"Жена Христа" или главный апостол? Загадки жизни Марии Магдалины. Кем на самом деле была Мария Магдалина

Н екоторые считают её подлинным мессией, совершавшим все чудеса и таинства, а Иисус её лишь сопровождал.

Что случилось с ней? Умерла ли она на Земле Обетованной или, как утверждают некоторые, перебралась во Францию и продолжила служение там.

Большинство христиан считают её блудницей, которая встретила Иисуса и преобразилась, но в апокрифических Евангелиях говорится, что они не просто были близки, но она имела над ним власть. Иисус был очарован ею.

Настоящая Мария Магдалина гораздо интересней, чем та, о которой написано в Библии.

У Марии Магдалины были особые способности: она умела врачевать, поэтому её так почитают, как жрицу, как богиню.

Она была особенной. Подлинным Иисусом Христом была женщина – Мария, чью роль заретушировали. Мария была подлинным духовным лидером в Иудее первого века нашей эры.

Реальная Мария Магдалина – блудница или тринадцатый апостол?

St Baume, South of France (Сент-Бом, юг Франции). Рассказчик: Jamie Theakston. Это версия событий, о которой вы не прочтёте в Библии, но многие считают, что с тогдашним римским губернатором Иерусалима Понтием Пилатом была заключена сделка. Иисуса тайно вывезли из города в день распятия, может, мёртвого, а может, и живого или погружённого в сон. Этим и объясняется отсутствие тела в пещере. Но правда ли это?

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

В Библии достаточно намёков на то, что Иисус не умер на кресте: ему не ломали ноги, он не пробыл на кресте достаточно долго, чтобы умереть. Распятие – это долгая и мучительная смерть. Его довольно быстро сняли и через некоторое время Иисус опять появляется. И если он и вправду Царь Иудейский, так это серьёзная угроза Риму, потому что он может поднять народ на бунт. Ему нужно было исчезнуть. И Мария, согласно житиям святых, покидает Святую землю и отправляется во Францию. Вопрос – был ли с ней Иисус или, может, его тело? Что произошло?

Когда римляне распяли Иисуса, Мария Магдалина была рядом и поддерживала его до самых последних минут, затем оплакивала его смерть. Она первая обнаружила пустую пещеру и была свидетелем Воскрешения.

В искусстве её часто изображают полуголой или отшельницей, кающейся в своих грехах в пустыне изгоем. Нам она известна как блудница. Этот образ, прочно устоявшийся в сознании учёных и историков, не имеет ничего общего с настоящей Марией Магдалиной.

Она упоминается во всех четырёх Евангелиях Нового Завета, но нигде не говорится, что она блудница или грешница.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Библейская Мария Магдалина – довольно пассивная фигура. Это женщина, которая спаслась. И если считать эту историю сказкой, то она в ней вроде прекрасной принцессы, которую нужно спасти. Она кающаяся грешница, которая в какой-то момент встретилась на пути Иисуса. Но некоторые историки верят в то, что настоящая Мария Магдалина разделяла убеждения Иисуса и поддерживала его. Возможно, она даже была тринадцатым апостолом! Многие верят в это.

Путаница с Мариями: объединили и оболгали

Ross Andrews

Author & Historian

Вероятно, она жила у Галилейского моря в маленькой рыбацкой деревне. Одни считают, что её корни в Эфиопии, в Сент-Мари-де-ла-Мер, другие – что в Египте. Довольно трудно выбрать одну версию и сказать, что вот эта – настоящая Мария Магдалина.

Похоже, что иногда Марию путают с двумя другими женскими персонажами Библии – с Марией, сестрой Марфы, и с безымянной грешницей из Евангелия от Луки. Они обе омыли ступни Иисуса своими волосами.

В VI веке папа Григорий сделал это ложное предположение, официально предположив, что эти три персонажа – один и тот же человек: Мария Магдалина.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

После появления христианства, когда новая вера стала распространяться, одной из особенностей было то, что роль Марии Магдалины стала принижаться, и к VI веку она стала ассоциироваться с женщиной, по Библии, совершившей прелюбодеяние. Именно тогда она стала той, какой мы её знаем, – падшей женщиной, грешной блудницей, отрицательным героем.

Richard Felix

Author & Historian

Образ подлинной Марии Магдалины был изменён церковью, так же, как и Библия, которая переписывалась, редактировалась множество раз. Посвящённую, мудрую, благородную женщину выставили блудницей, грешницей, каковыми тогда и считали женщин. В христианстве преобладают мужские образы, женщины – низшие существа.

Lynn Picknett

Когда раннехристианская церковь решила, что главные в этой религии – мужчины, Мария стала для женщин примером для подражания. Женщина должна была подчиняться мужчине, и, да, в этом они преуспели, во многом благодаря образу Марии Магдалины. Её имя настолько прочно связано с женским стыдом, что на протяжении веков падших женщин называли магдалинами. Это же ужасно, это последняя капля!

Линн Пикнетт написала три книги о Марии Магдалине и 30 лет своей жизни посвятила поискам правды о ней.

Jamie Theakston: Так кем же была Мария Магдалина?

Lynn Picknett: Церковная версия истории о ней базируется на новозаветных Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и в них она упоминается вскользь. Можно строить множество предположений относительно неё, но впервые она выходит на передний план в сцене распятия.

Она сидит у подножия креста, затем входит в пещеру и видит, что тело Иисуса исчезло!

Далее она, предположительно, встречается с ним в саду – с воскресшим Иисусом. Это её звёздный час: смерть Иисуса! Она была там, играла важную роль в этих событиях. Вот только в канонических Евангелиях её значимость подчёркивается только когда история подходит к концу.

Нечто великое ожидает нас, я знаю – мне было видение, настолько прекрасное, что не описать словами…

Кто изобразил её такой в Библии?

Ответственность лежит целиком на католической церкви. В Библии нигде не сказано, что она была блудницей. Лишь в VIII веке папа римский описал её как грешницу, не более того. Но раз она женщина, значит, блудница – с тех пор так и повелось. Но эта женщина была призвана вместе с Иисусом. Свою миссию они начали вместе, она была ему ровней. Были женщины, которые проповедовали, крестили, врачевали, даже причащали к таинствам. И когда церковь в ранние свои годы спрашивала об этом людей, те отвечали: «Разве вы не знали? Иисус действовал по наущению Марии Магдалины». И первые христиане знали это. Они знали, что Иисус наделял женщин силой и что Мария Магдалина была, как сказано в апокрифах, «первейшим из апостолов». Не Святой Пётр, а она была призвана.

Ищущий его да обрящет…

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Часто женские имена стирали из истории. Этой истории 2000 лет, и, если и была такая женщина, обладавшая силой и значимостью, её имя убрали, а её деяния приписали Иисусу. Вот что любопытно: для меня слова Иисуса звучат как речь хиппи – он ведь хотел всеобщего равенства и справедливости! Что ж, тогда и женщину он должен был считать равноправной, а её мнение значимым. То есть женщина могла проповедовать и нести библейскую мудрость людям.

Откройте сердца ваши, и разум ваш, и души ваши…

Andrew Gough

Надо помнить, что всё, что мы знаем об Иисусе и Марии Магдалине, было написано уже после того, как их не стало. А представьте, как группа теологов на Первом Никейском соборе говорит: «Ну, о чём будем писать, ребята?». Я полагаю, что они написали историю Иисуса для того, чтобы скрыть факт, что лидером духовной общины первого века нашей эры являлась женщина, а не мужчина.

Жизнь Марии Магдалины во Франции: вопросы, загадки

Наиболее невероятной является версия о том, что Мария Магдалина бежала из Святой земли во Францию, будучи беременной от Иисуса.

Richard Felix

Author & Historian

Мария прибыла во Францию и внезапно оказалась в центре местной христианской общины. Эти люди прожили 30 лет в пещерах, как отшельники, занимаясь целительством, совершая чудеса, величайшим из которых по легенде стало прибытие именно к ним Марии с ребёнком под сердцем.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Некоторые верят, что Мария Магдалина была женой Иисуса и они хотели жить семьёй. Вряд ли этому есть подтверждение, но мы знаем точно, что в те времена женщин вымарывали из истории и роль Марии в жизни Иисуса принизили. На самом деле её роль и в становлении христианства, и в отношениях с Иисусом была более значимой – её просто замалчивали. Я полагаю, это всё потому, что она была женщиной, всё дело в этом.

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). Этот маленький городок на юге Франции находится близ Марселя и называется Сент-Мари-де-ла-Мер или «Святая Мария с моря». Считается, что здесь, в 45-м году, на берег сошли Мария Магдалина и сопровождавшие её люди.

По легенде, они прибыли сюда из Александрии, из Египта. Сопровождал её дядя Иисуса Иосиф Аримафейский и, возможно, они везли с собой тело Иисуса. Местная церковь празднует это событие, но слегка путая события, отмечая прибытие в этот день не одной, а сразу трёх Марий.

Ешьте! Это праздничная трапеза для всех нас во имя пути пройденного и пути, который ещё предстоит пройти. Я горжусь вами. Ешьте, пейте!

Первая церковь Святой Марии была построена здесь в IX веке, и моим проводником будет местный гид, много знающий о Марии, Мартина Гийо.

Jamie Theakston: Мартина, чем занялась Мария Магдалина по прибытии сюда?

Не только Мария Магдалина, но и все прибывшие с ней. Их миссия – рассказать о том, что Иисус жив и он воскрес. Сюда прибыла и Дева Мария, ей было около 60-ти, другие были моложе – как Мария Магдалина, которой было лет 30-35. Они прибыли с вестью об Иисусе и Евангелии.

Значит, Мария Магдалина проповедовала тут?

Да, я считаю, что они прибыли сюда именно за этим…

Andrew Gough

В Библии в сцене распятия, погребения и воскрешения Мария почти не упоминается, потом вообще исчезает. Но тут же она возникает в традициях Южной Франции, куда она, вероятно, отбыла, и тут есть связь – её изгнали из крупнейшей иудейской общины. Куда ей податься? Вторая по величине иудейская община тогда находилась в Галлии, во Франции.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Она не просто переехала и «залегла на дно», у неё была миссия. Если она была близкой сподвижницей Иисуса, значит, она разделяла его идеологию и образ его мыслей. Поверила в то же, во что верил он, и не собиралась оставаться в тени. Она стала миссионером, несущим его слово.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Она была богатой женщиной с целью в жизни. Она прибыла на юг Франции, проповедовала, врачевала, возможно даже и крестила людей. В Лангедоке есть реки с названиями Сурз Мадлен, река Магдалины, по легенде, она в них совершала крещение. Она – эпическая личность, возможно, первый апостол.

Святые мощи: Мария Магдалина существовала!

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). На самом верху церкви Святой Марии есть небольшая часовня, где хранятся мощи трёх Марий. Мартина получила для нас разрешение на её посещение.

Jamie Theakston: Что это? Частная молельня?

Martine Guillot. Local Guide: Это верхняя часовня. Она так и называется. Находится она в колокольне. Сначала она была посвящена Михаилу Архангелу, как все верхние часовни Франции, потом сюда перенесли мощи Святой Марии.

Значит, мы в церкви?

Там – реликварий. Там тоже хранится часть мощей Марии Саломеевой и Марии Иаковлевой. Там 11 фрагментов костей, обугленных, потому что мощи сожгли во время Французской революции.

Значит, там частицы мощей Марии?

Guy Walters

Author, “Hunting Evil”

Эта история повествует нам о том, что Мария Магдалина окончила свои дни во Франции, будучи фигурой, за которую мы всегда принимали Иисуса. Значит, она, являясь по сути бродягой, проповедовала слово божие и распространяла христианское учение. Что ж, это интересная мысль!

Jamie Theakston: Почему тут нет мощей Марии Магдалины?

Martine Guillot. Local Guide: Мария Магдалина не осталась здесь. Когда прибыло судно, на берег сошли Мария Иаковлева и Мария Саломеева. Мария Магдалина отправилась дальше.

А вы знаете куда?

Сент-Бом. Мощи Марии Магдалины находятся в Сент-Боме, в церкви Сен-Максимен (фр. Saint-Maximin-la-Sainte-Baume).

Pilgrimage of the Gypsies, South of France. Каждый год в мае маленький городок отмечает прибытие трёх Марий большим фестивалем. Ларец с мощами аккуратно опускают с колокольни вниз. Процессия последует за ним и за священной лодкой к берегу моря. И епископ на пути процессии благословит тысячи собравшихся – все они чествуют прибытие трёх Марий.

Jamie Theakston: Эту лодку отнесут к морю?

Martine Guillot. Local Guide: Да, к морю. Её, конечно, будут держать над водой, и в этот момент епископ благословит море и святые мощи. Мощи из реликвария, потому что море принесло нам слово божие.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

Даже католическая церковь считает, что Мария прибыла во Францию. Её мощи хранятся в базилике Святого Петра. Т.е. католики признают старинную версию о том, что Мария прибыла во Францию. Тут есть местная интерпретация этой истории о том, что она продолжила дело Иисуса, и в апокрифических Евангелиях она участница таинств Иисусовых.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Именно её спрашивали другие апостолы, что сказал ей Иисус, потому что она знала больше, чем они. На юге Франции до сих пор возжигают свечи во славу Марии Магдалины, потому что она часть христианства и миссии Иисуса. Она исцеляла, пользовалась авторитетом и была сильной женщиной. То есть даже в католических странах есть люди, которые не принимают библейский образ этой женщины, и мы считаем, что она была более властной фигурой, чем это отражено в Писании.

St Maximin, South of France. В 1279 году во время раскопок в склепе французской церкви Сен-Максимен была обнаружена могила первого века. И в ней удивительная находка – мраморный саркофаг.

Карл II, граф Прованский, сказал, что вёл эти раскопки потому, что ему было видение, в котором явилась Мария Магдалина.

Когда саркофаг открыли, оттуда пошёл приятный сладкий запах, который посчитали символом того, что Мария .

Паломники и туристы ото всюду стремятся к мощам Магдалины. Меня сопровождает местный священник отец Флорьен Расин.

Father Florien Racine: Джеми, мы идём в склеп Марии Магдалины IV века. Тут хранятся её останки, мощи. Вот тут – старинная решётка. Тут холодновато, значит, церковь была построена над этим склепом.

Джеми, теперь мы в склепе, и тут видны саркофаги. И этот – Марии Магдалины. Он сделан из мрамора, прекрасного полупрозрачного мрамора. Если его подсветить, он будет просвечиваться. На саркофаге изображены сцены из жизни Марии Магдалины и Иисуса. Они сильно повреждены, потому что многие паломники стремились унести с собой кусочки этого мрамора. Поэтому он в плохом состоянии.

Andrew Gough

В церкви Сен-Максимен в Провансе хранится то, что они считают черепом Марии Магдалины. Выглядит он правдоподобно. Его используют в ритуалах, в церемониях и по сей день.

И в этом есть смысл, потому что важно знать, куда тебя поместят, если ты будешь значимым человеком. Где череп Иисуса? И не говорите мне, что он вознёсся! Такие вещи говорят нам: эти люди существовали и, вполне возможно, что это череп женщины, которая жила и проповедовала в то время.

Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймёт.

Father Florien Racine: Для христиан важно вернуться к традиции и вере в то, что Мария Магдалина существовала. Это не легенда. Многие паломники обрели здесь благодать, молясь Марии Магдалине.

Jamie Theakston: Откуда известно, что это череп настоящей Марии Магдалины?

Её похоронили здесь и в IV веке переложили её останки в саркофаг. В VII-VIII веке сюда добрались сарацины, и пришлось убрать все саркофаги под землю, и почитание Марии Магдалины стало местной традицией. Мы знаем, что здесь ничего не было, всё было разрушено, и лишь в 1279 году Карл II Анжуйский провёл здесь раскопки, нашёл эти саркофаги глубоко под землёй. Затем он взял череп Марии Магдалины, найденный здесь, и отправился в Ватикан к тогдашнему папе Бонифацию VIII. У папы к тому времени уже была челюсть Марии. И когда привезли череп, челюсть идеально к нему подошла. И тогда Бонифаций VIII признал, что мощи из Сен-Максимен принадлежат Марии Магдалине.

Любопытно, но череп Марии Магдалины был найден с остатками кожи в тех местах, где его якобы касался сам Иисус.

Когда Мария Магдалина узрела Воскресение Господне, она пыталась удержать Иисуса, припав к его ногам, и он сказал: «Не касайся меня!» и отстранил её, дотронувшись до её кожи (на лбу). По-латыни мы говорим Noli me tangere . Кусочки кожи были оторваны во время Французской революции и позже помещены в этот ковчежец, видите?

Это кожа Марии Магдалины, которой касался Иисус?

Именно! Это и есть символ Воскресения Господня.

Моей задачей, так сказать, было найти настоящую Марию Магдалину, и вот она!

Да, это она, вы нашли её.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Для местной католической церкви она очень важна, и, я думаю, что Марию Магдалину здесь чтут потому, что она жила с ними все эти годы. Они знают, какой она действительно была, и этот образ не соответствует каноническому. Они чтут лишь одну из версий её жития, они не считают её равноправным партнёром Иисуса на духовном уровне. Они почитают блудницу, раскаявшуюся и вновь обретшую веру.

Жена Иисуса?

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). Более 100 лет назад эта история получила интересное развитие. В 1896 году на каирском базаре один немецкий учёный нашёл любопытную папирусную книгу. Она была в кожаной обложке и написана на коптском языке. Это было Евангелие от Марии.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Если мы посмотрим на неканонические евангелия, отвергнутые Церковью в IV-V вв., на апокрифическое Евангелие от Филиппа, от Фомы, от Марии Магдалины – она там главная. Нет, главный, конечно, Иисус, но Мария равна ему, и мы получаем очень чёткую картину. Прежде всего, она энергичная, её нельзя заставить молчать, она ведёт себя не так, как иудейская женщина того времени, ей не скажешь «знай своё место!». Её волосы распущены. Тогда такую причёску делали только женщины определённой репутации. Но ей всё равно, ей важнее её отношения с Иисусом. Из апокрифов ясно, что их отношения – не просто близость, но близость физическая. И она имела власть над Иисусом – он был очарован ею.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

В неканонических Евангелиях, вроде Евангелия от Марии, Евангелия от Филиппа о ней говорится как о первейшем апостоле. О том, что у неё была интимная близость с Иисусом – он часто целовал её, любил её – об этом чётко говорит один из апостолов: «Почему ты не любишь нас, как любишь её?». Иисус отвечал: «Потому что я люблю её не так, как вас». То есть в апокрифах точно сказано, что она много значила для него, и была его спутницей. Её описывают как спутницу Иисуса, то есть она ему ровня.

Ross Andrews

Author & Historian

Отношения Марии и Иисуса очень противоречивы. Большинство библейских историков и богословов смотрят на них с библейской точки зрения. Но если вы хотите очистить их от мифов и легенд, чтобы найти факты, перед вами станет вопрос веры. И тут вам предстоит взглянуть на эту историю с другого ракурса. Весьма вероятно, что Иисус был женат, возможно, у него были дети; странно, если б у него их не было. И если мы предположим, что он женат, то на ком же? Разве не на женщине, которая всегда сопровождает его, говорит от его имени? В некоторых текстах они даже целуются и гуляют вместе, и даже он «разделяет жизнь свою с ней». Я бы сказал, что они были женаты.

Andrew Gough

Если посмотреть на жизнь Марии Магдалины, она пользовалась дорогими мазями, притираниями, целовала Иисуса в губы, появилась у креста, возможно, уже беременной. Она единственная узрела его воскресение! Такое поведение позволительно далеко не любому спутнику. Жене – да, лидеру духовной общины – тоже.

Когда у Марии Магдалины возникла интимная близость с Иисусом, возможно, от этой связи появился ребёнок. Но одно мы знаем точно – на юге Франции Мария почитается как важнейшая библейская фигура. Она с небольшой группой последователей стала проповедовать и распространять учение Евангелий. В этой местности во многих церквях есть реликвии, посвящённые Марии.

St Maximin, South of France. Отец Флорьен Расин покажет мне реликвии, обнаруженные в то же время, что и череп Марии.

Father Florien Racine: Мы идём в ризницу базилики. Я хочу показать тебе, Джеми, кое-что интересное… Здесь волос Марии Магдалины.

Jamie Theakston: Ух ты! Можно подержать?

Да, пожалуйста. У тебя в руках волос Марии Магдалины, который был на её черепе, когда его нашли в 1279 году. Небольшой фрагмент волоса.

Недавно мы провели его исследование и нашли следы красного пигмента. Теперь мы знаем, что Мария Магдалина была рыжая.

Рыжий волос! На многих картинах её так изображают? Рыжей, правда?

Да, это важно. Особенно потому, что в Евангелии Мария скорбит у ног Иисуса и вытирает свои слёзы волосами.

Затем выливает благовония на ступни Иисуса и протирает их опять же своими волосами. Поэтому волосы Марии так значимы и важны.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

Образ Марии важен потому, что она стояла у истоков христианства. Если вы христианин, то путь Марии должен быть вам близок, потому что остальные апостолы приняли её близость к Иисусу и её участие в проповедях. Духовное становление человека в Библии не показывается, но она вполне могла принести христианство во Францию.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Многие считают, что Иисус в этом союзе играл доминирующую роль, так как он был мужчиной и тогдашний мир был мужским. Но почему он тогда позволил ей сидеть у подножия креста в Иудее? Думаю, что между ними существовала духовная связь, и тут мы явственно видим изменение его доктрины под её влиянием. И ещё – она не записывала его речи, не пыталась их сохранить. Видимо, она была автором многих из них, и когда Иисус сошёл со сцены, она подняла его знамя.

Отец Расин показал мне ещё один предмет. Плащаницу XIV века, которую носили во время процессий, посвящённых Марии.

Father Florien Racine: Развернём её, она старая и хрупкая.

Когда его сын стал епископом, он мог использовать плащаницу во время процессии в честь Марии Магдалины.

Jamie Theakston: То есть церковь считает, что Мария Магдалина существовала в самом деле? Это так? Вы верите в это?

Martine Guillot. Local Guide: Да.

В то, что она была блудницей, которая преобразилась?

Да, раскаявшаяся.

Раскаяние из блудницы сотворило апостола Христова? И в этом суть этой истории?

Да-да, именно так. Это её настоящий жизненный путь.

Апостольское служение: женщина, равная мужчине

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Это особое место. Если смотреть на пещеру, то это церковь. Она походит на церковь, и не на самую бедную церковь.

Представьте, она прожила в этом гроте последние 30 лет своей жизни. Тут всё пропитано её необычной энергией. Возможно, она тут скрывалась, так говорит официальная история. Она бежала из Святой Земли – там её преследовали ранние христиане. Может, она и скрывалась, но ей нужна была и духовная подпитка. Сказано, что она пришла сюда и провела остаток своих дней в молениях об отпущении её грехов. И, конечно, она молилась Иисусу, посвящая свою жизнь апостольскому служению.

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Эту часовню построили монахи Ордена доминиканцев, которым она до сих пор и принадлежит. Они сделали её очень красивой и посвятили её Марии от всей души и сердца. Паломники посещают её ради Марии Магдалины. Легенды и хроники говорят, что она обратила в истинную веру весь Прованс и лишь тогда удалилась в пещеру. Люди посещали её там, чтобы побеседовать и уверовать, но скорее всего, это подтасовка фактов, местные байки, не иначе.

Будучи здесь, вы поразитесь, насколько много паломников и туристов приезжает сюда, впечатлённые историей Марии Магдалины. Я уверен, что их манит её образ, настолько приниженный в Библии. Поразительно, но вплоть до 1969 года церковь считала её блудницей, а теперь почитает её, как врачевателя, священника и защитницу христианства, как бы странно это не звучало.

В любом случае, Мария Магдалина – один из самых противоречивых персонажей в Библии. Историки уверены, что если она и впрямь существовала, то в III-IV веке в Новом Завете на неё навесили клеймо блудницы. Зачем это было сделано – вопрос открытый.

Многие современные учёные и историки считают, что это было сделано для того, чтобы дискредитировать её любовника, который, небесспорно, считается мессией.

Jamie Theakston: Как вы думаете, в истории Марии Магдалины будет написана ещё одна глава?

Lynn Picknett. Со-Author, “The Templar Revelation”: Что до меня, то я не перестану исследовать эту историю, потому что в ней есть всё, что нужно для повествования. И для таких людей как я, интересующихся религией и её влиянием на культуру, этот поиск продолжится. Хотите почитать Марию Магдалину – начните сейчас.

Robert Howells

Author, “The Last Pope” Author & Historian

Я считаю, что последние 2000 лет мы смотрели на женщин, в частности, на Марию Магдалину, под другим ракурсом. И вот внезапно женщина уравнялась в правах с мужчиной. Наконец-то это свершилось. И в нынешнем контексте Марию Магдалину можно считать новым мессией.

Andrew Gough

Ирония заключается в том, что в последние годы церковь официально заявляет о том, что она не была блудницей. И именно это заявление делает её ещё более популярной. Мария – современная рок-звезда, икона феминистского движения и наиболее почитаемая женщина в истории. Так-то, католическая церковь!

Так была ли Мария Магдалина любовницей и женой Иисуса? Зачала ли она от него ребёнка или, может, нескольких? Была ли она подлинной мессией и главой новой христианской церкви, которую просто вычеркнули из истории через пару веков после её смерти, заклеймив как блудницу? Будет ли церковь поддерживать и дальше этот обман? Составьте своё мнение, до новых встреч!

Христианские предания о Марии Магдалине, сохранившиеся во всех четырех новозаветных Евангелиях, рассказывают о ней как о верной последовательнице Иисуса Христа. Согласно писаниям, Иисус начал проповедовать в Галилее, где он собрал небольшую группу учеников из низших слоев населения. В районе Генисаретского озера располагались рыбачьи поселки, центром которых была Магдала. Из Магдалы и была родом Мария, известная как блудница.

"И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале;
и, привалив большой камень к двери гроба, удалился" (Мф.27:59,60).

Она присутствовала и при распятии Иисуса, и при обнаружении могилы, опустевшей на следующее утро Воскресения. И все же Мария Магдалина остаётся наиболее не замечаемой и загадочной фигурой.

Спекуляции вокруг её роли в становлении и развитии раннего христианства относятся уже к первым векам. Долгое время она является объектом обсуждения многих не похожих друг на друга теорий и мифов. Помимо поверий, навязанных народными преданиями, в Евангелиях нигде ни прямо, ни косвенно не говорится, что Мария Магдалина до личного знакомства с Иисусом была когда-то блудницей.

В повествовании о “кающейся грешнице”, которая отерла ноги Иисуса своими волосами, евангелист Лука (7:36-50) не называет её имени. Но это еще не означает, что “грешницей” была не Мария Магдалина. Так же не упоминается её имя в качестве женщины, уличенной в неверности и спасенной Иисусом от побития камнями до смерти (Иоанн 8:1-11). Тот же Лука, наконец, упоминает ее как одну из женщин, которых исцелил Иисус “от злых духов и болезней” и из Марии “вышли семь бесов” (8:2). Не раз предполагалось, что семь изгнанных демонов - это вообще-то символ грехов Магдалины, которая, исходя из этого, становилась грешницей. Поэтому греховность Марии, как пишет Рамон К. Хусино в работе “Мария Магдалина - автор Четвертого Евангелия?” (afield.org.ua/ist/magdalenа), допускает предположение ее греха сексуального, что обычно не делается в отношении тех мужчин, которых устанавливают как бывших грешников. 22 Гипотеза автора включает в себя утверждение, что до-каноническая версия Четвёртого Евангелия чётко называла Марию Магдалину тем самым любимым учеником, которым считается апостол Иоанн. Это объясняет идентификацию Марии Магдалины как любимого ученика в нескольких древних гностических источниках из собрания книг, известного как Библиотека Наг-Хаммади. 23

Имеется две версии жизни Марии Магдалины после вознесения Иисуса Христа - греческая и латинская.

В Православном календаре находим изложение греческих авторов VII века: “равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц” родилась в местечке Магдалы в Галилее, после драматического события на Голгофе благовествовала не только в Иерусалиме. В Риме встречалась с императором Тиверием (14-37), рассказала ему об Иисусе и поднесла кесарю красное яйцо со словами: “Христос воскрес!”

Затем она отправилась в Эфес (Малая Азия), где помогала апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же скончалась и была погребена. В 869 году по велению византийского императора Льва Философа ее нетленные мощи перенесли в Константинополь в церковь святого Лазаря, а во время крестовых походов, предположительно, увезли в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского под алтарем. Папа Римский Гонорий III (1216-1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где воздвигнут посвященный ей храм. Другие части хранятся в монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. (days.ru.)

Латинская версия ведет нас к путешествию Марии Магдалины в Галлию. И здесь мы погружаемся в сакральную тайну Святого Грааля, сказания о котором передавались из поколения в поколение.

Образ Грааля представлялся по-разному: то чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере, то драгоценный камень, символично отождествлявшийся с таинством знаний, которого были лишены избранные. Считается, что чаша-Грааль была наполнена Иосифом Аримафейским кровью распятого Иисуса и сохранена им. Он же отнес тело Христа с Голгофы в могилу-усыпальницу, приготовленную для себя.

Спасаясь от преследований, Мария Магдалина вместе с сестрой Марфой, братом Лазарем и Дионисием Ареопагитом высадились около Марселя. До своей смерти Мария Магдалина якобы прятала Грааль в пещере. Здесь она проповедовала христианство и умерла в 63 году. Похоронили ее в в аббатстве Сент-Максимин. При вскрытии в XIII веке гробницы Марии в ней был обнаружен алебастровый сосуд, содержащий остатки засохшей крови. Останки перенесли в город Везеле и воздвигли собор в честь Марии Магдалины. Во времена Великой Французской революции они были уничтожены.

В “Золотой легенде” - житиях святых, собранных генуэзским архиепископом Джакопо де Вораджини, - происхождение Марии Магдалины относят к царственной династии колена Вениамина. Она якобы владела крепостью Магдала недалеко от Генисарета в Вифании близ Иерусалима, а отсюда-де и ее прозвание Магдалина. В легенде утверждается, что вместе с Марией Магдалиной на судне прибыл и Иосиф Аримафейский.

Согласно еще одной версии, Иосиф Аримафейский отвез чашу и копье римского легионера, проткнувшего пригвожденного Иисуса, в Гластонберри, Англию, где было основано Гластонберрийское аббатство. Эти реликвии исчезли без следа после пожара в старой церкви, в которой они размещались.

В средневековой Франции Мария Магдалина почиталась, как просветительница и в ее честь было возведено много храмов и часовен. “Особенно широкое распространение культ Марии Магдалины получил в городке Ренн-ле-Шато в провинции Лангедок, где построенный в ее честь большой храм был расписан замечательными фресками о житии святой.” 24

“Нетрадиционный” взгляд на Марию Магдалину мы находим в книге и блокбастере Дэна Брауна “Код да Винчи”. Мария Магдалина с ребенком покинула Святую землю и нашла прибежище в Галлии, где потомство Иисуса Христа пустило свои корни.

Теорий о Священном Граале и о Братстве Грааля создано много. Самим ранним вариантом из рассказов о Граале является “Персеваль или сказка о Граале” (“Conte de Graal”), созданным приблизительно в 1180 г. известным поэтом и трубадуром Кретьеном де Труа. Рассказ остался незаконченным. Это сочинение использовал Вольфрам фон Эшенбах в своей поэме о Парцифале, в которой Грааль - камень из рая, “камень света”, принесенный ангелами на землю. А Братство Грааля у него - это религиозный союз, отличающийся от католической церкви, некая община избранных. Чаша Грааля - волшебная. Вблизи Чаши исчезают болезни и смерть уже не всесильна. Затем появляются интерпретации этой темы, быстро нашедшие распространение по всей Европе. В первых вариантах работ о Граале применялись разные названия для одних и тех же символов: Sant Graal, San Graal, Sangraal.

Генри Линкольн, один из создателей “Священной Крови и Священного Грааля” во введении книги пишет, как он в 1969 году ознакомился с “секретными досье”, захороненными в Ренн-ле-Шато, что, собственно говоря, и породило замысел для написания их исследования.

По мнению английских журналистов, если правильно разделить это слово, то получится “Sang Raal”, или “Sang Real”, а это на современном английском означает “Sang Royal”, т. е. “королевская кровь”, под которой подразумеваются наследники Иисуса Христа и Марии Магдалины, - франкская династия Меровингов, самым знаменитым из королей которой был внук Меровея, Хлодвиг I, царствовавший с 481 по 511 гг. “Все французские школьники знают это имя, ибо благодаря нему Франция приняла христианство, и римско-католическая Церковь завоевала в Западной Европе главенство, которое продлилось не меньше, чем тысячу лет.” 25 Верными хранителями Грааля как “королевской крови” были тамплиеры, прямо происходившие от тайного общества “Приорат Сиона”. С другой стороны, Грааль - это сосуд, принявший и сохранивший кровь Иисуса. А в широком смысле - это “грудь Марии Магдалины”, затем сама она, культ которой понемногу смешивается с культом Девы Марии.

Общество “Приорат Сиона”, основанное в 1099 г. в Иерусалиме французским королем Годфруа де Буйоном, ставило перед собой задачу якобы восстановления династии Меровингов. Военно-монашеский орден рыцарей Храма (тамплиеров) 26 оформился в 1128 году по инициативе писателя-мистика аббата Бернара Клервосского, который еще при жизни был канонизирован в святые. Членами ордена стали рыцари, принимавшие участие во втором крестовом походе и вернувшиеся из Палестины. В рядах Ордена состояли 15 тысяч рыцарей и 45 тысяч сержантов и ими правил Великий Магистр, формально подчинявшийся Римскому Папе. Однако в исторических документах фактов связи Ордена тамплиеров с легендой о “семье Иисуса” не отражено. В 1307 году король Франции Филипп Красивый обвинил тамплиеров в ереси, разгромил их резиденции и арестовал имущество. Согласно одному из протоколов допроса рыцарей, в ночь перед началом арестов тамплиеры успели вывезти и укрыть обозы с несметными ценностями Ордена. После разгрома Ордена вплоть до XIX века существовали многочисленные общества и организации, пронесшие сквозь века таинственные знания гностиков и тамплиеров о Святом Граале.

В начале прошлого века в Германии возникло оккультное общество “Туле”, поставившее вопрос о Граале. В 1930 году исследования возглавил Отто Ран, один из разработчиков теории существования нордической расы. Он посетил развалины Монсегюра - неприступной крепости альбигойцев, последователей еретического учения средних веков, которые хранили реликвию Грааля. Монсегюр пал в 1244 году. Вернувшись, Ран издал книгу “Крестовый поход против Грааля”, и после очередной поездки во Францию в 1937 г. он бесследно исчез. В 1943 году в Монсегюр вновь прибыла огромная экспедиция, организованная научным институтом “Аненербе”. Институт работал так успешно, что в январе 1939 года его включили в состав СС, и “к этому времени Аненербе располагал 50-ю научными институтами, деятельность которых координировал профессор Вурст, специалист по древним культовым текстам, возглавлявший кафедру санскрита Мюнхенского университета”. 27 Некоторые газетные статьи уже после войны сообщали, что Святой Грааль, привезенный Марией Магдалиной в южную Францию 1900 лет назад, был обнаружен фашистами, но достоверной информации о местонахождении святыни нет.

Митрополит Кирилл, которого мы цитировали выше, уместно поднял семейный вопрос в древнееврейской традиции: целибат в те времена там подвергался остракизму. Сам Иисус рисует картину семейной жизни здесь и в горнем мире так: “чада века сего женятся и выходят замуж, а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят” (Лука 19:34-35). Отсюда фальсификаторы так называемой “семейной жизни” Христа делают свои заключения: “неженатый Иисус, обосабливающийся таким образом от своих современников и нарушающий закон предков, не преминул бы привлечь к себе внимание, и Евангелия говорили бы об этом, как об особенности, достойной того, чтобы ее отметить. Но нигде нет вопроса о возможном безбрачии Иисуса, и это молчание само по себе, по нашему мнению, составляет достаточно серьезный признак того, что он был женат”. 28 Ссылаются также на то, что учительский статус “равви” 29 указывающий на высокий уровень образованности Иисуса, по еврейскому закону, априори означал: “Неженатый человек не может претендовать на обучение других.” Усиленные поиски “жены Иисуса”, согласно сюжетной линии cherchez la femme (фр. - ищите женщину), привели авторов к евангельской “свадьбе в Кане”, которая чудесным образом и превращается в свадьбу… Иисуса и Марии Магдалины.

У Дэна Брауна были и более ранние предшественники. К примеру, до “Священной загадки” еще в 1970 г. появился роман члена французской Академии истории Робера Амбелена “Иисус, или Смертельный секрет тамплиеров”. В 60-е годы об ордене Храма писали Жерар де Сед (“Тамплиеры среди нас”) и Луи Шерпантье (“Тайны тамплиеров”).

Дальше своих товарищей по цеху пошел еще один англичанин Лоренс Гарднер, который, по словам Его Королевского Высочества принца Майкла Олбани, Главы королевского рода Стюартов в предисловии к его монографии “Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа” (М., 2000), проникнул “в самую суть всех доступных манускриптов и архивных документов” и проследил генеалогическую линию Иисуса Христа на протяжении веков среди правящих королевских домов Европы.

Гарднер утверждает, что наследники Давидова рода, каковым и был евангельский Иисус, по закону обязывались жениться и произвести на свет не менее двух сыновей. Поскольку интимная близость допускалась в строго регламентированные сроки, то репродукция проводилась в два этапа: к сентябрю следовал так называемый “первый брак”, а уже в декабре позволялись плотские отношения. Все остальное время года супруги жили отдельно друг от друга. “В случае зачатия невесты, для придания брачному союзу законного статуса, в марте заключался “второй брак”” 30 . Весь этот период между “браками” “невеста” (вне зависимости от беременности) считалась молодой женщиной, “алмой”, или девственницей.

Два случая “помазания миром ног Иисуса” Марией Магдалиной (первый упоминался выше у Луки, второй у Иоанна 11:1-2) Гарднер называет исполнением древнего обряда, который представлял собой исключительную привилегию невесты мессианского рода при церемонии заключения “первого” и “второго брака”: “Только как законная супруга Иисуса и полноправная священнослужительница могла Мария помазать его голову и ноги освященным миром.” 31 (Отец Марии Магдалины, по Гарднеру, принадлежал к священническому роду Иаирову, так как самое первое упоминание о ней мы находим в истории о ее воскрешении из мертвых в качестве дочери Иаира. Родилась Мария в 3 году н. э., т. е. была младше Иисуса на девять лет.) Такая расточительность возмутила Иуду Искариота: “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?” (Иоанн 12:4-5), и таким образом он якобы “подготовил почву для предательства Иисуса”. Свадьба в Канне Галилейской, на которую был приглашен Иисус с учениками и матерью, явилась-де не заключением брака Иисуса с Магдалиной, а лишь “освященной трапезой”, предшествовавшей их обручению.

В “первый брак” с Иисусом Мария вступила в 30 г. У нее было трое детей: забеременев в декабре 32 г., она в следующем году заключила “второй брак” и родила дочь Фамарь. Четыре года спустя, появился на свет Иисус-младший, а в 44 г. родился Иосиф. В это время она уже пребывала в Массилии (Марсель). С нею туда приехала ее сестра Марфа со служанкой Марцеллой. Там же были апостол Филипп, Мария Иаковлева, а также Елена-Саломия. Высадились они в небольшом портовом городке Ратис, позднее называвшемся Ла-Сен-сюр-Мер.

С 63 года прах Марии Магдалины покоился в городе Экс-ан-Прованс (во времена Римской империи Аква-Секстиа). Латинское “аква” (вода) в средние века было искажено в “акса” (“экса”). Поэтому в преданиях Лангедока Мария Магдалина называется “Владычицей вод” или “Марией на море”. Дети Марии и Иисуса, положившие впоследствии начало роду Меровингов, превратились соответственно в “семейство на водах” - династию Аксов.

Гарднер, как и трое англичан, тоже считает, что римская церковь в противоборстве с истинным и чистым преданием о “семье Христа” по понятным причинам решила дискредитировать Марию Магдалину и, воплощая этот замысел, представила в Евангелиях ее, незамужнюю, как “грешницу”, тогда как в действительности она была целомудренной женщиной, подвергавшейся в то время “проверке после помолвки”. Таким образом, с легкой руки епископов Магдалина-грешница превратилась в блудницу, что значит - распутницу.

Кто не знает, поинтересуйтесь, где место женщины в еврейской синагоге: оно не изменилось за тысячелетия. А у гностиков и назореев, по Гарднеру, женщина была и учительницей, и врачом, и проповедником и даже священнослужителем. Поэтому-то благопристойная Мария Магдалина почиталась в южной Франции как “матерь Грааля” истинного христианства Запада. И именно поэтому Тертуллиан порицал еретиков-бунтовщиков, принявших вероучение о равноправии, и, конечно же, их дерзких женщин: “Они осмеливаются учить, спорить, изгонять духов, обещать исцеление, а может, даже и крестить.” 32

Чтобы продолжить разговор на заданную тему, необходимо разобраться в серьезном вопросе, касающемся непосредственно личности Иисуса Христа и его отношения к семейной жизни.

22. Лишь в 1969 году Римско-Католическая церковь перестала изображать Марию Магдалину проституткой.
23. Библиотека Наг-Хаммади была найдена в 1945 г. в районе Наг-Хаммади в Египте.
24. Татьяна Фадеева. Бывшая блудница - хранительница Грааля. Таинственная фигура Марии Магдалины привлекала к себе внимание во все времена / Татьяна Фадеева // Независимая газета. 2006. - 5 апреля.
25. М Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн / М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн. - СПб., 1993, с. 170-171.
26. Первые сведения об ордене Храма дает историк Гийом Тирский между 1169 г. и 1184 г. в своей книге “История заморских событий” (“Historia rerum in partibus transmarinis gestarum”). Орден основали в 1118 г. Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер, которые явились ко двору короля Иерусалима Балдуина II и попросили дозволения охранять паломника на пути от Яффы до Иерусалима. Король отдал в их распоряжение южное крыло дворца близ Храма Господня. Так, через десять лет будущий орден получил свое название - орден Храма.
27. Луи Повель, Жак Бержье. Утро магов / Луи Повель, Жак Бержье. - Киев, 1994, с. 337.
28. М. Байджент,.. Указ. соч., с. 231.
29. Раввин - служитель культа, духовный руководитель верующих в иудейской религиозной общине.
30. Гарднер Л. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа / Л. Гарднер. - М., 2000, с. 80.
31. Там же, с. 81.
32. Тертуллиан. Избранные сочинения / Тертуллиан. - М., 1994. С. 127.

- (греч. Μαρία ή Μαγδαληυή), т. е. уроженка города Мигдал Эль, ср. евр. migdâl, арам. magdalâ , «башня»), в христианских преданиях женщина из Галилеи, последовательница Иисуса Христа; одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, была… … Энциклопедия мифологии

МАРИЯ МАГДАЛИНА, в христианстве раскаявшаяся грешница, преданная последовательница Иисуса Христа, удостоившаяся первой увидеть его воскресшим. Включена христианской церковью в число святых … Современная энциклопедия

Одна из жен мироносиц, преданнейшая последовательница Иисуса Христа, исцеленная им от семи бесов; первой удостоилась увидеть его воскресшим. Память 22 июля (4 августа) … Большой Энциклопедический словарь

- «МАРИЯ МАГДАЛИНА», СССР, МИР, 1990, цв., 77 мин. Социальная драма. В ролях: Лариса Гузеева (см. ГУЗЕЕВА Лариса Андреевна), Маша Капицкая, Николай Макушенко, Юрий Платонов (см. ПЛАТОНОВ Юрий), Юрий Чекулаев (см. ЧЕКУЛАЕВ Юрий Владимирович), Марина … Энциклопедия кино

- (греч. т. е. уроженка города Мигдал Эль, срв. евр. migdal, арам. magdala , «башня»), женщина из Галилеи, последовательница Иисуса Христа; одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью… … Энциклопедия культурологии

- (равноапостольная) (Мат.27:56 ,61, Мар.15:40 ,41, Иоан.19:25 , Лук.8:2 и др.) происходила из Галилейского города Магдалы в кол. Иссахаровом, близ Капернаума, отчего и получила свое название. Она была исцелена Господом от злых духов (Лук.8:13), и … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

В христианстве раскаявшаяся грешница, одна из жён мироносиц, преданная последовательница Иисуса Христа, удостоившаяся первой увидеть его воскресшим. Включена христианской церковью в число святых. * * * МАРИЯ МАГДАЛИНА МАРИЯ МАГДАЛИНА, одна из жен … Энциклопедический словарь

Равноапостольная, мироносица, в молодости так усиленно предавалась беспутной жизни, что оказалась порабощенной не одним, а семью бесами. Ее исцелил Иисус Христос, и она стала Его верной ученицей. Вместе с другими благочестивыми женщинами (См.:… … Русская история

Мария Магдалина - Мария из города Магдалы, которую Господь избавил от злых духов (Евангелие от Луки, 8, 2) и которая из чувства благодарности присоединилась к числу благочестивых жен, помогавших Господу своим имением и служивших Ему. Она присутствовала при… … Православная энциклопедия

Одна из жен мироносиц, преданнейшая последовательница И. Христа, некогда исцеленная Им от страшного недуга (семи бесов). Она происходила из г. Магдалы (тепер. Медждел), вела развратную жизнь и, под влиянием И. Христа возродившись к новой жизни … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Мария Магдалина , Бенуа Софья. Мария Магдалина – одна из самых таинственных личностей Евангелия. Представление о ней люди составили главным образом по картинам на библейские темы. На них, как правило, изображена…
  • Мария Магдалина , Густав Даниловский. Исторический роман Густава Даниловского Мария Магдалина является оригинальной и относительно свободной трактовкой евангельских событий. Перед читателем встаютживые, яркие образы жизнелюбивой…

Кумранские рукописи, найденные в пещерах возле Мертвого моря, содержат богатую коллекцию древней общины, жившей здесь в первые века христианства. Помимо исторически достоверных свидетельств, здесь содержится ряд псевдоэпиграфов. Разрозненные тексты, которые сохранились лишь частично, а также некоторые украденные местными контрабандистами документы, дают большую свободу для домысливания несуществующей информации. В частности утверждается, что найден отрывок из Евангелия, в котором написано, что у Христа была жена. Но до сих пор научным сообществом не подтверждена достоверность текста, в то время как подлинность папируса не вызывает сомнений.

Святая Мария Магдалина: непридуманная история

Иисус Христос и Мария Магдалина были действительно хорошо знакомы – это подтверждает Четвероевангелие – документы Церкви, которые имеют доказанную подлинность. Различные евангелия от Марии Магдалины, Иуды Искариота и прочие документы называются апокрифами.

Это книги, которые писали авторы древности и средневековья – они сохранились полностью или частично, но настолько, чтобы научным сообществом была доказана их неисторичность, пристрастность, а то и прямое несоответствие фактам. Также многие книги древности являются псевдоэпиграфичными, то есть, не соответствующими заявленному авторству. Лишь четыре евангелия полностью историчны, эпиграфичны и достоверны – от Иоанна, Матфея, Марка и Луки. Именно их признают все христианские конфессии мира.

История Марии Магдалины необычна и загадочна: под влиянием современной культуры и некоторых личных суждений тех, кто по-своему понял библейский рассказ, вокруг святой создался целый ореол таинственности. Некоторые считают, что Мария Магдалина была женой Иисуса Христа потому, что на гениальном полотне «Тайная Вечеря» апостол Иоанн Богослов расположен на груди у Христа, имеет длинные волосы и не имеет бороды.

Многие посчитали его девушкой, а так как Мария Магдалина в числе других жен мироносиц следовала везде за Христом, то ее и выбрали в качестве предполагаемой жены, изображенной на «Тайной вечери». Но рассказчики упускают тот факт, что согласно периодизации евангельских событий «любимый ученик» Христа– как он сам называет себя в своем евангелии – Иоанн являлся еще совсем молодым юношей. Из его Евангелия мы читаем, где располагался Иоанн на Тайной вечере, когда между учениками шел разговор о предателе:

«Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит». (Ин13:21-24)

Таким образом, Иоанн свидетельствует, что на Тайной Вечере он действительно возлежал на груди у Христа.

О том, что Мария Магдалина блудница некоторые делают вывод, читая о кающейся женщине, описанной в Евангелии:

«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». (Лк7:37-38)

Поступок этой женщины продиктован благодарностью Спасителю за прощеные грехи. Тот источник Божественной любви в ее сердце, открытый таким прощением, позволил без страха прийти на пир и выразить свое покаяние и благодарность Учителю. Но нигде не сказано, что это была именно Магдалина и доказательств тому, что Мария была блудницей нет, а домыслы относительно ее пороков так и остаются домыслами, а также желанием людей превратить историческую достоверность в романтическую (на их взгляд) теорию.

В действительности же Мария Магдалина была одержима бесами, ей никто не мог помочь, и она пришла к Христу, прося об исцелении, и получила его.

Житие Марии Магдалины

Мария из Магдалы, галилеянка, была избрана Христом в служение себе, так как, безусловно, такое служение является даром и высокой честью. Господь изгнал из нее семь бесов – число, означающее полноту и абсолютное избавление от всякой страсти. После такого подарка все сердце Марии принадлежало Христу, и она последовала за Ним, так как уверилась, что Он ее Спаситель и Бог.

Вместе с другими женами-мироносицами Мария помогала по хозяйской части, чтобы у Учителя не было недостатка в обслуге, относительно готовки еды и прочих бытовых мелочей. Любовь ее к Христу действительно была очень трогательной: из евангельского повествования мы знаем, что она никогда Его не покидала, не испугалась, когда Спасителя взяли под стражу, стояла недалеко у Распятия, видела Его мучения и смерть, принимала участие в пеленании и положении в гроб, стала первой, кто увидел Христа после Воскресения.

Таким образом, Мария Магдалина – это ключевая фигура, символ Благой Вести, ведь она первая воскликнула те самые слова, которые мы повторяем каждый год в самый великий праздник: «Христос Воскресе!». Ее вера не знала сомнений, простота ее преданности сделала возможным ее апостольское служение наравне с Двенадцатью главными учениками Христа – основоположниками учения.

По легенде, после Пятидесятницы Мария благовествовала по миру вместе с апостолами. За свой огромный вклад в дело проповеди Марию Магдалину называют равноапостольной. Она проповедовала в Италии и однажды пришла к языческому императору Тиверию, сказав ему «Христос Воскресе» протянула подарок – куриное яйцо, единственное, что было у подвижницы. Император презрительно ответил, что скорее вот это яйцо сейчас же станет красным, чем он поверит в Воскресение. Яйцо стало красным в тот же миг. Историки не признают событие с чудесным яйцом достоверным, но сама традиция полюбилась христианами.

Иисус Христос и Мария Магдалина

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине – это встреча двух друзей, ведь именно так относится Христос к своим последователям: «вы други Мои» — говорит Создатель мира через своих апостолов и нам. Но такую дружбу нужно заслужить преданностью, которую показала простая женщина из Магдалы, ничем не выдающаяся рядовая жительница.

Мария, едва рассвело, и кончился шабат – время покоя – была уже в гроте и обнаружила пустые пелены. Она испугалась и заплакала, так как подумала, что Христа украли и спрятали, а откровение о Его воскресении еще не было известно людям.

Раввуни!

Что она чувствовала в тот момент, когда вместе с немыслимым и невообразимым Воскресением перед ней открывалась новая реальность с бесконечной жизнью и новым мировым устройством. Когда вмиг преобразилась привычная картина мира, и человеку стало доступно бессмертие, подаренное Искуплением. В первый момент она даже не узнала Его лицо – не помещалось в сознании, что все может быть настолько хорошо.

Вряд ли она в этот момент задумывалась о смысле произошедшего. Ведь главное, что Учитель рядом и их больше не разлучает смерть – что может быть важнее для любящего сердца.

«Я видела Господа!» – только и могла сказать Мария на вопросительный взгляд учеников. Это было невероятно. «Он воистину Сын Божий!» — как сложно было в это поверить после кровавого месива, в которое превратили Учителя «служители закона».

Где похоронена Мария Магдалина

Могила Марии Магдалины находится в Эфесе, где жил в ссылке Иоанн Богослов. Именно под чутким руководством св. Марии Магдалины он написал свою 20 главу Евангелия, где описана встреча с Христом после Его Воскресения. Гробницу с местом ее упокоения желающие могут найти и сегодня, но святых мощей там нет со времен Льва Философа, который в 9-10 веке привез их в столицу Византийской империи.

Мощи Марии Магдалины были перенесены сначала в Константинополь, а после разрушения города – в Рим в собор св. Иоанна Латеранского, который в дальнейшем был переименован в честь Марии Магдалины. Часть мощей находится во Франции возле Марселя, в местечке Проваже, в освященном в ее честь храме. Еще часть мощей хранят афонские монахи в своих монастырях на Святой горе, куда женщинам нет прохода, а часть – в Иерусалиме. Частицы мощей можно встретить также в некоторых храмах России, так как здесь очень распространено почитание этой святой женщины.

О чем молятся Марии Магалине? Святая равноапостольная Мария Магдалина была мужественным человеком, в ней ее безразмерная любовь к Богу побеждала страх, малодушие и неверие. Поэтому ей молятся христиане некоторых конфессий о мужестве и чистой вере. Святая постоянно путешествовала ради проповеди христианской веры разным народам – ее можно просить об укреплении в вере и просвещении истиной. Как одна из жен мироносиц, Мария Магдалина явила собой идеал женственности, угодной Богу – жертвенной, любящей и верной.

День памяти Марии Магдалины установлен 22 июля (4 августа) и в день Жен Мироносиц в 3 воскресенье после Пасхи.

То, что Мария Магдалина – это жена Иисуса Христа противоречит и разрушает всю идеологию христианства о Единосущной Троице, возводя Богочеловека Христа на уровень обычного человека с земными целями плодиться и размножаться. Но заповедь «плодиться и размножаться» была дана Богом Адаму и Еве в раю, а не наоборот. Поэтому попытки свести Бога до уровня человека не закончатся успехом, ведь истинное христианство неуничтожимо и идет сквозь века, не взирая на попытки сильных мира сего подавить его гонениями и другими преградами. Потому что истинно слово, которое мы слышим из Евангелия: «Созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф14:18). И все христиане свято верят, что истинное христианство не истребится даже до последнего дня существования вселенной, а шелуха и плевелы ложных учений отпадут и сгорят в неугасимом огне.

С вятая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом- беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27, 61; Мк. 15,47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23,56).

Ранним утром на третий день после Распятия святая Мария Магдалина, опередив других жен-мироносиц, пришла ко гробу с ароматами и увидела, что камень, закрывавший вход в гробовую пещеру, отвален (Ин. 20, 1; Мк. 16, 4). Тогда она в смятении возвратилась в Иерусалим и позвала апостолов Петра и Иоанна: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его» (Ин. 20, 2). Апостолы Петр и Иоанн поспешили ко гробу и убедились, что он пуст: Тело Христово исчезло, пелены же, которыми оно было обвито, лежали отдельно от плата, покрывавшего Его главу. Пребывая в душевной растерянности, Петр и Иоанн вернулись в Иерусалим. Мария Магдалина осталась у гроба в безутешном горе, она не рассуждала о происшедшем, но мысли ее и сердце были со Христом. И когда она вновь заглянула во гроб, то увидела там двух Ангелов в белом одеянии, которые спросили ее: «Жена, что ты плачешь?» Страдание святой Марии было так велико, что она, не задумываясь, сказала о своей беде Ангелам то же, что сказала бы людям. Внезапно вид Ангелов стал особенно благоговейным; святая Мария Магдалина невольно обернулась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его (Ин. 20, 14). Господь не сразу открыл Себя ей, дабы она привыкла к Его облику. После сострадательного обращения к ней Спасителя- «Жена, что плачешь? Кого ищешь?» - святая Мария, приняв Его за садовника, почувствовала надежду. Она обратилась с доверчивой просьбой к Явившемуся: «Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин. 20, 15). И этого было достаточно, чтобы Христос дал ей узнать Себя. Он назвал ее по имени, и она бросилась к Его ногам, воскликнув: «Учитель!». Господь кротко отстранился от нее, дабы просветлить ее помышления и помочь ей уразуметь, что Он воскрес в преображенной плоти: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17). Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила Апостолам о виденном- «Христос воскрес!» Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

Апостолы вначале не поверили свидетельству Марии Магдалины. После унижения Господа на Кресте они не могли удержаться на высоте веры в Иисуса как Мессию: они воспринимали Его теперь лишь как пророка (Лк. 24, 19). Только после свидетельства святого апостола Петра, которому явился Воскресший Господь, апостолы утвердились в вере в Воскресшего Христа-Спасителя. Святая же Мария Магдалина неустанно проповедовала Воскресение Господне.

По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14- 37). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами – «Христос воскрес!». С этим поступком спятой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение). Предание утверждает, что Тиверий был тронут проповедью святой Марии. Он предложил римскому сенату включить Христа в сонм римских богов, но сенат отверг это предложение.

Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912) нетленные моши святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216-1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

Похожие публикации