Интеллектуальные игры для детей дошкольников. Задания для интеллектуального развития дошкольников (рабочие тетради)

Юлия Викторова
Все об интеллектуальных играх дошкольников

Все об интеллектуальных играх для дошкольников

Уникален мир Детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой - Игра .

Существует мнение, что у каждого поколения свои игры. Да, это действительно так. Меняется время, меняется культура, меняется игра .

Заметно, что в последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «Интеллектуальные игры » . Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.

Интеллектуальная игра - это вид игры , основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции . Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

Интеллектуальные игры - это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед , от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего - в игре. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны.

Преимуществом интеллектуальных игр является то , что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции» , т. е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.

Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в состязаниях различного вида позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию) .

Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта , развивается изобретательность и творческие способности.

Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД, или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр , его проще всего выработать.

Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе - игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.

Основные типы интеллектуальных игр

Викторины Стратегии

Текстовая викторина Сюжетная викторина Ролевая стратегия Экономическая стратегия Боевая стратегия

«О, счастливчик!» , «Что? Где? Когда?» «Полундра!» Импровиза-

ционная «Экспромт-театр» Сценарная «Яхта» «Менеджер» Шашки,

Из этой схемы мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два блока – викторины и стратегии. Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры , где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины - дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу) . Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!» , «Что? Где? Когда?» , «Брейн-ринг» .

Сюжетные викторины более интересные . Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад» ). Дети становятся «Красной шапочкой» , «волком» и т. д. Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра» , «Колесо истории» и др.

Стратегия – форма интеллектуальной игры . Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.

В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника. В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер» , «продавец» и т. д.).

В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Яхта» и т. д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.

Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.

Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей. Вот характеристика типов интеллектуальных игр .

Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр .

1. 1.1. Ответ в вопросе

1.2. Вопросы-шутки

1.3. Оригинально о банальном

1.4. Вопрос-подсказка

2. Неизвестное об известном

3. На логическое и ассоциативное мышление

4. На удачу

Продуктивные

1. Вопросы на сообразительность.

Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности. Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.

2. Вопросы типа «Неизвестное об известном»

В вопросах даётся удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре .

3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление. Эти вопросы очень интересны игрокам , потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.

4. Вопросы на удачу. Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонно.

5. Вопросы «на приближение» . Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны .

«Разминка» для участников педсовета

Инструкция : - Внимательно прослушайте и найдите ошибку в высказываниях :

1. Нацепив на ноги ласты, -

Под водой плывут гимнасты. (Аквалангисты)

2. Воют волками метели

В зимнем месяце апреле. (Апрель – не зимний месяц)

3. Хорошо в футбол играем ,

Шайбы часто забиваем. (Не шайбы, а мячи) .

4. Для того, кто нездоров,

Вызываем докторов.

У сосны иголки

Короче, чем у ёлки. (Иголки у сосны длиннее)

5. Рыбкам маленький сачок

Сплёл умелец-паучок. (Не рыбкам, а мухам) .

Дайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появиться уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечайте все достижения малыша и не акцентируйте недостатки, хвалите за успехи и не ругайте за ошибки.

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
Соотносить цифру с количеством предметов.
Отгадывать математические загадки.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Различать и называть времена года.
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Ориентироваться на листе бумаги.
Определять положение предмета по отношению к другому.
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
Подбор дидактического материала.
Практический этап
Проведения кружка 2 раза в неделю.
Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
Диагностика детей на конец проекта
Презентация проекта.
Развивающие игры используемые при проведении проекта

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»


Логическая игра «Собери круг»


Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»


Логическая игра «Чудо - крестик»


С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.


Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.


Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.


Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака


В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»


Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»


«Подбери ключ»


Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Логическая игра «Мозаика цифр»


«Головоломка Пифагора»


Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

Логическая игра «Колумбово яйцо»


Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.

Логическая игра «Волшебный круг»


Логическая игра «Листик»


Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.


Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.


Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.



Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.


Логическая игра «Лото»


Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет «Умники и умницы»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтерск.
Описание :
Методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных учреждений. Игра содержит разнообразные задания для детей старшего дошкольного возраста, которые развивают психические процессы, сообразительность, самостоятельность. Основная цель проведения игры: диагностирование уровня подготовки детей к обучению в школе.

Тема . Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Умники и умницы»

Цель :
- поддерживать интерес к познавательной деятельности;
- развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки;
- воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Материал :
1.Карточки с заданиями
2. Музыкальное сопровождение («Учитель танцев», «Фанфары» (начало, награждение, Диск с музыкальными фрагментами из детских мультфильмов)
3. Презентация
4.Герой - Мэри Поппинс

Ход игры:

Звучит музыка.
Ведущий:
Рано-рано сонце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас дети, поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
День необычный сегодня у нас,
Игра позвала - пришёл её час.

Звучит музыка, заходят дети.

Пора поближе нам узнать
Героев дня - интеллектуалов,
Представьтесь, милые друзья,
Нам познакомиться всем надо.
Представление участников игры

- Итак, мы познакомились с командой участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется принимать непростые, очень важные решения.
Представление жюри

Звучит музыка. На зонтике «прилетает» Мэри Поппинс.
Мэри Поппинс
В сказку я открою двери,
Все узнали Поппинс Мэри?
И для взрослых и детей
Я всегда полна идей!
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ : Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ : Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ : Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ : Клянемся!
Ведущий : Итак, наша интеллектуальная игра открыта, и мы начнем ее с небольшой разминки (Слайд №2)


Мэри Поппинс
Слайд 3


Я задам вопросы каждому участнику. За каждый правильный ответ участник получает один балл.

1.Какое дерево боится ветра? (осина)
2.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
3. Кто быстрее плавает: курица или утка? (утёнок)
4. Какой сейчас день недели?
5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
6. Сколько времен года ты знаешь? (4)
7. В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)
8. Какой напиток можно получить от животного? (молоко)
9. Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
10. Какой цветок колит пальцы? (роза)
11. На какой планете мы живем? (Земля)
12. Из какой крупы варят плов? (рис)
13. Животное, которое вытянул из болота Айболит? (бегемот)
14. Что можно увидеть на небе в теплое время года после дождя? (радуга)
15. Какие овощи необходимы для приготовления борща?
16. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
17. В какое время года бывает вьюга?
18. Сколько человек тянули репку? (3, остальные животные)
19. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)
20. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание)


Ведущий
- Разминка закончилась. Жюри подводит первые итоги. А мы приглашаем участников занять свои места.

Ведущий : В нашем зале собрались умные, веселые и находчивые ребята. А выбрать самого умного нам поможет жюри и наши конкурсы. Слайд 4 (Ведущий перечисляет конкурсные задания)

Мэри Поппинс выбирает квадрат «Занимательная математика»

Ведущий : Ребята, а вот и первое задание - необычные фруктовые примеры.
Задание: Вам нужно правильно решить каждый пример и в пустых клеточках написать цифру, соответствующую количеству фруктов в примере. Слайд 5


Мери Поппинс собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Помогите нам, пожалуйста, выбрать следующий конкурс на нашем разноцветном квадрате.
Мэри Поппинс выбирает квадрат «Подумай - отгадай»
Слайд 6


Ведущий : И снова задание с карточками. Ребята, рассмотрите картинку. Слева расположены разные предметы, а справа – графическое изображение их частей.
Задание: найдите пару предмета и его графического изображения и соедините их прямой линией.

Ведущий : Наша гостья выбирает следующий квадрат…..
Мери Поппинс выбирает квадрат «Загадочный мир природы»

Ведущий : И… нам придется еще немного поработать с карточками. Итак, задание: определите, что где растет, соединив прямой линией Слайд 8


Ведущий : Мэри Поппинс! Мы снова просим Вас назвать следующий конкурс.
Мери Поппинс выбирает квадрат «Азбука безопасности» Слайд 9


Ведущий : Ребята, мы просим Вас подойти к экрану.
Дети подходят к экрану.

Вам предстоит ответить на вопросы, которые вам зададут врач, инспектор ГИБДД и сотрудник МЧС. За правильный ответ вы получаете один балл. Кто будет первым отвечать на вопрос?
Дети по очереди отвечают на задаваемые вопросы.
Инспектор ГИБДД
1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется...а) тротуар; б) шоссе; в) улица. Слайд 10

2. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора. Слайд 11


3. На какой машине – «Вольво», «Ауди» или « Мерседес» - ты бы согласился покататься с незнакомцем? Слайд 12


Пожарный
1. Что делать, если в квартире появился дым: а) обмотать лицо мокрой тканью и побыстрее покинуть квартиру; б) открыть окна и двери, чтобы дым улетучился. Слайд 13


2. Что надевает на лицо пожарный, входя в горящее помещение, и для чего он это делает? Слайд 14


Доктор
1.Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты, имеющиеся в доме. (Аптечка.) Слайд 15


2. С помощью какого органа человек дышит: а) мозг; б) сердце; в) легкие. Слайд 16


3. Тренировка организма холодом. (Закаливание.) Слайд 17


Жюри подводит итоги конкурса, а наша гостья Мэри Поппинс называет следующий конкурс.

Мери Поппинс выбирает квадрат «По сказочным дорожкам»
Ведущий : Ребята, вы любите сказки? Тогда мы предлагаем Вам прогуляться по сказочным дорожкам.
(На экране воздушные шарики под номерами. Ребенок выбирает шарик с номером.)

Слайды к сказкам Слайды 18 - 27:
1. «Золотой ключик» – колпак, азбука, театр


2. « Сестрица АЛЕНУШКА» - копытце, козленок., девушка


3. «Царевна-лягушка» - стрела, болото, Иван-царевич


4. «Три медведя» - тарелка, стул, медведь


5. «Маша и медведь» - короб, пирожки, девочка


6. «Снежная королева» - дворец, сани, мальчик


7. « Дюймовочка» - крот, кувшинка, ласточка


8. «12 МЕСЯЦЕВ» - КОСТЕР, корзина с подснежником, мачеха с сестрой


9. «Сказка о рыбаке и рыбке» - корыто, невод, старик.


10. «По щучьему велению» - печь, ведра, щука.


Мэри Поппинс : А сейчас разрешите мне объявить творческий конкурс «Покажи высший класс!»
Дети танцуют под музыку «Учитель танцев» вместе с Мэри Поппинс

Ведущий : Жюри непросто будет подвести итоги этого конкурса. Вы все, ребята, такие молодцы!
- Предлагаем Вам снова присесть за столы, а Мэри Поппинс назвать следующий конкурс разноцветного квадрата.

Мери Поппинс выбирает квадрат «Грамотей-ка».
Ведущий : Для выполнения этого задания вам нужно сделать звуковой анализ слов: кот, петух, лиса и написать первую букву слова. Слайд 28


Молодцы, справились


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Выберите, пожалуйста, следующий конкурс!
Мери Поппинс выбирает «Найди лишнее»
Ведущий : Вот, ребята, у нас и осталась последняя карточка. Послушайте задание: нужно зачеркнуть в каждой группе предметов один лишний.
Слайд 29


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Мэри Поппинс: Я с удовольствием называю мой любимый конкурс «Угадай мелодию» и попрошу вас всех подойти ко мне. Давайте встанем в одну линейку и сейчас для каждого из вас будет звучать мелодия из любимых песен, мультфильмов, а вы должны будете назвать ее.
Итак, звучит мелодия для игрока под номером 6 (кто стоит первым и т.д.)
Ведущий : Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все очень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показали свои знания и смекалку. Слово нашему жюри.
(Жюри объявляет результаты интеллектуальной игры, проводит награждение)

Первостепенное значение должно отводиться интеллектуальному развитию детей-дошкольников, поскольку с его помощью формируется навык успешного обучения. В дошкольный период знания накапливаются детьми с потрясающими темпами, формируется их речь, познавательные процессы совершенствуются.

Роль развития интеллектуальных способностей в жизни ребенка

Дошкольники с более развитым интеллектом быстрее запоминают и осваивают новый материал, чувствуют уверенность в своих силах, а практика также показывает, что они больше хотят учиться. Дети учатся думать, воспринимать, говорить, обучаются разнообразным вариантам манипуляций с предметами, учатся управлять собой, сообразуясь с системами правил. Для всего этого нужна работа памяти, роль которой в развитии ребёнка невозможно переоценить. С работой памяти связано усвоение знаний о самом себе и окружающем мире, накопление привычек, навыков и умений. Но особенно требовательно к работе памяти школьное образование, вот почему так важно интеллектуальное развитие дошкольников.
Современная психология опирается на идею, что детский интеллектуальный потенциал обусловлен генетически, поэтому большинство населения может развить свой интеллект лишь до среднего уровня. Разумеется, возможности человеческого развития не беспредельны. Но, как показывает практика, даже если чуть эффективнее использовать имеющиеся возможности среднего интеллекта, то результат будет впечатляющим.
С помощью интеллектуальных игр память ребёнка развивается, он легче переключается с одной деятельности на другую, учится выслушивать других, воспринимать и понимать иную точку зрения. Чтобы успешно справиться со школьной программой обучения, ребёнок не просто должен много знать, не менее важно ему научиться мыслить доказательно и последовательно, догадываться, быть способным на логическое мышление и умственное напряжение.
В интеллектуальное развитие малышей в детских садах должно входить:

  • развитие речи и устного общения;
  • развитие логического мышления (соотношения, классификации);
  • развитие воображения и пространственного мышления;
  • улучшение моторики рук и сенсорной координации (штриховка, графические символы);
  • формирование способности наблюдать, строить предположения, описывать;
  • усвоение правил поведения, касающихся отношения к цивилизованному окружению и миру природы;
  • воспитание самоуважения и уважения к другим членам общества, поддержание этнических способов общения.

Игры для развития интеллекта

Память ребёнка связана с его интересом и представляет собой комплекс процессов, благодаря которому тот может запоминать, воспринимать, воспроизводить и хранить информацию. Если на любом из этих уровней возникнут неполадки, то обучение может столкнуться с трудностями. Ниже предложены игры, направленные на развитие детской памяти, обучение ребёнка запоминанию и логическим приёмам.
На внимание влияют склонности, интересы, увлечения человека, а само оно определяет такое качество, как наблюдательность, то есть, способность подметить существенные, но малозаметные признаки в явлениях и предметах. Внимание является важным условием, позволяющим ребёнку успешно усваивать большой объём умений и знаний и устанавливать контакты со взрослыми. Развитие запоминания и внимания тесно переплетены, и игры помогают их развитию.

«Кукловод»

Эта развивающая игра нацелена на улучшение двигательной памяти. Есть два её варианта:

  1. Изображающий кукловода взрослый завязывает ребёнку глаза и по простому маршруту, молча, водит его, подобно кукле, придерживая за плечи. Ребёнок делает 5-6 шагов вперёд, останавливается, поворачивает налево, снова останавливается, делает пару шагов назад, поворачивает направо и т. д. После этого «кукле» развязывают глаза и просят найти исходную точку маршрута, пройдя его в обратной последовательности, вспоминая каждый шаг.
  2. Во втором варианте роль кукловода может взять на себя другой ребёнок.

«Сложи узор»

Нужно из фигур сложить узор или дорожку, начиная с 3-4 элементов, а когда ребёнок освоится с игрой, их количество можно увеличить. Дать возможность ребёнку некоторое время смотреть на узор, после чего он должен отвернуться. В это время нужно изменить положение одной фигуры (а затем 2-3-х), после чего попросить малыша восстановить исходное расположение элементов дорожек. Можно усложнить задачу, полностью убрав дорожку, которую ребёнку предстоит самому восстановить по памяти. Ещё более сложный вариант - восстановить узор на ощупь с закрытыми глазами.

Дети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, н...

«Фотоаппараты»

Игра развивает внимание и память. В первом варианте ребёнок пару секунд видит карточку с изображением, а затем он должен максимально подробно его описать. Во втором варианте демонстрируется картинка с сюжетом на протяжении 30 секунд, а после этого предъявляется почти такая же картинка, но с некоторыми изменениями. Ребёнок должен отыскать все различия в картинках.

«Под стол! На стол! Стучать!»

Эта игра тренирует слуховое внимание ребёнка. Малышу в игре предстоит выполнять команды взрослого, а тот будет стараться его запутать. Вначале взрослый, произнося команду, одновременно её выполняет и сам, а ребёнок повторяет за ним. Например, одновременно с командой «Под стол!» взрослый убирает под стол руки, и ребёнок должен поступить также. Затем взрослый командует «Стучать!» и стучит ладонями по столу, за ним вторит и ребёнок. И далее в том же духе. Когда малыш достаточно привыкнет к повторению команд, взрослый неожиданно начинает его путать, произнося одну команду, но производя другое действие. Ребёнку же следует исполнять именно устные команды, а не повторять движения взрослого.

«Зеркало»

В эту игру удобней играть вдвоём . Игроки стоят или сидят один напротив другого. Первый производит некие движения (поднимает руки, машет ими в стороны, щипает себя за ухо и т. д.). Другой игрок должен быть «зеркалом» первого. По мере игры движения можно всё более усложнять, но она должна быть скоротечной - не более 1-2 минут. Если второй игрок продержится это время, то он получает один балл и участники игры меняются ролями.

«Пальчик»

Игра будет тем напряжённее, труднее и интереснее, чем больше в ней будет картинок. Игроков потребуется двое, желательно ровесников, но при отсутствии второго ребёнка его роль может исполнить и взрослый, который будет подыгрывать малышу. На столе нужно выложить 10-20 картинок разных предметов двумя рядами. Дети должны хорошенько рассмотреть все картинки, спросить названия малознакомых им предметов. Нужно объяснить им, что в игре они должны указывать указательным пальцем на ту картинку, которую назовёт взрослый. Тот, кто первым поставит свой указательный палец на картинку, тот и станет её обладателем. После этого игроков нужно посадить лицом друг к другу, а указательные пальцы своих правых рук они должны поставить на край стола и держать их там, пока глазами не найдут нужную картинку.
Для стимуляции умственной активности необходимо, чтобы поиск картинки вёлся именно глазами, а указательный жест потребуется лишь в конце решения задачи. Правило, заставляющее держать палец на краю стола, избавляет ребёнка от движений руками. Потом взрослый просит детей указать, где находится цветок (чайник, самолёт, лиса и т. д.) и следит, кто первым укажет на нужную карточку пальцем.

Поиск предметов по заданным признакам

Целью этой игры является отработка способности быстрого поиска аналогий между непохожими друг на друга предметами , оценка предметов по факту отсутствия или наличия в них определённых признаков, обучение быстрому переключению внимания с одного объекта на другой. Педагог называет 2-3 предмета и предлагает детям назвать как можно больше прочих предметов, имеющих общие заданные признаки с ними. Например, назвать такие предметы, которыми делаются противоположные действия (дверь закрывает и открывает, выключатель включает свет и выключает его).

Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они яв...

Игры, развивающие воображение

С помощью подобных игр дети постепенно понимают принцип условности и замещения предметов другими предметами, у них развивается воображение. В этих играх самые разные предметы могут одушевляться детьми. Они довольно быстротечны и позволяют использовать какие угодно предметы, а организовать их можно практически в любое время.

«Закорючки»

Желательно в эту игру играть вместе с малышом. Оба игрока рисуют на своих листочках любые закорючки, после чего обмениваются листками. Победит тот, кто дорисует закорючку до осмысленного рисунка.

«Несуществующее животное»

Почти всем известно, что есть рыба-игла и рыба-молот, так почему бы не быть и рыбе-напёрстку? Нужно дать ребёнку пофантазировать над тем, как бы выглядела рыба-ножницы, велика бы была рыба-кастрюля и куда бы можно было применить рыбу-магнит.

«Оживление предметов»

Можно предложить ребёнку представить себя в качестве потерянной шапки, намокшей варежки, замёрзшей на морозе, новой шубы, аккуратно сложенной или брошенной на пол рубашки и т. д.

«Дорисуй картинку»

Нужно нарисовать какой-то предмет, но не полностью, и предложить малышу придумать ему название. Если малышу сразу опознать предмет не удастся, то ему можно помочь наводящими вопросами или соответствующими загадками. Когда ребёнок узнает предмет и сформирует в памяти его образ, то он может дорисовать картинку и раскрасить её. При этом незаконченные картинки могут иметь самое разное исполнение: в виде схемы предмета, точечного изображения, частичного изображения. Изображённым может оказаться любой объект, безусловно, знакомый ребёнку. Можно также объединять в смысловые группы изображения предметов, например, группы цветов, овощей, одежды, тогда это упражнение пригодится при изучении той или иной группы.

«Имитация действий»

Можно, например, сымитировать приготовление супа. Пусть ребёнок покажет, как перед началом приготовления он будет мыть руки, и вытирать их насухо. После этого нальёт в кастрюлю воды, включит плиту и поставит на неё кастрюлю. Затем он должен показать, как будет резать овощи и прочие ингредиенты, отправлять их в кастрюлю, помешивать ложкой, солить и наливать половником приготовленный суп. Пусть малыш покажет, как он осторожно несёт чашку с горячей водой, поднимает горячую сковороду, передаёт по кругу печёную картошку.

Игры для развития мышления

Высшей формой деятельности человека является мышление, которое является социально обусловленным и тесно связанным с речью психическим процессом. С помощью приведённых ниже игр дети могут учиться обобщать, сравнивать, рассуждать, делать простейшие умозаключения , что в целом и является самостоятельным мышлением.

«Бывает - не бывает»

Нужно назвать какое-либо событие и одновременно бросить мяч ребёнку. Если эта ситуация реалистична, то малыш должен поймать мяч, а если она - плод фантазии, то ему следует отбить мяч. Примеры ситуаций: кошка пошла на работу, папа хочет есть, самолёт плывёт по морю, соленая груша, гуляющий дом.

С каждым годом появляются всё новые «умные» развлечения для малышей, что совсем неудивительно, ведь ещё «с младых ногтей» роди...

«Угадай по описанию»

Дав описание какого-нибудь предмета (игрушки, животного, фрукта), взрослый предлагает ребёнку угадать, о чём шла речь. Например, про помидор можно сказать, что он круглый, красный, сочный, ароматный. Если малыш затрудняется ответить, то перед ним можно разложить изображения разных овощей, из которых он может выбрать верное.

«Что будет, если…»

Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает на них. «Что получится, если я прыгну в лужу?», «Что произойдёт, если в полную воды ванну бросить палку (мячик, камень, салфетку и пр.)». После этого можно поменяться ролями.

Неоднозначные ответы

Нужно заранее придумать фразы, продолжение которых могут быть неоднозначными. Услышав варианты детских продолжений, взрослый может сильно удивиться, ведь не всегда такое придёт в голову и ему. Варианты вопросов: «у нашей собаки шерсть очень…», «руки у людей для того, чтобы…», «на улице ночью очень…», «бабушка болеет потому, что…».

Упражнения, помогающие развивать у детей интеллект


Любые интеллектуальные игры нужно проводить на фоне хорошего настроения у детей, которые от новых знаний должны получать положительные эмоции.

5 0

Интеллектуальная игра для детей 5-7 лет «Молодое дарование»

Цель:
создать условия для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста, с ярко выраженными способностями.
Задачи:
1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений;
2. Развивать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием;
3. Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции целеустремленность, взаимопомощь, находчивость и смекалку;
4. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций;
5. Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
Оборудование: конверты с занимательными задачками, видео с картинками из сказок, мольберт, фломастеры, иллюстрации геометрических фигур, призы.
Ход игры:
Ведущий: Добрый день. Мы рады видеть вас сегодня на нашей интеллектуальной игре «Молодое дарование». В игре принимают участие команда старшей группы №1 и команда старшей группы №2. Я прошу команд представиться и поприветствовать друг друга.
(Приветствие команд и капитанов)

Команда «Почемучки»
«Мы пытливые умы,
Мы с вопросами на ты».
«Почему» - вопрос любимый,
Помогает, нам расти."

Команда «Знайки»
«Если много хочешь знать,
Много должен ты читать».
Наш девиз: «Не унывать!
Всё пройти и всё узнать»!

Ведущий: Для подведения итогов по каждому заданию нами выбрано жюри: (представление членов жюри) .Наша игра состоит из пяти заданий.

1 задание « В гостях у сказки»:

В этом задании командам необходимо ответить на 10 вопросов. На это задание отводится ограниченное количество времени: по 2 минуты для каждой команды. По окончанию времени звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ на вопрос команды получают по 1 очку.

Вопросы для команды «Почемучки»:

1. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка).
2. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок).
3. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
4. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба - Яга)
5. Маленькая девочка живущая в цветке?(Дюймовочка)
6. Деревянная кукла с длинным носом. (Буратино)
7. В какой сказке карета превратилась в тыкву? (В «Золушке»)

8. Злой хозяин кукольного театра с длинной бородой. (Карабас-Барабас)
9. На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде)
10. Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)
Вопросы для команды «Знайки»:
1. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)
2. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
3. Вредная старуха с крысой. (Шапокляк)
4. Зеленый друг чебурашки? (Крокодил гена)
5. Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»? (Крокодил)
6. Какой подарок принесли Мухе-Цокотухе блошки? (Сапожки)
7. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
8. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)
9. Как звали бабушку, от которой сбежала вся посуда? (Федора)
10. Сколько пудов шоколада просил слон для своего сына в сказке «Телефон»? (Пять или шесть.
Ведущий: пока наше жюри подводит итог первого задания, мы с вами споем песенку «Выглянуло солнышко», которая поднимет нам настроение.
2задание. «Занимательные задачки в волшебной коробочке»
Ведущий:
Каждый ребенок из команды по очереди достает из коробки конверт с задачкой. Ведущий читает задачу, а ребенок, который тянул конверт, отвечает, если же он не может ответить, ему помогает команда. За каждый правильный ответ без помощи команда получает 2 балла, а если участнику помогли с ответом, то тогда команда получает 1 бал.
1. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
2. В лесу росла береза. На ней росли яблоки: 1 зеленое, 2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?
3. Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего?
4. Какое сейчас время года?
5. Перечисли все зимние месяцы?
6. Сейчас утро или вечер?
7. Какие еще части суток вы знаете?
8. Сегодня четверг, а завтра?
9. Назови дни недели, начиная с понедельника.
10. Какой твой любимый день недели? Который он по счету?
11. Кто стоит справа от тебя?
12. Кто стоит сзади?
13. Чем измеряют время?
14. Чем измеряют температуру?
15. Чем можно измерить длину или высоту?
16. Чем измеряют вес?
Ведущий: Молодцы команды, справились с заданием. Пока наше жюри подводят итоги, мы объявляем конкурс загадок для болельщиков:
1. Самое длинношеее животное. (Жираф)
2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
4. Длинноухий трусишка. (Заяц)
5. Красивый, но несъедобный гриб. (Мухомор)
6. Самая большая ягода. (Арбуз)
7. Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. (Ромашка)
8. Рыжие грибы со звериным названием. (Лисички)
9. Что наступает после зимы? (Весна)
10. 2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)
11. 3. Самое жаркое время года. (Лето)
12. Самый короткий месяц в году. (Февраль)
13. Снежное время года. (Зима)
14. Черная лесная ягода. (Черника)
15. Фрукт, похожий на лампочку. (Груша)
16. Какие ягоды любит медведь? (Малину)
3 задание «Конкурс капитанов»
Ведущий: Капитанам команд предлагается выполнить два задания.
Первое задание - логические задачки. Капитанам надо внимательно послушать задачу и ответить на поставленный вопрос:
1. Антон и Никита играли разными игрушками – машинкой и пирамидкой. Антон пирамидкой не играл. Чем играл каждый из мальчиков?
2. Саша и Егор пили чай из чашек разного цвета: желтой и красной. Саша пил чай не из желтой чашки. Из какой чашки пил чай каждый из мальчиков?
Второе задание - видео вопросы. Капитанам будет показано по 6 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Ваша задача назвать эти сказки.
Ведущий: Пока счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура, я объявляю музыкальную паузу.
Ведущий: Слово для объявления результатов 3 задания предоставляется жюри.

4 задание. «Умные фигуры»

Ведущий: Командам предлагается задание на зрительную память. Команды смотрят на плакат с изображением геометрических фигур 30 секунд, затем предлагается по памяти нарисовать такое же изображение на мольберте.
Ведущий: Музыкальная пауза. Слово предоставляется жюри, по итогам 4 задания.
5задание. « Сказочная гостья»
Ведущий: В этом конкурсе вас ждет сюрприз вести его, будет сказочный персонаж. Отгадайте: какая пушкинская сказочная героиня за ювелирную работу и вокальное мастерство получила от хозяина жилище из чистого хрусталя и почетный караул. (Белочка из «Сказки о царе Салтане».)
Вбегает белочка.
Белочка: Правильно угадали! Здравствуйте! Я к вам пришла на игру и приготовила очень трудные вопросы:
1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков? (один)
2. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг)
3. Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок?
4. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
5. Над лесом летели две рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
6. Что едят крокодилы на северном полюсе?
7. На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка взяла одну книжку, потом еще, потом еще две книжки. Сколько книг прочитала собака?
8. Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить?
9. Кто громче замычит – петух или корова?
10. Какой цвет волос у Колобка?
Белочка: Молодцы ребята, справились с заданием! А теперь пока жюри подводит итоги, мы поиграем в мою любимую игру «Кривое зеркало» я буду показывать движение, а вы выполняют движение наоборот (например, вед. наклоняется вправо, а дети - влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т.д.)
Подводятся итоги интеллектуальной игры и Белочка награждает победителей.

Похожие публикации