«Антиутопия как обособленный литературный жанр. История жанра антиутопии в литературе

Прежде чем рассмотреть лучшие книги в жанре антиутопия, ознакомиться с их содержанием и понять, почему книги этого жанра во все времена вызывают неподдельный интерес читателей, вернемся к истокам происхождения этого термина.

Что такое «антиутопия»?

Термин «антиутопия» появился в литературе как полная противоположность произведениям, написанным в жанре утопии. Первым писателем, давшим старт целому литературному направлению, был английский философ Томас Мор. Начало утопического жанра принято выводить из его романа «Утопия» (1516). Собственно, большинство его трудов показывали идеальное общество, в котором все живут счастливо и спокойно. Название этому миру - утопия.

В противовес его «безмятежным» произведениям стали появляться работы писателей, рассказывающих о совершенно противоположном обществе, стране или мире. В них государство ограничивало свободу человека, зачастую и свободу мысли. Произведения, написанные в таком ключе, стали называть антиутопией.

В словарях «антиутопия» характеризуется как кризис надежды, бессмысленность революционной борьбы, неустранимость социального зла. Наука рассматривается не как способ решения глобальных проблем и способ построения социального порядка, а как средство порабощения человека.

Довольно сложно определить, какие из книг в этом жанре являются самыми популярными, поскольку их рейтинг, как правило, зависит от многих обстоятельств: страны и государственного устройства, социальных и экономических факторов, времени и возраста читателей. Конечно, особняком, как лучшие книги утопии и антиутопии, стоят первые произведения, написанные в этих жанрах.

Истоки антиутопии

Родиной этого термина, так же как и его антагониста, стала Англия. В 1848 году философ впервые употребил слово «антиутопист» как полную противоположность «утописта». Как литературный жанр термин «антиутопия» ввели Г. Негли и М. Патрик в своей работе «В поисках утопии» (1952).

Сам жанр расцвел много раньше. В двадцатые годы, на волне мировых войн и революций, идеи утопизма начали воплощаться в жизнь. Не удивительно, что первой страной, реализовавшей такие идеи, стала большевистская Россия. Построение нового общества вызвало мировой общественности, и новый строй безжалостно стал высмеиваться в англоязычных произведениях. Они и сегодня занимают первые строки списков «Лучшие антиутопии», «Книги всех времен»:

  • 1932 - «О, дивный новый мир», О. Хаксли.
  • 1945 - «Звероферма», Дж. Оруэлл.
  • 1949 - «1984», Дж. Оруэлл.

В этих романах наряду с неприятием коммунистической тирании, как и всякой другой, отражается общее смятение перед возможностью бездушной цивилизации. Эти произведения прошли проверку временем как лучшие антиутопии. Книги этого жанра востребованы и сейчас. Так в чем же секрет антиутопии?

Суть антиутопий

Как видно из вышесказанного, антиутопия - это пародия на утопическую идею. Она подчеркивает опасность смешения социального «вымысла» с фактами. То есть проводит границу между реальностью и вымыслом. В антиутопиях, которые раскрывают так называемое идеальное общество, описывается внутренний мир человека, живущего в этом обществе. Его чувства, мысли.

Увиденное «изнутри» показывает сущность этого общества, его неприглядную изнанку. На поверку оказывается, что идеальное общество не столь совершенно. Разобраться в том, как расплачивается обыкновенный человек за всеобщее счастье, и призывают лучшие антиутопии. Книги, как правило, написаны авторами, для которых объектом исследования становится человеческая душа, неповторимая и непредсказуемая.

Антиутопия отображает «новый мир» изнутри с позиции человека, живущего в нем. Для огромного, бездушного государственного механизма человек словно винтик. И в определенный момент в человеке пробуждаются естественные человеческие чувства, которые несовместимы с существующей системой, построенной на ограничениях, запретах и подчинении интересам государства.

Между личностью и общественным укладом возникает конфликт. Антиутопия показывает несовместимость утопических идей с интересами отдельной личности. Раскрывает абсурдность утопических проектов. Отчетливо демонстрирует, как провозглашенное равенство оборачивается уравниловкой; государственное устройство насильно определяет человеческое поведение; технический прогресс превращает человека в механизм. Это и призваны показать лучшие антиутопии.

Произведения в жанре утопии указывают путь к совершенству. Цель же антиутопии - показать абсурдность этой идеи, предупредить об опасностях, ждущих на этом пути. Осмысливая социальные и духовные процессы, анализируя заблуждения, антиутопия не ставит своей целью все отрицать, а лишь стремится указать на тупики и последствия, возможные пути преодоления.

Самые лучшие антиутопии

Книги, которые предшествовали появлению антиутопии, призваны показать, к чему могут привести тревожные явления современности, какие плоды они могут принести. К таким романам можно отнести следующие:

  • 1871 - «Грядущая раса», Э. Булвер-Литтон.
  • 1890 - «Колонна Цезаря», И. Донелли.
  • 1907 - «Железная пята», Дж. Лондон.

В тридцатые годы появляется целый ряд произведений - предупреждений и антиутопий, которые указывали на фашистскую угрозу:

  • 1930 - «Самодержавие мистера Паргема», Г. Уэллс.
  • 1935 - «У нас это невозможно», С. Льюис.
  • 1936 - «Война с саламандрами», К. Чапек.

Сюда же можно отнести и указанные выше произведения Хаксли, Оруэлла. «451 градус по Фаренгейту» (1953) Р. Брэдбери считается одним из лучших романов в данном жанре.

Итак, ма разобрались, что такое антиутопия. Книги (список лучших из них, известнейших, которые на все времена признаны непревзойденными в рамках данного направления, рассмотрим более подробно далее) эти до сих пор пользуются спросом. Более того, сегодня они актуальны, как никогда. В чем же их ценность? О чем предупреждают авторы этих романов?

От классики до современности

Повесть Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», бесспорно, является классикой антиутопического жанра. Книга на все времена. Автор, один из немногих, предупреждает здесь об угрозе тоталитаризма. Мнение читателей, оставляющих отзывы о произведении, схожи: как много предвидел автор. То, что сейчас происходит вокруг, Брэдбери предсказал еще несколько десятков лет назад. О чем эта повесть, многие годы не покидающая первых строчек списка «Лучшие антиутопии»?

Книги этого жанра действительно написаны «мастерами изображения человеческих душ». Насколько точно многие из них смогли отобразить внутренний мир человека и далекое в те времена будущее. Повесть «451 градус» - очень смелая, хорошо написанная книга. Автор знакомит читателя с рядовыми людьми. Вводит в обычный дом, где хозяйка отрешается от окружающей жизни «ракушками» - радиоприемником или ожившими телевизорными стенами. Знакомо? Если «телевизорные стены» поменять на слова «интернет и телевизор», то получим окружающую нас действительность.

Мир, нарисованный автором, искрится всеми цветами радуги, льется из динамиков, билборды тянутся вдоль трасс сплошными многометровыми полотнами. Друзей заменяют «родственники», с экранов интересующиеся делами и отнимающие все свободное время. На окружающую красоту времени не остается - на первые цветы и весеннее солнце, закаты и рассветы, даже на собственных детей.

Но люди, живущие среди говорящих стен, счастливы. И рецепт их счастья довольно прост: они одинаковы. Они ничего не хотят, живут только в мире своих гостиных. Им большего не надо. Мало запоминают, мало думают, их головы забиты одним и тем же.

Книги в этом мире под запретом. Хранение книг - карается. Здесь их сжигают. Пожарные не спасают жизни людей, не тушат огонь. Они сжигают книги. Разрушая тем самым человеческие жизни. Один из героев повести, пожарный Гай Монтэг, встречается однажды с девушкой, которой удается «встряхнуть» этого героя, разбудить в нем тягу к нормальной жизни, к истинным человеческим ценностям.

Оруэлл и его романы

«1984» - потрясающий роман, в котором общество показано как тоталитарный строй, основанный на духовном и физическом порабощении. Пронизанный ненавистью и страхом. Обыватели этого мира живут под неусыпным оком «старшего брата». «Министерство правды» уничтожает историю, регулирует, какие факты уничтожить, какие исправить или оставить.

«Распыление», то есть социальный отбор, считается частью государственной машины. Человека могут арестовать, могут выпустить. А случается так, что он пропадает без вести. Жить в этом мире непросто. Государство ведет войны, объясняя населению, что это для их блага. «Мир - это война». Товаров первой необходимости нет, еда - отмеренный паек.

Ударный труд на благо общества, внеурочные работы, субботники, государственные праздники - обычное явление в этом мире. Шаг в сторону от общепринятых законов - и человек не жилец. «Свобода - это рабство». Профессионалы оруэлловского мира заняты дезинформацией населения. Уничтожение и искажение документов, подмена фактов. Везде ложь, вопиющая ложь. «Незнание - это сила».

Романы Оруэлла тяжелые, но сильные. Безусловно, это лучшие антиутопии. Книги написаны хорошо, от первой и до последней страницы пронизаны здравыми мыслями. Автором движут только благие намерения - предостеречь человечество от социальной катастрофы. Показать, что насилие, жестокость, безжалостность, безмолвие общества порождают абсолютную власть. В конечном итоге счастливы только те, кто живет ради партии. Но абсолютная власть убивает личность. Возвращает его в первобытное состояние. Даже больше. способна погубить человечество.

«Скотный двор»

Второе произведение этого автора, которое считают одной из лучших антиутопий, - «Скотный двор» (второе название - «Звероферма»). Здесь автор показывает не государство, политическую систему или какой-либо строй. В этом произведении он классифицирует людей, сопоставляя их с животными.

Овцы - безвольные, глупые люди, которые делают и говорят только то, что им велят. Они неспособны думать собственной головой и от этого воспринимают все нововведения как что-то само собой разумеющееся. Кони - наивные, добродушные, готовые работать за идею день и ночь. На таких держится мир. Псы не гнушаются грязной работой. Их главная задача - исполнить волю хозяина. Они готовы служить сегодня одним, завтра другим, лишь бы сытно кормили.

Свирепый хряк Наполеон в романе Оруэлла узнаваем. Человек, готовый воздвигнуть себе трон в любом месте, лишь бы водрузиться на него и удержаться любыми способами. Обвал, которого автор представляет в романе как молодого хряка, должен был быть Такой человек удобен при любой власти - обвинить, свалить на него любой грешок. С подсвинком Стукачом все ясно - он способен сделать черное белым, и наоборот. Убедительный лжец и прекрасный оратор, он изменяет факты одним только словом.

Сатирическая, поучительная притча, близкая к реалиям жизни. Демократия, монархия, социализм, коммунизм - какая разница. Пока к власти будут приходить люди, низкие в своих желаниях и порывах, неважно, в какой стране и при каком строе, общество не увидит ничего хорошего. Благо для народа - достойный правитель.

Новый мир

В романе Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир» не все так страшно, как у Оруэлла. Его мир зиждется на сильном Мировом государстве, которое охватила технократия. Оставлены небольшие резервации, как экономически невыгодные, в качестве заповедников. Казалось бы, все стабильно и правильно. Но нет.

Людей в этом мире делят на касты: альфы занимаются умственным трудом - это первый сорт, альфа-плюсы занимают руководящие должности, альфа-минусы - люди поменьше чином. Беты - женщины для альф. Беты-плюсы и минусы, соответственно, умнее и глупее. Дельты и гаммы - обслуга, сельскохозяйственные рабочие. Эпсилоны - низший слой, умственно отсталое население, исполняющее рутинную механическую работу.

Особи выращиваются в стеклянных бутылях, воспитываются по-разному, даже цвет одежды у них отличается. Главное условие нового мира - стандартизация людей. Девиз - «Общность, одинаковость, стабильность». Отвергая историю, они все Все и вся подчинены целесообразности во благо Мирового государства.

Основная проблема этого мира в том, что искусственное равенство не может удовлетворить мыслящих людей. Некоторые альфы не могут приспособиться к жизни, ощущают полное одиночество и отчуждение. Но без сознательных элементов новый мир невозможен, ведь именно они отвечают за благополучие остальных. Такие люди принимают службу как каторгу или отбывают на острова из-за разногласий с обществом.

Бессмысленность существования этого общества в том, что им регулярно «промывают» мозги. Целью их жизни стало потребление. Живут и работают они для того, чтобы приобретать абсолютно ненужные вещи. Им доступна разнообразная информация, и они считают себя достаточно образованными. Но у них нет желания заниматься наукой или самообразованием, расти духовно. Их отвлекают незначительными и приземленными вещами. В основе этого общества все тот же тоталитарный режим.

Если все люди смогут мыслить и чувствовать, то стабильность рухнет. Если их лишить этого, то все они превратятся в омерзительных тупых клонов. Привычного общества уже не будет, его заменят касты искусственно выведенных особей. Устраивать общество путем генетического программирования, разрушая при этом все основные институты, равносильно его уничтожению.

В своем жанре названные выше книги считаются лучшими. К таковым можно также отнести:

  • «Заводной апельсин» Энтони Берджесса (1962).
  • «Мы» Евгения Замятина (1924).
  • «Повелителя мух» Уильяма Голдинга (1954).

Эти произведения считаются классикой. Но современные авторы тоже создали немало замечательных книг в утопическом жанре.

Современные антиутопии

Книги (список самых лучших можно увидеть ниже) нынешнего столетия отличаются от классики тем, что в них настолько тесно переплетены различные жанры, что проблематично отделить одно от другого. В них встречаются и элементы научной фантастики, и постапокалипсис, и киберпанк. Но все же несколько книг современных авторов заслуживают внимания любителей антиутопий:

  • Трилогия Лорен Оливер «Делириум» (2011).
  • Роман Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» (2005).
  • Трилогия Сьюзен Коллинз «Голодные игры» (2008).

Без сомнения, рассматриваемый нами жанр приобретает все большую популярность. Антиутопия предлагает читателям увидеть мир, в котором для них никогда не будет места.

Читатели в своих отзывах сходятся в одном: не все антиутопии читаются легко. Есть среди них «тяжелые книги, дающиеся с трудом». Но идея и суть написанного просто удивляет: насколько происходящие в романах события напоминают современную жизнь, недалекое прошлое. Это серьезные, пробирающие до глубины души романы, которые заставляют задуматься. Многие из книг можно читать с карандашом в руке - люди отмечают обилие интересных мест и цитат. Не все антиутопии читаются на одном дыхании, но каждое произведение надолго остается в памяти.

Изображение вымышленного общества живущего в мрачном и лишенном надежды мире. Повсюду царит насилие, нищета, угнетение и определенного рода тоталитарный режим со стороны правительства.

Что такое АНТИУТОПИЯ — определение, значение простыми словами.


Простыми словами, Антиутопия – это
место, где почти все плохо. Данный жанр художественной литературы и кинематографа появился как противоположность утопическим произведениям. Широкую популярность антиутопические романы получили после Второй мировой войны.

Самыми известными представителями данного жанра можно назвать:

Антиутопическая литература:

  • О дивный новый мир (Олдос Хаксли)
  • 1984 (Джордж Оруэлл)
  • Скотный двор (Джордж Оруэлл)
  • 451 градус по Фаренгейту (Рэй Брэдбери)

Антиутопическое кино:

  • Матрица
  • Терминатор
  • Бегущий по лезвию
  • Бразилия

Антиутопия. Общие элементы:

  • Обычно, в антиутопическом мире преобладают более развитые (передовые ) технологии, чем те, которые существуют в реальном мире. Как правило, данные технологии контролируются исключительно представителями власти;
  • Плохая экологическая ситуация вследствие промышленного развития или после катаклизма;
  • Общество разделено на классы или касты;
  • Личностная свобода отсутствует либо подавляется тем или иным образом. Частная жизнь граждан находится под надзором представителей власти;
  • Государственные учреждения имеют большую власть и авторитет;
  • Подавление или полный контроль над представителями интеллигенции и науки;
  • контроль со стороны власти;
  • Повсеместная . Полным ходом идет промывка мозгов населения;

  • Единая идеология или культ личности. Религия не существует либо является установленной на государственном уровне. Свободные религиозные течения вне закона;
  • Плановая экономика под контролем государства. Правительство ограничивает доступ к определенным товарам или услугам;
  • Часто встречается элемент обширной приватизации. В этом случаи власть фактически принадлежит огромным корпорациям, которые имеют огромный контроль над населением и ведут себя как правительство. Такое вариант более свойственен жанру

Довольно скучная «Золотая книжечка… о новом острове Утопия» (или просто «Утопия»), написанная Томасом Мором в 1516 году, подарила литературе сразу два жанра: утопический и антиутопический. Утопия идеализирует, описывая то общество, которого не может существовать. Антиутопия, наоборот, отрицает идеалы и справедливость, порицает тоталитарное устройство общества. Обычно в антиутопических романах показывается тревожная интеллигенция, недовольная грядущей революцией и озабоченная судьбами человечества. Вашему вниманию подборка лучших романов антиутопического жанра, способных изменить сознание.

1. «1984», Джордж Оруэлл

Роман, опубликованный в 1949 году, был запрещен в Союзе, а в странах соцлагеря подвергался жесткой критике и цензуре. Оруэлл в то время жил на отдаленном острове и, будучи тяжелобольным, печатал роман сам. И не напрасно – произведение вызвало восторг публики и хвалебную критику. Через 40 лет оно было экранизировано.

Читатель знакомится с государством Океания, в котором есть Министерство Правды (где работает главный герой, 39-летний англичанин), Министерство Любви. Под этой страной автор подразумевает СССР, у которого постоянно меняются враги, и который пребывает в состоянии периодических войн. На примере жизни главных героев Оруэлл раскрывает все «прелести» тоталитарного режима.


2. «451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери

Научная антиутопия, опубликованная в 1953 году. Здесь показывается общество, которому запрещено мыслить критически, размышлять, иметь свою точку зрения. Поэтому в государстве проводятся повсеместно обыски и уничтожается любая печатная литература. Бумага возгорается при 451 градусе. Телевидение применяется как средство «массовой дезинформации».


3. «О дивный новый мир», Олдос Хаксли

В этом дивном новом мире нет места никаким проблемам. Боли, грусти, печали здесь не существует. С рождения здесь каждому внушается, что он самый лучший, и место для него в социуме лучшее, и все блага – только для него. Но если все-таки на душе заскребли кошки – не беда. Добро пожаловать в аптеку будущего! Проглотил таблетку-другую сомы – и прекрасное настроение обеспечено.


4. «Скотный двор», Джордж Оруэлл

Здесь автор в аллегорической форме притчи ведает нам о российской революции 1917 года. «Жители» скотного двора взбунтовались против мерзкого отношения к себе людей. Они изгоняют людей и сами становятся хозяевами своего дома. Так возникает вольная республика во главе со свиньей.


5. «Мы», Евгений Замятин

Именно под впечатлением этой книги Джордж Оруэлл написал роман «1984». Он, кстати, и писал рецензию на роман «Мы», являющийся самой известной антиутопией всего литературного мира. В 26 столетии жители Единого Государства, во главе которого стоит Благодетель, отличаются только по номерам. Полностью утратив индивидуальность, номерная толпа переизбирает своего Благодетеля каждый год. Естественно, единогласно. В основе Государства стоит главный принцип о несовместимости свободы и счастья.


6. «Заводной апельсин», Энтони Бёрджесс

Алекс - скорее антигерой, поскольку своими жесткими преступлениями он сопротивляется тискам тоталитарной системы. Общество пытается поставить молодежь «в стойло» и показать свое место. Но не тут то было! Кому ж хочется быть под прессингом? Вот и появляются на улицах истерзанные трупы, изнасилованные женщины, ограбленные и побитые старики. Это занятие – почти что религия банды, во главе с подростком, потерявшим человеческий облик.


7. «Кысь», Татьяна Толстая

Автор описывает постапокалипсическое будущее России после ядерного взрыва. Все мутировано: люди, животные, растения. Кысь – это некое чудовище, появляющееся в мыслях главного героя. Сам роман – сатира на советский социалистический строй с культом личности, верховенством спецслужб, отсутствием каких-либо человеческих прав.


8. Котлован», Андрей Платонов

Повесть-притча, сатира на советский строй, написанная в 1930 году. В сатирическом смысле к повести, в качестве эпиграфа подошли бы слова Чебурашки: «Мы строили, строили, и наконец построили!» Общество в первую пятилетку своего существования планирует построить «общий дом». Однако на определенном этапе к строителям приходит понимание, что на старых обломках не построишь чего-то путного. Стройка так и заканчивается котлованом.


9. «Не отпускай меня», Кадзуо Исигуро

«Лучший роман 2006 года» английского писателя находится в сотне лучших англоязычных произведений. В 2010 году был экранизирован. Роман написан от лица женщины, работавшей в специальном интернате, где детей «выращивали» путем клонирования в качестве живых доноров для пересадки органов. Она рассказывает о судьбе двух своих друзей и своей судьбе, так как ее тоже «растили» для донорства….


10. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут

Во время войны автор пережил бомбардировку в Дрездене. Собственно об этом его автобиографическое произведение. Воннегут – один из 7 американских пленных, выживших после этой бомбежки. Днем их держали на скотобойне №5, а во время налетов – в подвалах, где хранились мясные туши. В романе добавлен фантастический элемент.

Главный герой – американский апатичный солдат, переживающий посттравматический шок после бомбежек. Он рассказывает, что его забирают на некую планету. Пришельцы научили видеть его в четырех измерениях. В результате, Билли засыпает пожилым овдовевшим человеком, а просыпается в свой свадебный день. Живя в 1955 году, он входит в дверь, а в 1941 – выходит из нее. Главное - правильно выбрать двери, чтобы не попасть на бойню №5.


11. «Приглашение на казнь», Владимир Набоков

Фантастические элементы не позволяют точно определить ни место, ни время действия событий. Главного героя заключают в крепость за то, что он «непонятен» обществу. Отец его тоже был таким. Судебный процесс над ним абсурден. Смертный приговор объявляется с фарсом: «С любезного разрешения публики…». Чтобы отрубить ему голову, на казнь героя ведут с издевательствами. В этих жутких иллюзиях настоящим человеком оказывается только он.


12. «Улитка на склоне», Аркадий и Борис Стругацкие

Авторы считали этот роман самым значительным произведением. Он имел сложную судьбу и долго печатался частями в журналах. Только через 22 года после первой публикации вышла полная его версия.

Роман делится на две части, слабо связанные между собой. Читатель знакомится с двумя разными обществами. Этих два различных мира, существующих по своим законам представляют двое ученых. Их не понимают, а они не понимают насилия. Оба ищут истину, но каждый собственным путем.


13. «Пляж», Алекс Гарленд

Где-то на Таиландских островах затерялась частичка рая – Пляж. Люди, нашедшие его, не обнаруживают на Пляже хоть какого-то намека на цивилизацию. Люди очарованы дикой природой. Пляж назвали Эдемом. Вот только, как и в рай, попасть туда очень непросто…


14. «Делириум», Лорен Оливер

Трилогия американской писательницы, вышедшая в 2011 году, сразу же стала бестселлером, и была переведена более чем на 20 языков. В романе описывается общество будущего. Оно лишь хотело мира на всей Земле. Оно отыскало первопричину всех своих несчастий. Ею оказалось Любовь - amor deliria. Для того чтобы не заразиться этой болезнью, всем достигшим совершеннолетия, введена обязательная процедура – стирание памяти прошлого. Ну а заболевшего ожидает печальная участь…


15. «Бегущий человек», Стивен Кинг

Кто не читал этот роман, тот помнит его великолепную экранизацию со Шварценеггером в главной роли. «Бегущий человек» - одна из самых страшных, жестоких и бесчеловечных игр, в которой вынуждены принимать участие американцы, чтобы заработать хоть какие-то средства к существованию. Выигравшему приз – жизнь. Однако никому еще не удавалось выиграть. Сможет ли это сделать главный герой?



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Антиуто́пия - разновидность в художественной литературе, описывающая государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии .

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако, если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты .

Важной особенностью утопии является её статичность , в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило - в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями .

Интересно! Советским литературоведением антиутопия воспринималась в целом отрицательно.

Цитата:«В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека»

В СССР любая антиутопия неизбежно воспринималась как сомнение в правильности этой теории, что в то время считалось неприемлемой точкой зрения. Антиутопии, которые исследовали негативные возможности развития капиталистического общества, напротив, всячески приветствовались, однако антиутопиями их называть избегали, взамен давая условное жанровое определение «роман-предупреждение» или «социальная фантастика». Именно на таком крайне идеологизированном мнении основано определение антиутопии, данное Константином Мзареуловым в его книге «Фантастика. Общий курс»:

«…утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором ».

Современное литературоведение выделяет в качестве структурного стержня антиутопии «псевдокарнавал», если основная эмоция описанного Бахтиным карнавала - амбивалентный смех, основой тоталитарного псевдокарнавала становятся абсолютный страх в соединении с благоговением перед государством.

Антиутопия - течение общественной мысли, которое в противоположность утопии не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный «справедливый» общественный строй приводят к катастрофическим последствиям.

История жанра

В России, в конце XVIII века создателем антиутопии в современной её форме и функции стал писатель Михаил Матвеевич Херасков.

Его дилогия «Кадмос и Гармония» (1789) и «Полидор, сына Кадмоса и Гармонии» (1794) имеет достаточно обычную для классицизма форму аллегорического странствия , тесно связанного с классическими образцами утопии: герои путешествую по вымышленным странам, сравнивая «хорошие» государства с «плохими».

Однако в «Кадмосе и Гармонии» Херасков выходит за данные жанровые границы, не ограничиваясь статическим сравнением, но показывая как утопическое государство, основанное на идеях cвободы, равенство и братства постепенно эволюционирует к своей противоположности.

Группа философов-просветителей и их последователей основывает идеальное государство на плодородном острове. Вскоре на острове начинается борьба за власть, и философы, пользуясь своими знаниями завоёвывают ряд привилегий. Происходит приватизация: земля, поля и леса делятся между гражданами в равных долях, вводится иерархия чинов. Учёные начинают брать плату за медицинские, юридические и хозяйственные советы, постепенно превращаясь в тиранов-олигархов. Заканчивается данный утопический эксперимент междоусобной войной, в результате которой остров погибает в огне.

Своего расцвета жанр достиг в XX веке. В Советской России - стране, в которой утопические идеи пытаются претворить в жизнь на государственном уровне,

  • Евгений Замятин пишет в 1920 году роман «Мы».
  • За ним в 1925 году следует «Ленинград» Михаила Козырева,
  • Андрей Платонов с середины 1920-х по начало 1930-х годов пишет «Чевенгур» и Котлован.

Вслед за «Мы» Замятина классическими образцами жанра становятся романы «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, написанный в 1932 году и созданный в 1948 году «1984 (роман)» Оруэлла

Самыми культовыми книгами являются следующие авторские произведения:

  1. Джордж Оруэлл «1984». Роман описывает мир, разделенный между тремя тоталитарным государствами. Книга о полном контроле, уничтожении всего человеческого и о попытках выжить в мире ненависти. Роман неоднократно подвергался цензуре со стороны социалистических стран. Был запрещен в СССР.
  2. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». 451° по Фаренгейту - температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, хранение книг преследуется по закону, а интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию.
  3. Олдос Хаксли «О дивный новый мир». Перед нами предстаёт общество, в котором, казалось бы, нет места боли и печали. Каждому человеку едва ли не с самого рождения внушается, что его место в обществе - самое лучшее; все обеспечены любыми нужными им благами. Если же всё-таки в душу закралась грусть - достаточно принять пару таблеток сомы, и от плохого настроения не останется и следа.
  4. Джордж Оруэлл «Скотный двор». «Скотный двор» - притча, аллегория на революцию 1917 года и последующие события в России. Животный мир скотного двора долго терпел скотское обращение со стороны людей, но однажды это терпение лопнуло. Четвероногие взбунтовались и прогнали фермеров, ну а сами объявили себя свободной республикой под руководством свиней.
  5. Евгений Замятин «Мы». Одна из самых знаменитых антиутопий мира. В двадцать шестом веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы.
  6. Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин». Это злая сатира на современное тоталитарное общество, стремящееся превратить молодое поколение в послушных воле вождей «заводных апельсинов». Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни попадает в железные тиски новейшей государственной программы по перевоспитанию преступников и сам становится жертвой насилия.
  7. Татьяна Толстая «Кысь». «Кысь» - актуальная антиутопия, страшная и прекрасная сказка о гибели нашей цивилизации, о мутировавших горожанах, дичающих в радиоактивных лесах, но главное - о деградации языка, все еще узнаваемого, но уже малопонятного.
  8. Андрей Платонов «Котлован». В «Котловане» как в кривом зеркале отражены главные события проводившейся в СССР первой пятилетки: индустриализация и коллективизация. Замечательный пример антиутопии, жёсткой сатиры на реалии быта и социального устройства советского государства.
  9. Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня». Кэти, Томми и Руд росли в закрытой школе. Учились, рисовали картины, играли в школьных спектаклях. Со временем они узнали, что их судьба - это донорство. Они были созданы специально для того, чтобы спасти безнадежно больных. И этих детей это не шокирует. Они безропотно готовятся к тому, чтобы сначала стать помощниками и скрасить последний дни своих товарищей, а потом и самим получить вызов на выемку.
  10. Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». Хотите представить себя на месте Билли Пилигрима, который ложится спать пожилым вдовцом, а просыпается в день свадьбы, входит в дверь в 1955 году, а выходит из нее в 1941-м? Нужно только научиться у тральфамадорцев видеть в четырех измерениях. Один вам совет: блуждая во времени, выбирайте двери, чтобы случайно не оказаться на бойне номер пять.
  11. Владимир Набоков «Приглашение на казнь». В неназванной вымышленной стране молодой человек по имени Цинциннат Ц. ожидает казни, будучи заточен в крепость и приговорен к смерти за свою нарушающую общественный покой непрозрачность или, как говорится в заключении суда, «гносеологическую гнусность». Навещаемый «убогими призраками» охранников и родственников.
  12. Аркадий и Борис Стругацкие «Улитка на склоне». В повести «Улитка на склоне» существуют два мира, два разных общества, каждое из которых живёт по своим законам. Мы видим мир глазами Кандида и Переца. Это ученые, люди мысли, которые не приемлют насилия и преследований. Оба они «больны тоской по пониманию» и до самого конца будут стремиться к истине, но каждый своим путем.
  13. Алекс Гарленд «Пляж». Пляж - это кусочек рая на земле среди таиландских островов. Его обнаруживает группа людей. Полное отсутствие цивилизации и сплошная дикая природа пленяет всех людей, которые видят это. Об этом месте ходит масса слухов, его даже окрестили Эдемом. Но попасть туда не так-то просто. Чтобы там очутиться, нужно быть сообразительным, смелым и целеустремленным.
  14. Лорен Оливер «Делириум». Недалекое будущее. Мир, в котором запрещена любовь, потому что любовь - болезнь, опаснейшая амор делириа, и человеку, нарушившему запрет, грозит жестокое наказание. Посему любой гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, обязан пройти процедуру освобождения от памяти прошлого, несущего в себе микробы болезни.
  15. Стивен Кинг «Бегущий человек». В обычном маленьком городке живет обычный человек, медленно, но верно погружающийся в пучину черной ненависти к себе и окружающим. И когда повод находится, его уже не остановить. Америка превратилась в ад. Люди умирают от голода, и единственный способ заработать - принять участие в самой чудовищной из игр, порожденной извращенным разумом садиста.

Характеристика жанра

Главной целью антиутопического настроения, является:

  • подрыв основы оптимистического взгляда на будущее;
  • доказать невозможность и кошмарность каких бы то ни было утопий.

Для антиутопии характерно:

  • проекция на воображаемое общество именно тех черт, которые вызывают наибольшее неприятие в обществе современном;
  • расположение антиутопического мира на расстоянии – в пространстве или во времени;
  • описание характерных для антиутопического общества негативных черт таким образом, чтобы возникло ощущение кошмара.

В антиутопии, главная мечта – это выжить, возродиться, вернуть свой мир, приняв таким, каков он есть. Ведь антиутопия – это изображение «будущего без будущего», мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль простой единицы.

Функции антиутопии

Посредством романа антиутопии автор демонстрирует собственное убеждение касательно проблем человечества и общества, а также предупреждает людей об их слабости. Писатели обычно прибегают к жанру антиутопии для обсуждения реальности и отображения проблем, которые очень вероятны в будущем. Несмотря на то, что роль антиутопии в литературе сводится к тому, чтобы обучить и предупредить аудиторию, не стоит недооценивать ее влияние на освещение проблем насущных в сфере социальной, политической, правительственной.

Структура антиутопий

Предыстория : Антиутопия обычно является частью вымышленной вселенной, в которой повествуется о том, как образовался этот мир или как эволюционировал (или деградировал) по отношению к нашему обществу. Предыстория наглядно демонстрирует процесс смены рычагов контроля над обществом, изменения социальных норм или становление власти правительства, управляемым отдельными корпорациями, тоталитарными диктаторами или бюрократами.

Главный персонаж : существует несколько типажей протагониста, который может фигурировать в книге антиутопии. Одним из таких является персонаж, который на уровне интуиции ощущает проблемы общества и пытается исправить их, откровенно полагая, что скинуть диктатора с Олимпа власти действительно возможно. Зачастую мировоззрение такого персонажа формируется под воздействием окружающей его среды, также неравнодушной к противостоянию с держателем власти.

Другой тип протагониста является неотъемлемой частью общества, которое воспринимает себя не иначе как утопическим, но в определенный момент он осознает, насколько неправым является это самое общество, и предпринимает попытки по его видоизменению либо разрушению.

Завязка : часто главный герой встречает персонажа, наделенного антиутопическими чертами, возможно, лидера всего общества. Происходит конфликт, при котором протагонист также встречает, либо его поддерживает группа людей, движимых идеей разрушить антиутопию. Иногда эти люди были ранее частью этой антиутопии, но им удалось образумиться и скинуть с себя это бремя.

Кульминация : в романе антиутопии проблема зачастую остается нерешенной, в большинстве случаев попытки разрушить антиутопию оказываются тщетными. Иногда герою удается разрушить замкнутый круг и вырваться на свободу, однако в подавляющем большинстве случаев главный герой (либо группа людей, о которой мы говорили выше) терпит поражение и антиутопия продолжается.

Отличия антиутопии от утопии

Как форма социальной фантазии утопия опирается в основном не на научные и теоретические методы познания действительности, а на воображение. С этим связан целый ряд особенностей утопии, в том числе таких, как намеренный отрыв от реальности, стремление реконструировать действительность по принципу «все должно быть наоборот», свободный переход от реального к идеальному. В утопии всегда присутствует гиперболизация духовного начала, в ней особое место уделяется науке, искусству, воспитанию, законодательству и другим факторам культуры. С появлением научного коммунизма познавательное и критическое значение классической позитивной утопии начинает постепенно падать.

Большее значение приобретает функция критического отношения к обществу, прежде всего к буржуазному, которую берет на себя так называемая негативная утопия, новый тип литературной утопии, сформировавшийся во второй половине XIX века. Негативная утопия, или антиутопия, резко отличается от утопии классической, позитивной. Традиционные классические утопии означали образное представление об идеальном, желаемом будущем. В сатирической утопии, негативной утопии, романе-предупреждении описывается уже не идеальное будущее, а, скорее, будущее нежелаемое. Образ будущего пародируется, критикуется. Это не значит, конечно, что с появлением негативных утопий исчезает или девальвируется сама утопическая мысль, как полагает, например, английский историк Чэд Уолш.

На самом деле негативная утопия не «устраняет» утопическую мысль, а лишь трансформирует ее. Она, на наш взгляд, наследует от классической утопии способность к прогностике и социальному критицизму. Конечно, антиутопии – противоречивое и неоднородное явление, в котором встречаются как консервативные, так и прогрессивные черты. Но в лучших произведениях этого типа возникла новая идейная и эстетическая функция – предупреждать о не желаемых последствиях развития буржуазного общества и его институтов.

Антиутопия в кино

«451º по Фаренгейту», 1966 год

Великобритания. Режиссёр – Франсуа Трюффо.

Этот фильм чаще всего вспоминают, когда начинают сравнивать книги и картины, снятые по этим книгам: «Бойцовский клуб», «Заводной апельсин», «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» и «451º по Фаренгейту». Сказать однозначно, что фильм лучше, нельзя, но споры на этот счёт не утихают вот уже пятьдесят лет.

Вслед за автором романа, Рэем Брэдбери, Трюффо рассказывает нам историю человечества, в которой все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных-огнемётчиков, а любовь к литературе и хранение книг преследуются по закону. Молодой сержант Гай Монтэг выполняет приказы по уничтожению литературы, но встреча с юной Клариссой меняет всю его систему ценностей. Он становится инакомыслящим в глубоко тоталитарном обществе, читающем только комиксы. Интересно, что все титры в картине прочитаны актёрами, а не написаны. Это полностью соответствует идее нового мира, в котором нет места печатному тексту.

«Туманность Андромеды», 1967 год

СССР, режиссёр – Евгений Шерстобитов.

Единственный отечественный фильм, попавший в наш список. Конечно, советская фантастика известна на весь мир, но в первую очередь – как литературное направление, а не кинематографическое. Фильм Шерстобитова переносит нас в далёкое будущее. Группа учёных-астролётчиков отправляется в рискованное путешествие по нашей галактике. Звездолёт, на котором они передвигаются, по странному стечению обстоятельств выходит за пределы эклиптики и оказывается в гравитационном поле планеты под названием Железная звезда, о которой учёные знали уже давно, однако никто не мог определить её точное местоположение. Земляне принимают решение высадиться на планете, рассчитывая пополнить запасы топлива на звездолёте Чужих и вернуться на Землю.

«Безумный Макс», 1979 год

Австралия, режиссёр – Джордж Миллер.

Первая картина 34-летнего австралийского режиссёра Джорджа Миллера стала настоящей сенсацией в мире кино. Она была продана американцам для мирового кинопроката за очень маленькие деньги и в результате принесла гигантские доходы, которые превысили сто миллионов долларов. В 1998 году «Безумный Макс» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый прибыльный фильм. Именно после этой роли в Голливуде узнали о 23-летнем актёре Мэле Гибсоне, который позже стал мировой знаменитостью. В недалеком будущем, после крупной катастрофы, которая навсегда изменила нашу цивилизацию, хоть какая-то жизнь стала возможной только рядом с бескрайними магистралями. Полицейский Макс получил прозвище Безумный за непримиримую, жестокую, тотальную борьбу с дорожными бандами ещё более сумасшедших маргиналов на мотоциклах и машинах. В кровавой войне Макс теряет жену и ребёнка, и после этого его месть бандитам становится делом всей его жизни.

«Бегущий по лезвию», 1982 год

США, режиссёр – Ридли Скотт.

Фильм снят по мотивам романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». 45-летний британский режиссёр Ридли Скотт до этого снял эффектную космическую картину «Чужой». В этом фильме Скотт удачно сочетает стиль «чёрного фильма» о циничном частном сыщике и классическую фантастику с высокотехнологической составляющей. Это история об отставном детективе Рике Декарде, который восстановлен в полиции Лос-Анджелеса для поиска банды киборгов, совершившей побег из космической тюрьмы на планету Земля. Рик Декард получает задание выяснить мотивы действий киборгов, а затем уничтожить их.

«Бразилия», 1985 год

Великобритания, режиссёр – Терри Гиллиам.

Сценарий этого фильма гениальный Терри Гильям написал совместно с сэром Томом Стоппардом. Этот факт уже говорит о многом и поднимает фильм на совершенно новый качественный уровень. Год создания «Бразилии» – 1984 – совпадает с названием известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла. Изначально картина должна была называться «1984 1/2», однако в итоге Терри Гиллиам выбрал более иллюстративное название. Мелкий чиновник Сэм Лоури вполне доволен своей скучной и бессмысленной жизнью. Он выбрал работу незначительного клерка и согласен мириться с необустроенным бытом вопреки воле матери, которая занимает важный пост в элитных кругах системы. В один прекрасный день он встречает девушку, которую до этого постоянно видел в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, Сэм принимает решение сменить работу. Этот шаг меняет всю его жизнь.

«12 обезьян», 1995 год

США, режиссёр – Терри Гиллиам.

Терри Гиллиам имеет особенность снимать отличное фантастическое, но безобидное с точки зрения возрастного рейтинга кино. И, конечно же, имеет свой неповторимый стиль. Его «фирменная» манера повествования лучше всего проявляется именно на его антиутопических проектах.

В этом фильме режиссёр переносит нас в недалёкий 2035 год. Чудовищный, неизлечимый вирус убил 99% населения нашей планеты. Оставшиеся в живых люди вынуждены влачить своё жалкое существование под землёй. Матёрый преступник Джеймс Коул добровольно отправляется в рискованное путешествие на машине времени: по заданию, он должен попасть в прошлое, чтобы помочь учёным найти источник возникновения смертоносного вируса и понять загадку таинственных «Двенадцати обезьян». Роль Коула сыграла большое значение для дальнейшей карьеры Брюса Уиллиса, и он с ней отлично справился. А Брэд Питт, который в тот момент находился в статусе молодой восходящей звезды, сделал очень яркую заявку на то, чтобы войти в состав элиты Голливуда.

«Гаттака», 1997 год

США, режиссёр – Эндрю Никкол.

Само слово «гаттака» (gattaca) образовано из первых букв четырёх азотистых оснований цепей ДНК: гуанин, аденин, тимин и цитозин. Эта информация никак не помогает понять фильм, а скорее, наоборот, запутывает зрителя. Видимо, именно этого и добивался режиссёр и сценарист Эндрю Никкол. В мире, который он создал, каждый человек генетически запрограммирован, и всё меньше остаётся тех, кто был рождён в любви, а не в лаборатории. Один из последних «детей любви», Винсент Фриман, получает при рождении ярлык «непригоден». Он подвержен страстям, поддаётся эмоциям, однако он верит в то, что его мечты когда-нибудь сбудутся. Для этого он покупает личность другого человека, пытаясь обмануть отборочную комиссию и стать уважаемым членом Корпорации Будущего Гаттака. Однако он и предположить не может, насколько это утомительно и непросто – быть одновременно двумя разными личностями. Особенно когда за тобой по пятам идёт полиция…

«Матрица», 1999 год

США, режиссёры: Энди Вачовски, Ларри (Лана) Вачовски.

Сложно сейчас найти человека, который не смотрел или хотя бы не слышал об этом фильме. Сцена, в которой Морфеус предлагает главному герою выбрать красную или синюю таблетку, уже давно стала классикой и много раз цитировалась другими режиссёрами. Однако и сам фильм «Матрица» не обошёлся без скрытых цитат (об этом выходила даже целая книга). Например, сцена, в которой Нео встречается с одарёнными детьми в квартире Оракула – дань уважения японской полнометражной мультипликационной картине «Акира».

Как только фильм вышел на экраны и поразил зрителей эффектом замирающей камеры, тут же появилось огромное число людей, утверждающих, что именно они первыми перенесли это изобретение на большой экран, а Вачовски были уже последователями. Правда это или завистливые сплетни – неизвестно, но фильм от этого хуже точно не стал.

«Господин Никто», 2009 год

Германия, Бельгия, Франция, режиссёр – Жако Ван Дормель.

Его зовут Немо Никто, он – уравнение, в котором нет ничего, кроме неизвестных. То серьёзный не по годам мальчик, застрявший на перроне, то стодвадцатилетний старик, последний смертный счастливой Земли XXII века, благополучно забывший о том, как прожил жизнь. С уверенностью можно сказать только одно: Джаред Лето здесь настолько красив, что его не могут испортить ни грим старика, ни порой нелепые и слащавые сцены в фильме. Однако не оценить виртуозного качества режиссуры Жако ван Дормеля было бы непростительной ошибкой. В итоге фильм нуждается в нескольких просмотрах, так как с первого раза не всегда всё становится ясно.

«Интерстеллар», 2014 год

США, режиссёр – Кристофер Нолан.

Сценарий братьев Ноланов основан на научных работах физика-теоретика Кипа Торна, исследующего теорию гравитации, а также на его популярной книге «Чёрные дыры и складки времени…». При проектировании зданий в фильме создатели этого весьма сомнительного блокбастера вдохновлялись работами архитектора-модерниста Людвига Миса ван дер Роэ.

    Введение...................................................................................................... 1

    Определение утопии и антиутопии.......................................................... 2

    Антиутопия в русской литературе........................................................... 3

    Антиутопия в зарубежной литературе..................................................... 6

    Таблица основных антиутопий XX века.................................................. 8

    Известные антиутопии............................................................................... 9

    Фильмы – антиутопии................................................................................ 10

    Вывод........................................................................................................... 12

    Список используемой литературы........................................................ 13

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

Факультет текстиля и одежды

Антиутопия XX века

Выполнил:

студентка первого курса

Художественного проектирования

текстильных изделий

Цауне Диана

Проверил:

К.Ф.Н. Лебедева Алла

Санкт-Петербург 2009

Введение

Антиутопия как специфический литературно-философский жанр формируется и достигает своего расцвета в первой половине XX в., в период бурных социально-политических и культурных событий, двух мировых войн и революций, интенсивного развития науки и создания тоталитарных режимов, в которых человека пытались превратить в контролируемый "винтик" государственной машины. Все данные явления нашли свое отражение в литературном жанре антиутопии. Это не случайно, поскольку именно в антиутопии возможное выступает как сущее, идея становится реальностью, мечта превращается в действительность. Именно в XX веке в разных странах, почти одновременно, появляется множество произведений антиутопий, хотя многие исследователи практически единодушны, называя в качестве литературных источников жанра антиутопии "Путешествия Гулливера" (1726) Дж. Свифта, произведения Г. Уэллса, Дж. Лондона, Ф. М. Достоевского и т.д.. Следовательно, предпосылки образования нового жанра в искусстве были заложены за несколько веков до непосредственного появления, значит, эти авторы уже тогда видели возможность развития общества по представленной антиутопией модели, что говорит о невероятной глубине данного жанра и огромной важности его анализа. Жанр антиутопии изначально - предмет исследования философии, истории, социологии, политологии и позиционирует себя как роман – предупреждение. О чем хотят предупредить эти произведения? Тоталитарная система вовсе не заинтересована в развитии многогранных и ярких личностей, сводя разнообразие людей к различиям, обусловленным общественно полезными профессиями. Это не удивительно. Ведь чем духовно богаче человек, тем сложнее внушить ему достаточно примитивные идеологические догмы, уверовав которые он будет жить, и поступать во вред себе и в духовном, и в материальном смысле.Тоесть предупреждение романов – антиутопий состоит в том, что каждый человек должен совершенствоваться духовно, потому что именно боагый духовный мир позволяет человеку не только видеть какие-либо явления и принимать их, но и анализировать, самостоятельно делать выбор, мыслить широко, нестандартно, душа персонифицирует человека, делает его личностью. А личность в свою очередь порождает культуру, которая зачастую мешает становлению тоталитаризма. Ведь жива и действенна лишь та культура, что живет в душе человека. И чтобы подчинить человека (а через него и общество), надо уничтожить живую культуру – это задача тоталитарной системы, представленная в антиутопиях, которые описывая возможный ход событий предупреждают своих читателей. Антиутопия в литературе ХХ века как жанр, выразила тревоги и опасения людей «технического века».

Определение утопии и антиутопии

Утопия (греч. не, нет и место, буквально - «место, к-рого не существует») - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Характеризуется верой автора в безупречность модели.. Утопия - вымышленное об-во как воплощение произвольно сконструированного и зачастую статичного социального идеала. Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие «утопия» приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно необоснованного проекта (социального, технического и т. п.). Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная о представлений о «золотом веке» древнегреч. поэта Гесиода (8-7 вв. дон. э.). Черты утопизма можно обнаружить в произведениях Платона («Государство»), Августина («О граде божием»), итал. мыслителя 12 в. Иоахима Флорского («Комментарий к Апокалипсису»). Понятие «утопия» ввел Томас Мор. В русле утопии развивался вплоть до середины 19 в. социалистический общественный идеал (утопический социализм). После победы социалистической революции, реальных успехов в строительстве нового общества и в связи с общим кризисом капитализма в буржуазной идеологии и культуре, понятие «утопия» подверглось переоценке.

Антиутопии появились в виде романов - предостережений, сатирических притч, научной фантастики. Антиутопия - направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле - любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. В антиутопиях, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека. Антиутопия - идейное течение современной общественной мысли, которое в противоположность утопии ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя, а также, как правило, исходит из убеждения, что произвольные попытки воплотить в жизнь справедливый общественный строй сопровождаются катастрофическими последствиями. государство и общество - вещи разные. И создатели антиутопий в той или иной степени описывают тоталитарное общество, в которой идеология несвободы, не ограничась реализацией внутри государственного аппарата, проникла на все уровни общественной и частной жизни. По мнению авторов антиутопий проблема несвободы реализуется внешними силами(чаще всего государством), она закладывается в души людей.

Антиутопия в русской литературе

Роман Евгения Замятина “Мы” и повесть Андрея Платонова “Котлован” представляют жанр “антиутопии” в русской литературе. Долгое время они были под запретом. Но теперь, прорвавшись сквозь толщу времени и увидев свет, произведения эти помогают нам осмыслить трагедию человека при тоталитарной системе, установленной в государстве.
Уже в 20-х годах эти писатели сумели рассмотреть грядущую трагедию. В своих книгах они рассматривают проблему будущего, проблему общечеловеческого счастья.
“Котлован” - предельно сжатый рассказ о закладке здания в городе и о недельном пребывании героев в близлежащей деревне. Но рассказ этот вместил в себя важные для Платонова философские, социальные и нравственные проблемы.
Так что же такое счастье для героев этого рассказа? Над планом общей жизни задумывается Вощев, главный персонаж “Котлована”.
«Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность»,
на что ему категорически заявляют, что “счастье произойдет от материализма, а не от смысла”. Вощев участвует в строительстве общепролетарского дома. Дом этот строит горстка энтузиастов, мечтающих о всеобщем счастье. Эти люди живут в нечеловеческих условиях и все-таки верят, что счастье есть, что оно возможно.
Весь смысл строительства общечеловеческого дома для героев “Котлована” в преодолении собственного эгоизма.
Люди отрицают себя, свои интересы ради будущего, ради мечты о новом человеке, о смысле жизни, о счастье детей и ждут, что вот-вот оно наступит, это “будущее неподвижное счастье”. И хотя мы понимаем, что строители действительно хотят сделать людей счастливыми, но что-то подсказывает нам, что это лишь мечты, которым не суждено сбыться. Эти люди строят утопический город счастья, но каждый их шаг разрушает надежды на чудо.
Пренебрежение к собственной жизни, забвение себя порождает такое же отношение к другим людям. Строителям будущего просто неведома идея самоценности каждой человеческой жизни. “Ты кончился, Сафронов! Ну и что ж? Все равно я ведь остался, буду теперь как ты. Ты вполне можешь не существовать” - вот такая эпитафия на смерть собрата.
На протяжении всей повести слово расходится с делом. Самые благие помыслы наталкиваются на неосуществимость. Чиклин заботится о девочке Насте, его любовь к ней, внимание, скорбь по умершим приходят в жестокое противоречие с тем делом, в которое он включился.
“Рабочий класс не царь, он бунтов не боится”, - самодовольно изрекает Чиклин. Однако скоро выясняется, что боится, и не только бунтов. Боятся всего. Вощев боится ночей и “сердечной озадаченности”; Прушевскому “дома грустно и страшно”; Козлов опасается, что его не примут в будущую жизнь, “ерли он представится туда жалобным нетрудовым элементом”.
И что же это за счастье, которого все хотят? Это единообразное для всех и неизменное счастье, остановленное и окончательное. Общепролетарский дом призван “организовать жизнь впрок для будущего неподвижного счастья”.
Окончательно надежды на счастье исчезают со смертью Насти. Девочка, как мне кажется, была для строителей олицетворением будущего, и вот ее не стало... Андрей Платонов доказывает, что только отношением к человеческой жизни может быть измерен и оправдан социальный эксперимент. “Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет?”

Своеобразную картину будущего можно найти и в романе Е. Замятина “Мы”. Здесь Единое государство обеспечивает для всех “математически безоблачное счастье”. И хотя люди живут под ярким солнцем, в красивых стеклянных домах, заняты общим делом, хотя им не о чем беспокоиться, потому что у них есть все: еда, одежда, работа, крыша над головой, - они лишены свободы, у них нет даже собственных имен. Люди вместо имен носят золотые бляхи с присвоенным номером. Даже само понятие “человек” заменено понятием “нумер”. Люди, “счастливые нумера”, спят, едят, работают в одно и то же время, по раз и навсегда установленному порядку, они отказались от живых чувств, собственных стремлений, естественных желаний - от всего того, что делает одного человека непохожим на другого. И многие действительно считают, что в этом их счастье.
Рассказчик в романе Замятина, нумер Д-503, - “только один из математиков Единого государства”.
Идеал жизненного поведения - “разумная механичность”, а все выходящее за ее пределы - “дикая фантазия”. Вдохновение - “неизвестная форма эпилепсии”. К болезненным фантазиям относятся искусство, литература, наука, любовь и свобода. Налицо революционное вмешательство государство в строение личности. “Я” перестает существовать как таковое, - оно становится клеточкой общего “мы”, песчинкой коллектива, безликой частью толпы.
Название романа “Мы” символично. Это синоним однородной массы, толпы, стаи. Эпоха, породившая антиутопию Замятина, - время торжества безымянности, с печатью “военного коммунизма” и диктатуры.
В своем романе Замятин показывает, как сама человеческая природа не выносит безличного существования. Созревают заговор и восстание - за право на собственные чувства, за право вернуться к нормальной человеческой жизни. Но конец романа мрачен. Нумер Д-503 излечивается от приступов “болезни”: над ним совершают “Великую операцию” - удаление “центра фантазий” путем “троекратного прожигания Х-лучами “жалкого мозгового узелка”. Машина Единого государства сильнее. И теперь ее вин тик здоров: “Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты”.Тяжелый след в душе оставляет чтение романа “Мы”. Художественная пародия на “коммунистический рай” в виде сверхказармы под огромным стеклянным колпаком верно обозначила этапы советской истории на 70 лет вперед. Это напоминает “железный занавес” и Берлинскую стену, за которой находились “мы” - советские люди. Пронумерованные особи романа схожи с обитателями Архипелага ГУЛАГ, которые также обозначались номерами.
Произведения Замятина и Платонова приобретают особую актуальность в наше время. Читая их, понимаешь, насколько близко мы подошли к построению такого общества. Чем счастливее каждый человек, тем счастливее общество, в котором он живет. Что касается личного счастья, то здесь человек может и должен сам устраивать свою жизнь, творить свою судьбу. Но как сделать всех людей счастливыми? Что такое общечеловеческое счастье? На эти вопросы ответ по-прежнему не найден... А бывает ли оно, общечеловеческое счастье?

Антиутопия в зарубежной литературе

В зарубежной литературе к наиболее известным антиутопиям относятся “О дивный новый мир” О.Хаксли, “Скотный двор”, “1984” Дж. Оруэлла и "451градус по Фаренгейту" Рея Брэдбери.

Если говорить о произведении Брэдбери «451градус по Фаренгейту"то можно сказать, что автор романа выразил отношение к бездуховному обществу, которое променяло красоту и мудрость книги на индустрию удовольствий и беспамятство. Но в то же время напомнил всем нам притчу о птице Фениксе, которая сжигала себя на костре, но всякий раз возрождалась из пепла. Может быть, и мы, люди, перестанем сооружать погребальные костры из книг (а это делал Гитлер в 1938-1945 годах), перестанем вести войны, в пожарах которых сгорают библиотеки, перестанем травить тех, кто пишет правду.
Роман Брэдбери общечеловечен, он всем нам задает вопросы: «Почему мы разрешаем себя превращать в жующих жвачку парнокопытных? Почему мы разрешаем себя оболванивать недостойной литературой и псевдокультурой?» Но ответ дать может сам человек: «Я хочу служить книге, потому что я не желаю быть зомби и не допущу, чтобы мои дети и дети моих детей были зомби».

Что касается “Скотного двора» Дж. Оруэлла, то сказка-притча о животных, восставших против человека, обросла за десятилетия многочисленными толкованиями. Наиболее типичное и распространенное – политические аллюзии. В Советском Союзе «Скотский хутор» был издан через 42 года после его опубликования в Англии и сразу был однозначно воспринят как сатира на Советский Союз.

В “О дивном новом мире” О.Хаксли описывается мир далёкого будущего, в котором люди выращиваются на специальных заводах - эмбрионариумах и заранее поделены на пять различающихся по умственным и физическим способностям каст, которые выполняют разную работу. От «альф» - крепких и красивых работников умственного труда до «эпсилонов» - полукретинов, которым доступна только самая простая физическая работа. В зависимости от касты младенцы воспитываются по-разному. Так, с помощью гипнопедии, у каждой касты воспитывается почтение перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определённого цвета. В этом обществе нет места чувствам, основной лозунг «каждый принадлежит всем остальным». Люди в этом «Мировом Государстве» не стареют, хотя средняя продолжительность жизни - 60 лет. Регулярно, для поддержания хорошего настроения, они употребляют наркотик «сому», у которого нет негативных действий. Богом же в этом мире является Генри Форд, его так и называют - «Господь наш Форд», а летоисчисление идёт от создания автомобиля «Форд T», то есть с 1908 года н. э. В романе действие происходит в 632 году «эры стабильности», что соответствует 2540 году н. э.

“роман с элементами сатиры. считается одним из известнейших произведений в жанре антиутопии, предупреждающим об угрозе тоталитаризма. Название романа, его терминология и даже имя автора впоследствии стали нарицательными и употребляются для обозначения общественного уклада, напоминающего описанный в «1984» тоталитарный режим. Неоднократно становился как жертвой цензуры в социалистических странах, так и объектом бойкота и травли со стороны левых кругов на Западе. Роман активно использовался западной пропагандой в качестве антисоциалистической сатиры. Однако роман показывает человеконенавистническую сущность как коммунизма в его вульгаризированном понимании, так и капитализма. Он направлен в том числе и на критику западного общественного устройства. В романе можно увидеть много черт не только тоталитарных режимов, но и современной автору буржуазной Англии. Сам писатель, бывший демократическим социалистом, заявлял, что «1984» не следует рассматривать в качестве критики социалистических идей. Напротив, в своём эссе «Почему я пишу» (1946) Оруэлл настаивал на том, что все его произведения, начиная с периода Гражданской войны в Испании, были «прямо или косвенно за демократический социализм, как я его понимал».

Таблица основных антиутопий XX века

Название

Проявление идеального общества в произведении

Проявление антиутопии в произведении

Олден Хаксли

«О дивный новый мир»

Все счастливы,все получают то,чего хотят и никто никогда не хочет того,что он хочет получить

Появление инакомыслящих,идущих против системы

Рой Брэдбери

«451° по Фаренгейту»

Создание идеального общества без живой мысли,без любви,без семейного счастья

Главный герой нарушает закон, становится носителем книжной мудрости,уходит с себеподобными в лес

Джордж Оруэлл

«Скотный двор»

Создание равноправного общества среди животных скотного двора,без человека,с помощью тяжелого труда

Хряки заняли привилигированное положение, нарушили законы, которые сами сочинили,а остальные животные работали на них как рабы

Евгений Замятин

Идеальное машинное общество,антипод счастья,все подчинено разуму,номера вместо имен,одинаковая униформа, созданная из нефти еда,индивидуальность утрачена

Существование зеленой стены,за которую выходит Д-503,таит в себе притягательность для тех, кто хочет жить по другому,а за зеленой стеной жизнь свободного человека вне закона, вне режима,вне вне назначения

Андрей платонов

«Котлован»

Из последних сил люди роют котлован для дома в котором будут жить их дети и внуки. Бригада свято верит в светлое будущее после постройки дома-городка

Непосильная работа, плохие условия жизни обрекают людей на гибель

Известные антиутопии

Евгений Замятин «Мы»

Олдос Хаксли «О дивный новый мир!»

Джордж Оруэлл «1984»

Джордж Оруэлл «Скотный двор»

Герберт Уэллс «Когда спящий проснётся»

Джек Лондон «Железная пята»

Станислав Лем «Возвращение со звёзд», «Футурологический конгресс»

Ян Вайсс «Дом в тысячу этажей»

Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»

Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту»

Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»

Андрей Платонов, «Чевенгур», «Котлован»

Братья Стругацкие «Хищные вещи века», «Обитаемый остров»

Владимир Войнович «Москва 2042»

Курт Воннегут «Механическое пианино или Утопия 14»

Фильмы – антиутопии

Метрополис - режиссёр Фриц Ланг (1927)

Альфавиль - режиссёр Жан-Люк Годар (1965)

THX 1138 - режиссер Джордж Лукас (1971)

Бегство Логана - режиссер Майкл Андерсон (1976)

Бегущий по лезвию - режиссёр Ридли Скотт (1982)

4 - режиссёр Майкл Рэдфорд (1984)

Новые амазонки - режиссёр Юлиуш Махульский (1984)

Кин-дза-дза! - режиссёр Данелия, Георгий Николаевич (1986)

Бразилия - режиссёр Терри Гиллиам (1985)

Письма мёртвого человека - режиссёр Константин Лопушанский (1986)

Они живут - режиссёр Джон Карпентер (1988)

Крепость - режиссёр Стюарт Гордон (1992)

Судья Дредд - режиссёр Дэнни Кэннон (1995)

Город потерянных детей - режиссёр Жан-Пьер Жене, Марк Каро (1995)

12 обезьян - режиссёр Терри Гиллиам (1995)

Гаттака - режиссёр Эндрю Никкол (1997)

Темный город - режиссёр Алекс Прояс (1998)

Шоу Трумена - режиссёр Уир, Питер (1998)

Матрица - режиссёры Энди и Ларри Вачовски (1999)

Эквилибриум - режиссёр Курт Виммер (2002)

Особое мнение - режиссёр Стивен Спилберг по одноимённому рассказу Филипа К. Дика (2002)

Код 46 - режиссёр Майкл Уинтерботтом (2003)

Окончательный монтаж - режиссёр Омар Наим(2004)

FAQ: Часто задаваемые вопросы - режиссёр Карлос Атанес (2004)

The Island - режиссёр Майкл Бэй (2005)

Эон Флакс - режиссёр Карин Кусама (2005)

V - значит вендетта - режиссёр Джеймс Мактиг (2006)

Дитя человеческое - режиссёр Альфонсо Куарон (2006)

Безумный Макс, часть 2. Воин дороги - режиссёр Джордж Миллер (1981)

Безумный Макс, часть 3. Под куполом грома - режиссёр Джордж Миллер (1985)

Город Эмбер - режиссёр Гил Кинан (2008)

Обитаемый остров - режиссёр Фёдор Бондарчук (2009)

Рипо! Генетическая опера - режиссёр Даррен Линн Баусман (2008)

В XX веке появились произведения, авторы которых пророчески предупреждали об опасностях, поджидавших социалистическую идею на пути превращения ее в действительность. Идеи социализма, спроецированные в будущее, давали неожиданную и довольно безрадостную картину. Произведения такого плана получили название “антиутопии”, в противовес утопическим произведениям прошлого. В антиутопиях, основанных также на раскрытии разных сторон жизни так называемого “идеального общества”, мир дан глазами его обитателя, рядового гражданина, изнутри, чтобы проследить движение разума и показать чувства человека, претерпевающего на себе законы этого общества. Именно в этом случае увиденное “изнутри” оказывается вовсе не столь совершенным, каким могло показаться пришельцу, человеку постороннему, оно являет рядовым членам общества свою неприглядную изнанку. Таким образом, антиутопия личностна, так как критерием “подлинности”, совершенства идеального мира становится субъективный взгляд одного человека, в то время как утопия довольствуется утверждением безличного “всеобщего счастья”, за которым незаметны слёзы отдельных обитателей утопического государства. Намерения утопистов, мечтающих о всеобщем благоденствии, о решении вековых проблем социальной несправедливости, о совершенствовании действительности, поистине благие, но именно этими намерениями вымощена дорога в земной ад. Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и удовлетворить все потребности человека, утописты быстро приходят к тому, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на самого себя, ограничить потребности, заставить думать по шаблону, определяющему изначально, что есть добро и что есть зло. Однако, как оказалось, человека легче изуродовать, даже убить, чем переделать, в противном случае это уже не человек, не личность. Именно личность становится камнем преткновения для любых утопистов, стремящихся расправиться со свободной волей индивидуума. Поэтому конфликт личности и тоталитарной системы становится движущей силой любой антиутопии, позволяя опознать её черты в самых различных, на первый взгляд, произведениях. В отличие от утопии, то есть идеального общества, антиутопии проливают свет на эпоху, в которой они появились, отражают ее страхи и надежды, ставят человека перед нравственным выбором.

«Какие ценности из тех, в которые свято верили наши деды, можно было теперь воспринимать всерьез? Патриотизм, религия, империя, семья,святыня брака, продолжение рода, воспитание, честь, дисциплина – теперь каждый в мгновение ока мог поставить все это под сомнение. Но к чему приходишь, отвергнув такие непреложности?»

Джоржд Оруэлл

Список используемой литературы

www.wikipedia.org/wiki/Антиутопия

Философский словарь - ред. И.Т. Фролова. Политиздат, 1981

Евгений Замятин «Мы», АСТ МОСКВА, 2008

Джордж Оруэлл «Скотский хутор», Таллинн, «Периодика», 1989

  1. Шпаргалки Зарубежная литература

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    Традицию надежды и превратить её в настроение отчаяния. Моральная... жанра антиутопии и их отражение в английской и американской литературе . Расцвет антиутопии приходится... человеческое сердце, человеческая чувствительность, понятия о приличии, смирение и...

  2. Понятие и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих систем

    Реферат >> Философия

    ... отражения , как понятия , концепции, теории, гипотезы. Зачастую в философской литературе ... логических категорий, составляющих её духовную сущность. Проявлениями... , в социальных утопиях и антиутопиях , в разнообразных социальных движениях современности...

  3. Основы информатики (7)

    Шпаргалка >> Информатика

    ... == Понятие информации,классификация и свойства ==В литературе можно найти... её модернизацию. Конфигурацией компьютера называют... в современном искусстве. Ещё в середине 1980-х годов сформировался... (1909) изобразил всемирную автоматическую систему, обслуживающую...

Похожие публикации