Что такое. Жанр антиутопия в литературе

Антиутопическим называют общество, в котором возобладали негативные тенденции социального развития. Антиутопические общества, изображенные в произведениях художественной литературы, часто характеризуются тоталитарным политическим строем, подавляющим индивидуальность. Авторы антиутопий пытаются обратить внимание на существующие проблемы, которые в дальнейшем могут привести к катастрофическим последствиям.

Антиутопия как литературный жанр

Жанр антиутопии берет свое начало от сатирических произведений Свифта, Вольтера, Батлера, Салтыкова-Щедрина, Честертона и др. Однако настоящие антиутопии стали появляться только в начале XX века. Тенденции глобализации и появление обществ, являющихся в некоторой степени утопическими (коммунистического в СССР и национал-социалистического в Германии), заставили авторов обратиться к жанру антиутопии.

Немецкий социолог Эрик Фромм первой антиутопией назвал роман «Железная пята» Джека Лондона, опубликованный в 1908 году. Романы-антиутопии появлялись на протяжении всего XX века. Самыми известными из них являются романы«Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдберри.

Происхождение термина «антиутопия»

За несколько десятилетий до первого появления термина «антиутопия» в аналогичном значении использовался термин «какотопия» (в переводе с древнегреческого «плохой», «злой»). Впервые его употребил английский философ Иеремия Бентам в 1818 году. Впоследствии этот термин был вытеснен термином «антиутопия», но продолжает периодически использоваться. Слово «антиутопист» впервые употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году в своей речи в Британской Палате общин.

Термин «антиутопия» как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии». Название «антиутопия» возникло как противопоставление слову «утопия», введенному Томасом Мором. В своей книге 1516 года «Утопия» Мор описывает государство с идеальным общественным строем. Роман Мора дал название жанру, объединяющему произведения об совершенных и абсолютно справедливых государствах. К XIX веку жанр утопии исчерпал себя, более того, утвердилось мнение, что любая попытка построить утопическое общество приведет к ужасающим последствиям.

Жанр антиутопии является в некотором роде продолжением жанра утопии. Но если утопические романы описывали позитивные черты общества, то антиутопии сконцентрированы на негативных социальных тенденциях.

В середине 1960-х годов термин «антиутопия» появляется в советском литературоведении, а чуть позже и в западной критике.

Описывающая государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии .

Зарождение термина

Впервые слово «антиутопист» (dystopian ) как противоположность «утописта» (utopian ) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году . Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia ) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, ).

Современное литературоведение выделяет в качестве структурного стержня антиутопии «псевдокарнавал», если основная эмоция описанного Бахтиным карнавала - амбивалентный смех, основой тоталитарного псевдокарнавала становятся абсолютный страх в соединении с благоговением перед государством .

История жанра

В России, в конце XVIII века создателем антиутопии в современной её форме и функции стал писатель Михаил Матвеевич Херасков . Его дилогия «Кадмос и Гармония» (1789) и «Полидор, сына Кадмоса и Гармонии» (1794) имеет достаточно обычную для классицизма форму аллегорического странствия , тесно связанного с классическими образцами утопии : герои путешествую по вымышленным странам, сравнивая «хорошие» государства с «плохими». Однако в «Кадмосе и Гармонии» Херасков выходит за данные жанровые границы, не ограничиваясь статическим сравнением, но показывая как утопическое государство, основанное на идеях cвободы, равенство и братства постепенно эволюционирует к своей противоположности. Группа философов -просветителей и их последователей основывает идеальное государство на плодородном острове. Вскоре на острове начинается борьба за власть, и философы, пользуясь своими знаниями завоёвывают ряд привилегий. Происходит приватизация: земля, поля и леса делятся между гражданами в равных долях, вводится иерархия чинов. Учёные начинают брать плату за медицинские, юридические и хозяйственные советы, постепенно превращаясь в тиранов-олигархов. Заканчивается данный утопический эксперимент междоусобной войной, в результате которой остров погибает в огне .

Своего расцвета жанр достиг в XX веке. В Советской России - стране, в которой утопические идеи пытаются претворить в жизнь на государственном уровне, Евгений Замятин пишет в 1920 году роман «Мы ». За ним в 1925 году следует «Ленинград» Михаила Козырева , Андрей Платонов с середины 1920-х по начало 1930-х годов пишет «Чевенгур » и Котлован .

Вслед за «Мы» Замятина классическими образцами жанра становятся романы «О дивный новый мир » Олдоса Хаксли , написанный в 1932 году и созданный в 1948 году «1984 (роман) » Оруэлла .

См. также

Примечания

  1. См. предисловие Э. Геворкяна «Чем вымощена дорога в рай?» к сборнику «Антиутопии XX века», М, 1989:

    Теоретические споры о границах жанра ведутся давно. Терминологические разногласия в итоге утряслись, и сейчас наметились три градации: утопия - то есть идеально хорошее общество, дистопия - «идеально» плохое и антиутопия - находящееся где-то посередине.

  2. Dystopia is often referred to as anti-utopia, as it is the exact opposite of a utopian society which is an ideal life. Although some say anti-utopia and dystopia are two separate terms. The difference being that dystopia is a completely horrible state that makes no pretences of being a good life, whereas anti-utopia is one that is almost utopian except for one big flaw.

  3. A "Future Trace" on Dataveillance: The Anti-Utopian and Cyberpunk Literary Genres http://rogerclarke.com/DV/NotesAntiUtopia.html Roger ClarkeThe terms "anti-utopia" and "dystopia" are of more recent origin, and appear to be synonyms. Remarkably, neither yet appears in the Macquarie Dictionary or the Britannica, although the Britannica entry on "utopia" does include this useful paragraph: «In the 20th century, when the possibility of a planned society became too imminent, a number of bitterly anti-utopian, or dystopian, novels appeared. Among these are The Iron Heel (1907) by Jack London, My (1924 ; We, 1925) by Yevgeny Zamyatin, Brave New World (1932) by Aldous Huxley, and Nineteen Eighty-four (1949) by George Orwell. The Story of Utopias (1922) by Lewis Mumford is an excellent survey». I haven’t yet run to ground when the prefixes "anti" (against, opposed to) and "dys" (hard, bad or unlucky, as in dysfunctional) were first added. They are used to describe a category of literature, and the worlds that they portray, which are the opposite of ideal - at least from the perspective of a humanist. My associations for the word "anti-utopian" are clearly with George Orwell’s "1984", published in 1948. My guess would be that some literary critic (one of the Waughs, perhaps?) invented it when reviewing that book. It is possible, however, that it was first used in respect of the earlier novels Zamyatin’s "We" (1922) or Huxley’s "Brave New World" (1932). As regards "dystopia", my memory (based on a distant acquaintance with literature and lit. crit. works dating back to the late 1960s) is that it was invented by some much later literary critic, perhaps about 1970.
  4. Брандис Е., Дмитревский Вл. Тема «предупреждения» в научной фантастике // Вахта «Арамиса». Л., 1967. - С. 440-471.

    Победоносное наступление коммунистической идеологии, овладевающей умами широких масс, утверждение и успехи социалистического строя неотвратимо порождают соответствующую реакцию со стороны идеологов старого мира. Антиутопия и есть одна из форм этой реакции против социалистических идей и социализма как общественной системы. Злобные, пасквилянтские фантастические романы, направленные своим острием против марксизма и первого в мире социалистического государства, получают все большее распространение по мере углубления кризиса и загнивания мирового капитализма.

    … Чем же всё-таки отличается роман-предупреждение от антиутопии?

    На наш взгляд, тем, что если в антиутопии коммунистическому и социалистическому будущему противопоставлены реакционные общественные идеи и в конечном счёте - status quo, то в романе-предупреждении мы имеем дело с честными попытками указать, какие беды и опасности, препятствия и трудности могут встретиться в дальнейшем на пути человечества.

  5. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? - М.: Худож. лит-ра, 1974. ГЛАВА IX. ФАНТАСТИКА, УТОПИЯ, АНТИУТОПИЯ.
  6. Шахназаров Г. Куда идет человечество: (Критич. очерки немарксист. концепций будущего). М.: Мысль, 1985. (Гл. 1. О. Хаксли и Д. Оруэлл: кошмары тоталитаризма. 10-32).
  7. , с. 38-39.
  8. , Глава 1. Откуда есть пошла русская фантастика, с. 24-25.
  9. , с. 38.
  10. , с. 115.

Литература

Энциклопедии

  • Ланин Б. А. Антиутопия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А. Н. . - : Интелвак, 2001. - С. 38-39. - 1596 с. - ISBN 5-93264-026-Х.
  • Черняк В. Д. , Черняк М. А. Антиутопия // Массовая литература в понятиях и терминах. - Наука, Флинта, 2015. - С. 10-12. - 250 с. - ISBN 978-5-9765-2128-5 .
  • June Deery. Distopias // Encyclopedia of Literature and Science / Pamela Gossin. - Greenwood Press, 2002. - С. 115-116. - 575 с. - ISBN 9780313305382 .
  • George Mann. Dystopia // . - Carroll & Graf Publishers, 2001. - С. 477-478. - 612 с. -

Изображение вымышленного общества живущего в мрачном и лишенном надежды мире. Повсюду царит насилие, нищета, угнетение и определенного рода тоталитарный режим со стороны правительства.

Что такое АНТИУТОПИЯ — определение, значение простыми словами.


Простыми словами, Антиутопия – это
место, где почти все плохо. Данный жанр художественной литературы и кинематографа появился как противоположность утопическим произведениям. Широкую популярность антиутопические романы получили после Второй мировой войны.

Самыми известными представителями данного жанра можно назвать:

Антиутопическая литература:

  • О дивный новый мир (Олдос Хаксли)
  • 1984 (Джордж Оруэлл)
  • Скотный двор (Джордж Оруэлл)
  • 451 градус по Фаренгейту (Рэй Брэдбери)

Антиутопическое кино:

  • Матрица
  • Терминатор
  • Бегущий по лезвию
  • Бразилия

Антиутопия. Общие элементы:

  • Обычно, в антиутопическом мире преобладают более развитые (передовые ) технологии, чем те, которые существуют в реальном мире. Как правило, данные технологии контролируются исключительно представителями власти;
  • Плохая экологическая ситуация вследствие промышленного развития или после катаклизма;
  • Общество разделено на классы или касты;
  • Личностная свобода отсутствует либо подавляется тем или иным образом. Частная жизнь граждан находится под надзором представителей власти;
  • Государственные учреждения имеют большую власть и авторитет;
  • Подавление или полный контроль над представителями интеллигенции и науки;
  • контроль со стороны власти;
  • Повсеместная . Полным ходом идет промывка мозгов населения;

  • Единая идеология или культ личности. Религия не существует либо является установленной на государственном уровне. Свободные религиозные течения вне закона;
  • Плановая экономика под контролем государства. Правительство ограничивает доступ к определенным товарам или услугам;
  • Часто встречается элемент обширной приватизации. В этом случаи власть фактически принадлежит огромным корпорациям, которые имеют огромный контроль над населением и ведут себя как правительство. Такое вариант более свойственен жанру

Утопия — дивный, сказочный мир

Литературный жанр «утопия» — рассказ об идеальном человеческом обществе, где нет бедных и богатых, угнетения человека человеком, несправедливости, неравенстве, где все счастливы, здоровы, довольны

Слово «утопия» греческого происхождения (u - частица НЕ, topos - место, т.е. «место, которого нет»). Впервые повесть об такой замечательной стране и жизни в ней создал английский мыслитель ХV века Томас Мор. Произведение, так и называющееся «Утопия» или точнее «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», увидело свет в 1516 году.

Список лучших и наиболее известных книг-утопий

  • «Город Солнца», итальянский философ Томмазо Кампанелла, 1623 год
  • «Новая Атлантида», ангийский философа Френсис Бэкон, 1627 год
  • «Государства и Империи Луны», французский драматург, философ Сирано де Бержерак, 1657 год
  • «История севарамбов», французский мыслитель Дени Верас, 1677-1679 годы
  • «Золотой век», американский мыслитель, писатель Эдвард Беллами, 1888 год
  • «Вести ниоткуда», английский писатель и издатель Уильям Моррис, 1890 год
  • «Золотая бутыль», американский политик, писатель, 1892 год
  • «Туманность Андромеды», советский писатель-фантаст Иван Ефремов, 1957 год
  • «Полдень, XXII век (Возвращение)», советские писатели-фантасты братья Стругатские, 1962 год
  • «Коммуна в 2000 году», «Башни Утопии», «После Утопии», американский писатель-фантаст Мак Рейнольдс, 1974-1977 годы

Литературный жанр «антиутопия» — рассказ об обществе, где всё плохо: экология, государственное управление, жизнь людей. Обычно причиной этого несчастья называются тоталитаризм, природные катаклизмы, войны, человеческие пороки

Термин «антиутопия» имеет нескольких авторов, впервые его озвучил английский экономист Джон Стюарт Милль, выступая в 1868 году в Палате общин, в 1952 году Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии» назвали так литературный жанр. Первой антиутопией считается, хотя и не всеми, роман русского писателя Евгения Замятина «Мы»

Список лучших и наиболее известных книг-антиутопий

  • «Мы», русский писатель Е, Замятин, 1920 год
  • «Этот прекрасный новый мир», английский писатель О. Хаксли, 1932 год
  • «1984» английский писатель Дж. Оруэлл, 1949 год
  • «Мрак в полдень» («слепящая тьма») английский писатель А. Кёстлер, 1940 год
  • «Повелитель мух» анлийский писатель У. Голдинг, 1954 год
  • «Миф о машине» (2 тома), американский социолог Л. Мэмфорд, 1967-1970 годы
  • «Москва 2042», советский писатель В. Войнович, 1986 год
  • «Дающий», американский писатель Л. Лоури, 1993 год

В чём разница между утопией и антиутопией?

Отличие утопии и антиутопии в том, что в первой всё хорошо, во второй всё плохо
В утопии все живут так, как им хочется, а хочется им жить по закону, свободно и правильно, в антиутопии все живут по правилам, установленным кем-то, то есть несвободно, в определённых рамках.
Утопия — гимн человеку, осознающему свою ответственность перед собой и своими ближними, антиутопия — описание общества с абсолютным недоверием к человеку как личности
Утопия настаивает на том, что человек — существо разумное, и ему по силам построить совершенный мир с помощью развития науки и техники, социально-экономических преобразований, революций, антиутопия утверждает, что человек глубоко порочен, что благие намерения одних наталкиваются на сопротивление других, что революции бессмысленны, а социальное зло вечно

Германские нацисты и русские коммунисты были уже очень близки к нам по методам, но у них не хватило мужества разобраться в собственных мотивах. Они делали вид и, вероятно, даже верили, что захватили власть вынужденно, на ограниченное время, а впереди, рукой подать, уже виден рай, где люди будут свободны и равны. Мы не такие. Мы знаем, что власть никогда не захватывают для того, чтобы от неё отказаться. Власть - не средство; она - цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий - репрессии. Цель пытки - пытка. Цель власти - власть (Джордж Оруэлл «1984»)

Утопии либо на утопическую идею; подобно сатире, может придавать своеобразие самым различным жанрам: роману, поэме, пьесе, рассказу. Если утописты предлагали человечеству рецепт спасения от всех социальных и нравственных бед, то антиутописты, как правило, предлагают читателю разобраться, как расплачивается простой обыватель за все общее счастье. Жанр антиутопии расцвел в 20 в ., когда утопические идеи начали воплощаться в жизнь. Первой страной реализованной утопии стала Россия, а одним из первых пророческих романов - «Мы» (1920) Е.Замятина, за которым последовали «Ленинград» (1925) М.Козырева, «Чевенгур» (1926-29) и «Котлован» (1929-30) А.Платонова. Замятин описал Единое Государство, которое еще не было построено и еще только намечалось в футуристических коммунарских проектах. В Едином Государстве у каждого есть работа и квартира, люди не должны думать о завтрашнем дне, развивается государственное искусство, из репродукторов льется государственная музыка, люди слушают стихи государственных поэтов, дети, как на подбор, здоровые и стройные (другим государство отказывает в праве на жизнь), учатся, впитывают в себя азы государственной идеологии и истории. Замятин увидел главное, что несет с собой Единое Государство: подавление личности, всепроникающую слежку, прозрачные (у Замятина - в буквальном смысле) стены домов, всеобщее поклонение Благодетелю государю, и в конце концов фантастическую операцию по разделению души и тела у каждого из граждан «нумеров».

Конфликт в антиутопии возникает там, где герой восстает против власти . Эксцентричность многих героев антиутопии проявляется в их творческом порыве, в стремлении овладеть даром, не подвластным тотальному контролю. Обычно острота конфликта зависит только от поведения героя, от степени его сопротивления. Структурный стержень антиутопии - псевдокарнавал. Принципиальная разница между классическим карнавалом, описанным М.М.Бахтиным, и псевдокарнавалом, порожденным тоталитарной эпохой в том, что основа карнавала - амбивалентный смех, основа псевдокарнавала-абсолютный страх. Как и следует из природы карнавального мироощущения, страх соседствует с благоговением и восхищением по отношению к власти. Разрыв дистанции между людьми, находящимися на различных ступенях социальной иерархии, считается нормой для человеческих взаимоотношений в антиутопии, как и право каждого на слежку за другим. В 1980-90х в русской антиутопии сформировались такие жанровые разновидности, как сатирическая антиутопия («Николай Николаевич» и «Маскировка», обе-1980, Ю.Алешковского; «Кролики и удавы», 1982, Ф.Искандера, «Москва 2042», 1986, В.Войновича), детективная антиутопия («Французская Советская Социалистическая Республика», 1987, А.Гладилина; «Завтра в России», 1989, Э.Тополя), антиутопия «катастрофа» («Лаз», 1991, В.Маканина, «Пирамида», 1994, Л.Леонова).

Похожие публикации