Варды в доте 2. Варды и вардинг

Гайд варды в дота

I Предисловие
Уже было много гайдов по вардингу.Но большинство из них не полные, либо не до конца раскрывают суть установки варда в конкретном месте, а некоторые просто устарели.Я практически не буду разделять по категориям места установки вардов, так как они обычно имеют несколько функций и не всегда одинаковых для двух сторон.Я обьясню в каких ситуациях, зачем и куда ставить обсервы.Про сентри практически говорить не будем так как все прекрасно знают как ими пользоваться.

II Виды вардов
Observer Wards (200)

Ставиться на землю и освещает темную территорию.Не обнаруживает невидимых юнитов.Стоит 6 минут и можно использовать 2 раза.
- этот тип вардов, используется для наблюдения за территорией.Можно купить одновременно 2 пачки вардов (4 штучки в сумме) после чего начинается кулдаун в магазине и через 6 минут можно будет купить снова.

Показывают территорию 1600 AOE имеют 200хп.

Sentry Wards (200)

Ставиться на землю и имеет свойство видеть невидимых врагов. Длительность составляет 3 минуты и использовать можно 2 раза.

Обнаруживают невидимых вражеских юнитов в радиусе 800AOE имеют 200хп.
- этот тип вардов определенно не для наблюдения, так как у него небольшой радиус освещения и небольшая длительность действия. Он работает как временный Gem. Вы могли бы подумать что этот вид вардов бесполезный, однако его цель заключается не только в том чтобы обнаруживать невидимых героев, но также и в том чтобы обнаруживать чужие варды. Поэтому часто приходится использовать комбинация Sentry Wards и Observer Wards, чтобы полностью контролировать местность и не дать противнику сделать этого.

III Вардинг

a)Варды на рунах


Может использоваться 2 сторонами, но в основном используется каржами.

Контроль руны

Защита от гангов противника с мида, или леса.

В основном используется сентами.

Контроль руны

Защита от гангов с мида или снизу


Тоже самое что и место выше, только тут появляется еще 1 функция.

Контроль рошана.

Ставится на ранней стадии игры если есть герои которые способны убить рошана в одиночку и быстро урса или лукан к примеру.

И в середине или конце игры, что бы не дать врагу забрать рошана всей командой.

Используется 2 сторонами.

Контроль руны

Зашита от ганга с топа

Вард ставиться именно за деревом на горке, а не перед ним.С помощью этого варда видно кусочек леса, что помогает следить за фармом леса врагом.

Используется каржами.

Контроль руны

Защита от гангов с леса или низа.

Зачастую, что бы убить фармящего героя на миде несколько врагов обходят его по той дорожке где стоит вард, удобнее наблюдать тогда за врагом не желе если бы вард стоял на одной из горок.Горки часто проверяют на наличие вражеских вардов, место показанное на скрине мение банально, поэтому у вас больше шансов, что ваш вард не снимут.

Используется 2 сторонами.

Защита от гангов

Контроль руны

Слежение за героями фармящими в лесу

b)Помощь в фарме на миде

Зачастую сложно фармить когда враг не подпускает тебя к крипам нанося удары из тени стоя на горке.Этот вард поможет вам в фарме на миде, вы будете видеть врага на горке сможете его атаковать, также вы будете видеть все, что происходит около вышки.(Тп врагов, ганг и тд)Используется офк сентами.

Все аналогично с описанием 1 места, но это место выгоднее.Оно еще даст вам возможность видеть ганг на вас через лес, большинство гангов снизу проходят именно по этим маршрутам.Также если враг фармит ваш лес, то он обязательно будет обходить вас именно с этой стороны.

Вард используется 2 сторонами.

В случае сентов контроль руны и обзор территории на миде.

В случае коржей контроль руны и защита от гангов из вашего леса, в том числе и фармящими ваш лес вражескими героями.

Вард используется каржами.

Контроль руны

Обзор мида противника

Контроль нейтралов-вы можете словить врага когда он будет убивать нейтралов в этой точке.Либо убить накопленных отводами нейтралов для вражеского керри.

c)Варды в лесу каржей и сентов

Каржи:

Применяется 2 сторонами.

Для каржей:

Защита от ганга на союзника фармящего лес

При атаке на 2 вышку на топе дает полезную информацию, где находятся враги в данные момент.Обычно они пытаются обойти дефящих вышку с леса, вард не даст им этого сделать.

Для сентов:

Помощь в гангах на фармящего лес врага

Помощь при пуше на 2 вышку топа, дает информацию где именно находятся враги в данный момент.

Используется сентинелами.

Предотвращает респаун нейтралов, тем самым «не позволяя» отводить крипов с линии.

Дает информацию о происходящим за вышкой врага(помощь в ганге)

Дает информацию о фармящем в лесу враге.

Используется сентами.

Предотвращает респаун нейтралов, не давая делать отводы или отводы в 2 точки.

Защита от гангов с леса на топ.Часто враг делает тп и обходит вас с леса, тогда вард на руне не помогает.Либо есть враг фармящий свой лес, он иногда гангает линию, этот вард спасет вам жизнь не раз.

Используется 2 сторонами.

Для сентов:

Защита от обхода врагами через лес при пуше вышки.

Помощь в ганге на врага фармящего лес.

Для коржей:

Защита от ганга при фарме леса союзником

Часто враги ждут пока вы будете отбивать или зайдете на горочку в лес посмотреть, если ли там кто нить из врагов.На этом они пытаются вас поймать забрать пару героев и снести вышку.Вард не даст им этого сделать.

Сенты:

Используется каржами.

Предотвращение респауна нейтралов

Защита от гангов

2 сторонами.

Для сентов:

Защита от гангов фармящего лес союзника.

Защита от неожиданного нападения через лес, при пуше каржами 2 вышки мида.Очень часто каржи прячутся в лесу и хотят словить нескольких сентов на отбивании мида, либо они неожиданно обходят стоящих под вышкой сентинелей.Этот вард не даст вашей команде глупо отдаться по одному.

Для коржей:

Помощь в ганге на вражеских героев фармящих лес.

Защита от обхода через лес при пуше 2 вышки.Часто сентинели обходят через лес врагов пушащих мид и нападают неожиданно с заде.

Используется 2 сторонами.

Для каржей:

Остановка респауна нейтралов в этой точке.

Помощь в ганге на фармящих лес героев.

Для сентинелей:

Защита от ганга через лес нижней линии или героев фармящих лес(вард ставится ниже что бы не останавливать респаун нейтралов)

Помощь в дефе вышки, дает информацию о всех передвижениях противника.

2 сторонами.

Как обычно защита от гангов через лес, помощь в гангах.Защита от обхода через лес при пуше вышки на миде.

d)Помощь в пуше

1)1 вышки

Используется в данном случае каржами, а вообще 2 сторонами.

Вард ставится за 1 вышками мида и низа для каржей, и мида и топа при пуше сентинелей.

Видите все тп героев, видите если герои собираются для дефа вышки.Поможет вашей команде пропушить без потерь, либо вовремя отойти.

2)Базы

Тут все понятно, варды на базе врага дадут вам нужную информацию исходя из которой вы примите верное решение.Либо пушить либо отходить и тд, также поможет с помощью таких героев как венга или пудж забрать 1 героя вне базы.

Для пуша сентов:

Для пуша каржей:

E)Рошан

За каржей понятно где ставить варды, что бы удачно забрать рошана.А ниже скрин где ставятся варды за сентинелей:

Не забудьте перед этим снять вражеский вард с руны.

IV Заключение

Ставить варды надо тоже грамотно, мой гайд несомненно поможет новичкам разобраться в этом деле, и не только новичкам.Я попытался в нем изложить все как можно понятнее, надеюсь вам понравилось.

Это гайд не является общепризнанным, но для начинающих будет в помощь

P.S. не судите строго^^

В данном руководстве мы покажем, где лучше ставить нестандартные варды. Их преимущество в том, что видимость они дают ничем не хуже, чем стандартные, но их гораздо сложнее раздевардить.

Все скриншоты кликабельные, щелкните по ним, чтобы открыть в полном размере

Этот вард полезен, в первую очередь, для Radiant. Он позволяет видеть перемещение противника во вражеском лесу, дает достаточно обширный обзор и его не так просто сбить стандартным сентри-вардом на возвышенности. Подойдет и для Dire, когда вы зажались на базе, а противник зачастил ходить в ваш лес.

Крайне полезный вард. Дает вижен на оба прохода к лесу Dire, а также небольшой обзор на территорию сверху (см. ниже). Кроме того, его очень сложно раздевардить классическими сентрями.

Как видите, есть небольшой обзор сверху. Этот вард не раз спасет жизнь вашему керри, который фармит лес.

Агрессивный вард за Dire. Сперва может показаться, что башня видит его, но это не так. Дает отличный обзор на линию, вышку и проход в лес Radiant.

Вроде как стандартный вард, но поверьте, девардят его не так часто. Дает вижен по всем проходам вокруг. Может использоваться любой стороной. К примеру, за Radiant он помогает при защите, а для Dire - это отличный агрессивный вард.

Тоже весьма полезный вард (на том месте, где стоит Anti-Mage). Дает обзор на проходы к западной и восточной сторонам леса Radinat. Опять же, может использоваться любой стороной в зависимости от ситуации.

Тот же самый вард. Такой обзор дает на тропинку сверху. Позволяет увидеть перемещения со стороны реки (нижней руны) и северо-западной части леса Radiant.

Вард на восточной части леса Radiant у маленького прохода к реке. Дает вижен по трем направлениям. Крайне трудно раздевардить. Вард очень хорошо себя реализует. Запомните это место!

Многие привыкли ставить вард у рош-пита либо на отметке ниже, либо на хай граунде Dire. Такой вард, как на скриншоте, опять же, тяжело сбить стандартными сентрями.

Эффективный агрессивный вард для Radiant. Очень редко сентри ставят между т2 и т3 на верхней линии. Враг не останется незамеченным, если захочет пойти в лес через верхнюю линию или пойти дефать т2. В этот момент как раз можно инициировать тимфайт.

Очень агрессивный вард со стороны Radiant. Полезен, когда ваша команда стоит у хг и ждет момента для инициации. Конечно, велика вероятность, что его раздевардят после драки, если у противника хоть немного работает логика. Но кого это интересует, если у противника уже не будет бараков на топе?

Невероятно хитрый вард. Не представляю, как его вообще можно раздевардить. Дает небольшой вижен на хай граунд Dire, но и этого может хватить для удачной инициации.

Этот вард подойдет для любой стороны, но чаще используется в качестве защиты у Dire. Дает хороший вижен по трем направлениям.

Очень полезный вард для хардлайнера Dire. Блочит лагерь больших крипов и дает вижен на часть леса около линии, что позволяет избегать гангов и харасса вражеских саппортов.

Благодаря этому варду видно все, что нужно. Его ставят специально повыше, чтобы было сложно найти сентри вардом. Не переживайте - он не блокирует лагеря лесных крипов.

Этот вард очень сложно заметить. Дает вижен на оба хг между рекой, а также проходы на них и нижнюю руну.

Агрессивный вард со стороны Dire. Аналогичная ситуация - позволяет ловить противников, которые собираются дефать т2. Также это типичное место, с которого команда Radiant отправляется на того же Рошана или ганг. Благодаря этому варду они не останутся незамеченными.

Этот сентри вард сложно найти, так как он находится в деревьях. Иногда им можно задевардить тот вард, который любят ставить в верху круга или справа. Также лесники за Radiant могут ставить его против Riki или Bounty Hunter.

За скриншоты благодарим

В играх высокого уровня открытость карты является практически самой важной составляющей победы, ведь грамотно установленный вард может спасти от ганга чужого мидера. Ценность видимости соперника, а значит и ценность вардов, на чемпионатах мирового уровня всегда настолько высока, что сапорты зачастую могут ходить вообще без вещей, лишь бы команда была спокойна относительно отсутствия засад со стороны противников.

Большинство игроков в пабах Dota 2 уверено, что вся суть вардинга – ставить вард в любое место, откуда будет хороший обзор, однако профессиональные игроки поддержки уверяют – обеспечение видимости далеко не единственный способ окупить приобретенный вард.

Виды вардов

В Dota 2 имеется два вида духов-наблюдателей, каждый из которых выполняет свои весьма специфические функции, вследствие чего место, где их ставить, может меняться:

  1. Observer wards, наблюдатели. Их покупают для обеспечения обзора в любой точке карты, где вообще разрешено их ставить. Хоть видимый радиус и меньше, чем у самого героя, зато сам вард невидим и живет максимум 6 минут. Раньше продавался этот вард пачкой из двух штук, однако после недавнего патча они приобретаются по одному.
  2. Sentry wards, сторожа. Они не могут похвастаться большим радиусом обзора, однако благодаря пассивной способности «Взгляд правды» имеют возможность видеть невидимые объекты вроде героев в инвизе, поэтому на линии против Broodmother, например, ставить их нужно постоянно. Время, которое стоит такой вард - 3 минуты. При отсутствии денег на Gem of True Sight «сентрики» - единственное, что способно спасти вас от нападений входящих в невидимость героев соперников.

Однако, как уже говорилось, в Dota 2 использовать каждый отдельно взятый вард можно не только по предписанным назначениям.

Способы использования

Каждый вард в игре можно ставить ради достижения одной из следующих целей:

  1. Избегание гангов. Видя потенциального врага, от его атак и скилов легче уклониться, если вы видите, откуда движется угроза. При наличии определенных навыков можно даже уничтожить незадачливого гангера, навсегда отбив охоту появляться на вашей линии.
  2. Отслеживание рун. Изначально в Dota 2 спавнилась только одна руна, а потому ее подбор мог существенно повлиять на исход игры, поэтому ставить наблюдателей было принято с самого начала игры. С выходом одного из патчей рун стало две, а значит вступать в смертельный бой за руну больше не нужно, однако сама суть рун по-прежнему важна (если конечно целью является ганг, ан е банальное наполнение ботла): Пудж с хастой с гораздо большей вероятностью убьет противника, нежели с руной на золото против бегающего СФа. Игроки, в основном играющие за сапортов, предпочитают ставить вард на каждом из спавнов рун, для большего спокойствия.
  3. Прекращение спавна нейтралов. Если во вражеской команде есть игрок, который играет в лесу, то ничто не может остановить его фарм лучше, чем установленные непосредственно в лагерях вардики, ведь если лагерь к моменту появления нейтралов освещен – монстры не появляются. В Dota 2 лесникам всегда нужно время, чтобы обрести силу, а если вам мешает чужой сапорт – сделать это не так уж и просто. Если же ваш союзник жалуется на отсутствие нейтралов – купите сентрики и уберите помеху.

Места установки

Конечно, полный список мест для обеспечения видимости каждый формирует самостоятельно, однако ключевыми местами являются:

  1. Руны. Видимость возможных бонусов – залог хорошего настроения у мидера.
  2. Лес на легкой линии. Чтобы не стать жертвой гангов, защищайтесь от вражеских лесников и мидеров самым безопасным способом – обзором.
  3. Чужой лес. Видеть раненого лесника из чужой команды крайне полезно, ведь его можно быстренько убить.

Помните: если сапорт не справляется с вардингов ввиду отсутствия денег – помогите ему, ведь 75 золота не такие уж и большие деньги.



Предположим, что вы уже знаете сколько стоит пачка вардов и самые распространенные места, куда их можно ставить. Но вот когда их ставить и зачем? А самое главное - почему их нужно ставить именно в эти позиции, а не куда-либо ещё? На эти вопросы попытался ответить парень с сайта dignitas в своем гигантском гайде по вардингу.

Краткое вступительное слово от автора

Сегодня можно найти множество гайдов по вардингу, поэтому чтобы написать ещё один, я решил превзойти все существующие. Помните, что нет «правильной» или «неправильной» доты - есть глупая или продуманная.

Ещё я хотел бы сосредоточиться на вопросе «почему?». Если вы понимаете, почему вещи делаются определенным образом, то вам не нужны гайды и не нужно будет запоминать более 60 точек вардинга, приведенных ниже. В таком случае, вы сами сможете придумать позиции для вардов и проверить их. Думаю, что именно знание ответа на вопрос «почему?» отличает великого игрока от хорошего.

В этом гайде будут рассмотрены даже редкие (ситуативные) варды со скриншотами видимой области, которую они предоставляют. При этом я попробую показать, как этот «вижен» (видимая область) влияет на текущие цели вашей команды.

Я рассмотрел множество уже существующих гайдов по вардам и даже взял на себя смелость оптимизировать некоторые их позиции. Я старался, как мог, чтобы показать все наилучшие расстановки вардов. Но знайте, что приведенный ниже список всё равно можно неоднократно дополнять - надеюсь, что ваша фантазия позволит вам сделать это.

Введение (Основы вардинга)

Этот гайд не был бы полноценным без краткого введения. Постараюсь сделать его действительно кратким. Для тех, кто вообще не представляет, что такое варды, рекомендую почитать .

Observer вард. Стоимость - 200 золота, при покупке вы получаете сразу 2 варда. Каждый вард действует 6 минут. В магазине максимум может находиться два комплекта observer вардов. После покупки обоих комплектов, необходимо 6 минут, чтобы варды снова стали доступны для покупки в магазине.

Что дают варды?
- Видимую область («вижен») в радиусе 1600 единиц. Это позволяет наблюдать за важными частями карты, находясь где угодно.
- Предотвращают появление нейтралов.

Помните, что «важные части карты» постоянно меняются. Все зависит от выбранной стратегии, стадии игры и общего хода матча.

По поводу радиуса в 1600 единиц, для новичков это может быть непонятно, поэтому для сравнения скажу, что радиус обзора большинства героев в дневное время равен 1800 единиц. Т.е. всё, что видит вард, увидели бы вы, стоя на том же месте. И да, это означает, что варды не видят сквозь лес и возвышенности карты.

Обычно варды покупают саппорты, но если они этого не делают, то лучше купите их самостоятельно. Варды предоставляют контроль на картой, могут помочь с ганком или предотвратить ганк на вас, а также решить, когда можно безопасно пушить, а когда надо отступить.

Внимание! Все картинки в новости доступны в большом разрешении - просто кликните по любой из них.

Так где же ставить варды?


Обозначения точек на карте:

I Красный - Варды на руны
II Желтый - Супер читерские варды
III Розовый - Агрессивные или защитные варды на линии
IV Зеленый - Лесные варды
V Синий - Варды для пуша
VI Белый - Очень редкие (ситуативные) варды
Фиолетовые линии - Блокируют лагерь нейтралов, на который они указывают

Каждая точка будет сопровождаться 2 скриншотами. На первом вы увидите место установки варда и вижен в одну сторону, а на втором - вижен в другую сторону.

I. Варды на руны


Все варды в этой категории дают вижен одной из рун, но обычно имеют и другие фунцкии.

1) Вард в лесу Dire (Тьмы)

Дает хорошую видимость реки и верхней руны, а также лагеря нейтралов Dire. Эта позиция может быть эффективной для обеих команд, но предпочтительнее используется силами Тьмы для защиты собственного леса.
Также этот вард иногда ставят с целью ганка лесника (урса, ликан, фурион) соперника, но его основное предназначение - показывать руны в начале игры и защищать верхнюю линию от ганка благодаря вижену реки и входа в лес.

Заметка. Чтобы получить лучший вижен лагеря нейтралов, ставьте этот вард в левый верхний угол скалы.

2) «Магазинный» вард Radiant (Света)

Дает очень широкий вижен реки и руны, но большая его часть бесполезна. Вард номер 1 намного лучше, но его часто контр-вардят, в отличие от этого.

3) Верхняя руна + мид со стороны Dire (Тьмы)

Потенциально хорошая позиция для Radiant. Она не только защищает соло мид героя сил Света от ганков с верхней линии, но дает видимость верхней руны и возвышенности на стороне Radiant. Такой вард можно использовать на ранних стадиях для хараса противника и четкого добивания крипов.

4) Верхняя руна + мид со стороны Radiant (Света)

Преимущества аналогичны 3 варду, только этот обычно используется Dire. Такой вард предпочтительнее 5 варду на ранних стадиях игры.

5) Лагерь древних нейтралов + верхняя руна

Дает намного больший вижен, чем 4 вард, показывая лагерь древних нейтралов и верхнюю руну, но не используется до средней стадии игры. Ведь во время раннего фарма на линиях никто не способен убить древних нейтралов. В начале игры 4 вард будет немного полезнее, но позднее стоит однозначно делать выбор в пользу 5 варда.

6) Нижняя руна + река со стороны Dire (Тьмы)

Дает хорошую видимость входа в лес Radiant, что защитит вашего лесника, но для сил Света есть альтернативы получше. Поэтому данная точка преимущественно используется Dire для защиты соло мид героя от ганков с нижней линии и из леса Radiant. К слову, игроки сил Света часто любят подниматься на этот холм (где ставится вард) и прятаться в лесу за Т1 вышкой Dire по миду.

Заметка по установке. Вы спокойно можете ставить этот вард на 150 единиц дальше от края уступа (как на картинке), не теряя в вижене. Если же вы поставите этот вард прямо на край уступа, то сделаете его очень уязвимым к контр вардингу, ведь популярный centry вард на реке, обнаруживающий варды 7,8 и 10, будет в этом случае видеть и этот вард.

7) Рошан + нижняя руна стороны Dire (Тьмы)

Эквивалент варда 1, только полезен для Dire. Дает видимость лагеря нейтралов, руны и входа в лес Radiant. Но помните, что этот вард ещё и дает видимость подступов к Рошану, так что контр-вардить его будут намного чаще. В отличие от варда 1, данный вард можно использовать для агрессивного ганка лесника сил Света, ведь расстояние от нижней линии до показываемого лагеря нейтралов не так велико.

Заметка по установке. Если установить этот вард повыше, то деревья закроют обзор лагеря нейтралов или местности справа от него.

8) Рошан + нижняя руна со стороны Radiant (Света)

Альтернатива 7 варду для защиты лесника Radiant. Дает лучший обзор входа в лес Radiant, немного лучший обзор подхода к Рошану, но не показывает лагерь нейтралов. Поэтому Dire предпочтут ставить вард в позицию 7. И помните, что варды 7 и 8 очень популярны и располагаются близко друг к другу, поэтому их постоянно контр-вардят.

9) Лес Radiant + нижняя руна

Еще одна альтернатива 7 варду, которая наилучшим образом подходит для защиты лесника Radiant. Данный вард дает вижен прохода к лагерю самых слабых нейтралов (см. второй скриншот слева сверху), а также очень редко контр-вардится. Недостатками этого варда можно считать слабый вижен реки для Dire и отсутствие вижена типичного подступа Dire к Рошану для Radiant.

Подсказка: Если вы сомневаетесь, куда ставить этот вард, то ставьте прямо на черепаху! Я серьезно - там есть маленькая черепаха. Может это такая метафора от Valve*? Кто знает...
*Т.е. этот вард ставится с расчетом на медленную доту (turtle)

10) Нерабочий вард на нижнюю руну + блок нейтралов из дота 1

Этот вард раньше блокировал появление нейтралов в ближайшем лагере, но в Дота 2 их респаун немного сдвинули (на карте этот вард перечеркнут). Теперь нет смысла ставить этот вард - используйте лучше вард 8 или 11.

11) Вард в лагере нейтралов + нижняя руна со стороны Radiant (Света)

Блокирует появление нейтралов, что очень портит жизнь леснику Radiant. Кроме того, дает обзор на руну и неплохой обзор как реки, так и части леса, предотвращаю ганки нижней линии.

При этом вижена на Рошана практически нет, но поставив такой вард на 3-4 минуте, вы законтрите лесную урсу, не только заблокировав один из лагерей нейтралов, а и увидев её поход на Рошана. Кроме того, лесная Энигма часто использует этот лагерь, чтобы удвоить число своих миньонов, поэтому данный вард делает ганк Энигмой нижней линии неэффективным. Очень важно понимать, что этот вард «палевный» и быстро контрится, ведь нейтралы не будут появляться в своём лагере.

Заметка: ставьте данный вард как можно выше, чтобы получить лучший вижен на северо-запад (проход по реке к Рошану от Radiant)

12) Вард на нижнюю руну + блок левых нейтралов со стороны Radiant (Света)

Аналогично 11 варду, дает вижен нижней руны и предотвращает лесные ганки. При этом блокируется лагерь самых сильных (перед древними) нейтралов, а сам вард почти не контрится, находясь далеко от стандартных точек, вроде 7 и 8. Лучше всего ставить этот вард, если у Radiant в пике Enchantress или Chen, ведь эти герои обожают приручать сильнейших нейтралов.

Заметка: данный вард надо ставить с «хирургической точностью». Немного правее - и лагерь нейтралов не будет блокироваться, немного левее - вижен на север будет значительно хуже. Для точной устаноки я обычно использую «магический куст» (см. вард 34) и ставлю этот вард четко к северу от него.

13) Анти-ганк + нижняя руна со стороны Radiant (Света)

Очень мощный оборонительный вард, используемый Dire для защиты соло героя на сложной. Данный вард даст вижен абсолютно любого героя, пытающегося заганкать вас из леса или с реки. Обычно его ставят, когда ваш герой терпит в соло против триплы. В таком случае, этот вард в комбинации с 61 полностью нивелирует вражескую триплу, которая лишится как нейтралов, так и возможности ганка.

Заметка: многие игроки, включая ПРО, ставят этот вард прямо на край уступа (левее и выше, чем на первой картинке). Но поставив вард как предлагаю я, вы не только сохраните вижен руны, а и получите дополнительный обзор на юго-запад и юг.

II Супер читерские варды

Две точки, относящиеся к этой категории, дают обзор в 1600 единиц в радиусе 360 градусов и находятся в ключевых местах карты. Из-за их популярности, ожидайте увидеть в этих местах варды и контр-варды соперника (ради двух точек отдельно карту показывать не стал - смотрите их в пункте I).

14) Читерский вард Dire

Дает обзор сразу 2 лагерей нейтралов и вижен огромной области позади Т2 товера. Может использоваться, как альтернатива 47 варду.

Заметка: Лучше располагать данный вард левее белого рисунка на скале, а не на самом рисунке, чтобы иметь обзор лагеря слабых нейтралов.

15) Читерский вард Radiant

Дает обзор одного лагеря нейтралов и всех действий сил Света при пуше вышки на миде или снизу от Dire.

Заметка: В первой доте вард, поставленный в правом верхнем углу этой скалы, блокировал появление нейтралов в лагере, однако в Дота 2 этого произойти не может.

Первая часть этого немаленького гайда на этом подошла к концу.

Варды в Dota 2 – признанное дотерами слэнговое название предметов под названиями Observer Ward и Sentry Ward – глазастых невидимых стражей, наблюдающих за местностью. Observer Ward устанавливается на землю или возвышенность для наблюдения за текущей локацией (вард позволяет обозревать вокруг себя радиус видимостью 1600 и длится 6 минут, после чего исчезает). Sentry Ward не обозревает местность, но зато обнаруживает все невидимые юниты в округе. Один Observer Ward стоит 80 золотых, а Sentry Ward – 100 золотых. Соответственно, вардинг – процесс установки вардов с максимально возможной эффективностью и минимальной близостью друг от друга.

У хороших саппортов есть правило номер 1 для вардинга – они никогда не должны висеть в магазине не купленными дольше считанных секунд. Но куда их ставить? Это уже другой вопрос для совестливых саппортов, которые решились грамотно отыгрывать свою роль. Нельзя так просто взять и сказать, куда их лучше всего ставить – все зависит от ситуации в игре. Однако можно подобрать несколько шаблонных советов по типовым ситуациям.

  1. Варды в лесу. Варды в чужом лесу – «агрессивный» вардинг. Позволяет видеть, как вражеские персонажи фармят свой лес. В отсутствие живых Т1 башен противника через такие варды можно наблюдать, как герои перетягиваются с одной части карты на другую. Варды в своем лесу – обычно защитная мера. При постоянных ганках соперника такие варды могут попросту спасти игру. Обычно лесные варды помещают в центр леса и на входах. Применяются также для блокировки спавна лесных крипов.
  2. Варды у Рошана. Тут все понятно – слежка за передвижениями противника в области логова Рошана, возможность наблюдать за рунами и главное – возможность вовремя пресечь получение соперниками Эгиды бессмертных (Aegis of Immortal). У логова Рошана есть очень удобная возвышенность, особенно для вардинга стороны Света – вард на пригорке освещает не просто область у Т1 башни, но и почти весь лес за эншентами.
  3. Варды на линиях. Эти варды обычно помещаются в начале игры, очень часто в миде, чтобы вашему мидеру было максимально комфортно и безопасно стоять. Вардинг на других линиях проводится, если этого требует ситуация.
  4. Варды на читерных возвышенностях. Таких в игре несколько. Например, горка на территории Radiant в их лесу недалеко от мида освещает очень много пространства.

Данный список можно долго продолжать. Варды могут быть специализированы на какую-либо засаду, можно встретить анти-ганковые варды и многие другие. Никогда нельзя ставить вард бездумно, так как в итоге он может оказаться пустой тратой денег.

Все вышесказанное - общие советы. Если вы действительно хотите научиться искусству вардинга, то вам лучше смотреть игры профессональных команд и играть, играть и еще раз играть на саппорте.

Похожие публикации