Речевой дефект речи ребенка. Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах или путает звуки

Родители часто жалуются на корявое произношение деток или на то, что ребенок переставляет слоги в словах. Вместо «телевизор» - «тевелизор», вместо «стакан» - «скатан» и «щищиствует» вместо «существует». «У вашего ребенка нарушен фонематический слух», - говорю я им, но многие не согласны, ведь он же слышит то, что ему говорят. Да, он слышит, но не различает, фонематический слух - это часть физиологического слуха, которая формируется по мере взросления ребенка. О том, что такое фонематический слух, как он формируется, и что делать для его развития поговорим в этой статье.

Что такое фонематический слух

Физический слух человека, то есть способность воспринимать и различать звуки окружающего мира делится на три вида: неречевой слух, фонематический и музыкальный слух.

Фонематический слух - это способность человека узнавать и различать фонемы в потоке речи. Способность сопоставлять, анализировать, синтезировать и соотносить звуки с их эталонами.

Физическим слухом ребенок наделен с самого рождения, фонематический слух формируется в процессе воспитания. В норме развития он должен быть сформирован к 5-ти годам, при условии, что ребенок будет находиться в благоприятной речевой среде. Совсем маленькие дети еще не могут различать похожие друг на друга звуки, но если взрослые с ним разговаривают на правильном языке, не сюсюкаются, поправляют его, читают книги и учат стихи, то успех гарантирован.

Если фонематический слух нарушен по той или иной причине, у ребенка после 4-5 лет сохраняется неправильное звукопроизношение и нарушение слоговой структуры слова. Позже эта проблема переходит с ребенком на школьную скамью, отражаясь на письменной речи, и называется дисграфией. Выражается дисграфия в стойких ошибках при написании слов и предложений, например, перестановке слогов в слове, замене одного звука другим. Поэтому очень важно при обнаружении проблемы начать работу по развитию фонематического слуха в дошкольном возрасте.

Читайте также:

Как это проверить? Попросите ребенка повторить цепочку слогов со схожими фонемами: та-та-да, да-та-да, да-да-та; га-га-ка, ка-га-ка, га-ка-га; ня-ня-на, на-ня-на, ня-на-ня; са-ша-са, ша-са-ша, ша-ша-са. Или похожие слова: ком-дом-том, бочка-почка, крыша-крыса, ложки-рожки. Если ребенок повторяет один и тот же звук вместо разных - значит, у него имеет место нарушение фонематического слуха. Например, вместо да-та-да он произносит «та-та-та», или слова бочка-почка повторяет как «почка-почка».

Причины нарушения фонематического слуха

Причины подобных нарушений бывают двух видов механические и функциональные.

Механические обусловлены натальными и постнатальными вредностями, к которым относятся инфекционные заболевания, травмы, в том числе родовая травма, в результате которой оказываются поврежденными речевые зоны мозга, а также наблюдаются дефекты речевого аппарата. К последним относятся особенности строения языка: слишком большой и малоподвижный язык, маленький узкий язычок, короткая уздечка, ослабленный в передней части язык. А также дефекты челюсти:

    прогнатия - явление, когда верхняя челюсть значительно нависает над нижней.

    прогения - обратное явление, нижняя челюсть выдвинута вперед, нижние зубы перекрывают верхние.

    открытый боковой прикус - при смыкании зубов с обоих боков остается значительная щель между зубами.

    Открытый прямой прикус - при смыкании зубов боковые зубы антагонисты соприкасаются друг с другом, а передние образуют щель.

    неправильное строение зубов.

    Особое строение нёба: узкое, слишком высокое, плоское.

    непропорциональные губы: отвислая нижняя губа, узкая малоподвижная верхняя губа.

Функциональные причины связаны с издержками воспитания или его отсутствием, к которым относят:

    долгое сюсюкание с малышом.

    подражание родителям, у которых есть проблемы с речью.

    двуязычие в семье.

    длительное сосание соски, вследствие чего обнаруживается недостаточная подвижность языка, губ, челюсти.

    педагогическая запущенность.

Как формируется фонематический слух

При нормальном развитии реакции на звуки отмечаются уже у новорожденного. Выражается это во вздрагивании, мигании, изменении дыхания. Вскоре звуки начинают вызывать у ребенка задержку некоторых движений, прекращение крика. Уже на 3-4 месяце ребенок начинает различать речевые и неречевые звуки, а также однородные звуки разной громкости. В первые полгода жизни главную слуховую нагрузку несет интонация, малыш учится различать голоса близких людей. К 1 году ребенок начинает правильно реагировать на произнесенные взрослым звуки, например, при произнесении слова «часы» ребенок поворачивает к ним голову, также, как и при произнесении звуков «тик-так». Ребенок откликается уже на слово, а не на интонацию, так завершается этап дофонемного развития. На втором году жизни ребенок начинает различать все звуки речи.

Читайте также:

На первом этапе он дифференцирует гласные и согласные звуки. Но внутри этих групп он не различает один согласный от другого, в то время как самый сильный гласный «А» начинает противопоставлять всем другим. Затем малыш начинает различать такие гласные как «И-О», «И-У», «Э-О», «Э-У». Позже остальных начинают разграничиваться низкочастотные «У-О», высокочастотные гласные «И-Э». Самый трудный для усвоения оказывается звук «Ы».

На втором этапе происходит дифференциация согласных звуков, определение наличия или отсутствия таковых. Постепенно ребенок учится различать твердые и мягкие звуки, сонорные и шумные, свистящие и шипящие, глухие и звонкие.

На третьем этапе ребенок различает фонемы внутри группы, дифференцирует сонорные, свистящие и шипящие согласные. Далее отграничивает сонорные от неартикулируемых шумных, губные от язычных, придувные от взрывных, переде- от заднеязычных, свистящие от шипящих. Позднее других идет дифференциация плавных согласных и среднеязычного «Й». К двум- началу третьего года жизни малыш воспринимает и дифференцирует все звуки родного языка. По мнению многих исследований именно в этот период фонематический слух окончательно сформирован.

Четвертый этап с 3 до 5 лет характеризуется развитием и совершенствование фонематического слуха и подготовкой к звуковому анализу.

Пятый этап с 5 до 7 лет - приобретение навыка тонкой дифференциации фонем и способность к звуковом анализу. То есть ребенок должен улавливать, на какой звук начинается заданное слово, на какой заканчивается. Есть ли в этом слове заданный звук и где он находится: в начале, конце или в середине слова.

Таким образом, фонематический слух формируется, развивается и совершенствуется все дошкольное детство.

Девочка, скажи «ыба». - Селедка!» Помните чу десный фильм «По семей ным обстоятельствам», где к девочке Светочке приходит логопед, сам с трудом выговаривающий половину алфавита? Смех смехом, но речевой дефект речи ребенка - дело серьезное и с ним лучше разобраться в раннем возрасте.

3 485621

Фотогалерея: Речевой дефект речи ребенка

Становление речи у ребен-ка - процесс не быстрый и, скажем так, не линей-ный. Подавляющее боль-шинство детей благопо-лучно осваивают язык (а то и 2-3), который постоянно слышат, независимо от их лингвистичес-ких способностей. Важно только не забывать контролировать этот процесс и знать, в каких случаях необходимо срочное вмешатель-ство логопеда, а когда лучше прос-то переждать.

ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ВРЕМЯ

Языковые навыки полностью формируются у ребенка толь-ко к 5-6 годам. Поэтому самые трудные звуки русского языка (свистящие и шипящие, а также «л» и «р») могут даваться ему не сразу. Логопеды называют та-кое положение вещей термином «детское косноязычие» и считают нормой. Конечно, это вовсе не означает, что вы должны бездей-ствовать и ждать, пока ребенок всему научится сам: играйте с ним, ласково указывайте на ошиб-ки. А если вы вдруг заметите ка-кие-то подозрительные симптомы речевого дефекта раньше, до достижения «конт-рольного возраста», без промед-ления обращайтесь к врачу.

ЧАСТЫЕ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Ребенок шепелявит или картавит

Неправильное произношение ши-пящих и свистящих звуков (с, з, ш, щ, ж), а также щелевых (р, л) в возрасте после 5-6 лет - весьма распространенное явление, кото-рое называется функциональной дислалией. Как правило, само оно не проходит - необходима кон-сультация логопеда.

Ребенок мало говорит и не по-полняет свой словарный запас

Про такого ребенка говорят, что он, как собака, все понимает, но сказать не может. Дети-молчуны или дети, застрявшие на стадии «детского лепета» («мама», «бяка», «кака» и т. д.), как правило, страдают так называемой алалией. Если ваш ребенок после двух лет продолжает пользоваться де-сятком примитивных слов, не из-меняет слова по падежам и пута-ет род-число, необходимо срочно обратиться к логопеду.

Ребенок неправильно произносит слова

В возрасте 2-3 лет смешные дет-ские словечки («тяпка» вместо «шапка», «нянечки» вместо «ягод-ки» и т. д.) вызывают умиление. Если ребенок продолжает ковер-кать слова в 5-6 лет, это повод за-подозрить у него диспраксию, то есть недоразвитие фонематичес-кого слуха. Чем раньше вы обра-титесь к специалисту, тем лучше.

Ребенок не в состоянии запомнить буквы

Уметь бегло читать в этом возрас-те совсем необязательно, однако в норме ребенок должен быстро за-поминать буквы и составлять из них короткие слова. Если ваши за-нятия не приводят ни к каким ре-зультатам, возможно, у вашего ча-да дислексия (распространенная в начальной школе проблема). Если пустить дело на самотек, этот недостаток останется у него на всю жизнь.

Ребенок неправильно пишет, даже зная все правила

На уроке письма ребенок часто пропускает и путает буквы, за-бывает закончить предложение, «не слышит» диктуемые слова. Ес-ли малыш старательно занимает-ся, но все равно пишет плохо, это означает, что он страдает дизграфией или дизорфографией. Это также виды речевого дефекта речи ребенка. В этом случае помочь сможет толь-ко специалист-логопед (или лого-патолог).

Также следует насторожиться, если:

♦ у вас была трудная беремен-ность или роды;

♦ ребенок перенес заболевания или получил травму в возрасте 1-2 лет;

♦ в возрасте двух лет малыш все еще не начал говорить;

♦ ребенок говорит так неразбор-чиво, что его понимают только ро-дители и близкие родственники;

♦ ребенок недоговаривает слова или произносит лишь их отдель-ные слоги (например, ударные);

♦ ребенок гнусавит.

ИДЕМ К ЛОГОПЕДУ

Чтобы выбрать хорошего спе-циалиста для своего малыша, стоит обратить внимание на сле-дующие несколько признаков.

5 признаков хорошего логопеда:

♦ умение общаться с детьми;

♦ грамотная и правильная речь;

♦ интересные, организованные в игровой форме занятия;

♦ готовность рассказать родите-лям обо всех своих методиках, о цели каждого упражнения;

♦ индивидуальный подход к ре-бенку (например, отказ в помощи до достижения «положенного воз-раста» должен вас насторожить).

Сколько времени это займет?

Логопеды не делают таких прогно-зов. Каждый случай индивидуален, а каждый ребенок неповторим. У одного звук «р» можно исправить за 1-2 занятия, а для другого и полгода окажется мало. Успех так-же зависит от усердия и настойчи-вости - как вашей, так и вашего ребенка.

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ

Не всегда родительское беспо-койство по поводу речевых дефектов означает, что у ребенка дейст-вительно логопедические пробле-мы. Вариантов здесь немного, но они возможны.

Ребенок переживает стресс

Иногда пик становления речи ма-лыша (1,5 года) совпадает с каким-то непростым событием в его жиз-ни, например, с болезнью, опера-цией или просто началом эпопеи под названием «детский сад». В этом случае весьма вероятно, что ребенок выдаст какую-нибудь язы-ковую реакцию на стресс: начнет заикаться или коверкать слова, уходить от разговоров и т. д. В этом случае необходимо, во-пер-вых, проверить, насколько психо-логически комфортна для малы-ша обстановка в детском саду или дома, а во-вторых, окружить ре-бенка особым теплом и внимани-ем: почаще играть с ним в спокой-ные игры, читать или рассказы-вать о чем-то новом.

Не говорит? Проверьте уздечку языка!

Весьма распространенный случай, когда нормальному формирова-нию речи мешает слишком корот-кая от природы (или вообще от-сутствующая) уздечка языка. По сути, язык просто лишен необхо-димой ему подвижности, поэтому некоторые (а то и все) звуки ребе-нок просто физически не может произнести. Существует масса примеров, когда родители счита-ли своих детей едва ли не глухоне-мыми, а потом, когда в возрасте 5-6 лет все-таки приводили их к врачу (где им, естественно, тут же подрезали уздечку), дети, как по волшебству, начинали говорить все, что накопилось у них за дол-гие годы молчания... Вы можете осмотреть эту важную деталь ре-чевого аппарата самостоятельно. Попросите ребенка прикоснуться кончиком языка к основанию верхних зубов, а затем, не отры-вая его, широко открыть рот. Ес-ли рот откроется - значит, с уздеч-кой все в порядке. Если же нет, то уздечка, скорее всего, укорочена или отсутствует. Как правило, вра-чи предлагают ее подрезать. Но иногда, если уздечка достаточно тонкая и средней длины, можно попробовать растянуть ее с помо-щью упражнений.

ДОМАШНЯЯ ЛОГОПЕДИЯ

Если вы хотите научить своего ребенка говорить четко и пра-вильно, попробуйте заниматься с ним с помощью игры.

Расширяем словарный запас

Чтобы ребенок быстрее осваивал новые слова, не заучивайте их с ним, а просто беседуйте в естест-венной обстановке. Читайте сти-хи, обсуждайте происходящее. Превратите обычную прогулку в небольшое путешествие: спроси-те у малыша, на каком виде транс-порта вы будете путешествовать, что возьмете с собой и т. д.

Развиваем речь

Развивать речь можно начинать с младенчества: например, если малыш произносит какой-то звук, вы его подхватываете и повторяе-те за ним несколько раз. После не-скольких таких повторений ребенок поймет, что это игра, и начнет повторять простые звуки и песенки уже за вами (вроде «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»). В дальней-шем задачи будут усложняться: ребенку уже можно будет предло-жить закончить строчку знакомо-го стиха: «Уронили мишку...» -«...на пол» и т. п.

Что делать с буквой «р»...

Не забывайте, что правильное произношение звука «р» фор-мируется только к 4-5 годам! Не мучайте ребенка этой проблемой, не заставляйте его комплексовать. Можно петь с ребенком специаль-ные песенки («ра-ра-ра», «кря-кря-кря» и т. п.), но только в порядке игры. Настоящие упраж-нения лучше делать под руковод-ством врача-логопеда в том слу-чае, если ваш ребенок не начнет правильно выговаривать все зву-ки к 5-6 годам.

Оружие против молчуна

Некоторые дети благодаря особой «понятливости» взрослых при-ходят к выводу, что говорить во-все необязательно: желаемого ре-зультата можно добиться другими способами: криком, жестами, мимикой, одним только вырази-тельным взглядом. Ответьте ему тем же оружием: вместо разгово-ра попытайтесь сообщать ему ин-формацию жестами и знаками. А на все его попытки «поговорить» без слов с вами недоуменно пожи-майте плечами, мол, не понимаю. Вы не поверите, насколько быстро малыш сообразит, что речь ему необходима.

ЧТО ПОМОГАЕТ И ЧТО МЕШАЕТ

Помогает:

1. Ребенок живет в семье со старшими братьями и сестрами

2. Родители много и правильно разговаривают с ребенком

3. Родители контролируют произношение звуков и поправляют малыша

4. Родители читают ребенку вслух перед сном и обсуждают прочитанное

5. Ребенок имеет возможность играть со сверстниками

Мешает:

1. Родители мало общаются с ребенком

2. Родители сюсюкают с малышом

3. Невропатические и нервные заболевания (как у детей, так и у родителей)

4. Недостаток движения

5. Недостаток положительных эмоций

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯЖКИ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА

(выполняются перед зеркалом)

1. ЧАШЕЧКА. Широко открыть рот, сделать язык «лопатой», на 10 секунд поднять и потянуть его к верхним зубам (не касаясь их)

2. ГРИБОК. Открыть рот, крепко прижать язык к нёбу и, не отрывая его, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть

3. ИГОЛОЧКА. Открыть рот и на 15 секунд вытянуть узкий язычок как можно дальше

ЛИНГВИСТЫ В КОРОТКИХ ШТАНИШКАХ

Специалисты заметили, что если в «нежном» возрасте ребенок занимается слово-творчеством (образует необычные слова, которые, хотя и соответствуют правилам языка, но не употребляются в нем), то, скорее всего, в дальнейшем ему будет легко овладеть грамотой и выучить другие языки. Ведь только человек с тонким языковым чутьем может придумать такие шедевры, как «отскорлупай яйцо» или «выключи вертилятор».

30.06.2009, 10:01




Дочке 4 года.

мама Паши

30.06.2009, 11:06

30.06.2009, 11:34

Вот такая у нас проблема...Всех мальчиков мы называем "девочка", "девочки". Каждый раз поправляю...язык уже отсох:001:.
Но это бы еще ничего, но она в целом путает мужской и женский род.
"Моя папа", "маленький кукла" и т.д. - постоянно:(.
Что это такое? Как это исправлять?
Дочке 4 года.
У нас тоже самое было и само по себе всё прошло.А девочку если короткая стрижка и в штанах тоже может мальчиком назвать, ещё совсем малышей не различает где мальчик а где девочка.Думаю не стоит из -за этого сильно волноваться:)

мама Дашутки

30.06.2009, 13:44

Вот такая у нас проблема...Всех мальчиков мы называем "девочка", "девочки". Каждый раз поправляю...язык уже отсох:001:.
Но это бы еще ничего, но она в целом путает мужской и женский род.
"Моя папа", "маленький кукла" и т.д. - постоянно:(.
Что это такое? Как это исправлять?
Дочке 4 года.

Это аграмматизм в речи (одно из нарушений речевого развития), ребенок не понимает разницу между мужским и женским родом вообще, а не только "не различает мальчиков и девочек". Но переживать не надо, вы еще маленькие! Логопед это быстро исправит, я думаю. Если пустить на самотек, могут вылезти проблемы в школе.

30.06.2009, 14:18

АМЕЛИНАМЕЛИ

30.06.2009, 18:14

К логопеду сходите - научат как исправить.

30.06.2009, 18:18

В принципе, время ещё есть. Главное, чтобы к 1му классу она чётко различала.
Сейчас чаще внимание акцентируйте - почему мальчик-девочка, признаки обсуждайте, картинки сортируйте...
В игры с мячом играйте: Красный....(она заканчивает); Красная.....; Красное......
Тренировка - самое главное.

30.06.2009, 22:24

Не переживайте сильно,у нас сын до сих пор путает,хотя ему уже 4,5 г,особенно когда девочка коротко стрижена и в штанах.И рода тоже путает,но с ним занимается логопед и говорит,что со временем пройдет и выделять,что он,а что она: посмотри на цветочек,какой ОН красивый; а какая собачка- ОНА очень лохматая,ну и в таком духе,я правда не специалист,логопед гораздо лучше объясняет.

К логопеду сходите - научат как исправить.

Спасибо. У логопеда были - говорит, что ей еще не высидеть занятие.
Я сама присутствовала, и это правда...Логпопеда не слушает, шилопопит только...

Сказали через полгодика хотя бы приходить...

30.06.2009, 22:25

Это аграмматизм в речи (одно из нарушений речевого развития), ребенок не понимает разницу между мужским и женским родом вообще, а не только "не различает мальчиков и девочек". Но переживать не надо, вы еще маленькие! Логопед это быстро исправит, я думаю. Если пустить на самотек, могут вылезти проблемы в школе.

Вот и наша бабушка так говорит, она занимается с глухонемыми детками.

Похожие публикации