Подготовка проекта межевания. Состав проекта межевания. Распоряжение и разработка

Чтобы обозначить все внешние границы, а также нанести границы особых зон, создаются так называемые проекты планировки и межевания территории. Это технические документы, содержащие чертежи различных участков и описание к ним. О том, из каких этапов складывается процедура разработки и согласования таких документов – в этой статье.

Законодательное описание, состав содержания документов приводится в Градостроительном кодексе РФ:

  • статья 42 – проект планировки;
  • статья 43 – проект межевания.

С технической точки зрения такие документы представляют собой детализацию Генерального плана по развитию города или других населенных пунктов, хотя формально (с юридической точки зрения) они не связаны друг с другом. Сравнение этих типов документации представлено в таблице.

сравниваемый признак Проект планировки территории Генеральный план
какие объекты описываются только отдельный элемент населенного пункта (он относится к так называемой планировочной структуре) – это могут быть отдельные районы, кварталы и т.п. населенный пункт в целом (представляется план по развитию территории конкретного города)
какие чертежи входят в состав документа детальный чертеж, полностью отражающий схему местности
  • карта с точными границами существующего или возникающего населенного пункта (в проекте);
  • карта отдельных функциональных зон – жилые, производственные, природные.
что входит в описательную (текстовую) часть документа
  • аналитические материалы, обосновывающие границы и возможные изменения границ;
  • технические характеристики развития территории и их изменение во времени (например, плотность застройки).
  • аналитические материалы, обосновывающие такие границы, решения о возможном изменении границ, а также расположение отдельных функциональных зон;
  • все технические параметры функциональных зон (площадь, высота домов и т.п.).

Таким образом, рассмотренные документы относятся к проектной документации, а их основная цель – отражение существующих границ всего населенного пункта и его отдельных зон (внешних и внутренних). При этом учету подвергаются границы всех земельных участков – уже застроенных, а также с планирующейся застройкой (в этом случае дополнительно указываются предполагаемые сроки и стадии освоения территории).

Например, на карте города, как правило, намечается несколько таких планировочных зон. Каждая из этих зон имеет свои названия, которые обычно даются по наименованию районов, берегов рек (например, Правый берег Иртыша).

По каждому проекту составляется одно Постановления Администрации за подписью главы населенного пункта (в случае с областным центром – мэра), как показано на рисунке ниже. В документе содержится:

  • содержание вносимых изменений (при дальнейшем освоении территории, образовании новых участков путем разделения или объединения уже существующих);
  • площади каждой зоны – жилой застройки, дорожных зон, улиц, зон озеленения;
  • указания различным Департаментам местной Администрации с описанием дальнейших действий в связи с вносимыми изменениями.




В приложениях к такому Постановлению содержится подробное описание основных показателей территории (технических и экономических):

  • площади каждой зоны (жилая, улицы, дороги и т.п.);
  • детализация данных по каждой зоне (площади жилых домов разной высоты — 1-2 этажа, 3-5 этажей, 6-18, от 18);
  • плотность застройки;
  • численность и плотность населения;
  • данные по объектам, относящимся к образовательной сфере (места, посещения в смену, минимальные площади);
  • данные по объектам здравоохранения;
  • данные по объектам физкультурно-оздоровительных центров с приведением их площадей.

Для каждого из этих параметров указывается 2 значения – существующее в настоящий момент и планируемое.




Вторая часть приложения – собственно планировка территории, отраженная на схеме с условными обозначениями.

Состав проекта планировки

Любой проект, описывающий тот или иной элемент структуры планировки города или другого населенного пункта, состоит из технической (чертежи) и описательной (аналитические материалы) частей. Требования к содержанию четко регулируются законодательством, поэтому вне зависимости от назначения, расположения и других особенностей территории следует исходить из следующих разделов проекта планировки:

  1. Основная часть – это собственно чертеж (схема) участка. На ней наносятся:
  • все границы застроенных, освоенных областей, а также зон, на которых предполагается строительство жилых и/или производственных объектов;
  • так называемые красные линии, которые выделяют границы земли с линейными объектами.
  1. Аналитическая часть – подробное положение, содержащее материалы о предполагаемом развитии территории, а также о технических характеристиках развития и их изменении во времени:
  • жилые здания;
  • производственные помещения;
  • объекты любой инфраструктуры, обслуживающей район (дороги, инженерные сети, больницы, школы и т.п.);
  • очередность введения объектов, которые предполагается возводить на данной территории.
  1. Наконец, отдельно выделяется раздел с материалами, обосновывающими особенности именно такого проекта:
  • результаты и интерпретация результатов исследований инженеров;
  • обоснование границы каждой зоны, а также возможного изменения этой границы, предусмотренного в плане развития;
  • схема с расположением каждого капитального объекта;
  • проходы ко всем водоемам (искусственным и естественным), предназначенным для свободного доступа;
  • полный список планируемых мероприятий, связанных с охраной природы, мер гражданской обороны, экологической защиты территории (в особенности для тех населенных пунктов, которые располагаются рядом с атомными электростанциями);
  • так называемая вертикальная планировка участка, а также другие материалы, учитывающие индивидуальные особенности земельного участка.

Пример реального проекта приведен на рисунке.

Состав проекта межевания

  1. Основная часть с чертежами, схемами установления границ, межевания земли. На чертежах и схемах территории должны обязательно учитываться:
  • красные линии и величина отступа от них для установления зоны, где разрешается возведение капитальных строений;
  • границы и описание публичного сервитута – например, для прохода к водоему общего пользования, для проведения специальных работ на земле (дренирование) и т.п.
  1. Аналитическая часть содержит:
  • площади и способы возникновения земельных участков, которые образуются в результате процедуры межевания;
  • виды использования территории в соответствии с утвержденным классификатором (например, для выращивания сельскохозяйственных культур, для строительства высотных домов, индивидуальных домов и т.п.).

Сроки создания и согласования

Любая проектная документация, связанная с изысканиями для организации планировки территории, ее межевания проходит обязательное согласование проекта с органами местной Администрации (департаменты по градостроительству). Сроки в каждом случае могут быть разными, в том числе и значительно увеличиваться в силу специфики территории или разногласий между заинтересованными сторонами, судебными разбирательствами и т.п. В случае стандартного проведения процедуры ориентировочный срок составляет порядка 3-4 месяцев .

При этом все этапы можно условно разделить на 3:

  1. Распоряжение соответствующего органа власти, в котором дается указание на начало работы над проектом планировки.
  2. Собственно разработка. Она осуществляется только лицензированными компаниями. Ориентировочная стоимость услуги от 400 тысяч до 1 млн рублей .
  3. Согласование с местной Администрацией готового проекта, внесение корректив и окончательное утверждение документации, после чего проект вступает в силу и получает юридическое значение.

Этапы и ориентировочные сроки приведены в таблице

Подробное рассмотрение этапов разработки

На практике разработка представляет собой сложную техническую процедуру, в ходе которой проводятся соответствующие изыскательные работы. Отличительная особенность стадий этого процесса состоит в том, что основное внимание уделяется собственно разработке проекта. В то время как этап согласования – это соблюдение исключительно юридических требований к документам, коррекция отдельных параметров в соответствии с требованиями органов местной власти. Далее подробно рассматривается каждый этап.

Получение распоряжения КГА

Чтобы начать работу над составлением чертежей и аналитических материалов, следует получить разрешение от Комитета по градостроительству и архитектуре. Документ выполняет 2 функции:

  1. Дает разрешение на проведение застройки на обозначенном участке.
  2. Дает техническое задание по разработке проекта этой территории с учетом особенностей ее планировки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Срок действия такого документа составляет 1 год с момента его подписания. Однако если срок истек, нет необходимости подавать повторную заявку – достаточно обратиться в Комитет для пролонгации.

Обращение в Администрацию и проведение общественных слушаний

После получения распоряжения КГА следует обратиться в местные органы власти, куда подается другое заявление. В ответ на заявление непосредственно глава Администрации издает постановление и назначает уполномоченное лицо, курирующее данный проект. Наряду с этим этот же сотрудник организовывает обязательные общественные слушания, на которые подготавливаются презентационные материалы для дальнейшего согласования.

В публичных слушаниях принимают участие:

  • собственники участков территории, предполагающейся для застройки;
  • представители экспертного сообщества;
  • лица, чьи интересы непосредственно могут быть затронуты в связи с принимаемым решением;
  • представители органа местной Администрации.

После принятого положительного решения, получения соответствующих отзывов всех заинтересованных сторон составляется протокол, который публикуется в открытых источниках (сайт, официальная газета региона). Срок действия этого решения составляет 11 месяцев, т.е. именно в течение этого срока проект планировки территории должен быть составлен и согласован в конечном варианте.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. По установленным правилам основным источником финансирования изысканий должен стать муниципальный или региональный бюджет. Тем не менее, гражданское законодательство не исключает привлечения средств из других источников. На практике финансирование чаще всего осуществляется за счет заинтересованных сторон (инвестора, застройщиков).

Подготовка к созданию

После получения разрешения на разработку технической документации компания приступает собственно к созданию проекта. На подготовительном этапе проводится детальный анализ сведений юридического и геодезического характера:

  1. Изучение картографических материалов, результатов топографических съемок для определения физических особенностей территории (рельеф, отсутствие/наличие поверхностных водоемов, природные зоны).
  2. Получение исчерпывающих сведений о юридическом статусе участка, а также его отдельных зон. Такие данные содержатся в ЕГРН: собственники участка, наличие/отсутствие обременения, история изменения собственников участка и его отдельных территорий.
  3. Анализ кадастровой документации на землю – прежде всего, интересует кадастровая стоимость и соответствующее заключение государственных оценщиков.
  4. Анализ специфических данных, которые запрашивают из реестра по лесам и реестра по поверхностным водоемам.
  5. Получение справки, которая подтверждает отсутствие в недрах рассматриваемой земли полезных ископаемых. Такой документ имеет большое значение, поскольку в противном случае компания, намеренная использовать недра, может оспорить разработку и утверждение проекта.

Подготовка документов, подтверждающих выбор участка

Основная задача проводимых изысканий сводится к обоснованию выбора земельного участка под заранее намеченные цели (строительство капитальных объектов, особенности их размещения). Для этого необходимо представить следующие документы:

  • экспликация земли и отдельных зон;
  • результаты вычисления площадей каждой зоны и всего участка в целом;
  • обоснование предварительных расчетов;
  • документы, подтверждающие информирования граждан, проживающих на этой территории и всех заинтересованных сторон (владельцев участков, пользователей на основе договора долгосрочной аренды, арендодателей);
  • положительные заключения от всех уполномоченных органов надзора;
  • согласовательная документация, отражающие согласие представителей организаций, чьи интересы могут быть непосредственно затронуты в ходе освоения территории (крупные предприятия с располагающимися подземными и надземными сетями);

Проект межевания территории, как форма выражения характеристик участка, является необходимым документом. Что такое проект межевания территории? Схематичный план, которым утверждается результат работы специалистов, исследующих тот или иной надел. Всё это необходимо в первую очередь для того, чтобы каждый владелец понимал, где расположена его территория, и мог реализовывать полноправное владение ею. Проект межевания территории всегда имеет определённую структуру, состав, а также требования, без соответствия которым документ не будет действителен. Кроме того, прослеживается связь между таким документами, как проекты планировки территории и проекты межевания территории. Подобные бумаги выступают основой ведения и оформления кадастровых бумаг и технических сведений участка.

При оформлении того или иного участка земли в полное владение гражданину приходится сталкиваться с большим количеством действий, связанных с обозначением и характеристикой надела. Что такое проект межевания? Это документ, который необходим в первую очередь лицу, которое желает оформить на себя земельный участок, так как такой проект отражает точное расположение его границ. При этом составить такой проект межевания земельных участков возможно при наличии специального оборудования, к которому относят и знаки, устанавливающие границу в натуре.

Разработка проекта межевания территории и сам проект межевания земельного участка оформляется исключительно специалистами-инженерами.

Важным моментом выступает разработка проекта планировки и межевания территорий, так как эти два понятия непосредственно связаны друг с другом. Проект межевания земельных участков своей целью всегда имеет определение границ, в том время как проект планировки территории позволяет отразить структурные элементы участка. Этим ППТ (проект планировки территории) и отличается от ПМТ (проекта межевания территории). Однако при этом проекты планировки и проекты межевания имеют общие черты, а именно оба они выступают градостроительными документами и могут применяться как к застроенной, так и к пустующей территории.

Так как использования проекта планировки имеет прямую связь с оформлением документа межевания территории, то и значение этих бумаг определяется в совокупности, несмотря на различные объекты отображения.

Итак, для чего необходимо составление рассматриваемых документов:
  • уточнение того, какие структуры имеются на территории, что может иметь прямое влияние на установление границ участка;
  • организация проезжих частей, тротуаров и улиц в целом, для чего необходимо и планирование, и проект межевания квартала в целом;
  • определение тех мест, где могут располагаться коммунальные сети, здания, сооружения и иные объекты, процесс межевания помогает не нарушить чужие границы.

Проект межевания территории как раз влияет на определение места для строительства, а также в первую очередь обозначает пределы возможных действий на той или иной территории. То есть без проекта межевания нельзя будет точно определиться с проектом планировки участки.

Помимо непосредственного оформления участка в полное владение, лицу проведение межевания может потребоваться и в таких ситуациях, когда возникают споры о праве на ту или иную часть земли. Проект межевания, проект планировки позволят точно определиться, где начинается чьё-то владение. А в случае отчуждения путём заключения какой-либо гражданской сделки потребуется обязательное предоставление технической документации надела для установления возможности передачи указанной площади земли. Именно поэтому межевание как форма выделения границ должно проводиться сразу при приобретении участка, а также впоследствии следует вносить изменения, если таковые имеются, или же проходить процедуру с самого начала для устранения несоответствий и нарушений интересов владельцев соседних участков.

Рассматриваемые проекты всегда отражают только долевое владение, так как предполагают отображение границ части одной общей территории.

Важно также уделять внимание расчётам архитекторов. Они составляются в том случае, когда на участке в будущем планируется проведение строительных работ. Такие проекты необходимы для того, чтобы определить нормы застроек, которые напрямую связаны с тем, какого рода возводится сооружение. Постройка напрямую будет зависеть от качества и состояния почвы, а также её устойчивости к нагрузкам, которые будут на неё осуществляться при строительстве. Всё это должно учитываться при формировании проектов ещё на начальном этапе.

Проектом межевания территорий определяется большое количество важных сведений об участке. Готовит его специалист, а соответственно, выделяются требования к проекту межевания земельных участков, к которым относят и точно определённый состав проекта межевания. При этом необходимо помнить, что требования к подготовке проекта межевания, в том числе когда осуществляется внесение изменений в проект межевания, закрепляются исключительно в законодательных актах, а их нарушение приведёт к недействительности документа.

Проект межевания территории регламентируется градостроительным законом, а также приказами, исходящими от министерства экономического развития.

Говоря о требованиях, которые необходимо соблюдать при оформлении проекта межевания земельных участков, подразумевается установление условий, которые касаются именно содержательной части документа.

Форма проекта может включать в себя сведения, внесённые и отображённые только конкретно-определёнными способами:
  • нельзя пользоваться карандашом, использоваться должны исключительно синие или фиолетовые чернила;
  • обязательно соблюдение масштаба изображения, а также формата листа А4;
  • использовать можно только русские буквы и соответствующие знаки;
  • необходимо соблюдать правила переноса информации на следующие листы, придерживаться нумерации и иных числовых обозначений;
  • соблюдение должного объёма текста.

Нарушение установленных правил приведёт к тому, что проект будет требовать изменений, а в некоторых случаях возможны перепланировки и новые исследования объекта.

Отдельно законодатель уделяет внимание составу проекта участка как целого, так и выделяемого в счёт земельной доли. В содержание любого варианта такого документа должно входить две части, одна из которых текстовая, отражающая все характеристики и расчёты, а вторая – графическая, которой будет утверждаться каждое обозначение на территории в схематичном варианте. При этом такой план может сразу содержать в себе сведения о нескольких частях территориях и их структурных элементах, а также касаться одного выделяемого в счёт земельной доли участка.

Межевой проект делает специалист на основании проекта планирования. Возможно дистанционное получение межевых документов на основании проекта планирования.

Согласно градостроительному закону форма проекта межевания должна соответствовать определённым правилам. Образец, который выступает как пример, проект и его бланк можно найти на электронных ресурсах. При этом следует обратить внимание на то, что обязательно разделение на текстовую и графическую часть, и в каждую из них должны входить определённые сведения.

К текстовой части относится:
  • информация о площади участка, выделяемого в счёт земельной доли;
  • сведения о способах образования;
  • информация о территории, которая будет относиться к местам общего пользования, их площадь и способы образования;
  • вид и назначение надела, например, для целей садоводства.

Относительно типов земель, указание подобных сведений необходимо. Если назначение у надела садоводческое, то он входит в СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество), а соответственно, меняется режим пользования и распоряжения им.

Вторая часть в межевом проекте является графической. Под ней понимается элемент документа, включающий в себя различные чертежи и схемы.

Здесь также должна содержаться конкретно-определённая информация:
  • при утверждении планировки всегда обозначаются красные линии;
  • отмечаются границы, определённые у участка;
  • красные линии для обозначения мест строительства в порядке создания проекта;
  • границы новых участков или преобразованных, а также надела, выделяемого в счёт земельной доли;
  • обозначение мест, где действует какой-либо публичный сервитут.

Отсутствие тех или иных сведений потребует доработки проекта, что может привести к отказу в его утверждении.

Когда необходимо обосновать проект межевания, то следует взять чертежи, которые в первую очередь отражают границы участков, объекты на них, а также охраняемые территории. В большинстве случаев доказательствами выступают именно чертежи, так как они представляют собой отображение участка в миниатюре, но с сохранением всех его характеристик.

Для того чтобы получить проект участка, необходимо направить заявку в соответствующую структуру. На сегодняшний день существует два варианта, это администрация того или иного населённого пункта, что возможно не в любом городе, следует уточнять это в конкретном муниципалитете, а также специальные компании, выполняющие подобную работу. В случае с органом власти обращаться следует непосредственно к начальнику департамента, а если заявка подаётся в компанию, то её приём осуществит уполномоченный на это сотрудник.

Заявка всегда должна сопровождаться техническим заданием, которое выдаётся заявителю. Его форма устанавливается компаниями и органами, оказывающими данную услугу.

Начальным этапом при подготовке проекта является сбор документов самим заявителем. Недостаточно подать заявку, следует предоставить бумаги, которые будут отражать ряд характеристик участка и определять возможность его межевания и дальнейшего составления проекта.

К необходимой информации относят:
  • необходимо получить полный анализ, отражающий состояние почвы в той зоне, где будут возводиться постройки;
  • исследование специфики имеющегося архитектурного контекста;
  • анализ уровня экологической безопасности работ, которые будут проводиться на участке;
  • документы, подтверждающие наличие технического обеспечения будущих работ;
  • анализ всех результатов строительства.

На основании вышеуказанных сведений администрация или же принимающая заявки компания оформляет решение на проведение кадастровых работ.

При принятии решения со стороны уполномоченного субъекта важно обращать внимание на наличие технического задания, которое будет выступать основой при планировании и выполнении необходимых кадастровых мероприятий. Оно выдаётся исключительно уполномоченным органом или организацией, после чего должно быть направлено специалистам, а именно кадастровым инженерам.

Только данная группа лиц может выполнять рассматриваемые работы, так как обладает необходимыми знаниями и навыками. Кроме того, в их распоряжении имеется необходимое оборудование и иное техническое оснащение.

Следующий этап – разработка проекта. Если заявку на межевание принимала администрация города, то ею запрашивается картографическое изображение участка, которое находится в реестре информационного банка и имеет все необходимые обозначения актуальных границ. На таком документы должны быть помещены все линии границ межевания, а также важные объекты участка. В случае участия компании, действующей по лицензии, она самостоятельно снимает копию картографического изображения надела и наносит на неё все необходимые отметки.

Если необходимо проведение каких-либо инженерных сетей, то помимо указанных выше сведений, следует получить ситуационные планы по размещению таких коммуникаций.

После разработки проектов обязательно нужно пройти процедуру их согласования. Независимо от того, кто является исполнителем, администрация или лицензированная компания, утвердить проект можно только путём передачи его на публичное слушание, где он будет рассмотрен и оценён. Помимо проекта, следует предоставлять выписку из ранее составленного генерального плана по застройке территории. Подобные слушания дают разрешение на кадастровые мероприятия, если проект соответствует всем требованиям и содержит исчерпывающие сведения. Всю документацию следует направить в службы по обеспечению газом, водой и электричеством, если проект предусматривает проведения подобных сетей коммуникации.

Процедура подготовки межевых документов проводится в установленные законом сроки. Если вопросом занимается администрация, то на всю процедуру уходит около двух месяцев, так как порядок получения разрешения на застройку забирает половину срока. Когда речь заходит о компаниях, оказывающих рассматриваемую услугу, то здесь период может быть в два раза меньше. Всё будет зависеть от условий соглашения, в котором подробно расписывается каждый этап всего процесса с расчётом времени и необходимых затрат.

Стоимость проекта также будет отличаться от тех ситуаций, когда уполномоченным субъектом выступает администрация или лицензированная компания. Если помощь оказывает орган власти, то она будет носить безвозмездный характер. Что касается помощи со стороны лицензированной компании, то стоимость работ будет устанавливаться по договору. Причём в её обязанность входит лишь подготовка проекта, за что и взимается плата. На сегодняшний день такая услуга может стоить от тридцати до четырёхсот тысяч рублей. Цена будет зависеть от объёма и продолжительности работы.

Таким образом, проект по межеванию является обязательным документом, который должен отражать все необходимые характеристики земельного участка, от площади до точного изображения границ. Всегда важно соблюдение правил по составу сведений проекта, а также требований, предъявляемых к его оформлению. Любое нарушение влечёт недействительность документа и необходимость доработок.

Его подготовка может быть осуществлена как органами власти, так и частными компаниями, при этом процедура в целом не будет иметь существенных отличий при первом и втором варианте.

Согласно нормативам действующего российского законодательства (глава 6 ст.51 Градостроительного кодекса Р.Ф) осуществление работ по строительству и реконструкции объектов нельзя начинать до тех пор, пока застройщик не имеет на руках разрешения соответствующих органов по надзору.

Положение получило распространение на все линейные объекты местного, регионального и федерального значения. К ним можно отнести газо- и водопровод, электролинии, дороги и так далее.

В соответствии с изменениями, которые были внесены в кодекс по градостроению, для получения такого разрешения следует собрать и предоставить пакет необходимых документов, основным из которых является проект планировки и межевания территории (ППиМТ).

Что такое ППиМТ

Проект планировки и межевания территории относится к особой категории документов по градостроению, которые разрабатываются с учетом проведения планируемых работ.
Межевание земельных участков под застройку, не нашедших своего отражения в земельном кадастре, имеет существенные отличия от межевания земли предназначенной для выдела.

Итак, при создании и разработке проекта планировки территории (ППТ) следует осуществить разметку земельного участка, где будут воспроизводиться строительные работы с учетом создания структуры на местности. С целью воплощения всех замыслов застройщика, в качестве главного основания составления проекта межевания, используются сведения из архитектурного и градостроительного планов.

В ППиМТ в обязательном порядке должны быть включены:

  • чертежи межевания;
  • документальное обоснование и подтверждение данных чертежей.

Целевое назначение проекта планировки, застройки и межевания

Составление ППиМТ считается необходимостью, основным предназначением которого является документальное утверждение территориальных границ, на которых запланировано воспроизведение реконструирования и непосредственно строительство линейных объектов.
Данная мера выступает в качестве гаранта, установленного в целях избежания необоснованных недоразумений и претензий с соседской стороны.

Разработка межевого плана по уточнению границ земельного участка , согласно градостроительному кодексу может производиться представителями местной власти по инициативе должностного или уполномоченного лица, который является заинтересованным в возведении новых объектов. Им может быть, как частное лицо, выступающее в качестве хозяина участка, так и один из органов власти.

Основополагающим условием считается наличие у застройщика таких официальных бумаг, как:

  • договора о развитии застроенной территории;
  • арендный договор с оговоренной возможностью комплексного освоения этого участка.

Как получить ППиМт

Давайте рассмотрим процесс подготовки проекта межевания территории детально. Итак, для этого нужно:

    1. Добиться разрешительного постановления на строительство от Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА). Наличие технического задания с предопределенным порядком по разработке проекта также является обязательным. Постановление КГА будет действовать 1 год, но в случае необходимости его можно будет продлить, обосновав при этом причины задержки строительства.
    1. Обратиться в местную администрацию с заявлением соответствующего содержания. При обращении важно располагать техническим заданием и схемой расположения линейного объекта.
    1. Далее, главой местной администрации издается постановление о подготовке документов и назначается сотрудник, ответственный за ведение данного проекта, в том числе за составление и подготовку демонстрационных материалов.
  1. Утверждение проекта может быть осуществлено только после проведения публичных общественных слушаний при участии лиц, проживающих на указанных участках и той категории людей, чьи интересы затрагиваются при воплощении проекта в жизнь.

Упрощение процедуры получения разрешения на строительство

Проект планировки территории - это что? Это документ, выделяющий элементы планировочной структуры, устанавливающий параметры их развития, выделяющий зоны размещения объектов капитального строительства.

Что такое проект межевания территории земельного участка? Проект межевания - это документ, устанавливающий границы земельных участков.

Эти документы придуманы для того, чтобы выделить в городе участки разного статуса и предназначения. Разделить общественные пространства и земли, передаваемые в частные руки, в том числе под застройку.

Выделить землю под строительство дорог, трубопроводов, школ, больниц, административных зданий - всего, что нужно в современном городе. Из земель, передаваемых в частную собственность, выделить долю каждого собственника или группы собственников.

В чем разница между проектами планировки и межевания?

Разница в уровне детализации. Для чего нужен проект планировки территории? Проект планировки разрабатывается для крупной планировочной единицы - например, для жилого района или микрорайона. Он устанавливает (либо изменяет установленные в прошлом) границы общественных территорий - дорожной сети, природных комплексов, участков под строительство всевозможных объектов.

Для чего нужен проект межевания территории? План межевания земельного участка — это документ под более узкую задачу. Оно делается для городского квартала (существующего или планируемого к постройке) и состоит в нарезании земли под придомовые территории, участки школ, детских садов, прочих зданий, а также расположенные внутри квартала дворовые проезды, автостоянки, детские площадки и т.д.

Задачи межевания и планировки близки и частично перекрываются. Поэтому часто делают единый документ - проект планировки, имеющий в своем составе проект межевания.

Проект межевания кварталов — это что?

Согласно принятому в нашей стране Градостроительному кодексу, каждый проект межевания должен обязательно иметь в своем составе чертежи межевания с отмеченными на них границами участков, красными линиями, границами зон, где действуют сервитуты и прочие ограничения на землепользование.

Также нужен список существующих, создаваемых и изменяемых участков земли с указанием площади каждого из них и того, как его разрешено использовать.

Если межевание проводят для ранее застроенного квартала, то размеры придомовых территорий многоэтажных домов устанавливают в соответствии с нормами, которые были актуальны на момент постройки этих домов. Нормы эти существовали еще с дореволюционных времен, а в советское время постепенно сокращались. Общий принцип такой: чем позже построен дом и чем больше его этажность, тем меньше придомовой территории полагается на квадратный метр жилой площади.

Подготовка и утверждение

Решение о написании всевозможной градостроительной документации, в том числе и таких документов, как проекты межевания, принимает местный орган власти.

Разработка проекта планировки территории — это дело весьма трудоёмкое и дорогостоящее, требует участия высококвалифицированных специалистов, поэтому городские администрации обычно не делают это своими силами, а объявляют конкурс среди специализированных проектных компаний.

Исключение составляет случай, когда имеется договор либо о комплексном освоении, либо о развитии ранее застроенной территории. В этом случае проект готовит компания, с которой заключен этот договор.

После того как проект готов, он выносится на публичные слушания (кроме случаев комплексного освоения городской территории и еще двух ситуаций, которые в городских условиях встречаются редко). Это единственный этап, когда жители могут увидеть проект и потребовать внести в него изменения и дополнения.

Для этого надо не пропустить оповещение о слушаниях, ознакомиться с проектом, сформулировать замечания и внести их в журнал учета. В этом случае городская администрация либо уполномоченный ею орган (в Москве это городская и окружные градостроительные комиссии) обязаны рассмотреть замечания жителей. Но окончательное решение - утвердить проект, отвергнуть его или отправить на доработку - остается за органом власти.

Пример

Рассмотрим схему межевания квартала, ограниченного Балаклавским проспектом, Азовской улицей, Черноморским и Симферопольским бульварами в московском районе Зюзино. Образец опубликован на сайте префектуры Юго-Западного округа Москвы по адресу https://yadi.sk/i/iaVJpd48h9RNe .

Проект разработан ОАО «Моспроект-2 им. Посохина» в 2014 году. Заказчиком является Департамент городского имущества Москвы.

Материалы по обоснованию включают данные БТИ о расположенных в пределах квартала строениях, данные ИСОГД о зонах действия различных ограничений, данные натурных исследований о фактическом землепользовании. Расчет необходимой площади придомовых территорий проводился с учетом нормативов, существовавших в то время, когда застраивался квартал, то есть с 1959 года до наших дней.

Сформировано 70 участков, в том числе придомовые территории 28 жилых домов. Для шести домов (три из которых - новопостроенные 24-этажные башни) придомовые территории оказались меньше нормативно необходимой площади.

Для всех домов помимо нормативных земельных участков выделены участки «с минимальным обременением». Эта практика, введенная правительством Москвы вопреки федеральному законодательству, направлена на то, чтобы дать возможность жителям (по их желанию) отказаться от нормативных участков и тем самым сэкономить на налогах.

17 участков выделено для общего пользования. Это дворовые проезды, пешеходные дорожки, автостоянки и детские площадки, а также проезжая часть и тротуары Старобалаклавской улицы, не имеющей статуса элемента УДС.

Дальнейшие действия

Утверждение проекта межевания не означает, что жители автоматически становятся собственниками придомовых территорий своих домов. Чтобы стать реальными хозяевами на своей земле, они должны на общем собрании принять соответствующее решение, заказать в специализированной организации межевой план и поставить участок на кадастровый учет. Только после этого можно быть уверенным, что земля не уйдет.

В развитом правовом государстве каждый клочок земли кому-то принадлежит и имеет статус, определяющий, что можно и что нельзя делать на этой земле. Планировка территории - необходимый инструмент, позволяющий установить правильные принципы землепользования и в нашей российской действительности, где до недавнего времени земля была ничья и распределялась за взятки между лицами, приближенными к власти.

Для начала хочется сказать, что межевание территории регулируется Градостроительным Кодексом РФ, а именно главой 5, статьями 41-46. Прочесть эти статьи Вы можете, перейдяпо ссылке.

Проект межевания территории, что вообще под этим подразумевается? Проект межевания – это план, схема планировки территории. Проект межевания территорий подготавливается для образуемых земельных участков, которые уже застроены или подлежат застройке. Также проект межевания может подготавливаться для земельных участков изменяемых, например, путем объединения нескольких земельных участков в один, или, наоборот, при выделении доли.
Проект межевания территорий необходим для определения границ на местности застроенных территорий, и отделение их от еще свободных. Если говорить конкретно о проекте межевания, то он регламентируется 43 статьей градостроительного кодекса РФ.

Какую информацию содержит в себе проект межевания территории.

Для начала хочется сказать, что проект межевания состоит из чертежей. А чертеж в свою очередь содержит следующую информацию:

На чертеже показаны границы уже застроенных земель;

Сама территория выделена красными линиями;

Показаны границы участков предназначенные для распределения их физическим и юр.лицам;

Начерчены границы для объектов социального значения (детские сады, школы, больницы…);

Обозначена территория для культурных объектов;

Определены зоны для особого использования земель;

Выделено место для строительства капитальных объектов.

Разработка и согласование проекта межевания территории

Разработка проекта межевания начинается с получения разрешения на это у органов местной власти. В обязательном порядке это разрешение должно быть опубликовано на сайте администрации власти и в местных газетах;

Следующим этапом будет разработка самой документации планировки данной территории. Каждый заинтересованный житель может предлагать свой вариант развития событий;

Нарисованный проект необходимо согласовать с исполнительной и местной властью;

Согласованный с властью проект подвергается публичным слушаньям;

И завершающим этапом будет утверждение проекта главой округа, поселения, города.

Сроки разработки и согласования проекта межевания территории

Согласование и разработка проекта дело не из быстрых, и занимает примерно полгода-год, все зависит от регламента данного городского или поселкового округа. Разработка самого проекта занимает примерно месяц. Далее в течении месяца он должен быть опубликован для местных жителей. Согласование с местной администрацией занимает еще примерно 1 месяц. Публичные слушанья могут длится от 1 до 3 месяцев. А заключительный этап, согласование проекта главой поселения, тоже примерно 1-2 месяца.

Похожие публикации