Почему РФ не отвечает на «сигаретную атаку» Белоруссии. Таможенные правила республики беларусь Ввоз алкогольной продукции

Население приграничных районов Белоруссии, Польши и Прибалтики нашло для себя рискованный, но весьма прибыльный вид заработка - контрабанда табачных изделий. Стоимость сигарет в России, Белоруссии и на Украине куда меньше, чем в ЕС, и потому товар в больших объемах тайком переправляют в Евросоюз без уплаты акцизов, пишет РИА Новости.

В приграничье уже многие годы идет необъявленная война: контрабандисты и сотрудники госорганов состязаются в смекалке и технической оснащенности.

Буханки хлеба, колеса велосипедов и дроны - куда прячут курево

На днях произошел случай, удививший даже привычных ко всему польских таможенников: они обнаружили в одном из вагонов пассажирского поезда, следовавшего из белорусского Гродно в польский Краков, 52 тысячи сигарет в целлофановых пакетах, спрятанных под потолком вагона. Контрабандисты заранее спилили и скрутили головки шурупов, крепивших панель потолка, таким образом, чтобы снять ее было максимально трудно. Когда сигареты все же нашли, вагон пришлось отцепить от состава, чтобы произвести тщательный осмотр. Таможенники жалуются, что установить владельца контрабандного товара оказалось невозможным, хотя это мог быть и один из пассажиров.

В конце июля польские пограничники задержали в Люблинском воеводстве целую организацию контрабандистов, ввозившую на автомобилях с тайниками сигареты с Украины. Среди них были как поляки, так и украинцы. Товар они везли не только в Польшу, но и дальше - в Германию. Всего на протяжении нескольких месяцев их стараниями на рынок Евросоюза было вброшено нелегальных сигарет на сумму почти 1,5 миллиона злотых (свыше 340 тысяч евро).

Предыдущее крупное задержание такого рода состоялось в марте - тогда у одиннадцати поляков и украинцев нашли и изъяли более 22 миллионов сигарет без польских акцизных марок. На Украине за пачку просят пять-двадцать гривен, а полякам сбывают по пять-шесть злотых (около 30-37 гривен). То есть навар с каждой пачки - больше 15 гривен.

Польские пограничники отмечают попытки провоза сигарет в раме и колесах велосипедов, в футбольных мячах, внутри музыкальных инструментов, книг, в буханках хлеба, между слоями вафель. Но чаще всего курево прячут в машинах и поездах, используя для тайников самые разные места, например автомобильные шины.

Водители-контрабандисты не всегда покорно ждут, пока таможенники просветят-простукают их транспорт. Бывает, что подозрительную машину отправляют на проверку, водитель паркуется для отвода глаз, а потом молниеносно заводит двигатель и жмет на газ. Начинается преследование, иногда даже с привлечением вертолетов. Не так давно в Польше во время такой погони контрабандист, явно насмотревшийся фильмов о Джеймсе Бонде, включил заранее смонтированное в автомобиль устройство постановки дымовой завесы. Фокус не сработал - любителя нестандартных решений все равно поймали.

Стоит отметить, что тайники в наземном транспорте считаются у контрабандистов вчерашним днем. Нынче "флибустьеры приграничий" активно применяют куда более изощренные в техническом плане способы доставки. Так, в Службе охраны государственной границы (СОГГ) Литвы жалуются на нашествие беспилотных летательных аппаратов.

Беспилотники активно применяются не первый год. В мае 2014-го российские пограничники перехватили в Калининградской области аппарат с размахом крыльев в четыре метра, способный принять до десяти килограммов сигарет. Для навигации в него была интегрирована система GPS, оператор координировал полет по 3D-карте. То, что не удалось владельцам этого дрона, получилось у других - сигаретный "воздушный экспресс" набирает обороты.

На дрезине и на льдине с GPS-датчиком

Потерь, конечно, не избежать, но, по мнению таких "предпринимателей", игра стоит свеч. В одном только 2017-м в Литве зафиксировали 34 незаконных пересечения границы беспилотниками. В СОГГ отмечают, что летательные аппараты, запущенные с территории соседних государств, способны переносить груз весом до двадцати килограммов. Хотя глава госпогранохраны Ренатас Пожела подчеркивает, что беспилотники могут использовать как контрабандисты, так и представители "недружелюбных государств" (в Литве власти давно уже заявляют, что ждут "российской агрессии"), речь в первую очередь идет именно о криминальном элементе. Литовским пограничникам разрешено открывать огонь по дронам, пересекающим границу.

В июле прошлого года российские пограничники задержали ночью в районе Печор, неподалеку от границы с Эстонией, жителя Пскова. Он запустил в соседнюю страну дрон, нагруженный сигаретами, но вторую партию отправить не успел. Подобным образом россияне пытались доставлять курево и в Финляндию.

Впрочем, дроны - техника дорогостоящая, не всем по карману. Есть и более дешевые способы воздушной доставки. Так, в июле прошлого года трое безработных граждан Белоруссии приобрели два мотодельтаплана марки "Фрегат". К фюзеляжам прикрепили короба с табачными изделиями и ввели в навигаторы маршрут полета, конечной точкой которого должны были стать окрестности населенного пункта Робежниеки в Краславском крае Латвии. В случае успеха они рассчитывали наладить постоянные поставки. Но незадачливых контрабандистов задержали непосредственно перед стартом.

К слову, беспилотники в контрабандном промысле применяются не только воздушные, но и наземные. В январе этого года белорусские пограничники всего в двухстах метрах от литовского рубежа перехватили автоматизированный мини-поезд, ехавший по рельсам из соседней страны. Оснащенная электродвигателем с двумя аккумуляторами тележка оказалась столь мощной, что, прежде чем ее остановили, сбила с ног пограничника. На самодельном устройстве, похожем на миниатюрную дрезину, была растянута сетка для ящиков с сигаретами - пустая. В Пограничном комитете Белоруссии пришли к выводу, что это была пробная поездка, но новый метод переправки контрабанды оказался неудачным. Хотя не исключено, что дрезина-беспилотник возвращалась в Белоруссию уже после успешной переброски товара.

Еще один "перспективный" способ доставки, годящийся, правда, лишь для определенного времени года, - сплав контрабанды по рекам на льдинах. Контейнеры с сигаретами вмораживают в лед, маскируют и снабжают GPS-датчиками. Также табачные изделия провозят в вагонах с углем, лесом (в продолбленных стволах), прячут в цистернах с рапсовым маслом или переправляют под водой при помощи аквалангистов.

На карту поставлено многое: на Украине табачные фабрики изготавливают целые партии контрафакта или небрендовых сигарет - специально под контрабанду. В соседней Белоруссии производство сигарет, по оценкам, в два раза превышает спрос на внутреннем рынке. Местные табачные изделия идут не только в ЕС, но и в Россию.

Белорусские контрабандные сигареты стоят от 26 российских рублей за пачку. Цена аналогичной продукции, произведенной в России, минимум вдвое выше. Если сравнивать с западными странами, то разница выходит куда более впечатляющая: там цена на курево в четыре, пять с половиной раз выше, чем в Белоруссии. Если в Польше пачка в среднем стоит 3,17 евро, то в Белоруссии - 0,58 евро. Поэтому продукция местных табачных фабрик "Неман" и "Табак-Инвест" широко расходится за пределы республики.

Коррупция всему голова

Недели не проходит без сообщения о перехвате таможенниками или пограничниками очередной партии запретных грузов. Идет настоящая война нервов, выдержки и смекалки. То, что наиболее ходовым товаром у контрабандистов стал не алкоголь, а именно сигареты, объясняется их компактностью - пачки с куревом куда легче спрятать. У подпольных табачников хорошо налажен сбыт. Страны Балтии и Польша служат перевалочным пунктом для транспортировки контрабандных сигарет в Западную Европу. Скажем, в Великобритании пачка в четыре раза дороже, чем в той же Латвии.

За последнее время потребление контрабандного курева в одной только Латвии выросло до самых высоких показателей в ЕС - не менее 25 процентов соответствующего рыночного сектора. В течение пяти лет государство недополучило свыше 313,1 миллиона евро акцизного налога на сигареты. Литва по той же причине в одном 2017 году потеряла свыше 60 миллионов евро - в стране на контрабандные сигареты приходится 19 процентов рынка. Но это маленькие государства, а в больших и суммы ущерба огромные. К примеру, по оценкам "Бритиш Американ Тобакко Россия", в 2017-м российский бюджет из-за табачной контрабанды и контрафакта недополучил 30 миллиардов рублей налогов. В этом году ущерб может превысить 50 миллиардов.

Бороться с этим сложно. Применяются самые разные наказания: штрафы, аннулирование паспорта и визы с разрешением на въезд, конфискация автомобиля, в котором перевозился груз, занесение в черный список (если пойман иностранец). Перевозчикам "контрабаса" пришлось бы туго, если бы им не удавалось договариваться с сотрудниками таможни и пограничной охраны, готовыми за определенную "долю малую" закрывать глаза на некоторые машины.

"Причина (того, почему силовики не могут справиться с контрабандой. - Прим. ред.) общеизвестна - коррупция. Любой руководитель учреждения, ответственного за борьбу с контрабандой, мог бы утверждать обратное лишь с розовыми очками на глазах", - заявил директор Таможенного криминального управления Службы госдоходов Латвии Эдийс Цейпе. Ввозом сигарет занимаются не только одиночки, но и хорошо организованные группировки. "К сожалению, они действуют не без помощи коррумпированных чиновников - ведь эти сокрушительные для репутации сотрудников системы внутренних дел черные схемы выявить не так легко, как может показаться", - сетовал Цейпе.

В свою очередь, глава парламентской комиссии по защите, внутренним делам и предотвращению коррупции Айнарс Латковскис на вопрос о том, почему торговцам нелегальных сигарет много лет не мешают заниматься сбытом товара на рижском Центральном рынке, ответил, что их задержание ничего бы не дало. "Это всего лишь посредники, за которыми стоят прекрасно организованные группировки. Необходимо выявлять и блокировать эти цепочки. Но чтобы работа шла гладко, следует повышать мотивацию правоохранителей и пресекать коррупцию в их среде", - сказал латвийский депутат, намекая на низкие зарплаты работников госорганов. Поэтому ее, мотивации, не всегда хватает.

Деньги через таможню

Сумма ввозимой и вывозимой валюты не ограничена. Однако при ввозе или вывозе свыше 10,000 долларов США (либо эквивалент) н еобходимо оформить таможенную декларацию . Данное ограничение в 10,000$ распространяется только на наличные денежные средства и дорожные чеки. Если валюта перевозится путем платежных карт (Visa, Mastercard, American Express и другие) и сумма на карт-счету превышает эквивалент 10,000$, то декларирование в любом случае не требуется.

При ввозе (вывозе) сумм менее 10,000$ декларирование не требуется, но может быть произведено по желанию путешественника.

При декларировании сумм, превышающих 10,000$, необходимо заполнить дополнительный формуляр таможенной декларации в 2 экземплярах. При этом НЕ требуется представление разрешительных документов на вывоз и ввоз валюты (например, разрешение из банка, документы о продаже имущества и др.).

***
www.gtk.gov.by (сделать ссылкой на http://www.gtk.gov.by/ru)


Таможенные правила РБ при въезде в страну из-за границы

Без оплаты пошлин и налогов можно ввозить в Беларусь товары (в том числе личное имущество и вещи) общим весом 50 кг и на общую сумму 1500 евро. Для тех, кто прибывает в РБ на самолете, эта сумма увеличивается до 10,000 евро.

Но при этом все 50 кг товаров не могут быть однородными (например, 50 кг только мобильных телефонов). Здесь подразумеваются товары для личного пользования, нормы провоза которых также ограничены (см. ниже).

Непосредственное решение о разрешении провоза принимает конкретный работник таможни, который принимает во внимание частоту поездок физического лица, характер и количество ввозимых товаров. Иногда могут даже пренебречь правилами и разрешить ввоз в РБ сверхнормативных товаров. Например, если приезжий гражданин РБ покажет документы, что он возвращается на родину после долгого отсутствия, например, по причине трудоустройства за рубежом. В этом случае, конечно же, будут некоторые отклонения от норм провоза багажа, на что работники таможни просто по-человечески могут закрыть глаза.

Итак, беспошлинно можно ввозить в Беларусь:

200 сигарет либо 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или табачные изделия в ассортименте, но общим весом не превышая 250 граммов;

Алкогольные напитки (в том числе пиво) - до 3 литров. При превышении этого предела надо оплатить пошлину из расчета 10 евро за 1 литр, но только за то количество, которое превышает позволенные 3 литра спиртного. Но! Запрещен ввоз свыше 5 литров алкоголя.

Ввоз алкогольных и табачных изделий может быть осуществлен только лицами возрастом от 18 лет.

В настоящее время отказались от ограничений по количеству ввоза продуктов питания и ювелирных изделий. Теперь можно возвращаться из Турции полностью в золотых украшениях, как новогодняя елка, прихватив с собой коробочку турецких сладостей. Однако нельзя забывать об общих ограничения, действующих и на эти группы товаров - 50 кг и 1500 евро (либо 10,000 евро).

В случае если ввозимый товар превышает стоимость 1500 евро (10,000 для авиа путешественников), то необходимо заплатить таможенную пошлину в размере 30% от превышающей стоимости, но не менее чем 4 евро за 1 кг.

Есть определенный список товаров, которые не относятся к товарам личного пользования и их ввоз происходит только с уплатой соответственных пошлин:
- алмазы
- двигатели внутреннего сгорания
- котлы центрального отопления
- сельхозтехника, за исключением газонокосилок
- солярии для загара
- медицинская и парикмахерская мебель

***
Всю подробную информацию и последние обновления можно найти на официальном сайте Государственного таможенного комитета РБ www.gtk.gov.by

Таможенные правила РБ при выезде из Беларуси за рубеж

Вывоз товаров из Беларуси не ограничен стоимостными и весовыми показателями.

Имеются некоторые ограничения на вывоз из страны определенной продукции:

1. Вывоз из Беларуси драгоценных камней и металлов разрешен только на сумму до 25,000 долларов США и только для личного пользования. К примеру, несколько экземпляров каждой модели, несмотря на то, что они не превышают стоимость 25,000$, могут быть расценены как партия товара и тогда возникнут проблемы с беспрепятственным выездом из страны.

2. Запрещено вывозить более 5 кг рыбы и морепродуктов, а также более 250гр икры осетровых рыб.

3. Разрешается провозить только до 10 литров топлива в отдельной емкости. К примеру, при пересечении границы на собственном автомобиле, можно ехать с полностью заправленным баком, но с собой в канистре разрешается везти не более 10 литров бензина.

***
Всю подробную информацию и последние обновления можно найти на официальном сайте Государственного таможенного комитета РБ

С прошлых выходных на белорусской границе ввели новые ограничения. Теперь вы-ехать за рубеж с гречкой и десятидневным запасом тушенки в рюкзаке не получится. Оставить дома придется также макароны и отечественный стиральный порошок. А сыра и сахара можно взять с собой только 2 килограмма на человека. Кроме того, выезжая на автомобиле за границу чаще одного раза в пять дней, придется заплатить таможенную пошлину на топливо в баке. Такие меры принял Совет Министров Беларуси для защиты внутреннего потребительского рынка. Для чего ввели эти ограничения? Кто прогадал, а кто выиграл от подобных мер, разбирались корреспонденты «Знаменки».

Чтобы сделать невыгодным «челночный» бизнес и приостановить перепродажу товаров в приграничные страны, правительство запретило вывозить за границу белорусские холодильники и цемент, а также установило лимит на вывоз топлива, сливочного масла, мяса, сахара и сигарет. Таким образом Совет Министров Беларуси пытается защитить потребительский рынок.

Не секрет, в приграничье многие привыкли годами жить за счет того, что перепродают топливо , сигареты, продукты в соседних странах. Естественно, если литр бензина в Беларуси даже по курсу Нацбанка стоит меньше доллара, а в Польше или Литве - существенно больше (около 1,5 евро), то находится немало предприимчивых граждан, которые легко зарабатывают на разнице. Куда уж проще - залить полный бак бензином или дизтопливом, пересечь границу, там все распродать, положив валюту в свой карман, и вернуться обратно. Аналогично - с сигаретами и продовольствием . Заработок при этом выходит существенный и, заметьте, без всякой уплаты налогов, ведь «челноки», по сути, занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. То, что из-за таких ходоков на границах создаются очереди и в них часами вынуждены стоять люди, выезжающие по работе или на отдых, спекулянтов не волнует. Так же как и то, что от их бизнеса страдает внутренний потребительский рынок и белорусские производители.
Ситуацию нужно было исправлять, и у правительства было несколько вариантов. Например, повысить цены до уровня цен сопредельных государств. Однако в последние месяцы товары у нас и без того подорожали, дальнейшее повышение цен больно ударило бы по кошелькам людей. Полностью запретить вывоз бензина, сигарет и сахара - тоже не выход. Поэтому было решено при вывозе за территорию Таможенного союза автомобильного топлива и некоторых социально значимых товаров взимать пошлины или сборы, которые будут компенсировать разницу цен у нас и в соседних странах. По словам государственного секретаря Совета Безопасности Леонида Мальцева, это общемировая практика защиты внутреннего рынка в интересах своих граждан.

Принятая мера тут же вызвала шквал возмущений тех, кто годами зарабатывал за счет «челночного» бизнеса: мол, как же так, теперь придется идти работать. Действительно, наживаться на разнице цен уже не получится. Однако принятое решение правительства затронуло не только спекулянтов . Из-за «челноков» пострадали обычные туристы и те, кто ездит за границу в командировки. Понятно, вряд ли кто-то из них берет в поездку по пять килограммов мяса и сахара. Но курильщики, к примеру, запасаются в дорогу сигаретами, чтобы за границей не переплачивать в несколько раз больше. А некоторые из тех, кто любит путешествовать дикарем, экономят на том, что везут с собой тушенку, макароны, крупы. Как быть с этими людьми? Возможно, следует дифференцировать выезжающих за рубеж и установить для них разные нормы вывоза. К примеру, туристы, раз в год отправляющиеся за границу по путевке, вряд ли покупают тур специально, чтобы вывезти и продать лишний блок сигарет.

Чтобы понять, как затронуло решение правительства обычных туристов, не имеющих отношения к «челночному» бизнесу , корреспонденты «Знаменки» поинтересовались их мнением по поводу установленных лимитов на вывоз топлива и товаров.

Алекcандр, инженер, г. Витебск:

Почитал, что пишут на форумах якобы пострадавшие из-за ограничения вывоза из Беларуси бензина. Это в основном те, кто живет в приграничных районах. Большинство из них, оказывается, нигде официально не работают, а занимаются «челночным» бизнесом. Хорошенькое дело, ни тебе налогов платить, ничего не надо. Не подумайте, что я кому-то завидую или учу жить. Ни в коем случае. Но этим ребятам хочется сказать откровенно: если уж вы занимались нелегальным бизнесом , из-за чего, собственно, и перекрыли вам кислород, то не стройте из себя обиженных и не устраивайте показательные выступления на всю страну. Сейчас из-за таких, как вы, обыкновенный турист (кстати, с куда более скромными, чем у вас, доходами) не сможет, отправляясь на отдых, взять с собой лишнюю пачку сигарет. Ему придется платить валютой, причем втридорога, за какие-нибудь низкопробные турецкие.

Светлана Анатольевна, преподаватель, г. Минск:

Собираемся с мужем поехать на автомобиле в Крым. Если честно, то лично нас эти ограничения по вывозу вообще не коснулись. Ну зачем, скажите, возить из Беларуси в Украину колбасу, тушенку или сыр? Разве что студенты, путешествующие с палатками, могут что-то взять с собой. Давно минули те времена, когда был дефицит и народ тащил с собой продукты. Благо в Украине очень развит придорожный сервис . Все свежее, вкусное и цены приемлемые. Приходилось видеть, как некоторые перекусывают, стоя на обочине и разложив еду на капоте автомобиля. Как турист со стажем, скажу: если не хотите проблем со здоровьем, питайтесь цивилизованно. Расплавившиеся от жары колбаса, сыр или что-то другое - не лучшая еда в дороге. Что касается сигарет, то мы с мужем не курим. Да и для курящих, думаю, двух пачек в дорогу предостаточно, а по приезде можно купить любое курево, какого ваша душа пожелает. А если где и дороже, чем у нас, то, может, пора подумать, что курение вредит вашему здоровью? На мой взгляд, все эти ограничения введены для тех, кто зарабатывал на разнице в цене товаров, так что туристам особо беспокоиться нечего.

Кстати

Что нельзя вывозить с территории Беларуси за пределы Таможенного союза:

Холодильники и морозильники бытовые ЗАО «Атлант»;

Плиты газовые бытовые напольные белорусско-российского совместного предприятия ОАО «Брестгазоаппарат»;

Цемент ОАО «Красносельскстройматериалы», Белорусского цементного завода, ПРУП «Кричевцементношифер»;

Синтетические моющие средства ОАО «Бархим»;

Крупу (независимо от организации-изготовителя);

Макаронные изделия.

Товары, вывоз которых ограничен:

Мясо (свинина) - 2 кг;

Мясо птицы - 2 кг;

Сахар белый - 2 кг;

Мука - 2 кг;

Сыры сычужные - 2 кг;

Масло животное - 1 кг;

Табачные изделия белорусского производства - 2 пачки;

Консервы мясные - 5 банок;

Консервы молочные - 5 банок.

Если очень нужно, то и эти товары можно вывезти в большем количестве. Для этого придется заплатить сбор в размере двукратной средней цены указанных товаров. Сделать это нужно до вывоза товаров из Беларуси за пределы территории Таможенного союза. Деньги принимают в белорусских рублях или иностранной валюте по курсу Национального банка, установленному на дату его уплаты, и зачисляют в республиканский бюджет. Оплатить сбор можно в любом банке, а на погранпереходе останется показать квитанцию сотруднику таможни.

Компетентно

Владислав Цыдик, председатель Комитета государственного контроля Минской области:

Помнится, в начале развала Советского Союза было нечто подобное, когда народ массово выезжал в Россию, Украину и другие близлежащие страны с сумками, набитыми сметаной и прочей снедью. Но сейчас ведь совсем другая ситуация. Да, некоторое напряжение наблюдается, но не настолько, чтобы возить туда-сюда бензин или что-либо еще. Наживаться за счет государства контролирующие органы никому не позволят. Ситуация управляема. А вообще у нас достаточно организованных структур, экспортирующих товар цивилизованным способом. Допускаю, что кто-то не хочет ущемлять себя, имея на разнице в цене товара, неплохой доход. Это весьма выгодный бизнес для них. Но система вывоза, еще раз повторюсь, должна быть упорядоченной и организованной. Ведь если речь идет о продуктах питания, где нужны особые условия перевозки, чтобы не допустить развития инфекции, то, например, из-за какого-то лишнего килограмма мяса недопустимо испортить имидж страны.

Григорий Козырев, заместитель председателя Добрушского райисполкома:

Наш район граничит с территорией России и Украины. Естественно, определенные люди стремились получить выгоду на разнице цен в государствах на товары и автомобильное топливо: на погранпереходах отмечали, что есть машины, которые чересчур часто пересекают границу, как правило, в украинском направлении. Но после принятия новых таможенных правил погранпереходы немного разгрузились.

Полосу подготовили Алеся ГОЛОВЧИЦ, Людмила ШЕСТОКОВИЧ, Татьяна ЯКИМЕНКО, «ЗН», фото БЕЛТА

Черный рынок сигарет, произведённых в Беларуси, стремительно растёт в приграничье..

Про цивилизованную торговлю табаком всем известно хорошо. Другое дело – чёрный рынок. В связи с ростом цен на табачную продукцию в России, контрафактные сигареты стали стремительно завоёвывать популярность во всей стране. По версии РБК в конце 2016 года доля нелегальной табачной продукции в Российской Федерации достигла 2,25%! При этом 60% табачного контрафакта попадают к нам из стран Евразийского экономического союза. Около 39% пачек нелегальных сигарет родом из Беларуси.

Как оказалось, Смоленская область – один из самых курящих регионов РФ. Расходы россиян на табачную продукцию за последние 5 лет выросли почти вдвое, и в 2016 году составили 4,1% среднедушевого дохода! В Смоленской области расходы семьи на сигареты составляют 6,8% от общих расходов! Регион вошел в четверку самых курящих субъектов России. Показатель наличия «серых» сигарет – также один из самых высоких.

Секрет популярности белорусских «цигарок»

Секрет очень прост – низкая цена. В нелегальной продаже в основном самые дешёвые белорусские сорта, которые стоят у производителя и на внутреннем рынке РБ в 3-4 раза дешевле, чем их аналоги в России. Украинские или молдавские сигареты в России – редкость из-за хорошего пограничного контроля.

Самые популярные сорта белорусских сигарет» : ГТФ, NZ, Корона, Минск, ФЭСТ, Магнат, Премьер, Альянс стоят в РБ 85 коп. –1 руб. 10 коп. или 27-40 российских рублей. В Смоленске — немного дороже. Иногда разницы в цене нет. Но об этом мы расскажем чуть позже.

Самой продаваемой линейкой белорусских сигарет в Смоленске является «NZ» от Гродненской табачной фабрики «Неман» . Их стоимость в августе составляет 38 рублей за пачку или 380 рублей за блок.

По оценкам смоленских предпринимателей, ежемесячно в области реализуется до 1200 коробок контрафактных белорусских сигарет.

Подсчитаем потери бюджета. На каждой пачке сигарет государство теряет акцизный сбор минимум в 42 рубля. Значит, с одного блока уже - 420 рублей. В 1 коробке – 50 блоков. Умножаем 50 на 420 руб., получается 21 тыс. руб. и умножаем на 1200 коробок, и получаем 25 млн 200 тыс. руб., недополученных федеральным бюджетом только в одной области. За 1 год выходим на 302 млн. 400 тыс. руб. потерь. Конечно, подсчёты весьма условны. Но даже с учётом возможных погрешностей, убытки бюджета весьма высоки.

Где продают белорусские сигареты в Смоленске?

Нелегально белорусскую табачную продукцию продают во множестве мест в городе-герое. Самые популярные места продажи:

  • Рынки/стихийные рынки (Колхозка, Киселёвка)
  • Интернет
  • Через «знакомых»

Колхозная площадь – самое популярное место продажи белорусских сигарет. Здесь их купить в городе проще всего. Ещё 1-2 года назад их продавали «внаглую» – держа в руках пачку или блок на входах/выходах в рынок. Полицейские рейды, задержания, протоколы и конфискация изменили положение вещей. Теперь продавцы табака сохраняют минимальную конспирацию. Однако, продажи белорусских сигарет только растут. Где же они реализуются?

На рынках сигареты можно купить двумя основными способами:

  • С рук у нелегальных продавцов
  • В ларьках/павильонах с надписью типа «Табак».

Теперь чтобы найти продавца нелегальных сигарет на «Колхозке» нужно немного постараться. Хотя, продают их всё те же лица. Видимо, у них огромный иммунитет к полиции и штрафам. В нынешней ситуации к ним придётся подходить самостоятельно и спрашивать и про сигареты.

При этом «барыга» будет оценивать своего потенциального покупателя «на вшивость» за пару секунд. Если человек быстро и точно скажет, что ему нужно, например: Есть блок «НЗ 8-ки»?, то продажа, скорее всего, состоится. Продавцу будет понятно, что человек «в теме». Если же покупатель с улицы начнёт что-то мямлить про «дешёвые белорусские сигареты и цену на них», то может и отказать. Кстати говоря, таким же образом обстоят дела и с продажей контрафактного алкоголя на Колхозной площади.

В последние пару лет на Колхозке (и других рынках) появились специализированные ларьки «Табак» или «Табачная лавка». В них продаются: сигареты, папиросы, сигары, папиросная бумага, мундштуки, зажигалки и прочие товары для любителей покурить. На прилавке и в прайсах только официально разрешённые сигареты, продающиеся по документам, МРЦ и чекам – всё по законодательству РФ. Это только на первый взгляд…

Если поинтересоваться у продавцов о наличии белорусских сигарет, то они моментально предложат их купить по выгодным ценам (35–40 руб. за пачку). А на этих сигаретах вовсе отсутствуют акцизные марки, а, значит, акцизные сборы за них не уплачены. Это уже прямое нарушение российского законодательства.

Судя по растущему количеству подобных ларьков – это никого не смущает. Ситуация тем более удивительна, ведь в СМИ огромное количество сообщений о рейдах, облавах и конфискации больших партий белорусских сигарет.

Анализ публикаций смоленских газет и сайтов показывает, что за такое правонарушение чаще всего наказывают по статье «Незаконная торговля» с весьма скромным штрафом — от 2-х до 15 тыс. руб. и конфискацией товара. При этом себестоимость «левых» сигарет настолько низка, что данные меры не являются достаточными, для пресечения незаконной торговли табаком.

Сигареты из… Интернета!

Белорусские сигареты можно приобрести даже в Интернете. Есть даже целый сайт, который, судя по url-адресу, предлагает оптовую продажу контрафактных сигарет именно в Смоленске. Продукцию белорусских табачных фабрик распространяет некто Владимир.

Сайт содержит большой ассортимент сигарет трёх белорусских табачных фабрик. Дата публикации прайса – 10 апреля 2017 года. Цены указаны в белорусских рублях с НДС.

Подобных сайтов в сети несколько.

Рейды и облавы

УМВД России по Смоленской области 11 июля сообщало о конфискации полицией 10 000 пачек контрафактных сигарет белорусского происхождения. Подозреваемые местные жители 25 и 26 лет пойманы с поличным в одном из арендованных помещений во время выгрузки товара.

Общая стоимость конфискованной табачной продукции составила около 1 млн рублей. В отношении задержанных возбуждено уголовное дело по статье «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ».

Подобная информация периодически появляется в региональных и городских СМИ. Однако, торговля контрафактными табачными изделиями только набирает темпы. Видимо, дело в том, что сигаретный бизнес является очень прибыльным, и в нём заинтересованы влиятельные структуры по обе стороны границы.

Откуда табачок?

Как известно, ничего в природе не исчезает и не появляется бесследно. Понятно, что и контрафактные сигареты кто-то привозит в Смоленск. С местом изготовления всё вполне ясно – они производятся на белорусских табачных фабриках. Чаще всего – на ГТФ в Гродно. А вот дальше схема поставок в российские регионы не совсем ясна.

Следует заметить, что все нелегально продаваемые белорусские сигареты в Смоленске лишены любых акцизных марок. Удивительно, но факт – их изначально не планировали продавать официально в РБ или РФ. Они предназначались для контрабанды.

Заявление весьма смелое, но других логических объяснений отсутствию «акцизок» мы не видим. Подтверждение данной теории служит цена на белорусские сигареты, которая всего на 5–10% выше, чем в РБ, иногда и равна ей. Здесь можно смело отметать версию с перепродажей легально купленных в Беларуси сигарет. Иначе бы их цена даже на чёрном рынке была бы заметно выше. А на пачках красовались белорусские акцизные марки. Наценка в 5–10% для табачной продукции является крайне низкой. Прибыль в данной области обычно достигает 200–300% и выше.

По косвенным данным, и, исходя из информации, полученной от работников белорусских табачных фабрик, мы делаем вывод, что сигареты для последующей продажи в Смоленске (и других регионах) появляются тремя основными способами:

  1. Как выплаты зарплат продукцией сотрудникам предприятий . Факты оплаты труда таким варварским способом являются обыденностью на государственных предприятиях в Беларуси. В таком случае сотрудникам выгодно продавать их даже по самой низкой цене. Лишь бы получить живые деньги на руки.
  2. Кражи сигарет сотрудниками и администрацией предприятий по выпуску сигарет в Беларуси. Зарплаты на этих предприятиях низкие, и люди пытаются улучшить своё благосостояние любым доступным путём, даже нарушая закон.
  3. Сознательный выпуск «левых» партий на фабриках. Таким образом могут заработать все: сотрудники, администрация, возможно криминал и властные структуры в РБ. Естественно, нелегальные партии нужно скрывать от государства и не клеить на них акцизы. Более того, данная версия объясняет огромный поток нелегальной продукции в Россию. Выплаты зп и кражи на конвейере, всё же, вряд ли могут быть в такими огромными.

Скорее всего, 3-я версия является самой реалистичной. И в неё не могут быть не вовлечены руководство предприятий, силовые и контролирующие ведомства, властные структуры Беларуси, как и не может данная схема существовать без подобной поддержки внутри РФ. Огромные партии сигарет кто-то допускает к вывозу из РФ, кто-то перевозит и способствует пересечению границы и почти свободной продаже внутри Российской Федерации.

Исходя из этого, можно сделать неутешительный вывод о существовании отлаженных каналов поставок и продаж сигарет, и целой международной «сигаретной мафии», борьба с которой только начинается!

Текст и фото: Артём Гросс




Naviny.by разбирались, как белорусские сигареты попадают за границу.

Производство сигарет в Беларуси, по оценкам, в два раза превышает спрос на внутреннем рынке. Эксперты полагают, что у нас созданы идеальные условия не только для официального экспорта табачных изделий, но и для их нелегального вывоза в соседние страны.

Naviny.by решили разобраться, что именно происходит с одной из самых прибыльных отраслей Беларуси.

В 2017 году наш бюджет заработал на табаке 500 млн долларов. Такие данные в конце прошлого года обнародовал Александр Лукашенко на совещании по вопросам производства и реализации табачных изделий.

Одной из причин проведения совещания глава государства назвал большой спрос на белорусские сигареты за пределами страны.

«Ко мне даже в последнее время обратились заграничные предприниматели о том, что наши предприятия не хотят продавать продукцию на экспорт. Есть большие ниши, даже в Европейском союзе. Они нам выгодны. Почему мы не хотим их заполнять? - отметил Лукашенко. - Я поручал проверить эту информацию. Речь идет об одном из значительных источников пополнения бюджета. Поэтому если есть спрос, надо продавать табачные изделия. Не продадим мы, продадут другие. Рынки будут заняты».

Народный экспорт

Потенциал для экспорта действительно есть. Так, объем внутреннего спроса на сигареты в 2018 году оценивается экспертами в 14-18 млрд штук, а квота на производство сигарет для внутреннего рынка установлена на уровне около 30 млрд штук. Еще около 4 млрд штук сигарет планируется отгрузить за границу.

«У нас в Беларуси сложилась такая структура рынка, что его емкость практически в два раза ниже, чем фактически произведенный объем. То есть, вы понимаете, куда утекает вся вторая половина. Основной объем задержаний за границей - это марки низкого ценового сегмента. То есть, самые дешевые, поскольку их выгоднее перевозить», - рассказал Naviny.by эксперт табачного рынка из Беларуси, пожелавший не называть своего имени.

Кстати, более трех лет назад международные компании были лишены возможности производить в Беларуси свои марки в нижнем ценном сегменте, где доминирует Гродненская табачная фабрика «Неман», входящая в концерн «Белгоспищепром».

В концерне заверили, что табачный рынок Беларуси жестко контролируется. Все произведенные объемы сигарет потребляются в стране.

«У нас производство табака, как и алкоголя, квотируется для поставки на внутренний рынок. Оно всё и продается. Остатки у нас минимальные. У нас этот рынок очень жестко регулируется и контролируется. Хулиганство на внутреннем рынке никто не допустит. А то, что вывозится „народным экспортом“, мы никак запретить не можем», - рассказал Naviny.by первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Игорь Шустов.

Примечательно, что с июля 2016 года прекращена публикация официальных данных о производственных квотах, реализации на внутреннем рынке, импорте и экспорте табачных изделий.

Белорусские сигареты дешевле

Основной причиной контрабанды сигарет является разница в акцизной и ценовой политике в Беларуси и сопредельных государствах. К примеру, нелегальные сигареты из Беларуси в России стоят от 26 российских рублей за пачку. В это же время цены на аналогичную продукцию, произведенную в России, минимум вдвое выше.

«Сигареты в России не могут стоить меньше, чем налоги на них. То есть цена ниже 60 рублей должна серьезно настораживать. В цене легальных сигарет самая большая доля приходится на налоги - акциз и НДС. Средняя пачка стоит 90 рублей, из них 45 рублей - это акциз и 14 рублей НДС. В сумме налоги - около 59 рублей, или больше 60%. Эти деньги получает государство. Оставшиеся 30 рублей делят розничная точка, дистрибьютор, перевозчик, производитель и поставщик сырья», - объяснил в комментарии для Naviny.by руководитель отдела «Бритиш Американ Тобакко Россия» по противодействию нелегальному обороту табачной продукции Максим Курганский.

В западных странах цены на сигареты по сравнению с Беларусью, согласно исследованию одной из крупнейших аудиторских компаний KPMG за 2016 год, в 4,6-5,5 раза больше. Средняя цена пачки сигарет в Польше составляла 3,17 евро, в Беларуси - 0,58 евро.

«Вообще, потоки из Беларуси распределяются и в страны ЕАЭС, и в Европу. Просто в Европе доходность выше от нелегальной контрабанды, а в Россию проще доставить и более мягкое наказание», - сказал эксперт табачного рынка из Беларуси.

Какая доля нелегальных сигарет из Беларуси за границей?

Больше всего нелегальных сигарет попадает из Беларуси в Россию. Занимая 2,2% табачного рынка этой страны, в годовом выражении физические объемы составляют около 5,5 млрд штук сигарет. Большая часть из них - продукция Гродненской табачной фабрики «Неман». А именно марки низкого ценового сегмента - NZ, Credo, «Фэст» и другие.

Об этом свидетельствуют результаты исследования аналитического агентства Kantar TNS. Оно проводилось по заказу компаний Philip Morris International, British American Tobacco, Japan Tobacco International и Imperial Tobacco в восьми регионах России с января по февраль 2018 года.

В приграничных с Беларусью регионах доля нелегальных сигарет из нашей страны в общем объеме продаж намного выше общероссийского показателя. В Брянской и Смоленской областях она составляет 21%. На Северном Кавказе нелегальные сигареты из Беларуси уже отвоевали 17% рынка. В этих регионах определенную долю занимает также продукция минской табачной фабрики «Табак-Инвест».

Белорусские сигареты в России настолько популярны, что их стали подделывать. Они хуже по качеству, но чуть дешевле контрабандных оригиналов.

На Западе доля нелегальных сигарет из Беларуси в общем потреблении заметнее, чем в России. Причина - в России емкость рынка больше, чем в соседних европейских странах.

По данным исследования KPMG, в 2016 доля нелегальных сигарет из Беларуси в Латвии составила 16,65% от общего потребления, или 0,407 млрд штук. Доля в Польше - 5% (2,06 млрд штук), в Литве - 14,5% (0,485 млрд штук).

Сколько нелегальных сигарет из Беларуси конфискуют таможенники?

Правоохранительным органам удается конфисковать далеко не все объемы контрабанды.

Как рассказали Naviny.by в Литовской таможне, в 2016 году ведомство задержало 228 млн штук контрабандных сигарет, а в 2017 году - 128 млн штук. В позапрошлом году белорусские сигареты составляли 38% от общего объема табачного конфиската, а в прошлом году - 25%.

Контрабандные сигареты задерживают не только на белорусско-литовской границе.

«В последние годы наблюдается тенденция ввоза контрабанды белорусских сигарет через границу Литвы с Латвией. А есть даже отдельные случаи ввоза белорусских сигарет из Калининградской области. Также значительные объемы сигарет задерживаются уже во внутренних регионах страны», - прокомментировали данные в Литовской таможне.

При этом, отметили в ведомстве, далеко не все контрабандные белорусские сигареты предназначены именно для черного рынка Литвы. Довольно большая часть из них просто провозится дальше в западную Европу - «это так называемая транзитная контрабанда».

Кроме того, подчеркнули в Литовской таможне, «существенную часть задержанной контрабанды составляют нелегальные сигареты вообще без бандеролей (ярлык на товаре в знак уплаты акциза. - ред.). Это фальсифицированные табачные изделия, которые изготавливаются на теневых предприятиях Литвы или Латвии».

Белорусскими таможенными органами в 2017 году было выявлено 12 крупных партий сигарет, в каждой из которых через границу нелегально перемещалось более миллиона штук.

Чаще всего, отметили в Государственном таможенном комитете Беларуси, выявляются мелкие партии - до 10 тысяч штук.

«Для незаконного вывоза табачной продукции в страны Европейского союза по-прежнему наиболее активно используются участки границ с Литовской Республикой и Республикой Польша», - рассказали Naviny.by в ГТК.

Как сигареты нелегально попадают из Беларуси за рубеж?

Чтобы скрыть сигареты от таможенного контроля, как правило, используются конструктивные полости легкового и грузового транспорта, а также специально изготовленные тайники в транспортных средствах, например, в железнодорожных вагонах и цистернах.

Недавно, к примеру, недалеко от польско-литовской границы сотрудники Подлясского таможенно-налогового управления задержали фуру с контрабандными сигаретами. В ней находились 450 тысяч пачек сигарет без польских акцизных марок.

34-летний водитель из Беларуси утверждал, что в грузовике он везет торф. Если бы сигареты попали на рынок, ущерб польской казне составил бы более 10 млн злотых (около 3 млн долларов). Возбуждено уголовное дело. Сигареты и грузовик задержаны. Водителю грозит до 10 лет лишения свободы.

Известны случаи, когда контрабандисты пытались переправить сигареты из Беларуси в Литву по реке на плотах, а в Польшу - с помощью дронов.

Кроме того, выезжающие из Беларуси граждане, пытаясь заработать на разнице в цене, часто прячут сигареты в багаже, одежде либо на собственном теле. Часто разбирают обшивку поездов.

Как бороться с нелегальной торговлей?

От контрабанды сигарет соседние страны теряют огромные суммы.

К примеру, по оценкам «Бритиш Американ Тобакко Россия», в 2017 году ущерб государственного бюджета восточной соседки от табачной контрабанды и контрафакта составил не менее 30 млрд российских рублей (более 500 млн долларов) недополученных налогов. В этом году ущерб может превысить 50 млрд российских рублей.

«Нелегальная продукция замещает легальную - в этом главный урон для бизнеса производителей. Объем нелегального рынка сигарет в годовом исчислении уже превышает 18 млрд штук сигарет. Доля контрабанды и контрафакта составляет 7,7% от общего объема табачного рынка, свидетельствуют данные исследования компании TNS. Примерно на столько сократился объем легального рынка сигарет в прошлом году. Это означает, что в ответ на повышение табачных налогов и цен на сигареты российские курильщики не бросают курить, а переходят на доступный контрафакт», - объясняет Максим Курганский из «БАТ Россия».

По его мнению, остановить распространение нелегальной продукции поможет, в первую очередь, выравнивание акцизов в ЕАЭС, неотвратимость наказания, эффективное правоприменение, высокие и регулярные штрафы для участников нелегального оборота, конфискация и уничтожение оборудования производителей контрафакта, а также активное сотрудничество производителей, продавцов и правоохранительных органов.

«Очень важно повышать грамотность граждан в области данной проблемы, потому что ущерб наносится не только государственному бюджету, но и здоровью населения», - считает эксперт.

В Беларуси к проблемам соседей относятся с пониманием. Александр Лукашенко на том самом совещании подчеркнул, что лично он не приемлет тех, кто курит или злоупотребляет алкоголем. Но от возможности заработать белорусы отказываться не собираются.

«Если кто-то предложит сегодня схемы, по которым мы будем работать в производстве и реализации табачных изделий, они немедленно будут реализованы. Но принцип один: это должно быть выгоднее, чем ныне действующая схема», - заявил президент Беларуси 4 декабря 2017 года.

Похожие публикации