Вечные изобретения древних римлян: фонтаны, дороги, право, праздники. Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру - закон

Одной из самых древних и могущественных цивилизаций по праву считается Римская империя. Она подарила миру уникальную культуру, которая и по сей день не перестает удивлять и восхищать. Особый интерес представляет архитектура Древнего Рима, которая смогла соединить в себе лучшие черты древнегреческого и этрусского наследия.

Особенности архитектуры Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима, как самобытный вид искусства, была сформирована в период IV—I вв. до н. э. Древним сооружениям лишь чудом удалось сохраниться до наших дней, невзирая на многочисленные войны и природные катаклизмы. Памятники архитектуры древнеримского зодчества и сейчас покоряют своей величественностью и монументальностью.

И это неудивительно, ведь именно древние римляне положили начало новой эпохе в мировой архитектуре, начав строительство внушительных общественных сооружений, рассчитанных на большое количество людей. К ним относятся театры и амфитеатры, рынки, библиотеки, термы, базилики, храмы.

Рис. 1. Терма в Древнем Риме.

При строительстве своего государства древние римляне использовали достижения греческих и этрусских мастеров. И если древние греки в архитектуре были тонкими ценителями прекрасного, то римляне показали себя практичными и дальновидными строителями. Позаимствовав полезные идеи, они смогли создать уникальную архитектуру, которая своим поистине колоссальным размахом смогла воплотить в камне всю мощь великой империи, стать ее символом на долгие века.

Самым известным памятником древнеримской архитектуры является Колизей. Это классический амфитеатр впечатляющих размеров, который использовался для проведения увеселительных мероприятий. На его арене устраивались гладиаторские бои, жестокие сражения крупных хищников и прочие развлечения. В III веке н. э. Колизею был нанесен серьезный ущерб во время сильного пожара. Но он был восстановлен и с тех пор привлекает к себе туристов со всего мира.

Рис. 2. Колизей.

Достижения архитектуры Древнего Рима

В Древнем мире архитектура Рима не знала себе равных. Огромные масштабы строительства, многообразие типов сооружений и композиционных форм, удивительные инженерные находки смогли возвеличить Древний Рим, укрепить его мощь и славу.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К наиболее значимым достижениям того периода истории следует отнести:

  • Пожалуй, самым важным изобретением древнеримских архитекторов стал бетон. Новый строительный материал состоял из воды, извести и щебня. Поначалу его применяли при строительстве дорог, но благодаря удивительной прочности и огнеупорным качествам бетон занял лидирующее место в возведении архитектурных сооружений.

Заливая бетоном пространство между двумя стенками, выложенными из кирпича, зодчие добивались невероятной устойчивости конструкции, и тем самым могли строить многоэтажные здания. Снаружи их покрывали гранитом или мрамором, богато украшали скульптурным декором.

  • Акведуки - арочные мосты - одно из важных достижений римских архитекторов. Впоследствии их конструкция послужила образцом для строительства железнодорожных и прочих транспортных мостов.

Рис. 3. Древнеримские акведуки.

  • Монолитность древнеримской архитектуры стала возможной благодаря использованию в строительстве всевозможных арок, опор и криволинейных перекрытий. Фасады амфитеатров и мосты укреплялись рядами аркад - характерной особенностью архитектуры Древнего Рима.
  • Сводчатые конструкции также стали важнейшим изобретением. Соединив вместе арки, римские зодчие смогли добиться усиления конструкции потолка и получить, таким образом, свод. Выстроив ряд арок в виде замкнутой окружности, они создали купол. В дальнейшем эти новшества послужили базой для развития многих архитектурных направлений.
3.9 . Всего получено оценок: 186.

Хотя Римская империя существовала более 2000 лет назад, её вклад в историю цивилизации переоценить сложно.

И не стоит думать, что в то время люди были примитивными и отсталыми.

Современное общество многими изобретениями и технологиями обязано именно римлянам.

1. Бетон


Римляне умели изготавливать прочный и долговечный бетон, который зачастую лучше современного. В то время как нынешний бетон разрушается в течение пятидесяти лет или даже менее того, римский бетон до сих пор остается таким, каким был тысячи лет назад. Ходят предания, что римский инженер Марк Витрувий создал этот сверхпрочный раствор из вулканического пепла, извести и морской воды.

Он смешивал эти три ингредиента с вулканическим камнем и погружал смесь в морскую воду. Примерно через десять лет в бетоне образовывался редкий минерал, называемый алюминий-тоберморит, который и позволял ему сохранять свою прочность.

2. Дороги и шоссе

Как только римляне поняли, что мощеные дороги могут помочь им сохранить сильную армию и империю, они построили их повсюду. В течение 700 лет они проложили 88 000 километров дорог по всей Европе. Эти дороги были хорошо спроектированы, рассчитаны на длительный срок эксплуатации и позволяли быстро путешествовать по империи. Прошло 2 000 лет, но многие римские дороги все еще существуют и сегодня.

3. Культура питания

Римляне любили хорошо поесть, и столовая была важной частью их жизненного пространства. Типичный римский ужин состоял из трех блюд: закуски, основного блюда и десерта, что весьма напоминает современность. Римляне также пили вино на протяжении всей трапезы, что отличалось от греков, которые пили вино после еды. Подобные привычки сохранились и поныне.

4. Прошитые книги

До появления прошитых книг цивилизация в основном использовала каменные таблички или свитки. Однако к первому столетию н. э. римляне создали первые «кодексы», которые состояли из листов папируса или пергамента, связанных вместе. Тем не менее, настоящие книги появились только в V веке н.э.

5. Водопровод

Древние римляне разработали революционную систему водопровода, которая сначала начиналась с акведуков, что позволило им транспортировать проточную воду в населенные районы, и закончилось разработкой сложной системы трубопроводов из свинца. Они являются одной из первых цивилизаций, которые сделали подобное.

6. Курьерская служба

Римский император Август основал первую курьерскую службу в Римской империи под названием «Cursus Publicus». Это помогло передавать сообщения и информацию об налогах из одного места в другое. Император основал службу на персидской системе, но изменил ее так, что только один человек доставлял посылки или информацию из одного места в другое, а не передавал информацию многим людям. Это был более медленный процесс, но так обеспечивалась большая безопасность.

7. Газеты

Газеты прошли долгий путь. Первоначально римляне начали издавать записи сенатских собраний под названием «Acta Senatus», которые были доступны только сенаторам. Позже, после 27 г. до н. э., появилась «Acta diurna» - ежедневная газета для «обычных людей».

8. Центральное отопление

Одна из первых известных централизованных систем отопления в мире была создана римлянами. Она называлась «гипокаустом» и устанавливалась в основном в больших общественных банях. Под фальшполом постоянно горел огонь, который нагревал комнату и воду, идущую в баню.

9. Граффити

Оказывается, граффити - это не современная художественная форма, и возникла она в Древнем Риме. Ученые нашли граффити при раскопках Помпей, которые были «законсервированы» на века в слое пепла от извержения горы Везувий в 79 году н.э. Одной из многих вещей, нацарапанных на стенах, была фраза: «Я удивляюсь, что стена еще не рухнула от всех этих записей».

10. Канализация

Первая римская канализация была построена этрусками на всем итальянском полуострове в 500 году до нашей эры. После этого римляне расширили канализацию. Стоит отметить, что в основном она использовалась не для сточных вод, а для уменьшения наводнений.

11. Кесарево сечение

Цезарь постановил, что всех женщин, которые умирали во время родов, нужно вскрывать для спасения ребенка. Стоит отметить, что данная процедура никогда не предназначалось для спасения жизни матери, однако сегодня процедура радикально изменилась и стала более распространенной.

12. Медицинские инструменты

Благодаря сохранившимся руинам Помпей, ученые больше узнали о медицинских инструментах, используемых древними римлянами. Многие из них использовались вплоть до XX века. К примеру, были обнаружены вагинальное зеркало, ректальное зеркало и мужской катетер.

13. Дорожные знаки

Дорожные знаки вовсе не являются современным изобретением, и римляне тоже использовали их. На всех своих многочисленных дорогах и автомагистралях они использовали большие «вехи», чтобы дать путешественникам информацию о направлении и расстоянии от Рима и других городов.

14. Городская планировка

Римляне первыми применили столь распространенное сегодня планирование городов, создавая некоторые из первых проектов расположения улиц в виде сети. Многие из этих городов стали ранними моделями для более поздних проектов, поскольку проектируя города, римляне обнаружили, что они могут контролировать поток трафика, а также повышать эффективность торговли и производства.

15. Фаст-фуд

Руководству McDonald’s, вероятно, нравится думать, что именно они изобрели фаст-фуд, но это далеко не так. Например, в древнем городе Помпеи явно никто не любил готовить, поскольку в домах людей было найдено несколько кухонь. Вместо этого горожане ходили в «попины» или древние рестораны. Перекусы на ходу были довольно распространенными.

Искусство ДревнегоРима

Архитектура Древнего Рима



Шедевры архитектуры эпохи Римской империи

В Риме появляется новый тип сооружения. Базилика – прямоугольное здание, разделенное колоннами на три и более проходов (нефов), центральный неф заканчивается полукруглой нишей (апсидой).

Исторический рельеф

Римляне стремились запечатлеть свою великую историю. Прекрасным примером служит рельефная лента колонны Траяна. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна. Длина ленты рельефов достигает 200 м. И конечно, главное внимание уделено изображению самого императора.

Скульптурный портрет - одно из главных завоеваний римской художественной культуры. Он точно передает портретное сходство и сложность соотношения между физическим и духовным состоянием человека. История его создания восходит к древнейшему обычаю этрусков снимать восковую или гипсовую маску с лица умершего и хранить ее в специальных нишах и шкафах. Позднее эти маски стали заменяться портретами из местного камня, а затем из мрамора.

За несколько столетий мастерами было создано великое множество разнообразных скульптурных портретов: строгих, с непроницаемым выражением лица, ироничных и насмешливых, выполненных с исключительной правдивостью и мастерством. Заказчик хотел видеть себя таким, каким он был на самом деле, чтобы оставить портрет на память детям и внукам.



Если в художественной культуре Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов, то в эпоху Римской республики и империи повышенный интерес представляли государственные и общественные личности.

Может быть, впервые в эпоху Римского государства человек общественный был поднят на такой высокий пьедестал. Площади городов и провинций, общественные здания столицы отныне украшали скульптурные портреты прославленных личностей: императоров и полководцев, выдающихся общественных деятелей и просто достойных граждан. Главной и священной обязанностью римлянина становится служение государству и принесение на его алтарь Победы, Доблести, Богатства и Славы.

Каков же он, человек эпохи Древнего Рима? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в трактате «Об обязанностях»:

«Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве... всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты».

Для периода Римской республики характерны небольшие бюсты видных общественных деятелей. Их фигуры были задрапированы в большие широкие покрывала-плащи - тоги, перекинутые через плечо и образовывавшие красивые складки. Тога надевалась поверх туники - длинной рубашки с короткими рукавами.

Основы искусства императорского Рима были заложены в эпоху правления Октавиана Августа (63 г. до н. э. - 14 г. н. э., император с 27 г. до н. э.). Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа .

Много статуй в честь прославленного римского императора и полководца было воздвигнуто еще при его жизни. Для римлян он стал подлинным эталоном гражданственности и патриотизма. Его изображали в различных позах, одеждах и исполняющим разные государственные должности. Одержавший множество военных побед, Август выступает с речью перед войсками. В облике жреца он осуществляет священный обряд жертвоприношения. В одних он представлен стоящим во весь рост, в других - торжественно восседающим на троне.

Он отождествлялся с римским богом войны Марсом или верховным богом Юпитером и имел все его атрибуты.

В мраморной статуе Октавиана Августа из Прима Порта удачно сочетаются не только индивидуальные, но и обобщенно-идеализированные черты римского императора. Гордая, величественная поза, ораторский жест правой руки, словно обращенной к легионерам, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, плащ, эффектно перекинутый через руку, держащую копье или жезл, - все призвано подчеркнуть монументальность и значительность образа. Подобно греческим скульптурам, Август опирается на правую ногу, левая свободно отведена назад. Уверенный и проницательный взгляд свидетельствует о силе и твердости характера.

Безусловно, перед нами парадный портрет, предназначенный для украшения форумов, храмов, театров, призванный воплощать идею величия и мощи государства, незыблемости императорской власти.

Римские мастера проявляли интерес не только к императорам, но и к достойным гражданам Отечества. Среди них был оратор АвлМетелл, скульптурный портрет которого был выполнен из бронзы. Надпись гласит, что скульптура изваяна в честь известного политического деятеля. Мастер реалистически изобразил оратора в простой, но эффектной позе. Его ноги слегка расставлены, властный жест руки призывает к вниманию и тишине, на плечи небрежно наброшена тога. У него немолодое и некрасивое лицо, изборожденное морщинами. В первоначальном виде глаза были инкрустированы цветным стеклом, что придавало лицу большую живость и выразительность. Перед нами свободный римлянин, сдержанный и деловой человек, исполненный чувства собственного достоинства, образ которого не нуждается в какой-либо идеализации.

В самом центре Рима, на одной из его главных площадей, и сегодня возвышается величественная конная статуя императора Марка Аврелия (121 -180) , провозгласившего отрешение от всех земных благ ради величия и славы Отечества. Современники не случайно называли его мыслителем и «философом на троне».

В замечательном скульптурном произведении действительно запечатлен образ философа и мыслителя, общественного деятеля и оратора. Марк Аврелий в простой одежде, без каких-либо императорских отличий и знаков, восседает на коне. Спокойным и величественным жестом руки он приветствует толпу подданных. Его красивое и мужественное лицо, обрамленное густыми вьющимися волосами и длинной бородой, плотно сжатые губы свидетельствуют о сильном и волевом характере, способности подчинять своей власти окружающих.

В III в. Римская империя вступила в эпоху кризисов и кровопролитных войн, дворцовых переворотов, народных восстаний и вторжений варварских племен. Вот почему в скульптурном портрете этого времени все чаще предстают образы новой исторической эпохи. Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима становятся главными объектами изображения.

Подчеркнутым драматизмом отмечен портрет Нейрона и Каракаллы (186-217) , самых жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья, массивный подбородок - все говорит о беспощадной жестокости, мстительности и властном характере императора. Именно таким он запечатлен и в описаниях историков своего времени.

В скульптурных портретах римские мастера запечатлевали также и людей, далеких от политики и власти. Выразительный реалистический портрет «Сириянка» , выполненный из мрамора, является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики, и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно. Выражение ее лица немного грустное и задумчивое, на губах едва заметная улыбка с легким оттенком иронии. Сложная красивая прическа с большим узлом волос кажется слишком тяжелой для ее маленькой головы. Несомненно, перед нами портрет молодой женщины, принадлежавшей к высшим кругам провинциальной знати. В нем мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир героини.

Римский скульптурный портрет, во многом заложивший основы западноевропейского портретного искусства, представляет собой одну из лучших страниц в истории мировой пластики.

Фрески

До сих пор поражают фрески, обнаруженные в Помпеях, Геркулануме и Стабиях , городах, прекративших существование в результате землетрясения и извержения Везувия в 79 г. н. э. Великолепны техника их исполнения, богатейшая цветовая палитра, виртуозность лессировки (нанесения тонких и прозрачных слоев краски), легкость, эскизность и стремительность рисунка, тщательная продуманность композиций. На плоскость стены шестикратно наносили слой грунта с тончайшей мраморной пылью. Краски составляли из тщательно растертых полудрагоценных камней и осколков синего и зеленого стекла. Все это позволяло защищать фрески от растрескивания и обеспечивало их поверхности ярчайший блеск. Многослойные лессировки придавали изображениям воздушность и прозрачность. Последующая полировка и покрытие фресок тонким слоем воска с добавлением оливкового масла защищали краски от выцветания. Время наглядно доказало оправданность подобной техники создания фресок.

В вилле Мистерий , построенной в первой половине II в. до н. э. в пригороде Помпей (реконструирована ок. 60 г. до н. э.), сохранились великолепные образцы фресковой живописи. Главное их сокровище - фриз зала Мистерий, на котором изображены фигуры высотой в человеческий рост. Объединенные в группы, 29 участников праздника, посвященного богу Вакху, движутся в ритуальном действе. Их четкие силуэты эффектно выделяются на ярко-красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-желтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном ее тела. Рядом - коленопреклоненная девушка, припавшая к коленям сидящей женщины. Хотя содержание росписей, значение отдельных фигур и последовательность их движения по-прежнему таят в себе немало загадок для исследователей, мастерство их исполнения бесспорно и несомненно.

Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают хрупкость и прозрачность стекла, а темно-зеленые листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность древнеримской живописи, является фреска «Весна» из города Стабийблиз Помпея . Девушка, символизирующая весну, как будто плывет по воздуху, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Ее золотисто-желтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнаженных плеч удивительным образом гармонируют с ярким зеленым фоном цветущего луга. Радость, вызванная приходом весны, теплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, пронизывает всю живописную композицию.

Мозаики

Не менее знамениты и римские мозаики. Их искусство было известно еще в Древней Греции: мозаикой греки называли изображения, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти композиции, а поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из специально сваренного стекла - смальты. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства. На них изображены странствующие актеры, обитатели морского дна, дерущиеся петухи, кошка с куропаткой в зубах.

Хорошо известна помпеянская копия мозаики «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III». На ней запечатлен решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария, который изображен в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлестывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремился бесстрашный всадник, копьем пронзающий тело противника. Это Александр Македонский - его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.

К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь 15м2, сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу сражения.

В IV-V вв. произошло крушение Римской империи. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил свое былое величие. Но традициям древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в эпоху Возрождения и классицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.

Вопросы и задания

1. Расскажите о развитии искусства римского скульптурного портрета. Каковы его источники, особенности и назначение? В чем его отличие от произведений древнеегипетских и греческих мастеров?

2. Каковы характерные особенности древнеримской монументальной живописи? Расскажите о главных сюжетах и темах мозаичных и фресковых композиций. Опишите некоторые из них.

3. Известно, что древнеримская живопись переняла у греческих мастеров скульптурную объемность, композиционные приемы, но немало она сделала и собственных открытий, например, в манере письма и выборе цветовой гаммы. Сравните произведения греческих и римских мастеров. Попробуйте выявить характерные различия в их творческой манере.

4. Какое влияние на римское искусство оказала культура Древней

Греции? В чем их различие? Как вы думаете, оправданно ли рассматривать художественное наследие Древнего Рима как составную часть Античности?

5. Какой вклад в развитие мировой архитектуры внесло древнеримское

зодчество? В каких произведениях позднейших эпох вы можете наблюдать

его характерные элементы?

6. Опишите один из шедевров Древнего Рима: Форум, Пантеон, Колизей. Как вы думаете, почему оказались разрушены римский Форум и Колизей, но почти в первозданном виде сохранился Пантеон?

7. Что вам известно об архитектурных сооружениях общественного назначения: театрах, термах, акведуках? Расскажите о некоторых из них

подробнее.

Творческая мастерская

1. Подготовьте экспозицию выставки по теме «Шедевры изобразительного искусства Древнего Рима» и проведите по ней экскурсию для одноклассников.

2. Попробуйте сочинить рассказ на тему «Римский император в скульптурном портрете и в жизни» (по выбору).

3. Немецкий ученый XVIII в. И. Винкельман так писал в «Истории искусства древности» о фресках Геркуланума: «Что касается исполнения, то большинство древних картин набросаны были быстро, подобно первому замыслу рисунка; но как легки и подвижны танцовщицы и другие геркуланумские фигуры, написанные на черном фоне и приводящие в восторг всех знатоков! Техника живописи у древних была выше современной; они достигли высокой степени жизненности в передаче тела». Разделяете ли вы это мнение ученого? Аргументируйте свой ответ. Как вы думаете, почему прорисовка лиц на фресках менее выразительна, чем изображения тел фигур, передачи их жестов и движения?

4. Проведите заочную экскурсию по античному Риму. Что определяет архитектурный облик этого города?

5. Подготовьте сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н. В. Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, живописных картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева при закате солнца»).

6. Посмотрите некоторые из художественных фильмов об истории j него Рима и сделайте рецензию на один из них («Древний Рим. Расцвет и падение империи». Реж. Н. Мерфи, Н. Грин; «300 спартанцев». Р. Матэ; «Спартак». Реж. С. Кубрик; «Камо грядеши?» Реж. М. Лерой)

Искусство ДревнегоРима

Архитектура Древнего Рима

Более двенадцати столетий (с VIII в. до н. э. по V в. н. э.) на­считывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству бо­гатейшее культурное наследие: грандиозные архитектурные ан­самбли, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произ­ведения декоративно-прикладного искусства, поэтические творе­ния Вергилия и Горация, Овидия и Катулла, сатиры Марциала и Ювенала, ораторские шедевры Цицерона, систему римского пра­ва, историографию Тацита, философию Лукреция, интересней­ший опыт в области театральных и зрелищных представлений.

Когда мы говорим о Древнем Риме, то подразумеваем не толь­ко город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им земли от Египта до Британских островов. Покорение римлянами Греции в I в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Не­преклонный и гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады.

Искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих масте­ров, создав собственный оригинальный стиль.

В развитии художественной культуры Древнего Рима разли­чают два основных периода: эпоху Римской республики (конец VI - первая половина I в. до н. э.) и эпоху Римской империи (вторая половина I в. до н. э – IV в. н. э.).

Блистательной эпохе Древнего Рима предшествовала самобытная культура этрусков (VII – IV вв. до н. э.) – древних племён, населявших северо-западные земли Апеннинского полуострова (современная Тоскана). У этого загадочного народа была своя философия, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира. Этруски освоили искусство обработки камня, металла, терракоты, в совершенстве овладели техникой бронзового литья и ювелирного искусства. На основе греческих образцов этрусками был разработан тип храма, стоящего на подиуме (высоком пьедестале, подножии), с глубоким передним портиком. В подобных храмах появился так называемый тосканский ордер, представлявший собой разновидность дорического. В отличие от древнегреческих прототипов, он более массивен, имеет базу, на стволе колонн отсутствуют каннелюры, фриз гладкий.

С конца V в. до н. э. Рим начинает теснить этрусков, и вскоре они попадают под его власть. Постепенно исчезают самобытность и оригинальность их художественного творчества. Практичные римляне многое унаследовали от этрусков, творчески использовав их достижения в собственной культуре.

Архитектурные достижения Древнего Рима

Древнеримская цивилизация дала миру тщательно спла­нированные города, дворцы и храмы, общественные учреждения, мощеные дороги и великолепные мосты. Унаследовав лучшие архитектурные достижения Древней Греции, римские зодчие разрабатывали и внедряли новые строительные технологии. Их оригинальные инженерные решения не только определили ар­хитектурный облик мощной Римской державы, но и дали огром­ный импульс для развития архитектурных идей последующих эпох.

Большие изменения происходят в культуре римского общества в период с 3 по 1 века до н.э.. Наблюдается рост числа образованных людей, потребность в которых удовлетворяется за счет «импорта» образованных греков-рабов. Для поднятия репутации Рима в покоренных странах высший слой начинает все более активно осваивать эллинскую культуру. Богатые люди посылают своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Некоторые из последних переселяются в Рим, как это, например, сделал историк Полибий (202 -- 120 гг. до н.э.), написавший многотомную «Историю», где прославляется великая миссия Рима.

Под греческим влиянием развивается также литература, появляется целая плеяда драматургов и поэтов, среди которых следует назвать Плавта (ок. 250--184 гг. до н.э.) и Те-ренция (190--159 гг. до н.э.), чьи комедии сохранились до наших дней. Из первых римских трагиков нам известно имя Тита Ливия Андроника (280-204 гг. до н.э.), который перевел на латынь «Одиссею» Гомера. Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий, который писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши. Римские скульпторы и живописцы изображают в своих произведениях сцены из греческих мифов. Огромную популярность и широкий спрос приобретают копии греческих скульптур.

Наибольший подъем в эпоху Империи переживает художественная культура. Среди искусств ведущее положение занимает архитектура, в развитии которой особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. В своем трактате «Десять книг об архитектуре» он обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов. Надо отметить, что форум стал весьма распространенным типом римской постройки. Таких форумов было построено шесть. Первый -- Форум Романум -- был сооружен в 6 веке до н.э., а затем к нему добавили еще пять форумов -- Цезаря, Августа, Beспасиана, Нервы и Траяна. Самым грандиозным оказался форум Траяна, построенный Аполлодором Дамасским и состоявший из нескольких сооружений: окруженный колоннами двор, триумфальная арка, храм-базилика.

Настоящего расцвета римская архитектура достигает при Августе. По свидетельству историка Светония, Август заявлял, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Со своей задачей он во многом справился. При нем реставрируются старые храмы и возводятся новые, среди которых прославились храмы Аполлона и Весты, входившие в его дворцовый комплекс. Он сооружает свой форум -- форум Августа, продолживший форум Цезаря и ставший одним из самых великолепных. При Августе его сподвижник Агриппа сооружает Пантеон -- храм всех богов, представляющий собой гигантский цилиндрический корпус диаметром 43 м, перекрытый большим сферическим куполом. Храм стал одним из подлинных шедевров архитектуры. После Августа развитие архитектуры продолжается. Из созданных памятников особого внимания заслуживает знаменитый Колизей или амфитеатр Флавиев, который вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ. В повседневной жизни Империи в моду входят термы -- общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. Самыми грандиозными и знаменитыми стали Термы Каракаллы.

Весьма примечательна также вилла Адриана в Тиволи. Расположенная в живописном парке, она представляет собой ансамбль, воспроизводящий отдельные здания и уголки Афин и Александрии, в частности Афинскую Академию и Ликей. Данное обстоятельство сделало виллу исключительно популярной сегодня -- в связи с появлением архитектуры постмодернизма, поскольку она считается первым историческим памятником подобной архитектуры.

Правление императора Августа названо «золотым веком» римской поэзии. Он вошел в историю как правитель, во времена которого жили великие поэты и писатели. Вокруг его друга -- богача и правителя Гая Мецената (7--8 гг. до н.э.), чье имя стало нарицательным, сложился кружок литераторов, возвеличивавших римскую старину. Самыми знаменитыми из них были Вергилий (70--19 гг. до н.э.), Гораций (65 -- 8 гг. до н.э.) и Овидий (43 г. до н.э. --18 г. н.э.). Вергилий, являющийся главной фигурой римской поэзии, создал сборник пастушеских песен «Буколики» и дидактическую поэму «Георгики», в которой даются советы земледельцам, и воспевается природа. Вершиной творчества Вергилия стала неоконченная эпическая поэма «Энеида», которая была написана по заказу Августа и воспевала историю римского народа и прародителей рода Августа. Задушевным другом Мецената был и величайший римский лирический поэт Гораций. Творчество Горация удивительно многогранно по тематике, жанру, стилистике и метрике. Он писал лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры, в которых высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетается со стоицизмом. Он оказал влияние на поэзию Нового времени. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Овидий добился большого успеха, прежде всего своей любовной лирикой, а также мифологической поэмой «Метаморфозы», повествующей о превращениях людей и богов в животных, растения и звезды. Его поэма «Фасты» рассказывает о римских религиозных праздниках.

В эпоху Империи весьма успешна развивается наука. Самыми выдающимися учеными- стали Плиний Старший (23/24-79), Птолемей (83 -161) и Гален (129 - 199). Первый из них, будучи к тому же писателем, написал многотомную «Естественную историю» (37 томов), ставшую настоящей энциклопедией по всем областям тогдашней науки. Помимо знаний о природе она содержит обширные сведения по истории античного искусства, истории и быту Рима. Птолемей создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволявшую определять положение планет на небе. Его труд «Альмагест» обобщал все знания античности в области астрономии. Птолемею принадлежат также работы по оптике, математике и географии. Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения, оказавшего большое влияние на последующее развитие естествознания. В фундаментальном труде «О частях человеческого тела» он впервые дал анатомо-физиологическое описание человеческого организма как единого целого. Гален ставил опыты на животных и вплотную подошел к открытию решающей роли нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.

В гуманитарных науках особого выделения заслуживает деятельность историков Тита Ливия (59 г. до н.э. --17 г. н.э.) и Тацита (ок. 58 -- 117). Первый является автором грандиозной «Римской истории от основания города» (142 тома), в которой раскрывается смысл «римского мифа» и прослеживается история превращения Рима из маленького городка на Тибре в мировую державу. Тацит в главных своих трудах -- «Анналах» и «Истории» (14 томов) -- излагает историю Рима и Римской империи, а также дает богатые сведения о жизни древних германцев.

Похожие публикации