Сражение у Фолклендских островов. Тайны фолклендского боя - сто великих тайн первой мировой

Тайны Фолклендского боя

Фолклендский бой - это одно из самых значительных морских сражений Первой мировой войны, состоявшееся 8 декабря 1914 года между германской крейсерской эскадрой вице-адмирала Максимилиана фон Шпее и английской эскадрой вице-адмирала Доветона Стэрди около Фолклендских островов Германская крейсерская эскадра состояла из двух броненосных («Шарнхорст», «Гнейзенау») и трех лёгких («Дрезден», «Нюрнберг», «Лейпциг») крейсеров, двух транспортов и госпитального судна, принял решение нанести удар по английской военно-морской базе Порт-Стэнли на Фолклендских островах, но неожиданно обнаружил на рейде сильную английскую эскадру, прибывшую туда накануне. По сообщениям разведки, на Фолклендских островах не было британских кораблей, поэтому «Гнейзенау» и «Нюрнберг» под прикрытием остальных кораблей должны были разрушить радиостанцию, склады с углём, а также - в качестве возмездия за взятие в плен и недостойное обращение с губернатором Самоа - захватить в плен губернатора острова. Капитан «Лейпцига» фрегаттен-капитан Хаун отдельно указывал на то, что сообщение об уходе англичан, очевидно, является провокацией и что лучшей реакцией на неё были бы проход где-то в 100 милях южнее острова и неожиданное появление возле Ла-Платы, но не был услышан. 1 ноября 1914 года эскадра Шпее в сражении при Коронеле потопила два британских броненосных крейсера - «Гуд Хоуп» и «Монмут». Потери англичан составили 1654 моряка, включая контр-адмирала Кристофера Крэдока. Германская эскадра не понесла потерь. Этот успех вскружил голову германскому адмиралу и побудил его решиться на рискованную операцию по атаке столицы Фолклендов. Английская эскадра в Порт-Стэнли состояла из одного эскадренного броненосца, двух линейных крейсеров, трёх броненосных и двух лёгких крейсеров. Встретив неожиданно сильного противника, Шпее пытался уйти, однако английские корабли настигли германскую эскадру. Шпее приказал лёгким крейсерам и транспортам, пользуясь преимуществом в скорости, уходить в различных направлениях. Их стали преследовать английские броненосные и лёгкие крейсера, а линейные крейсера вступили в бой с германскими броненосными крейсерами и потопили их. Германские броненосные крейсера проигрывали британским линейным крейсерам типа инвинсибл в скорости хода почти 3 узла и не имели шансов спастись. А 16 305-мм орудий британских крейсеров значительно превосходили 16 210-мм немецких орудий главного калибра. Стэрди намеревался вести бой на больших дистанциях, на которых 210-мм снаряды германских броненосных крейсеров не могли пробить борт его крейсеров. Стрельба немцев была меткой, но их попадания практически никак не снижали боевую мощь британских линейных крейсеров. Между тем сами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» сильно страдали от 305-мм снарядов. Были также уничтожены два лёгких германских крейсера и транспорты. Лишь крейсеру «Дрезден» и госпитальному судну удалось скрыться. Три линейных крейсера англичан потеряли 1 убитого и 3 раненых, а три британских легких крейсера - 5 убитых и 16 раненых. В плен попало 212 германских моряков, а было убито и потонуло вместе со своими кораблями - 2110 человек.

Фолклендский_бой

Картина У. Л. Уайли «Гибель „Шарнхорста“ и „Гнейзенау“»

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Сражение у Фолклендских островов - морское сражение Первой Мировой войны , состоявшееся 8 декабря 1914 года между германской крейсерской эскадрой вице-адмирала Максимилиана фон Шпее и британской эскадрой вице-адмирала Доветона Стэрди около Фолклендских островов. В результате сражения германская эскадра практически полностью уничтожена, погибло более 2000 немецких моряков, около 200 взято в плен. Британские силы одержали победу не потеряв ни одного корабля .

Предыстория

Адмирал Джон Фишер, организатор охоты за немецкой эскадрой

Также на Стэрди возлагали ответственность за нечёткие инструкции и ослабление сил Крэдока , что привело к поражению у Коронеля. После вступления в должность Первого Морского лорда, Фишер начал добиваться отставки Стэрди с занимаемой должности. Чтобы избежать возобновления старой вражды, принято решение отправить Стэрди во главе эскадры для поиска и уничтожения Шпее. Должность начальника морского штаба занял контр-адмирал Оливер .

Понимая, что выделяя корабли для поиска эскадры Шпее, уменьшается сила Флота Метрополии , Фишер взял на себя полную ответственность за это решение. После согласования с Первым Лордом Адмиралтейства Уинстоном Черчиллем , 4 ноября в состав эскадры Стэрди включены линейные крейсера и . Крейсера отправились в Девонпорт , после чего должны были следовать в Южную Атлантику. На случай прорыва Шпее через Панамский канал в Карибское море направлялся линейный крейсер HMS Princess Royal .

После таких ротаций в Северном море против четырёх германских линейных крейсеров SMS Von der Tann , SMS Moltke , SMS Seydlitz и SMS Derfflinger оставалось только три британских линейных крейсера в боевой готовности: HMS Lion , HMS Queen Mary и HMS New Zealand . В ответ на опасения командующего Гранд Флитом адмирала Дэвида Битти , Уинстон Черчилль отметил, что в состав Гранд Флита вошёл новый линкор HMS Tiger , и вскоре ожидается ввод в строй линкора HMS Queen Elizabeth .

Под руководством Британского Адмиралтейство производилась передислокация и других, в том числе союзных японских , кораблей. Японская броненосная эскадра в составе крейсеров IJN Kurama , IJN Tsukuba и IJN Ikoma передвигалась из Центральной части Тихого океана к Панамскому каналу.

К мысу Горн двигался британский линейный крейсер HMAS Australia , а броненосный крейсер HMS Defence - к мысу Доброй Надежды, где он должен был встретиться с крейсерами HMS Minotaur , HMS Dartmouth , HMS Weymouth и броненосцем HMS Albion . В это время у побережья Западной Африки находились броненосец HMS Vengeance , броненосные крейсера HMS Warrior , HMS Black Prince , HMS Donegal и HMS Cumberland и крейсер HMS Highflyer . В Карибском море дежурили броненосец HMS Glory и броненосные крейсера HMS Berwick , HMS Lancaster и Condé . Охрана базы на Фолклендских островах поручена броненосцу , а у побережья Бразилии эскадру Стэрди ожидали броненосные крейсера HMS Defence , , , и лёгкие крейсера и HMS Bristol . В общей сложности для перехвата германской эскадры Адмиралтейством задействовано более 30 кораблей, не считая японских и французских .

Перемещения германских кораблей

Максимилиан Шпее - командующий германской крейсерской эскадрой

Через два дня после сражения при Коронеле, 3 ноября, германские корабли эскадры Шпее прибыли в Чили. , и встали на якорь в порту Вальпараисо, а и в связи с запретом на нахождение в нейтральном порту более трёх кораблей, отправились к острову Мас-а-Фуэра в архипелаге Хуана Фернандеса. Во время стоянки Шпее получил разведданные о японской эскадре, следовавшей в Южную Америку, отрезая германским кораблям путь к Панамскому каналу. Получив из Берлина рекомендации возвращаться в Германию, через 24 часа корабли Шпее вышли из Вальпараисо, направившись к Мас-а-Фуэра.

Находясь на значительном расстоянии от Европы, Шпее получал неполную и несвоевременную информацию о дислокации британских кораблей и их союзников. Однако вице-адмирал понимал, что руководство британского флота отправит в Южную Атлантику корабли для его перехвата и осознавал сложность прорыва в Германию. Шпее задержался около Мас-а-Фуэра, надеясь на возможный прорыв в Атлантику SMS Moltke и SMS Seydlitz с боезапасом для его кораблей. Во время стоянки эскадра Шпее пополнила запасы угля с транспортов, а боезапас разделён поровну между кораблями. В результате, на каждом корабле оказалось по 445 выстрелов 210-мм калибра и по 1100 выстрелов 150-мм калибра.

В Вальпарисо отправлены лёгкие крейсера и , 8 ноября они вернулись, доставив новые указания из Берлина. Учитывая сложившиеся обстоятельства, наличие британских сил в Атлантике, а также сложность снабжения, германской эскадре предписывалось прервать крейсерские операции и прорываться в Германию. В этом случае Шпее должен был заблаговременно уведомить Адмиралштаб о принятом решении, чтобы Флот Открытого Моря мог оказать ему помощь. Приняв решение возвращаться домой, Шпее передал сообщение о своем решении. Также вице-адмирал получил ошибочные разведданные об отправке соединения контр-адмирала Стоддарта в Южную Африку и посчитал путь домой свободным.

15 ноября 1914 года эскадра Шпее покинула Мас-а-Фуэра, на стоянке остался только вооружённый пароход SS Prinz Eitel Friedrich , получив задание вести радиопередачи, создавая впечатление о наличии германских кораблей в Тихом океане. С крейсерами ушли и три вспомогательных судна: транспорты SS Baden и SS Santa Isabel , а также госпитальное судно SS Seydlitz . С 21 ноября в бухте Сан-Квентин (исп. Bahía San Quintín ) (46.8167° ю. ш. 74.55° з. д. ) эскадра пять дней пополняла запасы угля с транспортов, топлива должно было хватить до следующей загрузки в Санта-Елене, в Аргентине. После выхода из бухты , эскадра попала в сильный шторм , поэтому мыс Горн обогнули только в ночь на 1 декабря. С крейсера сообщили, что запасов угля может не хватить, чтобы дойти до Санта-Елены. Эскадра захватила барк Drummuir , с 2800 тоннами угля и крейсера эскадры перегружали топливо до 6 декабря.

Утром 6 декабря на крейсере SMS Scharnhorst состоялось заседание, где Шпее представил командирам кораблей эскадры план дальнейших действий. Согласно данным разведки, на Фолклендских островах отсутствовали британские корабли, поэтому планировалось силами крейсеров и под прикрытием остальных кораблей разрушить радиостанцию, склады с углём и захватить в плен губернатора острова. Начало операции назначили на 8 декабря. На проведение операции отводилось время с 8:30 до 19:30. и должны были выйти к мысу Пемброк, должен был пленить губернатора и разрушить сооружения в Порт-Вильяме, а - обстрелять Порт-Стэнли.

11 ноября в 16:45 и вышли из Девенпорта. Благодаря удалённости военно-морской базы от густонаселённых мест, их выход остался в тайне. 17 ноября корабли пополнили запас угля в Сент-Винсенте, на островах Зелёного мыса. 24 ноября перехвачена немецкая радиопередача из которой стало известно местоположение эскадры Шпее и направление её движения. После соединения с эскадрой Стоддарта, Стэрди приказано отправиться к Фолклендским островам.

26 ноября в 30 км от берегов Бразилии к эскадре Стэрди присоединились крейсера под командованием Стоддарта: броненосные крейсера и лёгкие крейсера , HMS Bristol и вспомогательный крейсер HMS Orama . Броненосный крейсер из эскадры Стоддарта HMS Defence , отправлен к мысу Доброй Надежды, его радиостанция передана на . С помощью этой радиостанции Стэрди поддерживал связь с Адмиралтейством. У побережья Бразилии эскадра пробыла до 28 ноября.

Вице-адмирал Фредерик Доветон Стэрди

К тому времени защита Фолклендских островов обеспечивалась лишь одним броненосцем , еще 16 ноября он был посажен на мель в Порт-Стэнли и представлял собой некую береговую батарею. После сражения при Коронеле о точном местонахождении эскадры Шпее не было информации, но Адмиралтейство допускало высокую вероятность нападения германской эскадры на базу на Фолклендах. 28 ноября эскадра Стэрди отправилась к Фолклендским островам, 29 ноября на кораблях эскадры проведены учебные стрельбы на дистанции 60 кабельтовых . сделал 32 выстрела, добившись одного попадания, из 32 выстрелов попал по мишени три раза. Во время учебных стрельб, винт запутался в буксировочном тросе, на освобождение винта потрачен почти весь день.

Часть времени в пути эскадра потеряла на безуспешные поиски германского вспомогательного крейсера SS Kronprinz Wilhelm , вместо запланированного 3 декабря, эскадра прибыла к Фолклендам лишь 7 декабря. Эскадру ожидали три угольных транспорта, первыми начали перегрузку топлива и HMS Bristol . После них планировалось загрузить углём линейные крейсера. Стэрди рассчитывал 9 декабря выйти к мысу Горн на перехват эскадры Шпее. Последними должны были грузиться и , после чего самостоятельно догонять эскадру. Стэрди предполагал, что и и будут вести бой с германскими броненосными крейсерами, а остальные крейсера - с лёгкими германскими крейсерами.

Кроме погрузки угля на HMS Bristol проводилась срочная переборка механизмов. Остальная эскадра находилась в двухчасовой готовности для 12-узлового хода, один из кораблей назначался дежурным, с получасовой готовностью для 14-узлового хода. Первым назначен дежурным , затем его должен был сменить . В 10 милях от входа в гавань находился в дозоре вспомогательный крейсер SS Makedonia .

8 декабря в 6:00 завершилась погрузка угля на и , началась погрузка на линейных крейсерах. На также начался ремонт механизмов. В это время с наблюдательного поста на горе Саппер-Хилл сообщили о двух приближающихся с юга военных кораблях. Стэрди приказал всем кораблям прекратить погрузку и выходить в море.

Силы сторон

Корабль Тип Год постройки Водоизмещение, т Максимальная скорость на испытаниях, уз. Вооружение
Британские корабли
Линейный крейсер типа Invincible 1909 17 526 26 4×2×305-мм; 16×1×102-мм
Линейный крейсер типа Invincible 1908 17 526 26 4×2×305-мм; 16×1×102-мм
Броненосный крейсер типа Devonshire 1905 10 850 22 4×1 190-мм; 6×1 152-мм
Броненосный крейсер типа Monmouth 1903 9800 23,6 2×2 и 10×1 152-мм
Броненосный крейсер типа Monmouth 1903 9800 22,4 2×2 и 10×1 152-мм
HMS Bristol Лёгкий крейсер типа Town , подтип Bristol 1910 4800 26,8 2×1 152-мм, 10×1 102-мм
Лёгкий крейсер типа Town , подтип Bristol 1910 4800 25,3 2×1 152-мм, 10×1 102-мм
Броненосец типа Canopus 1899 12 950 18 2×2 305-мм; 12×1 152-мм
Германские корабли
Броненосный крейсер типа Scharnhorst 1907 11 420 23,2
Броненосный крейсер типа Scharnhorst 1908 11 420 23,5 2×2 и 4×1 210-мм; 6×1 150-мм
Лёгкий крейсер типа Bremen 1906 3200 22,4 10×1 105-мм
Лёгкий крейсер типа Königsberg 1908 3400 23,5 10×1 105-мм
Лёгкий крейсер типа Dresden 1908 3520 24 10×1 105-мм

Ход сражения

Начало сражения

С германских кораблей увидели Фолклендские острова в 2:30. В 5:30 Шпее объявил боевую тревогу и приказал увеличить ход до 18 узлов. С крейсера передали, что из-за навигационной ошибки он выйдет к заданной точке лишь к 9:30, на час позже запланированного.

Схема Фолклендского боя

Командир , Меркер заметил густой дым над гаванью и сделал вывод, что горят угольные склады. Однако в 9:00 немцы увидели в гавани мачты и трубы и поняли, что британская эскадра не ушла в Африку. Передав сообщение на флагманский корабль о замеченных объектах, продолжил движение к мысу Пемброк.

В 9:25 произвёл первый залп из своих 305-мм орудий по , вынуждая германские корабли круто отвернуть на восток. В море из гавани выходил и попытался отрезать его от входа в гавань. Однако Шпее приказал уходить полным ходом на северо-восток, а транспортам отделиться и уходить на юго-восток, затем к острову Пиктон. Шпее не хотел принимать бой и принял решение уходить всей эскадрой на восток. В 11:00 германская эскадра шла колонной курсом на восток в следующем порядке: и .

Британские корабли в это время срочно разводили пары. В 9:45 снялся с якоря , через 15 минут за ним последовал и линейные крейсера. В 10:00 начали движение и , последним начал движение . Стэрди отдал приказ о преследовании германской эскадры. Он знал, что германские корабли не смогут развить скорость более 18 узлов, поэтому британцы имели преимущество в скорости 4-5 узлов. Несмотря на расстояние в 19 миль, образовавшееся между противниками к 11:00, через два часа орудия линейных крейсеров уже могли вести огонь, и до наступления темноты оставалось ещё достаточно времени для боя.

В 11:00 с якоря снялся HMS Bristol , в это же время замечены германские транспорты возле Порт-Плезант. Опасаясь высадки десанта, Шпее приказал крейсерам HMS Bristol и HMS Macedonia уничтожить грузовые суда.

Первым в строю преследователей шел крейсер , в трех милях позади него следовал , справа за его кормой шел . В 11:29 Стэрди приказал снизить ход до 20 узлов, чтобы собрать растянувшуюся эскадру и дать возможность командам пообедать. В 12:20 корабли снова увеличили ход до 25 узлов, однако и могли развить скорость лишь 22 узла, поэтому отставали. Также остался позади и , не имея возможности разогнаться более 18 узлов.

В 12:47 Стэрди поднял сигнал «Открыть огонь и начать бой». Первым в 12:57 открыл огонь , дав залп с 14,8 км по , по нему же в 12:58 дал залп и . Все снаряды не долетели до цели. Противники двигались на юго-восток, параллельно друг другу, британская эскадра чуть левее германской. В таком положении линейные крейсера могли задействовать лишь две башни. При этом британцы находились с наветренной стороны, поэтому дым из труб затруднял обзор. Пристрелка осуществлялась выстрелами по два снаряда, дальность и условия наблюдения позволили пристреляться лишь через 20 минут.

Линейные крейсера выпустили по крейсеру 20 снарядов. Шпее понял, что от боя уйти не удастся и приказал лёгким крейсерам уходить в разных направлениях на максимальной скорости. и изменили курс на 68° и взяли направление на северо-восток. и уходили в южном направлении. Стэрди предусматривал такой манёвр, поэтому не ожидая приказа, и пошли за германскими лёгкими крейсерами. и продолжал преследовать броненосные крейсера Шпее. С этого момента сражение распалось на две отдельные части.

Бой главных сил

Несколько минут после 13:20 вёл огонь по головному , а по идущему вторым . Выполняя манёвр поворота, уменьшил ход и пропустил вперед . Вслед за германскими кораблями поворот на 7 румбов осуществили и британские линейные крейсера. После перестроения по вёл стрельбу , а по - . Ответный огонь германские корабли открыли в 13:25.

Гибель крейсера Scharnhorst. Картина Томаса Жака Сомерскейлса

Британские 305-мм орудия имели предельную дальность стрельбы 82,5-85 кабельтовых , дистанция действительного огня - 60-70 кабельтовых. Германские же 210-мм орудия могли поражать цели на расстоянии 75 кабельтовых, при этом эффективное расстояние стрельбы против британских линейных крейсеров равнялось 70 кабельтовым. Британские 305-мм снаряды пробивали германскую броню на любом расстоянии.

Расстояние между противниками составляло 70 кабельтовых и германские снаряды ложились с недолётом. Британские крейсера вели огонь лишь из трёх башен. После сокращения дистанции до 65 кабельтовых германские корабли взяли параллельный курс. Несмотря на явное преимущество британцев в огневой мощи, бой не обещал быть лёгким. В 13:44 получил первое попадание и Стэрди приказал своим кораблям повернуть на два румба влево, чтобы увеличить дистанцию и сделать стрельбу германских кораблей неэффективной. К 14:00 дистанция между противниками достигла 80 кабельтовых и перестрелка временно прекратилась.

Оказалось, что британские корабли тоже не могут с полной эффективностью вести огонь на предельной дистанции. Дым из труб мешал артиллеристам вести прицельный огонь. За полчаса боя британскими кораблями выпущено 210 снарядов, при этом они добились всего двух попаданий по и , германские корабли почти не пострадали. Из-за неисправности затвора, перестало вести огонь одно из орудий башни «А» на .

Чтобы вновь уменьшить дистанцию и возобновить бой, в 14:05 Стэрди повернул вправо на 4 румба, затем еще на 4. В это время германские корабли пропали из вида, их местоположение скрывал плотный дым. Когда видимость восстановилась, оказалось, что корабли Шпее уходят на юг, дистанция увеличилась до 85 кабельтовых. Стэрди довернул на противника и приказал увеличить ход. К 14:45 дистанция сократилась до 75 кабельтовых, британские корабли легли на параллельный курс и вновь открыли огонь. Шпее также довернул в сторону британцев, желая сократить дистанцию и ввести в действие среднюю артиллерию. Когда дистанция сократилась до 62,5 кабельтовых и германские 150-мм орудия открыли огонь, Стэрди маневрировал, удерживая дистанцию не менее 60 кабельтовых. и вели беглый огонь, стрелял из всех орудий, башня противоположного борта вела огонь через палубу.

Преимущество британских кораблей становилось всё явственней, получил несколько попаданий ниже ватерлинии, в 15:10 он начал крениться. горел в нескольких местах, его дымовая труба была уничтожена. В 15:15 германские корабли заволокло дымом и Стэрди приказал взять обратный курс. На этот раз стал головным кораблем, дым больше не создавал ему помех, и стрельба стала более эффективной. На осколком снаряда сбило адмиральский флаг и с запросили: «Почему приспущен адмиральский флаг? Он убит?». Шпее ответил, что с ним всё в порядке и признал перед Меркером ошибочность своего решения идти на Фолкленды.

Несмотря на точность стрельбы германских кораблей, попадания не влияли на боеспособность британских линейных крейсеров. В то же время и получали сильные повреждения от огня 305-мм орудий. Снаряды пробивали палубы казематов и создавали разрушения в нижних отсеках. получил тяжёлые повреждения казематов 150-мм орудий, затопило котельное отделение №1, начала поступать вода в котельное отделение №3. Скорость корабля упала до 16 узлов. Начались пожары на носу и корме.

Линейный крейсер HMS Invincible во время погони

Находился в ещё более тяжёлом положении, он осел на 1 метр, потерял третью дымовую трубу, возникло несколько пожаров. Артиллерийский огонь заметно ослабел, многие казематные орудия по левому борту имели повреждения. В 15:30 германские крейсера развернулись к противнику правым бортом, снова открыв огонь из 150-мм орудий. Этот маневр никак не повлиял на ситуацию.

В 16:00 стало понятно, что гибнет. Скорость его хода заметно упала, на корме распространился сильный пожар, уцелела только одна дымовая труба. В это время по открыл огонь и . В 16:04 внезапно прекратил огонь и начал крениться. Не спуская флаг , он в 16:17 лёг на борт и затонул. Британские корабли не стали останавливаться для спасения тонущих людей, так как еще вёл бой. Температура воды составляла 6-7° и из экипажа никто не выжил.

Британские корабли шли кильватерной колонной, первым шел , за ним и . При сближении с британским кораблям сильно мешал дым. Стэрди повернул на запад, удаляясь от . В худших условиях видимости находился , он попытался пройти за кормой германского корабля, в 17:00 без приказа вышел из строя. Ведя огонь по корме , какое то время разворачивался к противнику то левым, то правым бортом, затем вернулся в кильватерную колонну.

Весь бой вёл огонь по . Шёл дождь и видимость ухудшалась. На носу и корме германского корабля распространились пожары. Ход корабля снизился до 8 узлов, орудия постепенно прекращали огонь. В 17:15 зафиксировано последнее попадание в . В 17:30 на германском корабле закончились все 210-мм снаряды, он развернулся в сторону и остановился. Британские корабли начали сближаться с , который все ещё не спустил флаг. Иногда с германского крейсера открывали огонь по британцам, получая залпы в ответ. В 17:50 британские корабли прекратили огонь. В 18:00 медленно лёг на борт и перевернувшись, затонул.

К месту гибели подошли британские корабли и спустили шлюпки для спасения людей. Вода имела очень низкую температуру, из-за переохлаждения и разрыва сердца погибали даже поднятые из воды люди. Всего из воды поднято около 200 человек, но многие из них умерли, их похороны состоялись на следующий день. В 19:30 поиски пострадавших были закончены и Стэрди запросил по радио местоположение остальных крейсеров, но отозвался только .

Бой главных сил
Корабль Попаданий Убитые Раненые Пленные Вес бортового
залпа, кг
22 0 1 3084
3 1 2 3084
0 0 0 408
ИТОГО 25 1 3 6576
40 860 886
30 680 187 886
ИТОГО 70 1540 187 1772

Бой лёгких сил

Когда германские лёгкие крейсера начали уходить в 13:25 в юго-восточном направлении, они находились в 10-12 милях от преследователей. Максимальная скорость составляла 24 узла, - 23,5 и - 22,4. Но изношенность машин не позволяла на практике развить такую скорость, мог развить 22-23 узла, немного меньше мог развить лишь 21 узел. Германские корабли двигались в строю пеленга - в центре шёл , слева далеко , справа шёл .

У британцев наиболее скоростным являлся , показавший на испытаниях более 25 узлов. Однотипные и развивали скорость до 23 узлов. Британские броненосные крейсера имели вооружение и бронирование лучше, чем у германских бронепалубных крейсеров.

Преследование германских лёгких сил возглавлял , за ним шёл , замыкал погоню . Командир предложил разделить цели - он должен был взять на себя преследовал бы , а - . Но командир , старший по званию среди всех командиров британской группы, принял решение преследовать не , а .

Бой SMS Leipzig с HMS Glasgow и HMS Cornwall

Картина Фолклендского боя. Предположительно - гибель SMS Leipzig

Сократив разрыв до 60 кабельтовых, открыл огонь по из носового 152-мм орудия, британские крейсера находились в 4 милях позади. повернул направо и открыл ответный огонь. Британские 102-мм орудия не могли вести огонь на такой дистанции, в отличие от германских 102-мм орудий. отвернул вправо, увеличивая дистанцию. Он еще несколько раз открывал огонь из 152-мм орудия, вынуждая делать поворот и отвечать огнём. В итоге, ряд подобных манёвров позволили остальным британским крейсерам настичь .

Около 16:00 подошел к на расстояние 45 кабельтовых и открыл огонь из 102-мм орудий. В 16:15 остальные британские крейсера также открыли огонь, но снаряды ложились с недолётом. отвернул влево, преследуя , а сосредоточил огонь на . В начале боя вёл огонь по , который вскоре отклонился вправо и пересёк кильватерную струю и присоединился к , стреляя с левого борта. перенёс огонь на . Дистанция между противниками составляла 35-50 кабельтовых. Капитан маневрировал, давая возможность вести огонь бортовым орудиям.

Под перекрёстным огнём британских крейсеров получил множественные повреждения. В 18:00 пошёл на сближение с противником и начал использовать лиддитные снаряды. В результате нескольких попаданий на возник пожар, но корабль продолжал вести бой. В 19:30 на немецком крейсере закончились снаряды, в 19:50-19:55 по британским крейсерам выпущены три торпеды , которые прошли мимо целей. Примерно в это же время командир приказал открыть кингстоны и экипаж собрался на палубе, собираясь покинуть корабль. Так как флаг на не был спущен, британские корабли продолжали вести огонь, что вызвало массовые жертвы среди экипажа.

В 20:30 огонь был прекращён и в 20:45 с британских кораблей спущены шлюпки, для эвакуации германского экипажа. медленно лёг на левый борт, перевернулся и в 21:23 затонул. Лишь немногие немецкие моряки смогли спастись на британских шлюпках, многие утонули и погибли от переохлаждения. Когда на поднимали из воды последнюю шлюпку, был принят радиосигнал от Стэрди. В связи с частыми изменениями курса не мог определить свои координаты, также не смог предоставить сведения о судьбе и .

Бой с британскими крейсерами
Корабль Попаданий Убитые Раненые Пленные Вес бортового
залпа, кг
2 1 4 161
18 0 0 408
ИТОГО 20 1 4 569
20 280 18 79

Бой HMS Kent и SMS Nürnberg

Во время погони за шёл на всех парах и его машины выдавали на 5000 л.с. больше мощности, чем на испытаниях. При такой мощности его скорость равнялась 24-25 узлам. Чтобы удерживать настолько высокое давление пара, в котельных работало больше людей, чем обычно. В 17:00 попытался поразить огнем , но снаряды ложились с недолётом.

В 17:35 из-за износа на вышли из строя два котла, ход снизился до 19 узлов. Дистанция между противниками быстро сократилась и вскоре началась взаимная перестрелка. пошел на сближение с противником и подошёл к нему на 30 кабельтовых, а затем на 15. К тому времени почти потерял ход и смог обойти его с носа, сделав по противнику продольный залп с 17 кабельтовых. В 18:25 окончательно остановился, но флаг не спускал. В течении получаса вёл огонь, пока в 19:00 не спустил флаг.

Прекратил огонь и спустил две уцелевшие шлюпки, в 19:30 лёг на правый борт, перевернулся и затонул. Поисками тонущих людей занимались до 21:00, но всех спасти не удалось. Во время боя получила повреждения радиорубка , поэтому он не смог передать Стэрди информацию о результате боя. Лишь на следующий день, когда в 15:30 бросил якорь в Порт-Стэнли, стали известны события минувшего дня.

Бой и
Корабль Попаданий Убитые Раненые Пленные Вес бортового
залпа, кг
38 4 12 408
? 290 7 79

Столкновения прочих кораблей

Вспомогательные германские суда SS Baden и SS Santa Isabel стояли на якоре , когда их в 14:00 обнаружили с HMS Bristol и HMS Macedonia . SS Seydlitz смог уйти в юго-западном направлении. HMS Bristol выстрелами заставил остановиться пытавшихся скрыться SS Baden и SS Santa Isabel , снял их экипажи, а сами суда затопил. Оказалось, что командир HMS Bristol неверно понял приказ Стэрди и захваченные корабли следовало привести в Порт-Стэнли.

Статистика боя

Повреждения HMS Kent во время Фолклендского боя

За время боя сделал 513 выстрелов 305-мм снарядами - 128-ю бронебойными, 259-ю полубронебойными и 126-ю фугасными. потратил 75 % боекомплекта - 661 снаряд, в том числе 157 бронебойных, 343 полубронебойных и 161 фугасный. израсходовал 85 снарядов калибра 190-мм и 60 снарядов калибра 152-мм. Точное количество попаданий в германские крейсера неизвестно, но по приблизительным оценкам их количество составляло около 40 в каждый.

Оба линейных крейсера не имели приборов управления артиллерийской стрельбой, поэтому доля попаданий составила 6-8%. Хоть это считалось неплохим показателем, количество затраченных для потопления германских крейсеров снарядов было чрезмерным. Под конец боя на в башне A оставалось всего 12 снарядов, в башне X - 29 снарядов. В двух остальных башнях оставалось чуть более 100 снарядов в каждой.

По зафиксировано 22 попадания - двенадцать из 210-мм орудий, шесть - из 150-мм и четыре попадания неустановленного калибра. Два носовых отделения и угольную яму у башни P затопило, в результате корабль получил крен в 15° на левый борт. Из одиннадцати попаданий в палубу, два снаряда уничтожили кают-компанию . Бронепояс получил четыре попадания, столько же попаданий пришлось и в небронированный борт. Один снаряд попал в башню A, между орудиями, не пробив броню, ещё один - в якорь правого борта, один - в треногу фок-мачты . Попаданием снаряда срезало ствол 102-мм орудия. На ранение получил только один матрос.

Получил всего три попадания, пострадали 102-мм орудия на башнях A и X. Погиб один и ранено три моряка. не получил ни одного попадания. Из экипажа не было спасено ни одного человека. С спасено 187 человек.

Глазго получил два попадания, в результате которых один человек убит и четверо ранены. получил 18 попаданий, однако среди членов экипажа никто не пострадал. С спаслось 7 офицеров и 11 матросов, с - 12 матросов, из которых выжили лишь семеро.

Из британских кораблей наиболее всех пострадал , он получил 38 попаданий, погибло четверо, ранено двенадцать человек.

В числе погибших моряков были адмирал Шпее и два его сына, служившие один на , второй на .

Итоги и последствия

В британской истории к Фолклендскому бою относятся как к реваншу за поражение у Коронеля. Черчилль высоко оценил действия Стэрди и итоги боя:

SMS Dresden перед самозатоплением

Король Англии Георг V также поздравил адмирала, офицеров и матросов с победой. За этот бой Стэрди, первому из морских офицеров за 100 лет, пожаловано баронетство.

В результате победы британцев, уничтожена единственная сильная германская крейсерская эскадра, создававшая угрозу на морских маршрутах. В качестве рейдера мог действовать только ускользнувший , но он не представлял серьёзной угрозы и для его поимки не требовалось выделять мощный флот и предоставилась возможность вернуть большую часть кораблей в Метрополию.

Подвергались критике действия командира во время боя, из-за его действий смог уйти от погони, за ним пришлось организовывать новую охоту. 14 марта 1915 года, во время битвы у Мас-а-Тьерра он был потоплен крейсерами и в Кумберлендском заливе.

Современники называли Фолклендское сражение «боем между гигантами и карликами», так как оно произошло между неравноценными по классу кораблями. Преимущество британских линейных крейсеров над германскими броненосными крейсерами в скорости, весе залпа и бронировании было очевидным. Однако лишь благодаря Черчиллю и Фишеру, которые смогли грамотно перераспределить силы флота и организовать переброску линейных крейсеров в Южную Атлантику, стал возможен успех этого боя.

Scharnhorst (1936)

В честь победы британской эскадры, 8 декабря объявлен на Фолклендских островах праздничным днём. Каждый год в этот день проводится парад и демонстрация военно-воздушных сил и военно-морского флота. В 1927 году на средства от пожертвований в Порт-Стэнли открыт мемориал, посвящённый Фолклендскому бою. В честь линейных крейсеров британской эскадры названы горы в канадской части Скалистых гор - Инфлексибл (высота 3000 м) и Инвинсибл (высота 2670 м).

В Чили в городе Пунта-Аренас в память Максимилиана Шпее и его эскадры сооружён мемориальный знак. В Германии имя вице-адмирала Максимилиана фон Шпее планировали дать строящемуся в 1915 году линейному крейсеру типа Mackensen , но корабль так и не вошёл в строй. В 1934 году во время спуска на воду линкора типа

В конце 1914 создалась сложное положение на океанских коммуникациях. Эскадра фон Шпее (два однотипных броненосных крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и три легких крейсеров - «Эмден», «Нюрнберг» и «Лейпциг»), могла уничтожить все английское судоходство в Южной Атлантике. Под угрозой гибели оказались многочисленные транспорты с войсками, находившиеся в тот момент у побережья Южной Африки. 4 ноября пришел приказ Инвинсибл и Инфлексибл принять полный запас угля и проследовать в Берхэйвен, поскольку «они срочно требуются для заграничной службы». Фишер решил направить их к Фолклендским островам. Командиром соединения был назначен вице-адмирал Стэрди, которому таким образом была предоставлена возможность самому исправить ошибки, допущенные им на посту начальника генерального морского штаба.

В тот момент на английских крейсерах шел текущий ремонт. Стэрди доложил Фишеру 9 ноября, что ближайший срок, когда его корабли смогут отправиться в путь - 13 ноября, пятница. До этого рабочие не успеют закончить кладку перемычек из огнеупорного кирпича между котлами Инвинсибл . Сообщить такое морскому волку старой закалки! Нужно быть полным идиотом, чтобы отплывать 13-го, да еще в пятницу! Последовало распоряжение первого морского лорда: эскадре отбыть в среду 11-го. Вместе с командой на Инвинсибл отправилась бригада рабочих, которые должны были закончить ремонт в пути. Одновременно Фишер отправил линейный крейсер Принсес Роял в Карибское море на тот случай, если бы фон Шпее решил повернуть назад и пройти Атлантику через Панамский канал. Приняв такое решение, Фишер сильно рисковал. По подсчетам профессора А. Д. Мардера, после гибели «Одешесса» и отправки в Южную Атлантику 3 линейных крейсеров в первой половине ноября 1914 г. германскому Флоту Открытого моря предоставилась лучшая за всю войну возможность помериться силами с британским флотом в наивыгоднейших для себя условиях.

Битти был крайне обеспокоен таким ослаблением своей эскадры. 13 ноября он направил Джеллико докладную записку, в которой указывал на недопустимость такого разделения сил. В водах метрополии британский флот теперь располагал только 3 полностью боеготовыми линейными крейсерами (Лайон , Куин Мери , Новая Зеландия), которым противостояли 4 германских линейных крейсера, подкрепленные Блюхер . Правда, имелся еще Тайгер , но он только что вступил в состав флота и был не готов к участию в боевых действиях. Командующий флотом полностью разделял опасения Битти. Он еще ранее направил рапорт первому морскому лорду: «Я считаю, что решение о выделении из состава флота еще одного линейного крейсера должно быть пересмотрено». Однако первый морской лорд остался непреклонен, и последующие события подтвердили его правоту и оправданность риска, на который он пошел.

Упрямый Стэрди не посчитал нужным в точности исполнить приказ Адмиралтейства: «следовать к Фолклендским островам со всей возможной поспешностью». Вместо 3 декабря, по расчетам морских лордов, Инвинсибл и Инфлексибл прибыли в Порт-Стэнли только в 10.30 утра 7- го. Прежде чем начать поиски немецкой эскадры, линейные крейсера должны были срочно пополнить свои запасы топлива. Рано утром 8 декабря угольщик был подан для Инвинсибл и он начал грузиться. Вслед за ним к погрузке приступил и Инфлексибл .

Тем временем эскадра фон Шпее, разгромив соединение Крэдока, продолжала медленно двигаться на юг. По пути немцы захватили канадский пароход с грузом кардифского угля, который был очень кстати. Отконвоировав канадца в уединенную бухту Огненной Земли, уголь перегрузили на германские крейсера. Это заняло несколько дней, и до 6 декабря фон Шпее не мог продолжать плавание. Случайность задержала его как раз на столько времени, сколько потребовалось англичанам, чтобы достигнуть района действий.

Во время совещания офицеров германской эскадры относительно плана дальнейших действий командующий выдвинул в качестве первоочередной задачи нападение на Фолклендские острова с целью уничтожения английской базы в Порт-Стэнли. Некоторые офицеры, в том числе командир «Гнейзенау» Меркер, считали, что было бы разумнее избегать Фолклендских островов, но фон Шпее настаивал на своем опрометчивом решении. Выполнение операции было возложено на «"Гнейзенау» и «Нюрнберг».

В 8.30 утра два германских крейсера, приблизившись к Порт-Сэнли, увидели низкие холмы, окаймлявшие гавань с юга, и поднимающийся дым. По мере их приближения дым становился все гуще и гуще, так что над всей гаванью навис черный туман. Это обстоятельство не встревожило немцев: они приписали его тому, что англичане уничтожают склады топлива. В 9.25, когда «Гнейзенау» приблизился на дистанцию огня, перед ним взметнулись два водяных столба, и из гавани донесся грохот выстрелов тяжелых орудий. Это открыл огонь «Канопус». Меркер, полагавший, что имеет дело только со старым тихоходным броненосцем, нисколько не смутился. Однако несколько минут спустя немцы увидели «роковые» треногие мачты линейных крейсеров, двигающихся в гавани по направлению к морю. Германский флагман поднял сигнал: не вступать в бой и уходить на северо-восток полным ходом.

Как только Стэрди доложили о приближении к Порт-Стэнли двух вражеских крейсеров, он тут же отдал приказ прекратить погрузку угля, приготовиться к бою и поднять якоря. В начале 11-го часа оба линейных крейсера уже вышли из гавани. Видимость была изумительной; море спокойное и ослепительно голубое; дул легкий северо-западный ветер. В 10.20 на флагмане подняли сигнал «общей погони». Английским линейным крейсерам потребовалось некоторое время, прежде чем они смогли развить свой ход до полного и сблизиться с немецкими кораблями на дистанцию артиллерийского огня. Около 13.00 рявкнули двенадцатидюймовки Инвинсибл . С расстояния 14,5 км он выпустил несколько снарядов по «Лейпцигу», замыкавшему германскую кильватерную колонну. После этого фон Шпее отдал приказ своим легким крейсерам рассредоточиться и уходить. «Нюрнберг», «Лейпциг» и «Дрезден» повернули на запад и дали полный ход. Английские легкие крейсера «Кент», «Корнуэлл» немедленно пустились за ними в погоню. С этого момента сражение распалось на несколько очагов.

Германский адмирал решил дать бой только своими броненосными крейсерами. Поскольку «Шарнхорст» и «Гнейзенау» не могли развить более 18 узлов, избежать сражения было невозможно. Стэрди не стал немедленно сближаться на дистанцию решительного боя, на которой расход боеприпасов был бы наименьшим и которая обеспечила бы ему быструю победу. Он знал о высокой артиллерийской репутации двух своих противников и хотел избежать даже малейших повреждений своих линейных крейсеров. В бою на предельной дистанции риск для кораблей Стэрди отсутствовал вовсе, но зато расход снарядов почти наверняка должен был быть огромным.

Сначала Инвинсибл стрелял по «Гнейзенау», а Инфлексибл - по «Шарнхорсту», поменявшись целями, когда германские корабли изменили свое расположение. Комендоры «Шарнхорста» с третьего залпа попали в Инвинсибл . Когда дистанция уменьшилась до 11 км, немцы ввели в дело и 152-мм орудия. Стэрди увеличил дистанцию до 14 км, а затем вышел за пределы артиллерийского огня. Около 14.00 обе стороны прекратили стрельбу. Фон Шпее в последний раз попытался спасти свои корабли: он круто повернул на юг, направляясь в воды, где можно было ожидать туманов, шквалов и пасмурной погоды. В первой фазе боя стрельба англичан оказалась исключительно плохой. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» получили только по два попадания, и ни один из них не был серьезно поврежден. Разрушительная сила английских 305- мм снарядов оказалась гораздо меньше, чем можно было ожидать.

Примерно через час англичане снова пошли на сближение и возобновили стрельбу. Бой сделался жарким, дистанция вновь уменьшилась до 11 км. «Гнейзенау», который в начальный период боя потерял только 1 убитого и 10 раненых, теперь жестоко страдал. Весь его корпус вздрагивал от ударов тяжелых снарядов, в нескольких местах одновременно полыхали пожары. Вскоре стал явственно заметен крен на левый борт. «Шарнхорст» также страдал от огня. Огромные водяные столбы от падавших в воду 305-мм снарядов заливали пробоины в бортах германских крейсеров, не давая пожарам полностью охватить их. Стрельба англичан была бы точнее, если бы Стэрди не держал Инфлексибл в густом дыму флагманского корабля.

В начале 4-го стало ясно, что «Шарнхорсту» приходит конец: он сильно осел, на верхней палубе бушевало пламя. Тем не менее на нем развевался германский флаг, и он продолжал энергично стрелять уцелевшей артиллерией. Англичане были поражены стойкостью немцев, регулярностью и быстротой залпов. В 16.00 Шпее в пылу боя успел просигналить Меркеру, что последний был прав, высказавшись против нападения на Фолклендские острова, и приказал «Гнейзенау» уходить, если он сможет. После этого адмирал повернул свой флагманский корабль и пошел на англичан. Уцелела только одна из четырех труб «Шарнхорста», он имел большой и все возрастающий крен на правый борт, его корма была охвачена пламенем. В 16.04, дав последний залп из носовой башни, он стал медленно переворачиваться, короткий промежуток времени пролежал на борту с вращающимися винтами и наконец скрылся под водой носом вперед.

Так как бой продолжался, британские крейсера не могли оказать помощь команде «Шарнхорста». К тому же вода была настолько холодна, что едва ли немецким морякам можно было чем-нибудь помочь, даже если бы рядом не было «Гнейзенау». Таков закон морской войны - сначала уничтожить противника и только после этого спасать людей. Конец «Гнейзенау» был не менее трагичен. Англичане уже вели спокойную размеренную стрельбу, напоминавшую прицельный огонь по мишеням. Вскоре одним из попаданий был поврежден рулевой привод, и «Гнейзенау» начал описывать циркуляции. Его сопротивляемость ужасающему огню была поразительна. Особенно надо отметить, что ни на одном из германских крейсеров не произошло взрыва боеприпасов. Около 17.30 он еще держался на воде в виде разбитого остова, большая часть его кочегарок была затоплена, все пушки, кроме одной, приведены в негодность, боезапас почти иссяк, на палубе бушевали пожары. Около 600 человек из команды «Гнейзенау» были убиты.

Англичане прекратили огонь и начали подходить к «Гнейзенау» медленно и осторожно, поскольку на нем все еще развевался германский военный флаг. В 17.40 оставшиеся в живых собрались на груде железного лома - все что осталось от надстроек и палубы германского крейсера. В тишине, наступившей после грохотов боя, прозвучало троекратное «ура» и корпус «Гнейзенау» стал опрокидываться на правый борт. Меркер отдал приказ открыть кингстоны и потопить корабль. «Гнейзенау» еще некоторое время лежал вверх килем, а затем исчез, погружаясь кормой вперед.

Хотя в южном полушарии стояло лето, вода в этом районе Атлантики сильно охлаждается айсбергами и холодными течениями, идущими от Антарктиды. Ее температура не превышала 6 градусов выше нуля. Из команды «Гнейзенау» не спасся ни один человек. Общие потери германской эскадры составили 2000 матросов и офицеров. В числе погибших были фон Шпее и один из его сыновей (другой погиб на «Нюрнберге») и оба командира германских броненосных крейсеров. Незадолго перед тем как «Гнейзенау» начал тонуть, погода изменилась - пошел мелкий дождь. Если бы он начался двумя-тремя часами раньше, возможно, германским крейсерам удалось бы ускользнуть. Данный факт показывает опасность промедления решительного удара, которое допустил английский адмирал. Как известно, Стэрди, начав погоню рано утром, в 11.00 отдал приказ замедлить ход и команде приступить к завтраку.

Что касается легких крейсеров, то англичане после погони, длившейся несколько часов, настигли и потопили «Лейпциг» и «Нюрнберг». «Дрездену» удалось ускользнуть. В конце концов он был застигнут двумя английскими крейсерами в уединенной бухте чилийского побережья и уничтожен. Но случилось это только 14 марта 1915 г. Легкий крейсер «Бристоль» и вооруженный пароход «Македония» получили приказ от Стэрди потопить транспорты, сопровождавшие эскадру фон Шпее. Английские корабли довольно быстро обнаружили два германских вспомогательных судна - «Баден» и «Санта-Изабель» - с грузом нефти, угля и различных припасов. Все это отлично пригодилось бы Стэрди, но старший из британских командиров ничего не доложил флагману и бездумно выполнил приказ, пустив ко дну оба этих ценных приза. Так неудачно кончился день, отмеченный крупным успехом англичан.

Впоследствии многие военно-морские историки будут утверждать, что бой у Фолклендских островов явился крупнейшей победой британского флота со времен Трафальгарского сражения. Наверное, оно стало последним сражением надводных кораблей XX века, больше всего напоминавшим времена Нельсона: его исход от начала до конца решила корабельная артиллерия, без использования торпед, морских мин, авиации или подводных лодок.

Морская владычица получила пощечину: в битве при Коронель немцы потопили британский флагман и крейсер, погибли 1654 моряка; что обидно, враг не понес потерь. Но Германия недолго смаковала победу: реванш состоялся 8 декабря 1914 г. у Фолклендских островов.

Эта морская битва (мировая война активно велась как на суше, так и на море) стала очередной схваткой в противостоянии мощного флота Германии и претендующей на господство Великобритании.

Найти и обезвредить

После потери двух броненосцев при Коронеле 1 ноября 1914 г. морское превосходство метрополии оказалось под большим вопросом. Теперь немецкие корабли могли спокойно расхаживать по южной Атлантике, угрожая торговым и военным суднам британцев.

Королевский флот получил ощутимый удар по престижу, уязвленные англичане жаждали возмездия. На поиски неприятеля отправились больше двух десятков броненосных крейсеров, кораблей разведки и транспортные судна. В воды южной Атлантики, к месту последней схватки, взяла курс эскадра под командованием Доветона Стэрди. Адмирала недолюбливали в ведомстве за тактические ошибки, в том числе при Коронеле, этот поход много значил для его дальнейшей карьеры. Еще одну экспедицию британское Адмиралтейство послало в Карибское море, чтобы перекрыть немцам проход по Панамскому каналу.

Незваные гости

Тем временем, германская эскадра вице-адмирала Максимилиана фон Шпее, выполнив свою недобрую миссию, решила прорываться домой через Атлантический океан. Под командованием Шпее находились два броненосных крейсера, три легких, а еще транспортные судна для перевозки угля и плавучий госпиталь. Перед дальней дорогой следовало немного подкрепиться, запастись углем и боеприпасами, поэтому немцы решили напасть на военно-морскую базу британцев Порт-Стенли, расположенную на Фолклендских островах.

Как сообщила разведка, в тот момент на базе и поблизости английских кораблей не наблюдалось, якобы британцы направились в Африку утихомиривать восстание буров. Немцы планировали напасть на радиостанцию и ограбить угольные склады. Кроме того, они намеревались взять в пленники губернатора Фолклендов – в качестве показательной порки за аналогичный случай на Самоа, где британцы произвели арест германского управляющего. Набег на Фолклендские острова казался удачной идеей, так как предполагалось, что порт охраняет лишь старый броненосный крейсер «Канопус». Но не тут-то было.

От рассвета до заката

Германские крейсеры добрались до Фолкленских островов ночью 8 декабря. На рассвете Шпее дал сигнал тревоги и прибавил ходу. Когда немцы увидели черные клубы дыма, они посчитали, что начался пожар на угольных складах. Но потом в гавани были замечены трубы, мачты, и тут стало ясно, что до буров британцы так и не доплыли.

Началась морская битва. Мировая война голодной пучиной поглощала новые жертвы. Первым огонь открыл старина «Канопус», участник недавней битвы при Коронеле. Крейсеры немцев «Гейзенау» и «Нюрнберг» от неожиданности включили задний ход. Это дало время эскадрам Стэрди и Стоддарта задать пару, позавтракать, и уж потом броситься в погоню за немцами. Опасаясь ловушки, Шпее развернул свои корабли, которые пустились бежать на все четыре стороны.

Стэрди отдал приказ преследовать разделившуюся эскадру и захватить ее до заката. Англичанам это не стоило большого труда, ведь их легкие крейсеры были куда более мобильными и могли развить высокую скорость, в отличие от тяжелых германских броненосцев.

Винить Максимилиана фон Шпее в трусости тоже не стоит. Отступление было единственно верным решением, так как после длительного путешествия запасы боеприпасов у немцев были на исходе. Их хватило бы на пару-тройку выстрелов, а потом крейсеры стали бы славной мишенью для кораблей метрополии.

Однако немцам не удалось выйти сухими из воды. Через пару часов англичане настигли и атаковали беглецов. Бой длился до вечера. Эскадры шли параллельным курсом, маневрируя по приказу капитанов. Грохотали выстрелы, многие из которых не достигали цели или не наносили серьезного урона противнику. Корабли были окутаны густым черным дымом, шедшим из труб угольных и нефтяных топок. Наконец, германские судна начали крениться, моряков ждала ледяная вода. В итоге большая часть кораблей немцев была повреждена, а те, что оставались на плаву в британцы потопили. Германский флот потерял 2110 моряков, в плен попало 212 человек.

Два главных британских крейсера «Инвизибл» и «Инфлексибл» пострадали от 15 точных выстрелов, один человек погиб, трое оказались ранены. Это были триумф англичан, долгожданная месть – блюдо, которое подают холодным.

Королевское спасибо

Британцы прошли через многие битвы Первой мировой войны, но именно Фолклендский бой они считают одним из самых ключевых сражений.

Итоги баталии имели большое значение и в дальнейшем отразились на положении Британии в каждом уголке мира. Царившее в обществе напряжение спало. Английские мероприятия, и военные, и торговые, в последствии шли без каких-либо помех. А на следующий день мы получили возможность отозвать десятки кораблей наших судов на родные просторы».

Победителей морской битвы – капитанов, офицеров, матросов – поздравил английский король Георг V. Сосланный в погоню за немцами Стэрди, положение которого было шатким в Адмиралтействе из-за предыдущих промахов, восстановил свои права на должность и получил титул барона.

Чем отличилась эта морская битва? Мировая война горько наказывает за ошибки в тактике каждого сражения. Надо признать, у Фолклендских островов мерялись силами корабли, неравные по классу. Англичане лидировали не только в скорости и броне, но и тяжести залпов, поэтому в газетах писали о «бое великанов и карликов». Британские историки порой ставили в вину Стэрди осторожность и перерасход боеприпасов, хотя другие битвы Первой мировой войны показывают, что его тактика была оправдана.

Фолклендский бой стал бесспорной стратегической победой англичан. После сокрушительного разгрома германский флот так и не сумел вернуть былую мощь. Лишь одному немецкому кораблю «Дрезден» удалось уцелеть и скрыться. Пик крейсерских баталий сошел на нет.

Британцы и немцы совершили немало тактических ошибок, которые могли изменить итоги боя, утверждают знатоки морских баталий. Однако у истории нет сослагательного наклонения. Не взирая на промахи, сражение у Фолклендских островов заслуженно включено в великие морские битвы Первой мировой войны.

В ночь с 7 на 8 декабря 1914, когда вице-адмирал Шпее начал атаку на базу Порт-Стэнли, "Nürnberg " и Gneisenau выдвинулись вперёд для разведки, где их поджидал неприятный сюрприз: капитаны судов увидели в гавани Порт-Стэнли мачты и трубы, что означало, что британцы ввели немцев в заблуждение своими радиопереговорами. Завидев два тяжёлых крейсера, оба немецких судна отступили назад. Шпее попытался отступить как можно скорее на восток, но адмирал Фредерик Доветон Стэрди начал погоню: линейный крейсер "Inflexible ", крейсера "Cornwall ", "Kent " и "Carnarwon ", а также лёгкие крейсера "Glasgow " и "Bristol " устремились за немцами. В 12:00 они открыли огонь по немцам. В 12 ч 45 мин "Inflexible " открыл огонь по заднему мателоту германского отряда, крейсеру "Leipzig ", находившемуся от него в расстоянии 17 000 ярдов (85 кб), 10-ю минутами позже начал стрелять и "Invincible ".


Крейсер "Kent " начал нагонять "Nürnberg " около 5 ч дня, когда последний открыл огонь из своих кормовых орудий. Форсируя ход, "Nürnberg " сжег два котла, и скорость его упала до 19 уз, тогда как "Kent " во время преследования развил до 25 уз - скорость, превышавшую предел, который был дан его машинами на приемных испытаниях в 1902 году (24,1 уз).

В 5 ч оба крейсера шли на SO при ветре WNW/3, легкой пасмурности и начинающемся дожде. "Kent " открыл огонь из передней башни (2 - 6" орудия) в 5 ч 10 мин, при расстоянии 11 000 (55 кб), употребляя снаряды с обычным зарядом. Когда расстояние между крейсерами уменьшилось до 6200 ярдов (5 ч 45 мин), "Nürnberg " повернул влево на 8 R и открыл огонь своим левым бортом, "Kent " также повернул влево, но лишь на 6 румбов и, продолжая сближаться и обгонять своего противника, к 6 ч дня уменьшил расстояние до 3000 ярдов (15 кб). Не выдержав сильнейшего огня своего противника "Nürnberg " стал отводить вправо (чтобы открыть огонь другим бортом), но "Kent " последовал за ним, стремясь сохранить дистанцию и накрыл их залпом всех своих орудий - два 152-мм снаряда, одновременно разорвавшихся на полубаке, смели носовую артиллерию и ее прислугу. В 6 ч 10 мин "Nürnberg " круто повернул влево, желая, по-видимому, таранить своего противника. Но ход последнего был больше, и он прошел у германского крейсера под носом, разошелся с ним на контргалсах, при расстоянии 4000 ярдов (20 кб) и, повернув на 16 R, продолжал бой левым бортом. Ход германского крейсера в это время сильно уменьшился, передняя мачта упала, на нем начался пожар, и огонь поддерживали только два орудия правого борта. В 6 ч 30 мин "Kent " снова повернул на обратный курс, так как расстояние быстро увеличивалось.

В 6 ч 36 мин "Nürnberg " перестал стрелять и остановился, имея большой крен (до 40 градусов) на правый борт и сильно сев кормой, из-под полубака и мостика вырывались громадные языки пламени, Kent также прекратил огонь, но через 10 мин, приблизившись почти вплотную, возобновил его, т. к. уже наступала темнота, а германский крейсер не спускал флага. Стрелявший с 5 ч 45 мин лиддитовыми бомбами, "Kent " теперь вернулся на общий боезапас, но "Nürnberg " уже не мог оправиться; пожар на нем разгорался, и в 6 ч 57 мин крейсер спустил флаг, а в 7 ч 27 мин лег на правый борт и затонул. Подходивший к нему с носа, "Kent " сейчас же спустил оставшиеся целыми шлюпки и до наступления полной темноты (9 ч веч.) поднял из воды всего 12 человек, в том числе 5 трупов. Прочие (315 офицеров и матросов) погибли в бою, ледяной воде или были заклеваны альбатросами. Офицеры "Kent " видели, как перед самым погружением в воду на корме крейсера несколько человек размахивали германским флагом. За время двухчасового боя корабль получил не менее 60 попаданий.

Крейсер затонул в точке с координатами 53°28s/55°04w, из экипажа крейсера погибли 327 человек, спаслись только 7.

Похожие публикации