Синтаксическая и стилистическая роль прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных

Предмет:Русский язык

Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.

Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имен прилагательных; способствовать формированию каллиграфических навыков, орфографической грамотности, умению находить определение в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету, бережного отношения к природе.

Тип урока: нестандартный.

Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

Формы урока: Индивидуальные, групповые, коллективные.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, задач урока. Мотивация:

«Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая.

Тебя моя грамматика,

Осилю понемногу я »

В каком значении употребили слово «осилю».

Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)

А вы хотите этому научиться?

Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.

Как вы думаете, с чем они нас познакомят сегодня?

Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках, Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи и с многозначностью слов, а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении. Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.

3. Минутка чистописания.

Начнем с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Поиграем в игру «Буква заблудилась». Б, в, г, л, д, ж, з - дайте характеристику букве.

Пропишите буквы, выполните упражнение для скорописи.

4. Орфографическая минутка.

По овражкам заиграли говорливые ручьи.

Что значит заиграли? Подберите синонимы? (зажурчали, зазвенели, побежали, потекли)

Что значит говорливые? (звонкие, весёлые, шумные)

Как вы думаете, когда это могло быть? (Весной)

Почему? (Снег тает, бегут ручьи, природа пробуждается с приходом весны).

Какие стихотворения вы знаете о весне?

Вешний снег

Оседает и тает,

Аромат его невыразим,

и медленно отцветают

Меховые цветы наших зим.

Л.Мартынов

5. Самостоятельная работа по вариантам: 1-2 ряды.

1 вариант: Образуйте родственные слова от глагола "заиграли". Произведите разбор слов по составу.

2 вариант: Образуйте родственные слова от прилагательного "говорливые". Разберите слова по составу. (Фронтальная проверка).

Индивидуальная работа по карточкам: 3 ряд (деформированный текст в конвертах).

Составить предложения из разрозненных слов, вставить орфограммы, указать части речи, падежи сущ. + прил., разобрать по членам предложения.

6. Фронтальный опрос. 1-2 ряды

Назовите части слова?

Как пишутся корни однокоренных слов?

Что такое окончание?

Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?

Что надо знать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?

Какие части речи вы знаете?

Какую часть речи изучаем сейчас?

7. Инсценирование сказки «Скромные просители».

Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?

Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Можете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

Все: Вместе служим - вместе дружим.

Учитель: Итак, кого и сказке называют Скромными просителями?

* Почему?

* Как изменяется имя прилагательное?

* От чего зависит род, число, падеж прилагательных?

Вывод: Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.

8. Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».

(Указать род, число прилагательного с помощью сигнальных карточек)

* Солнечный, весёлый день (м.р.)

* Ясная, холодная погода (ж. р.)

* Серое, хмурое утро (ср.р.)

* Школьные, весенние каникулы (мн.ч.)

* Устное упражнение с сигнальными карточками в подборе прилагательных к существительных по иллюстративным карточкам.

* Грачи (какие?) белоносые, чёрные, (мн.ч.)

* Тетерев - глухарь (какой?) лесной, (м.р.)

* Птицы кайры (какие?) северные, (мн. ч.)

* Суслик (какой?) степной, (м.р.)

* Журавли (какие?) перелётные, (мн. ч.)

* Ласточки (какие?) юркие, острокрылые, быстрые, (мн. ч.)

9. Словарная работа по перфокартам. Сн-гирь, в-рона, п-тух, с-ница, скв-рец, с-ловей, в-р-бей.

Проверка:

Назовите «лишнее» слово?

Назовите слова с проверяемой безударной гласной, проверьте их?

Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? Назовите существительные первого склонения? Составьте предложения, употребив имена прилагательные?

10. Письменная работа.

Коллективное составление предложений из разрозненных слов с изменением числа прилагательных.

Птичий, на, стаи, родину, летят.

Птицы, уютный, гнёзда, вьют.

Много, уничтожают, наши, гусениц, друзья, пернатый.

Запись предложений с объяснением учащихся у доски. Разбор по членам предложения.

Вывод: Имена прилагательные в предложении являются определением.

11. Чтение отрывка из рассказа Н. Сладкова «Птицы».

Выборочное письмо.

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.

Птицы - дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Самопроверка с комментированием учащихся.

12. Физкультминутка. Солнце спит. Небо спит, даже ветер не шумит... Рано утром солнце встало, вам лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, небо тучей заволок и деревья раскачал. Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крышам, солнце клонится всё ниже. Ваг и спряталось за тучи. Ни один не видно лучик.

13. Работа с учебником. Страница 180. Чтение правила учащимися об определении.

Что такое имя прилагательное?

Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

Что такое определение?

На какие вопросы отвечает определение?

Как обозначаем на письме определение?

Упр. 678. Самостоятельная работа. Спишите. Разберите по членам предложения: Прошли сильные дожди. Журчат быстрые ручьи. Дружные ребята бегут к оврагу.

Самопроверка.

Назовите определение? Упр. 683. Устно.

Признак предмета или явления обозначает определение.

Чей и какой? - ответы просты, лишь не хватает волнистой черты.

Вывод: Определением может быть признак предмета и явления.

14. Кроссворд «Погода».

По горизонтали:

1.Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

2. Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится. (Ветер)

3. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)

4. Старику ворот тепло уволок, сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз)

2. По вертикали:

Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

Подберите к отгадкам прилагательные?

Составьте предложения с ними.

15. Письмо под диктовку.

Земля - наш дом родной.

Берегите мир природы. Что значит беречь природу?

Назовите словосочетание прилагательного с существительным.

Определите род, число, падеж.

16. Итог урока.

В какую страну мы совершили путешествие?

С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис? Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

17. Домашнее задание. Страница 181 упр. 682. Указать падежи прилагательных. Разобрать по членам предложения.

Обозначая признак предмета, эта часть речи делает человеческую речь образной и точной.

Всего существует три качественные, относительные и притяжательные. У каждой из этих групп свои особенности и функции, на которых в рамках данной статьи мы подробно останавливаться не будем. Поговорим подробно о таком как форма - полная или краткая.

Краткие формы прилагательных и их особенности

Собственно наличие «усечённого» варианта - это та «лакмусовая бумажка», определяющая вид прилагательного. У притяжательных и относительных этой ипостаси нет. В виде непостоянного она присутствует только у качественных.

Сегодня краткая форма прилагательных, хоть и существует, но с каждым годом становится менее употребительной.

Мало кто знает, что в праславянском языке у прилагательных вообще не было полной

Формы, она образовалась значительно позже. Вспомним примеры из Сказки, пословицы и поговорки дают нам немало таких примеров: «Мила не бела», «красна девица», «добры молодцы» и т.д.

Краткая форма прилагательных может быть близка по лексическому значению с полной. Различаются они только вопросами и окончаниями. Например: дети (какие?) послушные (полн.ф.), дети (каковы?) послушны (кр.ф.)

Но краткая форма прилагательных иногда отличается от своего полного эквивалента смысловым оттенком. Так, слово «болен» указывает на настоящее время, а «больной» - на более постоянный признак. Иногда формы одного и того же слова вообще имеют разное толкование.

  • Ясная погода держится уже неделю.
  • Задача стала ясна после разговора с коллегами.

Во втором случае мы видим очевидную метафору, не имеющую прямой смысловой параллели с первым словом. Также краткая форма прилагательных может указывать на избыточное проявление признака:

  • пестрый (разноцветный) попугай;
  • одежда пестра (очень яркая, обращающая на себя внимание).

Некоторые слова вообще употребляются только в краткой форме: «рад», «готов», «способен» и проч. Связано это с тем, что данные лексемы утратили семантическую связь со своими полными аналогами.

В отличие от прилагательных в полной форме, краткие часто конкретизируют признак в связи с обстоятельством своего проявления:

  • короткая стрижка (может быть у любого человека);
  • брюки коротки (конкретному лицу).

кратких прилагательных

В предложении «усечённая» форма выступает исключительно в роли составного именного сказуемого. Если полные прилагательные могут быть практически любым членом предложения, у кратких роль только одна:

Дуб могуч (кр.ф.- сказуемое)

Могучий (полн. ф.- определение) дуб стоит под окном.

Краткая форма прилагательного может иметь при себе глагольную связку, которая чаще всего указывает на время:

Она была болтлива. (прошед.вр.)

Стена будет крепка. (буд.вр.)

Как мы видим, роль кратких прилагательных в языке достаточно велика. Во-первых, они могут выражать как лексические оттенки полной формы, так и существовать самостоятельно, обозначая отдельное понятие. Во-вторых, наличие или возможность образования этой формы указывает на то, что перед нами качественное прилагательное. В-третьих, синтаксическая роль таких слов однозначна - в предложении они выполняют функцию сказуемого.

    Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,

    Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи,

    а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.

    3. Минутка чистописания.

    Откройте тетради, запишите чис-ло, классная работа.

    Дайте характе-ристику букве.

    Ф.И ученика

    Словарная работа

    Работа в парах

    Включись

    Самостоятельная работа

    Итоговая оценка

    1. Словарная работа.

    Вот он деревце качает
    И разбойником свистит,
    Вот последний лист срывает
    И кружит его, кружит. В етер.

    Над лесами, городами,
    Над просторами полей
    Проплывают караваны
    Небывалых кораблей.
    Держат путь вокруг земли
    Эти чудо-корабли. О блака

    Под кустом сидит, дрожит.
    Видит волка — и бежит. З аяц

    Все время стучит,
    Деревья долбит.
    Но их не калечит,
    А только лечит. Д ятел

    В два ряда дома стоят,

    Десять, сорок, сто подряд.

    И квадратными глазами

    Друг на друга глядят. У лица

    Шайбу здесь вовсю гоняют
    И в ворота всё бросают.
    Здесь на поле лёд везде,
    Рады мы такой игре! Х оккей

    Воздух

    К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения - фронтальная работа.

    - Что такое определение?

    Памятка.

    Определение —

    Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

    Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо-жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

    Все: Вместе служим - вместе дружим.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксическая роль имен прилагательных. »

Предмет: русский язык

Дата: 4.12.13

Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.

Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксичес­кой роли имен прилагательных; способствовать формированию каллигра­фических навыков, орфографической грамотности, умению находить опре­деление в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; развивать навыки самоанализа и самоконтроля; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Сообщение темы, задач урока.

Сегодня мы отправляемся в страну Грамматику.

Мотивация: «Грамматика, грамматика! Наука очень строгая. Тебя моя грамматика, Осилю понемногу я » - В каком значении употребили слово «осилю».

Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)

А вы хотите этому научиться?

Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.

Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,

Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи ,

а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.

Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.

3. Минутка чистописания.

Начнем с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите чис­ло, классная работа.

Поиграем в игру «Буква заблудилась». Б, в, г, л, д, ж, з

Дайте характе­ристику букве.

Пропишите буквы, выполните упражнение для скорописи.

Сегодня будем работать с листом самоанализа и самоконтроля оценок, в конце урока подведём итог.

Ф.И ученика

Словарная работа

Работа в парах

Включись

Самостоятельная работа

Итоговая оценка

    Словарная работа.

Предоставляются загадки, учащиеся самостоятельно записывают слова и определяют орфограммы.

Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит... В етер.

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. О блака

Под кустом сидит, дрожит.
Видит волка - и бежит. З аяц

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. Д ятел

В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. У лица

Шайбу здесь вовсю гоняют
И в ворота всё бросают.
Здесь на поле лёд везде,
Рады мы такой игре! Х оккей

По первым буквам соберите последнее словарное слово. Воздух . Самопроверка и самооценка в лист оценивания

К какой части речи относятся все словарные слова? Расскажите всё об имени существительном.

К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения – фронтальная работа.

Вспомните, что вы знаете о свойствах воздуха?

- Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

- Что такое определение?

- На какие вопросы отвечает определение?

- Как обозначаем на письме определение?

Памятка.

Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", "чей?", "чья?", "чье?", "чьи?" и обозначает признак предмета. Определения обычно выражают прилагательными и подчёркивайте волнистой чертой.

5. Инсценирование сказки «Скромные просители».

Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?

Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо­жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

Автор : Понравились Скромные просители Существительным, взяли их к себе, а заодно и формы свои одолжили. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.

Все: Вместе служим - вместе дружим.

Учитель: Итак, кого в сказке называют Скромными просителями?

Вывод: Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.

6.Работа в парах.

Прочитай слово. К имени существительному подбери как можно больше имён прилагательных. С одним прилагательным составь и запиши предложение, определите род, число, падеж имени прилагательного.

1п – берёза 2 п – игрушка 3п - друг 4 п – тетрадь

5п – ручка 6 п- карандаш 7п - яблоко 8 п - морковь

Физминутка.

Пописали, почитали,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Потанцуйте, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите…

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

7. «Включись»

От имён существительных образуй имена прилагательные единственного числа. Запиши их. С выделенным словом составь и запиши предложение. Лучшее предложение записываем и делаем синтаксический разбор предложения. Выделенное слово – фонетический разбор.

Река- …, радость - …, молоко - …, звезда - …, грусть-..., лес -… .

8. Самостоятельная работа.

Прочитай текст, употребляя прилагательные в нужных формах рода и числа. Выделенное предложение спиши и сделай синтаксический разбор предложения.

На дворе стоит глубок… осень. Скучн… картина! Льют част… дожди. Осенн… ветер срывает последн… листья с деревьев. Перелётн… птицы давно улетели. Утренн… заморозки затянули лужи тонк… ледком.

С опорными словосочетаниями составь и запиши небольшой рассказ на тему «Зимнее утро». Подчеркни имена прилагательные во множественном числе. Определи их падеж.

Раннее утро, чистые снега, пушистый иней, хрупкий ледок, весёлые ребята.

9*. (дополнительный материал) Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».

* Солнечный, весёлый........... день

* Ясная, холодная............... погода

* Серое, хмурое........... утро

* Карие, голубые - ……….. глаза

*Осенние, весенние............. каникулы

Самопроверка. (Учитель читает,)

10. Итог урока. - В какую страну мы совершили путешествие?

С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис?

Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

11. Домашнее задание. Страница 86 упр. 261

Урок русского языка в 4 классе «Роль прилагательного в предложении».Составила: Глухарева Н.А. УМК: «Планета знаний». Предмет: русский язык Тип урока: урок открытия нового знания. Технология построения урока:проблемно-диалогическая, групповая. Тема: Роль прилагательного в предложении. Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении. Задачи: 1.Формирование предметных умений: -находить имена прилагательные в предложении, -различать полную и краткую формы имен прилагательных, -определять синтаксическую роль имен прилагательных-определение и сказуемое, -использовать имена прилагательные в речи. 2.Формирование метапредметных умений: ЛИЧНОСТНЫЕ УМЕНИЯ: -принимать и осваивать социальную роль ученика, -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, -осознавать роль языка и речи в жизни человека. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УМЕНИЯ: -готовить рабочее место, -высказывать свое предположение на основе учебного материала, -совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке, -проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, -определять и формулировать цель деятельности на уроке. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ: -находить ответы на вопросы, исходя их своего опыта, -ориентироваться в системе знаний(находить границы знания и незнания), -ориентироваться в раздаточном материале. ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА: -делать выводы о совместной работе учителя и класса. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ: -слушать и понимать речь других, -учиться работать в группе, -оформлять свои мысли в устной форме, -донести свою позицию до других. ОБОРУДОВАНИЕ: -презентация в POWER POINT -карточка «Я знаю, я могу»(приложение №1) -части предложения (приложение №2) -части схемы(приложение №3) -раздаточный материал(приложение «4) -части текста, прилагательные-подсказки(приложение «5) ХОД УРОКА. 1Оргмомент.Решение дидактических задач: 1.Подготовка уч-ся к работе. 2.Создание условий для включения в деятельность. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все на месте, все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно гладят? _Итак, мы начинаем свой урок. «Вы-талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!» Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Ж._Жака Руссо.(слайд со словами философа№1) Ученики приветствуют учителя, гостей и настраиваются на работу и сотрудничество. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Решение дидактической задачи: актуализация опорных знаний и умений. Мы живем с вами на Урале, сейчас зима_прекрасное время года, выпало много снега, расскажите, какой он, снег?(слайд №2) -при помощи какой части речи вы описали снег? -что вы знаете об имени прилагательном? Поделитесь своими знаниями с нами! (уч-ся вспоминают все. Что знают о прилагательном: что обозначает, какой речью является, на какие вопросы отвечает, как изменяется. С чем согласуется, какую роль играет в речи, в предложении чем является). ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ. Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия уч-ся цели учебно-познавательной деятельности. -предлагаю заполнить карточку «Я знаю. Я могу».Если вы согласны с утверждением, поставьте +, если нет,-(приложение №1 слайд№3) Каждый ученик работает с карточкой и таким образом определяет свое знание и незнание. -у кого не все плюсы? Что вы не знаете? (уч-ся формулируют ответ, начиная словами:«Я не знаю, я не умею». ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЛАНИРОВАНИЕ. Решение дидактической задачи: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Выслушиваются ответы детей после работы с карточкой, обобщаются и подводятся к выводу.Уч-ся делают вывод о том, что не знают, что такое краткие и полные прилагательные, не все могут определить роль прилагательного в предложении, кроме того, уточняется, что прилагательное является в предложении второстепенным членом. -что вы узнаете на уроке?(что такое краткие и полные прилагательные. Каким членом предложения может быть имя прилагательное) -какова тема урока?(роль прилагательного в предложении слайд №4) -я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши минусы стали плюсами! ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Решение дидактической задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. -из рассыпанных слов составьте два предложения (приложение №2) В, расцвел, лесу, цветок, красивый. В, красив, лесу, цветок. Красивый цветок расцвел в лесу. Красив цветок в лесу! -найдите прилагательные.Докажите это.(красив, красивый, так, как они отвечают на вопросы каков? Какой? и обозначают признак цветка. -что заметили интересного?(прилагательные-это разные формы одного и того же слова, т.к. основы одинаковые, а окончания разные.Прилагательное «красив» короче. В русском языке есть две формы прилагательного: полная и краткая.(уч-ся делают вывод о том, что прилагательное, отвечающее на вопрос «какой?»полное, «каков?»-краткое. Открывается кластер(приложение №3) Имя прилагательное Какой? каков? Полное краткое -определим, каким членом предложения являются наши прилагательные. Какие у вас есть предположения? -прилагательные являются второстепенными членами предложения-это нам известно. Выполните разбор предложения В лесу расцвел красивый цветок. Уч-ся убеждаются в том, что прилагательное второстепенный член предложения. -найдите грамматическую основу в предложении Красив цветок в лесу! -уч-ся убеждаются, что в этом предложении прилагательное-главный членсказуемое. СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.(полное прилагательное является второстепенным членом, а краткое-главным-сказуемым). Имя прилагательное Какой? каков? Полное краткое Второстепенный член главный член? -какой остался вопрос? сказуемое -как называется этот второстепенный член предложения? -чтобы это выяснить, узнайте предмет по признакам, которые я назову: красное, круглое, сочное, ароматное, сладкое. -это яблоко.(открыть слайд №5) -какой признак яблока определяет прилагательное КРАСНОЕ? КРУГЛОЕ? СОЧНОЕ? АРОМАТНОЕ? СЛАДКОЕ? Цвет Форму Сочность Запах Вкус -Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета! -как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета? ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. Имя прилагательное Какой? каков? Полное краткое Второстепенный член главный член Определение сказуемое ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Решение дидактических задач: 1.Установление правильности и осознанности усовения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. 2.Выявление качества и уровня овладения знаниями. -Вы узнали, каким членами предложения являются прилагательные? (с опорой на кластер уч-ся проговаривают новое знание). -что нужно, чтобы закрепить новое знание? Упражняться в определении прилагательных как членов предложения.(слайды №6-8). УПРАЖНЕНИЕ №1 (приложение №4) -найдите в предложении имена прилагательные. Определите, каким членом предложения они являются. Работаем в группах. Солнце льет на землю теплые лучи. Воздух прозрачен и свеж. В лесу звучат птичьи голоса. Уч-ся выполняют задания по шагам с самопроверкой по образцу. Кластер дополняется вопросом чей? Имя прилагательное Какой? чей? Полное Второстепенный член Определение Каков? краткое главный член сказуемое -вы узнали, какими членами предложения могут быть имена прилагательные, умеете находить их и определять. Зная и умея, можно что делать? -ПРИМЕНЯТЬ! УПРАЖНЕНИЕ №2.(приложение №4) Вставьте недостающие члены предложения. Скользят по небу(какие?)……….облака. Чуть колышет ветви деревьев (какой?)…..ветерок. Березы распустили свои(какие?)……листочки. На земле видны(чьи?)…следы. (сказуемое) …….первые цветы. Уч-ся выполняют задание самостоятельно, пользуясь активным словарем.Затем делают взаимопроверку в группах.Если есть ошибки, исправляют их, объясняя друг другу. -предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я могу» во второй графе-в конце урока(слайд№10) Каждый ребенок работает со своей карточкой и таким образом, определяет свое новое знание и умение. -надеюсь, все вопросы или минусы стали плюсами? ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Решение дидактической задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. -я предлагаю вам прочитать рассказ о нашем родном крае-Урале. Наш край красив и необычен!(слайд №12)Здесь с вершин уральских гор текут реки.На многие дали раскинулись просторы лесов и тайги. Зима на Урале холодная.Здесь можно увидеть деревья и кустарники, которые переливаются серебром инея.В лесах и тайге водятся звери и птицы.Это лоси, волки, глухари. На болотах краснеет клюква. В лесах можно собрать корзину грибов. На Урале живут люди. Они знают, что такое терпение, дружба и сдержанность.Наша уральская земля-хорошая! -уч-ся знакомятся с текстом и приходят к выводу, что текст неудачен потому, что в нем очень мало прилагательных, которые могли бы более полно раскрыть красоты нашего края. -что надо сделать? (вставить в текст необходимые определения, вы их можете найти в подсказках, если будете затрудняться). Дети работают в группах. -давайте прочитаем, что у нас получилось(от каждой группы представитель зачитывает коллективную работу, на экране появляется весь текст, можно его озаглавить, если время позволит) РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Решение дидактических задач: 1.Анализ и оценка успешности достижения цели. 2.Выявление качества и уровня овладения знаниями. -удалось ли вам описать красоту и необычность Уральского края? -что вам помогло в работе?(слайд №17) ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ,что имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой помогают лучше представить предметы и явления! ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ: Итак, вы убедились, что имена прилагательные бывают: полной и краткой формы, в предложении являются второстепенным и главным членом предложения –сказуемым и определением. -я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети.Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок! (слайд №18)

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Цель: Знать:

Морфологические признаки прилагательного

Синтаксическую функцию его в предложении

Роли прилагательного в тексте

Употреблять прилагательные в речи

Определять морфологические признаки прилагательного

Синтаксическую роль в предложении

Расширить:

Сведения о функции прилагательного в предложении

Ход урока

I Организационный момент

II Проверка д/з

III Лингвистическая разминка

1. На какие группы можно разделить данные слова? Подчеркните одну из групп одной чертой.

Корень, приставка,глагол, суффикс, местоимение, прилагательное, окончание, существительное.

Корень, приставка, суффикс, окончание – это части слова (морфемы).

Глагол, местоимение, прилагательное, существительное – это части речи.

2. Найдите лишнее слово в группе слов, подчеркните его одной чертой:

1) определение, обстоятельство, подлежащее,

2) прилагательное, сказуемое, дополнение.

Имя прилагательное – это часть речи.

IV Изучение нового материала

1. Работа с текстом

О какой птице идет речь?

Как вы это определили?

Какие слова помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? На какие вопросы они отвечают? (Имена прилагательные)

К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?

Какие слова они поясняют? (Имена существительные)

2. Загадки

Сам алый, сахарный,

кафтан зеленый,

бархатный. (Арбуз)

Золотое решето черных

домиков полно: сколько

черненьких домов –

столько беленьких жильцов.(подсолнечник)

Какие слова помогают нам отгадать загадки? (Имена прилагательные.)

3. Поэтическая пятиминутка

Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Подчеркните все прилагательные в тексте волнистой линией.

Такое средство выразительности речи называется эпитетом.

Разберите по составу прилагательное грустная . Подберите к нему синонимы, а затем антонимы.

Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите число, род, падеж прилагательных. От чего они зависят?

Белая берёза - ед.ч., ж.р., им.п..

На пушистых ветках – мн.ч., пр.п.

Новым серебром – ед.ч., с.р., тв.п.

4 Игра «Составь слово»

Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.

1. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь.

2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.

3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные .

Получилось слово Бесстрашные х/ш

С каким фонетическим явлением вы встретились?

Почему в этом слове пишется две буквы с?

Разберите слово по составу.

5. Синтаксическая пятиминутка

Разберите предложения по членам предложения:

Бесстрашные птицы отважно защищали ласточкино гнездо.

Вода в озере холодная.

Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении?

Определение, сказуемое.

На какие вопросы отвечают прилагательные? Что обозначают прилагательные, которые отвечают на вопрос чей?

Принадлежность предмета кому-либо.

6. Лексическая работа

Прочитайте предложения и найдите определения. Какие из них показывают только качество и свойство предмета. А какие ещё выражают и чувства человека?

1. Приближалась довольно скучная пора. (А.Пушкин)

2. Никнут шелковые травы. (С.Есенин)

3. Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков)

4. Осыпается весь наш бедный сад. (А.Толстой)

Вывод : прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

Похожие публикации