Как выбрать зубной мост: виды мостов на зубы, их цены. Виды зубных мостов – как выбрать лучший вариант

Мостовидный (мерилендский) протез — это ортодонтическая конструкция, относящаяся к несъемному типу, основная задача которой — замещение утраченных зубов. Внешне она очень напоминает мост. Одним из условий проведения подобного протезирования является наличие двух здоровых зубов, ограничивающих дефект, которые смогут нести опорную функцию и выдерживать жевательное давление.

На фото: как выглядит зубной мост

Из чего состоит :

  1. Зубных коронок, одевающихся на предварительно подготовленные (обточенные) опорные зубы.
  2. Промежуточная часть, непосредственно замещающая дефект зубного ряда и представляющая собой искусственные зубы.

Внешне мостовые протезы абсолютно не заметны в полости рта, поскольку изготавливаются из материалов, имеющих внешнее сходство с природной эмалью.

Преимущества :

  1. Полноценное восстановление жевательной и речевой функции.
  2. Высокий комфорт для пациента в сравнении со съемными протезами .
  3. Быстрое и безболезненное привыкание к конструкциям.
  4. Отличные эстетические показатели.

Виды

Существует несколько классификаций мостовидных протезов:

  • Материал:
    • металлические;
    • пластмассовые;
    • керамические;
    • комбинированные (металлопластмассовые, металлокерамические).
  • Способ крепления:
    • съемные;
    • несъемные.
  • По длительности ношения:
    • временные;
    • постоянные.
  • По конструкции протеза:
    • цельные;
    • составные или разборные;
  • В зависимости от вида опоры:
    • с двусторонней опорой на зубы;
    • с односторонней опорой (консольные);
    • на имплантах;
    • на замковых креплениях.
  • По расположению промежуточной части относительно десен:
    • касательные;
    • промывные.

Рассмотрим подробнее некоторые особенности разных видов мостовидных протезов.

Металлические

По способу изготовления мостовидные зубные конструкции могут быть литыми, штампованными, а по способу соединения между искусственными зубами — цельнолитыми и штампованно-паяными. Они могут быть сделаны из золота, никель-хромовых или кобальт-хромовых сплавов.

Цельнолитые протезы получают все большее распространение из-за того, что такие конструкции надежны, могут выдержать значительную жевательную нагрузку, обладают высокой точностью воспроизведения окклюзионной поверхности, что повышает их функциональные возможности. Кроме того, такие «мосты» могут использоваться в клинически сложных случаях, когда имеет место патологическое истирание твердых зубных тканей и потеря зубов, сопровождающаяся изменением высоты нижней части лица. Изготовленные из одного вида металлов, цельнолитые протезы не вызывают появления гальванического синдрома и связанных с ним изменений в полости рта.

Штампованно-паяные мостовидные конструкции представляют собой отдельные элементы, соединенные между собой с помощью припоя. В современной стоматологии они практически перестали использоваться, поскольку не обладают необходимой прочностью и состоят из разнородных металлов, что способствует появлению гальванического тока и изменений в тканях, окружающих паяный протез.

Пластмассовые

Мостовидные протезы, выполненные из пластмассы, обладают хорошими эстетическими свойствами, но они недостаточно прочны и быстро теряют свой внешний вид. Поэтому они используются как временные конструкции, устанавливаемые на период изготовления постоянного моста, либо же их устанавливают для замещения дефекта передних зубов, которые несут минимальную жевательную нагрузку.

Керамические

Керамика обладает превосходными эстетическими свойствами и прочностью, не вызывает аллергических реакций у человека. Хотя такие мостовидные протезы уступают в надежности металлическим конструкциям, они с успехом могут использоваться для восстановления зубного ряда как в видимой зоне, так и для протезирования жевательной группы.

Мостовидные протезы из металлокерамики

Протезы из металлокерамики обладают большим количеством достоинств: они прочны, долговечны, очень эстетичны, не вызывают реакций со стороны организма. С их помощью возможно максимальное восстановление жевательной функции. Поэтому металлокерамика является самым популярным вариантом для протезирования.


На фото: мостовидный протез из металлокерамики

Металлопластмассовые мостовидные протезы не имеют широкого распространения, поскольку пластмасса уступает по своим свойствам керамическим материалам. Но существуют случаи, когда отдается предпочтение именно подобным конструкциям. Например, при протезировании на имплантатах , когда существует необходимость в использовании облегченных коронок или мостов.

Касательные и промывные

Различное положение промежуточной части мостовидного протеза в передней и задней зоне обусловлено требованиями эстетичности и облегчения гигиены. В видимой части зубного ряда мост должен соприкасаться со слизистыми оболочками альвеолярного отростка — касательный протез. В боковой части между десной и протезом должен оставаться промежуток, облегчающий гигиенический уход за полостью рта — промывной мост. Промывное пространство должно иметь размеры, достаточные для прохождения медицинского зонда, что предотвращает скапливание остатков пищи, появление неприятного запаха изо рта и воспаление слизистых оболочек.

Консольные

Такой тип зубного моста применяется при протезировании исключительно передних зубов и имеет одну единственную опору. Использование консольных протезов в жевательной зоне противопоказано из-за того, что чрезмерное жевательное давление, передаваемое на ткани пародонта, приводит к его разрушению и повреждению и расшатыванию здоровых опорных зубов.

Адгезивные

Адгезивные мостовидные протезы представляют собой отдельную группу конструкций, которые изготовляются из современных пломбировочных материалов непосредственно в полости рта пациента. Опорой для таких протезов служит стекловолокно, натянутое между двумя опорными зубами. При этом требуется минимальное препарирование зубных тканей. Но такие конструкции не обладают достаточной прочностью и могут служить как временное замещение зубного дефекта.

На замковых креплениях

Такие протезы появились совсем недавно и представляют собой промежуточную часть, закрепляющуюся на опоре при помощи высокоточных замочков. При этом опорную функцию могут выполнять здоровые соседние зубы, искусственные коронки, имплантаты или штифты . Протезы легко устанавливаются на свое место и так же легко снимаются с опоры.

Изготовление

Несмотря на сходство конструкций, различные виды мостовидных протезов имеют свои отличительные особенности в технике изготовления.

Этапы изготовления цельнолитого протеза

  1. После препарирования зубов производится предварительный оттиск для того, чтобы приготовить временные пластмассовые коронки и модель для изготовления постоянной конструкции.
  2. В зуботехнической лаборатории оттиски заполняется гипсом высокой прочности, формируется точная копия зубных рядов пациента — стилеты.
  3. Затем на стилеты насаживаются восковые шарики, из которых формируют модель коронок для опорных зубов.
  4. Композиция подгоняется под опорные зубы на примерке у ортодонта. Врач и пациент проверяют изготовленный протез, определяются с окончательными коррективами.
  5. Если пациента все устраивает, то по восковой модели мостовидного протеза отливается конструкция из металлического сплава.

Этапы изготовления паяного протеза

  1. Снимаются оттиски с препарируемых опорных зубов адаптированными массами.
  2. По полученным слепкам отливается гипсовая модель.
  3. Проверив центральное соотношение, изготавливаются опорные металлические коронки.
  4. Между коронками с помощью воскового валика моделируется промежуточная часть протеза, состоящая из отдельных элементов.
  5. Модель проходит через обработку: формируются жевательные бугорки и другие особенности зубов пациента.
  6. Примерка восковой модели с внесением корректировок.
  7. Затем происходит отлитие композиции из металла, соединение всех частей с помощью припоя.
  8. Перед установкой проводится окончательная шлифовка, полировка, отделка готового протеза.

Этапы изготовления металлокерамического протеза

  1. Препарирование зубов под металлокерамику с последующим снятием слепка.
  2. Изготовление каркаса из металла, который делают как цельнолитую конструкцию.
  3. Когда изготовлен металлический каркас, на него наносят керамические массы, в точности соответствующие анатомической структуре зуба и оттенку его эмали.
  4. Примерка, включающая шлифовку, обработку модели и устранение мелких неточностей.

Этапы изготовления адгезивного протеза

  1. Каждый опорный зуб препарируется бормашиной, образуется площадка на его жевательной поверхности.
  2. Два зуба соединяются стекловолокном, которое образует каркас конструкции.
  3. На основе этого каркаса создается зуб из прочного пломбировочного материала, подобранного под цвет натуральной эмали.
  4. Адаптация модели под прикус пациента.

Показания и противопоказания

Показания:

  • при дефектах зубного ряда любого происхождения (травма , разрушение зубов кариесом);
  • при наличии эстетических дефектов зубов, которые нельзя устранить любыми другими способами;
  • в случае необходимости замены отслуживших свой срок старых конструкций.

Противопоказания:

  • аномалии прикуса любой сложности.
  • активные формы пародонтита .
  • патологическая истираемость опорных зубов.

Как ставится и снимается

Установка мостового протеза проходит в несколько этапов:

  1. Оценка клинической ситуации с выбором варианта протеза.
  2. Подготовка к протезированию, которая включает лечение всех заболеваний в ротовой полости, которые могут помешать поставить мост, а так же препарирование опорных зубов . Если планируется установка мостовидного протеза на имплант, то на данном этапе проводят имплантацию.
  3. После того, как в зуботехнической лаборатории изготовлен протез, проводится его примерка с выявлением всех возможных неточностей и устранением дефектов.
  4. Если зубной мост соответствует всех требованиям стоматолога и пациента, проводится его окончательная фиксация в полости рта при помощи быстрозастывающего цемента (при опоре с помощью коронок), переходника-абатмента (при протезировании на имплантах) или замков (при использовании протеза на замковых креплениях).

Снятие мостовидного протеза в некоторых случаях представляет собой достаточно серьезную процедуру. Легче всего снять разборные конструкции с замочками, поскольку такие крепления являются многоразовыми и позволяют без проблем вставить протез на место после ремонта или очистки. Не представляет особой сложности и удаление моста, фиксированного на имплантах, так как вживленные искусственные корни рассчитаны на пожизненное использование и имеют винтовые системы для коронок.

Мосты на коронках , закрепленных цементом, снимают более сложно, особенно когда стоит задача сохранить конструкцию целой и пригодной к повторной установке. На сегодняшний день в таких случаях используются ультразвуковые или пневматические установки, вызывающие крошение адгезивных материалов и отхождение коронки от основания. После этого протез аккуратно подтягивают при помощи специальных крючков и щипцов.

Ошибки и осложнения

При установке мостовых конструкций возможны следующие ошибки:

  1. Неправильно подобранный тип протеза. В некоторых случаях пациенты игнорируют рекомендации доктора и настаивают на установке конструкции, неподходящей для него. Это может спровоцировать развитие таких осложнений как воспаление слизистых оболочек, атрофия и изменения пародонта, расшатывание и выпадение опорных зубов.
  2. Некачественное препарирование зубов, которое может вызывать патологические процессы в зубной пульпе . Поэтому в случае, если болит зуб под мостом, необходимо срочно посетить стоматолога для снятия протеза и оценки способности культи и дальше выполнять опорную функцию.
  3. Неточное изготовление моста в зуботехнической лаборатории ведет к тому, что зубы не смогут правильно смыкаться. Это вызывает такие осложнения как неполноценное жевание и преждевременное истирание эмали на зубах-антагонистах.
  4. При наличии во рту других металлических конструкций, использование протезов из металла может вызывать появление гальванических токов. В таком случае пациента будут беспокоить неприятный привкус у слюны, потемнение зубных тканей, общее недомогание. Единственный способ профилактики подобного осложнения — протезирование с помощью одного и того же металла.
  5. Если пациенту не проведена аллергическая проба перед установкой протеза, то у него возможно развитие реакций гиперчувствительности на некоторые составляющие части моста. Поэтому перед протезированием в обязательном порядке должны быть проведены тесты на наличие аллергии на металлы или другие материалы, использующиеся для изготовления мостовых конструкций.

Уход

Правильная гигиена полости рта продлевает срок службы протеза и служит профилактикой развития некоторых осложнений.

Главное условие ухода — регулярно чистить протез как с помощью зубной щетки и пасты, так и с применением зубных нитей и ершиков. Особое внимание следует уделять местам соприкосновения моста с мягкими тканями и деснами, а также области смыкания его с естественными зубами.

Ответы на частые вопросы

Наиболее часто в кабинете у стоматолога можно услышать следующие вопросы о зубных мостах:

Какой срок службы?

Для каждого вида протезов срок эксплуатации различный. В среднем он составляет 5-10 лет. В некоторых случаях он может продлеваться и до 15 лет и более.

Какие зубные мосты лучше?

Однозначного ответа на данный вопрос нет, поскольку для каждой клинической ситуации необходимо подбирать протез индивидуально. Поэтому если пациенту идеально подходит один протез, то это не значит, что он будет лучшим для и другого человека.

Что выбрать: зубной мост или имплант?

Протезирование на имплантах не имеет недостатков, свойственных мостовидным конструкциям (необходимость в обточке, неравномерное распределение давления, относительно небольшой срок службы). Однако процесс имплантации занимает большой промежуток времени и достаточно дорогостоящий. Поэтому этот вопрос можно ли отдать предпочтение мосту или импланту решается в каждом случае индивидуально.

Современная стоматология не испытывает дефицита в методиках протезирования.

Одним из способов восстановления зубного ряда является установка мостовидных протезов.

Они отлично справляются с функциональностью жевательных моляров и обходятся дешевле в сравнении со стоимостью других способов протезирования.

Мостовидный протез - это цельная несъемная конструкция, состоящая из коронок, которые крепятся на опорные здоровые зубы и устраняют дефект, состоящий из одного или нескольких резцов, моляров.

С его помощью можно восстановить до 4 подряд идущих единиц, при этом чувствительность зубов не нарушается.

Также конструкции отличаются незначительной длительностью адаптации. Пациенты отмечают, что чувство дискомфорта после установки моста исчезает в течение суток.

Различия по креплению


Мостовидные протезы имеют несколько видов крепления в ротовой полости. Классическим вариантом их установки является применение зубов, между которыми расположен дефект.

Специалисты предварительно обтачивают опоры под протез, после чего они покрываются искусственными коронками.

Обойтись без укорочения здоровых зубов можно при помощи замковых креплений, часть которых устанавливается в пришеечную боковую поверхность здоровых коронок, а часть - в мостовидную конструкцию.

Восстановить дефекты передней части челюстей можно при помощи адгезивных мостов. Их отличие заключается в том, что они устанавливаются за счет специальных шин или пластин, которые дают возможность не нарушать структуру здоровых зубов.

При отсутствии нескольких зубов рационально прибегать к имплантации. Металлические искусственные корни отлично справляются с ролью опор и способны заменить жевательные моляры.

Рассмотрим самые популярные конструкции, их преимущества и недостатки.

По материалу изготовления

Мостовидные протезы классифицируют и по материалу, из которого они изготовляются.

Металлические


Металлические конструкции изготавливаются не только из чистых металлов, но и их сплавов. Как правило, мостовидный протез выполняется из кобальт-хрома, золота или никеля. Соединения между искусственными коронками могут быть цельнолитыми или штамповано-паяными.

Металлические конструкции пользуются популярностью за счет надежности, точного исполнения форм утраченных зубов, длительностью эксплуатации (5-10 лет) и низкой стоимостью. Кроме того, они способны устранить даже самые сложные дефекты, когда отсутствие зубов на протяжении длительного времени ведет к атрофии челюсти.

Однако присутствие во рту чистого металла или сплава способно вызывать неприятный привкус во рту, особенно в процессе пережевывания пищи. К недостаткам конструкции можно и отнести низкую эстетичность.

Стоимость одной коронки кобальт-хромового мостовидного протеза составляет в среднем 3500 рублей.

Однако применение ценного металла для изготовления конструкции значительно повышает цену на восстановление зубного ряда. Золотой мост на 3 коронки может составить – 45000 рублей.

Металлокерамические

Значительно превосходят металлические конструкции металлокерамические мостовидные протезы. Ведь помимо надежности и длительного срока эксплуатации (до 7 лет), искусственные зубы обладают высоким уровнем эстетичности.

Все дело в том, что на металлический каркас наносится слой керамики, цвет которой можно подобрать идентично естественным зубам. По этой причине металлокерамические зубы не выделяются в ротовой полости.

При их установке в качестве опоры могут быть как соседние к дефекту коронки, так и импланты.

Керамические мостовидные протезы не справляются с парафункцией жевательных мышц – самопроизвольными движениями нижней челюсти или сжатием зубов, и не применяются в случаях с дефектом, затрагивающим более 3 коронок.

Кроме того, установить конструкцию не представляется возможным при низкой высоте естественных зубов.

Стоимость эстетических мостов во многом зависит от производителя и состава металлического каркаса, поэтому цена на протезирование колеблется в пределах 10 - 17 тысяч рублей за коронку.

Керамические на основе оксида циркония

По эстетичности керамические мосты на основе оксида циркония гораздо превосходят металлокерамические аналоги. Иногда металл заменяют оксидом алюминия, который обходится много дешевле.

Керамические протезы отличаются высокими показателями качества эксплуатации и гипоаллергенностью. Поэтому мосты, изготовленные из перечисленных материалов способны восстановить функциональность 4 и более идущих подряд зубов.

При этом, они прослужат длительный срок, не доставляя обладателю никаких проблем. Специалисты сулят таким мостовидным конструкциям не менее 15 лет эксплуатации.

Не удивительно, что и стоимость протезирования данным видом искусственных зубов самая высокая.

Цена на одну коронку составляет не менее 10 тысяч рублей. Соответственно стоимость моста, состоящего из трех зубов, обойдется пациенту минимум в 30 тысяч рублей.

Пластмассовые

Несмотря на высокий уровень эстетичности, пластмассовые мостовидные изделия не являются надежными конструкциями. Искусственные зубы данного вида выполнены из пластика на основе акрила.

Обладатели пластмассовых протезов отмечают отсутствие аллергической реакции на материал и выраженность дискомфорта после установки.

Тем не менее, данный вид мостовидных конструкций имеет наиболее короткий срок эксплуатации – от 1 года до 3 лет. По этой причине их зачастую применяют в качестве временных протезов.

Они не справляются с чрезмерной нагрузкой и способны к разрушению, особенно при пережевывании твердой пищи. Кроме того, протезы склонны к стираемости.

Стоимость одной пластмассовой коронки в цельной конструкции колеблется в пределах 3 - 4 тысяч рублей.

Металлопластмассовые

В отличие от предыдущего вида конструкции, металлопластмассовые мостовидные изделия обладают прочными качествами. Поэтому их применяют при протезировании на постоянной основе.

Металлический каркас при правильном и бережном уходе продлевает срок эксплуатации конструкции до 5 лет. Однако, она все же уступает по своей функциональности и свойствам металлокерамическим и керамическим протезам.

Среди существенных недостатков особое значение имеет изменение цвета искусственных коронок под воздействием щелочной среды слюны, что существенно снижает эстетическую ценность конструкции.

Стоимость за единицу, составляющую несъемный протез, колеблется в пределах 5 - 7 тысяч рублей, что вызывает интерес у значительной численности пациентов стоматологических клиник .

В видео смотрите о типах зубных мостов и необходимости их установки.

По способу изготовления

Инновационные технологии позволяют изготовить мостовидный протез по заданным параметрам и характеристикам, который будет обладать определенными преимуществами и недостатками.
Цельнолитой

Конструкция изготавливается методом непрерывного литья в гипсовую форму, которая изготавливается из воскового оттиска.

Методика изготовления обеспечивает мостовидному протезу прочностные свойства, однако, требует некоторых мер относительно точности при его подгонке, в частности, шлифовки и полировки.

Штампованный

Сегодня штамповый метод изготовления применяют гораздо реже, нежели несколько лет назад. Это связано с тем, что спаянные между собой искусственные коронки значительно уступают по прочности цельнолитым конструкциям.

Кроме того, объединение нескольких металлов в одном протезе создает чувство дискомфорта его обладателю.

Адгезивный

Конструкцию адгезивного протеза формируют непосредственно в ротовой полости в стоматологическом кресле. При этом для изготовления используются композитные материалы.

Главное преимущество адгезивного моста заключается в минимальной обточке опорных зубов.

За счет наличия в протезе дуг из стекловолокна, которые служат крепежной системой конструкции, отверстия в опорных коронках просверливаются со стороны боковых поверхностей, что для визуального обозрения совершенно не заметно.

Принцип установки протеза заключатся в установке планки между опорными зубами из стекловолокна и наращивании на ней искусственного зуба.

Единственный недостаток конструкции этого вида – возможность восстановления дефекта лишь в одну единицу.

CBW

Система Crownless Bridge Work (CBW) является еще одним вариантом установки протеза без обточки опорных зубов. В соседних к дефекту коронках высверливаются незначительные отверстия, длиною до 2 мм, в которых впоследствии устанавливаются части замковой крепежной системы.

Только после этого снимаются слепки для изготовления искусственной коронки, в которой располагаются части замковой системы.

Недостаток системы заключается в низком уровне надежности конструкции, поэтому ею не восстанавливают жевательные зубы. Кроме того, по данной методике протезирования можно устранить дефект, состоящий не более чем из двух коронок.

По способу размещения на слизистой

Помимо способов крепления в ротовой полости, мостовидные протезы отличаются и методами соединения со слизистой оболочкой десенной линии.

Промывная система

Данный вид установки конструкции мостовидного протеза подразумевает наличие пространства между системой и слизистой оболочкой, в результате чего остатки пищи могут легко перемещаться под искусственными коронками, замещающими дефект.

В результате уход ротовой полости без специальных приспособлений значительно усложняется. Тем не менее, профессиональная чистка способна устранить недостаток.

Касательная система

Соприкасание слизистой оболочки и шейки искусственной коронки играет важную роль при восстановлении передних зубов с целью сохранения эстетического вида.

Однако стоит отметить, что при установке протеза линией касания является всего лишь одна вестибулярная (внешняя) сторона коронки.

Седловидная система

Данный вид соединения обладает отличными эстетическими свойствами и плотностью сочетания коронки со слизистой, но одновременно затрудняет уход за протезом.

Как правило, седловидная система применяется совместно с касательной для восстановления передних зубов.

В видео смотрите более подробно о том, что собой представляют мостовидные конструкции.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • какие бывают мостовидные зубные протезы,
  • подводные камни при выборе,
  • сколько стоит поставить мост на зубы – цена 2019.

Мостовидные протезы (мосты) – это несъемные конструкции, которые применяются для восстановления отсутствующих зубов. Каждый мостовидный протез состоит определенного числа искусственных коронок, соединенных в единое целое. Фиксируются такие протезы либо на соседних с отсутствующим зубах, либо на имплантах (рис.1-3).

Если в качестве опор мостовидного протеза планируется использовать зубы по обоим сторонам от дефекта зубного ряда – они должны быть достаточно надежны, чтобы выдерживать повышенную жевательную нагрузку. Мосты с фиксацией на опорных зубах применяются только при дефектах зубных рядов протяженностью не более 1-2х зубов подряд.

Как ставят мост на зубы: схема и фото

Зубной мост с фиксацией на опорных зубах нельзя применить: 1) когда у вас отсутствует сразу три и более зубов подряд, 2) когда нужно восстановить концевой дефект зубного ряда (в этом случае просто нет опорных зубов с одной стороны). В этих двух случаях показано изготовление уже либо съемного протеза, либо мостовидного протеза с опорой на имплантах.

Как ставят мост на зубы –

Установка моста на зубы проводится следующим образом… Зубы, расположенные по сторонам от отсутствующего, будут выступать в качестве опорных для мостовидного протеза. Если нет всего 1 зуба, то под коронки берется по одному зубу с каждой стороны. Если же отсутствует 2 зуба подряд, то под опоры моста берется в общей сложности уже 3 зуба (один – с одной стороны от дефекта зубного ряда, и два – с другой).

Протезирование мостовидными протезами требует обтачивания опорных зубов под коронки. Толщина препарирования отличается для разных типов коронок. Под металлокерамику зубы обтачиваются с жевательной поверхности – на 2,0-2,5 мм, с боковых поверхностей – по 1,5 мм (рис.4). Под коронки из безметалловой керамики – на 1,5 и 1,0 мм, соответственно (рис.5). Причем, чем больше тканей зуба сохраняется под искусственной коронкой – тем больше будет срок ее службы.

Схемы препарирования зубов под коронки –

Причем, обратите внимание, что в придесневой зоне коронка зуба обтачивается таким образом, чтобы по всему периметру культи зуба сформировался уступ (рис.6). От качества формирования уступа будет во многом зависеть срок службы коронки, т.к. плохое/неточное прилегание коронки вокруг шейки зуба приведет к постепенному попаданию бактерий под коронку и началу гниения там тканей зуба. И такое случается очень часто.

Подготовка опорных зубов к протезированию –

Во многих случаях зубы под искусственные коронки подлежат (удалению нерва). Это связано с тем, что в глубине зуба находится сосудисто-нервный пучок, и поэтому чем больше толщина препарирования зуба под коронку – тем выше риск травмы нерва. Соответственно, под металлокерамику удается оставлять живыми в основном только большие коренные зубы, т.к. у них больше толщина твердых тканей вокруг нерва. Под керамические коронки практически все зубы можно оставить живыми.

Оставлять зубы живыми очень важно, т.к. после удаления сосудисто-нервного пучка зуб прекращает получать влагу и питание изнутри, что приводит к увеличению хрупкости твердых тканей зуба и снижает срок его службы. Стоимость удаления нервов и пломбирования корневых каналов будет зависеть от количества корневых каналов в опорных зубах, и в среднем составит (за 1 зуб) –

  • зуб с 1 корневым каналом – 2500 рублей,
  • зуб с 2 каналами – 3800 рублей,
  • зуб с 3 каналами – 5000 рублей.

Мост на зубы: фото до и после

Важно : если соседние зубы от отсутствующего не имеют пломб, являются живыми, то протезирование мостовидным протезом с препарированием этих зубов под коронки – на самом деле очень плохая идея. Если зубы живые и/или имеют только маленькие пломбы – лучше всего сделать имплантацию 1 зуба ( эконом-класса порой обходится дешевле стоимости моста их 3-х единиц из керамики или хорошей металлокерамики).

Зубной мост стоит делать только в том случае, если соседние зубы от отсутствующего – имеют большие пломбы (занимающие по объему более 1/2 коронки зуба), или если из них удалены нервы. Помните, что срок службы коронок составляет всего около 8-12 лет, и что будет с опорными зубами по истечении этого времени, и можно ли на них будет снова протезировать – это как повезет. И в отличии от коронок собственные живые зубы смогут прослужить вам намного дольше.

Зубные мосты: какие лучше

Если речь идет о протезировании передних зубов, то многие пациенты часто оказываются недовольны изготовленными им мостовидными протезами. Как мы уже сказали выше – сделать искусственные коронки похожими по цвету и прозрачности на соседние зубы очень сложно и, конечно, хорошей эстетики на сегодняшний день можно достичь только применением безметалловой керамики – диоксида циркония или стеклокерамики E.max.

Кроме того, существует несколько факторов, которые сильно усложняют работу врача. Например, если у пациента высокий уровень прозрачности зубной эмали, или если у пациента происходит обнажение десны при улыбке. В этих случаях применение более доступной по цене металлокерамики уже однозначно не позволяет добиться хорошей эстетики. Но, если требуются коронки мосты на задние зубы (жевательные 6-7-8), которые не видно при улыбке – функциональность становится важнее эстетики.

Ниже мы сравним следующие типы мостовидных протезов –

  • мосты из безметалловой керамики (диоксида циркония, E.max),
  • металлокерамические мосты,
  • цельнолитые мостовидные протезы,
  • адгезивный мостовидный протез.

1. Мосты на зубы из диоксида циркония –


Однако, в последние годы появились более дорогие и современные полупрозрачные и/или предокрашенные блоки диоксида циркония, например, Prettau ® Anterior (Германия) или Katana ® UTML (Япония), которые позволяют сделать циркониевые мосты и коронки максимально похожими на натуральные зубы. Такие блоки диоксида циркония обходятся дороже, и поэтому если вы хотите получить красивый циркониевый мост на передние зубы – вам придется попотеть, выясняя в разных клиниках – диоксид циркония какого производителя они используют.

  • Часто возникают сколы керамики
    диоксид циркония имеет прочность металла (от 900 МПа), однако слой фарфоровой массы на поверхности циркониевого каркаса имеет прочность только в 80-120 МПа. Именно поэтому существует угроза сколов керамики. По статистике сколы происходят у 10% пациентов за 6 лет с момента изготовления циркониевых коронок/мостов. Сколы ремонтопригодны, однако надежность такого ремонта оставляет желать лучшего.

    Выходом из этой ситуации является технология изготовления мостов из цельного диоксида циркония (без поверхностного слоя фарфоровой массы). В этом случае сколы будут полностью исключены, но несколько пострадает эстетика мостовидного протеза. Таким образом, выбирая мост из монолитного циркония или состоящий из циркониевого каркаса и фарфора – вам придется снова сделать выбор между прочностью и эстетикой.

Выводы : безусловно мосты из диоксида циркония больше похожи на собственные зубы, если сравнивать их с металлокерамикой. Однако, даже если используются блоки полупрозрачного диоксида циркония – их эстетика все равно будет немного уступать эстетике мостов из керамики E.max. Однако с другой стороны, для применения E.max существуют ограничения: например, из этого материала можно делать мосты только до 3-х единиц включительно и только на передних зубах (дальний опорный зуб должен быть не дальше пятых зубов).

Поэтому, если вам нужен мост длинной из 4-х и более единиц или мост на жевательные зубы, то тут подойдет только диоксид циркония или металлокерамика. Стоимость циркониевого мостовидного протеза на 2019 год составит – от 17 000 рублей за 1 единицу. Таким образом, мост из 3-х единиц будет стоить – от 51 000 рублей .

2. Зубной мост из керамики E.max –

Если вы планируете протезирование передних зубов, то зубной мост из – это лучший вариант в плане эстетики (даже по сравнению с мостами из диоксида циркония). E.max относят к стеклокерамике, т.к. этот материал на 70% состоит из кристаллов дисиликата лития. Благодаря тому, что стеклянная матрица E.max максимально похожа по структуре и прозрачности на натуральную эмаль зубов – коронки, виниры и мосты из этого материала получается делать совершенно незаметными на фоне соседних зубов.

Клинический случай №1 – фото до и после

Клинический случай №2 – фото до и после

Стеклокерамика E.max является практически единственным материалом, позволяющим добиться хорошей эстетики у пациентов с высоким уровнем прозрачности зубной эмали (если коэффициент прозрачности низкий, то хорошая эстетика может быть достигнута и диоксидом циркония). Под коронки E.max требуется меньшая степень обточки опорных зубов, что позволяет увеличить срок их службы. И кроме того, использование этого материала практически исключает возникновение сколов керамики.

Важные моменты
керамика E.max выпускается в нескольких вариантах, но для изготовления мостовидных протезов лучше всего использовать «IPS E.max PRESS». Изготовление мостов из этого материала происходит методом прессования в условиях очень высокой температуры и давления, благодаря чему готовая конструкция получается очень прочной (около 400 МПа). Тем не менее для мостов из E.max существует несколько ограничений…

Во-первых – из E.max можно делать мосты длинной не более 3-х единиц, т.е. ими можно восстановить только одиночно отсутствующий зуб. Во-вторых – их запас прочности достаточен для восстановления преимущественно только передней группы зубов (дальний опорный зуб должен быть не далее пятых зубов включительно). Поэтому, если вам нужно восстановить жевательную группу зубов, то тут априори выбор падает на мосты из диоксида циркония или металлокерамику.

Выводы : мост из стеклокерамики E.max будет лучшим вариантом, если вам требуется мост из 3-х единиц в области передних зубов, если у вас самые высокие требования к эстетике, а также вы обладаете достаточным бюджетом. Стоимость мостовидного протеза составит на 2019 год – от 44 000 до 65 000 рублей .

3. Металлокерамические мостовидные протезы –

Металлокерамика имеет внутри литой металлический каркас (рис.21), облицованный снаружи фарфоровой массой. Т.к. металл (в отличие от керамики) полностью непрозрачен – для его маскировки может использоваться только непрозрачный фарфор. Последнее ведет к тому, что у металлокерамических мостов и коронок будет отсутствовать полупрозрачность натуральной зубной эмали, и их эстетика будет не такой хорошей как у безметалловой керамики.

Клинический случай протезирования металлокерамикой –

Стоимость 1 единицы металлокерамики варьируется от 4500 до 16 000 рублей. С чем же связана такая разница? Дело в том, что металлокерамика может быть как «стандартной», так и «повышенной эстетичности». Стандартная металлокерамика стоимостью 5000-7000 рублей за 1 единицу изготавливается из недорогих материалов, и у нее будет сразу несколько недостатков (и тут речь идет не только о качестве используемой керамической массы, но и о технологии изготовления).

Дело в том, что у стандартной металлокерамики нижний край металлического каркаса (который расположен чуть ниже уровня десны) – не изолирован керамикой, и поэтому он будет всегда контактировать с десной. Во-первых – это приводит к постепенному развитию синюшности десны, а во-вторых – к постепенному опусканию уровня десны и обнажению темного металлического края металлокерамических коронок мостовидного протеза (рис.24-25). Поэтому, если вы собираетесь делать мост на жевательные зубы – все это может быть и не важным, но в области передних зубов эти проблемы будут критичными.

Металлокерамика повышенной эстетичности
это понятие может включать, например, только использование более дорогой керамической массы, которая позволит сделать коронки более эстетичными. Но от появления синюшности и рецессии десны хорошая керамическая масса вас все-равно не избавит. Для последнего существуют металлокерамические мосты/коронки с так называемой «плечевой массой» – у них нижний край металлического каркаса дополнительно изолируется керамической массой (рис.27).

Плюсом цельнолитых мостов является то, что опорные зубы обтачиваются под коронки в несколько меньшей степени, чем под металлокерамику. Безусловно это гарантирует большую сохранность твердых тканей зуба под коронкой, а также более длительный срок службы. В некоторых случаях по желанию пациента на 1 или все коронки можно сделать накладки из пластмассы с лицевой стороны коронок. Это безусловно улучшит эстетику, но не очень надежно, и кроме того пластмасса постепенно будет терять свои эстетические качества.

5. Комбинированные мостовидные протезы –

Т.к. и металлокерамика, и цельнолитые мосты делаются на литом металлическом каркасе – в одном мостовидном протезе можно скомбинировать разные типы коронок. Например, вам нужно сделать мост из 3-х единиц с опорой на 5-7 зубы (рис.29). В этом случае ближние 1-2 коронки, попадающие в линию улыбки, можно сделать с облицовкой керамикой (т.е. металлокерамическими), а дальние коронки, которые не попадают в линию улыбки – сделать цельнолитыми.

Это несколько удешевит стоимость зубного моста, плюс под цельнолитые коронки зубы обтачиваются в несколько меньшей степени, соответственно, под коронкой сохранится больше собственных тканей зуба. Если вас не смущает, что при широком открывании рта возможно будет виден металл – это вполне достойный вариант протезирования.

6. Адгезивный мостовидный протез –

Адгезивный мостовидный протез является временной конструкцией со сроком службы 1-2 года. Он изготавливается из стекловолоконной ленты, которая протягивается от одного опорного зуба к другому и служит в качестве ребра жесткости конструкции, и обычного светополимерного пломбировочного материала (рис.31-34). Такие конструкции отличает низкая надежность, но при этом они могут быть достаточно эстетичны (правда их эстетика сохраняется так же недолго).

Этапы изготовления адгезивного протеза –


Мостовидное протезирование не теряет своей популярности с момента изобретения данного вида восстановления зубов. Несмотря на засилье высоких стоматологических технологий, люди все так же часто обращаются к ортопеду по поводу изготовления и установки зубных мостов.

Вначале разберемся с тем, что это такое: зубной мост – это конструкция, состоящая из одной или нескольких зубных коронок, соединенных между собой, к которым по бокам прикреплено еще одной «полой» коронке для фиксации на опорный зуб. То есть если у пациента отсутствует два подряд идущих зуба, то мост будет состоять из четырех коронок – две средние для восстановления зубов, две боковые – для крепления.

Мост на зуб используется в случаях, когда идет речь об одном или нескольких подряд идущих включенных дефектах. Если дефект концевой, то поставить мост на зубы не получится и придется искать альтернативные методы протезирования или имплантировать имплант. Важно: если не хватает, например, нижней «семерки», то, мостовидное протезирование может быть преведено с участием зубов мудрости.

Какие бывают мосты на зубы?

Мосты на зубы, различаются по материалу, из которого изготовлены входящие в его состав коронки.

  • Металлические с напылением. Бюджетный вариант, достаточно прочный, чтобы обеспечивать жевательную функцию на протяжении до 10 лет.
  • Металлопластмассовые. Недорогой и не очень прочный вариант, чаще используется в качестве временного решения. Незаменим в процессе имплантации зубов, когда на протяжении периода остеоинтеграции имплантат нежелательно покрывать тяжелой коронкой.
  • Металлокерамические на кобальт-хроме. Достойный вариант для мостовидного протеза жевательной группы. Во фронтальной части эстетику улыбки может портить синюшность у основания десны, при просвечивании «неблагородного» металла.
  • Металлокерамические на золоте. Данная конструкция лишена недостатков предыдущей, а также подходит для пациентов с аллергией на металл.
  • Диоксидо-циркониевые. Самый прогрессивный вариант коронок для мостов, создается практически без участия человека, подходит в равной степени для зоны улыбки и жевательной группы.

Как ставят мосты?

  • Обследуют ротовую полость, определяют качество опорных зубов.
  • Опорные зубы препарируются.
  • Снимается слепок или проводится цифровое сканирование.
  • Создается мостовидный протез.
  • Мост крепится на зубы с помощью специального клея.

Выбирая мостовидное протезирование, обратите внимание на отзывы пациентов, которые описывают их плюсы и минусы, а также просмотрите реальные фото мостов из различных материалов.

Протезирование зубов – процедура, пользующаяся большой популярностью, поэтому стоматологические клиники предоставляют пациентам множество вариантов ее проведения.

Среди разнообразия приспособлений, используемых для реконструкции одного или нескольких разрушенных зубов, выделяются мостовидные конструкции – несъемные протезы, при помощи которых можно восстановить как эстетичный вид зубочелюстного ряда, так и его жевательную функцию.

В зависимости от состояния моляров и месторасположения отсутствующих зубов стоматолог подберет подходящий по материалу, креплению и способу изготовления мост, который прослужит пользователю много лет.

Зубной мостовидный протез представляет собой несъемную ортопедическую конструкцию, состоящую из нескольких последовательно соединенных между собой коронок.

Один или несколько элементов протеза, расположенных в центре, предназначен для замещения утраченных зубов, в то время как боковые коронки выполняют функцию фиксации. Эти составные части конструкции являются полыми внутри, поскольку предполагают крепление на обточенных особым образом собственных зубах или имплантах.

Длина моста зависит от количества отсутствующих элементов челюстного ряда и подбирается индивидуально в каждом случае.

Разновидности по креплению

Существует несколько вариантов фиксации мостовидной конструкции в ротовой полости в зависимости от количества отсутствующих элементов зубного ряда:


Разновидности по материалу изготовления

Мостовидные протезы могут различаться в зависимости от материала изготовления. Каждый из них имеет особенности и преимущества, поэтому используется в определенной ситуации.

Металлические

Металлические мостовидные конструкции чаще всего выполнены из никель-хромового или кобальтохромового сплавов. Они достаточно надежны в эксплуатации, не вызывают аллергии и способны выдерживать высокую жевательную нагрузку. В то же время такие протезы обладают серьезными недостатками:

  • из-за большого веса собственный зуб может постепенно разрушаться под искусственной коронкой;
  • при установке металлической конструкции в зоне улыбки ухудшается эстетика ротовой полости;
  • в процессе приема пищи может возникать металлический привкус.

Пациенты нередко отдают предпочтение металлическим мостам ввиду их невысокой стоимости. Конструкция, состоящая из трех коронок, обойдется в 10-11 тысяч рублей. Изделие из драгоценных металлов, например золота, стоит дороже – цена одной коронки составит около 13 тысяч рублей.

Металлокерамические

Самый распространенный в стоматологии вариант. Они выполнены из сплава металлов и покрыты керамическим составом.

Такие изделия обладают высокой прочностью и надежностью, поэтому могут применяться при отсутствии большого количества зубов в челюстном ряду. Устанавливаться конструкция может как на собственные обточенные зубы, так и на импланты.

Основное преимущество металлокерамических мостов – эстетичный внешний вид. Благодаря керамическому напылению эти изделия практически не отличаются от эмали. В то же время металлический каркас просвечивается в области шейки зуба, поэтому при замене передних зубов стоит отдать предпочтение другим вариантам.

Стоимость колеблется от 12 тысяч рублей за изделие из 3 коронок до 45-50 тысяч, в зависимости от изготовителя и состава, используемого для напыления.

Керамические на основе оксида циркония

Оксид циркония – наиболее прочный и эстетичный материал, из которого изготавливают протезы. К преимуществам таких конструкций относят следующие моменты:

  • максимальное сходство с эмалью;
  • возможность замены более четырех идущих подряд коронок;
  • высокие эксплуатационные качества, позволяющие пользоваться конструкцией 10-15 лет.

Единственным недостатком протеза является его высокая стоимость. Цена одной коронки составляет 10-11 тысяч рублей, а стоимость моста будет стартовать от 30 тысяч.

Пластмассовые

Мостовидные конструкции из пластмассы обладают невысокими эксплуатационными качествами. За счет небольшой прочности, при установке таких протезов на место моляров спустя несколько лет их придется менять. Вследствие этого стоматологи рекомендуют устанавливать пластиковые конструкции в качестве временного варианта, пока ведется изготовление постоянного ортопедического изделия.

Не лишены мосты из пластмассы и достоинств. Этот материал полностью имитирует фактуру и цвет эмали, поэтому протезы практически неотличимы от собственных зубов.

Пластиковые конструкции гипоаллергенны, что позволяет использовать их пациентам с повышенной восприимчивостью к различному воздействию.

Пластмассовые мосты относятся к категории бюджетных протезов: изделие из трех коронок стоит 4-5 тысяч рублей.

Металлопластмассовые

Мосты из металлопластмассы являются более крепкими конструкциями, чем пластиковые изделия, благодаря стальной основе. Средняя длительность их эксплуатации составляет 5-6 лет.

К числу недостатков таких протезов относится их восприимчивость к красящим веществам . Под воздействием щелочного состава слюны со временем конструкция становится более пористой.

В пластмассовое покрытие проникают красящие частицы, имеющиеся в некоторых продуктах питания, и закрепляются в нем. В результате этого явления мост теряет изначальный белый цвет, приобретая сероватый или желтоватый оттенок.

Средняя стоимость металлопластмассовых протезов составляет 5-7 тысяч рублей.

Разновидности по способу изготовления

Помимо материала изготовления, прочность и длительность эксплуатации мостовидных протезов зависят от способа их производства.

Цельнолитой

Для изготовления цельнолитых протезов выполняется гипсовая модель челюсти человека, на основании которой впоследствии производится формочка из гипса. Далее при помощи этой формы методом прямого литья выполняется мостовидная конструкция из металла, керамики или иного материала.

Благодаря такой технологии производства мостовидный протез, выполненный единым блоком, обладает высокой прочностью и эксплуатационными качествами. Однако для плотного закрепления на челюсти требуется его подгонка, а также шлифовка и полировка. Стоимость самого протеза — около 9 тыс. руб.

Штампованный

Паяные или штампованные мосты изготавливаются из отдельных коронок, которые позже спаиваются в единую конструкцию.

Такой метод производства используется очень редко, поскольку обладает существенным недостатком – в процессе эксплуатации конструкция может расколоться при большой жевательной нагрузке. Помимо этого, комбинирование в протезе разных видов сплавов может вызывать у пациента дискомфорт и возникновение аллергической реакции. Стоимость моста — от 7 тыс. руб.

Адгезивный

Мостовидный протез адгезивного типа изготавливается из композитных материалов. В качестве опоры в этом случае используется стекловолоконная дуга, которая упирается обоими концами в специальные отверстия, просверленные в опорных зубах. На этапе установки моста происходит наращивание на дуге коронки из композитного материала.

Такой метод изготовления моста не отличается высокой надежностью и может использоваться только при необходимости восстановления одного разрушенного зуба.

Стоимость адгезивного мостовидного протеза колеблется в пределах 8-9 тысяч рублей .

Процесс установки адгезивного протеза

CBW

Преимуществом мостовидной системы, изготовленной по методу cbw, является отсутствие необходимости стачивать опорный зуб при ее установке . При помощи бормашины в боковых частях здоровых зубов, окружающих образовавшуюся полость, просверливаются небольшие каналы, в которые затем устанавливаются замки.

Вторая часть замка располагается на искусственной коронке. Во время установки протеза эти крепления фиксируются и покрываются композитным материалом для меньшей заметности.

Cbw-протезы часто используются при необходимости восстановления передних зубов. Для замены моляров такая конструкция не рекомендуется, поскольку в результате жевания создается большая нагрузка на опорные зубы, что приводит к их расшатыванию.

Средняя цена cbw-протеза достигает 35-40 тысяч рублей.

Разновидности по способу крепления на слизистую

Немаловажное значение имеет и закрепление моста на слизистой оболочке дёсенной ткани. В зависимости от способа фиксации выделяют три вида протезов.

Промывная система

Такой вид крепления мостовидного протеза предполагает наличие свободного пространства между конструкцией и слизистой оболочкой десны. Как правило, это часто приводит к проникновению в эту область мелких частичек пищи, избавиться от которых самостоятельно без специальных средств гигиены ротовой полости затруднительно.

При этом для профессиональной чистки зубов такой вариант является самым удобным.

Касательная система

Касательный метод установки моста чаще всего используют при восстановлении передних зубов. Он заключается в том, что внешняя сторона искусственной коронки соприкасается с десной, не оставляя между ними промежутка, что способствует достижению эстетичного вида челюстного ряда.

Седловидная система

При седловидном креплении применяется плотное соединение мостовидного протеза и дёсенной ткани. Это гарантирует эстетичный внешний вид, поэтому используется такая система в основном при восстановлении передних зубов. Из недостатков метода стоматологи отмечают сложность в осуществлении гигиенических процедур.

А о том, какие вообще бывают зубные протезы нам расскажут в следующем видео:

Похожие публикации