Краткая биография графа сергея витте. Сергей юльевич витте

), граф, российский государственный деятель; с 1889 г. - директор департамента железных дорог Министерства финансов, с августа 1892 г. по г. - министр финансов, с августа 1903 г. - председатель Комитета министров. В 1905 г. возглавлял русскую делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор России с Японией. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. - глава Совета министров. Член Государственного совета и председатель Комитета финансов до 1915 г.

Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. На этом посту он и произвел знаменитую реформу - переход к золотому обращению. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897 году, упрочившей в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту, взамен прежней бумажной, и создавшей предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию. В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста всемогущего хозяина финансов на пост безвластного председателя комитета произошло под напором дворянско-помещичьих элементов правительства (главным образом, Плеве), недовольных покровительственным отношением Витте и его заигрыванием с умеренными либералами. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства. Летом 1905 г. Николай посылает Витте в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведен в звание графа. В дни октябрьской стачки, когда победил курс на соглашение с буржуазией, Витте оказался наиболее подходящим человеком на пост премьера. Манифест 17 октября является детищем Витте. После разгрома революции, когда самодержавие почувствовало под собой твердую почву, Витте опять сошел со сцены. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти (1915 г.).

Одна встреча со Столыпиным

"...Пришел к моему отцу граф Витте и, страшно взволнованный, начал рассказывать о том, что до него дошли слухи, глубоко его возмутившие, а именно, что в Одессе улицу его имени хотят переименовать. Он стал просить моего отца сейчас же дать распоряжение Одесскому городскому голове Пеликану о приостановлении подобного неприличного действия. Папа ответил, что это дело городского самоуправления и что его взглядам совершенно противно вмешиваться в подобные дела. К удивлению моего отца, Витте все настойчивее стал просто умолять исполнить его просьбу, и, когда папа вторично повторил, что это против его принципа, Витте вдруг опустился на колени, повторяя еще и еще свою просьбу. Когда и тут мой отец не изменил своего ответа, Витте поднялся, быстро, не прощаясь, пошел к двери и, не доходя до последней, повернулся и, злобно взглянув на моего отца, сказал, что этого ему никогда не простит..."

Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А.Столыпине. Минск, Харвест, 2004. с. 231. (речь идет о зиме 1910\1911 г.)

Витте Сергей Юльевич Ви́тте Сергей Юльевич

(1849-1915), граф (1905), государственный деятель, почётный член Петербургской АН (1893). С февраля 1892 министр путей сообщения, с августа - министр финансов. С 1903 председатель Комитета министров, в 1905-06 - Совета министров. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Транссибирской железной дороги. В начале 1900-х гг. противник обострения отношений с Японией, стремился к сближению с Китаем. Подписал Портсмутский мир (1905). Под руководством Витте составлен Манифест 17 октября 1905. Предложения Витте о свободном выходе крестьян из общины, ликвидации сословной обособленности использованы в ходе столыпинской аграрной реформы. Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. Автор «Воспоминаний» (т. 1-3, 1960).

ВИТТЕ Сергей Юльевич

ВИ́ТТЕ Сергей Юльевич (17 (29) июня 1849, Тифлис (см. ТИФЛИС) - 28 февраля (13 марта) 1915, Петроград) - русский государственный деятель, граф (1905), министр путей сообщений (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Кабинета министров (1903-1905), Совета министров (1905-1906). С.Ю. Витте был инициатором введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Транссибирской железной дороги. После окончания русско-японской войны он подписал Портсмутский мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905 года С.Ю. Витте разработал основные положения столыпинской аграрной реформы. Занимая высокие государственные посты, он стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. Почетный член Петербургской академии наук (1893), автор «Воспоминаний» (т. 1-3, 1960).
Сын крупного чиновника Сергей Витте окончил в 1870 году физико-математический факультет Новороссийского университета (см. НОВОРОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (Одесса) и был назначен начальником движения Одесской железной дорогию Около двадцати лет он работал в частных железнодорожных обществах, что способствовало его формированию как финансиста и государственного чиновника. Известность в финансовых кругах ему принесла книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». В 1889 году он был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов; в феврале 1892 года - министром путей сообщений, а с августа 1892, в связи с отставкой И.А. Вышнеградского, - министром финансов. С.Ю. Витте оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российской экономики.
По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена винная монополия (см. ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ) (1894); увеличены темпы и масштабы железнодорожное строительство, в том числе сооружена Сибирская железнодорожная магистраль; осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Политика форсирования экономического развития, которую проводил Витте, была связана с привлечением иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы, что облегчалось протекционистским тарифом 1891 года и политическим сближением с Францией. В 1894 и 1904 годах были заключены таможенные договоры с Германией. По инициативе и под председательством С.Ю. Витте 22 января 1902 года было создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В программе аграрных преобразований им были намечены положения, использованные впоследствии П.А. Столыпиным. Местные комитеты и совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Однако император Николай II Александрович не решился на проведение реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 года было закрыто.
В сфере внутренней политики С.Ю. Витте придерживался консервативных взглядов, стремился к всемерному укреплению самодержавия (см. САМОДЕРЖАВИЕ) . В частности он выступал против расширения полномочий земских учреждений. Во внешней политике С.Ю. Витте стремился противодействовать Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. Считая преждевременным военный конфликт, С.Ю. Витте выступал за соглашение с Японией. Это определило его расхождения с внешнеполитическим курсом Николая II и «Безобразовской кликой». В августе 1903 года С.Ю. Витте получил отставку с поста министра финансов с назначением на пост председателя Комитета министров. После поражения в русско-японской войне он возглавлял делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор (1905) с Японией, за что получил графский титул. С октября 1905 по апрель 1906 года С.Ю. Витте возглавлял Совет министров. Во время Октябрьской политической стачки (1905) он настоял на принятии царем программы реформ, стал автором Манифеста 17 октября 1905 года. Лавируя между политическими силами, С.Ю. Витте был сторонником жесткого подавления вооруженных выступлений против царской власти, был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу, направил войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания. В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков. Меры С.Ю. Витте по борьбе с революцией оказались успешными и принесли реальные плоды. Но для основной массы дворянства и правящей бюрократии его фигура казалась слишком либеральной. 16 апреля 1906 года царь Николай II принял отставку С.Ю. Витте с поста председателя Совета министров. Оставаясь членом Государственного совета, С.Ю. Витте принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой смерти. В 1907-1912 годах он написал «Воспоминания».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Витте Сергей Юльевич" в других словарях:

    Сергей Юльевич Витте 1 й Председатель Со … Википедия

    Русский государственный деятель. Родился в семье крупного чиновника. Окончил в 1870 физико математический факультет Новороссийского университета (Одесса). В том же году назначен начальником… … Большая советская энциклопедия

    - (1849 1915) граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905 06. Инициатор введения винной… … Большой Энциклопедический словарь

    Запрос «Витте» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сергей Юльевич Витте … Википедия

    ВИТТЕ Сергей Юльевич - Сергей Юльевич (17.06.1849, Тифлис 28.02.1915, Петроград), граф, российский гос. деятель. Из семьи голл. происхождения, с XVI в. состоявшей на рус. службе и в 1856 г. получившей потомственное дворянство. Воспитывался в семье дяди ген. Р. А.… … Православная энциклопедия

    - (1849 1915) выдающийся русский государственный деятель. Окончив Новороссийский университет (в Одессе) по физико математическому факультету, В. поступил в управление Юго Западных железных дорог, где очень быстро занял руководящее положение. Как… … Дипломатический словарь

    I род. 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. По окончании курса в Новороссийском университете со степенью кандидата физико математических наук В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Портрет работы И. Е. Репина. 1901 03 … Энциклопедия Кольера

    После кратковременного управления министерством путей сообщения (с 15 февраля до 30 августа 1892 г.) был назначен министром финансов. За 11 летнее управление его министерством государственная роспись доходов и расходов ни разу не была сведена с… … Большая биографическая энциклопедия

    Российский государственный деятель, политик, экономист. Активно содействовал капиталистическому процессу в России. Автор книги лПринципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • С. Ю. Витте. Собрание сочинений и документальных материалов. В 5 томах. Том 3. Книга 2 , Витте Сергей Юльевич. Во вторую книгу третьего тома издания включены наиболее важные документальные материалы, официальные записки, публикации и статьи по денежной реформе и монетной системе в России, составившие…

Ему довелось ослепительно блистать на дипломатическом поприще, быть свидетелем Крымской войны, отмены крепостного права, реформ 60-х годов, бурного развития капитализма, русско-японской войны, первой революции в России. С. Ю. Витте - современник Александра III и Николая II, П. А. Столыпина и В. Н. Коковцова, С. В. Зубатова и В. К. Плеве, Д. С. Сипягина и Г. Е. Распутина.

Жизнь, политическая дело, нравственные качества Сергея Юльевича Витте вечно вызывали противоречивые, порой полярно противоположные оценки и суждения. По одним воспоминаниям его современников перед нами "только одаренный", "в высокой степени выдающийся государственный деятель", "превосходящий разнообразием своих дарований, громадностью кругозора, умением справляться с труднейшими задачами блеском и силой своего ума всех современных ему людей". По другим - это "делец, совсем неопытный в народном хозяйстве", "страдавший дилетантизмом и плохим знанием русской действительности", джентльмен со "среднеобывательским уровнем развития и наивностью многих взглядов", политику которого отличали "беспомощность, бессистемность и... беспринципность".

Характеризуя Витте, одни подчеркивали, что это был "европеец и либерал", другие - что "Витте ни при каких обстоятельствах не был ни либералом, ни консерватором, но временами он был намеренно реакционером". Писалось о нем более того и такое: "дикарь, провинциальный герой, наглец и развратник с провалившимся носом".

Так что же это была за персона - Сергей Юльевич Витте?

Родился он 17 июня 1849 г. на Кавказе, в Тифлисе, в семье провинциального чиновника. Предки Витте по отцовской линии - выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику, - в середине XIX в. получили потомственное дворянство. По линии матери его родословная велась от сподвижников Петра I - князей Долгоруких. Отец Витте, Юлий Федорович, дворянин Псковской губернии, лютеранин, принявший православие, служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Мать, Екатерина Андреевна, была дочерью члена главного управления наместника Кавказа, в прошлом Саратовского главу администрации области Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой. Сам Витте шибко с радостью подчеркивал свои родственные узы с князьями Долгорукими, но не любил упоминать, что происходил из семьи малоизвестных обрусевших немцев. "Вообще вся моя семейство, - писал он в своих "Воспоминаниях", - была в высокой степени монархической семьей, - и эта край характера осталась и у меня по наследству".
В семье Витте было пятеро детей: три сына (Александр, Борис, Сергей) и две дочери (Ольга и Софья). Детские годы Сергей провел в семье своего деда А. М. Фадеева, где получил обычное для дворянских семей воспитание, причем "первоначальное образование, - вспоминал С. Ю. Витте, - мне дала бабуся...она выучила меня уяснять текст и писать".
В Тифлисской гимназии, куда он был следом отдан, Сергей учился "шибко плохо", предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. В результате в шестнадцать лет он получил аттестат зрелости с посредственными отметками по наукам и единицей по поведению. Несмотря на это, предстоящий государственный участник отправился в Одессу с намерением поступить в универ. Но молодой возраст (в вуз принимали людей не моложе семнадцати лет), а ко всему - единица по поведению закрыли ему туда доступ... Пришлось сызнова поступить в гимназию - в первую очередь в Одессе, затем в Кишиневе. И только вслед за тем усиленных занятий Витте сдал экзамены благополучно и получил порядочный аттестат зрелости.

В 1866 г. Сергей Витте поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. "... Я занимался и днем, и ночью, - вспоминал он, - и потому все время пребывания моего в университете я в действительности был в смысле знаний самым лучшим студентом".
Так прошел начальный год студенческой жизни. Весной, отправившись на каникулы, по дороге домой Витте получил известие о кончине отца (незадолго до этого он потерял деда - А. М. Фадеева). Вышло так, что семейство осталась без средств к существованию: незадолго до смерти дедушка и папа вложили весь свой доход в компанию Чиатурских копей, которая вскоре потерпела крах. Таким образом, Сергей получил в наследство только отцовские долги и был вынужден брать на себя количество забот о матери и маленьких сестрах. Продолжить учебу ему удалось только благодаря стипендии, которую выплачивало Кавказское наместничество.
Студентом С. Ю. Витте негусто интересовался общественными проблемами. Его не волновали ни политический радикализм, ни философия атеистического материализма, будоражившие умы молодежи 70-х годов. Витте не принадлежал к числу тех, чьими кумирами были Писарев, Добролюбов, Толстой, Чернышевский, Михайловский. "... Я постоянно был супротив всех этих тенденций, потому что по моему воспитанию был крайним монархистом... а ещё и человеком религиозным", - писал попозже С. Ю. Витте. Его душевный мир складывался под влиянием родных, в особенности дяди - Ростислава Андреевича Фадеева, генерала, участника покорения Кавказа, талантливого военного публициста, известного своими славянофильскими, панславистскими взглядами.
Несмотря на свои монархические убеждения, Витте был избран студентами в комитет, заведовавший студенческой кассой. Эта невинная затея было не закончилась плачевно. Эта так называемая касса взаимопомощи была закрыта как. опасное учреждение, а все члены комитета, в т. ч. Витте, оказались под следствием. Им грозила ссылка в Сибирь. И только случившийся с ведшим занятие прокурором дебош помог С. Ю. Витте избежать судьбы политического ссыльного. Наказание свелось к штрафу в 25 рублей.
Окончив в 1870 г. универ, Сергей Витте задумался о научной карьере, о профессорской кафедре. Однако родные - матушка и дядя - "сильно косо смотрели на мое стремление быть профессором, - вспоминал С. Ю. Витте. - Главный их довод заключался в том, что... это не дворянское дело". К тому же научной карьере помешало пылкое увлечение актрисой Соколовой, после этого знакомства с которой Витте "не желал больше строчить диссертации".
Избрав карьеру чиновника, он был причислен к канцелярии одесского главу администрации области графа Коцебу. И вот сквозь два года первое повышение - Витте был назначен столоначальником. Но как снег на голову все его планы изменились.
В России бурно развивалось железнодорожное сооружение. Это была новая и перспективная отрасль капиталистического хозяйства. Возникали различные частные общества, которые вкладывали в железнодорожное возведение суммы, превышавшие капиталовложения в крупную индустрия. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся кругом строительства железных дорог, захватила и Витте. Министр путей сообщения граф Бобринский, знавший его отца, уговорил Сергея Юльевича попытать счастья в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог - в чисто коммерческой области железнодорожного дела.
Стремясь досконально исследовать практическую сторону предприятия, Витте сидел в станционных кассах, исполнял обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, побывал более того в роли конторщика грузовой службы и помощника машиниста. Полгода через он был назначен начальн иком конторы движения Одесской железной дороги, вскоре перешедшей в руки частного общества.

Однако позже многообещающего начала карьера С. Ю. Витте еле-еле было не оборвалась окончательно. В конце 1875 г. близко от Одессы произошло крушение поезда, повлекшее за собой невпроворот человеческих жертв. Начальник Одесской железной дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы. Однако покуда тянулось расследование, Витте, оставаясь на службе, сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий (шла русско-турецкая махаловка 1877-1878 гг.), чем обратил на себя чуткость великого князя Николая Николаевича, по велению которого каталажка для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой.

В 1877 г. С. Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а позже окончания войны - начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Получив это направление, он переехал из периферии в Петербург, где принял участие в работе комиссии графа Э. Т. Баранова (по исследованию железнодорожного дела).
Служба в частных железнодорожных обществах оказала на Витте весьма сильное влияние: дала навык управления, научила расчетливому, деловому подходу, чувству конъюнктуры, определила круг интересов будущего финансиста и государственного деятеля.
К началу 80-х годов имя С. Ю. Витте было уже довольно что надо известно в среде железнодорожных дельцов и в кругах русской буржуазии. Он был знаком с крупнейшими "железнодорожными королями" - И. С. Блиохом, П. И. Губониным, В. А. Кокоревым, С. С. Поляковым, рядом знал будущего министра финансов И. А. Вышнеградского. Уже в эти годы проявилась многогранность энергичной натуры Витте: качества превосходного администратора, трезвого, практичного дельца ладно сочетались со способностями ученого-аналитика. В 1883 г. С. Ю. Витте опубликовал "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", принесшие ему известность посреди специалистов. Это была, уместно сказать, не первая и неблизко не последняя служба, вышедшая из-под его пера.
В 1880 г. С. Ю. Витте был назначен управляющим Юго-Западными дорогами и поселился в Киеве. Удачная карьера принесла ему и материальное благополучие. Как управляющий Витте получал больше любого министра - свыше 50 тысяч рублей в год.
Активного участия в политической жизни в эти годы Витте не принимал, хотя и сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом, был недурственно знаком с известным славянофилом И. С. Аксаковым и более того опубликовал в его газете "Русь" немного статей. Серьезной политике младой предприниматель предпочитал "среду актрис". "... Я знал всех больше или менее выдающихся актрис, которые были в Одессе", - вспоминал он позже.

Убийство народовольцами Александра II грубо изменило касательство С. Ю. Витте к политике. После 1 марта он активно включился в большую политическую игру. Узнав о гибели императора, Витте написал своему дяде Р. А. Фадееву сообщение, в котором подал идею создания дворянской конспиративной организации для охраны нового государя и борьбы с революционерами их же методами. Р. А. Фадеев подхватил эту идею и с помощью генерал-адъютанта И. И. Воронцова-Дашкова создал в Петербурге так называемую "Священную дружину". В середине марта 1881 г. С. Ю. Витте был возвышенно посвящен в члены дружины и вскоре получил первое поручение - основать в Париже покушение на известного революционера-народника Л. Н. Гартмана. К счастью, вскоре "Священная дружина" скомпрометировала себя неумелой шпионско-провокаторской деятельностью и, просуществовав малость больше года, была ликвидирована. Надо заявить, что нахождение Витте в этой организации нисколько не украсило его биографию, хотя и дало вероятность продемонстрировать горячие верноподданические чувства. После смерти Р. А. Фадеева во второй половине 80-х годов С. Ю. Витте отходит от людей его круга и сближается с контролировавшей государственную идеологию группой Победоносцева-Каткова.
К середине 80-х годов масштабы Юго-Западных железных дорог перестали удовлетворять кипучую натуру Витте. Честолюбивый и властолюбивый ж-д предприниматель настойчиво и терпеливо стал готовить родное дальнейшее продвижение. Этому полно способствовало то, что авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного хозяйства привлек чуткость министра финансов И. А. Вышнеградского. И, помимо того, помог эпизод.

17 октября 1888 г. в Борках произошло крушение царского поезда. Причиной этого было ломание правил элементарных правил движения поездов: нелегкий состав царского поезда с двумя товарными паровозами шел с превышением установленной скорости. С. Ю. Витте раньше предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях. С присущей ему грубоватостью он сказал как-то в присутствии Александра III, что императору сломают шею, если будут водить царские поезда с недозволенной скоростью. После крушения в Борках (от которого, хотя вообще-то, ни император, ни члены его семьи не пострадали) Александр III вспомнил об этом предупреждении и выразил возделение, чтобы на сызнова утвержденный пост директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов был назначен С. Ю. Витте.
И хотя это означало сокращение жалованья в три раза, Сергей Юльевич без колебаний расстался с доходным местом и положением преуспевающего дельца с целью манившей его государственной карьеры. Одновременно с назначением на пост директора департамента он был произведен из титулярных тотчас в действительные статские советники (т. е. получил генеральский чин). Это был головокружительный скачок вверх по бюрократической лестнице. Витте попадает в цифра ближайших сотрудников И. А. Вышнеградского.
Вверенный Витте департамент тотчас становится образцовым. Новому директору удается на практике аргументировать конструктивность своих идей о государственном регулировании железнодорожных тарифов, выказать широту интересов, недюжинный гений администратора, силу ума и характера.

В феврале 1892 г., удачно использовав конфликт двух ведомств - транспортного и финансового, С. Ю. Витте добивается назначения на пост управляющего Министерством путей сообщения. Однако пробыл он на этом посту нимало кратковременно. В том же 1892 г. нелегко занедужил И. А. Вышнеградский. В околоправительственных кругах началась закулисная битва за влиятельный пост министра финансов, в Которой Витте принял самое активное участие. Не сверх меры щепетильный и не в особенности разборчивый в средствах для достижения цели, пустив в ход и интригу, и сплетню о психическом расстройстве своего покровителя И. А. Вышнеградского (тот, что совершенно не собирался оставлять свой пост), в августе 1892 г. Витте добился места управляющего Министерством финансов. А 1 января 1893 г. Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины.

Правда, дорога к этой вершине был броско осложнен женитьбой С. Ю. Витте на Матильде Ивановне Лисаневич (урожденной Нурок). Это был не первостепеннный его брак. Первой женой Витте была Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) - дочка черниговского предводителя дворянства. Она была замужем, но не была счастлива в браке. Витте познакомился с ней ещё в Одессе и, полюбив, добился развода. С. Ю. Витте и Н. А. Спиридонова обвенчались (видимо, в 1878 г.). Однако прожили они мало. Осенью 1890 г. супруга Витте скоропостижно скончалась.
Примерно сквозь год затем ее смерти Сергей Юльевич встретил в театре даму (также замужнюю), которая произвела на него неизгладимое ощущение. Стройная, с серо-зелеными грустными глазами, загадочной улыбкой, чарующим голосом, она показалась ему воплощенным очарованием. Познакомившись с дамой, Витте стал достигать ее расположения, убеждая расторгнуть брак и вылезти замуж за него. Чтобы достигнуть от ее несговорчивого мужа развода, Витте пришлось уплатить отступные и более того прибегнуть к угрозам административными мерами.
В 1892 г. он женился-таки на горячо любимой женщине и удочерил ее ребенка (своих детей у него не было).

Новый брак поставил его в очень щекотливое социальное положение. Сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да ещё в результате скандальной истории. Сергей Юльевич более того был готов "определить крест" на карьере. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что тот самый брак только увеличивает его почтение к Витте. Тем не менее Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе.
Надо подметить, что отношения и самого Витте с высшим светом складывались в отдалении не легко. Великосветский Петербург косо смотрел на "провинциального выскочку". Его коробили резкость Витте, угловатость, неаристократичность манер, южный выговор, плохое французское произношение. Сергей Юльевич на долгое время стал любимым персонажем столичных анекдотов. Его быстрое продвижение вызывало неприкрытую зависть и недоброжелательство со стороны чиновников.
Наряду с этим к нему очевидно благоволил император Александр III. "... Он относился ко мне особливо благосклонно", - писал Витте, - "крайне любил", "верил мне до последнего дня своей жизни". Александру III импонировали прямота Витте, его смелость, независимость суждения, более того резкость его выражений, полное отсутствие подобострастия. Да и для Витте Александр III остался до конца жизни идеалом самодержца. "Истинный христианин", "верный наследник православной церкви", "обычный, жесткий и честный человек", "выдающийся император", "мужчина своего слова", "царски благородный", "с царскими возвышенными помыслами", - так характеризует Витте Александра III.

Заняв кресло министра финансов, С. Ю. Витте получил большую власть: ему сейчас были подчинены департамент железнодорожных дел, торговлишка, индустрия, и он мог оказывать давление на заключение самых важных вопросов. И Сергей Юльевич на самом деле показал себя трезвым, расчетливым, гибким политиком. Вчерашний панславист, славянофил, уверенный сторонник самобытного пути развития России в недлинный срок превратился в индустриализатора европейского образца и заявил о своей готовности в течение короткого срока вывести Россию в разряд передовых индустриальных держав.
К началу XX в. экономическая платформа Витте приобрела совершенно законченные очертания: в течение приблизительно десяти лет нагнать больше развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, снабдить ускоренное индустриальное формирование России путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вывоза. Особая образ в программе Витте отводилась иностранным капиталам; министр финансов выступал за их неограниченное привлечение в русскую индустрия и железнодорожное занятие, называя лекарством супротив бедности. Вторым важнейшим механизмом он считал неограниченное государственное вмешательство.
И это была не простая декларация. В 1894-1895 гг. С. Ю. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное воззвание, обеспечив вплоть до первой важный войны стране твердую валюту и приток иностранных капиталов. Кроме того, Витте грубо увеличил налогообложение, в особенности косвенное, ввел винную монополию, которая вскоре стала одним из основных источников правительственного бюджета. Еще одним крупным мероприятием, проведенным Витте в начале его деятельности, было заключение таможенного договора с Германией (1894 г.), следом чего С. Ю. Витте заинтересовался более того сам О. Бисмарк. Это чертовски льстило самолюбию молодого министра. "... Бисмарк... обратил на меня особое участливость, - писал он потом, - и немного раз сквозь знакомых высказывал самое высокую точку зрения о моей личности".

В условиях экономического подъема 90-х годов организация Витте работала превосходно: в стране было проложено небывалое число железных дорог; к 1900 г. Россия вышла на первое местоположение в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов приподнято котировались за рубежом. Авторитет С. Ю. Витте вырос неизмеримо. Министр финансов России стал популярной фигурой посреди западных предпринимателей, привлек благосклонное чуткость иностранной прессы. Отечественная же печать грубо критиковала Витте. Бывшие единомышленники обвиняли его в насаждении "государственного социализма", приверженцы реформ 60-х годов критиковали за употребление государственного вмешательства, русские либералы восприняли программу Витте как "грандиозную диверсию самодержавия", отвлекавшую участливость общества от социально-экономических и культурно-политических реформ". Ни единственный государственный участник России не был предметом до того разнообразных и противоречивых, но упорных и страстных нападок, как мой... супруг, - писала позже Матильда Витте. - При дворе его обвиняли в республиканизме, в радикальных кругах ему приписывали стремление урезать права народа в пользу монарха. Землевладельцы его упрекали в стремлении разорить их в пользу крестьян, а радикальные партии - в стремлении околпачить крестьянство в пользу помещиков". Обвиняли его более того в дружбе с А. Желябовым, в попытке привести к упадку сельское хозяйство России, чтобы привезти выгоды Германии.
В реальности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, достичь успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении. Витте был ярый сторонник самодержавия. Неограниченную монархию он считал "наилучшей формой правления" для России, и все, что им делалось, делалось с тем, чтобы укрепить и "сберечь самодержавие.

С этой же целью Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь достичь пересмотра аграрной политики. Он сознавал, что расширить покупательную способность внутреннего рынка не возбраняется только за счет капитализации крестьянского хозяйства, за счет перехода от общинного землевладения к частному. С. Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской имущества на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине. В 1902 г. Витте добился создания специальной комиссии по крестьянскому вопросу ("Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности"), которая ставила целью "водворить личную имущество в деревне".
Однако на пути Витте встал его давнишний неприятель В. К. Плеве, назначенный министром внутренних дел. Аграрный вопросительный мотив оказался ареной противоборства двух влиятельных министров. Реализовать свои идеи Витте так и не удалось. Однако инициатором перехода правительства к буржуазной аграрной политике был аккурат С. Ю. Витте. Что же касается П. А. Столыпина, то позднее Витте неоднократно подчеркивал, что тот "обокрал" его, использовал идеи, убежденным сторонником которых был он сам, Витте. Именно вследствие этого Сергей Юльевич не мог припоминать о П. А. Столыпине без чувства озлобления. "... Столыпин, - писал он, - обладал весьма поверхностным умом и без малого полным отсутствием государственной культуры и образования. По образованию и уму... Столыпин представлял собою тип штык-юнкера".

События начала XX в. поставили под колебание все грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис грубо затормозил формирование промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией.
Экономическая "система" Витте прямо пошатнулась. Это дало вероятность его противникам (Плеве, Безобразову и др.) исподволь оттеснить министра финансов от власти. Кампанию супротив Витте с охотой поддержал Николай II. Надо заприметить, что между С. Ю. Витте и Николаем II, вступившим на русский престол в 1894 г., установились достаточно сложные отношения: со стороны Витте демонстрировались недоверие и пренебрежение, со стороны Николая - недоверие и ненависть. Витте теснил собой сдержанного, внешне корректного и отлично воспитанного царя, всю дорогу оскорблял его, сам того не замечая, своей резкостью, нетерпеливостью, самоуверенностью, неумением утаить родное неуважение и пренебрежение. И было ещё одно положение, которое превращало простое нерасположение к Витте в ненависть: все-таки без Витте никак воспрещено было устроиться. Всегда, когда требовались в самом деле огромный ум и изворотливость, Николай II, хоть и со скрежетом зубовным, обращался к нему.
Со своей стороны, Витте дает в "Воспоминаниях" сильно резкую и смелую характеристику Николаю. Перечисляя бесчисленные достоинства Александра III, он все время дает осознать, что его отпрыск ни в коей мере ими не обладал. О самом же государе он пишет: "... Император Николай II... представлял собою человека доброго, вдали не глупого, но неглубокого, слабовольного... Основные его качества - любезность, когда он этого хотел... хитрость и полная бесхарактерность и безвольность". Сюда же он добавляет "самолюбивый характер" и редкую "злопамятность". В "Воспоминаниях" С. Ю. Витте много нелестных слов досталось и императрице. Автор называет ее "странной особой" с "узким и упрямым характером", "с тупым эгоистическим характером и узким мировоззрением".

В августе 1903 г. кампания супротив Витте увенчалась успехом: он был снят с должности министра финансов и назначен на пост председателя Комитета министров. Несмотря на громкое наименование, это была "почетная отставка", так как свежий пост был несоизмеримо менее влиятелен. Вместе с тем Николай II не собирался совершенно удалять Витте, потому что тому прямо симпатизировали императрица-мать Мария Федоровна и брат царя огромный князь Михаил. Кроме того, на любой эпизод Николай II и сам хотел обладать под рукой такого опытного, умного, энергичного сановника.
Потерпев разгромление в политической борьбе, Витте не вернулся к частному предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные позиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не посеять совершенно расположения царя, почаще привлекать к себе "высочайшее внимание", укреплял и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.

Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давнишний недруг Витте министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы занять освободившееся местоположение, но и тут его ждала невезуха. Несмотря на то, что Сергей Юльевич благополучно выполнил возложенную на него миссию - заключил новое соглашение с Германией, - Николай II назначил министром внутренних дел князя Святополка-Мирского.
Пытаясь направить на себя внимательность, Витте принимает самое активное участие в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательстве, пытается достичь расширения компетенции Комитета министров. Он использует более того события "Кровавого воскресенья", чтобы привести доказательства царю, что без него, Витте, тому не устроиться, что если бы Комитет министров под его председательством был наделен реальной властью, то этакий разворот событий был бы невозможен.
Наконец 17 января 1905 г. Николай II, несмотря на всю свою неприязнь, все-таки обращается к Витте и поручает ему создать совещание министров по "мерам, необходимым для успокоения страны" и возможным реформам. Сергей Юльевич очевидно рассчитывал на то, что это совещание ему удастся преобразовать в руководство "западноевропейского образца" и сделаться во главе его. Однако в апреле того же года последовала новая царская немилость: Николай II совещание закрыл. Витте сызнова оказался не у дел.

Правда, на этот раз опала длилась краткосрочно. В конце мая 1905 г. на очередном военном совещании бесповоротно прояснилась надобность скорейшего прекращения войны с Японией. Вести нелегкие переговоры о мире было поручено Витте, тот, что неоднократно и крайне благополучно выступал в качестве дипломата (вел переговоры с Китаем о постройке КВЖД, с Японией - о совместном протекторате над Кореей, с Кореей - о русском военном инструктаже и русском управлении финансами, с Германией - о заключении торгового договора и др.), проявляя при этом недюжинные способности.

На направление Витте чрезвычайным послом Николай II пошел с большущий неохотой. Витте давнехонько подталкивал царя инициировать мирные переговоры с Японией, чтобы "хотя кот наплакал угомонить Россию". В письме к тому от 28 февраля 1905 г. он указывал: "Продолжение войны больше нежели опасно: дальнейшие жертвы держава при существующем состоянии духа не перенесет без страшных катастроф...". Он вообще считал войну гибельной для самодержавия.
23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Это была блестящая виктория Витте, подтверждавшая его выдающиеся дипломатические способности. Из безнадежно проигранной войны талантливому дипломату удалось вылезти с минимальными потерями, добившись при этом для России "без малого благопристойного мира". Несмотря на близкое нерасположение, царь по достоинству оценил заслуги Витте: за Портсмутский мир ему был присвоен графский титул (уместно сказать, Витте тут же издевательски прозовут "графом Полусахалинским", обвинив тем самым в уступке Японии южной части Сахалина).

Вернувшись в Петербург, Витте с головой погрузился в политику: принимает участие в "Особом совещании" Сельского, где разрабатывались проекты дальнейших государственных преобразований. По мере нарастания революционных событий Витте все настойчивее показывает надобность "сильного правительства", убеждает царя, что аккурат он, Витте, сможет сыграть образ "спасителя России". В начале октября он обращается к царю с запиской, в которой излагает целую программу либеральных реформ. В критические для самодержавия дни Витте внушает Николаю II, что у того не осталось иного выбора, помимо как либо учредить в России диктатуру, либо - премьерство Витте и изготовить строй либеральных шагов в конституционном направлении.
Наконец, вслед за тем мучительных колебаний, царь подписывает составленный Витте протокол, тот, что вошел в историю как Манифест 17 октября. 19 октября царь подписал указ о реформировании Совета министров, во главе которого был поставлен Витте. В своей карьере Сергей Юльевич добился вершины. В критические дни революции он стал главой правительства России.
На этом посту Витте продемонстрировал удивительную гибкость и способность к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то твердым, безжалостным охранителем, то искусным миротворцем. Под председательством Витте руководство занималось самыми разнообразными вопросами: переустраивало крестьянское землевладение, вводило исключительное положение в различных регионах, прибегало к применению военно-полевых судов, смертной казни и других репрессий, вело подготовку к созыву Думы, составляло Проект Основных законов, реализовывало провозглашенные 17 октября свободы.
Однако возглавляемый С. Ю. Витте Совет министров так и не стал подобным европейскому кабинетом, а сам Сергей Юльевич пробыл на посту председателя всего полгода. Все больше усиливавшийся конфликт с царем вынудил его передать в отставку. Это произошло в конце апреля 1906 г. С. Ю. Витте пребывал в полной уверенности, что выполнил главную свою задачу - обеспечил политическую устойчивость режима. Отставка по сути стала концом его карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все ещё являлся членом Государственного совета, нередко выступал в печати.

Надо отметить, Сергей Юльевич ожидал нового назначения и старался приблизить его, вел ожесточенную борьбу первоначально супротив Столыпина, занявшего пост председателя Совета министров, потом супротив В. Н. Коковцова". Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных противников позволит ему возвратиться к активной политической деятельности. Он не терял надежды вплоть до последнего дня своей жизни и более того был готов прибегнуть к помощи Распутина.
В начале первой важный войны, предсказывая, что она закончится крахом для самодержавия, С. Ю. Витте заявил о готовности забрать на себя миротворческую миссию и постараться вступить в переговоры с немцами. Но он был уже смертельно болен.

Скончался С. Ю. Витте 28 февраля 1915 г., мало не дожив до 65 лет. Хоронили его скромно, "по третьему разряду". Никаких официальных церемоний не было. Более того, рабочий офис покойного был опечатан, бумаги конфискованы, на вилле в Биаррице произведен тщательный обыск.
Смерть Витте вызвала достаточно просторный резонанс в русском обществе. Газеты пестрели заголовками типа:"Памяти большого человека", "Великий реформатор", "Исполин мысли"... Многие из тех, кто рядом знал Сергея Юльевича, выступили с воспоминаниями.
После смерти Витте его политическая занятие была оценена чертовски противоречиво. Одни от всей души считали, что Витте оказал родине "великую услугу", другие утверждали, что "граф Витте вдалеке не оправдал возлагавшихся на него надежд", что "он ни в чем не принес стране действительной пользы", и более того, напротив, занятие его "скорее должна считаться вредной".

Политическая дело Сергея Юльевича Витте была вправду весьма противоречива. Порой она сочетала в себе несоединимое: влечение к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу супротив международно-политических последствий этого привлечения; приверженность неограниченному самодержавию и постижение необходимости реформ, подрывавших его традиционные устои; Манифест 17 октября и последующие меры, которые свели его на практике к нулю, и т. д. Но как бы ни оценивались итоги политики Витте, понятное дело одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение "великой России". И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты.

Имя этого выдающегося государственного деятеля России, запоминавшегося главным образом в силу иностранного звучания, упоминалось в советской истории лишь в связи с (как тогда писали в учебниках) «мрачным временем царизма». Еще его связывали с другим антагонистом социал-демократии - Петром Аркадьевичем Столыпиным, причем в качестве его антипода. Отношения этих двух людей и в самом деле складывались непросто, у них были во многом противоположные взгляды по поводу пути прогресса, но в главном сходились П. А. Столыпин и С. Ю. Витте. Краткая биография каждого из них была олицетворением служения Отчизне, и оба они полностью отрицали революционный путь развития. К великому сожалению, реализовать планы построения великой России им не удалось, хотя для этого требовалось не так уж много - всего пару десятилетий мира и покоя.

Генеалогия Витте

В семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края Екатериной Андреевны (в девичестве Фадеевой) в 1849 году родился сын, Сергей Витте. Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства. История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых. Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков. Другие дети саратовского губернатора тоже отличались, причем не только высоким происхождением - например, одна из дочерей стала видной писательницей (Елена Ган). Двоюродная сестра Екатерины Фадеевой, Е. А. Сушкова, прославилась как автор весьма интересных мемуаров, живописавших общество того времени. приходилась мальчику кузиной.

Возможно, кому-то покажется малозначительным обстоятельством то, в какой семье родился Витте Сергей Юльевич. Краткая биография его, тем не менее, без этих сведений невозможна. Предки его были людьми достойными и одаренными.

Образование

До достижения шестнадцатилетнего возраста мальчик посещал гимназию в Тифлисе. Затем семья пару лет жила в Кишиневе. После получения аттестата зрелости они с братом стали студентами Новороссийского университета, одного из лучших в Российской империи. Терпеливо и настойчиво изучал математику будущий государственник Витте. Краткая биография его гласит, что юность Сергея Юльевича связана с Одессой (именно здесь находился упомянутый сейчас он носит имя И. И. Мечникова). В Южной Пальмире он защитил диссертацию (1870). Витте предлагали остаться в учебном заведении, но он отказался, в чем получил полную поддержку семьи, считавшей уделом дворянина служение государю и Отечеству.

Карьера путейца

Молодой человек поступил на службу, заняв пост чиновника в канцелярии губернатора Новороссии. Но там он просидел недолго и вскоре стал специалистом-путейцем по рекомендации графа А. П. Бобринского. Краткая биография Витте содержит информацию о том, что он работал чуть ли не кассиром, но это не совсем так, хотя ему действительно приходилось много ездить по небольшим станциям, изучая во всех тонкостях работу железной дороги и занимать различные невысокие посты для углубления знаний. Вскоре такая настойчивость дала результаты, и он возглавил эксплуатационную службу Одесской ЖД. Было С. Ю. Витте тогда всего 25 лет.

Дальнейший рост

Краткая биография Витте как чиновника могла бы стать совсем короткой по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов, но его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с Турцией) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказание - две недели гауптвахты). Развитие порта Одессы - тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки и опалы - новый виток карьеры, теперь в Санкт-Петербурге. Руководить пятью юго-западными железными дорогами (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской) в 1879 году поручено именно С. Ю. Витте. Краткая биография высокопоставленного чиновника переносит нас в Киев, где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать интереснейших лет его жизни.

Достижения

В начале XX века в мировой экономике происходят тектонические процессы, от которых не остался в стороне и Витте Сергей Юльевич. Краткая биография его содержит сведения о написанном им труде «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вскоре эту книгу замечают «на самом верху», и автора назначают статским советником при железнодорожном департаменте. Затем происходит стремительный карьерный бросок на пост министра. Д. И. Менделеев приглашен Витте на службу во вверенном ему ведомстве.

Главные заслуги Сергея Юльевича в деле государственного реформирования можно перечислить по пунктам:

1. Введение золотого обеспечения рубля. В результате российская денежная единица становится одной из главных мировых валют.

2. Закрепление государственной монополии на продажу водки (возникло даже понятие «монопольки» как общего названия В бюджет начали поступать серьезные средства, но был и неприятный эффект от заинтересованности государства в спаивании народа.

3. Резкий рост железнодорожного строительства. За время работы Витте протяженность путей выросла вдвое и превысила 54 тыс. верст. Таких темпов не было даже в годы сталинских пятилеток.

4. Перевод путей сообщения в госсобственность. 70 % компаний-перевозчиков казна выкупила у хозяев, это имело стратегическое значение для экономики страны.

Личная жизнь

Без упоминания о семье не обходится ни одна, даже самая краткая биография. Витте в молодости пользовался успехом у дам (известно о его знакомствах с актрисами). Еще в Одессе Сергей Юльевич познакомился со своей первой женой, которая в то время пребывала в формальном браке. Н. (урожденная Иваненко) была дочерью предводителя дворянства из Чернигова, они венчались в Киеве, в соборе Св. Владимира. Прожили супруги до самой смерти жены в 1890-м. Через два года Витте женился вторично. Его избранница Матильда Ивановна Лисаневич сама растила дочь, которую Сергей Юльевич воспитывал как собственного ребенка. Жена происходила их евреев-выкрестов, что обострило отношения чиновника со светским обществом. Сам он предрассудкам не придавал значения.

Последние годы

Отношения с Николаем II у Витте складывались сложно. С одной стороны, император ценил его как специалиста, с другой же придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергей Юльевич был тот еще мастак) сильно осложняли положения министра финансов. В конце концов, в 1903 году Витте своего поста лишился, но надолго без дел не остался - именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии. С заданием он справился, наградой стал титул графа.

Затем возникли сложности с аграрным проектом, застрельщиком которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спорного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 году.

На этом, собственно, краткая биография Витте заканчивается. В феврале 1915 года он заболел менингитом и умер.

Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией безуспешной борьбы за процветание Родины. Знать ее необходимо нашим современникам для того, чтобы избежать многих допущенных век назад ошибок.

Имя: Сергей Витте (Sergey Witte)

Возраст: 65 лет

Деятельность: государственный деятель

Семейное положение: был женат

Сергей Витте: биография

Гениальный государственный деятель, новатор своего времени, радеющий за индустриализацию экономики и развитие железных дорог. Имя Сергея Юльевича Витте вошло в историю благодаря реформам и строительству Транссибирской магистрали. Личность министра финансов вызывала противоречивые мнения и высказывания, но вклад его в развитие страны очевиден.

Детство и юность

Биография министра берет начало на Кавказе, в Тифлисе, 17 июня (29 июня по новому стилю) 1849 года. Родился мальчик в небогатой семье провинциальных дворян. Отец Сергея Юльевича по национальности – выходец из прибалтийских немцев, получил дворянский титул в середине XIX века. А вот по линии матери родословная уходила корнями к знаменитым князьям Долгоруким, чем Витте очень гордился.


В семье воспитывались пять детей – три сына и две дочери. Детство будущего министра прошло у деда по материнской линии – А. М. Фадеева. Бабушка научила любимого внука азам грамотности, дав мальчику первоначальное образование. Поступив в Тифлисскую гимназию, ученик не отличался блестящим поведением и страстью к точным наукам. Гимназист предпочитал уроки фехтования, музыки и верховой езды.


Несмотря на слабые отметки в аттестате, Сергей Юльевич отправился в Одессу для поступления в университет. Впрочем, первоначальная попытка не увенчалась успехом, и незадачливому гимназисту пришлось вернуться в гимназию. После усердных занятий Витте удалось поступить на физико-математический факультет Новороссийского университета в 1866 году.

Карьера

После получения диплома выпускник планировал остаться на кафедре и заниматься научной работой. Однако мать и дядя юноши высказались против такого выбора, посчитав, что научные труды – недостойное занятие для дворянина. По мнению родственников, Витте полагалось поступить на государственную службу.


В России бурно развивалось строительство железных дорог. Частные конторы вкладывали немалые капиталы в развитие отрасли. Перспективная сфера привлекла и молодого Витте. По предложению графа А. П. Бобринского, Сергей Юльевич взят на должность специалиста по эксплуатации железных дорог в управление Одесской железной дороги.

Карьера талантливого управленца висела на волоске после произошедшей в 1875 году Талигульской катастрофы, унесшей жизни пассажиров. Витте и начальник дороги были приговорены к 4 месяцам тюрьмы. Однако заслуги Витте, отмеченные великим князем Николаем Николаевичем, спасли мужчину от заключения. Наказание заменено на две недели гауптвахты, где Витте проводил только ночи, в дневное время продолжая трудиться в управлении.


Карьера амбициозного сотрудника шла вверх. Витте получает назначение на должность начальника службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог.

В конце 80-х железнодорожный управляющий знакомится с императором . А в 1889 году Витте по просьбе главы государства занимает пост начальника только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.


На государственной службе, несмотря на противоречивое отношение двора и других государственных деятелей к собственной персоне и проводимой политике, быстро становится министром путей сообщения. После результативной работы, в 1892 году, получил назначение на должность министра финансов.

Занимая высокий пост, Витте продолжает продвижение железных дорог, выкупает линии в государственную собственность. Одним из достижений Витте называют форсирование строительства Транссибирской магистрали. Сергей Юльевич – автор денежной реформы 1897 года. Страна получила твердую валюту, обеспеченную золотом, что укрепило положение России на мировом уровне и привлекло инвесторов.

Документальный фильм о Сергее Витте из серии "Исторические Хроники с Николаем Сванидзе"

Важный вклад в экономику внесен введением винной монополии государства, обеспечившей поток денежных средств в бюджет. Заслуги талантливого министра на этом не заканчиваются. Витте работал над рабочим законодательством. С его участием введено ограничение рабочего времени. Считал необходимым реформирование крестьянской общины как пережитка прошлого.

Сергей Юльевич выступал за то, чтобы в правление государством попадали образованные люди с пытливым острым умом. Министр добился права на выбор сотрудников по заслугам, а не по наличию дворянских титулов. Витте относился к сторонникам буржуазии, цитата министра о том, что большинство наших дворян – кучка дегенератов, радеющих за собственную выгоду в счет народных средств, стала афоризмом.


С приходом к власти императора противники Витте развернули провокационную кампанию. Новый глава государства недолюбливал министра, поскольку харизматичный Сергей Юльевич затмевал фигуру самодержца. При этом обойтись без него Николай не мог, что раздражало еще больше. Впрочем, Витте отвечал императору взаимностью. Для министра идеалом самодержавия оставался Александр III.

В 1903 году Сергей Юльевич вступил в почетную, но фактически номинальную должность председателя Кабинета министров. На новом посту Витте уже ничего не решал. В 1906 году окончательно уходит в отставку по собственной воле.

Личная жизнь

Сергей Юльевич дважды вступал в брак. Оба раза по любви, и оба раза избранницами становились замужние женщины. С первой супругой Надеждой Андреевной Спиридоновой будущий министр познакомился в Одессе. Узнав, что любимая уже связана узами брака, лично хлопотал о разводе.

Пара обвенчалась во Владимирской церкви, но счастье не продлилось долго. Жена Витте часто болела и большую часть времени жила на курортах. В 1890 году женщина скончалась от разрыва сердца.


Спустя год министр встретил новую даму сердца – Марию Ивановну Лисаневич, урожденную Матильду Исааковну Нурок. Согласно сохранившимся фото и отзывам современников, возлюбленная Витте отличалась привлекательной внешностью, которой успешно пользовалась.

Женщина состояла в законном браке, а несговорчивый муж отказывался давать развод. Витте, рискуя карьерой, был вынужден заплатить отступные и воспользоваться своим положением.


Скандал с разводом, женитьба на еврейке ставили под удар успех Сергея Юльевича на службе, но чувства оказались настолько сильны, что мужчина готов был рискнуть всем. Александр III, благоволивший Витте, встал на его сторону и оказал протекцию новоявленному новобрачному.

Впрочем, несмотря на старания, женщина не была принята в высшем обществе, где к ней, как и к ее мужу относились с презрением. Не имея собственных детей, Витте удочерил девочек обеих жен от предыдущих браков.

Смерть

Бывший министр-реформатор скончался в 1915 году. Причиной смерти стал менингит. По воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, Николай с облегчением узнал о кончине бывшего министра.


Незадолго до кончины Сергей Юльевич работал над книгой мемуаров личного характера. «Воспоминания» изданы в начале 1920-х годов в Берлине, чуть позже в РСФСР.

В современном мире вклад Витте в становление российской экономики, а также незаурядная личность становились предметом оценки историков. О государственном деятеле сняты документальные фильмы, которые также неоднозначно, как и его современники, рассматривают Сергея Юльевича.

  • Приступив к работе специалиста по эксплуатации, Витте, желая узнать тонкости управления и организации, прошел стажировку на различных должностях. Молодой управленец сидел в кассах, работал станционным смотрителем грузовых и пассажирских сообщений.

  • При уходе с поста управляющего железной дороги и поступлении на государственную должность Витте значительно потерял в денежном жаловании. Вместо 40 тысяч в год новоявленный министр стал получать только 8 тысяч. Император из личных денег доплачивал Сергею Юльевичу еще 8 тысяч в качестве компенсации.
  • Современные и привычные железные подстаканники, до сих пор используемые в вагонах, введены в обиход именно в период работы Витте.

Цитаты

В душу человека вложена идея справедливости, которая не мирится с неравенством - с бедствием одних в пользу других, - от каких бы причин сие не происходило.
Чувство «я» - чувство эгоизма в хорошем и дурном смысле - есть одно из чувств, наиболее сильных в человеке.
Под влиянием трусости ни одно качество человека так не увеличивается, как глупость.
Большинство наших дворян представляет собой кучку дегенератов, которые, кроме своих личных интересов и удовлетворения личных похотей, ничего не признают, а потому и направляют все усилия на получение тех или иных милостей за счёт народных денег, взыскиваемых с обедневшего русского народа для государственного блага...
Не перед нашей же культурой, не перед нашей бюрократической церковью, не перед нашим богатством и благосостоянием преклонялся свет. Он преклонялся перед нашей силой.
Похожие публикации