Гиперметропия в самом раннем возрасте. Зрение у детей: выявление проблем, устранение нарушений

5409 08.03.2019 5 мин.

Из медицинской статистики известно, что дальнозоркость выявляется у 90 новорожденных детей из 100. Почти все малыши появляются на свет с гиперметропией глаз. Это явление считается нормой, и до определённого возраста родителям не стоит сильно волноваться. Однако и не нужно забывать о периодическом посещении (как минимум 1 раз в год) врача- окулиста. В некоторых случаях детская гиперметропия может быть патологической.

Что такое дальнозоркость?

Дальнозоркость (гиперметропия) – нарушение рефракции глаза, которое характеризуется тем, что изображение объектов формируется за сетчаткой глаза. При дальнозоркости у ребёнка глазная ось значительно короче. Другой вариант развития – слабая преломляющая сила роговицы. При слабой степени гиперметропии (до +3 диоптрий) зрение и вблизи, и вдаль хорошее, но иногда у человека возникают жалобы на головные боли, быструю утомляемость глаз. (до +5 диоптрий) характеризуется хорошим зрением вдаль и затруднённым зрением вблизи. При высокой степени гиперметропии (свыше +5 диоптрий) пациент плохо видит и вдали, и вблизи.

Дальнозоркость – типичное явление для людей старше 45 лет. Однако такой вид нарушений получил своё название – пресбиопия или . В данной же статье речь пойдёт о

Как развивается заболевание у детей?

Почти все дети рождаются с диагнозом дальнозоркость, но, как правило, большая часть из них к 10 годам приобретает зрение, приближенное к нормальному. Средняя степень дальнозоркости (до + 5 диоптрий) является нормой для маленьких детей, так как в момент рождения глазное яблоко короче, чем нужно. Но по мере взросления малыша растёт и глазное яблоко.

Новорожденные малыши обычно появляются на свет со средней степенью дальнозоркости (около +3 диоптрий). По мере развития и дальнейшего формирования зрительной системы количество диоптрий уменьшается, и к 3 годам составляет около +1 или +1,5 диоптрий. Но иногда детки рождаются с высокой степенью дальнозоркости, которая по мере взросления ребёнка не снижается. И чтобы это выявить, очень важно регулярно наблюдаться у офтальмолога.

Врачи-окулисты должны отслеживать тенденцию улучшения . Первый осмотр осуществляется примерно в 6-месячном возрасте, второй – в годовалом возрасте. Нормой для годовалого малыша служит показатель дальнозоркости в +2,5 диоптрий.

Причины развития дальнозоркости у новорожденных

Причин развития патологии дальнозоркости очень много, и установить точный фактор в каждом индивидуальном случае практически невозможно. Зрительная система ребёнка начинает формироваться сразу же после зачатия, и на ход её развития может повлиять абсолютно всё: питание мамы, стрессы, экология, наследственность и пр. Наследственный фактор в этом случае играет ключевую роль: если у родителей есть проблемы со зрением, то риск рождения ребёнка с патологией очень высок. Какова бы ни была причина нарушения, необходимо наблюдать ребёнка у окулиста после рождения.

Можно ли выявить у детей дальнозоркость?

Гиперметропию у детей 1 года обнаружить можно исключительно на приёме у окулиста. При медикаментозном расширении зрачка расслабляется хрусталик, только в этом случае проявляется настоящая рефракция глаза.

У всех детей до 3 лет имеется запас дальнозоркости. Но в редких случаях он может не соответствовать норме, и тогда со временем могут появиться осложнения и проблемы со зрением. К примеру, если глазное яблоко растёт, опережая возрастную норму, это означает, что у ребёнка недостаточный запас. В этом случае имеется риск развития близорукости. При чрезмерном запасе, которое характеризуется задержкой роста глазного яблока, у ребёнка может возникнуть противоположное осложнение – дальнозоркость.

Органы зрения у малыша активно развиваются в период от 1 года до 3 лет. Если в этот период была выявлена патология и проведено своевременное лечение, есть все шансы, что ребёнок в дальнейшей жизни будет иметь хорошее зрение.

Дальнозоркость проявляется не только нечётким зрением вблизи, но и головными болями, а также жжением в глазах. Дети с гиперметропией могут стать раздражительными и замкнутыми.

Нужна ли коррекция дальнозоркости у детей до 1 года?

Коррекция дальнозоркости у детей до 3 лет не проводится. В этом возрасте опасно использовать очки и . То же самое касается и возможности проведения микрохирургических операций на глазах. До окончания периода активного роста глаза оперативные вмешательства на зрительном органе выполняются крайне редко.

В старшем возрасте для коррекции гиперметропии могут использоваться очки. В подростковом возрасте допускается коррекция линзами. А вот лазерная хирургия может быть назначена только пациентам старше 16 лет.

Для коррекции зрения у годовалых детей при дальнозоркости допускается ношение специальных очков

Последствия и осложнения

Если гиперметропию своевременно не лечить, то возможно развитие таких осложнений, как:

  • косоглазие;
  • амблиопия;
  • частые воспалительные заболевания глаз.

Сходящееся косоглазие – самый частый спутник детской дальнозоркости (40% случаев). Это осложнение оказывает отрицательное влияние на формирование у ребёнка всей зрительной системы. Именно поэтому лечение дальнозоркости у детей необходимо начать как можно скорее.
Амблиопией называется такой вид дальнозоркости, при котором коррекция зрения невозможна ни контактными линзами, ни очками. Это связано с нарушениями в коре головного мозга, когда зрительная система не может компенсировать дальнозоркость. Амблиопия может развиться при детской дальнозоркости выше +3 диоптрий.

Люди с дальнозоркостью подвержены воспалительным заболеваниям глаз (ячмень, конъюнктивит, блефарит). Таким образом, своевременная диагностика и лечение дальнозоркости избавит маленького пациента не только от проблем со зрением, но и сократит вероятность глазных воспалений.

Глаукома при дальнозоркости может появиться вследствие длительного течения болезни, приводящего к нарушению оттока внутриглазной жидкости. Жидкость скапливается в глазу, повышается внутриглазное давление, повреждается зрительный нерв. Всё это со временем может Глаукома у малышей проявляется слезящимися глазами и судорожным сокращением век. Дети постарше при повышенном внутриглазном давлении могут замечать пятна вокруг источников света.

Все эти осложнения можно предотвратить, если проблема дальнозоркости будет выявлена на ранних сроках. Сегодня офтальмолог может установить запас дальнозоркости ещё до 1 года. После 3 лет врач при необходимости выпишет очки и назначит специальную гимнастику. При косоглазии проводится полное лечение зрительной системы.

Для профилактики дальнозоркости у детей необходимо регулярно проходить .

Маленькие дети, как правило, не знают или не замечают своих проблем со зрением, поэтому кабинет врача необходимо посещать хотя бы один раз в год, даже если у ребёнка нет никаких жалоб на зрение. Такое ответственное отношение родителей позволит обнаружить заболевание у ребёнка вовремя, а это в разы снижает риск развития осложнений. Последствия гиперметропии можно предупредить, если вовремя и правильно производить её коррекцию.

Кроме того, необходимо приучить ребёнка к соблюдению ряда правил:

  • Правильный режим освещения при чтении , письме и прочих зрительных нагрузках.
  • Соблюдение режима зрительных нагрузок. Родителям необходимо контролировать время, проведённое ребёнком за чтением или у компьютера. Учите подрастающего малыша делать регулярные перерывы, чтобы дать глазам отдохнуть. Желательно, чтобы напряжённая зрительная работа чередовалась с активным отдыхом.
  • Выполнение гимнастики для глаз для расслабления и тренировки глазных мышц.
  • Общее укрепление организма: спорт, массаж, в целом – активный образ жизни.
  • Сбалансированное питание. В рационе должны присутствовать продукты, содержащие белки, жиры и углеводов, витамины и микроэлементы в необходимом для детского организма количестве.

Видео

Многие люди ошибочно полагают, что можно чувствовать нормальное ли зрение у самого себя, но это ошибочное мнение. Особенно это касается врожденных патологий, так как с рождения мозг воспринимает ту лишь информацию, которую получает от зрительной системы человека.

Например, когда зрение нарушено на обоих глазах мозг просто не видит разницы между нормой и явным отклонением и привыкает к тому, что есть. По мнению большинства специалистов, зрение является особой способностью воспринимать и различать цвета, максимально точно видеть как расположены те или иные предметы, находящиеся в поле зрения человека. Когда человек слышит выражение 100% зрение, он воспринимает как идеально верный показатель. Однако необходимо усвоить. Что для разной возрастной категории показатели нормы значительно отличаются. Что является абсолютной нормой.

Глаз – это орган, который полноценно формируется не ранее, чем к наступлению восемнадцатилетия. Меняется и развивается зрение в течение всей жизни человека. Такие факторы, как место проживания, экология, образ жизни, специфика работы наследственный фактор влияют на те, или иные изменения в зрительном органе, как в положительную так и в отрицательную сторону.

В этой статье будут рассмотрена норма зрения у детей различных возрастов.

От рождения и до года

Этот возрастной период считается самым важным. В это время происходит основной период становления зрительной системы. На момент рождения специалист может проверить только лишь наличие безусловного рефлекса – реакции зрачка на световой раздражитель.Уже спустя всего лишь один месяц ребенок способен реагировать на любые изменения, происходящие в поле его зрения. Малыш хоть и очень слабо, но все же пытается наблюдать за происходящим вокруг, за любыми передвижениями и за родителями.

Уже ближе к году малыш полноценно различать предметы по их форме и цветовой гамме. Ребенок зрительно отличает чужих людей от родных. Однако в этот период зрительная система все еще начинает только лишь свое формирование.

От года до двух лет

Рефлексы более совершенные, ребенок видит четче, чем в годовалом возрасте. Появляется способность отличать расстояние объектов друг от друга и от себя, что помогает измерить остроту зрения. У взрослых норма составляет один градус (1,0), а у маленьких детей в пределах от 0,3 до 0,5. Ребенок познает мир и его свойства, начинается координация движений со зрением.

Считается, что смотреть телевизор в таком возрасте очень вредно, так как это сильно вредит неокрепшим глазам. Их мускулатура слабеет, так как яркие картинки с экрана ребенком не воспринимаются, зато очень сильно напрягают мышцы. Намного полезнее будет просто общаться с ребенком, ведь в таком возрасте он уже запоминает мимику родителей, пытается копировать ее. Но все же, разница между таким и взрослым зрением все еще велика.

От двух до трех лет

Сенсорная система очень помогает развиваться детям в этом возрасте. Ребенок видит предметы, пытается их оценить, описать. Очень важно продолжить развитие зрения в этом возрасте, так как оно напрямую влияет на речь. Ведь если ребенок ничего не видит, ему не с чем контактировать, следовательно, нечего описывать или оценивать, отчего он начинает говорить гораздо позже. У трехлетних детей самый подходящий возраст для тестов на зрение, так как основные системы уже сформированы. Существует специальная таблица с символами, таблица Орловой.

Она включает в себя строчки с изображениями различных размеров. Ребенка сажают на расстояние пяти метров от стенда с таблицей и просят называть символы. Если ребенок не узнает знак, ему показывают другую строчку. Это помогает выявить близорукость, своевременно начать лечение. В норме, показатель должен быть в пределах от 0,7 до 0,8. Обратите внимание, не щурится ли ваш ребенок без видимой причины. Это может быть явным признаком появления близорукости.

От трех до семи лет

В этот период на глаза ребенка дается серьезная нагрузка, особенно после детсада. Ребенок начинает готовиться к школе, а после начала обучения читает, пишет. Все занятия обязательно должны иметь перерыв и разминки, желательно. Время, проводимое за компьютером или телевизором, должно быть не больше полутора часа, ведь это излишняя дополнительная нагрузка на органы зрения. К семи годам зрение приближается к значениям взрослого человека, постоянно приравниваясь единице. Ребенок уже знает все объекты, называет их, свободно описывает и различает все. Ребенок уже подготовлен к обучению. Очень важно проводить осмотр у офтальмолога около четырех раз в год, чтобы выявить возможные отклонения.

По статистике медиков, близорукость чаще всего выявляют в 7 или 10 лет. В этом возрасте ребенок учится в школе, из-за чего нагрузка на сенсорную систему слишком большая. Посещения окулиста всегда важны. Учитывайте генетический фактор. или являются доминантными признаками, из-за чего велика вероятность выявить отклонения у ребенка, чей родитель также имеет отклонение. Помните, что во время пубертатного периода, когда выделяется много гормонов, зрение также может упасть.

Следите за питанием ребенка. Он должен есть здоровую пищу, которая будет содержать в себе все необходимые белки, жиры и углеводы. Не стоит забывать и о витаминных комплексах, что помогают организму восстанавливаться.

Следовать этим советом не помешало бы и взрослым, так как это универсальные методы сохранения глаз.

— Многие знают, что нужно употреблять чтобы хорошо видеть. Но не все так просто, как кажется. Чаще всего встречается провитамин, который необходимо активировать. Люди считают, что если они будут налегать на морковь, организм будет обеспечен нужным витамином. А оказывается, что витамин А является жирорастворимым. Для его активизации нужен какой-то жир, поэтому рекомендуется взбрызгивать морковный салат небольшим количеством масла.
— При чтении, создавайте хорошее освещение и держите книгу на расстоянии тридцати сантиметров.
— Ограничьте время просмотра телевизора до одного часа. Детям рекомендуется к просмотру около тридцати минут. Расположение экрана от глаз должно быть в пять раз больше диагонали голубого экрана.
— Если вы или ваш ребенок проводите много времени за компьютером, помните, что это очень вредно. Делайте хотя бы перерывы между работой. Детям время нужно ограничить до одного часа. Не допустите появления компьютерного синдрома.
— Уделяйте время на специальную гимнастику. Моргайте, переводите взгляд по сторонам, смотрите вверх-вниз, влево-вправо. Так вы предотвратите появление рези в глазах.
— Обращайте внимание на любые подозрительные симптомы, такие как: размытость, радужные круги вокруг источников света, резь в глазах, покраснение. Это могут быть заболевания: конъюнктивит, синдром сухого глаза или даже глаукома.
— Если соблюдать эти советы, то зрение останется в целости и у взрослого, и у ребенка.

В заключение

Подводя итог нужно сказать, что нельзя приравнивать остроту зрения в разных возрастных категориях. Потому что ее норма значительно отличается. Например, в пожилом возрасте показатели совершенно другие, нежели у обычного взрослого человека среднего возраста. В возрасте от 18 и до 50 лет нормой считается единица. Кроме того, стоит отметить, что в период полового созревания острота зрения может значительно колебаться из-за гормонального дисбаланса в организме подростка. Также в этом возрасте нагрузка на органы зрения достигает максимального уровня. Вывод один, необходимо регулярно посещать офтальмолога, для своевременного выявления проблем и их последующего решения.

Зрение - одна из самых хрупких систем человеческого организма и при этом несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Эта хрупкость и ранимость особенно заметна в детском возрасте, когда юный организм еще не достаточно укреплен и очень подвержен различным вредным влияниям, которые отражаются в том числе, и на состоянии зрительной системы. К сожалению, факторов, ухудшающих зрение, - великое множество, начиная с инфекций и травм и заканчивая чрезмерными нагрузками при просмотре телевизора и занятиях на компьютере. Если зрение нарушено, то не развивается или нарушается уже сформированная координация движений, малыш начинает испытывать страх перед тем, что его окружает, становится замкнутым. Такие дети могут серьезно задерживаться в развитии. Таково следствие недостатка информации об окружающем мире, и этот дефицит поначалу не может быть компенсирован за счет функционирования других органов чувств.

Строение зрительной системы

Орган зрения условно можно разделить на три функционирующих системы - глаз или глазное яблоко (1), нервные волокна (проводящие пути) (2) и центры зрения в коре головного мозга (3). Глазное яблоко прочно защищено костями глазницы. Стенки глаза образованы тремя оболочками. Наружная - белочная оболочка (склера) - служит прочным чехлом для внутри расположенных структур. Передний отдел склеры прозрачный и немного выпуклый (роговица). Средняя оболочка - сосудистая. Она обеспечивает полноценное питание практически всех структур глаза. За роговицей сосудистая оболочка, образует радужку, которая имеет индивидуальную для каждого человека окраску и рисунок. В центре радужки расположено отверстие - зрачок, который служит диафрагмой при прохождении света внутрь глаза. За радужкой располагается фокусирующая линза - хрусталик, который вследствие изменения своей кривизны позволяет рассматривать близко и далеко расположенные предметы. Внутреннее пространство глаза заполнено желеобразной массой - стекловидным телом, создающим плотный каркас глаза. Третья, внутренняя оболочка глаза - сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные (ганглиозные) клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а так же помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и в силу того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (макуле, или желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда. Нервные клетки, центральные отростки которых образуют зрительный нерв, связаны с несколькими палочками. А вот каждой колбочке соответствует своя нервная клетка, что подчеркивает их значимость. Зрительный нерв содержит волокна нервных клеток и сосуды, питающие глаз. В месте его выхода из глаза зрительные клетки отсутствуют, поэтому из этого участка (слепое пятно) зрительная информация не поступает. Волокна зрительного нерва, частично перекрещиваясь, проходят в затылочную область, в зрительную кору мозга, где происходят сложнейшие процессы анализа полученной информации с формированием зрительного образа (той картинки, которую видит человек). Для наиболее комфортного функционирования глаз снабжен дополнительными образованиями (придатками): мышцами (которые осуществляют его движения), веками (которые впереди защищают его от вредных физических и химических воздействий), слезной железой (которая смазывает роговицу снаружи и удаляет с нее механические и инфекционные агенты), жировой тканью, расположенной около и позади глазного яблока (она выполняет роль амортизатора). Все выше сказанное говорит о сложнейшем и многоуровневом устройстве органа зрения. Какое-либо нарушение этой высокоточной работы приводит к изменению получаемого в итоге зрительного образа.

Развитие зрительной системы

В формировании органа зрения существует несколько условных периодов. Первый и самый важный - период закладки и внутриутробного развития зрительной системы. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям, таким как аномалии развития, врожденная катаракта или глаукома (см. далее). Следующим этапом является младенчество (от 0 до 1 года). В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Если на этом этапе возникает ограничение поступления света к сетчатке (вследствие нарушения прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (например, из-за развития близорукости) или ухудшение восприятия зрительных образов (из-за поражения зрительных нервов, зрительных центров в головном мозге), то зрение может не сформироваться до нормального уровня или не развиться вовсе. В месяц ребенок фиксирует взор на ярких и крупных предметах (яркая картина на контрастном фоне, лампочка), затем (на втором-третьем месяце) начинает прослеживать перемещение объектов на небольшом расстоянии (движение игрушек на "мобиле" или хождение родителей по комнате). В дальнейшем малыш способен рассматривать детали крупных предметов, мимику родителей, свое изображение в зеркале и следить за движущимися предметами на большем расстоянии. После года - острота зрения ребенка позволяет ему интересоваться предметами, находящимися на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, он совершает первые попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Соответственно, дети с нарушенным зрением значительно позже начинают ходить. Ко второму году малыш начинает произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает большой зрительный опыт восприятия речи окружающих. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается воспроизвести что-то подобное сам. Разумеется, если уровень развития зрения не позволяет воспринимать артикуляцию речи, то у детей плохо формируется навык звуко- и словообразования. В три года ребенок при умелой постановке вопроса может сам ответить, что и как он видит. По-этому родители уже могут легко контролировать развитие зрения, обращая внимание малыша на различные объекты окружающего мира. В трехлетнем возрасте ребенок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м (а также замечать летящий самолет в небе или небольшую птицу на верхушке дерева). Конечно, кроха в таком возрасте может капризничать или путаться в ответах, тогда необходимо предложить ему альтернативу. Например: "Скажи это зайчик или слоненок?". Детям до 2 лет не стоит позволять смотреть телепередачи. Смысл происходящего на экране они не понимают и воспринимают телевизор, как универсальную мигающую и звучащую игрушку. А мышцы глаз ребенка в этом возрасте не готовы к столь сильному напряжению. В четырех-шести лет на орган зрения приходятся нагрузки соизмеримые со школьными (ребенок занимается в детском саду и в группах дошкольной подготовки, рисует, лепит, вырезает). Особенно важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях ("уроки" не должны превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут) и ограничивать длительность просмотра телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15-20 минут. Во время "телесеанса" малыш должен находиться на максимальном расстоянии от телевизора (в зависимости от диагонали экрана), но не ближе 2-3 м. По возможности, следует отказаться от электронных игр с маленькими экранами, которые вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения мелких деталей. Иначе даже 30-40 минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней. Первыми симптомами такого спазма являются боль в глазах, их покраснение, слезотечение, у ребенка могут возникнуть жалобы на головную боль и на расплывчатое видение дальних предметов. Постоянные чрезмерные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости. К шести-семи годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Это значит, что острота зрения соответствует, так называемой "1,0", когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии, и рефракция становится эмметропичной (соразмерной). Это означает, что фокус попадает точно на сетчатку (см. рис.). В этом возрасте орган зрения, как и весь организм в целом, полностью готов к школе. Для того чтобы к началу школьных занятий зрительная система ребенка была хорошо подготовлена к предстоящим нагрузкам, и ничто не мешало ее функционированию, очень важно в дошкольном возрасте проводить регулярные профилактические осмотры у врача-офтальмолога для своевременной коррекции возможных нарушений.

Контроль-с первых дней жизни

Уже в родильном доме при осмотрах новорожденного можно выявить у него признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта - помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть, зрачок - не черный, а серый по цвету). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приводит к резкой задержке развития зрения. После такой операции человеку необходимо носить специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и "оттягивать" хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика. Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании - ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы - пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру, так называемым, диафаноскопом (прибором похожим на фонарь) - по месту тени от опухоли и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, - путь только один: - удаление пораженного глаза. Врожденная глаукома - заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутри-глазного давления у новорожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не затронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения. Воспалительные заболевания (конъюнктивит, дакриоцистит, увеит и др.) Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, что-бы справиться с так называемым гноением глаз, достаточно обычных гигиенических процедур. При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко - это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы. К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при первом осмотре новорожденного, относятся: -

  • нистагм - подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете, и поэтому видит его детали "размытыми". Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т.д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение) верхнего века - недостаточное поднятие верхнего века, вследствие чего один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т.д.).

Развитие зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях, и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. А для поддержания нормальных функций в этом случае необходимо проводить специальные тренировки.

Скрытая опасность

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей - в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые вначале не имеют внешних проявлений. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов. Ретинопатия недоношенных - заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливается, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4 стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать. Атрофия зрительного нерва - это поражение проводящих путей зрительного сигнала от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной их причиной являются различные по-ражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее лечение (см. выше), ноотропная (улучшающая обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющая терапия.

Что после роддома?

Если в родильном доме офтальмолог не осматривал ребенка, то важно провести осмотр в первые полгода его жизни. В идеале первый визит к глазному врачу должен состояться в 1 месяц, а затем, при отсутствии патологии, - когда ребенку исполнится полгода. Во время осмотра на приеме в кабинете офтальмолога ребенок грудничок должен лежать на пе-ленальном столе или кушетке, без подушек. Обследование проводится по следующему алгорит-му:

  1. Определение остроты (в 1 месяц - по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца - по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев - по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения. Поля зрения определяются ориентировочно - врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появле-ния реакции малыша на предмет.
  2. Вместе с тем проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоско-па и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).
  3. Офтальмолог измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы), когда определяется характер движения световой тени в просвете зрачка. Обычно исследование прово-дится с расстояния 1,0 м. Врач приставляет зеркало к своему глазу и направляет луч света от лампы в глаз пациента. Затем он двигает это зеркало из стороны в сторону по горизон-тали и по вертикали. Необходимо найти положение, когда зрачок исследуемого глаза нач-нет светиться красным светом. Затем, медленно поворачивая зеркало вокруг оси рукоятки влево и вправо, доктор отмечает появление тени с какого-либо края зрачка. После этого к глазу приставляют скиаскопическую линейку с минусовыми или плюсовыми линзами. Смещая линейку от самого слабого по преломляющей силе стекла (±0,5 Дптр) к более сильному, находят то из них, с которым тень при движении зеркала уже не появляется. За-тем измеряют рефракцию второго глаза.

У недоношенных младенцев осмотр глазного дна осуществляется только с помощью бинокуляр-ного офтальмоскопа со специальными линзами. Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование по регистрации импульсов головного мозга в ответ на зри-тельные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития. Современное офтальмологическое оборудование позволяет осматривать глазное дно и определять рефракцию с нерасширенным зрачком. Но бывают случаи, когда приходится использовать препараты, расширяющие зрачок (необходимость осмотра периферии глазного дна, особенно у недоношенных детей, отсутствие специального оборудования, очень узкий зрачок и т.п.). У малышей необходимо применять препараты короткого действия, например, ТРОПИКАМИД (МИДРИАЦИЛ, МИДРУМ) или 0,1% раствор АТРОПИНА. Это безопасные препараты, и при необходимости их можно использовать у детей любого возраста.

От 6 месяцев до 1 года

При отсутствии патологических изменений при первом визите к окулисту следующее плановое обследование необходимо проводить, когда малышу исполнится полгода. В это вре-мя помимо стандартного обследования ребенка, проводят контроль динамики рефракции глаза, то есть сравнивают вновь полученные и первичные данные этого исследования. У ребенка 6 месяцев должна сохраняться рефракция + 2-3Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки ребенка - убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 диоптрий, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, важно как можно раньше назначить ему коррекцию зрения с помощью очков и начать специальные тренировки глаз. Тренировки проводятся с игрушкой, которую двигают в разные стороны, при этом постепенно приближая и удаляя от глаз ребенка. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда применяют контактную коррекцию - коррекцию с помощью контактных линз). Иногда офтальмолог может обнаружить у малыша косоглазие (изменение срединного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения мышечного тонуса, поражений глазодвигательных нервов и прочей подобной патологии. Предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного (стереоскопического) зрения у малыша. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий (здоровый) глаз, с помощью пластыря наклеивают "занавеску" из марлевой салфетки (в случае с двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки "проблемного" глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена, и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит. Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции. Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как могут начать прогрессировать не замеченные ранее врожденные катаракта и глаукома или - развиваться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярный контроль за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы или формирующуюся частичную атрофию зрительных нервов.

Почти повзрослому

В 2-4 года, когда ребенок уже в состоянии ответить на несложные вопросы о том, что он видит, можно определить остроту зрения по специальным таблицам с фигурками. На осмотре мама садится на стул и сажает малыша к себе на колени, при необходимости придерживая его голову ру-ками, чтобы врач мог быстро и полноценно обследовать малыша. При выявлении близорукости в этом возрасте, необходимо определить истинную рефракцию, для чего в глаза ребенку закапывают раствор АТРОПИНА (препарат, расслабляющий зрительные мышцы и расширяющий зрачок). При необходимости доктор назначает малышу специальную гимнастику и лечение. В 5-6 лет орган зрения ребенка можно спокойно осматривать с помощью различных диагности-ческих приборов, тестировать по таблицам с буквами. В этом возрасте малыш уже способен предъявлять специфические жалобы, характерные для различных заболеваний. Поэтому родителям особенно важно прислушиваться к нему и, не списывая эти жалобы на капризы, рассказать о них врачу при осмотре. Кроме того, профилактические осмотры не исключают периодический контроль родителей за состоянием зрения своих детей. Именно близкие люди могут рано выявить начальные изменения функций зрительной системы. Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание, являются снижение остроты зрения, жалобы на быструю утомляемость, затуманивание, расплывчатость или искажение контуров предметов, радужные круги перед глазами, головную боль и боль в области глаз, а также появление косоглазия, краснота белочной оболочки, скопления гноя во внут-ренних углах глаз и на веках. При появлении первых же подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту. В любом случае важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Для хорошего развития зрительного анализатора и функции зрения ребенку необходимо сбалансированное питание, которое содержит полноценный набор витаминов и питательных веществ, необходимых растущему организму. Общеизвестно, что "зрительными" витаминами яв-ляются: витамин В (содержится в таких продуктах, как печень, желток яиц, сливочное масло, участвует в передаче нервных импульсов, необходим для поддержания процесса аккомодации), витамин А (содержится в сливочном масле, молоке, яичном желтке, печени, также может образо-вываться в организме из провитамина А, который входит в состав моркови, томатов, хурмы, шиповника, салата и является компонентом основного зрительного пигмента - родопсина). Отдельно стоит упомянуть о чернике. В ней содержится предшественник одного из компонентов родопсина. Препараты черники, как и свежую ягоду, можно давать детям не ранее 3 лет, из-за частых аллергических реакций и побочного действия - запоров. Не имеет смысла пользоваться дорогостоящими препаратами черники, результат их действия практически такой же, как и у дешевых аналогов. Однако улучшать питание ребенка (усиливая рацион избирательными продуктами и препаратами) следует при интенсивной работе органа зрения (во время занятий в школе и на компьютере), а так же при некоторых заболеваниях глаз. В других обстоятельствах при сбалансированном питании малыша его глаза получают все необходимые питательные вещества. А дополнительная нагрузка с помощью каких-либо препаратов или продуктов может привести к усилению побочных явлений и передозировке витаминов, что тоже не хорошо (обилие моркови может привести к пожелтению кожи, а большое количество хурмы - нарушить работу желудка и т.п.).

Итак, мы подошли к вопросу обследования органа зрения у детей после двух лет, когда уже несколько проще проводить обследование, и выявлять некоторые проблемы и заболевания. Так, в возрасте от двух до четырех лет дети уже в состоянии отвечать на достаточно простые вопросы о тех предметах, которые он видит, и можно определить у них остроту зрения по особым табличкам с различными детскими фигурками. При осмотре и обследовании ребенка маме нужно сесть на стул и посадить ребенка к себе на коленки, при необходимости придержать голову ребенка руками для того, чтобы врач смог достаточно быстро и полностью обследовать зрение малыша. Если в этом возрасте будет заподозрена близорукость, тогда необходимо будет определение истинной рефракции, и тогда с целью ее определения ребенку нужно закапывать препарат для расслабления зрительных мышц и для расширения зрачка. При выявлении проблем в зрении доктор будет назначать ребенку специальные упражнения для глаз и необходимое лечение.

В возрасте после пяти лет глаза ребенка можно вполне спокойно осматривать с использованием разного рода диагностических аппаратов, а также можно проводить тестирование по табличкам с разными буквами. В таком возрасте дети могут уже сами активно пожаловаться на некоторые из возникающих симптомов, которые будут характерными для многих глазных заболеваний. И здесь особенно важной будет роль родителей, которые должны активно прислушиваться ко всем жалобам малыша, и не думать о том, что эти жалобы являются капризами ребенка, и важно потом подробно описать все эти жалобы в кабинете у врача. Помимо проводимых регулярно профилактических осмотров, важен и периодический контроль со стороны родителей за общим состоянием зрительной системы детей. Именно сами родители, видящие ребенка ежедневно, могут в самом раннем этапе выявить все начальные изменения в работе зрительного анализатора. Самыми первыми из симптомов, которые могут насторожить родителей, являются сниженная острота зрения и жалобы на быстрое зрительное утомление, а также формирование затуманивания, расплывания картинки, искажение предметов при их осмотре. Также стоит внимательно отнестись к формированию жалоб на радужные круги перед глазками, головные боли и боли в глазах, возникновение косоглазия или покраснения белков глаз, образования гнойных точек в области уголков глаз или корочек в области век. Любые из этих проявлений требуют немедленного обращения к врачу для обследования и назначения необходимого обследования и лечения. Но в любом случае, даже если врачом будут выявлены разного рода патологии, это не повод для того, чтобы расстраиваться, большинство из нарушенных функций зрения можно восстанавливать при проведении вполне адекватного лечения.

Что нужно для острого зрения у детей.
Чтобы в любом возрасте органы зрения детей активно и правильно развивались и нормально функционировали, ребенку необходимо обеспечение полноценного и сбалансированного питания, в котором будет содержаться полный комплект зрительных витаминов и минеральных веществ, которые будут необходимы для растущего глазика. Всем из вас известно, что к витаминам, важным для зрения, будет относиться витамин Д. Он будет содержаться в таких продуктах, как яичный желток, печень животных, сливочном масле. Не менее необходимыми будут и витамины группы В, которые помогают в процессах передачи нервных импульсов и важны поддержании процесса аккомодации. Но одним из главных витаминов, необходимых для зрения, является витамин А, который будет содержаться в молоке и сливочном масле, в печени, образуется из растительных продуктов из особого про-витамина А (каротина), входящего в состав морковки, хурмы, помидоров, салата и шиповника. Это вещество входит в состав основного из зрительных пигментов – родопсина.

Хочу отдельно остановиться на таком знаменитом продукте, которому приписывают функции исцеления глаз – чернике. Она содержит в своем составе один из предшественников зрительного пигмента – родопсина, и действительно может помочь в укреплении зрения. Но, препараты из черники, как и саму эту ягоду в свежем виде можно давать детям старше трех лет – она может давать аллергические реакции и зачастую приводит к развитию запоров. И нет смысла применять дорогостоящие препараты из черники, они по эффекту ничуть не лучше самых простых аналогичных препаратов. Но лучше всего будет усиление рациона ребенка полезными продуктами и витаминными препаратами в периоды интенсивных зрительных нагрузок – при частых занятиях на компьютере, при начале занятий в школе, при некоторых из болезней глаз. Если же режим зрительных нагрузок ребенка вполне обычный, его глаза не страдают от каких-либо патологий, тогда при полноценном питании он получает все необходимые вещества. Не стоит давать ему каких-либо дополнительных «зрительных» продуктов или препаратов для глаз – это может приводить к передозировке витаминами и усилению их побочных эффектов, что тоже будет плохо. Так, при избыточном употреблении моркови может желтеть кожа ладоней и стоп, избыток черники и хурмы в питании приводит к расстройствам желудка или запорам.

Проблемы зрения у детей.
Обычно у детей нарушения зрения возникают как самостоятельная патология, не связанная с другими патологиями организма. Если у ребенка проблемы зрения и ему нужна коррекция очками – это еще и психологическая проблема, детям необходима будет поддержка родителей. Обычно у детей могут выявляться:
- близорукость – это такой дефект зрения, который не позволяет хорошо видеть предметы в отдалении при относительно хорошем зрении вблизи.
- дальнозоркость – это патология, обратная предыдущей, дети плохо видят предметы, которые расположены вблизи, и относительно хорошо отдаленные предметы.
Обычно ранние дальнозоркость или близорукость являются результатом генетической предрасположенности, и важно проводить регулярные обследования детей при наличии родственников с сильно выраженными нарушениями зрения. При выявлении проблем проводится очковая коррекция.

Не менее важно исправлять такое нарушение, как косоглазие, которое нужно начинать лечить с самого раннего возраста, чтобы косящий глаз не страдал, и не снижалась острота зрения и бинокулярное зрение. Если косящий глаз длительно не лечится, он может полностью выключиться из процесса зрения. Большинство из новорожденных детей видят сразу двумя глазами, при этом оба глаза могут смотреть на предмет и следить за его перемещением, но при этом работа глаз еще не координированная. Периодами глазки могут слегка косить, особенно вовнутрь. Но такое состояние должно пройти к возрасту трех-пяти месяцев. Если же косоглазие сохраняется и далее, необходимо немедленно обращаться к офтальмологу для консультации. Также нужно задать врачу вопросы. Если дети при движении натыкаются на мебель, подносят предметы близко к глазам, часто спотыкаются и падают. Сегодня большинство из патологий органов зрения можно исправить ношением очков или специальным лечением, при возникновении показаний – проведением специальных операций. Важно также знать о том, что не всегда проблемы в зрении возникают при патологии зрительного анализатора – они могут быть результатом поражений нервной системы, также проблем с органами слуха и некоторыми другими патологиями.

Особенно сложно будет ребенку в первое время, если он вынужден постоянно или длительно носить очки. К ним нужно привыкнуть и важно в доступной для ребенка форме объяснить ему важность и необходимость их ношения. И также нужно приложить со стороны родителей максимальные усилия, чтобы подготовить ребенка к тому, что другие дети могут обращать внимание на его очки и даже некоторые из детей могут его дразнить. Всегда нужно иметь для ребенка дополнительную пару очков, так как дети непоседливы и могут произойти неприятности. Также важно сразу же приучать ребенка к содержанию стекол очков в полной чистоте. Сегодня дети раннего возраста в очках уже перестали быть редкостью, но это слабое утешение для самих малышей и их родителей. Объясните ребенку, что если вы совместными усилиями будете активно проводить лечение, это поможет в дальнейшем избавиться от очков и видеть хорошо, но стоит выполнять в полном объеме все предписания врача. Кроме того, сегодня существуют методы лазерной коррекции зрения и отказ от очков, но обычно все эти процедуры проводят уже в возрасте старше 18 лет, когда глаз полностью вырос и сформировался. До этого момента, скорее всего, нужно будет ношение очков и проведение консервативной терапии.

Похожие публикации