Сколько лет прожил крылов. Иван крылов - биография, информация, личная жизнь


Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля (14 февраля н. с.) в Москве (точное место рождения неизвестно, но по приданию этим местом считается Москва) в семье бедного отставного армейского офицера.

Детство в биографии Крылова

Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Отец - Андрей Прохорович Крылов, умер в 1778 не оставив семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами.

Юность в биографии Крылова

Мать Крылова не сумела добиться пенсии после смерти мужа, поэтому в 1782 году приняла решение переехать в Петербург и хлопотать о пенсии там. В Петербурге для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же этот переезд дал Ивану возможность заниматься литературным трудом. С 1786 по 1788 год Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Благодаря этим произведениям имя молодого драматурга стало постепенно приобретать известность в литературных кругах Петербурга.


Работа в Казенной палате Крылова не устраивает и в 1787 году он добивается места в горной экспедиции Кабинета ее Императорского Величества.


В 1789, в типографии И.Г. Рахманинова и при его финансировании, Крылов начинает издавать ежемесячный сатирический журнал "Почта Духов". Правда, из за своей радикальной направленности журналу было суждено просуществовать всего 8 месяцев.


В 1792 году Крылов совместно с друзьями открывает типографию и начинает выпускать новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики.


Летом 1790 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.


С 1791 по 1801 год Крылов делает перерыв в журналистской деятельности, но сочинять не перестает, хотя и изредка появляется в печати. В это время он скитается по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине.

Зрелость в биографии Крылова

После смерти Екатерины II Иван Андреевич поступает на службу к князю Голицину в качестве личного секретаря и учителя его детей.


Осенью 1803 года Крылов уезжает из Риги к брату в Серпухов. И в 1806 возвращается в Санкт-Петербург.


В 1808-1810 работает в Монетном департаменте.


В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова. В этом же году баллотируется в Российскую академию. И в 1811 году его избирают в члены Российской академии.


1812-1841 - работает в Публичной библиотеке.


9 ноября (21 н.с.) Заканчивается биография Крылова в 1844 году в возрасте 75 лет. Крылов скончался и был похоронен в Петербурге.



Крылов иван андреевич

Прославлен в веках как писатель, и почти неизвестен как человек – это кратко о биографии Крылова.

Гениальный сатирик и один из талантливейших литераторов своего времени, чья художественная мысль доступна даже для детей.

Пришедший к всероссийской известности из бесславия и нищеты, Иван Андреевич кроме литературного наследия не оставил почти никаких личных документов.

Информацию о событиях жизни и характере биографам пришлось восстанавливать по воспоминаниям друзей и знакомых знаменитого москвича.

И. А. Крылов – русский писатель и баснописец

Прославил сына бедного армейского офицера малый жанр басни. О человеке это говорит многое.

Об умении схватывать самую суть сложных моральных вопросов и современных исторических проблем и представлять это в доступной форме с меткостью и юмором, иногда с ехидной сатирой.

Небольшой размер произведения требует высочайшей концентрированности языка, продуманности системы образов и художественно-выразительных средств. Зная о подобных нюансах, только удивляешься, сколько всего басен написал Крылов: 236!

Список сборников, выпущенных при жизни, насчитывает 9 изданий – и все расходились на ура.

Однако шел он к форме долго и начинал с высокой драмы. Отвечая на вопрос, когда Крылов написал первую пьесу, биографы дают приблизительный ответ — в 1785-м году. Ведь трагедия «Клеопатра» не сохранилась. Но уже по названию можно понять, что молодой автор пытался творить в рамках классицизма.

Однако именно в последующих комедиях поклонники крыловского творчества находят присущие ему смелость мысли, меткость выражения, чуткость к родному языку и ощущение потенциала именно русской национальной культуры.

Краткая биография Ивана Андреевича Крылова

Годы жизни литератора охватывают период в 75 лет. И хотя место рождения писателя остается предполагаемым, год установлен точно – 1769. Приведем только самые важные события.

Отец и мать

Родился будущий литератор в семье бедного армейского офицера Андрея Прохоровича, который выслужился в чин своими силами и способностями, без связей. Военнослужащий был организатором обороны Яицка от пугачевцев, и впоследствии анонимно опубликовал рассказ об этом в «Отечественных записках».

Первенец появился в семье в годы жизни в столице, Троицке или Заволжье – остается только предполагать. Уже в 10 лет маленький Иван, проживающий тогда с родителями в Твери, потерял отца – тот умер и оставил в полнейшей нищете сына и вдову.

Мать великого русского писателя Мария Алексеевна была женщиной малообразованной, возможно, даже неграмотной. Но энергичной, предприимчивой, умной и любящей своих детей. В отличие от мужа, чтением книг не увлекалась, но занятия сына с ними всячески поощряла.

Детские годы

Сведения о детстве крайне скудны. Малолетним ребенком проживал в Яицке, во время Пугачевского бунта мать отвезла его в Оренбург, после семья переехала в Тверь. Отец привил будущему знаменитому писателю любовь к книгам и интерес к литературе.

После смерти отца юноша начал работать в земском суде Калязина, позднее перевелся в Тверской магистрат.

Образование

Домашнее и бессистемное: ни гимназии, ни домашнего учителя, ни духовной семинарии или муниципальной школы. В годы проживания в Твери Иван Крылов, потерявший отца, из милости учился с детьми местной влиятельной и состоятельной семьи Львовых.

В 1783 году благодетели переехали в Санкт-Петербург, забрав с собой Ивана Андреевича. Тот поступил на службу в местную Казенную палату, параллельно много читая и занимаясь науками самостоятельно.

В итоге выучился играть на скрипке, проявил большую одаренность в математике, освоил французский, итальянский и немецкий языки – достаточно для глубокого знакомства с мировой классической литературой.

Из судьбоносных встреч, указывающих на будущее блестящего писателя, этого периода жизни известны только две. У Львовых Крылов познакомился с известным драматургом-классицистом Яковом Борисовичем Княжниным и великим поэтом Гавриилом Романовичем Державиным.

Творческий путь Крылова

Писателю пришлось долго искать себя, отдавая дань моде на классицизм (создавая высокие трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и комедии «Кофейница», «Сочинитель в прихожей» и др.).

Молодой писатель чувствовал дыхание времени. Русская литература от подражания европейским образцам обращалась к самой себе: языку, темам, культурным обычаям.

Издателем Крылов работал над журналом «Почта духов». Одна из рубрик была посвящена переписке эльфов, высмеивающих между собой нравы екатерининского просвещенного абсолютизма. В 1790 цензура запретила издание (правительство везде видело угрозу Французской революции). Следующие журналы «Зритель» и «Меркурий» постигла та же участь, хотя редактор в них несколько сбавил тон.

В 1794 году Иван Андреевич вынужден был покинуть северную столицу и переехать в Москву, через год его попросили и оттуда. Опальный молодой автор тяжело переживал общественную и литературную блокаду. Приют и поддержку нашел в семье генерала Сергея Фёдоровича Голицына, также впавшего в немилость. Он работал секретарем главы семейства и занимался образованием детей, а написал за эти годы лишь пару стихотворений и несколько рассказов.

После прихода к власти Александра Первого, на заре 17 века, Иван Андреевич вернулся в Москву и снова начал творить. Да с таким запалом, что цензура наложила вето на издание комедии «Подщипа или Триумф» – а рукописи ходили по всей России.

Автор смело высмеял чуждую русской политической жизни высоту классицистского Триумфа и Подщипу – мол, русский писатель уже перерос патриархальность. Последующие пьесы «Пирог» и «Модная лавка» поставлены на сцене и надолго вошли в театральный репертуар.

В 1805 году свет увидели басни «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», а четыре года спустя – первый сборник. Это стало событием, о чем свидетельствует полемика вокруг творчества Крылова в «Вестнике Европы».

Признанный гений поэт В. А. Жуковский упрекал баснописца в грубости выражений, модный и идущий собственным путем А. С. Пушкин – видит в них заслугу скрывающегося за псевдонимом (первые басни испытавший на себе немилость власть имущих Крылов подписывал Нави Волырк).

Именно простецкий язык делает эти произведения уникальными не только для жанра, но и для всей русской поэзии вообще.

Басни разошлись на цитаты не только в России: двухтомник издан в Париже, их переводят на итальянский. Международная популярность объясняется и самим жанром – древним, активно использующим общие для многих европейских народов аллегории и символы, сюжеты и темы.

Русский писатель мог заимствовать образ своего итальянского или французского предшественника – и они у него говорят и думают как современные русские люди. Именно говорят: речь басен жива и естественна, почти свободно разговорная. Крылов смог найти свой уникальный крылатый язык метких выражений.

Ивана Андреевича при жизни почитали корифеем. Однако наученный опытом, он предпочитал жить в тени – не участвовать в политических и литературных спорах, не выезжать в свет, отговариваться от внимания журналистов ленью и рассеянностью, в одежде и манерах проявлял чудаковатость и небрежность, всему предпочитал сытный ужин и любил перекинуться в карты. Поэтому о жизни и творчестве Крылова порождено много домыслов – он стал постоянным героем анекдотов.

Этому образу противоречит дружба с А. С. Пушкиным, похоже глубокая: только с «дедушкой» простился великий поэт, уже смертельно раненный на дуэли. Интересный факт из биографии Крылова — уже будучи глубоким старцем, поэт изучил древнегреческий.

Личная жизнь

И. А. Крылов не был официально женат. Однако биографы считают, что его фактической женой была экономка Фенюшка, родившая ему дочь Сашу. Ребенок жил в крыловском доме как крестница. Можно понять, почему писатель так официально и не признал собственного ребенка и не женился на его матери.

Фенюшка была из простых, по духу – близкая и родная. Однако свет не простил бы «дедушке русской словесности» мезальянса. И не важно, что сам он был родом из небогатой и неродовитой семьи. Целующий ручку императрице не мог целовать рук безродной домработницы.

Однако похоже, что своих жену и дочь Иван Андреевич очень любил. Сашу отправил в пансион, обеспечил ей приданое, не отдалил от себя после смерти жены и выдал замуж за вполне достойного человека. После смерти все свое состояние и права передал Сашиному мужу, чье происхождение не позволяло оспорить завещание и лишить дочку наследства.

Последние годы жизни и смерть

Был обласкан вниманием царской семьи. Получал пенсию, был награжден правительственным орденом и чином статского советника.

Семидесятилетие Крылова отмечали всей страной.

Он умер от тяжелой пневмонии в доме своей дочери - для всех крестницы в Петербурге в 1844 году.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Писателя отличала странная любовь к наблюдению за пожарищами. Ходили легенды о нем как о великом чревоугоднике. Говорили даже, что умер он, объевшись блинов. Позировал очень многим художникам, минимум три портрета принадлежат перу известных живописцев тех времен.

Известные басни и произведения Ивана Крылова

Самые известные выделить трудно. Но, наверное, каждый читатель сможет вспомнить хотя бы строчку из басен «Стрекоза и муравей», «Басня о вороне и лисице» или «Лебедь, щука и рак».

А ведь последняя, например, была глубоко личным отзывом писателя на политические события его времени – несогласованность союзников в войне против Наполеона (по другой версии – конфликты в Государственном совете).

Но волшебство жанра и необыкновенный талант автора сделали произведение басней на все времена. В творчестве Ивана Андреевича таких творений много и читать их – истинное удовольствие.

Заключение

К коротким аллегорическим стихам, несущим дидактический смысл, обращались в России многие писатели. В том числе А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой , Д. Бедный и С. Михалков.

Но никого не звали после Крылова лучшим баснописцем. Читая крыловские басни, сравнивая их с предшествующими и последующими, понимаешь и даже чувствуешь, почему.

Знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1768 г. (по другим известиям – 1769 г.) в Москве. Отец Крылова, бедный армейский офицер, в 1772 г. с редким мужеством отстоял от нападения пугачевцев Яицкий городок, а после усмирения пугачёвского бунта , обойденный наградами, перешел на гражданскую службу, переселился в Тверь, где и умер в 1778 г., оставив вдову с двумя малолетними сыновьями без всяких средств к существованию. Будущему баснописцу рано пришлось познакомиться с тяжелой стороной жизни. Тотчас после смерти отца Иван Крылов был определен подканцеляристом в тверской губернский магистрат, а в 1783 г. перешел на службу в Петербург, в казенную палату «приказным служителем». Никакого систематического образования Крылов не получил и развитием своим был обязан главным образом своей необычайной даровитости. Между прочим, он был хорошим музыкантом. 15-ти лет отроду он написал комическую оперу, т. е. комедию с куплетами для пения – «Кофейницу», напечатанную уже после его смерти. В этом произведении, которое, по мнению профессора Кирпичникова, было для того времени явлением незаурядным, особенно замечателен язык, изобилующий народными оборотами и поговорками. По преданию, Крылов с детства любил толкаться среди простого народа и хорошо узнал его быт и характер.

Портрет Ивана Андреевича Крылова. Художник К. Брюллов, 1839

Приезд Крылова в Петербург совпадает по времени с открытием там общедоступного театра. Крылов знакомится с Дмитревским и другими актерами и несколько лет живет преимущественно интересами театра. 18-летним юношей, в том возрасте, когда иные только начинают служебную карьеру, Иван Андреевич Крылов выходит в отставку и отдается литературной деятельности, на первых порах не очень удачной. Его ложноклассическая трагедия «Филомела» интересна только некоторыми проблесками свободомыслия автора, в литературном же отношении крайне слаба. Его комедии («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», «Американцы») тоже еще не обнаружили его дарований. Первые басни Крылова были напечатаны (некоторые без подписи) в журнале Рахманинова «Утренние часы» в 1788 г. и прошли незамеченными («Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осел» и др.); они значительно уступают позднейшим. Пожалуй, больше едкости, силы и сарказма находим мы в письмах памфлетах Крылова, направленных против важных лиц, задевших его самолюбие: известного писателя Княжнина и стоявшего во главе управления театром Соймонова. Это якобы оправдательные письма, с формальной стороны к ним почти нельзя придраться, но они дышат иронией, которая граничит с издевательством; самое размещение слов имеет целью оскорбить. Например, в письме к Соймонову Крылов пишет: «И последний подлец, каков только может быть, Ваше Превосходительство, огорчился бы» и т. д.

В 1789 г. Крылов вместе с Рахманиновым берется за издание «Почты духов», журнала, пытавшегося возродить серьезную сатиру новиковских журналов. Повествовательная форма удавалась Крылову больше, чем драматическая; в журнальных статьях Крылова много задора и сарказма, но журнал все же успеха не имел и в августе того же года прекратился. В 1792 г. Крылов с группой лиц издает другой журнал – «Зритель», а в 1793 г. (вместе с Клушиным) «Санкт-Петербургский Меркурий». В «Зрителе» помещены были самые сильные и глубокие по общественному смыслу из прозаических статей Ивана Андреевича Крылова: повесть «Каиб» и «Похвальная речь моему дедушке», необычайно смелое для того времени (статья появилась через два года после дела Радищева) обличение помещичьего самодурства.

Баснописец Иван Андреевич Крылов

Обескуражил ли Крылова неуспех его журналов в публике или начались, как предполагают некоторые, притеснения со стороны правительства, но только около середины 1793 г. Крылов на несколько лет прекращает всякую литературную деятельность и сам до 1806 г. исчезает из столицы. О том, как и где провел он это время, дошло до нас мало точных сведений. Жил он у разных вельмож, дольше всего у Голицына, в его имениях (в Саратовской и Киевской губерниях) и в Риге. Одно время Крылов ездил по ярмаркам, предаваясь картежной игре. К 1800 г. относится его шуто-трагедия «Трумф», поставленная на домашнем спектакле у князя Голицына. Не дошла до нас целиком комедия этого же периода «Лентяй», где дан прототип Обломова , судя по дошедшим отрывкам, может быть, лучшая из всех его комедий.

В 1806 г. в журнале Шаликова «Московский зритель» появились с рекомендацией И. И. Дмитриева переведенные Крыловым из Лафонтена басни «Дуб и трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». В том же году Крылов возвращается в Санкт-Петербург, ставит здесь комедии «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807), направленные против французомании и имевшие большой успех, так как попали в тон настроению общества, охваченного, в связи с наполеоновскими войнами, национальным чувством. В 1809 г. Иван Андреевич Крылов выпускает первое издание своих басен (числом 23), сразу становится знаменитостью и с тех пор, кроме басен, ничего уже более не пишет. Прерванная им на долгие годы служба также возобновляется и идет очень успешно, сначала в Монетном департаменте (1808 – 1810), затем (1812 – 1841) в Императорской Публичной Библиотеке. В этот период Крылов производит впечатление человека угомонившегося: от юношеской несдержанности, беспокойного честолюбия и предприимчивости не осталось и следа; характерными теперь для него являются нежелание ссориться с людьми, благодушная ирония, невозмутимое спокойствие и все возраставшая с годами лень. С 1836 г. он не писал уже и басен. В 1838 г. был торжественно отпразднован 50-летний юбилей его литературной деятельности. Крылов умер 9 ноября 1844 г.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову. Скульптор П. Клодт. Петербург, Летний сад

Всего Крыловом было написано более 200 басен. Самые известные из них – «Квартет », «Ворона и Лисица », «Стрекоза и Муравей », «Ларчик », «Волк на псарне », «Волк и Журавль », «Кот и Повар », «Лебедь, Щука и Рак », «Свинья под Дубом », «Слон и Моська », «Разборчивая невеста » и др. Большинство басен Крылова обличает общечеловеческие недостатки, другие имеют в виду русскую жизнь (басни о воспитании, о плохой администрации, исторические); некоторые («Троеженец», «Рыцарь») не имеют ни аллегории, ни нравоучения и являются, в сущности, просто анекдотами.

Главнейшие достоинства басен Крылова – их народность и художественность. Крылов является превосходным изобразителем животных; в изображении русских мужиков он счастливо избег карикатурности. Недосягаемым мастером кажется он и в передаче всякого рода движений, к этому надо присоединить мастерство диалога, комизм, необычайно богатый оттенками, наконец, нравоучения, нередко меткостью напоминающие пословицы. Масса крыловских выражений вошла в наш разговорный язык.

Иногда высказывалось мнение, что басни Крылова, проповедуя якобы сухой эгоизм («ты все пела – это дело: так поди же – попляши! »), недоверчивое, подозрительное отношение к людям («Роща и огонь»), указывая на опасности, связанные зачастую со свободой мысли и мнения («Водолазы», «Сочинитель и разбойник») и свободы политической («Конь и всадник»), – низменны по своей морали. Мнение это основано на недоразумении. У Ивана Андреевича Крылова есть и басни, по своим идеям довольно смелые для того времени («Мирская сходка», «Листы и корни »); некоторые из них вызывали цензурные затруднения («Рыбьи пляски» – в первой редакции; «Вельможа»). Человек громадного природного ума, Крылов никогда не мог стать проповедником умственной лени и застоя («Пруд и река»). У него, кажется, нет больших врагов на свете, как глупость, невежество и самодовольное ничтожество («Музыканты », «Бритвы», «Слон на воеводстве » и т. д.); преследует он и излишнее мудрствование («Ларчик ») и бесплодное теоретизирование («Огородник и философ»), потому что видит и тут замаскированную глупость. Иногда сравнивают мораль, крыловских басен с моралью пословиц, но не следует забывать, что Крылов совершенно чужд цинизма и грубости, нередких в русских пословицах («Не обманешь – не продашь», «Бей бабу молотом» и т. д.). Есть у Крылова и басни с возвышенной моралью («Лань и дервиш», «Орел и пчела»), и не случайно эти басни одни из самых слабых. Требовать непременно возвышенной морали от басен – значит совершенно не понимать самой сущности этого литературного вида. Воспитанный XVIII веком, еще со времен Кантемира полюбившим идеал «золотой середины», Крылов является в баснях противником всякого рода крайностей, и мораль его, не удовлетворяя высших запросов развитой и чуткой совести, при всей своей несложности, всегда ценна.

Вряд ли можно указать в русской литературе другого писателя, который был бы так общепонятен и общедоступен, как Иван Андреевич Крылов. Его басни еще при жизни автора разошлись почти в 80 тысячах экземпляров, – явление совершенно небывалое в тогдашней литературе. Крылов, несомненно, был популярнее всех своих современников, не исключая даже

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – русский поэт, автор более 200 басен, публицист, занимался издательством сатирико-просветительских журналов.

Детство

Отец, Крылов Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Когда усмиряли пугачёвский бунт в 1772 году, он состоял на службе в драгунском полку и проявил себя героем, но никаких чинов и медалей за это не получил. Наукам особо отец не обучался, но писать и читать умел. Выйдя в отставку, он был переведён на государственную службу в должность председателя магистрата Твери. Хорошего дохода такая служба не приносила, поэтому семья жила очень бедно.

Мама поэта, Крылова Мария Алексеевна, рано осталась вдовой. Муж умер на 42-ом году жизни, старшему сыну Ивану было только 9 лет. После смерти главы семейства жизнь Крыловых стала ещё беднее. Ранние детские годы Ивана прошли в разъездах, так как по долгу отцовской службы семья очень часто переезжала.

Образование

У Ивана Крылова не было возможности получать хорошее образование. Когда он был маленьким, отец научил его читать. Сам старший Крылов чтение очень любил и оставил в наследство сыну большой сундук, полный книжек.

Рядом проживали состоятельные соседи, разрешившие мальчику присутствовать на уроках французского языка, который преподавали их детям. Так Иван постепенно выучил иностранный язык. В общем, всё своё образование Крылов получил в основном только за счёт того, что очень много читал.

А вот, что его сильно привлекало в подростковом возрасте, – так это шумные ярмарки и кулачные бои, торговые площади и народные сборища, он любил потолкаться среди люда простого и послушать, о чём они речи ведут. Одно время он даже принимал участие в уличных боях, которые назывались «стенка на стенку», сам парень был очень крепким и рослым, поэтому зачастую выходил победителем.

Трудовая деятельность

Ввиду того, что семья испытывала нужду, Крылов очень рано начал работать. В 1777 году его взяли в магистрат Твери, где до смерти служил отец, на должность подканцеляриста. Платили там копейки, но так семья, по крайней мере, не умирала с голода.

В 1782 году мать с сыновьями переехала в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать о пенсии. Здесь Иван устроился на работу в казённую палату с жалованием 80-90 рублей.

В 1788 году умерла мать, и на Крылова полностью легли обязанности по воспитанию младшего брата Льва. Иван Андреевич всю жизнь потом заботился о нём, как о родном сыне. Работа в казённой палате перестала устраивать Крылова и он перешёл трудиться в Кабинет Её Величества (это было учреждение типа личной канцелярии Императрицы).

Литературная деятельность

В 1784 году Крылов написал своё первое произведение – оперное либретто «Кофейница». В последующие два года он сочинил ещё две трагедии «Клеопатра» и «Филомела», затем последовали комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Так молодой драматург стал близко сотрудничать с театральным комитетом, получив при этом даровой билет.

Следующая комедия «Проказники» отличалась от двух предыдущих, она уже была по-новому смелой, живой и остроумной.

В 1788 году в журнале «Утренние часы» были напечатаны первые басни Крылова. Едкие и полные сарказма одобрения у читателей и критиков они не получили.

Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов:

  • «Почта духов»;
  • «Зритель»;
  • «Санкт-Петербургский Меркурий».

В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.

Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.

К активной литературной деятельности Крылов вернулся в 1806 году. Он приехал в Санкт-Петербург, где поставил одну за другой две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», имевшие огромный успех.

А в 1809 году начался взлёт Крылова как баснописца. Первый сборник его басен включал в себя 23 произведения, среди них знаменитая «Слон и Моська». Книга оказалась весьма популярной, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.

Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.

Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность. Каждому ребёнку известны такие его произведения:

  • «Волк и Ягнёнок»;
  • «Ворона и Лисица»;
  • «Стрекоза и Муравей»;
  • «Лебедь, Рак и Щука»;
  • «Мартышка и очки»;
  • «Квартет».

Многие выражения из его басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми.

Последние годы жизни

В последние годы своей жизни Крылов был на хорошем счету у царской власти, получил должность статского советника и имел предостаточное пенсионное пособие. Он разленился, не стеснялся слыть неряхой и обжорой. Можно сказать, что весь его талант под конец жизни растворился в гурманстве и лени.

Официально Крылов не был никогда женат, но его современники утверждали, что он жил в гражданском браке со своей кухаркой Феней, и от него она родила дочь Сашу. Когда Феня умерла, Саша жила в доме Крылова, потом он выдал её замуж, нянчил детишек и после смерти всё своё состояние отписал Сашиному мужу.

9.11.1844 (22.11). - Умер баснописец Иван Андреевич Крылов

"Дедушка Крылов"

Портрет работы К.П. Брюллова

Иван Андреевич Крылов (2.2.1768–9.11.1844) – знаменитый баснописец и переводчик, драматург, журналист. Родился в Москве в бедной семье армейского офицера, переведенного вскоре в Оренбург, где семья проживала, пока мальчику не исполнилось 8 лет. В 1775 г. отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери. Учился с детьми помещика, у которого прислуживал, овладел французским, немецким, итальянским и другими языками. После смерти отца (1778) перехал в 1782 г. с матерью в Петербург, служил писцом в казенной палате, познакомился с , оказавшим покровительство молодому литератору. Крылов начал литературную деятельность как драматург, но, разочаровавшись в надежде увидеть свои пьесы на сцене, в 1789 г. стал издавать журнал "Почта духов", в котором выступил продолжателем сатирических традиций Н.И. Новикова и .

С 1795 г. периодически жил в разных городах, в том числе в Москве, где занялся переводами басен Лафонтена; в 1809 г. отдельным изданием вышли 23 переведенные им басни, украшенные русским колоритом, после чего его слава стала быстро расти. Написал несколько комедий, в частности высмеивавших дворянскую франкоманию и также имевших успех. Помимо переводных басен, точнее – переложений, Крылов стал сочинять собственные сюжеты, например, о войне 1812 г. – "Волк на псарне", "Ворона и курица" и др. Легкость и меткость народного языка сделали Крылова "истинно народным поэтом" (по выражению ). Строки Крылова стали пословицами, крылатыми словами. Он стал героем многочисленных анекдотов и легенд и, прозванный "дедушкой Крыловым", слился в сознании современников со своими баснями, которые охарактеризовал как "поэтические уроки мудрости".

В 1838 г. Крылов первым из русских писателей, причем не знатного происхождения, удостоился торжественного чествования 50-летия своей писательской деятельности. По приказу была выпущена специальная медаль в его честь. Все эти годы (1812–1841) уже знаменитый Крылов служил в Публичной библиотеке, много сделав для организации ее русского отдела.

Похожие публикации