Отношения киевской руси с ее соседями. История в историях

Билет № 3. Киевская Русь: политическая, социально-экономическая и культурное развитие. Взаимоотношения с соседями.

Если до объединения Киева и Новгорода существовали отдельные племенные государства-княжения, то с этого момента возникло Древнерусское государство. Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве – 882 г. Согласно летописи, Олег правил в 882 - 912 гг. Он подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками, добился успехов во внешней политике, заключив договор с Византией.

Киевский князь правил, опираясь на дружину. Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным.

Главным источником наших знаний о социально-экономических отношениях в Киевской Руси является древнейший памятник законодательства – "Русская Правда".

Большинство населения Киевской Руси составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Дань выплачивалась общиной целиком, хотя и могла рассчитываться подворно. Община у славян называлась вервью. В X - XI вв. славянская община была уже не родовой, а соседской. Участки принадлежавшей общине земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение в IX – начале XI в. еще не было развито. Имелись лишь немногочисленные и небольшие княжеские и боярские вотчины. В них работали зависимые люди.

В Киевской Руси было несколько категорий зависимого населения: холопы, челядь, закупы, рядовичи, смерды.

Отношения с Византией заключались, во-первых, в торговле по пути "из варяг в греки" и, во-вторых, в периодических набегах дружины на берега империи. Первые известные набеги славян на Византию произошли в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде.

Олег организовал поход в 907 г. Греки замкнули бухту Золотой Рог (внутреннюю гавань Константинополя) цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили их к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор. По условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии.

Игорь организовал поход в 941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи "греческим огнем". В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако византийцы предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю.

В 945 г. был заключен новый русско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в 907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не могли больше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонние обязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония в Крыму) и не пускать туда дунайских болгар.

При Ольге Русь и Византия сблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Руси христианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились.

Святослав первоначально выступал союзником Византии. В 967 г. он вторгся в Болгарию, воевавшую тогда с империей, и разбил болгар под Доростолом. Святослав хотел даже перенести свою столицу в г. Переяславец на Дунае, выгодно расположенный на пересечении торговых путей. Набег печенегов на Киев вынудил Святослава возвратиться домой. Вскоре он вновь явился на Дунай. Но обстановка изменилась. Наказав болгар, византийцы опасались усиления Святослава. Новый император Иоанн Цимисхий потребовал от Святослава покинуть Болгарию. Князь отказался и, по утверждению греческого хрониста, сам предложил грекам уйти из Европы в Азию. Русско-болгарская война перешла в русско-византийскую. Несмотря на численное превосходство греков, русские сражались успешно.

После ряда сражений Святослав был осажден в Доростоле и вынужден заключить мир. По условиям договора русские уходили из Болгарии и обязывались впредь оказывать империи помощь против любого вторжения. Греки беспрепятственно пропускали русских на Днепр.

Греки не выполнили своих обязательств. Они сообщили печенегам о том, что Святослав идет "с малой дружиной". Печенеги устроили в днепровских порогах засаду и убили Святослава. Печенежский князь сделал из его черепа чашу, чтобы пить из нее и тем приобрести доблесть погибшего врага.

Окончательная нормализация отношений с Византией произошла лишь при Владимире I, в результате крещения Руси.

Крупнейшим восточным соседом Руси являлся Хазарский каганат. Длительное время хазары брали дань с ряда славянских племен. Олег обложил эти племена данью в пользу Киева. Отношения Руси с каганатом ухудшались также под влиянием Византии, соперничавшей с каганатом в Причерноморье, и на почве религиозных разногласий.

Решающий удар каганату нанес Святослав в 964 - 966 гг. Вскоре каганат распался. В степях установилось господство печенегов.

Печенеги нападали на русские торговые караваны на Днепре, устраивали набеги на Русь. При князе Владимире I границы Руси были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затруднило набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Х в. печенеги кочевали в одном дне пути от Киева, в начале XI в. – в двух днях пути.

В 1036 г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение. Вскоре после этого многие печенеги перешли на русскую службу, главной же угрозой Руси с востока стали на два столетия половцы.

Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X - XI вв., после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Внуки Владимира были женаты на европейских принцессах, а внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

В Х - XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев.

Таким образом, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.

Билет № 4. Причины, сущность и особенности феодальной раздробленности в Европе и на Руси. Владимиро-суздальское, Новгородское, Галицко-волынское княжества.

Началось превращение дружинников в землевладельцев, происходившее в основном на основе княжеского пожалования. Вследствие этого дружина стала менее "подвижной": дружинники теперь не стремились переходить вместе со своим князем на более почетный княжеский престол. Они были заинтересованы в постоянном пребывании вблизи от своих вотчин. Таким образом, главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения.

Ярослав Мудрый умер в 1054 г., оставив пять сыновей. Сложился "очередной" порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский – второй брат и так далее, от брата к брату, от дяди к племяннику. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства, становились "изгоями".

До 1068 г. Ярославичи правили Русской землей совместно. В 1068 г. они были разбиты половцами на р. Альте и вынуждены были укрыться в Киеве. Киевляне потребовали выдать им оружие, но получили отказ Изяслава и восстали. Изяслав бежал, а киевским князем был провозглашен дальний родственник Ярославичей – Всеслав Брячиславич, князь полоцкий. Изяславу с помощью тестя, польского короля, удалось вернуться в Киев, но вскоре он поссорился уже с родными братьями и был изгнан вторично. Великим князем стал в 1073 г. Святослав. После его смерти в 1076 г. на престол в третий раз вернулся Изяслав. В 1078 г. он погиб во время нападения на Киев его племянника Олега Святославича с половцами. В 1078 - 1093 гг. великим князем был последний из сыновей Ярослава Мудрого – Всеволод. В 1093 - 1113 гг., в соответствии с очередным порядком, в Киеве правил сын Изяслава Святополк.

Ростово-Суздальская (позднее – Владимиро-Суздальская) земля располагалась на Северо-востоке Руси, вдали от традиционно важнейшего торгового пути "из Варяг в Греки" и отделялась от Приднепровья густыми лесами. Славянское население Северо-востока составляли кривичи и вятичи. Здесь жили также балтийские и угро-финские народы. Главным источником землевладения являлось княжеское пожалование. Землевладельцы Северо-Востока были гораздо сильнее связаны с княжеской властью, нежели со своими земельными владениями.

В XI в. на Северо-восток в массовом порядке переселялись жители Южной Руси в поисках свободной земли и защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородной земли.

В IX в. у восточных славян возникает классовое общество и появляется государство. Начальный период образования госу­дарства в источниках отражен недостаточно, так как письменность распространяется уже после создания государства.

Норманнская теория Многие историки в XVIII - XIX вв. придерживались так называемой "норманнской" теории , которая приписывает норман­нам - скандинавским викингам (на Руси их называли варягами) -создание Русского государства. Основанием для этой теории по­служил летописный рассказ о призвании на княжение в 862 г. ва­ряжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора .

Новгородское летописание сообщает о том, что в IX веке легендарный князь Гостомысл собрал воинскую дружину и про­гнал за море варягов, нападавших на славян. Гостомысл долго правил славянами. При нем все соседи признавали славян, мно­гих он сам обложил данью.

По легенде, Рюрик в то время был вождем одной из варяж­ских дружин. Он приплыл вместе со своими воинами и двумя бра­тьями Трувором и Синеусом, согласился защищать призвавшие его племена от врагов и княжить по старому обычаю и правде.Рюрик посадил княжить брата Синеуса в Белоозеро, Трувора - в Изборск, а сам остался в Новгороде. Этот город был построен на месте старого Славянска, и, так как он был новым городом, его назвали Новгород. Посте­пенно этот город стал богат и известен.

В этой легенде многое до сих пор неясно. Большинство историков считают Синеуса и Трувора вымышленными личнос­тями. Историчность Рюрика целым рядом исследователей не от­вергается.

В самом факте призвания иноземных князей на княжение нет ничего невероятного. Раннеклассовое государство всегда рож­дается в острой и кровопролитной междоусобной борьбе. Одним из возможных путей прекращения взаимного истребления может быть приглашение третьей, нейтральной по отношению к враж­дующим сторонам, силы.

Имеется и другая возможность - оформление насильствен­ного захвата власти варягами в качестве акта "добровольного" призвания. В любом случае в летописном тексте речь идет о появлении варяжской династии в Новгородской земле, а не о создании государства на Руси.

Исходя из логики самой легенды, можно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, надо было уже иметь у себя эту форму власти. В то же время надо признать, что варяжские дружины сыграли определенную роль в ранней истории Руси, но они составляли меньшую часть зарождавшегося господствующе­го класса.

Полемика о норманнизме подчас обострялась и из-за того, что в гитлеровской Германии его использовали как доказательство неполноценности славян и принадлежности германцев (в том числе норманнов) к "расе господ".

Однако сегодня в западной историографии доминирует уже неонорманнизм, не отрицающий роли внутренних факторов в со­здании государства на Руси, но несколько преувеличивающий роль норманнов в этом процессе.

Совершенно очевидно, что восточнославянское общество в IX в. было в стадии создания государственности. Летописец рас­сказывает о племенных княжествах - ранних государственных образованиях, существовавших у полян (где, согласно летописи, первым князем был основатель Киева Кий), древлян, дреговичей, полочан.

Древнерусские князья

Княжил Рюрик недолго. Как-то на охоте он простудился, заболел и умер. Князем у славян стал малолетний сын Рюрика Игорь. Пока Игорь рос, княжил родственник Рюрика князь Олег -руководитель дружины Рюрика.

Легенда рассказывает о том, что еще при жизни Рюрика два его дружинника Аскольд и Дир отправились в Царьград (так называли славяне столицу Византии Константинополь). По доро­ге из Новгорода Аскольд и Дир приплыли по Днепру к Киеву. Уви­дев, что с ними хорошо вооруженная дружина, киевляне пригла­сили их княжить. Аскольду и Диру понравился красивый город. Они не поплыли в Царьград, а остались в Киеве. Княжили они в Киеве несколько лет.

В Царьград они все-таки отправились, собрав большое вой­ско. Согласно летописным источникам, это был первый поход на Византию, совершенный в 60-е годы IX в. Этот поход закончился ничем, так как поднявшаяся буря разметала по морю русские ла­дьи. Считается, что в период между 860 и 867 гг. был заключен первый в истории Руси международный договор "О мире и люб­ви" с Византией.

Согласно летописи, Олег , став новгородским князем, со­брав большую дружину, которая на ладьях спустилась по Днепру к Киеву. Он спрятал свое войско, а сам вышел под стены города и попросил передать Аскольду и Диру, что купец из Новгорода едет в Царьград и хочет поговорить с князьями. Когда они вышли, Олег им сказал: " Вы не князья, вы не княжеского рода. Вот Игорь, сын князя Рюрика". Затем он выхватил спрятанный меч и убил обоих.

Увидев, как удобно расположен Киев, как он богат, красив и надежен, Олег перенес в него столицу из Новгорода, сказав: "Да будет Киев матерью городам русским". Это было в 882 году. Дата эта условна, она является результатом хронологических выкла­док летописцев XI - XII вв.

Объединение под властью одного князя Киева и Новгоро­да - двух крупных центров восточного славянства - было важней­шим этапом развития древнерусской государственности. Если до взятия Киева Олегом можно говорить о существовании у восточ­нославянских племен государственности, то с этого момента мож­но говорить о создании Древнерусского государства.

Говоря о возникновении Древнерусского государства, надо иметь в виду, что под государством в первую очередь следует по­нимать систему органов управления и права, распространяющу­юся на определенную территорию. Возникновение государства -это закономерный этап в развитии общества, находящегося на ста­дии распада первобытной родовой общины. В этот период стано­вятся разнообразнее отношения внутри рода, расширяются кон­такты не только между людьми, но и между племенами.

Как повествует летопись, после объединения Новгорода и Ки­ева Олег освободил многих славян от уплаты дани хазарам. Он под­чинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Несогласных заставил признать себя силой оружия.

В это время в славянских землях возникает много городов. Обычно их строили на реках, по которым проходил один из важ­нейших торговых путей "из варяг в греки", то есть из скандинавских стран в Византию. Известными в то время были города Новгород на Волхове, Псков на Великой, Полоцк на Полоте, Чернигов на Десне, Смоленск и Киев на Днепре.

Войну славяне считали благородным промыслом. Заветной мечтой каждого князя и его дружинников был поход на Царьград. Олег собрал со всех славянских племен огромную дружину и от­правился в 907 г. к Царьграду. Море покрылось ладьями Олеговых воинов, приведя в ужас жителей Византийской столицы. На­пуганные греки побоялись вступить в бой и запросили мира, уп­латив большую дань золотом и тканями, и подписали договор о беспошлинной торговле.

В память о победе Олег прибил на ворота Царьграда свой щит. В 911 г. был подписан новый договор с Византией, уточняю­щий ряд положений договора 907 года.

Договоры Руси с Византией устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу.

Договоры создавали благоприятные условия для русских купцов, предоставляли им право беспошлинной торговли. Визан­тийские походы вызывались в основном стремлением Руси под­держать или восстановить прервавшиеся торговые отношения с Византией. Вот почему они обычно заканчивались подписанием торговых трактатов.

После Олега на киевский престол вступил сын Рюрика Игорь . Смерть Олега ослабила государство. Племя древлян отка­залось платить дань киевскому князю, полагаясь на неопытность преемника. Извне появились новые враги - печенеги. Это был ко­чевой народ, занимавший причерноморские степи и враждовав­ший с хазарами. Однако Игорь доказал свое право на трон князя. Он усмирил древлян и наложил на них еще большую дань; оста­новил печенегов и даже сумел использовать их в своих интересах.

Как рассказывает летопись, Игорь, как и Олег, тоже хотел получить дань с Царьграда. Но первый поход его окончился не­удачно. Греческие корабли встретили русские ладьи в море и ста­ли бросать на них неизвестный ранее русским так называемый "греческий огонь" ("греческий огонь" - это горючая смесь смолы, серы, нефти и селитры).

Игорь потерял многие свои ладьи и отступил. Через Два года он собрал большую дружину и снова на ладьях отправился к Царьграду. На этот раз император Византии не стал рисковать и уплатил Игорю дань. Было это в 944 году.

Погиб Игорь в 945 г. во время сбора дани с древлян. После сбора дани Игорю показалось, что дани взято мало. Он отправил часть дружины с данью в Киев, а с меньшей частью воинов вер­нулся к древлянам. Узнав об этом, древляне на совете, сказали:

"Если повадился волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убь­ют его". И вместе со своим князем, по имени Мал, схватили Иго­ря, согнули две молодые березы, привязали к ним Игоря и отпус­тили деревья, так что князя разорвало пополам.

У Игоря в Киеве остались малолетний сын Святослав и жена Ольга . Древлянский князь Мал сразу после этого отправил к вдове Игоря Ольге послов, предлагая ей выйти за него замуж. Взяв в жены Ольгу, Мал тем самым распространил бы свою власть на всю Русь. Однако Ольга жестоко расправилась с древлянами. Она с дружиной пошла на Искоростень - столицу древлян. Целое лето простояла Ольга под стенами Искоростеня, но взять его не смог­ла. Тогда она прибегла к хитрости. Сделав вид, что считает мще­ние достаточным, Ольга обещала оставить город, если ей уплатят дань. Древляне согласились.

Ольга потребовала с каждого двора по три голубя и по три воробья. Получив дань, она приказала привязать к каждой птице трут и серу, ночью зажечь их и отпустить. Птицы полетели в свои гнезда под крыши домов. Огонь сразу охватил весь город. Спаса­ясь от пожара, древляне бежали в руки дружинников Ольги, на­встречу смерти.

Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась устройством го­сударства. Она объехала все города Киевской Руси. Для уплаты дани разделила всю страну на погосты (слово "погост" означало место, где останавливался князь, собирая дань), установила точ­ный размер дани (до Ольги размер дани фиксирован не был).

Ольга одной из первых приняла христианство. Она отпра­вилась в Царьград, чтобы быть крещенной не простым священни­ком, а самим патриархом. Император Константин не сразу принял Ольгу, и ее ладьям долго пришлось стоять в Суде (так называли залив Золотой Рог), дожидаясь очереди. Но когда Константин встре­тился с Ольгой, он был восхищен ее умом и красотой и предло­жил ей стать его женой и императрицей. Ольга этого не хотела.

Боясь, что ее отказ обидит императора Византии и помешает крещению, она прибегла к хитрости, сказав, что язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не покрес­тит. Константин приказал патриарху немедленно крестить русскую княгиню) и сам согласился стать крестным ее отцом. Ольге дали новое имя Елена в честь матери Константина Великого, первого римского» императора-христианина.

После обряда вновь встал вопрос о женитьбе, но Ольга теперь ответила: "Как ты хочешь взять меня женою, когда сам крестил и назвал дочерью". Константин понял, что Ольга его пе­рехитрила, но тем не менее отпустил ее с большими дарами.

Великий русский историк XIX в. Карамзин отмечал, что предание Ольгу нарекло Хитрою за ее месть древлянам, церковь -Святою за то, что она стала первой княгиней-христианкой, исто­рия - Мудрой за устройство государства.

Ольга княжила, пока не возмужал ее сын Святослав , кото­рый был увлечен ратными делами, а не управлением государством.

По преданию, Святослав был ловок, быстр, смел и реши­телен. Жил он со своей дружиной, ел мясо, жаренное на углях, спал, как простой воин, у костра на земле. Имя его наводило страх на врагов Руси. Он был благороден и честен. Не нападал неожи­данно, исподтишка. Напротив, всегда посылал гонца сказать: "Иду на Вы". Дружина у него была сильная, преданная ему.

Сначала Святослав разбил хазар, овладел их крепостью Саркел (позже эта крепость станет русским городом Белая Вежа). Он захватил их столицу Итиль, находившуюся посреди реки Вол­ги (тогда она тоже называлась Итиль), и навсегда положил конец набегам хазар на русские земли.

Затем он обратился на Запад. Начал войну с Болгарским царством, разбил войска царя Петра. Покорив много городов, он обосновался в болгарском городе Переяславце (город в устье Ду­ная). Это не понравилось императору Византии. Он дал знать пе­ченегам о долгом отсутствии Святослава. Печенеги напали на Русь и окружили Киев. Только стены Киева спасли киевлян и Ольгу с детьми Святослава.

По преданию, малая дружина во главе с воеводой Претичем находилась на другой стороне Днепра. Узнав о нападении пе­ченегов, дружинники поплыли к Киеву. Печенеги приняли вои­нов Претича за дружину Святослава и отступили.

К Святославу послали гонца со словами: "Ты, князь, чу­жой земли ищешь, а свою покинул...". Святослав вернулся в Киев и прогнал печенегов, но оставаться в Киеве не хотел. Его тянуло в Переяславец. "Там, - говорил он, - будет середина земли моей. Туда стекаются с Греческой земли золото, ткани, вина, плоды, из/Чехии и Венгрии - серебро и кони, из Руси - меха, воск, мед и рыба." Но не богатства его прельщали. Он стремился туда, где его воинским предприятиям виделось больше простора, а победам - больше сла­вы. Но мать его Ольга воспротивилась его желаниям. "Когда по­хоронишь меня, тогда отправляйся куда хочешь", - сказала она.

После смерти матери Святослав старшего сына Ярополка посадил вместо себя в Киеве, младшего сына Олега отправил кня­жить к древлянам, а третьего - Владимира - в Новгород (Влади­мир был рожден не от жены Святослава, а от сестры одного из дружинников, поэтому Владимира называли сыном рабыни).

После этого Святослав пошел на Переяславец, взял его приступом и велел передать грекам: "Иду на вас взять град ваш, как и этот". Святослав разбил превосходящее в несколько раз вой­ско греков. Они уплатили Святославу большую дань, а печенегам сообщили, что он возвращается совсем с малой дружиной, но с большим богатством.

Печенеги напали на русские ладьи у днепровских порогов. В неравном бою Святослав погиб. Это было в 972 году. Князь пе­ченегов Куря велел оковать череп Святослава золотом и сделать чашу. Из нее он пил вино и завещал своим детям то же самое, надеясь, что пьющие из этой чаши обретут дух непобедимости великого воина.

После смерти Святослава в русской земле оказалось сразу три государя: Ярополк - в Киеве, Олег - в Искоростене, у древлян, Владимир - в Новгороде. Отсутствие единовластия породило меж­доусобицу.

Сначала столкнулись Олег и Ярополк. Выступивший про­тив Ярополка Олег был разбит, а сам погиб. Владимир собрал боль­шое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Ярополк побоялся дать бой и затворился в Киеве. Его воевода, по имени Блуд, предал своего князя и согласился помочь Владимиру. Он посоветовал Ярополку бежать из Киева, а потом пойти к брату с просьбой о мире. Слабовольный Ярополк послушался совета. Но когда он явился к брату с повинной, его схватили и убили.

После этого Владимир объединил, как когда-то Олег, Нов­город и Киев и стал единовластным князем. Эти события относят­ся к 980 году.

Правление Владимира (980-1015) стало новым этапом в развитии Киевской Руси. К моменту его вокняжения государство являла признаки внутреннего разложения. От Киева "отделились" некоторые племена (вятичи, радимичи).

В 981 и 982 гг. Владимир совершил походы на вятичей, а в 984 г. - на радимичей, заставив их подчиниться Киеву. В 981 г. он отвоевал у Польши Червенские города. Для укрепления внутрен­них связей Киевского государства Владимир применял практику замещения местных племенных князей своими ставленниками (наместниками).

За время своего княжения Владимир расширил границы Русского государства до Балтийского моря. Народы, жившие на его берегах, стали платить ему дань. Он вел удачные войны с по­ляками и волжскими болгарами.

По преданию, у Владимира было несколько жен и много наложниц. Воинственность и женолюбие сочетались у Владими­ра с государственным мышлением и интересом к вере. В первый год своего княжения, понимая важность религии, он приказал по­ставить на берегу Днепра вырезанных из дерева богов, которым тогда поклонялись славяне. То же самое было сделано в Новгоро­де. Однако языческая религия не отвечала развивающимся фео­дальным отношениям и усилению княжеской власти.

В "Повести временных лет" большой рассказ посвящен сомнениям Владимира при выборе веры . Он посылал бояр в раз­ные страны для выбора лучшей веры и в конечном счете остано­вился на христианстве византийского обряда. С христианством Русь была знакома давно. В начале Х в. среди дружинников Игоря были христиане. Христианкой была и княгиня Ольга. Однако ре­шающую роль в утверждении христианства на Руси, видимо, сыграли тесные политические, экономические и культурные свя­зи с Византией.

Новая вера вводилась силой. Рубили и сжигали идолов. Киевлян, пытавшихся уклониться от крещения, пугали конфиска­цией имущества, под страхом смерти их загоняли в Днепр для крещения. Так была крещена Русь. Следом за датой 882 года (ос­нование Древнерусского государства) в русской истории появи­лась вторая великая дата - 988 год - год крещения Руси.

В этом событии следует видеть не только важнейшую ре­лигиозную реформу, но и определенные политические действия, направленные на укрепление Киевского государства. Владимир искал такую религию, которая могла бы крепче объединить все его государство.

Крестившись, Владимир искренне принял веру. Не умея читать, он полюбил книги, призвал из Византии греческих Худож­ников для росписи церквей, открыл первую школу. Владимир боль­ше не хотел воевать. И даже перестал казнить разбойников, боясь взять на себя грех убийства. Церковь назвала его святым а народ­ная молва величала Владимира "Красное Солнышко" (при креще­нии ему дали имя Василий).

Принятие Русью христианства имело большое значение. Оно сближало Русь с другими христианскими странами, способ­ствовало распространению письменности и грамотности, обога­щало русскую культуру. В то же время христианская церковь, про­поведуя деление общества на господ и слуг, призывала к смире­нию и послушанию властям, обожествляла власть князя.

Христианство было религией феодального общества, и укреплявшийся на Руси класс землевладельцев рассматривал хри­стианство как наиболее приемлемую идеологическую форму для осуществления своего господства.

Принятие христианства укрепило международное положе­ние Руси. В конце Х - начале XI вв. посольство папы римского побывало на Руси, а русские посольства - в Риме. Укрепились свя­зи с Болгарией, расширились дипломатические, культурные и тор­говые отношения с Чехией, Польшей, Венгрией, Францией и Ан­глией.

Владимир прожил долгий век, он княжил почти 50 лет, воз­величив и укрепив Киев и Русь. Умер он в 1015 году. У Владимира было 12 сыновей от разных жен. Всем он выделил владения, всех посадил княжить в разные города. Однако каждый из них хотел княжить в Киеве, так как занять стол в Киеве означало взять под свою руку всю Русь.

После смерти Владимира киевским князем стал сын Ярополка Святополк (1015-1019), усыновленный после смерти Ярополка Владимиром. Опасаясь младших братьев, он предательски убил двоих из них - Бориса и Глеба. Несколько лет продолжалась кровопролитная борьба между братьями. Каждый из них опирал­ся на иноземную помощь. Так, у Ярослава были варяжские наем­ники, у Святополка - войска польского короля. Только в 1019 году Ярославу удалось окончательно победить и стать киевским кня­зем.

Ярослав, прозванный Мудрым (1019-1054), продолжал по­литику Владимира, направленную на укрепление Русского госу­дарства. При нем Киев стал одним из крупнейших городов Евро­пы. В городе было много церквей и рынков. При Ярославе в Кие­ве были сооружены Золотые ворота, ставшие парадным въездом в столицу Древней Руси.

Время правления Ярослава Мудрого было периодом рас­цвета Киевской Руси. Ей была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского моря. Восточным и южным границам не угрожали больше печенеги. Ярослав разгромил их в 1036 г. под Киевом. Форпостом государства в Прибалтике стал основанный им город Юрьев (современный Тарту).

Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона. Сам князь назывался, подобно византийс­ким правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора.

При Ярославе Мудром Русь добилась широкого междуна­родного признания. С семьей князя стремились породниться круп­нейшие королевские дворы Европы. Так, Ярослав был женат на шведской принцессе. Дочери его были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя. Сын Ярослава Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Прозвище Ярослава - «Мудрый» - было, видимо, связано не только с тем, что он был "устроителем" и законодателем, но и с его любовью к книгам и знанию. В правление Ярослава Мудрого началось составление од­ного из крупнейших юридических памятников средневековья и славянского права "Русской Правды" - свода законов Древнерус­ского государства. "Русская Правда" - наиболее существенный источник для характеристики социального строя Древнерусского государства. Древнейшая из дошедших до нас летописей "Повесть временных лет" также дает материал для изучения социального строя

Основные направления внешней политики Киевской Руси С какими странами и народами соседствовала Киевская Русь? Соседями Киевской Руси были: с северо-запада – норманны и литовские племена (ятвяги, жемайты и аукштайты), c запада – Польша (ляхи), с юго-востока – Хазарский каганат и кочевники (печенеги), с юга – Византийская империя. Наиболее важными в IX – начале X вв. были отношения с хазарами, степными кочевниками и особенно Византией. ?


Славяне и хазарский каганат Как складывались отношения славян с хазарским каганатом в VIII–IX вв.? Хазары брали дань со славян, живших к востоку от Днепра: вятичей, радимичей, северян. В конце IX в. Олег покорил северян и радимичей, и они стали данниками киевских князей («Не дайте хазарам, но мне дайте!»). Вятичи по-прежнему оставались данниками хазар. Граница расселения славян. Граница хазарского каганата. ?


Русь и кочевники С востока и юго-востока Руси постоянно угрожали набеги кочевников. В 898 г. окрестности Киева разграбили шедшие с востока племена угров. Взяв с киевлян дань, они ушли на запад и осели на территории современной Венгрии. В низовьях Днепра купеческим караванам угрожали печенеги, кочевавшие в одном дне конного пути от Киева. Набег кочевников. Современный рисунок.


Русь и Византия Что привлекало варягов и славян в Византии? Варяги и славяне были варварами, их поражали невиданные богатства Византии. Стремление захватить эти богатства побуждало их совершать набеги на Византию так же, как в III–V вв. германцы совершали набеги на Римскую империю. Византийские ювелирные изделия?


Русь и Византия На таких ладьях варяги и славяне спускались по пути «Из варяг в греки» и грабили черноморское побережье Византии. В 860 г., по свидетельству византийских хронистов, русы осадили Константинополь. Осада продолжалась неделю, после чего русы, взяв богатые дары, отступили от стен города и уплыли на север. Русы – скорее всего, не славяне, а норманны. Славянская ладья. ? На что похожа славянская боевая ладья? На дракар корабль викингов.


Поход Олега на Царьград В 907 г. Олег совершил поход на Царьград (Константинополь). Летопись говорит, что в походе участвовали все славянские племена, включая уличей, тиверцев и вятичей, а флотилия Олега насчитывала 2 тыс. кораблей. Славяне в походе. Худ В.А. Нагорнов. ? Подумайте, какие исторические сведения можно извлечь из в летописного рассказа, и что в нем является явно недостоверным?


Поход Олега на Царьград Олег выбрал удачное время для набега: византийский флот сражался с арабами вдали от Константинополя. При приближении русских греки замкнули вход в залив Золотой Рог массивной цепью, сделав его недоступным для вражеских кораблей. План Константинополя.


Поход Олега на Царьград Летопись рассказывает, что по приказу Олега его воины вытащили ладьи на берег, поставили их на колеса и, подняв паруса, двинулись к стенам Царьграда. Как вы думаете, что произошло на самом деле? Стены Константинополя. Реконструкция. ? По-видимому, русские применили технику волока: поставили ладьи на катки и подкатили их к стенам, поразив и напугав непривычных к такому зрелищу греков.


Поход Олега на Царьград Византийцы, видя, что они не в силах выстоять против войска Олега, согласились уплатить ему дань: по 12 гривен на весло на 2000 кораблей. Ладьи князя Олега у стен Константинополя. Миниатюра из Радзивилловской летописи XIII в. После этого между русскими и Византией был заключен мир. Империя обязалась посылать дань в крупнейшие русские города: Киев, Чернигов, Переяславль, Любек, Ростов. Русские послы получили право жить в Византии за счет императорской казны неограниченное время.


Поход Олега на Царьград Русские купцы могли жить в Византии за счет казны полгода. Империя обязывалась снабжать русских на обратный путь, пищей, парусами, якорями и канатами. ? Что означал последний пункт договора и в чем состояло его значение? Ладьи князя Олега у стен Константинополя. Миниатюра из Радзивилловской летописи XIII в. Русские купцы получили право торговать в Византии, «не платяче мыта ни в чем».


Договор Олега с Византией При заключении договора византийцы целовали крест, а Олег и его дружинники клялись Перуном, Велесом и оружием. О чем говорит такое принесение клятвы? О язычестве русских. Олег прибивает щит на ворота Царьграда. Худ. И.К. Бодаревский. Посл. четверть XIX в. ? Покидая Константинополь, Олег прибил свой щит на ворота византийской столицы в знак примирения и дружбы.


Договор Олега с Византией В 911 г. в Константинополь прибыло посольство Олега, подписавшее новый договор, дополнивший соглашение 907 г. Стороны провозгласили: «да любим друг друга от всеа души и изволениа». Договор предусматривал наказания за преступления греков против русских и русских против греков, помощь при кораблекрушениях, взаимный выкуп пленников, обоюдное возвращение беглых рабов. Лист Радзивилловской летописи, рассказывающий о походе Олега на Царьград. ? Чем особенно интересен последний пункт договора?


Договор Олега с Византией В договор 911 г. была включена статья о союзной помощи Византии со стороны Руси и о службе русских в византийских войсках. О каких взаимоотношениях империи с Русью это говорит? Византийцы нанимали русских (варягов) для службы в императорских войсках. Это было типично для взаимодействия империи с варварскими народами. Викинги на службе в Византии. Современный рисунок. ?


Союз Руси с Византией В 909–910 гг. русская рать оправилась в поход против врагов Византии: вассалов багдадского халифа в Закавказье и юго-восточном Прикаспии. В 912–913 гг. последовал новый поход на Восток. Русские вышли в Черное море, с согласия хазарского кагана поднялись по Дону, перетащили ладьи в Волгу и, выйдя в Каспийское море, разгромили южное и западное побережье Каспия.


Союз Руси с Византией На обратном пути из Закавказья русское войско подверглось нападению мусульманской гвардии хазарского кагана, решившей отомстить за кровь единоверцев. Несмотря на то, что каган предупредил руссов о возможном нападении, хазарские мусульмане и вассалы каганата буртасы перебили большинство русских дружинников. Лишь немногие вернулись из похода. Этериот (воин-викинг на византийской службе) с греческим щитом. Современная реконструкция.


Поход Игоря на Константинополь В 941 г., спустя 30 лет после договора Олега с Византией, киевский князь Игорь двинулся в поход на Константинополь. Поход не удался: близ столицы византийский флот сжег русские ладьи «греческим огнем». Поход Игоря на Константинополь. Миниатюра из Радзивилловской летописи. «Греческий огонь» – горючая смесь на основе нефти, серы, селитры, смолы и, возможно, масла, которая не гасилась водой. Бочки и сосуды с подожженной смесью забрасывались на вражеские корабли или в крепости с помощью метательных орудий.


Поход Игоря на Константинополь Пламя, охватившее ладьи и бросавшихся в море людей, внушило русским воинам такой ужас, что, вернувшись домой, они рассказывали, будто греки обрушили на них молнии небесные. Через три года, в 944 г., наняв дополнительную варяжскую рать и печенежское войско, Игорь вновь предпринял поход на Царьград. Битва Игоря с византийцами. Худ. В. Иванов.


Поход Игоря на Константинополь Император прислал к Игорю послов со словами: «Не ходи к граду, но возьми дань, юже имал Олег, придам и еще к той дани». Князь обратился к дружине за советом. Византийские послы просят мира. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Дружина ответила: «Чего боле хотеть – не бившись, взять злато, и серебро, и паволоки? Кто знает, кто одолеет, мы ли, оне ли? Се бо не по земли ходим, но по глубине морской». Взяв дань, Игорь вернулся в Киев.


Договор Игоря с Византией В 944 г. византийские послы прибыли в Киев для заключения нового мирного договора. После этого русские послы отправились в Константинополь, где договор утвердил император, а затем в Киев прибыло второе византийское посольство, и договор был утвержден киевским князем. Заключение мирного договора. Миниатюра из Радзивилловской летописи. ? О чем свидетельствует обмен посольствами и подписание договора не только в Царьграде, но и в Киеве?


Договор Игоря с Византией В договоре Игоря с Византией подтверждались многие условия договора Олега 907–911 гг. Однако русские послы и купцы не могли теперь зимовать в Византии, а должны были возвращаться домой в течение одной навигации. Отпуск русских послов из Царьграда. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Было ограничено количество покупаемых русскими купцами тканей. Русские купцы потеряли право беспошлинной торговли в Византии.


Договор Игоря с Византией Русь обязалась не нападать на Херсонес, не захватывать земли в устье Днепра, оборонять Херсонес от нападения кочевников – «черных болгар». Русь обязалась помогать Византии войсками: Заключение мирного договора между Русью и Византией. Миниатюра из Радзивилловской летописи. «Аще ли хотеть начнеть наше царство от вас вои (воинов) на пративящихся нам, да пишем к великому князю вашему, и пошлет нам, елико же хочем». ? О чем свидетельствуют такие статьи договора?


Дипломатия княгини Ольги Новый этап отношений между Русью и Византией наступил при княгине Ольге. В 957 г. (по другим сведениям в 955 г.) Ольга сама отправилась в Константинополь с визитом. Там она приняла крещение, причем крестил ее патриарх, а крестным отцом выступил сам император. Княгиню принимали в Константинополе с большим почетом, что свидетельствовало о росте престижа Руси. Установленный в 944 г. русско- византийский союз укрепился. Святая равноапостольная княгиня Ольга (крещение). Худ. С.А. Кириллов.


Подводим итоги Каковы были основные направления внешней политики Киевской Руси в 1-й половине Х в.? Каких внешнеполитических результатов удалось достичь киевским князьям в й-й половине Х в.? Какие внешнеполитические неудачи потерпели киевские князья в 1-й половине X в.? ? ? ?


Источники иллюстраций Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. ПИШ, 2008, 6, цветная вклейка. Слайд 9. Слайд 10–11. Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд htmhttp:// 5.htm Слайд 19–22. Слайд 23.

С южной и юго-восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами — хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами. На юге находилась и Византия, которая сыграла огромную роль в становлении и развитии Древнерусского государства. Русско-византийские отношения IX — XI веков — это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой, — византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством этому служит существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Договор князя Олега с Византией предусматривал льготные условия торговли для русских купцов, решение правовых и военных вопросов. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны.

Первый договор Руси с Византией был заключен на выгодных условиях

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 год

После христианизации культурные связи с Византией усилились. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь (по-русски — Царьград). Менее удачным был поход Игоря. Русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии. Флот князя был разгромлен флотом паракимомена патрикия Феофана. Второй поход на Византию произошел в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих соглашений 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.

Во второй половине X века наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка княгини Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя государствами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, который проводил активную внешнюю политику. Великий князь вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 годах, русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав, разгромив главные города государства и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарии привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Князь одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.


Византийская конница X века. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы

Достаточно много известий сохранилось о внешнеполитических связях Булгарского эмирата с Русью и древнерусскими княжествами. Судя по летописям, мирное сотрудничество между ними нередко нарушалось военными столкновениями, которые возникали обычно из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли. В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский эмират — в 977, 985, 994 и 997 годах. Ответных действий булгары не предпринимали. Результатом похода 985 года стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена. Стороны решили, что «толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути». Тем не менее, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

В 986 и 987 годах летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера, которую предлагали булгары, князю не понравилась, и он принял христианство.

Из XI века дошли всего три летописных сообщения о булгаро-русских взаимоотношениях. Два из них, относящиеся к 1006 и 1024 годам, говорят о заключении торгового договора между Русью и Волжской Булгарией и доставке пшеницы голодающим суздальцам. В 1088 году булгары взяли Муром, потому что в те времена были на Волге и Оке разбои и русские «многих болгар торгующих пограбили и побили».

В Х в. Киевская Русь организовала 4 военных похода на Булгарию

Целую серию военных походов отмечают летописи XII века. Так, в 1107 году пришли булгары «ратью на Суздаль и объступиша град и много зла сътвориша». Через 13 лет поход предпринял Юрий Долгорукий, который «ходи на болгары и взя полон мног и полк их победи». Летописное сообщение 1152 года связано с походом булгар, нападавших на Ярославль. Четыре военных похода совершил в 60 — 80-х годах XII столетия Андрей Боголюбский, в том числе дважды на Биляр, на Булгар и другие города, на «села многы».
В начале XIII века продолжалось противостояние Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальского княжества на торговых путях. В 1205 году состоялся поход Всеволода Юрьевича на булгар, а в 1218 году булгары совершили ответный поход на Устюг. В 1220 году состоялся последний перед монгольским нашествием масштабный поход русских дружин на город Ошель, который был сожжен и разграблен. В те же годы булгары предприняли ряд настойчивых попыток «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитьем» заключить мирный договор с русскими, который был подписан в 1221 году, а в 1229 году был продлен еще на шесть лет. Это было очень важно ввиду нависшей над страной опасности вторжения монгольских войск с Востока.


Святослав вторгается в Болгарию с печенежскими союзниками. Из хроники Константина Манаса

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи 915 года. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию, где началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971 году был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа киевского князя чашу и пил из нее на пирах.


Печенеги убивают Святослава Игоревича

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина киевского князя помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит. Однако император не спешил с обещанным браком, который имел важное политическое значение. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

К 1055 году относится первое появление половцев у русских границ

Как уже упоминалось, постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее, их набеги продолжались. В 1036 году, воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава, печенеги осадили город. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники — половцы.

Половцы, они же кыпчаки или куманы, — тоже тюркская народность, еще в X веке жившая на территории северо-западного Казахстана. В середине X века половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или Дешт-и-Кыпчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях в 1055 году, а в 1061 году произошло первое столкновение с ними: «Придоша половци первое на Русьскую землю воевать». Вторая половина XI — XII века — время борьбы Руси с половецкой опасностью.


«После побоища Игоря Святославича с половцами», В. М. Васнецов, 1880 год

Одновременно с Византией Русь завязывала политические отношения с Западной Европой. Это взаимодействие нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде. Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь, Елизавета, стала супругой норвежского короля Харальда III. Венгерской королевой была третья дочь — Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) была женой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав — на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.


Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из Изборника 1073 года

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII — начале XIII века. Они выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками. Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы. Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад.

Русь не уступала в своем развитии большинству стран Западной Европы

С середины XI века на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI — XIII веках не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию — близких соседей Древнерусского государства. Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. Через паломников и путешественников поддерживалось взаимодействие по линии церковных отношений, которые до раздела церквей в 1054 году были достаточно прочными. Однако после попыток папства «обратить» Русь в католическую веру, отношения с Западом стали более ограниченными, чем с Византией, но все-таки оставили определенный след в русской культуре.

На территориях, вошедших в состав Киевской Руси, как известно из летописных источников, проживало двенадцать славянских союзов племенных княжеств, сложившихся в VI-VIII вв. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р. Припяти и Десны до р. Роси) обитали поляне, к северо-западу от них южнее Припяти - древляне, западнее древлян до Западного Буга - волыняне (другое название того же союза - бужане) , в верховьях Днестра - хорваты (часть крупного праславянского племени, распавшегося в VI в. на несколько частей), ниже по Днестру - тиверцы, а в Поднепровье южнее полян - уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах р. Десны и Сейма располагался союз, носивший наименование север, в бассейне р. Сож (левый приток Днепра севернее Десны) - радимичи, на Верхней Оке - вятичи. Между Припятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги - кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе о. Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадавшее с общес­лавянским самоназванием.

На основе Полянского союза племенных княжеств к началу IX в. сложилось политическое образование, носившее название Русь. Распространено мнение о привнесении этого термина в Во­сточную Европу скандинавскими дружинниками (именовавшимися на Руси варягами). Но его первое достоверное упоминание на юге Восточной Европы (в так называемом «Баварском хронографе», со­ставленном между 811 и 821 гг.,- Ruzzi названы после хазар, обитавших между Доном и Волгой) относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается. Воп­рос остается дискуссионным, но наиболее вероятно, что это на­звание имеет местное, южное (при этом, скорее всего, неславянское в основе) происхождение и восходит ко времени во всяком случае ранее IX в. В этом же столетии оно выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств: «Русь» в IX в. включала помимо земли полян значительную часть территории северского союза. Центром Руси стал Киев.

Наибольшее влияние на исторический ход развития древнерусского государства оказали военные и экономические отношения с соседями. Наиболее значимы при этом отношения с:

Византией – крупнейшей империей на юго-востоке Европы (со значительными владениями в Азии)

С восточными соседями – кочевыми скотоводческими племенами степняков (хазары, половцы, печенеги, последние жили в основном на юге – в причерноморской и придунайской зонах.)

С северными соседями – варягами (скандинавские государства)

Известны факты военных союзов с каждым из перечисленных образований, равно как и военных конфликтов.

5. Киевские князья и их политика в iх-х вв.

Правитель Руси в первой половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный титул «каган» («хакан»), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховного правителя («хан ханов»). Это событие имело большое значение. Во-первых, титулом «каган» именовался правитель Хазарии - государства, созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками- хазарами. Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула кагана символизировало, таким образом, независимость нового государства - Руси - от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то врем! носили титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сох­ранялись, наряду с титулом кагана, и за киевским князем в - первой половине X в.).

IX-X века были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать - дружина киевских князей. Дружинный слой у славян фиксируется по византийским источникам и данным археологии уже в эпоху расселения, в VI-VII вв. К IX в. он несомненно выдвигается на ведущие позиции в обществе. Для некоторых из союзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю «автономию», будучи обязан лишь выплачивать подать - дань. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территории подчиненного союза; такой объезд со сбором дан именовался полюдье. Взималась дань в X в. в фиксированных раз мерах, в натуральной или денежной форме.

С ликвидацией «автономии» восточнославянских союзов племенных кляжеств изменялась форма эксплуатации их населения киевской военно-дружинной знатью. Теперь не было необходимости в полюдье - объездах, исходящих из Киева; дань собиралась наместниками киевского князя, правившими на территориях бывших союзов племенных княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся сведениям, две трети) отправлялась в Киев, другая распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в X в. носило название «Русь» (распространившееся с региона Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям) и «Русская земля». Такая струк­тура государства сложилась к концу X в., в эпоху киевского княжения Владимира Святославича, который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) - Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) - Изяслава, в Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) - Всеволода, Смоленске (кривичи) - Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) - Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финно-язычная мурома) - Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) - Мстислава. Помимо этих земель восточ­нославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в IX-X вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ Руси: литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), еж (племя в Восточной Финляндии), печеры, пермь, черемисы (марийцы), мордва и др.

Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было посольство в Константинополь (древнерус. - Царьград) - столицу Византийской империи, наиболее могущественного государства Восточного Средиземноморья и Причерноморья - в 838 г. Отношения с Византией и в последующее время являются важным направлением русской внешней политики.

Киевские князья Олег и Игорь в начале Х совершали походы на Константинополь, в котором участвовали также наемные варяги. Святослав, сын Игоря и Ольги, вел успешные войны на востоке, покорив Волжскую Болгарию, а затем, вместе с Византией – Болгарию, расположенную на Балканах. Отношения с тюркоязычными печенегами, в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Известны как факты союзнических отношений Руси с отдельными печенежскими племенами (в 944 г. и 970 г. против Византии), так и военные конфликты (920, 968, 972 гг.). Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Киевский князь Владимир (980-1015), младший сын Святослава (от наложницы), организовал оборону южных границ, осуществив постройку сторожевых крепостей вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Суля, Роси.

Похожие публикации