Франция собор парижской богоматери. Собор парижской богоматери в париже

Адрес: Франция, Париж, 4-ый округ, остров Сите
Начало строительства: 1163 год
Окончание строительства: 1345 год
Архитекторы: Жан де Шель, Пьер де Монтрей
Высота башен (колоколен): 69 м.
Основные достопримечательности: Терновый венец, гвоздь (которым был прибит к кресту Иисус Христос), и часть самого креста, колокола собора, большой орган
Координаты: 48°51"10.7"N 2°21"00.6"E

Начиная материал о легендарном Нотр-Дам де Пари, хотелось бы сразу отметить, что описать историю, легенды, особенности архитектуры величайшего в мире католического храма вкратце не получится. Правильнее будет сказать, даже краткий рассказ об этом удивительном месте потребует много времени.

Практически все французские гиды, проводящие экскурсии по Парижу , зачастую говорят, что во время того, как они рассказывают историю Собора Парижской Богоматери и знакомят туристов с его архитектурой, внутренним убранством и бесценными сокровищами, их не покидает ощущение того, что они находятся в месте невероятной силы. В соборе, у которого почти в любое время суток можно увидеть огромные толпы людей, действительно все пропитано атмосферой мистицизма и таинственности.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

Наверное, именно по этой причине каждый год посмотреть на легендарный Собор Парижской Богоматери приезжают почти 14 (!) миллионов человек . Это число просто ошеломляет, вряд ли на нашей планете можно найти еще одно такое культовое место, которое словно магнит притягивала бы к себе столько людей ежегодно. Даже блеск Версальского Дворца и роскошь замков Луары меркнут перед популярностью Нотр-Дам де Пари, о котором написана масса романов, научно-популярных статей и сняты сотни документальных фильмов.

Еще в древние века существовала пословица, в которой говорилось, что все без исключения дороги ведут в Рим , однако с ней не согласится ни один француз. Дело все в том, что Франция , это страна, где все без исключения дороги ведут к Собору Парижской Богоматери. Более того, еще с 18-го века в этой стране принято исчислять расстояние до любого города не от границ столицы, а от ее «сердца». Естественно, что сердцем Парижа считается, пожалуй, самый величественный собор в мире Нотр-Дам де Пари. Кстати, согласно результатам археологических исследований, место, на котором построен Собор Парижской Богоматери, считалось священным еще со времен появления здесь первых поселений людей.

Вид на Собор Парижской Богоматери со стороны р. Сена

Конечно же, в одном материале не получится рассказать обо всех интереснейших находках, но вот то, что на территории современного храма ранее стояла первая христианская церковь, а до нее святилище, посвященное языческому богу Юпитеру - факт, заслуживающий внимания. Эта древнейшая история, неразрывно связанная с местом, где сейчас возвышается Собор Парижской Богоматери, говорит лишь об одном, что центр Парижа это действительно место, где осуществляется связь человека с высшими силами.

Многие путешественники, приехавшие в Париж, чтобы воочию увидеть его огромное количество достопримечательностей и величайших памятников истории и архитектуры, находясь возле его «сердца», всегда испытывают сильнейшее волнение.

Интересно и то, что чувство благоговения перед высшими силами испытывают у Нотр-Дама де Пари все без исключения люди, независимо от их вероисповедования. Еще во времена Советского Союза счастливчики, которым удавалось посетить капиталистическую страну, «утопающую в роскоши», в первую очередь стремились не к Эйфелевой башне , а к Собору Парижской Богоматери, с которым они были «знакомы» лишь по рассказам Виктора Гюго.

Вид на Собор Парижской Богоматери с моста О Дубль

Собор Парижской Богоматери - история возведения величественного готического храма

Увы, в настоящий момент не найдено никаких документальных подтверждений о том, кто торжественно заложил первый камень в строительство Собора Парижской Богоматери . Одна часть историков утверждает, что это был Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, проливающие свет на то, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Однако свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», увы, скорее всего, безвозвратно утеряны. Этот факт, на первый взгляд, не имеет особого значения, но только лишь на первый взгляд… Дело все в том, что в те далекие времена, когда начиналось возведение Собора Парижской Богоматери, открывать строительство католического храма обязательно должен был священник. Да и огромное количество вопросов, связанных с храмом, были бы разрешены, если бы удалось доподлинно узнать, кто же заложил в собор тот самый «первый камень».

Как бы там ни было, уже через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь: произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено: оставалось лишь закончить отделочные работы и украсить внутренний интерьер.

Вид на сквер Жана XXIII за Собором Парижской Богоматери

Правда, «сдать» полностью собор удалось лишь в 1345-м году. Если говорить сухим «статистическим языком», то строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен это было величественное сооружение, строительство которого было завершено, как сказали бы современные архитекторы, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора , который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.

Говоря об истории строительства Собора Парижской Богоматери, невозможно не упомянуть имена двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это, без преувеличения сказать, архитектурное чудо света . Главными архитекторами, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас ежедневно приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты и в историю вошли лишь два из них: Пьер из Монтрейля и Жан из Шелля.

Вид на Собор Парижской Богоматери ночью с р. Сена

Легенды Собора Парижской Богоматери

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений . Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого…, нет, не Бога, как подумали некоторые, а дьявола. Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане.

Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно! Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно…. Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.

Вид на северную и южную башни собора

Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции. Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил. Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром. Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.

Собор Парижской Богоматери - непростая история

В Нотр-Дам де Пари торжественно короновали великих императоров, именно в этом храме перед Богом заключали свои союзы короли и королевы. Крестоносцы, отправлявшиеся на войну за истинного Бога, получали в этом соборе благословение. Самые богатые люди Парижа считали это место самым надежным хранилищем для ценностей и сдавали на хранение в собор свои несметные сокровища.

Вид на главный фасад здания на котором расположены главное витражное окно-роза над входом в собор, галерея Королей и статуя Девы Марии с ребёнком и ангелами

Именно в этом храме Наполеон Бонапарт надел на свою голову корону новой Французской Империи. Было бы несправедливо говорить о том, что один из самых величественных католических храмов был рассчитан только для посещения коронованных особ или самых влиятельных людей Франции. Нет, огромное внимание в Соборе Парижской Богоматери уделялось и нищим, которым здесь всегда были рады оказать посильную помощь .

Несмотря на то, что «сердце» Парижа считалось в Европе одним из главных оплотов христианской веры, оно, как и многие достопримечательности великой страны, пострадало во время французской революции. Парижане, вдохновленные речами революционеров и, словно обезумев, ворвались в Нотр-Дам де Пари и нанесли непоправимый ущерб многим статуям. Горожане добрались и до сокровищницы, которую практически полностью разграбили. Более того, Собор Парижской Богоматери революционеры решили взорвать.… Вот тут то, как часто упоминают многие папы римские, и вмешались высшие силы: у бунтовщиков неожиданно закончился порох. Революционеры растерялись и решили не взрывать собор, а приспособить его под склад, где стали хранить запасы провианта.

Спасителем Нотр-Дам де Пари принято считать Виктора Гюго, прах которого покоится во французском Пантеоне . Именно он в своем первом романе призвал всех французов, несмотря на их политические взгляды, с любовью и искренним уважением относиться к памятникам архитектуры, истории и достопримечательностям, которыми и славится на весь мир прекрасная Франция.

Центральным входом в собор над которым находится скульптурное панно Страшного суда

Собор Парижской Богоматери - один из величайших храмов мира

Как уже упоминалось выше, каждый год к собору приходят около 14 000 000 человек. Такая его популярность объясняется не только уникальной архитектурой и поистине роскошным внутренним убранством. Собор Парижской Богоматери - это еще и место, куда совершают паломничество миллионы католиков. Дело все в том, что в храме высотой в 35 метров и шириной в 130 метров находятся одни из главных христианских святынь. К слову, колокольни храма гораздо выше его самого, их высота составляет 69 метров. В Нотр-Дам де Пари хранится гвоздь, которым был прибит к кресту Спаситель всего человечества, и часть самого креста. Кроме этого, в Соборе Парижской Богоматери все верующие могут увидеть и поклониться терновому венцу, в котором Иисус Христос восходил на место своей казни. К слову, терновый венец был приобретен за огромную сумму королем Франции у римского императора еще в 1238-м году. Как становится понятно из истории собора, описанной выше, одна из главных святынь попала во Францию еще до окончания строительства «сердца» Парижа.

За всю историю своего существования сокровищница собора постоянно пополнялась различными дарами, среди которых можно встретить уникальные экспонаты, датируемые началом нашей эры, и которые попросту невозможно оценить в денежном эквиваленте. Многие из этих даров имеют не только историческую ценность, они являются святынями, которым и поклоняются миллионы паломников.

Статуи на центральном портале собора

Многие туристы, впервые попавшие в Собор Парижской Богоматери, удивляются тому, что на стенах всех трех ярусов храма нет ни единой настенной росписи. Правда, стены от этого не кажутся мрачными: солнечный свет, проникающий через огромные окна, украшенные прекрасными витражами, выполненными великими мастерами, на которых изображены библейские сцены, делает помещение светлым и, даже, можно сказать, фантастическим. Некоторые витражи Нотр-Дам де Пари в диаметре достигают тринадцати метров, на них полностью умещается «рассказ» в картинах о рождении, жизни и казни Иисуса Христа.

Отдельного внимания заслуживают и колокола собора. Кстати, каждый колокол Собора Парижской Богоматери имеет свое имя. Самый огромный колокол католического храма носит имя Эммануэль , его вес достигает 13 (!) тонн, а язык весит чуть более полутоны. Самый старый из всех колоколов называют Белль (да-да, как и персонажа из всем хорошо известного романа), он был отлит еще в 1631 году. В колокол Эммануэль звонят только в самые значимые католические праздники, а вот остальные колокола оглашают Париж в 8 утра и в 7 вечера. Все эти колокола также чудесным образом избежали переплавки во время бесчинств толпы во время французской революции.

Если посетитель собора решится зайти в него через центральный вход (всего их три), то ему предстоит увидеть реалистичное изображение Страшного суда.

Галерея королей на главном фасаде здания

Два ангела с трубами разбудили на всей нашей планете мертвецов: из могил встал король, символизирующий власть, папа римский, символизирующий духовенство, и воины с женщиной, которые показывают, что во время Страшного суда от вечного сна проснется все человечество.

В наши дни Собор Парижской Богоматери является действующим католическим храмом, входящим в парижское архиепископство. В нем постоянно проходят богослужения, но чтобы попасть на них следует прийти к храму как можно раньше: его вместимость не превышает 9 000 человек. Кстати, богослужения в Нотр-Дам де Пари проходят с применением ультрасовременных технологий: при помощи специальных эффектов на огромный экран проецируются молитвы на двух языках: английском и, конечно же, французском. Вознести свои молитвы к Богу верующие могут под звуки самого огромного во всей Франции органа. Более того, орган Собора Французской Богоматери содержит наибольшее число регистров в мире: в наши дни их насчитывается 111!

Вход в Собор Парижской Богоматери бесплатный, но вот его посещение с гидом разрешено только в определенные дни и время: среда и четверг в 2 часа дня, и в субботу в 14-30. Кроме этого, любой желающий может подняться и на одну из башен, с которой откроется удивительный и незабываемый вид на Париж. Правда, подъем по 387 ступеням на башню обойдется в 8 евро, а дети и подростки до 18 лет смогут взойти на вершину Нотр-Дам де Пари бесплатно.

Вид на восточный фасад здания

Интересно и то, что празднования знаменательной даты 850-летия собора начались 12 декабря 2012 года. Торжественные мероприятия будут длиться практически целый год: их планируется завершить 24 ноября 2013 года. Для Собора Парижской Богоматери в честь его юбилея в мастерских были отлиты сразу девять новых колоколов, которые присоединятся к Эммануэлю и Беллю. Кроме этого, в типографиях уже запущена печать специального проспекта для паломников, в котором будет подробно описана история Нотр-Дам де Пари, его легенды и тайны.

У каждой европейской столицы есть свой архитектурный символ. Парижу в этом повезло намного больше, у него таких символов несколько: Триумфальная арка, Дом Инвалидов… Но самым старинным, самым помпезным и впечатляющим своей роскошью является собор Нотр-Дам, что на острове Сите, в самом сердце столицы Франции. Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) в первую очередь привлекает туристов. Помимо внешней красоты и гармонии самого сооружения с собором связано множество исторических и культурных событий.

В самом начале своего существования готическое сооружение служило для коронаций, бракосочетаний, похорон императоров Франции. В 1302 году в парижском Соборе Богоматери собрался первый парламент Франции – Французские Генеральные штаты. К наступлению 2000 года (миллениума) собор почистили от копоти и городской пыли. Сейчас он золотисто-желтого цвета, оригинального цвета песчаника, из которого собор был построен.

Возведен Собор Парижской Богоматери непосредственно в центре острова Сите, места, с которого началась застройка столицы Франции. До этого, как свидетельствуют раскопки, на этом месте располагалось галло-римское поселение, а там, где сейчас стоит собор, был храм, посвященный Юпитеру, позже, на его фундаменте, базилики времен Меровингов и Каролингов.

Строительство средневекового католического собора началось в 12 веке, оно проходило в несколько этапов вплоть до 14 века. Жан де Шель и позже Пьер де Монтрей были главными архитекторами, руководившими строительными работами. Деньги на строительство собирали все горожане, поскольку каждый хотел быть причастным к возведению божьего храма.
Как было принято в средневековье, те, кто вносил больше денег, имели право хоронить себя или членов своей семьи внутри часовен, а также выставлять собственные статуи в память потомкам. Покровительствовали строительству епископ Морис де Сюлли и Папа Александр III. Из-за того, что возведение собора продолжалось долгое время (с 1163 по 1315 гг.), в его облике соединились черты романского и готического архитектурных стилей с преобладанием последнего. Как считается, романский стиль в архитектуре означает большую приверженность к классическим формам, к архитектуре Древнего Рима, тогда как готический стиль подразумевает определенные черты варварства.

Мистика средневековой Франции

Средневековые строители, каменщики, умевшие строить такие величественные соборы, были привилегированным цехом. Они перемещались по французской столице по просьбе горожан и городской коммуны, задумавшей строительство. Каменщики, каменотесы, плотники, архитекторы держали в секрете особенности своего мастерства, часто зашифровывая знания в изображенных символах, оставленных ими в постройках. Сейчас стало модным искать скрытые смыслы и расшифровывать символы вольных каменщиков, масонов.
А символы действительно использовались. Это были специальные шифры вольных каменщиков, воплощавшие эзотерические знания, а также христианская символика. Тайные знания алхимиков, цистерианцев, полученные на основе астрологии, алхимии, мистической геометрии были сначала восприняты и потом тщательно сберегались в масонских ложах.


Соборы, посвященные Деве

Так, Нотр Дам посвящен Деве Марии (Мадонне), покровительнице и заступнице города. Но это не единственное значение этого величественного сооружения. Кстати, Париж не единственный город, в котором есть собор Нотр Дам. Приблизительно одновременно в Реймсе, Шартре, Дижоне, Руане, Париже и некоторых других городах Франции появились соборы Нотр Дам. Их расцвет связан с распространением и популяризацией в те времена учения Бернара Клервонского (1090 – 1153), который ввел культ Девы Марии, связанный с рождеством и эзотерическим значением женского начала. До того времени культ Девы Марии не был популярен среди церковников.

В течение истории из-за различных обстоятельств и времени собор постепенно разрушался. Особо он пострадал во времена Людовика 14, тогда были разрушены многие надгробия и витражи, а также во время Великой Французской революции.

В период Великой Французской революции, которая провозглашала свободы человека и гражданина, Собор Парижской Богоматери был наречен Храмом разума. Во времена Наполеона собору был возвращен его религиозный статус. Сам Наполеон короновался в Нотр-Дам де Пари вместе со своей женой Жозефиной. Грандиозное полотно, на котором изображена сцена коронации Наполеона в Нотр-Дам, выставлено в Лувре — другом знаменитом символе Парижа.

Нотр-Дам де Пари – обитель Бога … и любви

В 1831 году Виктор Гюго написал шедевральный роман «Собор Парижской Богоматери», благодаря которому великолепному собору была возвращена его былая популярность. Власти решили отреставрировать шедевр архитектуры и приступили к его восстановлению в 1841 году. Руководил реставрационными работами Виоле-де-Дюк. Он же распорядился снести старые постройки и очистить площадь пред собором.

Те, кто читал роман В. Гюго, смотрел одну из его экранизаций или наслаждался нашумевший по всему миру одноименным мюзиклом, помнят описания внутреннего убранства и экстерьера вида собора, помнят сцены про то, как звонарь собора, горбун Квазимодо, общался с колоколами, называя их Мари, Большая Мари и др. На самом деле, и сейчас все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена, например, Анжелика-Франcуаза, весом около 1765 кг, Антуанетта-Шарлотта, весом 1158 кг, Гиацинт-Жанна, весит 813 кг и пр. Самый большой колокол, Эммануэль, имеет массу в 13 тонн.

И вообще, размеры собора поражают. Так, его высота 35 метров, а высота колоколен 69 метров. Длина храма 130 м, ширина – 48. Чтобы добраться до смотровой площадки и постоять рядом со знаменитыми горгулиями и химерами Нотр-Дама, увидеть Париж с такой высоты, нужно быть в неплохой физической форме и преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, ведущей на балкон.

До появления Эйфелевой башни Собор Парижской Богомматери считался самым высоким зданием в Париже.

Строительство Собора Парижской Богоматери

Готические соборы строились коллективно. Необходимы были колоссальные материальные, человеческие и финансовые ресурсы. Необходимо было доставлять камни из карьеров, отесывать их. Для доставки камня этого вырубалось значительное количество леса. Естественно, чем дальше находился источник строительных материалов от места строительства, тем дороже выходила его транспортировка и доставка. Те люди, которые не могли поддержать строительство финансово, непосредственно участвовали в работах в качестве каменотесов, столяров, плотников. Руководитель работ назывался Мастер. Разница в оплате работы архитектора и квалифицированного рабочего была не слишком ощутимой, кроме годовой премии. Рабочий день длился 12 часов в теплое время года и 9 часов зимой. Все рабочие в часы отдыха могли объединиться на церковной службе.

Масоны или вольные каменщики

Профессионалы-каменотесы, нанятые городскими властями для возведения соборов, обычно отдыхали и принимали пищу вместе со всеми другими строителями, вместе они укрывались от дождя и непогоды, обсуждали свою работу в деревянных бараках, которые назывались ложи (loges). С 18 века этот термин ввели в обращение масоны, чьи собрания носили секретный и закрытый характер. Масоны стремились создать закрытое тайное общество, чтобы сохранять и передавать тайные знания, предназначающиеся исключительно посвященным. Масоны 18 века использовали и другой известный термин средневековых вольных каменщиков – мягкий камень (фр. pierre franc или franc-macon) франкмасон, или вольный каменщик. Правда есть у языковедов и другая версия слова franc. Возможно, оно связано с дефиницией франшиза, то есть, особая свобода действия, ряд привилегий, освобождение от налогов. Такие привилегии предоставлялись передвижным бригадам строителей, в отличие от нанятых на месте.

Горгулии – каменные охранники собора

Скажем несколько слов о горгулиях (горгульях). При строительстве соборов такие скульптурные изображения полудемонических инфернальных существ использовались с чисто практической целью. Они были водоотводами. В качестве водоотводов в готических соборах использовались не только горгулии, но и драконы, химеры, различные звери – львы, ослы, рыбы, козы, волки и пр. Изображались даже люди (монахи, клоуны, шуты) и даже целые сценки. Необычный инфернальный внешний вид этих элементов декора готических соборов заставил искать в их изображении другой, скрытый смысл. Возможно, внешний вид таких существ должен был отпугивать злых духов от божьего храма.

Однако горгулии Собора Парижской Богоматери изначально выполняли декоративную функцию. Их надумал установить архитектор Вилле-де-Дюк уже в 19 веке и пригласил для этого 15 скульпторов. Кстати, Вилле-де-Дюк, тщательно изучивший секреты постройки готических соборов, издал «Толковый словарь французской архитектуры 11 – 16 веков».

На паперти у Собора Нотр-Дам

Итак, очутившись на площади перед собором, осмотрев его снаружи, туристы выстраиваются в очередь, чтобы войти внутрь. Вход в собор через арочный портал на главном фасаде. Арки собора поддерживают семь статуй. Над центральным порталом изображены сцены Страшного Суда. Слева располагается портал Богородицы, а справа – портал Святой Анны. Возле них – Христос-Студия. Между порталами и ярусом находится Галерея Королей, так названы скульптурные изображения царей Ветхого Завета. Дело в том, что в средние века люди, в основном, были неграмотны, и изображения и скульптуры в храмах рассказывали им о жизни Христа, деяниях святых и апостолов, другие сюжеты из Библии. В центре фасада с внешней стороны скульптурное изображение, а изнутри – витраж в виде розы. Центральный витраж в виде розы имеет диаметр около 10 м.

В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся по случаю смерти их кумира. В действительности же, колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен.

Роза

Роза, так называется круглая деталь с мотивами лучей, обычно из мрамора, расположена в центре фасада соборы и такая же деталь имеется и на южном трансепте Нотр-Дама над укрепляющими конструкциями. Роза, как элемент стиля, применялась в основном в романском соборе, однако в готическом она соединила в себе и функциональные и символические смыслы. Прежде всего, это был источник проникновения света в центральный неф. Роза также символизирует круг и Солнце, огненное колесо, которое в средневековые временны отождествлялось с циклическим временем жизни. Роза также ассоциируется с женским началом. Поэтому вполне обоснованно ее использование именно в соборе, посвященном Деве. Символическое значение имеет и количество лепестков розы. Обратите внимание, когда будете стоять перед Собором Парижской Богоматери, на количество лепестков розы.

Витражи в готических соборах служили источником света и изображали различные сцены и сюжеты. Помимо чисто функционального значения, использование света в соборах имело еще и символическое – Бог есть свет. В соборах в архитектурном стиле готика Бог – Свет проникает в храм к верующим через прекрасное преломление. В готическом соборе символическое значение вертикальности также подчеркивало желание подняться к небу, проникавший через витражные окна свет как будто бы разрывал земную тьму, даря возможность устремляться ввысь, к неземному пространству. Сегодня в часовнях собора, в сокровищнице используются и электрические подсветки.

В Нотр-Дам де Пари витражи изображают сцены сельских работ, знаки Зодиака, аллегории на человеческие достоинства и грехи. Лишь небольшая часть витражей сохранилась до наших дней в старинном виде, большую часть пришлось восстанавливать и реконструировать.

Интерьер собора


Интерьер Собора Парижской Богоматери представляют собой часовни нефа. В кое-каких из них есть живописные полотна 17 – 18 веков. В некоторых – небольшие макеты сцен средневековой жизни с собором в центре. По центру Собора расставлены стулья, на которых позволено посидеть, отдохнуть, а если повезет оказаться здесь во время работы органа, то послушать литургию в органном исполнении. Дело в том, что, хоть Собор Парижской Богоматери и является культурной и исторической достопримечательностью, это, прежде всего, действующий католический храм. Здесь проходят церковные службы, поэтому вход в собор абсолютно бесплатный.



Орган Собора Парижской Богоматери

Орган Собора Парижской Богоматери действовал еще в 15 веке, позже перестраивался. Сейчас орган насчитывает 8000 труб и 111 регистров. К недавнему празднованию 850-летия собора орган снова реконструировали, а также добавили новые колокола.

В Соборе Парижской Богоматери имеется сокровищница. В ней хранится один из главных христианских артефактов, терновый венец Иисуса Христа. Он был перенесен сюда из специально для него построенной в свое время церкви Сент-Шапель (Святой часовни). Выставлены на обозрение и другие светские сокровища и старинные предметы культа. Вход в сокровищницу составляет 1-3 Евро.

Собор Парижской Богоматери – прекрасный пример сооружения в стиле готика

По Собору Нотр-Дам можно смело изучать архитектурный стиль готика. Он соединил в себе все его основные черты и элементы. Это и витражные окна из цветного стекла, и остроконечные шпили и ребристые своды крыши, и защитники обители Бога – мрачные горгульи.

Огромные размеры готических соборов, в том числе и Нотр-Дам де Пари, объясняются тем, что человек средневековья должен был испытывать благоговение перед Господом. Кроме того, функцией таких соборов было единение людей, благодаря общей приобщенности к Богу. Также соборы служили убежищем во времена гражданских распрей и ссор. Соборы служили и местом сбора горожан в средние века, проведения разных фестивалей и мистерий. Описанный в творении В. Гюго праздник дураков перед Собором Парижской Богоматери имел вполне реальную основу. Так, хроники повествуют, что в 1160 году во французском городе Лане проходил «праздник дураков».

Соборы в средние века являлись своеобразными книгами из камня и стекла. Об этом также пишет Виктор Гюго, передавая сетования средневековых схоластов о том, что наступают времена, когда книга начинает заменять архитектуру.

Бытует поверье, что если встать в круг пересечение земных меридианов на площади перед собором и загадать желание, то оно — сбудится.

В окрестностях Собора Парижской Богоматери

Под Собором Парижской Богоматери находится крипта или археологический музей, который начал функционировать в 1980 году. В крипте длиной 120 метров можно увидеть фундаменты и пройти по кладке времен Древнего Рима. Вход в крипту слева от фасада собора, цена билета 3,50 Евро.

В примерно 100 метрах от собора находится памятник Карлу Великому, объединившему французские земли. Говорят, этот памятник не имеет особой художественной ценности, однако очень достоверно изображает облачение короля того времени. Вследствие этого и из-за символичности фигуры Карла Великого данный памятник также заслуживает внимания туристов.

На площади перед собором выставлен нулевой меридиан и указано расстояние до многих городов мира. Эти отметки обыграны в недавно популярном бестселлере Дэна Брауна «Код да Винчи».

Известны изображения и фотографии Собора Парижской Богоматери не только с фасада, а и с южной стороны через речку Сену. Полюбоваться этим видом можно, проплывая на кораблике по Сене вокруг острова Сите. В вечернее время, благодаря красивой подсветке, собор видится особенно романтично.

На заметку туристу

Добраться до Собора Парижской Богоматери можно линиями метро 4, 1, 10, 7, 11, 14 до остановок «Остров Сите», «Отель-де-Виль», «Шалете», а дальше совсем немного пешком. Можно пользоваться автобусами, например, маршрутами 21, 38, 47, 85.

Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.

Собор Парижской Богоматери открыт для посещения с 8 утра до 18-45, в субботу и воскресенье – с 7-15. Как сообщается на сайте собора, службы проходят в субботу в 5-45 и в 18-15.
К услугам туристов имеется аудиогид на французском, английском, немецком, испанском, португальском, японском и китайском языках, стоимость его услуг составляет 5 Евро.

В пределах пешей прогулки от Нотр-Дама находятся другие интересные достопримечательности французской столицы – городская ратуша, Отель-де-Вилль, дворец Правосудия и тюрьма Консьержери, а также многие другие.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери) представляет собой одну из самых популярных достопримечательностей столицы Франции. Известен он в первую очередь благодаря одноименному произведению Виктора Гюго. Этот был настоящим патриотом родной страны и своим произведением попытался снова разжечь у соотечественников любовь к собору. Надо сказать, ему это вполне удалось. Ведь в любви французов к этому сооружению сомневаться больше не приходилось: в ходе Французской революции горожане безропотно платили мзду Робеспьеру, угрожавшему в противном случае разрушить Собор Нотр-Дам-де-Пари. Предлагаем больше узнать об этой парижской достопримечательности, истории ее создания и о том, чем она может удивить туристов сегодня.

Нотр-Дам-де-Пари (Франция) - архитектурное вдохновение целой нации

Это сооружение было возведено во времена, когда большинство жителей страны представляли собой необразованных людей, которые передавали историю религии исключительно из уст в уста. Собор Нотр-Дам-де-Пари, возведенный в готическом стиле, хранит в своих стенах картины, фрески, порталы и витражи с изображенными на них библейскими эпизодами и событиями. По аналогии с другими готическими сооружениями здесь вы не найдете настенных картин. Они заменены большим количеством высоких витражей, выступающих в качестве единственного источника красок и света внутри здания. До сих пор посетители Нотр-Дам-де-Пари, фото которого украшают практический любой туристический путеводитель по Франции, отмечают, что проходящий через цветную мозаику из стекла придает сооружению загадочность и внушает священный трепет.

Кому-то эта достопримечательность известна понаслышке, кто-то помнит ее по роману незабвенного Гюго, а для кого-то она ассоциируется с популярным мюзиклом. Так или иначе, Собор Нотр-Дам-де-Пари является удивительным местом, обладающим богатейшей историей. Если вы планируете то не лишайте себя удовольствия посетить эту достопримечательность.

История основания собора

Строительство этого сооружения началось в 1163 году. Внутренняя отделка же была закончена лишь спустя полтора столетия - в 1315 году. В 1182 году был освящен главный алтарь этого церковного здания. Сами строительные работы были завершены к 1196 году. Очень долго длилась лишь внутренняя отделка. Возведен Собор Нотр-Дам-де-Пари был на острове Сите, считающемся сердцем французской столицы. Главными архитекторами этого монументального сооружения, высота которого составляет 35 метров (колокольня собора возвышается на 70 метров), стали Пьер де Монтрей, Жан де Шель.

Длительное время строительства сказалось и на внешнем облике здания, так как за полтора века смешались нормандский и готический стили, благодаря чему образ собора получился поистине уникальным. Одной из самых заметных деталей этого сооружения является шеститонный колокол, располагающийся в правой башне. На протяжении многих веков Собор Нотр-Дам в Париже служил местом бракосочетания королевских особ, а также их коронаций и похорон.

XVII-XVIII века

Большим испытаниям подверглось данное величественное сооружение в последние десятилетия семнадцатого века. В этот период, ознаменовавшийся правлением короля Людовика XIV, в Соборе были уничтожены красивейшие витражи и разрушены могилы. Во время Французской революции парижан предупредили о том, что это великолепное сооружение будет стерто с лица земли. Однако они имеют возможность предотвратить это, если будут регулярно выплачивать определенную денежную сумму на нужды революционеров. Редко какой парижанин отказывался от выполнения этого ультиматума. Благодаря чему собор был буквально спасен местным населением.

Собор в XIX столетии

Во время правления Наполеона в 1802 году Собор Нотр-Дам был заново освящен. А спустя четыре десятка лет началась его реставрация. В ходе нее было восстановлено само здание, заменены разбитые статуи и скульптуры, а также сооружен шпиль. Реставрационные работы длились чуть менее 25 лет. После их окончания было принято решение снести все примыкавшие к Собору постройки, благодаря чему была образована великолепная площадь.

На что сегодня стоит обратить внимание при посещении Собора Парижской Богоматери?

Помимо своего величественного внешнего вида, собор может предложить посетителям и массу интересных вещей, сокрытых в его стенах. Так, именно здесь с давних времен хранится один из тех гвоздей, с помощью которых Иисуса Христа приколачивали к кресту. Тут же находится и знаменитый барельеф алхимика Нотр-Дама.

Если вы придете в собор в воскресенье, то можете услышать органную музыку. А орган, расположенный здесь, является самым большим во всей Франции. В всем верующим предоставляется возможность преклониться перед такими святынями собора, как и частичка Креста Господня с сохранившимся в нем гвоздем.

Не откажите себе в возможности полюбоваться на окрестности со смотровой площадки, расположенной на южной башне собора. Однако имейте в виду, что для подъема на нее вам придется преодолеть 402 ступени. Кроме того, не упустите из виду и бронзовую звезду, находящуюся на площади перед собором. Она отмечает нулевой километр, и именно от нее ведется отсчет всех французских дорог еще с XVII столетия.

Загадайте желание

Можно с уверенностью сказать, что посещение Нотр-Дама является очень значимым событием для любого человека. Наверное, поэтому испокон веков здесь существует поверье, что если оставить у ворот собора записку со своим желанием, оно непременно сбудется.

Как добраться до собора

Как мы уже упомянули, Нотр-Дам располагается в восточной части парижского Добраться сюда можно как на метро, так и на автобусе. Если вы решили ехать на подземке, то вам необходимо выбрать линию 4 и выйти на станции Cite or Saint-Michel. Если же вы планируете добираться автобусом, то воспользуйтесь одним из следующих маршрутов: 21, 38, 47 или же 85.

Часы работы собора

Главный зал Нотр-Дама открыт каждый день с 6:45 до 19:45. Однако имейте в виду, что время от времени поток посетителей «тормозят» местные служители. Делается это для того, чтобы не мешать проходящим мессам.

Если вы планируете посетить башни собора, то примите к сведению следующую информацию:

В июле и августе они открыты для посещения в будние дни с 9:00 до 19:30, а в выходные с 9:00 до 23:00;

С апреля по июнь, а также в сентябре башни можно посетить с 9:30 до 19:30 каждый день;

В период с октября по март они доступны для посещения только с 10:00 до 17:30.

Бывалые туристы рекомендуют приезжать в собор с октября по март. В этот период здесь не так многолюдно, и вы сможете насладиться относительной тишиной и в спокойной обстановке осмотреть эту достопримечательность. Помимо того, если у вас будет возможность, приходите сюда на закате. В это время вы сможете насладиться великолепной картиной, которую представляет собой игра света, проходящего внутрь собора сквозь разноцветные причудливые стеклянные витражи.

Париж, Собор Нотр-Дам: стоимость посещения

Вход в главный зал собора является бесплатным. Обратите внимание, что круглый год каждую среду в два часа дня, а также каждую субботу в 2:30 дня здесь проводится экскурсия на русском языке. Она также бесплатна.

Возле собора находится небольшое здание, где располагается храмовая сокровищница. Здесь хранятся различные старинные изделия из драгоценных металлов, а также одежда священнослужителей и Главным же экспонатом является терновый венок Иисуса Христа, а также частичка Креста Господня с сохранившимся гвоздем. За вход в сокровищницу придется заплатить взрослым по три евро, школьникам и студентам по два евро, а детям от 6 до 12 лет - по 1 евро.

Если же вы хотите подняться на башню собора, то взрослым посетителям придется выложить 8,5 евро, студентам - 5,5 евро. Для лиц же, не достигших восемнадцатилетия, вход является бесплатным.

В античные времена на месте собора Парижской Богоматери находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру, с приходом христианства храм уступил место базилике.

Виктор Гюго, как и многие другие писатели - романисты, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Архитектор Виолл-ле-Дюк, которому поручили реставрировать собор, произвёл объёмные и очень тщательные работы по восстановлению здания, многие специалисты сошлись во мнении что архитектор переусердствовал и реставрацию можно смело назвать новоделом.

Утраченные статуи на фасадах восстановили, а оригиналы разместили в Национальный музей Средневековья , к строению добавили шпиль, но самым ярким и спорным в реставрации стали скульптуры горгулий, которыми украсили водосливные труба с кровли. Горгулий можно рассматривать с близкого расстояния если отважиться подняться на башни собора.

В современное время фасад собора тщательнейшим образом очистили и отмыли от вековой грязи и пыли, в результате отчётливо проявилась восхитительная резьба в порталах собора.


Саша Митрахович 20.12.2015 14:36

Нотр-Дам-де-Пари благодаря роману Виктора Гюго известен всеми миру. Мало кто знает, но одна из известнейших парижских достопримечательностей обязана писателю еще и спасением от разрушения.

К тому моменту как был отправлен в 1832 году в печать роман Гюго, еще не столь знаменитый Собор Богоматери пребывал в весьма печальном состоянии - годы не пощадили его. При том, что сооружению было уже более 500 лет, история достопримечательности мало волновала французов. И сам писатель утверждал, что одна из задач, которые он ставил перед собой, состоит в том, чтобы научить парижан любить архитектуру.

Собор Нотр-Дам-де-Пари вид с Сены
Вид на Собор Нотр-Дам-де-Пари
Собор Нотр-Дам-де-Пари - горгульи

А архитектура этого собора действительно заслуживает внимания. На строительство Нотр-Дам-де-Пари ушло более двух столетий - здание в готическом стиле возводили с 1163 по 1345 год. К процессу подошли фундаментально: было снесено несколько зданий, построена новая дорога. Интересно, что сооружение освятили и начали использовать еще на этапе возведения - в 1182 был освящен алтарь, хотя сама архитектурная конструкция к тому моменту не приобрела своих окончательных очертаний. При всем этом, неф собора закончили только к 1196, когда появились деньги на строительство крыши.

Не удивительно, что за время работ к строительству было привлечено несколько десятков архитекторов. Однако в итоге они сумели построить уникальное сооружение, которое сегодня претендует на звание одно из самых известных христианских храмов в мире (ежегодно его посещает до 14 миллионов туристов). Но стремление реализовать в общем детище собственные идеи все же можно обнаружить, присмотревшись к этому ансамблю. Если рассматривать его пристально, то становится понятно, что западная стена и башни отличаются стилистически и габаритами.

Собор Нотр-Дам-де-Пари - фасад
Собор Нотр-Дам-де-Пари - стены
Собор Нотр-Дам-де-Пари - вечером

Отделочные работы завершили к 1345, и можно сказать, что до XVIII века Нотр-Дам-де-Пари дожил не тронутым руками строителей. А вот 18 столетие подарило ему множество испытаний и обновлений.

В 1708 - 1725 годах под управлением Робера де Кота был значительно переделан соборный хор. Эти работы стали частью выполнения мероприятий по обновлению собора, обещанных ему за роды Анны Австрийской, которая смогла забеременеть после данного Богородице обета. В процессе реконструкции из фундамента извлекли фрагменты колонн, бывших частью здания, стоявшего здесь ранее. Они оказались украшены богатым орнаментом, а создали их еще в IX веке.

На этом обновление собора завершилось. В 1789 году во Франции разгорелась революция, возглавляемая Робеспьером. Революционер объявил Нотр-Дам-де-Пари «Храмом Разума», а еще через четыре года издал указ лишить голов «каменных королей, украшающих церкви». Тогда же был уничтожен шпиль XIII века.

В 1802 году, во врем правления Наполеона, разрушающееся здание вернули церкви. А после того, как произведение Гюго снискало популярность, вопрос о сносе строения уже не стоял. И в 1841 году начались реставрационные работы, возглавленные Виолле-ле-Дюком, уже популярным в то время архитектором. За 23 года было восстановлено само строение, заменены покалеченные статуи, сооружен новый шпиль высотой в 96 метров. Благодаря Виолле-ле-Дюку появились фигуры химер на фасаде и статуи чудовищ у подножия башен.

Собор Нотр-Дам-де-Пари - внутри
Собор Нотр-Дам-де-Пари
Собор Нотр-Дам-де-Пари

Экстерьер здания, благодаря минимуму реставраций, сохранился практически в своей первозданной красоте. В частности, три узнаваемых стрельчатых портала, скрывающих в себе входы, над которыми возвышается панно с евангельскими сюжетами. Кстати, мало кто знает, что выше порталов изображены скульптуры царей из Ветхого завета - те, что были обезглавлены революционерами.

Во внешней архитектуре собора стоит отметить еще и тот факт, что северная башня более габаритная, чем южная. И изначально только в ней находились колокола. В частности, самый большой (тот, что звучит реже всех и имеет тональность фа-диез). В XV столетии колокола появились и в южной башне. Сегодня все они, кроме гиганта Эммануэль, звучат дважды в день. А самый знаменитый колокол (и самый старый), носит имя «Белль».


Point Zero - Нулевой километр

Совсем рядом с Нотр-Дам-де-Пари находится Крипта паперти Нотр-Дам - музей, в котором собраны экспонаты, связанные с собором. В частности, элементы зданий, стоявших здесь ранее, и обнаруженных в ходе раскопок 65 - 72 годов прошлого века. А еще на площади перед храмом можно найти начало всех дорог в стране - французский нулевой километр.

Собор Нотр-Дам-де-Пари часы работы:
Открыт каждый день с 8:00 до 18:45 (19:15 суббота и воскресенье).

Вход свободный и бесплатный
Проход с сумками и чемоданами - запрещен.

Экскурсии
Экскурсии на русском языке проводятся волонтерами во вторник и в среду с 14:00, в субботу 14:30
Место встречи находится в нижней части собора, под органом.
Эти экскурсии являются бесплатными.

Собор Нотр-Дам-де-Пари в цифрах

Около 13 миллионов паломников и посетителей со всего мира в год или в среднем более 30 000 человек в день. В некоторые дни, более 50 000 посетителей в день.

Здание
– Площадь 4800 м2
– Высота свода 33 метра
– Высота под крышей 43 метров
– Высота междурядьями 10 метров
- Высота башен 69 метров
– Ступеньки 380
– Высота шпиля 96 метров

– Длина нефа 60 метров
– Длина трансепта 14 метров
– Длина хора 36 метров
– Общая Длина 128 метров
– Длина Западного фасада 43 метра

– Ширина нефа 12 метров
– Ширина хора 12 метров
– Общая Ширина 40 метров
– Ширина поперечного нефа 48 метров
– Ширина Западного фасада 40 метров

– Диаметр розы на северном и южном 13,10 метров
– Диаметр розовый запад 9,70 метров

Колокола

В северной башне восемь колоколов, отлитых в 2012 году:
– Габриэль, #2, 4162 кг, диаметр 182,8 см
– Анн-Женевьев, si2, 3477 кг, диаметр 172,5 см
– Дени, do#3, 2502 кг, диаметр 153,6 см
– Марсель, ре#3, 1925 кг, диаметр 139,3 см
– Этьен, mi#3, 1494 кг, диаметр 123,7 см
– Benoît-Joseph, фа#3, 1309 кг, диаметр 120,7 см
– Морис, пол#3, 1011 кг, диаметр 109,7 см
– Жан-Мари, #3, 782 кг, диаметр 99,7 см

В южной башне, два колокола:
– Эммануэль, отлит в 1686 году, фа#2, 13230 кг, диаметр 262 см
– Мари, отлит в 2012 году, пол#2, 6023 кг, диаметр 206,5 см

Орган
Большой Орган: 5 клавиатур, 111 регистров и 7374 труб.
Орган Хора: состоит из двух клавиатур и педалей и 1840 труб.

Видео:

Адрес: 6 Parvis Notre-Dame - Pl. Jean-Paul II, 75004 Paris

Похожие публикации