Аудиовизуальные методы и средства стимуляции мозга. Аудио-визуальная стимуляция в психотерапии Аудио-визуальная стимуляция в психотерапии

Созданию благоприятной обстановки в кабинете, способствующей проведению психотерапии всегда оставалось важным моментом для психотерапевтов различных направлений. Психоаналитики укладывали пациентов на специальную кушетку, избегая во время разговора находиться в поле зрения пациента. Психотерапевты, проводящие гипнотические сеансы использовали мягкие глубокие кресла, затемнение помещения и релаксирующую музыку, чтобы добиться желаемого эффекта. Групповые психотерапевты расставляли стулья кругом, чтобы облегчить контакт занимающихся на тренинге.

Оборудование для аудиовизуальной стимуляции (АВС), состоящее из светозвукового импульсного терминала, очков со встроенными светодиодами и наушников, создает для пациента индивидуальное светозвуковое пространство . Это пространство структурировано в соответствии с используемой программой аудиовизуальной стимуляции так, чтобы способствовать достижению психотерапевтических целей.


При использовании АВС пациент может находиться фактически в любом месте - в кабинете, в холе, в процедурке или в ординаторской, все равно он пребывает во время сеанса в своем внутреннем психологическом пространстве, созданном мерцающим светом и музыкой. Полностью загружая зрительный и слуховой каналы восприятия, АВС осуществляет переориентацию пациента с окружающего мира на внутренние впечатления и переживания.

Уже в самом начале проведения АВС психотерапевт получает ценный диагностический материал. Инструктируя пациента, врач предлагает ему расслабиться, и сквозь закрытые веки рассматривать игру света в пространстве перед собой, одновременно воспринимая музыку и пульсирующий ритм. Для успеха процедуры требуется, чтобы пациент позволил ритму пульсаций увлечь свое внимание, захватить воображение.

Для некоторых людей это представляется сложным. Сама мысль, что их биоритмы будут меняться под влиянием предложенной доктором программы, для них кощунственна. Такие люди страдают от избыточного самоконтроля, и всячески сопротивляются завораживающему и приятному действию АВС. Напряжение, появляющееся у этих пациентов уже после первых секунд АВС не проходит ни через три, ни через десять минут. Заметив подобную реакцию, врач получает хороший повод обсудить с пациентом его напряжение, а также психологические факторы, провоцирующие сопротивление.

Удивительно, но тренировка снимает избыточный самоконтроль во время АВС благотворно сказывается на различных областях жизни пациентов. Они сообщают о появившемся чувстве удовольствия и наслаждения вкусом пищи, раскрепощенности в сексе, исчезновения привычного напряжения и спастических болей, появлению ощущению радости во время отдыха, взамен привычной озабоченности.

Процедура АВС является проводником для усвоения пациентом терапевтических внушений . Уже сам факт пребывания человека в необычной для него свето-звуковой среде является настолько потрясающим, что сформированная предварительно установка на редуцирование симптоматики приобретает значительную мощь. Мотивация пациента на избавление от болезненных симптомов (ради которой он и согласился на прохождение курса АВС), подкрепленная уверенными и доброжелательными словами терапевта, становится реальным лечебным фактором.

Изначально у пациента всегда имеется невысказанный вопрос: "Доктор, а мне это поможет?". Предлагая человеку начать аудио-визуальную тренировку, доктор постепенно внушает уверенность в неизбежном уходе симптомов.

Сначала объясняется психофизиологический механизм воздействия АВС, что по сути является рациональной психотерапией. Затем пациенту предлагается надеть светодиодные очки, наушники, и убедиться, что свет мерцает именно так, как сказал доктор, а удивительно реальные цветовые картины, спонтанно возникающие в поле зрения, соответствуют тем, что обсуждались в предшествующей беседе.

Постепенно пациент убеждается, что слова врача о необычных впечатлениях, приятных переживаниях, возникающих во время АВС, подтверждаются его собственным опытом. Отсюда подсознательно в его голове перекидывается логический мостик к словам об исчезновении болезненных симптомов, приобретающих статус реальности. Не удивительно, что терапевтическая установка срабатывает в подавляющем большинстве случаев.

Для углубленного внушения полезных установок существуют специальные программы АВС, созданные с преобладанием ритмом тета диапазона. Программа используется для обеспечения доступа к расслабленному трансовому состоянию, в котором хорошо усваиваются саногенные установки. Усиление тета активности сопровождается появлением сонливости, снижением мышечного напряжения, появлением ярких образов. Являясь промежуточным между сном и бодрствованием, тета состояние открывает доступ к бессознательному, появлению гипногогических эффектов.

Стимуляция в тета диапазоне усиливает творческие способности, снимает эмоциональную зацикленность, способствует выработке бета-эндорфинов, создает аналгетический эффект. Тета-диапазон идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание.

Врачи, практикующие гипнотерапию, знают, сколько времени уходит на погружение человека в состояние гипнотического транса. Наличие прибора для аудиовизуальной стимуляции позволяет сократить участие терапевта в процедуре, поскольку ввод в трансовое состояние и вывод из него аудиовизуальный стимулятор делает сам. Доктору остается лишь воспользоваться моментом наибольшей восприимчивости пациента к внушению, и дать человеку необходимые внушения. Аудиовизуальная стимуляция , являясь своеобразным методом сенсорной депривации, способна погружать в гипнотический транс даже людей мало податливых гипнозу.

Чтобы сообщения, призванные изменить поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона.

В отличие от БОС-тренинга (БОС – биологическая обратная связь), аудиовизуальная стимуляция открывает доступ к эмоционально-образному мышлению человека, стимулирует способности к визуализации даже у людей склонных к абстрактно-логическому мышлению. Раскрепощенность образного мышления в тета состоянии позволяет проводить работу с образами, символизирующими переживания и симптомы пациента.

Для проведения психотерапии порой оказывается полезным, чтобы пациент осознал глубинные психотравмирующие факторы. Не секрет, что заявленная на первой встрече с доктором проблема зачастую является лишь прикрытием истинной психологической причины недомогания. Осознание в процессе психотерапии позволяет привлечь на свою сторону интеллектуальный потенциал пациента, делает его более активным и самостоятельным в решении внутреннего конфликта.

Терапевтического осознания добиться нелегко. Доктору приходится сталкиваться с рядом психологических защит, и искать пути их обхода. Аудиовизуальная стимуляция является методом, значительно облегчающим процесс терапевтического осознания. Подавая ритмичные стимулы света и звука на латеральные анализаторы с одинаковой частотой, аудиовизуальный стимулятор проводит синхронизацию текущей биоэлектрической активности головного мозга. При этом облегчается межполушарный обмен информацией. В сознании пациента воссоединяются пережитые психотравмирующие зрительные и вербальные воспоминания.

Они подвергаются категоризации, приобретают личностно значимую окраску. После сеанса пациент взволнованно рассказывает о видениях, прошедших перед его внутренним взором. Порой одного этого достаточно, чтобы блокировать автоматическое негативное влияние психотравмирующего переживания на текущее самочувствие пациента. Традиционный вопрос в конце АВС-сеанса, после рассказа пациента о своих переживаниях звучит так: "Для Вас это что-нибудь значит?".

Показания к применению аудиовизуальной стимуляции:

  • Органические аффективные расстройства
  • Легкое когнитивное расстройство
  • Циклотимия и дистимия
  • Социальные и специфические (изолированные) фобии
  • Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревожность)
  • Генерализованное тревожное расстройство
  • Смешанное тревожное и депрессивное расстройство
  • Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Кратковременная и пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
  • Соматоформные и ипохондрические расстройства
  • Неврастения, нервная анорексия и нервная булимия
  • Бессонница неорганической этиологии
  • Расстройство режима сна и бодрствования неорганической этиологии
  • Отсутствие или потеря сексуального влечения
  • Сексуальное отвращение
  • Отсутствие чувства сексуального удовлетворения
  • Недостаточность генитальной реакции
  • Оргазмическая дисфункция
  • Преждевременная эякуляция
  • Вагинизм неорганического происхождения
  • Расстройства поведения
  • Энурез неорганической природы
  • Заикание (запинание)

Противопоказания к использованию аудио-визуальной стимуляции:

  • эпилепсия;
  • острые воспалительные заболевания глаз;
  • опухоли головного мозга;
  • острое психотическое состояние;
  • тяжелое обострение соматического заболевания;
  • состояние после трансплантации органов и тканей;
  • беременность;
  • возраст до пяти лет;
  • индивидуальная непереносимость мерцающего света и звука.

Кандидат психологических наук, доцент К.Б.Кадыров


Полное описание

Наши глаза устроены таким образом, что левая сторона визуального обзора (тотального видения обоих глаз) связана с правой стороной мозга, а правая - с левой.

На своём пути к мозгу нервные импульсы из каждого глаза спускаются по оптическому нерву. Оптический нерв расщепляется на зрительный перекрест. Зрительный перекрест - это сеть нервов, передающая визуальный образ с правой стороны визуального обзора обоих глаз к нейронам. Это означает, что визуальные данные с обеих сторон обзора поступают как в левое, так и в правое полушарие мозга.

Клетки боковой сетчатки глаза напрямую соединяются с главным сенсорным «механизмом» мозга - таламусом. Таламус задерживает сенсорную информацию, и визуальные импульсы распределяются в коре головного мозга. Часто это стимулирует активность мозговых волн в передней и центральной областях мозга. Именно эти области мозга затрагивают проблемы, касающиеся повышенного возбуждения и всевозможных дисфункций.

Что происходит, когда мы видим? Как изображение, к примеру, стула попадает к нам в мозг?
Информация об изображении обрабатывается правым и левым глазом сначала раздельно и параллельно, а затем синтезируется в мозгу в зрительный образ. Визуальные сигналы из боковой сетчатки глаза поступают в визуальную область коры головного мозга. Первичная визуальная область чрезвычайно сложна. Она содержит примерно сотню тысяч нейронов на 1 квадратный миллиметр. Но благодаря своему относительно большому размеру, первичная визуальная область коры может влиять на смежные области мозга в процессе стимулирования световыми сигналами.

Ассистент «psiq« оснащен светодиодами. Светодиоды посылают вспышки в левую визуальную область глаз, затем отдельные вспышки - в правую визуальную область обоих глаз. Это позволяет, во-первых, генерировать разные состояния стабилизации и диссоциации (избавление от неприятных переживаний), и, во-вторых, стимулировать визуальное корковое вещество на частоте, отличной от других.

Например, человек, который действует преимущественно под воздействием левого полушария мозга, может получать стимуляцию на частоте 8 Hz правого визуального поля обоих глаз (а значит левого полушария мозга), чтобы замедлить работу левого полушария, и получать стимуляцию на частоте 16 Hz левого визуального поля обоих глаз, чтобы усилить функцию правого полушария. И наоборот, человек, страдающий от депрессий, может получать бета стимуляцию левого полушария и альфа стимуляцию правого полушария (подробней о частотах мозга читайте в разделе бинауральные ритмы).

Другая область применения такой визуальной стимуляции - это лечение расстройств внимания. Таким образом, совместно с бинауральными ритмами, световая стимуляция позволяет настроить работу мозга на желаемые частоты и вызвать нужное состояние сознания.

Но есть и ещё один приятный момент воздействия светодиодов на человека. Специалисты из университета Ульма в Германии выяснили, что светодиод, излучающий свет с длиной волны около 670 нанометров, может разглаживать морщины. Экспериментаторы ежедневно освещали кожу вокруг глаз добровольцев в течение 90 секунд и обнаружили, что через десять месяцев морщин стало намного меньше. Эластичность кожи зависит от находящегося в ней белка эластина. У молодого организма этот белок проявляет гидрофобные свойства, то есть отталкивает воду. Однако с возрастом между волокон эластина начинают встраиваться молекулы жирных кислот, аминокислот и солей кальция, что придает этому белку гидрофильные свойства. Волокна эластина окружаются водой, приобретают клеящие свойства и теряют эластичность. Как установили специалисты, свет от светодиода делает молекулы воды вокруг эластина более подвижными, что возвращает гидрофобные свойства этому белку, поэтому кожа становится эластичнее.

Показание к проведению Аудиовизуальная стимуляция

Непосредственно улучшить способность к обучению и развивать умственные способности, позволяет управлять состоянием центральной нервной системы за счет воздействия периодическими импульсами света (вспышки) на зрительный анализатор (глаза) и звука (бинауральные биения) на слуховой анализатор (уши).

Противопоказания к проведению Аудиовизуальная стимуляция

Эпилепсия, острые воспалительные заболевания глаз, опухоли головного мозга, острое психотическое состояние, тяжелое обострение соматического заболевания, состояние после трансплантации органов и тканей, беременность, возраст до пяти лет, индивидуальная непереносимость мерцающего света и звука.

Люди, имевшие приступы, галлюцинации, предрасположенность к эпилептическим припадкам и другие физические или умственные проблемы, должны использовать прибор только под медицинским наблюдением.


Мы очень внимательно относимся к Вашему здоровью,
поэтому
перед началом процедур, обязательная консультация врача физиотерапевта

При себе иметь:

  • Паспорт
  • Результаты ЭКГ(не позже 1 года)
  • Общий анализ крови(не позже 2 мес)
  • Общий анализ мочи(не позже 2 мес)
  • для женщин консультация гинеколога (не позже 1 года)
Данные обследования можно пройти в Вашей поликлинике по месту жительства бесплатно или данные обследования можно будет сделать и на месте в ФизиоКлиник по предварительной записи (Консультация гениколога 1129р, общий анализ крови - 436р, общий анализ мочи - 354р, ЭКГ - 436р.

Компания Медиум Плюс поставляет аппараты аудиовизуальной стимуляции , к ним относится аппарат Вояджер. Вояджер (Voyager) — серия приборов для аудио-визуальной стимуляции, выпускаются THETA TECHNOLOGIES. Оборудование Вояджер используется в медицинских целях для воздействия на кору головного мозга, устранения ряда патологий и лечения заболеваний.

Принцип работы аппаратов Voyager (вояджер) основан на влиянии мерцающего света и ритмичных звуков и использовании обратной биологической связи. Световые и звуковые волны определенной частоты вызывают смену биоритма головного мозга.

В ходе электроэнцефалографии (ЭЭГ) определяются четыре основных ритма:

  • β (betа,13 Нz) — обычное состояние возбуждения, беспокойство, стресс, напряжение;
  • α (alpha, 8-12 Hz) — расслабление, позитивное мировосприятие, легкое обучение и хорошее запоминание информации;
  • θ (thetа,4-7 Hz) — релаксация, медитация, сосредоточенность, способность к отличному запоминанию информации;
  • δ (delta,1-3 Нz) — глубокий сон со спокойными сновидениями, повышение функции иммунной системы.

Разные биоритмы при ЭЭГ могут определяться как в совокупности, так и отдельно друг от друга. В норме биологические ритмы саморегулируются, чередуясь в зависимости от времени суток, состояния сознания и ряда других факторов.

В состоянии стресса, постоянной нервной перегрузки, а также во время заболеваний и приема некоторых лекарств саморегуляция ритмов нарушается. В результате этого человек страдает от бессонницы, чувствует себя подавленным и слабым. Нередко наблюдаются симптомы психосоматических болезней и тревожность, развивается депрессия. На решение этих и многих других проблем направлена восстановительная медицина, в которой аппараты Вояджер находят широкое применение.

Комплексное воздействие аудио-визуальной стимуляции

Аудио-визуальная стимуляция оказывает комплексное действие на организм. При регулярном выполнении процедур достигается эффект, сравнимый с результатами продолжительного терапевтического курса:

  • уменьшается влияние стрессовых факторов;
  • расслабляются мышцы при гипертонусе (мышечной гипертонии);
  • повышается качество сна, устраняются проблемы с засыпанием;
  • улучшается и стабилизируется самочувствие;
  • уменьшается выраженность симптомов депрессии;
  • укрепляется иммунная система;
  • улучшаются память, способность к восприятию информации и обучению;
  • становится менее выраженным болевой синдром после хирургического вмешательства;
  • проходят головные боли, вызванные мигренью и прочими заболеваниями, повышенными эмоциональными нагрузками.

Приборы Вояджер могут использоваться как для пациентов с психическими расстройствами, так и для здоровых людей, испытывающих стресс и проблемы со сном. Для устранения бессонницы рекомендуем также реабилитационные капсулы и другое SPA-оборудование для релаксации.

Оборудование Вояджер полностью безопасно. Процедуры оказывают стойкий эффект, но не вызывают побочных действий и привыкания. Простота управления позволяет использовать Voyager (Вояджер) не только в клинических, но и в домашних условиях (по назначению врача).
Чтобы купить аппараты аудиовизуальной стимуляции вы можете оставить заявку на запрос на сайте и наши менеджеры вам перезвонят, либо позвонить сразу по телефонам указанным на сайте.

Аудио-визуальная стимуляция в психотерапии

Аудио-визуальная стимуляция в психотерапии

Созданию благоприятной обстановки в кабинете, способствующей проведению психотерапии всегда оставалось важным моментом для психотерапевтов различных направлений. Психоаналитики укладывали пациентов на специальную кушетку, избегая во время разговора находиться в поле зрения пациента. Психотерапевты, проводящие гипнотические сеансы использовали мягкие глубокие кресла, затемнение помещения и релаксирующую музыку, чтобы добиться желаемого эффекта. Групповые психотерапевты расставляли стулья кругом, чтобы облегчить контакт занимающихся на тренинге.

Оборудование для аудио-визуальной стимуляции, состоящее из светозвукового импульсного терминала, очков со встроенными светодиодами и наушников, создает для пациента индивидуальное светозвуковое пространство . Это пространство структурировано в соответствии с используемой программой аудиовизуальной стимуляции так, чтобы способствовать достижению психотерапевтических целей. При использовании АВС пациент может находиться фактически в любом месте - в кабинете, в холе, в процедурке или в ординаторской, все равно он пребывает во время сеанса в своем внутреннем психологическом пространстве, созданном мерцающим светом и музыкой.

Полностью загружая зрительный и слуховой каналы восприятия, АВС осуществляет переориентацию пациента с окружающего мира на внутренние впечатления и переживания .

Уже в самом начале проведения АВС психотерапевт получает ценный диагностический материал. Инструктируя пациента, врач предлагает ему расслабиться, и сквозь закрытые веки рассматривать игру света в пространстве перед собой, одновременно воспринимая музыку и пульсирующий ритм. Для успеха процедуры требуется, чтобы пациент позволил ритму пульсаций увлечь свое внимание, захватить воображение.

Для некоторых людей это представляется сложным. Сама мысль, что их биоритмы будут меняться под влиянием предложенной доктором программы, для них кощунственна. Такие люди страдают от избыточного самоконтроля, и всячески сопротивляются завораживающему и приятному действию АВС. Напряжение, появляющееся у этих пациентов уже после первых секунд АВС не проходит ни через три, ни через десять минут.

Заметив подобную реакцию, врач получает хороший повод обсудить с пациентом его напряжение, а также психологические факторы, провоцирующие сопротивление. Удивительно, но тренировка снимает избыточный самоконтроль во время АВС благотворно сказывается на различных областях жизни пациентов. Они сообщают о появившемся чувстве удовольствия и наслаждения вкусом пищи, раскрепощенности в сексе, исчезновения привычного напряжения и спастических болей, появлению ощущению радости во время отдыха, взамен привычной озабоченности.

Процедура АВС является проводником для усвоения пациентом терапевтических внушений. Уже сам факт пребывания человека в необычной для него свето-звуковой среде является настолько потрясающим, что сформированная предварительно установка на редуцирование симптоматики приобретает значительную мощь. Мотивация пациента на избавление от болезненных симптомов (ради которой он и согласился на прохождение курса АВС), подкрепленная уверенными и доброжелательными словами терапевта, становится реальным лечебным фактором.

Изначально у пациента всегда имеется невысказанный вопрос: "Доктор, а мне это поможет?" . Предлагая человеку начать аудио-визуальную тренировку, доктор постепенно внушает уверенность в неизбежном уходе симптомов.

Сначала объясняется психофизиологический механизм воздействия АВС, что по сути является рациональной психотерапией. Затем пациенту предлагается надеть СЗИТ-201 (светозвуковой импульсный терминал), светомаску, наушники, и убедиться, что свет мерцает именно так, как сказал доктор, а удивительно реальные цветовые картины, спонтанно возникающие в поле зрения, соответствуют тем, что обсуждались в предшествующей беседе.

Постепенно пациент убеждается, что слова врача о необычных впечатлениях, приятных переживаниях, возникающих во время АВС, подтверждаются его собственным опытом. Отсюда подсознательно в его голове перекидывается логический мостик к словам об исчезновении болезненных симптомов, приобретающих статус реальности. Не удивительно, что терапевтическая установка срабатывает в подавляющем большинстве случаев.

Для углубленного внушения полезных установок существуют специальные программы АВС, созданные с преобладанием ритмом тета диапазона. Примером является программа "Программатор" .

Программа используется для обеспечения доступа к расслабленному трансовому состоянию, в котором хорошо усваиваются саногенные установки.
Программа построена с преобладанием ритмов в тета диапазоне - 4,5Гц, 7Гц.

Усиление тета активности сопровождается появлением сонливости, снижением мышечного напряжения, появлением ярких образов. Являясь промежуточным между сном и бодрствованием, тета состояние открывает доступ к бессознательному, появлению гипногогических эффектов. Стимуляция в тета диапазоне усиливает творческие способности, снимает эмоциональную зацикленность, способствует выработке бета-эндорфинов, создает аналгетический эффект. Тета-диапазон идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание.

Врачи, практикующие гипнотерапию, знают, сколько времени уходит на погружение человека в состояние гипнотического транса. Наличие прибора для аудио-визуальной стимуляции позволяет сократить участие терапевта в процедуре, поскольку ввод в трансовое состояние и вывод из него программа "Программатор" делает сама. Доктору остается лишь воспользоваться моментом наибольшей восприимчивости пациента к внушению, и по сигналу
Характер внушения, степень его развернутости и афористичности программой не лимитируются.
Более того, оставаясь внутренне активным во время АВС-сеанса, пациент способен сам по сигналу программы проговорить про себя заранее сформулированные доктором установки, лишая того необходимости постоянно присутствовать рядом.

Аудио-визуальная стимуляция, являясь своеобразным методом сенсорной депривации, способна погружать в гипнотический транс даже людей мало податливых гипнозу. Чтобы сообщения, призванные изменить поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона.

В отличие от БОС-тренинга , аудио-визуальная стимуляция открывает доступ к эмоционально-образному мышлению человека, стимулирует способности к визуализации даже у людей склонных к абстрактно-логическому мышлению. Раскрепощенность образного мышления в тета состоянии позволяет проводить работу с
Для проведения психотерапии порой оказывается полезным, чтобы пациент осознал глубинные психотравмирующие факторы. Не секрет, что заявленная на первой встрече с доктором проблема зачастую является лишь прикрытием истинной психологической причины недомогания. Осознание в процессе психотерапии позволяет привлечь на свою сторону интеллектуальный потенциал пациента, делает его более активным и самостоятельным в решении внутреннего конфликта.
Терапевтического осознания добиться нелегко. Доктору приходится сталкиваться с рядом психологических защит, и искать пути их обхода.

Аудио-визуальная стимуляция является методом, значительно облегчающим процесс терапевтического осознания. Подавая ритмичные стимулы света и звука на латеральные анализаторы с одинаковой частотой, СЗИТ-201 проводит синхронизацию текущей биоэлектрической активности головного мозга. При этом облегчается межполушарный обмен информацией. В сознании пациента воссоединяются пережитые психотравмирующие зрительные и вербальные воспоминания. Они подвергаются категоризации, приобретают личностно значимую окраску.

После сеанса пациент взволнованно рассказывает о видениях, прошедших перед его внутренним взором. Порой одного этого достаточно, чтобы блокировать автоматическое негативное влияние психотравмирующего переживания на текущее самочувствие пациента. Традиционный вопрос в конце АВС-сеанса, после рассказа пациента о своих переживаниях звучит так: "Для Вас это что-нибудь значит?".

Показания к применению аудио-визуальной стимуляции

Cогласно "Модели диагностики и лечения психических поведенческих расстройств"
(утв. приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. N 311)

F06 Расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга

F06.6 Органическое эмоциональное лабильное (астеническое) расстройство
F06.7 Легкое когнитивное расстройство

F07.2 Постконтузионный (посткоммоционный) синдром

F32.0х Депрессивный

F32.2 Депрессивный эпизод тяжелой степени
без психотических симптомов

F33.0х Рекуррентное
F33.1х Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий
F33.2 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжелой степени без психотических симптомов
F33.4 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущее состояние ремиссии

F34 Устойчивые
F34.0 Циклотимия
F34.1 Дистимия

F38.10 Рекуррентное кратковременное депрессивное расстройство

F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства) у детей

F40-F48 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F40.1 Социальные фобии
F40.2 Специфические (изолированные) фобии

F41.0 Паническое

F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

F42 Обсессивно-компульсивное расстройство

F43 Реакция

F43.20 Кратковременная депрессивная реакция, обусловленная
F43.21 Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная
F43.22 Смешанная тревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
F43.25 Смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации

F45 Соматоформные

F45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
F45.4 Устойчивое соматоформное болевое расстройство

F48.0 Неврастения

F50.0 Нервная анорексия
F50.2 Нервная булимия

F51.0 Бессонница неорганической этиологии
F51.2 Расстройство режима сна и бодрствования неорганической этиологии

F52.0 Отсутствие

F52.4 Преждевременная эякуляция
F52.5 Вагинизм неорганического происхождения

F90-98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F90 Гиперкинетические

F95.0 Транзиторные тики
F95.1 Хронические моторные тики или вокализмы

F98.0 Энурез
F98.1 Энкопрез неорганической природы
F98.5 Заикание (запинание)

Противопоказания к использованию аудио-визуальной стимуляции:

  • эпилепсия;
  • острые воспалительные заболевания глаз;
  • опухоли головного мозга;
  • острое психотическое состояние;
  • тяжелое обострение соматического заболевания;
  • состояние после трансплантации органов и тканей;
  • беременность;
  • возраст до пяти лет;
  • индивидуальная непереносимость мерцающего света и звука.

Аудиовизуальная стимуляция (АВС) – это специальный метод психотерапевтической работы с пациентом, активно применяющийся в рамках . Суть методики заключается в создании для пациента индивидуального светозвукового пространства, структурированного в соответствии с задачами терапии. Для реализации данного пространства применяется импульсный светозвуковой терминал, наушники и очки со встроенными светодиодами.

Во время проведения АВС пациент пребывает в собственном психологическом пространстве, которое создаётся сочетанием мерцающего света и музыки. АВС полностью загружает слуховой и зрительный каналы восприятия, ориентируя пациента на собственные переживания и впечатления, а не на окружающий мир. Больному необходимо абсолютно расслабиться, позволить ритму пульсаций захватить своё воображение, увлечь себя.

Некоторые пациенты считают эту задачу крайне сложной ввиду того, что идея смены собственных биоритмов под влиянием какой-либо программы рассматривается ими как кощунственная. Такие люди привыкли к чрезмерному самоконтролю, в результате чего они всеми способами сопротивляются действию АВС. После первых же секунд действия программы у таких пациентов возникает напряжение, которое не проходит во время терапии. Подобная реакция должна указывать врачу на необходимость беседы с пациентом по поводу этого напряжения и психологических факторов, которые его провоцируют – без такой работы эффективность АВС будет близка к нулю.

Процедура АВС предназначена для усвоения пациентом терапевтических внушений. Сам факт пребывания больного в настолько необычной для него свето-звуковой среде настолько потрясает, что предварительно сформированная установка на редуцирование симптоматики существенно усиливается. В итоге мотивация пациента, направленная на устранение болезненных симптомов, подкреплённая доброжелательными и уверенными словами терапевта, становится действенным лечебным фактором.

Процедура лечения

Сначала терапевт проводит сеанс рациональной психотерапии – объясняет пациенту психофизиологические принципы, по которым работает АВС. После этого больному предлагается надеть наушники и очки, чтобы убедиться в том, что свет мерцает в точности так, как описывал врач, а очень реалистичные цветовые картины, которые спонтанно возникают в поле зрения, соответствуют тому, что обсуждалось в беседе.

С течением времени пациент убеждается в том, что слова врача о приятных переживаниях и необычных впечатлениях, получаемых в ходе АВС, подтверждаются его личным опытом. Это становится причиной того, что он начинает верить в скорое исчезновение болезненных симптомов, также обещанное врачом. Именно это является залогом эффективности использования данной терапевтической установки.

С целью углублённого внушения такого рода полезных установок применяются специальные программы АВС, которые были созданы с преобладанием ритмов, относящихся к тета-диапазону. Данная программа применяется с целью обеспечения доступа к трансовому состоянию, в котором саногенные установки усваиваются лучше всего. Усилению тета-активности сопутствует появление сонливости, снижение мышечного напряжения, подавление ярких образов. Тета состояние сопровождается также появлением гипногогических эффектов.

АВС в тета-диапазоне усиливает творческие способности пациента, снимает его эмоциональную зацикленность, увеличивает выработку бета-эндорфинов и создаёт анальгетический эффект. Применение тета-диапазона идеально для некритического принятия внешних психотерапевтических установок, ввиду того, что его ритмы ослабляют действие защитных психических механизмов и позволяют трансформирующей информации глубоко проникнуть в подсознание.

Практикующие гипнотерапию врачи знают, какое количество времени уходит на погружение человека в гипнотический транс. Наличие прибора, предназначенного для проведения АВС, даёт возможность существенно сократить участие терапевта в процедуре. Врачу необходимо лишь воспользоваться наибольшей открытостью пациента к внушению, дав ему необходимые установки. Такая терапия является своеобразной методикой сенсорной депривации, что позволяет погружать в транс даже больных, которые мало восприимчивы к гипнозу.

Похожие публикации