Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне. Образование и наука в годы войны

Не смотря на войну, Казахстанская наука активно развивалась, в годы великой Отечественной Войны в республике была образована Казахская Академия Наук(1945 г.).

В годы войны в республике были созданы следующие научные учреждения: в 1942 г. Институт языка литературы и истории, позднее из него были образованы Институт языка и литературы и Институт истории. В этом же 1942 г. был образован Химико-металлургический институт, позднее он был разделён на институт химии и институт металлургии и обогащения, а в 1943-1945 гг Институты почвоведенья и ботаники, зоологии и краевой патологии. Так же в эти годы в республики действовало 75 научных учреждений лабораторий и станций. В период эвакуации на территории Казахстана разместилось 20 крупных научно исследовательских центров (Институт физиологии АН СССР).

Не смотря на столь значительные успехи в развитии науки, надо отметить тот факт, что большинство научных изысканий было направленно, на повышение эффективности добычи угля, свинца, меди. А так же на повышение производственных мощностей уже имеющихся заводов. Так в эти годы группой академиков была проведена работа по мобилизации ресурсов Урала и Рудного Алтая.

Экспедициями Института геологии КАЗФАН выявлялись новые месторождения цветных металлов, группой академика Сатпаева были обнаружены и разведаны запасы металлических руд, обосновано строительство нового крупного металлургического комбината в центральном Казахстане.

Химиками были разработаны новые способы получения удобрений из каратауских фосфоритов, переработки местных типов нефти. Их усилиями, было налажено производство, ряда реактивов необходимых для производства стали. Учёными генетиками проводились исследования по выведению новых сортов озимой пшеницы, новых сортов огородно-бахчевых культур. Исенжулов, Бутарин работали над выведением новых пород скота.

Активно в этот период развивалась и история, советские учёные собирали материал по Великой Отечественной войне, а в 1943г в Казахстане выходит книга «история Казахстана с древнейших времён до наших дней». Переводятся на казахский язык некоторые произведения Ленина: «Военная программа пролетарской революции» итд. В целом наука Казахстана, несмотря, на трудности военного периода, значительно шагнула вперёд, а так же окрепла в кадровом вопросе. Столь стремительное развитие Казахстанской науки, прежде всего, связано с тем, что в период войны на территории нашей республики находились многие видные учёные того времени.

В годы войны крайне тяжёлое положение сложилось у школ и учреждений высшего образования. У этого были свои причины, а именно: нехватка помещений, часть школьных помещений была отдана под госпиталя и частично под оборонные предприятия. В результате чего школы, да и многие высшие учебные заведения были вынуждены перейти на 2-х-З-х сменное обучение. И это в условиях, когда наблюдается резкое сокращение контингента учащихся и студентов. Что привело к тому, что были закрыты многие учительские училища и институты. В период войны наблюдается острая нехватка педагогических кадров, большинство учителей призывного возраста были отправлены на фронт. Но, не смотря на столь тяжёлое положение, школьные коллективы прилагали все свои силы для большего охвата детей обучением. Особое внимание уделялось детям сиротам, фронтовиков и инвалидов войны.

Особое внимание уделялось общеобразовательным предметам, таким как русский язык, математика история. Большое внимание уделялось контролю над качеством знаний, были введен экзамены в начальных классах, школах с семилетним образованием, а в средних школах аттестат на зрелость. Начиная с сорок третьего года, принимаются меры по укреплению образовательной базы. Шириться сеть вечерних школ, принимаются меры по возвращению школьных зданий. Отменяется плата за обучения учащихся-казахов в школах, техникумах, вузах. В начале войны в стране насчитывалось 20 вузов, 110 средних учебных заведений. Которые в годы войны продолжали активно готовить кадры. Вдобавок к ним в республику было эвакуировано свыше 20 вузов и16 техникумов. Среди эвакуированных вузов были следующие: Московский авиационный институт, Ленинградский электротехнический институт сигнализации и связи, Крымский медицинский институт, Украинский государственный университет. За годы войны этими вузами было выпущено более 900 специалистов.

Таким образом, мы ведем, что за годы войны наука Казахстана, не только многое сделало для фронта, обеспечив победу своими научными изысканиями, а так же значительно продвинулась вперёд.

Основной темой литературных сюжетов в этот период стала война, героическая борьба советского народа с захватчиками. В поэзии этого периода воспевалась мужество советского солдата, уверенность в победе над фашизмом. А так же великая роль в победе, товарища Сталина. Поэтам времён войны удавалась создать яркий образ фашиста, которого они сравнивали со змеем и прочей чешуйчатой гадостью.

Широкую известность в эти годы получили произведения Аманжолова лирическая «Поэма о Великой Отечественной Войне», стихи Орманова «За Родину» и многие другие. Особое место в литературе этой эпохи занимает творчество прославленного казахского поэта Джамбула, его яркие стихи: «Ленинградцы дети мои», «Приказ Родины», «Москве» и др. Хорошо знакомы не только казахстанцам, но и всем народам бывшего СССР. Следом за творчеством Джамбула следуют творения писателей-фронтовиков: Б.Мамуш-улы, Габдулина, Снегина, Кузнецова.

Другим пластом литературного творчества являлось воспевание героического труда, тружеников тыла. Этому посвящены произведения М.Ауэзова: « Когда Родина зовёт», «Могучая песня конвейера». Мустафин и Абишев так же посвятили ряд своих произведений труженикам тыла, тем молодым ребятам, которые шли в шахты, на нефтяные вышки, на поля, заменяя своих отцов и братьев ушедших на фронт. Этой теме посвящены следующие произведения: «Шыгынак» и «Огненная гора».

Война, не смотря на все трудности, ускорила становление самобытного Казахского искусства. К началу войны в Казахстане действовало 37 театральных и музыкальных объединения. А с началом войны в Казахстан были эвакуированы 23 художественных коллектива из Москвы, Киева, Ленинграда и других городов советского союза. В состав этих коллективов входили многие таланты сцены. Сотрудничество этих коллективов с местными ускорило становление казахского искусства как самобытного.

Событием культурной жизни этого периода явилось окончание строительства Государственного театра оперы и балета им Абая, в 1941 г. На сцене этого театра ставились произведения, как на русском, так и казахском языках. Вчасности в 1942 г состоялась премьера героического произведения Сабита Муканова «Гвардия ал га!» музыку к этой опере написал автор музыки Казахстанского гимна Брусиловский. Он так же был автором музыки к «Амангельды» и «Абаю» и множеству других произведений. В казахстанских театрах этого периода, как и в литературе, центральной темой была борьба советского народа с фашистскими захватчиками. На сценах театров обыгрывались сцены подвига 8-ой гв дивизии им ген Панфилова: « Намыс гвардиясы». Но помимо батальных произведений театры ставили и произведения Чайковского, Пушкина «Евгений Онегин», а так же произведения других народов СССР.

Большой популярностью у зрителей пользовались постановки Московского театра им Моссовета и Украинского театра ордена Ленина.

Музыкальная культура так же неотстовала от театра и литературы. Основными темой здесь так же являлась борьба с фашистами. В этот период были созданы музыкальные произведения Брусиловского «Сары-Арка», Дины Нурпеисовой «Голос Родины Матери», М.Тулебаева «Жорык» Поход. Активно выступал коллектив Казахской государственной филармонии. Её коллективы за годы войны дали свыше ЗОтыс концертов, на крупных фабриках, колхозах. 14 фронтовых бригад артистов гастролировало по фронтам.

Под влиянием художников из Москвы Ленинграда, обогатилась живопись Казахстана. Видную роль в подъёме патриотизма играл Кинематограф. За годы войны в Казахстане были сняты такие фильмы как: « Александр Невский» «Иван Грозный» итд. Видную роль в развитие нашего отечественного кинематографа, сыграли мастер с «Мосфильма» и «Ленфильма».

Запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961-м, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом - всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны.

Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение. Наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.

Школа в военное время

Школьники и педагоги помогали стране как могли - строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время. Перед школой стояла задача продолжить вовлечение в него всех детей. Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. Большое значение уделялось воспитанию патриотизма. Преподаванию естественнонаучных дисциплин придавалась практическая направленность. Были созданы учебно-производственные мастерские, чтобы школьники имели возможность практической деятельности. Труд положительно влиял на дисциплину и качество получаемых знаний.

В это время велась и экспериментальная деятельность, направленная на повышение уровня знаний. Но не всё приносило положительные плоды. Например, соревнование в учебной работе и введение раздельного обучения ухудшило результаты учебно-воспитательной работы.

В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня:

  • Пятибалльная система оценивания;
  • Обяза-тельное семилетнее обучение;
  • Всеобщее об-учение детей с семи лет;
  • Обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе;
  • Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе;
  • Вручение золотой и серебряной медали отличникам.

Огромное внимание уделялось здоровью детей, их питанию. Дети, оставшиеся без родителей, устраивались в интернаты или принимались в семьи.

Педагогическая наука в ВОВ

В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным. В её задачи входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики и повышение качества педагогического образования. Многие учителя ушли на фронт, поэтому остро встал вопрос о новых педагогических кадров. Повышение квалификации учительского состава было необходимым условием образовательного процесса в новых военных условиях. Академия помогала педагогам, сотрудникам педагогических кафедр в вузах в создании учебников и пособий. Большое внимание уделялось изучению опыта лучших учителей и школ страны.

Деятели просвещения ВОВ

Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению и поколениям будущим, имён, которые нельзя забывать!

В большинстве своём учёные-педагоги, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, входили в состав Академии педагогических наук РСФСР. Они представляли самые важные направления этой науки и принимали непосредственное участие в процессе просвещения в военные годы.

  • Владимир Петрович Потёмкин (1878-1946) - президент АПН РСФСР. Этот замечательный лидер-организатор успешно управлял академией. Он считал, что необходимо проводить глубокие теоретические исследования, широко использовать имеющийся опыт и достижения выдающихся педагогов, осуществлять обязательную связь теории с практикой.
  • Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) - известный советский писатель. Его творческая деятельность и любовь к Родине положительно влияла на молодёжь. Он уделял особое внимание художественному образованию детей. Книги Толстого для детей и подростков очень интересны и актуальны до сих пор, поскольку рассказывают о внутреннем мире ребёнка, особенностях становления характера.
  • Николай Михайлович Головин (1889-1954) - заслуженный учитель школы РСФСР. Н. М. Головин был директором школы, преподавателем педучилища. Он занимался вопросами методики преподавания русского языка.
  • Анна Михайловна Панкратова (1897-1957) занималась историческим образованием - руководила составлением программ по истории СССР и написанием учебников.
  • Вадим Никандрович Верховский (1873-1947) ещё в дореволюционные годы боролся за то, чтобы сделать химию отдельным предметом. Он был составителем первой в СССР программы по этому предмету и автором многократно переиздававшегося учебника.

Суровые условия войны позволили проявиться множеству талантливых педагогов. Учителя трудились в тылу, героически сражались с фашистами и получали заслуженные награды.

И сегодня, в мирное время, современные учителя продолжают трудиться столь же самоотверженно, поэтому у российского образования есть все возможности вновь завоевать позиции лучшего в мире. Стоит помнить, что будущее отечественного образования в руках каждого из нас!

Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе, Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно - исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук и Академия медицинских наук в Узбекистане, Азейбарджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики С.А. Чаплыгина, М.В. Келдыша, С.А. Христиановича позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А.Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Деятели культуры - фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А.П. Гайдар, был убит во время возвращения из осажденного Севастополя один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джашиль, попавший тяжелораненым в плен. Десять писателей были удостоенные высокого звания Героев Советского Союза.

Литература военного периода пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Мужество героев - блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В.Инбер.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова и «Направление главного удара» В.С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А. Бека «Волокаламское шоссе». Популярной оставалась историческая литература военной поры, отражавшая героические страницы отечественной истории («Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова и др.). Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А.Т. Твардовского.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Первым таким театром стал театр «Искра», созданный из актеров Театра им. Ленинградского комсомола. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся артисты И. Москвин, М. Жаров, И. Ильинский, А. Тарасова, А. Яблочкина, М. Царев, Н. Черкасов, Е. Гоголева и др.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом («Два бойца» Л. Лукова, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Парень из нашего города» А. Столпера, «Нашествие» А. Роома и др.).

Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Темную ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера пела вся страна.

Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. В 1943 г. был создан новый Гимн СССР (музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

Особый зрительский успех имели фронтовые выступления артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, Р. Бейбутов, М. Бернес.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им выживать и побеждать.

Коренной перелом в ходе войны: Сталинградская и Курская битвы. 28 июля 1942 г. когда враг рвался к Сталинграду и Кавказу Сталин издал приказ № 227: «Ни шагу назад!». В нем говорилось о тяжелых потерях, которые несет страна, о том, что народ теряет веру в Красную Армию. Наш главный недостаток, подчеркивалось в приказе, - отсутствие дисциплины в войсках. Приказ № 227 вводил жестокие наказания за «отступательные» настроения. Командиры и комиссары, допустившие это, объявлялись предателями Родины, направлялись в штрафные батальоны, а солдаты - в штрафные роты. В тылу неустойчивых дивизий располагались хорошо вооруженные заградительные отряды (по 200 человек), которые должны были расстреливать всех отступающих без приказа. И все-таки основная идея приказа и, правда, о критическом положении сыграли свою мобилизующую роль.

Сражение за Сталинград продолжалось с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. со стороны противника наступление вела 6-я армия под командованием генерала Ф. Паулюса. 12 июля был создан Сталинградский фронт, которым командовал генерал В.Н. Гордов. На подступах к Сталинграду были построены 4 оборонительных рубежа протяженностью 3800 км.

23 августа немцы прорвались к Волге, Сталинград был объявлен на военном положении. Начались массированные штурмы Ленинграда, в сутки отбивалось до 12 атак. 15 октября немцы захватили район Тракторного завода. Несколько раз из рук в руки переходил Мамаев курган. В начале ноября гитлеровцам в третий раз удалось пробиться к Волге в районе завода «Баррикады». Но это был последний успех немцев. Их продвижение было остановлено. Город устоял благодаря воле и героизму советских воинов.

С 19 ноября 1942 г. начался второй этап войны, который получил название «коренного перелома». Генеральный штаб, руководимый А.М. Василевским, и прибывший в город заместитель Верховного Главнокомандующего Г.К. Жуков разработали наступательную операцию «Уран». В операции были предусмотрены два этапа: на первом предполагалось нанести удары на решающих направлениях и окружить немецкие войска; на второй - уничтожить взятые в кольцо фашистские войска, если они не примут ультиматум о сдаче. К середине ноября 1942 г. было достигнуто превосходство советских войск в орудиях, самолетах, а еще ранее - в танках.

Утром 19 ноября после артподготовки войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли в наступление и продвинулись на 35 км. 20 ноября в наступление перешел Сталинградский фронт. А 23 ноября войска Юго-Западного (генерал Н.Ф. Ватутин) и Сталинградского (генерал А.И. Еременко) фронтов соединились в районе реки Колач. В окружение попали 6-я армия генерала Ф. Паулюса и 4-я танковая генерала Г. Гота - всего 22 дивизии, 330 тысяч человек. Но 80 тысячам человек удалось вырваться из окружения.

12 декабря 1942 г. группа армий «Дон» под командованием генерала Э. Манштейна перешла в наступление с целью прорвать окруженным немецким войскам капитулировать, однако Паулюс отказался. Гитлер присвоил ему звание фельдмаршала. 10 января 1943 г. войска Донского фронта под командованием К.К. Рокоссовского начали ликвидацию немецко-фашистской группировки. Остатки ее сдались в плен 2 февраля. Сталинградская битва закончилась поражением врага, который потерял 1,5 млн. человек, 2 тысячи танков, 3 тысячи самолетов. В плен было взято 100 тысяч солдат, 2500 офицеров, 23 генерала, фельдмаршал Ф. Паулюс.

Победа под Сталинградом являлась коренным переломом в ходе войны. После Сталинграда Красная Армия наращивала свою наступательную мощь вплоть до Берлина, усилились антигитлеровская коалиция и движение Сопротивления в оккупированных странах Европы.

После Сталинградской битвы началось наступление Закавказского фронта, и к весне 1943 г. была освобождена значительная часть Северного Кавказа. В январе 1943 г. была частично прорвана блокада Ленинграда, в город вошли поезда с продовольствием и топливом (но полностью блокада была снята лишь в начале 1944 г.).

Фашистское командование надеялось летом 1943 г. взять реванш за поражение под Сталинградом. Гитлер подписал директиву о проведении на Курском выступе наступательной операции «Цитадель». Мощными танковыми ударами гитлеровцы хотели прорвать оборону советских войск, а затем окружить армию Центрального и Воронежского фронтов.

Советскому командованию стало известно, что фашисты начнут наступление на рассвете 5 июля. Поэтому было решено нанести противнику утверждающий артиллерийский удар. Это задержало наступление немцев на 3 часа. 12 июля 1943 г. в районе деревни Прохоровка состоялось самое крупное в истории войны танковое сражение, с обеих сторон в нем участвовало по 1200 танков. За один день боя немцы потеряли 400 танков, но прорвать нашу оборону не смогли. Наступление фашистских войск провалилось, оборонительная часть Курской битвы закончилась.

12 июля советские войска перешли в контрнаступление по фронту в 2 тыс. км., были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. В ходе Курской битвы было разгромлено 30 дивизий, в том числе 7 танковых. Завершился коренной перелом в войне, были созданы условия для освобождения Украины и выхода Красной Армии к Днепру.

Заключительные операции Великой Отечественной войны: Берлинская и Пражская. Капитуляция Германии. В освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы участвовало 8,5 млн. советских солдат. Еще в начале 1944 г. советское правительство заявило, что главная задача Красной Армии состоит в том, чтобы разгромить гитлеровскую Германию, наказать военных преступников, освободить народы Европы от фашизма. К сожалению, в 90-х гг. появилось много публикаций, в которых, вопреки исторической правде, утверждалось. Что СССр оккупировал страны Восточной Европы. Но истина состоит в том, что Красная Армия в отношении большинства стран осуществляла освободительную миссию. Были освобождены полностью или частично территории 10 стран Европы, за рубежом погибло более 1 млн. советских солдат и офицеров, а общие потери вместе с ранеными составили свыше 3 млн. человек. К началу апреля 1945 г. почти все оккупированные страны Европы были освобождены. Германия лишилась всех своих союзников. Но впереди еще был Берлин - логово фашизма.

Берлинская операция началась 16 апреля 1945 г. В 5 часов утра советские войска начали артподготовку. После мощного 30-минутного артиллерийского обстрела по сигналу ракеты вспыхнули 140 прожекторов, освещая и ослепляя противника. Вперед пошли пехота и танки. 18 апреля были взяты Зееловские высоты, 20 апреля дальнобойная артиллерия открыла огонь по Берлину. 24 апреля Берлин был полностью окружен. 25 апреля передовые части 1-го Украинского фронта встретились с американскими войсками на реке Эльба в районе Торгау. 26 апреля бои шли уже в Берлине, а 30 апреля сержанты Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над рейхстагом.

2 мая 1945 г. Берлинский гарнизон капитулировал. Но оставались еще крупные немецкие группировки в Австрии и Чехословакии. Танковые части 1-го Украинского фронта, откликнувшись на призывы о помощи из восставшей Праги, 9-11 мая освободили Прагу. В полночь на 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Настал День Великой Победы!

Испытание войной советского человека и общества. Цена и источники победы Советской Армии в Великой Отечественной Войне. Значение, итоги и уроки победы над фашизмом и милитаристской Японии.

Основа будущей Победы закладывалась не только в ходе боевых действий на фронте и мобилизации усилий в сфере военной экономики. Особой сферой жизни советского государства в те тяжелейшие годы оставались наука и культура. Совершенно четко осознавался тот факт, что война не бесконечна и следует сейчас думать о будущем — о мирном времени. По этой причине работа в сфере культуры и науки не прекращалась ни на минуту, хотя и получила особую, военную, специфику: сократилось финансирование, ощутимо не хватало кадров. Однако необходимость концентрации сил для достижения победы давала свои ежедневные результаты.
24 июня 1941 г. начал работу Совет по эвакуации под председательством Н.М. Шверника, принявший постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». В Свердловск и Челябинск были вывезены государственные запасы драгоценных металлов и камней. Алмазного фонда СССР, ценности Оружейной палаты и других музеев Московского Кремля. В Казань и Свердловск перебазировали большую часть учреждений Академии наук. Архивы и музеи предприняли беспрецедентную акцию по перемещению 14 млн единиц архивных дел, 843 тыс. единиц из рукописных фондов, 66 крупных фондов музеев РСФСР; были полностью перебазированы библиотеки им. Ленина. Московский государственный университет, Государственная публичная историческая библиотека. Начинается массовое перемещение и других учреждений культуры на восток страны.

Развитие науки во время ВОВ

В ходе эвакуации были созданы особые комиссии по мобилизации ресурсов АН СССР, которые объединили усилия ученых для более эффективного использования природных запасов на нужды обороны. В 1942 г. Сталинской премией была отмечена работа президента АН СССР В.Л. Комарова «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны». В июне создана Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья, объединившая более 300 сотрудников институтов и лабораторий АН СССР. В ходе их работы были выявлены новые месторождения и запасы нефти, химического и строительного сырья в Татарии, Марийской, Чувашской, Башкирской АССР, Куйбышевской области. Концентрация научных кадров на различных направлениях приводила к созданию качественно новых институтов, кафедр и лабораторий, внесших серьезный вклад в развитие отечественной науки на периферии и, конечно же — в достижение победы. Так, в октябре 1943 г. в Новосибирске открылся Западно-Сибирский филиал АН СССР, являющийся и сегодня крупнейшим на востоке страны.
Фронт все же во многом требовал немедленной отдачи, и большая часть ученых работала именно в этом направлении. Создание новых образцов вооружения и совершенствование боевых характеристик старого, изучение перспективных видов боевой техники, боеприпасов, горючего являлись насущной проблемой. Довоенные успехи в конструировании танков (KB, T-34, Т-40) позволили в ходе войны создать самые совершенные образцы этого вида оружия: танки ИС, СУ и САУ различных типов, усовершенствовались характеристики бронирования, скорости и маневренности, мощности вооружения. Остались непревзойденными в своих талантах конструкторы Ж.Я. Котин, Н.А. Астров, Н.Ф. Шашмурин, А.А. Морозов, Н.А. Гинзбург. М.Ф. Балжи и др.
Советское авиастроение хоть и встретило войну, имея ряд трудностей, все же в ходе упорной работы вышло на лидирующие позиции в мире. «Летающие танки» — штурмовики ИЛ-2, ИЛ-10 не имели аналогов в мире; ТУ-2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны, истребители ЛА и ЯК по многим боевым показателям превосходили лучшие машины противника и союзников. Сегодня весь мир знает блестящую плеяду советских авиаконструкторов, дело которых продолжает жить в одноименных КБ: А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, П.О. Сухого, В.М. Петлякова, O.K. Антонова, СВ. Ильюшина, Н.Н. Поликарпова и др. Уже в мае 1942 г. состоялся испытательный полет первого советского реактивного самолета БИ-1 конструкции В.Ф. Болховитинова, что стало несомненным успехом целого ряда отраслей советской науки.
Под руководством И.В. Курчатова и А.П. Александрова группа физиков разрабатывала программы и инструкции по противоминной защите с помощью размагничивания корпусов кораблей и подводных лодок. Как результат — за годы войны не пострадал ни один защищенный корабль.
Отличительной чертой военной науки стало ее максимальное сращивание с производством — срок от изобретения какого-либо новшества до его промышленного внедрения был минимальным. Характерным примером может служить изобретение электрошлаковой сварки Б.Е. Патоном, которое позволило качественно изменить положение в танкостроении и других отраслях.
Естественно, помимо следования нуждам фронта, работы велись и на других фундаментальных теоретических направлениях. Под руководством академиков А.И. Алиханова и Д.В. Скобельцина активно изучалась космическая радиация. В 1941 — 1942 гг. Л.Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую впоследствии его удостоили Нобелевской премии. В начале 1943 г. под руководством И.В. Курчатова были развернуты исследования в области ядерной физики. В 1944— 1945 гг. В.И. Векслер вывел принцип ускорения элементарных частиц, который лежит в основе работы современных ускорителей.
В Институте химической физики АН СССР под руководством Н.Н. Семенова добились успехов в изучении цепных реакций. Знаменитый В.И. Вернадский именно в годы войны завершает свой фундаментальный труд «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», в котором был подведен важнейший итог его биогеохимических исследований. Как видно, ни одно направление научной мысли не стояло на месте даже в период испытаний.
В то же время сложившаяся в довоенное время авторитарность оценок часто оставалась нормой, и это приводило к ужасающим последствиям, как, например, утверждение «лысенковщины». В биологической науке Т.Д. Лысенко развернул «идейную» борьбу с известным генетиком Н.И. Вавиловым, в результате чего последний и многие его сподвижники были репрессированы и, как и он, погибли в тюрьмах.
Подобные действия, несомненно, направлялись свыше и являлись лишь частью идеологических мер И.С.Сталина по запугиванию страны. Запрещались научные школы, уничтожались авторы и книги, вычеркивались либо переписывались целые пласты нашей истории: идеологическая машина формировала у населения страны четкие установки, ориентировавшие на построение «нового общества». Фактически создавалась система, которую принято называть тоталитарной.

Образование в период ВОВ

Военные действия велись на огромных просторах СССР, что поставило миллионы советских граждан в труднейшие условия. Оккупация и эвакуация заставили переместиться на новые
места жительства тысячи семей, миллионные жертвы требовали замены на рабочих местах, на фронтах, в семьях. В условиях нехватки квалифицированных кадров главнейшей проблемой для государства стало образование.
Миллионы детей были лишены возможности учиться: сократилось число школ, обеспечение учебниками, письменными принадлежностями. В связи с тем, что школьникам приходилось работать на производстве вместе со взрослыми, занятия в школах проводились в 3—4 смены. Значительно сократилось количество учителей и старшеклассников — часть из них ушли на фронт, другие — встали к станкам. В сложившейся ситуации государство пыталось оперативно разрабатывать меры по преодолению кризиса в образовании. В тылу для эвакуированных из национальных республик школьников преподавание велось на родном языке, для сирот открывались интернаты. Занятия проводились и в осажденных городах: в Севастополе — в бомбоубежищах, катакомбах и штольнях, а в Ленинграде учителя имели два плана уроков — для спокойной обстановки и для занятий в бомбоубежищах. Была изменена и сама школьная программа. Вводилась обязательная военная и физическая подготовка, учащиеся привлекались к обязательным работам на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Постановлением ЦК ВКП(б) в сентябре 1941 г. было введено обязательное сельскохозяйственное обучение в школе, что позволило заменить на работе в деревне в 1943 г. 5 млн взрослых.
Ставшее всеобщим еще в 1940 г. тимуровское движение получило больший размах. Помощь семьям фронтовиков, предприятиям, добровольная работа в госпиталях, сбор средств для фронта (металлолом, теплые вещи и др.) являлись весомым вкладом в дело Победы. На средства школьников создавались даже танковые колонны «Московский пионер», «Куйбышевский пионер», участвовавшие в военных действиях.
С наступлением Красной армии в 1943 г. мирная жизнь постепенно приходила на отвоеванные территории: было восстановлено 70 тыс. школ, а осенью с целью «дальнейшей разработки теоретических и практических вопросов народного образования» была создана Академия педагогических наук РСФСР. По-новому выстраивалась школьная программа: вводилось раздельное обучение, появлялись вечерние семилетние и средние школы для обучения без отрыва от производства, вводились экзамены на получение аттестата зрелости и награждение медалями за успешную учебу.
В высшем образовании были похожие проблемы. Сокращение преподавательского состава сказалось на темпах подготовки специалистов. Однако в годы войны занятия во многих учебных заведениях не прекращались, и в 1941 — 1945 гг. страна получила 300 тыс. выпускников вузов и 540 тыс. — средних учебных заведений. В период освобождения страны было восстановлено 170 высших учебных заведений. Изменились требования к подготовке специалистов — обязательной стала зашита диплома наряду с государственными экзаменами. Уровень образования в советских вузах существенно повысился.

Литература и искусство во времена ВОВ

В начале войны наибольшее распространение получили действенные публицистические формы — корреспонденция и очерк, плакат и листовка, кинорепортаж и песня. С первого же дня войны символами борьбы стали знаменитая песня А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война» и плакат И. Тоидзе «Родина-Мать зовет!». В дни испытаний требовалась мобилизация всех усилий на достижение победы, что приводило к ярко выраженной пропагандистской направленности произведений литературы и кинематографа, песенного, художественного и театрального творчества.
Главной идеей в творчестве стал образ советского человека, безраздельно преданного делу зашиты Родины, отстаивающего ее от врага, ведущего справедливую освободительную войну. Подлинные образы героев ложились в основу многих произведений литераторов: поэмы М. Алигер «Зоя», М. Светлова «Двадцать восемь» и «Лиза Чайкина». Были созданы такие произведения как «Молодая гвардия» (А. Фадеева), «Наука ненависти» (М.А. Шолохова), «Русский характер» (А. Толстого), «Жди меня» (К. Симонова). Осмысление войны, ее сути и истоков рождает на свет первую повесть военных лет «Народ бессмертен» (В. Гроссмана). Однако в тяжелых военных условиях произведения публиковались лишь в газетах. Любимым произведением фронтовиков стала поэма А. Твардовского «Василий Теркин», начало которой было напечатано 4 сентября 1942 г. в «Красноармейской правде» Западного фронта.
Новые страницы Великой Отечественной войны запечатлевались в новых книгах. Московская битва нашла отражение в «Волоколамском шоссе» А. Бека, оборона Ленинграда — у В. Инбер («Пулковский меридиан») и В. Вишневского («У стен Ленинграда»). Сталинградская битва запечатлена К. Симоновым («Дни и ночи»), бои за Дон — М. Шолоховым («Они сражались за Родину»). Боевой и трудовой подвиг народа навсегда остался на страницах «Непокоренных» Б. Горбатова. «Радуги» В. Василевской, «Испытаний» А. Первенцева, «Клятвы» Ф. Гладкова и т.д. Противостояние с врагом возвратило к жизни исторические произведения, посвященные героическим подвигам прошлого. Воодушевление несли «Петр Первый» А. Толстого, «Батый» и «Юность полководца» В. Яна. «Багратион» С. Голубева, «Емельян Пугачев» В. Шишкова.
Многие писатели и литераторы в дни войны ушли на фронт, став солдатами и офицерами, сражались рядом с кадровыми военными. Призванные по мобилизации, они становились спецкорами фронтовых и центральных изданий, дивизионных и армейских газет.
Важнейшей чертой военных лет стало песенное творчество. Песни рождались в народе либо создавались нашими величайшими композиторами. Незабываемыми стали «Катюша» М. Блантера, «Священная война» А. Александрова, «Любимый город» и «Темная ночь»Н. Богословского, «Песня защитников Москвы» Б. Мокроусова, «Севастопольский вальс» и «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седова, песни Т. Хренникова, И. Дунаевского, М. Фрадкина и др.
История классической музыки обогатилась Седьмой симфонией Д.Д. Шостаковича. Написанная и исполненная в блокадном Ленинграде, она была посвящена борьбе с фашизмом и грядущей победе. Уже тогда «Ленинградская» симфония получила мировое признание и с огромным успехом исполняется до сих пор.
В самый разгар войны правительство предприняло беспрецедентный шаг: в 1943 г. СВ. Михалков и Г. Эль-Регистан на музыку А.В. Александрова написали слова нового Гимна Советского Союза. На смену «Интернационалу» пришла поистине национальная мелодия с патриотическим текстом, что, несомненно, оказало огромное влияние на умонастроение и боевой дух защитников Отечества.
Представители театрального искусства также отдавали свои силы на борьбу с врагом. Уже в июле 1941 г. в Москве была сформирована первая бригада, в которую вошли известнейшие актеры театров, эстрады, всесоюзного радио. В течение всей войны подобные «формирования» выступали на фронтах, своим искусством поддерживая сражающуюся армию.
Советский кинематограф представлен, с одной стороны, большим объемом кинохроники, с другой — героическими художественными лентами. Сегодня кадры хроники Московской, Сталинградской, Курской и других битв легли в основу документальных сериалов, используются при создании современных фильмов о войне, в частности в многосерийной эпопее А. Озерова. Такие же произведения как «Секретарь райкома» И.А. Пырьева, «Она защищает Родину» Ф.М. Эрмлера, «Двабойца» Л.Д. Лукова, «Жди меня» А.Б. Столпнера стали уже классикой художественного жанра.
Героические минуты войны представлены и в живописи. А.А. Дейнека создал незабываемую «Оборону Севастополя», образы защитников запечатлены на полотнах А.А. Пластова «Фашист пролетел», СВ. Герасимова «Мать партизана» и др. Конечно, наследие художников военного периода не столь значительно, как у представителей других направлений искусства, но оно позволяет нам воочию представить степень одухотворенности и своевременности их творчества.
Особый вклад в искусство военного времени внесли представители такого оригинального художественного жанра, как карикатура. Группа художников, объединившись под именем «Кукрыниксы», создали целую галерею юмористических иллюстраций, посвященных войне. Крупнейшие провалы немецкого командования или успехи Красной армии подавались с неизменным юмором и остроумием, что имело большой успех среди населения.
Однако даже в военные годы не прекращала своей работы партийная идеологическая машина и цензура. В период сталинградских боев газета «Правда» опубликовала рассказ А. Каплера «Письма лейтенанта Л. из Сталинграда», мгновенно взятый под контроль. Попытка автора объективно осветить положение на фронте закончилась его арестом и обвинением в шпионаже. Советская культура, как явствует из этого примера, оставалась крайне тесно связанной с пропагандой.
Идеологическим и пропагандистским проработкам был подвергнут и ряд известных деятелей литературы и искусства. «Идеологически вредными» были объявлены стихотворения И. Сельвинского. пьеса В. Катаева «Синий платочек», рассказ А. Платонова «Оборона Семидворья», повесть А. Довженко «Победа» и его киносценарий «Украина в огне», первая часть повести М. Зощенко «Перед заходом солнца» и др.

Русская православная церковь во времена ВОВ

Испытания, выпавшие на долю советского государства, потрясли как его политические, экономические, социальные, так и идеологические основы. Пропаганда идей патриотизма (вместо интернационализма) и самопожертвования в Отечественной войне были не новым явлением, а хорошо забытым старым — подобные принципы всегда стояли на вооружении православной религии. Осознавая необходимость объединяющей идеи, руководство государства пошло на уступки в отношениях с Русской православной церковью (РПЦ).
Митрополит Московский и Коломенский Сергий, являвшийся главой РПЦ. уже 22 июня 1941 г. благословил всех верующих на защиту Родины: «Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и сейчас. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Подобное обращение последовало и в дни защиты Москвы. В апреле 1942 г. в осажденной столице на Пасху было разрешено свободное передвижение даже в ночное время, а во всех храмах состоялись богослужения при большом стечении народа.
С началом коренного перелома в войне и в связи с изменением общественного мнения Сталин все чаще приходил к мысли о необходимости предоставления церкви определенных льгот, восстановления ряда ее прав и т.д. Подобного шага требовали и отношения с союзниками — им требовалось подтверждение возврата СССР к общечеловеческим ценностям. 4 сентября 1943 г. состоялась личная встреча Сталина с иерархами церкви, на которой и были положительно решены важные проблемы Русской православной церкви, такие как: созыв Архиерейского собора для избрания патриарха (им уже в сентябре был избран митрополит Сергий), открытие храмов и духовных учебных заведений, издание печатного органа РПЦ, организация свечных заводов, расширение прав духовенства и снятие ограничений с действующих религиозных общин. Особо стоял вопрос об освобождении из заключения ряда священнослужителей, находившихся в тюрьмах, ссылках и лагерях. Для взаимодействия государства и церкви был создан посреднический орган — Совет по делам Русской православной церкви при СНКСССР.
В целом можно сказать, что годы Великой Отечественной войны стали периодом как возрождения церкви, так и реабилитации собственно веры. При этом в будущем действия советской системы в отношении религии не слишком отличались логичностью и последовательностью.
Таким образом. Великая Отечественная война нашла свое отражение не только в военных сводках и планах командования. Деятели науки и культуры воплотили свои замыслы и идеи в открытиях и произведениях. Вклад представителей науки позволил склонить чашу весов в пользу нашей Победы. Художники, поэты, композиторы и писатели навсегда запечатлели в своих творениях подвиги советского человека, трагедию и ужасы войны, самоотверженность человеческого духа и непреодолимое стремление человека к свободе — свободе своей Родины. И именно культурное наследие той далекой военной поры доносит до нас главное — идею вечности и главенства духа в час даже самых трудных испытаний.

Важный вклад в победу над фашизмом внесли советские ученые: физики создавали теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружения; математики разработали приемы наиболее быстрых вычислений для артиллерии, авиации и боевых судов; химики нашли новые способы производства взрывчатых веществ, сплавов, фармацевтических средств; биологи отыскали дополнительные ресурсы питания для Красной Армии. Ученые сумели мобилизовать ресурсы и развитие производительных сил восточных районов.

Отметим ряд важнейших достижений советских ученых в области военно-прикладных научных знаний модификации военной техники:

· разработка новых методов радиолокации (группа академика А. Ф. Иоффе);

· создание новых оптических приборов (группа академика СИ. Вавилова);

· разработка методов защиты советских кораблей от мин (И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров и др.);

· развитие ядерной физики (Ю. Б. Харитон) и ракетной техники; летом 1942 г. в Казани начались опыты по разложению нейронов;

· создание в 1941 г. радиолокационной системы П-3 с дальностью обнаружения 130 км., которая была первой станцией, определяющей не только дальность и азимут, но и высоту цели; обеспечение в 1943 г. советских войск радиостанциями с частотной модуляцией; в этом же году впервые был разработан телефонный аппарат ТАИ-43 (О. Репина и др.), обеспечивавший единую индукторную систему вызова;

· внедрение в массовое производство образцов военной техники, разработанных в 30-е гг. (самолеты Ил-2, Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танки Т-34, КВ; реактивная артиллерийская установка БМ-13 «Катюша» и др.) и освоение новых стандартов вооружения (модификации самолетов Ильюшина, Петлякова, Яковлева, создание в мае 1942 г. реактивного самолета, автомат Г.С. Шпагина, противотанковые ружья В.А. Дегтярева и С.Г. Смирнова);

Настоящим народным подвигом стал переход тысяч заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники и иной оборонной продукции. Так, на изготовление танков были переключены заводы тяжелого машиностроения, тракторные, автомобильные и судостроительные. При слиянии трех предприятий – базового Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного – возник крупнейший танкостроительный комбинат («Танкоград»). На основе предприятий сельхозмашиностроения была создана минометная промышленность. Азотные и сернокислотные комбинаты стали поставщиками сырья для выпуска пороха.

Таким образом, свой вклад в Победу, в обеспечение армии лучшими в мире образцами вооружения и боевой техники внесли советские ученые и конструкторы. В эвакуированных на восток страны научных институтах, лабораторияхуспешно решались сложные проблемы в достижении технического превосходства над противником.

Похожие публикации