Где находится Херсонес в Крыму? История херсонеса

История Херсонеса до сих пор находится под внимательным изучением. Как же всё начиналось? Около 422 года до н. э. на берегу современной Карантинной бухты высадились греческие колонисты. Путешественники отправлялись в плавание, подхваченные вечерним бризом, дувшим с суши на море. Ночью они ориентировались на Полярную звезду. А с восходом солнца их путь лежал к видневшемуся вдалеке мысу Сарыч. Колонисты свято чтили метрополию – город-мать.

Они брали с собой священный огонь с алтаря главного храма. Облюбованное для поселения место в юго-западной части Крыма было удобным по многим причинам. Оно располагалось на мысу, который легко было укрепить на случай внезапного нападения тавров. Отсюда и название нового полиса – Херсонес.

Бухта представляла собой прекрасную гавань. Море было богато рыбой. Не смущала переселенцев даже каменистая почва. Она напоминала землю их родины, где так хорошо рос виноград. Обустройство на новом месте колонисты начали со строительства оборонительных стен и жилищ. Планировка Херсонеса стала обретать черты, характерные для греческого полиса. Древний Херсонес был обнесен крепостной стеной, без которой невозможна защита от варваров. За ней лежал – некрополь – город мертвых. Здесь эллины предавали земле ушедших в царство Аида.

Основой благосостояния жителей древнего Херсонеса было сельское хозяйство. Каждый гражданин имел земельный участок, на котором трудилась его семья. По мере роста города расширялась его сельскохозяйственная зона – хора. Постепенно были вытеснены с Гераклийского полуострова тавры. Чем дальше от городских стен строился дом, тем сильнее был он укреплен.

В урожайные годы Херсонес вывозил зерно на продажу. Для защиты земель от варваров был размещен воинский гарнизон и построены оборонительные стены. Кроме земледелия, источником благосостояния города была рыбная ловля. Ловили и крупную, ценную рыбу, и мелкую, которую солили в больших цистернах. Благо во владениях херсонеситов находились крупные соляные озера. Рыбный соус – гарон, производимый в Таврике, высоко ценился в греческом мире. Для хранения и транспортировки вина и рыбного соуса необходима была тара. Поэтому среди занятий херсонеситов важное место занимало гончарное ремесло.

В мастерских города изготавливались самые разнообразные керамические сосуды. Для вина применялись остродонные амфоры с двумя ручками для переноски. Развивались в городе и другие ремесла: металлообработка, ткацкое, оружейное, ювелирное дело. В домашнем и ремесленном хозяйстве херсонеситы использовали рабов. Сооружались общественные здания: храмы, театры, монетные дворы и т. д. От Карантинной бухты город постепенно разросся до берегов Песочной.

Боги херсонеситов

Как и у других древних народов, у эллинов были свои боги. К ним обращались во время войны и мира, труда и праздника жители Херсонеса. Мир греческих богов походил на человеческий. Боги могли появляться среди людей, пользоваться их гостеприимством. Нередко они вступали в браки со смертными. Эллины почитали своих богов, но не боялись их. Ведь страшны были не божества, а гнев, направленный на нарушителей порядка.

Как и в любом полисе, были у херсонеситов особо любимые божества. Первая среди них – Дева, по-гречески Парфенос, — покровительница города. Херсонеситы видели в ней черты двух богинь: Таврской Девы и греческой Артемиды, отважной и целомудренной охотницы, сестры Аппалона. Граждане Херсонеса воздвигли храм, в котором стояла статуя Девы.

Изображение Девы имели практически все монеты Херсонеса. Особо почитаем был также Геракл, сын Зевса и смертной женщины. Дорийцы считали его прародителем своих вождей. Религиозные обряды сопровождались принесением жертвы богам. Херсонеситы высоко ценили знания. Все мальчики посещали школу. Где изучали грамоту, литературу, арифметику и музыку. Обязательным было изучение военного дела. Девочки воспитывались в домашних условиях. Их учили рукоделию, ведению домашнего хозяйства, пению, танцам, медицине.

Вторжение сарматских войск на полуостров

С конца 4 века до н. э. из-за Дона начали вторгаться отряды сарматов. Это были родственные , но ещё более воинственные племена. Спасаясь от опасных соседей, скифы стали уходить на запад, к Дунаю, и на Юг, в Крым. Отступив в Крым, они смогли сдержать натиск врага. На полуострове образовалось Скифское царство с многочисленным и воинственным населением. Столицей государства стал Неаполь (новый город), руины которого находятся на окраине современного Симферополя. Город строился, вероятно, с участием мастеров херсонеситов, так как архитектура его несет отпечаток дорического стиля. Обосновавшись в предгорном Крыму, не оставляли попыток расширить свои владения за счет Юго-Западного и Западного Крыма, принадлежавшего Херсонесу. Началась непрерывная череда скифо-херсонесских войн, растянувшаяся на два столетия (3-2 века до н. э.).

Херсонесу нужно было искать союзников. Ими стали сарматы, злейшие враги скифов. Граждане Херсонеса обратились за помощью за помощью к сарматской царице Амаге. Она славилась своей смелостью и мудростью на всем Северном Причерноморье. Амага решила помочь эллинам и отправила послов к скифскому царю с требованием прекратить набеги на владения херсонеситов. Требования остались без внимания, и Амага предприняла решительные действия. Она отправила своих лучших воинов напасть на лагерь скифского царя. Амага, перебив стражу, ворвалась со своими воинами в царские покои. Скифский владыка и его родные погибли. Амага сохранила жизнь лишь царевичу с условием, что он прекратит нападать на эллинов. Во 2 веке до н. э. скифское царство достигло своего могущества. Варварам удалось захватить владения херсонеситов. Жизнь в Херсонесе стала опасной и голодной. На горожан все чаще стали стали совершать нападения .

Мужественно защищали херсонеситы свой город. Но им было ясно, что своими силами с врагом не справиться. Настало время просить помощи у царя Понта. Знали горажане, что за такую помощь прийдется расплачиваться свободой. Но другого выхода уже не было. Шел 110 год до н. э. В Понтийском царстве правил царь Митродат 6, прозванный Евпатором (благородным).

Благосклонно принял владыка Понта просьбу херсонеситов. По его приказу из Синоны было отправлено на помощь войско во главе с понтийским полководцем Диофантом. Оно подоспело вовремя. Скифы, уже штурмовавшие стены Херсонеса, были разбиты и обращены в бегство. Три года продолжалась война со скифами, в которой принимали активное участие херсонеситы. За спасение от скифской опасности эллинам пришлось платить ценой свободы. Херсонес принял власть Понта и платил ежегодную дань.

В городе был размещен понтийский гарнизон. В награду за помощь в войне со скифами Митридат оставил городу традиционное внутреннее самоуправление. Свободолюбивых граждан Херсонеса тяготила власть боспорских царей. Дважды во второй половине 1-го века до н. э. отправляли они прошение в Рим о возвращении им элевтерии. И город получил долгожданные права. С тех пор Херсонес перешел под патронат Рима. Связь между ним и Херсонесом на протяжении столетия ограничилась взаимовыгодной военной поддержкой.

Херсонес под покровительством Римской империи

Защита города была возложена на римский гарнизон. Херсонес стал главной военной базой империи в Северном Причерноморье. Для Херсонеса, надежно защищенного римским гарнизоном, наступил период нового процветания. Согласно христианским преданиям, апостолу Андрею Первозванному, первому и самому младшему ученику Христа, выпал жребий проповедовать в Северном Причерноморье. Проповедуя учения Христа, Андрей направился в Феодосию, откуда через южный берег Крыма отправился в Херсонес, где прожил много дней.

Постепенно христианская церковь стала довольно многочисленной. Херсонеситы общались со ссыльными христианами, видели силу их веры, но оставались приверженными религии своих предков. От рук христиан-язычников пострадали многие христиане. Одного за другим они убивали епископов, присланных основать здесь христианскую епархию. Седьмой епископ, которого звали Капитон, прибыл в город в 325 году, когда римский император Константин Великий запретил гонения на христиан.

Херсонеситы неласково встретили епископа, высмеяли его и потребовали совершить чудо. Епископ согласился при условии, что после этого горожане примут крещение. Получив согласие, он помолился, перекрестился и вошел в горящую печь для обжега известняка. Пробыв в огне достаточно долго, как свидетельствует христианское предание, Капитон из неё вышел невредимым. После этого чуда в Херсонесе была создана христианская епархия. Но не долго было спокойно в древнем Херсонесе, уже во 2-ом веке германское племя готов и гуннов начало движение с берегов Балтийского моря на юго-восток.

Имя городу Херсонес , что значит полуостров, дало местоположение его между двумя бухтами, ныне Карантинной и песочной. Таврическим он назывался потому, что находился на земле легендарных воинственных тавров.

Во второй половине V в. до н. э. (422-421 гг.) переселенцы-колонисты, выходцы из древнегреческого города Гераклеи Понтийской, располагавшейся на южном побережье Черного моря, прочно засели в юго-западном углу Крымского полуострова, основав здесь город, получивший название Херсонес Таврический. Развалины его - остатки оборонительных стен, жилых построек, общественных зданий, подвалы, колодцы, цистерны, примыкающее к нему кладбище и многочисленные сельские усадьбы за пределами города - лежат на территории современного Севастополя. Здесь вот уже около 200 лет ведутся раскопки, которые ежегодно приносят поразительные по красоте произведения скульптуры, живописи, архитектурные детали, надписи, монеты, орудия труда, бытовые предметы.

В 390-380гг. до н.э. Херсонес выпустил первые монеты. С этого времени городская чеканка монет осуществлялась в течение полутора тысяч лет с некоторыми перерывами. На монетах изображались легендарные герои Херсонеса и Греции, различные символы.

История города уточняется и детализируется. Между прочим, материалы, полученные в последние годы, позволили высказать предположение, что и Херсонес основан значительно раньше, чем принято считать, - уже в конце VI в до н. э. Однако такая датировка, кроме некоторого небольшого археологического материала, не подтверждается более ничем - ни литературными, ни эпиграфическими, ни нумизматическими данными. Поэтому будем ориентироваться на общепризнанную датировку. Именно в это время сложились условия для возникновения города. В одном античном землеописании сказано: "... следствие данного гераклийцам... прорицания заселить вместе с долосцами Херсонес ". Дело в том, что жителей Делоса за враждебность и непокорность их старшие партнеры и союзники афиняне выселили с родной земли. В это же время в Гераклее высадился отряд афинских войск, опустошил окрестности города. В результате ожесточилась борьба между разрозненными крестьянами и торговоземледельческой верхушкой. Потерпевшие поражение в этом конфликте демократические силы вынуждены были покинуть город и искать себе новое место для поселения. Совпадение по времени этих двух фактов и привело к возникновениюХерсонеса. Делосцы, однако, очень скоро вернулись на свой родной остров и не оставили никакого следа в дальнейшем развитии херсонесской истории и культуры. Что же касается отношений с Гераклеей, то они были разносторонними, прочными и продолжительными. Еще во II в. н.э., то есть спустя шесть столетии после основания города, херсонесцы помнили, что их далекие предки приехали из Гераклеи, и называли ее жителей "досточтимыми отцами". Созданием колонии одновременно достигались и другие цели: втягивались в торговый обмен новые рынки в Северном Причерноморье, Херсонес замыкают прямой путь через Черное море, освоенный как раз в это время (раньше корабли шли только вдоль берегов), по этому пути гераклейцы рассчитывали получать хлеб из Скифии.

Вначале будущий город представлял собой небольшой поселок, прилепившийся к берегу бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. Колонисты, приплыв в Крым, привезли c собой домашнюю утварь, орудия труда, оружие, одежду, запасы продовольствия, может быть, скот. Высадившись на берегу Карантинной бухты, они должны были осесть по соседству с ней, расставив вблизи своих кораблей палатки, возведя временные убежища в виде шалашей, землянок, и приступив к строительству капитального жилья. Из всей территории, на которую впоследствии распространился город, участок на берегу бухты представляется наиболее удобным. Бухта, самой природой предназначавшаяся для стоянок кораблей, должна была на первых порах играть особенно большую роль в жизни переселенцев, и не только как единственный путь, соединяющий их с родиной, но и как источник запасов продовольствия (рыбная ловля). Местность эта защищена возвышенностью от холодных северных и северо-восточных ветров, а это, конечно, фактор первостепенной важности для людей, еще не имеющих постоянного жилья. И наконец, есть основания считать, что здесь можно было выкопать колодцы и получить в нужном количестве пресную воду. Во всяком случае, один из колодцев, расположенных на склоне балки, впадающей в бухту, и функционировавший в IV в. до н. э., сразу после раскопок давал чистую пресную воду, приобретавшую горько-соленый привкуслишь через двое-трое суток (в древности этот колодец доходил до пресной воды, позже, в связи с общим понижением почвы и повышением уровня моря, сюда начала поступать и морская вода).

Площадь участка, занятого ранним поселком, была невелика и вряд ли превышала 4 га.Столь незначительные размеры не должны казаться странными. Например, Пантикапей - крупнейший город в Северном Причерноморье-в раннюю эпоху своего существования занимал вряд ли большую территорию. Площадь, занятая многими северопонтийскими городами в античное время, не превышала 4 га, а иногда была и меньше: Тиритака - около 4,5 га, Танаис -несколько больше 4 га, Илурат - 2.5 га. Население раннего поселка соответственнобыло немногочисленным и вряд ли превышало 1-1,5 тысячи человек.

Вскоре после основания города должно было начаться строительство оборонительных стен. Переселенцы оказались в окружении таврских племен, особенно тесно заселявших юго-западную часть полуострова, то есть ближайшие окрестности новорожденного города. О таврах шла недобрая слава как о народе свирепом и воинственном. Тавры находились на том уровне развития (его не миновали и другие народы), когда война становится неизбежным элементом жизни общества. К тому же таврские племена, вытесняемые скифами в горы и предгорья, просто не могли добыть здесь достаточно пропитания, что, естественно, вынуждало их восполнять этот недостаток грабежом. Угроза нападения подобно дамоклову мечу всегда висела над городом, и единственной гарантией безопасности было строительство мощных стен. Эти первые, самые ранние стены пока не найдены, но их направление предположительно можно указать уже сейчас.

В классический период (последняя четверть V - первая четверть IV в. до н. э.) Херсонес не играют никакой роли не только в политической жизни Средиземноморья,но и среди северопричерноморских городов занимал второстепенное место. О занятиях жителей в ранний период существуют две точки зрения. Одни авторы считают, что главной в экономике города была торговля. Другие, ссылаясь на неблагоприятные условия для развития торговых операций относительная отсталость возможных торговых контрагентов - тавров, отсутствие удобных сухопутных коммуникаций), полагают, что Херсонес "...с самого начала стал развиваться не как торговый центр, а, главным образом, как центр сельскохозяйственного производства". Как обычно бывает в подобных случаях, истина лежала где-то посередине. Вероятно, с самого основания Херсонес имел большое значение как промежуточный пункт в торговле Северного Причерноморьяс греческими городами Средиземноморья и южного берега Понта. Здесь была удобная стоянка для торговых судов, направлявшихся прямым путем через открытое море или следовавших вдоль западного и затем северного береговЧерного моря. Некоторые исследователи видят в этом даже одну из причин,побудивших гераклейцев переселиться именно сюда. Следов сельскохозяйственногои ремесленного производства для раннего времени обнаружено очень мало. С другой стороны, логично предположить, что с самого основания города в его непосредственных окрестностях были основаны небольшие земельные владения, в зачаточном виде организованы ремесла (особенно строительное дело - возведение жилых домов, оборонительных стен, некоторых важнейших общественных сооружений), значительную роль могли играть рыбная ловля, охота, другие промыслы. Между прочим, уже в 390-380 гг. до н. э. Херсонес чеканит собственную монету, а это свидетельство не только развитой торговли, но также показатель высокого уровня металлообработки, в свою очередь определявшей в значительной мере уровень всех других ремесел.

В конце IV - начале III вв. до н. э. Херсонес вступает в полосу политического и экономического расцвета. Из небольшого поселка он превращается в значительныйпо тому времени город, центр одного из крупных государств Северного Понта. В результате неоднократных расширении городской территории он занимает почти все холмистое пространство между Карантинной и Песочной бухтами, площадь его достигает почти 30 га. Значительно возросло население, достигнув, возможно, 10 тыс. человек. Именно такой размер города считался в древности близким к идеалу, именно он обеспечивал,с одной стороны, безопасностьжителей, позволял развивать все отрасли хозяйства, а, с другой стороны, не препятствовал эффективности управления, коммуникаций, совместных мероприятий граждан.

В это время херсонесцы осваивают Гераклейский полуостров (юго-западный угол Крыма, к западу от линии, соединяющей вершины Северной и Балаклавской бухт), превращая его в базу сельскохозяйственного производства. Освоение его проходит в два этапа: вначале - в первой половине IV в. - разделяется примерно на сотню участков северо-западная оконечность Гераклейского полуострова (Маячный полуостров), значительно позже, через 50-60лет, размежевке подвергаются все окрестности города. Источники не сообщают нам, как, за счет чего происходит быстрый рост населения города. Можно предполагать, что прибывшие колонисты - по большей части молодые мужчины - взяли в жены молодых женщин из местного населения, создали семьи, чем был обеспечен естественный прирост, причем обильное деторождение могло стимулироваться специальным законодательством, подобно тому как это было в других греческих государствах, например, в Спарте. Не исключен и приезд новых небольших партий колонистов. Как бы то ни было, но территория города к концу IV в. до н. э. выросла, что является производным от роста населения. Херсонес был обнесен стенами, армия (ополчение) вооружена и обучена, тактика борьбы с таврами отработана и испытана в неизбежно возникавших мелких стычках. Теперь уже Херсонес получил возможность начать наступление на тавров. В результате весь Гераклейский полуостров находился в руках херсонесцев, а местное население было частично истреблено, по большей же части покорено.

Создание Херсонесского государства происходит как раз тогда, когда совершает свои походы Александр Македонский и возникают эллинистические государства. Именно в эту эпоху в идеологии греков особенно широко укореняется старое "право копья", в соответствии с которым земля, например, захваченная военной силой, становится собственностью сильнейшего. "Во всем мире существует вечный закон, что когда город взят войною, завоевателям принадлежит и личность и имущество находящихся в нем", - утверждает греческий писатель Ксенофонт. Этим законом оправдываются любые завоевания, им обосновывают свое право на власть эллинистические монархи; херсонесцы, конечно, руководствовались в своей завоевательной деятельности и этим правом.

По давней традиции все земли были разделены на равные наделы, а жители превращены в рабов того типа, который характерен для Спарты и других дорийских государств. Часть тавров, обитавших вдоль границы Гераклейского полуострова, продолжала жить в своих поселках и являлась чем-то вроде лаконских периэков (свободные, но политически бесправные жители). Судя по свидетельствам Страбона и сообщениям путешесвенников, посетивших Крым вскоре после присоединения его к России, весь гераклейский полуостров был огражден стеной или валом со рвом по линии Инкерман - Балаклава. Такая стена не только препятствовала вторжению противников на полуостров, но и затрудняла возможные побеги тавров,превращенных в рабов. Видимо, в связи с этим наблюдается повышенный интерес херсонесцев к военному делу. В этом отношении наиболее интересны надгробные памятники и изображения на них. Херсонесцы разработали такую систему архитектурного оформления надгробных памятников и атрибутики на них, какая нигде больше не встречается. На памятниках с мужскими именами помещались три символа: 1)специальный скребок, которым пользовались спортсмены, и сосуд для масла, которым они же натирали тело перед борьбой; 2) меч с портупеей; 3) схематическое изображение сучковатого посоха. Первый из символов изображался на памятниках мальчиков или юношей, он представлял собой предметы, необходимые всякому молодому греку. Греки очень много внимания уделяли спорту, особенно в тех полисах, которые возникли в результате завоевания (Спарта, Крит, Фессалия). Недаром именно в Спарте была разработана стройная система воспитания подрастающего поколения. С раннего детства большую часть времени молодые люди проводили в палестрах и гимнасиях, где занимались физическими упражнениями, развивавшими силу, ловкость, выносливость, то есть качества, необходимые воину. Поэтому если юношу настигала смерть, то в путешествии в загробный мир его должны были сопровождать предметы спортивного инвентаря, те самые, которые так часто употреблялись им при жизни, составляли его гордость и даже славу. Такие предметы могли помещать в могилу, они могли изображаться и на надгробном памятнике. Если умирал мужчина в расцвете лет, воин, защитник отечества, ему ставили памятник с изображением оружия. Возникновение дорийских государств связано с завоеванием, а повседневное существование - с эксплуатацией значительных групп подчиненного населения. Перед лицом постоянной опасности выступления угнетенных эти полисы жили подобно военному лагерю, где все подчинялось строгой военной дисциплине, превыше всего ценились военные успехи, порицалась трусость. Весь строй спартанцев, по словам Аристотеля, направлен "только на одну часть добродетели, именно на воинскую доблесть, так как она полезна для приобретения господства". В таких государствах оружие почиталось, существовал даже своеобразный культ оружия. Вполне естественно, что оружие и вооруженные люди изображались на надгробиях. Наконец, последний атрибут - посох. Он являлся символом старости и изображался на памятниках людей, умерших в преклонном возрасте.

Таким образом, символы на памятниках делят всех умерших на группы по их отношению к военной службе: на "допризывный" возраст, когда дети и юноши готовятся к военной службе; возраст расцвета, когда мужчина входит в состав городского ополчения; и на пожилых людей, для которых служба в армии уже непосильна. Такая система является отражением выдающейся роли военного дела в Херсонесе.

В городе найден постамент статуи одного из граждан - Агасикла; на нем перечислены заслуги этого Агасикла, и он назван "размежевавшим виноградники на равнине". Всего на Гераклейском полуострове выделено около 400 земельных наделов, площадью 26 - 30 га каждый. Ими владели все полноправные граждане Херсонеса. Условия для всестороннего развития сельскохозяйственного производства на Гераклейском полуострове не особенно благоприятны: глина и известняки, выходящие на поверхность отдельными пятнами и даже целыми грядами, по всей площади полуострова разрезаны в разных направлениях многочисленными балками. Почвенный покров - главным образом, серые лесные выщелоченные почвы - нигде не достигает значительной мощности. Для развития земледелия требуются обязательное внесение удобрений и принятие мер по искусственному увлажнению почвы, кроме того желательно было бороться с интенсивным размывом и выветриванием почвенного слоя. Под тонким (0,30-0,50 м) почвенным слоем залегал слой известняка, ниже его - слой глины. Владельцы клеров поступали таким образом. Снималась на значительной площади почва и где-то по соседству складировалась. Затем удалялась скала, почва укладывалась на глину и частично смешивалась с ней. В результате увеличивалась реальная толщина почвенного слоя. Образовавшееся громадное количество камня использовалось для сооружения ограды наделов, разделения стенками каждого надела на участки, строительства усадеб, а также для сооружения плантажных стенок, сыгравших решающую роль в приспособлении земель Гераклейского полуострова для развития сельского хозяйства. Здесь выпадает не более 350 мм осадков в год. Это та минимальная цифра при которой возможно виноградарство. Но, как это ясно, 350 мм - средний показатель, а значит в отдельные годы бывает то 400, то 300 мм. При последнем показателе урожая вообще не бывает. Стенки, сложенные насухо, играют роль конденсаторов влаги из воздуха и отдают эту влагу прилежащим полоскам земли, восполняя ее некоторый недостаток. Кроме того, параллельные стенки террасировали крутые склоны, предотвращали выветривание и смывание почвы, защищали кусты от ветра, заменяли шпалеры, служа опорой для виноградных лоз. Такие стенки прокладывались на виноградниках через каждые 2 м, в саду - через каждые 5 м. Это расстояние и сейчас рекомендуется в учебниках по сельскому хозяйству, как наиболее рациональное между рядами виноградных кустов или плодовых деревьев. Расстояние между кустами винограда в ряду приближалось к 1,4м. При таком способе посадки на одном гектаре размещалось около 5 тыс. кустов. Виноград подавался к столу вместе с другими фруктами, но большая его часть перерабатывалась на вино. Вина получали такое большое количество, что его не только хватало на покрытие собственных нужд, но и значительное количество шло на вывоз. При этом во все времена спрос на вино был высоким и устойчивым, что в какой-то мере определило рост и стабильность херсонесской экономики. Виноградарство и виноделие были основной отраслью хозяйства. Кроме винограда и фруктов на сельскохозяйственных наделах выращивались хлебные культуры, овощи, большое развитие получило скотоводство.

На каждом наделе была возведена усадьба, где обитали те, кто обрабатывал земли надела, кем была проделана громадная работа, направленная на различные земельные улучшения, которые компенсировали недостатки почвенных и климатических условий Гераклейского полуострова. Поскольку была создана искусственная природа, благоприятствовавшая развитию виноградарства, но не помогавшая развитию зернового хозяйства, вполне понятно стремление Херсонеса овладеть плодородными равнинами Западного Крыма. И херсонесцы добиваются больших успехов в этом отношении. В их гражданской присяге (III в. до н. э) говорится: "Не предам ни Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Калос-Лимена (Прекрасной Гавани), ни прочих укрепленных пунктов, ни из остальной территории, которой херсонесцы управляют или управляли, ничего никому, ни эллину, ни варвару, но буду оберегать все это для херсонесского народа ..." Слова торжественной клятвы свидетельствуют, что город Керкинитида (современная Евпатория), Калос-Лимен (поселок Черноморское) и еще ряд пунктов на западном берегу с полуострова, а вместе с ним и весь этот берег к моменту написания присяги уже и принадлежали Херсонесу. Это подтверждается и данными археологических исследований. Таким образом, в юго-западной части Крыма возникает значительное государство с центром в Херсонесе. В то время как Гераклеиский полуостров специализируется преимущественно на виноградарстве, виноделии и садоводстве, со вновь приобретенных земель получают в первую очередь хлеб. Что разумеется, не исключает выращивание здесь винограда и других культур.

Невозможно представить себе античный полис без более или менее развитого ремесленного производства. Продукты ремесла прочно вошли в жизнь и быт греков и использовались ими в самых широких масштабах. Херсонес конечно, не представлял исключения в этом отношении. С конца IV - начала III в. до н.э. в городе наблюдается оживленная строительная деятельность. Город значительно расширяет свои первоначальные границы, а это приводит к тому, что и возводятся новые оборонительные стены, целые кварталы застраиваются жилыми домами. Сооружается ряд крупных общественных зданий - монетный двор, театр, храмы. Строительное дело по своему значению и по числу занятых в нем рабочих рук выдвигается на одно из первых мест среди других ремесел Херсонеса. О металлообработке известно очень мало. Находки отходов производства, тиглей для плавки металла, литейных форм в слоях этого времени сравнительно редки. Однако даже они позволяют утверждать, что металлообработка не только существовала, но и играла значительную роль в жизни города. Большое развитие получило керамическое производство. Это объясняется тем, что оно; было тесно связано с важнейшими отраслями экономической жизни города: с сельским хозяйством, в первую очередь с виноделием (выпускалась тара для хранения и перевозки вина), с рыболовством, торговлей, строительным делом, а также с домашним хозяйством. Существование прядильно-ткацкого производства в Херсонесе подтверждается многочисленными находками пряслиц и грузил для ткацкого станка. В одном из городских районов открыты резервуары для окраски тканей. О других ремеслах мы знаем меньше, но можно утверждать, что были развиты плотницкое, кожевенное, косторезное и другие.

Херсонес вел обширную торговлю с городами Северного Причерноморья, с местными племенами, он был связан со многими отдаленными областями, такими как Малая Азия, Балканский полуостров. О широте торговых связей свидетельствуют многочисленные декреты о проксениях, предоставлявшие права гражданства и различные льготы при ввозе, вывозе и продаже товаров представителям других городов. Среди херсонесских проксенов преобладают жители Гераклеи, Синопы, Ольвии. По находкам херсонесских амфор (чаще всего фрагментов) можно судить об оживленной торговле вином со скифами и греческими полисами северо-западного и западного Причерноморья. В городах материковой Греции Херсонес продавал продукты скотоводства, рыбу, соль, мед, воск. Обломки амфорных ручек с херсонесскими клеймами находят при раскопках в Афинах и далекой египетской Александрии. В обмен на свой товар херсонесцы ввозят из Греции недостающие им продукты, оливковое масло, дорогие сорта вин, ремесленные изделия, в том числе расписную керамику, предметы искусства (терракоты, статуи).

Херсонесское государство представляло собой рабовладельческую республику с демократической формой правления. Высшим органом власти было собрание всех свободных граждан мужского пола, достигших совершеннолетия. Народное собрание принимало законы и решало важнейшие вопросы. Повседневной жизнью города руководили выборный совет и коллегии, осуществлявшие наблюдение за всей деятельностью жителей города. Видимо, члены совета выбирались на месяц, а его секретарь (грамматевс) - на год. Так называемый царь (басилевс) был эпонимом, то есть его именем назывался и датировался год. От древней высокой должности царя сохранились почетные, но только формальные религиозные функции. Для командования войском избиралась коллегия стратегов, позже их заменили архонты. Коллегия демиургов охраняла чистоту демократического строя. В городе существовали народный суд и специальные должностные лица - дикасты (судьи). Решения суда принимались при помощи голосования камешками, то есть путем тайного голосования, как указано и в херсонесской присяге: "буду судить камешками по законам". Государственная казна и священные суммы находились в ведении различных лиц, которые также выбирались народом, а по окончании срока службы отчитывались перед народным собранием о произведенных расходах. Агрономынаблюдали за порядком на рынке, астиномы - за точностью мер веса и объема, имена последних ставились на монетах и ручках амфор. Как и в других античных государствах, в Херсонесе придавали большое значение физическому воспитанию и обучению. Поэтому здесь существовала особая должность гимнасиарха. Все эти должности были выборным и, выборы производились либо хейротонией (голосование поднятием рук), либо по жребию. К числу наиболее важных должностных лиц относились номофилаки - магистраты, характерные исключительно для аристократических и олигархических государств, где они имели право налагать наказания, назначать послов и прочее. Такая черта аристократического устройства связана с завоеванием и подчинением местного населения и необходимостью быть в постоянной военной готовности, когда большую роль играют представители наиболее состоятельных и знатных семейств, выступающих в качестве силы, укрепляющей, цементирующей вооруженные силы.

Политическая история Херсонеса V-II вв. до н. э. нам почти неизвестна. Пожалуй, только один, но зато очень важный период освещен в источниках очень полно. С III в. до н.э. грозной силой в Северном Причерноморье становятся скифы. Разрозненные их племена постепенно переходят к оседлому образу жизни, земледелию (наряду со скотоводством), образованию племенных союзов. Политическое их объединение завершается созданием крупного государства с центром в Неаполе (Новый город, развалины его - на юго-восточной окраине современного Симферополя). Во главе его становится умный и энергичный вождь - царь Скилур. Скифская знать мечтает о богатствах греческих городов, стремится захватить в свои руки побережье с его заморской торговлей. Ольвия - древнегреческая колония на берегу Бугского лимана - фактически теряет свою независимость и подчиняется скифским царям. На очереди Херсонес. Один из сыновей Скилура-Палак продолжает политику отца.

Скифы активно готовятся к войне. Во II в. до н. э. проводится грандиозная реконструкция обороны Неаполя, который, по выражению одного из исследователей, "превращается в город-крепость", тогда же отстраивается ряд крепостей, им отведена роль опорных пунктов в предстоящих военных действиях. Одновременно скифы пытаются привлечь на свою сторону тавров и, очевидно, добиваются в этом успеха.

Над Херсонесом нависает, как никогда, серьезная опасность. Жители города лихорадочно ищут выход: то пытаются подкупить скифов "дарами", то обращаются к понтийскому царю Фарнаку I и заключают с ним договор о дружбе и взаимопомощи (179 г. до н. э.). Формулировки, принятые в тексте договора, свидетельствуют о постоянной возможности нападения на город. Фарнак обязуется оказывать военную помощь в том случае, "если соседние варвары выступят походом на Херсонес или на подвластную херсонесскую страну, или будут обижать херсонесцев". К этому времени относится эпизод, основанный, по всей вероятности, на подлинных событиях конца III или II в. до н.э. Один античный писатель рассказывает о том, что скифы "обижали" херсонесцев, которым пришлось поэтому заключить союз с предводительницей сарматов Амагой. Так, когда скифы не прислушались к ее требованию "прекратить свои набеги на Херсонес", Амага внезапно напала на них, убила царя и его приближенных, а наследнику царской власти строго-настрого наказала "править справедливо и, помня печальную кончину отца, не трогать соседних эллинов и варваров".

Как бы то ни было, во II в. до н.э. усиливающееся скифское царство все чаще тревожит Херсонес. Неотвратимо приближаются военные действия. Не надеясь на одни дипломатические демарши, херсонесцы предпринимают и ряд энергичных практических мер для укрепления обороноспособности своего города. Поспешно возводится новая оборонительная стена. Когда же силы херсонеситов были на исходе, им пришлось искать помощи на стороне. В соответствии с договорами 179 г. они обратились к царю Понтийского царства Митридату VI Евпатору с просьбой прислать войска. В Крым был направлен полководец Диофант с отрядом воинов. Действуя во главе объединенной армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трех компаний (около 110-107 гг. до н. э.) разгромил скифов. Это достижение, однако, дорого обошлось Херсонесу: освободившись от угрозы подчинения скифам, он вынужден был поступиться своей самостоятельностью в пользу понтийского царя.

С V в. н. э. Херсонес - в составе Византийской империи. В 988 г. после 9-месячной осады город (русское название Корсунь) взят князем Владимиром. Здесь Владимир принял христианство. В конце XII-XIV в. Херсонес дважды пострадал от нападений татарских орд. К середине XV в. город перестал существовать. Уже в 1472 г. генуэзский консул в Кафе (Феодосии) назвал его "одним необитаемым местом".

Сейчас на его месте раcполагается Херсонесский историко - археологический заповедник (территория г. Севастополя). Посетив музей, можно осмотреть руины античного театра - единственного в нашей стране, городские кварталы, участок оборонительных стен с башней Зенона и многие другие интересные архитектурные сооружения.

Античная Греция – обитель грозных богов, прекрасных муз и настоящих героев. Эллины создали великую цивилизацию, культурные достижения которой определили ход истории. Расцвет государства сопровождался стремительным ростом населения. Вспышки недовольства среди народных масс и мелкие кровавые стычки стали возникать слишком часто. Чтобы избежать междоусобицы, правительство решило освоить новые земли и отселить туда часть жителей.

Херсонес Таврический в городе Севастополе полуострова Крым: что это такое

Историки считают датой начала Великой греческой колонизации VIII век до н. э. Сначала греки, покинувшие Гераклею Понтийскую, обживали берега Средиземного моря, потом добрались до Черноморского побережья. В Тавриду греческие суда пришли в VI в. до н. э. На территории современного Крыма одно за другим образовывались поселения. Это время считается датой основания Керкениды, Пантикапея, Феодосии. В этой статье мы расскажем историю древнего города Херсонеса Таврического, руины которого находятся на территории современного Севастополя. Он же Херсон, Корсунь, главный торговый центр колонистов, убежище первых христиан и родина древнерусской книжности.

В течение многих лет он был значимой локацией античного мира. Его название переводится с древнегреческого языка как «полуостров тавров». «Херсонесами» назывались все города, которые греки создавали на полуостровных территориях. Чтобы отличать одну местность от другой, эллины добавляли второе слово. Обычно это было прилагательное, обозначающее принадлежность земли какому-либо коренному народу. Крымский Херсонес стал Таврическим, потому что в этом крае жили тавры. Они не желали отдавать обжитую местность без боя.

В «Илиаде» Гомера подробно описано, как суровый воинственный народ обходился с врагами: «как рыб нанизали на колья, и в город всех унесли на съедение». Древнегреческий эпос утверждает, что в битве с таврами уцелел только корабль царя Итаки Одиссея.

Историк Геродот упоминает, что племя отважно сражалось с завоевателями. Если им удавалось захватить греческий корабль, они сжигали его. Уцелевших моряков жрица закалывала ритуальным мечом. Их головы отрезали, насаживали на копья и выставляли частоколом вокруг своего храма. Он находился на мысе Фиолент. Тела сбрасывали со скалы. Это была жертва языческим богам. И все же цивилизация победила варварство. Херсонес был возведен.

Строительным материалом служили местные природные богатства – камень и глина. Основатели – члены демократической партии Гераклеи Понтийской, потерпевшие поражение в борьбе с аристократией. Около 200 людей лишились нажитого имущества и земель и вынуждены были искать новую родину. По легенде дельфийский оракул указал переселенцем на скалистые мысы юго-западной Тавриды.

Письменные источники дают скудные отрывистые сведения. Большую часть информации сообщили о быте поселения донесли до нас камни. Первые жилища – землянки, укрепленные оборонительным частоколом.

Политическая, бытовая и культурная жизнь Херсонеса не отличалась от той, что была принята в других античных городах: демократия, развитие торговли и ремесел. До наших дней сохранились херсонесские «избирательные бюллетени» – глиняные черепки с именами. Переселенцы выбрали покровительницей богиню охоты Артемиду. При этом своим предком они считали Геракла.

Женщин-гречанок на начальном этапе развития поселения было мало. Эллины похищали дочерей племени тавров и брали их в жены. Об этом свидетельствуют захоронения на территории исторического памятника, выполненные по тавровскому обряду. Похищенные девушки сохраняли традиции своих предков, но дети их вырастали настоящими греками.

На мраморной стеле, сохранившейся до наших дней, выбит текст присяги. Жители клялись именем Зевса, его матери Геи, божественным воплощением солнца Гелиосом и покровительницы Артемиды, что будут ратовать о спасении своего государства и граждан и никогда не предадут своего города. Они обещали не пытаться разрушить демократический строй и не вступать в заговоры против общины и людей, являющихся её частью. С помощью голосования не только выбирали достойных власти, но и изгоняли. Процедура называлась остракизмом. Дословный перевод термина – суд черепков.

До конца V в. до н. э. жители Херсонеса были оторваны от внешнего мира. Греческие корабли были плоскодонными. На Черном море часто бушевали штормы. Судна неизбежно тонули. Чтобы добраться от южного выступа Крыма до северного мыса малой Азии нужно было обходить море кругом, через фракийские берега. На это уходили недели, а иногда и месяцы. Мореходный сезон длился всего 6 месяцев: с апреля по октябрь. За этот период невозможно было наладить прочные торговые связи.

Легенда гласит, что все изменилось, непогода унесла один из эллинских кораблей в открытое море. Он не погиб, а добрался до противоположного берега за 1-2 дня. Его землю и каппадокийский народ разделяли всего 268 км. Открытие короткого пути между южным и северным берегам изменило жизнь города. Удачное расположение сделало маленькое глухое поселение перекрестной точкой всех торговых путей. Корабли фракийцев, скифов, сарматов и каппадокийцев были вынуждены заходить в городской порт во время плавания, чтобы пополнить запасы и дать отдых экипажу. Отсюда торговые суда шли на север, в Грецию, на восток за хлебом Босфора и на юг, к Синопе, Гераклеи и Византии.

Население росло. К концу V в. до н. э. его численность достигла 500 человек. Жители покинули землянки, возвели просторные каменные дома и толстые крепостные стены. Они по-прежнему страдали от набегов тавров. Враждебные племена мешали им заниматься земледелием. Греческий город мог считаться жизнеспособным только в том случае, если имел свой надел. Без земли было невозможно заниматься виноделием, выращивать хлеб. Херсонес готовился к большому сражению. На это ушло полвека. Толчком послужило прибытие новых переселенцев из все той же Гераклеи. Было принято решение разделить часть полуострова. Из всех окрестных мысов был выбран Маячный полуостров. У него был самый узкий перешеек, позволявший сдерживать натиск врагов. На нем построили два ряда оборонительных укреплений, и засадили свободную территорию виноградом. Но этого было мало. Грекам нужен был весь юго-западный выступ.

Эллины считали, что высшие силы покровительствуют таврам: они верили не только в олимпийских богов, но и в чужие языческие божества. Было принято решение переманить Деву на свою сторону. Они выкрали идола богини. Битва между народами была неминуема. Она случилась около 360 г. до н. э. Кочевое племя удалось сместить на окраину полуострова, в район современной Балаклавы.

Эллины платили дань скифам. К северу начиналась их территория. На месте современной Евпатории в то время находилась Керкинитида, а севернее – греческое поселение Ольвия. Херсонес мечтал расширить свои границы, включив в свой состав эти государства. Такой случай им представился. В середине IV в. до н. э. скифские племена напали на Керкинитиды, и херсонесцы вступились за соседей. Вместе удалось победить кочевников. Ольвия присоединилась к сильным союзникам. Старый город был разобран, на его месте возведен новый, в три раза больше.

После завоевания Греции римлянами, древний населенный пункт оказался под покровительством Римской Империи. В I-II веках сюда хлынули первые христиане, скрывающиеся от погони. В конце V века христианство утвердилось в качестве основной религии. Началась новая, средневековая эпоха существования города.

Сколько лет Херсонесу

Точный возраст определить сложно: примерно 2500 лет. Исследователи выделяют несколько периодов его существования:

  • Классический. От основания до второй половины III в.
  • Позднеантичный. С 50-х годов III в. до VI.
  • Византийский. С 395 г. до XII в.

В советское время Херсонес получил статус историко-культурного государственного заповедника. На территории древнего поселения организован музей. Если вы отправитесь сюда, начните экскурсию с Византийского дворика. Иногда его называют Греческим или Венецианским. Там висит большая карта музея. На топографическом плане цифрами обозначены все значимые объекты, показаны туристические тропы. Вы легко сориентируетесь на местности. Площадь заповедника – 0,3 км.

Руины Херсонеса Таврического: описание с фото

Отправной точкой нашей виртуальной экскурсии будет парадный вход. Главные городские ворота были построены в V веке до н.э. Им более 2500 лет. Рядом с ними находятся пристенные склепы, относящиеся ко II – III веку нашей эры. Это некрополи знатных лиц. Обычных жителей хоронили за крепостной стеной. Склепы не были разграблены. Археологи обнаружили много старинных золотых украшений. Особый интерес для науки представляют погребальные урны – керамические и бронзовые сосуды, украшенные орнаментами.

Часть экспонатов хранится в Эрмитаже, но кое-что вы сможете увидеть на выставках Херсонеса. Туристам доступны две экспозиции: Античная и Византийская. Первая отражает историю города с момента основания и до V до. н. э. Вторая рассказывает о средневековом периоде. В это время поселение носило имя Херсон. Вход платный. Взрослый билет стоит 100-150 рублей, детский – 50-75. Античный зал дороже, Византийский дешевле. Вы можете заказать обзорную экскурсию. В её стоимость входит посещение 1 экспозиции. За услуги гида нужно будет заплатить 300 рублей всем, кто старше 7 лет, и 150 тем, кто младше.

Пройдя через главные ворота, вы увидите руины большого здания. Ученые спорят о его предназначении, но возраст сооружения определили точно – IV в. до н. э. Обилие комнат и большая площадь подсказывает исследователям, что это общественное, а не частное строение. Популярная версия – караульное помещение городской стражи. В путеводителях этот дом назван «Казарма».

Если вы пойдете по тропе, то выйдете к району, который был застроен позднее других, в конце IV – начале III века до н. э. До этого здесь стояло оборонительное укрепление и располагалось кладбище. Когда стену снесли, образовался новый квартал. В нем жили зажиточные ремесленники и торговцы.

Интересны усадьбы винодела и рыбака. В них сохранились инструменты для переработки ягод и сосуды для засолки рыбы.

В Херсонесе был свой водопровод, водохранилище и примыкающие к нему термобани. Влага текла по керамическим трубам из ближайших пресных источников.

Осмотрев внимательно образцы античной инфраструктуры, двинемся на северо-запад. Наша цель – Приморская площадь. Там вы найдете остатки культового сооружения. В Средние века языческие святилища разрушили. На их месте возвели христианские храмы.

Вы увидите подземную церковь. Исследователи предполагают, что это было укрытие первых христиан, вынужденных спасаться от преследования власти. Он вырублен в скале в I в. н. э. Форма помещения напоминает крест. Спустившись по каменной лестнице, вы увидите алтарную нишу и боковые полукружья. В период раннего Средневековья этом месте построили церковь. От него сохранилась алтарная часть. Подземный храм стал некрополем. Раскопки были проведены в начале ХХ века.

На главной городской улице находится большая усадьба, относящаяся ко II-III веку нашей эры. Огромный жилой комплекс занимал полквартала. Жилые помещения располагались вокруг двора. Особая технология кладки позволила зданиям хорошо сохраниться. Строители использовали метод чередования широких и узких рядов. Каждую плиту тщательно обтесывали и укладывали «на сухую». Вы увидите остатки узкого коридора и дверной проем, ведущий в одну из команд. В Византийскую эпоху сооружение перекрыли стенами других помещений.

Похожая на усадьбу локация – Монетный двор. Он называется так, потому что во время археологических раскопок было найдено несколько инструментов для плавки цветных металлов и 43 бронзовые заготовки. Их использовали для чеканки монет. Ученые датируют начало процесса изготовления денег в Херсонесе VI-V в. до н. э. Самая мелкая денежная единица – лепта. Она была не больше спичечной головки. Нам это слово знакомо по поговорке: «Внести свою лепту». Местные монеты были произведением античного искусства. Посетив выставку, вы увидите изображения мифических животных, богов, героев. Сохранилось много денежных экспонатов с портретом божественной покровительницы жителей – Артемидой.

Туристам видно только лестницу, ведущую в подвал, но это самое большое строение, открытое туристам. Крупные камни тщательно прилегают друг к другу. Кладка без связующего раствора выдержала 2300 лет.

В городе был театр. Здание походило на типичный древнегреческий зрелищный комплекс – сцена, окруженная высокими ступенями. Исследователи считают, что за каждым зрителем было закреплено свое место. Эти кресла предназначались для богатых и знатных жителей. На гравюрах и вазах изображались сюжеты из театральной жизни, например, актеры в масках. Христианство отрицало представления, считая их языческими. В Средние века театр был заброшен, но возродился в XXI веке. В Херсонесе проходят фестивали, на которых показывают спектакли по пьесам классиков античной литературы – Софокла, Эсхила.

Жилые кварталы позднего Средневековья сохранили постройки разных эпох. Интересная локация – постоялый двор с торговой лавкой, помещением для скота, складом и двухэтажной гостиницей. Сохранилось оборудование для перемалывания муки. Жернова приводил в движение запряженный осел. Иногда его заменяла лошадь. В постоялом дворе был свой слив для нечистот и туалет. Все хозяйственные и жилые помещения были построены вокруг большого, выложенного каменными плитами, двора.

В XI веке на полуострове случилось сильное землетрясение. Оно разрушило многие постройки, в том числе первые христианские храмы. Чтобы горожане могли молиться, городская власть организовала строительство небольших часовен.

Обломки мраморных колонн стали алтарями. В 1299 постоялый двор, часовни и другие здания сгорели во время нашествия Золотой Орды. Квартал не был восстановлен.

Символ исторической достопримечательности – сигнальный колокол. Его отлили в 1778 году из трофейных турецких пушек. С его помощью дозорный предупреждал корабли о близости берега во время тумана. В 1855, после завершения Крымской войны, его вывезли во Францию и установили на колокольню Нотр-Дама. Сейчас реликвия возвращена в Севастополь.

Расположение древнего города Херсонеса в Севастополе: где это находится на карте Крыма

Адрес – улица Древняя, №1. Это конечная остановка автобуса №22.

Вы можете сесть на автобусы № 2, 6, 10, 16, 83, 84, 107, 109, 110, 111, 112. В этом случае нужно будет выйти на улице Дмитрия Ульянова и пройти по ней 1,2 км. Сворачивать никуда не нужно, идите вдоль проспекта, и вы быстро доберетесь до исторической достопримечательности.

На юго-западном берегу Крыма, омываемом волнами Черного моря, возвышается древний Херсонес Таврический, где посетитель сталкивается вплотную с 25-вековой историей великого города. Даже руины этого древнегреческого, древнеримского, византийского полиса манят самобытностью.

Тайны Херсонеса Таврического

Современный Херсонес расположен на месте погребенного, исчезнувшего под слоем земли, античного города. На греческом языке означает «полуостров тавров», обитавших здесь воюющих племен. Первыми переселенцами на Гераклейский мыс были греки. Колония расширялась, укреплялась; впоследствии путем дипломатии, захватнических войн преуспела и достигла благополучия. Херсонес Таврический – свидетель истории трех великих держав, составной частью которых являлся:

  • древней цивилизации греков, Эллады;
  • могущественного Рима;
  • христианской Византии.


При греческом владычестве демократическое управление сочеталось с рабовладельческими устоями. Экономически сильный полис под покровительством верховной Артемиды участвовал в торжествах, празднествах, спортивных соревнованиях. Летописец Сириск (III век до н. э.) составил описание Херсонеса, внешнюю политику по отношению к Боспорскому царству и колониям Причерноморья. Боспорский период характеризовался для республики спадом экономики, ограничением демократических свобод.

Последние сто лет до н. э. древний город известен, как плацдарм Римской империи. Ведутся захватнические действия в близлежащих землях. Политика властей строится по принципу олигархата.

Начало новой эры знаменуется постепенным внедрением христианства под влиянием Византии. Спустя 4 века это вероучение было официально признано. В период средневековья полис становится столицей христианства, наполняется монастырями, церквями, скитами, подземными поселениями. Цитадель, две линии оборонительных стен защищали жителей от вражеских натисков. Однако, в конце XIV века татарские кочевники уничтожили город, его остатки поглотили пепел и земля.

Позднее (XVIII век) недалеко от места нахождения исчезнувшего полиса был основан город Севастополь. В 1827 г. начались первые археологические исследования. Результаты постепенно открывали миру воссозданные древние жилые постройки, площади, улицы и церкви.

На базе раскопок в 1892 году создан Археологический музей, ему исполнилось 126 лет. Раскопки продолжаются до сегодняшнего дня. Земля хранит секреты и свидетельства древности. К изысканиям проявляют интерес ученые зарубежных стран. Предметы старины характеризуют Херсонес Таврический как развитый культурный, политический, экономический центр Причерноморья.

Взору современника открылись мастерские ремесленников, монетный двор, акрополь. Воссозданы театр, разрушенные базилики, фрагменты крепостных стен. О жизни горожан свидетельствуют экспонаты на открытой местности. Подводные археологи обнаружили на дне моря амфоры, части затопленных судов, пирсов, приморских построек, свинцовые якоря. Ценнейшие артефакты выставлены в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Территория Херсонеса – это Историко-археологический государственный музей-заповедник. Числится под защитой Всемирного наследия ЮНЕСКО, но с 2014 г. контроль его неприкосновенности не проводится.

Познавательные, интересные факты

С Херсонесом Таврическим связано немало любопытных событий, эпизодов «изюминок»:

  1. Эти места посещала греческая королева Ольга Константиновна, внучка Николая I, греческий принц Георг.
  2. В 988 г. здесь крестился князь киевский Владимир.
  3. Политический режим Константинополя сослал сюда опального папу Климента I и Мартина I, императора Юстиниана II, его соперника Ф. Вардана.
  4. Екатерина II, поклонница греческой культуры, подписывая указ о создании города на Днепре, дала ему имя Херсон в честь древнего тезки. Это был период Крымского ханства.
  5. Цари Александр II с царицей, Александр IIIи последний император Николай II участвовали в обустройстве монастыря.
  6. Знаменитый Колокол показан в фильме о приключениях Буратино, где персонажи прибывают на Поле чудес. Фигурирует в кинофильмах «Спецназ», «Смерть шпионам», «Любовь на острове смерти».
  7. Херсонес Таврический – единственная дорийская колония на полуострове, античный город, где жизнь не прерывалась до XIV века.


Чем привлекает заповедник?

Уникальные культурные и эпохальные памятники поражают воображение посетителей, Херсонес Таврический открывает таинственный мир античности. Главные достопримечательности комплекса:

Агора – площадь, где вершились судьбы

Она расположена в центре, на главной улице, построена за V веков до н. э. Горожане решали здесь насущные вопросы повседневной жизни. Здесь поклонялись статуям богов, посещали храмы, алтари. С утверждением христианства на агоре возводятся 7 храмов. Позже здесь строится собор в честь князя Владимира Святославовича.

Театр

Единственный древний театр на территории России. Тут устраивались красочные представления для 3 тысяч человек, праздники, гулянья, собрания жителей. Он построен на стыке III, IV веков до н. э. Во времена господства Рима в театре проводились бои гладиаторов. Античный театр представлял собой 12-ти ярусные трибуны, площадку для оркестра и танцев, сцену.

С приходом христианства увеселительные и зрелищные мероприятия прекратились, театр постепенно разрушился, вместо него построены 2 христианские церкви. Сохранились остатки одной – «Храма с ковчегом».

Средневековый храм, состоящий из двух базилик. Любопытно то, что второй храм строился на обломках первого. Внешняя и внутренняя базилики восстановлены трудами археологов. В 2007 году злоумышленники повредили мраморные колонны с резьбой на крестах и мозаику пола.

Это крепкое сооружение левофланговой защиты города, хорошо сохранившийся объект. Башня прикрывала подступы, принимала на себя удары войск неприятеля, имела оборонное значение, часто достраивалась и совершенствовалась. К X веку ее высота составляла 9 м, диаметр достигал 23 м.

В Карантинной бухте между двумя столбами висит впечатляющий колокол, изготовленный из захваченных турецких орудий. Первоначально предназначался для севастопольской церкви св. Николая. Изображенные на нем святые Николай и Фока покровительствуют морякам. По окончании Крымской войны экспонат вывезен во Францию, в Парижский Нотр-Дам. В 1913 г. возвращен на место, функционировал как сигнальный маяк. Сейчас в него звонят посетители, загадывая желания и снимая фото на память. «Колокол желаний» – любимое место отдыха туристов.

Православный величественный храм, действующий с 1992 г. Сооружен в 1861 г. на том месте, где киевский князь якобы принял обряд крещения. В нижнем этаже храма находится церковь святой Богоматери, в верхнем ярусе – Александра Невского и Владимира.



На территории Херсонеса Таврического стоят разрушенные городские объекты – кузница, таможня, винодельня, баня. А также жилая усадьба, цитадель, бассейн, мавзолей и другие постройки, относящиеся к разным периодам. Кроме античных развалин, к экспонатам заповедника относится средневековая пещерная крепость Каламита в окрестности Севастополя.

На заметку посетителю

Где находится : город Севастополь, улица Древняя, 1.

Режим работы : в теплый период (с конца мая по сентябрь) 2018 г. – с 7 до 20 часов без выходных, зимой – с 8:30 до 17:30. Допуск на территорию прекращается за полчаса до закрытия. Вход бесплатный. Залы музея работают с 9 до 18 часов.

Как добраться : на собственном автомобиле в Тавриду удобно ехать по Крымскому мосту. При путешествии поездом доехать до Симферополя. Отсюда автобусом ехать к Севастополю, где от автостанции в заповедник курсируют маршрутные такси. Из города автобус №22-А доставит до остановки «Херсонес Таврический».

Античность приглашает любознательных

Интересная обзорная экскурсия с гидом – это увлекательная археологическая прогулка по седой старине. Цена билета для взрослых составляет 300 руб., для детей, студентов, льготников – 150 руб.

Обзор занимает не менее 1,5–2 часов. Развалины античного города, сохранившиеся детали старинной архитектуры соседствуют с новыми строениями. Турист любит посидеть у моря, послушать звон колокола, сделать впечатляющие фотографии на фоне древности, на минутку представив себя стройным, гордым эллином.

Ничто не помешает осмотреть священный Херсонес Таврический самостоятельно. У входа размещена схема, где указаны места нахождения объектов. Знакомство с экспонатами древнего городища – удачный вариант проведения досуга. Территория обустроена скамейками, клумбами, туалетами, работает охрана. Перекусить можно в кафе. Экскурсанту разрешается поучаствовать в раскопках, приобрести навыки археолога. Херсонес Таврический обогатит туриста новыми знаниями, впечатлениями, здесь есть чему удивляться, восхищаться и изумляться.

Похожие публикации