Три положения проекта сперанского. Краткая биография сперанского

0

Краткая биография М. М. Сперанского

Михайло Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в деревне Черкутино в 40 километрах от Владимира и был сыном сельского священника. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил своё образование в Петербургской главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в духовную академию. Отлично окончив курс, он остался преподавателем академии; преподавал математику, потом красноречие, философию, французский язык и т.д. Все эти разнообразные предметы он преподавал с большим успехом. Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал прокурора, которым тогда и стал этот вельможа. Так в 1797г. 25 - летний магистр богословия преобразился в титулярного советника. Сперанский принёс в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать, отличное умение говорить и писать. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера.

По воцарении Александра он был переведен в новообразованный Непременный совет, где ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Сперанский был назначен на пост статс-секретаря при государственном секретаре Трощинском, а в июле того же года получил чин действительного статского советника, дававший право на потомственное дворянство. В 1802 г. он был переведен на службу в Министерство внутренних дел и назначен директором второго департамента министерства, в ведении которого находились "полиция и благосостояние империи". Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел. В 1803 году по поручению императора Сперанский составил "Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России", в которой проявил себя как сторонник постепенного преобразования самодержавия в конституционную монархию на основе продуманного плана. В 1806 году, когда первые сотрудники императора удалялись от императора один за другим, министр внутренних дел Кочубей во время своей болезни послал вместо себя Сперанского с докладом к Александру. Встреча с ним произвела на Александра большое впечатление. Император, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад. Сначала он приблизил к себе Сперанского как "делового секретаря", а затем как ближайшего помощника: стал давать ему личные поручения и брать с собой в частные поездки.

Кроме военных и дипломатических сфер в поле зрения Сперанского перешли все стороны политики и управления Россией, а в конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России. Тогда же он был назначен товарищем министра юстиции.

План преобразований М. М. Сперанского

"Введение к уложению государственных законов"

Годы 1807-1812, составляющие второй период царствования императора Александра, характеризуются внутри государства влиянием Сперанского, а вне - союзом с Наполеоном.

Внешнеполитическая обстановка вынудила императора отвлечься от преобразовательных работ разорительные войны 1805-1807 гг. подорвали престиж Александра 1, а унизительный и невыгодный для России Тильзитский мирный договор с Францией (1807) вызвал крайнее недовольство не только дворянские фронды, но и купечества. К 1809 году недовольство правительством приобрело такой размах, что Александр 1 счел необходимым несколько скорректировать свой политический курс и начать новый этап реформ.

К концу 1809 года Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований. Для работы над проектом Александр I передал Сперанскому все материалы Негласного комитета (1801-1803 гг.), проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. План реформ был представлен в виде большого документа, носившего название "Введение к уложению государственных законов". Проект был готов и представлен Александру I в октябре 1809 г. Император признал его "удовлетворительным и полезным". Сперанский даже составил календарный план проведения его в жизнь (в течение 1810-1811 гг.)

Необходимость преобразований Сперанский обосновывал потребностью разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной формой правления. Необходимо облечь самодержавие конституцией, осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя из того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах.

Сословия по плану М. М. Сперанского

Сперанский расчленял общество на основании различия прав. Дворянству Сперанский присваивает все категории прав, причем права политические "не иначе как на основании собственности". Люди среднего состояния (купцы, мещане, государственные крестьяне) имеют права гражданские общие, но не имеют особенных, а политические имеют "по их собственности". Народ рабочий (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга) имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических. Если вспомнить, что Сперанский имел в виду под общими гражданскими правами гражданскую свободу личности, а под политическими правами - участие в государственном управлении, то можно понять, что проект Сперанского отвечал самым либеральным стремлениям Александра: он отрицал крепостное право и шел к представительству. Но вместе с тем, рисуя две "системы" коренных законов, Сперанский изображал одну из них как уничтожающую самодержавную власть в ее существе, а другую - как облекающую власть самодержавную внешними формами закона с сохранением ее существа и силы. С другой стороны, в сфере "особенных" гражданских прав, принадлежащих одному дворянству, Сперанский сохранял "право приобретать недвижимою собственность населенную, но управлять ею не иначе, как по закону". Эти оговорки сообщали будущему строю гибкость и неопределенность, которыми можно было пользоваться в любую сторону. Устанавливая "гражданскую свободу" для крестьян помещичьих, Сперанский одновременно продолжает их называть "крепостными людьми". Говоря о "народном представлении", Сперанский и при нем готов определять существо верховной власти как истинное самодержавие. Очевидно, что очень либеральный по принципам проект Сперанского мог быть очень умерен и осторожен в своем исполнении.

Государственное устройство по плану М. М Сперанского

По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. При этом бы все власти соединялись в руках императора. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат. Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.

Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком виде: Россия делится на губернии (и области на окраинах), губернии - на округа, округа - на волости. В порядке законодательном в волости составляется из всех землевладельцев волостная дума, избирающая членов местной администрации и депутатов в окружную думу; в округе такая же роль принадлежит окружной думе, состоящей из депутатов дум волостных, а в губернии - губернской думе, состоящей из депутатов дум окружных. Губернские думы посылают своих депутатов в Государственную думу, составляющую законодательное сословие империй. В порядке судном действуют суды волостные, окружные и губернские под верховенством Сената, который "есть верховное судилище для всей империи". В порядке исполнительном действуют управления волостные, окружные и губернские под руководством министерств. Все отрасли управления соединяются Государственным советом, который служит посредствующим звеном между державной властью и органами управления и составляется из особ, назначаемых государем.

Государственная дума ограничивала самодержавную власть, так как ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Она полностью контролировала деятельность министров, могла делать представления верховной власти о нарушениях основных законов. За императором оставалось право распустить Думу и назначить новые выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию - Сенат. Предполагалось, что дума будет давать заключения по законопроектам, выносимым на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они выражать "мнение народное". Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей и капиталом, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали. В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 году. Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г.

Преобразование центрального управления по плану М. М. Сперанского

Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный подход к устройству нового государственного порядка.

3 апреля 1809 г. издан был указ о придворных званиях. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке. Само звание обращалось впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами.

Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. е. установленным сроком службы. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.

Оба указа произвели тем больший переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях. Закон требовал исполнителей "опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых", по выражению указа от 3 апреля, - "исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием", т. е. воспитанных в национальном духе, возвышающихся не выслугой лет, а "действительными заслугами и отличными познаниями", говорится в указе от 6 августа. Действительно, требовались новые люди, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г.

Государственный Совет

Указом 1 января 1810 г. был обнародован манифест об упразднении Непременного Совета и создании Государственного совета, и в тот же день состоялось его открытие. Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства.

В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывал в своем департаменте, а всей канцелярией руководил государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета императору. Государственным секретарем был назначен Сперанский М. М, главный организатор учреждения, что давало право руководить всем Государственным советом.

Это детище М. М. Сперанского просуществовало до 1917 года. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение. Вскоре он переключился на рассмотрение многочисленных финансовых, судебных и административных вопросов. Значение Государственного Совета еще более снизилось, когда в 1816 году право доклада императору по делам Совета было передано А. А. Аракчееву.

Учреждение министерств

Министерства, в которые сентябрьским манифестом 1802 г. были преобразованы петровские коллегии, работали весьма непродуктивно. Сперанский подготовил два важных акта, реформирующих их деятельность. В июле 1810 г. был обнародован манифест "О разделении государственных дел по министерствам". А 25 июля 1811 г. было издано "Общее учреждение министерств". По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, министерство коммерции. Дела этого министерства были распределены между министерствами финансов и внутренних дел. Из ведения же министерства внутренних дел вопросы внутренней безопасности были переданы новому министерству, министерству полиции. Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием "главных управлений" со значением отдельных министерств: "Главное управление ревизии государственных счетов" (или государственный контроль), "Главное управление духовных дел иностранных исповеданий" и еще раньше, в 1809 г., "Главное управление путей сообщения". Таким образом, отдельных центральных ведомств, между которыми были распределены дела в порядке исполнительном, т. е. административном, появилось одиннадцать вместо прежних восьми.

Во главе министерства стояли министры и их товарищи (заместители), им подчинялись директора департаментов, тем, в свою очередь, - начальники отделений, начальникам отделений столоначальники. Министры назначались императором. Губернаторы, также назначаемые императором, стали чиновниками Министерства внутренних дел. Но при преобразовании министерств так и не были осуществлены предложения Сперанского об ответственности министров.

Порядок, установленный Сперанским, оставался без изменений вплоть до 1917 года, а некоторые из учрежденных в 1811 году министерств действуют и сейчас.

Попытка преобразования Сената

Довольно долго обсуждалась в Государственном совете реформа Сената, но она так и не была осуществлена. В основу реформы был положен принцип разделения административных и судебных дел, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления, это прежний комитет министров. Другое, под названием Сената судебного, распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались императором, других должно было избирать дворянство. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете. Больше всего нападали на право выбора дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то, что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект, и государь утвердил мнение большинства, реформирование Сената так и не было осуществлено из-за различных препятствий, внешних и внутренних, и сам Сперанский советовал ее отсрочить.

Планы Сперанского встретили со стороны многих энергическое противодействие, и выразителем мнений его противников явился Карамзин: в своей "Записке о древней и новой России", врученной государю 18 марта 1811 г., он утверждал, что государь не имеет даже права ограничить свою власть, потому что Россия вручила его предку самодержавие нераздельное. В результате Сенат сохранился в прежнем виде, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления.

Можно сделать вывод, что из трех отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые, третьей реформа так и не коснулась.

Реорганизация финансовой политики государства

В 1809 г. на Сперанского возложено оздоровление финансовой системы, которая после войн 1805-1807 гг. находилась в состоянии глубочайшего расстройства. Россия стояла на грани государственного банкротства. При предварительном обозрении финансового положения на 1810 г., открылся дефицит в 105 млн. рублей, и Сперанскому было поручено составить определительный и твердый план финансов. Изготовленный план финансов был вручен государем председателю государственного совета в самый день его открытия, 1 января 1810 г. Вот его основные положения: "Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели будет найден соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться:

1) по ведомствам;

2) по степени нужды в них - необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе;

3) по пространству - общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;

4) по предметному назначению - обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;

5) по степени постоянства - стабильные и меняющиеся издержки.

По этому плану государственные расходы были сокращены на 20 млн. рублей, подати и налоги увеличены, все находящиеся в обращении ассигнации признаны государственным долгом, обеспеченным всем государственным имуществом, а новый выпуск ассигнации предположено было прекратить. Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и образована была комиссия погашения государственных долгов.

Законами 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года возвышены были все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40 копеек поднята была до рубля; подушная подать с 1 руб. возвышена была до 3 руб. Нужно отметить, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог - "подоходный прогрессивный". Эти налогом обложен был доход помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% последнего, высший налог падал на имения, дававшие больше 18 тыс. рублей дохода, и составлял 10% последнего. Но расходы 1810 г. значительно превысили предположение, и потому налоги, установленные лишь на один год, были обращены в постоянные. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества.

На 1812 год опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. установлены были временные прибавки в податях и новые пошлины. Ответственным за все эти финансовые затруднения и повышения налогов, вызываемые тяжелыми политическими обстоятельствами того времени, общественное мнение делало Сперанского. Обещания прекратить выпуск ассигнаций правительство сдержать не могло. Новый тариф, 1810 г., в составлении которого участвовал Сперанский, был встречен в России сочувственно, но разгневал Наполеона, как явное уклонение от континентальной системы. Дела финляндские поручены были также Сперанскому, который только при его удивительном трудолюбии и талантливости мог справляться со всеми возложенными на него обязанностями. сперанский реорганизация финансовый политика

1812 год был роковым в жизни Сперанского. Главными орудиями в интриге, погубившей Сперанского, были барон Армфельт, пользовавшийся большим расположением императора Александра, и министр полиции Балашов. Армфельт был недоволен отношением Сперанского к Финляндии: по его словам, он "иногда хочет возвысить нас (финляндцев), но в других случаях, наоборот, желает дать нам знать о нашей зависимости. С другой стороны, он всегда смотрел на дела Финляндии, как на мелкое, второстепенное дело". Армфелът сделал предложение Сперанскому, составив триумвират вместе с Балашовым, захватить в свои руки правление государством, а когда Сперанский отказался и, по отвращению к доносам, не довел об этом предложении до сведения государя, то решился погубить его. Очевидно, Армфельт желал, удалив Сперанского, стать во главе не одних финляндских дел в России. Сперанский иногда, быть может, был недостаточно воздержан в своих отзывах о государе, но некоторые из этих отзывов в частной беседе, доведенные до сведения государя, были, очевидно, выдумкой клеветников и доносчиков. В подметных письмах Сперанского стали обвинять уже в явной измене, в сношениях с агентами Наполеона, в продаже государственных тайн.

Мнительный и весьма чувствительный к обидам император в начале 1812 г. заметно охладел к Сперанскому. Направленная против либеральных преобразований записка Карамзина (1811) и разные нашептывания врагов Сперанского произвели впечатление на Александра I. Все более охладевая к Сперанскому, государь стал тяготиться его влиянием и начал избегать его. Приступая к борьбе с Наполеоном, Александр решил с ним расстаться. Сперанский внезапно был отправлен в ссылку.

Отлучение М. М. Сперанского от государственных дел

17 марта 1812 года Александр I отставил от многочисленных должностей и сослал государственного секретаря М. М. Сперанского. Ближайший сотрудник и "правая рука" императора, на протяжении нескольких лет, по существу, второе лицо в государстве, был в тот же вечер отправлен с полицией в Нижний Новгород.

В письме оттуда государю он высказал свое глубокое убеждение, что составленный им план государственного преобразования - "первый и единственный источник всего, что случилось" с ним, и вместе с тем выражал надежду, что рано или поздно государь возвратится "к тем же основным идеям".

В сентябре того же года, вследствие доноса о том, что в разговоре с архиереем Сперанский упомянул о пощаде, оказанной Наполеоном духовенству в Германии, Сперанский был отправлен в Пермь, откуда написал государю свое знаменитое оправдательное письмо. В этом письме, стремясь оправдаться, Сперанский с максимальной полнотой перечисляет все возможные обвинения - как те, которые услышал от императора, так и те, которые, как он полагал, могли остаться невысказанными.

Восстановление Сперанского на службу

Указом 30 августа, в котором было сказано, что "по внимательном и строгом рассмотрении поступков" Сперанского государь "не имел убедительных причин к подозрениям", Сперанский был назначен на должность пензенского гражданского губернатора, чтобы дать ему способ "усердной службой очистить себя в полной мере".

В марте 1819 г. Сперанский был назначен сибирским генерал-губернатором, причем государь в собственноручном письме писал, что этим назначением желал явно доказать, насколько несправедливо враги оклеветали Сперанского. Служба в Сибири еще более охладила политические мечтания Сперанского.

Сибирские губернаторы были знамениты своей жестокостью и деспотизмом. Зная об этом, император поручил Сперанскому тщательно исследовать все беззакония и наделил его самыми широкими полномочиями. Новому генерал-губернатору приходилось одновременно проводить ревизию вверенного ему края, управлять им, разрабатывать основы первостепенных реформ. Он составил себе личную канцелярию из преданных ему людей. Затем он начал инспекционные поездки - объездил Иркутскую губернию, побывал в Якутии и Забайкалье.

Он учредил Главное управление торговли Сибири, Казенную палату для решения земельных и финансовых вопросов, принял целый ряд мер для поощрения сельского хозяйства, торговли и промышленности края. Был выработан и принят целый ряд важнейших правовых актов. Итогом деятельности Сперанского на посту сибирского генерал-губернатора, новой главой в истории Сибири, стало фундаментальное "Уложение для управления Сибирью", детально рассматривающее устройство, управление, судопроизводство и экономику этой части Российской империи.

В марте 1821 г. Александр позволил Сперанскому вернуться в Петербург. Возвратился он совершенно иным человеком. Это не был защитник полного преобразования государственного строя, сознающий свою силу и резко высказывающий свои мнения, это был уклончивый сановник, не гнушающийся льстивого угодничества даже перед Аракчеевым и не отступивший перед похвальным печатным словом военным поселениям (1825). После того как выработанные им или под его наблюдением проекты преобразований в Сибири получили силу закона, Сперанскому приходилось все реже видеться с государем, и его надежды на возвращение прежнего значения не оправдались, хотя в 1821 г. он и был назначен членом государственного совета.

Смерть Александра и восстание декабристов привели к очередным переменам в судьбе Сперанского. Он был введен в состав Верховного уголовного суда, учрежденного над декабристами, и сыграл в этом судилище далеко не последнюю роль.

Другое важное дело - составление "Полного Собрания" и "Свода законов Российской империи" - Сперанский выполнил уже в царствование Николая I.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.) – российский политический и общественный деятель, автор многочисленных теоретических работ по юриспруденции и праву, законотворец и реформатор. Работал во времена правления Александра 1 и Николая 1, являлся членов Императорской Академии наук и был воспитателем наследника престола Александра Николаевича. С именем Сперанского связаны крупные преобразования в Российской Империи и идея первой конституции.

Краткая биография Сперанского

Сперанский родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего возраста обучился чтению и, вместе с дедом Василием, постоянно посещал церковь и читал священные книги.

В 1780 году поступает во Владимирскую семинарию, где очень скоро становится одним из лучших учеников благодаря своему уму и способностям к аналитическому мышлению. По окончании семинарии Сперанский продолжает свое образование и становится студентом в этой же семинарии, а затем и в Александро-Невской семинарии в Петербурге. После окончания последней Сперанский остается преподавать.

В 1795 году начинается общественная и политическая карьера Сперанского. Он поступает на пост секретаря князя Куракина. Сперанский быстро продвигался по службе и к 1801 году достигает чина действительного статского советника. В 1806 году он знакомится с Александром 1 и очень быстро входит в расположение у императора. Благодаря своему уму и отличной службе в 1810 году Сперанский становится государственным секретарем – вторым человеком после государя. Сперанский начинает активную политическую и реформаторскую деятельность.

В 1812-1816 годах Сперанский находится в опале из-за проведенных им реформ, которые затрагивали интересы слишком большого количества людей. Однако уже в 1819 году он становится генерал-губернатором Сибири, а в 1821 возвращается в Петербург.

После смерти Александра 1 и восшествия на престол Николая 1 Сперанский возвращает к себе доверие власти и получает должность воспитателя будущего царя Александра 2. Также в это время учреждается «Высшая школа правоведения», в которой Сперанский активно работал.

В 1839 году Сперанский умирает от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский известен, прежде всего, благодаря своим обширным реформам. Он был сторонником конституционного строя, однако полагал, что Россия не готова пока распрощаться с монархией, поэтому необходимо постепенно преобразовывать государственный строй, менять систему управления и вводить новые нормы и законодательные акты. По приказу Александра 1 Сперанский разработал обширную программу реформ, которые должны были вывести страну из кризиса и преобразовать государство.

Программа предполагала:

  • Уравнивание всех сословий перед законом;
  • Сокращение расходов всех государственных ведомств;
  • Установление жесткого контроля над расходованием государственных средств;
  • Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, изменение функций министерств;
  • Создание новых, более совершенных судебных органов, а также создание нового законодательства;
  • Введение новой налоговой системы и преобразования во внутренней экономике и торговле.

В целом, Сперанский хотел создать более демократичную систему с монархом во главе, где каждый человек, вне зависимости от его происхождения, имел равные права и мог рассчитывать на защиту своих прав в суде. Сперанский хотел создать в России полноценное правовое государство.

К сожалению, не все реформы, которые предложил Сперанский, были воплощены в жизнь. Во многом на провал его программы повлиял страх Александра 1 перед столь крупными преобразованиями и недовольство дворянства, которое имело влияние на царя.

Итоги деятельности Сперанского

Несмотря на то, что не все задуманное было осуществлено, часть проектов, составленных Сперанским все же были воплощены в жизнь.

Благодаря Сперанскому удалось добиться:

  • Роста экономики страны, а также роста экономической привлекательности Российской Империи в глазах иностранных инвесторов, что позволило создать более мощную внешнюю торговлю;
  • Модернизации системы государственного управления. Армия чиновников стала функционировать более эффективно за меньшее количество государственных средств;
  • Создать мощную инфраструктуру во внутренней экономике, которая позволила ей быстрее развиваться и эффективнее саморегулироваться
  • Создать более мощную правовую систему. Под руководством Сперанского было выпущено «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах – документ, содержащий все законы и акты, выпущенные с момента царствования Алексея Михайловича.

Кроме того, Сперанский был блестящим юристом и законотворцем и теоретические принципы управления, описанные им за период своей деятельности, легли в основу современного права.

Из всего проекта широкой государственной реформы Сперанского в действие вошла (1 января 1810) лишь самая маловажная его часть – учреждение Государственного совета. 1 мая 1810 года предполагалось назначить выборы депутатов в Государственную думу, а 1 сентября – открыть её. Но эти части реформы Сперанского были отсрочены, а потом и отменены. Причиной стало упорное противодействие консервативно настроенных сановников. Они указывали на многочисленные частные недостатки реформаторского проекта Сперанского и на недопустимость столь широкого и стремительного государственного преобразования перед лицом уже назревавшей борьбы с объединённой Наполеоном Европой. Крупнейший русский литератор Николай Михайлович Карамзин раскритиковал реформу Сперанского в особой записке «О древней и новой России», доказывая необходимость сохранить прочное самодержавие.

Оппозиция Сперанскому в верхах и широкое недовольство рядом его мер в населении заставило Александра I в марте 1812 отставить реформатора со всех постов и сослать его в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Однако в 1819 Сперанский вновь получил высокую должность (генерал-губернатора Сибири). В 1821 он был возвращён в Петербург и сделан членом учреждённого по его же проекту Государственного совета. За годы ссылки Сперанский пересмотрел многие свои прежние взгляды и теперь нередко высказывал совершенно противоположные им мнения .

В начале царствования Николая I опытному юристу Сперанскому была поручена важнейшая работа по упорядочению (без изменений) существующего государственного законодательства . Такое упорядочение не производилось с момента издания Соборного Уложения 1649 . Итогом этого труда Сперанского стало издание «Полного собрания законов Российской Империи» и «Свода законов Российской империи» (1833).

Российский девятнадцатый век блеснул целой плеядой выдающихся личностей не только в литературе, искусстве, науке, но и в сфере государственной деятельности. Среди последних М. М. Сперанский считался звездой первой величины. Один из главных биографов реформатора, исследователь ХIХ в. Модест Корф называет Сперанского не иначе как "светило русской администрации". Впрочем, среди современников были и другие мнения. Сперанского называли и "чиновником огромного размера", и "доктринером", и "бюрократом". Тем не менее авторы этих характеристик признавали необыкновенный талант Сперанского как государственного деятеля.

Сперанский был лучшим, даровитнейшим представителем старого, духовно-академического образования. По характеру этого образования он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время. Ум его вырос в упорной работе над отвлеченными понятиями и привык с пренебрежением относиться к простым житейским явлениям, или, говоря философским жаргоном, к конкретным, эмпирическим фактам жизни. Сперанский имел не только философский, но еще и необыкновенно крепкий ум, каких всегда бывает мало, а в тот философский век было меньше, чем когда-либо. Упорная работа над отвлеченностями сообщила необыкновенную энергию и гибкость мышлению Сперанского; ему легко давались самые трудные и причудливые комбинации идей. Благодаря такому мышлению Сперанский стал воплощенной системой, но именно это усиленное развитие отвлеченного мышления составляло важный недостаток в его практической деятельности.

Сперанский был первым в России, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма: он разрабатывал не только вопросы текущей политики, но и проблемы общеполитического характера.

Сперанский признавал, что самодержавие является исторической формой правления, т.е. имеющей свое начало и конец. В этом отношении он сделал шаг вперед по сравнению со своими современниками, включая таких известных историков, как В.Н.Татищев и Н.М.Карамзин, которые считали самодержавие изначальной и вечной формой власти в России. Говоря о происхождении государства, Сперанский встает не на точку зрения Руссо о счастливой жизни людей в естественном состоянии а на точку зрения Гоббса, видевшего в естественном состоянии войну всех против всех. Появление государства Сперанский рассматривает как результат развития собственности. Он считает, что государство -- общественный союз, который возник, чтобы обеспечить "свое каждому". Государство строится на: 1) взаимном признании самостоятельности; 2) собственности. Государство представляет собой союз польз. Мысль об общественной пользе прослеживается во всех работах Сперанского. Польза является источником права: "Подати собираются не по праву, но по необходимости и пользе, отнять необходимость и тогда подати будут несправедливы".

Наиболее мощными движущим силами общества он провозглашает собственность и торговлю. Владельцы имущества вверили свои права государю. На первых порах его власть характеризовалась "видом умеренности" и "благоразумия". Однако "по мере, как причины, ограничивавшие власть временем и привычкою, ослаблялись, по мере, как большие недвижимые владения раздроблялись и мельчали, власть верховная расширялась и сближалась с самовластием". Это противоречило "духу времен", поскольку "движимые имущества" возрастали, "выходили уже из первого возраста их приобретения и входили в возраст сохранения: От сего в самом образе приобретения последовали важные перемены. Появились капиталы, т.е. люди, кои желали дать движимому имуществу все свойства недвижимого посредством займов. От сего торговые предприятия сделались сложнее, обширнее. Все почувствовали нужду в кредите и ручательстве.

Самодержавие не могло предоставить им ни то, ни другое. Напротив, резкими примерами оно показало, что ожидать от него должно там, где примеры сии поражали движимые и недвижимые имущества совокупно, там обе силы сии соединились, испровергли самодержавие и восстановили прежний вещей порядок -- конституцию". Сперанский в отличие от некоторых русских просветителей признавал феодальный характер самодержавия. Однако феодализм он понимал лишь как систему юридических норм, как определенную форму государственной власти.

Сперанский считал, что по мере исторического развития, самодержавие перестало отвечать "духу времени", лишило людей их естественного состояния -- гражданской свободы. Такое положение вещей не могло удовлетворить усиливавшуюся буржуазию, интересы которой переплетались с интересами землевладельцев и тогда происходит "революционный взрыв", восстанавливающий конституцию.

Сперанский утверждает, что история есть процесс развития свободы. Временами это развитие может прерываться различными обстоятельствами, но поскольку свобода - состояние естественное, то возвращение к ней неизбежно.

Понятие свободы Сперанский определяет в нравственном смысле и как источник права. Нравственная свобода является "неотъемлемой частью собственности" каждого человека, как "дар Божий". Следовательно, свобода вечна, и поэтому "кто лишает человека свободы воли, тот лишает его личности обращает дух в вещество, посягает на дар Божий". Человека можно лишить свободы, но только на время, ибо в каждом индивидууме "количество свободы" от природы заложено одинаково. Следовательно, свобода и равенство людей для Сперанского неразделимы.

Смысл нравственной свободы заключается в возможности выбора. "Человек может сказать себе: я хочу быть счастливым теперь, хотя знаю, что я впоследствии буду несчастлив; тут есть выбор, следовательно, остается свобода".

Таким образом, в самодержавии Сперанский видит самостоятельную силу, которой противостоят все сословия. Устранить самодержавие - и сразу восторжествует закон и свобода. Кроме того, раз самодержавие самостоятельная сила, то оно может устраниться само, без серьезных препятствий со стороны общества. Это один из основополагающих тезисов Сперанского. Оп настаивал на нем даже тогда, когда жизнь па практике его опровергала. Сперанский стремится показать, что собственность с самого появления развивалась на основе естественного права любого человека владеть вещью. Но собственность ни в коей мере не может быть распространена на владение личностью другого человека поскольку это противоречит естественному праву. "Лица могут к нам иметь обязанности, писал он, мы можем иметь над ними власть, но они не могут быть нашею принадлежностью и мы не можем ими владеть как вещами". Следовательно и крепостное право было нарушением естественного состояния человека, оно, по его мнению, было отрицательной стороной самодержавия.

Сперанский исходил из того, что любое законодательство должно учитывать интересы частной собственности. Государство не может издавать законы само для себя. "Нельзя вообразить себе государство без обывателей и, следовательно, представить законы полезные государству и бесполезные для частных лиц. Правда, есть собственность частная и есть собственность государственная, но в сем уважении приватным законам должно было противопоставить также законы государственного хозяйства, а не вообще законы, к частной собственности не принадлежащие". Сперанский здесь выступает за равенство в праве собственности, не делая исключения даже ради государства. В другой работе он прямо высказывается: "Законы частной собственности суть законы для всех подданных общие".

Понятие собственности определяется Сперанским не сколько абстрактно. Обладает ею каждый, поскольку "истинная собственность человека суть силы его". Эта мысль интересна тем, что в скрытой форме несет в себе отрицание права собственности одного лица над другим, ибо право собственности заключается в отстранении собственником всякого другого лица о пользования предметом. Но лишить человека его личных сил невозможно, следовательно, невозможна и собственность одного лица над другим.

Таким образом взгляды Сперанского имеют ярко выраженную буржуазную направленность и опираются на две фундаментальные идеи -- собственности и свободы.

Сперанский был способен к удивительно правильным политическим по строениям, но ему туго давалось тогда понимание действительности, т. е. истории. Приступив к составлению общего плана государственных реформ, он взглянул на наше отечество, как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно математически правильные государственные построения. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.

Понимая, что успехи планировавшихся преобразований в Российской империи во многом будут связаны с бюрократической машиной, Сперанский разработал проекты ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь с десятками, если не сотнями, деловых бумаг, он имел возможность определить уровень подготовки российских чиновников. Да и сам являясь одним из них, он прекрасно понимал значение "чиновничьей армии" для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной.

Две частные меры, имевшие внутреннею связь с готовившимися реформами, указывали какие люди требуются для новых правительственных учреждений. 3 апреля 1809 г был издан указ о придворных званиях. Он менял порядок, введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера, а, следовательно и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. Привилегии же получали только те, кто нес государственную службу. Указ был подписан императором, но ни для кого не было секретом, кто являлся его действительным автором.

Второй мерой был опубликованный 6 августа 1809 г. Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе, в тайне подготовленный Сперанским. Можно лишь представить, сколько недоброжелателей и врагов появилось у Михаила Михайловича благодаря одному этому указу. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержавшим экзамены по специальной программе. Данная программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8-му классу "Табели о рангах". Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие привилегии и высокие оклады. Кроме того, 8-й ранг давал право потомственного дворянства. Несложно догадаться, что желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству претендентов, как правило немолодых, было просто не под силу. Вполне понятно, что эти неожиданные преобразования Сперанского, направленные на укрепление государственной власти, были враждебно встречены частью дворянства и чиновничества. Ненависть к новому реформатору начинала возрастать.

1 января 1810 года был объявлен манифест о создании Государственного совета, заменившего Непременный совет. М. М. Сперанский получил в этом органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный совет документация: он готовил бумаги к заседаниям, составлял доклады и отчеты для представления их императору.

Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и разработкой законопроектов. Как уже отмечалось, эта роль предназначалась им Государственной думе. Но поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были приданы широкие полномочия. При этом, однако, было установлено, что решения Совета входят в силу лишь после их утверждения государем. Вместе с тем, если по плану реформ Государственный совет должен был координировать деятельность всех других органов власти, то теперь он получал и законосовещательные функции, потому как желаемой системы органов власти попросту еще не было и ее только предстояло создать.

Отныне все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет и обсуждаться на его общем собрании. Общее собрание составлялось из членов четырех департаментов: 1) законодательного, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономики; и из министров. Председательствовал на нем сам государь или особое лицо, им назначенное. При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Об этом свидетельствует и тот факт, что в "Журнал" Государственного Совета вписывалось только мнение большинства, а мнение меньшинства и какие либо другие высказывания выступали в роли приложений.

Таким образом появление Государственного Совета означало создание учреждения, имевшего законодательное и объединительное значение и состоявшего из назначаемых, а не избираемых лиц. Это во многом соответствовало духу замыслов Сперанского и явилось дальнейшим шагом России на пути к укреплению правового порядка, а также осуществлению либеральных принципов.

Летом 1810 г. по инициативе Сперанского началась реорганизация министерств, завершившаяся к июню 1811 г. В ходе ее было ликвидировано министерство коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел. Из ведения последнего были выделены дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Кроме того были учреждены несколько особых ведомств, со значением близким к отдельным министерствам - государственного контроля, духовных дел иностранных вероисповеданий и путей сообщения. Сами министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты - на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров - комитет министров для обсуждения дел административного и исполнительного характера. Вместе с тем в законе стали четко прописываться пределы власти министров и их ответственность.

К началу 1811 года Сперанский предложил и новый проект преобразования Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз, Сперанский писал, что необходимо строго разделить дела административные и судебные дела Сената, которые были смешены в его устройстве. Согласно этому предполагалось разделить Сенат на правительствующий и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая выбиралась дворянством. В двойственности состава особенно блеснула искра тех идей, на которых был построен общий преобразовательный план Сперанского. Сперанский предлагал принцип выборности и при создании судебной власти. По его мнению, волостной, окружной и губернский суды должны быть выборными. Однако высшая судебная инстанция--судебный Сенат (который одновременно оставался административным учреждением) должен назначаться государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах.

Выборная система Сперанского имела в своей основе не сословный (феодальный) принцип, а имущественный ценз (владение движимым и недвижимым имуществом), что свидетельствовало о сохранении неравенства сословий. Все население России делилось на следующие три категории: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди "среднего состояния" (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имели только гражданские права--собственность, свободу занятий и передвижений, право выступать от своего имени в суде, и "народ рабочий" -- помещичьи крестьяне, слуги, рабочие и домашние, не имеющие никаких прав. Избирательным правом могли пользоваться только представители первых двух категорий. Таким образом, основные политические права получали лишь два сословия.

Для третьего сословия -- "народа рабочего" -- проект реформатора предоставлял некоторые гражданские права при сохранении крепостного строя. Сперанский считал, что крепостное право будет отменено постепенно, путем развития промышленности, торговли и просвещения, так как "нет в истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться". Сохраняя существование сословий, проект Сперанского ослаблял сословные перегородки, предусматривая боле широкую возможность перехода из "среднего состоянию" в дворяне путем выслуги, а из "народа рабочего" -- в "среднее состояние" путем приобретения частной собственности.

Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете, члены которого усмотрели в праве выборов дворянством состава Сената ограничение самодержавной власти. И, несмотря на то что при подаче голосов большая часть членов совета высказалась "за проект", и государь утвердил мнение большинства, реформа так и не была проведена. В силу различных внутренних и внешних причин Сенат остался в прежнем состоянии, да и сам Сперанский в конечном итоге пришел к выводу что проект нужно отсрочить.

Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810-1811гг и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от их первоначального плана. Из трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только первые две, третей реформа не коснулась. Проект создания "Уложения гражданских законов" также затянулся. Сперанский начал понимать неосуществимость своих далеко идущих планов и в феврале 1811 г обратился к Александру I с просьбой об отставке.

Средства обучения: иллюстрации: портреты Сперанского, Александра I, схема “Система органов государственной власти по проекту Сперанского” (Приложение 1) , схема “Система центрального управления Российской империи в первой половине XIX века” (Приложение 2).
Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе, подготовить сообщения по теме.
План урока:

  1. Повторение реформаторской деятельности Александра I.
  2. Основные вехи биографии М.М. Сперанского.
  3. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
  4. Причины отставки Сперанского.
  5. Подведение итогов

Цель урока: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации. Определить последствия принятых по его предложению решений. Дать характеристику Сперанскому не только как государственному деятелю, но и как человеку. Подчеркнуть такие черты как ум, трудолюбие, желание служить на благо России. На основе самостоятельной работы с источниками развивать умение излагать суждения о причинно-следственных связях, проводить поиск необходимой информации, объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности людей в истории. Объяснять смысл, значение исторических понятий.

Основные понятия: реформа, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданские права, избирательные права.

Основные даты: 1809 – “Введение к уложению государственных законов”.
1810 - Создание Государственного Совета.
1812 - Отставка Сперанского.

В своем вступительном слове учитель подчеркивает, что по уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работающих с Александром I. Наполеон увидел Сперанского в свите Александра в Эрфурте. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. “Не угодно ли вам будет, государь, - спросил он Александра, - променять этого человека на какое-нибудь королевство?” Для актуализации знаний учащихся в начале урока можно организовать работу над вопросами:

  1. Почему первый период царствования Александра I вошел в историю под названием ”эры либерализма”, а Пушкин охарактеризовал как “дней александровых прекрасное начало”?
  2. Для чего был создан “Негласный комитет”? Почему он не стал официальным органом? Кто входил в этот комитет?
  3. Перечислите первые указы Александра I. Какие из них вы считаете главными?
  4. Перечислите меры,которые были приняты Александром для смягчения крепостного права. Эффективны ли были эти меры?
  5. Охарактеризуйте систему центрального управления Российской империи в первой половине XIX века.
  6. Какой из органов был создан по инициативе Сперанского?

К реформаторской деятельности этого человека мы обращаемся сегодня на уроке.
На втором этапе урока учащиеся делают краткие сообщения по основным этапам деятельности Сперанского, которые были подготовлены дома (3-4 человека). Перед классом ставится задание выписать в тетрадь основные вехи жизни Сперанского, перечислить личные качества, которые помогли ему сделать карьеру.

Материал для сообщений учащихся.
М.М. Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Сперанский сам, без какой-либо протекции сумел не только выбраться в люди, но и познакомиться без посторонней помощи с лучшими политическими, экономическими и юридическими сочинениями на французском языке, который он усвоил в совершенстве. За 4 года из домашнего секретаря князя Куракина он успел, исключительно в силу своих дарований, выдвинуться в статс-секретари императора (с 1807 года). А в 1803 году он уже стал директором департамента Министерства иностранных дел, заняв сей генеральский пост в 31 год. Впрочем, хвастать Сперанский не любил. Был трудолюбив, скромен, сдержан и устремлен к одной цели: переустройству Отечества в интересах Отечества. В 1803 - 1807 г.г. Сперанский составил несколько проектов государственных реформ, а в 1809 г. готовит по поручению Александра I план государственных преобразований – “Введение к уложению государственных законов”. Но задуманные им реформы так и не удалось реализовать. В 1812 году его ссылают в Нижний Новгород, а затем - в Пермь. Возвращается он в Петербург только в 1822 году. По отношению к нему Александр I был лукав. Одной рукой он возвышал его, давал награды (графский титул, орден Святого Александра Невского), другой - принимал доносы на Сперанского, поручил министру полиции тайный надзор за ним и близкими ему людьми.

Сперанский был знаком со многими декабристами и был очень популярен в их среде. Декабристы предлагали включить его во временное правительство, действующее до выборов в новые органы власти. Хотя сам Сперанский не имел об этом ни малейшего представления. Но вот - виток истории, и реформатор начала века в 1825 году судит декабристов, которые и вышли-то на Сенатскую площадь, потому что реформы Сперанского не были доведены до конца. Он был членом Верховного уголовного суда над декабристами, был членом ряда высших государственных комитетов в 20 - З0-е годы, а в 1833 закончил составление 15 - томного “Свода законов Российской империи”. Оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Император Николай I присутствовал при одобрении Свода законов Государственным Советом, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. И еще одна ироничная усмешка истории: в 1835 - 1837 г.г. М.М. Сперанский преподавал юридические науки наследнику престола, будущему императору Александру II, который отменил крепостное право и даже настроился на подписание Конституции (чему помешал взрыв террористов). Интересны религиозные поиски Сперанского. Он был из настоящей русской священнической среды. В четыре года уже читал “Апостола”, учился с отличием во Владимирской семинарии. Жена - англичанка, родив ему дочь, умерла. Оставшись с младенцем на руках, Сперанский вновь обратился за утешением к религии, - но не своей, православной, в которой воспитывался, а, скорее, к протестантизму. И понадобились сплетни, обвинения в шпионаже, ссылка в Новгород и Пермь, чтобы Сперанский вновь обратился к православию.

На 3 и 4 этапах урока организуется лабораторно-практическая работа в групповой форме.
Задание группам: На основе схемы “Система органов государственной власти по проекту Сперанского” и текстам документов охарактеризуйте основные направления политической реформы Сперанского и ее принципы.
1 группа.
“Сперанский утверждал, что в целях предотвращения революции необходимо дать стране Конституцию, которая, не затронув самодержавного правления, вводила бы выборные законодательные органы и принципы разделения властей в организации государственной власти. “Конституции во всех почти государствах устрояемы были в разные времена отрывками и по большей части среди жестоких политических превращений. Российская Конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устрояя политическое состояние своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы”. Однако план Сперанского не предусматривал введения конституционного строя в России по типу западноевропейских стран, то есть ограничения власти монарха Конституцией. Цель проекта, как ее четко определил Сперанский, состояла в том, “чтобы облечь правление самодержавное всеми внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия”. Самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим устройством страны. В плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха”. Император назначает министров, членов сената и Государственного Совета.

2 группа.
“В каждом волостном центре (селении или небольшом городе) каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности (независимо от их сословной принадлежности) составляется собрание - волостная дума. Волостная дума избирает депутатов в окружную думу. Окружная дума, кроме выборов председателя, его главного секретаря, окружного совета и окружного суда, избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает вопросы о местных нуждах в границах своего органа. Каждые три года из числа депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны - Государственную думу. Председатель (или “канцлер”) Думы назначался “верховной властью” (императором) из числа представленных Думой трех ее кандидатов. Дума собирается ежегодно в сентябре месяце и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или совершенно ее распустить. “Предложение” на рассмотрение Думой законов “принадлежит одной державной власти”. Таким образом, Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы. Дума была ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная дума хотя и называлась Сперанским “законодательным учреждением”, но, по существу, это был консультативный, совещательный орган. Даже в таком варианте Дума не будет создана”.

3 группа.
“Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов. Высшей судебной инстанцией (“верховным судилищем для всей империи”) являлся Сенат судебный (в отличие от Сената правительствующего). Он состоял из четырех департаментов - двух по гражданским и двух по уголовным делам, по одному в Петербурге и Москве. Реформа Сената, предложенная Сперанским, не была реализована.
По такому же принципу, как и судьи, формировалась и исполнительная власть. Три первые ее инстанции (волостное, окружное к губернское управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях. “Управление государственное” (министерства) как высшая инстанция формировалось из числа лиц, назначаемых императором и перед ним ответственных. В этой части проекта Сперанским были изложены те принципы, которые были потом воплощены в законодательных актах 1810 - 1811 г.г., завершивших министерскую реформу. Были точно определены меры ответственности министров и сферы деятельности министерств.

4 группа.
“По плану Сперанского, высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный Совет. “В порядке государственных установлении Совет представляет орган, - писал Сперанский, - в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судебном и исполнительном”.

Государственный Совет был создан 1 января 1810 года. Государственный Совет:
а) оценивал содержание законов и саму необходимость
реформирования;
б) разъяснял смысл законов;
в) принимал меры к их исполнению.

5 группа.
“В своем проекте Сперанский предлагает предоставить гражданские права всему населению, хотя и в неравной степени:
“1. Никто без суда наказан быть не может.
2. Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого,
но по закону, определяющему род службы по состояниям.
3. Всякий может приобретать собственность движимую и
недвижимую и располагать ею по закону.
4. Никто не обязан отправлять общественных повинностей по
произволу другого, но по закону или добровольным условиям”.

За дворянами сохранялось право владеть крепостными крестьянами, хотя в принципе Сперанский был против крепостного права и разрабатывал проект его постепенной ликвидации.
Избирательные права должны быть представлены всем, имеющим собственность, то есть для первых двух сословий. Соответственно этому он устанавливал новое сословное деление:

  1. дворянство;
  2. “среднее состояние” (купцы, мещане, государственные
    крестьяне);
  3. “народ рабочий”(помещичьи крестьяне, домашние слуги и т. д.)

Допускался переход из низшего “состояния” в высшее путем приобретения недвижимой собственности.

Подводя итоги групповой работы по третьему пункту плана урока, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные принципы проекта политической реформы Сперанского:

  1. Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.
  2. Объективно первый шаг к ограничению самодержавной власти.
  3. Реализация принципа разделения властей.
  4. Три ветви власти сходятся в Государственном Совете - совещательном органе, назначаемом императором.
  5. Исполнительная власть принадлежит министерствам.
  6. Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней.
  7. Четырехступенчатые выборы в Государственную Думу.
  8. Государственная Дума должна была обсуждать предложенные ей сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.
  9. Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
  10. Судебные функции принадлежали Сенату, члены которого назначались императором пожизненно.
  11. Избирательное право могли иметь лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом.

Задание группам по 4 пункту плана урока: На основании текста документов выяснитепричины отставки М.М. Сперанского.

1 группа.
“Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.
“В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.
“Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.

2 группа.
Сперанского оценивает герой романа Г.П. Данилевского “Сожженная Москва” Базиль Перовский: “Дошли, наконец, до того, что удалили от трона и сослали, как преступника, как изменника, единственного государственного человека, Сперанского, а за что? За его открытое предпочтение судебникам Ярослава и царя Алексея гениального кодекса того, кто разогнал кровавый Конвент и дал Европе истинную свободу и мудрый новый строй”.
“За неисполнение финансового плана Сперанского, попавшего в руки плохого министра финансов Гурьева, обвиняли самого же Сперанского. Раздавались голоса, что он нарочно придумал свой финансовый план, чтобы раздражить оппозицию, что он находился в преступных связях с Наполеоном. И Александр не выдержал натиска врагов Сперанского. Он считал необходимым тогда усиливать повышенное патриотическое настроение, так как отразить Наполеона он надеялся лишь в том случае, если война будет иметь народный характер; он не видел возможности вступать в объяснения и решил пожертвовать своим лучшим сотрудником ярости привилегированной толпы. Вся вина же Сперанского фактически заключалась в том, что он через одного чиновника получил копии всех важных секретных бумаг из Министерства иностранных дел, которые он мог бы, конечно, по своему положению получать, испросив на то официальное разрешение”.

3 группа.
“Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве - салон сестры Александра I - Екатерины Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н.М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: “О древней и новой России” Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей”.
“Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию “совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам”. В ее глазах Сперанский был “преступником”, овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. “Зловредный попович” имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини”.

4 группа.
“Против Сперанского образовалось враждебное отношение не только в придворных, но и в чиновничьих кругах. Оно особенно обострилось ввиду двух указов 3 апреля и 6 августа 1809 года, которые приписывались прямому влиянию Сперанского. Первый указ предписал, чтобы все лица, носившие придворные звания, избрали себе какую-либо службу. После этого закона все придворные звания, которые до тех пор считались должностями, стали лишь почетными отличиями. Второй указ требовал, чтобы чины коллежского асессора (VIII класс) и статского советника (V класс) давались лишь по выдержании экзамена на чин или по предъявлении университетского диплома”. Указом 6 августа были недовольны не только сами чиновники среднего звена, но и влиятельные сановники. Ведь они теряли вымуштрованных исполнительных подчиненных. “Вице-губернатор обязан знать Пифагорову фигуру, а надзиратель в доме сумасшедших - римское право”, - насмехался Н.М. Карамзин в “Записке о древней и новой России”.

5 группа.
“Присоединение России к континентальной блокаде привело к катастрофическим последствиям для ее экономики. Доходы казны в 1808 году составили 111 млн. рублей, а расходы - 248 млн. рублей. При таких условиях Сперанский получил повеление государя разработать проект оздоровления экономики. Такой план был подготовлен Сперанским к 1 января 1810г.:

  1. прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций;
  2. резкое сокращение государственных расходов;
  3. введение нового специального налога на помещичьи и удельные имения, направляемого затем на погашение государственного долга;
  4. введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными и составлял 50 копеек на душу;
  5. введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию импортных товаров

“Что касается публики, то из финансовых планов Сперанского она сделала для себя весьма неутешительные выводы:

  1. что финансы страны пришли в плохое положение;
  2. что казна вовлечена в значительные внутренние долги;
  3. что на покрытие расходов не хватает обыкновенных средств,
    поэтому предстоят новые налоги;

Подводя новые итоги групповой работы по четвертому пункту плана урока, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные причины отставки М.М. Сперанского:

  1. Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.
  2. Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.
  3. Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.
  4. Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.
  5. Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.
  6. Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.
  7. Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. “Он все делает наполовину” (Сперанский об Александре!).

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся записать в тетрадь свои рассуждения на тему: “Могли ли в начале XIX века реализоваться планы М.М. Сперанского?”

Похожие публикации