Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Изменение предмета философии в ходе исторического развития предмет марксистско-ленинской философии

Предметом философии является ВСЕОБЩЕЕ в системе «мир - человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Предмет и структура философии отлична от предмета и структуры частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия.

О чем же размышляли и продолжают размышлять те, кого называют философами? Круг философских проблем изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики.

Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Поэтому в качестве основных можно обозначить четыре мировоззренческие проблемы:
1. Проблема универсума, окружающего мира, в рамках которой философия отвечает на вопросы о том, что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, что является первоосновой мира, конечен или бесконечен мир, единственен или множественен, каковы его прошлое, будущее и др. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия раскрывает сущностные принципы устройства мира.
2. Проблема человека, смысла существования человека в мире, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о принципиальных отличиях человеческого существования от иных типов бытия, о смысле жизни человека, о его свободе, - эти и многие другие вопросы составляют содержательное поле проблемы человека в философии.
3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального. При всех содержательных оттенках в трактовке системы отношений «мир-человек», преобладающей в , стала такая ее формулировка, в которой она приобрела форму вопроса об отношении к бытию, сознания к материи. Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии. Основной вопрос философии включает в себя две стороны: онтологическую и гносеологическую. Онтологическая сторона основного вопроса философии - это вопрос о сущности мира, т.е. о том, что чем определяется в своем существовании, что от чего зависит; что существует как нечто самостоятельное, т.е. существует независимо от другого (как субстанция), а что является производным от этой субстанции (материальное или духовное, объективное или субъективное, природа или ). В зависимости от ответа на вопрос, что первично, а что вторично, философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Существуют различные исторические формы материализма и две основные разновидности идеализма - объективный и субъективный.

Материалисты - это те философы, которые считают природу, материю первичными, существующими независимо от духовного, от сознания. При этом сознание (дух) не отрицается, а понимается как свойство, функция материального, т.е. сознание - вторично по отношению к объективной реальности.

Идеалисты придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что в основе мира лежит духовная сущность в различных формах: Идея, Мировой Разум, . Идеалисты считают, что сознание существует самостоятельно, а сознание человека - есть проявление субстанции в человеке.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии - это вопрос о познаваемости мира. Это вопрос о том, способно ли человеческое мышление, сознание познать природу, могут ли люди иметь правильное представление о мире, его закономерностях, могут ли они, опираясь на эти представления, изменять окружающий мир в нужном им направлении. В зависимости от решения этого вопроса выделяется две основных позиции: позиция гносеологического оптимизма и агностицизм.

Сторонники гносеологического оптимизма признают познаваемость мира, агностики (от греч. - непознаваемый) - придерживаются противоположного мнения. Они полагают, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, и более того, мир принципиально непознаваем.

4. Проблема бытия человека в «мире людей», связана с решением межличностных, социальных отношений. Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца в «Утопии» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества.

В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора того или иного произведения с читателем, которые зачастую разделены веками, вследствие чего читатель проникает в смысл произведений и «творит» свои личностные смыслы.

Поиск согласия, взаимопонимания, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих становятся ведущими философскими темами в функционировании современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских проблем не может быть полностью изолирована от другой. Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет тому или иному направлению, той или иной философской теме.

Следует отметить, что на протяжении исторического развития философии менялись акценты в решении основных философских проблем. В современной философии происходит перенос акцента на развитие отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия техники, философия науки, философия религии, философия культуры и т.д.). Сегодня большое внимание уделяется проблемам противоречивости социального развития в условиях техногенной цивилизации, анализу языковой реальности, проблеме человеческого бытия как существования «человека-в-мире». Вместе с тем, как бы не менялись содержательные акценты в современной философии, постоянная составляющая философской проблематики всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека в мире». Именно эти проблемы или теоретические ориентации философского познания задают контуры предмета философии как уникальной формы духовно-теоретической рефлексии над фундаментальными основаниями человеческой культуры.

Мы обозначили отдельные контуры проблемного поля философского знания , позволяющего проследить динамику и отметить многообразие предмета и структуры философии. Все это находило отражение в структуре философского знания, которое включает в себя следующие разделы:
- Онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущею, об общих принципах и закономерностях существования природы, общества и человека.
- Гносеология - раздел философского знания, в кот ором изучаются особенности процесса познания человеком внешнего мира, проблемы природы познавательного процесса и его возможности, проблема соотношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания.
- Аксиология - философская дисциплина, занимающаяся исследованием природы ценностей, их иерархии, структуры, взаимосвязи, а также их места в человеческом бытии.
- Философская антропология - философское учение о человеке в многомерности его существования. Философия рассматривает человека как особый род сущего, отличный от всех других существ. Философская антропология исходит из того, что помимо социальных характеристик, порождаемых особенностью социальной среды и эпохи, а также биологических и других природных качеств, в человеке заключено то, что можно назвать собственно человеческим. Это означает, что человек и жизнь человека обладают характеристиками универсального , приложимыми к любой эпохе, к человеческому бытию в различных социальных и природных условиях, независимо от их конкретных особенностей.
- История философии. Рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское наследие мыслителей прошлого, а также современных авторов. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление того, что в них может представлять ценность для современности и будущего.
- Этика - философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, исследует ее генезис, природу и внутреннюю структуру. Главные темы размышлений этической теории: что такое добро и зло, свобода человека, счастье, справедливость и т.д.
- Эстетика учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышления эстетики - прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и т.д. Эстетика осмысливает проявление эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствоведением.
- Социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории, исследует проблемы ее движущих сил.
- Логика - наука о формах, законах и методах деятельности.

Все разделы философского знания тесно связаны между собой, хотя и не сводимы друг к другу.


1. Предмет, основные функции и структура философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

Философия - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф.

Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Это та область дух. деятельности чел., в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру , т.е. на чел., познающего, преобразующего, и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

Философия выступает в двух ипостасях:

1. как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности


  1. мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

  2. методологические. Философия выступает методом познания.

  1. Смысложизненные.
Законы философии явл. Предельно абстрактными, отвлечёнными.

1.Материализм . Исходной реальностью явл. Сам объективный мир, а наши представления о нём – следствие его саморазвития.

2.Идеализм. Исходной реальностью явл. Идея.

Объективный: Платон, Гегель. Реально существует сверхчеловеческое, божественное сознание.

Субъективный: Софисты. Первичным явл. Сознание человека.
2. специфика философского знания. Основные функции философии.

Результатом философской рефлексии являются философские знания.

Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

1. Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным .

2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру , причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

Следует разделение функций философии на:

1.мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

2. методологические. Философия выступает методом познания.

А)Диалектика – метод, в соответствии с которым мир изменяется непрерывно, развивается.

Б) Метафизика – метод, в соответствии с которым сущность мира явл. Неизменной, всегда тождественной себе.

3.Смысложизненные.
3. Основной вопрос философии. Понятие «мировоззрение» и его структура.

Основным вопросом философии явл. Вопрос об отношении субъектов и объектов. Как наше сознание связано с материей?

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онто­логии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития , существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?

2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полу­ченные результаты - истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразо­вать мир; где границы допустимого вмешательства в естес­твенное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности.

5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

1. Учитывая различия субъектов мировоззрения , можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

2. Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:


  • Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

  • Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

  • Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

  • Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.
3. Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

  • Обыденное мировоззрение, формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, которые не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

  • Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фак­тором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализа­тор­скими - оно формируется как результат сознательного критического отно­шения к миру.
Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.

Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.

Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

4. Зарождение европейской философии в Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Пифагорейский союз, Демокрит).
Др. греческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанных греками. Здесь раньше развилась работорговля и выросшая на их основе культура.

Произошло освобождение мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем. А произошло это при развитии классового общества и государства. Возникли философские и в первую очередь космологические системы. При отсутствии средств экспериментальной проверки гипотез число систем было велико , что означало многообразие философских типов объяснения мира.

Первые учения - г. Милет VII-VI в. Д.н.э - Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что

превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

ФАЛЕС. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено.

АНАКСИМАНДР. ВВел понятие первоначала всего сущего - архе и считал таким первоисточником апейрон, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем

вещам. Их борьба порождает космос, горячее - огонь, холодное - небо и земля. Апейрон не имеет границ, он беспределен.

АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух вечен и подвижен, сгущаясь, образует облака, затем воду, затем землю и камни. Разрежаясь - огонь.

ГЕРАКЛИТ. Диалектический материализм.

Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещество - это огонь. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь.

Миром правит "логос" (закон, необходимость).

Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противоположность(холодное в теплое,

Влажное в сухое и наоборот).

Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными.

Последов Пифагора объединились в союз. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные

существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ. монада(единица) - это

мать богов, всеобщее первоначало и основа всех прир.явлений. Двойка - это

принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует

тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон.

Четверка - образ четырех элементов прир.

Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество , правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга(в отличии от Гераклита).

Учение Демокрита. Исходное положение атомистической системы - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела.

Атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности.

«Философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину».

Атомы - всевозможно мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются "видики" – материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры.
5.Философские воззрения Сократа и софистов.

В 5 в д.н.э на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Греции пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений - нар.собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились учителями риторики, политических знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего знания и большая роль, кот. приобрела в то время философия, привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопросами фил. и мировоззрения. Их стали называть “софистами ” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной , точки зрения. Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.

Философское течение софистов неоднородно. Наиболее характерно для всех представителей Софизма явл. тезис о относительности всех чел. понятий, этических норм и оценок.

Старшая группа : Протагор (481 - 411днэ), Горгий, Гиппий и Продик.

Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об отностительности всех восприятий, Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Протагор: “Человек есть мера всех вещей, существующих чо они сущ., и не сущ., что они не сущ.”

Горгий . Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если оно познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо.

Старшие софисты были крупными спецами в вопр. права и общ-полит вопросах.

Младшие софисты .(6 вднэ) В их учениях особенно выделяются этические и соц идеи.

Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)

Фразимах распространил учение об относительн. всякого знания на соц. этические отношения и утверждал, что справедливость это то, что полезно сильному.

СОКРАТ. Собрал вокруг себя многочисленных учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступления самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание)

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчиняет. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо.

В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.

Сократические школы : мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор атеист:” ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение мимолетно, его трудно получить, оно преходяще, но если смысл жизни в насл. которое так трудно получить , то стоит ли жить?”

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Все единичное _ лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

Понимание сущности предметов и объектов интересов, которые формируются, становятся и реформируются в процессе изучения до стадии удовлетворения потребности в познании сущности чего-либо человеком.

Нам всегда сначала кажется, что мы видим и понимаем предметы. Но то что мы видим не всегда обозначает истину, ведь рассматривать ситуацию, предмет, чувства можно абсолютно с разных сторон.

Каждый раз, занимая новую позицию, мы открываем в уже знакомых нам понятиях что-то новое - это и есть философия.

Каждый человек способен думать, каждый имеет свое собственное мнение. Эти мысли и являются бессознательными знаниями об окружающей среде, основании бытия.

Понять предметы гораздо проще, чем какие-то глобальные и даже нематериальные понятия, которые невозможно потрогать: природа в целом, дух, строение мира.

Более глобальные понятия требуют более глубокого изучения, которое не всем доступно. Вообще, способность к философии необходимо развивать каждому человеку, ведь делая собственные выводы, которые зачастую отличаются от общественного мнения, мы становимся особенными, отличаемся друг от друга.

Чтобы выучить философию природы, множество людей приходили к разным концепциям, в процессе изучения было открыто множество фактов, которые в последствии использовались в других науках.

1. Что является предметом философии?

Предметом философии является – от малого до большого и наоборот: от человека и до среды его пребывании, способы познания и мышления.

Основными предметами философии на сегодняшний день является человек, общество и сам объект познания. На другие вопросы, которые интересовали наших предков, ответы уже нашлись, поэтому круг изучения предмета философии постепенно будет сужается до появления нового революционного прорыва в сознании, который сформирует новые актуальные предметы философии.

– один из наиболее исследованных аспектов существования, который исследовался с самого раннего периода развития людей. Актуальным данный вопрос является и по сей день.

Человек всегда интересовался откуда он появился, как устроено его тело, что заставляет его принимать те или другие решения. Человек был предметом философии из самых начал своего существования. Так, в период античности, изучение человека проводилось при помощи метафизики.

В период средневековья человеческую сущность объясняли теологией. Новое время заставляет изучать человека с более научных точек зрения, у которых есть математические и механические формулы.

Следующий этап – это изучение человека при помощи изучения биологии.

За все время существования философии появилось множество концепций, которые отчасти объясняют все механизмы, происходящие внутри нас. Сочетание всех этих знаний дает возможность сделать общую картину существования людей.

С точки зрения философии к изучению человека подходят в 3 этапа.

  • Первый этап позволяет изучить человека как самого умного обитателя нашей планеты.
  • Второй – историю формирования человечества.
  • Третий этап – это изучение каждого индивида отдельно.

Именно изучение человека по отдельности сформировало такие понятие, как личность, индивидуальность. Все эти понятия на самом деле являются разными и требуют тщательного дополнительного изучения.

Познание правил и принципов общества, методологическое изучение идей, которые реализуются общественными научными познаниями.

Разделяют 2 подхода к изучению общества. Первый является исходным пунктом объяснения всех материальных благ, а второй – изучает духовную часть.

Важно изучать общество начиная с оценки личности. Существует несколько течений изучения общества. Так, теория марксистов базируется на том, что именно общество формирует правила поведения, культуру и другие социальные факторы. В свою очередь, экзистенциализм изучает общество исходя отдельно от каждого человека.

А согласно учениям новых кантианстов, в обществе формируются законы и правила , аналогично как и в природе формируются свои законы. Законы формируются согласно эпохе, в которой проживает человек, исходя из его потребностей.

Каждые течения подходили к оценке общества со своей стороны, изучая в первую очередь то, что актуально на данный момент времени.

Является одним из сложнейших предметов исследования, поскольку базируется оно на различных методиках, которые усовершенствуются по сей день.

Это ощущение и восприятие, представление различных образов и понятий, которые формируют собственную точку зрения.

Познание изучают с разных точек зрения. Так, можно изучать от обратного – отрицать какое либо явление. Также есть скептическое направление познания, рациональное, критическое, реалистическое. Каждый из этих методов имеет своих последователей.

Основной проблемой, которую изучают при исследовании познания является отношение человека к миру. Проблема актуальна как начиная с древних времен, так и по сей день.

В древние времена, через недостаток научных исследований для познания мира, использовались религиозные, мифические, мистические догадки, которые на сегодняшний момент мало пересекаются с реальными методами познания.

1.4. Предмет изучения философии

Изучая философию, мы определяем, что является предметом философии. Достаточно длительный период времени знания, которые общество получало от отдельных наук, являлись именно предметом философии. Такие принципы использовались вплоть до 18 века. При этом предмет философии зачастую разбивали на более мелкие части, которые было удобнее исследовать.

Если древние греки изучали природу, то позднее, во времена Аристотеля люди начали интересоваться не только природой, но и целым миром.

Христианские философы, которые долгое время трактовали собственные предметы философии, изучали в основном отношения между человеком и Богом. В новый же период времени больше внимания стали уделять именно методам познания. Опять же, в эпоху просвещения человек стал одним из главных предметов изучения. Основная цель исследований была направлена на получение ответа причин существования человека и установке его жизненных целей.

Подытожим: предмет философии, что это такое - рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается философия и как она сочетается с другими науками и методами познания. Другими словами можно сказать, что в целом предмет философии – это совокупность различных вопросов, которые касаются взаимоотношений человека в мире.

2. Историческое развитие предмета общей философии.

2.1 Формирование предмета философии

С началом передачи информации при помощи письменности и развитии цивилизаций появились первые очертания философии как науки. Центрами развития философии с древних времен была Индия, Китай, Египет, Греция и Рим.

История восхождения философии длиться более чем 2 с половиной тысячи лет.

Основными проблемами, которые затрагиваются весь этот период, являются поиск причин бытия, познание мира и объяснение причин существования человека, его цели жизни и отношение с высшими силами. Вопросы познания формировали и нравственность общества.

Формирование предмета философии базируется не на поиску одного объяснения какой-либо проблемы, а поиск всех возможных вариантов рассмотрения причин и следствий.

Философию начали рассматривать как:

  • специфический метод восприятия мира;
  • форму общественного сознания;
  • науку о принципах существования и отношения человека к природе;
  • учение о методах познания мира;
  • вид особенной духовной деятельности, которая всесторонне развивает человека.

Большинство философов все-таки считают, что философия – это не просто мыслительная деятельность, это наука, которая базируется на теории и опыте, имеет дело со сложными понятиями, выводами, принципами, закономерностями и гипотезами.

Историческое изменение предмета философии зависит от факторов развития цивилизации, потребностей людей. Изучая предмет философии и его историческую динамику, можно выделить несколько этапов развития предмета философии.

Так, в период 1 тысячи лет до нашей эры главным заданием философии являлись систематизация мысли, формирование идей о появлении мира, наполнение смыслом понятий «мудрость», «значение».

С появлением христианства (1-4 век нашей эры) философия бытия полностью изменилась. Так, основным предметом изучения стало взаимоотношение человека с Богом.

В Средневековье , когда религия стала фактически «монополистом» по формированию общественного мнения, философии отводилось незначительное место. Можно точно сказать о некотором спаде философии как науки, поскольку инакомыслие не допускалось в обществе.

Историческая динамика предмета философии возобновилась в эпоху нового времени , когда люди опять начали задумываться о других вариантах своего развития. Мало того, в 17-18 веке люди надеялись на то, что при помощи философии как науки создастся универсальная модель, которая сможет содержать всю информацию о мире и места человека в нем.

2.3. Эволюция предмета философии.

Эволюция предмета философии проходила 3 стадии:

  • Первой стадией можно считать космоцентризм - то есть объяснение всего происходящего на земле через влияние космоса.
  • Второй стадией эволюции считается теоцентризм - объяснение всего происходящего, как результат творения Бога или другой сверхъестественной силы.
  • Третьей стадией эволюции можно смело считать антропоцентризм – то есть, на первое место выдвигаются проблемы человека и человечества в целом.

Основной спецификой философии является ее двойственность, или взаимоотношение с другими науками и знаниями. Философия подкармливает новые достижения, усовершенствует знания по другим наукам. Какой бы не была эволюция взглядов на предмет философии, его суть всегда объясняется только с теоретической точки зрения. Если наукой подтверждается тот или иной факт, предмет философии исчерпывает себя или деформируется в новый .

Философия всегда была подвержена влиянию эпох, различных субъективных толкований представителей философских школ. Но пока что извечными проблемами так и остаются – бытие, материя, движение и пр.

3. Место и роль предмета философии в обществе и мировой культуре

Роль предмета философии в обществе и мировой культуре формируется несколькими факторами:

  • уровнем развития цивилизации;
  • уровнем развития личности;
  • научным прогрессом;
  • влиянием культуры и религии на формирование интересующих вопросов и бытии и значения человека в обществе / мире.

3.1 Предмет философии и её место и роль в обществе

Изучая предмет философии и ее роль в обществе, необходимо помнить, что все философские достижения являются только теоретической основой мировоззрения, но философия решает проблемы ориентации человека в обществе, в мире духовных идей и ценностей.

Эти важнейшие ответы на вопросы позволяют обществу спокойно существовать, не прибегая к панике, формировать свои цели и задания , которые необходимо решить в течение жизни, поддерживать развитие человечества и цивилизаций.

Предмет философии и ее роль в жизни общества формирует костяк - основание функционального назначения философии. Основные задания - более глубоко изучаются и конкретизируются. Вырабатываются новые категории мышления, которые лучше всего отражают связи и отношения вещей, которые формируют основу предметного мира и мышления.

3.2. Предмет философии и её место и роль в мировой культуре

История культуры показывает, что по своей форме и содержанию философия – многовариантная наука . В европейской культуре значение философии неоценимое, так как именно благодаря ей сформировалась любовь к мудрости, культуре, познанию. Именно в философии и находится источники жизненной мудрости, которые переносятся народами с поколения в поколение. Так, например, философия Платона базируется на мифологии, в которой царствует Сократ – мыслитель, который олицетворяет мудрость.

Римские же философы превратили философию в правила морали и поведения человечества.

Средневековая философия стала служанкой богословия, а в новое время стала решающей силой для развития науки.

Сейчас же мы знаем, что философия существует по строгим научным правилам классиков философской мысли: Кант, Гегель, Гуссерль. Философию, как художественное повествование донесли нам такие мыслители, как Достоевский, Манн, Гессе и пр. Но необходимо отметить и тот факт, что философию «пишут на заказ» для общества, которое нуждается в ответах на вопросы, ставшие актуальными на сегодняшний день.

Какую бы форму не принимала философия, она всегда будет решать социокультурные задания и выполнятся с разной степенью успеха в жизни человека и общества в целом.

Проблемы формирования предмета философии возникают в основном по причинам:

  • не подтверждения практикой теоретических мыслей,
  • субъективного мнения философов,
  • быстрому развитию науки, что зачастую может полностью перестроить уже установленную картину бытия.

История философии породила 3 проблемы, которые решаются по сей день.

Первой является бытие человечества , а сам человек рассматриваться как центр социальных отношений. То есть сама суть существования и объясняется поведением человека в обществе; сама же философия как наука проявляется именно там, где формируются социальные взаимосвязи. Такие философы как Маркс и Энгельс пришли к выводу, что многие социальные науки стоит объединить с философией, поскольку они являются формой исторического и социального знания.

Вторая проблема. Человек и бытие носят ценностно-смысловую нагрузку. То есть рассматривается ценность бытия не в целом, а лично для каждого человека. Здесь возникает проблема разделения объективного и субъективного мышления, поскольку для каждого человека существуют свои собственные цели бытия. Основой проблемой является изучение человеческого разума, как высшего разума на земле.

Третья проблема - бытие и человек рассматриваются как материально-духовные субстанции. Здесь изучаются связи духовности и материального состояния человека. При этом важно выяснить из какой субстанции происходят явления, откуда они возникают и куда пропадают.

4.1 Предмет философии и специфика философских проблем по его определению

Основной спецификой проблем философии является, то что в процессе поиска ответа необходимо выявить взаимосвязи между разными типами знаний и готовых ответов , а в тот же момент необходимо учитывать отличия друг от друга.

Философские домыслы - системны и рациональные, они базируются на неких предположениях и логических выводах и достижениях. В этом можно определить сближение философии к научным исследованиям.

Выводы, которые получают философы с процессе исследований, являются целостными выражениями мира, отношением к нему человека, духовное определение мира на уровне всех возможных взаимосвязей.

Любое знание должно формировать общую картину мировоззрения (научную, религиозную или философскую). В этом свойстве и формируется специфика философии как науки, поскольку она гибкая, но всегда характеризируется всеобщностью.

Еще одной спецификой философских проблем является значение философии и ее принципов для каждого человека по отдельности. В этом философия близка к религии, формировании художественной эстетики.

В философии каждая личность обращает внимание на то, что соответствует ее идеалам и правилам морали.

Можно сделать вывод, что предметом философии являются явления, принципы и предметы, появление, существования и будущее которых человек не может объяснить с научной точки зрения, или других точек, которые соответствуют его моральному и духовному развитию.

Предмет философии развивается с развитием общества. Если для древних людей были важны взаимосвязи человека с космосом, то в эпоху христианства более важными становились отношения человека и Бога.

Во времена, когда философия как наука была вытеснена христианскими догмами, предметы для изучения философии постепенно исчезали, но только до того времени, когда не последовали революционные научные открытия, доказавшие важность философии как науки.

С развитием науки стало больше уделяется внимание развитию человека, его месту в обществе и мире. На сегодня такие предметы философии как бытие, цель жизни остаются одними из наиболее востребованных, они имеют достаточно много вариантов изучения и воспринимаются человеком соответственно его научному и духовному развитию.

Каждая наука имеет свой строго фиксированный предмет. Как правило, он не меняется на протяжении ее существования, возможно, уточняется, но не более. (Сформулируйте для себя предметы самых известных для Вас наук). Философия представляет в этом плане явное исключение. Начнем с того, что вопрос о предмете философии до сих пор вызывает споры.

В древнегреческий период философия представляла собой совокупное знание, включающее в себя и то, что впоследствии назовут собственно философией, и то, что назовут наукой. В то время сформировалось стремление охватить всеобщее, как то, что присуще всему, и роль в этом сыграло понятие логоса. Вопрос состоит в том, как понимать это всеобщее. Древнегреческая натурфилософия считала своей задачей ответить на вопросы о природе, о первопричинах мира, о его противоречивой целостности, состоящей из единства и многообразия одновременно.

В период упадка античности проблема единичного и общего из сферы практического интереса уходит в сферу логики. Это во многом в связи с распадом социально-политической общности античного общества, когда проблема гражданин и полис перестала волновать умы. В результате в философии крепнут мотивы случая, судьбы, личность замыкается в самой себе и в себе же ищет источник смысла жизни, в школах стоиков, эпикурейцев, скептиков развиваются идеи индивидуализма. Проблемы этики : счастье, смысл жизни, становятся центральными в философии. Постепенно происходит поворот от разума к вере, от философии к религии.

Средневековая философия сделала своим предметом Бога . В соответствии с идеей креационизма мир представляет собой интерес как творение Бога и рассматривается в качестве более или менее удачной реализации божественного замысла. Окружающее, да и сам человек, сравниваются с идеалом, и философия стремиться понять и сформулировать этот божественный идеал. Средневековую философию нередко называют «служанкой богословия», однако это не означает, что в ней не было самостоятельных и ценных достижений. Просто все проблемы мира и человека рассматривались через призму божественного, что, безусловно, отразилось на характере постановки вопросов и своеобразии их решений.

Эпоха Возрождения вновь перемещает интерес философии к природе (натурфилософия) и к человеку, его свободе, достоинству, возрождая тем самым идеи античности. После нескольких веков сна разума познание мира в его земных, индивидуально преходящих и несовершенных особенностях вновь вызывает бурный интерес. До тех пор, пока наука еще не стала особым социальным институтом, фактически вплоть до 17 века, философия оказывалась при таком подходе «госпожой наук ». Эта роль была определена тем, что науки того времени не способны были выйти за рамки опыта, эксперимента в отдельно взятой области исследования. А философия в своих попытках понять всеобщее оказывалась выше и глубже любой из наук. Материя, которая интересовала философа, находилась вне опыта и конкретного знания, она могла постигаться лишь умозрительно, то есть силой ума. И в то же время это были положения, которые могли дать всем наукам вместе и каждой из них в отдельности путеводную нить исследований, понимания мира как целого.


С развитием наук и выходом их на теоретический уровень, ситуация стала меняться: претендующая на роль науки наук натурфилософия начала превращаться в абстрактные рассуждения без достаточной фактической базы. Для представителей естественных наук, тесно связанных с экспериментальным знанием, это было практически равносильно тому, что такая философия ни им, ни кому бы то ни было не нужна. Позитивные знания частных наук должны заменить, по мнению одной из философских школ, позитивизма (О. Конт , Дж.Милль и др.), спекулятивные натурфилософские рассуждения, при этом «наука сама себе философия».

Природа как предмет философствования исчерпала себя. Философия, по словам Витгенштейна , раздала свои богатства подобно королю Лиру и осталась ни с чем. Параллельно было высказано предположение, что место философии определяется нейтральной землей между наукой и религией. Были, кстати, и совсем уничтожающие философию идеи: ее задача - изучение науки и даже не столько науки, сколько языка науки (неопозитивизм), поскольку от выбора языка во многом зависит и облик научной теории. Правда, идеи эти появились значительно позднее, уже в 20 веке.

Таким образом, натурфилософское понимание предмета оказалось исторически ограниченным и даже трагичным, но не единственно возможным для философии. Постепенно на протяжении эпохи Нового времени укрепилось иное понимание ее предмета - сам процесс познания - гносеология . Каким образом мы познаем окружающий мир, какие у нас возможности и средства, какие проблемы встречаются на нашем пути, что такое знание, чем отличается знание обыденное от научного, каким должен быть итог процесса познания, что есть истина и как проверить наши знания на истинность - эти и другие вопросы не изучает ни одна наука, хотя каждая из них непосредственно вовлечена в процесс познания.

Исследуя процесс познания, философия сделала важнейшее открытие: все, что мы изучаем, зависит в конечном итоге от самого человека. Именно он является субъектом познания, причем в соответствии со своими возможностями, он строит картину мира, во многом в соответствии со своими заблуждениями, идеологическими установками или ограниченными знаниями. Кроме того, человек, как это ни парадоксально, живя в природе, не видит ее, он общается лишь с очеловеченной частью природы, создавая вокруг себя искусственную среду - культуру. Видимо, чтобы ответить на вопрос, каков мир, нужно сначала разобраться в вопросе, каков сам человек. Начиная с идей выдающегося немецкого мыслителя Канта , философия все больше осознает в качестве своего предмета человека, становясь, в первую очередь, философской антропологией. Именно такое понимание предмета характерно и для большинства школ современной философии .

Несмотря на то, что представление о предмете философии менялось существенно на протяжении ее исторического развития, общим для философии любой эпохи оставалось стремление вскрыть всеобщие свойства, связи и отношения, присущие миру, обществу, человеку, познанию. Благодаря этому философия всегда претендует на формирование абсолютных, вневременных норм и идеалов, которые, однако, всегда в конечном итоге связаны с настроениями соответствующей эпохи, являются ее квинтэссенцией. Не случайно Гегель называл философию «эпохой, схваченной в мысли». Причем многообразие философских направлений, школ, идей нисколько не нарушает общего целостности философии, напротив, кажущаяся пестрота идей лишь обогащает единый философский процесс. Конкретные особенности философских систем, конечно, преходящи. Но общая проблематика остается неизменной. Неизменен и общий философский подход к миру.

Среди вариантов понимания предмета философии можно назвать и следующие:

- Марксистско-ленинская философия : философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания.

- Постмодернизм : предмет философии - культура.

- Эксистенциализм : предмета нет вообще, поскольку философия не является наукой. Ее назначение - размышление о собственно человеческих проблемах для ориентации в человеческой деятельности.

Попробуйте проанализировать эти точки зрения, выделить их сильные и слабые стороны. Сделайте это вновь после того, как Вы познакомитесь с основными философскими проблемами.

Философия, ее роль в жизни общества и человека

2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии

Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того, по отношению к разным наукам этот процесс до сих пор находится в различных стадиях, не говоря уже о гуманитарном знании. Как отмечалось уже при рассмотрении генезиса философии, существенно важно было отделить философию от мифологического сознания, показать ее связи с "протознанием". В период Средневековья, Возрождения и начала Нового времени (еще Галилей, один из основателей науки и соответствующего стиля мышления, был осужден церковью) философия и наука помогали друг другу в защите своих прав от теологии, хотя, как отмечают некоторые ведущие отечественные исследователи (например, В.В. Соколов, П.П. Гайденко), ряд теологических идей сыграли положительную познавательную роль в развитии философских воззрений (например, понятие Бога, по мнению В.В. Соколова, было призвано как-то закрепить результаты познавательной деятельности и поддержать его в стремлении к дальнейшим успехам на этом пути. (В.В. Соколов. "Европейская философия XV--XVII веков").

Затем предпринимались попытки классификации наук. Не анализируя здесь все принципы классификации, скажем только о выделении теоретических наук об общем и эмпирического, частно-научного учения. Кроме того, частно-научное знание на протяжении многих вв. не имело в своем составе высшего теоретического уровня осмысле Этим занималась именно философия.

Соответственно проходила и смена типов философского знания доклассический период (до XIX века): метафизика, натурфилософ уже понимаемая как "царица наук", и далее, в постклассическом период, мета-наука и мета-философия. Эти вопросы будут расставаться далее.

Выяснение взаимоотношений философии с частными науками историческом аспекте в целях выявления и уточнения предмета философии невозможно без анализа концепций "распочкования предмета философии" и "предметного самоопределения философии". С позиций приверженцев первой концепции, философия в связи с развитием частных наук все более сужает свои рамки. "Философия подобна королю Лиру, который роздал детям все свое имущество которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу" (В. Виндельбанд "Прелюдии. Философские статьи и речи"). Философия, по мнению, не выходит за рамки частно-научного знания, выступает как учение о науке вообще и о методологии.

Однако дело в том, что науку отличает от иной совокупности знания не только наличие самостоятельного, четко очерченного и устойчивого предмета исследования, но прежде всего способность выявить специфические законы в своей предметной области. В этом плане философия всегда наука о всеобщем, хотя как раз понимание всеобщего в ту или иную эпоху и в различных философских системах и составляет суть процесса предметного самоопределения философии.

В исторически первых философских школах формировалось начальное, стихийное представление о специфичности предмета философского знания -- о единых законах макро- и микрокосмоса(речь идет о человеке; так греки выражали единство всех явлений мира) поскольку объект философии начинал проявляться и изучаться на уровне "живого созерцания". Так, Гераклит из Эфеса считал противоречие источником (читай -- "законом") всякого движения.

Понимание философии как учения о всеобщем ("теоретическом", пока еще выделяемом как уровень познания в отличие от знания частного и прикладного характера) встречается у первого систематизатора философского знания Аристотеля. Согласно его точке зрения, всеобщие характеристики действительности должны представлять предмет "первой философии" или "метафизики" (то, что после физики, под физикой греки понимали и природу, и науки о ней).

Немецкая классическая философия, также признающая философию как науку о всеобщем, внесла свои коррективы в понятие всеобщего. Здесь это не только теоретический уровень исследования) проблем, а и мышление в высших своих проявлениях, черпающее из себя самого материал для познания. Как писал Гегель, "это происходит так, что каждое частное понятие выводится из самого себя порождаюшего и осуществляющего всеобщего понятия, или логической идеи". Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета философии как науки, а лишь уточняют и углубляют его понимание.

Следующий момент в процессе предметного самоопределения философии связан с уточнением ее мировоззренческой сущности, а именно, с отношением человека к миру и мира к человеку, но во все той же ипостаси всеобщности. Это относится к уяснению специфики социального познания, изучающего всеобщее в общественных отношениях; к возникновению концепций, общий смысл которых -- достижение мудрости, то есть целей практического разума; в развитии философской антропологии; в возникновении таких философских наук, как этика, эстетика, культурология, наукоучение; в развитии философии истории, политики и т.п. Дальнейшее изложение материала по основным философским проблемам по мере их возникновения в истории философии наполнит высказанные положения разносторонним содержанием.

"Извне нет доступа в философию, ибо лишь сама философия может решить, чем быть философии, и быть ли ей чем-нибудь. <...> Право и обязанность философии -- определять свой предмет с большей независимостью от данности, чем то бывает в других областях знания, приводит к различным формам постановки проблемы в разных философских учениях. Во всех других науках существует какая-либо общезначимая цель, как бы увенчивающая собой все многообразие специальных задач. Только в философии каждый оригинальный мыслитель определен не только тем, как он отвечает на известные вопросы, но также и тем, как он ставит их -- ставит не в смысле отдельных проблем, а вообще, --как он спрашивает о философии). Например, Эпикур определяет ее, как средство к достижению блаженной жизни на основе разума. Для Шопенгауэра (немецкий философ XIX века) она -- стремление проникнуть с помощью представления в то, что само по себе представлением не является, -- т.е. по ту сторону мира эмпирических явлений, с которыми имеют дело другие науки. Средневековая философия рассматривает философию как служанку богословия, как совокупность приемов для обоснования религиозных истин. Для кантианства философия есть критическое уяснение разумом самого себя, и она определяется, с одной стороны, как чисто этическое уразумение того, что в жизни человека обладает значением идеала, а с другой же -- как чисто познавательная переработка миропонимания, преодолевающая противоречия, заложенные в последнем. Это многообразие философских целеполаганий, которое можно было бы намного увеличить, недвусмысленным образом показывает, что <...> философ <...> на деле <...> уже наперед придает постановке (вопроса.) характер, соответствующий ответу, который он хочет дать на вопрос." (Г. Зиммель. "Сущность философии").

Анализ взаимосвязи философии и науки

Для дальнейшего рассмотрения соотношений философии и науки важно, прежде всего, дать определения философии и науке и тем самым разграничить эти понятия. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности...

Античная и социальная философия

мировоззрение античный философия пространство Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире...

Василий Великий и его "нравственные правила"

Вхождение иудейского и языческого мира в христианскую Церковь началось уже в первые века христианства...

Генезис философии. Становление философского сознания

Исторические типы философии

Главный смысл изучения истории философии состоит в получении знаний о логике развития и содержании мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались...

Исторические типы философии

Основные проблемы и начала философской антропологии

Предмет философии изменялся со временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях...

Предмет и объект в философии

Рассматривая различные варианты понимания философии на всем протяжении ее истории, можно обнаружить, что для них характерно признание своеобразной "двойственности" ее предмета. Философия всегда рассматривалась, с одной стороны...

Предмет и функции философии

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” -- любовь и “sophia” -- мудрость и означает любовь к мудрости. Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае...

Теории бытия, сознания, исследование человеческой сущности

Классическая философия повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др...

Философия и её роль в жизни общества

В историческом плане представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Широко известно, что в условиях античности философия была наукой наук. По мнению Аристотеля «Философ, надо полагать...

Философия и культура

К числу основных функций философии следует отнести: методологическую, идеологическую, гносеологическую, мировоззренческую, практически-деятельную. Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того...

Характерные черты средневековой философии

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.).Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования...

Похожие публикации