Нервная система в 3 года. Укрепление нервной системы ребенка

Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел - головной мозг является органом сознания, мышления.

В мозговой коре осуществляется психическая деятельность. В коре больших полушарий происходит установление новых, приобретаемых в течение жизни нервных связей, замыкание новых рефлекторных дуг, процесс образования условных рефлексов (дуги врождённых, т. е. безусловных рефлексов, проходят в нижерасположенных частях головного мозга и в спинном мозгу). В коре больших полушарий складываются понятия и происходит мышление. Здесь осуществляется деятельность сознания. Психика человека зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. Развитие речи и трудовой деятельности человека тесно, связано с усложнением и совершенствованием деятельности мозговой коры, а вместе с тем и психической деятельности.

Ближайшие к мозговой коре подкорковые центры и центры мозгового ствола осуществляют сложную безусловно рефлекторную деятельность, высшими формами которой являются инстинкты. Вся эта деятельность находится под постоянными регулирующими влияниями мозговой коры.

Нервная ткань обладает свойством не только возбуждения, но и торможения. Несмотря на свою противоположность, они всегда сопутствуют одно другому, постоянно сменяются и переходят одно в другое, представляя собой различные фазы единого нервного процесса. Возбуждение и торможение находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности центральной нервной системы. Возникновение возбуждения и торможения зависит от воздействия на центральную нервную систему и прежде всего на головной мозг окружающей человека среды и внутренних процессов, происходящих в его организме. Изменения внешней среды или условий трудовой деятельности вызывают возникновение новых условных связей, создающихся на основе имеющихся у человека безусловных рефлексов или старых, упроченных ранее приобретённых связей, и влекут за собой торможение других условных связей, которые при новой ситуации не имеют данных для своего действия. При возникновении в какой-либо части коры больших полушарий более или менее значительного возбуждения происходит торможение в других её частях (отрицательная индукция). Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной части коры больших полушарий, передаётся далее, как бы разливается с тем, чтобы снова сосредоточиться в каком-либо одном месте (иррадиация и концентрация).

Процессы возбуждения и торможения имеют весьма существенное значение в деле обучения и воспитания, поскольку понимание этих процессов и умелое использование их даёт возможность развивать и совершенствовать новые нервные связи, новые ассоциации, навыки, умения, знания. Но сущность воспитания и обучения, конечно, не может быть ограничена одним лишь образованием условных рефлексов, хотя бы весьма тонких и сложных. Кора больших полушарий человека обладает свойствами разностороннего восприятия явлений окружающей жизни, образования понятий, закрепления их в сознании (усвоение, память и др.) и сложных психических функций (мышление). Все эти процессы имеют своим материальным субстратом кору больших полушарий головного мозга и неразрывно связаны со всеми функциями нервной системы.

В познание законов высшей нервной деятельности (поведения) животных и человека русская физиологическая школа в лице её гениальных основоположников - И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и особенно И. П. Павлова с их учениками внесла блестящий вклад. Благодаря этому стало возможным материалистическое изучение психологии.

Развитие нервной системы, и в первую очередь головного мозга, у детей и подростков представляет весьма большой интерес, в связи с тем, что на всём протяжении детства, отрочества и юности происходит формирование психики человека. Формирование и совершенствование психики протекает на основе развития коры больших полушарий и при непосредственном её участии. К моменту рождения у ребёнка центральная и периферическая нервная система далеко ещё не развита (особенно кора больших полушарий и ближайшие к ней подкорковые узлы).

Вес головного мозга новорождённого относительно велик, он составляет 1/9 веса всего тела, а у взрослого это отношение составляет всего лишь 1/40. Поверхность больших полушарий у детей в первые месяцы их жизни сравнительно гладка. Главные борозды, хотя и намечены, но неглубоки, а борозды второй и третьей категории ещё не сформировались. Извилины ещё слабо выражены. Нервных клеток в больших полушариях у новорождённого имеется столько же, сколько и у взрослого, но они ещё очень примитивны. Нервные клетки у маленьких детей имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим количеством нервных разветвлений, а дендриты ещё только начинают оформляться.

Процесс усложнения строения нервных клеток с их отростками, т. е. нейронов, протекает очень медленно и не заканчивается одновременно с завершением развития других органов и систем организма. Этот процесс продолжается вплоть до 40 лет и даже позднее. Нервные клетки, в отличие от других клеток организма, не способны размножаться, регенерировать, и общее количество их к моменту рождения остаётся неизменным на всю последующую жизнь. Но в процессе роста организма, а также в последующие годы нервные клетки увеличиваются в размерах, постепенно развиваются, нейриты и дендриты удлиняются, а последние, кроме того, по мере их развития образуют древовидные разветвления.

Большая часть нервных волокон у маленьких детей ещё не покрыта белой миелиновой оболочкой, вследствие чего при разрезе большие полушария, а равно и мозжечок и продолговатый мозг не делятся резко на серое и белое вещество, как это имеет место в последующие годы.

В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами. По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение ясельного возраста, т. е. в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) всё более интенсивно, но всё же медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий в этом возрасте увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определёнными стимуляциями и являются их внешним выражением. Всё формирование речи у детей происходит по законам образования условно-рефлекторных связей.

В течение 2-го года у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

В последующие годы дошкольного возраста (от 4 до 6 лет включительно) у детей наблюдается закрепление и дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

В младшем школьном возрасте и в период полового созревания у детей продолжается дальнейшее развитие головного мозга, совершенствуются отдельные нервные клетки и развиваются новые нервные пути, происходит функциональное развитие всей нервной системы. При этом отмечается усиление роста лобных долей. Это влечёт за собой улучшение у детей точности и координации движений. В этот же период заметно выявляется регулирующий контроль со стороны коры больших полушарий над инстинктивными и низшими эмоциональными реакциями. В связи с этим приобретает особое значение планомерное воспитание поведения детей, разносторонне развивающее регулирующие функции головного мозга.

В период полового созревания, особенно к концу его - в юношеском возрасте, увеличение массы головного мозга незначительно. В это время происходят главным образом процессы усложнения внутреннего строения мозга. Это внутреннее развитие характеризуется тем, что нервные клетки коры больших полушарий оканчивают своё формирование, и происходит особенно энергичное структурное развитие, окончательное формирование извилин и развитие ассоциативных волокон, которые осуществляют связь отдельных областей коры между собой. Количество ассоциативных волокон особенно увеличивается у юношей и девушек в возрасте 16-18 лет. Всё это создаёт морфологическую основу для процессов ассоциативного, логического, отвлечённого и обобщающего мышления.

На развитие и физиологическую деятельность головного мозга в период полового созревания оказывают определённое влияние те глубокие изменения, которые происходят в железах внутренней секреции. Усиление деятельности щитовидной железы, а также половых желез сильно повышает возбудимость центральной нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. «Вследствие повышенной реактивности и создающейся неустойчивости, в особенности эмоциональных процессов, все неблагоприятные окружающие условия: психические травмы, сильные нагрузки и так далее - легко ведут к развитию корковых неврозов» (Красногорский). Это должны иметь в виду педагоги, проводящие учебно-воспитательную работу среди подростков и молодёжи.

В течение юношеского периода к 18-20 годам в основном завершается функциональная организация головного мозга, и становятся возможными наиболее тонкие и сложные формы аналитической и синтетической его деятельности. В последующие зрелые годы жизни продолжается качественное совершенствование головного мозга и дальнейшее функциональное развитие коры больших полушарий. Однако основа развития и совершенствования функций коры больших полушарий закладывается у детей в дошкольные и школьные годы.

Продолговатый мозг у детей уже к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Мозжечок, наоборот, у новорождённых развит в слабой мере, борозды его неглубоки и размеры полушарий малы. Начиная с первого года жизни мозжечок растёт очень быстро. К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим размерам приближается к мозжечку взрослого человека, в связи с чем развивается способность сохранения равновесия тела и координации движений.

Что касается спинного мозга, то он растёт не столь быстро, как головной мозг. Однако к моменту рождения у ребёнка достаточно развиты проводящие пути спинного мозга. Миелинизация внутричерепных и спинномозговых нервов у детей заканчивается к 3 месяцам, а периферических - только к 3 годам. Рост миелиновых влагалищ продолжается и в последующие годы.

Развитие функций вегетативной нервной системы у детей происходит одновременно с развитием центральной нервной системы, хотя уже с первого года жизни она в основном оформилась в функциональном отношении.

Как известно, высшими центрами, объединяющими вегетативную нервную систему и управляющими её деятельностью, являются подкорковые узлы. Когда по тем или иным причинам у детей и подростков расстраивается или ослабевает контролирующая деятельность коры больших полушарий, деятельность подкорковых узлов и, следовательно, вегетативной нервной системы становится более ярко выраженной.

Как показали исследователи А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского и других, высшая нервная деятельность детей, при всём разнообразии индивидуальных особенностей, обладает некоторыми характерными чертами. Кора больших полушарий у детей дошкольного и младшего школьного возраста в функциональном отношении является недостаточно устойчивой. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Длительное возбуждение коры головного мозга у детей и подростков может привести к перевозбуждению и к развитию явлений так называемого «запредельного» торможения.

Процессы возбуждения и процессы торможения у детей легко иррадиируют, т. е. распространяются по коре больших полушарий, что нарушает работу головного мозга, требующую большой концентрации этих процессов. С этим связаны и меньшая устойчивость внимания и большая истощаемость нервной системы у детей и подростков, особенно при неправильной постановке учебно-воспитательной работы, при которой имеет место чрезмерно большая нагрузка умственной работой. Если учесть, что детям и подросткам в процессе учения приходится значительно напрягать деятельность центральной нервной системы, то становится очевидной необходимость особенно внимательного гигиенического отношения к нервной системе учащихся.

мозг кровообращение моторный

Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел - головной мозг является органом сознания, мышления.

Она состоит из центральной и периферической . Центральная: головной и спинной мозг. Периферическая: нервы.

Мозговая кора – материальная основа психики. В ЦНС в течение жизни происходит установление новых нервных связей, процесс образования условных рефлексов. Деятельность человека во многом зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы. Развитие речи и трудовой деятельности человека связано с усложнением и совершенствованием ЦНС, в первую очередь – коры БП.

Нервная ткань обладает свойствами возбуждения и торможения . Они всегда сопутствуют одно другому, постоянно сменяются и переходят одно в другое, представляя собой различные фазы единого нервного процесса. Возбуждение и торможение находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности центральной нервной системы. Возникновение возбуждения и торможения зависит от воздействия на центральную нервную систему и прежде всего на головной мозг окружающей человека среды и внутренних процессов, происходящих в его организме. Изменения внешней среды вызывают возникновение в ЦНС новых связей на основе уже имеющихся, торможение других условных связей, которые при новой ситуации не полезны. При возникновении в какой-либо части коры больших полушарий значительного возбуждения происходит торможение в других её частях (отрицательная индукция ). Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной части коры больших полушарий, передаётся далее, как бы разливается с тем, чтобы снова сосредоточиться в каком-либо одном месте (иррадиация и концентрация ).

Процессы возбуждения и торможения имеют существенное значение в деле обучения и воспитания, поскольку понимание и использование их даёт возможность развивать и совершенствовать новые нервные связи, новые ассоциации, навыки, умения, знания. Но сущность воспитания и обучения не сводится лишь к взаимодействию этих процессов. Кора больших полушарий человека обладает свойствами разностороннего восприятия явлений окружающей жизни, образования понятий, закрепления их в сознании (усвоение, память и др.) и сложных психических функций (мышление).

Развитие нервной системы, и в первую очередь головного мозга, у детей представляет большой интерес, поскольку НС интегрирует работу всех органов и систем организма, служит материальной основой психической деятельности. К моменту рождения у ребёнка нервная система обладаем огромным потенциалом развития.

Вес головного мозга новорождённого относительно велик, он составляет 1/9 веса всего тела, а у взрослого это отношение составляет всего лишь 1/40. Поверхность коры больших полушарий у детей в первые месяцы жизни сравнительно гладкая. Главные борозды , лишь намечены, но неглубоки, а борозды второй и третьей категории ещё не сформированы. Извилины слабо выражены. Нервные клети (нейроны) в больших полушариях новорождённого не дифференцированы, имеют веретенообразную форму с очень небольшим количеством нервных разветвлений, клетки имеют аксоны , а дендриты только начинают оформляться.

В созревании коры выделяют два процесса. Первый - рост коры за счет увеличения расстояния между нейронами и их миграции к месту конечной локализации от места «рождения», то есть за счет образования волокнистого компо­нента - дендритов и аксонов. Второй - дифференцировка нервных элементов, созревание разных типов нейронов.

Выработка нейронов происходит в эмбриональном периоде и практически завершается к концу второго триместра бере­менности: сформированные нейроны передвигаются к месту своей постоянной локализации. После занятия нейронами соответствующего места начинается дифференциация по функциям, которые они будут выполнять.

Скорость роста коры определяется развитием отростков нейронов и синаптических контактов с другими клетками. Она во всех областях мозга наиболее высока в первые два года жизни ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. К 3 годам происходит замедление и прекращение роста коры в проекционных , к 7 годам - в ассоциативных отделах . Максимальные темпы диффреренцировки роста клеток коры голов­ного мозга наблюдаются в конце эмбрионального и в начале постнатального периода. У трехлетних детей клетки уже значительно дифференцированы, а у восьмилетних - мало отличаются от клеток взрослого человека.

В более взрослом возрасте усложнение строения нервных клеток с их отростками протекает медленно но не заканчивается одновременно с завершением развития других органов и систем организма. Он продолжается вплоть до 40 лет и даже позднее. Степень развития и дифференцировки нейронов, образования синаптических связей играет определенную роль в последующем проявле­нии способностей индивидуума.

Для выживания нейронов при формировании синапсов важную роль играет их стимуляция. У нейронов, которые подвергаются активной стимуляции, появляются новые синапсы, и они вступают во все более сложные системы коммуникаций в коре головного мозга. Нейроны, лишенные активной стимуляции, погибают. Созревание любой области мозга сопровождается гибелью большого числа нейронов (апоптоз), которые не ока­зались задействованными. Переизбыток синапсов связан с тем, что многие из них выполняют сходные функции, и это гарантирует приобретение необходимых для выживания навыков. Сокращение синапсов переводит «лишние» нейроны в «резерв», который может быть использован на более поздних этапах развития. К семи годам их число уменьшается до уровня, свойственного взрослому. Более высо­кая синаптическая плотность в раннем возрасте рассматривается как основа для усвоения опыта. Избыточность синапсов создает основу для формирования любых видов связей, которые имели место в видо­вом опыте. Однако сохранятся только необходимые для развития в конкретных условиях.

Большая часть нервных волокон у новорожденных не покрыта белой миелиновой оболочкой , вследствие чего большие полушария, мозжечок и продолговатый мозг не делятся резко на серое и белое вещество.

В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами . По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) однако медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определённой стимуляцией и являются их внешним выражением.

В течение 2-го года жизни у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

В последующие годы дошкольного возраста до 6 лет включительно у детей наблюдается дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

Продолговатый мозг к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Мозжечок, наоборот, у новорождённых развит слабо, борозды его неглубоки и размеры полушарий малы. Начиная с первого года жизни мозжечок растёт очень быстро. К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим размерам приближается к мозжечку взрослого человека, в связи с чем развивается способность сохранения равновесия тела и координации движений.

Что касается спинного мозга, то он растёт не столь быстро, как головной мозг. Однако к моменту рождения у ребёнка достаточно развиты проводящие пути спинного мозга . Миелинизация внутричерепных и спинномозговых нервов у детей заканчивается к 3 месяцам, а периферических - только к 3 годам. Рост миелиновых влагалищ продолжается и в последующие годы.

Развитие функций вегетативной нервной системы у детей происходит одновременно с развитием центральной нервной системы, хотя уже с первого года жизни она в основном оформилась в функциональном отношении.

Высшими центрами, объединяющими вегетативную нервную систему и управляющими её деятельностью, являются подкорковые узлы. Когда по тем или иным причинам у детей расстраивается или ослабевает контролирующая деятельность коры больших полушарий, деятельность подкорковых узлов, в том числе, вегетативной нервной системы становится более ярко выражена.

Страница 2 из 12

Нервная система регулирует физиологические функции организма в соответствии с меняющимися внешними условиями и поддерживает определенное постоянство его внутренней среды на уровне, обеспечивающем жизнедеятельность. И понимание принципов ее функционирования основывается на знании возрастного развития структур и функций мозга. В жизни ребенка постоянное усложнение форм нервной деятельности направлено на формирование все более сложной адаптационной способности организма, соответствующей условиям окружающей социальной и природной среды.
Таким образом, адаптационные возможности растущего человеческого организма определяются уровнем возрастной организации его нервной системы. Чем она проще, тем примитивнее ее ответы, сводящиеся к простым защитным реакциям. Но с усложнением строения нервной системы, когда более дифференцированным становится анализ воздействий среды, сложнее становится и поведение ребенка, повышается уровень его адаптации.

Как "созревает" нервная система

В материнской утробе эмбрион получает все, что ему необходимо, защищен от любых невзгод. И в период созревания зародыша в его мозгу каждую минуту рождается 25 тысяч нервных клеток (механизм этого удивительного процесса неясен, хотя понятно, что реализуется генетическая программа). Клетки делятся и формируют органы, в то время как растущий плод плавает в околоплодной жидкости. И через материнскую плаценту он непрерывно, без всяких усилий получает пищу, кислород, тем же путем выводятся из его организма шлаки.
Нервная система плода начинает развиваться из наружного зародышевого листка, из которого вначале образуется нервная пластинка, желобок, и затем нервная трубка. На третьей неделе из нее формируются три первичных мозговых пузыря, два из которых (передний и задний) еще раз делятся, в результате чего формируется пять мозговых пузырей. Из каждого мозгового пузыря в последующем развиваются различные отделы головного мозга.
Дальнейшее разделение происходит во время внутриутробного развития. Образуются основные части центральной нервной системы: полушария, подкорковые ядра, ствол, мозжечок и спинной мозг: дифференцируются основные борозды коры больших полушарий; становится заметным преобладание высших отделов нервной системы над низшими.
По мере развития плода многие его органы и системы проводят своего рода «генеральную репетицию» еще до того, как их функции становятся действительно необходимыми. Так, например, возникают сокращения сердечной мышцы, когда еще нет крови и необходимости ее перекачивать; появляется перистальтика желудка и кишечника, выделяется желудочный сок, хотя пищи еще как таковой нет; в полной темноте открываются и закрываются глаза; двигаются ручки и ножки, что доставляет матери неописуемую радость от ощущении зарождающейся в ней жизни; за несколько недель до рождения у плода даже появляются дыхательные движения при отсутствии воздуха, которым можно дышать.
К концу внутриутробного периода общая конструкция центральной нервной системы достигает почти полного развития, однако мозг взрослого человека намного сложнее мозга новорожденного.

Развитие мозга человека: А, Б - на стадии мозговых пузырей (1 - конечный; 2 промежуточный; 3 - средний, 4 - перешеек; 5 - задний; 6 - продолговатый); В - мозг эмбриона (4,5 месяца); Г - новорожденного; Д - взрослого человека

Головной мозг новорожденного составляет примерно 1/8 массы тела и весит в среднем около 400 граммов (у мальчиков несколько больше). К 9 месяцам масса мозга удваивается, к 3 году жизни утраивается, а в 5-летнем возрасте головной мозг составляет 1/13 - 1/14 массы тела, к 20 годам - 1/40. Наиболее выраженные топографические изменения в различных отделах растущего головного мозга происходят в первые 5-6 лет жизни и заканчиваются только к 15-16 годам.
Ранее считалось, что к моменту рождения нервная система ребенка имеет полный набор нейронов (нервных клеток) и развивается лишь за счет усложнения связей между ними. Теперь известно, что в некоторых образованиях височной доли полушарий и мозжечка до 80-90 % нейронов образуются только после рождения с интенсивностью, зависящей от притока сенсорной информации (от органов чувств) из внешней среды.
В головном мозге очень высока активность, обменных процессов. До 20 % всей крови, направляемой сердцем в артерии большого круга кровообращения, протекает через головной мозг, потребляющий пятую часть поглощаемого организмом кислорода. Высокая скорость кровотока в мозговых сосудах и насыщенность его кислородом необходимы прежде всего для жизнедеятельности клеток нервной системы. В отличие от клеток других тканей, нервная клетка не содержит никаких энергетических запасов: поставляемые с кровью кислород и питание расходуются почти мгновенно. И любая задержка в их доставке грозит опасностью, при прекращении подачи кислорода всего на 7-8 минут нервные клетки гибнут. В среднем необходим приток 50-60 мл крови на 100 г. мозгового вещества в одну минуту.


Пропорции костей черепа новорожденного и взрослого

Соответственно увеличению массы мозга существенные изменения происходят в пропорциях костей черепа точно так же, как и меняется пропорция частей тела в процессе роста. Череп новорожденных окончательно не сформирован, а его швы и роднички могут быть еще открыты. В большинстве случаев к рождению остается открытым отверстие ромбовидной формы на стыке лобных и теменных костей (большой родничок), которое обычно закрывается только к году, череп ребенка активно растет, при этом голова увеличивается в окружности.
Наиболее интенсивно происходит это в первые три месяца жизни: голова увеличивается в окружности на 5-6 см. Позже темп замедляется, и к году она увеличивается в общей сложности на 10-12 см. Обычно у новорожденного (с массой 3-3,5 кг) окружность головы составляет 35-36 см, достигая к одному году 46-47 см. Далее рост головы еще более замедляется (не превышает 0,5 см в год). Чрезмерный рост головы, как и заметное его отставание, указывает на возможность развития патологических явлений (в частности, гидроцефалия или микроцефалия).
С возрастом претерпевает изменения и спинной мозг, длина которого у новорожденного составляет в среднем около 14 см и удваивается к 10 годам. В отличие от головного спинной мозг новорожденного имеет более совершенное в функциональном отношении, законченное морфологическое строение, почти полностью занимая пространство позвоночного канала. С развитием позвонков рост спинного мозга замедляется.
Таким образом, и при нормальном внутриутробном развитии, нормальных родах ребенок рождается хотя и со структурно сформированной, но незрелой нервной системой.

Что дают организму рефлексы?

Деятельность нервной системы в основе своей - рефлекторная. Под рефлексом понимают ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма. Для реализации ее необходим рецептор с воспринимающим раздражение чувствительным нейроном. Ответ нервной системы приходит в конечном счете к двигательному нейрону, рефлекторно реагирующему, побуждая к деятельности или «тормозя» иннервируемый им орган, мышцу. Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности может реализоваться рефлекс.
В качестве примера можно привести реакцию новорожденного на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ на которое ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Дуга этого рефлекса, конечно, более сложная, чем, например, коленного рефлекса, но суть та же: в ответ на раздражение рефлексогенной зоны у ребенка появляются поисковые движения головой и готовность к сосанию.
Различают простые рефлексы и сложные. Как видно из примера, поисковый и сосательный рефлексы относятся к сложным, а коленный - к простым. При этом врожденные (безусловные) рефлексы, особенно в период новорожденности, носят характер автоматизмов, преимущественно в виде пищевых, защитных и познотонических реакций. Такие рефлексы у человека обеспечиваются на различных «этажах» нервной системы, поэтому и различают рефлексы спинальные, стволовые, мозжечковые, подкорковые и корковые. У новорожденного ребенка, с учетом неодинаковой степени зрелости отделов нервной системы, преобладают рефлексы спинальных и стволовых автоматизмов.
В ходе индивидуального развития и накопления новых навыков за счет выработки новых временных связей с обязательным участием высших отделов нервной системы образуются условные рефлексы. Большим полушариям головного мозга принадлежит особая роль в формировании условных рефлексов,образующихся на основе врожденных связей в нервной системе. Поэтому безусловные рефлексы существуют не только сами по себе, но постоянным компонентом входят во все условные рефлексы и сложнейшие акты жизнедеятельности.
Если присмотреться к новорожденному, то обращает на себя внимание беспорядочный характер движений его рук, ног, головы. Восприятие раздражения, например на ноге, холодового или болевого дает не изолированное отдергивание ноги, а общую (генерализованную) двигательную реакцию возбуждения. Созревание структуры всегда выражается в совершенствовании функции. Наиболее заметно это на становлении движений.
Примечательно, что первые движения у плода трехнедельного возраста (длина 4 мм) связаны с сердечными сокращениями. Двигательная реакция в ответ на раздражение кожи появляется со второго месяца внутриутробной жизни, когда формируются нервные элементы спинного мозга, необходимые для рефлекторной деятельности. В возрасте трех с половиной месяцев у плода можно обнаружить большинство физиологических рефлексов, наблюдаемых у новорожденных, за исключением крика, хватательного рефлекса и дыхания. С ростом плода и увеличением его массы большим становится и объем спонтанных движений, в чем легко можно убедиться, вызывая движения плода осторожным постукиванием по животу матери.
В развитии двигательной активности ребенка прослеживаются две взаимосвязанные закономерности: усложнение функций и угасание целого ряда простых безусловных, врожденных рефлексов, которые, конечно, не исчезают, а используются в новых, более сложных движениях. Задержание или же позднее угасание таких рефлексов свидетельствует об отставании в двигательном развитии.
Двигательной активности новорожденного и ребенка первых месяцев жизни присущи автоматизмы (наборы автоматических движений, безусловных рефлексов). С возрастом на смену автоматизмам приходят более осознанные движения или навыки.

Почему нужны двигательные автоматизмы?

Основные рефлексы двигательного автоматизма - пищевые, защитные спинальные, тонические рефлексы положения.

Пищевые двигательные автоматизмы обеспечивают ребенку способность к сосанию и поиску источника пищи для него. Сохранность этих рефлексов у новорожденного указывает на нормальную функцию нервной системы. Проявление их заключается в следующем.
При надавливании на ладошку ребенок открывает рот, поворачивает или сгибает голову. Если нанести легкий удар кончиками пальцев или деревянной палочкой по губам, в ответ они вытягиваются в трубочку (поэтому рефлекс называют хоботковым). При поглаживании в углу рта у ребенка возникает поисковый рефлекс: он поворачивает голову в ту же сторону и открывает рот. Сосательный рефлекс является основным в этой группе (характеризуется сосательными движениями при попадании в рот соски, соска груди, пальца).
Если первые три рефлекса в норме исчезают к 3-4 месяцам жизни, то сосательный - к одному году. Наиболее активно эти рефлексы выражены у ребенка до кормления, когда он голоден; после еды они могут несколько угасать, так как сытый ребенок успокаивается.

Спинальные двигательные автоматизмы появляются у ребенка с рождения и сохраняются на протяжении первых 3-4 месяцев и затем угасают.
Самым простым из этих рефлексов является защитный: если положить ребенка на живот лицом вниз, он быстро повернет голову в сторону, облегчая себе дыхание через нос и рот. Суть другого рефлекса в том, что в положении на животе ребенок совершает ползающие движения, если к подошвам ног подставить опору (например, ладонь). Поэтому невнимательное отношение родителей к этому автоматизму может закончиться печально, так как ребенок, оставленный без присмотра матерью на столе, может, упираясь ногами обо что-нибудь, столкнуть себя на пол.


Проверим рефлексы: 1 - ладонно-ротовой; 2 - хоботковый; 3 - поисковый; 4 - сосательный

Умиление родителей вызывает способность крошечного человечка опираться на ножки и даже ходить. Это рефлексы опоры и автоматической ходьбы. Чтобы проверить их, следует поднять ребенка, удерживая его под ручки, и поставить на опору. Почувствовав подошвами ног поверхность, ребенок выпрямит ножки и упрется в стол. Если его слегка наклонить вперед, он сделает рефлекторный шаг одной, а затем другой ногой.
У ребенка с рождения хорошо выражен хватательный рефлекс: способность хорошо удерживать пальцы взрослого, вложенные в его ладошку. Сила, с которой он схватывает, достаточна для того, чтобы удержать себя, и его можно приподнять вверх. Хватательный рефлекс у новорожденных обезьян позволяет детенышам удерживать себя на теле матери при ее передвижении.
Иногда беспокойство родителей вызывает разбрасывание ручек ребенка при различных манипуляциях с ним. Подобные реакции обычно связаны с проявлением безусловного рефлекса обхватывания. Вызываться он может любым раздражителем достаточной силы: похлопыванием по поверхности, на которой ребенок лежит, приподниманием разогнутых ног над столом или быстрым разгибанием ножек. В ответ на это малыш разводит ручки в стороны и открывает кулачки, а затем опять возвращает их в исходное положение. При повышенной возбудимости ребенка рефлекс усиливается, вызываясь такими раздражителями, как звук, свет, простое прикосновение или пеленание. Угасает рефлекс после 4-5 месяцев.

Тонические рефлексы положения. У новорожденных и детей первых месяцев жизни проявляются рефлекторные двигательные автоматизмы, связанные с изменением положения головы.
Например, поворот ее в сторону приводит к перераспределению мышечного тонуса в конечностях так, что ручка и ножка, к которым повернуто лицо, разгибаются, а противоположные сгибаются. В этом случае движения в руках и ногах носят асимметричный характер. При сгибании головы к груди тонус в руках и ногах симметрично повышается и приводит их к сгибанию. Если голову ребенка разогнуть, то ручки и ножки тоже разогнуться за счет повышения тонуса в разгибателях.
С возрастом, на 2-м месяце, у ребенка формируется способность к удержанию головы, а после 5-6 месяцев он может поворачиваться со спины на живот и наоборот, а также удерживать позу «ласточки», если его поддерживать (под живот) рукой.


Проверим рефлексы: 1 - защитный; 2 - ползания; 3 - опоры и автоматической ходьбы; 4 - хватательный; 5 - удержания; 6 - обхватывания

В развитии двигательных функций у ребенка прослеживается нисходящий тип становления движении, то есть вначале движения головы (в виде ее вертикальной постановки), затем ребенок формирует опорную функцию рук. При перевороте со спины на живот вначале поворачивается голова, далее плечевой пояс и затем уже туловище и ноги. Позже всего ребенок осваивает движения ногами - опора и ходьба.


Проверим рефлексы: 1 - асимметричный шейный тонический; 2 - симметричный шейный тонический; 3 - удержания головы и ног в позе «ласточка»

Когда в возрасте 3-4 месяцев ребенок, до этого умевший при поддержке хорошо опираться на ноги и делать шаговые движения, вдруг теряет эту способность, беспокойство родителей заставляет их обращаться к врачу. Страхи часто бывают необоснованными: в этом возрасте рефлекторные реакции опоры и шаговый рефлекс исчезают и сменяются развитием навыков вертикального стояния и ходьбы (к 4-5 месяцам жизни). Вот как выглядит «программа» освоения на протяжении первых полутора лет жизни движений ребенком. Двигательное развитие обеспечивает способность к удержанию головы к 1 -1,5 месяца, целенаправленные движения рук - к 3-4 месяцам. Около 5-6 месяцев ребенок хорошо сжимает предметы в руке и удерживает их, может сидеть и у него появляется готовность к стоянию. В 9- 10 месяцев он уже начнет стоять с опорой, а в 11 -12 месяцев может передвигаться с посторонней помощью и самостоятельно. Неуверенная вначале походка делается все более устойчивой, и к 15-16 месяцам ребенок уже редко падает во время ходьбы.

Есть одна важнейшая сторона в развитии ребенка, которая подчас ускользает от нашего внимания, - это работа центральной нервной системы, коры головного мозга. А между тем именно от создания правильных, нормальных условий для ее деятельности во многом зависят развитие, поведение и характер ребенка, состояние его здоровья.

Особенно важно обеспечить нормальную деятельность нервной системы в первые годы жизни малыша, в то время, когда происходит бурное ее развитие.

Что может привести к нарушениям в работе центральной нервной системы? Иногда это различные заболевания, иногда неправильный режим питания или погрешности в уходе за ребенком. Но чаще всего это происходит из-за утомления.

Ребенок в течение дня много двигается, играет, вследствие чего к концу дня у него наступает утомление . Если уставшего ребенка вовремя уложить спать, он, отдохнув, снова будет бодрым. Для малыша, который на прогулке много бегал, отдыхом будет спокойное занятие за столом. Если же вовремя не дать отдохнуть утомленному ребенку, может наступить опасное для него переутомление.

Сильная возбудимость, раздражительность или, наоборот, вялость, неспособность сосредоточить свое внимание на чем-нибудь одном, что так часто встречается у детей в более старшем возрасте, - все это последствия утомления нервной системы.

Предупреждать утомление нервной системы нужно с самого раннего возраста. И здесь мы сталкиваемся с большими трудностями. Обычно бывает нелегко заметить первые признаки утомления у маленького ребенка. Тем более, что многие родители считают нормальным, если ребенок в этом возрасте часто плачет, капризничает , быстро переходит от веселого настроения к раздражительности. А ведь все это иногда вызывается утомлением его нервной системы. Действительно, нередко трудно бывает отличить: просто капризничает ребенок или же он устал.

Детям раннего возраста, например, свойственна легкая отвлекаемость. Но если ребенок слишком часто отвлекается во время каких-нибудь своих занятий, игры, это может быть одним из признаков утомления. Об усталости может говорить и быстрая смена настроений.

Признаков утомления у маленьких детей очень много: у ребенка плохой аппетит, с трудом засыпает. Спокойный и веселый - он перед сном вдруг начинает капризничать и плакать. Обычно приветливый и добрый - с криком отнимает игрушку у приятеля.

Вы, наверное, не раз замечали, как ваш сын, недавно научившийся складывать из кубиков башню, в конце игры начинает беспорядочно накладывать их один на другой и, рассердившись, с плачем бросает. Это значит, что ребенок устал, он, наверное, хочет спать.

Когда устает взрослый, он прекращает утомившее его занятие. Маленький ребенок, естественно, не может сам разобраться в своем самочувствии. Он иногда не понимает, что устал. И здесь на помощь к нему должны прийти родители.

Самое важное для нервной системы малыша - это режим. Правильная смена сна и бодрствования необходима для предупреждения утомления. Четырехмесячный ребенок спит три-четыре раза в день. Годовалый ребенок - уже только два раза.

Иногда в семье рано переводят детей на один дневной сон. Делать это до полутора лет не следует. До года и шести месяцев ребенка необходимо укладывать спать днем дважды. Некоторые матери считают: ребенок долго спит ночью, а поэтому ему не обязательно спать днем второй раз. Это абсолютно неправильное убеждение. Надо ведь, чтобы ребенок не только спал положенное ему количество часов в сутки, но и чтобы сон его правильно чередовался с бодрствованием. Только так он вовремя получит необходимый отдых.

Но бывает так, что родители вовремя укладывают ребенка спать и днем, и вечером, а настоящего отдыха его нервная система все же не получает.

Происходит это потому, что сон ребенка бывает неполноценным. Вам, наверное случалось видеть у соседей вечером такую картину: почти на полную мощность включен телевизор, сидящие вокруг мужчины издают еще более громкие возгласы при каждом забитом голе. А в соседней комнате спит ребенок. Разве можно считать его сон полноценным? Конечно, нет.

Яркий свет в комнате, громкий разговор взрослых - все это мешает малышу. Он может при этом спать, но его нервная система не получает от такого сна полноценного отдыха. И напрасно некоторые родители считают своей заслугой то, что ребенок спит у них при любом свете и шуме. Конечно, не нужно создавать какие-то особенные условия. Слабый свет, спокойный, негромкий разговор не помешают сну малыша.

Но не только недостаточный и неполноценный сон может вызвать утомление нервной системы ребенка.

Иногда бывает так. Режим дня маленького налажен правильно: на сон, прогулку и еду отведены определенные часы; обстановка в семье спокойная, а ребенок все-таки капризничает и раздражается, то он слишком вялый, то, наоборот, чересчур возбужденный. Это может происходить потому, что родители, соблюдая режим, не учитывают индивидуальных особенностей ребенка.

Вспомните, как по-разному, например, просыпаются дети. Одному стоит только открыть глаза - и он уже улыбается, уже тянется к игрушке, хочет немедленно спуститься на пол. Другой же просыпается с трудом, долго не хочет отвечать на вопросы, настроение его пониженное, он вот-вот заплачет.

И неправильно делает мать, если в первом случае она, занятая домашними делами, задерживает ребенка в постели, не сразу одевает его, заставляет ждать, пока приготовит завтрак.

Настроение у ребенка падает, вынужденное бездействие вызывает раздражительность.

А если ваш ребенок просыпается с трудом, не следует сразу же заставлять его вставать. Надо поговорить с ним, привлечь его внимание к чему-нибудь яркому, радостному, чтобы помочь ему проснуться и создать хорошее настроение.

Однообразная деятельность также ведет к утомлению.

Ребенок весь день находится в движении и не устает, и в то же время он быстро утомляется, если ему, например, приходится долго идти за руку со взрослым.

Отчего так происходит? Объясняется это очень просто. Ребенок, играя, меняет характер своих движений - в работе находятся разные мышцы и, соответственно, различные участки коры головного мозга, которые ведают работой этих мышц. Поэтому малыш не устает. Другое дело, когда ему приходится все время выполнять одни и те же движения.

Папа, на ручки, - хнычет маленькая девочка. Отец недоумевает: - Целый день бегаешь, а сейчас не можешь дойти до дома сама.

А она действительно не может, потому что устала.

Чтобы ребенок был бодрым, спокойным и веселым, нужно разнообразить его занятия. При этом, повторяем, надо помнить, что дети сами не могут понять, что они устали. Они часто бегают, пока не упадут от утомления, или требуют вновь и вновь рассказывать полюбившуюся сказку, хотя давно уже пора спать и глаза у них слипаются от усталости. И родители, конечно, не должны идти на поводу у детей. Трехмесячный ребенок может бодрствовать непрерывно 1 час, шестимесячный - 2, годовалый - 3 - 3 с половиной часа, не больше.

Здоровый ребенок трех лет может без каких-либо признаков утомления бодрствовать 6 с половиной часов. Но заниматься чем-либо одним более 20 - 25 минут он не может.

Плохо, когда малыш слишком много находится в сидячем положении или же, наоборот, чересчур много бегает. И то и другое ведет к быстрому утомлению нервной системы. Поэтому необходимо спокойные игры чередовать с подвижными, время от времени менять характер занятий детей.

Нельзя все время развлекать ребенка, надо дать ему возможность побыть одному, на какой-то срок сосредоточиться на определенном занятии.

Нервная система ребенка чрезвычайно уязвима и хрупка, поэтому ее надо оберегать от резких внешних раздражителей. Малышей утомляют громкие звуки, издаваемые некоторыми игрушками, громкая речь взрослых, и особенно окрики.

Не следует водить маленьких детей в кино, разрешать им смотреть телевизор, брать их с собой в гости, где собирается много народа. Такие непосильные нагрузки ведут к утомлению ребенка и ничего, кроме вреда, ему не приносят.

Утомление нервной системы у детей могут вызывать и другие ошибки, допускаемые родителями в воспитании.

Например, что можно сказать о тех родителях, которые вечером затевают с ребятами шумную, возбуждающую игру? После этого малыш долго не может уснуть, сон его неглубок и неспокоен.

Да он сам просит, - оправдываются родители.

Конечно, маленьким детям очень нравится, когда взрослые играют с ними. Несколько раз так поиграли с малышом перед сном, и вот он уже не хочет ложиться в постель и требует, чтобы мать или отец развлекали и забавляли его снова.

Есть такие семьи, где родители, для того чтобы успокоить ребенка, читают ему на ночь книжки. Ребенок и так утомился за день, а его «загружают» новыми впечатлениями, которые подчас очень сильно действуют на нервную систему. Вы прочитали сказку о Бармалее, и ваша дочь или сын долго не могут уснуть:

Смотри, папа, а в этом темном углу не Бармалей сидит?

Ребенок начинает бояться темноты, плохо спит, становится раздражительным и мнительным, ему начинают сниться «страшные» сны.

Если вы своевременно не прекратите чтение таких сказок и рассказов, которые чрезмерно волнуют ребенка, возбуждают его воображение, вы можете серьезно расшатать его еще не окрепшую нервную систему.

Обилие впечатлений, даже радостных, приятных, также может вызвать у ребенка утомление. Если родители чуть не ежедневно приносят ребенку все новые и новые игрушки и книжки, он быстро перестает ими интересоваться. Едва перелистав книжку, он тут же бросает ее и тянется за игрушкой. Яркая картинка не привлекает его, как прежде, и не вызывает у него никакого восторга. Но и игрушка уже не может надолго задержать его внимания. Это также говорит в какой-то мере об усталости нервной системы. Частая смена впечатлений требует от ребенка большого нервного усилия, и это утомляет его.

Дети раннего возраста не могут долго заниматься чем-то одним, но им также трудно сразу прекратить свое занятие и быстро переключиться на что-нибудь другое.

Сейчас же кончай играть и иди умываться! - требует мать.

Но маленькому ребенку очень трудно сразу прервать игру. Все его внимание сосредоточено на ней, игра заинтересовала его. Чтобы оторваться от нее, ребенку нужно сделать определенное усилие. Однако это для него нередко очень сложная, а иногда и непосильная задача. А если мать, не учитывая этой особенности нервной системы ребенка, будет настаивать на быстром выполнении своего требования, малыш начнет раздражаться. Он отказывается выполнить требование матери, становится непослушным.

Еще хуже, когда родители сами, без предупреждения, прекращают игру, отнимают и прячут понравившуюся ребенку игрушку. Этим они не только не добиваются послушания, а, наоборот, вызывают у детей раздражение и нежелание слушаться.

Если вы хотите, чтобы ребенок оставил игру, постарайтесь чем-нибудь отвлечь его.

Иногда родители из самых лучших побуждений все время одергивают ребенка.

Вова, сиди за столом прилично! - Не хлопай дверью! - Не мешай папе читать газету!

Все это совершенно справедливые требования. Но если непрерывно делать детям замечания, это начинает раздражать их, вызывает у них сопротивление и нервозность.

Миша, нельзя двигать стулья! - Перестань бегать!

Запреты иногда так и сыплются на ребенка. А он не может долго находиться без какого-либо занятия, а тем более сидеть неподвижно. Ребенок устает, начинает капризничать, раздражается.

Нельзя заставлять детей сидеть спокойно за столом и долго ждать, пока им подадут еду.

Вы только что начали одевать ребенка и вдруг зазвонил телефон. Так не надо же сердиться на трехлетнего сына за то, что он не может спокойно дождаться, когда вы закончите разговор, и пристает к вам: «Мама, пойдем!» Он просто не в состоянии ждать.

Значит ли это, что ребенку можно позволять делать все, что он захочет в данную минуту? Многие родители совершают большую ошибку, считая, что самое главное - это не вызвать раздражения ребенка. «Лишь бы не капризничал», - говорят они и разрешают ему многое из того, что разрешать не следует.

Ваш сын начинает капризничать и вы, «чтобы не волновать ребенка», позволяете ему смотреть вечернюю передачу по телевидению; он хочет, чтобы вы купили ему новую заводную машину, и вы, боясь его расстроить, снова уступаете его требованию.

Так вот, не стоит бояться такого рода капризов. К детям нужно относиться чутко и внимательно, но - когда это необходимо - и требовательно. Потакать им не надо и, конечно, нужно запрещать то, что нельзя делать, но, запрещая что-либо, старайтесь тут же заинтересовать малыша каким-нибудь другим занятием.

Очень важно в воспитании ребенка придерживаться единства требований в семье. А ведь часто бывает так, что бабушка разрешает делать то, что не позволяет мать, а мать нарушает запреты отца. Ребенок не понимает, почему, когда отца нет дома, ему можно играть с письменным прибором на столе, а когда приходит отец, это уже не разрешается. Он продолжает тянуться за пресс-папье, и тут его настигает грозный окрик отца. Как это плохо, когда кто-нибудь из членов семьи старается снискать расположение ребенка, разрешая ему делать то, что не позволяют остальные!

Какая нехорошая мама, она не дает Сереженьке свои пуговицы! - говорит двухлетнему малышу бабушка. - А мы, пока ее нет, поиграем с пуговичками.

И попробуйте в следующий раз не дать Сереже пуговицы - он будет требовать их с криком и слезами, и сама бабушка долго не сможет успокоить его.

Несогласованность действий и требований членов семьи, при которой сегодня ребенку разрешают делать то, за что наказывают завтра, раздражает малыша, нервирует его.

Только в семье, где отец и мать являются единомышленниками во взглядах на воспитание ребенка и согласовывают свои требования и действия по отношению к нему, только в такой семье могут быть созданы хорошие условия для нормального развития его нервной системы.

Семья является коллективом, в котором происходит формирование характера ребенка. Там, где семья дружная и крепкая, там и дети, как правило, вырастают спокойными, выдержанными и уравновешенными. И наоборот, в тех семьях, где между родителями происходят постоянные пререкания, где царит неспокойная атмосфера, там и дети раздражительны, капризны.

Вы приходите с работы усталый и начинаете брюзжать по поводу того, что жена не слишком расторопно накрыла вам на стол. А на вас смотрят внимательные глаза вашего сына. Он слушает вас и думает, сопоставляет, прикидывает. И для него не проходит бесследно ваша перепалка с женой.

Ровное и спокойное отношение взрослых необходимо маленьким детям не меньше, чем вовремя приготовленный обед и завтрак или полноценный сон и отдых.

Многие мамы задаются вопросом: а когда формируется нервная система у плода? Практически с самого начала закладки клеток. Согласно медицинским теориям, все системы организма развиваются у малыша неравномерно. Вначале начинают функционировать те, системы, которые наиболее важны для дальнейшей деятельности малыша в животе у мамы. Закладка нервной системы у плода проявляется среди первых наиглавнейших процессов развития организма.

Уже на 8-9 неделе беременности гинекологи могут увидеть на эхограмме первые признаки нервной системы. Второй месяц ознаменовывается тем, что малыш делает первые еле заметные движения. Ну а в 22-24 недели можно с точностью разглядеть ребёнка, который сосёт отростки.

На каком сроке формируется нервная система плода?

Нервная система плода появляется из своеобразного образования, которое в медицине получило название нервной трубки. Она впоследствии должна обеспечить правильную работу всего организма. Перед тем, как появится трубка, должна вырасти нервная ткань, которая состоит из нескольких типов клеток. Первый тип отвечает за основные специфические функции нервов, то есть эти клетки (нейроны) отвечают собственно за регулирование психики. Второй тип обеспечивает полноценное питание нейронов и защищает их от повреждений.

Нервная ткань при нормальных условиях развития ребёнка начинает развиваться уже на восемнадцатый день после оплодотворения яйцеклетки. В 3-4 недели уже видна и сама нервная трубка.

На какой неделе закладывается нервная система плода? Уже на первой! Нервная система — одна из первых, которая должна развиться, чтобы малыш смог дальше расти. Если с формированием нервной ткани возникают какие-либо проблемы, плод вскоре погибает. Поэтому, если вы узнали о беременности, старайтесь сразу же менять свой образ жизни.

Что такое нервная трубка?

Формирование нервной системы у плода напрямую зависит от развития трубки. Она образуется из нервной пластины, которая постепенно замыкается в трубу, образуя небольшой отросток – зачаток будущей нервной системы. Если рассмотреть нервную трубку в разрезе, то можно заметить несколько слоёв: внутренний, краевой и промежуточный. Промежуточный и краевой слои обеспечивают выработку серого и белого вещества спинного мозга, который потом расположится в позвоночнике. Во внутреннем слое происходит сразу несколько процессов: деление клеток и синтез будущего материала, ответственного за генетику малыша.

Для развития нервной трубки ребёнка уходят первые недели беременности.

Развитие нервной системы на 4-5 неделе беременности

Итак, мы выяснили, на каком сроке формируется нервная система плода. Но что же происходит с ней дальше?

Нервная трубка имеет некоторые расширения, которые называют мозговыми пузырями. Когда закладывается нервная система плода, появляется три мозговых пузыря. Один из них превращается в передний мозг (он включает в себя два полушария), другой – в зрительный центр головы, а третий — в ромбовидный мозг, включающий в себя ещё несколько отделов.

Краевой отдел нервной трубки также выделяет новый орган – нервный гребень, который отвечает за развитие нескольких систем. В 4-5 недель на УЗИ видна только чёрная точка. Пока что, это всё, что успело вырасти. Однако для ребёнка это уже много, потому что в этот момент у него зародились клетки, ответственные за его мозг. В этот момент для хорошего развития нейронов необходима фолиевая кислота. Ни в коем случае не лечите зубы в первом триместре! Любые лекарства, даже местная анестезия могут переломить нормальный ход деления клеток нервной системы. Из-за этого малыш может родиться с отклонениями.

Развитие нервной системы плода на 6-12 неделях беременности

Когда формируется нервная система у плода, мама должна находиться в состоянии покоя. Первые недели беременности потому и важны, что именно от них зависит здоровье ребёнка. Уже в 7-8 недель малыш способен на рефлексы. Например, было замечено, что, когда его губы соприкасались с отростками, он отклонял голову назад, тем самым защищая себя от опасности. Так развивается защитный рефлекс. В 10 недель ребёнок способен открывать рот, если его губы что-то раздражает. В это же время возникает и рефлекс хватания, когда руку малыша что-то беспокоит.

К двенадцатой неделе ребёночек может двигать пальчиками ног. Из этого медики сделали вывод о том, что первыми начинают функционировать те участки мозга, которые отвечают за нижнюю часть тела плода. Пока ребёнок не достигнет трёхмесячного утробного возраста, он не сможет полноценно ответить на раздражения. Его движения будут резки и коротки. Так происходит потому, что возбуждение пока что захватывает небольшие участки нервной системы. Но плод растёт и развивается, и со временем его системы становятся более совершенными.

Развитие плода на 14-20 неделе беременности

Нормы развития нервной системы плода можно узнать только с помощью УЗИ. Если вам сказали, что плод соответствует всем нормам развития, можете не беспокоиться. Но что же в это время делает ваше чадо? К четырнадцатой неделе ребёнок становится довольно активным. Если раньше он ещё не мог двигаться, то к пятнадцатой неделе уже можно считать около 15 новых освоенных движений малыша.

Когда формируется нервная система у плода, мама ощущает первые толчки малыша. Они появляются в 19-20 недель. На УЗИ уже можно различить движения руками и ногами, а также икоту, глотания, зевки и другие шевеления ртом. Между 15 и 20 неделей увеличивается число синапсов- таких мест в нервной системе, в которые передаются сигналы. За счёт этого расширяется и сфера деятельности малыша.

Состояние плода на 20-40 неделях беременности

После 20 недели, когда всё ещё формируется нервная система, у плода начинает разветвляться мозговое вещество. Это значит, что оголённые нервные клетки покроются слоем жира и смогут полноценно функционировать. Нервные импульсы малыша будут ускоряться, и он вскоре сможет пополнить ряд своих навыков новыми движениями. Первыми приходят в строй конечности плода. Обоняние налаживается немного позже (около 24 недели). Параллельно с этими изменениями развивается и мозг, в котором строится каркас для нервных клеток.

Примечательно, что масса мозга составляет до 15 % от всей массы плода. После того, как в мозгу закончились основные процессы, настаёт время для ещё одного – уничтожения некоторых видов клеток. Как полагают учёные, в этом процессе нет ничего страшного. Просто организм таким образом очищает от ненужных структур, которые уже выполнили свою работу. Так что, когда формируется нервная система у плода, организм тратит все свои силы на правильное её развитие.

Аномалии развития нервной системы у плода

Когда формируется нервная система у плода, могут возникнуть разного рода аномалии и факторы, которые появились спонтанно. Например, оплодотворённая клетка стала неправильно размножаться и в конечном результате она повредилась. К счастью, процент таких пороков очень низок: до 1,5 на 1000 рождённых. Точно известно, что клетки будущего малыша разрушаются как и от факторов внешней среды, так и от генетической природы. Всемирной организацией здравоохранения установлено, что процент развития аномалий также зависит от народностей и места обитания людей. Вот список основных нарушений развития плода:

  1. Отсутствие спинного мозга и головного . Такое происходит, когда нервная трубка не сомкнулась. Череп и позвоночник в этом случае сильно раскрыты.
  2. Несмыкание трубки в головном отсеке . Это значит, что ребёнок лишён головного мозга. То есть у него нет полушарий и подкорки. Имеется лишь средний мозг. Дети, рождённые с таким нарушением, живут лишь первые месяцы.
  3. Грыжи мозгового отдела . На голове малыша обнаруживаются выпячивания кости черепа или же его тканей. Небольшие грыжи можно оперативно удалять.
  4. Грыжи спинномозгового отдела . Они встречаются очень часто – 1 к 200. На месте некоторых грыж может отмечаться сильный рост волос. Дети с таким заболеванием не могут ходить, а также справлять нужду.

Единственный метод борьбы с этими заболеваниями – это операция. В некоторых случаях врачи ничем не могут помочь. Ребёнок или живёт с этим отклонением всю жизнь, или же умирает вскоре после родов.

Причины, влияющие на поражение нервной системы

Любые факторы, которые влияют на разрушение нервной системы плода, представляют собой сложную картину. Ведь всё зависит от того, насколько долго этот фактор действовал на ребёнка, сильно ли негативным он был и т.д.

  1. Первая и главная причина всех поражений ЦНС – это алкоголизм одного из родителей. Токсины, содержащиеся в алкоголе, оседают в организме матери и отца. Когда у женщины появляется ребёнок, все эти вредные вещества передаются новым клеткам.
  2. Некоторые препараты (например, против конвульсий) пить во время беременности вообще нельзя. Поэтому если у вас имеется заболевание, требующее постоянного приёма лекарств, поговорите об этом с гинекологом. Он обязательно вам поможет.
  3. Повреждения плода не могут бесследно пройти в организме матери. Женщина может заболеть инфекционными заболеваниями (герпес, краснуха и др.).
  4. Также на развитие нервной системы плода могут повлиять болезни мамы (диабет, гипертония) и генетическая предрасположенность. Такие неприятности ведут к хромосомным аномалиям, которые вылечить невозможно.
  5. Некоторые дефекты, будь они приобретёнными или наследственными, могут иметь лёгкую форму. Но они затрагивают общее развитие малыша: аутизм, недостаточное внимание, гиперактивность, различные виды депрессии.

Старайтесь вести здоровый образ жизни, ведь ребёнок с инвалидностью, родившийся таковым по вашей нерадивости, будет мучиться всю свою жизнь.

Когда формируется нервная система у плода, мама должна полностью позаботиться о правильной еде, полноценном отдыхе и спокойствии. Хотя гинекологи и не учитывают первые две недели беременности, но именно в этот момент у вашего малыша закладываются первые системы жизнедеятельности.

Похожие публикации