет. К примеру, в вопросе Нет чего?. Винительный падеж проверяется сочетаемостью с глаголами, находящимися в форме первого лица, единственного числа, настоящего времени, например знаю, вижу. Вижу что? - стул или Вижу кого? - ученика. Как мы видим, форма винительного и родительного падежей у существительных одушевлнных и мужского рода второго склонения одинаковы.

    Вместо одушевлнного существительного мужского рода во втором склонении подставьте любое слово первого склонения. К примеру, Нет кого? - ученика, Вижу кого? - ученика. У первого склонения для родительного падежа ы, а для винительного у.

    Заменяем множественное существительное неодушевлнным существительным этой же формы, после чего определяем падеж аналогично. К примеру - Знаю (кого?) людей нужно заменить на Знаю (что?) имена. Получается, что имена - это существительное во множественном числе в винительном падеже.

    Если взять пример с родительным падежом - заменяем Знаю адрес (кого?) друзей на Знаю адреса (чего?) фирм. Фирм находится в родительном падеже во множественном числе.

    Попробуйте определить падеж существительных, которые не склоняются (кофе, пальто итд), используя ключевые вопросы. Если сложно определить по вопросам, используйте вариант с заменой на любое существительное (склонение).

    Когда-то я тоже путалась с этим. Итак, родительный падеж отвечает на вопрос кого и чего, а винительный - кого, что. Самое просто что в этом случае можно сделать, чтобы отличить падеж, это подставить слово вижу или нет. Если подойдет слово нет, то падеж родительный, если вижу - винительный.

    Проблема с определением падежа возникает только для одушевленных существительных, потому что существительные неодушевленные отвечают в родительном и винительном падеже на разные вопросы и следовательно имеют различные окончания. В родительном падеже - это вопрос чего? а в винительном что? Поэтому самый простой способ разобраться с одушевленными существительными - это их убить, простите за такое выражение. Выглядеть это будет примерно так: Принес домой кролика, вопрос Кого?, существительное одушевленное поэтому убиваем его таким образом: Принес домой тушку кролика, вопрос получается Что?, а следовательно падеж винительный. Аналогично с вариантом У меня нет кролика. Опять вопрос Кого? и непонятный падеж Убиваем, получаем У меня нет шкуры кролика и вопрос получается Чего?, а следовательно падеж родительный. Так нас в школе учили, немного по-зверски, но запоминалось легко.

    Чтобы отличить винительный падеж от родительского, надо задать вопрос:

    Для винительного падежа - Винить в своих бедах надо кого (или что)? ответ: себя, свою лень, телевизор.

    Для родительного падежа задавайте вопрос: У виновного нет кого? - адвоката. У виновного нет чего? - защиты.

    Родительный отвечает на вопросы: Кого?, Чего?, например: У меня нет (Кого? Чего?) брата, кружки. Винительный отвечает на вопросы: Кого?, Что? Пример: Я получила (Кого? Что?) брата, кружку.

    Бывает непросто отличить родительный падеж от винительного в предложении. Дело в том, что для одушевленных существительных они оба эти падежа отвечают на вопрос кого? . Можно заменить одушевленный предмет на неодушевленный в таком предложении и посмотреть, какой вопрос можно задать: если чего? ,то это родительный падеж, если что? винительный.

    Например:

    • Я вижу слона (кого?). Заменим слово слон на стол . Я вижу стол (что?). Следовательно, здесь винительный падеж.
    • Нет ни одного слона (кого?). По аналогии получаем: Нет ни одного стола (чего?). Значит, в приведенном предложении употребляется родительный падеж.
  • Склонения по падежам относиться к разделу русского языка Родительный падеж отвечает на вопросы -НЕТ- кого? чего?, а винительный падеж - ВИЖУ- кого? что?. То есть определяя падежи достаточно подставить соответствующие слова и проверить соответствует ли проверяемое слова соответственному падежу. Тогда не придется вспоминать кучу всех правил.

    Школьники обычно путают и плохо различают винительный и родительные падежи. Сама вспомнила, что в школе затруднялась, пока мне не подсказали действенный способ, который заключается в том, что нужно подставить слово вижу . Вижу (кого? что?) окно, улицу, маму, журнал.

    А родительный падеж имеет вопросы кого? чего? Чтобы определить родительный падеж тоже можно подставить слово нет . Нет (кого? чего?) окна, улицы, журнала.

Название: Винительный падеж .

Винительный падеж , отвечающий на вопросы кого? что?, употребляется только в сочетаниях с глаголом и его формами: причастием и деепричастием. Основная, типичная функция винительного падежа состоит в выражении прямого объекта действия при переходных глаголах: рассматриваю картину, готовлю урок, открываю книгу, надеваю платье.

Винительный времени обозначает время совершения действия: Встречаться каждый день. Нынешнюю ночь ему нездоровилось.
Винительный количества употребляется при обозначении стоимости, при указании на количественную сторону проявления глагольного действия. Стоит два рубля. Повторить три раза.
Винительный меры указывает на меру времени или пространства. Ждать целую неделю. Пройти пять километров.
Винительный объекта называет предмет, на который направлено действие. Читать книгу. Бросить мяч.
Винительный результата обозначает предмет, который является результатом действия. Рыть яму. Шить платье.

Чтобы узнать винительный падеж, нужно подставить к существительному слово ВИНЮ, то есть ОБВИНЯЮ, или ВИЖУ.

Виню (кого?) мальчика
Вижу (кого?) слоненка
Вижу (что?) пальму

Предлоги с винительным падежом: В, НА, ЗА, ПОД, ЧЕРЕЗ, ПРО.

Кроме того, винительный падеж в сочетании с переходными глаголами, образованными от непереходных при помощи приставок, обозначает меру времени и расстояния: проработать целый месяц, проспать всю дорогу, пробежать три тысячи метров.

В сочетании с непереходными глаголами винительный падеж может также обозначать меру веса, времени, расстояния и стоимости: весить целую тонну, совершенствоваться всю жизнь, отдыхать неделю, бежать версту, стоить копейку и т. п.

Винительный падеж - это:
1) форма существительного, входящая в парадигму единственного и множественного числа, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
единственное число - коня, край, жену, землю, болото, поле, кость, дочь, имя, путь;
множественное число - коней, края, жён, земли, болота, поля, кости, дочерей, имена, пути;
2) ряд таких форм существительного, объединённых описываемой ниже системой значений;
3) форма прилагательного или причастия, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - круглый и круглого, круглую, круглое; синий и синего, синюю, синее; крепкий и крепкого, крепкую, крепкое; лисий и лисьего, лисью, лисье;
во множественном числе - круглые и круглых, синие и синих, крепкие и крепких, лисьи и лисьих;
4) ряд таких форм прилагательного или причастия, объединённых общностью синтаксических функций.

Основные значения винительного падежа - объектное и определительное.
Объектное значение падежа проявляется:
1) при переходных глаголах: купить дом, читать книгу, ждать друга;
2) при предикативах: жалко, жаль (жаль брата), а также надо, нужно, больно, видно, слышно, заметно - тогда, когда в предложении присутствует указание на субъект состояния: Мне надо пропуск; Ему больно руку;
3) в односоставных предложениях, означающих требуемый объект: Карету мне!; Награду храбрым! Определительное (по мере, времени, количеству).

Субъектное значение появляется только в предложении. Это:
1) винительный падеж, вынесенный в начальную позицию в предложениях, сообщающих о состоянии лица, со сказуемым - глаголом со значением эмоционального или внешнего состояния и подлежащим -отвлечённым существительным: Меня огорчает неудача, настораживает ложь; Ребят воодушевил успех; Семью постигло горе; также: Его тянет путешествовать; Собеседника подмывает спорить;
2) в таких предложениях, как Ребёнка знобит; Больного тошнит; Меня всего трясёт.
Субъектное значение сочетается с объектным в таких типах предложений, как Звёзды видно; Голоса слышно, когда в предложении не обозначен воспринимающий субъект (видны звёзды и кто-то видит звёзды), а также в предложениях типа: Человека убило; Бойца ранило, в которых не обозначен субъект действия (человек убит и убили человека). Наращивание субъектного значения В. п. в предложении всегда определяется совместным действием синтаксического и лексико-семантического факторов.

Винительный падеж сочетается с широким кругом предлогов - простых и производных. В сочетании с простыми предлогами - в, на, за, о (об), по, под, про, с, через - может иметь определительное значение (по месту, времени, мере, качеству, свойству, назначению, цели, причине и др.), объектное (углубиться в работу, голосовать за кандидата, способен на всё, ушибиться о косяк, идти по ягоды, думать про детей), а также выполняет функцию необходимой информативно восполняющей формы (прослыл за чудака, известен за болтуна).

В предложении данный падеж с простыми предлогами, помимо названных значений, может обозначать предикативный признак (в сказуемом: Письмо - в министерство; Медаль - за отвагу; Путь - через горы) или распространять предложение в целом, выражая при этом разные виды детерминации (В метель страшно оказаться в поле; За версту от города - озеро; Под Новый год возможны всякие чудеса; С неделю не спал; Через дорогу - магазин), либо объектное значение (На пятерых - трое лыж; Об ушедших - ни слова). В таких предложениях, как На меня напал страх; На него нашло раздумье; На ребят накатило упрямство.

В сочетании с предлогами за, с, под В. п. в соединении с определённым кругом слов выражает приблизительность: Ему за тридцать; Набралось за сорок посетителей; Ей под пятьдесят; Получил с сотню поздравлений; Ждали с полчаса; С десяток учеников больны. В сочетании с производными предлогами и предложными образованиями - в ответ на, включая, исключая, невзирая на, несмотря на, погодя немного, час, минуту, сутки, пройдя, сквозь, спустя день, час, год, столетие.

Винительный падеж используют в сочетаниях слов и предложениях только с глаголами либо с его формами, такими как причастие или деепричастие. А также винительный падеж отвечает на вопросы: «Что?» и «Кого?». Чаще всего он используется как выражение прямого объекта действия: пишу текст, играю в футбол, строю дом и подобные словосочетания. Подробнее о винительном падеже и его отличиях от родительного будет написано в этой статье.

Такой падеж может обозначать абсолютно разные значения . Винительный:

  1. (Времени) - время действия, которое уже совершено: гулять каждое утро.
  2. (Количества) - количественная сторона отглагольного действия: стоить тридцать рублей.
  3. (Меры) - мера времени или пространства: пройти сто шагов.
  4. (Объекта) - объект, на который направлено действие: открыть дверь.
  5. (Результата) - предмет - результат какого-либо действия: сварить суп.

Если вы запомните вопросы винительного падежа «Кого?» или «Что?», у вас не возникнет трудностей с его определением.

Какие окончания может иметь винительный падеж

По вопросам падежа можно определить окончание слова.

У винительного падежа бывают такие окончания:

  1. Имя существительное, которое стоит в единственном числе: собаку, дверь, стол, компьютер, дорогу, машину.
  2. Винительный падеж во множественном числе: собак, дверей, столов, компьютеров, дорог, машин.
  3. В единственном числе прилагательное и причастие заканчиваются: круглый и круглого, круглую, круглое; твердый и твердого, твердую, твердое, собачий и собачьего, собачью, собачье.

Какие предлоги употребляются

Такая форма слова совмещается с множеством предлогов , сложных и простых. В том случае, если слово совмещается с такими предлогами как: с, на, за, в или под (простыми), то оно определяет какое-либо значение. Определение может быть по цели, причине, времени, свойству, состоянию и т.д. В совокупности с простым предлогом, такие слова могут иметь совсем другие значения: собирать ягоды, плыть по реке, играть в прятки и так далее, то есть иметь объективное значние. Также слово может нести в себе восполнение информации.

В случае полных предложений, в которых есть простые предлоги, словосочетания выступают совсем в другом значении. К примеру, словосочетание указывает на предикативное значение (награда за участие). А также может распространять предложение (недалеко от дома - школа; летом наступают долгожданные каникулы.) Вместе с предлогами «под», «за» высказывается неточные факты (ей около двадцати, ему под тридцать).

Еще такие существительные сочетаются с составными предлогами (не обращая внимания на, спустя сутки).

Отличие винительного падежа от родительного

Для того чтобы не запутаться при определении падежа, необходимо понять, что для каждого варианта есть индивидуальный вопрос, который важно правильно задать.

Если задать ключевой вопрос и найти совпадающий вариант, то вы запросто определите, в родительном или винительном падеже слово. Слово в родительном падеже часто называет отношение предмета к чему-то, отношение между целыми и частями, описание объекта в сравнении с другим предметом, предмет, на который оказывают влияние и тому подобное. Эти существительные должны отвечать на вопросы «чего» и «кого». Выяснить падеж существительного, ориентируясь только на окончание или значение довольно трудно, так есть множество нюансов и можно ошибиться.

В таких вариантах иногда совпадают даже концовки слов. Чаще всего можно ошибиться, если необходимо определить форму одушевленного имени существительного. В том случае, если с вопросом «кого» довольно сложно понять форму, то необходимо мысленно заменить одушевленное слово неодушевленным . Поставьте вопрос в винительной форме «вижу что?», а в родительной - «нет чего?». Если же существительное, форму которого необходимо выяснить, получится таким же, как и в именительном падеже, то это будет означать то, что оно стоит в винительном.

Следующий способ различия винительной и родительной формы. В том случае если вам необходимо определить форму падежа существительного неодушевленного, то поставьте необходимый вопрос, на который нужно ответить. Например: несу (что?) пакет, смотрю (на что?) на пакет. Во втором варианте слово находится в родительной падеже.

Если существительное одушевленное, имеет второе склонение и мужской род, то достаточно заменить его любым словом первого склонения и обратить внимание на концовку. К примеру: вижу кота - вижу собаку: окончание -у обозначает родительный падеж; нет кота - нет собаки: окончание -и - винительный).

В том случае, если существиетльное одушевленное и стоит во множественном числе, то его необходимо мысленно изменить на любое неодушевленное, которое отвечает на вопрос «что?» (люблю лошадей - люблю (что?) одежду - винительный; люблю красоту лошадей - люблю красоту одежды - родительный).

Важно обратить внимание на то, что в русском языке присутствует множество слов, которые не склоняются (пальто, метро и другие). Во всех вариантах они остаются неизменными.

Есть вероятность, что описанные выше способы не помогут. Необходимо всегда проверять падеж, задавая ключевой вопрос, чтобы избежать ошибок.

Видео

Из этого видео вы получите дополнительную информацию по теме «Винительный падеж имен существительных».

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

В русском языке формы неодушевленных существительных второго и третьего склонения в именительном и винительном падежах совпадают. Чтобы не ошибаться в их определении, надо запомнить, что существительные в именительном падеже всегда выступают главным членом предложения, чаще – подлежащим, а винительный падеж всегда указывает на зависимость существительного от главного слова, то есть, существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения.
Например:
Топор рубит – щепки летят. (Топор, щепки – И.п.)
Если берешь топор в руки, помни, что придется щепки собирать. (топор, щепки – В. П.)

По принятой в русском языкознании терминологии, винительный падеж является «морфологически слабо самостоятельным падежом». Сложность его определения возникает только при сравнении с именительным и родительным. Если возникают сомнения, стоит использовать проверенный школьный метод: поставить к существительному падежный вопрос:
(вижу) кого? – учителя, маму, слона, мышь (В. п.);
(вижу) что? – дерево, скамью, камыш, балкон (В.п.).
Различают именительный и винительный падежи также по наличию предлогов, употребление которых возможно только в косвенных падежах.
Например:
Мост построен по современной инженерной разработке. (Что? – мост, И. п.)
Пройти через мост оказалось непросто. (Через что? – через мост – В.п.)

Выводы сайт

  1. Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические функции: в именительном падеже – роль подлежащего, в винительном – дополнения.
  2. Вопросы именительного падежа — кто? что?
    вопросы винительного падежа — кого? что?
  3. Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.
Похожие публикации