Чем занимаются логисты. Логистика – что это такое и в чем ее польза

11 Авг

Здравствуйте! Сегодня поговорим о том, что такое транспортная логистика и поделимся советами, как выбрать транспортную логистическую компанию. Сложно представить себе бизнес, способный существовать, а тем более развиваться без транспортировки различных грузов. Сырье нужно доставить на производство, готовый товар посреднику, а от посредника потребителю. Организовать все перемещения, сведя затраты к минимуму - в этом и заключается основная задача транспортной логистики.

Транспортная логистика как часть логистической науки

Представим себе человека, и занимающегося изготовлением и продажей сувениров из дерева. В первое время ему будет хватать собственного автомобиля, чтобы завезти материалы в мастерскую, а готовый товар в магазин. Но со временем его производство начнет разрастаться, и кроме мысли , нужно будет подумать о поиске новых поставщиков, открытии второго цеха и филиалов в других городах.

Как же теперь он успеет осуществить сам все необходимые перевозки за рулем единственного автомобиля? Именно тут на помощь бизнесу приходят логистические и транспортные компании.

Изучает управление всеми потоковыми движениями, ее подраздел — транспортная логистика отвечает за перевозку материальных грузов посредством различных транспортных средств.

Расходы на транспортные операции занимают около 50% от всех логистических затрат. Качество перевозок влияет на расходы не меньше, чем их непосредственная себестоимость. В связи с этим очень важно рассматривать транспортную логистику:

  1. С позиции эффективности выбранного вида транспорта;
  2. С позиции организации процесса транспортировки;
  3. С точки зрения клиента - не менее важны условия хранения и обработки груза.

История возникновения отрасли

Впервые словосочетание «транспортная логистика» официально прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском Конгрессе. Тогда же были сформулированы ее основные задачи и сферы влияния.

Определить транспортную логистику можно как организацию доставки груза в оговоренную точку, оптимизированным маршрутом за необходимое время с минимальными издержками.

На Западе рынок логистических услуг сформировался еще в 1990-е годы и каждый год, по оценкам экспертов, его емкость растет в среднем на 20%. В России о транспортной логистике заговорили лишь с переходом к рыночной экономике.

Сегодня в Российской Федерации развитие транспортной логистики идет не такими быстрыми темпами, как на Западе. Это связано в первую очередь с отсутствием , четко разграничивающих обязанности участников процесса. На одного сотрудника возлагаются различные функции, специалистом в которых он абсолютно не является.

Среди других факторов, негативно влияющих на развитие транспортной логистики в России, можно выделить:

  1. Нестабильность экономической ситуации;
  2. Медленный темп развития производства;
  3. Неудовлетворительное состояние транспортных путей;
  4. Низкий уровень производственно-технической базы.

Но есть и положительные тенденции, благодаря которым логистика транспортных перевозок в России в ближайшие годы будет усиленно развиваться. В этом отношении можно назвать две группы предпосылок:

  1. Научно-технические (подготовка специалистов);
  2. Технические (возведение новых объектов систем сбыта и снабжения продукции).

Основы транспортной логистики, функции транспортной логистики

Давайте разберемся, из чего же состоит транспортная логистика и какие виды деятельности в нее входят:

  1. Прогноз и организация доставки груза;
  2. Оформление сопутствующих документов;
  3. Юридическое сопровождение перевозки;
  4. Расчет за услуги перевозки;
  5. Погрузка и разгрузка;
  6. Упаковка и складирование;
  7. Оптимизация процесса;
  8. Информационное сопровождение;
  9. Дополнительные услуги (таможенные услуги, страхование).

Виды транспортной логистики

Транспортная логистика подразделяется на внутреннюю (перемещение груза внутри компании и между ее филиалами) и внешнюю (например, доставка продукта от производителя потребителю).

Виды транспортных перевозок делятся на:

  1. Унимодальные (одновидовые) . Осуществляются одним транспортом;
  2. Мультимодальные (многовидовые) . Перевозка осуществляется с использованием нескольких видов транспорта, с одним ответственным организатором. Официально перевозчиком выступает один транспорт, остальные носят статус клиентов;
  3. Интермодальные . Доставка грузов на нескольких видах транспорта, когда один оператор организует весь процесс перемещения от первой точки, через промежуточные пункты, и до получателя. Ответственность делится между всеми перевозчиками, которые равны в своем статусе, определены единые тарифы;
  4. Смешанные . Используется два вида транспорта, когда первый выполняет доставку до места погрузки на второй (без промежуточных пунктов и складирования). Например: железнодорожно-автомобильная доставка;
  5. Комбинированные . В отличии от смешанных в цепочке используется более двух видов транспортных средств.

Два подхода к организации транспортного процесса

Процесс транспортной логистики организовывается по одному из двух принципов:

  1. Логистический;
  2. Традиционный.

В традиционном подходе отсутствует оператор мультимодальной перевозки, управляющий всем процессом перемещения груза. Участники взаимодействуют последовательно. Информация и финансовые потоки в традиционном потоке передаются исключительно между смежными звеньями цепочки. Неудивительно, что в подобной цепочке не установлены единые тарифы.

В логистическом подходе всем руководит единый оператор перевозки, благодаря чему схема сообщения преобразуется в последовательно-центральную. В этом случае появляются общие тарифы на перевозку.

Задачи транспортной логистики

Сущность транспортной логистики - организация своевременной транспортировки груза с минимальными затратами. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Провести анализ пунктов доставки;
  2. Проанализировать свойства груза;
  3. Выбрать подходящий транспорт;
  4. Выбрать перевозчика и при необходимости прочих логистических партнеров;
  5. Построить маршрут;
  6. Осуществлять контроль груза во время перевозки;
  7. Обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;
  8. Оптимизировать параметры (увеличить скорость перевозки, уменьшить объем потребляемого топлива).

Анализ конечных пунктов

На первом этапе менеджер по транспортной логистике прокладывает примерный маршрут с учетом географии местности и типа груза. Иногда уже при решении этой задачи становится ясно, что придется использовать несколько видов транспорта или необходимо проработать промежуточные пункты.

Анализ свойств груза

Особенности груза во многом влияют на дальнейший выбор транспорта и на разработку маршрута. Например, то, насколько товар объемный, тяжелый или хрупкий, во многом повлияет на выбор транспортного средства. А ядовитые и химически опасные вещества рекомендуется перевозить вдали от населенных пунктов. Только после определений свойств груза стоит приступать к выбору транспорта.

Выбор транспорта

Перевозка груза невозможна без транспорта. Во многом логистические затраты зависят от избранного типа перевозки.

Самыми важными критериями для транспортной логистики являются скорость доставки, ее стоимость и время. Помимо этого, транспортное средство выбирают исходя из:

  1. Характера и ценности груза;
  2. Количества партий и частоты отправлений;
  3. Расстояния и особенностей местонахождения пункта назначения.

По назначению транспорт бывает :

  1. Общественный транспорт (общего пользования);
  2. Специального пользования (принадлежащий организации);
  3. Личный транспорт.

По использованию энергии:

  1. На силе двигателя (электромобили, машины с тепловым или гибридным двигателем);
  2. На силе ветра (например, парусные судна);
  3. На мускульной силе (движимые животным или человеком).

Самая важная для нас классификация — по среде перемещения.

Наземный транспорт. Автомобили

Плюсы:

  • Низкие тарифы;
  • Мобильность;
  • Доступность;
  • Скорость;
  • Возможность отправления маленьких партий;
  • Высокая регулярность отправлений;
  • Большой выбор перевозчиков;
  • Нет жестких требований к упаковке.

Минусы:

  • Очень низкий грузоподъемный потенциал;
  • Зависимость от метеорологических и дорожных условий;
  • Высокая стоимость доставки на расстояния свыше 300 км;
  • Дорогое обслуживание;
  • Необходима быстрая разгрузка;
  • Низкий уровень надежности (риск кражи).

Наземный транспорт. Железная дорога

Плюсы:

  • Высокая грузоподъемность;
  • Высокая регулярность перевозок;
  • Не зависит от погоды и сезона;
  • Быстрая доставка на дальние расстояния;
  • Невысокая себестоимость.

Минусы:

  • Низкая мобильность;
  • Монополия перевозчиков.

Наземный транспорт. Трубопровод

Трубопровод используют для перемещения жидких и газообразных веществ по специальным сооружениям. Здесь грузом обычно выступают жидкости или газы, но возможно и перемещение твердых предметов, таких как капсулы.

Плюсы:

  • Низкая себестоимость;
  • Не требует большого количества персонала;
  • Надежность сохранности груза.

Минусы:

  • Узкий перечень транспортируемых грузов;
  • Невозможна транспортировка маленьких объемов.

Водный транспорт. Морские суда

Выступает основным перевозчиком в межконтинентальных маршрутах.

Плюсы:

  • Низкая себестоимость;
  • Надежность сохранности груза.

Минусы:

  • Низкая скорость;
  • Ограниченная география перевозок;
  • Редкие отправления;
  • Жесткие требования к креплению и упаковке.

Водный транспорт. Речные суда

Особо часто используется в районах, где нет аэропортов и железных дорог.

Плюсы:

  • Очень высокая грузоподъемность;
  • Высокая провозная возможность.

Минусы:

  • Ограниченность географии перевозок;
  • Зависит от погоды и времени года;
  • Низкая скорость доставки.

Воздушный транспорт

Основные используемые суда: самолеты и вертолеты.

Плюсы:

  • Надежность сохранности груза;
  • Высокая скорость;
  • Высокая мобильность;
  • Большая грузоподъемность;
  • Самые короткие маршруты.

Минусы:

  • Самые высокие тарифы;
  • Зависимость от погоды;
  • Ограниченное количество аэропортов.

К другим, менее популярным, видам транспорта можно отнести космический или подводный, а также фуникулеры и элеваторы.

Что такое тарифы

Расходы в транспортной логистике складываются из стоимости перевозки груза, которая формируется от тарифа (или фрахтовой ставкой) - то есть от цены за перевозку, выставленную перевозчиком на некий промежуток времени. Фрахт - альтернатива тарифу, используемая на морском транспорте. Тариф обеспечивает перевозчику возмещение расходов на эксплуатацию и формирует его прибыль. Свои тарифные ставки он может разделять на группы:

  1. По потребителям;
  2. По типу груза;
  3. По классу транспортного средства.

У каждого вида транспорта есть свои особенные системы тарифов. В автомобильных перевозках используют следующие тарифы:

  1. Сдельные;
  2. Ставки на тонно/часы;
  3. По времени использования транспорта;
  4. По километрам пути;
  5. За выезд;
  6. Договорные тарифы.

На железных дорогах:

  1. Общие тарифы;
  2. Исключительные тарифы;
  3. Местные тарифы.

На морском транспорте:

  1. На регулярных линиях - по установленному тарифу;
  2. На нерегулярных линиях - по фрахтовым ставкам.

На речном транспорте ставки устанавливаются пароходством.

Оговорив с заказчиком сроки, проанализировав географию точек назначения и выбрав тип транспорта, логист приступает к построению возможных маршрутов. Методом анализа полной стоимости подробно просчитываются несколько вариантов. Учитываются при этом не только себестоимость перевозки, но и возможные риски, расходы, задержки и шансы повреждения груза. Итоговое предпочтение отдается маршруту с наименьшими издержками.

Зачастую уже после принятия окончательного плана, свои корректировки в маршрут вносят климатические, политические и иные условия.

Контроль груза при транспортировке

Чтобы избежать форс-мажора и вовремя внести корректировки в маршрут современные логистические компании используют все возможные навигационные устройства. Так же очень важно держать заказчика в курсе, где и на какой стадии доставки находится его товар. Современная транспортная логистика невозможна без качественной сотовой связи и интернета.

Как выбрать транспортную компанию

Не всегда логистическая компания осуществляет перевозки своим транспортом. Очень часто для этих целей логисты обращаются к сторонним организациям: перевозчикам или экспедиторам.

Перевозчики осуществляют только физическую транспортировку груза. Экспедиторы оказывают ряд дополнительных услуг по оформлению документов, погрузке и разгрузке, хранению, контролю и страхованию груза.

Очень важно выбрать надежную транспортную компанию. На что обратить внимание?

  1. Опыт . Долгая история компании говорит об отлаженных механизмах доставки и умении решать различные возникающие проблемы. Весомым показателем устойчивости является возраст фирмы старше пяти лет;
  2. Технологии . Чем больше опыт компании, тем лучше отработаны у нее технологии взаимодействия с заказчиком, что значительно упрощает сотрудничество;
  3. Персонал . Профессиональные сотрудники - залог успеха любой компании. Квалификация сотрудников не должна вызывать у вас никаких сомнений;
  4. Специализация . Молодая небольшая компания может оказаться лишь посредником, добавляющим к стоимости перевозки свою накрутку, а вот крупная фирма, уверенно доставляющая сборные грузы уже достойна того, чтобы обратить на нее внимание;
  5. Особенности перевозки вашей продукции . Выбирайте перевозчика, уже знакомого с типом вашего груза. Свои нюансы существуют практически в каждой отрасли.

Под технологическим единством процесса стоит понимать соответствие всех параметров транспортных средств и складов. Технология работы с каждым типом груза - от пакета до контейнера - должна быть четко прописана и проработана. Потребуются ли вам просторный склад, специальные системы погрузки, упаковочные аппараты и т.п. — все это необходимо спланировать и довести до целостной модели.

Согласование коммерческих интересов сторон и установка единых алгоритмов планирования тоже можно отнести к данной задаче.

Оптимизация и управление транспортной логистикой

Основные цели транспортной логистики мы уже рассмотрели выше, но давайте повторим еще раз. Транспортная логистика стремится доставить нужный груз в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимом качестве, при этом с минимальными затратами.

На перевозку грузов затрачиваются время и деньги, а значит транспортная логистика обязана быть настроенной на получение выгодны в финансовом плане. Наибольшей прибыли можно добиться, если:

  1. Сокращать запасы на складах и в пути (они «связывают капитал»);
  2. Минимизировать затраты товарных и материальных ресурсов;
  3. Увеличивать дальность и объемы грузоперевозок. Доставка одной партии на 300 км обойдется дешевле, чем перевозка трех партий на 100 км. Больший объем груза снижает расходы на перевозку единицы, также для больших объемов потребуются другие транспортные средства - железнодорожные или водные - а их эксплуатация дешевле, чем автомобильных или воздушных;
  4. Своевременно предотвращать порчу и потерю груза.

Автоматизация транспортной логистики

Для быстрого и удобного решения задач транспортной логистики используются специальные логистические программы (Transport Management System, TMS - система управления транспортной логистикой).

Подобная система рассчитывает маршруты с учетом модели транспортной сети, пропуска транспорта в определенные городские районы, объема и веса продукции. Решение позволяет получить наглядное сравнение запланированных и фактических маршрутов на электронной карте. В результате можно установить отклонение маршрута от плана, устранить нецелевое использование транспорта, необоснованные простои, а также решать ряд других аналитических задач.

Документация в транспортной логистике

Правила перевозок в РФ регламентируют: Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Обязательно заключается договор между перевозчиком и отправителем, по которому первый обязуется доставить груз до указанного пункта в установленные сроки, а второй - оплатить перевозку по установленному тарифу.

Для перевозки грузов необходимо иметь следующие документы:

  1. Доверенность на осуществление перевозки;
  2. Накладные на груз;
  3. Сводные ведомости;
  4. Счет-фактура от поставщика;

Документооборот варьируется в зависимости от используемого транспорта.

Автомобильный транспорт:

  1. Типовой договор;
  2. Товарно-транспортная накладная;
  3. Путевой лист - выдается водителю в начале рейса, а в конце дня обычно возвращается.

Железнодорожный транспорт:

  1. Накладная;
  2. Дорожная ведомость (выписывается на каждое отправление, корешок остается на станции отправления, остальная часть следует до станции назначения);
  3. Вагонный лист (на каждый вагон).
  1. Коносамент (при линейном судоходстве) или чартерный договор (при нелинейном, международном плавании);
  2. Погрузочный ордер;
  3. Накладная.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое транспортная логистика, какие функции и задачи она выполняет и, как выбрать транспортную компанию для своего бизнеса.

Успехов вам и вашему бизнесу!

Любая транспортная компания оказывает услуги по перевозке грузов. Но транспортно-логическая компания может предоставить вам гораздо больше услуг. Для вашего груза подберут не только нужный транспорт, но и разработают оптимальный маршрут передвижения. Логистика заключает в себе не простую доставку товара, а выстроенную цепь всех услуг, которые только есть в сфере грузоперевозок. Опытные квалифицированные логисты организуют качественную и быструю доставку груза от начала и до конца. Логисты компании предоставят для вашего груза морской, воздушный, железнодорожный или автомобильный транспорт.

Правильный выбор транспорта – это залог успешной перевозки товара. Чтобы определиться с транспортом, необходимо знать размеры, объем и характер груза, и только после этого начать заниматься поисками транспорта. Немаловажно учитывать и сроки транспортировки груза, а также финансовое положение клиента. Ценные вещи, важные документы, товары, предназначенные для срочной доставки и т. д., лучше всего доставлять авиатранспортом. Если клиент располагает временем, то межконтинентальные грузы удобней доставлять по морю. Железнодорожный транспорт удобен для перевозки любого груза, но для доставки непосредственно к заказчику, необходим автотранспорт. Поэтому в пределах одной страны, на сегодняшний момент, автотранспорт наиболее оптимальный вариант для грузоперевозок.

Задачи, решаемые специалистами по логистике

Одной из услуг транспортно-логической компании является выбор маршрута. Профессиональный логист, выбирая путь следования груза, просчитывает все варианты и останавливается на самом оптимальном варианте. Ведь груз не только нужно доставить быстро, но и сохранить его целым и невредимым. Данная услуга считается наиболее сложной из всех предоставляемых компанией. Необходимо учесть все препятствия и другие нюансы, которые могут возникнуть в пути следования. От правильно составленного маршрута зависит скорость и стоимость перевозимого груза. Воспользоваться услугами транспортно-логистической компании вы можете у 7klogistics .

Все грузоперевозки должны быть грамотно оформлены и иметь сопроводительные документы. Если груз пересекает границу, то в обязанности логиста входит, необходимость правильного расчета времени прохождения таможенных процедур. От грамотных действий логиста зависит тот факт, насколько вовремя будет доставлен товар грузополучателю. Так же в обязанности логиста входит мониторинг транспортировки груза. Современное оборудование, установленное на транспорте, облегчает задачу отслеживания грузов в пути и логист с точностью до минуты может определить нахождение транспорта. Поэтому можно уверено сказать, что профессия логиста наиболее важная в транспортно-логической компании.

17 Сен

Здравствуйте! Сегодня поговорим про складскую логистику. Практически на каждом предприятии, торговом или производственном, есть склады, где что-то хранится. Организация склада является важным этапом в развитии компании. Допустим, что начинающий предприниматель, занимающийся , первое время сможет хранить всю продукцию и материалы у себя дома. Но со временем, при достижении коммерческого успеха, его производство будет разрастаться, а значит появится необходимость складских помещений.

Основы складской логистики

Рассматривать склад принято как помещение, в котором осуществляется приемка, обработка, распределение, складирование грузов и выдача их по назначению. Основная его задача заключается в накоплении запасов, и снабжении потребительских заказов.

Однако невозможно построить склад и не осуществлять дальнейший контроль над запасами. Управление ими необходимо, чтобы:

  1. Нужные запасы были в наличии;
  2. Запасы не залеживались и не портились;
  3. Запасы вовремя доставлялись на склад и отправлялись оттуда.

Именно за рациональное управление складскими потоками и отвечает складирования.

Складская логистика - это технология управления всеми видами запасов на предприятии и их движением (их учет и эффективное распределение) . Складская логистика компании является частью организации системы доставки груза, поэтому она тесно взаимодействует с логистикой транспортной.

Функции склада

Каждый верно организованный склад выполняет ряд функций:

  1. Контроль над поставками (формирование ассортимента). Нельзя допускать недостаток или переизбыток запасов. И то, и другое повлечет за собой рост расходов предприятия;
  2. Унитизация партий (объединение мелких партий в крупные), что обеспечивает одновременную доставку разным, даже небольшим компаниям-заказчикам. Этой функцией активно пользуются компании, работающие одновременно с несколькими заказчиками;
  3. Приемка товаров на склад и их отгрузка со склада. Эта функция наиболее тесно связывает складскую логистику с . Сюда также входят: обработка товара, сверка количества, проверка качества, обработка сопутствующих документов;
  4. Складирование грузов и их хранение;
  5. Предоставление прочих логистических услуг. Например: распаковка, фасовка продукции, сборка, тестирование работы приборов.

На складе можно выделить несколько основных потоков, каждый из которых требует управления.

  1. Входящий поток. Приходящие на склад грузы необходимо разгрузить, проверить количество, обработать сопровождающую их документацию;
  2. Внутренний поток (движение товара на территории склада). Груз необходимо переместить, сортировать, обработать, оформить складские документы;
  3. Исходящий. Отпускаемую со склада продукцию необходимо упаковать, выгрузить, подготовить сопроводительные документы.

Классификация складов в логистике

Существует несколько классификаций складов.
По назначению:

  1. Производственные (для сырья):
  • Цеховые;
  • Заводские.
  1. Транзитно-перевозочные. Работают при морских портах, при станциях железной дороги или в аэропортах, служат для недолгого хранения между перемещением транспортируемого груза;
  2. Таможенные (хранение перед проходом таможни);
  3. Досрочного завоза. Располагаются в районах с сезонной доставкой;
  4. Сезонного хранения (складирование сезонных товаров);
  5. Резервные. Осуществляют хранение на случай непредвиденных ситуаций;
  6. Оптово-распределительные. Отвечают за обеспечение товаропроводящей цепочки;
  7. Коммерческие (общего пользования). Сдаются в аренду, обслуживают любых клиентов — владельцев товара;
  8. Розничных торговых предприятий.

По условиям хранения:

  1. Общего назначения;
  2. Резервуары (для жидкостей);
  3. Для опасных веществ;
  4. Специализированные (например, склад замороженной продукции);
  5. Склады-хранилища.

По конструкции:

  1. Открытые площадки;
  2. Полузакрытые площадки (например, с использованием навеса);
  3. Полностью закрытые;
  4. Многоэтажные.

По виду продукции:

  1. Готовых товаров;
  2. Сырья;
  3. Инструментов;
  4. Остатков и отходов.

По отношению к звеньям логистической цепи:

  1. Производителей;
  2. Экспедиторских организаций;
  3. Транспортных организаций;
  4. Посреднических организаций;
  5. Торговых организаций.

По степени технической оснащенности:

  1. Частично механизированные;
  2. Механизированные;
  3. Автоматизированные
  4. Автоматические.

Принципы организации складской логистики

Работу по созданию системы складской логистики можно разделить на этапы:

  1. Определиться с количеством складов и их площадью;
  2. Выбрать между использованием своего склада или услуг арендуемого;
  3. Выбрать месторасположение склада;
  4. Определить систему складирования и методы управления грузами;
  5. Оборудовать склад;
  6. Наладить поток информации;
  7. Нанять и обучить персонал;
  8. Запустить склад;
  9. Вести контроль продукции на складе.

Сколько нужно складов

Площадь складских сооружений и их количество во многом влияет на дальнейшую рентабельность предприятия. Если складов слишком мало - начинают расти расходы на транспортировку, возникают простои в работе, нарушается время исполнения заказов. Слишком много - увеличиваются расходы на содержание. Решение необходимо принимать обдуманно, проанализировав:

  1. Транспортные расходы (больше складов - меньше транспортные расходы);
  2. Расходы на содержание запасов (больше запасов требуют больше складов);
  3. Расходы на эксплуатацию складов (больше складов - больше расходы на их содержание).

Приходить к решению можно только просчитав все варианты, расходы на них, и сопоставив их с ожидаемым доходом.

Собственный склад или арендуемый? Аутсорсинг в складской логистике

Функции складской логистики могут осуществляться на собственном складе, а могут быть отданы на аутсорсинг, т.е. переданы другой компании, специализирующейся на оказании подобных услуг.

Чаще к аутсорсингу прибегают, когда у компании нет необходимой суммы для строительства собственного склада.

Сотрудничество с компанией по оказанию складских услуг вместо самостоятельной организации склада:

  1. Дороже;
  2. Снижает перспективы развития компании;
  3. Повышает качество услуг;
  4. Повышает скорость приобретения навыков.

Чтобы принять решение, чей склад использовать, необходимо сопоставить:

  1. Среднюю стоимость аренды склада;
  2. Сумму, необходимую для строительства и обустройства собственного склада.

Свой склад выгодно строить в том случае, если транспортные расходы будут полностью покрываться прибылью от транспортировки грузов.

Как выбрать компанию по оказанию складских услуг

Выбирая компанию аутсорсинга, обратите внимание на следующие пункты:

  1. Если компания крупная, вся сеть должна быть связана единым информационным потоком;
  2. Высокая скорость работы;
  3. Высокая точность выполнения заказов;
  4. Опыт работы в данной области - один из самых важных показателей;
  5. Качество услуг — можно оценить, ознакомившись с работой компании лично, или поискав отзывы прошлых клиентов на тематических форумах;
  6. Большой комплекс предоставляемых услуг (помимо складирования компания может предоставлять услуги по таможенной логистике и транспортировке грузов) - значительно упростит вашу работу.

Расположение склада

Стоит ориентироваться на минимизацию расходов на транспортировку. Каждый склад обязан полностью себя окупать, а значит не должен увеличивать расходы компании на транспортировку грузов. Существуют следующие методы решения вопроса о выборе места:

  1. Метод полного перебора (подразумевает полную оценку и расчет всех вариантов размещения);
  2. Эвристические методы (основываясь на личном опыте, специалист отсеивает неприемлемые варианты для дальнейшего просчета оставшихся);
  3. Метод определения центра тяжести (наиболее значимые точки наносятся на карту местности, расположение склада выбирается самое ближайшее к ним).

Системы складирования, методы управления грузами

Организация складской логистики подразумевает:

  1. Выбор складской единицы (например: ящики, цистерны);
  2. Выбор вида складирования (например: блоками, стеллажами, штабелями). Зависит от размеров и планировки склада, от используемого товароносителя и от условий хранения;
  3. Выбор вида хранения. Способы хранения товаров на складе:
  • сортовой (отдельно друг от друга располагаются различные сорта товара);
  • партионный (разбивается на группы соответственно пришедшим партиям);
  • партионно-сортовой (продукция разбивается по партиям, а внутри каждой партии - по сортам);
  • по наименованиям;
  1. Подбор спецтехники (если вся работа не будет производиться вручную);
  2. Выбор системы комплектации товаров. Комплектация проходит в три этапа: обработка товара, комплектация заказа, комплектация партий для отправки.

Выбор системы комплектации подразумевает:

  • Выбор зоны, где будет проходить отбор товара и технологии комплектации;
  • Определение степени комплектации заказа (при централизованной степени - один работник собирает один вид товаров для всех клиентов, при децентрализованной - один работник собирает груз всех видов по заявке одного клиента);
  • Выбор способа управления перемещением груза (в автоматическом режиме с пульта управления, в режиме «онлайн» или вручную).

Рациональная планировка склада

На этапе планировки склада разрабатываются схемы размещения запасов, предусматривается возможность ухода, контроля и наблюдения за товаром. Чем рациональнее планировка, тем выше эффективность складской логистики. Учитываются объемы поступлений, их периодичность, объемы отгрузки. Ближе к зоне отгрузки размещают товары частого спроса, дальше - долгохранимые.

Рациональная планировка склада подразумевает:

  1. Выделение специальных рабочих зон;
  2. Эффективное использование пространства во время расстановки оборудования;
  3. Применение универсального оборудования, заменяющего часть подъемно-транспортной техники;
  4. Использование максимально единого пространства, с наименее возможным количеством колонн, без лишних перегородок;
  5. Отсутствие пустого пространства над стеллажами;
  6. Для складов общего пользования необходимы помещения: административные, бытовые, технические, вспомогательные и основного назначения.

Правильная укладка товаров во многом увеличивает скорость комплектации заказа:

  1. Товары размещают по пути следования, по обе стороны коридора (так сокращается путь перевозки);
  2. Упаковку поворачивают так, чтобы из прохода было отчетливо видно маркировку;
  3. На верхних уровнях размещают только товары долгого хранения;
  4. Насыпные грузы хранятся навалом, жидкости в цистернах.

Оборудование склада

Необходимое оборудование складских помещений включает в себя:

  1. Коммуникации;
  2. Стеллажи;
  3. Вентиляция и при необходимости кондиционирование;
  4. Противопожарная безопасность;
  5. Охранные системы (сигнализация, видеонаблюдение).

Организация системы потока информации

Поступающую вместе с товаром документацию, необходимо обрабатывать и систематизировать. По каждой находящейся на складе единице должна быть в любое время доступна информация: о том, когда груз поступил на склад, сколько будет храниться. Покидая склад, каждый груз должен снабжаться документами, помогающими списать его со склада, и описывающими, куда его нужно транспортировать.

Поток информации может обрабатываться:

  1. В ручном режиме (без использования компьютера);
  2. В пакетном режиме (данные вводятся в компьютер периодически, «пакетами»);
  3. В режиме реального времени (данные вводятся в компьютерную программу одновременно с перемещением грузов через контрольные точки);
  4. В режиме онлайн (в любой момент обработки груза можно определить где находится каждая единица).

Документация складского учета включает в себя:

  1. Первичные документы — сопровождают каждое передвижение груза, его поступление на склад и выдачу заказчику. Они содержат информацию о количестве и типе продукта. Их оформление регламентировано «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ»;
  2. Товаросопроводительные документы (счет, накладная) — сопровождают груз при перемещении его от поставщика к потребителю;
  3. Журнал поступления товара — для учета первичных документов, заполняется при поступлении груза, ведется в свободной форме;
  4. Доверенность на получение товара;
  5. Форма М-2а - для регистрации выданных доверенностей;
  6. Приходный ордер (М-4) — для учета поступления перерабатываемых материалов;
  7. Требование-накладная (М-11) - фиксирует перемещение товара между подразделениями и лицами внутри организации;
  8. Карточка учета материалов (М-17) - классифицирует материалы и учитывает их передвижения;
  9. Накладная на отпуск материалов на сторону (М-15) - если груз необходимо транспортировать в стороннюю организацию или отдаленный филиал своей компании.

Достаточное количество работников на складе варьируется от одного-двух до нескольких тысяч. Примерные должности:

  • Заведующий складом (несет полную ответственность за продукцию на складе);
  • Бухгалтер или контролер склада (ведет учет продукции);
  • Кладовщик (принимает и выдает продукцию);
  • Грузчики;
  • Операторы погрузчиков (если используется специальная техника);
  • Комплектовщики или упаковщики (сортируют, комплектуют продукцию);
  • Маркировщики (занимаются маркированием поступающих товаров);
  • Сторожа (охраняют запасы в нерабочее время).

Никогда нельзя экономить на кадрах. Каждый отдел и в частности каждый сотрудник должен знать, понимать и свободно осуществлять свои задачи. Именно в нерациональном использовании кадров заключается одна из основных проблем складской логистики в России.

Контроль за работой склада и управление запасами

Для эффективного контроля за работой склада, необходима оптимизация складской логистики.

Управление товаром на складе считается успешным, если предприятие всегда располагает необходимым для реализации количеством нужного товара, его не больше и не меньше, чем нужно.

Оптимальный уровень запасов - это среднее значение между слишком высоким и слишком низким уровнями. При этом запасы рассматриваются отдельно по каждому наименованию, а не как единое целое.

Управление запасами осуществляется при различных ограничениях:

  1. По срокам подачи заявок и их исполнению;
  2. По экономическому объему партий;
  3. По уровню запасов.

Существует несколько видов систем продвижения товаров по каналам сбыта, каждый склад выбирает свою систему, которой следует:

  1. Тянущие системы (товары отгружаются по мере поступления заказов);
  2. Толкающие (товары выдаются поставщикам по заранее согласованному графику);
  3. Комбинированные (предполагает наличие компьютерной связи между изготовителем, посредниками, продавцами и предприятиями, заказы размещают и подтверждают в электронном формате).

В современной логистике управление складом становится проще благодаря новейшим информационным системам, которые помогают менеджеру контролировать все задачи складской логистики, сидя в рабочем кабинете.

WMS системы управления складом

WMS (Warehouse Management System) – система управления складом, использующая технологии автоматической идентификации для адресного хранения и удаленного управления сотрудниками. Снижает влияние человеческого фактора на процессы складской логистики, повышает скорость и точность выполнения заказов. Оператор получает задание из системы с указаниями, куда и откуда необходимо переместить груз. Вся информация заносится в базу через систему штрих-кодов. В любой момент можно посмотреть, куда перемещена паллета с товаром и что на ней находится.

WMS системы управления складом могу быть:

  1. С набором стандартных опций (для небольших компаний);
  2. Создающиеся под заказ (для крупных складов со сложной индивидуальной системой);
  3. Адаптируемые (для крупных и средних компаний, такие системы способны подстраиваться под новые требования пользователя, возникающие, например, при расширении сети складов).

Упаковка в логистике складирования

Транспортировка и хранение любого груза невозможно без упаковки и тары.

Упаковка в логистике несет множество важных функций:

  1. Защитные. Правильно подобранная упаковка защищает товар от влияния внешней среды на всех этапах транспортировки и складирования;
  2. Складские, транспортные и манипуляционные. Упаковка должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать процесс погрузки-разгрузки товара, а также быть универсальной формы для удобного складирования, иметь конструкцию, способствующую удобным манипуляциям с грузом (ручки, вешалки, пазы);
  3. Информационные. На упаковку могут наносить информацию о наименовании товара и его изготовителе, транспортную маркировку и штрихкод;
  4. Утилизационные. Вторичное использование упаковки и ее утилизация тоже входят в систему логистики грузов.

Тара - это разновидность упаковки для предотвращения повреждений товара при транспортировке, погрузке, складировании и разгрузке. Например: ящики, бочки, контейнеры.

Классификация тары:

  1. По материалам: из дерева, металла, стекла, комбинированная;
  1. По габаритам: крупногабаритная, малогабаритная;
  1. По времени использования: одноразовая, возвратная, оборотная;
  1. По крепости: жесткая, мягкая, полужесткая;
  1. По устройству: неразборная, складная, разборная, разборно-складная;
  1. По свойствам: сохраняющая температуру, сохраняющая давление, негерметичная;
  1. По возможности доступа: открытая, закрытая;
  1. По конструктивному назначению: транспортная; потребительская.

Современная складская логистика в России

В настоящее время в нашей стране развитию отрасли складской логистики препятствуют:

  1. Отсутствие квалифицированных кадров;
  2. Слабая инфраструктура логистики;
  3. Устаревшие технологии складской логистики;
  4. Непонимание руководством проблем своего предприятия;
  5. Отсутствие знаний в области управления складами.

Однако рост на услуги складов растет с каждым годом, а значит есть хороший стимул для развития отрасли. Управление складской логистикой нельзя недооценивать - это очень кропотливый труд, требующий постоянного внимания. Ни один, даже самый маленький склад, не сможет существовать без руководства над его процессами. Необходимо взращивать грамотных руководителей складской логистики. Тогда вполне вероятно, что в России в скором будущем будут достигнуты мировые стандарты складской логистики.

Многие люди сегодня задаются вопросом: “Логист - кто это?” Ведь такая профессия получила широкое распространение сравнительно недавно. Хотя сама наука логистика насчитывает уже более сотни лет истории, некоторые ее принципы применял еще Наполеон.

Логист - кто это и в чем его обязанности?

Основной задачей специалистов данного профиля является улучшение взаимодействия между основными частями бизнеса - снабжением, маркетингом, организацией реализации товара, дистрибьюцией и непосредственно самим производством.

Логист - кто специалист курирует работу всех отделов организации, он отвечает за распределение товара, направление транспортировки и отслеживание его хода от самой закупки до разгрузки на складах получателя.

Также в обязанности сотрудника, отвечающего за логистику, входит расчет оптимального маршрута следования товара. Наиболее рациональный путь позволит организации существенно сэкономить на перевозках и обеспечить абсолютную безопасность груза. Даже самая несущественная ошибка может обернуться крупными убытками для компании.

Принципы и суть логистики

Логистика основана на четком и к работе, ведь только так можно организовать функционирование каждого отдела компании наилучшим образом и получить высокую оценку от клиентов.

В сфере логистики задействованы не только сами специалисты, но и перевозчики, экспедиторы и даже информационные компании.

Следуя опыту западных коллег, российские компании тоже стали вводить в штат специалистов по логистике. Ведь именно благодаря рациональному распределению сил и средств организация сможет снизить свои расходы и получить наибольшую прибыль при минимальной затрате ресурсов. В современном бизнесе логистика играет очень важную роль.

Логист… Кто это? Получается, что именно на этом специалисте и держится бизнес.

Профессия логист: резюме

Перед тем как выбирать данную профессию, следует хорошо подумать. Ведь работа логистом требует не только глубоких знаний, но и умения работать в условиях стресса и нехватки времени. Необходимо уметь находить общий язык и с партнерами компании, и с водителями. Если вы все же решили попробовать себя в этой должности, следует переходить к составлению резюме.

В нем старайтесь приводить ту информацию, которая произведет позитивное впечатление на работодателя. Конечно же, не стоит приукрашивать свои навыки и способности, однако упоминать лучше именно о тех чертах характера, опыте и образовании, которые позволят вам выполнять работу наилучшим образом.

При составлении резюме обязательно обратите внимание на грамотность. Особенно это касается употребления специальных терминов и названий компьютерных программ. Но и про грамотное построение предложений забывать не следует. Идеальным вариантом будет дать ваше резюме на проверку знакомому филологу или просто человеку, хорошо владеющему языком.

Обязательно в конце укажите свой контактный телефон или e-mail адрес. Будьте на связи, чтобы работодатель мог оперативно найти вас в случае положительного решения в вашу пользу.

) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и маркетинга
  • Новые информационные технологии в логистике
  • Основы таможенного регулирования

См. также

Ссылки

Литература

  • Аникин Б. А. Практикум по логистике. Учебное пособие.- М: Инфра-М, 2007. ISBN 9785160024929
  • Круминьш Н., Витолиньш К. Логистика в Восточной Европе. - М: SIA, 2007 г. ISBN 978-9984-39-171-7
  • Сербин В. Д. Основы логистики: Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004.
  • Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. - М: Инфра-М, 2005. ISBN: 5160020071
  • Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2009. ISBN 978-5-8459-0969-5
  • Экологический менеджмент: Учебник для ВУЗов. / Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. - СПб: Питер, 2003. ISBN 5-94723-494-7
  • Ы. Е. Ташбаев Актуальные вопросы и тенденции развития логистики
  • Миротин Л. Б. Некрасов А. Г. Эффективность интегрированной логистики.
  • [http://snab.mybb.ru/ Форум снабженцев и поставщиков

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Логистик" в других словарях:

    логистик - лог истик, а … Русский орфографический словарь

    - «Евросеть Логистик» Тип Частная компания Год основания 2005 Расположение … Википедия

Похожие публикации