Философия в духовной культуре человека. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Неискушенный человек соотнесет слово «философия» прежде всего со словом «культура», тем самым интуитивно уловив связь этих явлений. Очевидно, что понятие «культура» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.

Культура является воплощением человеческих стремлений, переживаний и достижений, а также провалов и разочарований. Создавая новые культурные ценности и смыслы, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. С другой стороны, отдельная личность не может вырваться за пределы тех культурных норм, которые были созданы предшествующими поколениями, даже если не принимает их. Единственный для человека способ преодоления культурной предопределенности - это создание новых смыслов и ценностей. Именно поэтому наиболее адекватный способ культурного существования личности - творчество.

В культуре выделяют материальную и духовную сферы, которые различаются по способу воплощения результатов человеческих усилий. Материальная культура - вся сфера материальной деятельности человека (орудия и предметы труда, жилища, одежда, предметы обихода, техника и т.п.). Духовная культура - сфера сознания, познания, воспитания и просвещения. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.

В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные компоненты духовной культуры называют также формами общественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, и свой специфический способ функционирования.

Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходимо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований.

Фундамент культуры составляют:

- знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке; - ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, ее часто называют рефлексией над основаниями культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия, имея дело с постоянно меняющейся реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные, или смысложизненные, ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии, конечно же, обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания.

Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с универсумом простых фактов. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.

Философия и мировоззрение

Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу. Именно представления об абстрактности философского знания порождают в обыденном сознании упрек в бесполезности. Недаром символом философа был медведь, сосущий лапу. Обосновано ли подобное отношение к философии? И если нет, то каковы аргументы в ее защиту?

В основном претензии к философии сводятся к следующему: -> философия не имеет собственных реальных проблем; -> философские выводы бездоказательны.

Очевидно, что первая претензия связана с трудностями окончательного и точного определения предмета философского знания, а вторая порождается тем, что философские утверждения не имеют опытного подтверждения. Тем не менее каждый человек рано или поздно задается вопросами, которые называют философскими: возможно ли бессмертие? каков смысл человеческой жизни? как возможна свобода? что такое истина, красота? и т.п. Каждый человек, осуществляя свой жизненный выбор, так или иначе отвечает на эти вопросы. Но всегда ли ответы можно назвать философскими?

Философская деятельность, так же как деятельность врача, юриста, математика, требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления. Именно поэтому «философствование на кухне» нельзя назвать собственно философией. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которые актуализируются той или иной эпохой. Однако философия - это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм.

С точки зрения особенностей функционирования в мировоззрении выделяют два уровня:

рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, которую следует отличать от так называемой жизненной философии, здравого смысла, соотносимого с жизненнопрактическим уровнем. Философия - та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в рациональной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Если жизненно-практический уровень мировоззрения формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека и принципиально не критичен, то рационально-теоретический создается сознательно, как результат особой профессиональной деятельности.

Характеристика «рациональный» принципиально важна для понимания природы философского знания. Дело в том, что в культуре существуют и другие мировоззренческие системы, функционирующие в виде доктрин, теорий, однако не удовлетворяющие критерию рациональности. Это прежде всего религия и мифология. В отличие от этих внерациональных форм, философия вынесла на первый план именно интеллектуальные аспекты мировоззрения. Философские вопросы всегда формулируются в точных понятиях и суждениях. И такими же явными и строгими являются ответы.

Необходимо отметить, что так называемая жизненная философия часто конфликтует с теми ценностями и положениями, которые вырабатываются философией. Это обусловлено тем, что, находясь на переднем крае человеческой мысли, будучи самим острием этой мысли, философия всегда опережает свое время. Взгляд философии на мир и человека гораздо шире, чем точка зрения здравого смысла.

Кстати, слово «философия» впервые было использовано греческим мыслителем Пифагором как раз для обозначения того типа знания, которое поднялось над повседневным опытом и обыденным сознанием. Буквальный перевод слова «философия» означает любовь к мудрости.

С точки зрения содержания в структуре мировоззрения различают следующие компоненты:

миропонимание; мировосприятие; мироотношение.

Миропонимание, или картина мира, - это интеллектуальная составляющая мировоззрения. Когда говорят о мировоззренческих парадигмах, стилях мышления имеют в виду именно этот компонент мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концептуальном, теоретическом или жизненнопрактическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного сознания или здравого смысла базируется на повседневных знаниях эмпирического толка и часто оказывается неадекватным. Миропонимание на теоретическом уровне представлено научными, философскими, религиозными идеями.

Мировосприятие - это эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия составляют эмоциональные предпочтения, верования, специфические психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения - мироотношение. Мироотношение, или концепция практических действий, - это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.

Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Именно эта тема становится стержнем философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов и проблем. Исходная точка мировоззрения неотделима от особенностей человеческого сознания и существования. Дело в том, что для человека весь мир расколот на две неравные части: собственное «я» и все остальное - «не-я». К сфере «не-я» относятся природа и культура, другие личности, группы (враждебные или, напротив, дружественные), собственное тело и даже само человеческое «я», когда оно выступает объектом саморефлексии. Отношение «человек - мир» обнаруживается в любой философской проблеме, именно поэтому можно говорить о том, что философия центрирована на человеке. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию не интересуют природа сама по себе или культура, «очищенная» от человека, или функции и возможности его сознания и тела. Философию интересует отношение человека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.

Задумываясь над ролью философии в духовной жизни общества не бесполезно познакомиться с тем, как оценивали ее значение авторитетные представители мировой культуры.

Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно- духовной доблести и интеллектуальной силы.

При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день.

В свою очередь, выдающийся английский мыслитель Бэкон обращал внимание на оживляющее душу исследователя значение философской любознательности и широты мышления. «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все остальные профессии и искусства».

И нельзя пройти мимо проницательного суждения русского философа Г.Челпанова: «Мне кажется, что мы можем сказать, не боясь преувеличений, что философский интерес движет вперед науку, хотя бы сами представители науки и отрицали это. Интерес к разрешению высших проблем бытия дает жизнь науке, и, может быть, самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний».

Не накопительство важных, но, в сущности, бессмысленных, без осознавшего себя человека, сведений, а проникновение в тайны мироздания, в закономерности человеческого бытия, в жизненные силы личности, позволяющие ей бросать вызов как бесчеловечности на Земле, так и безмолвию враждебного космоса, является высшим предназначением пытливого разума. И им, несомненно, движет именно философский интерес, а не утилитарная польза и торгашеская выгода.

«Прорицание не дело философии, - пишет Хайдеггер, - но не ей плестись в хвосте событий с запоздалым всезнайством».

Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях. Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии.

Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию. Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?

Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения. Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека. К таким мировоззренческим принципам относятся утверждения: Мир «не создан никем из богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем»; «Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном состоянии»; «В действительности существуют только атомы и пустота»; «Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не переходит в несуществующее»; «Природа должна быть нашим руководителем; разум следует ей и советует нам это»; «В мире нет ничего, что не было бы частью единого, природы»; «Мир - материален, и в материальности - его единство»; «В природе и обществе господствует развитие. Нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого».

Мировоззренческие принципы различаются как идеалистические и материалистические в зависимости от того, что в них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно классифицировать как диалектические и антидиалектические в зависимости от того, признается в них развитие или отрицается. Возможны и другие классификации принципов. Например: ноуменальные и феноменальные, трансцендентные и имманентные, конвенциональные и объективные, атрибутивные и модусные, экзистенциальные и эссенциальные, аксиологические и онтологические и т.д. Диапазон подходов современной философии поистине безграничен, что позволяет говорить о принципиальном плюрализме мнений, сообщающихся по принципу взаимной дополнительности и применяемых по когнитивной ситуации.

Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными) установками познающего человека. Так, мировоззренческий принцип: «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается помимо воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к происходящему. Лево-радикальный лозунг: «Кто был никем, тот станет всем» опасен произволом в социально-культурном отношении. Овладение достижениями мировой культуры - длительный исторический процесс, и чудес здесь не бывает.

Еще более опасен призыв «обогащаться», возведенный в мировоззренческий принцип. В нем начисто игнорируются социальная справедливость и гуманизм.

Жизнеутверждающий заряд несет в себе положение: "Труд создал самого человека». Л. Н. Толстой пояснял: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

Жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него - ориентиры в выборе своей судьбы. Философия имеет прямое отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. В античное время главное внимание уделялось полисным ценностям. Лишь позднее, в эпоху эллинизма, индивидуум становится, по словам Протагора, мерой всех вещей. Однако эта мысль таила в себе угрозу релятивизма и индивидуалистического произвола, которые требовалось чем-то уравновесить. Принятие обществом тех или иных ценностей как приоритетных своим следствием имеет разработку соответствующей системы норм, регулирующих поведение людей и их взаимоотношения. К этим нормам относятся нравственные, правовые, политические и т.д. Влияет философия и на разработку религиозных идей.

Ориентация индивидов на систему ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработке у них гражданских качеств. Умение жить в обществе - это не дар природы, а культурное достояние. Во-первых, оно не естественно, а искусственно, в известной мере надприродно и даже подчас противоприродно. А во-вторых, оно личностно, до стояние личной жизни индивида.

Цицерон писал: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».

Ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху. В философии Гегеля семья, гражданское общество и государство рассматриваются не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. Высшая ценность - государство, ибо, по его мнению, в нем воплощается полнота абсолютной идеи, оно - шествие Бога по земле. Так, государство возводится в культ для законопослушных граждан Германии.

Абсолютизация этатизма таит в себе угрозу неменьшую, чем абсолютизация индивидуализма. Последний ведет к беспредельному произволу индивидуума и как следствие к атомизации общества и к его деструкции; первое же - к беспредельному произволу государства, становящегося угрозой и личному бытию, и бытию окружающих народов.

Милитаризованное немецкое государство дважды в XX в. развязывало мировые войны, причинившие громадный ущерб миллионам людей.

Русские мыслители XIX-XX вв. в качестве важнейшей ценности выдвигали соборность. Соборность - это органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания сообщества. Соборность противоположна как разъедающему общество индивидуализму, так и государственному тоталитаризму.

Навязываемые государственными властями надчеловечные идеалы становятся идолами, мешающими общественному прогрессу и нормальной жизни. К таким идолам относятся и различные утопии глобального переустройства жизни человечества по какому-то новому проекту или образцу.

К сожалению, не так просто освободиться от навязчивых политических мифов, от политических утопий и упований, простыми и радикальными средствами в одночасье решить все частные и глобальные проблемы настоящего и прошлого. И свободное философское осмысление всей сложности мироустройства и проблем современности, всей неоднозначности происходящих процессов и поливариантности линий мирового развития помогает освободиться и от мифов и от упрощенных подходов (рецептов) к решению проблем.

Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой - для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

И третья функция философии - методологическая. Философия может выступать как в виде научных, так и ненаучных знаний. И в своем отношении к науке она далеко не всегда ее союзник. Такие современные философские школы, как неотомизм и экзистенциализм занимают особую позицию по отношению к науке. Неотомисты, не отвергая значение естествознания, подводят под него такую методологическую базу, согласно которой господствующее положение в системе знаний должна занимать религия. В свою очередь экзистенциализм считает науку силой опасной для человечества. Всеми средствами его представители развенчивают науку, выявляя негативные стороны научного прогресса.

Тем не менее, и неотомизм, и экзистенциализм выполняют методологическую функцию, разрабатывая свое понимание методов познания, достижения истины. И даже этот пример показывает, что в целом на всем протяжении своего исторического развития философия полезна науке. Систематическое занятие наукой возможно лишь тогда, когда она мировоззренчески оправдана и утверждена в статусе общественной ценности.

Конечно, наука не может ждать, когда философия снизойдет до мировоззренческого и аксиологического обоснования научных изысканий, но тем не менее без общекультурного оправдания положение ученых в обществе становится весьма шатким. Даже схоластические положения Фомы Аквинского о том, что у природы имеются собственные законы, изучать которые полезно и не опасно для Священного Писания, добавляло уверенности естествоиспытателям в мрачные годы инквизиции.

С развитием науки философия специализируется на логико-гносеологических проблемах, на изучении языка и логики научного исследования, на методах познания и особенностях научного знания. Философия разрабатывает методологию естественнонаучного и социального познания. Тем самым она во всем объеме обнаруживает свою методологическую функцию.

Философия и сама способна формулировать научные проблемы и вносить определенный вклад в решение этих проблем. Она много сделала для атомистического учения, которое на протяжении веков оказалось путеводной нитью для химиков и физиков. Работами философов был подготовлен закон сохранения и превращения энергии. Декарт выдвинул положение о постоянстве количества движения в природе. Немецкий идеалист Шеллинг обратил внимание на взаимопревращение энергии из одной формы в другую и на ее фундаментальное единство. Эта предварительная работа способствовала успеху Майера и Джоуля в обосновании неуничтожимости энергии и эквивалентности ее взаимопревращений.

В XX в. сформировалась философия науки. С ней началась разработка вопросов о соотношении теории и факта, теоретического и экспериментального познания, гипотетико-дедуктивном методе исследования, возможностях индукции и дедукции и т.д.

Говоря о функциях философии, нельзя обойти стороной весьма спорные суждения о ее роли, хотя они и принадлежат выдающимся умам. Там, Юм писал, что «философские заключения не дают ничего, кроме систематизации и исправления размышлений, осуществляемых в обыденной жизни».

Более высоко, но также ошибочно понимал роль философии английский мыслитель Спенсер. «Задача философии лишь в том, чтобы путем самых общих обобщений свести все выводы отдельных наук к возможно простому и замкнутому целому».

К систематизации научных знаний сводил роль философии и В. Вундт. Философия должна «объединить в свободную от противоречий систему общие познания, доставляемые отдельными науками».

Конечно, философия не может не выполнять интегративной функции в современном мире. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную научную картину мира. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своего места в научном сообществе.

Но разработка теоретических основ научного познания не сводится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия если Вундт пишет, что философия не есть основание отдельных наук, а целиком основывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некоторый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в области фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштейна, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных исследований. Таким образом, философия образует методологическую основу для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосознания. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

И последнее замечание для характеристики роли философии. Философская мысль развивается не в безвоздушном пространстве, а в атмосфере социальных отношений. И поэтому она не может не откликаться на социальные и политические проблемы. Современный французский философ Сартр даже полагает, что сила философии - в ее социальной основе. Каждый социальный слой стремится создать свою философию. «Если концепция, созданная одним человеком или группой людей, становится культу рой, а порой и сущностью целого класса, то очевидно, что эпохи философского творчества редки. Между XVII и XX вв., - продолжает Сартр, - я вижу три такие эпохи; обозначу их именами знаменитых мыслителей: есть "момент" Декарта и Локка, "момент" Канта и Гегеля и, наконец, Маркса».

Но для философии крайне опасно жесткое слияние с политикой, увлечение идеологической ролью. Ее позиции - общечеловеческие, которые впрочем, не исключают негативного отношения к вождям-диктаторам, социальному неравенству, эксплуатации, угнетению и политическому насилию.

Для выполнения общечеловеческой функции философия нуждается в поддержке со стороны общества. И для нашего времени актуально звучат слова Юма: «Государство должно терпимо относиться ко всякому философскому принципу» и нельзя ставить преграды рассуждениям философов, «не рискуя навлечь опасные последствия для наук и даже для государства».

Итак, философия - это исторически развивающаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих и оценивающих отношение человека к миру, а также ориентирующих его в его жизнедеятельности в контексте принятой в данной цивилизации системы духовных ценностей.

Философия возникает на базе мифологии, за счет выделения из нее мудрости как особого объекта исследования. Отбрасывая все, что связано в мифологии с родовым образом жизни, некритическим восприятием действительности, философия наследует ряд ее проблем. К ним прежде всего относятся проблемы бытия и смысла жизни. Центральное место в философской проблематике занимают осмысление мира, человека и его отношения к миру.

Философия включает в себя ряд дисциплин: онтологию, гносеологию и аксиологию. Каждая из них имеет свои проблемы и располагает собственным кругом понятий.

Будучи сердцевиной духовной культуры общества, выражая собой своеобразие исторической эпохи, философия, в принципе, носит общечеловеческий характер, что никоим образом не лишает ее нацеленности на социально-экономические ценности, служащие ориентиром для прогрессивного развития общества.

Функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы научного познания. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Тема 1. Философия в системе духовной культуры.................................................................... 2

Тема 2. Предмет и функции философии..................................................................................... 2

Тема 3. Мировоззренческие картины мира................................................................................. 3

Тема 4. Философия древности...................................................................................................... 5

Тема 5. Средневековая философия............................................................................................... 7

Тема 6. Философия эпохи Возрождения..................................................................................... 8

Тема 7. Философия Нового времени........................................................................................... 9

Тема 8. Современная зарубежная философия........................................................................... 13

Тема 9. Отечественная философия............................................................................................. 17

Тема 10. Проблема бытия............................................................................................................ 21

Тема 12. Движение, пространство и время............................................................................... 22

Тема 13. Диалектика и метафизика............................................................................................ 24

Тема 14. Проблема сознания....................................................................................................... 25

Тема 15. Познавательные способности человека..................................................................... 27

Тема 16. Проблема истины......................................................................................................... 29

Тема 17. Научное познание......................................................................................................... 30

Тема 18. Человек и природа........................................................................................................ 33

Тема 19. Человек и общество...................................................................................................... 34

Тема 20. Человек и культура....................................................................................................... 36

Тема 21. Смысл жизни человека................................................................................................ 37

Тема 22. Общество как система.................................................................................................. 38

Тема 23. Проблема развития общества...................................................................................... 40

Тема 24. Техника и общество...................................................................................................... 42

Тема 25. Глобальные проблемы современности....................................................................... 44

Философия – это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.

Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа закрепление сложившихся традиций и норм.

Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э.через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как "любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин "любомудр", т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть "царица наук".

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.

Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии

Усвоение философского мышления способствует формированию такого качества личности как критичность и самокритичность.

Философия и наука. Как рациональное знание, в котором выявляются сущностные связи действительности, философия выступает в качестве науки. Роль философии в науке заключается в методологии научного познания. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности.

Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).

Философия и религия. Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.

Специфическим объектом философии является бытие в целом. Философия исследует всеобщие взаимосвязи в системе "человек – мир". Философские проблемы характеризуются тем, что они имеют всеобщий, предельный характер и принципиально открыты для новых решений ("вечные вопросы").

Разделы философского знания :

-Онтология – учение о бытии.

-Гносеология – учение о знании и познании.

-Антропология – учение о происхождении, сущности и эволюции человека.

-Праксиология – учение о человеческой деятельности.

-Аксиология – учение о ценностях.

-Эстетика – учение о прекрасном.

-Логика – учение об основных законах и формах мышлении.

-Эпистемология – учение о научном, достоверном познании.

-Этика – учение о нравственности, морали, добродетели.

-Социальная философия – учение об обществе как особого рода реальности.

-История философии – философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития.

-Философия истории – учение о процессе общественной жизни.

Функции философии :

мировоззренческая (формирует картину мираи бытия человека в нем; помогает человеку в решении вопроса о смысле жизни);

гносеологическая (накапливает, обобщает и транслирует новое знание; помогает человеку понять свое место в природе и обществе);

методологическая (анализирует способы познания, выясняет проблемы конкретных наук, выступает основой руководства к деятельности);

логико-гносеологическая (обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знания);

объяснительно-информационная, идеологическая (формирует мировоззрение в соответствии с новейшими достижениями науки и существующей социальной действительностью);

критическая (учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа);

эвристическая (способна в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия; эта функция связана с методологическим значением философии);

интегрирующая (объединяет достижения наук в единое целое);

аксиологическая (формирует ценностные ориентации и идеалы);

гуманистическая (дает обоснование ценности человека и его свободы, "очищения души"; помогает обрести смысл жизни в кризисных ситуациях);

практическая (разрабатывает стратегии отношения человека и природы).

Картина мира – интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, система представлений об общем устройстве мироздания. Любая картина мира выделяет существенные стороны действительности, но в то же время упрощает, схематизирует действительность.

Для мифологической картины мира характерны: антропоморфизм, очеловечивание природы, т.е. перенос основных черт человечества на мироздание; художественная образность, синкретизм, космоцентризм.

Для религиозной картины мира характерны: вера в существование сверхъестественного мира, теоцентризм, принцип креационизма (творения мира Богом), опора на священные писания, принцип откровения, безоговорочное влияние авторитета.

Для научной картины мира характерны: математическая оформленность, направленность на истинное знание причин, обоснованность фактами, способность делать верные предсказания. Первая классическая научнаякартина мира XVII века носила механический характер. Переход к неклассической (современной) научной картине мира начался на рубеже XIX-XX вв. в связи с открытиями наличия случайности и эволюции природы (квантовая физика, теория относительности, синергетика).

Философская картина мира связана с вопросом об отношении мышления к бытию ("основным вопросом философии", по Ф.Энгельсу). В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу – философы делятся на материалистов и идеалистов.

Материализм – философское направление, считающее материальное начало основой бытия ("материя первична, сознание вторично"; "бытие определяет сознание"). Согласно материализму, вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь наши фантазии. Бытие есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение как субстанции. Виды материализма: метафизический (механистический) и диалектический материализм.

Метафизический (механистический) материализм – течение в философии, согласно которому природа не развивается, качественно неизменна (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Ж.Ламетри, Гельвеций и др.).

Философия (с греч.любовь к мудрости )- форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении чел-ка к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф-я вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место чел-ка в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отнош-е чел-ка к миру.

Каждый чел-к сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в фил-ии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что опред-т эти законы развития? Положение чел-ка в мире: смертен или бессмертен? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Тот или иной вопрос опред-т направление жизнедеятельности чел-ка. Фил-я призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что явл-ся необходимым в становлении личности.

Ф-я дает систему знаний о мире в целом. Ее задача -не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее. Цель ф-ии – знание, свободное от обычных практич.интересов. Полезность – не ее цель.

Объектами ф-ии явл-ся: природа, общество, человек.

Предмет ф-ии -не одна к.-нибудь сторона сущего, а все сущее в полноте своего содержания и смысла. Предметами ф-ии явл-ся: онтология или метафизика – учения о всеобщих принципах бытия мироздания; соц.ф-я -учение о сущности и развитии чел-го общества; философская онтропология -учение о чел-ке и его бытии в мире; гносеология -познание мира; этика -учение о морали; фил-я истории учение об основных

закономерностях развития истории ; аксиология учение о ценностях; эстетика учение о красоте. В целом ф-ю можно опред-ть как науку, изуч-ю основные законом-ти развития и сущ-я природы, общества, чел-ка и мира в целом .

Место ф-ии в духовной культуре общества:

Ф-я и наука: Является ли ф-я наукой? Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание, выводы науки должны проходить практич.проверку. В ф-ии также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука («ф-я»–любовь к мудрости, истине).Выводы, получ-е в рамках ф-ии, служат не только средством получ-я науч.знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно, многие крупные ученые в области конкрет.наук явл-ся и представителями ф-ии (Пифагор, Аристотель, Коперник). Условно можно было бы сказать, что ф-я-это наука обо всем. Но философ-е знание на проверяемо экспериментально, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым так, как в физич., математич.,химич.знании. Получается, что ф-я не явл-ся наукой. Фил-е системы опираются на интеллект и логику, явл-ся рез-ом размышлений и аналитич.деят-ти.

Т.о. ф-я и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но и есть сущ-е различия, поэтому, ф-ю нельзя причислять к науке, но и нельзя отрицать ее научность.

Ф-я и релгия: Религия ( благочестие,набожность)- это такая форма мировоззрения, в к-й освоение мира осущ-ся чере его удвоение на посюсторонний -«земной», воспринимаемый органами чувств и потусторонний- «небесный», сверхъестественный. Основу религии составляет вера в то или иное сверхъестественное. Близость ф-ии и религии состоит в том, что обе они-общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения. В религии, как и в ф-ии речь идет о самых общих представлениях о мире, о Боге и т.д. Но велико и различие ф-ии и религии: р елигии н е нужны доказательства. Ф- я же нуждается в доказательствах. Для филос-й мысли хар-но свободомыслие, но мыслить свободно могли во все времена наиболее образованные люди. В отличие от религиоз.мировоззрения, ф-я вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоз-я, отразив потребность в понимании мира и чел-ка с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.

Ф-я и искусство: ф-ии как виду знания присущи черты, характерные для художественного освоения действительности, т.е. для исусства. Искусство- практически дух.деят-ть по освоению и воплощению эстетич.ценностей. В эпоху Возрождения искусство вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире и поэтому шло «рука об руку» с ф-ей. В XX в. Шеллинг и др. ставили искусство выше науки и ф-ии, а Гегель наоборот. Однако, вскоре вопрос о соотношении искусства и ф-ии возобновился и ф-ю и искусство объединили на том основании, что они одинаково далеко стоят от практики и что и то и другое есть целостное постижение жизни, использующие не столько логику понятий, сколько интуицию.

Т.о. между этими 2-мя видами дух.деятельности чел-ка есть глубокое родство, но нет полного внутр.тождества. ф-я и искусство, как говорил Бахтин, «нераздельны, но и неслиянны».

35.Русская религиозно-идеалистическая философия ½ XX в. В.Розанов, Л.Шестов, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, Е.Трубецкой и др.

">Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии начала нынешнего века, базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой – на длительном процессе развития отечественной философии. Русская религиозно-идеалистическая философия начала 20 в. как бы следовала по пути славянофилов. Однако она отличалась от них положительной оценкой современных им исканий западной философской мысли.

;text-decoration:underline">В.В. Розанов "> был в высшей степени оригинальным философом, обладавшим большим литературным талантом. Цельность и единство внешне пестрому творчеству Розанова придавала его приверженность ряду основных тем, главнейшие из них – религия, любовь и Родина. ;text-decoration:underline">Розанов "> был глубоко верующим человеком. Бог для него безусловно существует. «В конце всех вещей – Бог. И в начале вещей – Бог. Он – все. Корень всего», - писал он в «Опавших листьях». Хотя он резко критиковал христианскую религию и церковь, его критика была формой богоискательства. Он верил в Бога на уровне интуиции, подсознания. ;text-decoration:underline">В понимании "> сущности человека он отстаивал представления о единстве божественного и природного начал духа и плоти человека. Ярчайшим воплощением человеческой сущности он считал половую любовь – высший синтез души и тела. Половая жизнь, убеждал Розанов, не есть нечто постыдное, запретное, а есть мистическая основа жизни человека, семьи, общества. ;text-decoration:underline">Тема "> судеб России – одна из главных связывающих нитей его творчества. С большой любовью относясь к своему народу, В.В. Розанов в то же время резко выступал против темных саморазрушительных сил в русской натуре. Главным причинами этой тяжелой болезни он считал «ложный пафос общественности» в сочетании с традиционной русской ленью, нежеланием делать регулярную работу, нигилизм. Что бы ни творилось в России, он неизменно любил ее страстной, преданной любовью, он верил в ее будущее.

;text-decoration:underline">Н.А. Бердяев "> был самой яркой личностью в русской философии 20 века. Бердяев был прежде всего философом-моралистом. Моральная проповедь Бердяева наполнена пафосом высвобождения духовных начал в человеке. Своеобразие бердяевского подхода состоит в том, что нравственное возвышение людей, по его мнению, не может делом одиночек, а достигается только путем преодоления изолированности людей друг от друга. Этические проблемы занимают особое место в творчестве Бердяева. Поэтому его философию иногда называют ;text-decoration:underline">философией панморализма. ">Его философия является подлинным гимном человеку, ярким выражением абсолютного поклонения ему. По мнению философа, человек является абсолютным центром всего бытия. Идее личности, считает он, должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. По Бердяеву, человек в его творческой деятельности как бы дополняет божественную жизнь. Личность не только сопоставима с Богом, но и безусловный приоритет перед обществом. Она представляет собой большую Ценность, чем общество, нация, государство.

;text-decoration:underline">Л. Шестов "> своим творчеством он наиболее ярко выразил основное содержание Ренессанса – стремление утвердить религиозную философию, основанную на вере и развенчать философию рационализма. Свою главную идею – утверждение философии теоцентризма, всецело основанной на вере, Шестов обосновывает путем доказательства иррациональности бытия и острой критики философии рационализма. Главный вывод Шестова: истинная философия вытекает из того, что есть Бог. Выступая против рационализма, Шестов развивал религиозную философию. Он был одним из ярких представителей русской экзистенциальной философии, исследующей проблемы существования человека.

">Критически относясь к философии В. Соловьева в целом, ;text-decoration:underline">П.А. Флоренский "> обычно избегает самого термина «всеединство». Но главная идея книги «Столп и утверждение истины» состоит в обосновании мысли о том, что именно всеединство – основной принцип бытия. Сущностью всеединства у Флоренского является любовь, создающая и скрепляющая единство. В дальнейшем он обращает внимание на разные уровни осуществления всеединства в различных областях реальности, как материальной, так и духовной. В процессе движения по этим ступеням решающая роль принадлежит религии.

">Другим крупным продолжателем идей В. Соловьева был ;text-decoration:underline">С.А. Булгаков. "> Мир, согласно учению С. Булгакова, представляет собой такое творение, основой которого является особое, идеальное, божественное начало, именуемое Святой Софией. Поэтому мир в целом заслуживает к себе не негативного, а позитивного отношения. В творчестве С. Булгакова наиболее полно выразились основные черты разнообразных учений в русской философии о софийности мира и человечества и важнейшая из них – стремление утвердить идею совершенства, красоты, божественности природы и человека.

">Известным последователем философии В. Соловьева был также ;text-decoration:underline">С.Л. Франк. "> Основной мотив его философии – стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру. По мнению Франка, всякая вещь и всякое существо в мире есть нечто большее и иное, чем все, сто мы когда-либо сможем о нем узнать. Поэтому только при соединении рационального и иррационального, интуитивного способов постижения может быть раскрыт сам предмет в его трансцедентальной реальности.

">Проблемы особенностей русского самопознания и культуры, судеб России, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвинутой В. Соловьевым «русской идеи». Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками ;text-decoration:underline">Е. Трубецким, "> В. Ивановым и др. Суть выдвинутой ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого всеединства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного.

Похожие публикации