Сражение у Фолклендских островов. Бой у фолклендских островов

Морская владычица получила пощечину: в битве при Коронель немцы потопили британский флагман и крейсер, погибли 1654 моряка; что обидно, враг не понес потерь. Но Германия недолго смаковала победу: реванш состоялся 8 декабря 1914 г. у Фолклендских островов.

Эта морская битва (мировая война активно велась как на суше, так и на море) стала очередной схваткой в противостоянии мощного флота Германии и претендующей на господство Великобритании.

Найти и обезвредить

После потери двух броненосцев при Коронеле 1 ноября 1914 г. морское превосходство метрополии оказалось под большим вопросом. Теперь немецкие корабли могли спокойно расхаживать по южной Атлантике, угрожая торговым и военным суднам британцев.

Королевский флот получил ощутимый удар по престижу, уязвленные англичане жаждали возмездия. На поиски неприятеля отправились больше двух десятков броненосных крейсеров, кораблей разведки и транспортные судна. В воды южной Атлантики, к месту последней схватки, взяла курс эскадра под командованием Доветона Стэрди. Адмирала недолюбливали в ведомстве за тактические ошибки, в том числе при Коронеле, этот поход много значил для его дальнейшей карьеры. Еще одну экспедицию британское Адмиралтейство послало в Карибское море, чтобы перекрыть немцам проход по Панамскому каналу.

Незваные гости

Тем временем, германская эскадра вице-адмирала Максимилиана фон Шпее, выполнив свою недобрую миссию, решила прорываться домой через Атлантический океан. Под командованием Шпее находились два броненосных крейсера, три легких, а еще транспортные судна для перевозки угля и плавучий госпиталь. Перед дальней дорогой следовало немного подкрепиться, запастись углем и боеприпасами, поэтому немцы решили напасть на военно-морскую базу британцев Порт-Стенли, расположенную на Фолклендских островах.

Как сообщила разведка, в тот момент на базе и поблизости английских кораблей не наблюдалось, якобы британцы направились в Африку утихомиривать восстание буров. Немцы планировали напасть на радиостанцию и ограбить угольные склады. Кроме того, они намеревались взять в пленники губернатора Фолклендов – в качестве показательной порки за аналогичный случай на Самоа, где британцы произвели арест германского управляющего. Набег на Фолклендские острова казался удачной идеей, так как предполагалось, что порт охраняет лишь старый броненосный крейсер «Канопус». Но не тут-то было.

От рассвета до заката

Германские крейсеры добрались до Фолкленских островов ночью 8 декабря. На рассвете Шпее дал сигнал тревоги и прибавил ходу. Когда немцы увидели черные клубы дыма, они посчитали, что начался пожар на угольных складах. Но потом в гавани были замечены трубы, мачты, и тут стало ясно, что до буров британцы так и не доплыли.

Началась морская битва. Мировая война голодной пучиной поглощала новые жертвы. Первым огонь открыл старина «Канопус», участник недавней битвы при Коронеле. Крейсеры немцев «Гейзенау» и «Нюрнберг» от неожиданности включили задний ход. Это дало время эскадрам Стэрди и Стоддарта задать пару, позавтракать, и уж потом броситься в погоню за немцами. Опасаясь ловушки, Шпее развернул свои корабли, которые пустились бежать на все четыре стороны.

Стэрди отдал приказ преследовать разделившуюся эскадру и захватить ее до заката. Англичанам это не стоило большого труда, ведь их легкие крейсеры были куда более мобильными и могли развить высокую скорость, в отличие от тяжелых германских броненосцев.

Винить Максимилиана фон Шпее в трусости тоже не стоит. Отступление было единственно верным решением, так как после длительного путешествия запасы боеприпасов у немцев были на исходе. Их хватило бы на пару-тройку выстрелов, а потом крейсеры стали бы славной мишенью для кораблей метрополии.

Однако немцам не удалось выйти сухими из воды. Через пару часов англичане настигли и атаковали беглецов. Бой длился до вечера. Эскадры шли параллельным курсом, маневрируя по приказу капитанов. Грохотали выстрелы, многие из которых не достигали цели или не наносили серьезного урона противнику. Корабли были окутаны густым черным дымом, шедшим из труб угольных и нефтяных топок. Наконец, германские судна начали крениться, моряков ждала ледяная вода. В итоге большая часть кораблей немцев была повреждена, а те, что оставались на плаву в британцы потопили. Германский флот потерял 2110 моряков, в плен попало 212 человек.

Два главных британских крейсера «Инвизибл» и «Инфлексибл» пострадали от 15 точных выстрелов, один человек погиб, трое оказались ранены. Это были триумф англичан, долгожданная месть – блюдо, которое подают холодным.

Королевское спасибо

Британцы прошли через многие битвы Первой мировой войны, но именно Фолклендский бой они считают одним из самых ключевых сражений.

Итоги баталии имели большое значение и в дальнейшем отразились на положении Британии в каждом уголке мира. Царившее в обществе напряжение спало. Английские мероприятия, и военные, и торговые, в последствии шли без каких-либо помех. А на следующий день мы получили возможность отозвать десятки кораблей наших судов на родные просторы».

Победителей морской битвы – капитанов, офицеров, матросов – поздравил английский король Георг V. Сосланный в погоню за немцами Стэрди, положение которого было шатким в Адмиралтействе из-за предыдущих промахов, восстановил свои права на должность и получил титул барона.

Чем отличилась эта морская битва? Мировая война горько наказывает за ошибки в тактике каждого сражения. Надо признать, у Фолклендских островов мерялись силами корабли, неравные по классу. Англичане лидировали не только в скорости и броне, но и тяжести залпов, поэтому в газетах писали о «бое великанов и карликов». Британские историки порой ставили в вину Стэрди осторожность и перерасход боеприпасов, хотя другие битвы Первой мировой войны показывают, что его тактика была оправдана.

Фолклендский бой стал бесспорной стратегической победой англичан. После сокрушительного разгрома германский флот так и не сумел вернуть былую мощь. Лишь одному немецкому кораблю «Дрезден» удалось уцелеть и скрыться. Пик крейсерских баталий сошел на нет.

Британцы и немцы совершили немало тактических ошибок, которые могли изменить итоги боя, утверждают знатоки морских баталий. Однако у истории нет сослагательного наклонения. Не взирая на промахи, сражение у Фолклендских островов заслуженно включено в великие морские битвы Первой мировой войны.

В конце 1914 создалась сложное положение на океанских коммуникациях. Эскадра фон Шпее (два однотипных броненосных крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и три легких крейсеров - «Эмден», «Нюрнберг» и «Лейпциг»), могла уничтожить все английское судоходство в Южной Атлантике. Под угрозой гибели оказались многочисленные транспорты с войсками, находившиеся в тот момент у побережья Южной Африки. 4 ноября пришел приказ Инвинсибл и Инфлексибл принять полный запас угля и проследовать в Берхэйвен, поскольку «они срочно требуются для заграничной службы». Фишер решил направить их к Фолклендским островам. Командиром соединения был назначен вице-адмирал Стэрди, которому таким образом была предоставлена возможность самому исправить ошибки, допущенные им на посту начальника генерального морского штаба.

В тот момент на английских крейсерах шел текущий ремонт. Стэрди доложил Фишеру 9 ноября, что ближайший срок, когда его корабли смогут отправиться в путь - 13 ноября, пятница. До этого рабочие не успеют закончить кладку перемычек из огнеупорного кирпича между котлами Инвинсибл . Сообщить такое морскому волку старой закалки! Нужно быть полным идиотом, чтобы отплывать 13-го, да еще в пятницу! Последовало распоряжение первого морского лорда: эскадре отбыть в среду 11-го. Вместе с командой на Инвинсибл отправилась бригада рабочих, которые должны были закончить ремонт в пути. Одновременно Фишер отправил линейный крейсер Принсес Роял в Карибское море на тот случай, если бы фон Шпее решил повернуть назад и пройти Атлантику через Панамский канал. Приняв такое решение, Фишер сильно рисковал. По подсчетам профессора А. Д. Мардера, после гибели «Одешесса» и отправки в Южную Атлантику 3 линейных крейсеров в первой половине ноября 1914 г. германскому Флоту Открытого моря предоставилась лучшая за всю войну возможность помериться силами с британским флотом в наивыгоднейших для себя условиях.

Битти был крайне обеспокоен таким ослаблением своей эскадры. 13 ноября он направил Джеллико докладную записку, в которой указывал на недопустимость такого разделения сил. В водах метрополии британский флот теперь располагал только 3 полностью боеготовыми линейными крейсерами (Лайон , Куин Мери , Новая Зеландия), которым противостояли 4 германских линейных крейсера, подкрепленные Блюхер . Правда, имелся еще Тайгер , но он только что вступил в состав флота и был не готов к участию в боевых действиях. Командующий флотом полностью разделял опасения Битти. Он еще ранее направил рапорт первому морскому лорду: «Я считаю, что решение о выделении из состава флота еще одного линейного крейсера должно быть пересмотрено». Однако первый морской лорд остался непреклонен, и последующие события подтвердили его правоту и оправданность риска, на который он пошел.

Упрямый Стэрди не посчитал нужным в точности исполнить приказ Адмиралтейства: «следовать к Фолклендским островам со всей возможной поспешностью». Вместо 3 декабря, по расчетам морских лордов, Инвинсибл и Инфлексибл прибыли в Порт-Стэнли только в 10.30 утра 7- го. Прежде чем начать поиски немецкой эскадры, линейные крейсера должны были срочно пополнить свои запасы топлива. Рано утром 8 декабря угольщик был подан для Инвинсибл и он начал грузиться. Вслед за ним к погрузке приступил и Инфлексибл .

Тем временем эскадра фон Шпее, разгромив соединение Крэдока, продолжала медленно двигаться на юг. По пути немцы захватили канадский пароход с грузом кардифского угля, который был очень кстати. Отконвоировав канадца в уединенную бухту Огненной Земли, уголь перегрузили на германские крейсера. Это заняло несколько дней, и до 6 декабря фон Шпее не мог продолжать плавание. Случайность задержала его как раз на столько времени, сколько потребовалось англичанам, чтобы достигнуть района действий.

Во время совещания офицеров германской эскадры относительно плана дальнейших действий командующий выдвинул в качестве первоочередной задачи нападение на Фолклендские острова с целью уничтожения английской базы в Порт-Стэнли. Некоторые офицеры, в том числе командир «Гнейзенау» Меркер, считали, что было бы разумнее избегать Фолклендских островов, но фон Шпее настаивал на своем опрометчивом решении. Выполнение операции было возложено на «"Гнейзенау» и «Нюрнберг».

В 8.30 утра два германских крейсера, приблизившись к Порт-Сэнли, увидели низкие холмы, окаймлявшие гавань с юга, и поднимающийся дым. По мере их приближения дым становился все гуще и гуще, так что над всей гаванью навис черный туман. Это обстоятельство не встревожило немцев: они приписали его тому, что англичане уничтожают склады топлива. В 9.25, когда «Гнейзенау» приблизился на дистанцию огня, перед ним взметнулись два водяных столба, и из гавани донесся грохот выстрелов тяжелых орудий. Это открыл огонь «Канопус». Меркер, полагавший, что имеет дело только со старым тихоходным броненосцем, нисколько не смутился. Однако несколько минут спустя немцы увидели «роковые» треногие мачты линейных крейсеров, двигающихся в гавани по направлению к морю. Германский флагман поднял сигнал: не вступать в бой и уходить на северо-восток полным ходом.

Как только Стэрди доложили о приближении к Порт-Стэнли двух вражеских крейсеров, он тут же отдал приказ прекратить погрузку угля, приготовиться к бою и поднять якоря. В начале 11-го часа оба линейных крейсера уже вышли из гавани. Видимость была изумительной; море спокойное и ослепительно голубое; дул легкий северо-западный ветер. В 10.20 на флагмане подняли сигнал «общей погони». Английским линейным крейсерам потребовалось некоторое время, прежде чем они смогли развить свой ход до полного и сблизиться с немецкими кораблями на дистанцию артиллерийского огня. Около 13.00 рявкнули двенадцатидюймовки Инвинсибл . С расстояния 14,5 км он выпустил несколько снарядов по «Лейпцигу», замыкавшему германскую кильватерную колонну. После этого фон Шпее отдал приказ своим легким крейсерам рассредоточиться и уходить. «Нюрнберг», «Лейпциг» и «Дрезден» повернули на запад и дали полный ход. Английские легкие крейсера «Кент», «Корнуэлл» немедленно пустились за ними в погоню. С этого момента сражение распалось на несколько очагов.

Германский адмирал решил дать бой только своими броненосными крейсерами. Поскольку «Шарнхорст» и «Гнейзенау» не могли развить более 18 узлов, избежать сражения было невозможно. Стэрди не стал немедленно сближаться на дистанцию решительного боя, на которой расход боеприпасов был бы наименьшим и которая обеспечила бы ему быструю победу. Он знал о высокой артиллерийской репутации двух своих противников и хотел избежать даже малейших повреждений своих линейных крейсеров. В бою на предельной дистанции риск для кораблей Стэрди отсутствовал вовсе, но зато расход снарядов почти наверняка должен был быть огромным.

Сначала Инвинсибл стрелял по «Гнейзенау», а Инфлексибл - по «Шарнхорсту», поменявшись целями, когда германские корабли изменили свое расположение. Комендоры «Шарнхорста» с третьего залпа попали в Инвинсибл . Когда дистанция уменьшилась до 11 км, немцы ввели в дело и 152-мм орудия. Стэрди увеличил дистанцию до 14 км, а затем вышел за пределы артиллерийского огня. Около 14.00 обе стороны прекратили стрельбу. Фон Шпее в последний раз попытался спасти свои корабли: он круто повернул на юг, направляясь в воды, где можно было ожидать туманов, шквалов и пасмурной погоды. В первой фазе боя стрельба англичан оказалась исключительно плохой. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» получили только по два попадания, и ни один из них не был серьезно поврежден. Разрушительная сила английских 305- мм снарядов оказалась гораздо меньше, чем можно было ожидать.

Примерно через час англичане снова пошли на сближение и возобновили стрельбу. Бой сделался жарким, дистанция вновь уменьшилась до 11 км. «Гнейзенау», который в начальный период боя потерял только 1 убитого и 10 раненых, теперь жестоко страдал. Весь его корпус вздрагивал от ударов тяжелых снарядов, в нескольких местах одновременно полыхали пожары. Вскоре стал явственно заметен крен на левый борт. «Шарнхорст» также страдал от огня. Огромные водяные столбы от падавших в воду 305-мм снарядов заливали пробоины в бортах германских крейсеров, не давая пожарам полностью охватить их. Стрельба англичан была бы точнее, если бы Стэрди не держал Инфлексибл в густом дыму флагманского корабля.

В начале 4-го стало ясно, что «Шарнхорсту» приходит конец: он сильно осел, на верхней палубе бушевало пламя. Тем не менее на нем развевался германский флаг, и он продолжал энергично стрелять уцелевшей артиллерией. Англичане были поражены стойкостью немцев, регулярностью и быстротой залпов. В 16.00 Шпее в пылу боя успел просигналить Меркеру, что последний был прав, высказавшись против нападения на Фолклендские острова, и приказал «Гнейзенау» уходить, если он сможет. После этого адмирал повернул свой флагманский корабль и пошел на англичан. Уцелела только одна из четырех труб «Шарнхорста», он имел большой и все возрастающий крен на правый борт, его корма была охвачена пламенем. В 16.04, дав последний залп из носовой башни, он стал медленно переворачиваться, короткий промежуток времени пролежал на борту с вращающимися винтами и наконец скрылся под водой носом вперед.

Так как бой продолжался, британские крейсера не могли оказать помощь команде «Шарнхорста». К тому же вода была настолько холодна, что едва ли немецким морякам можно было чем-нибудь помочь, даже если бы рядом не было «Гнейзенау». Таков закон морской войны - сначала уничтожить противника и только после этого спасать людей. Конец «Гнейзенау» был не менее трагичен. Англичане уже вели спокойную размеренную стрельбу, напоминавшую прицельный огонь по мишеням. Вскоре одним из попаданий был поврежден рулевой привод, и «Гнейзенау» начал описывать циркуляции. Его сопротивляемость ужасающему огню была поразительна. Особенно надо отметить, что ни на одном из германских крейсеров не произошло взрыва боеприпасов. Около 17.30 он еще держался на воде в виде разбитого остова, большая часть его кочегарок была затоплена, все пушки, кроме одной, приведены в негодность, боезапас почти иссяк, на палубе бушевали пожары. Около 600 человек из команды «Гнейзенау» были убиты.

Англичане прекратили огонь и начали подходить к «Гнейзенау» медленно и осторожно, поскольку на нем все еще развевался германский военный флаг. В 17.40 оставшиеся в живых собрались на груде железного лома - все что осталось от надстроек и палубы германского крейсера. В тишине, наступившей после грохотов боя, прозвучало троекратное «ура» и корпус «Гнейзенау» стал опрокидываться на правый борт. Меркер отдал приказ открыть кингстоны и потопить корабль. «Гнейзенау» еще некоторое время лежал вверх килем, а затем исчез, погружаясь кормой вперед.

Хотя в южном полушарии стояло лето, вода в этом районе Атлантики сильно охлаждается айсбергами и холодными течениями, идущими от Антарктиды. Ее температура не превышала 6 градусов выше нуля. Из команды «Гнейзенау» не спасся ни один человек. Общие потери германской эскадры составили 2000 матросов и офицеров. В числе погибших были фон Шпее и один из его сыновей (другой погиб на «Нюрнберге») и оба командира германских броненосных крейсеров. Незадолго перед тем как «Гнейзенау» начал тонуть, погода изменилась - пошел мелкий дождь. Если бы он начался двумя-тремя часами раньше, возможно, германским крейсерам удалось бы ускользнуть. Данный факт показывает опасность промедления решительного удара, которое допустил английский адмирал. Как известно, Стэрди, начав погоню рано утром, в 11.00 отдал приказ замедлить ход и команде приступить к завтраку.

Что касается легких крейсеров, то англичане после погони, длившейся несколько часов, настигли и потопили «Лейпциг» и «Нюрнберг». «Дрездену» удалось ускользнуть. В конце концов он был застигнут двумя английскими крейсерами в уединенной бухте чилийского побережья и уничтожен. Но случилось это только 14 марта 1915 г. Легкий крейсер «Бристоль» и вооруженный пароход «Македония» получили приказ от Стэрди потопить транспорты, сопровождавшие эскадру фон Шпее. Английские корабли довольно быстро обнаружили два германских вспомогательных судна - «Баден» и «Санта-Изабель» - с грузом нефти, угля и различных припасов. Все это отлично пригодилось бы Стэрди, но старший из британских командиров ничего не доложил флагману и бездумно выполнил приказ, пустив ко дну оба этих ценных приза. Так неудачно кончился день, отмеченный крупным успехом англичан.

Впоследствии многие военно-морские историки будут утверждать, что бой у Фолклендских островов явился крупнейшей победой британского флота со времен Трафальгарского сражения. Наверное, оно стало последним сражением надводных кораблей XX века, больше всего напоминавшим времена Нельсона: его исход от начала до конца решила корабельная артиллерия, без использования торпед, морских мин, авиации или подводных лодок.

Германская эскадра не понесла потерь, и это обстоятельство нанесло серьёзный урон престижу британского Королевского флота . Германские крейсера получили возможность перейти в южную Атлантику, создав угрозу как торговым перевозкам Британии в том районе, так и находящимся у побережья Южной Африки транспортам с войсками, перебрасывавшимися на европейский театр .

Накануне сражения, 29 октября, произошла смена руководства в британском Адмиралтействе . Первым морским лордом вместо принца Луи Баттенбергского стал лорд Фишер . Начальником морского штаба при Луи Баттенбергском был контр-адмирал Доветон Стэрди. На него возлагали главную ответственность за потопление немецкой подводной лодкой U-9 броненосных крейсеров «Хог », «Абукир », «Кресси » и путаные инструкции вместе с недостаточным выделением сил Крэдоку, приведшие к поражению у Коронеля . У Фишера со Стэрди были сложные взаимоотношения, и сразу после возврата на должность Первого морского лорда Фишер начал добиваться отставки Стэрди с поста начальника штаба . Чтобы избежать возобновления старой вражды, было решено отправить Стэрди во главе эскадры для поиска и уничтожения Шпее, назначив на его пост контр-адмирала Оливера .

Фишер взял на себя ответственность за ослабление линейных сил Флота метрополии . 4 ноября, по согласованию с Первым лордом Адмиралтейства Уинстоном Черчиллем , в состав эскадры Стэрди были включены два линейных крейсера - «Инвинсибл » и «Инфлексибл ». Крейсера получили приказ выдвигаться в Девенпорт. Они должны были следовать в южную Атлантику. Ещё один линейный крейсер - «Принцесс Ройал » - отправлялся в Карибское море , на случай прорыва эскадры Шпее через Панамский канал [прим. 3] . 12 ноября «Принцесс Ройал» вышел из Кромарти (англ. Cromarty ) в Галифакс .

Этот манёвр линейными крейсерами был достаточно рискованным, поскольку в Северном море в противовес четырём германским линейным крейсерам («Фон-дер-Танн », «Мольтке », «Зейдлиц » и «Дерфлингер ») оставались только три боеспособных британских линейных крейсера - «Лайон », «Куин Мэри » и «Нью Зиленд » . На опасения командующего линейными крейсерами Гранд-Флита адмирала Битти Уинстон Черчилль ответил, что «Дерфлингер» ещё недостаточно боеспособен, Битти имеет в своём распоряжении недавно вошедший в строй «Тайгер », а в скором времени ожидается ввод в строй быстроходного линейного корабля «Куин Элизабет » .

Британское Адмиралтейство производило передислокацию и других кораблей. Союзная японская эскадра в составе броненосных крейсеров «Курама», «Цукуба» и «Икома», каждый с четырьмя 305-мм орудиями, шла из центральной части Тихого океана на восток, к Панамскому каналу. Британский линейный крейсер «Австралия » направлялся к мысу Горн . Броненосному крейсеру «Дифенс» приказано было отправляться к мысу Доброй Надежды на соединение с крейсерами «Минотавр», «Дартмут», «Веймут» и броненосцем «Альбион». В западноафриканских водах находились броненосец «Виндженс», броненосные крейсера «Уорриор», «Блэк Принс», «Донегал» и «Кумберленд» и крейсер «Хайфлаер». Карибское море охраняли броненосец «Глори» и броненосные крейсера «Бервик», «Ланкастер» и «Конде». Броненосец «Канопус» был отправлен на охрану базы на Фолклендских островах, а у побережья Бразилии у рифов Аброльс эскадру Стэрди ожидали броненосные крейсера «Дифенс» (ожидающий отправки в Южную Африку), «Карнарвон», «Корнуол», «Кент» и лёгкие крейсера «Глазго» и «Бристоль». Для перехвата германской эскадры, не считая французских и японских кораблей, Адмиралтейству пришлось привлечь почти 30 кораблей, из них 21 броненосный, не считая вспомогательных крейсеров, привлекавшихся для разведки .

3 ноября, через два дня после Коронеля, «Шарнхорст », «Гнейзенау » и «Нюрнберг » пришли в Вальпараисо . Международные законы запрещали нахождение в нейтральном порту более трёх кораблей любой из воюющих сторон, поэтому «Дрезден » и «Лейпциг » были отправлены на Мас-а-Фуэра . В Вальпараисо Шпее получил сведения о японских кораблях, отправляющихся в Южную Америку с целью отрезать германским кораблям путь к Панамскому каналу. Из Берлина пришло сообщение с советом прорываться домой. Простояв в Вальпараисо положенные по закону 24 часа, германские корабли вышли на Мас-а-Фуэра .

Шпее находился в раздумьях. В отличие от его пути через Тихий океан, когда он не задерживался надолго в портах, германская эскадра долго пробыла на Мас-а-Фуэра. Шпее понимал, что кольцо вокруг него стягивается, и Британия должна будет отправить в южную Атлантику корабли для его поимки. Точные планы Шпее и ход его рассуждений не известны, но предположительно он собирался крейсировать до последнего, пока не будет пойман, понимая всю сложность прорыва в Германию . Возможной причиной его задержки были слухи о предполагаемом прорыве в Атлантику «Мольтке» и «Зейдлица» с боезапасом для кораблей Шпее . Корабли грузились углём с транспортов , а боевой запас на броненосных крейсерах был уравнен, в результате чего на каждом оказалось по 445 выстрелов 210-мм калибра и по 1100 150-мм . Чтобы развеять слухи о потоплении при Коронеле двух германских кораблей, «Дрезден» и «Лейпциг» были отправлены в Вальпараисо .

В ответ Шпее передал сообщение о том, что его броненосные крейсера израсходовали половину боезапаса, а лёгкие крейсера ещё больше, и он будет возвращаться домой. По сообщению германской разведки, соединение контр-адмирала Стоддарта было отправлено в Южную Африку для подавления восстания буров . Хотя это не соответствовало действительности, радиопереговоры англичан в этом районе прекратились, поэтому Шпее посчитал это сообщение правдивым .

Утром 6 декабря на стоянке у Пиктона Шпее собрал на флагманском корабле «Шарнхорст» заседание, где довёл до своих капитанов план дальнейших действий. По сообщениям разведки, на Фолклендских островах не было британских кораблей, поэтому «Гнейзенау» и «Нюрнберг» под прикрытием остальных кораблей должны были разрушить радиостанцию, склады с углём, а также - в качестве возмездия за взятие в плен и недостойное обращение с губернатором Самоа - захватить в плен губернатора острова . Операция была намечена на 8 декабря. Гавань Стэнли-Харбор состояла из двух якорных стоянок, внешней - Порт-Вильям и внутренней - Порт-Стэнли , соединённых узким каналом . «Гнейзенау» и «Нюрнберг» должны были выйти к мысу Пемброк, находящемуся на входе в Порт-Вильям, к 8:30. «Гнейзенау» должен был заняться пленением губернатора и разрушением сооружений в Порт-Вильяме, а «Нюрнберг» - в Порт-Стэнли. Оба крейсера должны были присоединиться к эскадре не позже 19:30 .

Мнения офицеров относительно предложенного плана разошлись - начальник штаба капитан-цур-зее Филис и капитан «Нюрнберга» капитан-цур-зее фон Шёнберг выступали за операцию, а капитан «Гнейзенау» капитан-цур-зее Меркер, капитан «Дрездена» капитан-цур-зее Людеке и капитан «Лейпцига» фрегаттен-капитан Хаун считали стратегически верным обход островов. Капитан «Лейпцига» отдельно указывал на то, что сообщение об уходе англичан, очевидно, является провокацией и что лучшей реакцией на неё были бы проход где-то в 100 милях южнее острова и неожиданное появление возле Ла-Платы .

«Инвинсибл» и «Инфлексибл» отбыли из Кромарти 5 ноября и пришли в Девенпорт 8 ноября. Перед походом корабли были обследованы в доке , и оказалось, что «Инвинсибл» нуждается в срочном ремонте, который должен продолжаться до пятницы 13 ноября, пока не будет закончена кладка перемычек и огнеупорного кирпича между котлами . Эта дата не устраивала Фишера, и согласно его приказу выход в море должен был состояться не позже 11 ноября, а рабочие верфи , при необходимости, могли продолжить ремонт на борту крейсера после выхода в море .

«Инвинсибл» и «Инфлексибл» вышли из Девенпорта 11 ноября 1914 года в 16:45. Благодаря отдалённости военно-морской базы от людных районов и цензуре газет их вывод остался в тайне. 17 ноября линейные крейсера пополнили запас угля в Сент-Винсенте, на островах Зелёного мыса . 24 ноября была перехвачена немецкая радиограмма, и стало ясно, что эскадра Шпее находится в заливе Сан-Квентин на пути в южную Атлантику. Стэрди было приказано после соединения с эскадрой Стоддарта идти на Фолклендские острова .

Защита Фолклендских островов к тому времени обеспечивалась только устаревшим броненосцем «Канопус », находившимся в Порт-Стэнли . Так как после сражения у Коронеля о точном местоположении эскадры Шпее ничего не было известно, Адмиралтейство считало, что есть высокая вероятность нападения германских крейсеров на базу на Фолклендских островах. 28 ноября эскадра Стэрди отправилась в Порт-Стэнли . Более быстроходные угольщики были посланы на Фолклендские острова добираться самостоятельно, а остальные пошли на Фолклендские острова под сопровождением «Орамы» . Стэрди намеревался вести бой на больших дистанциях, на которых 210-мм снаряды германских броненосных крейсеров не могли пробить борт его крейсеров. Поэтому линейные крейсера провели учебные стрельбы на дистанции 60 кабельтовых . «Инвинсибл», выпустив 32 снаряда, добился одного попадания, «Инфлексибл», выпустив 32 снаряда, - трёх . 29 ноября во время учебных стрельб «Инвинсибл» намотал себе на винт буксировочный трос, и целый день был потерян для его высвобождения .

Какое-то время эскадра отвлеклась на безрезультатные поиски германского вспомогательного крейсера «Кронпринц Вильгельм» . Эти проволочки привели к тому, что эскадра Стэрди пришла на Фолклендские острова в 10:30 7 декабря, вместо запланированного Адмиралтейством 3 декабря .

Броненосец «Канопус» ещё 16 ноября был в Порт-Стэнли посажен на мель и превращён в своеобразную береговую батарею . Для пришедших кораблей на Фолклендских островах было только три угольщика. Погрузку угля начали «Карнарвон», «Бристоль» и «Глазго» . Затем должны были грузить уголь линейные крейсера, с расчётом 9 декабря выйти к мысу Горн на перехват эскадры Шпее. «Кент» и «Корнуол» должны были грузиться последними и потом самостоятельно догонять эскадру . По плану Стэрди «Инвинсибл» и «Инфлексибл» должны были заняться германскими броненосными крейсерами. Менее тихоходный «Карнарвон» должен был идти с линейными крейсерами, а остальные крейсера заняться лёгкими германскими крейсерами.

На «Бристоле», кроме погрузки угля, проводился срочный ремонт - переборка механизмов. Вся эскадра, исключая «Бристоль», должна была находиться в двухчасовой готовности для 12-узлового хода, один из кораблей назначался дежурным с получасовой готовностью развить 14-узловый ход. До вторника дежурным был «Инфлексибл», затем его должен был сменить «Кент». Вспомогательный крейсер «Македония» оставался в дозоре, находясь в 10 милях от входа в гавань .

Во вторник 8 декабря в 6 утра завершили погрузку «Карнарвон» и «Глазго», и начали погрузку линейные крейсера. «Корнуол» также начал разборку одной из машин. Он, «Кент» и «Македония» к погрузке угля ещё не приступали. В таком положении эскадру и застало в 7:50 сообщение с наблюдательного поста на горе Саппер-Хилл о том, что с юга подходят два военных корабля . Стэрди приказал прекратить погрузку и всем кораблям выходить в море .

Германские крейсера увидели Фолклендские острова в 2:30. День должен был быть ясным и солнечным, что для этих мест достаточно редкое явление. В 5:30 Шпее приказал сыграть боевую тревогу и увеличить ход до 18 узлов. Капитан «Гнейзенау» Меркер передал, что из-за навигационной ошибки он выйдет к мысу Пемброк только в 9:30, на час позже, чем планировалось .

В 8:30 Меркер заметил густой дым над гаванью и предположил, что это подожгли угольные склады. Около 9:00 немцы увидели в гавани мачты и трубы, стало понятно, что эскадра Стоддарта не ушла в Африку. Капитан-лейтенант Буше, находившийся на фор-марсе, передал на мостик «Гнейзенау», что видит треногие мачты. Меркер не поверил этому сообщению и передал Шпее, что в гавани находятся три броненосных крейсера, один лёгкий крейсер и два крупных корабля вроде броненосца «Канопус», продолжив движение к мысу Пемброк .

В 9:25 первый залп из 305-мм орудий по «Гнейзенау» дал «Канопус» , вынудив германские корабли круто повернуть на восток. Увидев выходящий в море «Кент», Меркер попытался его отрезать от входа в гавань. Но тут «Гнейзенау» получил приказ Шпее уходить полным ходом на северо-восток. Германским транспортам было приказано отделиться и уходить на юго-восток, а затем к острову Пиктон.

Шпее решил не принимать бой и уходить, выстроив всю эскадру курсом на восток. К 11:00 корабли шли колонной в следующем порядке: «Гнейзенау», «Нюрнберг», «Шарнхорст», «Дрезден» и «Лейпциг». Тем временем британские корабли срочно разводили пары. «Глазго» снялся с якоря в 9:45, за ним через 15 минут последовали Стоддарт на «Карнарвоне» и линейные крейсера. В 10:00 немцы ясно увидели треногие мачты «Инвинсибла» и «Инфлексибла», двигающиеся к морю. Последним вышел «Корнуол». Стэрди дал сигнал общей погони. Изношенные механизмы германских броненосных крейсеров не позволяли им развить ход больше 18 узлов. Стэрди понимал, что он имеет преимущество в скорости в 4-5 узлов и догнать противника - дело времени. Хотя в 11:00 между противниками было 19 миль, уже через два часа орудия линейных крейсеров смогут открыть огонь, и до заката останется ещё 8 часов - время, достаточное для боя .

Тем временем британские корабли продолжали погоню за крейсерами Шпее. «Глазго» поддерживал соприкосновение с германскими крейсерами, находясь в трёх милях впереди и чуть левее «Инвинсибла». «Инфлексибл» следовал справа за кормой флагмана. Линейные крейсера сжигали в топках уголь и нефть, и за ними вился шлейф густого чёрного дыма. В 11:29 Стэрди приказал снизить скорость до 20 узлов, решив собрать растянувшуюся эскадру, снизить дымность и дать время командам пообедать. В 12:20 ход был снова увеличен и доведён до 25 узлов. «Карнарвон», не имевший возможности дать больше 18 узлов, «Кент» и «Корнуол», делавшие 22 узла, остались позади.

Линейные крейсера выпустили по германскому лёгкому крейсеру 20 снарядов . «Лейпциг» начали накрывать всплески близких разрывов. Шпее, поняв, что уклониться от боя не получится, решил дать возможность лёгким крейсерам уйти и отдал приказ «рассыпаться». «Гнейзенау» и «Шарнхорст» повернули на 6 румбов (около 68°), перестроившись курсом на северо-восток. «Нюрнберг», «Дрезден» и «Лейпциг» стали уходить на юг. Стэрди в своих инструкциях это предусматривал, поэтому без сигнала «Глазго», «Кент» и «Корнуол» отвернули вслед за германскими лёгкими крейсерами. А «Карнарвон» вслед за «Инвинсиблом» и «Инфлексиблом» продолжил погоню за броненосными крейсерами Шпее . Сражение распалось на отдельные части .

Некоторое время после 13:20 «Инвинсибл» вёл стрельбу по идущему головным «Гнейзенау», а «Инфлексибл» - по флагману Шпее. Во время поворота «Гнейзенау» уменьшил ход, пропуская вперёд «Шарнхорст» . Вслед за броненосными крейсерами Шпее на 7 румбов повернули и британские линейные крейсера . После перестроения Шпее «Инвинсибл» вёл огонь по «Шарнхорсту», а «Инфлексибл» по «Гнейзенау». Германские корабли открыли ответный огонь в 13:25 .

Предельная дальность стрельбы британских 305-мм орудий была 82,5-85 кабельтовых, дистанция действительного огня - 60-70 кабельтовых. 210-мм башенные германские орудия имели максимальную дальность 82,5 кабельтовых, а два казематных - 67,5 каб. 150-мм орудия имели максимальную дальность стрельбы 75 кабельтовых. Однако германские 210-мм бронебойные снаряды могли пробить броню линейных крейсеров на дистанции только до 70 кабельтовых, тогда как германские корабли поражались 305-мм снарядами на любых дистанциях .

Расстояние между противниками в это время было около 70 кабельтовых, и немецкие снаряды ложились с недолётом. Британские корабли в этот момент могли вести огонь из трёх башен . Дистанция сокращалась, так как Шпее повернул на 4 румба (45°) внутрь. После того, как дистанция уменьшилась до 65 кабельтовых, германские корабли легли на параллельный курс. Несмотря на громадную разницу в весе бортового залпа, бой не обещал быть лёгким. В 13:44 «Инвинсибл» получил первое попадание. Стэрди повернул на два румба влево, чтобы увеличить дистанцию и не дать никаких шансов противнику. Дистанция начала увеличиваться, и к 14:00, когда она достигла 80 кабельтовых, бой временно прекратился .

Стрельба на предельной дистанции была малоэффективной, особенно у «Инфлексибла», которому сильно мешал дым из труб «Инвинсибла». Выпустив за полчаса боя 210 снарядов , британские крейсера добились по два попадания в «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Разрушительная сила 305-мм снарядов оказалась не настолько велика, как ожидалось, и германские крейсера практически не пострадали . Одно из орудий башни «A» [прим. 7] «Инвинсибла» перестало стрелять из-за неисправности затвора .

Чтобы возобновить бой, в 14:05 корабли Стэрди довернули вправо на 4 румба (45°), затем ещё на 4 румба. Но в это время германские корабли скрылись в дыму, а когда дым развеялся, оказалось, что Шпее повернул и идёт курсом на юг, увеличив дистанцию до 85 кабельтовых. Стэрди увеличил ход и довернул на противника. В 14:45, когда дистанция сократилась до 75 кабельтовых, британские корабли легли на параллельный курс и снова открыли огонь. Шпее сначала шёл тем же курсом, но потом через 5 минут довернул на 9 румбов в сторону британцев, очевидно желая уменьшить дистанцию, чтобы ввести в действие среднюю артиллерию. В 14:59 дистанция сократилась до 62,5 кабельтовых, и германские крейсера открыли огонь из 150-мм орудий. Стэрди маневрировал, чтобы удерживать дистанцию не менее 60 кабельтовых. Бой достиг максимального напряжения . «Инвинсибл» и «Инфлексибл» перешли на беглый огонь , при этом «Инвинсибл» вёл огонь из всех орудий - противоположная башня вела огонь через палубу.

Начала сказываться разница в мощности бортового залпа. К 15:10 «Гнейзенау» в результате повреждений ниже ватерлинии получил крен, а «Шарнхорст» в нескольких местах горел и потерял заднюю дымовую трубу. В 15:15, когда всё заволокло дымом, Стэрди вынужден был развернуться на обратный курс, описав циркуляцию. «Инфлексибл» на какое-то время стал головным, ему больше не мешал дым, и его стрельба стала более эффективной .

Осколком срезало флаг Шпее, и «Гнейзенау» послал запрос: «Почему приспущен адмиральский флаг? Он убит?» Шпее отвечал, что он в порядке, и признал перед Меркером ошибочность своего решения идти на Фолкленды, подняв сигнал «Вы оказались совершенно правы» .

Стрельба немцев была меткой, но их попадания практически никак не снижали боевую мощь британских линейных крейсеров. Между тем сами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» сильно страдали от огня 305-мм орудий. Тяжёлые снаряды пробивали палубы казематов и вызывали большие разрушения нижних отсеков. У «Гнейзенау» тяжело пострадали казематы 150-мм орудий, было затоплено котельное отделение № 1, началась течь в котельном отделении № 3 , в результате чего ход упал до 16 узлов . На носу и корме начались пожары.

Положение «Шарнхорста» было ещё более тяжёлым. Он осел на 1 метр, потерял третью дымовую трубу (№ 3), в нескольких местах пылали пожары, а его огонь заметно ослабел . Многие из казематных орудий левого борта на броненосных крейсерах были повреждены, и в 15:30 германские корабли развернулись на 10 румбов, став к противнику левым бортом, возобновив стрельбу из 150-мм орудий . Но ситуацию это не поменяло.

К 16:00 стало понятно, что «Шарнхорст» погибает. Он заметно сбросил ход, его корма была в огне, из дымовых труб уцелела только одна, однако он продолжал вести огонь. Приблизительно в это время к стрельбе по «Шарнхорсту» присоединился «Карнарвон», но это было ненадолго. В 16:04 «Шарнхорст» резко прекратил огонь и с поднятым флагом начал крениться. Его крен увеличивался, он лёг на борт и в 16:17 затонул . Так как «Гнейзенау» ещё продолжал бой, британские корабли не задержались, чтобы поднять из воды тонущих людей. Температура воды была 6-7°, и из экипажа «Шарнхорста» никто не выжил .

Линейный крейсер «Инфлексибл» во время операции по спасению экипажа «Гнейзенау»

Идущий головным «Инфлексибл» попытался, ведя огонь на контркурсах по «Гнейзенау», пройти за его кормой, чтобы выйти в подветренное положение. Но этот манёвр не был поддержан флагманом, продолжившим идти прежним курсом. Британские корабли выстроились в кильватерную колонну - в сомкнутом строю первым шёл «Инвинсибл», за ним «Инфлексибл» и «Карнарвон». Британские корабли сближались с «Гнейзенау», но им сильно мешал дым, и Стэрди пришлось повернуть на запад, идя при этом расходящимися курсами с кораблями Шпее. Особенно плохие условия видимости были у «Инфлексибла», который без приказа Стэрди около 17:00 развернулся на 14 румбов влево и вышел из строя, ведя огонь под корму «Гнейзенау». Какое-то время он так и продолжал бой, разворачиваясь к противнику то правым, то левым бортом, затем всё же вернулся в кильватер «Инвинсибла» .

Всё это время «Гнейзенау» вёл огонь по «Инвинсиблу». Несмотря на то, что пошёл дождь и видимость ухудшилась, его участь была предрешена. В носу и корме «Гнейзенау» бушевали пожары, его ход уменьшился до 8 узлов, а стрельба орудий постепенно стихала. В 17:15 было зафиксировано последнее попадание в броневой пояс «Инвинсибла». К 17:30 германский крейсер расстрелял все 210-мм снаряды, развернулся в сторону «Инвинсибла» и остановился .

Британские корабли пошли на сближение. «Гнейзенау» накренился, но не спускал флаг. Периодически открывая огонь, он в ответ получал залпы с британских кораблей. В 17:50 британские корабли прекратили огонь. «Гнейзенау» медленно лёг на борт и перевернулся, затонув около 18:00 . В воде оказалось около 270-300 человек, британские корабли подошли к месту гибели германского корабля и спустили шлюпки, чтобы спасти находящихся в воде людей. Вода была очень холодной, и из-за переохлаждения и разрыва сердца умирали даже поднятые из воды люди. Всего из воды было поднято около 200 человек, но многие из них умерли и были с почестями похоронены на следующий день . Спасение пострадавших продолжалось до 19:30, после чего Стэрди по радио запросил местоположение остальных крейсеров, но отозвался только «Глазго» .

В 13:25, когда немецкие крейсера стали уходить на юго-восток, расстояние между ними и преследователями было 10-12 миль . Максимальная скорость «Дрездена» была 24 узла, «Нюрнберга» - 23,5 и «Лейпцига» - 22,4. Но машины немецких крейсеров были изношены, и их реальная скорость была меньше. «Дрезден» давал 22-23 узла, «Нюрнберг» немного меньше, самым же тихоходным был «Лейпциг», с трудом развивавший 21 узел. Немецкие корабли шли в строю пеленга . В центре «Нюрнберг», слева далеко впереди «Дрезден», правым шёл «Лейпциг» .

Самым быстроходным из британских кораблей был «Глазго», выдавший на испытаниях более 25 узлов. Максимальная скорость «Кента» и однотипного с ним «Корнуола» была около 23 узлов. При этом «Кент» считался самым тихоходным среди кораблей своего типа. Британские броненосные крейсера были гораздо лучше вооружены и бронированы, чем германские бронепалубные крейсера. «Глазго» номинально считался сильнее любого из немецких крейсеров .

Первым среди британских крейсеров шёл «Глазго». За ним «Корнуол», и замыкающим «Кент». По предложению капитана «Корнуола» Эллертона британские корабли должны были разделить цели - он брал на себя «Лейпциг», «Кент» шёл за «Нюрнбергом», «Глазго» должен был заняться погоней за «Дрезденом». Но капитан «Глазго» Люс, бывший самым старшим среди британских капитанов по званию, решил поступить иначе. «Глазго» оставил уходящий «Дрезден» и стал преследовать «Лейпциг» [прим. 8] .

В 14:53, находясь в 4 милях впереди от своих броненосных крейсеров и в 60 кабельтовых от «Лейпцига», «Глазго» открыл огонь из носового 152-мм орудия. «Лейпциг» вступил в бой и повернул вправо, открыв огонь. Оказалось, что в отличие от 105-мм германских орудий эта дистанция больше дальности стрельбы британских 102-мм орудий, поэтому британский крейсер мог задействовать только одно носовое 152-мм орудие. «Глазго» также повернул вправо, увеличивая дистанцию. Бой временно прекратился, и погоня продолжилась. Несколько раз совершая подобный манёвр, «Глазго» добился того, что «Лейпциг» настигли броненосные крейсера .

К 16:00 «Глазго» подошёл к «Лейпцигу» на дистанцию 45 кабельтовых, чтобы ввести в дело 102-мм артиллерию. В 16:15 открыли огонь британские броненосные крейсера, однако их дальности стрельбы пока не хватало. «Кент» и «Корнуол» разделили цели. «Кент» ушёл за отклонившимся влево «Нюрнбергом», а «Корнуол» поспешил на помощь «Глазго». Оставленный без внимания «Дрезден» ушёл вправо и вскоре скрылся из виду. «Лейпциг» в начале боя стрелял по «Глазго». Вскоре «Глазго» склонился вправо, пересёк кильватерную струю «Лейпцига» и присоединился к «Корнуолу», стреляя по германскому крейсеру левым бортом. «Лейпциг» перенёс огонь на «Корнуол». Бой вёлся на дистанциях 35-50 кабельтовых. Капитан «Корнуола» маневрировал, идя по отношению к «Лейпцигу» то сходящимися, то расходящимися курсами, чтобы задействовать бортовые орудия .

«Лейпциг» сильно страдал от перекрёстного огня британских крейсеров. К 18:00 начался дождь, и «Корнуол», чтобы ускорить дело, пошёл на сближение и перешёл на лиддитные снаряды [прим. 9] . «Лейпциг» загорелся, но продолжал вести бой. К 19:30 на нём кончились снаряды, и он прекратил огонь. В 19:50-19:55 он выпустил по подошедшим британским крейсерам три торпеды , но те даже не заметили этого .

Британские крейсера, временно прекратившие огонь, в 19:50 возобновили его, так как «Лейпциг» так и не спустил флаг . К этому времени по приказу командира германского крейсера были открыты кингстоны , и экипаж собрался на палубе, приготовившись покинуть корабль. Огонь британских кораблей вызвал большие жертвы среди неприкрытого бронёй экипажа .

В 20:30 британские корабли прекратили огонь и в 20:45 спустили шлюпки, чтобы снять экипаж «Лейпцига». Германский крейсер медленно лёг на левый борт, перевернулся и в 21:23 пошёл ко дну. Вода была ледяной, и из неё удалось выловить лишь немногих из спасавшихся немецких моряков . Когда «Глазго» поднимал последнюю шлюпку, его достиг сигнал Стэрди. После многочисленных смен курса «Глазго» не смог доложить о своих координатах , также как и ничего не смог сказать о судьбе «Кента» и «Нюрнберга».

Повреждения броненосного крейсера «Кент», полученные во время Фолклендского сражения

В процессе погони за «Нюрнбергом» «Кент» выжимал из своих машин всё, что мог. Достигнув по показаниям приборов мощности на 5000 л. с. - больше, чем на испытаниях, - он должен был идти на скорости 24-25 узлов . Чтобы держать давление пара, к работе в котельных отделениях были привлечены дополнительные люди, и пришлось сжечь в топках даже содранное дерево. В 17:00 «Кент» открыл огонь по «Нюрнбергу», но его залпы ложились недолётами .

В 17:35 положение кардинально изменилось. Из-за износа у «Нюрнберга» вышли из строя два котла, и его ход упал до 19 узлов. Дистанция начала быстро сокращаться, и разгорелся жаркий бой. В отличие от «Корнуола» «Кент» пошёл на сближение с немецким крейсером, и дистанция быстро сократилась до 30 кабельтовых. Когда она сократилась до 15 кабельтовых, «Нюрнберг» попытался её увеличить, но к этому времени он уже практически потерял ход, и «Кент» обогнал его, пройдя перед его носом, накрыв «Нюрнберг» продольным залпом с дистанции 17,5 кабельтовых. К 18:25 «Нюрнберг» окончательно потерял ход. Так как флаг не был спущен, «Кент» открыл огонь с дистанции 15 кабельтовых .

К 19:00 флаг был спущен, и «Кент» прекратил огонь, спустив две уцелевших шлюпки. «Нюрнберг» в 19:30 лёг на правый борт, перевернулся и затонул. Поиски утопающих продолжалось до 21:00, но спасти удалось не всех . Во время боя на «Кенте» была повреждена радиорубка, поэтому он не смог доложить о результатах боя по радио. Стэрди узнал о судьбе «Кента» только на следующий день, когда он в 15:30 бросил якорь в Порт-Стэнли .

Судьба вспомогательных германских судов была решена ещё раньше. «Бристоль» и «Македония», пройдя Порт-Плезант и не обнаружив там транспорты, пошли дальше. После 14:00 они обнаружили стоящие на якоре «Баден» и «Санта Изабеллу». «Зейдлиц», державшийся ближе к своей эскадре, смог уйти в юго-западном направлении. «Бристоль» нагнал «Баден» и «Санта Изабеллу» и выстрелами принудил их остановиться. Исполнив последний приказ Стэрди, «Бристоль» снял их экипажи и затопил суда. Как оказалось позже, это было ошибкой, так как приказ им был истолкован слишком формально, а первоначальные инструкции Стэрди предусматривали доставку транспортов в Порт-Стэнли .

Всего «Инвинсибл» выпустил 513 305-мм снарядов - 128 бронебойных, 259 полубронебойных и 126 фугасных. «Инфлексибл» выпустил 75 % боекомплекта - 661 снаряд, в том числе 157 бронебойных, 343 полубронебойных и 161 фугасный . «Карнарвон» выпустил 85 190-мм и 60 152-мм снарядов. Точное количество попаданий в германские крейсера не известно, но по оценкам их было около 40 в каждый [прим. 10] .

На обоих линейных крейсерах до боя не успели произвести монтаж приборов управления артиллерийской стрельбой центральной наводки . Несмотря на достаточно высокий процент попаданий (6-8 %), расход снарядов, понадобившийся для потопления двух броненосных крейсеров, был огромным . К примеру, во время Цусимского сражения 4 броненосца Того израсходовали только 446 305-мм снарядов . К концу боя на «Инвинсибле» даже стала ощущаться нехватка снарядов. На нём после боя осталось всего 257 снарядов - 12 снарядов в башне «A», 112 в «P», 104 в «Q» и 29 в «X» .

Всего в «Инвинсибл» было зафиксировано 22 попадания - двенадцать 210-мм, шесть 150-мм и четыре снаряда не установленного калибра. Были затоплены два носовых отделения и угольная яма у башни «P», что привело к крену в 15° на левый борт. 11 попаданий пришлось в палубу, два из них полностью разворотили кают-компанию, 4 пришлось в бронепояс, четыре в незащищённый борт, одно попадание пришлось в башню «A» между орудиями, без пробития брони, одно в якорь правого борта, одно в треногу фок-мачты, и одним из снарядов был срезан ствол 102-мм орудия. Ранение получил только один моряк .

В «Инфлексибл» пришлось только три попадания, причинившие повреждения 102-мм орудиям на башнях «A» и «X». Был убит один и ранены три моряка . Попаданий в «Карнарвон» не зафиксировано. Из состава экипажа «Шарнхорста» не спасся никто. Из экипажа «Гнейзенау» всего было спасено 187 человек - на борт «Инфлексибла» была поднято 10 офицеров и 52 матроса, на «Карнарвон» подняли 17 человек, остальных спас «Инвинсибл» .

В «Глазго» пришлось 2 попадания, один человек был убит и четыре ранено . В «Корнуол» зафиксировано 18 попаданий, при этом не было ни одного раненого или убитого . Из экипажа «Лейпцига» было спасено 7 офицеров и 11 матросов [прим. 11] .

С «Нюрнберга» было подобрано 12 человек, но только 7 из них выжили. «Кент» израсходовал 646 снарядов, получив самые тяжёлые среди британских кораблей повреждения. В него попало 38 снарядов, убив четырёх и ранив 12 человек .

Среди погибших немецких моряков были адмирал Шпее и два его сына, один из которых служил на «Шарнхорсте», а второй - на «Нюрнберге» .

Фолклендский бой в британской историографии всегда рассматривался как расплата за поражение у Коронеля. Черчилль, как и британская общественность, высоко оценил действия Стэрди и результаты боя :

Последствия были далеко идущими и сказались на нашем положении буквально по всему миру. Всеобщее напряжение спало. Все наши мероприятия, как военные, так и торговые, теперь проводились без малейших помех. Уже через сутки мы смогли отозвать в отечественные воды десятки кораблей.

Успех Стэрди был отмечен и королём Англии Георгом V , поздравившим адмирала, офицеров и матросов с победой . За этот бой Стэрди, первым из морских офицеров за последние 100 лет, был жалован дворянским титулом - получил баронетство .

Фишер и другие критики Стэрди ставили тому в вину слишком осторожную тактику, приведшую к огромному перерасходу снарядов. Но, как показал опыт Ютландского сражения , в котором три британских линейных крейсера взлетели на воздух после взрыва боезапаса, сближение «в духе Нельсона » с прекрасно стрелявшими германскими крейсерами на дистанцию, где их 210-мм снаряды могли пробить бортовую броню линейных крейсеров, могло иметь фатальные последствия . Вместе с тем была отмечена возросшая дистанция боя, значительно превосходившая предвоенные ожидания. Большой расход снарядов на дистанциях порядка 12 000 м являлся следствием отсутствия опыта таких стрельб и вскрыл несовершенность приборов управления артиллерийским огнём .

Британцами была отмечена высокая живучесть германских боевых кораблей и то, что боезапас на них не взрывался, как это случилось на крейсерах Крэдока при Коронеле. Однако британцы не придали большого значения низкому качеству своих снарядов. При падении в воду и попаданиях в корпус они часто не давали разрывов, что снижало их боевую эффективность.

Действия капитана «Глазго» Люса подверглись критике, в том числе самого Стэрди. Из-за того, что «Дрезден» ушёл от погони, победа британцев была не полной. За германским крейсером пришлось устраивать новую охоту. 14 марта 1915 года он был обнаружен «Глазго» и «Кентом» в Кумберлендской гавани острова Мас-а-Тьерра и типа «Ривендж» в линейные крейсера . Вошедшие в строй «Рипалс » и «Ринаун » хоть и обладали высокой скоростью и мощным вооружением из 381-мм орудий, но, как показал опыт Ютландского сражения , в ходе которого три британских линейных крейсера взлетели на воздух, обладали слишком малой толщиной брони и сомнительной боевой ценностью. В дальнейших боевых действиях «Ринаун» и «Рипалс» применялись Адмиралтейством с осторожностью, а командующий линейными крейсерами адмирал Битти заявил, что отказывается вести их в бой .

После битвы многие были озадачены вопросом, почему адмирал Шпее решил атаковать базу на Фолклендских островах. Ответ на этот вопрос официальные британские и немецкие документы не дают. Этим вопросом задавался кайзер Вильгельм II . Военно-морской министр Германии Тирпиц в своих мемуарах писал так:

Могут спросить: что заставило этого прекрасного адмирала идти к Фолклендским островам? Уничтожение расположенной там английской рации не принесло бы большой пользы, ибо сообщив, что «германская эскадра находится здесь», она полностью выполнила бы своё назначение. Быть может, это предприятие объяснялось тем, что храбрые моряки, не осведомлённые о положении вещей, боялись, что война закончится прежде, чем они сумеют вновь проявить себя. Победа при Коронеле заставила наших германских земляков во всём мире ещё больше гордиться своим происхождением, а гибель команд кораблей, которые во главе с графом Шпее и двумя его сыновьями отказались сдаться, наполнила все сердца почтением и сожалением

В 1933 году переселившийся в Великобританию бывший офицер германской военной разведки (англ. ) в 1915 году. Согласно этому источнику, причиной действий Шпее стало прямое распоряжение из Берлина. Фальшивая телеграмма была закодирована германским военно-морским кодом и была отправлена британским разведчиком с берлинского телеграфа . В этой телеграмме адмиралу якобы предписывалось разрушить радиостанцию и пленить губернатора на Фолклендских островах. Расшифровка германских секретных кодов стала возможной благодаря получению сигнальной книги с севшего на камни у острова Оденсхольм в устье Финского залива германского лёгкого крейсера «Магдебург» . Документы, обнаруженные российскими водолазами, были переданы британским союзникам .

The Dark Invader. Wartime Reminiscences of a German Naval Intelligence Officer

Однако данная версия содержит в себе ряд изъянов, на которые обращают внимание некоторые историки, например Ежов М. Ю. Во-первых, отмечаются нестыковки по времени. Секретный отдел британского Адмиралтейства, так называемая «комната 40 », был организован только 8 ноября 1914 года. Российским специалистам понадобилось около месяца на расшифровку кода. Примерное такое же время должно было понадобиться и британским специалистам. А телеграмма должна была быть отправлена до 6 декабря. При этом ещё нужно было какое-то время на заброску агента в Германию. Поэтому времени на расшифровку кода и отправку телеграммы просто не хватало. Косвенным признаком называется также то, что первой расшифрованной телеграммой считается расшифровка 14 декабря сообщения о выходе германских линейных крейсеров для обстрела британского побережья, что было уже после Фолклендского сражения .

Во-вторых, как отмечал Уинстон Черчилль, знание германского военно-морского шифра было одной из самых тщательно оберегаемых тайн британского адмиралтейства. Чтобы не показать противнику, что код расшифрован, британское Адмиралтейство даже не обращало внимание на некоторые операции германского флота. Операция на второстепенном театре, каковой являлось Фолклендское сражение, не стоила риска того, что противник поймёт, что его код расшифрован. В-третьих, Адмиралштаб давал Шпее большу́ю свободу действий, ещё 8 ноября разрешив действовать Шпее по собственному усмотрению. Поэтому прямое указание на совершение рискованного действия могло бы вызвать подозрения немецкого адмирала .

В немецкой и британской историографиях наибольшее распространение имеет версия, что Шпее был введён в заблуждение некорректными разведывательными данными, показывавшими, что британских кораблей нет в Порт-Стэнли. Британский историк Вильсон считает, что на решение Шпее могли повлиять сведения о пленении германского губернатора на Самоа, и поэтому в отместку он решил захватить губернатора Фолклендских островов. Германский контр-адмирал Редер также указывает, что как минимум первым толчком к решению о нападении на Фолклендские острова послужило сообщение об отправке английской эскадры в Южную Африку, а полученное перед переходом к Пиктону сообщение с парохода «Amasis», подтверждавшее её, скорее всего стало решающим . Хотя данная операция не была оптимальной с точки зрения нанесения максимального ущерба англичанам (по сравнению со скрытным переходом к Ла-Плате и последующим нападением на английские торговые суда), однако граф Шпее, как и его начальник штаба капитан-цур-зее Филис, считал необходимым использовать любую возможность одержания военной победы для того, чтобы обеспечить эскадре почётную часть успехов флота. В свете положения на океанских фронтах и перспектив дальнейшего снабжения своих крейсеров углём и боеприпасами Шпее достаточно критически расценивал остававшийся ресурс жизнеспособности своих крейсеров и, соответственно, возможность длительного ведения крейсерской войны или успешного возврата в Северное море. Эту точку зрения он в неофициальных разговорах высказывал и командирам своих судов, что подтверждают оба выживших - капитан «Дрездена» капитан-цур-зее Людеке и капитан «Prinz Eitel Friedrich » корветтенкапитан Тирихенс .

В пользу версии о случайности встречи обеих эскадр у Фолклендских островов говорит также то, что эскадра Стэрди на следующий день должна была уходить к мысу Горн. А эскадра Шпее по первоначальным планам должна была подойти к Фолклендским островам на несколько дней раньше, и лишь непредвиденная задержка у острова Пиктон для дозаправки углём привела к тому, что атака Порт-Стэнли состоялась 8 декабря.

8 декабря был объявлен на Фолклендских островах праздничным днём. Ежегодно в этот день проходят торжественный парад и церемония, включающая в себя демонстрацию военно-воздушных сил и военно-морского флота . 26 февраля 1927 года в Порт-Стэнли на Ross Road был открыт построенный на собранные средства мемориал, посвящённый фолклендскому бою. 30 июня 1934 года при спуске на воду о его борт разбила традиционную бутылку шампанского дочь Шпее, графиня Губерта. Спроектированный специально для рейдерских операций, «Граф Шпее и весной 1945 года, а «Шарнхорст» принимал участие в атаках на арктические конвои , идущие в Советский Союз , и во время одной из них был потоплен в декабре 1943 года в

В ночь с 7 на 8 декабря 1914, когда вице-адмирал Шпее начал атаку на базу Порт-Стэнли, "Nürnberg " и Gneisenau выдвинулись вперёд для разведки, где их поджидал неприятный сюрприз: капитаны судов увидели в гавани Порт-Стэнли мачты и трубы, что означало, что британцы ввели немцев в заблуждение своими радиопереговорами. Завидев два тяжёлых крейсера, оба немецких судна отступили назад. Шпее попытался отступить как можно скорее на восток, но адмирал Фредерик Доветон Стэрди начал погоню: линейный крейсер "Inflexible ", крейсера "Cornwall ", "Kent " и "Carnarwon ", а также лёгкие крейсера "Glasgow " и "Bristol " устремились за немцами. В 12:00 они открыли огонь по немцам. В 12 ч 45 мин "Inflexible " открыл огонь по заднему мателоту германского отряда, крейсеру "Leipzig ", находившемуся от него в расстоянии 17 000 ярдов (85 кб), 10-ю минутами позже начал стрелять и "Invincible ".


Крейсер "Kent " начал нагонять "Nürnberg " около 5 ч дня, когда последний открыл огонь из своих кормовых орудий. Форсируя ход, "Nürnberg " сжег два котла, и скорость его упала до 19 уз, тогда как "Kent " во время преследования развил до 25 уз - скорость, превышавшую предел, который был дан его машинами на приемных испытаниях в 1902 году (24,1 уз).

В 5 ч оба крейсера шли на SO при ветре WNW/3, легкой пасмурности и начинающемся дожде. "Kent " открыл огонь из передней башни (2 - 6" орудия) в 5 ч 10 мин, при расстоянии 11 000 (55 кб), употребляя снаряды с обычным зарядом. Когда расстояние между крейсерами уменьшилось до 6200 ярдов (5 ч 45 мин), "Nürnberg " повернул влево на 8 R и открыл огонь своим левым бортом, "Kent " также повернул влево, но лишь на 6 румбов и, продолжая сближаться и обгонять своего противника, к 6 ч дня уменьшил расстояние до 3000 ярдов (15 кб). Не выдержав сильнейшего огня своего противника "Nürnberg " стал отводить вправо (чтобы открыть огонь другим бортом), но "Kent " последовал за ним, стремясь сохранить дистанцию и накрыл их залпом всех своих орудий - два 152-мм снаряда, одновременно разорвавшихся на полубаке, смели носовую артиллерию и ее прислугу. В 6 ч 10 мин "Nürnberg " круто повернул влево, желая, по-видимому, таранить своего противника. Но ход последнего был больше, и он прошел у германского крейсера под носом, разошелся с ним на контргалсах, при расстоянии 4000 ярдов (20 кб) и, повернув на 16 R, продолжал бой левым бортом. Ход германского крейсера в это время сильно уменьшился, передняя мачта упала, на нем начался пожар, и огонь поддерживали только два орудия правого борта. В 6 ч 30 мин "Kent " снова повернул на обратный курс, так как расстояние быстро увеличивалось.

В 6 ч 36 мин "Nürnberg " перестал стрелять и остановился, имея большой крен (до 40 градусов) на правый борт и сильно сев кормой, из-под полубака и мостика вырывались громадные языки пламени, Kent также прекратил огонь, но через 10 мин, приблизившись почти вплотную, возобновил его, т. к. уже наступала темнота, а германский крейсер не спускал флага. Стрелявший с 5 ч 45 мин лиддитовыми бомбами, "Kent " теперь вернулся на общий боезапас, но "Nürnberg " уже не мог оправиться; пожар на нем разгорался, и в 6 ч 57 мин крейсер спустил флаг, а в 7 ч 27 мин лег на правый борт и затонул. Подходивший к нему с носа, "Kent " сейчас же спустил оставшиеся целыми шлюпки и до наступления полной темноты (9 ч веч.) поднял из воды всего 12 человек, в том числе 5 трупов. Прочие (315 офицеров и матросов) погибли в бою, ледяной воде или были заклеваны альбатросами. Офицеры "Kent " видели, как перед самым погружением в воду на корме крейсера несколько человек размахивали германским флагом. За время двухчасового боя корабль получил не менее 60 попаданий.

Крейсер затонул в точке с координатами 53°28s/55°04w, из экипажа крейсера погибли 327 человек, спаслись только 7.

8 декабря 1914 года у Фолклендских островов состоялось одно из величайших морских сражений Первой мировой войны, в результате которого военно-морские силы Германии, в лице адмирала фон Шпеее потерпели сокрушительное поражение от военизированной английской эскадры под командованием вице-адмирала Доветона Стэрди.

Немецкая эскадра состояла из 8 кораблей – 2-х броненосцев, трех крейсеров, двух транспортников и одного плавучего госпиталя. 1 ноября именно эта эскадра потопила два английских броненосца, погубив при этом более 1600 человек, среди которых был также и контр-адмирал Кристофер Крэдок. В результате нападения ни один из кораблей немецкой эскадры не пострадал, что в значительной мере ущемило английскую гордость за свой, слывущий непобедимым флот.

Неожиданное для англичан поражение создало немцам условия для перехода эскадры в южную часть Атлантического океана, что в свою очередь стало настоящей угрозой для английской торговли как вблизи берегов Южной Америки, так и в южноафриканской прибрежной зоне. Эскадра фон Шпее курсировала по всему Атлантическому океану, создавая препятствия для английских торговых кораблей, топя и беря их груз и команды в плен.

29 октября 1914 года в Великобритании произошла смена чинов в Морском ведомстве, пост Первого морского лорда занял Фишер, человек умный, находчивый и своевольный, не терпящий противодействия и возражения со стороны младших по чину. Пост этот Фишер занимал уже не в первый раз, потому вошел в свой кабинет, словно хозяин, вернувшийся из продолжительного отпуска, при этом обнаружив, что старый слуга, которого он желал бы уволить, все еще исполняет свои обязанности. Именно таким слугой являлся контр-адмирал Доветон Стэрди, которого Фишер считал виновником потопления немецкой подводной лодкой трех английских броненосных крейсеров, а также гибели контр-адмирала Кристофера Крэдока, из-за неправильных инструкций, полученных ими как раз таки от Стэрди.

Фишер, которому Стэрди не нравился очень давно не находил никакой возможности от него избавится, но после того, как в Атлантике появилась немецкая эскадра такой случай представился. Стэрди, занимавший пост начальника морского штаба во избежание дальнейшей конфронтации его интересов с интересами Фишера был отправлен во главе английской эскадры на поиски немецких боевых кораблей. В состав, возглавляемой им эскадры, по личному распоряжению первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля вошли линейные крейсера и вспомогательные суда. Пока два линейных крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл» должны были проследовать прямиком в южную Атлантику, дугой крейсер обязан был проследовать в бассейн Карибского моря и предотвратить возможный прорыв немецких кораблей через Панамский канал. Помимо этих четырех кораблей в боевой операции по обнаружению и уничтожению немецкой эскадры приняло участие более 30 транспортов, причем некоторая их часть принадлежала союзному японскому флоту. В поимке эскадры фон Шпее приняли участие также и два десятка броненосных крейсера и несколько десятков кораблей разведки.

3 ноября три немецких корабля бросили якорь в нейтральном порту Вальпараисо, еще два встали на якорь в портовой гавани Мас-а-Фуэра. По закону военного времени, находиться в нейтральных водах можно было не более суток, при этом количество кораблей одной из воюющих сторон не должно было быть больше трех. Следуя данному правилу, фон Шпее спустя 24 часа покинул порт Вальпараисо и отправился на соединение с другой частью эскадры. Во время короткого перехода он получил данные разведки о планируемом англичанами капкане и планах его поимки, а также рекомендацию высшего командования, в которой говорилось, что эскадру следует уводить из Атлантики поближе к Европе, а лучше всего взять курс прямиком на Германию.

Дорога домой была крайне опасна, кольцо вокруг немецкой эскадры смыкалось, но видимо фон Шпее все же решил повременить с возвращением, надеясь на чудесное стечение обстоятельств, которое вскоре не замедлило последовать – адмирал получил известие о том, что часть английской эскадры отозвана в Африку для подавления восстания буров. Сведения, полученные немцами, были заведомо ложными, но влияние свое оказали – немецкий адмирал воспрял духом и задержался в водах Атлантики еще на несколько драгоценных дней, позволивших английским кораблям прибыть к месту его стоянки весьма своевременно.

Немецкие боевые корабли обладали несомненной боевой мощью, современным вооружением и хорошо обученной командой, единственное, чего у них не было – это боеприпасов, на каждом из судов их насчитывалось чуть более 400 штук, что было крайне мало. Узнав о том, сколь мал запас пороха, патронов и снарядов, фон Шпее стал питать надежды на подход подкрепления, посланного по его запросу из Германии, потому продолжал находиться в порту вплоть до 15 ноября, когда всем стало окончательно ясно, что никакого подкрепления не будет.

Понимая, насколько опасным для немецкой эскадры является затеянное им предприятие, командующий применил военную хитрость, оставив в порту вооруженный пароход, команда которого должна была вести переговоры на немецком языке, создавая видимость нахождения в порту немецкого флота.

6 декабря корабли немецкого флота встали на якорь вблизи Пиктона, и фон Шпее вызвал их капитанов для непродолжительного совещания по поводу дальнейших действий эскадры, на котором было решено продолжить попытки пробиться в Европу, но прежде атаковать английскую базу на Фолклендских островах, уничтожить имевшуюся там радиостанцию и захватить в плен губернатора. Данная акция должна была стать показательной местью за захват англичанами губернатора острова Самоа. Операцию планировалось осуществить 8 декабря, потому большая часть немецкой эскадры уже в начале 3-его ночи обозначенной даты достигла намеченной цели.

С наступлением расцвета немецкие корабли продвинулись вплотную к острову и внезапно обнаружили, что гавань. Которая должна была по данным разведки быть свободной, занята английской эскадрой под командованием Стоддарта и Стэрди, которым надлежало усмирять буров у берегов Африки.

По всей немецкой эскадре раздался приказ к отступлению, получив который немецкие корабли поспешили как можно быстрее развернуться и броситься прочь из грозившей захлопнуться ловушки. Тем не менее, осуществить стремительное бегство немецкому флоту все же не удалось, легкие английские крейсера были способны развить скорость в несколько раз большую, чем тяжелые броненосцы, потому Стэрди приказал преследовать и уничтожить враге еще до наступления заката.

В свою очередь бегство немецкой эскадры позорным не было, так как всем находившимся при ней матросам и офицерам было ясно, что того ничтожно малого количества боевых запасов хватит всего на несколько выстрелов, большая часть из которых цели так и не достигнет, а это значит, что немецкие корабли станут всего-навсего мишенью для англичан.

И все же, несмотря на принятые меры, касающиеся непрерывного бегства, примерно в 11 часов утра немецкий флот был нагнан и атакован превосходящими силами противника. В результате многочасового боя погибла большая часть немецких кораблей и их экипажей, оставшиеся на плаву были затоплены, а их команды взяты в плен, два же основных броненосных крейсера англичан получили всего лишь 15 попаданий, итогом которых стала гибель одного и ранение трех человек. Англичане добились полной и безоговорочной победы, отомстив за все нанесенные им до этого поражения. Ненавистный же Фишеру Стэрди не только не был смещен с занимаемой им должности, но и пожалован дворянским титулом, став английским бароном.

Анализируя случившееся 8 декабря Фолклендское сражение, многие историки находят в нем огромное количество тактических и иных ошибок, совершенных как английской, так и немецкой стороной, отбросив которые можно было бы иметь перед глазами совершенно иную историческую картину. Но несмотря на это, бой у Фолклендских островов заслуживает того, чтобы быть названным одним из известнейших сражений Первой мировой войны.

Похожие публикации