Возраст пациентов для дополнительной диспансеризации. Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан — Российская газета. Что такое диспансеризация и что в нее входит

С 2006 г. в стране проводится дополнительная диспансеризация (ДД) граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях. Порядок и объем проведения ДД регламентируется приказом МЗ РФ № 188 от 22.03.2006 г. В 2006 г. проведена ДД вышеперечисленных контингентов в возрасте 35-55 лет, с 2007 г. ДД подлежат все работающие. ДД проводится врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме:

Осмотр врачами-специалистами:

· терапевтом (врачом-терапевтом участковым, ВОП),

· эндокринологом,

· хирургом,

· неврологом,

· офтальмологом,

· урологом (для мужчин),

· акушер-гинекологом.

Лабораторные и функциональные исследования:

· Клинические анализы крови и мочи,

· Холестерин, сахар крови,

· Флюорография 1 раз в год,

· Маммография (женщинам 40-55 лет – 1 раз в 2 года) или УЗИ молочной железы.

Врач-терапевт участковый с учетом заключений врачей-специалистов и результатов обследования определяет состояние здоровья граждан, прошедших ДД, и с целью планирования дальнейших мероприятий распределяет по следующим группам:

I группа – практически здоровые граждане, не нуждающиеся в Д-наблюдении, с которыми проводится беседа о ЗОЖ.

II группа – граждане с риском развития заболеваний, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них составляется индивидуальная программа профилактики, осуществляемая в ЛПУ по месту жительства.

III группа – граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения (установления) диагноза (впервые установленное хроническое заболевание) или лечении в амбулаторных условиях (острое респираторное заболевание, грипп и другие заболевания, после лечения которых наступает выздоровление) «*».

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях, состоящие на Д-учете по хроническому заболеванию «*».

V группа – граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи «*».

«*» - дообследование в амбулаторно-поликлинический и стационарных условиях не входит в объем ДД.

Учреждение, проводившее ДД не по месту жительства гражданина, передает «Карту учета ДД» в результатами обследования в ЛПУ по месту жительства гражданина.

На основании сведений о результатах прохождения ДД участковый терапевт (ВОП), осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина, определяет необходимый объем дообследования, направляет на дальнейшее лечение и осуществляет за ним Д-наблюдение по хроническому заболеванию.

Диспансеризация женщин детородного возраста , имеющих экстрагенитальную патологию, проводится в соответствии с приказом МЗ РФ от 10.02.2003 г. № 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» (приложение 2, раздел 3 «Беременность и экстрагенитальная патология»). В приказе приведена схема динамического наблюдения с указанием сроков госпитализации.

Диспансерное наблюдение больных профессиональными заболеваниями регламентировано приказом МЗ РФ № 555 от 29.09.89 г. «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». Врач-терапевт осуществляет наблюдение в соответствии с примерной схемой, приведенной в приложении №7 «Положение о порядке проведения диспансеризации больных профессиональными заболеваниями».

Инвалиды и участники ВОВ наблюдаются в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Диспансеризация лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , проводится на основании приказа МЗ РФ № 293 от 3.10.97 г. «О совершенствовании диспансеризации лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данный приказ регламентирует периодичность и объем диспансеризации этой категории лиц.

Одним из важных мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» является дополнительная диспансеризация.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с 2006 года проводится дополнительная диспансеризация работающего населения.

Целью диспансеризации является ранняя диагностика заболеваний, в том числе социально-значимых (сахарного диабета, туберкулеза, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний), являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения.

Дополнительная диспансеризация организуется на базе ЛПУ по месту работы (ответственным за дополнительную диспансеризацию). Средним медицинским работником составляется реестр работников, подлежащих дополнительному медицинскому осмотру.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. №55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» утверждены:

· порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;

· учетная форма №131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина";

· форма №12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан";

· форма №12-Д-2-10 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан".

Установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2012 году - 1418 рублей.

Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Дополнительная диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. Дополнительная диспансеризация проводится врачами-специалистами с проведением лабораторных и функциональных исследований:

Осмотр врачами-специалистами:

Терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)),

Акушером-гинекологом,

Хирургом,

Неврологом,

Офтальмологом;

Лабораторные и функциональные исследования:

Клинический анализ крови;

Биохимический анализ крови:

Общий белок,

Холестерин,

Липопротеиды низкой плотности сыворотки крови,

Триглицериды сыворотки крови,

Креатинин,

Мочевая кислота,

Билирубин,

Амилаза,

Сахар крови;

Клинический анализ мочи;

Онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 45 лет);

Онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 45 лет);

Электрокардиография;

Флюорография;

Маммография (женщинам после 40 лет, за исключением случаев невозможности проведения исследования по медицинским показаниям в связи с двусторонней мастэктомией). На гражданина, явившегося для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре медицинской организации подбирается (или заполняется) учетная форма №025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного". В кабинете (отделении) медицинской профилактики заполняются соответствующие разделы учетной формы №025/у-ПЗ "Паспорт здоровья", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2009 г. N 67н, после чего гражданин направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования, проводимые в рамках дополнительной диспансеризации.

По окончании обследования гражданина медицинские работники кабинета (отделения) медицинской профилактики получают из диагностических служб результаты проведенных лабораторных и функциональных исследований и передают их врачу-терапевту (врачу-терапевту участковому, врачу общей практики (семейному врачу), врачу-терапевту, ответственному за проведение дополнительной диспансеризации) (далее - врач-терапевт). Результаты дополнительной диспансеризации вносятся врачами-специалистами, принимающими участие в проведении дополнительной диспансеризации, в амбулаторную карту, и учетную форму №131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина", на основании которой, а также учетной формы №025-12/у "Талон амбулаторного пациента" с литерами "ДД", формируются реестры счетов на оплату расходов, связанных с проведенной дополнительной диспансеризацией работающих граждан, в порядке, определяемом Федеральным фондом ОМС.

Дополнительные консультации врачей-специалистов, дополнительное обследование и лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях с целью установления диагноза и/или проведения соответствующего лечения не входят в объем дополнительной диспансеризации и оплачиваются отдельно за счет средств ОМС или средств соответствующего бюджета в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований, с целью планирования дальнейших мероприятий определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения;

II группа - граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях;

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации, которые направляются на плановую госпитализацию;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Гражданам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни. Гражданам, отнесенным к III, IV, V группам состояния здоровья, в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости за ними устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства. По окончании прохождения дополнительной диспансеризации врач-терапевт участковый (семейный врач) по желанию гражданина выдает Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров всех врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению. Паспорт здоровья хранится у гражданина.

Сохранение и укрепление здоровья граждан является одной из приоритетных функций государства. Наиболее эффективным способом своевременного обнаружения какого-либо заболевания является диспансеризация. Что такое диспансеризация работающего населения, почему она важна и каков порядок ее проведения? Что следует знать работодателю и работнику о диспансеризации? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Диспансеризация и ее цели

Диспансеризация – это комплекс мероприятий, направленных на наблюдение в динамике за состоянием здоровья человека. Входит в данный комплекс диагностика, профилактика и оздоровление.

Работающее население страны – это основной костяк, на плодах труда которого существует и развивается государство в целом, а также материально обеспечиваются нетрудоспособные слои населения. Следовательно, забота о сохранении здоровья данного контингента – это важнейшая функция государства. Таким образом, к основным целям диспансеризации трудящихся граждан относятся:

  • Сохранение здоровья.
  • Снижение заболеваемости и профилактика болезней.
  • Уменьшение численных показателей инвалидности и смертности.
  • Улучшение качества жизни.

Достижение перечисленных целей основывается на комплексном выполнении целого ряда конкретных задач. Только плановая и комплексная реализация задач может сделать диспансеризацию по-настоящему эффективной. Это достижимо при слаженном сотрудничестве медучреждений и работодателей. Итак, к задачам относится:

  • Проведение мед. обследования работников (от 18 лет) специалистами с использованием диагностических исследований, периодичность – каждые 3 года;
  • Выполнение дополнительного обследования лиц, которые в этом нуждаются;
  • Выявление болезней на ранних этапах;
  • Проведение всесторонней оценки здоровья каждого конкретного работника;
  • Наблюдение за состоянием здоровья граждан в динамике;
  • Выполнение научных и статистических исследований;
  • Привлечение современных технических достижений для автоматизации и компьютеризации управления диспансеризацией;
  • Пропагандирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение.

Порядок проведения

Порядок осуществления диспансеризации работающего населения регламентируется на законодательном уровне. Он закреплен в Приказе Минздрава РФ за № 36ан от 3.02.2015 г. с изменениями, внесенными Приказом Минздрава РФ за № 946н от 9.12.2016 года. Документ вступил в силу с 19.01.2017 года. Согласно данному Приказу, диспансеризация осуществляется в 2 этапа.

Первый этап нацелен на выявление у работников хронических недугов или предрасположенности к ним. По итогам проведенных исследований гражданин может быть направлен на 2 этап диспансеризации для более детального изучения состояния его здоровья. Работники проходят обследование в рабочее время согласно установленному работодателем графику. Первый этап состоит из проведения следующих медицинских манипуляций:

  1. Опрос.
  2. Измерение веса, роста и артериального давления.
  3. Проверка ряда показателей по анализам крови, мочи, кала.
  4. Снятие ЭКГ.
  5. Проведение флюорографии.
  6. Осмотр гинекологом (для женщин).
  7. Проведение маммографии (для женщин от 40 лет).
  8. Проверка органов брюшной полости с помощью УЗИ (после 39 лет).
  9. Измерение внутриглазного давления (после 39 лет).
  10. Посещение невролога (после 51 года).
  11. Прием терапевта.

Второй этап проводится при необходимости дообследования пациента с целью постановки диагноза. Он осуществляется при помощи специальных исследований и посещений врачей узкой специализации.

Воздействие вредных факторов на рабочем месте на здоровье человека

Зачастую выполнение служебных обязанностей сопряжено с воздействием на работника каких-либо вредных и (или) опасных факторов. Воздействие данных факторов может быть как кратковременным, так и постоянным.

Пример воздействия вредных факторов работы на здоровье человека

Шахтер при работе в забое на протяжении рабочей смены подвергается воздействию вибрации, угольной пыли, шума. Работа офисного работника за клавиатурой компьютера предполагает повышенную нагрузку на зрение, на костно-мышечный аппарат. Как видно из примеров, факторы разные, а исход один – ухудшение состояния здоровья.

Для классификации негативных факторов на рабочих местах Правительством РФ был издан Приказ за № 302н от 12.04.2011 года, в котором приведен их полный список и утвержден порядок осуществления специальных медицинских обследований. К таковым относится медицинская проверка при устройстве на работу и регулярные осмотры в дальнейшем. Утвержденный перечень включает химические, биологические и физические факторы. Кроме того, факторы каждой из категорий подразделяются по определенному типу воздействия на здоровье человека:

  • Вызывающие аллергическую реакцию;
  • Являющиеся канцерогенными по отношению к организму человека, т. е. способные провоцировать повреждение генетического аппарата;
  • Оказывающие фиброгенное действие, т. е. способствующие замещению нормальных клеток какого-либо органа соединительной тканью. Это вызывает необратимые изменения строения органа и препятствует его естественному функционированию;
  • Вызывающие нарушение репродуктивной функции организма.

Для минимизации последствий влияния перечисленных негативных факторов на состояние здоровья работника необходимы регулярные медосмотры и диспансеризация. Порядок их проведения также утвержден вышеназванным нормативным актом.

Особенности диспансеризации граждан, работа которых связана с высоким профессиональным риском

Трудоустройство на работе с наличием вредных и (или) опасных факторов подразумевает высокий профессиональный риск. Это означает, что здоровью человека при выполнении профессиональных обязанностей может быть причинен ущерб различной степени тяжести.

Профессиональный риск может быть групповым или индивидуальным. Индивидуальный риск предполагает возможность ухудшения здоровья одного работника. Групповой подразумевает причинение вреда здоровью группы людей при выполнении ими своих профессиональных обязанности за определенный промежуток времени, например, за год или за всю протяженность рабочего стажа. Как правило, оценивается именно этот вид профессионального риска.

Диспансеризация граждан, трудоустроенных на рабочих местах с высоким уровнем профессионального риска, имеет свои особенности. Так, при оформлении на работу проводится медобследование работника для выяснения соответствия состояния его здоровья и требований, предъявляемых к кандидату на данное рабочее место, т. е. осуществляется экспертиза профпригодности. При периодических медосмотрах, помимо врачей общей практики, привлекаются врачи узкой специализации – профпатологи. Согласно постановлениям Минздравсоцразвития, такие обследования должны проводиться не реже 1 раза в 2 года, а для лиц младше 21 года – каждый год (ст. 213 Трудового Кодекса РФ) по определенному алгоритму. Он включает следующие шаги:

  1. Работодатель оформляет список лиц, трудящихся под воздействием вредных факторов, и за 2 месяца до начала диспансеризации передает его в мед. учреждение, с которым у него существует договор на выполнение диспансерной проверки.
  2. Руководство медучреждения совместно с работодателем составляет календарный план диспансеризации и назначает состав мед. комиссии, которая будет осуществлять проверку. Возглавлять ее обязательно должен врач-профпатолог.
  3. Комиссия поименно по списку, составленному работодателем, с учетом негативных факторов воздействия, определяет необходимые к проведению виды лабораторных и инструментальных исследований.
  4. Работники проходят назначенные обследования, результаты заносятся в специально заведенную мед. карту. Кроме того, каждому работнику выдается индивидуальное медицинское заключение о результатах проведенной проверки с выводом о профпригодности. Если же у работника обнаруживается профзаболевание, то его направляют в территориальный или отраслевой центр профпатологии.
  5. Комиссия делает обобщенное заключение и представляет его работодателю и надзорным органам.

К особенностям диспансеризации стоит отнести и место проведения обследования. Так, граждане, отработавшие больше 5 лет на рабочем месте с негативными условиями труда, должны каждые 5 лет проходить диспансеризацию в лицензированных центрах профпатологии.

Дополнительная диспансеризация

Дополнительная диспансеризация осуществляется среди работников, в том числе – при работе под воздействием вредных и опасных факторов, в рамках программы обязательного медицинского страхования. Это прописано в п. № 2 Постановления Правительства РФ № 1228 от 31.12.2010 года. Данный вид диспансеризации является добровольным, но если обязанность прохождения вменена коллективным или индивидуальным трудовым договором, то работник обязан пройти дополнительное обследование.

Главными целями доп. диспансеризации является снижение заболеваемости и смертности трудящихся граждан. Основные задачи – выявление и лечение социально-значимых недугов на ранних этапах их развития. К таковым относятся болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, онкология.

К инструментам доп. диспансеризации относятся осмотры специалистами (терапевтом, неврологом, гинекологом (урологом), хирургом, окулистом, эндокринологом), а также инструментальные и лабораторные обследования (анализы крови и мочи, анализ на онкомаркеры (после 45 лет), флюорография, ЭКГ, маммография).

После проведения всех исследований и посещений специалистов, терапевт делает заключение о состоянии здоровья конкретного работника, присваивая ему классификационную группу. Таких групп всего 5: от первой, присваиваемой практически здоровому работнику, и до пятой, когда гражданину требуется оказание серьезной мед. помощи.

Стоит отметить, что доп. диспансеризацию работник может проходить либо в медучреждении по месту жительства, либо по месту трудоустройства. Об этом сказано в Постановлении Правительства РФ № 1228 (п. 5).

Заключение

Очевидно, что выявление заболевания в начальной стадии – это гарантия эффективного лечения. Поэтому диспансеризация работающего населения – самый надежный способ сохранения здоровья нации. В этом заинтересован как сам гражданин, так и его работодатель, а также государство в целом.

Регистрационный N 16550

В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N ("Российская газета", 2010, N 12) приказываю:

1. Утвердить:

Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан согласно приложению N 1;

учетную форму N 131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина" согласно приложению N 2;

форму N 12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан" согласно приложению N 3;

форму N 12-Д-2-10 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан" согласно приложению N 4.

2. Установить норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2010 году - 1042 рубля.

3. Средства, полученные учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - дополнительная диспансеризация), направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации, а также оплату труда медицинских работников учреждений здравоохранения, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации и проведение функциональных (лабораторных) исследований в соответствии с договорами, заключаемыми учреждениями здравоохранения, осуществляющими дополнительную диспансеризацию, с учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на недостающие виды работ (услуг).

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в связи с чем:

определить организации, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации в 2010 году, составить поименные списки работников (выверенные с работодателем) с указанием даты рождения, профессии, должности и направить их в учреждения здравоохранения, осуществляющие дополнительную диспансеризацию;

определить учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи по специальностям: "терапия", "офтальмология", "неврология", "акушерство и гинекология", "хирургия", "рентгенология" и "клиническая лабораторная диагностика", для осуществления дополнительной диспансеризации. В случае отсутствия у учреждения здравоохранения, осуществляющего дополнительную диспансеризацию, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения дополнительной диспансеризации в полном объеме, определить учреждение здравоохранения, имеющее лицензию на требуемые виды работ (услуг), для заключения между указанными учреждениями здравоохранения договора о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению дополнительной диспансеризации;

согласовывать планы-графики и время проведения дополнительной диспансеризации, разрабатываемые учреждениями здравоохранения, участвующими в ее проведении;

довести сведения об учреждениях здравоохранения, осуществляющих проведение дополнительной диспансеризации, до руководителей организаций, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации;

представлять в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации отчеты по результатам проведения дополнительной диспансеризации по формам N 12-Д-1-10 и 12-Д-2-10, утвержденным настоящим приказом, в установленные сроки.

5. Признать утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2009 г. N 67н "О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2009 г. N 13542), за исключением абзаца 6 пункта 1.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Скворцову.

Министр Т. Голикова

Приложение N 1

Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования (далее - дополнительная диспансеризация, ОМС), а также устанавливает объем проведения дополнительной диспансеризации.

2. Дополнительная диспансеризация осуществляется учреждениями здравоохранения муниципальной и государственной систем здравоохранения (за исключением федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства), функционирующих в системе ОМС (далее - учреждения здравоохранения).

3. Дополнительная диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых.

4. Дополнительная диспансеризация проводится врачами-специалистами с проведением лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме*:

осмотр врачами-специалистами:

терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)),

акушером-гинекологом,

хирургом,

неврологом,

офтальмологом;

лабораторные и функциональные исследования:

клинический анализ крови;

биохимический анализ крови:

Общий белок,

Холестерин,

Липопротеиды низкой плотности сыворотки крови,

Триглицериды сыворотки крови,

Креатинин,

Мочевая кислота,

Билирубин,

Амилаза,

Сахар крови;

клинический анализ мочи;

онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 45 лет);

онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 45 лет);

электрокардиография;

флюорография;

маммография (женщинам после

цитологическое исследование мазка из цервикального канала.

5. Дополнительная диспансеризация проводится учреждениями здравоохранения в установленные дни и часы в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом численности и поименных списков работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации.

При этом необходимо учесть, что граждане, в отношении которых в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 860 "О порядке предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1 (2 ч.), ст. 308), от 24 декабря 2007 г. N 921 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 53, ст. 6617; 2009, N 3, ст. 399), проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008, 2009 годах, повторно дополнительной диспансеризации в 2010 году не подлежат.

Дополнительной диспансеризации в 2010 году подлежат работающие граждане не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров и граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году в случае, если они не были взяты под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.

Гражданин, зарегистрированный по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а трудовую деятельность осуществляющий в другом, может пройти дополнительную диспансеризацию по месту работы или по месту жительства.

6. На гражданина, явившегося для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре учреждения здравоохранения подбирается (или заполняется) учетная форма N 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного", утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. N 6188) (далее - амбулаторная карта), которая передается в отделение (кабинет) медицинской профилактики или иное структурное подразделение учреждения здравоохранения, на которое возложены функции по организации проведения дополнительной диспансеризации (далее - кабинет (отделение) медицинской профилактики).

В кабинете (отделении) медицинской профилактики заполняются соответствующие разделы учетной формы N 025/у-ПЗ "Паспорт здоровья", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от

24 февраля 2009 г. N 67н (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2009 г. N 13542), (далее - Паспорт здоровья), после чего гражданин направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования, проводимые в рамках дополнительной диспансеризации.

По окончании обследования гражданина медицинские работники кабинета (отделения) медицинской профилактики получают из диагностических служб результаты проведенных лабораторных и функциональных исследований и передают их врачу - терапевту (врачу - терапевту участковому, врачу общей практики (семейному врачу), врачу - терапевту, ответственному за проведение дополнительной диспансеризации) (далее - врач-терапевт).

Врач-терапевт на основании результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований и заключений врачей-специалистов, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации, при необходимости направляет гражданина на дополнительную консультацию к врачам-специалистам и дополнительные обследования.

Дополнительные консультации врачей-специалистов, дополнительное обследование и лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях с целью установления диагноза и/или проведения соответствующего лечения не входят в объем дополнительной диспансеризации и оплачиваются отдельно за счет средств ОМС или средств соответствующего бюджета в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

7. Результаты дополнительной диспансеризации вносятся врачами-специалистами, принимающими участие в проведении дополнительной диспансеризации, в амбулаторную карту, и учетную форму N 131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина" (приложение N 2) (далее - Карта), на основании которой, а также учетной формы N 025-12/у "Талон амбулаторного пациента" с литерами "ДД", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от

22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. N 6188) (далее - Талон), формируются реестры счетов для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации по законченному случаю дополнительной диспансеризации в порядке, определяемом Федеральным фондом ОМС (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 N 1146 "О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан").

При прохождении дополнительной диспансеризации Талон заполняется на каждое посещение врачей-специалистов, на основании которого заполняется ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.

8. После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований, с целью планирования дальнейших мероприятий определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения;

II группа - граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых, наступает выздоровление);

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации, которые направляются на плановую госпитализацию;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В данном случае медицинская документация гражданина направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Гражданам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни.

Гражданам, отнесенным к III, IV, V группам состояния здоровья, в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости за ними устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства.

После прохождения гражданином установленного объема функциональных, лабораторных исследований и врачебных осмотров, на основании которых гражданину устанавливается группа состояния здоровья, а также даются рекомендации по профилактике, и при необходимости, по дальнейшему наблюдению, случай дополнительной диспансеризации считается законченным.

9. Учреждение здравоохранения, проводившее дополнительную диспансеризацию не по месту жительства гражданина, после определения группы состояния здоровья передает копию заполненной Карты (с результатами лабораторных и функциональных исследований) в учреждение здравоохранения по его месту жительства для дальнейшего динамического наблюдения и формирования сводных сведений о состоянии здоровья граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию.

Учреждение здравоохранения, медицинские работники которого участвовали в проведении дополнительной диспансеризации по договору о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению дополнительной диспансеризации, передает заполненную Карту с результатами осмотров врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований в учреждение здравоохранения, осуществляющее проведение дополнительной диспансеризации.

10. На основании полученных сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации работающего гражданина врач-терапевт участковый (врач общей практики (семейный врач), осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина по месту жительства, в соответствии с установленной по результатам дополнительной диспансеризации группой состояния здоровья определяет индивидуальную программу профилактических мероприятий: направляет в центр здоровья, при необходимости - на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное), при наличии у гражданина хронического заболевания осуществляет за ним диспансерное наблюдение.

11. По окончании прохождения дополнительной диспансеризации врач-терапевт участковый (семейный врач) по желанию гражданина выдает Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров всех врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению.

Паспорт здоровья хранится у гражданина.

12. Кабинет (отделение) медицинской профилактики осуществляет:

учет работающих граждан, подлежащих и прошедших дополнительную диспансеризацию;

составление и представление отчета о результатах проведения дополнительной диспансеризации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по форме N 12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан" (приложение N 3).

13. Учреждение здравоохранения, осуществляющее дополнительную диспансеризацию по месту жительства гражданина и динамическое наблюдение за ним, по истечении отчетного периода (полгода, год), кроме отчета по форме N 12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан", составляет и представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения отчет по форме N 12-Д-2-10 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан" (приложение N 4), согласно срокам, обозначенным в адресной части вышеуказанных отчетных форм.

14. Контроль за организацией проведения дополнительной диспансеризации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

* При проведении дополнительной диспансеризации могут быть использованы результаты предыдущих медицинских осмотров, лабораторно-диагностических исследований, в том числе проведенных в стационаре, если давность исследования не превышает 3 месяцев, флюорографии и маммографии - 2 лет с момента исследования.

Приложения N 2-4 публикуются на официальном сайте Минздравсоцразвития России по адресу:

Ежегодно Минздравсоцразвития выделяет бюджетные средства на финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Что понимается под диспансеризацией? Обязаны ли работники проходить ее? Может ли работодатель применить меры дисциплинарной ответственности к работникам, отказывающимся проходить диспансеризацию?

Что понимается под диспансеризацией?

Определения диспансеризации нет в трудовом законодательстве. Если обратиться к словарям, то под ней понимается система медицинских мероприятий, осуществляемая лечебными учреждениями в целях своевременной диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Однако на практике работники довольно редко проходят такую медицинскую процедуру - в частности, потому, что работодатели не знают, по каким правилам она осуществляется.

Конечно, диспансеризацию можно было бы отнести к разновидностям медицинских осмотров, которые в силу ст. 213 ТК РФ работодатель обязан проводить для занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работах, связанных с движением транспорта.

Однако диспансеризация работников - это не периодический медосмотр в смысле, в котором данное понятие употребляется в Трудовом кодексе, так как порядок ее проведения определяется Минздравсоцразвития. Да и цели у них разные: осмотр проводят в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых (сахарный диабет , туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата), являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения РФ.

На вопрос, кто именно подлежит диспансеризации, дают ответ только правила предоставления из бюджета федерального фонда ОМС субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228. Пунктом 2 названных правил установлено, что дополнительной диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Порядок проведения дополнительной диспансеризации

Дополнительная диспансеризация проводится медицинскими учреждениями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, и предполагает:

1. Осмотр работника врачами-специалистами:

Терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом));

Акушером-гинекологом;

Хирургом;

Неврологом;

Офтальмологом.

2. Лабораторные и функциональные исследования:

Клинические анализы крови и мочи;

Биохимический анализ крови;

Кровь на онкомаркеры (для работников старше 45 лет);

Электрокардиография;

Флюорография;

Маммография (для женщин после 40 лет).

Дополнительной диспансеризации в силу п. 5 Порядка подлежат работающие граждане, а также занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров, и прошедшие диспансеризацию в 2007 году, если их не взяли под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.

На работника, явившегося в медучреждение для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре заполняется амбулаторная карта и передается в кабинет медицинской профилактики или в иное подразделение, на которое возложены функции по проведению диспансеризации. Там заполняют так называемый паспорт здоровья работника и отправляют его к врачам-специалистам.

После обследования работника врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований определяет (с целью планирования дальнейших мероприятий) группу состояния здоровья. Их пять.

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни - по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения.

К сведению. Если работник зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте РФ, а трудовую деятельность осуществляет в другом, он может пройти дополнительную диспансеризацию или по месту работы, или по месту жительства (п. 5 Порядка).

II группа - граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний.

III группа - нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление).

IV группа - нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации. Эти работники направляются на плановую госпитализацию.

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В этом случае медицинская документация работника направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для принятия решения о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Работникам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни (п. 8 Порядка). Отнесенным к III-V группам состояния здоровья в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства.

Как направить работников на диспансеризацию?

Первым делом органы исполнительной власти определяют медицинские организации, которые будут осуществлять мероприятия по диспансеризации, и компании, работники которых подлежат диспансеризации. В качестве примера можно привести приказ департамента здравоохранения г. Н. Новгорода от 14.04.2011 N 229 "О проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2011 году", Распоряжение Правительства г. Санкт-Петербурга от 18.04.2011 N 154-р "Об организации проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в Санкт-Петербурге в 2011 году".

При помощи работодателя составляется список сотрудников с указанием даты рождения, профессии, должности и направляется в медучреждения, проводящие дополнительную диспансеризацию. Медучреждение, в свою очередь, составляет план-график и определяет время проведения диспансеризации, согласовывает с исполнительным органом власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (например, министерством здравоохранения). Эти графики доводятся до сведения работодателя, работники которого подлежат диспансеризации.

Частые вопросы

Обязательно ли проходить диспансеризацию? Трудовым законодательством предусмотрено обязательное прохождение только медицинских осмотров, и то для отдельных категорий работников. Поскольку ТК РФ не содержит норм, регламентирующих процедуру диспансеризации и обязательность ее прохождения, работник вправе отказаться от нее. Однако такая обязанность может быть зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, и тогда работник должен явиться на дополнительную диспансеризацию.

Может ли работник пройти диспансеризацию в ином медицинском учреждении, нежели рекомендовано работодателем? Как мы отмечали выше, диспансеризация оплачивается государством. Медицинские учреждения, в которых будет осуществляться данное мероприятие, определяются исполнительным органом власти субъекта РФ, который и уведомляет работодателя, в каких именно учреждениях возможно прохождение диспансеризации. Поэтому пройти ее в ином медучреждении вряд ли получится.

Является ли отказ от диспансеризации нарушением трудовой дисциплины? Возможно ли применение к работнику дисциплинарного наказания за такой отказ? Если дополнительная диспансеризация не предусмотрена локальным нормативным актом или коллективным договором, применение мер дисциплинарной ответственности за отказ от прохождения данной процедуры неправомерно.

Обязан ли работодатель направлять работников на диспансеризацию? Предусмотрена ли ответственность, если он этого не сделает? Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 ТК РФ).

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не предусмотрена обязанность работодателя направлять своих работников на прохождение дополнительной диспансеризации. В трудовом законодательстве отсутствуют и нормы, устанавливающие ответственность за уклонение от этого. Значит, работодатель не обязан направлять работников на диспансеризацию.

Похожие публикации