Как ярослав и святополк за киев сражались. Ярослав (Георгий) Мудрый

Михеев Василий Александрович

Ярослав Мудрый - борьба за власть. Фальсификации в русских летописях и подлинная хроника событий

Ярослав Мудрый - борьба за власть.

Фальсификации в русских летописях

и подлинная хроника событий.

Вместо вступления.

Часть 1. Кто платит, тот и заказывает музыку. Как и почему фальсифицировали русские летописи.

Глава 2. О политической борьбе внутри русской церкви.

Глава 3. О великом князе Изяславе

Глава 4. Программа реабилитации жертв эпохи Ярослава.

Глава 5. Программа реабилитации. Канонизация. Почему Борис и Глеб?

Глава 6. Канонизация (продолжение). О православной верности Бориса и его отца Владимира.

Глава 7. Канонизация (продолжение). О Глебе. Куда направлялся Глеб? Лекция по дорожной инфраструктуре Руси. Об Илье Муромце.

Глава 8. О летописцах на Руси и о летописи Никона. "Бомба замедленного действия".

Глава 9. О схеме фальсификации летописи Никона.

Глава 10. Заточение Святополка в тюрьму и Лжесвятополк-1.

Глава 11. Заточение Святополка в тюрьму и Лжесвятополк-1 (продолжение).

Глава 12. Убийство Бориса и Лжесвятополк-2.

Глава 13. Убийство Бориса (продолжение). Версия по "Саге".

Глава 14. Убийство Бориса (продолжение). Сопоставление двух описаний убийства.

Глава 15. Убийство Глеба, Святослава Древлянского и Лжесвятополк-2.

Глава 16. Смерть князя Владимира и ложь для "опровержения" правды, сохранившейся в памяти народной.

Краткое заключение по итогам первой части книги.

Часть 2. Подлинная хроника событий на Руси в 1013-1018 гг. Летопись из XXI века.

Вместо вступления

Когда-то, достаточно давно, я узнал о существовании "Саги об Эймунде" ("Прядь об Эймунде"), узнал о том, что оказывается не Святополк Окаянный убил князя Бориса (и вкупе с ним и его братьев Глеба Муромского и Святослава Древлянского), а как раз сам Ярослав Мудрый (пусть и не лично, но через своих подручных). Реального убийцу (Ярослава) церковные летописцы представили благородным мстителем за убиенных братьев, а персонаж (Святополк), непричастный ни к одному из предъявляемых преступлений, был объявлен исчадием ада. Вот такая метаморфоза...

Психологически узнать такое для меня было шоком! Все что писали в учебниках по истории Древней Руси, да и до сих пор является официальной исторической версией развития событий на Руси в XI веке оказалось ложью, сознательной и беззастенчивой. Оказалось, что как бы существуют две разных истории - одна для широкой публики, официальная и пропагандистская, поддерживаемая православной церковью, и вторая - для узкого круга, для серьезной науки, для внутреннего потребления в обществе историков. Историки как бы говорят: - "Конечно, все мы понимаем, что официальная версия не совсем правда, а точнее совсем не правда, а все было с точностью наоборот, но... это политическая конъюнктура, веками создаваемые мифы... Пусть Ярослав Мудрый и не самый неприкасаемый в списке мифических героев Руси по сравнению с Александром Невским и Дмитрием Донским, но все они политически преподносятся государством как национальные символы и "памятники". А разрушать памятники у нас никто не позволит..."

Зачем я решил написать эту книгу (статью по первоначальному замыслу)? Отнюдь не для проведения "ликбеза" среди тех, кто не знает или мало знает историю Древней Руси. Также я не собираюсь спорить или доказывать что-то "псевдопатриотам" (я сам себя считаю ярко выраженным патриотом, но ненавижу ложь, и считаю, что любовь к Родине не нуждается во лжи!) и религиозным догматикам, отстаивающими традиционное "видение" истории церковью. Причина в другом. Мне всегда был интересен этот отрезок нашей истории (приход к власти Ярослава), тем более в свете наличия западных источников, противоречащих по ряду пунктов русским летописям. Почему врут летописи, и как все было на самом деле? Этот вопрос меня интересовал. За прошедшие годы прочитал много разных книг и статей, и других материалов (ну, и первоисточники в первую очередь, естественно), встретил много интересного, с какими-то мыслями разных авторов был согласен, с какими-то нет, но... всегда не хватало качественного всеобъемлющего анализа (допускаю, что пропустил какую-то статью, где все это присутствует). Почти всегда присутствовал обычный пиетет перед нашими летописями - находят одну какую-то ошибку или неправду в летописи и этим удовольствуются. Как бы "выдавливают ложь по капле", поэтому вся "невыдавленная" ложь при всех реконструкциях все равно проступает и при анализе видно несоответствие и схем развития событий, и выводов, и гипотез, которые выдвигаются. В то же время, у меня всегда было ощущение, что глубокий критический анализ всех исторических материалов по этому вопросу может позволить вычислить с высокой степенью достоверности, что является в летописях правдой, а что нет, и даст возможность восстановить реальную хронику событий. Подчеркиваю слово "вычислить", потому что это считаю ключевым принципом! Ни в коем случае не следует выдвигать вначале гипотезу, а потом ее проверять или даже сразу доказывать - гипотеза сама должна выкристаллизовываться, вытекать из хода последовательных аналитических выводов! Испытывая такое убеждение и не имея терпения больше ждать, когда все-таки удовлетворяющий меня труд по эпохе Ярослава Мудрого появится, я в конце концов и решил: - "А почему бы мне самому не попробовать этим заняться?" Вот так и родилась мысль написать эту книгу.

Часть 1. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Как и почему фальсифицировали русские летописи.

Какими источниками мы располагаем?

Во-первых, это отечественные: древнерусские летописи ("Повесть временных лет", списки не буду приводить, это не библиографический обзор) и в меньшей степени к ним можно причислить церковные "Чтение о Борисе и Глебе" и "Сказание о Борисе и Глебе".

Во-вторых, западные источники: "Прядь об Эймунде" и "Хроника Титмара Мерзебургского".

Вначале четко определим временные рамки той информации, которая дается в саге и в хронике. В "Саге об Эймунде" сообщается о смерти князя Владимира и о том, что после этого события Эймунд с отрядом поступил на службу к Ярославу (апрель 1016 г.). В апреле1018 года Эймунд ушел на службу от Ярослава к полоцкому князю Брячиславу. То есть по интересующему нас вопросу сага может рассказать только о событиях от 1015 г. до апреля 1018 года. Хроника Титмара Мерзебургского расширяет эти рамки - там рассказывается и о важных событиях на Руси, произошедших как еще при жизни Владимира (1013-1015), так и о том, что было после ухода Эймунда от Ярослава в 1018 г. Изложение событий в хронике заканчивается, насколько можно определить по ее содержанию, событиями ноября 1018 года, а уже в декабре того же года Титмар Мерзебургский умер. Пожалуй, и я в своем анализе событий истории Руси ограничусь названным периодом времени (1013-1018).

Расцвет Древнерусского государства.

1. Борьба за власть после смерти Владимира.

2. Правление Ярослава Мудрого.

3. Правление Ярославичей.

4. Правление Владимира Мономаха.

Около 988 г. Владимир I Святославич (Красно Солнышко) провёл, по мнению некоторых историков, административную реформу. Вожди племенных княжеств в разных городах государства были заменены сыновьями Владимира.. «светлые» и «великие» князья – местная племенная знать – были устранены. В результате этой реформы значительно укрепилась система государственной власти на местах. С того времени не только в великокняжеском домене, но и по всей территории государства, от имени киевского князя собиралась дань, и вершилось правосудие. Наместниками Великого князя назначались его сыновья и старшие дружинники. Это способствовало укреплению рубежей государства. Однако полностью победить тенденцию к сепаратизму не удалось. В самом конце жизни (около 1014 г.) Владимир столкнулся с непокорностью своих сыновей. Ярослав Владимирович, который сидел наместником отца в Новгороде, дал новгородцам грамоту, освобождавшую от уплаты дани Киеву (поскольку грамота не обнаружена, возможно, это легенда, придуманная впоследствии новгородцами). Владимир даже собирался организовать поход против своего непокорного сына и командование им собирался возложить на Бориса и Глеба, но не успел. « Ярослав… порвал с отцом», ибо, будучи обязан отсылать в Киев 2/3 собираемой дани, оставил всю её себе. Это вызвало конфликт. Владимир в 1015 г. собрал войско для похода на Новгород».

Летописи упоминают разное количество детей Владимира, и есть нерешённые проблемы генеалогии, в данном случае не имеющие значения. Ограничимся списком из статьи 988 г. От Рогнеды: Изяслав – родоначальник полоцких князей, Мстислав (умер в 1036 г.), Ярослав Мудрый (умер в 1054 г.), Всеволод от греческой монахини Юлии, вдовы Ярополка, - Святополк Окаянный, «сын двух отцов» (умер в 1019 г.), от чехини Оловы – Вышеслав, а от другой – Малфриды – Святослав Древлянский (умер в 1015 г.) и Мстислав. От болгарки – Борис и Глеб. К ним добавлены: несчастный Судислав, захваченный Ярославом во Пскове в 1036 г. и просидевший в порубе (тюрьме) до 1059 г., и Позвизд, по недостоверным сведениям живший на Волыни. Всеволод, первый в русской истории эмигрант, в 90-е годы X в. бежал в Швецию и погиб там в 995 г. Кроме того, у Владимира были две дочери от Рогнеды – Предслава и Мария Доброгнева (жена польского короля Казимира).

15 июля 1015 г. Владимир I умер. Между его наследниками развернулась ожесточённая борьба за власть.

«Уже в конце княжения Владимира обнаружились явные признаки, угрожающие целостному существованию древнерусского государства. Речь идёт о поведении Новгорода, где в качестве посадника, подручника киевского князя, сидел в это время сын Владимира, Ярослав. Долго живя здесь, он крепко сросся с местными узко новгородскими интересами. Неудивительно, что у Ярослава, хотя и подручного отцу, возникли политические планы, навеянные общей обстановкой новгородской жизни. Ярослав идёт не с отцом, а с новгородскими боярами. В этом отношении он не представлял собой исключения. Его братья – Глеб Муромский, Святослав Древлянский и Мстислав Тмутараканский – каждый в своей области были, по-видимому, в своих отношениях к Киеву и в планах на будущее солидарны с ним».



Л.Н. Гумилёв считал, что за сыновьями Владимира стояли выразители трёх сложившихся на Руси направлений: «языческой реакции – Ярослав, западничесва – Святополк и болгарофильства – Борис. Видимо, было и грекофильское направление – былые сторонники преданного Ярополка, вождь коих – Варяжко – убежал к печенегам».

Вначале власть в Киеве захватил Святополк. Пол его приказу были убиты трое его братьев – Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский.

Существуют несколько версий гибели Бориса и Глеба. Религиозное житие обвиняет в их смерти Святополка, стремившегося к единовластию: «… брат их Святополк подослал к ним убийц, и они предали мученически свой дух. Молодые, они мало успели сделать для родины, и рано были отозваны благоверные князья к Богу. Но посмертными явлениями они доказали, что они служат России своими молитвами у престола Божия». Карамзин придерживался той же точки зрения: «Святополк имел только дерзость злодея. Он послал уверить Бориса в любви своей, обещая дать ему новые владения, и в то же время приехав ночью в Вышегород, собрал тамошних Бояр на совет. «Хотите ли доказать мне верность свою?» - спросил новый Государь. Бояре ответствовали, что они рады положить за него свои головы. Святополк требовал от них головы Бориса, и сии недостойные взялись услужить Князю злодеянием. Юный Борис, окруженный единственно малочисленными слугами, был еще в стане на реке Альте. Убийцы ночью приблизились к шатру его и, слыша, что сей набожный юноша молится, остановились. Борис, уведомленный о злом намерении брата, изливал пред Всевышним сердце свое в святых песнях Давидовых. Он уже знал, что убийцы стоят за шатром, и с новым жаром молился... за Святополка; наконец, успокоив душу Небесною Верою, лег на одр и с твердостию ожидал смерти. Его молчание возвратило смелость злодеям: они вломились в шатер и копьями пронзили Бориса, также верного Отрока его, который хотел собственным телом защитить Государя и друга. Сей юный воин, именем Георгий, родом из Венгрии, был сердечно любим Князем своим и в знак его милости носил на шее золотую гривну: корыстолюбивые убийцы не могли ее снять, и для того отрубили ему голову. Они умертвили и других Княжеских Отроков, которые не хотели спасаться бегством, но все легли на месте. Тело Борисово завернули в намет и повезли к Святополку. Узнав, что брат его еще дышит, он велел двум Варягам довершить злодеяние: один из них вонзил меч в сердце умирающему... Сей несчастный юноша, стройный, величественный, пленял всех красотою и любезностию; имел взор приятный и веселый; отличался храбростию в битвах и мудростию в советах. - Летописец хотел предать будущим векам имена главных убийц и называет их: Путша, Талец, Елович, Ляшко. В Несторово время они были еще в свежей памяти и предметом общего омерзения. Святополк без сомнения наградил сих людей, ибо имел еще нужду в злодеях».

В августе 1018 г. Святополку была организована торжественная встреча в Киеве с участием части княжеской семьи, в том числе девяти дочерей Владимира, киевского митрополита, встречавшего и чествовавшего прибывших в сопровождении духовенства в полном облачении, с мощами святых, вынесенными крестами и иконами. Затем было устроено настолование Святополка в праздник Успения в десятинной церкви. Эти сведения косвенного свидетельствуют против того, что в то время Святополк был признан убийцей.

В Новгороде занимал престол Ярослав Владимирович, который тоже решает вступить в борьбу за власть. Святополк опирался на помощь своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. В 1018 г. он нанес Ярославу поражение в битве на берегах Буга.

Ярослав в своей борьбе хотел воспользоваться помощью новгородцев и варягов (Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа - Ингигерде).

Приблизительно в 1016 г. создается первый текст Русской Правды. Возможно, речь шла только о первых 19 статьях, которые должны были ограничить кровную месть и урегулировать отношения новгородцев с варяжскими дружинниками.

В 1019 г., победив Святополка в сражении при Альте, Ярослав становится Великим князем Киевским, а Святополк бежит в Польшу, где вскоре умирает. Но в 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский и нанес ему поражение недалеко от Чернигова. В результате Ярослав был вынужден согласиться на раздел страны: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а западнее Днепра остались владения Ярослава. Объединение всей страны под властью Ярослава произошло после смерти в 1035(1036) г. Мстислава.

2. Правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.)

С именем Ярослава связан расцвет Древнерусского государства. Именно при нем оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке. Достаточно убедительно доказывают это династические связи, которые были установлены Ярославом с европейскими и византийским дворами.

В средневековье династические браки были неотъемлемой частью дипломатии. В них каждая из сторон искала политическую выгоду. Понятно, что породниться со слабой правящей династией охотников находилось мало. Престиж династических связей оказывался в прямой зависимости от могущества государства. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа. Его сыновья взяли в жены дочерей польского короля Мешко II (Изяслав), византийского императора Константина Мономаха (Всеволод) и немецкого графа (Святослав). Дочери Ярослава стали королевами Венгрии (Анастасия), Норвегии и Дании (Елизавета), Франции (Анна).

За время своего княжения (1019- 1054) Ярославу пришлось вести многочисленные войны. Он ходил походами в Прибалтику, на чудь, где основал к западу от Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту), в польские и литовские земли. Князю удалось покончить с угрозой, исходящей от печенегов. Разбитые дружинами Ярослава, теснимые другими кочевыми народами из южнорусских степей, печенеги частично ушли на Балканский полуостров, частично смешались с мелкими тюркскими племенами и признали свою зависимость от Киева.

Не все военные экспедиции заканчивались столь счастливо. Война с Византией завершилась разгромом войск сына Ярослава - Владимира.

Подобно отцу, Ярослав правил, рассадив своих сыновей на престолы. Старшие - Изяслав, Святослав и Всеволод - сидели в городах, «выстроенных» по значимости: в Новгороде, Чернигове и Переяславле. Перемены в положении одного влекли изменения в положении остальных: так, до своей смерти новгородским князем был Владимир. Изяслав пребывал в Чернигове и отправился на север лишь после кончины старшего брата. Древнерусская земля выступала как бы родовой собственностью Рюриковичей, владевших и правивших отдельными ее областями под началом киевского князя на основе старшинства. Само же старшинство выстраивалось по линии не «отец - старший сын», а «старший брат - следующий брат». На практике такой порядок наследования соблюдался с большим трудом (вспомните междоусобную борьбу между сыновьями Владимира), особенно с разрастанием «племени» Рюриковичей.

При Ярославе окончательно сложился политический строй Древней Руси. По форме правления Древнерусское государство можно отнести к феодальной монархии, по типу - к феодальному государству. Высшая власть принадлежала киевскому князю.

Раннефеодальные государства никогда не отличались прочностью. Экономическая обособленность земель, весь уклад их жизни порождали силы центростремительные, диктующие свои условия местным правителям. Сам Ярослав, будучи новгородским князем, выступил против власти Киева, руководствуясь совсем иной, чем в зрелые годы, политической логикой. Поэтому ясно, что важным условием прочности раннефеодального государства становится личность князя, его умение навязывать свою волю, ставить и достигать цели, побеждать, а не проигрывать. Именно таким государственным деятелем и был Ярослав.

Летописцы позже назвали его Мудрым. Несомненно, это был дальновидный политик, умевший при необходимости ждать или, напротив, действовать решительно и энергично. Князь высоко ценил власть, ради которой преступал даже нормы благочестивого поведения. Возможно, в этом один из истоков истовой религиозности Ярослава, стремившегося искупить свои прегрешения. Достигнув власти, Ярослав показал себя неутомимым строителем Руси и поборником православия, при котором, по словам летописца, «вера христианская начала плодитися и расширятися».

Немало сил положил Ярослав для украшения и возвышения Киева. При нем был воздвигнут грандиозный Софийский собор (1037), Золотые ворота. Киев стали рассматривать как соперника Константинополя, и в этом был свой смысл: князь ни в чем не желал уступать православной Византии и ее императорам-властителям - ни в полноте власти, ни в благочестии. В этой связи вовсе не случайным выглядит избрание на митрополичий престол по воле Ярослава писателя-монаха Илариона. Киевский князь поступил так, как поступали византийские императоры: он не испрашивал согласия у константинопольского патриарха и возвел угодного и послушного ему Илариона самовластно - своею волею.

Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных. Потому не случайно его первым на Руси назвали царем. Символика этого титула многозначительна: в благочестии своем Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти - с византийскими цезарями.

Рост феодального землевладения, усиление феодальной эксплуатации и классовой борьбы, рост городов, превращающихся в экономические и политические центры лежавших вокруг них областей, - все это не могло не сказаться на характере политического развития древней Руси в XI - XII вв. Общая линия этого развития характеризуется нарастающим стремлением окрепших местных феодальных сил но главе со своими местными князьями к отделению от Киева. Сохранение государственного единства Руси становится все более трудным делом. Возникшая тенденция к раздроблению древнерусского государства, усиливаясь из десятилетия в десятилетие, в конце концов одержала победу.

Первые признаки феодального сепаратизма обнаружились уже в конце княжения Владимира, когда сидевший в Новгороде его сын Ярослав, выражая стремления новгородского боярства, прекратил уплату дани Киеву. Это был вызов общерусскому государственному единству со стороны второго по величине и значению города древней Руси - Новгорода. Намерения Новгорода не изменились и тогда, когда стало известно о подготовке Владимиром карательного похода против него. Отстаивая свои интересы, новгородские верхи во главе с Ярославом готовили Владимиру достойную встречу, которая, однако, не состоялась, так как Владимир в приготовлениях к походу умер.

После смерти Владимира киевский престол оказался в руках нелюбимого им сына - Святополка. Стремясь к единовластию, Святополк, прозванный «окаянным», убил своих братьев Бориса, Глеба Муромского, Святослава Древлянского и рассчитывал, видимо, истребить остальных. «…Избыо братию мою и приму власть русскую един» - таковы были, по словам летописца, замыслы Святополка.

Против Святополка выступил Ярослав. Новгородцы решительно поддержали своего князя, боясь, что победа Святополка приведет к восстановлению прежних отношений между Новгородом и Киевом.

Ярослав с дружиной около 4 тысяч человек Двинулся к Киеву и близ Любеча разбил полки Святополка. Тогда Святополк бежал к своему тестю - королю польскому Болеславу и при помощи поляков, а также немецких и венгерских наемников вернул себе Киев. Ярослав возвратился в Новгород. Однако борьба на этом не прекратилась. Союзники Святополка - поляки, немцы, венгры - вызвали в Киеве возмущение народа. Их стали тайно истреблять. Болеслав вынужден был уйти из Киева восвояси, правда, захватив при этом города Червень и Перемышль.

Ярослав тем временем набрал новую дружину из новгородцев и, явившись к Киеву, снова изгнал ненавистного Киевлянам Святополка. Последний на этот раз нашел приют в печенежской орде. В союзе с печенегами Святополк в 1019 г. сделал последнюю попытку остаться великим киевским князем, но он и его союзники потерпели решительное поражение на реке Альте. Ярослав окончательно утвердился в Киеве.

Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на укрепление власти киевского князя, внутреннее сплочение, расширение и укрепление международного положения древнерусского государства. В условиях пробудившегося феодального сепаратизма и обострения классовой борьбы разрешение этих задач связано было с большими трудностями, и тем не менее время Ярослава Мудрого мы считаем одной из ярких страниц древнерусской истории.

После победы над Святополком у Ярослава появился новый соперник - его родной брат Мстислав, князь Тму­таракани. В сражении в 1024 г. при Листвене (около Чернигова) победил Мстислав. Результатом этой победы явился раздел древнерусского государства на две части. Правобережье Днепра с Киевом и Новгород оставались за Ярославом, а земли к востоку от Днепра переходили к Мстиславу.

После смерти Мстислава (1036) обе части древнерусского государства вновь объединились под властью Ярослава.

Ярослав проводил энергичную внешнюю политику. В 1030, 1031 гг. в результате походов на Польшу им была возвращена захваченная Болеславом Храбрым Червонная Русь. Он ходил на Ятвягов (1038), на Литву (1040), на Чудь (1030), Емь (1042). В результате этих походов были укреплены и несколько раздвинуты западные и северо-западные границы древнерусского государства. В земле Чуди, к западу от Чудского озера, возник заложенный Ярославом город Юрьев (ныне Тарту).

С востока к границам Киевского государства двигались полчища новых врагов - печенегов, торков, берендеев и других. Для защиты южных границ Ярослав усиливает укрепленную полосу в Поросье. А в 1036 г. он нанес решительное поражение печенегам и отбросил их в Прндунайские степи.

В 1043 г. произошло последнее столкновение Руси с Византией. Византийское правительство пыталось использовать единство религии для подчинения Киевской Руси в политическом отношении. Эта попытка встретила упорное сопротивление со стороны Ярослава Мудрого, вплоть до открытия военных действий. Ярослав отправил к Византии большой флот. Однако буря рассеяла русские корабли, а сухопутные войска потерпели неудачу.

В 1046 г. был заключен мир, и дружественные связи с Византией закреплены браком сына Ярослава - Всеволода с дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Ярослав добился внутренней самостоятельности Киевской митрополии и даже самостоятельно поставил в 1051 г. митрополитом образованного проповедника Иллариона, русского по происхождению.

Во внутренней политике Ярослав продолжал борьбу за единство Русской земли и укрепление древнерусской государственности. Заподозрив своего брата Судислава в кознях, он заточил его в тюрьму. Ярослав урегулировал отношения с Новгородом, посадив там своего старшего сына Владимира. Источники тех времен подчеркивают большую законодательную деятельность Ярослава, направленную на укрепление государства.

В 1024 г. в Суздальской земле вспыхнуло первое, из известных по летописям, восстание смердов. Во главе восставших стояли волхвы, стремившиеся использовать антифеодальные настроения крестьян для борьбы за старую языческую веру против христианства. Ярослав, охраняя интересы феодалов - князей, бояр и церкви, сам ходил с дружиной в Суздальскую землю и жестоко подавил народное восстание.

Время Ярослава примечательно культурными успехами древнерусского общества. Собранные Ярославам писцы переводили на славянский язык многие греческие книги. Сам Ярослав недаром назывался Мудрым. По словам летописи, он любил книгу и «почитал в нощи и дне». Есть основа­ние считать, что в 1037 г. в церкви Софии в Киеве Ярославом была основана первая на Руси библиотека.

При Ярославе выросли и украсились постройками (церквами, соборами) многие древнерусские города. Столица государства - Киев - была обнесена новыми мощными укреплениями. В стене имелось несколько монументальных ворот. Главные из них, южные, назывались «Золотыми». Киев представлял собой огромный город - один из мировых центров ремесла и торговли. По словам Адама °Ременского, он был достойным соперником Константинополя.

Богатство и сила древнерусского государства обеспечила ему завидное международное положение. Королевские дворы ^Ропы стремились войти в сношения с великой восточной державой, породниться с ее княжеским домом.

Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (в православии Ирина), а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку дочери его Елизаветы. Некоторые сыновья Ярослава были женаты на иностранных принцессах - например, Всеволод на греческой (византийской) принцессе, дочери императора Константина Мономаха. При дворе Ярослава находили приют и защиту норвежский король Олаф Святой и сто сын Магнус Добрый. Сестра Ярослава Мария (Доброгнева) была замужем за польским королем Ка­зимиром I, его вторая дочь, Анна - за королем французским Генрихом I.

Внучка Ярослава Евпраксия вышла замуж за германского императора Генриха IV; другая внучка Евхимия - за венгерского короля; внук Ярослава, Владимир Мономах, был женат на дочери английского короля.

Все это также ярко характеризует международные связи Киевского государства. Но не только дипломатические нити тянулись на Запад. По оживленным дорогам шли в Киев целые караваны торговых повозок - из Регеисбурга (Германия) приезжали немецкие купцы для покупки мехов; в Западной Европе далее существовала специальная гильдия купцов, руссариев, ведших торговлю с Киевом. Сохранилась грамота венгерского короля, дарованная одному монастырю, через владения которого проезжали купцы для торговли с Киевом. В грамоте говорится о предоставлении привилегий этим купцам.

Блестящее княжение Ярослава, когда Русь выступала еще могущественным единым государством, было вместе с тем и временем нарастания угрозы феодального раздробления. После его смерти признаки феодального дробления государства стали особенно очевидны.

Первым из значительных событий, относящихся к внутренней политике, можно обозначить восстание Ярослава Мудрого против отца, князя Владимира Крестителя, в 1014 году . Молодой Ярослав, правящий на тот момент в Новгороде, отказался выплачивать ежегодный налог в две тысячи гривен.

Предположительно, причиной конфликта могло стать намерение Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которому он передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником.

Для предстоящего противостояния Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов во главе с Эймундом. Владимир велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.

Схема — путь Ярослава Мудрого к киевскому престолу

Варяги, нанятые Ярославом, скучающие без дела в Новгороде, начали устраивать беспорядки. Из новгородской первой летописи:

« … начали варяги насилие творить на мужатых жёнах»

В результате новгородцы, восстали и за одну ночь перебили множество варягов. Ярослав, находившийся в своей загородной резиденции в Ракоме, узнал о случившемся и призвал к себе представителей новгородской знати, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему - жестоко расправился с ними. Произошло это в июле-августе 1015 года .

Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Междоусобица детей князя Владимира
1015-1019

После смерти князя Владимира 15 июля 1015 года , Святополк был освобожден из темницы своими последователями и объявил себя новым киевским князем.

Согласно официальной истории, Святополк отправил к братьям наемных убийц — ночью 30 июля князь Борис был убит вместе со слугой, попытавшимся защитить хозяина, позже, под Смоленском, убийцы настигли князя Глеба, а попытавшийся бежать в Карпаты древлянский князь Святослав вместе со своими семью сыновьями погиб в сражении против большого отряда посланного за ними в погоню.

Схема — вторая усобица на Руси

Во время дальнейшего противостояния Ярослава и Святополка чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону.

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов разбил под Любечем войска Святополка.

В 1017 году печенеги и союзники Святополка предприняли поход на Киев. В ходе сражения печенегам даже удалось проникнуть внутрь города, но потом они были выбиты. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

Святополк Владимирович «Окаянный»
(Худ. В.Шереметьев. 1867)


В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом — в результате битвы на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород.

14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных.

А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева

Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер. Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.

Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.

1021 — конфликт с Брячиславом

В 1021 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич, совершил внезапное нападение на Новгород.

По официальной истории, Ярослав настиг племянника на реке Судоме, одержал над ним победу и отнял награбленную добычу, а в следующем году вынудил Брячислава заключить мир, передав ему в управление два города — Усвят и Витебск.

Несмотря на этот мир, военные действия между дядей и племянником не прекращались: последний «вся дни живота своего», как сказано в летописи, продолжал воевать с Ярославом.

Брячислав Изяславич, князь полоцкий
(худ. А. Крывенка)

1023-26 — конфликт с Мстиславом

В 1023 году , когда Ярослав усмирял мятеж в Суздале, его брат тмутараканский князь Мстислав подошёл к Киеву, но осаждать столицу не стал и занял Чернигов. Погасив мятеж в Суздале, Ярослав вернулся в Новгород, нанял варягов и двинулся против Мстислава.

В 1024 году в битве при Листвене Мстислав разбил войска брата, вынудив Ярослава бежать в Новгород. Сам же Мстислав не стал претендовать на киевский престол, но сделал Чернигов своей столицей и отправил к Ярославу послов с предложением мира

Борьба Ярослава за власть

Ярослав дал Новгороду и особый «Устав», до нас не дошедший. На эти «грамоты Ярослава» ссылались позднее не раз новгородцы в своих переговорах и договорах с князьями.

Упрочившись в Киеве и Новгороде, Ярослав подчинил своему влиянию и Полоцк, где княжил Брячислав. Единственным соперником Ярослава оставался тмутараканский князь Мстислав.

Летопись как-то особенно колоритно рисует его фигуру, выделяя его среди других князей. Мстиславу уделено очень большое внимание в летописном своде Никона 1073 г. В основу характеристики Мстислава Никон положил песни о Мсти славе, с которыми он ознакомился в Тмутаракани.

Летопись ничего не говорит о княжении Мстислава в Тмутаракани до 1022 г. Под этим годом «Повесть временных лет» упоминает о походе Мстислава на касогов и знаменитом единоборстве его с касожским князем Редедей, закончившемся победой Мстислава. Победитель берет «именье», жену и детей Редеди, покоряет касогов и накладывает на них дань, а в ознаменование своей победы закладывает в Тмутаракани церковь Богородицы.

В 1023 г. Мстислав «с Козары и с Касогы» двинулся к Киеву. С большим опозданием Мстислав вступил в борьбу за «отень стол», за Киев. Вскоре его дружина стояла под стенами Киева, но «не прияша его кыяне», и Мстислав уходит в Чернигов.

Ярослав в это время был в Новгороде. Весть о действиях Мстислава дошла до Ярослава, но в Суздале вспыхнуло первое известное нам из летописи восстание смердов, протекавшее под руководством волхвов. Летопись сообщает, что поводом к восстанию смердов послужил голод, охвативший суздальскую землю. Восставшие обвиняли «старую чадь» в том, что она «гобино» (запасы, и прежде всего, запасы хлеба) «держит» и «голод пущаеть».

«И бе мятежь велик…» Новгородская летопись говорит, что восставшие смерды истребляли прежде всего «баб» «старой чади», т. е. «большух гобиньных домов» (хозяек богатых домов). В их руках сосредоточивались запасы продуктов, в которых нуждался голодающий сельский люд.

Ярослав прежде всего отправился в Суздаль, «изъимав», «расточи» и «показни» волхвов, подавил восстание, а затем принялся готовиться к борьбе с Мстиславом.

С этой целью он опять «посла за море по Варягы». На призыв Ярослава в Новгород явился отряд варяжских наемников во главе с Якуном (Гаконом). В том же 1024 г. Ярослав двинулся на Мстислава. Последний, в свою очередь, выступил ему навстречу. Грянула битва у Лиственя. Грозовой ночью, при свете молний, сверкало оружие сражающихся. Бились главным образом варяги Якуна и северские «вои» – свою тмутараканскую дружину Мстислав берег. «И бе гроза велика и сеча сильна и страшна».

Ярослав был разбит. Но в 1026 г. братья съехались у Городца и поделили русскую землю. Границей их владений стал Днепр. Киев и все Правобережье, а на севере Новгород были закреплены за Ярославом, а Чернигов и все Левобережье – за Мстиславом.

Когда в 1036 г. Мстислав умер, не оставив наследника, Ярослав стал «самовластець Русьстей земли». Так снова объединилась русская земля.

Оставался один Полоцк, но его можно было не принимать во внимание. Теперь нужно было приниматься за укрепление древнерусской государственности. Ярослав продолжает начатое Владимиром дело создания государственности Киевской державы.

Он укрепляет свою власть в Новгороде, дав новгородцам «грамоты». В Новгороде был посажен Владимир Ярославич, ставший наместником отца в 1036 г. Изяслав получил Турово-Пинскую землю, а когда умер его старший брат, Владимир, он получил и «волость» брата. Святослав, четвертый сын Ярослава, правил на Волыни. Только пятый, Всеволод, оставался с отцом.

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

БОРЬБА В этой книге есть несколько выводов, которые я не устану повторять на протяжении всего нашего разговора, потому что для меня они кажутся принципиальными и без них не объяснить моего понимания многих слов.Таков, например, вывод о том, что лишних людей на земле нет.

Из книги Россия, которую мы сохранили автора Любовский Максим

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Бессмертие: странная тема русской культуры автора Фрумкин Константин Григорьевич

Борьба умозрений Кроме общего, свойственного человечеству «поклонения факту смерти» русским имморталистам приходится сталкиваться со скептической реакцией на их энтузиазм внутри гуманитарного сообщества - реакцией, вполне закономерной, поскольку в культуре

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

БОРЬБА С ТУРКАМИ Зимой 1461 г. Дракула бросил вызов самому султану Мехмеду II, гордому завоевателю Константинополя. Последовавшие за этим дунайский и валашский походы, длившиеся с зимы 1461 до осени 1462 г., несомненно, самый известный и наиболее дискутируемый период в

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Правда Ярослава Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I. - Калуга: Золотая аллея, 1993. «Правда Ярослава», или «Русская правда», - это сборник постановлений на основе права своего времени. Этот сборник отражает быт и нравы России XI - XII в. Статьи,

Из книги Истории простых вещей автора Стахов Дмитрий

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому» автора Вишленкова Елена Анатольевна

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Борьба за правила Позиция и смелость издателя «Журнала» шокировали российских художников и раскололи их на два лагеря. Часть из них испытывала гордость и смущение от сравнения их творений с европейскими шедеврами, другая была возмущена и напугана. И поскольку

Из книги Ломоносов в русской культуре автора Ивинский Дмитрий Павлович

Из книги автора

«Русская Правда» Ярослава В нашей летописи Ярослав – «книжный» и «христолюбивый» князь. Он – законодатель, строитель, книжник, покровитель духовенства, монашества. При нем «нача вера хрестьянска плодитися и расширяти», укреплялась княжеская власть, крепла и

Похожие публикации