Ухудшение памяти: причины и лечение. Проблемы с памятью у молодых людей: причины и лечение

Ухудшение памяти отражается на трудовой сфере, в личной жизни человека. – место хранения образов, помогающих в восприятии и реагировании. Дисмнезия – ухудшение памяти. Часто сопровождается снижением концентрации . Узнайте из статьи причины феномена.

Снижение памяти происходит с возрастом, но это не значит, что подобное не случается у молодых людей.

Популярная в последнее время причина ухудшения когнитивных способностей – информационная перегрузка. Каждый человек ежедневно анализирует большой объем информации, особому риску подвержены ученики и педагоги, «работники ума».

При ежедневных больших объемах данных постепенно мозг начинает поверхностно воспринимать информацию и рассеивать внимание, не концентрируясь на одном объекте. Поверхностное восприятие не дает материалу надолго задерживаться в памяти.

Кроме того, функциональные нарушения возникают на фоне:

  • органических, механических поражений головного мозга, ухудшения кровоснабжения;
  • вирусных и бактериальных заболеваний;
  • химической зависимости, побочных реакций на прием медикаментов или их неправильного подбора;
  • нездорового образа жизни, гиподинамии, вредных привычек, переедания;
  • , беспокойства;
  • астенического синдрома;
  • усталости, истощения;
  • нарушенного режима сна;
  • гормонального сбоя;
  • болезней, внутренних нарушений других систем, например, пищеварительной, сердечно-сосудистой;
  • смены привычного образа жизни, .

Если вы не можете вспомнить какое-то слово или дату, имя нового знакомого, то это еще не говорит о патологии. Вероятно, это последствие усталости или избирательности памяти.

Избирательность памяти

Избирательность – естественное свойство памяти. Мы забываем то, что для нас не имеет ценности, значимости или вызывает неприятные эмоции. Да, иногда это бывают и важные рабочие моменты, если те не представляют субъективного интереса.

То же происходит с вниманием. Мы легко замечаем и анализируем то, что нам интересно. Не удивительно снижение концентрации при необходимости составить отчет на работе, несколько часов повозиться с цифрами. Подумайте, что именно натолкнуло вас на мысли об ухудшении памяти и внимания. Может быть, что-то утратило для вас ценность?

Забывчивость

Стоит заподозрить патологию, если вы не помните событие прошедшего дня, но с точностью до деталей описываете случай трехгодовалой давности. Или если вы не можете воспроизвести только что озвученную вам информацию. В этих случаях обратитесь к неврологу. В остальных же случаях речь идее о забывчивости, вызванной переутомлением.

Забывчивость не имеет ничего общего с медициной. Забывчивость бывает чертой характера или возникает при определенных условиях. Это не самостоятельный диагноз, но стоит обратить внимание на возможные причины забывчивости: стрессы, хроническая усталость, неправильное питание, недосыпы.

Лечение

Неврологические нарушения лечатся медикаментозно после полного обследования на диагностическом оборудовании.

Что касается ухудшения внимания и памяти на фоне усталости, то предлагаю поработать с упражнениями:

  1. Попробуйте выполнить привычное задание с закрытыми глазами. Постарайтесь передвигаться по комнате в темноте. Не забывайте про осторожность, подстрахуйте себя палочкой или помощником.
  2. Если вы правша, попробуйте писать, чистить зубы левой рукой. Если левша – правой.
  3. Познакомьтесь с . Мнемоника – наука о способах запоминания информации.
  4. Возьмите абстрактное понятие, например «любовь». Придумайте как можно больше вариантов его визуализации с помощью слов или прикосновений.
  5. Играйте в ассоциации. Запишите любое слово, подберите к нему ассоциативный ряд.
  6. Составляйте списки, планы, таблицы. Но не злоупотребляйте ими. Опирайтесь на них, но старайтесь все вспомнить самостоятельно.

Кроме того, полезно играть в шахматы, шашки, заучивать стихи, прозу, разгадывать кроссворды, логические задачи. Купите сборник головоломок и развивайте память.

Положительный результат оказывает чтение статей, научно-популярной литературы. Начните изучать новую интересную вам тему или иностранный язык. Отдавайте предпочтение печатным изданиям. Старайтесь меньше смотреть телевизор или работать за компьютером.

Избавьтесь от привычки торопиться, хвататься сразу за несколько дел. Иначе вас постоянно будет преследовать ощущение тревоги, мысли о том, что вы что-то забыли. В итоге забывчивость станет реальной. Чем больше действий вы делаете «на автомате», тем выше риск ухудшения памяти, возникновения рассеянности. Приучайте себя к осознанности. Следите за тем, что делаете, проговаривайте действия. Вы знаете, где сейчас лежит расческа или ключи? Старайтесь сделать даже такие повседневные мелочи осознанными.

Профилактика

Не забывайте про здоровый и полноценный сон. Во время отдыха перезагружаются и восстанавливаются все системы организма. Полученная за день информация перерабатывается и сортируется.

Физические нагрузки стимулируют кровообращение, насыщают мозг кислородом, что обеспечивает его нормальное функционирование. Ежедневно гуляйте, выполняйте посильные упражнения, делайте разминку. По возможности больше ходите пешком, заменяйте езду на транспорте прогулками.

Не забывайте проветривать помещение, делать . Хорошее кровоснабжение мозга, достаточный объем кислорода важны для нормальной работы памяти и внимания.

Следите за питанием. Избыток сахара вызывает ухудшение памяти. Полезные жиры и железо улучшают функциональность мозга. Питание должно быть сбалансированным, с преобладанием белков и сложных углеводов. Ешьте орехи, яблоки, заправляйте салат маслом, принимайте витамины группы В, Омега-3. За выпиской минерально-витаминного комплекса обратитесь к врачу.

Повышайте . Тревога, стресс, беспокойство мешают сосредоточению.

Трудно сказать, что же такое норма по отношению к памяти. Это индивидуально для каждого человека. Верхней границы для памяти не определено. Имеются описания суперпамяти, когда человек запоминает мельчайшие детали всего, с чем он сталкивается, но это редкость.

В официальных источниках память определяется как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это не только физиологический, но и культурный процесс.

Известно деление памяти на долговременную и кратковременную. Их соотношение у разных людей тоже неодинаково. Если у вас преобладает долговременная память, то, скорее всего, вы трудно запоминаете материал, но легко его воспроизведете через значительный промежуток времени. Если же, наоборот, вы быстро, «на лету» запоминаете, то, наверное, быстро и забываете. Это особенность кратковременной памяти. Оперативная память позволяет запоминать информацию до определенного момента.

Человек воспринимает память как что-то само собой разумеющееся, пока не столкнется с проблемой забывчивости. Видов нарушения памяти много, и множество факторов оказывает влияние на этот процесс.

Причины ухудшения памяти

Для простоты можно разделить их на группы.

1) Связанные непосредственно с поражением головного мозга. К ним относятся такое поражения как черепно-мозговая травма (ЧМТ), инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения), Онкологические заболевания головного мозга.

2) Ухудшение работы мозга из-за заболевания других органов и систем органов.

3) Внешние неблагоприятные факторы, Такие как недостаток сна, стрессовые ситуации, резкое изменение условий жизни, повышенные нагрузки на головной мозг, в том числе на память.

4) Хронические интоксикации. К ухудшению памяти ведет злоупотребление алкоголем, лекарственными препаратами (особенно транквилизаторами, седативными), курение, наркомания.

5) Возрастные изменения в головном мозге.

Память связана с разными модальностями. Есть зрительные, слуховые, двигательные модальности. Их сочетание и преобладание индивидуально. Кто-то легче запомнит, если проговорит материал вслух. Другому легче вспомнить, как выглядит страница, на которой написана нужная информация или представит себе ящички картотеки, где он якобы положил нужный файл. Третьему легко припомнится информация с помощью логической схемы или ассоциативной связи. Четвертый напишет конспект.

Разные зоны мозга связаны с разными функциями, способствующими памяти. Например, височные отделы отвечают за восприятие слуха и речи. Затылочно-теменные области создают зрительное и пространственное восприятие, причем отделы правого полушария дают цветовые, оптико-пространственные и лицевые восприятия, а левого полушария - буквенные и предметные. Нижнетеменные области отвечают за действия руки и речевого аппарата. При их поражении человек не может узнать предметы наощупь (астереогнозия).

И в зависимости от того, какая зона мозга пострадала, будут нарушены и соответствующие виды памяти.

В последнее время появляется все больше и больше достоверных сведений о влиянии гормонов на процессы мышления и памяти. Отмечается положительное влияние вазопрессина, тестостерона, эстрогена, пролактина на ускорение обучения, стимуляцию внимания, переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Окситоцин же оказывает противоположное действие, этим обусловлено ухудшение памяти, забывчивость у женщин после родов и при кормлении ребенка грудью.

Заболевания, приводящие к ухудшению памяти

Рассмотрим заболевания, при которых чаще всего отмечаются проблемы с памятью.

В первую очередь, как наиболее частые, это черепно-мозговые травмы . При них практически всегда появляются жалобы на ухудшение памяти, причем тем больше, чем серьезнее травма. Для ЧМТ также характерны явления ретроградной и антероградной амнезии. В этом случае человек не помнит не только момент травмы, но и события предшествующие и последующие ему. Иногда на этом фоне появляются конфабуляции и галлюцинации. Конфабуляции - это ложные воспоминания, производимые самими человеком. Например, на вопрос о том, что он делала вчера, больной расскажет, что ходил в театр, гулял в парке и ел мороженое. На самом же деле он не выходил из квартиры или палаты, так как давно болен. Галлюцинации - это патологические образы, которых не было и не могло быть.

Довольно распространенная причина ухудшения памяти - это нарушение кровообращения головного мозга . вызывает уменьшение притока крови ко всем отделам мозга и нарушение его работы, в том числе ухудшение памяти. В последнее время атеросклероз стал частой причиной ухудшения памяти у молодых людей, хотя ранее выявлялся преимущественно у пожилых. К тому же это является провоцирующим фактором развития острого нарушения мозгового кровообращения. развивается в той или иной зоне мозга, прекращая доступ к ней крови практически полностью. Это грубо нарушает функции этих зон и память в их числе.

Сходную симптоматику можно наблюдать и при . Одним из грозных осложнений его является ангиопатия - поражение сосудов, при котором отмечается утолщение стенки сосудов и закрытие мелких сосудов. Это ведет к нарушению кровообращения всех органов, в том числе и головного мозга, и как следствие, ухудшается память.

Ухудшение памяти может быть первым признаком заболеваний щитовидной железы , связанных с недостатком выработки ее гормонов (гипотиреоз). Последние на 65% состоят из йода. Снижение памяти в этом случае сочетается с повышением массы тела, появлением депрессии, апатии, отеков, слабости мышц, раздражительностью. Для профилактики йододефицита в первую очередь следует скорректировать рацион, добавив туда такие продукты, как йодированную соль и молокопродукты (последние предпочтительнее), морскую капусту и морскую рыбу, хурму, твердый сыр и орехи.

Возможно применение физиотерапевтических методов, например электрофорез с интраназальным (черезносовым) введением препаратов глютаминовой кислоты.

Психолого-педагогическая коррекция также с успехом применяется для помощи пациентам с ухудшением памяти. С помощью педагога пациент учится запоминать, используя другие функции мозга вместо пораженных. Например, если человек не может запомнить слова, произнесенные вслух, то, представив зрительный образ, означающий то же слово, запоминание возможно. Это трудная, долгая, кропотливая работа. Необходимо не только научиться запоминать с помощью других связей в головном мозге, но и довести этот процесс до автоматизма.

Данный симптом представляет опасность только как неблагоприятный прогностический признак, указывающий на прогрессирование другого заболевания. К тому же это нарушает социальную адаптацию пациента, ухудшает его качество жизни.

К какому врачу обратиться при ухудшении памяти

Если вы подозреваете у себя нарушение памяти, то вам стоит обратиться к неврологу, нейропсихологу или терапевту, которые проведут дополнительное обследование. Но кое-что вы можете сделать сами и начать прямо сейчас.

Известно, что чаще всего, когда пациент жалуется на нарушение памяти, на поверку оказывается, что основная причина - в нарушении внимания.

Это очень свойственно пожилым людям и школьникам. События и информация недооцениваются, воспринимаются мимолетно, особенно если ситуация привычна человеку. И такое положение дел довольно трудно переломить. Единственный выход - постоянная работа над собой, тренировка внимания и памяти: фиксируйте важные данные на бумаге, ведите дневник, овладейте устным счетом в совершенстве.

Такой метод тренировки работы мозга хорошо описан в книге американского профессора Лоуренса Катца. Эти упражнения активизируют работу мозга, способствуют созданию новых связей и ассоциаций, задействуют различные отделы мозга.

Вот некоторые из этих упражнений:

Старайтесь выполнять привычные действия с закрытыми глазами.
- Если вы правша, попробуйте делать что-то левой рукой (для левши - правой): причесываться, писать, чистить зубы, надеть наручные часы на другую руку.
- Освойте шрифт Брайля (система чтения и письма для слепых) или язык жестов, хотя бы азы.
- Научитесь печатать на клавиатуре всеми десятью пальцами.
- Освойте новый вид рукоделия.
- Научитесь различать монеты разного достоинства наощупь.
- Читайте статьи о том, чем раньше никогда не интересовались.
- Старайтесь бывать в новых местах, знакомиться с новыми людьми.
- Пытайтесь говорить на незнакомых языках.

Мозг тоже постоянно нуждается в тренировках. И помните, что то, насколько долго Вы будете «в здравом уме и твердой памяти» зависит в большей степени от Вас.

Москвина Анна Михайловна, врач-терапевт

Видео по теме

Память – это одна из важнейших психических функций человека, необходимая для накапливания, воспроизведение и использование в повседневной деятельности получаемой информации. Снижение памяти или дисмнезия может возникнуть при самых различных обстоятельствах. Чаще расстройство встречается у пожилых людей вследствие возрастных изменений и заболеваний, но также проявляется и в молодом возрасте обычно в совокупности с ухудшением концентрации внимания. Так как подобное состояние существенно ухудшает качество жизни и препятствует нормальной адаптации человека в социуме, заметив признаки расстройства памяти необходимо обратиться к врачу, чтобы тот установил точную причину нарушений и назначил соответствующее лечение.

Провоцирующие факторы

Функциональное расстройство памяти и как следствие ухудшение функции внимания может быть вызвано многими неблагоприятными факторами, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Наиболее частые причины, вызывающие дисмнезии у пожилых и молодых людей выделяют следующие:

  • возрастные изменения;
  • поражение головного мозга и ухудшение кровообращения в нем вследствие инсультов, черепно-мозговых травм, онкологических заболеваний, атеросклероза;
  • болезнь Альцгеймера;
  • бактериальное и вирусное поражение головного мозга (менингит, энцефалит);
  • заболевания других органов человеческого организма;
  • неадекватный прием седативных лекарственных препаратов, наркотическая зависимость;
  • нездоровый образ в жизни в целом при никотиновой и алкогольной зависимости, нездоровом питании, отсутствии физических нагрузок;
  • психологические причины, связанные со стрессом, недосыпанием, умственным переутомлением;
  • гормональный дисбаланс;
  • сахарный диабет, патологии щитовидной железы.

Не следует путать функциональное снижение памяти с элементарной забывчивостью, которая может быть свойственна многим абсолютно здоровым людям. Препараты для лечения дисмнезий должны назначаться врачом на основании причины, приведшей к расстройству памяти.

Человек обладает различными формами памяти и за каждую из них отвечает определенный отдел головного мозга. Так, к примеру, височные доли ответственны за слуховое и речевое восприятие, левое полушарие – за предметное и буквенное, правое – за цветовое, затылочно-теменные области – за пространственное и зрительное и т.д. Соответственно, при поражении конкретного отдела мозга может пострадать тот или иной вид памяти.

Признаки

Если человек забыл чей-то номер телефона или дату рождения, это еще не указывает на патологию, так как человеческой памяти свойственна избирательность и некоторые вещи просто не запоминаются. С медицинской точки зрения на патологическое ухудшение памяти указывают такие симптомы, при которых человек не можжет вспомнить совсем недавние события,
но в деталях рассказывает о том, что происходило с ним несколько месяцев или лет назад. Также тревожные признаки заключаются в том, что индивид не может закрепить и воспроизвести информацию, которую получает в текущий момент времени. При этом обычно происходит нарушение концентрации внимания.

У пожилых людей резкое ухудшение памяти, сопровождающееся выпадением целых временных отрезков, также не относится к вариантам нормы. И хотя с возрастом способность к запоминанию и воспроизведению информации может снизиться, резкая прогрессирующая дисмнезия может указывать на начало болезни Альцгеймера, которая обычно имеет и другие характерные симптомы. Стоит отметить, что современные фармакологические препараты могут поддержать способность головного мозга запоминать информацию и воспроизводить ее, но само заболевание, к сожалению, пока остается неизлечимым.

Диагностика

Чтобы выявить причину ухудшения памяти и внимания необходимо обратиться к врачу, который соберет подробный анамнез и индивидуально назначит необходимые исследования:

  • магнитно-резонансную и компьютерную томографию головного мозга;
  • исследование сосудов головного мозга;
  • ультразвуковое исследование внутренних органов;
  • гормональное и биохимическое исследование крови;
  • электрокардиограмму;
  • исследование функции памяти с помощью специальных тестов и методик, позволяющих выявить признаки ее ухудшения и т.д.

Терапия

Лечение должно начинаться с выявления и устранение фактора, способствующего снижению памяти. Любые терапевтические методы и лекарственные препараты должны назначаться исключительно лечащим врачом.

Помимо медикаментозной коррекции дисмнезия лечится при помощи физиотерапии, в частности электрофореза или введения глютаминовой кислоты. Также лечение проводится с помощью специально разработанных психолого-педагогических методик. Специалист проводит работу с пациентом, в ходе которой он учится заново запоминать поступающую информацию, используя непораженные области головного мозга, также может использоваться метод, при котором больной мысленно воспроизводит образы услышанных фраз, запоминая их. Подобная методика, направленная на улучшение памяти и внимания требует полной отдачи от пациента, но доведя процесс до автоматизма, можно заметить значительные улучшения.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозное лечение ухудшения памяти в пожилом и молодом возрасте обычно включает в себя препараты, действие которых направлено на улучшение мыслительных процессов и концентрации внимания. Как правило, врач назначает медикаменты из группы ноотропов, содержащие необходимые человеку аминокислоты, воздействующие на нейроны в коре головного мозга, стимулирующие восстановление функции памяти и внимания. Ноотропы классического типа обычно прописываются людям после инсультов и прочих нарушений кровообращения мозга, а также тем пациентам, у которых наблюдается физическое и умственное перенапряжение.

Также в ходе медикаментозной коррекции могут назначаться препараты-субстраты энергетического обмена, обеспечивающие нервные клетки необходимой им энергией и некоторые лекарства растительного происхождения, косвенно стимулирующих метаболизм нервных клеток.

Упражнения

В дополнение к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению специалисты рекомендуют выполнять специальный комплекс упражнений для тренировки памяти и внимания. Это могут быть любые настольные игры, будь то шахматы или шашки, заучивание наизусть стихов и отрывков из различной прозы, разгадывание сканвордов, кроссвордов, ребусов, изучение иностранных языков, чтение статей и познавательной литературы на ранее не интересующие темы и т.д. Также в качестве тренировки можно пытаться выполнить привычные повседневные действия с закрытыми глазами.

Также существует специальная методика, называемая мнемотехникой, направленная на облегчение запоминания необходимой информации методом формирования ассоциативных связей. Абстрактные понятия заменяются теми представлениями, которые можно визуализировать или представить кинетическим или аудиальным путем.

Народные средства

Так как снижение памяти часто становится следствием нарушения кровообращения в головном мозге, улучшить состояние сосудов могут помочь не только фармакологические препараты, но и некоторые народные средства, применять которые следует также после консультации с лечащим врачом.

Так помочь в восстановлении памяти может прием настоя семян люцерны. Для приготовления которого чайную ложку сырья заливают 100 мл теплой воды и пьют за тридцать минут до приема пищи трижды в день в течение нескольких месяцев. Также улучшить гемодинамику головного мозга поможет настой из боярышника и листьев барвинка. Чайную ложку барвинка смешивают с половиной литра воды и доводят до кипения на медленном огне, после чего добавляют столовую ложку боярышника и настаивают несколько часов. Народные врачеватели советуют употреблять снадобье по половине стакана примерно за час до приема пищи. Народное лечение рекомендуется проводить в качестве дополнения к основной терапии.

Помимо лекарственных трав для восстановления памяти крайне важен здоровый, полноценный сон, способствующий восстановлению потенциала организма на клеточном уровне, регулярные физические нагрузки, обеспечивающие нормальное снабжение органов кровью и кислородом, а также выработке гормонов, стимулирующих память. Плодотворная работа головного мозга невозможно и без правильного рационального питания. Для того чтобы память не подводила в продуктах питания должно содержаться достаточное количество липидов, железа и других полезных веществ. А вот сладости специалисты рекомендуют ограничить, так как сахарная глюкоза может спровоцировать ухудшение памяти.

Вконтакте

Одноклассники

Плохая память, причины и пути преодоления….

Можете ли вы с уверенностью сказать, где лежат ключи от квартиры?
А в каком месте находится ваша расческа? Какая прическа была у продавщицы в магазине, куда вы заходили недавно? Наверное, подобных мелочей вам не удастся вспомнить. «Подумаешь, ничего страшного!» – скажете вы. И будете неправы.

Легкая рассеянность грозит обернуться в будущем плохой памятью. Сегодня мы поговорим о том, почему возникают проблемы с памятью и как их решить.

Плохая память: причины

Память – мыслительный процесс, объединяющий функции запоминание информации, ее хранение и последующее воспроизведение.

Для того, чтобы щадить нашу нервную систему, уберечь ее от перенапряжения, существует функция забывания.

Обычно мозг старается «стереть» негативнуюинформацию и оградить человека от отрицательных эмоций. Именно по этой причине мы зачастую забываем выполнять те действия, которые нам не по душе.

Если пришло понимание, что с памятью есть проблемы, прежде всего, нужно определить, какой именно вид запоминания стал подводить.

Исходя из времени запоминания, память можно разделить на такие виды:

непосредственная – явление забывается сразу (например, напечатанная и тут же благополучно забытая буква);

кратковременная – информация хранится не более 30 секунд;

долговременная – хранение в сознании запомнившейся информации на протяжении многих лет;

скользящая – явление хранится ровно то количество времени, которое необходимо, затем стирается (к примеру, выученный экзаменационный билет).

Если память ухудшается, причина не в приближении старости или полученной травме, например, тяжелом сотрясении мозга.

Постепенное снижение способности запоминать информацию кроется в нарушении работы мозга.

Обычно это происходит по ряду определенных причин.

  1. Стресс, тревога, переживания. Мозг человека концентрируется на той проблеме, из-за которой он переживает беспокойство. Вследствие этого память ухудшается, человек становится рассеянным.
  2. Алкоголь. Замедляет процесс мышления, снижает восприятие окружающего мира. Подобное действие могут оказывать антидепрессанты и другие успокоительные лекарства.
  3. Курение. Никотин и другие отравляющие вещества значительно ослабляют визуальную и кратковременную память.
  4. Хроническая усталость и недостаток сна – одна из распространенных причин рассеянной памяти.
  5. Недостаток витаминов (фолиевой, никотиновой кислот).
  6. Самая распространенная причина – обычная привычка спешить. Второпях человек не концентрируется на мелочах, вследствие чего быстро о них забывает.

Бросаться в аптеку за лекарствами от «плохой памяти» совсем не нужно. Существует множество методик и способов улучшить запоминание, причем некоторые из них можно опробовать дома или во время поездки в общественном транспорте.

Если забывчивость не является последствием травмы, то с ней вполне успешно можно бороться. Воспользуйтесь следующими советами.

Внимательно относитесь к мелочам. Сосредоточьтесь на деле, которое выполняете, каким бы простым оно не казалось. Решайте задачу, как только вспомните о ней, и пусть сопутствующая информация станет подспорьем вашей памяти. Например, паркуя машину, отметьте, что рядом растут два дерева, а напротив – магазин с вывеской такой-то. Вы задействуете при этом несколько видов памяти, и информация запомнится лучше.

Старайтесь не отвлекаться от поставленной задачи. Зайдя в комнату в поисках, например, ключей, ищите именно их, не обращая внимания при этом на посторонние предметы.

Учитесь включать логику и строить ассоциативные ряды. Например, вы должны запомнить адрес Иванова, 12. Представьте, что у вас есть знакомый с такой фамилией, который зайдет к вам в 12 часов. Таким же образом поступайте с именами. Например, вам никак не удается запомнить фамилию начальника. Придумайте какую-нибудь ассоциацию к ней. Каждый раз, встречая этого человека, воспроизводите в мозгу придуманный образ.

Если память снижается из-за нехватки в организме витаминов, значит, нужно усиленно восполнять их дефицит. Учеными доказано, что ухудшение памяти связано с недостатком железа, цинка, бора. Фрукты, овощи, мясо должны входить в ваш рацион постоянно.

Ну и, конечно, главный враг памяти – неправильный образ жизни. Алкоголь, курение, вредная пища, стрессы и постоянная усталость приводят к нарушениям в работе мозга. Пусть вашим спутником станет здоровый образ жизни, и тогда даже в преклонном возрасте болезни будут вам нипочем.

Вконтакте

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

  • туберкулез легких
  • патологии нервной системы
  • нарушения мозгового кровообращения, инсульт
  • черепно-мозговые травмы
  • нейросифилис
  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.
Похожие публикации