Основы психотерапии. Медицинская модель психотерапии

В медицинской модели психотерапия предназначена для лечения, предупреждения или диагностики заболеваний. Это наиболее традиционная и распространенная модель психотерапии. Большое место в нашей стране в ней занимает раздел, получивший название «клинической психотерапии». Это такая врачебная психотерапия, которая использует парадигмы психотерапии, психиатрии и той клинической дисциплины, где она применяется.

В психологической модели психотерапия предназначена для разрешения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост. В медицинской модели часто используют синдромологический и нозологический подходы к пониманию расстройств и к их диагностике. В психологической модели используют так называемый проблемный подход. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. На их характеристиках мы остановимся ниже.

Психологические механизмы терапевтического эффекта

Цель психотерапии - устранение патологической симптоматики. Она имеет следующие иерархические уровни: психический; неврологический; вегетативный; соматосистемный; соматоорганный.

Сложная структура клинических синдромов, включающая, как правило, симптоматику всех уровней, обусловлена наличием единой интегративной системы психо-нейро-вегето-трофо-соматической регуляции, осуществляемой нервной системой.

Открытие новых классов нейротрансмиттеров, эндорфинов и прочих заполнило недостающие звенья в цепи подчинённости считавшихся ранее относительно автономными гуморальной и эндокринной систем.

Выбор форм и методов психотерапии определяется следующими факторами:

Нозологической принадлежностью патологии для выбора этиопатогенетического воздействия;

Определением личностных особенностей пациента;

Относительным преобладанием какого-либо из уровней симптоматики;

Личностной аутоидентификацией психотерапевта;

Концептуально-методологической основой психотерапевтического направления, определяющего характер корригирующего воздействия.

Воздействие на психическом уровне.

Основным является информационное воздействие, т.е. передача пациенту новой информации или изменение значения уже существующей. Очень важным является эмоциональное воздействие, так как при несовпадении когнитивного и эмоционального восприятия информации она может быть заблокирована или извращена. Конечной целью воздействия на психическом уровне может являться как нивелировка моносимптомов, так и изменение интегративных характеристик личностного реагирования.

Воздействие на психофизиологическом уровне.

Основным является сочетанное психофизиологическое воздействие, как правило, на анализаторном уровне, в том числе с использованием принципа обратной связи. Терапевтическое действие реализуется через рефлекторные, физиологические, поведенческие механизмы, описанные И.П. Павловым, Ч.С. Шеррингтоном, Б.Ф. Скиннером.

Воздействие на нейровегетативно-соматическом уровне.

Основным является рефлекторно-соматогенное воздействие, как правило, с эмоциональным подкреплением, носящее тренинговый характер. При этом используется физическое воздействие на рефлекторные точки, зоны, части тела, системы (мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая и др.).

medical model of psychtherapy) – подвергающаяся критике теория психотерапии, основанной на медицинских представлениях об этиологии и патогенезе нервно-психических расстройств. На самом деле представление медицинской модели патологии или ее преодоления как одномерной, примитивной и неэффективной, является обычно упрощением, характеризующим, скорее, позицию, на которых стоят сами эти критики. Медиков особенно яростно изобличают представители поведенческого направления, но именно бихевиоризму в большей мере, чем какому-либо другому направлению исследований, свойственна тенденция к редукционизму. Медицинская модель отечественной психотерапии изначально является междисциплинарной, разноплановой и индивидуализированной, основанной на представлении о том, что развитии психического расстройства имеют значение биологические, психологические, социальные и духовные или экзистенциальные факторы. Поэтому, подчеркивается, терапия всегда должна быть комплексной, учитывающей роль каждого из упомянутых факторов как в развитии заболевания, так и в процессах выздоровлении и реабилитации.

Медицинская модель психотерапии

medical model of psychotherapy) Традиционная биомедицинская модель соматического и психиатрического заболевания постулирует, что причину болезни можно, в конечном счете, свести к действию одного или более внутренних патогенных факторов, вызывающих появление обособленных симптомокомплексов. Для того чтобы устранить симптомы и восстановить здоровье, биомедицински ориентированный практик должен точно диагностировать наличный комплекс проблем и предложить лечение, к-рое останавливает действие патогенных факторов или вызывает их обратное развитие. Напр., пациент может сообщить, что данные проблемы появились впервые и длятся в течение неск. недель: потеря удовольствия от мн. повседневных занятий и интереса к ним, усталость, снижение уровня физ. активности, отсутствие аппетита, значительное изменение веса, мысли о смерти или самоубийстве, трудность сосредоточения, чувство безнадежности, вины и/или малоценности. Психиатр, обследующий данного больного, может прийти к выводу о том, что этот симптомокомплекс соответствует критериям большого депрессивного эпизода согласно DSM-IV. Исходя из предположения, что большой депрессивный эпизод является расстройством, вызванным внутренними нейрохимическими и нейроэндокринными отклонениями, психиатр скорее всего пропишет лекарство, предназначенное для коррекции или модификации предполагаемого патогенного процесса. Сходный набор предположений характеризует подход М. м. к п., хотя гипотетические патогенные процессы здесь другие. Как и биомедицинская модель заболевания, мед. модель постулирует, что первичная причина проблем поведения локализована в границах индивидуума. Предположение биомедицинской модели о биолог. этиологии заменяет здесь постулат интрапсихического детерминизма, согласно к-рому проблемное поведение вызвано нарушением регуляции гипотетических внутренних психол. процессов. Много примеров таких психол. "патогенных факторов" (напр. психотравма в раннем детстве, бессознательные мотивации, патологическое развитие Я, фиксации психосексуального развития, неосознаваемые механизмы психол. защиты и нарушенные объектные отношения) могут быть найдены в психоан. и психодинамических объяснениях психопатологических процессов. Исходя из того, что интрапсихические факторы рассматриваются в качестве первичной причины поведенческих проблем, процедуры лечения и оценки его результатов обычно направлены на идентификацию и коррекцию интрапсихических дисфункциональных психол. процессов. Если вернуться к приведенному выше примеру большого депрессивного эпизода, практик психиатрического здравоохранения, придерживающийся традиционной мед. модели, может тщательно расспрашивать пациента о действии недавних стрессоров или же об утратах в детстве. Потенциальной гипотезой, направляющей это исслед., будет то, что специфические недавние стрессоры (напр. разрыв с другом) могли стимулировать мощные неосознаваемые побуждения и конфликты, связанные с реальной или воображаемой потерей большого субъективного значения, испытанной в детском возрасте (напр. уход или отвергание со стороны одного из родителей). Т. о., психол. патогенным фактором, вызвавшим депрессивные симптомы, является неосознаваемый конфликт, запущенный недавним событием, но коренящийся в раннем детстве. Для облегчения состояния дистресса практик психиатрического здравоохранения может предложить лечебную стратегию, ориентированную на то, чтобы помочь больному вполне осознать значение детской психотравмы и связанного с ней интрапсихического конфликта. Можно ожидать, что вооруженный инсайтом пациент а) более реалистично оценит тяжесть недавних стрессоров и б) будет более эффективно контролировать свои эмоциональные реакции в будущем. Кроме того, предполагается, что если вмешательство, имеющее целью снятие симптомов, не будет направлено на глубинный конфликт, то оно не сможет обеспечить стойкого улучшения, поскольку действие психол. патогенного фактора будет продолжаться. Оценка медицинской модели психотерапии Данная модель подвергалась критике со стороны представителей поведенческого направления. Во-первых, идентификация недоступных объективному наблюдению (и часто количественной оценке) гипотетических конструктов в качестве первичных причин поведения часто приводит к тавтологическим объяснениям поведенческих расстройств. Вот простой пример тавтологического объяснения: Вопрос. Почему этот человек пьет воду? (Наблюдаемое поведение.) Ответ. Потому что у него жажда. (Недоступное наблюдению интрапсихическое состояние, приводимое в качестве объяснения.) Вопрос. Откуда вы знаете, что у него жажда? Ответ. Потому что он пьет. Рассмотрим теперь два более сложных - хотя и построенных в той же манере порочного круга - объяснения поведенческих проблем, приведенных в табл. 1. Как явствует из этих объяснений, проблемное интрапсихическое состояние идентифицируется методом индукции благодаря наблюдаемому дисфункциональному поведению. В то же самое время, однако, единственным доступным эмпирическим свидетельством, подтверждающим наличие интрапсихического состояния, является наблюдаемое проблемное поведение. Т. о. использование недоступных наблюдению гипотетических конструктов может вести к псевдокаузальным объяснениям. Таблица 1. Тавтологические объяснения поведенческих проблем Возможное объяснение ночного энуреза Вопрос родителя: Почему моя дочка мочится в постель? Ответ терапевта: Потому что она боится надвигающегося развода родителей и бессознательно пытается получить эмоциональную поддержку путем регрессии к более ранним стадиям развития. Вопрос родителя: Откуда Вам известно, что она бессознательно пытается получить эмоциональную поддержку путем регрессии? Ответ терапевта: Потому что она мочится в постель. Возможное объяснение самоповреждающего поведения Наблюдение: Психически больной в стационаре постоянно бьется головой об стену, следствием чего является отслоение сетчатки и возможная слепота. Объяснение врача: Я думаю, что пациент, возможно, стал свидетелем психотравмирующего события в то время, когда был ребенком. Это поведение представляет собой бессознательную попытку путем слепоты сделать так, будто он этого события никогда не видел. Вопрос бихевиориста: Какие доказательства у Вас есть для подтверждения этой гипотезы? Ответ врача: Стучание головой и теория. Во-вторых, критики мед. модели указывают на то, что до сих пор не приведено достаточных эмпирических доказательств осн. допущений, на к-рые опирается эта модель: а) интрапсихические факторы (при условии их адекватного операционального определения и измерения) влияют на частоту появления проблемного поведения, б) инсайт вызывает адаптивное изменение поведения и в) модификация поведения без воздействия на глубинные причины в конце концов закончится возвратом симптомов. В-третьих, критика касается постановки диагноза и этикетирования. Мед. модель имеет тенденцию этикетировать людей или личности, а не их поведение. Следовательно, приверженцы этого подхода могут быть склонны к восприятию пациентов более дисфункциональными, беспомощными и менее поддающимися лечению. Наконец, подход в рамках мед. модели не признает в достаточной мере важность ситуативных и средовых детерминирующих факторов поведения. См. также Антабус, Клиническое суждение, Судорожная шоковая терапия, Нейрохимия, Физиологическая психология, Психоэндокринология, Соматопсихика У. О"Брайен

Хотя психотерапия является отраслью психологии и одной из важнейших сфер психологической практики, ЕЕ связи с другими психологическими дисциплинами - общей, социальной, возрастной, этнической психологией и т.д. - в определенной степени формальные. То есть она может быть задействована в решении определенных проблем соответствующей специфики, но почти не использует присущих этим дисциплинам теорий или понятий. Основное теоретическое источник для психотерапии составляет глубинная психология (психология бессознательного), а для отдельных школ и подходов - соответствующие философские направления. Однако тесно психотерапия связана с медициной, преимущественно из психиатрией, и религией, и стало основой для выработки религиозной, психологической, психиатрической моделей психотерапевтической помощи (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Модели психотерапевтической помощи

Медицинская психотерапия (лечение соматических заболеваний, психических расстройств и симптомов с помощью специально организованного общения) долгое время была единственной формой существования психотерапии вообще. Большинство гуманистически ориентированных психотерапевтических школ тяготеют к философии и в меньшей степени к определенным религиозных доктрин. С религией психотерапию объединяют идеи помощи, служение, духовного роста.

Современная медицинская помощь практически всегда содержит психотерапевтические компоненты, особенно в деятельности семейного врача. Медицинская (клиническая) психология также обращается к психотерапевтических методов. Однако больше всего общего у психотерапии с психиатрией. В советское время только врачи-психиатры имели право на психотерапевтическую деятельность. Теперь специализацию по психотерапии будущие специалисты также получают на кафедрах психиатры и наркологии. Многие ученые считают психотерапию отдельной отраслью психиатрии.

Связь между психотерапией и медициной, особенно психиатрией, настолько глубокий и очевидно, что вполне естественно квалифицировать психотерапевтическую практику как отрасль патопсихологии, клинической психологии и психиатрии. Однако среди психиатров распространена противоположная точка зрения, опирающаяся на нежелание объяснять душевные болезни в терминах духа (как это делал, например, К.-Юнг) и лечить их с помощью речевого воздействия (talking cure).

В то же время некоторые академические психологи, рассматривая психотерапию как один из аспектов медицины, считают, что из-за наличия интенциональным (волевых) моделей она не вписывается в систему психологического знания. В истории психологии известен факт игнорирования фрейдовском теории как субъективистского и вообще "метапсихо-логического" подхода.

Современный украинский медик, психиатр и психотерапевт-психоаналитик Александр Фильцов выводит специфику психотерапии из особенностей ее предмета, которым, по его мнению, является пафос (греч. Patos - страдание). Его рассуждения сводятся к следующим тезисам:

1) психология, которую также называют "нормальной психологией", является наукой о нормальном (здоровое) психическое и душевное жизни;

2) психиатрия, предмет которой нельзя сужать к "тотальной патологии" ("чистой ненормальности»), изучает нездоровое в нормальном. Именно это называют в медицине нозологической (лат. Nosos - болезнь и греч. Logos - слово, учение) форме, или основной диагностической категорией;

3) психотерапия описывает и концептуализирует отдельные факты патологического и нормального на основе опыта лечения, которое непосредственно следует из человеческих отношений. Она имеет дело со страданием (пафос), которое в отличие от нозос свидетельствует об отношении больного к своему расстройства.

Пафос является целостной экзистенцией (бытием) с расстройством и в расстройстве, тогда как нозос отражает лишь один из возможных расстройств экзистенции жизни и деятельности человека. Страдать можно не только от болезни, но и от ограничения свободы или напряженных отношений, сложных жизненных обстоятельствах. Пафос - это выживание нормального и преодоление расстройства вопреки болезни, со стороны здоровых качеств человека. А нозос - это преодоление здорового больным, патологичность процессов. Собственно больной не страдает. Страдает здоровое от больного. Итак, основной сферой психотерапии есть обратная сторона предмета психиатрии.

Психиатрия идет от здорового к больному, а психотерапия - наоборот. Поэтому предмет психотерапии, по А. ФИЛЬЦ, - нормальное (здоровое) среди патологического. Это определение точно разграничивает психиатрию и психотерапию не столько на уровне методов и целей, сколько на основе понимания интенции субъекта профессиональной деятельности, осознание им значение психотерапии. Психолог не лечит, а помогает решать проблемы, актуализировать резервы личностного роста.

Теперь можно утверждать об успешном функционировании и религиозных форм психотерапии. Священники разных конфессий приобрели опыт в предоставлении не только духовной, но и психологической помощи, в которой к середине XX в. НЕ выделяли из многочисленных обязанностей духовного пастыря. В Украине и славянских государствах распространенной является святоотеческая психотерапия. ее парадигма имеет специфический взгляд на причины возникновения личностных проблем и психических заболеваний, их природу и сущность. Эти причины описывают с помощью таких понятий, как "грех", "вина", "наказание", "искупление", "покаяние" и др. Пастырская помощь опирается прежде всего на систему этических и религиозных идей, далекую как от психологических теорий, так и от психиатрических представлений о психическом здоровье, норму и патологию.

Традиция духовной помощи, которая сложилась в церкви, тесно связана с исповедью. Исповедь в православной или католической традиции является таинством, поскольку во время нее происходит нравственное преобразование лица, "второе крещение". Признание в грехах перед священником в православии называют обновлением. В процессе исповеди между духовником и тем, кто исповедуется, устанавливается особая гармония. Это бывает, когда духовник, подобно психотерапевта, занимается переживаниями кающегося, причем проявляет не только строгость судьи, и попечительства, жалость любящего отца.

Пастырское "окормление" в православной традиции представлено духовным отцовством - длительными, устойчивыми и значимыми отношениями, которые можно описать в категориях "благословение", "укрепление решимости" или "совесть". Сущность православного пастырского "окормление" митрополит Антоний (Храповицкий) назвал даром сочувственной любви.

Резких, непримиримых противоречий между религиозными и неконфессионального моделями психологической помощи нет. Ведь именно с пастырства психотерапия заимствовала многие этических принципов: идею служения, конфиденциальность встречи, искренность и сопереживание, моральную поддержку - все то, что называют духовным исцелением.

Понятийный аппарат психотерапии

Как и любая отрасль науки, психотерапия имеет собственный научный аппарат, охватывает ее основные понятия: "запрос", "сессия", "сетинг", "терапевтичнийальянс" и др.

Потребность в психологической помощи, сформулированная в жалобах и желаниях, составляет запрос. Работу терапевта с клиентом называют психотерапевтическим процессом, отдельную встречу - сессией (лат. Sessio - заседание). Расписание процесса - количество встреч в неделю, их продолжительность и срок лечения - это сетинг (англ. Set - установлен). В психотерапии действуют строгие правила, запрещающие терапевту и клиенту нарушать сетинг. Клиента называют также пациентом (лат. Patientis - терпеливый), особенно в глубинно-психологических школах.

Сетинг и все другие аспекты взаимоотношений "терапевт - клиент" определяют в особом контракте - терапевтическом альянсе.

Каждый клиент имеет подсознательные ожидания, как правило, иррационального характера, которыми он может руководствоваться и упорно их отстаивать. Они часто не согласуются с целью терапии и могут блокировать ее течение. Однако терапевт не имеет права навязывать клиенту свои мысли и ценности, формировать для него цели, даже положительные, и поучать. Профессионал идет за клиентом и его желаниями - все остальное считают злоупотреблений.

Процесс психотерапии происходит в несколько стадий (этапов). Завершение знакомства с терапевтом принятием решения об участии в терапии означает налаживания отношений в пределах терапевтического альянса. Это - начальный этап, после которого происходит работа, иногда довольно длительная (в классическом психоанализе - до нескольких лет). Специфика завершающей стадии связано с тем, что терапия для клиента становится важной жизненной ценностью, которую он не хочет терять. Личность терапевта также приобретает для него значимости. Поэтому терапия заканчиваться специальными приемами, разрывают такую зависимость пациента.

Многие психотерапевтических понятий, используемых в различных подходах, не является строго академическими терминами, смысл которых нельзя определить однозначно и точно. В основном это метафоры (греч. Metaphora - перемещение, удаление) - расплывчатые концепты широкого содержания, с помощью которых передают различные, часто индивидуальные оттенки смысла. их используют для структурирования опыта, полученного определенной школой психотерапии. В психоанализе это "либидо" и "катексис"; в юнгианства - "индивидуация" и "архетип"; "броня" (панцирь) - у В. Райха, "осознание" и "контакт" - в гештальт, "пик-переживания" - в А. Маслоу и др.

Психотерапия, которую часто определяют как "науку о субъективном", построенная на обобщениях индивидуального опыта, а метафора - универсальный способ его аккумулирования, обмена ним и его интерпретации. Метафоры передают не только представление об объектах, явления или процессы, но и отношение к ним, эмоциональную оценку, личностный смысл Поэтому психотерапевтическое общение богато метафоры, а наиболее часто из них постепенно приобрели понятийного характера. Как и в других гуманитарных сферах, в психотерапии метафоры фигурируют как концепты. С помощью концептов эксплицируют (объясняют) и характеризует сложные, многоплановые явления - жизненный мир личности, ее жизненный путь, личные ценности и убеждения. Психотерапевтические метафоры дают неограниченные возможности описания, структурирования и трансформации человеческого опыта, что является залогом терапевтических изменений.

3. Медицинская и психологическая модели психотерапии

В медицинской модели психотерапия предназначена для лечения, предупреждения или диагностики заболеваний. Это наиболее традиционная и распространенная модель психотерапии. Большое место в нашей стране в ней занимает раздел, получивший название «клинической психотерапии». Это такая врачебная психотерапия, которая использует парадигмы психотерапии, психиатрии и той клинической дисциплины, где она применяется.

В психологической модели психотерапия предназначена для разрешения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост. В медицинской модели часто используют синдромологический и нозологический подходы к пониманию расстройств и к их диагностике. В психологической модели используют так называемый проблемный подход. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. На их характеристиках мы остановимся ниже.

4. Психологические механизмы терапевтического эффекта

Цель психотерапии – устранение патологической симптоматики. Она имеет следующие иерархические уровни: психический; неврологический; вегетативный; соматосистемный; соматоорганный.

Сложная структура клинических синдромов, включающая, как правило, симптоматику всех уровней, обусловлена наличием единой интегративной системы психо-нейро-вегето-трофо-соматической регуляции, осуществляемой нервной системой.

Открытие новых классов нейротрансмиттеров, эндорфинов и прочих заполнило недостающие звенья в цепи подчинённости считавшихся ранее относительно автономными гуморальной и эндокринной систем.

Выбор форм и методов психотерапии определяется следующими факторами:

– нозологической принадлежностью патологии для выбора этиопатогенетического воздействия;

– определением личностных особенностей пациента;

– относительным преобладанием какого-либо из уровней симптоматики;

– личностной аутоидентификацией психотерапевта;

– концептуально-методологической основой психотерапевтического направления, определяющего характер корригирующего воздействия.

Воздействие на психическом уровне.

Основным является информационное воздействие, т.е. передача пациенту новой информации или изменение значения уже существующей. Очень важным является эмоциональное воздействие, так как при несовпадении когнитивного и эмоционального восприятия информации она может быть заблокирована или извращена. Конечной целью воздействия на психическом уровне может являться как нивелировка моносимптомов, так и изменение интегративных характеристик личностного реагирования.

Воздействие на психофизиологическом уровне.

Основным является сочетанное психофизиологическое воздействие, как правило, на анализаторном уровне, в том числе с использованием принципа обратной связи. Терапевтическое действие реализуется через рефлекторные, физиологические, поведенческие механизмы, описанные И.П. Павловым, Ч.С. Шеррингтоном, Б.Ф. Скиннером.

Воздействие на нейровегетативно-соматическом уровне.

Основным является рефлекторно-соматогенное воздействие, как правило, с эмоциональным подкреплением, носящее тренинговый характер. При этом используется физическое воздействие на рефлекторные точки, зоны, части тела, системы (мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая и др.).


5. Техника и средства психотерапевтического воздействия

– суггестивная;

– рациональная;

– реконструктивно-личностная;

– аналитическая;

– бихевиоральная;

– когнитивная;

– экзистенциальная.

6. Позиция терапевта и клиента

Позиция психотерапевта. Ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с пациентами.

Ведущие параметры: авторитарность – партнерство в выборе целей и задач психотерапии и директивность-недирективность в их технической реализации, являющаяся одновременно мерой разделения ответственности за результаты психотерапии и активности психотерапевта.

Предлагаемая схема, опирающаяся на оси авторитарности-партнерства и директивности-недирективности, позволяет разграничить метафорически описываемые «родительские и партнерские» позиции. Выбор позиции, с одной стороны, зависит от индивидуальных особенностей психотерапевта и установок пациента (высокая экстернальность коррелирует с предпочтением авторитарных и директивных психотерапевтов), а с другой – диктуется концептуальной позицией («школой») психотерапевта и техническими особенностями используемых методов психотерапии. Авторитарная позиция «отца» характерна для реализации поведенческих и суггестивных методов, а «матери» – для медитативных техник. Позиция «сестры» адекватна клиент-центрированной психотерапии, нейтральная позиция «зеркала» – психодинамическим методам и позиция «директивного брата» – позитивной психотерапии. Показателем профессионализма психотерапевта является его способность сознательно и пластично занимать различные позиции исходя из интересов пациента и требований используемых методов.

Авторитарная позиция «сверху» подразумевает отношение к пациенту как к «объекту» врачебных манипуляций, сопровождается пространственным дистанцированием (гипнотизер, возвышающийся над своими пациентами) и подкрепляется имиджем «всезнающего мудреца». Более современный партнерский подход базируется на видении пациента в качестве равноправного «субъекта», на пространственном расположении «лицом к лицу» или «плечом к плечу в круге», на демократичном образе психотерапевта («простого парня» или «затейника»).

В групповой психотерапии вслед за Шиндлером (Schindler R.) выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции могут занимать все члены группы, но групповые психотерапевты занимают их сознательно соответственно фазе развития психотерапевтической группы.

Позиция психотерапевта (греч. psychē – душа + therapia – забота, уход, лечение) – ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с клиентом. Ведущие параметры позиции психотерапевта: «авторитарность – партнерство» в выборе целей и задач психотерапии (авторитарная позиция подразумевает отношение к клиенту как к объекту манипуляций со стороны психотерапевта, партнерство предполагает видение в клиенте равноправного партнера) и «директивность – недирективность» в их технической реализации (является одновременно мерой разделения ответственности за результат психотерапии).

Выбор позиции зависит от индивидуальных особенностей психотерапевта и установок пациента, диктуется концептуальной позицией психотерапевта и техническими особенностями используемых им методов психотерапии. Показателем профессионализма психотерапевта является его способность сознательно занимать различные позиции, исходя из интереса пациента и требований используемых методов.

В групповой психотерапии вслед за Р. Шиндлером выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Каждую из этих позиций сознательно может занять групповой психотерапевт в зависимости от фазы развития психотерапевтической группы (эти же позиции может занять и каждый участник группы).

Позиция клиента во взаимодействии характеризует его обобщенное эмоциональное отношение к другим людям и к себе как к человеку. Позиция включает в себя переживания динамики взаимодействия с другим человеком как проявление равенства или неравенства, как проявление уважения к себе или пренебрежения.

В ситуации индивидуального психологического консультирования предметом взаимодействия является психологическая информация, а позиции взаимодействующих могут быть, на наш взгляд, описаны в виде следующих схем:

1. Взаимодействие на равных – оптимальный ваг| риант в индивидуальном консультировании, когда проблема ответственности за личностные изменения решается в соответствии с ролями, обозначенными профессией психолога-консультанта, который помогает личности расширить ее альтернативы, создает на материале предмета взаимодействия условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении.

Осознание психологом этого момента в интервью с клиентом возможно с помощью микротехник, обеспечивающих получение обратной связи. Главный момент в установлении такой позиции – это достижение конгруэнтности, соответствия с клиентом.

2. Взаимодействие с позиций «сверху» – одна из наиболее распространенных ошибок у практических психологов, которые подвержены житейской психологии устроительства (определение Л.Н. Толстого). Суть этой философии в том, что психолог, считая себя знатоком «правильной, хорошей» жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии «хорошей» жизни. Часто это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия клиента как хорошие или плохие, как правильные или неправильные, то есть решает психологическую задачу клиента неадекватными ей этическими или социальными средствами. Это приводит к тому, что у клиента формируется зависимость от психолога, а сам психолог теряет основу профессиональной рефлексии. Мы уже отмечали, что в индивидуальном консультировании большое значение для профессиональной рефлексии имеет научное содержание нормы психического развития, с которым работает психолог при решении психологических задач.

Зачастую директивность и неадекватность психолога в такой позиции приводит к потере предмета взаимодействия. Вместо содержания психологической информации обсуждаются социальные, этические или нравственные нормы.

3. Взаимодействие с позиции «снизу» создает для клиента возможности открыто манипулировать психологом. Как писал Э. Шостром, «манипуляция – это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других» ".

Увидеть в клиенте манипулятора – профессиональный долг психолога, иначе из этой ситуации взаимодействия он выйдет победителем с укоренившимся сознанием превосходства в своих манипулятивных способностях.

Психолог, занимающий позицию снизу, по существу, отказывается от своей профессии, от обобщенной научной теории, и попадает под власть житейского манипулятора. Напомним, что Э. Шостром выделил восемь манипулирующих типов, знание о которых позволяет сделать направленной профессиональную рефлексию во взаимодействии с клиентом. Итак, основные манипулятивные типы.

1. Диктатор. Он безусловно преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты – короче, делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Бога.

2. Тряпка. Обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность. При этом – характерные приемы: забывать, не слушать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.


Форме, а также позволяющее осознать нераспознанные до того связи между определенными аспектами чувств и поведения. Восстановление морального состояния - важная часть работы клинического психолога с клиентом, поскольку большинство получающих психологическую помощь многократно переживали неудачи и были деморализованы, утратив уверенность в том, что могут сами помочь себе. Высвобождение эмоций...

... ". Именно в этом - в добросовестном глубинно-психологическом анализе проблем клиента и постановке реалистичных целей терапии - и заключается сущность терапевтического анализа. 3. Модели психотерапевтического взаимодействия Поскольку терапевтический анализ как направление в психотерапии является сочетанием общих принципов психотерапевтической деятельности с аналитическими формами и способами ее...

1982; Kerr, 1993). Рассмотрим некоторые этические последствия смешения границ и множественности ролевых отношений между пациентом и психотерапевтом. Так ли уж катастрофичен их исход? Кроме несомненных этических издержек, психотерапия в данном случае ущербна и с клинической точки зрения, поскольку ущербен сам перенос (перенесение, трансфер) пациентом на терапевта чувств, испытываемых им к другим...

Получившие удовлетворительного научного психологического и физического объяснения... некоторые из них, по-видимому, действительно имеют место”. Если же обратиться к “Психологическому словарю” (1983 г.), то там парапсихология обозначается уже как “направление в психологии, изучающее экстрасенсорные способы приема информации, формы воздействия живого существа на физические явления, проходящие вне...

Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] Ковалев Сергей Викторович

Модели психотерапии

Модели психотерапии

Во-первых, несмотря на обилие подходов к психотерапии (см. далее), их можно разделить на две основные модели: медицинскую и психологическую . В первой модели вас лечат таблетками и прочим вещественным, а во второй - специально созданными психотехнологиями, позволяющими осуществить и улучшить вашу адаптацию к миру, а иногда и даже просто сделать эффективными и счастливыми. При этом в медицинской модели проблема любого человека рассматривается с точки зрения соматоза, невроза и/или психоза, тогда как в модели психологической она трактуется только лишь как нарушения в его личностном росте и развитии, зачастую вызванные другими людьми. Так вот, в интегральном нейропрограммировании мы категорически и непреложно придерживаемся именно психологической модели психотерапии. Эта модель предполагает, что все наши проблемы и недуги (симптомы) по сути лишь неудачные способы адаптации к жизни (так, алкоголик научился приспосабливаться к ней с помощью алкоголя, а гипертоник, как это ни странно звучит, - посредством гипертонии). Соответственно, если мы обретем нормальные и естественные способы этой самой адаптации (мы называем их экологичными, в смысле соответствия сути человеческой жизнедеятельности), необходимость в симптоме отпадает. И все, что остается еще сделать, так это переделать патологические механизмы его поддержания, как бы перезагрузив соответствующие программы Сознания и Тела.

Во-вторых, по целям психотерапии (уже только психологической) ее можно подразделить на разъяснительную и реконструктивную (термин достаточно условный, чего нельзя сказать о содержании). В первом случае или виде психотерапии (которой бесконечно грешат «чистые» психологи), вам буквально разъясняют суть ваших проблем, но даже не пытаются их разрешить. Во-втором (зачастую безо всяких разъяснений) - эти проблемы просто решаются (хотя при необходимости и разъясняются). Разница здесь примерно такая же, как между инспекторами ГИБДД и работниками автомастерской. Первые объясняют, почему вы попали в аварию, тогда как вторые просто устраняют ее последствия, осуществляя необходимый ремонт, тюнинг и даже апгрейд… Так вот, ИНП относится именно к реконструктивной психотерапии, в которой ваши проблемы действительно решают, а не бесконечно их забалтывают…

Наконец, в-третьих, все ту же психологическую психотерапию можно подразделить на долгосрочную (несколько месяцев и/или даже лет) и краткосрочную (несколько десятков часов). Известно, что представители долгосрочной психотерапии любят оправдывать свою медлительность большой глубиной проработки проблем. Забывая, однако, упомянуть о том, что это не только никем не доказано, но даже, как ни странно, во многом опровергнуто. Например, даже в славящемся своей медлительностью психоанализе, именно краткосрочные его варианты признаны наиболее эффективными . Что же касается интегрального нейропрограммирования, то оно - безусловно и безоговорочно, - относится к разновидности краткосрочной психотерапии. Поскольку многолетняя практика нашей работы убедительно доказала, что 2–4 терапевтических часа оказывается вполне достаточно, чтобы решить локальную проблему клиента (например, всякие страхи и даже фобии). Однако избавление от более глубоких проблем (например, тотальная депрессия или какое-нибудь психосоматическое заболевание) требует уже примерно 20 терапевтических часов. Столько же занимает и своеобразная полная переделка человека по 10–15 направлениям (например, уверенность в себе, самооценка, эмоциональная стабильность и т. п.).

Из книги Стратегии гениев. Альберт Эйнштейн автора Дилтс Роберт

Психологические ключи: от модели ROLE к модели BAGEL Элементы модели ROLE сосредоточены главным образом на когнитивных процессах. Однако для реального функционирования данным ментальным программам необходимо определенное телесное и психическое воплощение. Физические

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Улучшаем память - в любом возрасте автора Лапп Даниэль

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ Обработка информации (стимул – ответ) Информация, которую мы желаем запомнить, подвергается в нашей голове обработке, которую называют «кодированием». Модель обработки информации представляет собой модель типа стимул

Из книги Энциклопедия блефа автора

3.17.ЭЛЕМЕНТЫ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДАХ ПСИХОТЕРАПИИ. МАНИПУЛЯЦИИ В ГИПНОТЕРАПИИ Известно, что в основе наиболее эффективных способов гипнотизации лежит элемент заблуждения. О привязке в гипнотерапии мы уже говорили выше. Для того, чтобы эта

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Иллюзионизм в психотерапии или оздоровление заблуждением (манипуляции в психотерапии) "В юности я прочитал рассказ О`Генри "Последний лист" о больной, умирающей девочке, которая смотрела в окно и наблюдала за тем, как с дерева падают листья. Она загадала себе, что умрет

Из книги Психотерапия: учебник для вузов автора Жидко Максим Евгеньевич

Философско–психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии И. Ялом очень точно замечает, что «экзистенциализму нелегко дать определение, – так начинается статья об экзистенциальной философии в одной из крупнейших современных философских энциклопедий.

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Глава 11 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В ПСИХОТЕРАПИИ Данная глава посвящена инструментальным моделям психотерапии, к которым относятся такие технологически–ориентированные методы, как поведенческая психотерапия и близкие ей техники нейролингвистического

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Из книги Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту автора Сатир Вирджиния

Модели Конструирование Несмотря на всю свою принципиальную простоту, модели предсказания являются одним из гениальнейших механизмов развития. Всё, чем обладает человечество, создано именно благодаря им, и в частности их естественному свойству: конструированию.Всегда,

Из книги Тренинг общения за 14 дней автора Рубштейн Нина Валентиновна

4. Модели общения В течение тридцати лет я наблюдала, как общаются совершенно разные люди, и постепенно поняла, что, по-видимому, существуют универсальные для всех модели общения.В стрессовой ситуации любого рода раз за разом я подмечала 4 способа того, как люди

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Модели поведения Ситуация 1. Мужчина ущипнул женщину, она пугается и думает: «Я виновата в этом сама».Ситуация 2. Она думает: «Кретин!» – и возмущается. Он думает: «Она дура, я не виноват».Ситуация 3. Она думает: «Кретин!» – и возмущается. Он думает: «Я кретин, я виноват».Во всех

Из книги Средство от болезней автора Гусев Вячеслав

Из книги Открой свой денежный поток. Практическое руководство автора Андреев Александр

Модели В прошлой главе я поступал самым банальным образом. Ругал нечто уже существующее в мире. Самый дешевый способ приобрести сторонников и самый быстрый найти оппонентов. Теперь пришло время обрушиться на себя для восстановления баланса. Эта глава о том, чему

Из книги Книга решений автора Крогерус Микаэль

Как менять модели мышления и как создавать свои собственные модели? Шаг первый.Самый первый шаг в любом начинании – это знать, что ты хочешь!!!Это самый главный и самый важный шаг, потому что именно он определяет вектор твоего развития. Сейчас я читаю книгу Арнольда

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Мои модели

Из книги автора

Ролевые модели У близкого родственника может оказаться такая же биологическая предрасположенность к тревожному типу поведения. Более того, он будет наглядно демонстрировать, как она проявляется. К примеру, один из родителей: передает ребенку образ мира как

Похожие публикации