Арт терапия краткое описание. Как это работает. Показания к применению арт-терапии

10

Счастливый ребенок 21.04.2017

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность. Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе. Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка. Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок» . Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом. Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит. Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли. И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию Березовый сок – настоящий весенний эликсир для нашего здоровья

Арт-терапия — пожалуй, одна из самых приятных терапий. Терапия для души и тела. Арт-терапия многогранная, разная и в большинстве своем увлекательная и вполне может превратиться в хобби.

Сегодня я пригласила в гости профессионального психолога Анну Кутявину, чтобы познакомиться с арт-терапией ближе, узнать о ее целях и направлениях, кому она подходит и в каких дозировках.

Арт-терапия – что это такое и для чего нужно?

Здравствуйте, дорогие читатели!

Если вы наберете в поиске «арт-терапия», сразу же всплывет огромное количество ссылок на статьи, курсы, подборки упражнений, видео- и аудиороликов. В этом всем так легко потеряться. И вот уже кажется, что арт-терапия – это что-то очень сложное, чему учат годами в институтах и университетах. Или, наоборот, у вас может сложиться впечатление, что все это легко, и называть себя арт-терапевтом может даже ребенок. Покалякал по листу – и привет, дело сделано.

Смею вас разочаровать – ни тот, ни другой подход неверен. Да, чтобы стать профессионалом в арт-терапии, надо учиться. Усвоить базовые навыки, познакомиться с техниками, попробовать терапию на себе. И лишь потом нести ее в широкие массы. Но, с другой стороны, изучить некоторые приемы и принести позитивные изменения в свою жизнь с помощью искусства под силу даже начинающим.

Только, пожалуйста, не думайте, что любое творчество само по себе уже является терапией. Это не всегда так. Вспомните хотя бы известных художников и музыкантов, которые создавали свои шедевры под влиянием каких-то дурманящих веществ. Творчество ли это? Да! Но терапия ли? Однозначно, нет.

Что же такое арт-терапия?

Уже из самого названия понятно, что арт-терапия – это лечение искусством. Но как же происходит это лечение? Ведь в арте нет никаких таблеток и капельниц, микстур и лечебных массажей… Но зато есть кисти и краски, бумага и цветное тесто, пластилин и глина, песок, манка, фотографии, ткани. И еще много всего другого, что при грамотном подходе способно исцелить человеческую душу.

Арт-терапия – это связующая нить между сознанием и подсознанием. Такой себе своеобразный мостик из души – в мозг. Ведь большинство наших проблем – не на сознательном уровне, а значительно глубже. Поэтому их так непросто искоренить медикаментозно и словесно. А вот на уровне образов, метафор, искусства – можно.

Арт-терапия как отдельное и очень перспективное направление психотерапии возникла сравнительно недавно, уже в 20 столетии. Она появилась как бы на стыке искусства и психологии, и сейчас завоевывает все большую и большую популярность.

Чем же ценна арт-терапия?

Главная ценность арт-терапии состоит в том, что она может уравновесить психическое состояние человека, повышая его способность к самовыражению, самопознанию и рефлексии. С помощью искусства, на символическом уровне проживаются фактически все чувства и эмоции человека: любовь и ненависть, обида и радость, злость и восторг, гнев, страх, разочарование. И все это отреагирование проходит в нетравматической для человека форме.

Рисуя, раскрашивая, сочиняя, читая истории, вылепливая фигурки, человек не просто решает какую-то конкретную узкую задачу. Он учится смотреть на ситуацию со стороны, обретает более глубокое видение и понимание своей жизни, находит важные ответы на вечные вопросы: а кто я? Зачем я живу? Что для меня главное? В чем мое предназначение, моя истина, мой смысл? Что хорошего я несу в мир? Чем я ценен? Какова моя роль в мире? А это уже значительно больше, чем просто лечение того или иного признака. Как холистическая медицина. Или видение общей картины, и оздоровление всего организма сразу.

Клиенты арт-терапевтов

С кем же чаще всего приходится работать арт-терапевтам? Возможно, это прозвучит слишком громко, но фактически со всеми! Кроме отъявленных скептиков и нытиков, а также тех, кто только интересуется новинками, но не готов меняться. Со всеми же остальными – и с взрослыми, и с детьми – арт-терапия способна дать хорошие плоды. В частности, помочь ищущему и открытому человеку пересмотреть свои взгляды на жизнь, выйти на новый уровень осознания, выбрать для себя более подходящие методы поведения. А также раскрыть в себе творческий потенциал.

В работе с детишками чаще всего используются такие направления арт-терапии, как песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия (терапия рисованием, изобразительным искусством). Элементы этих методов часто применяют в своей работе воспитатели и психологи в детском саду, инструкторы в развивающих центрах, логопеды, коррекционные педагоги.

Арт-терапия чудесно работает с детками с особенностями развития, с инвалидностью. Лично мне выпало работать с незрячими детишками, с малышами с ДЦП, аутизмом, множественными нарушениями развития. И результаты очень приятно удивляли и удивляют. Ведь все так просто – сказка, песок, краски, глина. Все то, что так любят детишки! А оказывается, что это еще и чудесная развивающая, коррекционная, психотерапевтическая среда. Стоит лишь направить творчество в нужное русло, отграничить его от «просто творчества», и внимательно отследить процесс и его результаты.

Главные запросы, с которыми приходят на арт-терапию:

— Восстановление контакта с собой и с окружающими людьми, налаживание отношений, понимание их особенностей;

— Обретение равновесие между своими целями и намерениями, с одной стороны, и внешними условиями, желаниями других людей, с правилами «игры», с другой стороны;

— Коррекция поведения, замена неконструктивной манеры поведения на более подходящую;

— Расслабление, ощущение себя, своих чувств и ресурсов;

— Раскрытие творческого потока, единство с собой, своим внутренним я.

Задачи арт-терапии

Выше мы проговорили основную цель и предназначение арт-терапии. Теперь же предлагаю рассмотреть конкретные задачи, с которыми она справляется, причем, весьма успешно. К ним относятся:

— Диагностика . С помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы клиента, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле.

— Коррекция . С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т.д.

— Развитие . Одна из главных функций арт-терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, и их развитие.

Удовлетворение эстетических потребностей . В ходе арт-терапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.

Психотерапия . И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.

Направления и методы арт-терапии

В арт-терапии существует огромное множество направлений. Кроме того, все еще появляются новые и новые. Среди основных направлений можно назвать следующие:

Изотерапия – лечение с помощью рисования, изобразительного искусства. Клиенту предлагается воспользоваться кистями и красками, карандашами, иногда – фломастерами, мелками, ручками;

Мандалотерапия – терапия с использованием мандал. Клиенту предлагают создать мандалу – нарисовать ее, сплести из цветных ниток, создать насыпную с помощью песка и т.д.;

Музыкотерапия – направление арт-терапии, подразумевающее лечение при помощи музыки. Так, человеку могут предложить прослушать готовую музыку, проиграть ее, или же создать собственные ритмы;

Песочная терапия – терапевтическая работа с использованием потенциала песка. Клиент создает картины, проигрывает сюжеты в психологической песочнице;

МАК – психологическая работа с применением метафорических ассоциативных карт. Они хорошо помогают сделать выбор, найти неожиданное решение, взглянуть на ситуацию со стороны;

Сказкотерапия – терапия с помощью метафоры в сказках, легендах, мифах. Клиенту предлагается прочесть и проанализировать готовую сказку, переписать ее часть, или сочинить свою сказку под запрос;

Тканевая терапия – терапевтическая работа с тканями. В данном случае человек создает композиции при помощи разных типов тканей;

— Библиотерапия – целебное воздействие чтением или другой формой работы с текстом. Здесь человек читает знакомые и незнакомые тексты, выбирает значимые для него слова, составляет послания из этих слов и т.д.;

Куклотерапия – лечение при помощи различных кукол. Клиенту предлагается изготовить собственную куклу из различных материалов;

Коллажирование – лечение с помощью создания коллажей. Бумага, вырезанные картинки превращаются в карту желаемого;

Кинотерапия – терапия с помощью кино и видеороликов. Клиенту предлагается просмотреть ролики, потом идет обсуждение и переосмысление важных для клиента ценностей;

— Фототерапия – лечение с использованием терапевтических возможностей фотографии, для развития и личностного роста человека. Подразумевает работу с фотографиями, своими и чужими;

— Тестопластика – лечение при помощи работы с пластичными материалами: соленым тестом, глиной, пластилином.

Почему именно арт-терапия?

Главная особенность арт-терапии и ее отличие от других методов психотерапии – это ее безвредность, мягкое, бережное действие на человека. Под руководством опытного арт-терапевта навредить клиенту с помощью творчества невозможно.

Кроме того, она работает напрямую с подсознанием, помогает достучаться до невидимых, скрытых от глаз ресурсов и характеристик человека.

Арт-терапия развивает креативность, образное мышление, дарит человеку истинное удовольствие от творчества. Клиент не просто получает эстетическое наслаждение, но и легче приспосабливается к условиям внешней среды, становится более психологически защищенным. Творчество помогает обрести уверенность в своих силах, легче выражать себя, накопить положительный жизненный опыт.

Кроме того, арт-терапия способна решить очень широкий круг проблем и задач: возрастные и экзистенциальные кризисы, внутренние и внешние конфликты, потери, травмы и т.д.

Все эти аргументы свидетельствуют о том, что непременно стоит попробовать творить в рамках арт-терапии. Ведь это путь к своей душе, честной и настоящей. И дорога очень интересная, захватывающая, насыщенная яркими образами. Она ценна уже сама по себе, как процесс. Но и результаты бывают очень и очень впечатляющими.

Фактически все, рано или поздно столкнувшиеся с арт-терапией, начинают смотреть на мир глазами творца. Художника, поэта, скульптора, человека, который сам создает свою жизнь и изменяет мир вокруг себя. Такие люди непременно находят свое призвание, предназначение, жизненную миссию, и следуют ей. Становясь лучше с каждым днем.

Я от всей души желаю вам тоже обрести своего творца, познакомиться с собственным потенциалом и огромными возможностями, построить искренние взаимоотношения с миром и близкими людьми. А в первую очередь – с самим собой.

Счастья вам и процветания!

Анна Кутявина

В , о том, что мы можем сделать и как повлиять на себя и свою жизнь.

Позже мы рассмотрим большинство видов арт-терапии подробнее. А пока приглашаю просмотреть видео о том, как избавиться от депрессии при помощи арт-терапии.

Пусть творчество радует, а вдохновение дарит крылья!

С любовью,

Арт-терапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Оно основано на применении изобразительного искусства для помощи пациентам. Термин «арт-терапия» изначально применялся в англоязычных государствах. Он появился примерно в первой половине двадцатого столетия. Данным термином обозначались различные методы реабилитационной и терапевтической практики, использующие в своей основе искусство.

Сегодня арт-терапия являет собой лечебное использование изобразительного творчества пациента, которое предполагает трех стороннее направленное взаимодействие между пациентом, его работой и психотерапевтом. Сотворение визуальных образов на бумаге считается важнейшим средством межличностных коммуникаций и является формой когнитивной деятельности клиента, помогающей ему выражать прошлые или актуальные на сегодня переживания, которые клиенту довольно тяжело передать при помощи слов.

Методы арт-терапии

Основная цель арт-терапевтических методов лежит в создании гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. С позиции последователей классического психоанализа, стержневым инструментом психокоррекционного воздействия в арт-терапии считается механизм сублимации. К. Юнг внес предположение о ведущей роли искусства для облегчения процессов индивидуализации формирования личности, которое базируется на установлении баланса между «Я» бессознательным и «Я» сознательным. Важнейшим приемом арт-терапевтического воздействия Юнг считал технику активного воображения, которая направлена на столкновение друг с другом «Я» сознательного и «Я» бессознательного, на их примирение между собой при помощи аффективного взаимодействия.

Арт-терапию можно использовать в качестве основного метода или в качестве вспомогательного метода.

Сегодня можно выделить два, свойственных для метода арт-терапии, основополагающих приема коррекционного воздействия на психику человека.

Искусство помогает в специфически-символичной форме воссоздать травмирующую конфликтную ситуацию и позволяет найти пути ее разрешения посредством преобразования такой ситуации, используя творческо-креативные способности клиента. Это является первым приемом арт-терапии.

Второй прием тесно связан с природой возникновения эстетической реакции, которая позволяет видоизменить действие аффекта с негативного на позитивное.

К методам арт-терапии относят рисование, ваяние, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и т.д.

Арт-терапевтические занятия могут проводиться двумя способами. Первый способ заключается в предоставлении клиенту возможности изготовления поделки из определенного материала по образцу на заданную тему. Это позволяет увидеть поразительные необыкновенные сочетания цветов, самобытное выражение сюжета и его своеобразную форму. Все перечисленное имеет непосредственную связь с особенностями мировосприятия пациента, его эмоциями, переживаниями, волнениями, которые отражают утаенные от сознания символы, что позволяет получить дополнительную информацию для диагностики, свидетельствующую о наличии и качестве проблем клиента.

Второй способ представляет собой неструктурированное занятие, на котором клиентам предлагается самим выбрать тему или сюжет поделки, материал, инструменты. Заключительным этапом данного способа является обсуждение темы или сюжета, манеры исполнения, выбора материала и др.

Многие известные психотерапевты подчеркивают ведущую роль арт-терапии в приумножении адаптационных способностей в повседневной жизни.

Разнообразие арт-терапевтических методов создает специфическую ситуацию с целью получения безболезненного подступа к глубинам клиентского сознания, позволяет стимулировать прорабатывание его бессознательных тревог и переживаний, помогает развивать ранее блокированные или слаборазвитые перцепционные системы, отвечающие за восприятие окружающего мира, формировать ассоциативно-образное мышление. Для опытного психолога или психотерапевта арт-терапия является бесценным диагностическим материалом. Разнообразие арт-терапевтических методов открывает невиданный ранее простор для творческих изысков.

Одним из ведущих методов арт-терапевтического воздействия считается метод Мандала, что в переводе означает центр или круг. Рисунок мандалы симметричен и представляет собой обычно окружность с выраженным центром. Основные ориентиры, число которых может варьироваться, обозначены внутри круга. Однако в сложной геометрической структуре мандалы можно встретить и другие элементы, такие как квадрат, всевозможные овалы или кривые линии, прямоугольники и треугольники. Таким образом, мандала – это циркулярный рисунок, который может являться продуктом самопроизвольной творческой деятельности индивида или рисоваться в соответствии с заданной инструкцией. Рисунки, вписанные в окружности, зародились еще в античных цивилизациях и сохранились в современном мире. Округлая вариация мандал всегда сопутствовала человечеству, так например, круг является центральным акцентом многих священных культов богов и доисторических мест поклонения. Изображение мандал встречается в различных народностях и культурах, например, во всевозможных архитектурных композициях, на бубнах шаманов Сибири, в схемах лабиринтов.

Мандала издревле несет духовный смысл условного отражения мироустройства и психической гармонии. Человечество интуитивно научилось успокаивать душу и ум при помощи рисунков в круге при этом, используя их в качестве возможности сблизиться с природой.

К. Юнг был одним из первых ученых Европы, кто с пристальным вниманием изучал идеи мандалы. В своем труде «Воспоминания, сны, размышления», он рассказал о своем первом изображении мандалы в 1916 году, после которого он уже каждый день зарисовывал новые мандалы в своем блокноте. Юнг сделал вывод, что каждое новое изображение отражает его душевную жизнь на конкретный момент. Затем он стал использовать свои рисунки для фиксации собственной «психической трансформации». В конечном итоге Юнг выдвинул гипотезу, что арт-терапия метод Мандала является своеобразной прямой на пути к центру личности, к открытию ее уникальной природы и индивидуальности. Он полагал, что мандала представляет собой безмерно мощный символ, который является видимой проекцией мира психики человека и выражает Самость индивида.

Сегодня многие знатоки в сфере искусства, антропологии, археологии, психологии и психотерапии продолжают изучать мандалы. Работа с мандалами помогает личности упрочить связь между «Я» сознательным и «Я» бессознательным. Потребность в рисовании мандал, особенно в кризисных ситуациях, может означать, что «Я» бессознательное стремится защитить сознательного «Я». Подтверждением этого могут быть закорючки, зачастую рисуемые детьми и взрослыми в моменты кризисов, когда «Я» наполнено бессознательным тревожным содержимым.

Мандалами могут быть абстрактные рисунки, которые люди бессознательно рисуют на бумаге, пока находятся наедине с собой, например, на совещании или лекции, которая неинтересна для них, или в процессе телефонного разговора. Такие рисунки представляют собой попытку компенсации умственной рассеянности. Если проанализировать бессознательные рисунки, то можно сделать вывод, что из них ядром большинства являются геометрические фигуры, такие как квадрат, окружность.

Одним из важнейших преимуществ практик с мандалами является раскрытие себя при помощи собственного «внутреннего ребенка», путем созерцания, использования цветных карандашей, красок и свободного времени.

Арт-терапия метод Мандала одинаково успешен, как в работе с детьми, так и с взрослыми. В психокоррекционной, реабилитационной и развивающей практике с детьми младшего и подросткового возраста мандалы можно применять с целью:

— коррекционной работы эмоциональных состояний, нормализации поведенческих реакций, например, при помощи раскрашивания готовых мандал-раскрасок;

— диагностики актуального эмоционального состояния и настроения, например, при помощи раскрашивания белого круга;

— изучения групповых взаимоотношений детей, например, при помощи создания индивидуальных мандал в коллективе с последующим созданием групповой композиции;

— диагностической и коррекционной работы с конкретной проблемой, например, при помощи раскрашивания круга, который может символизировать, школу, окружение ребенка, семью, его образ «Я», дружбу и т.д.

Также арт-терапия метод Мандала может применяться и в других актуальных направлениях коррекционной, диагностической, реабилитационной, развивающей и терапевтической работы с малышами, детьми подросткового возраста и взрослыми. К таким направлениям можно отнести проблемы с самооценкой, внутренний дисбаланс, утратить контроль над собой, активизацию ресурсных состояний индивида, гиперчувствительность или алекситимию, фобии, помощь при адаптации, личностные и возрастные кризисы, семейные и психосоматические проблемы, расстройства мелкой моторики, сплочение коллектива и др.

Мандалы трансформируют силы врожденных психических структур подсознательного в сознательное «Я». Поэтому в ходе работы с мандалами интерпретация творческого результата может быть такой же, как и при работе с другими проективными методиками. Цвета, выбираемые для изображения мандалы, могут раскрыть различные стороны личности, обратившегося человека, который будет интуитивно склоняться к выбору актуального на данный момент или любимого цвета. Такой выбор может варьироваться в зависимости от внутреннего состояния , от возрастного или жизненного этапа и т.п. Дети при выборе цвета обычно обладают большей спонтанностью, чем взрослые. Ведь взрослыми индивидами управляет разум, поэтому они огромным значением наделяют эстетические критерии. Многие индивиды, впервые рисующие мандалу, подавляют открытое истинное выражение чувств, они раздумывают о том, как лучше расположить и подчеркнуть цвета, чтобы рисунок получился гармоничным и красивым. Однако когда в процессе творчества пробуждается «внутренний ребёнок», начинается непосредственно процесс «исцеления». Любая мандала – это продукт индивидуальной творческой деятельности человека, создаваемый в определенный промежуток времени и в конкретном месте. Именно поэтому она всегда будет уникальной и никогда не сможет быть повторена в точности.

Виды арт-терапии

Для человеческой личности творчество является одной из самых простых возможностей постигнуть собственный внутренний мир, понять и узнать себя. Оно обращено к лучшим сторонам людской души, к ее самым светлым и искренним аспектам. Когда человек рисует, поет, музицирует или находит самовыражение в других видах творчества, это помогает ему расслабиться, успокоиться, раскрыться и оказаться в гармонии с собственной душой. Выделяют следующие разновидности арт-терапии: изотерапию, танцевальную и игровую терапию, фототерапию, музыкотерапию, фототерапию, сказкотерапию.

К изотерапии относят прикладные виды творчества, такие как живопись, различные виды росписи, лепка и др. Данный вид арт-терапии является одним из наиболее востребованных и распространенных сегодня. Врачи, специализирующиеся на изотерапии рекомендуют проявлять собственные эмоции и волнения с максимально возможной самопроизвольностью (спонтанностью). Главным достоинством и преимуществом изотерапии считается устранение барьеров самоцензуры, что открывает двери к подсознанию клиента. Творчество обладает уникальным свойством, способствующим выносу на поверхность всех сокрытых и неосознанных тайн, желаний, проблем, которые постоянно оказывают давление на личность. В процессе лепки или рисования задействовано правое полушарие мозга. Именно благодаря этому и обходится цензура ума, старающегося отфильтровывать негативные мысли и отрицательные эмоции. Однако перед выбором цветовой палитры, перед появляющимися образами, ум человека делается бессильным. В изотерапии также довольно часто используются техники по воссозданию собственных сновидений и рисование мандал.

Танцевальная терапия заключается в выражении собственного настроения, эмоций и чувств при помощи танца. Занятия танцевальной терапией считаются очень действенными и целительными. Психотерапевты полагают, что данный метод арт-терапии способствует трансформации взглядов на мир. Родоначальник телесно-ориентированной терапии В. Райх утверждал, что если любым эмоциям, например, гневу или радости, не давать долго выхода, они будут накапливаться в клетках человеческого тела при этом, образуя так называемый мышечный панцирь. При помощи танцевальной терапии можно предотвратить такой процесс. В случаях, если это уже случилось – разбить. Танцевать нужно до момента ощущения полной свободы. Однако не следует путать танцевальную терапию с занятиями в танцевальной студии, так как в студии все движения определены тренером, а не спонтанно выражаются.

Бетховен относился к музыке, как к откровению более высокому, чем мудрость или любая другая философия. Множество проведенных исследований доказывает, что музыкотерапия приносит огромную пользу. Она эффективна при болезни Альцгеймера, депрессивных состояниях, стрессах и нарушениях сна. В процессе прослушивания музыкальных произведений внутреннее состояние индивида видоизменяется. Человек, слушая музыку, подстраивается под ритм мотива, впитывает позитивные вибрации.

Игровая терапия также оказывает целебный эффект на человеческую психику. Доступ к подсознанию открывается при помощи проигрывания трудных жизненных ситуаций, обращения к потайным уголкам психики в поиске важных эмоций. В процессе театральной игры активизируется память, улучшается внимание, повышается воля, ярче становится воображение и совершенствуется способность владеть своим телом. Одной из разновидностью данного вида арт-терапии считается песочная терапия. Ее основы заложил К. Юнг.

Для решения различных психологических проблем, саморазвития и самопознания успешно последние 10 лет применяется фототерапия. Данный вид арт-терапии считается довольно молодым, развитие его началось в конце 70-х годов 20-го столетия в США. В фототерапии также могут применяться и дополнительные изобразительные методики, например, коллаж, инсталляция готовых снимков в интерьер, произведение из снимков макетов и дальнейшее взаимодействие с ними и др.

Арт-терапия Копытин предложил использовать фотографию в качестве терапевтического, коррекционного, развивающего и здоровье сохраняющего средства. Доступность фотографии, а также разнообразие форм и вариаций проведения сеансов фототерапии позволяет использовать данную методику в работе с людьми разного возраста (начиная с трех лет), вне зависимости от уровня их развития и потребностей.

Арт-терапия Копытин отмечал положительное влияние фотографии на личность пациента и ее взаимоотношения с окружающей средой. Такой эффект может проявляться, как при самостоятельных индивидуальных занятиях, так и в ходе создания фотоснимков и их дальнейшего обсуждения со специалистом.

Сказкотерапия довольно эффективна при работе с мечтателями. Она успешно используется для понимания психического состояния, разрешения различных конфликтных ситуаций, для внутренних трансформаций. Сказкотерапия считается незаменимым методом помощи совсем маленьким детям и более взрослым. Она может проходить двумя путями: методом прослушивания сказки, которую рассказывает терапевт или дети могут сами придумать собственную историю. Самостоятельно придумывая сюжет, малыш раскрывает внутренний мир, сообщает о своих чувствах и мечтах, обучается нахождению выхода из любых ситуаций.

Арт-терапия для детей

Арт-терапия занятия для детей сегодня являются наиболее увлекательным, эффективным и довольно экономным способом психологической помощи детям. Она основана на творчестве и игровой деятельности.

Психика малыша характеризуется ранимостью, вследствие чего требует к себе более бережного отношения. Ведь ребенок только учится познавать самого себе, он только начинает знакомиться с окружающей средой и другими людьми. Поэтому на своем еще пока небольшом жизненном пути перед малышами очень часто возникают серьезные для них трудности, например, в семье или детском саду. Родители очень хотят помочь своим малышам, но зачастую просто не знают, как это сделать. Ведь объяснения или убеждения, чтение нотаций и предупреждения не помогают, а ребенок самостоятельно не в состоянии внятно объяснить, что стало причиной их состояния и что конкретно с ним происходит. Например, почему он отказывается идти в садик или чего он опасается в темноте. Именно в этих случаях будут незаменимы арт-терапевтические практики.

Арт-терапия занятия для детей проходят обычно в более свободной форме. Обсуждение и разрешение различных психологических трудностей и проблем происходит на фоне игровой или творческой деятельности. На таких занятиях малыш одновременно с получением удовольствия от игры или творчества раскрывает собственные творческие способности, является центром внимания взрослого, осиливает психологические трудности, изменяет персональную психологическую реальность.

Главным условием всех занятий, разработанных для детской арт-терапии, является понятность и безопасность для малышей, доступность средств и привлекательность.

Самым распространенным и любимым методом арт-терапии для детей, отвечающим всем перечисленным требованиям, считается песочная терапия. Все, что необходимо для проведения песочной арт-терапевтической практики – это обычная песочница или ящик с песком. С помощью рисования песком, создания песочных замков или других фигур у ребенка развиваются тактильные ощущения, он становится более раскрепощенным. Таким образом происходит самовыражение малыша.

Самым доступным упражнением, для выполнения которого понадобятся всего лишь листок бумаги и карандаш, является рисование каракулей. Ребенок абсолютно свободно при этом, не задумываясь о конечном результате, рисует клубок линий на листе бумаги, а затем пытается разглядеть в нем какой-то образ с последующим его описанием. В ходе описания ребенок может уже осознанно дорисовать его, выделить контуры, акцентировать линии, заштриховывать некоторые участки и т.п.

Еще одной довольно интересной разновидностью изотерапии является монотипия, что в переводе означает «один отпечаток». Ребенок должен создать рисунок (пятна, линии и т.д.) на поверхности, которая не будет впитывать краску, например, на пластике или линолеуме, при помощи чернил, туши, акварели и пр. Затем к поверхности прикладывается листок бумаги, как бы промокая. Получившееся на бумаге зеркальное отображение следует дать ребенку, чтобы он смог рассмотреть его, описать то, что получилось, дополнить или дорисовать образ.

Арт-терапия упражнения

Основным отличием арт-терапии от других видов психотерапевтических практик является использование невербальных коммуникаций как основного механизма донесения до людей информации. Ее базис составляют практические упражнения, помогающие индивиду находить ответы на всевозможные вопросы, справляться с внутренними тормозящими факторами, одолевать в себе страхи.

Упражнения в арт-терапевтической практике являются своеобразным инструментом, позволяющим исследовать идеи, события, чувства, развивать межличностные отношения, умения и навыки, повышать самооценку и уверенность в силах, создать новый, более успешный образа собственного «Я».

Сессия арт-терапии состоит из двух частей. Первая часть охватывает творческое выражение клиента, носит невербальный характер, не включает в себя конкретную структуру проведения. Главным инструментом самовыражения пациентов в этой части является творческая деятельность, например, рисование или лепка. Во второй части главенствуют вербальные механизмы. Она идет сразу после первой и заключается в словесном активном обсуждении плодов творческой деятельности.

Наиболее популярным методом арт-терапии среди ведущих психотерапевтов считается коллаж, так как он дает возможность врачу оценить актуальное психическое состояние пациента, выявить наиболее волнующие его переживания. Основные характеристики данного упражнения заключаются в акцентировании на положительных эмоциональных переживаниях клиента, возможности для самовыражения любого человека, даже совершенно далекого от искусства, раскрытия максимум потенциала. Коллаж считается очень действенным инструментом работы с личностью.

Создание фигур из глины позволяет индивиду дать выход собственным эмоциям, переживаниям через лепку. Существует огромное множество вариантов этого упражнения, начиная от сотворения глиняных сосудов и заканчивая лепкой частей тела. Арт-терапия с детьми и их упражнения направлены на увеличение работоспособности, снятия напряжения, развитие творческих способностей. Наиболее актуальными сегодня являются музыкотерапия, танцевальная и драматическая терапия, сказкотерапия и др.

Прослушивание музыки, игра на различных инструментах, постукивание и хлопки в соответствии ритмом мелодии – все это значительно увеличивает детскую работоспособность, снимает стресс, способствует развитию художественных способностей. Драматическая терапия учит общению, способствует формированию адекватной самооценки. Арт-терапия с детьми и упражнения танцевальной терапии направлены на профилактику неврозов и комплексов.

Арт-терапия методики

Современная арт-терапия имеет бесконечное множество направлений и методик. Поэтому сегодня достаточно легко подобрать индивидуальный метод арт-терапии, который будет наиболее полно отражать состояние психики личности, и, наряду с этим, будет хорошо ею восприниматься.

Выделяют две основные методики арт-терапии: пассивную и активную.

Пассивная методика заключается в потреблении клиентом творческих произведений, созданных другими индивидами. Например, можно рассматривать изображения, читать художественные произведения, прослушивать музыкальные творения и т.д. Активная методика основана на создании творческих продуктов самостоятельно клиентом, при этом эстетическая ценность и красота их творений не оценивается.

Методы арт-терапии позволяют психотерапевту оптимально объединить в себе индивидуальный подход к пациенту и групповые формы работы. Арт-терапевтические методики, как правило, присутствуют во всех программах пихокоррекции при этом, дополняя и обогащая их.

Арт-терапевтическое воздействие основано на механизме сублимации, заключающееся в перенаправлении энергии психики от травмирующего фактора к приемлемому выходу – творчеству. Другими словами, если у субъекта накопились тревожные переживания, он может попытаться их выразить посредством творческой деятельности и почувствовать облегчение. В этом и заключается целительное влияние арт-терапии. Однако создать образ того, что волнует, является всего лишь первым шагом. Вторым шагом будет трансформация образа в позитивное русло. Одновременно с изменением образа происходит и трансформация внутреннего представления, благодаря чему индивид находит выход из, казалось бы, ранее безвыходной ситуации.

Психокоррекционные занятия с применением арт-терапевтических методик и техник особенно эффективны при работе с младшими школьниками, так как они не утомляют детей, у них сохра­няется работоспособность и активность на протяжении всего занятия.

Арттерапия

Термин «арттерапия» («art» - искусство, «arttherapy» - терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психоэмоционального состояния. Впервые этот термин был употреблен Хиллом в 1938 г. при описании своих занятий с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия возникла в 30-е годы ХХ века. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

В арттерапии пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а так же творческого самовыражения - с другой. В настоящее время в арттерапию включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Виды арт-терапии

Арт-терапия в узком смысле слова - рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.

Библиотерапия (в т.ч. сказкотерапия) - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

Музыкотерапия

Танцевальная терапия

Куклотерапия

Несмотря на достаточно большой фактический материал, арттерапия в теоретическом отношении находится на стадии эмпирических обобщений .

Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не существует общепризнанной классификации арттерапии. Дельфино-Бейли выделяет 4 основных направления в применении арттерапии:

1. Использование для лечения уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная арттерапия).

2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арттерапия).

3. Одновременное использование первого и второго принципов.

4. Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения его творчеству.

В мировой литературе существуют различные взгляды на лечебный механизм арттерапии - креативистические представления, сублимативные, проективные, арттерапия как занятость и др.

Согласно креативистическим представлениям, адаптационное воздействие арттерапии на психику можно понимать в связи с самой сущностью искусства. На первый план выдвигается вера в творческую основу человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием. Задача арттерапии - не сделать всех людей художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Упор в терапии делают на творческую активность, на способность создавать и побуждают пациента самостоятельно созидать.

По мнению Маслоу, основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность разрушена, отсутствует, и искусство может быть одним из способов ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновения высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта - помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и смысл психотерапии - в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

С позиции адаптации арттерапия расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующей общей гармонизации личности.

Широко распространены взгляды на арттерапию как на особую форму отреагирования и сублимации. Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным, художественно-образным представлением. Как полагают сторонники этой концепции, творчество как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы (сексуальные, агрессивные) и эмоциональные состояния (депрессию, тоску, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность и т. п.). Таким образом снижается опасность внешних проявлений указанных переживаний в социально нежелательной деятельности. Кляйн рассматривает рисование как компенсирующий акт, позволяющий больному подавить брутальную агрессию. Произведения способствуют вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге, или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения и ощущения окружающего мира. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение бессознательных конфликтных элементов. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для пациента и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов арттерапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

В практической работе врачи - сторонники сублимационного понимания сущности арттерапии - предполагают создать такие условия, которые позволили бы перевести асоциальные реакции больного в конструктивную творческую деятельность. Считается целесообразным интенсифицировать процесс, задавая специальные темы для творчества и обсуждая и интерпретируя произведения больных.

Физическое и физиологическое влияние арттерапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.

Итак, основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

Задачи арт-терапии

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.

3. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с клиентом.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Показания для проведения арт-терапии

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная "Я-концепция", низкая самооценка

Что касается противопоказаний, то здесь может идти речь о состояниях, не позволяющих больному определенное время усидеть за рабочим столом, или когда больной мешает другим. Самыми трудными для психотерапевта являются больные с выраженным психомоторным или маниакальным возбуждением, не позволяющим им сосредоточить внимание на объекте действия. Также противопоказанием являются расстройства сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.

Арттерапию можно проводить с одним пациентом, с супругами, со всей семьей, в коллективе и группе. Арттерапевт должен предоставить участникам необходимые для художественного творчества материалы и инструменты: наборы красок, карандашей, мелков, кисти, глину для лепки, а также деревяшки, камни, лоскуты материи, бумагу. Можно предложить пациентам самим приносить любые необходимые им материалы, тем самым оказывать помощь группе. Место занятий должно быть хорошо освещенным и таким, чтобы участники могли свободно передвигаться. Функции арттерапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от ситуации. Ему необходимо владеть определенными навыками художественного и декоративно-прикладного искусства, так как при проведении арттерапии приходится не только рассказывать, но и показывать определенные технические приемы художественного творчества.

Совсем не обязательно придерживаться какого-либо жесткого, строго определенного набора тем, соблюдая их последовательность. Темы охватывают различные области жизни пациента или группы и являются лишь ориентирами.

1. Собственное прошлое и настоящее: представление о себе; как я предстаю перед окружающими; моя самая главная проблема; мое самое плохое впечатление; я и моя болезнь; чего я боюсь; наша семья; мои родители; мой главный недостаток и достоинство; я среди людей; что мне не нравится в людях; кто я; я в виде животного; жизненный путь; мои сны.

2. Будущее, цели и абстрактные понятия: каким я бы хотел быть; жизнь без болезни; кем бы я хотел быть; если бы я был чародеем; моя родина; три желания; я через десять лет; любовь; ненависть; красота; добро; тоска; свобода; сила; слабость; зависимость; независимость; женственность; достоинство мужчины; концентрация; напряжение; страх; боль; желание.

3. Отношения в группе: наша группа; мое положение в группе; моя проблема и отношения в группе; настроение по поводу сегодняшней встречи в группе; группа в виде животных; группа в виде цирка; волшебник изменил группу; группа в пустыне; встреча группы с бедуинами; группа воюет с драконом; группа отправляется на бал-маскарад; наше королевство; что я людям даю и чего я от них жду; портреты членов группы.

Преимущество арттерапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение пациентов, составить мнение, на каком этапе жизни находится больной - в рисунках и поделках могут находить отражения не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, - а также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это, выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения.

Обсуждение работ происходит непосредственно после окончания рисования, лепки, изготовления поделок. Дискуссия начинается с предложения арттерапевта вдуматься, вчувствоваться в рисунок, изделие, чтобы понять, что говорит этим автор. Арттерапевт может подключиться к обсуждению на общих правах, но предпочтительно, особенно вначале, в форме вопросов к интерпретирующим, так как интерпретации самого арттерапевта воспринимаются остальными членами группы с ожиданием его «всезнания» и могут сковывать, тормозить инициативу группы. Задачей арттерапевта при обсуждении является стимуляция дискуссии и использование информации, возникающей в ходе занятия не только из законченных работ, но и из особенностей поведения членов группы.

Возможны несколько вариантов предъявления произведений для обсуждения:

1. Предъявление произведений арттерапевтом в целесообразной, по его мнению, последовательности, так чтобы каждая следующая работа усиливала, стимулировала обсуждение одной направленности.

2. Предъявление работ вслепую.

4. Попарное обсуждение. При таком взаимном рецензировании выравнивается активность членов группы, практически исключается полное неучастие кого-либо в обсуждении, и есть возможность использовать взаимный интерес группы друг к другу.

5. Одновременная экспозиция: работы всех авторов выставляются на стенде или раскладываются на полу.

    Что такое арт-терапия?

    Перечислите виды арт-терапии.

    Цель арт-терапии.

    Показания к применению.

    Противопоказания.

Литература:

1. Арт-терапия. ред.-сост. А.И.Копытин. - СПБ., 2001

2. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б.Д.; 2-е изд.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000

Музыкотерапия – это система психологической коррекции физического и психического здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности занятия. Иногда используется живое исполнение музыки.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Она направлена на формирование личности читателя. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Драмотерапия – театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на все познавательные психические процессы: память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся мечты. Чаще всего применяется при коррекции межличностных взаимодействий: я и друзья, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Использование игр и игрушек дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило многие годы и послужило причиной проблем. Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе. Он предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами. Игровая терапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.


Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможностьвыходу внутренним конфликтам вовне;помогает понять собственные чувства и переживания;способствует повышению самооценки;помогает в развитии творческих способностей.Чаще всегоизотерапия используется: для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями; с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты:создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами - у детей с агрессивными проявлениями;оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;развитие произвольности и способности к саморегуляции;уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

В изотерапии могут применяться такие методики при работе с детьми:

Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название

Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.

Маскотерапия – известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски. Лицо – это проекция нашего психологического состояния и настроения, нашего тела, а так же нашего прошлого и настоящего. Избавление от привычных, стереотипных ролей с помощью маскотерапии создает возможность освободиться от ненужного и изменить свою жизнь.

Коллаж – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Данный метод эффективен в работе со студентами на практических занятиях по специальной психокоррекции и способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения.

Песочная терапия – это возможность общения с миром и самим собой через песок; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. В основе песочной терапии лежит создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент – ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.

Цветотерапия – это лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие; темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.

Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь клиенту. Психотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Фототерапия – набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Техники фототерапии: фотографии, созданные самим человеком; фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно; автопортреты - любые фотографии самого себя; семейные альбомы. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д.)

Глинотерапия . Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех людей, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой; не имеет противопоказаний и возрастных ограничений; дает человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).

Подводя итоги, отметим, что в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и воображение, создает эмоционально-положительный настрой у детей и взрослых. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать робость, страх. Ценностью арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а сама личность участника, что является особенно важным при работе с людьми с ОВЗ.

Арт-терапия – это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод специальной психологической коррекции.

Похожие публикации