Cтатья «Особенности детей с нарушением зрения. Дети с нарушениями зрения

Малыши с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого ребенка очень важно для его развития, последующей адаптации в школе и в дальнейшей жизни. Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. Самые легкие из известных нарушений – функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр. К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.

Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке. Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру. К примеру, слепые дети узнают машину или соловья вовсе не по внешним качествам, а по звуку. Вот почему так важно обращать внимание детей на разнообразные звуки. У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение. Речь детей с нарушением зрения фрагментарна.

Что делать?

Для детей с нарушенным зрением, также как и для детей нормальновидящих очень важно развиваться, обучаться! Первой образовательной ступенью является дошкольное учреждение. Очень важно серьёзно подойти к его выбору. Для детей с нарушенным зрением существуют специализированные сады, в которых:

  • обучение и развитие детей происходит с учетом особенностей заболевания.
  • ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение) .
  • группы в таких садах меньше, чем в обычных (ясли – до 6 детей, детский сад – до 10 детей) . То есть, к детям применим индивидуальный подход.
  • для обучения детей применяют специальное оборудование и методики.
  • с детьми работает учитель – тифлопедагог
  • назначают аппаратное лечение

Таким образом, уже с младшего дошкольного возраста необходимо активно развивать зрительное восприятие ребенка и в этом родителям поможет правильный детский сад.

В этой статье:

Если у ребенка диагностировано нарушение зрения, с ним обязательно нужно заниматься. Такой диагноз еще не значит, что малыш не сможет учиться, получить образование. У многих детей сохранен нормальный интеллект, и правильные занятия помогут им приспособиться к нормальной жизни.

Главная задача родителей - правильно подобрать учебное учреждение. Там должны быть все условия для слабовидящих и слепых детей. Существуют некоторые особенности развития, которые нужно учитывать. Например, проблемы с координацией движения. Тут поможет физическая активность, правильно подобранная физкультура. Занятия лучше начать пораньше, чтобы крохе было проще приспособиться.

3 вида нарушения зрения

Причин слепоты или частичной потери зрения может быть очень много. Часто они проявляются сразу после рождения малыша или же носят патологический характер. Иногда слепота возникает из-за серьезных нарушений работы нервной системы, мозга. У детей, страдающих ДЦП, слепота может стать сопутствующим заболеванием. Бывает так, что из-за травм или болезней возникает постепенно снижение зрения.

Существуют три основные причины, вызывающие снижение зрения или слепоту:

  • врожденные проблемы;
  • наследственные заболевания;
  • полученные нарушения (последствия травм, болезней).

Некоторые особенности развития детей с такими проблемами стоит учитывать. Например, они лишены возможности видеть лицо человека, и это сильно сказывается на эмоциональном развитии.

Малыш не может опознать по мелким мимическим признакам, как это обычно происходит, изменение настроения другого человека .
Часто голос и выражение лица слепого будут безэмоциональными, даже если он радуется или грустит.

Гораздо легче работать с детьми, у которых нарушение зрения наступило вследствие травмы или болезни. Они имеют представление об окружающем мире. Для них мир все еще существует – он есть в воображении, снах, мечтах. Они не оторваны от действительности так, как слепые от рождения. Хотя их поведение часто носит депрессивный характер. Это затрудняет обучение и общение с ними.

Особенности развития

Зрение дает нам практически полное представление о мире вокруг. На долю зрения приходится 90% всей поступающей к нам информации. Слух, вкусовые, тактильные ощущения и обоняние составляют оставшиеся 10%.

У малышей, которые лишены возможности видеть, совершенно иные представления о мире. Тут все зависит от тяжести нарушений и от того, когда они наступили . Если с самого
рождения, то развитие малыша идет по особому пути. Он не знает точно, как выглядят предметы, что такое цвета. Для него мир складывается их звуков, очертаний предметов, качеств поверхности.

Детям с такими проблемами сложнее выстроить связь «название предмета – его изображение». Конечно, такие нарушения не дают им быть достаточно самостоятельными. Слепой малыш зависит от родителей. Специальные школы и обучающие техники помогают детям с нарушениями зрения ориентироваться в мире.

Особенности развития охватывают младший дошкольный возраст. Именно сейчас формируется психологическое и эмоциональное восприятие. Также идет активное физическое развитие.

Нужно уделять много времени подвижным занятиям, играм. Это помогает развивать хорошую координацию движений, способность ориентироваться. Правда, не виды активности пойдут на пользу.

Перед тем как начать занятия, проконсультируйтесь у офтальмолога .
Иногда стоит избегать чрезмерного напряжения или давления. Это может усугубить проблему.

Психофизиология

Некоторые особенности развития свойственны всем слепым детям и детям с серьезными нарушениями зрения:

  • отмечается отставание в умственном развитии (возможно, небольшое) из-за невозможности видеть окружающий мир, понимать свойства и природу предметов;
  • периоды развития малыша, который видит, и незрячего не идентичны. Даже при сохраненном интеллекте. Дело в том, что другим органам чувств нужно приспособиться заменять зрение так, как это возможно;
  • развитие идет непропорционально . Например, хорошо развито мышление, а вот двигательные функции пострадали (плохая координация).

Плохая координация усиливает страхи слепых детей. Они неуверенно чувствуют себя даже там, где нет никаких опасностей. Их движения часто порывистые, резкие. Зато развитие мелкой моторики идет гораздо лучше, чем даже у видящего крохи. Пальцы становятся более чувствительными, ведь этот теперь особый способ «видеть» .

Чтобы не усугублять
интеллектуальные проблемы, обязательно нужны занятия
. В специальных школах программа как можно более близко подходит к обычной школьной. Тут учат читать по специальной азбуке, разбираться в премудростях математики и родной речи, много читают вслух. Для малышей с разными нарушениями предлагаются разные программы. Кто-то может увидеть с помощью ярких красок и крупных форм, кому-то все дают трогать.

У всех учеников есть возможность получить представление о мире. Кроме обычных занятий тут проводятся коррекционные. Если можно помочь как-то восстановить или поддержать зрение, то воспитатели и врачи помогут это сделать.

Обучение

Есть некоторые особенности самого процесса обучения. Необходимо уделять крохе максимум внимания. Его нельзя оставить одного изучать материал – воспитатель и учитель должны быть рядом. Сначала это кажется очень тяжелой
задачей
.

Многие родители слепых детей отмечают, что начало занятий в школе казалось настоящей мукой для них и для детей. Нужно повторять одно и тоже движение десятки раз. Но дети быстро учатся. Уже через несколько месяцев малыш входит в ритм обучения, ему становится легче. Он сам ищет некоторые пути решения проблемы.

Для детей с нарушениями зрения обязательно нужно подбирать специальный садик, школу. Там они смогут на все 100% реализовать свой потенциал. Часто нарушение зрения никак не связано с интеллектом. Интеллект сохранен и требует знаний, тренировки, обучения новому . Оставить такого ребенка вообще без внимания неправильно.

Для маленьких детей важно подбирать правильные игрушки . Они должны содержать крупные выпуклые детали.

Так слабовидящий или слепой малыш сможет с помощью ручек изучить игрушку. Это поможет понять, как устроено лицо человека, его тело. Для слабовидящих лучше подбирать яркие игрушки – так они смогут различать цвета . Обучение с раннего возраста становится движущей силой развития. Иначе крохе будет страшно, тяжело в незнакомом и непонятном мире. Без должного внимания дети с нарушениями зрения часто замыкаются в себе, не идут на контакт.

Развитие речи

Главная проблема в том, что дети не видят артикуляции. Обычные дети учатся, глядя на родителей, сами этого не замечая. Мы проговариваем слова, звуки – в этот момент форма рта меняется, губы вытягиваются или, наоборот, сжимаются . Все эти мелкие движения хорошо видны зрячим детям и невольно усваиваются. У них меньше проблем с речью, чем у малышей с потерей зрения.

Для незрячих детей освоение речи - длительный процесс.
Они начинают воспринимать на слух, повторяют слова. Но у большинства присутствуют речевые дефекты. Исправить их трудно, ведь обычно логопед работает со зрячим малышом, показывая ему положение губ и языка. А тут помочь могут только длительная тренировка, правильная речь у родителей и воспитателя.

Для развития речи необходимо чаще читать малышу, разговаривать с ним, подталкивать его к общению. Тут то же правило, что и со зрячими детьми: общение в группе сверстников многому может их научить. Это всегда обмен опытом, и в том числе речевым .

Творческое развитие

Многие незрячие дети интересуются лепкой, работой с красками. Рисовать пальцами, лепить - для них это особый способ общаться с миром. Некоторые из них становятся весьма талантливыми в художественной сфере . А еще у таких детей может быть очень хороший музыкальный слух.

Родителям необходимо
обратить внимание на таланты ребенка. Художественный кружок или специальная музыкальная школа могут стать настоящей отдушиной для ребенка с потерей зрения.

Слепые люди нередко увлекаются спортом. Почему бы и нет? Они могут тренироваться, участвовать в соревнованиях и побеждать так же, как и зрячие. Главное - заинтересовать ребенка такой деятельностью. Конечно, поначалу будет тяжело. Спорт помогает в развитии координации движений. Это как раз то, чего не хватает слепым и слабовидящим.

Социальное развитие

Не стоит ограничивать круг общения ребенка с нарушением зрения. Для него полезно играть с другими детьми, и неважно, видят те или нет. Так малыш становится более уверенным в себе и своих силах. Если ему удается подружиться с кем-то, это замечательно.

Нельзя давать понять ему, что он «не такой, как все» и это плохо.
Да, малыш с потерей зрения отличается от других, но это не делает его хуже.

Давайте ему задания по дому. Например, поливать растения, протирать пыль. Показав несколько раз, как это делается, вы можете доверить ребенку эти простые обязанности. Конечно, придется помочь ему, подвести, подать что-то, указать место. Обычно дети с гордостью принимают на себя такие обязанности. Это дает им ощущение собственной значимости .

Подобные
маленькие домашние дела - хороший толчок для развития ребенка. Многие родители не понимают этого, ограждая детей от любых дел. Так они становятся абсолютно несамостоятельными, не могут даже чуть-чуть позаботиться о себе.

Еще страшнее, если их полностью ограждают от здоровых детей. Играя и общаясь лишь в своем кругу, детишки с нарушением зрения многое теряют. Игра с обычными детьми может многому научить на простом, детском уровне.

Выбор детского сада и школы

Для детей с разными нарушениями зрения вполне возможно получение образования. Нельзя ограничивать их в общении и развитии. Можно подобрать хороший садик или школу . Главное, что так малыш будет чувствовать себя таким же, как остальные дети. Здесь учатся, общаются, играют и заводят друзей. В садике или школе для детей со сниженным зрением работают специалисты. Они могут ответить родителям на многие важные вопросы по поводу коррекции зрения, возможностей малыша, дальнейшего обучения.

Выбирая учебное заведение, обратите внимание на следующие моменты:

  • в одной учебной группе должно быть не более 10-15 человек. Это позволит воспитателям уделить максимум внимания всем деткам;
  • программа обучения выбирается индивидуальная;
  • обязательно присутствует аппаратура, которая помогает детям;
  • многие садики и школы для детей с проблемным зрением проводят коррекционные занятия;
  • здесь нет насмешек и обид со стороны других детей, все находятся в одинаковых условиях;
  • школы помогают адаптировать ребенка в обществе. У них есть программы социального развития малышей и подростков;
  • учебники используют шрифт Брайля, так что малыш научится читать.

У малышей с нарушениями зрения есть все возможности учиться, получить профессию и работать. Сегодня много школ, кружков развития, спортивных секций для тех, у кого серьезные проблемы со зрением. Это помогает им получить нормальное детство, такое же, как и у видящих ребятишек.

Профилактика

Самое главное – вовремя выявить проблему. Для этого нужно всегда в установленное
время посещать офтальмолога, проходить проверки. Первая проверка зрения ждет малыша в 1 месяц . Врач может заметить первые признаки проблемы уже в таком раннем возрасте, и тогда лечить или поддерживать зрение будет гораздо проще. А еще у родителей будет больше времени, чтобы сориентироваться.

Что можно делать для профилактики проблем со зрением?

  1. Не перегружать глаза. Меньше телевизора, компьютера. Нельзя полностью ограничить малыша в этом, но нужно соблюдать временные рамки.
  2. Подобрать правильное освещение в комнате, за рабочим столом.
  3. Носить правильно подобранные очки, если необходимо.
  4. Принимать витамины для глаз.
  5. Избегать нахождения на солнце без специальных очков.
  6. Регулярно наблюдаться у окулиста, следовать его предписаниям.

Таким образом можно спасти зрение, если оно уже страдает . Иногда стоит подождать несколько лет, а затем можно будет сделать коррекционную операцию. Такую возможность не нужно исключать. Многие болезни глаз поддаются лечению, даже если зрение сильно упало.

Создание специальных условий для детей

с нарушением зрения

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями

здоровья. В конечном итоге, должна быть создана среда, адекватная общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ.

Создание специальных образовательных условий в школе начинается с организации материально-технической базы , включающей архитектурную среду (вне учебное и учебное пространство) и специальное оборудование.

Архитектурная среда

Когда в школу приходит ребенок с нарушениями зрения, первая трудность, с которой он столкнется, - это затруднения в ориентации в пространстве. Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом плане.

Вход в школу

Крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета. Обязательно нужны перила. Перила должны быть по обеим сторонам лестницы на высоте 70 и 90 см, для детей младших классов -50 см. Удобнее всего перила круглого сечения с диаметром не менее 3-5 см. Длина перил должна быть больше длины лестницы на 30 см с каждой стороны.

Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части.

Внутреннее пространство школы

Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо видит, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориентации инвалида по зрению внутри школы может являться разнообразное рельефное покрытие полов - при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка, и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами.

Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице слабовидящего или незрячего ребенка могут быть тактильные ориентиры для лестниц и коридоров (обозначение на ощупь). Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были написаны крупным шрифтом контрастных цветов или были таблички с надписью шрифтом Брайля.

Можно использовать звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании (в начале и в конце коридора, обозначение этажа).

Школьная раздевалка

В раздевалках учащимся со слабым зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т. д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.

Школьная столовая

В столовой у ребенка с нарушениями зрения должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Также желательно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой, но в то же время нежелательно детей с ОВЗ сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно также, чтобы ребятам со слабым зрением в столовой помогали работники или дежурные.

Классные кабинеты

Здесь тоже важно учесть, что ученикам с нарушениями зрения необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.

Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать, для того чтобы он смог получить информацию.

Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от

учительского стола и рядом с окном.

Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, были не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Освещение

Согласно гигиеническим требованиям, в учебных помещениях на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, коэффициент естественной освещенности КЕО должен быть 1,5 %.

Для учебных помещений школ слабовидящих и слепых детей коэффициент должен быть не менее 2,5 %. Коэффициент естественной освещенности КЕО представляет собой отношение освещенности внутри помещения к освещенности в тот же момент под открытым небом.

Для учебных помещений этот световой коэффициент должен составлять 1:5, для прочих помещений - 1:8. (Световым коэффициентом называют отношение застекленной площади окон к площади пола).

Чтобы освещенность классов была достаточной, глубина их не должна превосходить расстояние от верхнего края окна до пола более чем в 2 раза. Нижний край окон при этом должен быть на уровне парт; ширину и толщину оконных рам и переплетов следует максимально уменьшить. Естественная освещенность должна быть в пределах от 800 до 1200 лк.; желательна равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности.

Для защиты от прямых солнечных лучей рекомендуется пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

Нужно обращать особое внимание на состояние оконных стекол, так как их чистота влияет на освещенность помещения. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли и грязи, эта цифра достигает 50 %.

Для устранения препятствий к проникновению в помещения детских образовательных учреждений дневного света необходимо содержать оконные стекла в чистоте. Регулярно (1 раз в неделю в яслях и детских садах и 1 раз в месяц в школах) нужно мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не менее 2 раз в год - снаружи. Для эффективного использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений не следует ставить на подоконники цветы, наглядные пособия, большие аквариумы и т.п.

Комнатные цветы и различные растения нужно размещать в простенках между окнами в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или расставлять в коридорах и рекреациях.

Парты в классах должны располагаться так, чтобы окна находились слева от них, а тень от пишущей руки не падала на бумагу, если ребенок правша. Окна не должны находиться позади парт (из-за возможного образования тени от головы и туловища на рабочей поверхности), а также впереди парт (чтобы яркий солнечный свет не слепил глаза).

На окнах устанавливаются регулируемые солнцезащитные устройства (жалюзи, тканевые шторы и т. п.) для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Не допускается использование штор из поливинилхлоридной пленки. Для декоративной цели рекомендуется располагать занавески по краям оконного проема таким образом, чтобы они только на 10-15 см заходили за его края. Занавески должны быть светлыми и сочетаться с цветом стен и мебели.

Нельзя допускать затемнения окон деревьями. Сажать деревья необходимо не ближе, чем в 15 м, а кустарник - не ближе, чем в 5 м от здания школы.

Естественная освещенность в классе зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона, дающие достаточно высокий (40-80 %) коэффициент отражения.

Для окраски потолка, оконных проемов и рам необходимо использовать белый цвет, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого цвета.

Школьная мебель окрашивается в цвета натурального дерева или светло- зеленый цвет. Светлая окраска оказывает положительное психологическое действие. Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность учащихся. Также необходимым требованием является использование отделочных материалов и красок, создающих матовую поверхность, чтобы избежать блёскости.

Использование дневного света должно быть максимальным. Однако даже при соблюдении всех приведенных выше условий одного естественного освещения учебных помещений бывает недостаточно, и возникает необходимость в дополнительном освещении. Нужно помнить, что освещение для детей с нарушениями зрения должно быть не только достаточным в количественном отношении, но и высококачественным. Искусственное освещение обеспечивается искусственными источниками света: электрическими лампами накаливания или газоразрядными лампами (например, люминесцентными). Оно позволяет создать постоянные уровни освещенности на рабочем месте и легко регулируется. В то же время искусственное освещение имеет ряд недостатков: слепящая яркость ламп, специфический спектр светового потока, зачастую искажающий цвет окружающих предметов, пульсация освещенности при использовании газоразрядных ламп, а также общая монотонность освещения. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием таких ламп, как ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. При этом создаются более эффективные условия для восприятия цветов, что особенно важно для слабовидящих детей, так как способность различать цвета у них снижена.

Допускается использование ламп накаливания; предусматривается освещение классной доски. Зеркальные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

При работе с телевизорами или компьютерами недопустимы следующие условия:

просмотр телепередач в полной темноте;

изменение освещенности на экране, мелькание, выключение и

включение общего освещения при демонстрации кинофильмов и диапозитивов;

показ диафильмов на стене, поскольку при этом в значительной

степени снижается яркость и искажается цвет изображений;

длительная фиксация взгляда на экране телевизора (необходимо

время от времени менять направление взгляда - это дает глазам отдых).

Вследствие значительного снижения зрения слабовидящие испытывают большие трудности при пользовании массовыми экранными пособиями. Они воспринимают кино недостаточно полно и точно, а в некоторых случаях искаженно.

Специальное оборудование

- для слепых: индивидуальная трость для передвижения по зданию;

- для слепых: оборудование в спортивном зале, имеющее тактильную поверхность;

- для слабовидящих: зрительные ориентиры на спортивном оборудовании;

- учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы;

- для слабовидящих: указки с ярким наконечником;

- для слабовидящих: различные увеличительные приборы (лупы

настольные и для мобильного использования);

- для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте

ребенка (парта) и дополнительное освещение доски;

- комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими

модулями и ковром.

Гигиенические требования к учебному оборудованию

Учебно-наглядные пособия должны подбираться таким образом, чтобы удовлетворять одновременно лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям.

В учебно-воспитательной работе необходимо учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращение объема и времени выполнения письменных работ.

Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради и прописи с широкой строкой и дополнительной разлиновкой. Между строками надо оставлять широкие промежутки. Не рекомендуется писать на тонкой или глянцевой бумаге.

Оптимальное расстояние между глазами и объектами зрительной работы для детей младшего школьного возраста с миопией и глаукомой составляет 24 см, для старших школьников - от 30 до 35 см. При остроте зрения 0,06-0,2 это расстояние сокращается до 17-25 см, при остроте зрения 0,01-0,05 -до 3-12 см.

Слабовидящие школьники, наклоняясь при чтении и письме, затеняют рабочую поверхность, освещенность страницы при этом снижается. Так, если при чтении текста на расстоянии 33 см от глаз освещенность на странице книги составляет 650 лк (минимально допустимый уровень), то на расстоянии 10 см - всего 150 лк. Увеличить освещенность на рабочем месте можно, используя местное освещение с помощью лампы накаливания.

Для слабовидящих детей важна степень равномерности освещения рабочей поверхности. Недопустима большая разница в яркости между рабочей поверхностью и окружающим пространством. Это приводит к повышенному утомлению и снижению зрительной работоспособности. Для данной категории детей должны использоваться учебные пособия с более крупными буквами, для меньшего напряжения глаз при работе. Материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации. Контрастность изображений в учебных пособиях и оптико-электронных приборах должна находиться в пределах 60-100 %, а насыщенность цветовых тонов должна составлять 0,8-1,0.

Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом фоне и наоборот. При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета. Для дошкольников и школьников с нарушением световосприятия необходимо строго продумывать цветовые сочетания при одновременном предъявлении. Приемлемо написание ручкой зеленого, черного и красного цвета.

При нистагме и косоглазии ребенку очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения. Рекомендуется использовать наглядные пособия с небольшим количеством элементов.

Особенности размещения детей с нарушениями зрения в классе

Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией - в среднем ряду на первых партах (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии ученику нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии - напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Дети, страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от освещенных окон; можно затенить их место ширмочкой. При катаракте дети успешнее работают вдали от света. Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещенным окнам.

В классных помещениях устанавливают темно-коричневые и темно-зеленые матовые доски, чтобы избежать бликов и резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены.

Организация урока

Для профилактики зрительного утомления должна строго регламентироваться зрительная работа. Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут. У слабовидящих школьников в младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке, у старшеклассников - на втором и третьем уроках. Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, тогда как, начиная с четверга она снижается и достигает минимума в субботу.

При проведении коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки: повышение ее цветочувствительности в дневные часы (с 13 до 15 часов) и светочувствительности - в утренние и вечерние часы. Данные рекомендации должны учитываться педагогом при составлении сетки занятий, распределении программного материала, планировании и написании конспектов. Для предупреждения утомления при демонстрации кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, при просмотре учебных телепередач необходимо обеспечение ученикам зрительно-нервного комфорта.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и т.п.) также регламентируется гигиеническими нормами.

Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1-2 классы: 7-10 минут, 3-4 классы: 10-15 минут, 5-11 классы: 15-30 минут). Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микро пространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот дать 1-2 минуты на обдумывание.

При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного возраста - 2-3 объекта, старшего дошкольного - 4-5 объектов, младшего школьного - 67 объектов.

На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.

Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).

При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.

Таким образом, должна быть создана целостная система специальных образовательных условий, начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, и заканчивая частноспецифическими индивидуально ориентированными, определяющими эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.

Хорошее зрение вашего ребенка играет далеко не последнюю роль в его обучении и в жизненной деятельности. Благодаря статистике можно чётко установить, что у каждого двадцатого школьника возникают проблемы со зрением. И в данном случае адаптация детей с нарушением зрения проходит в школе достаточно сложно, поэтому вам стоит с раннего детства сделать всё возможное, чтобы избежать снижения зрения у детей.

Классификация

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1) слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

2) абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений; частично слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

3) слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1) слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2) ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

Симптомы

Родители дошкольников редко приходят с жалобами на снижение качества зрения - у детей этого возраста обычно еще нет обязательных занятий, в ходе которых от них требуется большая зрительная нагрузка. А вот уже первоклассники - наши частые пациенты.

С какими жалобами обращаются дети 7-9 лет? Они чувствуют ухудшение зрения вдаль или двоение в глазах, трудности фокусировки, при переводе взгляда от близи вдаль изображение может расплываться. К чисто зрительным трудностям все чаще присоединяются головная боль, боль в висках, сутулость, плохая успеваемость. Надо сказать, что еще несколько лет назад примерно с таким же набором жалоб приходили ученики старших классов, а сегодня - уже начальной школы.

При подобных жалобах важно не просто измерить остроту зрения, но и провести тщательное обследование. Так, например, при скрытой дальнозоркости острота зрения может быть 1,0, но длительная работа на близком расстоянии вызывает трудности фокусировки, головную боль. В подобных случаях требуется назначение адекватной коррекции, возможно, курсы аппаратного лечения и дальнейшее наблюдение.

Родителям надо помнить: чем раньше возникает близорукость, тем больших степеней она может достигнуть. Также риск по зрению передается по наследству, причем передается не степень близорукости, а склонность к ней. Так, у родителей со слабой степенью близорукости могут расти дети, у которых из-за неумеренной зрительной нагрузки близорукость может достигнуть высоких степеней. Есть и такая взаимосвязь: чем раньше у ребенка возникает близорукость, тем больших степеней она может достигнуть.

Итак, какие симптомы должны насторожить родителей, даже если ребенок не жалуется? Для дошкольников: малыш щурится, трет глаза, смотрит исподлобья или у него присутствует вынужденное положение головы, наблюдается светобоязнь, слезотечение, периодическое отклонение одного из глаз. Для школьников: быстро устает при работе на близком расстоянии, наклоняет голову близко к тексту, устает при чтении.

Для сохранения зрения ваших детей не пренебрегайте ежегодными осмотрами у врача-офтальмолога!

Причины

У многих детей от рождения зрение идеальное, некоторые могут похвастаться зоркими глазками в младшем и дошкольном возрасте. Однако к школе процент детей с какими-либо зрительными отклонениями значительно возрастает. С чем связаны причины нарушения зрения у детей? В большинстве случаев ухудшение зрения провоцирует высокая нагрузка на глаза. Это могут быть всевозможные достижения технического прогресса – компьютер, телевизор, телефон и так далее. Не меньше устают глазки и от «сидячих» увлечений – лепки, рисования, чтения, настольных игр и тому подобное.

Дети мало двигаются, а значит, у них нарушается осанка и застаивается в организме кровь. Специалистами доказано, что ухудшение зрения в детском возрасте напрямую связано с проблемами позвоночника, так как снижается полноценное кровоснабжение мозга. А школа еще больше прибавляет малоподвижных занятий, не все из которых нравятся малышам. Щуря и напрягая глазки, ребенок усиливает нагрузку на них, быстро теряет интерес и устает.

Детские очки лишь отчасти решают проблему, часто малыши стесняются и отказываются их носить. Если плохое зрение досталось ребенку в наследство, то без коррекционных очков вряд ли можно обойтись.

Диагностика

Когда ребенок еще совсем маленький, оптометрист проверяет зрение косвенно. Малыш находится на руках у родителя, врач ему показывает табличку, разделенную на две половинки. Одна из них пустая, а на другой размещены полосы. Суть такого метода заключается в том, что ребенок направляет свой взгляд не на пустую часть таблички, а на полосатую.

Затем доктор показывает следующую таблицу, в которой толщина полос меньше, далее – таблицы с еще меньшей толщиной полос и так до тех пор, пока глаз маленького пациента не сможет отличить полосы от фона. Проверяются поочередно оба глаза. Причем при осмотре одного глаза другой должен быть прикрыт. По результатам такого исследования можно проверить, хорошо ли видит ребенок обоими глазами и соответствует ли зрение его возрасту.

Когда вашему ребенку 2-3 года, то вы можете самостоятельно в домашних условиях предложить ему незатейливый тест. Например, на листе бумаги нарисовать дерево с различными по размеру незакрашенными листьями, домик с окнами и т.д. Затем спросите, видит ли ребенок все листья, окошки в домике и так далее и попросите его показать детали нарисованного рукой. Глаза проверять нужно поочередно. Если он различает все предметы на рисунке – значит у него хорошее зрение. Если он приближается к рисунку ближе, чем на 20 см, то это уже сигнал, чтобы обратиться к врачу.

Чтобы проверить остроту зрения у дошкольников, в кабинетах глазного врача используются таблицы с рисунками предметов, которые ребенок уже знает. Картинки размещены по рядам и отличаются по размеру. Малышу говорят закрыть один глаз (причем он должен быть открыт под ладонью), а другим глазом рассматривать картинки и называть, что на них изображено. Это же проделывают и с другим глазом. Если ребенок замешкается перед тем как дать правильный ответ, это может говорить о том, что один глаз слабее другого.

Для исследования близорукости или дальнозоркости у детей могут быть использованы таблицы с кольцами (кольца с разрывом). Для исследования зрения вдаль (с 5 метров) используются рисунки с различными тремя кольцами, расположенными один внутри другого. Каждое кольцо соответствует определенной остроте зрения. Для исследования зрения вблизи (с 1 метра) используется также таблица с кольцами, которые расположены по рядам (в каждом ряду — определенная величина колец). Показатели остроты зрения указаны слева от колец в каждом ряду.

Чтобы выявить у детей астигматизм, можно им предложить тест с лучистой фигурой из полос (рисовать как лучики солнышка, чередуя длинные и короткие полосы одинаковой толщины). С расстояния 1 м посмотреть на эту фигуру, поочередно закрывая 1 глаз потом другой. Если у ребенка в четкости видения линий большие различия, то это говорит о том, что необходимо проконсультироваться у глазного врача.

Чтобы своевременно выявить тот или иной недуг глаз у ребенка, нужно систематически проверять его зрение. При необходимости врач назначит лечение. Родителям нужно уделять постоянное внимание на правильную организацию игр, занятий, а также рабочих мест детей. Все это поможет сохранить хорошее зрение у ребенка.

Профилактика

Лучшим лечением является предупреждение болезни. Есть несколько правил, которые могут использоваться как предупреждение нарушения детского зрения в повседневной жизни. Вот некоторые из них:

  • Нужно тренировать мышцы зрительного нерва с помощью простого упражнения: достаточно наклеить на окно небольшую черную точку, затем попросить ребенка, чтобы он несколько секунд смотрел на нее, а после – вдаль на дерево или облако, затем снова на точку. Повторяют такие действия от 10 до 15 раз.
  • Немалое значение играет правильный режим обучения и отдыха в школе, вырабатывание правильной осанки при занятии письмом.
  • Помещения, в которых работают дети, должны быть хорошо освещенными. Свет должен распределяться равномерно, но не быть слишком ярким, создающим блики.
  • Работа за компьютером, непосредственно вблизи монитора, дает сильную нагрузку на глаза. Расстояние должно быть максимальным, а продолжительность работы – не более 25 минут.
  • Просмотр телевизора также наносит вред. Желательно не позволять маленьким деткам постоянно находиться перед экраном.
  • Смена чтения или письма на активные действия — тоже хорошая профилактика нарушения зрения у подростков и детей, даже обычная ходьба по комнате позволит отвлечься и расслабить зрительный нерв.

Детское зрение сильно подвержено влиянию внешних факторов. Регулярные осмотры офтальмолога помогут сохранить зрение вашего ребенка и предотвратить развитие отклонений. Но главное – это правильная профилактика нарушения зрения, только так у ваших детей проблем с глазами в будущем не возникнет.

Каждый появившийся на свет младенец воспринимает мир через слух, зрение и осязание. К сожалению, не к каждому крохе природа благоволит, и иногда ребенок рождается с какими-либо нарушениями. Малыши с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого ребенка очень важно для его развития, последующей и в дальнейшей жизни. Что нужно знать о развитии детей с проблемами зрения?

Классификация нарушений зрения у детей

  • Самые легкие из известных нарушений – функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния.
  • Нарушения, которые касаются структуры глаза и иных отделов системы зрения, называются органическими. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр.

К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др.

Нарушения зрения у детей разделяются на три типа :

  • Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3).
  • Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).
  • Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).

Что касается причин появления нарушений в зрении , их разделяют на

  • приобретенные (например, вследствие травмы),
  • врожденные ,
  • наследственные .

Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения

Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух , в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании малышей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках . Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.

Каковы особенности обучения детей с проблемами зрения?

    • Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти . Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно.
    • Физическая деятельность – важная составляющая лечения и развития. А именно подвижные игры, которые необходимы для стимуляции зрения, укрепления мускулатуры, развития координации движения, обучения нужным навыкам. Конечно, только с учетом рекомендаций офтальмолога и диагноза малыша, во избежание обратного эффекта.
    • Обязательно обучение правильной ориентации в пространстве за счет выполнения определенных заданий/упражнений.
    • При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы кроха понимал – что именно он делает и зачем.
  • Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
  • Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому . Ограничивать общения ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.

Детские сады с нарушением зрения – прекрасный вариант для воспитания и обучения слабовидящих детей

В образовании, как в школьном, так и в дошкольном, нуждаются все дети. А малыши с нарушениями зрения – в специальном образовании . Конечно, если нарушения не слишком серьезные, то ребенок может обучаться и в обычном саду (школе), как правило — пользуясь . Во избежание различных неприятных ситуаций, другие дети должны быть осведомлены об особенностях здоровья слабовидящего ребенка.

Почему лучше отдать ребенка в специализированный детский сад?

  • Обучение и развитие детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания .
  • В специализированном саду ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение).
  • Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше.
  • Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики .
  • В группе слабовидящих детей никто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет. Читайте: .

Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения . С их помощью родителям будет легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.

Похожие публикации